Изъятие ребёнка из семьи органами опеки основание и порядок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие ребёнка из семьи органами опеки основание и порядок». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Основания изъятия ребенка из семьи органами опеки

Считается, что забрать несовершеннолетнего у матери может специалист отдела опеки без особых причин.

На практике, процедура должна происходить следующим образом:

  1. Поступает сигнал о жестоком обращении с несовершеннолетним.
  2. Специалисты посещают жилье.
  3. При наличии факта жестокого обращения выносится приказ об изъятии.
  4. Ребенок помещается в специализированную организацию.
  5. 1 экземпляр приказа выдается родителю, второй – остается в отделе.

3 фактора для изъятия ребенка:

  1. Личное присутствие родителей.
  2. Реальная угроза ребенку.
  3. Наличие приказа.

Рассмотрим, почему ребенок может быть изъят из нормальной семьи. В момент посещения специалистами, зачастую граждане теряются. Поэтому могут возникнуть недоразумения.

№ п/п Популярные ошибки Последствия
1 Не открывать дверь Так как обязанность по проверке возложена законодательно, специалисты будут приходить регулярно. В случае агрессивного отказа, могут быть привлечены сотрудники полиции. Проще 1 раз пройти проверку, чем создать негативное впечатление.
2 Грубить Конечно, проверка является стрессом для родителя. Но специалист просто выполняет свою работу. Спокойное общение и демонстрация личных вещей ребенка поможет сократить время посещения и создать положительное впечатление.
3 Угрожать Необходимо помнить, что действия специалиста отдела опеки попадают под выполнение должностных обязанностей. При угрозе возможно привлечение к уголовной ответственности.

При проведении проверки родитель должен показать:

  • документы (паспорт, свидетельство о рождении ребенка);
  • наличие еды для детей;
  • место для сна и отдыха несовершеннолетних;
  • детские личные вещи и сезонную одежду;
  • место для выполнения домашнего задания.

По возможности, необходимо дать пояснения о причинах возникновения сигнала. Например, конфликт с соседями, бывшим супругом, причины возникновения травмы.

Изъятие ребенка из семьи органами опеки

Нужно выстроить систему, которая будет тактично и аккуратно разбирать все жалобы, «чтобы органы опеки, с одной стороны, серьезно относились к сигналам о жестоком обращении с ребенком, а с другой — не забирали ребенка во всех ситуациях, которые показались им неправильными, странными», —считает Альшанская. Она добавляет, что причиной отбирания ребенка должно стать только жестокое обращение, насилие со стороны родителей. Неблагоприятные условия жизни или низкий достаток семьи — это сигнал о том, что она нуждается в социальной поддержке.

(доклад на Всероссийской научно-практической конференции в Администрации Президента РФ «Российская система защиты детства: ключевые проблемы, опыт, перспективы». 15-16 сентября 2009 г.)
Жаров А. А., адвокат, преподаватель «Школы приемных родителей» БФ «Семья», эксперт Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы

Отобрание ребёнка даже среди специалистов часто называют «изъятием» ребёнка. Этот термин, разумеется, неверен, но в нём, в общем, слышно отношение говорящего к ситуации: действительно, в подавляющем большинстве случаев, ребёнка не отбирают, наталкиваясь на вполне объяснимое сопротивление родителей или иных лиц, а просто «изымают», как вещь, из семьи, которую и семьёй назвать нельзя, из помещения, которое на жильё не похоже.

В значительном числе случаев отобрание действительно происходит из деградировавших семей, из жутких условий, из грязи, как правило, от нетрезвых родителей. Статистику по таким случаям привести нелегко, но, думаю, коллеги из органов опеки и попечительства меня поддержат: отобрание ребёнка, это, как правило, полностью разрушенная семья.

При этом обращение с ребёнком в такой семье назвать жестоким довольно трудно: его кормят, хотя и редко, любят, хотя и «по-своему».

А вот в семьях, где ребёнок подвергается жестокому обращению, как правило, всё не так уж неблагополучно внешне.

Определённые ограничения накладывает формулировка пункта первого статьи 77 СК РФ, на котором, собственно, и зиждется отобрание ребёнка. Там сказано, что отобрание ребёнка возможно при непосредственной угрозе жизни и здоровью. То есть, если ребёнка бил вчера выпивший отчим, а сегодня он трезв и добр — оснований для отобрания ребёнка, вроде бы нет.

С таким мнением не соглашусь. Собственно, и практика, слава богу, идёт по тому же пути: наличие рядом с ребёнком лица, которое подвергало его жестокому обращению уже само по себе является непосредственной угрозой здоровью, а может быть и жизни ребёнка.

Тем не менее, отобрание ребёнка в таких случаях — эффективный и разумных механизм защиты ребёнка от жестокого обращения. Лучше уж в приют, чем быть битым или истязаемым.

Однако органы опеки и попечительства не спешат отбирать ребёнка у родителей, которые заподозрены в жестоком обращении. Действительно, обычно информация о жестоком обращении нуждается, как минимум, в проверке. Инструментарий для такой проверки у органов опеки, скажем прямо, отсутствует. Какую-то информацию можно получить из детского учреждения, школы, может быть, «на хороших отношениях», хоть и не обязан, поможет инспектор ПДН… А травму ребёнку можно нанести существенную.

Сколько раз встречались в практике ситуации, когда бдительность, например, детского сада, оказывалась излишней. «Живой» пример этого лета: ребёнка 6 лет катали на даче на велосипеде, прямо на раме. Не будем обсуждать, разумно ли поступали родители, но в результате ребёнок пришёл в детский сад с синяками на соответствующем месте. Медработник детского сада забил тревогу: ребёнка бьют. Сотрудник органа опеки и попечительства посетил детский сад, увидел своими глазами синяки, даже опросил ребёнка… В результате — отобрание ребёнка и иск в суд к изумлённым родителям.

Всё кончилось — в этом случае — благополучно, в суде, напротив, «бледный вид» имел орган опеки, а ребёнка после полутора месяцев пребывания в приюте — возвратили в семью, испуганного и боящегося идти в школу.

И таких случаев «гипербдительности» — не один. К сожалению, стремясь детей защитить, порой, детям наносится ещё большая травма. Разлучение с родителями для ребёнка — огромная травма. Необходимо также учесть, что речь идёт, как правило, об очень маленьких детях, дошкольниках, младших школьниках, которые не могут вразумительно рассказать, что же именно произошло с ними, иногда не помнят причину появления «следов», а зачастую просто повторяют за наводящими вопросами взрослых.

Но, вернёмся к существующей системе отобрания детей из семьи.

Согласно установлениям ст. 77 СК РФ, отобрание ребёнка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Понятно, откуда появилась такая формулировка, но непонятно, как в этой связи выглядят акты органов местного самоуправления, пусть и наделённых соответствующими полномочиями. Закон тут словно разделяет «органы опеки» и «орган исполнительной власти». Тут, конечно, требуется от законодателя определённое уточнение.

Несмотря на то, что отобрание производится, по закону, на основании акта, как правило, в подобных случаях всё происходит «явочным порядком», по факту обнаружения угрожающей ребёнку ситуации.

То есть, выяснив, что ребёнок под угрозой, сотрудник органа опеки физически отбирает ребёнка, а лишь потом издаётся акт об отобрании.

Здесь есть важный момент. Конечно, это незаконно. Но, выявив ребёнка в угрожающей ситуации, сотрудник органа опеки должен сделать — что? Бежать обратно за стол, готовить проект постановления, подписывать, потом бежать обратно? Вызывать кого-то по телефону, а самому защищать ребёнка? Как правило, вызывается милиция, начинается долгое «сидение» в квартире, и быстрый бег сотрудников органа опеки от своего офиса до места отобрания и обратно. В это время, как правило, извещается по телефону прокуратура, а зачастую вопрос об отобрании с прокуратурой и согласовывается. Всё это время, может быть несколько часов, ситуация остаётся непонятной: и ребёнка отобрать нельзя, и уйти нельзя — его жизни и здоровью есть непоср��дственная угроза.

Но вот, прошло время, постановление издано, ребёнок отобран, привезён в приют, либо в дом ребёнка, либо в другую организацию, для временного устройства детей.

Тут, как правило, факсом, извещается прокуратура, уже официально.

Изучение отношения к велосипедному спорту

Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.

Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?

Главное не паникуйте, сохраняйте спокойствие и уверенность, старайтесь быть доброжелательными. Если к Вам пришли «незваные гости», не спешите открывать дверь, это не безопасно. Для начала уточните Ф.И.О., должность и цель визита представителя. Теперь нужно убедиться, что именно Вам назначили проверку. Точную информацию можно узнать по телефону. Только после подтверждения информации, стоит впустить визитеров в дом.

Если сотрудники не имеют соответствующих документальных полномочий (решения суда или акт принудительного изъятия), обязать Вас подчиниться они не имеют полномочий. Решать Вам, но отказ усугубит ситуацию, когда они вернутся с официальной бумагой.

Шесть грустных историй, как опека забирает детей из семей по спорным основаниям

Без акта об изъятии или же решения суда принудительно отнять отпрысков не имеют права. Не подписывайте заявление на добровольную передачу детей, если не согласны. Поскольку доказать факт угрозы жизни или здоровью не просто. Добровольный отказ от исполнения материнских обязанностей судом будет расцениваться как равнодушие, не возможность обеспечения достойного уровня проживания с Вами.

Действия попечительских комиссий происходят по определенной схеме:

  1. поступает сигнал или жалоба от добропорядочных граждан;
  2. проводят проверку, соблюдая законодательные предписания;
  3. выявив незначительные нарушения, делают предупреждение нерадивым матери или отцу;
  4. при выявлении соответствующих серьезных нарушений происходит изъятие несовершеннолетних под присмотр государства;
  5. следуя предписанию закона, дети помещаются в государственные воспитательные учреждения «детские дома» или отдаются под временную опеку близким людям, имеющим право на уход и воспитание ребенка.

Если Ваше чадо забрали, Вы имеете возможность оспорить заключения муниципальных структур в законном порядке.

Передача воспитанников происходит принудительно либо по согласию родителей. Безотлагательно забирают иждивенцев в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья. А также если отец и мать:

  • не проживают больше 6 месяцев с детьми без уважительной причины;
  • официально признаны недееспособными;
  • пропали без вести.

Нередко возникают проблемные ситуации, которые нуждаются в срочной реакции со стороны государства и уполномоченных органов по применению комплексного подхода к защите прав и интересов детей из-за существующей угрозы для их жизни и здоровья.

Отобрание ребенка у родителей регламентируется в соответствии с положениями ст.77 СК РФ. В данном нормативном документе перечислены все основания, которые могут послужить для того, чтобы ребенок был изъят из собственной семьи.

Правовым основанием для осуществления подобной меры (отобрание ребенка) выступает решение уполномоченных органов об изъятии ребенка из семьи. Но при этом, стоит обратить внимание на то, что данная мера может быть применена исключительно в тех ситуациях, когда ребенок находится в реальной опасности, которая исходит со стороны его родителей. Кроме того, изъятие ребенка может быть проведено только тогда, когда имеются весомые доказательства, что ребенок в собственной семье поддается неправильным и противоправным способам воспитания.

Для того, чтобы произошло отобрание ребенка, необходимо наличие следующих факторов:

  • Родители грубо нарушают права ребенка на получение образования, то есть не отдают его в школу и не проводят никаких действий для формирования интеллектуального развития несовершеннолетнего;
  • Если ребенок постоянно проживает в атмосфере страха, физического или морального воздействия;
  • Если основные потребности ребенка (в еде, отдыхе, одежде и т.д.) родителями игнорируются;
  • Если имеет место регулярное избиение детей, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни несовершеннолетнего. Причем в данном случае будет осуществлено немедленное изъятие ребенка.
  • Если будет установлено, что в отношении ребенка применимы вышеуказанные факторы, то государство имеет право забрать его от родителей, которые недолжным образом проводят комплекс действий по воспитанию ребенка и формированию его как личности.

Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать

Отобрание ребенка из семьи может иметь существенные различия по срокам. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по факту создания опасной среды воспитания для ребенка. Немедленное отобрание ребенка производится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может возникнуть в любой момент. В такой ситуации ребенок будет изъят незамедлительно и лишь после этого будет получен соответствующий акт.

Процесс изъятие детей из семьи органами опеки имеет некоторые ключевые особенности. В первую очередь, к ним относят вынесение официального решения со стороны муниципальных органов власти после того, как будет рассмотрено сообщение о том, что ребенок в данной семье подвергается опасности.

Процесс отобрание ребенка из семьи происходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок поступает к ним под юрисдикцию, его поселяют в специализированном детском учреждении, или же передают временным опекунам, в качестве которых могут выступать ближайшие родственники ребенка.

Помимо этого, изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства (отобрание ребенка) имеет свои особенности:

  • Уведомление прокуратуры об изъятии ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реально существующей угрозы для его жизнедеятельности. Прокуратура, в свою очередь, по результатам уведомления будет определять реальную степень ответственности родителей и может принять решение о возбуждении уголовного процесса;
  • В течении семи календарных дней представители органов опеки обязаны подать в суд иск о лишении родительских прав или в случае с нарушением прав ребенка в пределах приемной семьи – об отмене усыновления;
  • В кратчайшие сроки органы опеки обязаны устроить ребенка на временное попечительство в приемную семью, близким родственникам, которые изъявили желание заботится о потребностях ребенка, или же в социальный реабилитационный центр, где несовершеннолетнему будет оказана вся необходимая помощь в преодолении проблем;
  • Опросить потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить факт надлежащего обращения с ребенком со стороны его родителей;
  • Выяснить, как характеризуют ребенка и его родителей учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи;
  • Составить обращение в органы полиции с просьбой помощи в установлении истины со стороны местного участкового.

Если же угроза жизни ребенку исходит от лиц, у которых он находится на попечении по результатам усыновления, то в таком случае органы опеки имеют право отобрать ребенка без судебного решения, но при условии наличия существенных обстоятельств.

Изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства, а также муниципальными властями происходит в случаях, если они получат подтверждение того факта, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая грозит отрицательным воздействием на здоровье и жизнедеятельность несовершеннолетнего, то в таком случае они получают право изъятия ребенка из семьи.

При этом стоит отметить, что изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства должен сопровождаться оформлением документации, в качестве которой выступает акт об отобрании детей. По сути, это письменное заявление установленного образца, в котором указываются причины для принятия подобного решения, указываются обстоятельства, при которых процесс изъятия ребенка происходит и определяются юридические и правовые последствия данной процедуры для ребенка и его родителей.

При составлении акта учитывается немало факторов, которые должны быть отображены в результатах проверки со стороны уполномоченных органов. В частности, речь идет о:

  • Обстоятельствах, которые подвигли органы опеки на проведение проверки;
  • Обеспеченности ребенка предметами первой необходимости (еда, одежда, игрушки и т.д.);
  • Санитарном состоянии помещения, в котором проживает ребенок;
  • Общем состоянии здоровья несовершеннолетнего гражданина.

В обязательном порядке в акте должен констатироваться факт того, что ребенок находится в нездоровой среде, которая может в любой момент оказать негативное воздействие на его жизнедеятельность и развитие. Чтобы акт был законодательно подтвержденным, предварительно необходимо обследовать условия жизни ребенка в его семье и вынести конкретные предписания.

Если будет установлено, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая несет реальный вред его здоровью и жизни, то органы опеки совместно с муниципальными властными структурами имеют право изъять ребенка из опасного для него общества. После этого начинается процесс передачи ребенка под попечительство.

Если у ребенка есть близкие родственники, которые изъявили активное желание принимать участие в его жизни и воспитании, то ребенок может быть передан под их ответственность по решению суда, или по согласованию с самим ребенком, при условии что он достиг 14-летнего возраста. При этом органы опеки будут обязаны проверить условия, в которых будет проживать ребенок в приемной семье (у опекунов), и внимательно отслеживать его дальнейшую судьбу.

Если же у ребенка нет близких родственников, или же они не имеют возможности принять на попечение ребенка, а также у них нет необходимых условий для обеспечения ребенка нормальным воспитанием и качеством жизни, то в таких ситуациях ребенок будет передан под ответственность органов опеки.

В данной ситуации ребенок будет помещен в специализированное воспитательное учреждение для детей или же в приемную семью, которые и будут в дальнейшем заниматься вопросами обеспечения ребенка. Однако стоит отметить, что данное решение может быть принято исключительно судом, а до того момента попечительство органов опеки над несовершеннолетним будет временной мерой.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Юристы рассказали, из какого жилья опека заберет детей

Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

Органы опеки могут ограничить в правах одного или сразу обоих родителей в том случае, если в данный конкретный момент нахождение ребенка рядом с ними может угрожать его жизни и здоровью

Ограничение по решению суда назначается на срок до полугода. За это время родителям дается шанс исправить ситуацию в лучшую сторону.

Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

Лишение прав — крайняя мера правовой защиты несовершеннолетних

Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

  • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
  • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
  • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
  • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
  • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.

Итак, к вам постучали люди, которые заявляют, что они являются сотрудниками ООП и пришли проверить жилищные условия вашего ребенка. Главное в такой ситуации – не паниковать. Для начала вы должны поинтересоваться, на каком основании проверяющие появились у вашего порога и попросить предъявить документы. Если с документами все в порядке, то вы смело можете пропустить незваных гостей к себе в дом.

На что обращают внимание проверяющие:

  • в каком состоянии находится жилое помещение, не требуется ли в квартире ремонт;
  • внешний вид всех членов семьи;
  • насколько чисто в квартире (имеется в виду именно чистота, а не творческий беспорядок, созданный в процессе игры);
  • наличие спальных мест;
  • наличие и свежесть продуктов питания;
  • отсутствие насекомых (тараканов, клопов);
  • физическое, а также моральное состояние детей (нет ли у них следов побоев, насколько здоровыми и ухоженными они выглядят);
  • манера общения членов семьи между собой;
  • наличие или отсутствие следов злоупотребления алкогольными напитками или наркотическими веществами.

В некоторых ситуациях существуют так называемые неоспоримые факты, которые становятся причиной немедленного изъятия ребенка из семьи, в таких случаях даже не потребуется решения суда. При каких условиях ребенка немедленно заберут от родителей:

  • они находятся в сильном алкогольном или наркотическом опьянении и не отдают отчет в своих действиях;
  • на теле ребенка имеются явные следы насилия (синяки от неоднократных побоев, иные следы физического насилия);
  • видны следы нарушения половой неприкосновенности малыша;
  • ребенок занимается попрошайничеством;
  • родители несовершеннолетнего заставляют его заниматься проституцией;
  • проживание в жилом помещении других членов семьи, которые лишены в отношении этого ребенка родительских прав (например, отец малыша лишен родительских прав за жестокое обращение с ребенком, но продолжает проживать с матерью малыша в той же квартире).

Пример

Отец маленького Никиты Анисимова был лишен родительских прав за постоянные избиения мальчика по каждому поводу и без повода. Мать малыша много раз пыталась выгнать мужчину из квартиры, но тот возвращался снова и снова, заявляя свои права на недвижимость. Через какое-то время женщина смирилась с таким положением вещей и перестала обращать внимание на находящегося в другой комнате мужа. Она считала, что, если муж не заходит в другую комнату, где живут она и Никита, но ребенку ничего не грозит.

Но однажды после очередного бурного возлияния мужчина решил снова заняться воспитанием сына и начал сначала кричать на Никиту, а затем стал его избивать. Соседи услышали крики малыша и вызвали полицию. Вместе с сотрудниками полиции приехал и представитель ООП. Ребенок был временно изъят от матери. Женщине было предложено сначала решить жилищные проблемы, разъехаться с мужем, а уж потом возвращать ребенка, что она впоследствии и сделала.

Отобрание ребёнка из семьи как мера защиты ребёнка от жестокого обращения

В соответствии со статьей 77 Семейного Кодекса при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

То есть если орган опеки изымает ребенка из семьи, то следующий этап развития событий – иск в суд о лишении (ограничении) родительских прав. И сделано это должно быть, как установлено законом, в течение 7 дней со дня изъятия. Все это время изъятый ребенок должен быть помещен в специализированное учреждение (приют, центр помощи детям, а в случае, если ребенок не достиг возраста 4 лет – учреждение здравоохранения). И родителям придется приложить немало усилий, чтобы убедить суд вернуть ребенка в семью.

При изъятии ребенка органами опеки могут присутствовать сотрудники правоохранительных органов с целью обеспечения защиты жизни и здоровья представителей органов опеки. Тут, я думаю, все понятно – далеко не все родители адекватно себя ведут в процессе изъятия детей.

Изъять ребенка из семьи имеют право и сотрудники полиции – в случае, если ребенок является безнадзорным и в ситуации, создающей непосредственную угрозу его жизни и здоровью. Это брошенные, заблудившиеся дети, дети, оставленные с друзьями, знакомыми, соседями на длительное время, которые в свою очередь не осуществляют должного контроля за детьми; ситуации, когда ребенок находится с посторонними людьми, злоупотребляющими спиртными напитками, наркотическими и веществами, и т.д.

В таком случае дети также помещаются в специализированное учреждение, в течение суток сотрудник полиции, изъявший ребенка, должен направить в органы опеки, социальной защиты и прокуратуры копии актов о помещении ребенка в специализированное учреждение и ходатайство о рассмотрении вопроса о лишении (ограничении) родительских прав. В данном случае возможен и положительный исход: дети могут вернуться в семью до суда.

В моей многолетней практике работы в подразделении по делам несовершеннолетних такой случай был: мне пришлось забрать двух деток 3 и 4 лет от бабушки, которая злоупотребляла спиртными напитками до состояния «белой горячки» и начала махать ножом перед малышами. Мама детей в это время находилась на работе. Далее в отношении бабушки возбудили два уголовных дела по статье 116 УК РФ («Побои»), так как дети при осмотре врачом оказались избиты, маму привлекли по ч.1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку она допустила оставление детей с настолько пьющей родственницей вместо того, чтобы определить детей в детский сад. Однако вопрос о лишении ее родительских прав не ставился, поскольку как мама свои обязанности она выполняла в соответствии с законом. Орган опеки вынес соответствующее заключение.

Независимо от того, кто изъял ребенка из семьи – орган опеки или сотрудники правоохранительных органов – в отношении родителей сотрудниками полиции в обязательном порядке должна быть проведена доследственная проверка в рамках статей 144-145 УПК РФ на предмет обнаружения в действиях родителей (законных представителей) состава преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ. По ее результатам либо возбуждается уголовное дело при наличии квалифицирующих признаков либо выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Домой к Ирине Байковой сотрудницы опеки пришли после жалобы учительницы. «У восьмилетней Ксюши выскочила сыпь, с которой в школу её не пускали. Врачи выписали нам мази, однако сыпь не проходила. Ксюша почти месяц не была на занятиях, и преподавательница позвонила в опеку»,— вспоминает мать.

Однако детей у Ирины изъяли не из-за состояния их здоровья, а в связи с бытовыми условиями. «Они прямо говорили, что мы живём в слишком маленьком и очень старом доме. В заборе из досок торчат гвозди. И самое главное — нет водопровода. Воду я ношу с колонки!» — вспоминает Байкова.

Президент благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» и эксперт Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации Елена Альшанская считает, что перегибы на местах случаются из-за того, что в законодательстве не раскрыто понятие «угроза жизни и здоровью», которое фигурирует в 77-й статье Семейного кодекса «Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью».

«Не существует конкретных критериев, всё происходит на усмотрение человека, который приходит в семью. При этом нет специалистов в данной сфере, которые проходили бы обучение и понимали, что такое оценка рисков и угрозы», — отмечает Альшанская.

По словам эксперта, на данный момент детей забирают из семей только на основании странных актов оценки бытовых условий.

«Ребёнку угрожают не условия, а поведение родителей. В этом плане у нас законодательство вообще слепое. Основные претензии у нас связаны с тараканами в квартире и прочими бытовыми проблемами, которые не говорят о жестоком обращении. Дети оказываются совершенно незащищёнными в случае, если они проживают в хороших условиях, а дети, проживающие в плохих, — под риском изъятия из семьи», — считает Альшанская.

Глава Социального центра Святителя Тихона, специалист по социальному сиротству и помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, Александр Гезалов особо подчёркивает, что сейчас органы опеки реагируют только на жалобы и не обладают рычагами и возможностями для выявления социального неблагополучия в семьях на ранних стадиях и предотвращения изъятия детей.

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина считает, что действующая схема защиты детей устарела.

«Ребёнка из привычной среды без согласия забирают якобы для спасения. При угрозе жизни и здоровью необходимо в первую очередь помочь, а уже потом принимать экстренные меры, если они необходимы. Но зачастую они и не требуются. Эта мера использовалась как политический инструмент и является сомнительным способом защиты», — считает Мизулина.

Как рассказала RT сенатор, механизм изъятия детей из семьи был введён большевиками в 1926 году как способ разрушения буржуазной семьи, если родители неправильно готовили ребёнка к социальной деятельности.

«Семейный кодекс — единственный, который не подвергался системным изменениям с 1995 года. Поскольку Россия сейчас идёт по пути стратегии сбережения, то необходимо новое, современное законодательство. Семьи нуждаются в помощи, а не в наказании», — считает Мизулина.

По мнению сенатора, в изменённом кодексе, например, должно быть прописано приоритетное право родственников на усыновление, чего в данный момент нет.

«Сейчас создана сеть инфраструктуры с социальными центрами реабилитации, которая постоянно поддерживает максимальную наполняемость таких учреждений. Несмотря на это, количество изымаемых детей с каждым годом сокращается. Органы опеки стали действовать аккуратнее, но система всё равно даёт сбои», — констатирует Мизулина.

Слова собеседницы RT о сокращении изъятий подтверждаются статистикой. Так, по данным Росстата, в 2012 году были лишены родительских прав более 52 тыс. родителей. В 2017 году их число сократилось до 37,9 тыс. А вот количество родителей, которых ограничили в правах, возросло с 8,8 тыс. в 2012-м до 9,6 тыс. в 2017-м.

По официальной статистике Министерства просвещения РФ, в 2018 году органы опеки выявили 47 242 ребёнка, оставшихся без попечения родителей (сироты, а также дети из неблагополучных семей и те, чьи родители находятся в тюрьме или были признаны недееспособными по болезни), а в 2017-м — 50 201. Информация о том, сколько из них были в итоге изъяты, сколько возвращены назад родителям, а сколько переданы в приёмные семьи и детские дома, не раскрывается.

RT обращался в Министерство просвещения за официальной статистикой по изъятиям детей из семей, однако в течение двух недель ведомство такие данные не предоставило.

Похищение ребенка вторым родителем: «слабое звено» закона

Эксперты, опрошенные RT, также считают, что законодательство должно быть изменено. По мнению юриста Юлии Чесалиной, для устранения проблем необходимо создать отдельное ведомство, так как в разных регионах полномочия опеки осуществляет соцзащита или управление образования.

Член Общественной палаты Элина Жгутова говорит, что для того, чтобы прекратить необоснованное изъятие детей из семьи, необходимо менять подход в идеологии заботы государства о детях: оказывать пусть и неблагополучным, но родным семьям поддержку большую или хотя бы равную той, которая положена приёмным семьям.

«Мы можем поменять Семейный кодекс, но система может к нему приспособиться. У нас поддержка приёмных семей в разы больше, чем в родных семьях. Приоритет финансирования — за приёмными семьями. Многодетные семьи у нас бедные, вот у них детей и отбирают», — считает Жгутова.

В Министерстве просвещения RT подтвердили, что и сейчас изымание детей из семьи возможно только как крайняя мера, когда жизни ребёнка угрожает опасность.

«Министерство ведёт непрерывную работу с регионами по повышению защиты прав детей, включая основополагающее право — право на семью, и соответствующие рекомендации доведены до всех субъектов Российской Федерации», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Эксперт Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации Елена Альшанская согласна с тем, что необходимо реализовать систему помощи родителям.

«Многие из них сами из детского дома, не очень справляются с бытом, имеют инвалидность или какие-то психологические заболевания, попали в сложную жизненную ситуацию. У родителей нет цели нанести ребёнку вред — они просто не понимают, что делают», — считает Альшанская.

По словам эксперта, уже сейчас у Минпросвещения в планах есть пересмотр положений Семейного кодекса, связанных с отобранием детей и лишением или ограничением родительских прав.

В последнее время участились случаи жалоб на людей, у которых постоянно плачут дети или шумно ведут себя. Оснований для отобрания из благополучной семьи в данной ситуации нет. ООиП может принять заявление от постороннего человека и провести проверку, но, если будет очевидно, что дети содержатся в нормальных условиях, их никто не заберет.

Чаще всего такие жалобы подают соседи, и основной целью является не помощь несовершеннолетним, а месть их родителям или желание избавиться от источника шума – детей. Ответственность за такие ложные обращения законодательством не предусмотрена, но добропорядочным родителям тоже беспокоиться не стоит: если в семье все хорошо, сотрудники ООиП составят акт и больше не потревожат.

Самое главное, что нужно помнить – это то, что изъятие детей из семьи без оснований невозможно. Если в семье все нормально, между родителями и детьми хорошие отношения, нет никаких проблем с продуктами питания, учебой и одеждой, никто ребенка не заберет.

Примечание: запрещать сотрудникам ООиП входить в квартиру смысла нет, это их наоборот насторожит. Они все равно вернутся с полицейскими, и в жилье впустить придется.

На что обращает внимание комиссия в первую очередь:

  • Внешний вид детей и родителей;
  • Состояние жилья;
  • Ремонт, санитарные условия.

Комиссия может проверить холодильник, провести беседу со всеми членами семьи, а также уточнить, нуждается ли несовершеннолетний в лекарствах и медицинской помощи, если есть признаки такового. В некоторых случаях опрашивают и соседей, чтобы получить характеристику на родителей.

Как нужно вести себя в ходе проверки:

  • Не пытаться прогнать комиссию. Все равно до окончания детального обследования сотрудники не уйдут;
  • Не грубить. Это только негативно отразится в акте в дальнейшем;
  • Стараться вести себя вежливо, предоставлять доступ в комнаты детей;
  • Не выражаться нецензурно и не угрожать комиссии. В первом случае могут привлечь к административной, во втором – к уголовной ответственности. Это не решит проблему, а только усугубит ее.

Если родители ведут себя уверенно и вежливо, комиссия только составит акт и передаст один его экземпляр в течение трех дней. Никаких проблем в дальнейшем не будет. Если же позволять себе угрозы в адрес комиссии или устроить скандал, одним оформлением акта дело не закончится.

Если ребенка забрали и родители считают, что изъятие незаконно, они вправе обжаловать решение об отобрании в течение 10 календарных дней в порядке административного производства. Как выглядит весь процесс:

  1. Один или оба родителя подают административное исковое заявление в районный суд по адресу расположения ответчика.
  2. Судья принимает документы к производству, назначается заседание.
  3. Дело рассматривается в течение 10 дней.

В результате акт либо отменят, либо оставят без изменений. В последнем случае можно подать апелляционную жалобу до вступления постановления в законную силу.

Законное право получать образование дано всем детям. Оно закреплено конституцией (статьей 43):

  • Дети могут и должны получить полное среднее образование.
  • Государство гарантирует бесплатное и доступное обучение (дошкольное, среднее).
  • На конкурсной основе любой гражданин РФ имеет возможность получить высшее образование совершенно бесплатно.
  • Среднее образование должно быть получено всеми детьми. Отвечают за выполнения данного условия родители, опекуны или органы опеки.
  • Органы власти РФ поддерживают принятые формы обучения (очное, заочное, очно-заочное) и устанавливают базовые стандарты, которые определяют уровень образования.

Нарушение прав близких родственников в угоду рынка «платного родительства»

Зафиксированные инциденты насилия могут стать основанием, чтобы органы опеки немедленно могли отобрать ребенка. Принято делить данный критерий на несколько форм:

Тип воздействия Короткое описание
Моральный Родители запугивают, угрожают и давят на психику ребенка. Постоянные унижения провоцируют развитие психических заболеваний и способствуют неправильному развитию.
Физический Регулярные побои, особенно под действием наркотиков и алкоголя, могут привести травмам и даже летальному исходу.
Сексуальное домогательство Влечение одного или обоих родителей к собственному ребенку уголовно наказуемо. Подобные действия могут нанести физический и психоэмоциональный урон.

Ни для кого не новость, что родители должны одевать, кормить и следить за гигиеной и условиями проживания детей. Не менее важно ежегодно полностью обследовать ребенка, проходить вакцинацию и обращаться к педиатру или терапевту при выявлении признаков болезни.

Срочное вмешательство органов опеки необходимо, если малыш не ходит школу, отстает в развитии от сверстников и не имеет возможности тепло одеться. В некоторых неблагополучных семьях дети и вовсе умирают от голода и холода, так как родители перестают за ними следить. Такие ситуации приводят к печальным последствиям, поэтому требуют принятия срочных мер.

Сообщить органам власти о нарушениях прав ребенка и недобросовестном выполнении родительского долга может абсолютно любой человек. Обычно информация поступает от сотрудников учебных и медицинских учреждений, соседей, прочих родственников и случайных очевидцев.

Получив достоверную информацию, представители органов опеки незамедлительно направляются к месту проживания ребенка. Цель визита заключается в проведении экспертизы условий жизни и изучении степени обеспечения необходимых потребностей. По завершении расследования составляется акт. При несогласии с ним родители имеют право восстановить справедливость в судебном порядке.

В качестве дополнения акта о проведенном обследовании условий проживания предоставляются показания очевидцев (прочих родственников, случайных прохожих, соседей, воспитателей, врачей). Обычно хватает письменных пояснений. Если во время судопроизводства возникнут вопросы касаемо полученных показаний, то свидетеля вызовут для личного допроса.

Для начала разбирательства исковое заявление приносят в канцелярию районного суда по месту жительства ответчиков (мамы, папы). Подать его имеет права определенный круг лиц:

  • сам ребенок, если он старше 14 лет;
  • представители учебного или медицинского заведения;
  • сотрудники органов опеки или прокуратуры;
  • отец или мать.

Судья захочет увидеть не только исковое заявление, но и доказательства, подтверждающие целесообразность ходатайства истца. Не менее актуально собрать полный пакет документов (ксерокопии удостоверений личности, свидетельства о браке и рождении ребенка и прочие). После подачи иска ответ приходится ждать от 2-3 недель до 2 месяцев. По почте должно прийти уведомление с датой первого заседания.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Вернуть ребенка, которого забрали органы опеки, можно лишь путем подачи ответного заявления в суд. Подобная мера требуется как при частичном, так и полном аннулировании родительских прав. Действующие лица остаются теми же (прокурор, представитель органов опеки, биологические родители или опекуны).

Во время разбирательства дела истцу предстоит доказать суду, что основания, из-за которых ребенка изъяли, более не актуальны. Будут проводиться дополнительные расследования для определения условий проживания. Если выявятся положительные изменения, то судья может частично вернуть права, чтобы наблюдать за дальнейшим исправлением родителей или полностью снять ограничения. Подавать ходатайство необходимо не позднее 6 месяцев с момента изъятия детей.

В судебной практике встречаются случаи, когда родители подают исковое заявление о неправомерном изъятии детей. В такой ситуации процедура возврата аналогична предыдущей. Во время разбирательства необходимо предъявить доказательства, опровергающие доводы органов опеки. Для повышения вероятности положительного исхода рекомендуется обратиться к опытному адвокату, который будет защищать права и интересы родителей в суде.

13345

36421

16189

Права органов опеки и попечительства

Фото Видео 22173

9215

4625

Изъятие ребенка осуществляется следующим образом:

  • по заявлению или личной инициативе органы опеки и попечительства посещают жилье, проводят его осмотр и беседу с родителями;
  • если причины для изъятия есть, то ребенка изымают, составляют протокол;
  • родителям зачитывают оповещение об изъятии ребенка;
  • ребенок на период разбирательств находится под опекой ОПП – он помещается в специальное социальное учреждение или больницу, в зависимости от его состояния;
  • далее дело передается на рассмотрение в суд, который принимает решение.

Если родители будут лишены прав, то далее ОПП начинает розыск родственников малыша, дабы передать его на воспитание. Если родственников нет или они отказываются брать опеку, то малыша передают в детский приют на воспитание.

Важно: иск об рассмотрении дела в отношении ребенка рассматривается в течении 7 дней. Если иск будет удовлетворен, то родители лишаются прав, ребенок передается в приют. Если нет, то он немедленно возвращается в семью.

Справка

В соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;

форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3721);

пункт 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560);

пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3926).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *