Семейный детский сад закон

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейный детский сад закон». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 23 декабря 2016 г. N ОГ-П8-7927 изучил опыт работы семейных дошкольных групп, действующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы деятельности данных групп в субъектах Российской Федерации, и направляет обобщенную информацию и методические рекомендации для использования в работе.

И.о. директора Департамента И.В. Мануйлова

Информация структурирована по следующим направлениям:

1. Количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них.

2. Нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп.

3. Опыт работы субъектов Российской Федерации по данному направлению.

1. Количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них.

По оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, на 1 января 2017 г. в Российской Федерации функционировало:

2032 семейные дошкольные группы как структурные подразделения муниципальных и (или) государственных дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования (далее — ООПДО) и осуществляющих присмотр и уход за детьми, с охватом 8066 воспитанников;

297 семейных дошкольных групп, осуществляющих только присмотр и уход без реализации ООПДО, с охватом 890 воспитанников.

Наибольшее количество воспитанников в семейных дошкольных группах в 21 субъекте Российской Федерации: Москва — 781 группа, 2650 воспитанников, Краснодарский край — 757 групп, 2472 воспитанника, Нижегородская область — 104 группы, 1094 воспитанника, Республика Башкортостан — 70 групп, 274 воспитанника, Республика Бурятия — 70 групп, 488 воспитанников, Республика Алтай — 63 группы, 251 воспитанник, Тамбовская область — 61 группа, 196 воспитанников, Московская область — 53 группы, 144 воспитанника, Томская область — 49 групп, 129 воспитанников, Кемеровская область — 45 групп, 61 воспитанник, Ленинградская область — 32 группы, 65 воспитанников, Ростовская область — 28 групп, 116 воспитанников, Новосибирская область — 26 групп, 84 воспитанника, Саратовская область — 25 групп, 88 воспитанников, Республика Татарстан — 25 групп, 76 воспитанников, Республика Хакасия — 23 группы, 128 воспитанников, Санкт-Петербург — 22 группы, 90 воспитанников, Республика Саха (Якутия) — 19 групп, 187 воспитанников, Чеченская Республика — 13 групп, 61 воспитанник, Чувашская Республика (Чувашия) — 9 групп, 31 воспитанник, Костромская область — 4 группы, 65 воспитанников.

2. Нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп.

В связи с вступлением в силу 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) ранее действующие в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» нормативные правовые акты (далее — НПА) должны быть отменены или приведены в соответствие с действующим законодательством.

Данное требование распространяется на НПА региональных и муниципальных уровней, а также на локальные акты образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее — ДОО).

Федеральным законодательством в сфере образования разделены функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ДОО и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности в семейных дошкольных группах, группах по присмотру и уходу и иных формах).

Так, согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ. В свою очередь, под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ).

Согласно статье 17 Федерального закона N 273-ФЗ образование может быть получено в том числе вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

В соответствии с пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038, далее — Порядок), в образовательной организации могут быть организованы семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.

Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации ООПДО.

В случае если такая деятельность осуществляется только в отношении собственных детей, то фактически речь идет о получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образований в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в ДОО и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 15 Порядка). Финансирование реализации образовательной программы в указанном случае со стороны государства не осуществляется.

Согласно пункту 19 статьи 2, пункту 5 статьи 31 Федерального закона N 273-ФЗ за юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы закреплена возможность осущес��влять образовательную деятельность по программам дошкольного образования в качестве дополнительного вида деятельности.

Семейные дошкольные группы создаются на базе образовательных организаций муниципальных образований, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих ООПДО, и являются их структурными единицами.

В Краснодарском крае семейные дошкольные группы получили юридически закрепленное название «группы семейного воспитания».

На муниципальном уровне ДОО совместно с органами местного самоуправления проводят родительские собрания, консультации с приглашением педагогов, состоящих на учете в службе занятости, многодетных родителей, педагогов-пенсионеров, мониторинги, маркетинговые исследования и др. К разработке модели образования дошкольников в форме семейных дошкольных групп подключены экономисты, юристы, заведующие и педагоги ДОО.

В муниципальных образованиях создан банк данных потенциальных воспитателей, проведены финансовые расчеты организации семейных дошкольных групп, разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность таких групп, где предусмотрены все требования к созданию и функционированию семейных дошкольных групп.

Организация питания осуществляется несколькими видами: доставка готовых блюд в специальной таре из ДОО или приготовление пищи по месту пребывания детей, при наличии необходимых условий, по утвержденному в ДОО меню, из сырьевого набора продуктов, предоставленного ДОО.

При отсутствии возможности обеспечивать детей горячим питанием работа семейных дошкольных групп строится в режиме кратковременного пребывания.

Численность детей в семейных дошкольных группах устанавливается от 3 до 5 детей. Группы функционируют в семьях, имеющих не менее трех детей дошкольного возраста, а также в семьях, имеющих двух детей дошкольного возраста, по месту проживания данной семьи, при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

Использование жилого помещения (части жилого помещения) для организации деятельности семейных дошкольных групп осуществляется на основании договора ограниченного безвозмездного пользования жилым помещением, заключаемого между образовательной организацией и собственником данного помещения. При этом возраст воспитанников семейных дошкольных групп в ряде муниципальных образований установлен до 8 лет.

Работники семейных дошкольных групп являются работниками образовательной организации. Права и обязанности работников таких групп определяются законодательством, должностными инструкциями, трудовым договором. Все работники проходят медицинский осмотр в соответствии с действующим порядком приема работников в образовательную организацию.

Образовательная организация осуществляет материально-техническое обеспечение семейных дошкольных групп. Родители (законные представители) вправе использовать для организации семейной дошкольной группы собственное имущество при условии его соответствия действующим санитарно-эпидемиологическим нормам.

В ряде нормативных документов муниципального уровня предусмотрена возможность создания семейных дошкольных групп, как реализующих ООПДО, так и осуществляющих только присмотр и уход за детьми, а также функционирующих в режиме кратковременного пребывания, сокращенного дня, полного дня или продленного дня.

На должность воспитателя может быть назначен кроме родителя (законного представителя) ребенка близкий родственник, проживающий совместно с детьми данной группы.

В целях охраны жизни и здоровья детей, будущих воспитанников семейных дошкольных групп предусмотрена процедура обследования жилищно-бытовых условий заявителей, претендующих на создание таких групп, на соответствие жилищно-бытовых условий существующим требованиям.

Как правило, такое обследование осуществляется независимой комиссией, в состав которой входит представитель(и) муниципальных органов управления образования, представители территориального Роспотребнадзора, инспектор Пожнадзора, представители администрации дошкольной образовательной организации, педагог-психолог и др.

Количество дополнительных штатных единиц воспитателя или младшего воспитателя определяется расчетным путем в зависимости от продолжительности работы семейной дошкольной группы.

Для открытия семейной дошкольной группы в ряде муниципальных образований разработан алгоритм действий ДОО: внесение администрацией ДОО соответствующих изменений в имеющиеся локальные акты; регистрация обращения многодетных родителей (имеющих трех и более детей дошкольного возраста) с заявлением о намерении открыть семейную дошкольную группу; составление комиссией акта обследования жилищных условий семьи; заключение с работником семейной дошкольной группы трудового договора; заключение договора ДОО с родителями; оформление доверенности на воспитателя семейной дошкольной группы в случае, если принимаются дети из других многодетных семей; оформление личных дел детей семейной дошкольной группы, организация встречи воспитателя семейной дошкольной группы с педагогами и специалистами ДОО; разработка упрощенной документации для воспитателя семейной дошкольной группы; составление расписаний занятий, проводимых дома и в условиях ДОО.

Алгоритм предусматривает осуществление контрольных функций со стороны администрации ДОО (посещение старшим воспитателем и социальным педагогом открытых занятий, проведение периодической проверки бытовых условий и соблюдения режима дня в соответствии с установленными требованиями).

В целях выявления потребностей и актуальных линий взаимодействия представителей ДОО и воспитателей семейных дошкольных групп проводится анкетирование.

Полученные данные анализируются администрацией ДОО, которая определяет потребность родителей. Например: использование для прогулок площадок ДОО, посещение музыкальных и физкультурных занятий, помощь логопеда, семейного психолога, активное участие воспитанников семейных дошкольных групп в праздниках, проводимых в ДОО и т.д.

На каждую семейную дошкольную группу заполняется социальный паспорт, закрепляется сотрудник ДОО, который осуществляет методическое сопровождение, помогает разрабатывать примерное распределение деятельности в течение дня.

Дополнительно сообщаем, что в 2014 году Минобрнауки России для субъектов Северо-Кавказского федерального округа разработало модельную программу, а также провело выездные консультации по развитию групп, созданных в том числе индивидуальными предпринимателями.

Типовые документы: «Дорожные карты», модель поддержки развития дошкольного образования за счет привлечения к оказанию услуг дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми индивидуальных предпринимателей, типовая учебная программа курсов повышения квалификации направлены в субъекты Российской Федерации письмом Минобрнауки России от 18 декабря 2014 г. N НТ-13715/08.

Минобрнауки России полагает целесообразным продолжить субъектами Российской Федерации работу по поддержке получения детьми дошкольного образования в семейной форме путем развития семейных дошкольных групп в целях повышения доступности дошкольного образования.

И.о. директора Департамента И.В. Мануйлова

Как открыть семейный детский сад


Доведена информация об организации работы семейных дошкольных групп в регионах.

Сведения структурированы по следующим направлениям: количество семейных дошкольных групп и воспитанников в них; нормативные правовые акты федерального уровня, регламентирующие организацию работы семейных дошкольных групп; опыт деятельности регионов.

Рассмотрены особенности создания таких групп.

Детская мебель — столы стулья, кровати, шкафчики 300 000 Р
Техника — стиральная машина, холодильник, компьютер, аудиосистема, проектор 150 000 Р
Текстиль — постельное белье, полотенца 80 000 Р
Игрушки, игровые зоны и развивающие игры 60 000 Р
Игрушки и игровая площадка для улицы 50 000 Р
Спортивный комплекс и спортивные снаряды 30 000 Р
Посуда 15 000 Р
Горшки и сиденья на унитаз 5 000 Р
Расходы на питание детей 130 Р в день на ребенка × 23 рабочих дня = 2990 Р 2990 Р × 15 детей = 44 850 Р
Налоги и взносы 25 000 Р
Зарплата второго воспитателя 20 000 Р
Зарплата уборщицы 12 000 Р
Реклама 10 000 Р
Коммунальные платежи 5000 Р
Оплата бухгалтера 3000 Р
Расходы на ведение банковского счета 1500 Р
Бытовая химия и средства гигиены 1000 Р

7 сентября 2021 года

«Моя работа» приглашает москвичей на обучение для начинающих предпринимателей

3 сентября 2021 года

Как справиться с профессиональным выгоранием: советы от карьерных экспертов центра «Моя работа»

3 сентября 2021 года

Школа подготовки нянь: за новой профессией в центр «Моя карьера» приходят и сотрудники телевидения, и инженеры

3 сентября 2021 года

Как одеться на собеседование: рекомендации от карьерных экспертов из центра «Моя работа»

3 сентября 2021 года

В центре «Моя карьера» научат москвичей старшего возраста зарабатывать на творчестве

2 сентября 2021 года

Дошкольное образование может быть получено в образовательных организациях, а также вне их — в форме семейного образования. В целях получения дошкольного образования в семьях в образовательной организации могут быть организованы семейные дошкольные группы. Такие группы и называют семейными детскими садами.

Семейные детские сады могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность либо осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования (ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ; п. 3, абз. 2, 10 п. 13 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014).

В г. Москве семейный детский сад организуется в многодетных семьях (по месту проживания семьи) в качестве ГОУ. При этом один из родителей (законных представителей) назначается воспитателем (п. п. 1.1, 1.2, 2.2 Примерного положения, утв. постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП).

В организации деятельности семейного детского сада многодетной семье оказывается методическая и консультативная помощь. Кроме того, его воспитанники могут использовать инфраструктуру ГОУ, в частности посещать музыкальные и физкультурные занятия, заниматься с педагогами, обучаться плаванию, принимать участие в общих праздниках. Занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании ГОУ, так и в домашних условиях. Питание в семейном детском саду оплачивается за счет бюджета г. Москвы (п. п. 2.4, 2.5, 2.8 Примерного положения, утв. постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП; Приказ Департамента образования г. Москвы от 15.02.2008 № 48 (далее – Положение № 48)).

В г. Москве организовать семейный детский сад может многодетная семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет либо один или двое детей дошкольного возраста при условии приема детей из других семей (п. 1.2 Положения № 48).

Чтобы открыть семейный детский сад, одному из родителей (законному представителю) потребуется обратиться в ГОУ и представить, в частности, следующие документы (ст. 65 ТК РФ; ст. 7 Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ; п. 5.2 СанПиН 2.4.1.3147-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 № 68; п. 9 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 15.05.2020 № 236; п. 1.2 Положения № 48):

1) заявление;

2) документы для трудоустройства в качестве воспитателя: документ, удостоверяющий личность (паспорт); трудовую книжку; медицинскую книжку; документ об образовании; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования либо документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета; справку об отсутствии судимости;

Обратите внимание! В 2020 г. осуществляется переход на ведение сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде (электронные трудовые книжки). До 01.11.2020 работодатели уведомляют работников о праве отказаться от ведения трудовой книжки в бумажном виде. Соответствующее заявление работники представляют до 2021 г. Указанные сведения могут предоставляться при трудоустройстве (ст. 66.1 ТК РФ; п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ; п. 2 постановления Правительства РФ от 19.06.2020 № 887).

3) документы для принятия детей в образовательную организацию;

4) свидетельства о рождении своих детей;

5) медицинские карты детей;

6) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства в г. Москве.

Полный перечень необходимых документов рекомендуем предварительно уточнить в соответствующей образовательной организации.

Обратите внимание! Жилое помещение, в котором будет располагаться семейный детский сад, должно отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям и правилам пожарной безопасности (п. 1.2 СанПиН 2.4.1.3147-13; п. п. 5.2.3, 5.2.8 СП 4.13130.2013).

В случае удовлетворения заявления с родителем многодетной семьи (законным представителем) заключается договор об организации семейного детского сада, а также трудовой договор (ст. 68 ТК РФ; п. 2.6 Положения № 48).

ГОУ также утверждает иные документы, регламентирующие деятельность семейного детского сада.

Один из родителей многодетной семьи (законных представителей) может быть принят в семейный детский сад на должность воспитателя, если он имеет высшее или среднее профессиональное образование либо обучается по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошел промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения (ч. 1, 3 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ; разд. III Квалификационных характеристик должностей работников образования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н; Профессиональный стандарт, утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н).

Кроме того, для работы воспитателем потребуется, в частности (ст. 213 ТК РФ; п. п. 5.1, 5.2 СанПиН 2.4.1.3147-13; Перечень, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302 н):

• при приеме на работу — пройти предварительный медицинский осмотр;

• оформить медицинскую книжку;

• пройти аттестацию на знание санитарных норм и правил.

Справка. Лица, которым запрещено быть воспитателями

По общему правилу воспитателями не могут быть следующие лица (ст. 331 ТК РФ):
1) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
2) имеющие или имевшие судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
3) имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) признанные недееспособными;
5) имеющие заболевания, предусмотренные специальным перечнем.

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России

Город помогает: как открыть семейный детский сад у себя дома

  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Внесено Минпросвещения России.

Использование первых этажей жилых домов для размещения детсадов в некоторых случаях является единственным вариантом решения проблемы доступности дошкольного образования. Однако применение такого варианта размещения детсада ограничивается требованием использования в отношении детских садов проектной документации повторного использования. При этом проектная документация ранее возведённых жилых домов тоже должна относиться к экономически эффективной проектной документации повторного использования.

Выполнение этих условий в отношении давно построенных жилых домов не всегда возможно.

Поэтому подписанным постановлением требование об использовании проектной документации, разработанной с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования, сохранено только для строительства новых зданий детсадов, а на приобретение помещений под детсады в ранее построенных зданиях эти требования распространяться не будут.

Принятые решения позволят расширить возможности регионов по созданию новых мест для детей до трёх лет, особенно там, где высока плотность жилой застройки и отсутствуют возможности строительства отдельных зданий детских садов с учётом действующих требований, и тем самым будут способствовать достижению к 2021 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет.

Работа Правительства:

  • Присмотр и уход за маленькими детьми. Детские сады
  • Государственная программа «Развитие образования»

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Семейный детский сад – это в неком роде помощь семьям с несколькими и более детьми и их родителям, в которых мать вынуждена сидеть дома и заниматься воспитанием. То есть, если создать семейный садик для детей, то получается благое дело. Вы и с детьми своими занимаетесь и в то же время получаете деньги, так, как будь то ходите на работу. Но, стоит отметить, что семейный детский сад это не частное учреждение, не стоит путать эти кардинально разные понятия. Под семейным в первую очередь подразумевается то, что сама мама является воспитателем для собственных детей. Но, забежим немного на перед и сразу скажем, что и других детей в свое домашнее учреждение вы также сможете принять. Он также подлежит оформлению и прикрепляется в одному из районных ДОУ, которое будет оказывать вам различного рода помощь во всех смыслах.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Семейный детский сад тем и отличается от частного, что открывает его один из взрослых многодетной семьи, чаще всего мамы. Для того, что бы открыть домашний сад вам необходимо иметь в семье не менее трех деток дошкольного возраста от двух месяцев до семи лет. Но, часто случается так, что семья многодетна, а детей дошкольников всего двое. Что делать? Отказаться от этой затеи? Совсем нет. Для решения этой проблемы вам просто – напросто необходимо найти еще одного дошкольника также из семьи, где много детей и родители которого согласится посещать ваше домашнее детское учреждение.

Так, например, вы можете взять и оформить ребенка знакомой, вышедшей на работу, которому от роду всего пару месяцев. Это будет гарантировать то, что числиться он будет у вас как можно дольше. Да и надбавка родителям детей в качестве компенсации за питание и за посещение такого детского садика составляет порядка двух с половиной тысяч рублей. Не плохо, ни так ли? Таким образом удобно будет сразу для двух семей. Первая получает еще одного дошкольника и может смело оформлять все необходимые бумаги. Вторая – получает лишние денежные средства, которые, как показывает практика, вовсе не лишние.

Как бы это не звучало грубо и банально, но – деньги. Ведь они очень важны, особенно для многодетной семьи. В итоге такой деятельности, вы получаете полноценную зарплату педагогического работника. Кстати, формируется она затрагивая все аспекты работы мамы. То есть, вы получаете пол ставки как воспитатель, пол ставки как нянечка и еще одну четвертую ставки как повар. То есть теперь все, что ранее входило в ваши простые домашние обязанности будет оплачиваться с лихвой.

Кроме этого, так как садик оформляться официально и трудоустраивает вас, то в итоге у вас будет идти трудовой педагогический стаж. Также, ведь благодаря такой затее ваш дом превратится непосредственно в детский сад, вы с легкостью сможете брать необходимую мебель, игрушки и учебные пособия себе домой. Срок их использования не ограничены, пользуйтесь столько – сколько действует детский семейный сад. А если так случилось, и какой-либо предмет поломался, не переживайте, деньги за него возмещать не потребуется. Достаточно принести то, что от него осталось, то есть обломки и его просто – напросто спишут.

Более того, не стоит забывать и том, что несмотря на то, то дети не посещают государственное дошкольное учреждение, то это совсем не значит, что они не вхожи в детский сад. Они имеют такое же право, как и остальные ребята посещать логопедические занятия, занятия по плаванью, музыке или танцам. Также, не стоит забывать и про различные концерты и утренники и другие подобные мероприятия, которые довольно часто проходят в каждом детском садике.

Бесплатное питание. При чем в зависимости от региона и области проживания, бесплатное питание выглядит по-разному. Где-то вам предложат приезжать и забирать продукты ежедневно. Но, бывают случаи когда удавалось договариваться с администрацией и приезжать за ними пару раз в неделю. Также, довольно часто практикуется компенсация за питание. В таком случае, государство будет выделять на каждого конкретного ребенка по две с половиной тысячи рублей.

О том, кто может открывать семейный детский сад, мы поговорили. Если вы подходите под эту категорию семей и решили брать образовательные и воспитательные моменты в свои собственные руки, тогда самое время обсудить, как это сделать и какие документы для открытия семейного детского сада нужны. Для начала вам необходимо сходить в местное Управление Образования. Там на месте вам потребуется определиться с садиком, к которому вы будете относиться. Кстати, он же вам и будет оказывать вам поддержку. После, вы отправляетесь непосредственно в сад к заведующей. Она вам подробно все расскажет, что и к чему. Как правило, заведующие очень рады таким родителям, открывающим сады семейного типа.

Ведь, во – первых, это изрядно освобождает места, которых и так постоянно на всех не хватает. А во – вторых, администрацию многих садов обязывают содействовать созданию семейных садиков. После беседы и посещения ДОУ вам на руки выдадут список документов, которые необходимо предоставить. А именно:

  • паспорт мамы, которая планирует открыть семейный детский сад;
  • трудовая книга;
  • медицинская карточка опять – таки для мамы;
  • медицинские карточки на детей;
  • документ, удостоверяющий личность для детей – свидетельство о рождении;
  • пройти профориентацию или говоря простым языком прослушать пару – тройку лекций;

разрешение на право воспитателя заниматься с ребенком, заверенное нотариусом.

Кроме этого, вам необходимо будет предоставить фотографии квартиры или дома, где будет размещаться семейный детский сад. В отдельных случаях, представитель муниципального ДОУ самостоятельно придет для того что бы составить отчет и сделать фото помещений.

Если сказать честно, то самое длительное здесь, это сбор документов и медицинских справок. Порядок регистрации и сроки зависят от того, насколько быстро вы все сделаете. Ведь даже для домашнего детского сада вам потребуется весь пакет медицинских документов, как будто ваш ребенок посещает муниципальное заведение. Это совсем не спроста и не просто банальная прихоть Министерства Образования. Ведь именно благодаря диспансеризации можно предотвратить различные заболевания и патологии.

Перед тем как регистрировать семейный садик, необходимо четко понимать, какое количество детей вы можете туда принять. Ведь в отличие от частного детского сада, в семейном существуют определенные ограничения. Семейные сады — мера это, в неком роде, вынужденная со стороны государства, ведь для открытия полноценного, действующего муниципального учреждения потребуется огромное количество средств. То семейные функционируют без особых материальных вложений, за исключение питания детей и заработной плате маме, которая выполняет сразу функцию воспитателя, няни и работника общепита.

Но, как мы уже упоминали выше, открыть такой сад могут лишь те семьи, в которых три и более ребёнка дошкольного возраста. Если же семья имеет статус многодетной, но дошкольников меньше, тогда вы можете принять к себе на домашнее воспитание других детей также из многодетных семей. Но не обольщайтесь раньше времени, планируя, что такой сад будет приносить вам дополнительный доход чуть ли не на протяжении всей жизни, ведь взять посторонних детей вы можете не более двух. Из этого следует, что даже многодетные семьи с одним дошкольником имеют право открыть свой семейный детский сад, взяв других детей.

Также, частенько бывает так, что мамы стараются схитрить и записывают в сад детей близких или друзей, которым всего – навсего пару месяцев отроду. С одной стороны это выгодно. Садик откроют и он будет функционировать, и в то же время, понятное дело, что такой грудной ребенок посещать его не будет. Но, с другой стороны, это может быть наказуемо, ведь не стоит исключать возможность разнообразных проверок, так как семейный детский сад все – таки является полноправным филиалом муниципального ДОУ.

Организация семейного детского сада, в отличие от частного, происходит, основываясь на муниципальном дошкольном образовательном учреждении – то есть детском саде. Если говорить о частных детских садах, то для их открытия необходимо маме будет сделать ИП. Но, проблематично совсем не это. А то, что частные детские сады – это полноправные садики, к которым аналогичные требования и стандарты, как и к муниципальным. То есть, вам необходимо будет иметь достаточно большое помещение, где вы можете разместить сразу несколько различных групп. Кроме этого, вы обязательно должны устроить к себе на работу воспитателя, няню, работника общепита и уборщицу. Стоит отметить, что на каждую отдельную группу вам потребуется отдельный воспитатель и няня. Также, у вас должны быть оборудованные по стандартам детские спальные комнаты, игровые и столовые. Кроме этого, обращаем ваше внимание, что и санузел имеет свои требования. В нем должно быть сразу несколько рукомойников, размещенных на различной высоте. Это необходимо для того, что бы дети различной возрастной категории и группы, смогли учиться самостоятельно себя обслуживать.

Как организовать семейный детский сад?

Как и любое учреждение, семейный детский сад тоже должен иметь свои отчеты. При чем мамы – воспитатели должны отчитываться в буквальном смысле за все. Во – первых, хоть и занимаетесь со своими детьми самостоятельно дома, это не должно идти в разрез с программой детского сада, которую вам обязательно выдадут. То есть, если в распорядке дня указано, что сегодня музыка или рисование, так оно должно и быть. Администрация многих детских садов требует еженедельные отчеты о проделанной работе.

Так, вы должны будете присылать фото, делать презентации, в которых будет показано, чем вы занимались и какой результат это дало. Не стоит забывать и о личных проверках. По закону РФ, в саду семейного типа, мама числится как воспитатель и не может выполнять свои привычные обязанности. То есть, с восьми до шести или в другое, положенное время (когда работает детский сад), мама не имеет права сходить за покупками или затеять, например, стирку. В рабочие часы вы должны быть посвящены исключительно воспитанию детей, поэтому на время лучше эти обязанности переложить на близкого родственника или же выполнять их после завершения рабочего времени.

Кроме этого, не стоит забывать и о питании. Если вы получаете продукты на руки, то здесь отчетность не нужна. Детский сад сам отчитается перед государством. Но, если вместо провианта вы получаете денежную компенсацию, тогда отчетность потребуется. Вам необходимо будет сохранять чеки из продуктовых магазинов и предоставлять их в детский сад. Также, обращаем ваше внимание, что кормить, чем душенька пожелает в период пребывания ребенка в детском саду не получиться. В муниципальном учреждении вам выдадут меню, которого вы должны строго придерживаться. Если в расписании указана манка, то, вне зависимости от того, любят ваши дети ее или нет, придется подавать. Баловать детей лимонадами, мороженны или конфетами вы сможете только после окончания рабочего дня.

В соответствии с действующим в настоящее время в РФ законодательством об образовании:

  • дошкольное образование может быть получено в образовательных организациях,

  • а также вне их — в форме семейного образования.

В целях получения дошкольного образования в семьях:

  • в образовательной организации могут быть организованы семейные дошкольные группы;

  • такие группы и называют семейными детскими садами.

Семейные детские сады подразделяются на два типа:

  • семейные детские сады, имеющие общеразвивающую направленность и

  • семейные детские сады, осуществляющие присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

Статья 64 «Дошкольное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации»;

п. п. 3, 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014

Семейный детский сад отрывается:

  • в многодетных семьях, имеющих 3 и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи,

  • в случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, открытие семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей;

  • в качестве структурного подразделения государственной образовательной организации, реализующей общеобразовательную программу дошкольного образования, в соответствии с ее уставом;

  • при этом один из родителей (законных представителей) назначается воспитателем.

п. п. 1.1, 1.2, 2.2 Примерного положения об организации деятельности семейного детского сада, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП

Семейный детский сад обеспечивает:

  • воспитание детей,
  • обучение детей,
  • присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Семейные детские сады открываются в целях:

  • поддержки многодетных семей;

  • предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;

  • развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;

  • расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

Для организации деятельности семейного детского сада в штатное расписание образовательной организации вводятся дополнительные штатные единицы:

  • воспитатель — 1,0 ст.;

  • воспитатель по физкультуре — 0,25 ст.;

  • музыкальный руководитель — 0,25 ст.;

  • старшая медсестра — 0,25 ст.;

  • педагог-психолог — 0,25 ст.;

  • социальный педагог — 0,5 ст.

Данные штатные единицы образовательной организации определяются из расчета на 3-5 детей для одного семейного детского сада, являющегося структурным подразделением образовательной организации.

  • на должность воспитателя семейного детского сада назначается родитель (законный представитель) многодетной семьи, в которой создается семейный детский сад;

  • организация питания в семейном детском саду возлагается на воспитателя;

  • на организацию питания в семейном детском саду предусматривается финансирование из бюджета города Москвы (для семейных детских садов города Москвы);

  • окружные управления образования оказывают методическую и консультативную помощь в организации деятельности семейного детского сада;

  • режим работы семейного детского сада и пребывания в нем детей определяется уставом образовательной организации, договором между образовательной организацией и родителем (законным представителем);

  • администрация образовательной организации осуществляет контроль за функционированием семейного детского сада;

  • занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании образовательной организации, так и в домашних условиях;

  • в организации деятельности семейного детского сада многодетной семье оказывается методическая и консультативная помощь;

  • кроме того, его воспитанники могут использовать инфраструктуру государственной образовательной организации, в частности посещать музыкальные и физкультурные занятия, заниматься с педагогами, обучаться плаванию, принимать участие в общих праздниках;

  • занятия с детьми и другие виды деятельности в семейном детском саду могут проводиться как в здании государственной образовательной организации, так и в домашних условиях;

  • питание в семейном детском саду оплачивается за счет бюджета г. Москвы.

п. п. 2.4, 2.5, 2.8 Примерного положения об организации деятельности семейного детского сада, утв. Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 № 951-ПП;
Приказ Департамента образования г. Москвы от 15.02.2008 № 48 «О финансировании организации питания детей в семейных детских садах» (ред. от 30.05.2014)

Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы

  • один из родителей многодетной семьи (законных представителей) может быть принят в семейный детский сад на должность воспитателя, если он имеет высшее или среднее профессиональное образование;

  • кроме того, для работы воспитателем потребуется, в частности:

    • при приеме на работу — пройти предварительный медицинский осмотр;

    • оформить медицинскую книжку;

    • пройти аттестацию на знание санитарных норм и правил.

ч. 1 статьи 46 «Право на занятие педагогической деятельностью» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
разд. III Квалификационных характеристик должностей работников образования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н;
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

По общему правилу воспитателями семейного детского сада не могут быть следующие лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;

  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

  • признанные недееспособными;

  • имеющие заболевания, предусмотренные специальным перечнем.

Статья 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса РФ

— Что нужно сделать, чтобы открыть семейный детский сад — прямо по шагам?

— Прийти в РОНО, оно направит в детский сад, который семье ближе по месту жительства, но по желанию родителей можно попроситься и в другой детский сад, если кому-то так удобнее. Я знаю семью, которая живет в одном месте, а детский сад у них в другом, им так удобнее.

— Они сами выбрали этот сад, потому что он лучше, с их точки зрения?

— Да. Или есть семьи, которые переехали, но остались в том саду, в который они пошли изначально.

— Что происходит дальше — родителей оформляют на работу в детский сад?

— Да. Маму берут в детский сад на работу воспитателем.

— Только маму, или папа тоже как-то участвует? Это необязательно?

— Папа тоже может быть воспитателем. Я знаю семью в Зеленограде, в которой папа стал воспитателем — просто у них папа более образованный. Не принципиально, кто будет воспитателем, но это должен быть кто-то один из родителей. Кроме того, в нашей семье, например, взяли на работу еще мою старшую дочку, она сейчас заканчивает педагогический институт. По желанию и согласованию с дирекцией детского сада семье может быть дополнительно выделена часть ставки физкультурника, музработника или соцработника. Если мама или папа могут обеспечить ребенку дома эти занятия, то заведующий может пойти навстречу…

— Сад берёт на работу только людей из этой семьи? Это могут быть какие-то родственники, бабушки?..

— Нет. Ну, вот у меня дочку взяли, потому что она уже заканчивает институт. В принципе, могут дать и на маму все эти дополнительные ставки.

— У семейного садика как-то проверяют помещение, квартиру — СЭС приходит?

— Да, но СЭС, слава Богу, не приходит. Изначально как раз для мам это был первый вопрос — будет ли приходить СЭС? Нет, проверять нас должны приходить из детского сада, к которому прикреплен семейный сад. У нас есть и отчетность, мы сдаем чеки, нам платят за питание. И планы мы должны писать…

— Это для вас формализм какой-то, или в этом есть реальная польза?

— Конечно, формализм, но отчетность о работе должна быть. На самом деле, это все очень сложно, потому что для семейного детского сада все по-другому. Там и часы занятий все разные, для старшего ребенка надо проводить больше занятий, для младшего — меньше. А если, например, трое детей разного возраста? В некоторых семейных садах есть младенцы, которым по полгода — начинаешь проводить занятие, и, естественно, этот младенец просто куда-нибудь уползает. То есть, все очень индивидуально. Время прогулок тоже — если в детском саду прогулки по расписанию, то у нас они «съезжают», и даже нет четкого правила, как должно быть. Надо писать планы, но нет никаких конкретных методических указаний, как это делать. Надо отталкиваться от детского сада, который есть.

— Всё это достаточно гибко, не «напрягает» сегодняшних родителей, которые решили создать семейный садик?

— Да.

— А педагогическое образование для родителей обязательно?

— Нет, это не оговорено, но всех посылают на курсы. Я прошла эти курсы. Это не высшее образование, но все равно там дают какие-то педагогические знания. Мы ездили на них один раз в неделю — это было очень тяжело, потому что многим мамам нужно кого-то оставлять сидеть с детьми в это время. Мы просили сделать эти курсы хотя бы по субботам, но пока, насколько я знаю, не сделали. А пройти их нужно обязательно — выходи из положения, как хочешь.

— Для многих это стало препятствием?

— Нет, все как-то находили возможность. У кого-то папа не ходил на работу, кто еще как-то, у кого бабушки. Но все равно, проблема такая есть.

— Могут ли дети из других семей попасть в такой семейный детсад? Много туда можно взять чужих детей, и обязательно ли они должны быть из многодетных семьей?

Семейный детский сад: Как открыть. Что нужно для открытия

— Какие требования по образованию детей родители должны выполнять в семейном детском саду? И что они могут делать по-своему — детский сад их как-то контролирует в этом плане?

— Сад проводит раз в полгода повозрастные тестирования для детей семейного детского сада — проверяет, что они умеют делать из положенного по возрасту.

— Вам выдают какие-то конкретные программы занятий, которые вы должны провести?

— Программы занятий мне выдали сразу, и я знаю, что и в каком возрасте ребенок должен делать. Мы занимаемся лепкой, рисованием в меру своих возможностей…

— А по методикам Монтессори или вальдорфским, например, родители могут с детьми заниматься?

— Родители сами занимаются, чем хотят, просто ребенок должен уметь делать какой-то минимум. Если у тебя, например, есть инструмент, ты можешь хоть Баха детям исполнять, никто тебе этого не запретит.

— Декларируется, что детский сад вас постоянно консультирует — его психологи, воспитатели, логопеды. Вы часто прибегаете к таким консультациям?

— Я лично — нечасто. Но мои знакомые, например, — у них тоже семейный детский сад в Зеленограде, — они ходят в сад на музыкальные и на спортивные занятия. У них проблема только с бассейном, в бассейн их почему-то не пускают. Всё это делается обычно по согласованию с заведующей садом. А я никуда детей не вожу, потому что мне так удобнее.

— А психолог и логопед из сада тестируют детей?

— Да.

— Обычно если логопед находит какие-то отклонения, он начинает заниматься с детьми в саду — а как у вас?

— Ну, сейчас логопеды не занимаются с детьми до 5 лет — оказывается, есть такое новое постановление, что только после 5 лет у детей могут быть выявлены какие-то отклонения. Ну а там и до школы остается всего год. У моих детей, слава Богу, нет каких-то проблем, у них проблемы начинаются в школе — дисграфия, именно то, что не может выявить детсадовский логопед. Когда они приходят в школу, у них начинаются проблемы с написанием букв, они слышат звуки по-другому. Вот если бы логопеды были в школе, в начальных классах! Я считаю, что это очень нужно.

— А физкультура — вы уже сказали о бассейне, кроме того, в саду для детей обязательны какие-то подвижные игры, спортивные занятия. А для вас? На эти умения ваших детей тоже как-то проверяют? Может быть, вы должны, скажем, делать с ними зарядку каждый день — это где-то прописано?

— В принципе, да, зарядку я должна делать каждый день. Но в саду всё по расписанию, зарядка утром или между занятиями, а в семейном детском саду всё идет по-другому — когда удобно. Есть у нас спортивный уголок, и все там занимаются зарядкой.

— Спортивный уголок не требуется строго каким-нибудь постановлением?

— Нет, не требуется, я думаю.

— По медобслуживанию — в саду всегда ведут учёт прививок детям. За вами в этом смысле следит садик, или вы сами всё делаете через поликлинику?

— Да, за нами следит садик — если нужно делать прививки, нам сообщают. Но у нас отказ от прививок, поэтому я не знаю, как это происходит. Наверно, обычно надо идти в поликлинику делать прививки.

— Когда ваши дети подрастут до школьного возраста, семейный сад просто прекратит существование?

— Да, конечно, когда вырастут мои дети, то детский сад закрывается и всё.

— А что дальше, в школе — вы не сторонник каких-то альтернативных путей, например, домашнего обучения?

— Вернусь к вопросу о возможности семейных садов для разных, не только многодетных, семей. Скажите, а могут ли родители, открывшие семейный сад, нанять няню для помощи с детьми?

— Ну, только за свой счет, это не запрещено. Тебе платят ставку воспитателя, и все — ты можешь делать что угодно. Это уже твои личные проблемы, интересы.

— Можно и снять отдельную квартиру, сделать там сад на свою семью с пятью детьми и взять в него детей из других семей — то есть, практически прийти к частному домашнему саду, только с помощью государства и государственного сада?

— Ну, сад — он, в принципе, помогает только советами. Материально тебе платят зарплату воспитателя, но это не такая большая зарплата, чтобы дополнительно снимать квартиру.

— Я веду к тому, что семейные детсады и частные домашние детсады — они где-то смыкаются. В принципе, они должны сомкнуться, если государство захочет действительно начать решать проблему дефицита мест с помощью каких-то альтернативных возможностей. Насколько я знаю, домашние частные детские сады, которые есть в Зеленограде, родились почти как семейные — это просто были мамы, у которых были свои дети, они брали еще чьих-то детей, им нравилось этим заниматься, может быть, у них было педагогическое образование. И в итоге они решили открыть домашний сад, чтобы это всё было как-то окупаемо. Получилась, в принципе, очень похожая форма, но при этом государство её никак не поддерживает и не поощряет…

— Да, я знаю, были такие сады. Мне кажется, они брали детей не на целый день, а на какое-то время — на полдня. Но вообще, это хорошо, просто хорошо… Да можно всякие формы продумать — это зависит уже от государства, желания государства идти навстречу мамам. На самом деле и семейные детские сады существуют только в Москве, в Подмосковье их нет. И многие мамы, которые живут в Подмосковье, просто мечтают об этом. Поэтому я считаю, что это просто подарок от нашего столичного правительства многодетным мамам.

И еще я хочу сказать большое спасибо заведующей нашего детского сада 524 и всем людям, которые меня там окружают, и помогают, и терпят из-за меня какие-то неудобства. Спасибо вам большое.

— А вот еще такой подарок правительство хотело сделать — выплачивать деньги тем родителям, которые не водят детей в сад…

— Этот подарок уже был, когда у меня старшая дочка была маленькая. Я была очень удивлена — я даже ничего не требовала, и вдруг мне стали приходить на книжку деньги из-за того, что у меня дочка не ходила в детский сад. И выплаты были для всех, не только многодетных — всем, кто не ходил в детский сад, полагалась дотация от государства. А потом выплаты прекратились.

— Для многодетной семьи что было бы лучше — не водить детей в сад и получать такие выплаты или получать деньги на семейный садик?

—— Ну, дети-то у меня в любом случае дома. Та дотация, получается, была только на питание. Мне выгоднее как раз открыть семейный детский сад, но сделать какой-то отчет по чекам, план написать — это не настолько большая работа за зарплату воспитателя.

— Этим летом, после еще более возросшего дефицита мест в детских садах, московский Департамент образования заявил о намерении расширить сеть семейных садов. По-вашему, что нужно сделать, как простимулировать родителей, чтобы они стали открывать еще больше семейных детских садов?

— Ну, стимуляция, думаю, достаточная. Зарплата — это хорошо.

— Значит, все, кто хотел, уже воспользовались это возможностью?

— Я думаю, да — именно многодетные, кто захотел, воспользовались и пользуются до сих пор. А вот если бы можно было еще для всех обычных семей это сделать, то…

— На это был бы большой спрос?

— Может быть, и небольшой. Потому что, все-таки, мамы и работать хотят. На самом деле, не все хотят сидеть дома с детьми, насколько я знаю… Многодетные мамы — это особый вид мам, эти женщины, уже приспособленные ко многому. Обычной женщине, мне кажется, будет все-таки тяжело начать сидеть с тремя маленькими детьми — нужно же все успеть, и приготовить, и постирать, и погулять.

— Ну да, и у мам есть свои профессии…

— Я знаю случай, когда мама не работала, но отдала ребёнка в детский сад, потому что ей было тяжело с ним. Но если бы возможность открывать семейные сады дали всем желающим, я думаю, проблема дефицита хотя бы частично решилась.

Елена Панасенко

Фото 11233

21069

Семейный детский сад: что это и как его открыть?

13444

Фото Видео 20675

Фото 13129

9048

Критерии многодетности устанавливаются регионами самостоятельно, на местном уровне. Как правило, семьи, имеющие более 3 малышей, могут рассчитывать на компенсацию от государства за оплату посещения образовательного учреждения.

Предоставление компенсаций регламентировано ст. 65 закона «Об образовании». Их размер и порядок получения относятся к компетенции региональных властей. Ими же определяются и критерии нуждаемости.

Для семьи, подтвердившей статус многодетности, размер компенсации может составлять 70% и более от общей суммы оплаты.

При этом компенсацию родители получают не в денежном выражении, а в виде скидки на оплату услуг образовательного учреждения. Получить льготу можно в государственном или муниципальном детсаду, имеющем лицензию установленного образца.

Семейными детскими садами называют организованные многодетными семьями группы по дошкольному образованию. Это одна из форм осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста.

Родители по официально зарегистрированному месту жительства, осуществляют уход, воспитание, присмотр, обучение, питание и оздоровление подопечных в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

СДС приобретают все большую популярность. Они создаются на дому многодетными мамами, имеющими возможность присматривать еще за двумя–тремя малышами из других семей. Семейные группы создаются также воспитателями и педагогами детских образовательных учреждений в своих квартирах. Из всех воспитанников, получающих дошкольное образование, такой формой пользуются около 0,2%.

Данная форма организации ухода и присмотра за малышами призвана решить проблему нехватки мест в ДОУ.

Открывая семейный ДС, нужно учитывать рекомендации к его устройству:

  1. Группа семейного садика базируется на инфраструктуре образовательной дошкольной организацией. Соответственно, воспитанники вправе иметь доступ к развивающим занятиям и инфраструктуре курирующего учреждения. В том числе заниматься с преподавателями музыкой и физической культурой, посещать общие мероприятия и праздники, заниматься с логопедом и проходить осмотры психолога.
  2. Один из родителей, замещающий должность воспитателя, должен обладать специализированным педагогическим образованием. За свой труд он получает оплату, как за полноценное рабочее время.
  3. Из городского бюджета компенсируется стоимость питания воспитанников садика.

Открыть семейный детсад может семья, соответствующая критериям:

  1. Наличие прописки и регистрации.
  2. Соответствие критериям многодетности, наличие троих и более детей (от 2 мес. до 7 л.).
  3. Если детей двое, группа должна быть доукомплектована воспитанниками из других семей.

Если граждане соответствуют требованиям, для открытия семейной группы им необходимо обратиться в ближайшее ДОУ с подготовленной документацией:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • трудовая книжка;
  • санитарная книжка;
  • свидетельства о рождении детей и их медкарты.

Перед открытием сада воспитатели и воспитанники проходят медкомиссию, результаты которой заносятся в медкнижку. Осмотры и анализы для поступления в домашнюю группу аналогичны требованиям к приему в обычный муниципальный садик. В дальнейшем в детские медкнижки будут вноситься сведения о медицинских осмотрах.

Среди родителей двоих и более малышей нередки жалобы о предоставлении мест в ДОУ не по месту жительства, а то и в разные детсады. Из-за этого приходится терпеть неудобства по транспортировке детей, выезжать рано утром.

Внесенный на рассмотрение в Госдуму законопроект предлагает закрепление права многодетных семей на определение детей в один детский сад, в дополнение к получению внеочередного места.

ВС РФ дал разъяснения, согласно которым чиновники не могут дать место в ДОУ далеко от дома малышу, ссылаясь на отсутствие мест в учреждении рядом с домом. Инициатором разбирательства стала мать-одиночка в Ленинградской области. Ее сыну не дали место в ближайшем дошкольном учреждении, предложив альтернативу лишь в соседнем населенном пункте.

Молодая мать от такого варианта отказалась и обратилась в суд. Первые две инстанции поддержали чиновников. Указали, что в зачислении в ДОУ может быть отказано при отсутствии мест. А также, что истица сама отказалась от предложенных ей альтернативных вариантов.

Родительница указала, что государством гарантируется право на получение образования. А также, что оно должно быть доступным физически и экономически. То есть учебное заведение должно находиться в разумных пределах досягаемости.

А вот Верховный суд встал на сторону родительницы. ВС РФ указал на обязанность чиновников предвидеть потребность в местах, а также обеспечивать ее, принимать к этому меры. Было указано на бездействие местной администрации, работники которой не учли, что родительница воспитывает сына в одиночку.

Транспортная недоступность ДОУ приведет к невозможности трудоустройства на полный рабочий день. Кроме того, истица поставила сына на очередь в детсад сразу после рождения. А вот чиновники свою обязанность по обеспечению дошкольного образования не исполнили.

Отсутствие мест ДОУ не может служить основанием для отказа. Ведь обязанностью чиновников является открытие новых мест при их нехватке. На эти цели выделяются деньги из бюджета.

Пока шли разбирательства, родительница место в детсаду все же получила.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *