Расторжение контракта 44 ФЗ в случае снятия лимитов финансирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение контракта 44 ФЗ в случае снятия лимитов финансирования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бюджетные обязательства — это деньги, выделенные и доведенные казенным учреждениям (КУ) для исполнения государственных и муниципальных закупок. В совместном письме Минфина №02-13-10/141 и ФК РФ №42-7.4-05/2.3-41 от 21.01.2013 дается определение, что такое контрактация бюджетных средств — заключение получателями денег из бюджета контрактов по принципам российского законодательства. То есть контрактация ЛБО показывает процентное соотношение сумм контрактов и объемов выделенных ЛБО.

Учреждения закупают по 44-ФЗ нужные им товары, работы или услуги за счет выделяемых и утверждаемых на каждый финансовый год денег из бюджета страны. Но они не имеют права использовать средства сверх установленных для них лимитов. Устанавливает их ГРБС. Если до начала нового отчетного (финансового) периода Министерство финансов не составило роспись бюджета, то подведомственные учреждения получают информацию:

  • об отсрочке;
  • уменьшении ЛБО;
  • о сроке уменьшения.

В ст. 161 БК РФ указано, вправе ли ГРБС отзывать ЛБО у бюджетных учреждений — нет: лимиты выделяют только казенным организациям, соответственно, и отзывают только у них (п.6 ст.161 БК РФ).

ЛБО уменьшают и в связи с низким уровнем финансовых поступлений от налогоплательщиков в казну, причем уменьшают как на государственном, так и на муниципальном уровне. По БК РФ, сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых денежных обязательств — это блокировка расходов (п.1 ст. 231 БК РФ). ЛБО блокируют 31 декабря по причине окончания финансового года.

Отзыв лимитов бюджетных обязательств и приостановка операций на лицевых счетах учреждений происходят, если у организации-заказчика есть неиспользованный остаток доведенных ранее лимитов (непринятые обязательства), и она не освоила выделенные деньги.

Бюджетное обязательство в ЕИС формируется на основании извещения о проведении госзакупки (Письмо Минфина РФ №07-04-05/14-15692 от 25.07.2018). Постановка БО на учет производится территориальными органами ФК (ТОФК).

Чтобы юридически закрепить факт расторжения договора, заказчик и поставщик составляют дополнительное соглашение. Договор считается расторгнутым с момента подписания сторонами соглашения, если иное они не указали в документе.

Например, дополнительное соглашение подписали 20 июня 2020 года и указали в нем, что обязательства сторон прекращаются 1 июля 2020 года. Договор перестанет действовать 1 июля 2020 года. Если в соглашении стороны не указали конкретную дату, то контакт прекратит действовать 20 июня 2020 года.

Поставщик имеет возможность подготовить отказ от исполнения контракта при наличии её закрепления в тексте договора и нарушении его прав. Исполнитель в течение трёх дней сообщает заказчику о принятом решении. Согласно ч. 21 ст. 95 Закона № 44 если заказчиком через десять дней не устранены нарушения, решение о расторжении вступит в силу.

Заказчик может расторгнуть подписанный контракт только по веским причинам:

  • необоснованный отказ заказчика принять товар или оплатить оказанные услуги
  • возникновение обстоятельств непреодолимой силы
  • существенное изменение обстоятельств. Здесь надо чётко следовать нормам статьи 451 гражданского законодательства

Поставщик имеет право на возмещение затрат. Например, средств, направленных на получение банковского обеспечения контракта или приобретение товара у производителя.

В 2020 году заказчики и исполнители могут менять сроки, а также цену контракта, если исполнение его условий невозможно по причине распространения новой коронавирусной инфекции. Например, при работе университета в дистанционном режиме и отсутствии потребности в работе столовой можно не расторгать контракт на поставку продуктов, а продлить.

Возможные последствия! Не следует прибегать к расторжению контракта только на том основании, что он стал невыгодным из-за повышения цен. Подобную ситуацию можно было спрогнозировать, и, приступив к выполнению условий контракта, выиграть суд будет практически нереально. При подобном исходе поставщик будет признан уклоняющимся от исполнения контракта. За этим последует включение в РНП.

  1. Тщательно анализируйте аукционную документацию (техническое задание, проект контракта и др.) перед подачей заявки.
  2. Фиксируйте результаты предварительных переговоров с представителями заказчика в электронных письмах.
  3. Проверяйте оформление документов. Храните сопроводительную документацию на товары. Сверяйте её с информацией в поданной заявке.

Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

  • Как отражать в бухгалтерском учете обеспечение по заявкам, контрактам и гарантийным обязательствам

    852 0

    Законодательством не утверждена форма для решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Составляйте ее в произвольной форме. Рекомендуем отразить такие сведения:

    • информацию о соглашении (реквизиты, стороны, предмет);
    • дату, когда решили расторгнуть;
    • поводы не исполнять;
    • срок, когда решение вступает в силу.

    В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указано, в течение какого срока заказчик должен разместить решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в ЕИС, — 3 рабочих дня с даты принятия этого решения.

    Участие судебного органа требуется в том случае, если нельзя аннулировать контракт в одностороннем порядке или когда стороны не могут договориться самостоятельно.

    Если по результатам заседаний будет установлена вина исполнителя, суд направит соответствующие сведения в специальный реестр, что в свою очередь отрицательно скажется на репутации поставщика.

    Оплата судебных издержек и штрафов возлагается на нарушителя условий контракта.

    1. При наличии существенных нарушений условий госконтракта со стороны заказчика поставщик принимает решение об одностороннем расторжении контракта и оформляет его решение в письменном виде.
    2. О принятом решении необходимо уведомить заказчика. Это можно сделать любым доступным способом — по почте, по электронной почте, факсимильным отправлением и т.п. Лучше всего использовать одновременно несколько каналов.
    3. У заказчика есть десять дней (со дня получения уведомления) на исправление допущенных нарушений.
    4. Если заказчик не исправляет нарушение, то по истечении 10-дневного срока контракт считается расторгнутым.
    5. Далее поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта и (или) затраты закупку партии товара у производителя.

    Причина Чем регламентируется
    1 Оплата Заказчика была несвоевременна и зафиксирована больше чем 2 раза. 3 пункт в статье 523 ГК РФ
    2 Немотивированный отказ заказчика от приема объекта (зафиксирован более 2 раз) 3 пункт в статье 523 ГК РФ
    3 Намеренное создание обстоятельств, не позволяющих выполнить следующее 1 пункт в статье 719 ГК РФ
    4 При невыполнении требований по увеличению суммарной стоимости сделки. 6 пункт в статье 709 ГК РФ

    Расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ: сроки, основания, образец


    Причина Чем регламентируется
    1 Поставка товара ненадлежащего качества. Факт должны зафиксировать независимые эксперты. 2 пункт в статье 523 ГК РФ
    2 Поставка товара в неполной комплектации при отказе исполнителя исправить ошибку. 2 пункт в статье 480 ГК РФ
    3 Нарушение сроков поставки, не менее двух раз. 2 пункт в статье 523 ГК РФ
    4 Исполнитель не приступил к исполнению сделки в срок или нарушил график Пункты 2-3 в статье 715 ГК РФ
    5 Отказ от устранения недостатков обнаруженных при выполнении сделки. 3 пункт в статье 723 ГК РФ
    6 Выяснение о несоответствии условиям исполнения сделки в рамках 44-ФЗ 15 пункт в статье 95 44-ФЗ
    7 Прочие обстоятельства, которые предусматривает законодательная база РФ

    Законодательная база тут не совсем справедлива. Штрафы предусматриваются для обеих сторон, но вот в РНП попадает только одна — причем не так уж сложно понять какая. Реестра в который вносят недобросовестных заказчиков попросту не существует, но возможно он был бы весьма полезен.

    4. Расторжение контракта в судебном порядке


    Подобный способ расторжения контракта предусматривается в случаях:

    • Нет возможности разорвать контракт в одностороннем порядке
    • Прийти к согласию обоих сторон

    Если суд принял решение о расторжении контракта по вине исполнителя, то сведения будут переданы в РНП.

    Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций.

    Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

    5. Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта


    Чтобы избежать подобный поворотов судьбы, следует взять за правило — заключайте сделку только в том случае, если есть уверенность в собственных силах, а также отнестись с внимательность и изучить все пункты договора перед тем как поставить свою подпись.

    В случае, если вам все же необходимо разорвать договор — попробуйте договориться! Согласие обеих сторон — это самый наилучший вариант, который не допустить плачевных последствий.

    Последнее, о чем хотелось бы сказать, если Заказчик произвел расторжение договора против вашего желания и без причины, то не отчаивайтесь ведь защитить свои права можно и через суд.

    Быстро, просто, большой выбор банков

    ☎ Связаться с нами!

    Общие рекомендации для поставщиков:

    1. В любой ситуации вступайте в диалог с заказчиком. Пишите письма, запросы. Обязательно отвечайте на все обращения заказчика.
    2. Всегда старайтесь подтверждать свои слова документально (контрагент перестал работать из-за карантина, транспортная компания приостановила работу – получите соответствующие письменные подтверждения).
    3. Не отказывайтесь от подписания контрактов, не приостанавливать исполнение контрактов (делайте то, что возможно в данной ситуации).
    4. Если заказчик не допускает Вас на свою территорию и исполнить обязательства невозможно – документируйте обстоятельства, пишите письма о готовности привезти товар, уведомляйте о приемке товара на хранение и т.п.

    Расторжение контракта по 44-ФЗ: особенности и последствия

    До конца 2020 года, учитывая нововведения, в случае необходимости срок исполнения заказа продлевается по соглашению сторон (ч. 65 ст. 112 44-ФЗ). Изменение по этому основанию допустимо при наличии:

    1. Обоснования для изменений и решение органов власти. Например: решение местной администрации о продлении срока исполнения контракта из-за коронавируса.
    2. Обеспечения, которое внесено подрядчиком на счет заказчика.

    В ч. 65 ст. 112 ФЗ-44 указано, на какой срок можно продлить исполнение договора из-за пандемии — до конца 2020 года. При внесении изменений проводим пересчет обеспечения, если на это есть необходимость, в сторону увеличения или уменьшения и прописываем новый срок возврата поставщику этих денежных средств. Возврат гарантии, которая была представлена, не проводим. Требовать перечисления денежных средств по этому документу не нужно.

    Продление исполнения оформляйте в виде дополнительного соглашения, факт подписания которого отражайте в реестре контрактов.

    Когда заказчика лишают финансирования вышестоящие инстанции, допустимо согласование отсрочки платежей, если к этому моменту заказчик получит иные ресурсы и это предусмотрено условиями договора. Рассказываем, как продлить срок оплаты муниципального контракта в связи с короновирусом, пошагово:

    Шаг 1. Подготовить письмо, которое содержит:

    • реквизиты договора;
    • обоснование внесения изменений;
    • предложение о заключении доп. соглашения, которое вносит изменения;
    • приложение — проект соглашения.

    Шаг 2. Согласовать и подписать конечный вариант соглашения.

    Шаг 3. После подписания соглашения отобразить этот факт в реестре контрактов.

    Когда во время стройки возникают непредвиденные обстоятельства, закон №44 допускает внесение изменений в условия договора в виде соглашения, которое подписано заказчиком и подрядчиком. Ст. 95 ФЗ №44 разъясняет, в каком случае возможно продление сроков выполнения работ по 44-ФЗ в 2020 году:

    1. Длительность стройки увеличена не более чем на 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае понадобится положительное решение от органов власти.
    2. Подрядчик затянул сдачу работ, и у него на это были основания. Например: выявлены скрытые работы или необходимо внести корректировку в проект. Срок сдачи работ сдвигают однократно при том, что новый срок не превышает предыдущий. Это основание применяем только в случае, когда подрядчик не является должником перед заказчиком по выплате неустойки (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

    Если для внесения изменений нет веских причин, как отказать подрядчику продлить срок выполнения по контракту — сошлитесь на отсутствие оснований для продления по ФЗ №44.

    Изменение даты закрытия договора, который заключен с ед. источником, допустимо, если (п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ):

    1. Договор заключен с монополистом.
    2. Предметом закупки являются:
      • коммунальные услуги (водоснабжение, газоснабжение и т. п.);
      • управление многоквартирным домом и т. п.;
      • техобслуживание здания и проч.;
      • передача электрической энергии;
      • аренда.
    1. Договор заключен органом власти на лечение гражданина РФ за рубежом.
    2. Цель заказа — обеспечение интересов РФ за рубежом посредством юридических услуг.

    По заключенному контракту(44-ФЗ) исполнитель прислал письмо, в котором, ссылаясь не непредвиденные обстоятельства, возникшие в связи с обострением ситуации и угрозой распространения короновирусной инфекции (дополнительные меры по организации режима труда работников, введение новых санитарных норм для эксплуатации помещения, отсутствия достаточного количества персонала), не сможет в дальнейшем исполнять обязательства по оказанию услуг.

    Ссылаясь на пункт контракта о праве исполнителя принять решение об одностороннем расторжении контракта, исполнитель просит расторгнуть контракт.

    Каковы наши действия (заказчика)? Должны ли мы применить к исполнителю штрафные санкции? Какой документ будет являться основанием для расторжения контракта и кто его должен составить (исполнитель или заказчик)?

    Инструкция по одностороннему отказу от исполнения госконтракта

    Если контрактом предусмотрено право заказчика на одностороннее расторжение контракта в соответствии с нормами закона № 44-ФЗ и ГК РФ, то заказчик вправе это сделать, составив решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направив его исполнителю. Решение об одностороннем отказе и будет являться основанием для расторжения договора. Для соблюдения надлежащей процедуры необходимо также осуществить следующее:

    • разместить электронную версию решения в ЕИС. На сайте ЕИС для этого предусмотрен реестр дополнительной информации о закупках, контрактах;
    • направить решение поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в контракте;
    • направить решение любым из следующих способов: телеграммой, по факсу, по электронной почте, иным способом, позволяющим зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.

    Штрафные санкции применяются только в случае, если одностороннее расторжение контракта связано с неисполнением либо ненадлежащим исполнением контракта исполнителем. Следует отметить, что при реализации права заказчика на одностороннее расторжение контракта при отсутствии нарушений со стороны исполнителя, заказчик обязан оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы.

    Составьте решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в произвольной форме, поскольку нормативными актами она не установлена. В нем рекомендуем указать:

    • информацию о контракте (реквизиты, стороны, предмет);
    • дату принятия решения;
    • основание для отказа от исполнения контракта;
    • срок, когда решение вступает в силу.
    • ФАС
    • Арбитраж
    • Недвижимость
    • Юридические услуги

    Некоторые эксперты считают односторонний отказ от исполнения контракта наиболее простым способом расторжения контракта, в сравнении с двумя другими предусмотренными законодательством о контрактной системе. Два других способа это по решению суда и по соглашению сторон. Некоторые заказчики используют его с большим удовольствием. С нашей точки зрения этот способ таит немало подводных камней и трудностей. Малейшее несоблюдение процедуры, может принести заказчику множество неприятностей, судебных издержек и других трудностей.

    Расторжение государственного контракта в рамках 44-ФЗ

    Когда в процессе исполнения контракта выяснилось, что поставщик (подрядчик, исполнитель), предоставил недостоверную информацию, в отношении товара или себе, что позволило ему стать поставщиком.

    Более экзотическое основание — это одностороннее расторжение контакта в случае, когда расторгнут «специальный инвестиционный контракт», на основании которого был заключен расторгаемый контракт или контракт с регулируемыми ценами, в соответствии с которым создано, освоено или модернизировано производство товара на территории РФ.

    Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке происходит в соответствии со следующей процедурой:

    • Экспертиза. Пункт 10 статьи 95 говорит о том, что заказчик вправе провести экспертизу оказанной услуги, выполненной работы, или поставленного товара. Так как с большой долей вероятности поставщик будет оспаривать решение об одностороннем расторжении контракта, в связи с риском попадания в РНП и финансовыми издержками имеет смысл привлечь сторонних, независимых экспертов, экспертные организации с хорошей репутацией. После получения экспертного заключения, оформленного надлежащим образом, со всеми печатями, подшитыми лицензиями, сертификатами, квалификационными удостоверениями и подписями может быть принять решение о одностороннем расторжении контракта, при условии, что в заключении, подтверждаются существенные нарушения условий контракта. Эти существенные основания и будут является основанием для расторжения.
  • Решение направляется исполнителю, (подрядчику, поставщику) заказным письмом по почте с уведомлением о вручении или телеграммой, или по электронной почте или по факсу, или используя иные средства связи и доставки, которые обеспечивают фиксирование такого уведомления и получением заказчиком подтверждения о его вручении исполнителю (подрядчику, поставщику).

При этом датой уведомления считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении исполнителю (подрядчику, поставщику) указанного уведомления или получения заказчиком информации об отсутствии исполнителя (подрядчика, поставщика) по его адресу, указанному в контракте.

  • Решение об одностороннем расторжении контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты уведомления исполнителя (подрядчика, поставщика). При этом, если в течении этих десяти дней поставщик устранит нарушение условий контракта и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, заказчик обязан отменить своё решение. (в случае повторного нарушения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) условий контракта данное правило не применяется).
  • Заказчик уведомляет Федеральную антимонопольную службу о расторжении контракта в одностороннем порядке, и ФАС проводит заседание комиссии, с приглашением обеих сторон, на предмет включения исполнителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков.
  • После расторжения контракта в одностороннем порядке заказчик имеет право закупить товар с помощью процедуры запроса предложении. Закупка товара, услуги, работы производится в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83, пункта 2 части 2 статьи 83.1 44-ФЗ.
  • В случае, когда до момента контракта исполнитель (подрядчик, поставщик) частично исполнил контракт, заключая новый контракт, заказчик обязан уменьшить количество поставляемого товара, или услуг, работ, с учётом фактически выполненных работ, поставленных товаров, и новый контракт заключается с учётом этих обстоятельств.
  • При расторжении контракта в одностороннем порядке, исполнитель (подрядчик, поставщик), вправе требовать возмещение фактически понесенного ущерба, обусловленного обстоятельствами расторжения контракта.

В соответствии с пунктом 19 ст. 95 исполнитель (подрядчик, поставщик) также имеет право принять решение и расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в случае если в контракте было прописано право заказчика принять решение об расторжении контракта в одностороннем порядке.

Исполнитель (подрядчик, поставщик), не позднее трёх рабочих дней с даты принятия решения, уведомляет заказчика о принятом решении, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному заказчиком в контракте или телеграммой, или по адресу электронной почты, либо другими средствами доставки, обеспечивающими получения исполнителем, подтверждения о его вручении адресату.

При этом датой уведомления заказчика считается дата получения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику уведомления о решении исполнителя расторгнуть контракт, при этом решение о расторжении контракта вступает в законную силу через десять дней после уведомления заказчика.

При этом заказчик может потребовать фактически понесённого ущерба, обусловленного обстоятельствами расторжения контракта.

РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПКИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ.

Расторжение контракта заключенного в рамках закона «О государственном оборонном заказе», регламентируется Федеральным законом №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе.»

Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ

Расторгнуть обязательства по взаимному согласию возможно в порядке, предусмотренном ч.8 ст.95 44-ФЗ. Однако законодательство ничего не сообщает о самой процедуре и правилах ее осуществления. Чтобы понять, как правильно поступать в данном случае, следует обратиться к ГК РФ и вникнуть во все детали.

Гражданское законодательство разрешает расторгнуть обязательства по обоюдному согласию, даже если такая возможность не была заранее оговорена в тексте контракта (ч.1 ст.450 ГК РФ). В 44-ФЗ также ничего не говорится о том, что это условие обязательно нужно указывать в контракте. Поэтому, если заказчик ссылается на невозможность прекратить действие контракта из-за невнесения этого условия в текст, он ошибается и действует неправомерно.

Обязательства могут быть расторгнуты только в ряде случаев, о которых говорится в ст.451 ГК РФ. Обстоятельства, послужившие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они возникли ранее, то стороны и вовсе не заключали бы контракт.

  1. Исполнитель не в состоянии выполнить договор по независящим от него причинам (форс-мажор): наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и т.п. Форс-мажорными называются обстоятельства, которые отрицательно влияют на работоспособность оборудования, машин, средств связи и др.
  2. Заказчик больше не нуждается в оговоренных товарах или работах.
  3. Выполнение обязательств невозможно из-за влияния факторов со стороны.
  4. Заказчик не получил деньги из государственного бюджета, из-за чего не в состоянии оплатить поставки или работы.
  5. Заказчик не выбрал все количество товара в оговоренный срок.
  6. Исполнитель не может выполнить обязательства в указанный срок, а заказчик не против отказаться от контракта.

Важный момент! Минэкономразвития РФ в своем письме от 16.01.2017 г. № Д28и-130 сообщает, что не допускается частичное расторжение контракта. Если поставлен не весь товар, то заказчик принимает и оплачивает фактически поставленный объем.

Пример: Медицинское учреждение заключило договор на поставку лекарственных препаратов в несколько этапов. В какой-то момент заказчик отказался принимать товар, так как образовался его переизбыток на складе, и предложил исполнителю расторгнуть обязательства в одностороннем порядке. Однако требовать это заказчик не имеет права. Он должен довести работу до конца, или расторгнуть по соглашению весь контракт и рассчитаться за выполненную часть работ.

Таким образом, если стороны решили расторгнуть контракт, то отсутствие этого условия в тексте не должно им помешать. Единственное, о чем нужно побеспокоиться – это оформить его письменно согласно ст.452 ГК РФ. Также в соответствии со ст.103 44-ФЗ обязанностью заказчика будет внесение сведений в реестр контрактов в ЕИС в 5-ти дневный срок после заключения соглашения.

Следует отметить, что после расторжения обязательств по взаимному согласию сторон наступает прекращение обоюдного сотрудничества. После этого заказчик не может включать данные об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (ст.453 ГК РФ).

  1. Заказчик несвоевременно рассчитался за поставку или работы. Таких просрочек должно быть две и более (п.3 ст.523 ГК РФ).
  2. Заказчик необоснованно отказался от приемки товара (работ, услуг). Два или более раза (п.3 ст.523 ГК РФ).
  3. Заказчик намеренно создает условия, из-за которых невозможно выполнить обязательства (п.1 ст.719 ГК РФ). Например, не предоставляет материалы.
  4. Исполнитель может потребовать увеличить стоимость контракта, если материалы значительно подорожали по независящим от него причинам. Если заказчик отказывается увеличить цену, то исполнитель вправе расторгнуть обязательства в одностороннем порядке (п.6 ст.709 ГК РФ)
  1. Поставка или работы были осуществлены исполнителем некачественно. Этот факт фиксируется независимыми экспертами (п.2 ст.523 ГК РФ).
  2. Исполнитель поставил товар в неполной комплектации и отказался устранить недостаток (п.2 ст.480 ГК РФ).
  3. Несвоевременная поставка. Должна быть зафиксирована не менее 2-х раз (п.2 ст.523 ГК РФ).
  4. Исполнитель по неясным причинам не начинает работы в установленный срок или нарушает график (п.2,3 ст.715 ГК РФ).
  5. В ходе исполнения обязательств исполнитель допустил ошибки и не исправляет их, или невозможно их исправить из-за существенности (п.3 ст.723 ГК РФ).
  6. В ходе исполнения работ заказчик выявил, что исполнитель не соответствует требованиям документации и 44-ФЗ (п.15 ст.95 44-ФЗ).
  7. Иные причины, предусмотренные законом РФ.

Интересно, что штрафные санкции, указанные в контракте, накладываются на обе стороны. А вот в РНП при нарушении закона попадает только поставщик. Реестра недобросовестных заказчиков, к сожалению, не существует, хотя он был бы полезен в некоторых случаях.

Одностороннее расторжение обязательств влияет как на заказчика, так и на поставщика.

Для заказчика:

  • невыполненный заказ;
  • бессмысленная трата времени и ресурсов;
  • возможность взыскания с поставщика затрат, которые понёс из-за одностороннего расторжения (ч.23 ст.95 44-ФЗ). Они подтверждаются в арбитражном суде.

Для поставщика:

  • обеспечение исполнения контракта редко возвращается или возвращается только после обращения в суд;
  • вносится в РНП (ч.16 ст.95 44-ФЗ);
  • право требовать возмещения фактических расходов, если действовали причины, послужившие для одностороннего расторжения (ч.23 ст.95 44-ФЗ).

Поставщикам следует придерживаться важного правила, чтобы потом не расторгать контракт — заключать его только в том случае, когда уверен в собственных силах. А также внимательно изучать все условия перед тем, как подписывать документ.

Если все-таки без расторжения контракта не обойтись, постарайтесь договориться. Это поможет избежать лишней волокиты и плохих последствий.

Если заказчик аннулировал контракт немотивированно и без вашего ведома, то следует обращаться в суд и отстаивать свои интересы.

Одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке.

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт. Делается это любым способом, главное — чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте). С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого «провинившаяся» сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны «рассчитаться» за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг.

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

Причина Чем регламентируется
1 Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ. Просрочки должны быть зафиксированы два и более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
2 Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
3 Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов) Пункт 1 статья 719 ГК РФ
4 Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке. Пункт 6 статья 709 ГК РФ

Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков

Причина Чем регламентируется
1 Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами. Пункт 2 статья 523 ГК РФ
2 Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку. Пункт 2 статья 480 ГК РФ
3 Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз. Пункт 2 статья 523 ГК РФ
4 Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график. Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ
5 Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности. Пункт 3 статья 723 ГК РФ
6 Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44. Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44
7 Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядке

Тут, конечно, законодательство несколько несправедливо. Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона — не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует. Хотя для многих он мог бы быть полезен.

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию.

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций.

Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика — заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием.

Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами — идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий.

И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.

Законом о контрактной системе предусмотрена возможность расторжения контракта, если обе стороны согласны, либо есть решение суда, а также, когда имеются основания для одностороннего отказа от исполнения контракта по правилам Гражданского кодекса РФ как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика.

Обратите внимание! Условие о возможности расторжения контракта в одностороннем порядке должно быть предусмотрено в контракте. При этом закон обуславливает наличие права поставщика на расторжение указанием в контракте на аналогичное право у заказчика. То есть достаточно, чтобы контракт содержал пункт, где говорится о праве государственного заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта.

Пример условия контракта: «9.7. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств».

Подобное условие может находиться в разделе «Изменение и расторжение контракта» или «Дополнительные условия».

Таким образом, для расторжения контракта со стороны поставщика должны быть соблюдены 2 условия:

  • в контракте предусмотрено право на односторонний отказ от исполнения своих обязательств, причем не обязательно для поставщика, достаточно будет на указание такого права для заказчика;
  • в процессе реализации контракта возникли обстоятельства, которые дают поставщику право расторгнуть контракт в соответствии с положениями гражданского законодательства. О таких обстоятельствах можно узнать из следующего раздела.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ для поставщика предусмотрены два случая, когда возможно направить заказчику решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты поставленного товара;
  • заказчик неоднократно не исполнял своих обязательств по выборке товара.

Такие нарушения своих обязательств по контракту со стороны заказчика будут считаться существенными, что в соответствии с пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса РФ дает право поставщику отказаться от исполнения своих обязательств по контракту.

Обратите внимание! Под неоднократным нарушением понимается просрочка в оплате или невыборка товара 2 или более раз.

Прежде чем прибегать к столь кардинальным мерам по расторжению контракта, рекомендуем предварительно фиксировать нарушения заказчиком своих обязательств в письменном виде. Сделать это можно путем направления заказчику письменного требования погасить задолженность или осуществить выборку товара. Когда таких уведомлений-требований будет 2 и более можно заявлять об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту. Фиксация нарушений со стороны государственного заказчика поможет доказать законность и обоснованность решения поставщика о расторжении контракта в случае судебного разбирательства.

В соответствии с положениями гражданского законодательства в некоторых случаях без судебного разбирательства не обойтись. Если отсутствуют основания для одностороннего отказа (то есть когда контракт можно расторгнуть без суда), то необходимо руководствоваться статьей 450 Гражданского кодекса РФ, которая позволяет расторгнуть договор через суд в следующих случаях:

  • заказчик существенным образом нарушил условия контракта;
  • при существенном изменении обстоятельств;
  • в иных случаях, предусмотренных контрактом.

Существенным нарушением обязательств со стороны заказчика может быть отказ от оплаты поставленного товара. Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) отмечено, что из буквального толкования текста правовой нормы не следует, что в случае несвоевременной оплаты покупателем переданного в соответствии с договором купли-продажи товара продавец не имеет права требовать расторжения такого договора на основании подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ. В такой ситуации поставщик может потребовать вернуть поставленный товар, как неосновательное обогащение, на основании статей 1102 и 1104 Гражданского кодекса РФ или оплатить поставленный товар.

Аналогичный вывод сделан и в Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.10.2019 N Ф03-4183/2019 по делу N А73-4529/2019, а также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.11.2018 N Ф05-17596/2018 по делу N А40-125876/2017.

Стоит помнить, что не любое нарушение обязательств по договору может быть существенным. Верховный Суд РФ отметил, что ссылающаяся на существенное нарушение договора сторона должна представить суду доказательства такого нарушения: неполучение доходов, возможное несение дополнительных расходов или наступление других последствий, существенно отражающихся на интересах стороны. Сам же факт наличия такого нарушения, в силу ст. 450 ГК РФ, не может служить основанием для расторжения договора (Определение Верховного Суда РФ от 03.04.2001 N 18-В01-12).

Невыплата аванса заказчиком также может стать существенным нарушением обязательств, что позволяет поставщику в судебном порядке расторгнуть договор. Президиум ВАС РФ указал на такую возможность при условии, что возникновение обязательств по договору обусловлено выплатой аванса (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.09.1996 N 779/96).

Во втором случае под существенным изменением обстоятельств понимается такая ситуация, когда соблюдаются сразу 4 условия:

  • при заключении соглашения заказчик и поставщик считали, что такого изменения не произойдет;
  • поставщик не мог повлиять на причины, вызвавшие изменение обстоятельств, после их возникновения;
  • поставщик лишится того, что должен был получить при заключении договора, если его положения останутся неизменными;
  • существо договора или обычаи не предполагают несения риска изменения обстоятельств контрагентом, заявляющим о расторжении договора.

Расторжение контракта через суд возможно только после того, как заинтересованная сторона направит контрагенту, нарушившему свои обязательства, предложение расторгнуть договор по соглашению сторон. В случае отсутствия ответа или отказа от заключения такого соглашения, можно обращаться в суд с исковым заявлением о расторжении контракта.

По общему правилу в случае нарушения прав поставщик имеет право на возмещение убытков согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ. Но отношения поставщика с государственным заказчиком регулируются специальным нормативным актом – Законом о контрактной системе, который содержит специальные правила по взысканию убытков при одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту. Под убытками в данном случае понимается и реальный ущерб (то есть реально произведенные траты, связанные с исполнение своих обязательств по договору), и упущенная выгода (то есть та прибыль, которую могла бы получить сторона, если бы его право нарушено не было).

Так, согласно части 23 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае одностороннего отказа от исполнения контракта сторона имеет право на взыскание убытков только в виде реального ущерба. А на взыскание упущенной выгоды рассчитывать не приходится. Это подтверждается и судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2019 года №Ф05-7217/2019 по делу №А40-219736/2018, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.01.2017 года №Ф10-5665/2016 по делу №А83-849/2016).

В качестве расходов, произведенных поставщиком для исполнения обязательств по контракту, можно заявить ко взысканию, например, затраты на приобретения товара, его перевозку, хранение и т.д., а также расходы на оформление банковской гарантии.

Обратите внимание! Ограничение по взысканию убытков в виде реального ущерба распространяется только на случаи одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту, то есть когда поставщик расторг контракт без суда. Если же право на односторонний отказ у поставщика отсутствует и пришлось прибегать к помощи суда, то ко взысканию можно заявлять не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду.

Кроме того, законом предусмотрены штрафные санкции за нарушение обязательств как поставщиком, так и государственным заказчиком. Так, за просрочку в исполнение своих обязательств заказчик должен будет уплатить поставщику пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования от невыплаченной в сроки суммы, пеня уплачивается за каждый день просрочки (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе). А также штрафные санкции за нарушение обязательств, которые не связаны с просрочкой. Размер штрафа должен быть прописан в контракте. Порядок установления штрафных санкций определяется Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042. Так, в зависимости от цены контракта штраф за каждый факт неисполнения обязательств заказчиком может составлять от 1000 рублей до 100 000 рублей.

Для возмещения убытков и штрафных санкций с государственного заказчика необходимо направить ему претензию. Если в добровольном порядке возмещение не будет произведено, то потребуется судебное разбирательство.

Для оформления одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту поставщику необходимо соблюсти следующий порядок:

  1. В письменной форме фиксировать нарушения со стороны заказчика.
  2. Когда можно будет подтвердить в письменной форме 2 и более факта несвоевременной оплаты товара или выборки товара, можно приступать к подготовке решения о расторжении контракта.
  3. Оформленное решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту необходимо в обязательном порядке направить заказчику заказным письмом, а также в качестве дополнительного способа – по электронной почте, факсом и т.п.
  4. После того, как получено уведомление о вручении решения заказчику нужно отсчитать 10 дней. По истечении данного срока решение считается вступившим в силу, а контракт расторгнутым.
  5. Теперь можно требовать от заказчика возмещения убытков, а также уплаты штрафных санкций.
  6. Если заказчик добровольно не возместит ущерб и не выплатит штраф, а также в случае, когда заказчик решит оспорить решение поставщика в суде, может потребоваться юридическая помощь для отстаивания своих интересов в судебной инстанции. Юристы по 44-ФЗ помогут вам подготовить необходимые процессуальные документы, представят ваши интересы в судебном заседании.

Расторжение контракта по инициативе подрядчика в рамках 44-ФЗ

Обжалование результатов закупки по 44-ФЗ в ФАС

Как происходит рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Банковская гарантия по 44-ФЗ: как правильно оформить и не получить отказ

Судебная практика по строительному подряду в рамках 44-ФЗ

3 нарушения заказчика при исполнении государственного контракта

Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке должна быть прописана в контракте.

Причины одностороннего расторжения должны быть обоснованы. Например, поставщик:

  • указал в заявке неверные сведения о себе или товаре (задекларировал, что поставит товар российского происхождения, а привез китайский),
  • поставил некачественный товар,
  • не приступал к работам или выполняет их слишком медленно (очевидно, что не успеет выполнить ремонт школы к началу учебного года).

Если заказчик проводил экспертизу, она должна подтвердить, что товар не соответствует требованиям контракта. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины и должен оплатить частично выполненные работы, даже если контракт расторгается по его инициативе.

Если госконтракт стал невыгодным. Рекомендации поставщикам

Не используйте возможность расторгнуть контракт по своей инициативе только потому, что его условия стали невыгодными. Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть. Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, шансов выиграть суд практически нет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в РНП.

Например, победитель аукциона заключил контракт на поставку краски, но с момента победы до первой поставки производитель поднял цены на 25%. Поставщик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако резкий рост цены суд не счел форс-мажором. Победитель закупки заключает контракт добровольно, а значит согласился на его условия. Выход в такой ситуации один — просчитать все возможные риски до заключения контракта.

В арбитраж придется обращаться в этих случаях:

  • Возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке не прописана в контракте.
  • Возможность есть, но на расторжении договора настаивает только одна из сторон, а другая не согласна с причинами.

В законе № 44-ФЗ нет перечня ситуаций, в которых госконтракт можно расторгнуть по обоюдному согласию сторон. Обычно такая процедура применяется, если:

  • поставщик не может выполнить свои обязательства вследствие форс-мажорных обстоятельств (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.);
  • истек срок контракта, а заказчик не выкупил весь заявленный объем товара;
  • у заказчика пропала необходимость в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт без возмещения ущерба;
  • заказчик не получил из бюджета необходимое финансирование;
  • поставщик не может исполнить свои обязательства, а заказчик согласен отказаться от госконтракта.

ВАЖНО. Если контракт расторгается по обоюдному согласию сторон, то поставщик не попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Но если в соглашении о расторжении контракта не указать, что «обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», то заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Закупки для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее – Закон № 44). В соответствии с указанным законом производятся закупки, в том числе, на выполнение каких-либо работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Не всегда представляется возможным точно определить, проверить виды и объемы работ по контракту.

В ходе исполнения контракта подрядчик обнаруживает, что какие-то виды работ следует исключить, заменить, возникает необходимость в выполнении дополнительных работ, изменении объемов работ по контракту, возникают взаимные претензии по госконтракту между сторонами.

Вот почему часто стороны решают вопрос с помощью нашего адвоката. Какие возможности нам предоставляет Закон № 44, что говорит судебная практика, разберемся в настоящей статье.

В ходе исполнения контракта может выясниться, что какие-то работы не предусмотрены сметой, или выполнение каких-то видов работ не требуется.

Изменение видов работ по контракту довольно спорный вопрос. Закон № 44 не закрепляет возможность изменения видов работ, отсюда вытекает вывод, что изменять виды работы по контракту нельзя.

В разъясняющих письмах органов, также указывается, что изменять виды работ нельзя, а если требуется выполнить виды работ не предусмотренные контрактом, то необходимо проводить новую закупку.

При этом в конце таких разъяснений, как правило, указано, что тот или иной орган не имеет полномочий по разъяснению законодательства.

В то же время, надзорные органы в ходе проверок применяют разъяснения органов, фактически не имеющих юридическую силу, так как разъяснения это не закон.

При анализе статей Закона № 44 вытекает, что виды работ определяются проектно-сметной документацией, иной технической документацией, это является существенным условием контракта, и Законом № 44 прямо закреплено общее правило о недопустимости изменения существенных условий.

При этом стоит отметить, что Градостроительный кодекс РФ говорит о возможности отклонения от проектной документации только после внесения в нее изменений в установленном порядке.

Следовательно, если потребуется изменение видов работ, тогда необходимо внесение изменений в проектно-сметную документацию, которая должна пройти государственную экспертизу.

При этом цена контракта не подлежит изменению, а изменение видов работ должно быть обоснованным.

Однако, заказчик в этом случаи несет риски признания контролирующими органами незаконным изменение видов работ и, как следствие, незаконным оплату данных работ.

В каждой конкретной ситуации необходимо доказывать обоснованность изменения видов работ для получения того результата, который требовался по контракту, согласовывать все изменения госконтракта по закону с соответствующими органами или расторгать контракт. Что и делает наш адвокат в рамках оказания юридической помощи обратившемуся.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *