Обязанности понятого в административном процессе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности понятого в административном процессе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно КоАП РФ права понятых включают в себя денежную компенсацию понесенных расходов. К таким расходам можно отнести затраты на проезд и проживание. А также человеку должны оплатить пропущенные дни работы в размере средней зарплаты.

Чтобы получить компенсацию, суд выносит соответствующее решение и передает его в финансовые органы. В течение 30 дней гражданин должен получить деньги. Если этого не произошло, то можно говорить о нарушении прав понятых.

Лучше не пускать это дело на самотек, а приложить усилия для восстановления справедливости. Для начала можно написать заявление в финансовые органы с требованием выплатить положенные деньги или объяснить невозможность выплаты. Если это не помогает, надо обращаться с жалобой в суд и добиваться оплаты компенсации.

Просят стать понятой, что мне надо знать?

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

1. Понятым является лицо, которое призвано подтвердить подлинность и законность процедуры фиксирования факта совершения правонарушения. Правовой формой фиксирования такого рода юридических фактов являются: протокол об административных правонарушениях, протокол об административном задержании, личном досмотре и т.д.

2. Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

3. Понятые приглашаются для участия в производстве по делу об административных правонарушениях на добровольной основе. Понятому возмещаются расходы, связанные с его участием.

4. Понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Статья 25.7. Понятой

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Этот участник судебного производства нужен для того, чтобы проконтролировать правильность сведений о следственном действии, которые следователь вносит в протокол.

Он внимательно наблюдает за всеми этапами данного мероприятия (того же обыска), смотрит, как именно оперативники производят это действие, а потом изучает составленный ими протокол.

В протоколе описывается, что именно было сделано опергруппой, когда и где именно, обнаружен или нет искомый предмет (если речь идёт об обыске).

Понятой: его функции, права и обязанности

Если человек принимает приглашение следователя и получает статус понятого, он одновременно наделяется рядом обязанностей.

К ним относятся:

  • обязанность подтвердить сам факт проведения следственного действия (то есть наблюдать, как оно проводится, внимательно прочесть протокол и, если там всё верно, поставить свою подпись);
  • прибыть по вызову следователя или в суд;
  • не сообщать никому без разрешения данные предварительного расследования (если следователь потребовал этого от него заранее);
  • соблюдать все остальные уголовно-процессуальные требования.

Здесь есть один важный момент, который очень часто игнорируют.

Практически любой гражданин может стать понятым.

Исключение составляют несовершеннолетние, участники уголовного судопроизводства (и их родные и близкие), а также полицейские, оперативники и все те, кто имеет право осуществлять оперативно-розыскную деятельность или заниматься предварительным расследованием.

Если вам больше 18 лет, вы не имеете отношения к органам исполнительной власти и лично в исходе дела не заинтересованы, в понятые вас примут.

ВС в своем определении указал, что факт нахождения мужчины в состоянии опьянения объективно подтвержден совокупностью доказательств и сомнений не вызывает. Как следует из материалов дела, сотрудники полиции выявили у водителя несколько признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи и так далее. Освидетельствование также подтвердило, что мужчина находился в состоянии опьянения. Никаких замечаний по процедуре и результатам водитель не отметил.

Также суд отметил, что протоколы, в соответствии со ст. 27.12 КоАП, составляли с участием двух понятых. То обстоятельство, что один из них сотрудник полиции, не влечет отмену судебных актов. В качестве понятого можно привлечь любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо (ч.1 ст. 25.7 КоАП). Какой-либо заинтересованности сотрудника полиции судом не установлено. Более того, мужчина при исполнении служебных обязанностей в тот момент не находился. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм КоАПа не говорит о том, что суды нарушили закон и рассмотрели дело не всесторонне и не объективно.

Статья 25.7 КоАП устанавливает, что понятыми могут быть любые незаинтересованные совершеннолетние лица. Но беспристрастность — спорный вопрос. Загайнов полагает, что все зависит от контролирующего органа и предмета проверки. «Например, если протокол составляет Роспотребнадзор, то его сотрудники не могут стать понятыми. Зато понятыми могут быть сотрудники МЧС. Но если идёт совместная проверка прокуратуры, Роспотребнадзора и МЧС, то ни один из их сотрудников не должен быть понятым».

Эксперт также уточняет, что сотруднику прокуратуры во всех случаях нельзя в понятые, ведь это надзирающий орган за всеми организациями, в том числе и контролирующими.

Более широкого подхода придерживается Шебанова. Юрист полагает, что любые лица, которые обладают властными полномочиями (полицейские, судьи, прокуроры, и так далее) не должны быть понятыми. Поскольку изначально из-за их деятельности возникают вопросы к беспристрастности.

*Имя изменено редакцией.

ВС объяснил, когда полицейский может стать понятым

Не усматривает Судебная коллегия нарушения и в том, что в судебном заседании исследовался датируемый 15 февраля 2005 г. протокол осмотра предметов, в проведении которого (осмотра) принимали участие в качестве понятых З. и Ш. Указанные понятые, хотя и работали во время проведения следственного действия в прокуратуре Тульской области, но занимали должности секретарей, ведущих делопроизводство и не наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования, что запрещено ч. 2 ст. 60 УПК РФ. Оснований полагать, что у З. и Ш. имелась какая-либо личная заинтересованность в исходе дела С., не имеется, а потому результаты проведенного с их участием следственного действия могли быть использованы в процессе доказывания по уголовному делу.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.06.2014 N 38-АПУ14-7СП

Вопреки доводам жалобы, военнослужащие срочной службы не отнесены к числу лиц, которые в соответствии с ч. 2 ст. 60 УПК РФ не могут участвовать в качестве понятых при производстве следственных действий по уголовному делу. Сведений о личной заинтересованности понятых Е. и В., которые ранее с участниками процесса не были знакомы, в деле не имеется. По смыслу закона участие лица в качестве понятого при проведении оперативных мероприятий не препятствует участию этого же лица в качестве понятого при проведении следственных действий в рамках того же уголовного дела и не свидетельствует о его заинтересованности.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 09.08.2012 N 48-О12-65

Утверждение апелляционных жалоб о том, что привлечение к осмотру вещественных доказательств по делу в качестве понятых Я. и С. нарушило требования УПК РФ, не основано на законе, поскольку то обстоятельство, что на момент участия указанных лиц в следственном действии С. проходила практику в СУ СК, а Я. являлась общественным помощником следователя другого отдела СУ СК, не противоречит требованиям ст. 60 УПК РФ и не влечет признания протоколов следственных действий, проведенных с участием данных лиц, недопустимыми доказательствами. Каких-либо данных о том, что участвовавшие в следственных действиях понятые были заинтересованы в исходе дела, стороной защиты представлено не было. Утверждение о том, что результаты прохождения практики С. и последующее трудоустройство Я. состояли в зависимости от их участия в следственных действиях, является предположением, не подтвержденным в ходе судебного разбирательства.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.11.2016 N 47-АПУ16-9

Предусмотренных законом, требованиями ст. 60 УПК РФ, препятствий для участия А. в качестве понятой при проверке показаний Э. на месте, не имелось, а факт прохождения ею на тот период времени практики в правоохранительных органах не влечет признания соответствующего протокола недопустимым доказательством.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.07.2014 N 30-АПУ14-12

То, что понятой М. являлся общественным помощником следователя, на что ссылается адвокат Л. в жалобе, не противоречит требованиям ст. 60 УПК РФ, не влечет признания протоколов следственных действий, проведенных с участием такого лица, недопустимыми доказательствами. Каких-либо данных о том, что участвовавший в следственных действиях понятой был заинтересованным в исходе дела лицом, материалы уголовного дела не содержат.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 27.09.2012 по делу N 46-О12-42

Доводы осужденного К. о допущенных нарушениях положений ст. 60 УПК РФ на стадии предварительного следствия не нашли своего подтверждения. С. во время участия в качестве понятого при проверке показаний на месте К. 14 января 2014 года не являлся участником уголовного судопроизводства, поскольку в качестве свидетеля он был допрошен позже.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 35-АПУ15-1

Протокол осмотра места происшествия с участием понятых Ц. и Г. обоснованно признан судом допустимым доказательством. На момент осмотра места происшествия — 6 декабря 2005 года Ц. не была допрошена и признана потерпевшей по делу, как и Г. не имела на тот момент процессуального положения свидетеля, поскольку допрошена в качестве таковой не была.
Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2008 N 8-007-47

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 60 УПК РФ, на которую ссылается сторона защиты, понятыми не могут быть участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники. Из представленных материалов видно, что на момент осмотра места происшествия ни Р., ни Е. участниками уголовного судопроизводства не являлись. Органы расследования на этот момент не располагали сведениями о том, что указанные лица обладают какой-либо информацией по делу и впоследствии могут быть допрошены в качестве свидетелей. Кроме того, из материалов дела не усматривается, что Е. и Р. заинтересованы в исходе дела, не содержатся такие сведения и в кассационных жалобах. Сам факт знакомства с потерпевшим Р. в связи с совместной работой, а Е. в связи с арендой жилого помещения не может свидетельствовать о заинтересованности последних в исходе дела. В связи с этим решение суда об отклонении данного ходатайства осужденных Судебная коллегия находит не противоречащим требованиям закона.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 02.02.2011 N 49-О10-174

Статья 60 УПК РФ не содержит запрета на участие в качестве понятого гражданина другого государства, подписи понятого Г. в протоколе имеются, участникам следственного действия процессуальные права были разъяснены.
Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.11.2015 по делу N 48-АПУ15-37

Полностью анализ судебной практики и советы по тактике допроса понятых были опубликованы в №13 и №14 «Новой адвокатской газеты» за 2017 год.

  • Решение Верховного суда: Постановление N 32-АД17-4, Судебная коллегия по административным делам, надзор Как следует из части 2 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 указанного Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 127-АД16-3, Судебная коллегия по административным делам, надзор Согласно части 3 статьи 27.12 и части 3 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол. В силу части 2 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных, в частности главой 27 названного Кодекса, в которой расположены статьи 27.12 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД15-41, Судебная коллегия по административным делам, надзор Согласно части 3 статьи 27.12 и части 3 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол. В силу части 2 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных, в частности, главой 27 названного Кодекса, в которой расположены статьи 27.12 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи…

Перед началом следственного мероприятия следователь либо дознаватель должен разъяснить понятому его права и обязанности, а также цель следственного действия и ответственность за неисполнение своих процессуальных обязанностей.

Понятой имеет следующие права:

  • 1) понятой имеет право участвовать в следственном действии (например, осмотр места происшествия, обыск) и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, которые должны быть обязательно внесены в протокол;
  • 2) понятой имеет право знакомиться с протоком следственного действия, при производстве которого он участвовал;
  • 3) приносить жалобы на действия и бездействия, а также и на решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя и прокурора, ограничивающие его права.

Ниже отметим, что гражданина не могут заставить участвовать в следственном действии в роли понятого, поскольку участие либо же неучастие в следственном мероприятии – это исключительно волеизъявление гражданина, это его право, а не его обязанность.


Гражданин, который участвовал в следственном действии в роли понятого:

  • 1) не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;
  • 2) не вправе разглашать данные предварительного расследования, но только в том случае, если он был предупрежден следователем, либо же дознавателем об этом заранее.

  • 1) Штраф в размере до 80 000 рублей;
  • 2) обязательные работы на срок до 480 часов;
  • 3) исправительные работы на срок до 2 лет;
  • 4) арест на срок до 3 месяцев.

Если понятой нарушает свою обязанность по неразглашению результатов предварительного расследования, то он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ. Разглашение результатов предварительного расследования означает, что лицо предает гласность данным предварительного расследования, несмотря на тот факт, что он был предупрежден об этом заранее, то есть имеется запрет на разглашение таких данных, закрепленный в процессуальном акте (у понятых берется подписка с предупреждением об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ за разглашение результатов предварительного расследования). При этом отсутствие надлежащее оформленного запрета не образует состав преступления, предусмотренного ст. 310 УК РФ, в связи с чем лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за разглашение результатов предварительного расследования.

УПК РФ закрепляет перечень лиц, которые не могут участвовать в следственных действиях в роли понятого:

  • 1) лица, которые не достигли возраста 18 лет (несовершеннолетние);
  • 2) участники уголовного судопроизводства и их близкие родственники и родственники;
  • 3) должностные лица органов исполнительной власти, которые наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или предварительного расследования.

Данные категории лиц не могут выступать в качестве понятых в рамках следственных мероприятий.

Понятые: судебная практика по уголовным делам

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20

      «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 29.06.2021)

      «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

      «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

    Все документы >>>

    • Указ Президента РФ от 25.03.2015 N 161 (ред. от 01.07.2020)

      «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.11.2019 N 543

      «О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 03.06.2019 N 214

      «Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

    Все документы >>>

    1. Понятым является лицо, которое призвано подтвердить подлинность и законность процедуры фиксирования факта совершения правонарушения. Правовой формой фиксирования такого рода юридических фактов являются: протокол об административных правонарушениях, протокол об административном задержании, личном досмотре и т.д.

    2. Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

    3. Понятые приглашаются для участия в производстве по делу об административных правонарушениях на добровольной основе. Понятому возмещаются расходы, связанные с его участием.

    4. Понятым может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

    При совершении преступления следователь по делу или дознаватель привлекает дополнительных лиц. Граждане приглашаются для подтверждения факта преступления и отслеживанием действий сотрудников полиции.

    Понятые – это два или более гражданских лиц, не заинтересованных в исходе уголовного дела. Своей подписью подтверждают присутствие в следственном мероприятии. Являются гарантами соблюдения законности и могут высказывать свои замечания, которые будут внесены в протокол.

    Понятыми не могут быть:

    • граждане, не достигшие 18-летнего возраста;
    • участники судопроизводства и их ближайшие родственники;
    • оперативные работники и сотрудники предварительного расследования.
    • Бухгалтерские услуги
    • Вопросы/ответы
    • Готовые фирмы ООО
    • Ликвидация ООО
    • Регистрация фирм в Москве
      • Юридические адреса
    • Судебное представительство
    • Юридические новости
    • Юридические услуги
      • Актуальные вопросы по недвижимости
      • Семейное право
      • Страхование авто

    УДК 342.9 ББК 67.401

    © 2020 г. Понежина Людмила Юрьевна,

    доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

    Сычев Евгений Анатольевич,

    доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент.

    ИНСТИТУТ ПОНЯТЫХ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: АНАХРОНИЗМ ИЛИ ГАРАНТИЯ ЗАКОННОСТИ?

    В статье исследуются основные организационно-правовые проблемы, связанные с определением допустимости участия понятого в производстве по делам об административных правонарушениях и уточнением требований, предъявляемых к данным участникам производства.

    Ключевые слова: институт понятых, административно-деликтное законодательство, производство по делам об административных правонарушениях, участники производства по делам об административных правонарушениях, видеофиксация.

    Ponezhina Lyudmila Yuryevna — Associate Professor, the Department of the Administrative Law, the Rostov Law

    Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

    Sychev Evgeny Anatolyevich — Associate Professor, the Department of the Administrative Activities of the Internal

    Affairs Bodies, the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law,

    Associate Professor.

    INSTITUTION OF THE WITNESSES IN ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS: ANACHRONISM

    OR GUARANTEE OF THE LEGALITY

    The article examines the main organizational and legal problems associated with determining the admissibility ofparticipation in the proceedings on administrative cases and clarification of the requirements for these participants in the proceedings.

    Keywords: institute of witnesses, administrative legislation, administrative offense proceedings, participants in administrative offense proceedings, video recording.

    Одним из древнейших правовых обычаев, а впоследствии правовых институтов, обеспечивающих и гарантирующих законность и правильность проведения какой-либо юридической процедуры, было и остается привлечение к ее проведению понятых. Использование данного специфического участника юрисдикционного производства предусмотрено отечественным административно-де-ликтным и уголовно-процессуальным законодательством, аналогичная практика существует и в большинстве стран мира.

    Согласно ст. 25.7 КоАП РФ [1] в качестве понятого может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Следует понимать, что законодателем не ограничены возможности правоприменителя по привлечению понятых к каким-либо процессуальным действиям. В отдельных случаях предусмотрено обязательное или альтернативное участие понятых в про-

    изводстве по делу, в остальных же случаях уполномоченное должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении (далее -АПН), вправе привлекать понятых на свое усмотрение, однако в любом случае их должно быть не менее двух.

    О привлечении понятых к производству по делу об АПН делается запись в соответствующем протоколе, при этом понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий, эти замечания подлежат обязательному занесению в протокол. Кроме того, следует помнить, что выступление по делу в качестве понятого не ограничивает возможность этого же лица на дачу показаний в качестве свидетеля.

    Институт уголовного права, предусматривающий участие понятых, не так и молод, как кажется. Впервые упоминания о нем встречаются еще в Соборном уложении (1649 год). А положение об участии не менее двух человек в качестве понятых впервые было оформлено законодательно в 1864 году. Уголовно-процессуальное право в настоящее время уделяет данному институту достаточно большое внимание, регламентируя его двумя статьями (60, 70 УПК РФ).

    Понятым может выступать любой гражданин РФ, за исключением:

    • лиц, не достигших совершеннолетнего возраста;
    • граждан, которые участвуют в уголовном процессе, а также их родственников;
    • представителей исполнительной власти, которые, в соответствии с федеральным законом, уполномочены вести оперативно-розыскную или уголовно-процессуальную деятельность в области предварительного расследования.

    В административный процесс институт понятых вошел несколько позже, по сравнению с уголовным. И все же нашел законодательное закрепление. Так, понятые (КоАП РФ) могут быть приглашены в определенных случаях, которые предусмотрены указанным кодексом, по приглашению должностного лица, у которого в производстве находится данное дело об административном правонарушении. Их количество должно быть не менее двух. Об их участии в протоколе делается запись. Права и обязанности понятого в административном процессе схожи с таковыми в уголовном.

    Абсолютно всем стоит помнить, что ни уголовно-процессуальное право, ни иные законодательные акты не регламентирует порядок привлечения гражданина сотрудниками полиции в качестве понятого. Поэтому и ответственности за отказ не предусмотрено. Это исключительно право, а не обязанность. Следовательно, вы вполне можете отказаться быть понятым, без объяснения каких-либо причин. И уж тем более никто вам не имеет право это навязывать или угрожать какими-либо мерами.

    Понятой по КоАП в вопросах и ответах

    Понятые — это простые граждане, которых пригласили сотрудники следственных органов для участия в следственных мероприятиях. Это абсолютно случайные и посторонние люди. Они никак не заинтересованы в проводимом следствии.

    А нужны они для того, чтобы подтвердить полученные в ходе дознавательных мероприятий данные. То есть они выступают своего рода свидетелями. Только не случайными, а специально приглашенными. И их участие официально оформляется в документах.

    Часто у людей возникает вопрос: «Имею ли я право отказаться быть понятым?» Ведь может быть такая ситуация, когда человека приглашают поучаствовать в следственном мероприятии, а он не может или не хочет этого делать в силу определенных обстоятельств. И кажется, что если сейчас откажешься, то это повлечет серьезные последствия.

    На самом деле все гораздо проще. Быть понятым это вовсе не строгое обязательство гражданина, а скорее его свободное право. И на приглашение следователя или полицейского вполне можно ответить однозначным отказом.

    При этом вовсе не обязательно говорить причину своего отказа. И не надо выдумывать наиболее уважительный повод. Никакой ответственности за отказ также не предусматривается. Просто сотрудники органов будут вынуждены искать себе других кандидатов. Но это уже их работа.

    И уж конечно никто не подумает о причастности отказавшегося человека к преступлению. Для таких обвинений нужны гораздо более серьезные доводы.

    Теперь конкретно о тех мероприятиях, когда приглашают понятых. В количестве не менее двух человек они должны присутствовать при следующих уголовных процессах:

    • обыск помещения или личный обыск;
    • выемка;
    • опознание преступника;
    • наложение ареста на имущество;
    • осмотр места преступления, следов преступления, трупа;
    • проведение следственного эксперимента;
    • осмотр почтово-телеграфных отправлений;
    • проверка показаний на месте.

    Когда речь идет об административных правонарушениях, то присутствие понятых необходимо в следующих случаях:

    • досмотр гражданина;
    • досмотр транспорта;
    • изъятие документов или другого имущества;
    • задержание транспорта;
    • осмотр помещения юридического лица.

    Юридическую трактовку понятия и статуса понятого дает Уголовно-Процессуальный Кодекс (УПК) РФ в статье № 60. Понятой, согласно УПК РФ – это гражданин, привлеченный к каким-либо следственным операциям для фиксации факта их исполнения и получения результатов. Обязательным условием является незаинтересованность данного лица в предмете и целях проводимого следственного мероприятия (ст. 60, ч. 1 УПК РФ).

    Понятыми, согласно ч. 2 ст. 60 УПК, не могут быть следующие лица:

    • граждане, не достигшие 18-летнего возраста;
    • стороны данного производства и их родственники;
    • сотрудники органов исполнительной власти, осуществляющие расследование или розыск в рамках следственных манипуляций.

    При отступлении от данного регламента действия по расследованию могут быть признаны незаконными, а результаты и выводы проводимых мероприятий – недействительными.

    Стоит учесть, что понятой и свидетель в уголовном процессе – это разные процессуальные лица. Свидетель – это лицо, наблюдавшее ход или детали преступления, а понятой – лицо, следящее за проведением следственных мероприятий в рамках уже совершенного противоправного деяния.

    УПК РФ в ст. 170 (ч. 1) прописывает ситуации, когда присутствие понятых на следственном мероприятии является обязательным:

    • при проведении обыска (ст. 182 УПК);
    • при выполнении личного досмотра (ст. 184 УПК);
    • при осуществлении выемки электронных носителей информации, имеющих отношение к расследованию (ст. 183, ч. 3.1 УПК);
    • при проведении опознания гражданина, предмета или трупа (ст. 193 УПК).

    Если же расследование проводится в условиях, где присутствие понятых физически невозможно, то следственные мероприятия проводятся без них. В данном случае действия фиксируются на фото и видеопленку, либо детально описываются в письменной форме.

    УПК в статье 170, части 1.1 указывает, что присутствие понятых на следственных мероприятиях по некоторым категориям уголовных дел может быть оставлено на усмотрение лиц, проводящих расследование.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *