Реализация жилищных гарантий сирот в Москве 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реализация жилищных гарантий сирот в Москве 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ. Однако общие нормы установлены на федеральном уровне. В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

Жизнь в своей квартире: как получают жилье московские сироты

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.

В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  • Подготовить перечень документов.
  • Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  • Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.

Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:

  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.

Как правило, органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства. Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению. В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.

Наиболее существенными из них являются:

  • Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  • Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  • Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  • Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Утвердить прилагаемый график выпуска и распределения в 2021 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в отношении категорий граждан, государственные обязательства по обеспечению жильем которых установлены федеральным законодательством.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
Категории граждан Всего В том числе I квартал
размер социальной выплаты (тыс. рублей) количество сертификатов (штук)* размер социальной выплаты (тыс. рублей) количество сертификатов (штук)*
Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица 1397912,5 476 1397912,5 476
Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, участники ликвидации последствий таких аварий и приравненные к ним лица 2751597 1011 2751597 1011
Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами 4260248,6 1473 4260248,6 1473
Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 4505124 1875 4505124 1875
Граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований 458855,7 206 458855,7 206
Граждане, подлежащие переселению с территории комплекса «Байконур» 1358640 522 1358640 522
Всего 14732377,8 5563 14732377,8 5563

Льготы для детей-сирот в России

Субъект Российской Федерации Размер социальной выплаты (тыс. рублей) Количество сертификатов (штук)*
Республика Башкортостан 1622,8 1
Республика Бурятия 2375,1 1
Республика Дагестан 35219,4 11
Республика Ингушетия 2639108,4 881
Республика Мордовия 1622,8 1
Республика Северная Осетия — Алания 1363926,8 487
Республика Татарстан 3245,5 2
Краснодарский край 11520,5 4
Красноярский край 1866,2 1
Ставропольский край 15777,4 7
Астраханская область 1622,8 1
Белгородская область 5163,2 2
Брянская область 2655,4 1
Волгоградская область 10660,9 5
Воронежская область 9322,5 6
Калининградская область 6977,7 3
Кемеровская область — Кузбасс 2920,9 1
Костромская область 4868,2 3
Курская область 5900,8 3
Липецкая область 1622,8 1
Московская область 5664,8 2
Новгородская область 1622,8 1
Новосибирская область 6815,4 2
Оренбургская область 4720,7 2
Орловская область 2065,3 1
Ростовская область 2065,3 1
Рязанская область 2655,4 1
Самарская область 18883,5 8
Саратовская область 3245,5 2
Свердловская область 1866,2 1
Ульяновская область 1622,8 1
Город Москва 5310,7 1
Город Санкт-Петербург 70355,1 25
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 5355 3
Всего 4260248,6 1473

Правительство РФ составило график выпуска и распределения в 2021 г. государственных жилищных сертификатов. Они позволяют получить средства из бюджета на покупку жилья. Сумма субсидии может зависеть от величины норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по стране и норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

Указаны размеры соцвыплат.

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 326-ФЗ)

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ)

3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Пункты 5, 6 статьи 6, пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

21 декабря 1996 года.

Какие выплаты положены сиротам в 2021 году

Сиротами являются несовершеннолетние дети, у которых умерли родители или единственный родитель. Государство берет на себя задачу по поддержке таких детей и обеспечивает им социальные пособия и пенсии.

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся несовершеннолетние, родители которых:

  • лишены или ограничены в правах;
  • признаны отсутствующими, недееспособными или умершими;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы или находятся под стражей по подозрению в совершении преступления;
  • не занимаются воспитанием ребенка;
  • отказываются забрать детей из социальных учреждений;
  • неизвестны в принципе.

Выплаты и льготы положены также молодым людям от 18 до 23 лет, которые потеряли своих родителей в детстве. В материале мы расскажем о выплатах, которые положены сиротам, детям без попечения родителей и молодым людям до 23 лет из данной категории.

Выплаты сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулируют федеральные и региональные акты. Среди федеральных источников:

  • ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  • ст. 34.1 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»
  • ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  • ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
  • Приказ Минздравсоцразвития «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Региональные нормативные акты, которые регулируют вопросы выплат сиротам, вы сможете найти на сайте вашего регионального правительства или в органах соц.защиты.

Сирота имеет право на социальную пенсию по потере кормильца, если единственный или оба родителя умерли до его совершеннолетия. Пенсия начисляется сироте до 18 лет. После ее продлят до 23 лет, если ребенок поступает на очную форму обучения в Ссуз или ВУЗ.

Размер такой пенсии зависит от трудового стажа родителей ребенка, региональной доплаты, которая назначается, когда размер пенсии ниже прожиточного минимума в регионе. Обычно размер пенсии по потере кормильца равен прожиточному минимуму пенсионера в регионе. По своему усмотрению регион может увеличить эту пенсию. Актуальный размер социальной пенсии для субъекта РФ можно узнать на сайте ПФР.

Трудовая пенсия назначается сироте, если его родители имели трудовой стаж. Именно на его основе рассчитывается размер такой пенсии. Если родители не работали, сироте выплачивается социальная пенсия.

Обращаться за пенсией по потере кормильца необходимо в территориальное отделение Пенсионного фонда. Обратиться за ней лучше в первый год после смерти родителя. Тогда вам выплатят средства за весь период с момента смерти родственника.

Сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, должны иметь постоянную регистрацию по месту обращения за выплатами. Супруги-сироты могут претендовать на ежемесячные выплаты, если их брак зарегистрирован официально и они имеют постоянную регистрацию по месту обращения за материальной помощью. Кроме того, они должны быть студентами очной формы обучения.

Как изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот – разъяснения прокуратуры

На федеральные выплаты могут рассчитывать усыновители, опекуны, приемные родители и попечители ребенка. Государство предоставляет им единовременную выплату после принятия ребенка в семью. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в 2021 году выплачивается в размере 18 886, 32 рубля.

При усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, в 2021 году пособие составит 144 306,88 рубля.

Опекуны также имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 40% от среднего заработка. Оформить выплаты можно в органах соцзащиты или МФЦ. Решение о выплатах принимают в течение десяти рабочих дней с момента заявления.

О льготах, которые положены сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мы расскажем в наших следующих материалах.

  • Преференции в области образования
  • Обеспечение жильем
  • Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг
  • Трудовые льготы
  • Пенсионные выплаты
  • Господдержка в области медицины
  • Выплаты для детей-сирот
  • Выплаты для опекунов и усыновителей
  • Другие льготы
При устройстве на работу 79 416 Р
При выпуске из сузов и вузов 79 416 Р
После выпуска из спецучреждений для сирот 24 000 Р
Когда завершается патронатное воспитание или попечительство или ребенок уходит из приемной семьи после 18 лет 24 000 Р
При зачислении в суз или вуз 20 639 Р
Обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом они должны состоять в браке с такими же лицами 3000 Р в месяц
Выпускникам образовательных учреждений 89 335 Р
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет самостоятельно 25 266,97 Р — мальчикам,
27 111,52 Р — девочкам
Если ребенок поступил в вуз или суз и живет в общежитии 19 794,02 Р — мальчикам,
21 638,58 Р — девочкам
За поступление в вуз или суз 8932 Р

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Более 650 детей-сирот обеспечат квартирами в Подмосковье в 2021 году

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

ОНФ предлагает включить в национальный проект «Жилье и городская среда» целевой показатель по обеспечению жильем всех детей-сирот. Это, как заявила руководитель департамента приоритетных проектов и стратегических инициатив ОНФ, член Общественной палаты Юлия Зимова, должно позволить ускорить исполнение обязательств перед сиротами, а также предусмотреть федеральное софинансирование большего размера.

Также среди предлагаемых мер — предусмотреть льготную ипотеку под 2-6% годовых для детей-сирот, которые воспользуются жилищными сертификатами. В феврале 2020 года соответствующий законопроект внесло в Госдуму правительство России. Сиротам предложили выплачивать 1 млн 487 тыс. руб., на эти средства они смогут самостоятельно приобрести жилье.

В ОНФ предлагают распространить действие таких сертификатов не только на регион проживания гражданина, но и по всей стране.

В пресс-службе вице-премьера Татьяны Голиковой подтвердили, что инициатива ОНФ находится на рассмотрении. Заместитель председателя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Сергей Пахомов заявил, что льготная ипотека станет актуальной мерой поддержки. В Счетной палате, в свою очередь, сообщили, что палата поддержит все предложения, которые направлены на уменьшение и ликвидацию долга государства перед сиротами.

44-ФЗ

Номер извещения

0851200000621002195

Уникальный номер закупки

0851200000621002195

Счетная палата померила сиротские метры

Отсутствуют

Отсутствуют

Документация лота

Нет прикрепленных документов

После приемки квартиры нужно подписать акт. Утвержденной или унифицированной формы у этого документа нет. Нужно отразить, что:

  1. Одна сторона передает в собственность, а другая сторона — принимает объект недвижимости.
  2. Стороны претензий не имеют.
  3. Обязательства выполнены в срок и в порядке, который закреплен в госконтракте.

Акт приема-передачи объекта — это непосредственная гарантия исполнения сторонами обязательств, прописанных в госконтракте.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Как получить квартиру сироте в 2020 году? Норма социальной поддержки в форме недвижимости гражданину со статусом «сирота» носит заявительный характер. Для постановки на учет необходимо подать заявление в отдел по социальной защите населения местной администрации, специалисту по опеке.

К нему прилагается:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • основание по полученному статусу;
  • данные на близких родственников – супруга, дети (при их наличии);
  • справка о том, что у заявителя отсутствует недвижимость.

Квартиры сиротам по закону выдаются на условиях социального найма по договору, который ограничен сроком действия на 5 лет. Эта мера направлена на исключение возможности продать объект, обменять или сдать в аренду. Она повышает надежность сохранения права пользования помещением именно сиротой. По истечении указанного времени недвижимость можно оформить в бессрочное пользование.

Дают квартиры сиротам по месту прописки.

Справка! Надзорным и контролирующим органом за соблюдением прав сирот представителями исполнительной власти является прокуратура. При возникновении разногласий и невозможности урегулировать их на уровне муниципалитета, следует обращаться с заявлением в прокуратуру или суд.

Жилье в 2021 году получат втрое больше саратовских сирот, чем годом ранее

Все дети-сироты, у которых нет пригодного для проживания жилья, имеют право на жилое помещение по достижении 18 лет. К началу 2020 года в очереди на жилье стоят больше 279 тысяч детей-сирот.

Как выяснила Счетная палата РФ, с 2015 года очередь ежегодно увеличивалась на 13 тысяч человек. При этом половина из них (45%) старше 23 лет.

Всего, по данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) на 1 января 2020 года, ждут жилья 68 439 человек старше 23 лет.

«Такие дела», ознакомившись с докладом СП, рассказывают, почему те, кто уже давно должен жить в полученных квартирах, только встают в очередь.

По закону № 159-ФЗ претендовать на жилье могли только те сироты старше 23 лет, которые до этого стояли в очереди, но не успели получить квартиру от государства.

Если же у ребенка-сироты есть право на жилье, но по каким-то причинам он не встал в очередь до 23 лет, ему нужно в суде доказывать, что эти причины были уважительными.

Если суд признавал доказательства, претендента на жилье добавляли в список.

Алексей Головань, правозащитник и директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе», считает такую практику абсурдной: «Если ребенок-сирота до 23 лет не воспользовался своим правом на жилье, значит, он или вообще не знал, что у него такое право есть, или не знал, как это право реализовать. Через меня прошли тысячи ребят, и многие пытались получить жилье, но никто не рассказал им, что нужно подать заявление в двух экземплярах, чтобы на втором поставили отметку о том, что заявление принято”.

Правозащитник добавил, что часто дети обращались за реализацией права на жилье устно, и их обращения нигде не фиксировались. Однако были случаи, когда заявления никуда не шли даже после письменных обращений.

«Опекуны, сотрудники интернатов и органов опеки должны были исполнить свои обязанности и внести детей-сирот в список на получение жилья, но не сделали этого. А ответственность перекладывается на детей, которым приходится доказывать, что была уважительная причина не встать в очередь до 23 лет», — отметил Алексей Головань.

4 апреля 2019 года Правительство РФ выпустило постановление № 397 «О порядке формирования списков детей-сирот», которое требует включать в список на получение жилья всех детей-сирот старше 23 лет, вне зависимости от того, по каким причинам они не встали в очередь на жилье раньше.

После изменений в законодательстве встать в очередь на жилье стало гораздо проще. И все же некоторые суды и судьи иначе трактуют закон и до сих пор требуют доказательств, что ребенок-сирота не встал в очередь до 23 лет по уважительной причине.

Встать в очередь — это только первый шаг, жилья еще нужно дождаться.

Среднее время ожидания по России — семь лет, однако в некоторых регионах приходится ждать больше 20 лет: в Бурятии — 24 года, в Тыве — 29 лет, в Еврейской автономной области — 31 год, в Мордовии — 34 года.

При этом на государственном уровне для детей-сирот нет гарантий на временное жилье или компенсации за съем на время, пока они стоят в очереди. Такая поддержка предусмотрена в некоторых регионах, но по данным Счетной палаты, получают ее только 5% от всех, кто стоит в очереди.

В некоторых регионах детям-сиротам приходится ждать квартиры больше 20 лет

Причины долгих очередей:

  • Недостаточное финансирование

Ежегодно в консолидированных бюджетах бюджетной системы РФ предусматривается около 32 миллиардов рублей на жилье для детей-сирот, но этих денег недостаточно для решения проблемы. Если объем финансирования сохранится на уровне 2019 года, то на погашение задолженности перед всеми детьми-сиротами уйдет шесть-семь лет.

  • Регионы не используют значимую часть денег, выделяемых на решение проблемы

Некоторые регионы практически не осваивают государственные субсидии. За 2018 год объем неисполненных бюджетных назначений федерального и региональных бюджетов составил 3,2 миллиарда рублей. На эти деньги можно было бы обеспечить квартирами около 2300 человек.

  • Сложно купить жилье для детей-сирот у частных собственников

Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?

На период с 2021 по 2021 годы для детей со статусом сирота финансирование предусмотрено за счет бюджетов субъектов России. Такое положение для ребенка присваивается в случаях смерти обоих родителей, то есть он остается полностью без попечения родителей.

Ситуация с детьми, от которых отказались оба родителя, немного другая. Он попадает под категорию лиц, в отношении которых родственники лишены прав на воспитание. Это характерно для случаев:

  • мать и отец лишены родительских прав по решению суда согласно установленной процедуре;
  • мать и отец считаются пропавшими без вести, такое бывает обычно при работе в удаленных районах, когда теряются люди в экспедициях, либо при стихийных бедствиях, катастрофах техногенного характера, в иных случаях;
  • при утрате обоими родителями дееспособности – возможности отвечать за свои действия и юридически-значимые поступки, этот факт устанавливается на основании заключения медико-социальной экспертизы, решения органа опеки и попечительства или суда;
  • в случае отбывания родителями, либо одним из них в случае смерти или объявлении без вести пропавшим другого, наказания в местах лишения свободы длительное время, либо проведение в отношении таких лиц розыскных мероприятий;
  • при хронических сложных заболеваниях матери и/или отца, которые не позволяют им находится и воспитывать малыша.

Бывает на практике, что отец находится в местах лишения свободы, а мать лишена родительских прав из-за аморального поведения. Тогда над ребенком государство устанавливает опеку.

Статус сироты должен устанавливаться официально органом опеки и попечительства по соответствующему решению. В иной ситуации факта смерти матери и отца недостаточно. Такой документ необходимо предоставлять в органы власти для получения установленных законом преимуществ и льгот.

Перечень документации, которая потребуется для оформления компенсаций, зависит от целевого направления получения льгот. Будет ли это получение прав на жилье либо заявление о выплатах, потребуется предоставить такие бумаги:

  • свидетельство о рождении или паспорт для лиц старше 14 лет;
  • СНИЛС – страховое свидетельство;
  • удостоверение личности опекуна или попечителя и решение уполномоченного госоргана в предоставлении ему статуса законного представителя несовершеннолетнего;
  • заявление по форме о предоставлении выплат социального характера либо предоставлении жилья из государственного фонда;
  • банковские реквизиты либо номер карты для перечисления денежных средств.

Получить привилегии на основании социальных программ есть возможность при обращении в Пенсионный фонд или МФЦ по месту регистрации гражданина России. В полномочия таких центров и государственного учреждения входят:

  • распределение путевок;
  • оформление медицинских преференций;
  • подготовка проездных документов для проезда в общественном городском и пригородном транспорте;
  • оформление скидок и компенсаций в счет коммунальных служб;
  • предоставление возмещения или освобождение от оплаты капремонта.

Вопрос распределения жилой площади из государственного фонда относится к вопросам ведения местной администрации района или города, другого населенного пункта, где прописан гражданин со статусом сироты.

Распространенные ошибки

Ошибка 1: Присвоение ребенку, оставшемуся без попечения родителей, статуса сироты. Последнее определение подходит только для детей, мать и отец которых умерли. Если они живы или хотя бы один из них, но лишены родительских прав или находятся в местах лишения свободы или ограничены иным способом от воспитания ребенка, то такому несовершеннолетнему присваивается статус оставшегося без родительского попечения. Дело в том, что объем прав и обязанностей в этом случае у субъектов отношений разный, как и объем полномочий и привилегий, льгот на уровне федеральных властей или региональных нормативных актов.

Вопрос-ответ

Вопрос 1: ребенок со статусом сироты прописан на жилой площади вместе с семьей брата умершего отца. В квартире малыш имеет 1/5 долю в праве собственности. Как осуществляется распределение льгот при владении жильем наряду с другими гражданами?

– Льготы по оплате коммунальных услуг и освобождение по внесению средств на капремонт предоставляются только на долю, которая принадлежит непосредственно гражданину, имеющему статус сироты или оставшегося без попечения родителей. На площади, принадлежащие другим лицам, такие привилегии не распространяются.

Пример из практики

Голенков О.Л. остался без родителей, погибших в автомобильной катастрофе, в возрасте 6 лет, дом. Родственники отказались взять на него опеку и поместили его в интернат на воспитание, в связи с тем, что на тот момент на их воспитании было своих 4 детей. В доме были зарегистрированы 7 человек, в том числе Олег и семья брата его погибшего отца. Имущество находилось в муниципальной собственности. По решению нанимателей было решено сделать приватизацию. Об этом было сообщено в орган опеки, ведающий делом маленького Олега. Поскольку при приватизации несовершеннолетние принимают обязательное участие в оформлении собственности, была оформлена 1/7 доля во владении на Олега. Остальные 6/7 долей распределены между братом, его супругой и их детьми. Такая мера в законодательстве России призвана защищать жилищные права детей, оставшихся без попечения родителей или со статусом сироты.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *