Льготы ЖКУ на оплату жилья и коммунальных услуг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы ЖКУ на оплату жилья и коммунальных услуг». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

– дети войны;

– участники боевых действий, войны, а также их родственники;

– жертвы репрессий и нацистских преследований.

– чернобыльцы;

– лица, обладающие особыми трудовыми заслугами и члены их семей;

– многодетные семьи, воспитанники детских домов, семьи опекунов, приемные семьи;

– военнослужащие, ветераны военной и других служб;

– ветераны Национальной полиции;

– ветераны Государственной службы специальной связи;

– военнослужащие СБУ на пенсии

Про житлово-комунальні послуги

Перед тем, как оформить льготы на оплату ЖКУ, вам следует знать три основных момента.

Первый. Проверьте, подпадает ли ваш статус льготника под действие Порядка No389. С ним можно ознакомиться на сайте Верховной Рады Украины.

Второй. Общий средний доход вашей семьи в месяц, который рассчитывается на одного ее члена, за предыдущие полгода. И он же не может быть выше дохода, который дает право на оформление таких льгот.

Так, если доход на одного из участников вашей семьи больше 1710 грн, ваш запрос о получении права на льготы могут отклонить. Именно эта сумма определена Налоговым кодексом Украины.

Третий. Льготы на оплату ЖКУ назначают на полгода. Если вы подаете документы на получение льгот в июле, августе либо же сентябре 2020 года, то органы соцзащиты должны не позднее сентября этого же года определить, имеете ли вы право пользоваться льготами.

Для оформления льгот на оплату ЖКУ, вам следует начать с получения справки про внесении вас как льготника в Единый реестр лиц, имеющих право на льготы.

Далее собираем пакет документов, состоящий как с оригиналов, так и копий:

– если вы состоите в браке, то подготовьте свидетельство о регистрации брака;

– закажите в ЖЭКе справку о составе семьи;

– соберите паспорта и ИНН тех, на кого будут распространяются льготы;

– также подготовьте удостоверения, дающее право на оформление льгот;

– свидетельства о рождении несовершеннолетних (по необходимости)

– если нужно, приложите справку об участии в АТО/ООС;

– также нужна декларация о доходах для нескольких категорий.

В результате подачи этих всех документов, вы получите так сказать главный документ, без которого вы вперед не двинетесь.

После этого социальные службы определят можете ли вы воспользоваться льготой или нет. Об этом решении вы будете уведомлены.

Если вы подпадаете под категорию льготников, то вам нужно будет каждому КП, оказывающему услуги, собрать по одному отдельному пакету необходимых документов. Он должен состоять из:

– удостоверения льготника;

– копии справки из Единого реестра льготников;

– копии паспорта, а также копии ИНН-кода;

– справки о составе вашей семьи, которую берем в ЖЭКе.

В заключение предупредим читателей: пожалуйста, внимательно отнеситесь к подаче и заполнению документов, потому что в случае подачи неверной информации или ее сокрытия, льготы будут прекращены. А вы вынуждены будете возместить государству все переплаты.

В ряде регионов страны 50% от суммы взносов на капитальный ремонт возвращают пенсионерам старше 70 лет.Например, такая мера поддержки действует в Санкт-Петербурге для одиноких пенсионеров старше 70 лет и их неработающих членов семьи.

Документы для оформления преференции по ЖКХ различаются в зависимости от оснований их предоставления. В базовый пакет входят:

  • —паспорт;
  • —подтверждающий место жительства документ, если в паспорте место жительства не отмечено или оно отличается от фактического;
  • —документ, подтверждающий право на льготу по оплате ЖКУ: например, справка об инвалидности, удостоверение ветерана, удостоверение многодетной матери;
  • —квитанции на оплату ЖКУ;
  • —справка по форме 9 или справка о составе семьи;
  • —заявление (заполняется на месте).

Скидка в 50% за оплату жилищно-коммунальных услуг предусмотрена нескольким категориям украинцев, а именно:

Читай также: Субсидий хватит на всех, кто в них нуждается, — Шмыгаль

  • участникам войны
  • членам семей умерших (погибших) ветеранов войны и военнослужащих, которые погибли, умерли или пропали во время прохождения службы
  • многодетным семьям
  • бывшим заключенным концлагерей
  • ветеранам воинской службы, ветеранам органов МВД, Нацполиции и других госструктур, их вдовам
  • уволенным военнослужащим, которые получили инвалидность во время службы
  • родителям и членам семей граждан, которые умерли или пропали без вести при исполнении служебных обязанностей
  • пострадавшим в результате аварии на ЧАЭС I и II категории.
  • Наличный рынок
  • НБУ
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
  • Купить
  • Продать
  • Наличный
  • НБУ

Вы можете получить в органе социальной защиты населения расчет размера льготы. Если тарифы на коммунальные услуги не меняются, то ежемесячный размер льготы в течение отопительного периода будет одинаковым.

Зная размер своей льготы и приоритетный принцип оплаты Ощадбанка, вы можете самостоятельно высчитать, сколько и какому поставщику услуг должны заплатить.

Льготы по ЖКХ в 2021 году: какие есть скидки на услуги и как их оформить

Если вы имеете в виду отсутствие банковского счета в любом из уполномоченных банков, в таком случае вы будете получать безналичную выплату льготы через Ощадбанк.

Орган соцзащиты самостоятельно предоставит всю информацию Ощадбанку, который автоматически создает учетную запись получателя льгот, на которую начисляются средства, и информирует льготника путем отправки sms-сообщений.

Нельзя. Переход из наличной формы предоставления льгот на безналичную осуществляется только по заявлению льготника.

Если речь идет о безналичной форме монетизации, то все сэкономленные средства вы сможете получить летом. Если возникнет ситуация, когда вы оплатили счета, не дождавшись sms от Ощадбанка, то на счетах возникнет переплата, которая будет отражена предоставителем услуг в квитанциях следующих периодов.

Согласно нормам законодательства, если правление ОСМД не заключило договор с АО «Ощадбанк» для перечисления сумм льгот, оно не имеет права до 1 июня требовать оплаты услуг от льготников за соответствующие неотопительный и отопительный периоды.

АО «Ощадбанк» может осуществлять перевод средств на счета правления ОСМД, кроме выплат на управление многоквартирным домом, на основании договора. Типовую форму договора определяет АО «Ощадбанк» по согласованию с Минсоцполитики.

Если речь идет о безналичной форме, льготнику нужно дождаться лета и, получив остаток средств, рассчитаться с поставщиком услуг. Выплаты на управление многоквартирным домом льготник должен оплачивать самостоятельно каждого месяца. А средства, которые предусмотрены на уплату этой услуги перераспределяются между другими поставщиками услуг по приоритетному принципу.

Возможны два варианта монетизации:

  • наличный;

  • безналичный.

Первый подразумевает открытие счета в уполномоченном банке с ежемесячной выплатой наличных денег на руки. В этом случае человек, пользующийся льготой, должен оплатить сразу всю сумму, указанную в платежной квитанции.

Второй способ также предполагает начисление денег на банковский счет, но без необходимости посещать отделение. Часть коммунальных платежей оплачивает льготник, а часть — банк. В первую очередь банком оплачиваются счета за отопление, газ и свет. Так, например, в Ощадбанке вам придет смс-сообщение с указанием платежей и сумм, которые льгота не погасила.

Многих интересует, как оставить сэкономленные средства себе. Для безналичной формы монетизации нужно дождаться конца отопительного сезона, чтобы получить остаток денег. При наличном расчете вы просто можете оставить неизрасходованные средства себе.

  • Нормативная база
  • Кому предоставляются льготы
  • Как оформить льготы
  • Какие документы нужны для оформления
  • Размер льгот
  • Льготы в Москве
  • Льготы в Санкт-Петербурге

Льготы на оплату ЖКХ в Украине: Какой процент кому положен

Для назначения жилищной субсидии гражданин, личность которого удостоверяется паспортом или другим документом, подает структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения по зарегистрированному месту жительства (арендаторы, внутренне перемещенные лица — по фактическому месту жительства):

  • заявление о назначении и предоставлении жилищной субсидии в денежной форме через АО «Ощадбанк» по форме, установленной Минсоцполитики;
  • декларацию о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии, по форме, установленной Минсоцполитики;
  • справки о доходах — в случае указания в декларации доходов, информация о которых отсутствует в ГФС, Пенсионном фонде Украины, фондах социального страхования и т.п. и в соответствии с законодательством не может быть получена по запросу структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения. В случае невозможности подтвердить такие доходы справкой к декларации прилагается письменное объяснение с указанием их размера;
  • копию договора о реструктуризации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (при наличии);
  • договор найма (аренды) жилья (при наличии).
  • Заявление и декларация могут быть отправлены структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения по зарегистрированному месту жительства заявителя (арендаторы, внутренне перемещенные лица — по фактическому месту жительства) по почте или в электронной форме через официальный веб-портал Минсоцполитики или интегрированные с ним информационные системы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с наложением квалифицированной электронной подписи.
  • В случае получения присланных с использованием средств телекоммуникационных систем заявления и декларации, в которых отсутствует квалифицированная электронная подпись, субсидия назначается только после подписания заявителем указанных документов в бумажной форме в течение месяца со дня подачи заявления и декларации в электронной форме, в том числе при составлении акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства. В случае если заявление и декларация в указанный срок не подписаны независимо от причин отсутствия подписи заявителя, гражданин (при желании получить субсидию) обязан подать новые заявление и декларацию.

Указанные заявление и декларация могут быть отправлены по почте или в электронной форме через официальный веб-портал Минсоцполитики или интегрированные с ним информационные системы органов исполнительной власти и местного самоуправления с наложением электронной цифровой или электронной подписи.

Другие документы требовать от граждан запрещается. При этом гражданин несет ответственность за представленные сведения о доходах, имущество, которые повлияли или могли повлиять на установление права на назначение субсидии и на определение ее размера.

Субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается с месяца обращения за ее назначением до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев, и рассчитывается:

  • на неотапливаемый сезон — с 1 мая по 30 сентября;
  • на отопительный сезон — с 1 октября по 30 апреля.

При этом размер субсидии на отопительный сезон для домохозяйств, использующих природный газ / электрическую энергию для индивидуального отопления, рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно.

Для арендаторов жилого помещения (дома) субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается при наличии договора найма (аренды) с месяца обращения до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев и до конца месяца, в котором истекает срок действия договора найма (аренды). На следующий срок субсидия назначается по личному обращению арендатора.

Субсидия для приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива назначается один раз в календарный год по личному обращению граждан.

После окончания срока получения субсидии структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения самостоятельно осуществляют расчет субсидии на следующий период для домохозяйств, получающих субсидию в предыдущем периоде (кроме арендаторов жилого помещения, лиц, которым субсидия была назначена по месту регистрации пребывания, и лиц, которые обращаются за субсидией на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива).

Жилищная субсидия рассчитывается на всех членов домохозяйства. Количество членов домохозяйства определяется на начало месяца, с которого назначается жилищная субсидия.

В состав домохозяйства включаются лица, зарегистрированные и фактически проживающие в жилом помещении (доме), на которых рассчитываются социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания и доходы которых учитываются при назначении жилищной субсидии.

При назначении жилищной субсидии учитываются также доходы членов семьи в случае, когда их зарегистрированное (фактическое) место жительства отлично от адреса домохозяйства (кроме доходов родителей в случае назначения субсидии студентам, которые зарегистрированы в общежитии по месту учебы, и доходов одного из родителей ребенка в случае назначения субсидии другому родителю с ребенком в случае, когда родители разведены). При этом социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания по адресу домохозяйства на таких лиц не рассчитываются..

В случае, если в составе домохозяйства количество фактически проживающих зарегистрированных членов домохозяйства меньше количества членов домохозяйства, зарегистрированных в жилом помещении (доме), по решению комиссии социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания рассчитываются на фактически проживающих зарегистрированных по данному адресу членов домохозяйства .

По решению комиссии доходы членов домохозяйства, зарегистрированных в жилом помещении (доме), но фактически по данному адресу не проживающих, в совокупный доход домохозяйства не учитываются

На основании решения комиссии управляющие, объединения, исполнители коммунальных услуг не начисляют платы за жилищно-коммунальные услуги, взносы / платежи в оплату расходов на управление многоквартирным домом на членов домохозяйства, которые зарегистрированы, но фактически не проживают в жилом помещении (доме).

Если в жилом помещении (доме) есть несколько разделенных лицевых счетов, для назначения жилищной субсидии состав каждого из таких домохозяйств определяется по решению комиссии на основании акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства. При этом в состав различных домохозяйств в пределах одного жилого помещения (дома) не могут входить члены одной семьи.

В состав домохозяйств, которые являются детскими домами семейного типа (с момента их создания) и приемными семьями, а также семьями (кроме многодетных семей), в которых не менее года проживают трое и более детей, учитывая тех, над которыми установлена опека, по решению комиссии могут включаться дети, которые не зарегистрированы в таком жилом помещении (доме), но фактически в нем проживают.

При назначении жилищной субсидии социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания рассчитываются на детей — членов домохозяйства, которые не зарегистрированы в жилом помещении (доме), но фактически в нем проживают. При этом доходы таких детей (при наличии) в совокупный доход домохозяйства не учитываются.

Для расчета жилищной субсидии среднемесячный совокупный доход учитывается:

  • за III-IV кварталы предыдущего календарного года — в случае, когда жилищная субсидия назначается с начала неотопительного сезона (1 мая – 30 сентября);
  • за I-II кварталы текущего календарного года — в случае, когда жилищная субсидия назначается с начала отопительного сезона (1 октября – 30 апреля);
  • за два квартала, предшествующих месяцу обращения за назначением жилищной субсидии, — в случае, когда жилищная субсидия назначается не с начала отопительного (неотопительного) сезона.

В таком же порядке рассчитывается среднемесячный совокупный доход при назначении жилищной субсидии без обращения на следующий сезон домохозяйствам, которые получали ее в предыдущем отопительном (неотапливаемом) сезоне.

Жилищная субсидия на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива назначается исходя из размера дохода лиц за предыдущий календарный год.

В случае назначения жилищной субсидии с начала отопительного (неотопительного) сезона доходы в виде пенсии учитываются в размере начисленной пенсии за последний месяц предыдущего отопительного (апрель) или неотопительного (сентябрь) сезона. В случае назначения жилищной субсидии после начала отопительного (неотопительного) сезона учитывается размер начисленной пенсии за месяц, предшествующий месяцу, с которого назначается жилищная субсидия.

Доходы от реализации молока учитываются в размере 30 процентов начисленных сумм.

Льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются по-новому

Жилищная субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляется:

  • гражданам, обратившимся за назначением жилищной субсидии до 31 декабря 2018 — за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам путем перечисления средств на счета управляющих многоквартирного дома и исполнителей коммунальных услуг;
  • гражданам, обратившимся за назначением жилищной субсидии с 1 января 2019 — за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете для выплаты льгот и жилищных субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме путем перечисления средств на счет Минсоцполитики в АО » Ощадбанк «на основании заключенного между Минсоцполитики и АО» Ощадбанк «договора.

АО «Ощадбанк» ведет в соответствующих автоматизированных системах учета банка персонифицированный учет получателей жилищной субсидии и средств, поступающих на счет для выплаты жилищных субсидий, в разрезе каждого получателя жилищной субсидии.

АО «Ощадбанк» осуществляет перевод средств на счета управляющих многоквартирного дома, объединений и исполнителей коммунальных услуг на основании договоров, заключаемых между АО «Ощадбанк» (его учреждениями) и управляющими, объединениями, исполнителями коммунальных услуг.

Таким образом, потребителям, оформившим субсидию до 2019 года, она будет предоставляться привычным образом – средства будут напрямую перечисляться поставщикам услуг и управителям. Для потребителей, оформивших субсидию после 1 января 2019 года, средства на оплату услуг ЖКХ будут перечисляться со счета в «Ощадбанке», но при этом специально открывать счет не нужно, т.к. деньги будут перечисляться со счета Министерства социальной политики, но учет при этом будет вестись по каждому субсидианту отдельно.

Жилищная субсидия на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива предоставляется путем перечисления средств на счет гражданина, которому назначена субсидия, открытый в банковском учреждении, или выплачивается ему наличными в отделениях почтовой связи.

Граждане, которым жилищная субсидия предоставляется в денежной форме, обязаны ежемесячно оплачивать за фактически потребленные услуги с учетом суммы жилищной субсидии, перечисленной управляющим, объединением, исполнителям коммунальных услуг.

Другие получатели жилищной субсидии, которым она предоставляется за счет субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, обязаны ежемесячно платить обязательную долю платежа. В случае если стоимость фактически использованной услуги меньше, чем обязательная доля расходов на оплату такой услуги, граждане платят ее фактическую стоимость. Сумма жилищной субсидии, не использованная домохозяйством в результате экономии, засчитывается управляющим, объединением, исполнителем коммунальной услуги на следующие расчетные периоды в течение сезона, в котором назначена жилищная субсидия, как оплата таких услуг и / или расходов на управление многоквартирным домом. Управляющий, объединения, исполнитель коммунальной услуги обязаны ежемесячно указывать в платежных документах получателей жилищной субсидии сумму переплаты. После окончания отопительного (неотопительного) сезона неиспользованная сумма жилищной субсидии, которая предоставлялась не в денежной форме, возвращается в государственный бюджет в полном объеме на основании акта расчета общего объема неиспользованных сумм жилищной субсидии.

Всем, кто обратиться за назначением субсидии впервые после 1 января 2019 года, субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг будет назначена в денежной форме.

С 1 мая 2019 года назначение жилищной субсидии домохозяйствам, которые такую субсидию получали в течение отопительного сезона 2018/19 не в денежной форме, будет осуществляться только после представления новых заявления и декларации, в которых обязательно указывается номер мобильного телефона заявителя.

Потребителям, оформившим субсидию до 31 декабря 2018 года, она будет предоставляться привычным образом – средства будут напрямую перечисляться поставщикам услуг и управителям. Для потребителей, оформивших субсидию после 1 января 2019 года, средства на оплату услуг ЖКХ будут перечисляться со счета в АО «Ощадбанк», но при этом специально открывать счет не нужно, т.к. деньги будут перечисляться со счета Министерства социальной политики, но учет при этом будет вестись по каждому субсидианту отдельно.

Для тех, кто получает субсидию в денежной форме, расчеты будут происходить в следующем порядке:

1) на счета для выплаты жилищных субсидий зачисляются суммы средств, перечисленных Минсоцполитики, с предоставлением АО «Ощадбанк» реестров начисленных субсидий, подлежащих зачислению на такой счет и отражению таких средств в автоматизированных системах банка в разрезе учетных записей получателей жилищной субсидии;

2) со счета для выплаты жилищных субсидий средства в разрезе получателей жилищных субсидий перечисляются управляющим, объединениям и исполнителям коммунальных услуг, информация о которых указана в заявлении, согласно поданным ими реестрам о суммах начисленных платежей за услуги;

3) по итогам отопительного сезона суммы неиспользованных средств перечисляются со счета для выплаты жилищных субсидий на текущие счета получателей жилищной субсидии в АО «Ощадбанк», открывающиеся банком получателю жилищной субсидии на основании заключенного между Минсоцполитики и АО «Ощадбанк» договора;

4) на конец календарного / бюджетного года остатки средств, учитываемых на счете для выплаты жилищной субсидии по учетным записям получателей жилищной субсидии, не возвращаются в государственный бюджет.

Перечисление средств со счета для выплаты жилищных субсидий на счета управляющих, объединений, исполнителей коммунальных услуг осуществляется АО «Ощадбанк» в такой последовательности:

1) управляющие, объединения, исполнители коммунальных услуг, заключившие с АО «Ощадбанк» договоры, подают ежемесячно до 13 числа (включительно) АО «Ощадбанк» реестры получателей жилищной субсидии вместе с данными об учетных записях получателей жилищной субсидии, начисленные суммы за потребленные услуги в предыдущем месяце и общие суммы к уплате, включающие задолженность (переплату) за предыдущие периоды отдельно по каждому виду услуги, кроме расходов на управление многоквартирным домом

2) АО «Ощадбанк» на основании полученных реестров начисленных сумм платежей осуществляет ежемесячно до 18 числа перечисления средств общими суммами со счета для выплаты жилищной субсидии на счета управляющих, объединений, исполнителей коммунальных услуг с предоставлением реестров начисленных сумм платежей, с указанием информации о перечислении средств.

Перечисление средств за услуги (расходы) осуществляется в такой последовательности: поставка тепловой энергии, поставка и распределение природного газа или поставка и распределение электрической энергии при наличии соответствующего вида индивидуального отопления, снабжение горячей воды, централизованное водоснабжение, централизованное водоотведение, снабжение и распределение электрической энергии, поставка и распределение природного газа, обращение с бытовыми отходами, услуги по управлению многоквартирным домом, взносы за установление, обслуживание и замену узлов коммерческого учета, за абонентское обслуживание для потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах по индивидуальным договорам.

Получатель жилищной субсидии может определить другую последовательность перечисления средств за услуги (расходы) путем подачи соответствующего заявления структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения.

3) АО «Ощадбанк» в течение суток после осуществления перечисления средств информирует получателя субсидии путем направления ему смс-сообщение о состоянии расчетов за услуги. В смс-сообщении обязательно указываются данные об имеющемся остатке платежа по каждому виду услуг и перечень услуг, по которым от управляющих, объединений, исполнителей коммунальных услуг АО «Ощадбанк» не получены реестры начисленных сумм платежей.

После окончания отопительного сезона остатки средств на счету для выплаты жилищной субсидии, отраженные на учетных записях получателей жилищной субсидии, которые образовались по состоянию на 1 июня, выплачиваются получателям жилищных субсидий АО «Ощадбанк» путем перечисления таких средств на текущие счета указанных лиц, открытые в АО » Ощадбанк «, о чем АО » Ощадбанк » информирует получателей субсидии путем отправки смс-сообщений.

Із змінами і доповненнями, внесеними
Законами України
від 15 січня 2009 року N 882-VI,
від 1 липня 2010 року N 2404-VI,
від 9 липня 2010 року N 2479-VI,
від 5 липня 2011 року N 3569-VI,
від 7 липня 2011 року N 3610-VI,
від 22 грудня 2011 року N 4231-VI,
від 23 лютого 2012 року N 4434-VI,
від 2 жовтня 2012 року N 5400-VI,
від 16 жовтня 2012 року N 5459-VI,
від 10 квітня 2014 року N 1198-VII,
від 15 липня 2015 року N 615-VIII
(зміни, внесені Законом України від 15 липня 2015 року N 615-VIII,
вводяться в дію з
1 жовтня 2015 року),
від 16 липня 2015 року N 626-VIII
(зміни, внесені підпунктами «а» і «в» підпункту 1 пункту 1 розділу I
Закону України від 16 липня 2015 року N 626-VIII, набирають чинності з 1 січня 2016 року),
від 10 листопада 2015 року N 766-VIII,
від 22 вересня 2016 року N 1540-VIII,
від 13 квітня 2017 року N 2019-VIII

Закон втратив чинність з 1 травня 2019 року
(згідно із Законом України
від 9 листопада 2017 року N 2189-VIII,
враховуючи зміни, внесені Законом України
від 7 червня 2018 року N 2454-VIII)

(У тексті Закону слова «центральний орган виконавчої влади з питань житлово-комунального господарства» в усіх відмінках замінено словами «центральний орган виконавчої влади, що забезпечує формування державної політики у сфері житлово-комунального господарства» у відповідному відмінку згідно із Законом України від 16 жовтня 2012 року N 5459-VI)

1. Законодавство України у сфері житлово-комунальних послуг базується на Конституції України і складається з нормативно-правових актів у галузі цивільного, житлового законодавства, цього Закону та інших нормативно-правових актів, що регулюють відносини у сфері житлово-комунальних послуг.

1. До повноважень Ради міністрів Автономної Республіки Крим, обласних, Київської і Севастопольської міських державних адміністрацій у сфері житлово-комунальних послуг належить:

1) забезпечення дотримання вимог законодавства у цій сфері;

2) розроблення і реалізація регіональних та місцевих програм, участь у розробленні і реалізації державних програм у цій сфері;

3) ліцензування певних видів господарської діяльності відповідно до закону;

4) взаємодія з органами місцевого самоврядування з питань надання житлово-комунальних послуг та регулювання цін/тарифів у межах своїх повноважень;

5) залучення небюджетних джерел фінансування для забезпечення виконання державних та регіональних програм у сфері житлово-комунальних послуг;

6) здійснення контролю цін/тарифів на житлово-комунальні послуги та моніторингу стану розрахунків за них;

7) вирішення інших питань у сфері житлово-комунальних послуг відповідно до законів.

1. До повноважень органів місцевого самоврядування у сфері житлово-комунальних послуг належить:

1) затвердження та реалізація місцевих програм у сфері житлово-комунального господарства, участь у розробленні та реалізації відповідних державних і регіональних програм;

2) встановлення цін/тарифів на житлово-комунальні послуги відповідно до закону;

3) затвердження норм споживання та якості житлово-комунальних послуг, контроль за їх дотриманням;

4) визначення виконавця житлово-комунальних послуг (крім послуг з централізованого опалення, послуг з централізованого постачання холодної води, послуг з централізованого постачання гарячої води, послуг з водовідведення (з використанням внутрішньобудинкових систем) відповідно до цього Закону в порядку, затвердженому центральним органом виконавчої влади, що забезпечує формування державної політики у сфері житлово-комунального господарства;

(пункт 4 статті 7 із змінами, внесеними згідно із
Законом України від 10.04.2014 р. N 1198-VII)

1. Стандарти, нормативи, норми і правила встановлюють комплекс якісних та кількісних показників і вимог, які регламентують вироблення та виконання житлово-комунальних послуг з урахуванням соціальних, економічних, природно-кліматичних та інших умов регіонів та населених пунктів.

2. Стандарти, нормативи, норми, порядки і правила у сфері житлово-комунальних послуг розробляють і затверджують Кабінет Міністрів України, центральний орган виконавчої влади, що забезпечує формування державної політики у сфері технічного регулювання, центральний орган виконавчої влади, що забезпечує формування державної політики у сфері житлово-комунального господарства, місцеві органи виконавчої влади та органи місцевого самоврядування в межах їхніх повноважень та згідно із законодавством.

(частина друга статті 8 із змінами, внесеними
згідно із Законом України від 16.10.2012 р. N 5459-VI)

3. Інші центральні органи виконавчої влади затверджують нормативно-правові акти у сфері житлово-комунальних послуг, що видаються в межах їхніх повноважень після погодження або спільно з центральним органом виконавчої влади, що забезпечує формування державної політики у сфері житлово-комунального господарства, і реєструються в установленому законодавством порядку.

1. Контроль за дотриманням стандартів, нормативів, норм, порядків і правил у сфері житлово-комунальних послуг здійснюють центральні органи виконавчої влади та інші уповноважені на це органи виконавчої влади, а також органи місцевого самоврядування відповідно до їхніх повноважень.

(частина перша статті 9 із змінами, внесеними
згідно із Законом України від 16.10.2012 р. N 5459-VI)

1. Для підтвердження відповідності дотримання вимог кодексів усталеної практики, стандартів, нормативів, норм, порядків і правил фізичні та юридичні особи — виконавці певних видів житлово-комунальних послуг отримують сертифікат відповідності якості цих послуг згідно із законом.

2. Порядок видачі і позбавлення сертифіката, термін його дії, а також вичерпний перелік видів житлово-комунальних послуг, які підлягають сертифікації, встановлює Кабінет Міністрів України.

3. Певні види господарської діяльності у сфері житлово-комунальних послуг підлягають ліцензуванню відповідно до закону.

Субсидия в Украине: как оформить, рассчитать, кому положена

Второе важное изменение — социальные нормы жилья теперь больше, чем предыдущие. Если раньше минимальная жилплощадь, на которую могли дать субсидию, была 31,5 кв. м, то теперь минимальная субсидируемая площадь жилья — 48,87 кв. м (13,65 кв. м на одного зарегистрированного и дополнительно 35,22 кв. м на семью). «Такое увеличение нормы даст возможность большинству малообеспеченных граждан оформить субсидию. К тому же «излишек» несубсидируемой жилплощади, за которую придется платить в полном объеме, будет существенно меньше, чем был бы по старым нормам», — объяснил Бычков.

Третье важное изменение коснулось социальных нормативов по каждому виду жилищно-коммунальных услуг. Если раньше в расчет брались усредненные нормативы на человека, а после отопительного сезона делался перерасчет по фактически потребленным объемам услуг, то в этом отопительном сезоне субсидия назначается на социальные нормы жилья, и по окончании отопительного сезона перерасчет уже проводиться не будет. «Нормы рассчитаны Минрегионстроем на основе анализа объемов потребления газа, воды и электроэнергии за прошлый отопительный период именно получателями жилищных субсидий», — сообщили в отделе жилищных субсидий департамента соцполитики КГГА.

Чиновники считают, что новые нормативы потребления услуг будут стимулировать украинцев к экономии и энергосбережению. То есть потребитель будет стараться уложиться в социальные нормы, на которые назначается субсидия, чтобы как можно меньше платить за комуслуги по обычным тарифам. Даже если у кого-то нет счетчика, экономия все равно будет иметь смысл, говорят в КГГА: «В квартирах, где нет счетчиков на воду, берутся показания общедомового счетчика и распределяются на каждого зарегистрированного жильца (минус те, у кого счетчики есть). После этого из суммарного объема потребления на семью вычитаются социальные нормативы, а остальное оплачивается по обычным тарифам».

Стимулирует к экономии и еще одно новшество: если, к примеру, семья израсходовала меньше социальных нормативов, то сэкономленная часть субсидии засчитывается как часть платы семьи на следующий расчетный период. Раньше, кстати, эта сумма возвращалась на счет управления соцзащиты.

В совокупный доход включаются:

  1. зарплаты, пенсии, стипендии;
  2. доходы от предпринимательской деятельности и все, которые облагаются налогом;
  3. социальные пособия (например, по безработице).

В доходе не учитываются:

  1. пособие при рождении ребенка;
  2. пособие на похороны;
  3. жилищная субсидия;
  4. денежное обеспечение военнослужащих срочной службы;
  5. суммы, которые выплачиваются предприятиями и организациями по договорам добровольного медицинского страхования своих работников;
  6. помощь общественных и благотворительных организаций;
  7. одноразовое вознаграждение женщинам, которым присвоено звание «Мать-героиня»;
  8. оплата труда членов избирательной комиссии, а также лиц, которые привлекаются к работе в комиссии;
  9. стоимость бесплатно полученных санаторно-курортных путевок, протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации.

В связи с повышением тарифов на коммунальные услуги малообеспеченные граждане могут претендовать на компенсацию расходов, связанных с возросшими выплатами. Эта программа действует с июля 2014 года по апрель 2015-го (далее Кабмин будет принимать решение, продлевать ли ее). По состоянию на 17 октября за компенсацией обратились 589 семей киевлян, а получили 335. Компенсация покрывает не все жилищно-коммунальные услуги, а лишь снабжение газом, горячей водой и отопление.

Право на назначение компенсации имеют семьи (учитываются лица, зарегистрированные в жилом помещении), среднемесячный совокупный доход которых за предыдущие шесть месяцев не превышал прожиточного минимума для семьи. При чем те, кто пользуется субсидией, тоже имеют право на компенсацию — в случае, если повышение тарифов произошло в период действия субсидии. Прожиточный минимум семьи определяется как сумма прожиточных минимумов ее членов (для трудоспособных лиц — 1218 грн, для детей до 6 лет — 1032 грн, для детей от 6 до 18 лет — 1286 грн, для лиц, утративших работоспособность, — 949 грн).

К примеру, если семья состоит из четырех человек (муж, жена, один ребенок до шести лет и второй — от 6 до 18 лет), зарплата мужа и его жены составляет 4500 грн в месяц, то прожиточный минимум для этой семьи составит 4764 грн (1218 Х 2 + 1032 + 1286). Доход семьи меньше прожминимума семьи, а значит, эта семья имеет право на компенсацию.

Размер компенсации определяется как разница между размером платы за комуслуги до повышения тарифов и после. Компенсация рассчитывается с месяца обращения за ее назначением до завершения отопительного периода 2014–2015 годов. В случае повышения тарифов на коммунальные услуги в течение периода предоставления компенсации, ее размер пересчитывается с учетом такого повышения.

Новые правила получения субсидии в 2020 году: что нужно знать

Субсидия доступна всем гражданам, кроме тех, которые были исключены из общего списка Кабинетом Министров. По общему правилу право на льготу имеют все граждане, у которых плата за жилищно-коммунальные услуги в границах норм потребления превышает объём определённого Кабинетом Министра Украины обязательного платежа.

Такое случается в семьях с большим количеством детей, у семей с небольшим доходом.

Субсидия – это адресная безналичная помощь семье, которая предоставляется исключительно для оплаты коммунальных услуг. Такая льгота не делает коммуналку дешевле, просто часть суммы для граждан оплачивает государство из бюджета.

Размер обязательного платежа – это индивидуальный показатель для каждого домохозяйства. Он зависит от нескольких факторов:

  1. Размера и типа жилплощади (квартира или частный дом).
  2. Совместный доход семьи.
  3. Количества членов семьи.
  4. Количество детей, стариков и других нетрудоспособных людей, которые находятся на иждивении и не зарабатывают самостоятельно (кроме пенсий).

Те, кому положена субсидия, могут обратиться с заявлением и декларацией в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения от Министерства социальной политики. Там документы подробно изучат и в установленный законом срок передадут заявителю своё письменное решение по вопросу.

Правила начисления субсидии, её размер и льготные категории меняются каждый год. Размеры льгот зависят от того, какие финансовые резервы заложены на это в бюджете на каждый отчётный год.

В 2019 году из перечня граждан, которые имеют право на коммунальную субсидию, были исключены:

  1. Должники по оплате коммунальных услуг, если их общий долг превышает 20 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
  2. Собственники новых автомобилей (моложе пяти лет). Исключение: мопеды или автомобили, выдающиеся социальными органами.
  3. Работоспособные граждане, которые не работают, не учатся и не зарегистрированы в центре занятости.
  4. Собственники недвижимости, которые не включили в декларацию доходы от сдачи имущества в аренду.
  5. Собственники больших жилых помещений (более 120 квадратов в квартире или 200 квадратов в доме). Исключение: многодетные семьи, детские дома семейного типа.
  6. Люди, которые совершили одноразовую трату более 50 тысяч гривен (исключение – образовательные услуги).
  7. Граждане, которые на протяжении года перед подачей заявления получили в наследство земельный участок, квартиру, дом или автомобиль.

Людям, которые хотят получить субсидию, нужно внимательно изучать актуальную для их отчётного года документацию. Люди, которые были исключены из списка в 2019, в 2020 точно не станут льготниками снова, а вот новые исключения могут появиться.

Интересно! Субсидия на коммунальные услуги – это временная льгота, которую государство передаёт населению для того, чтобы сбалансировать их расходы и доходы.

Эта возможность помогла многим семьям вовремя оплачивать коммунальные услуги и не накапливать долги за крупные платёжки, например, за зимнее отопление.

Монетизация субсидий – это процедура, инициированная Правительством Украины, призванная стимулировать потребителей коммунальных услуг к экономии.

Благодаря этому процессу льготы на оплату воды, электричества и газа (либо твёрдого топлива для отопления дома) украинцы будут получать не в форме уменьшенного счёта, а в виде живых денег, перечисленных на их банковские счета.

О жилищно-коммунальных услугах

Оформление субсидии для более чем половины украинских семей – это единственный способ оплачивать коммунальные услуги своевременно и в полном объёме. Повышение зарплат не соразмерно с повышением цен, поэтому практически 80% украинцев получили право на эту льготу.

Право оформить субсидию есть у каждого украинца, который попадает под классифицирующие признаки нуждающейся семьи: их суммарный доход и расходы на коммунальные услуги не сопоставимы.

После реформы 2018 года сменился механизм оформления субсидии. Ранее заявления принимались один раз в год, и расчёт льготы начинался с мая месяца. Теперь же субсидия оформляется дважды в году – в мае и в октябре. Большинство категорий граждан получают пролонгацию льготы без дополнительного переоформления. Дополнительное заявление необходимо только в некоторых случаях:

  1. Если была совершена покупка дорогостоящих предметов роскоши.
  2. Приобретался автомобиль.
  3. Покупалась недвижимость.
  4. В составе семьи есть трудоспособный человек который не учится и не стоит на учёте на бирже труда, и он декларирует нулевой доход.

Также после реформы переоформиться (или оформиться заново) необходимо людям, которые:

  1. Арендуют жилплощадь.
  2. Семьям, у которых изменился состав семьи.
  3. Семьям, которые хотят получать субсидию на твёрдое топливо.
  4. Семьям, которые получали субсидию не на всех зарегистрированных членов.
  5. Семьям, у которых долг за коммунальные услуги превышает 2 месяца.

Оформить субсидию просто. Собрав нужные документы, заявителю нужно:

  1. Прибыть в местное управление труда и социальной политики.
  2. В селе – передать документы в сельскую раду.
  3. В отдалённых сёлах или при невозможности прибыть на место лично – отправить рекомендованным письмом к органам социальной защиты населения по месту проживания.

Для всех трёх способов обращения порядок рассмотрения и перечень необходимых документов одинаковый. На рассмотрение вопроса службе даётся 10 рабочих дней (две календарные недели).

Важно! За это время они проверяют подлинность данных, изложенных в документах, и рассчитывают индивидуальную льготу для семьи.

Субсидия автоматически насчитывается на следующий срок без дополнительных заявлений, кроме ситуаций, описанных выше.

Оформление субсидии – один из простейших процессов в вопросе сбора необходимых документов.

Совет! Если у семьи нет никаких дополнительных особенностей, то им нужно подать только две бумаги: заявление и декларации доходов на каждого трудоспособного члена семьи.

Из этого правила есть некоторые исключения:

  1. При оформлении субсидии на арендованное жильё нужно приложить копию договора аренды.
  2. Если в составе семьи есть нетрудоспособные члены – приложить копии документов, которые подтверждают этот факт.
  3. Если за последний отчётный период была серьёзная трата (покупка недвижимости, автомобиля) приложить все документы и указать в заявлении источник получения средств.

Субсидии монетизировали еще в начале года, а с 1 октября подошла очередь льгот. С этого дня, согласно Постановлению Кабмина №373 от 17 апреля 2019 года*, механизм их начисления изменился.

Раньше управления социальной защиты ежемесячно передавали коммунальщикам данные о льготниках, а поставщики услуг производили расчет стоимости коммуналки с учетом скидки, которую им компенсировало государство. Теперь же соцработники сами (на основании установленных тарифов и норм потребления) ежемесячно до 20 числа будут рассчитывать сумму льгот, но в платежках эти суммы больше отражаться не будут. При этом, как предусмотрено Постановлением №373 от 17 апреля 2019 года, сами граждане вправе для себя решать, в какой форме (денежной наличной или безналичной) им получать скидку на оплату коммуналки.

Впрочем, как рассказывают соцработники, пока что желающих получать льготы наличными немного. Большинство людей решило остаться на безналичной форме получения коммунальных скидок. Решили, что лучше пусть все останется по-старому. Пусть льготы сразу оплачивает государство. А тут пришли такие платежки с какими-то непонятными баснословными цифрами без учета сотен гривен положенных льгот. Почему? Дело в том, что коммунальщики начисляют платежи за прошедший месяц в начале следующего. Сам механизм монетизации льгот заработал в Украине с 1 октября. А рассчитывать сумму льгот, как было сказано выше, соцработники должны ежемесячно до 20 числа. То есть за октябрь – до 20 ноября. Что делать? Как говорят и соцработники, и коммунальщики, выхода остается два:

· заплатить по полной стоимости без учета суммы льготы, которую уже в этом месяце должны перечислить на счета поставщиков коммунальных услуг, и в декабре она будет учитываться как переплата;

· самим рассчитать сумму льготы и расплатиться за коммуналку с учетом ее вычета из стоимости услуг.

Для того чтобы получать льготы в безналичной форме, никакого заявления писать не нужно. Счета для перечисления денег поставщикам коммунальных услуг открываются автоматически. И абсолютно не имеет значения, в «Ощадбанке» или в другом банке вы получаете пенсии или зарплаты.

Да, конечно, на первых этапах все новое порождает определенные трудности, проблемы и неудобства. И старт монетизации льгот в этом плане не исключение. Для чего этого делается? Чиновники из Минсоцполитики заявляют, что благодаря монетизации у людей станет больше стимулов для экономного потребления ресурсов, поскольку сэкономленные на этом деньги они смогут отложить себе про запас или потратить на другие нужды. Ведь отныне, как оговорено в п. 9 Постановления Кабмина №373, даже продолжая получать льготы в безналичной форме, экономные украинцы, потребившие меньшие объемы коммунальных услуг, чем им положено по социальным нормам от государства, смогут получить живые деньги в «Ощадбанке» по итогам отопительного сезона. Правда, при этом им необходимо написать соответствующее заявление и открыть счет в «Ощадбанке», если такового нет.

Не нужно также сбрасывать со счетов тот факт, что данный механизм начисления льгот внедряется в Украине впервые. Как рассказывают соцработники, ввиду этого, из-за возможных технических неточностей, могут быть случаи неначисления сумм льгот отдельным потребителям за октябрь. Если такое произошло – не волнуйтесь, обращайтесь в учреждения социальной защиты. И в следующем месяце льгота за октябрь будет обязательно доначислена.

*«Некоторые вопросы предоставления жилищных субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме»

Кому положена льгота на оплату коммунальных услуг и как ее оформить

  • Заявление о назначении жилищной субсидии
  • Декларацию о доходах и расходах всех лиц, проживающих на данной жилплощади
  • Договор найма (аренды) жилья (для съемщиков жилья)

Заявление и декларацию желающие получить субсидию могут заполнить и подать в местный отдел соцзащиты населения лично или по почте. В сельской местности заполненные документы принимают уполномоченные сотрудники поселковых и сельских советов, которые уже сами передают их в органы соцзащиты.

Именно доходы граждан являются главным критерием при начислении субсидии — чем они больше, тем меньше субсидия.
И теперь будут учитывать доходы за полгода, а не за год, как было ранее. В частности, на новый отопительный сезон 2017–2018 годов — с 1 октября 2017 года — будут учитываться доходы граждан за I и II кварталы 2017 года.

При этом не учитываются доходы лиц, которые прописаны в квартире, но фактически там не проживают (при наличии доказательств, подтверждающих факт не проживания прописанного лица) или по решению комиссии на основании акта обследования.

Срок подачи заявлений на монетизацию Кабмин продлил с 1 сентября до 1 ноября. Чтобы получить деньги за неиспользованную субсидию за газо- и электроснабжение для индивидуального отопления, потребитель должен обратиться в управление соцзащиты населения по месту жительства и предоставить:

  • соответствующее заявление;
  • реквизиты банковского счета (в любом банке) или номер почтового отделения, куда отправить компенсацию.

Но данная норма касается только жителей домов с индивидуальным отоплением. Жители многоквартирных домов права на компенсацию не имеют.

С 1 мая субсидия не назначается, если имеется задолженность по ЖКХ в сумме более 20 необлагаемых налогом доходов — 340 грн. Если человек в течение двух месяцев с момента, когда ему сообщили о неназначении субсидии, погасит долг или составит договор реструктуризации, то субсидию ему снова назначат — с даты завершения предыдущей. В остальных случаях — с месяца, в котором гражданин документально подтвердил оплату задолженности или наличие договора реструктуризации, либо он оспорит задолженность в суде.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *