Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательная сертификация товаров перечень 2021 косметика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Во-первых, разберемся, кого закон обязал заниматься маркировкой товаров с 2021 года. Это должны делать все участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. В п. 19 ст. 2 федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ указано, что к таким участникам приравниваются все хозсубьекты, которые взаимодействуют с товаром:
- производители продукции;
- импортеры продукции;
- поставщики продукции;
- торговые предприятия, продающие товар конечному потребителю.
Об организационно-правовой форме ничего не сказано, поэтому эта обязанность относится как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.
О продаже маркированных и немаркированных товаров одновременно мы писали здесь.
Как совмещать УСН и ПСН, можно прочитать в статье.
Кто не должен заниматься товарной маркировкой в 2021 году:
- Конечный покупатель, когда он является организацией или ИП: если товар куплен для личных или хозяйственных нужд предпринимателя или предприятия, то маркировать товар уже не следует.
- Посредники при продаже товаров.
- Те, кто оказывает услуги по перевозке, доставке, упаковке и пр.
За счет процедуры маркировки будет отслеживаться весь путь товара от производителя до конечного потребителя.
Остановимся на перечне товаров, подлежащих маркировке с 2021 года.
Какие товары подлежат обязательной маркировке с 2021 года
Для того чтобы товары, подлежащие маркировке, правильно оформить, необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак» и нанести на товары специальные коды. Кроме того, розничные продавцы обязаны указывать в чеке код товара в любом случае. До 20 апреля было послабление в этой части при продаже товаров через курьера или по почте.
Даже после введения обязательной маркировки были установлены переходные периоды, в течение которых допускалось маркировать остатки товаров и еще торговать непромаркированными изделиями. Для каждого вида продукции свой срок, установленный постановлениями Правительства РФ.
на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 241 «Об утверждении списка продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»»
(с изменениями на 9 августа 2016 года)
Перечни продукции (обязательная оценка соответствия)
Необходимые документы для производителя косметики, находящегося на территории ТС:
- заявление;
- Нормативный документ (ТУ, ГОСТ, СТО и т.д.);
- Рецептура;
- Этикетка (лицевая и оборотная стороны) в электронном редактируемом формате;
- Декларация (заявление или письменное уведомление) изготовителя о соблюдении принципов GMP, или сертификат соответствия системы менеджмента качества, или сертификат соответствия производства парфюмерно-косметической продукции принципам надлежащей производственной практики (GMP));
- Описание продукта;
- Договор аренды на производственные площади либо право собственности;
- Регистрационные документы (ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ);
- Паспорт качества от производителя.
Необходимые документы для регистрации импортной косметики
- Заявка;
- Рецептура (с указанием № CAS);
- Этикетка (лицевая и оборотная стороны) в электронном редактируемом формате;
- декларация (заявление или письменное уведомление) изготовителя о соблюдении принципов GMP, или сертификат соответствия системы менеджмента качества, или сертификат соответствия производства парфюмерно-косметической продукции принципам надлежащей производственной практики (GMP));
- Описание продукта;
- Регистрационные документы на импортера (ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ);
- Договор (контракт) на поставку продукцииИли договор уполномоченного лица
Декларация оформляется на одно или несколько названий продукции одного наименования.
название парфюмерно-косметической продукции — словесное и/или цифровое обозначение изделия, присвоенное ему изготовителем;
наименование парфюмерно-косметической продукции — обозначение вида однородной парфюмерно-косметической продукции (зубная паста, лосьон, духи, крем и т.п.);
при декларировании косметики необходимо предоставить обязательные сведения о продукции: полное наименование продукции, описание, состав, страна-изготовитель, нормативный документ по которому выпускается продукция (ГОСТ, ТУ, ТО, КТО) для изготовителя РФ, коды ТН ВЭД ЕАЭС.
Для принятия декларации о соответствии парфюмерно-косметической продукции требованиям ТР ТС ТС 009/2011 заявителю (изготовителю, уполномоченному представителю изготовителя или импортеру) необходимо иметь следующие документы для каждого названия продукции:
- перечень ингредиентов, входящих в состав парфюмерно-косметической продукции;
- копии документов, содержащие органолептические и физико-химические показатели продукции, заверенные заявителем;
- протоколы исследований (испытаний) (при наличии);
- образец маркировки потребительской тары парфюмерно-косметической продукции;
- документ изготовителя о соответствии производства требованиям пункта 7 статьи 5 технического регламента (письменное уведомление изготовителя о соответствии ТР ТС 009/2011 производства требованиям настоящего технического регламента ТС, или декларация (заявление или письменное уведомление) изготовителя о соблюдении принципов GMP, или сертификат соответствия системы менеджмента качества, или сертификат соответствия производства парфюмерно-косметической продукции принципам надлежащей производственной практики (GMP));
- документы, подтверждающие потребительские свойства парфюмерно-косметической продукции, заявленные в маркировке потребительской тары (антимикробное действие, от морщин, SPF-фактор, противоварикозное, противовоспалительное действие средств гигиены полости рта и т.д.), заверенные заявителем.
Переводы документов изготовителя с иностранного языка на государственный язык государства-члена ТС должны быть заверены нотариально или подписью переводчика с приложением копии диплома, подтверждающего его квалификацию.
Применяются три схемы декларирования косметической продукции
3д (серия) и 4д (партия) – основаны на ПИ аккредитованных лабораторий (испытания проводятся только в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза);
6д (серия) – основана на ПИ аккредитованных лабораторий и сертификате на систему менеджмента качества (копии сертификата) или сертификат соответствия принципам надлежащей производственной практики (GMP). Сертификат ИСО или сертификат GMP должны быть от аккредитованного в ЕАЭС органа по сертификации, что на данный момент не выполнимо.
Для схем «3д», «6д» заявителем может быть уполномоченное лицо (в том числе ИП), уполномоченное лицо ЕЭС-изготовителем (в том числе ИП) или РФ-изготовитель (в том числе ИП). Для схемы «3д» заявителем может быть уполномоченное ЕЭС-изготовителем и РФ-изготовителем лицо (в том числе ИП) (протокол совещания от 02.12.2016).
Срок — не более 5-ти лет, для 6д до 7 лет.
Для схемы «4д» заявителем может быть уполномоченное лицо (в том числе ИП), РФ-изготовитель (в том числе ИП), импортер (продавец). Срок – с учетом срока годности продукции. То есть декларация будет выдана на срок годности продукции (до конкретной даты).
Маркировка представляет собой код DataMatrix, состоящий из:
-
кода товара;
-
кода экземпляра;
-
проверочного кода.
ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.
Каждому произведенному товару присваивают уникальный код, генерирующийся по запросу. Эта процедура платная. За каждый код нужно уплатить сумму, обычно не превышающую одного рубля. Кроме того, данные о товаре по мере его движения должны передаваться в систему в целях отслеживания. Для этого коды сканируют при передаче продукции от производителя поставщику, при помещении ее на склад, поступлении в розничный магазин и продаже конечному покупателю.
Обновлены перечни парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии
- До 31 марта 2020 года – нужно было осуществить регистрацию в системе «Честный Знак». С 1 апреля на эту процедуру отводится 7 дней.
-
С 1 октября 2020 года – введена обязательная маркировка косметики двумерными кодами DataMatrix.
-
До 30 сентября 2021 года разрешено реализовывать немаркированную продукцию, если она произведена или ввезена до 1 октября 2020 года.
-
Немаркированные остатки необходимо промаркировать до 31 октября 2020 года и ввести сведения в систему до 1 декабря 2021 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила обязательного подтверждения соответствия продукции, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании».
2. Подпункт «г» пункта 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 сентября 2021 г.
3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2021 г. N 1265
1. Настоящие Правила устанавливают порядок обязательного подтверждения соответствия продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» (далее соответственно — обязательное подтверждение соответствия продукции, продукция).
2. Работы по обязательному подтверждению соответствия продукции в форме сертификации осуществляются органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации (далее — орган по сертификации).
3. Заявителем при обязательном подтверждении соответствия продукции является зарегистрированное на территории Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющиеся изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом), продавцом или импортером продукции.
4. Обязательное подтверждение соответствия продукции осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. Национальные стандарты Российской Федерации согласно приложению, в которых устанавливаются правила (порядок) подтверждения соответствия конкретной продукции, применяются в части, не противоречащей настоящим Правилам.
5. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
«аккредитованная испытательная лаборатория (центр)» — аккредитованная в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательная лаборатория (центр), осуществляющая исследования (испытания) и измерения;
«анализ состояния производства» — элемент схемы сертификации, представляющий собой совокупность действий, осуществляемых органом по сертификации в целях определения наличия у изготовителя необходимых условий для обеспечения постоянного (стабильного) соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при обязательной сертификации;
«доказательственные материалы» — документы, свидетельствующие о соответствии продукции установленным требованиям и применяемые как основание для обязательного подтверждения соответствия продукции этим требованиям, включая документы, подтверждающие полномочия уполномоченного изготовителем лица или продавца (импортера);
«единичное изделие» — отдельный экземпляр штучной продукции;
«изготовитель» — юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, или иностранный изготовитель, осуществляющие от своего имени производство или производство и реализацию продукции и ответственные за ее соответствие установленным требованиям;
«импортер» — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заключили с иностранным изготовителем (продавцом) внешнеторговый договор на передачу продукции, осуществляют выпуск этой продукции в обращение и (или) ее реализацию на территории Российской Федерации и несут ответственность за ее соответствие установленным требованиям;
«инспекционный контроль» — периодическая оценка соответствия, осуществляемая органом по сертификации в целях установления соответствия сертифицированной продукции требованиям, подтвержденным при обязательной сертификации такой продукции;
«собственная испытательная лаборатория» — юридическое лицо (структурное подразделение этого юридического лица, действующее от его имени), зарегистрированное на территории Российской Федерации, осуществляющее исследования (испытания) и измерения и находящееся в собственности заявителя на регистрацию декларации о соответствии;
«партия продукции» — совокупность единиц продукции одного наименования и обозначения (при наличии) в соответствии с товаросопроводительным документом, представленной заявителем на проведение сертификации или заявителем на регистрацию декларации о соответствии для проведения обязательного подтверждения соответствия;
«продукция серийного производства» — продукция, изготавливаемая по одной и той же технической документации с использованием единого технологического процесса и выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации в виде последовательного ряда единиц продукции или периодически повторяющихся партий продукции, применительно к которой проводится подтверждение соответствия;
«продавец» — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализующие продукцию по договорам и не являющиеся изготовителями продукции;
«товаросопроводительные документы» — документы, подтверждающие перевозку продукции и определяющие номенклатуру и количество продукции, направляемые грузоотправителем с отгруженным товаром в адрес грузополучателя;
«установленные требования» — обязательные требования к продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные в национальных стандартах;
«уполномоченное изготовителем лицо» — юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые на основании договора с изготовителем, в том числе с иностранным изготовителем, осуществляют подтверждение соответствия и выпуск продукции в обращение на территории Российской Федерации (в том числе ввозимой (ввезенной) на территорию Российской Федерации) и несут ответственность за несоответствие продукции установленным требованиям;
«филиал изготовителя продукции» — обособленное подразделение изготовителя, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождения изготовителя и осуществляющее все его функции или их часть.
Иные понятия, применяемые в настоящих Правилах, используются в значениях, указанных в Федеральном законе «О техническом регулировании», Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации» и Федеральном законе «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
7. Органы по сертификации:
определяют стоимость работ по подтверждению соответствия и выполняют работы по подтверждению соответствия на основании договора с заявителем на проведение сертификации;
обеспечивают предоставление заявителям на проведение сертификации информации о порядке проведения обязательной сертификации;
привлекают на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
осуществляют идентификацию и отбор образцов (проб) для целей обязательного подтверждения соответствия продукции и представляют их для проведения исследований (испытаний) и измерений в аккредитованные испытательные лаборатории или поручают осуществить такой отбор аккредитованным испытательным лабораториям (центрам);
в случае поступления в орган по сертификации обращения заявителя на регистрацию декларации о соответствии подготавливают заключение, на основании которого заявитель на регистрацию декларации о соответствии вправе принять декларацию о соответствии по результатам проведенных исследований (испытаний), измерений типовых образцов выпускаемой в обращение продукции и технической документации на такую продукцию;
осуществляют оценку производства в форме анализа состояния производства или оценки системы менеджмента качества (если это предусмотрено схемой сертификации);
выдают сертификаты соответствия заявителю на сертификацию и информируют об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее — реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии);
ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия;
осуществляют инспекционный контроль, если инспекционный контроль предусмотрен схемой сертификации и (или) договором о проведении инспекционного контроля, а также в случае поступления от контрольного (надзорного) органа информации о претензиях к безопасности продукции или в случае, если поступившая информация ставит под сомнение результаты ранее принятого решения по сертификации продукции;
приостанавливают, возобновляют или прекращают действие выданных ими сертификатов соответствия и информируют об этом заявителя на сертификацию, федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение реестра сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, и контрольные (надзорные) органы;
информируют соответствующие контрольные (надзорные) органы о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее.
Орган по сертификации несет ответственность за достоверность, полноту и объективность оценки документов, принятых в качестве доказательств обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям и послуживших основанием для принятия решения о подтверждении соответствия продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Испытательные лаборатории:
осуществляют отбор образцов (проб) продукции для целей сертификации по поручению органа по сертификации или для целей декларирования соответствия по поручению заявителя на регистрацию декларации о соответствии;
проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации или заявителями на регистрацию деклараций о соответствии;
оформляют результаты исследований (испытаний) и измерений и выдают протоколы (отчеты), содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) несет ответственность за предоставление недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и измерений для целей обязательного подтверждения соответствия продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Заявители на проведение сертификации:
а) осуществляют идентификацию продукции и выбор схемы сертификации;
б) подают заявку на сертификацию продукции с прилагаемыми документами;
в) заключают договоры на выполнение работ по сертификации и проведению исследований (испытаний) и измерений;
г) предоставляют продукцию для проведения идентификации и отбора образцов (проб) для проведения исследований (испытаний) и измерений;
д) создают условия для проведения анализа состояния производства;
е) заключают договор о проведении инспекционного контроля сертифицированной продукции и при необходимости — договор о проведении исследований (испытаний) и измерений, создают условия для проведения органом по сертификации инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если инспекционный контроль предусмотрен схемой сертификации);
ж) формируют доказательственные материалы;
з) маркируют продукцию знаком обращения на рынке.
Сертификация косметики и парфюмерии
11. Органы по сертификации обязаны:
а) выполнять требования настоящих Правил;
б) обеспечивать достоверность, полноту и объективность оценки документов, принятых в качестве доказательств обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям и послуживших основанием для принятия решения о подтверждении соответствия;
в) обеспечивать соблюдение конфиденциальности в отношении всей информации, полученной в ходе осуществления работ по подтверждению соответствия;
г) рассматривать информацию контрольных (надзорных) органов, национального органа по аккредитации о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия и принимать решение органа по сертификации о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия либо об отсутствии такой необходимости и направлять в указанные органы мотивированный ответ с результатами рассмотрения указанной информации;
д) исполнять решения контрольных (надзорных) органов либо национального органа по аккредитации о необходимости приостановления или прекращении действия сертификатов соответствия и принимать решение органа по сертификации о приостановлении, возобновлении или прекращении действия сертификата соответствия;
е) привлекать на договорной основе (при необходимости) для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованную испытательную лабораторию из числа тех, с которыми взаимодействуют (если проведение исследований (испытаний) и измерений предусмотрено схемой сертификации).
12. Аккредитованные испытательные лаборатории обязаны:
а) соблюдать методики выполнения исследований (испытаний) и измерений;
б) обеспечивать достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений, беспристрастность при проведении исследований (испытаний) и измерений;
в) обеспечивать соблюдение конфиденциальности в отношении всей информации, полученной в ходе осуществления работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям.
13. Заявители на проведение сертификации (заявители на регистрацию декларации о соответствии) обязаны:
а) обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям;
б) выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
в) указывать в товаросопроводительных документах сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
г) информировать орган по сертификации в случае, если заявитель на проведение сертификации по каким-либо причинам считает невозможным проведение исследований (испытаний) и измерений в привлеченной аккредитованной испытательной лаборатории (с обоснованием причин отказа). В этом случае для проведения исследований (испытаний) и измерений орган по сертификации привлекает иную аккредитованную испытательную лабораторию, с которой он взаимодействует;
д) предъявлять контрольным (надзорным) органам, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции установленным требованиям (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии;
е) приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия (декларации о соответствии) приостановлено, прекращено или сертификат соответствия (декларация о соответствии) признан недействительным;
ж) извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
з) приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует установленным требованиям, на основании решений органов государственного контроля (надзора);
и) приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции.
15. Сертификация продукции осуществляется по схемам сертификации в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53603-2020 «Оценка соответствия. Схемы сертификации продукции в Российской Федерации».
16. При проведении работ по сертификации продукции по схемам сертификации, предусматривающим оценку состояния производства, органы по сертификации руководствуются положениями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55469-2020/ISO/IEC TR 17026:2015 «Оценка соответствия. Пример схемы сертификации материальной продукции».
17. Работы по сертификации включают:
а) подачу заявителем на сертификацию продукции заявки на сертификацию продукции (далее — заявка) и принятие органом по сертификации решения по заявке;
б) идентификацию продукции, отбор образцов (проб) для проведения исследований (испытаний) и измерений;
в) проведение исследований (испытаний) и измерений продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;
г) оценку производства в форме анализа состояния производства или оценки системы менеджмента качества (если предусмотрено схемой сертификации);
д) исследование проекта продукции (если предусмотрено схемой сертификации);
е) исследование типа продукции (если предусмотрено схемой сертификации);
ж) анализ результатов сертификации и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;
з) выдачу сертификата соответствия;
и) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если предусмотрено схемой сертификации).
18. Для проведения сертификации продукции заявитель на проведение сертификации подает заявку в виде электронного документа
с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на бумажном носителе непосредственно или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель на проведение сертификации продукции намеревается сертифицировать.
Заявителем на сертификацию продукции серийного производства является изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо).
Заявителем на сертификацию партии продукции или единичного изделия является изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), продавец (импортер).
19. Информация об органах по сертификации, аккредитованных в национальной системе аккредитации, включая область их аккредитации, размещена на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
20. При наличии нескольких органов по сертификации, область аккредитации которых распространяется на продукцию, подлежащую сертификации, заявитель на проведение сертификации направляет заявку только в один орган по сертификации (по своему выбору).
Не первый год работает государственный цифровой учет. Приведем перечень товаров отслеживание которых началось до 2021 года:
- Одежда из меха;
- Лекарства;
- Табачная продукция;
- Обувь;
- Лекарства;
- Фотоаппараты и лампы-вспышки;
- Парфюмерная продукция;
- Шины и покрышки;
Внимание! Ниже по тексту по разделам, указаны в таблице товары подлежащие цифровой маркировке по классификатору ТН ВЭД и ОКПД2.
Вступают в силу новые нормативные акты изданные государственными органами. Необходимо знать про установленные сроки маркировки товаров, поэтому приведем этапы. Перечисленная выше продукция должна быть промаркирована неукоснительно в следующем порядке до указанных дат.
Этап №1. Изделия маркирующиеся на 2021 год:
- Изделий из натурального меха — с 12 августа 2016;
- Табачной продукции — с 1 марта 2019;
- Лекарств и обуви — с 1 июля 2020;
- Фотоаппаратуры и ламп-вспышек — с 1 октября 2020;
- Парфюмерии — с 1 октября 2020 (с 1.10.2020 по 30.09.2021 разрешено реализовывать немаркированные духи и туалетную воду только те, что были приобретены до 1 октября 2020);
- Шины и покрышки — с 1 ноября 2020 (право реализовывать немаркированные только до 15 декабря 2020);
- Одежда и белье — с 1 января 2021 года (читайте подробнее в статье «Обязательная маркировка товаров легкой промышленности с 2021»);
- Сыр и мороженое — с 1 июня 2021 года.
Этап №2. Обязательная маркировка товаров скоро будет введена для следующих категорий:
- с 1 июля 2021 — ювелирные изделия (с 1.01.2021 начать регистрироваться в системе ГИИС ДМДК);
- с 1 сентября 2021 — молочные продукты сроком более 40 суток;
- с 1 декабря 2021 — молочные продукты сроком менее 40 суток включительно.
Этап №3. На стадии эксперимента:
- Велосипеды — по 31 мая 2020 года (завершён);
- Упакованная вода — по 1 марта 2021 года (завершён);
- Кресла-коляски — по 1 июня 2021 года (завершён);
- Пиво и пивные напитки — по 31 августа 2022 года;
- Биологически активные добавки к пище (БАДы) — по 31 августа 2022 года.
Внимание! Ниже по тексту в таблице, описаны этапы связанные со сроками запрета на оборот и крайних дат маркировки остатков которые входят в перечень.
Мы с вами уже разобрались со сроками, перечнем и знаем когда вводится запрет на оборот немаркированной продукции, в том числе и молочной. А в следующем подразделе разберемся, какие существуют этапы маркировки товаров — что нужно сделать и до каких чисел можно внести остатки в госсистему.
Таблица: Установленные сроки обязательной маркировки товаров
Категория | Дата запрета оборота без кода | Крайняя дата маркировки остатков |
---|---|---|
Шубы | 12.08.16 | 12.08.16 |
Сигареты и табак | 1 июля 2020 | 1 июля 2020 |
Лекарства | 1 июля 2020 | 1 июля 2020 |
Обувь | 1.07.20 | 1.04.21 |
Фотоаппараты и лампы-вспышки | 1.10.20 | 1.12.20 |
Шины и покрышки | 15.12.2020 | 1.03.2021 |
Одежда и текстиль | 1 января 2021 | до 1 мая 2021 |
Ювелирные изделия | 1.07.2021 | 1.10.2021 |
Духи и туалетная вода | 30.09.2021 | до 31.10.2021 г. разрешается маркировка товарных остатков, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г. |
Молочная продукция | 1 декабря 2021 крайняя дата запрета кроме фермерских хозяйств, подробнее в статье про сроки маркировки молочки |
не предусмотрено (разрешен оборот до истечения срока годности) |
Ввиду возникающих сложностей у бизнеса правительство старается идти навстречу и переносит сроки маркировки по отдельным товарным группам. Государство вносило следующие отсрочки:
- Все лекарства — с 1 января 2020 на 1 июля 2020;
- Обувь — с 1 марта на 1 июля 2020, а в части остатков сначала до 1 августа, затем до 1 октября и весной 2021 года решено было продлить до 1 июня;
- Одежда и текстильное белье — в части остатков сначала до 1 февраля, затем до 1 мая 2021 года;
- Молочная продукция — передвинули сроки фиксации вывода из оборота через продажи в розницу на 20 января и 1 июня 2022 года.
Не исключены новые переносы сроков, поэтому рекомендуем внимательно следить за новостями маркировки.
Тем кто ещё не использовал системы электронного документооборота (СЭД) придется начать это делать. Теперь нужно передавать документы, сопровождающие товары с марками, в электронном виде через ЭДО (для молочных продуктов установлены отдельные сроки). Всё должно корректно функционировать с кассовой техникой и программой, а также с вашей товароучетной системой.
Во время продажи производителем или оптовиком в сегменте B2B, он должен отправлять получателю при отгрузке по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) с перечнем всех кодов. Розничный магазин или оптовая организация, во время приемки сверяет переданные коды с нанесенными на товарах, утверждает УПД и передает данные в систему мониторинга через оператора ЭДО. Рассмотрим ниже в таблице по шагам.
Отгрузка | Приемка |
---|---|
|
|
В 2021 ЦРПТ не устанавливает (и пока не планирует), где именно на этикетке должен располагаться штрихкод маркировки для учета. Важно, чтобы код DataMatrix был хорошего качества, считывался 2D сканером и был размещен в установленные сроки. Поэтому если вас интересовало куда наносить маркировку, то ответом будет: на саму продукцию, бирку-ценник или упаковку.
Формально, любой принтер подойдет для печати этикетки с кодом ДатаМатрикс. Но этикетка клеится один раз на все время реализации изделия. Значит, её качество — важный момент. Долгий срок службы имеет специальная этикетка, напечатанная на термотрансферном принтере. Не забывайте также про ККТ (контрольно-кассовая техника), она должна поддерживать работу с маркированным товаром: принимать и передавать данные в ОИСМ (оператор информационных систем маркировки) через ОФД (оператор фискальных данных). Это тоже защищает от подделки, так как фиксируется продажа. Желательно приобрести сразу онлайн-кассу с постоянным доступом в интернет.
Оформление сертификата соответствия на косметику согласно ТР ТС кажется на первый взгляд довольно простым. Однако трудности могут возникнуть:
- если вы раньше никогда не сталкивались с этой процедурой или же проходили сертификацию по другим видам товаров, не знаете актуальных правил;
- если ваша компания или вы выводите товар на рынок впервые;
- при регистрации продукции иностранного происхождения;
- если компания-производитель проводит ребрендинг, поменяла торговую марку;
- в ситуациях, когда схема сертификации вам незнакома;
- при резком изменении правил;
- если вам уже один раз отказали из-за ошибок в документации;
- при оформлении пакета документов сразу на большой объём продукции.
Во всех сложных случаях лучше всего — обращаться к нам. Наша компания готова помочь. Мы неоднократно проводили сертификацию косметики как российского, так и импортного производства, знаем, что именно и в какой последовательности необходимо делать. Также наши сотрудники постоянно следят за тем, что появляется на рынке. Поэтому разными нововведениями их однозначно не удивить. Обращайтесь: сделаем всё грамотно и оперативно. Расценки на наши услуги вы можете узнать заранее. Наша команда работает прозрачно и ничего не скрывает от своих клиентов.
Цель процедуры сертификации заключается в предоставлении гарантий качества товаров как для поставщиков, так и для потребителей. Подтверждение соответствия продукции требованиям законодательства определяется законом «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Сама же обязательная сертификация действует с 1992 года и направлена на продукцию, находящуюся в обращении на территории РФ.
Альтернативным способом для подтверждения качества служит декларирование соответствия товарам установленным нормам. Декларация соответствия оформляется в органе сертификации и обладает одинаковой юридической силой с процедурой сертифицирования.
Перечень товаров в 2021 году, для которых обязательна сертификация, определяется ежегодно Правительством РФ. В настоящее время в этом списке присутствуют следующие товары:
- нефтепродукты;
- газ;
- электрическая энергия;
- стекло специального назначения;
- спортивное и охотничье оружие.
Для таких товаров, как одежда и обувь, мебель, пищевые продукты, предусмотрена декларация соответствия действующим нормативным документам.
По некоторым товарам правительство отсрочило маркировку. Исключения коснулись товарных остатков, которые успели закупить, но не успели продать до ввода маркировки. К сожалению, отсрочки не бесконечные: в 2021 году многие из них закончатся.
Обувь
Маркировка обуви стала обязательной с 1 июля 2020 года. Но товарные остатки временно разрешили хранить и перевозить без маркировки. Промаркировать эти товары нужно до 1 июня 2021 года, ввести их в оборот — до 15 июня. Если не успеть, остатки может конфисковать Роспотребнадзор (могут и не заметить, но лучше не рисковать).
Маркировка парфюмерии стала обязательной с 1 октября 2020 года. Но товарные остатки разрешили продавать до 31 сентября 2021 года. Если вы не успеете промаркировать товары, то хранить их можно только до 31 октября — потом они будут под запретом.
Обязательная сертификация товаров в 2021 году
Некоторые товары маркируют в качестве эксперимента. Правительство создаёт несколько контрольных групп и предлагает предпринимателям проверить, насколько эффективно работает система в их отрасли. Как только правительство получает результаты эксперимента, маркировка переходит в разряд обязательной.
1. Маркировка — это регистрация и учёт продукции в государственной системе «Честный ЗНАК». Она помогает отслеживать весь путь товара от производства до продажи.
2. К маю 2021 года обязательная маркировка охватила восемь категорий товаров: лекарства, табак, одежду, товары лёгкой промышленности, шубы, парфюмерию, шины и фототовары.
3. В 2021 году станет обязательной маркировка молочных товаров:
-
с 1 июня — сыр, творог, мороженое и пищевой лёд;
-
с 1 сентября — молочная продукция со сроком годности более 40 дней;
-
с 1 декабря — молочная продукция со сроком годности менее 40 дней.
4. С 1 сентября станет обязательной маркировка велосипедов и велосипедных рам.
5. В 2021 году закончатся отсрочки по маркировке товарных остатков для двух категорий: обуви и парфюмерии. Обувь нужно промаркировать до 1 июня, духи и туалетную воду — до 31 сентября.
6. По некоторым товарам проходят маркировку только тестируют, но со временем она станет обязательной. Сейчас действуют четыре эксперимента: упакованная вода, пиво, БАДы и кресла-коляски. В тестовой маркировке пива и БАДов даже можно поучаствовать, если отправить заявку в «Честный ЗНАК».
- 2021 год, конец января – молочные продукты и сливки, со сроком хранения не менее 28 суток со дня выпуска.
- 2021 год, начало июля – напитки, содержащие молочный жир, творог, сыр, сыворотка, масло, для изготовления которого используются натуральные сливки, которые нельзя хранить больше двадцати восьми дней.
- 2021 год, начало октября – ферментированные продукты, кефир, йогурты, пахта.
Регистрация молочной продукции, которая произведена на крестьянских хозяйствах, отложена до начала октября 2022 года.
- Производителями (при условии нахождения промышленных объектов в России).
- Импортерами (когда продукция ввозится из-за государственной границы РФ).
- Комиссионерами (в случае получения товара от физических лиц, с которыми заключен договор о комиссионных выплатах).
- Розничными магазинами, оптовыми компаниями, если речь идет об остатках.
- На сайте «Честный знак» компании следует завести учетную запись. При этом обязательно наличие электронной подписи.
- Информация о партии товара передается оператору, который вносит ее в базу.
- На товары заказываются коды DataMatrix. Возможно поштучное формирование на каждую отдельную единицу или как универсальные передаточные документы на всю партию.
- Продукция маркируется. При этом коды могут наноситься непосредственно на товар или его упаковку. Кроме того, есть вариант наклеивания этикеток или крепления бирок.
- Ставятся и настраиваются двухмерные сканеры, позволяющие считывать код. Используются они либо в кассовой зоне, либо на приемке.
- Обновляется ПО на онлайн-кассах, что способствует корректному распознаванию 2D-кодов и передаче данных в систему посредством оператора фискальных данных.
- Отлаживается процесс приемки, продажи, а также возврата товаров с маркировкой. Сотрудники проходят курс обучения.
- Информация о фирме, ИНН участника оборота.
- Номер технического регламента и код товара.
- Страна производитель.
- К какой категории относится изделие и как оно называется на этикетке.
- Код ТН ВЭД ЕАЭС.
- Отличительные черты конкретных групп (размер, цвет, сырье, половое предназначение).
- Товарный знак.
Санкции за нарушение правил маркировки действует в РФ с 2019 года. В статье 15.12 КАП каждый желающий может ознакомиться с их подробным описанием и размерами.
- для граждан – от 2 до 4 тысяч рублей;
- должностные лица (директор, бухгалтер) – от 5 до 10 тысяч рублей;
- ИП или компании – от 50 до 300 тысяч рублей.
- индивидуальные предприниматели – от 5 до 10 тысяч рублей;
- юридические лица – от 50 до 100 тысяч рублей.
Единое для всех этих пунктов то, что продукция в любом случае конфискуется.
Выводы
На протяжении 2021 года вменяется в обязанность производителям, магазинам и поставщикам регистрация покрышек и шин, туалетной воды и духов, молока и молочной продукции, товаров легкой промышленности и одежды.
Согласно действующему с 15.12.2020 Распоряжению Правительства № 3322-р, в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке с 2021 года, внесены изменения. Они коснулись сроков нанесения идентификаторов на молочные продукты, велосипеды и велосипедные рамы.
Напомним, что маркировка молока и готовых продуктов на его основе по отдельным группам ТН ВЭД должна была начаться с 20 января 2021 года, но, согласно последним новостям, правительством внесены коррективы в ранее сформированный график.
1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.
Информация об обязательной с 2021 года маркировке товаров
С 1 января 2021 г. начинается маркировка товаров легкой промышленности. Первыми в новом году пополнят список товаров с кодами Data Matrix следующие виды продукции:
- одежда из натуральной или композиционной кожи;
- рабочая одежда;
- трикотажные блузки и другие виды одежды ручной или машинной вязки (для девочек и женщин);
- верхняя одежда для мужчин и мальчиков, женщин и девочек — пальто, ветровки, штормовки и прочее;
- постельное, кухонное, туалетное, столовое белье.
Маркировочные коды наносят на упаковку и ярлык. В некоторых случаях этикетку клеят непосредственно на одежду.
Также с 01.01.2021 вводится обязательная маркировка ювелирных изделий. К ним относятся:
- драгоценные камни (алмазы, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины) и вставки из них;
- палладиевый и платиновый порошки;
- золото, платина и изделия из них, включая золотые монеты.
Драгоценности маркируют идентификаторами Data Matrix, которые клеят на бирки изделий. Также допустимо нанесение нанометки размером 1 × 1 мм непосредственно на металл.
В 2021 Правительством РФ уже определены точные сроки проведения экспериментов по маркировке продукции. Стартовали пилотные проекты по нанесению идентификаторов на велосипеды, кресла-коляски, питьевую воду и пиво. Их участниками стали добровольцы. Как правило, это крупные предприятия — «акулы» российского рынка. По завершении экспериментов будет проведен экспертный анализ бизнес-процессов — на его основе установят сроки начала обязательной маркировки и запрета на оборот продукции без средств идентификации.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2010 N 148, от 17.03.2010 N 149, от 26.07.2010 N 548, от 17.08.2010 N 630, от 20.10.2010 N 848, от 13.11.2010 N 906, от 21.03.2012 N 213, от 04.05.2012 N 435, от 18.06.2012 N 596, от 04.03.2013 N 182, от 04.10.2013 N 870, от 11.11.2013 N 1009, от 21.07.2014 N 677, от 31.07.2014 N 737, от 02.10.2014 N 1009, от 20.10.2014 N 1079, от 02.04.2015 N 309, от 03.09.2015 N 930, от 04.03.2016 N 168, от 14.05.2016 N 413, от 26.09.2016 N 964, от 17.06.2017 N 717, от 17.07.2017 N 844, от 19.01.2018 N 31, от 21.02.2018 N 178, от 28.02.2019 N 199, от 07.03.2019 N 237, от 24.04.2019 N 489, от 20.11.2019 N 1476, от 26.12.2019 N 1854, от 15.01.2020 N 14, от 10.02.2020 N 116, от 26.06.2020 N 929, от 04.07.2020 N 982)
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разработать и утвердить в месячный срок порядок представления федеральными органами исполнительной власти информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, и ее опубликования.
3. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, обеспечить публикацию информации:
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2010 N 149, от 26.07.2010 N 548, от 17.08.2010 N 630, от 20.10.2010 N 848, от 13.11.2010 N 906, от 21.03.2012 N 213, от 04.05.2012 N 435, от 18.06.2012 N 596, от 04.03.2013 N 182, от 21.07.2014 N 677, от 31.07.2014 N 737, от 20.10.2014 N 1079, от 02.04.2015 N 309, от 03.09.2015 N 930, от 04.03.2016 N 168, от 14.05.2016 N 413, от 26.09.2016 N 964, от 17.06.2017 N 717, от 17.07.2017 N 844, от 19.01.2018 N 31, от 21.02.2018 N 178, от 24.04.2019 N 489, от 20.11.2019 N 1476, от 26.12.2019 N 1854, от 15.01.2020 N 14, от 10.02.2020 N 116, от 26.06.2020 N 929)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.08.2010 N 630, от 20.10.2010 N 848, от 13.11.2010 N 906, от 21.03.2012 N 213, от 04.05.2012 N 435, от 18.06.2012 N 596, от 04.03.2013 N 182, от 04.10.2013 N 870, от 11.11.2013 N 1009, от 02.10.2014 N 1009, от 20.10.2014 N 1079, от 04.03.2016 N 168, от 17.06.2017 N 717, от 21.02.2018 N 178, от 28.02.2019 N 199, от 07.03.2019 N 237, от 24.04.2019 N 489, от 15.01.2020 N 14, от 04.07.2020 N 982)
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3899).
2. Абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3746).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2000 г. N 403 «О внесении дополнений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2317).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2002 г. N 3 «О внесении изменения в перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 53).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 287 «О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, и в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1773).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72 «О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, и о признании утратившим силу перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 7, ст. 538).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 505 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3960).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 г. N 267 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 18, ст. 1689).
9. Пункт 12 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам технического регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 486 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 32, ст. 3326).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2005 г. N 775 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 и от 7 июля 1999 г. N 766» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 52, ст. 5739).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 255 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 18, ст. 2014).
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 810 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 268).
1. Для чего необходима сертификация продукции
2. Какие товары нужно сертифицировать
3. Виды сертификатов
4. Что такое обязательная сертификация
5. Что такое добровольная сертификация
6. Как получить сертификат соответствия и кто его выдает
7. Как выглядит сертификат соответствия
8. Срок действия сертификата
9. Можно ли подделать сертификат соответствия?
Это барьер для защиты рынка от некачественной продукции. В каждой стране существуют стандарты, чтобы потребитель покупал вещи или продукты, которые не принесут вреда.
Например, предприниматель запустил производство детских игрушек. Сначала специалисты проводят исследования и выясняют, сделаны ли игрушки из безопасных материалов. Проверяют, не повредят ли детали детские руки. После этого производство получает сертификат соответствия и выходит на рынок. Без испытаний и разрешений продавать такую продукцию не получится. Это вне закона.
Бизнес зачастую использует сертификат соответствия в маркетинге и рекламе. Производители продуктов часто подчеркивают, что заботятся о покупателях и все делают по ГОСТу. Это значит, что потребитель получает качественный товар.
В России и странах таможенного союза действуют 2 основных сертификата соответствия:
- ГОСТ Р. Это аббревиатура, которая означает государственный стандарт. Сертификаты появились еще в СССР, но теперь добавляют букву Р, которая показывает, что это современный российский стандарт. Оформление такого сертификата в среднем обойдется в 12-15 тысяч рублей.
- ТР ТС. Это сертификат, который действует на территории стран Таможенного союза. Его придется получить, если предприниматель собирается работать за пределами России в странах ЕАЭС. По стоимости такой документ обойдется минимум в 50 тысяч рублей.
Кроме этого, в некоторых случаях понадобятся и другие сертификаты:
- Сертификат пожарной безопасности. Есть 123-ФЗ (Технический регламент пожарной безопасности). Документ действует для некоторых товаров. Например, для линолеума.
- Сертификат соответствия системе менеджмента ISO (ИСО). Показывает, что производитель внедрил систему менеджмента по правилам Международной организации стандартизации. Иногда это требуют контрагенты или правила продажи за пределами таможенного союза.
Электронный сертификат станет доступным к осени 2021 года
Принят Государственной Думой 22 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы применения электронного сертификата, регулирует порядок его формирования и изменения, порядок приобретения и оплаты отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных (муниципальных) услуг, включенных в перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляются в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 692 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. В случаях, не урегулированных настоящим Федеральным законом, права, обязанности и ответственность участников отношений, связанных с приобретением отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, при этом к отношениям между потребителями и продавцами (исполнителями) в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
1) потребители — граждане Российской Федерации, имеющие право на приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата;
2) продавцы (исполнители) — юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечни отдельных видов товаров, работ, услуг, предусмотренные частью 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
3) электронный сертификат — размещенная в Государственной информационной системе электронных сертификатов запись в электронной форме, содержащая сведения о праве гражданина Российской Федерации на самостоятельное приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и используемая для подтверждения оплаты таких товаров, работ, услуг в объеме, установленном законодательством Российской Федерации;
4) реестр электронных сертификатов — информационный ресурс, содержащий сведения, получаемые в результате формирования, изменения и использования электронных сертификатов и размещенные в Государственной информационной системе электронных сертификатов;
5) орган, предоставляющий меры поддержки, — орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации или орган управления территориальным государственным внебюджетным фондом, уполномоченные на принятие решений о предоставлении мер поддержки;
6) Государственная информационная система электронных сертификатов (далее также — информационная система) — федеральная государственная информационная система, создаваемая в целях обеспечения реализации права граждан Российской Федерации на самостоятельное приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата.
2. Понятие «национальный платежный инструмент» используется в значении, определенном Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Статья 3. Право на приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата
1. Право на приобретение отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата возникает при наличии у гражданина правовых оснований на получение меры социальной защиты (поддержки), социальной услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иной социальной гарантии, предоставляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в натуральной форме за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (далее — меры поддержки), и не исключает право на получение мер поддержки иными способами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.