Изменения в защите прав потребителей в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в защите прав потребителей в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 09.01.96 N 2-ФЗ, от 17.12.99 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 01.05.2017 N 88-ФЗ, от 18.04.2018 N 81-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ, от 18.03.2019 N 38-ФЗ, от 18.07.2019 N 191-ФЗ, от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020), от 24.04.2020 N 144-ФЗ, от 31.07.2020 N 290-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 29.07.2018 N 250-ФЗ)

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

С 1 января 2021 года действуют новые правила продажи товаров

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 24.04.2020 N 144-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

1. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2. В целях реализации права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей орган государственного надзора осуществляет формирование и ведение открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. (в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

4.1. При продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза. Перечень отдельных видов указанных технически сложных товаров, порядок составления и ведения перечня программ для электронных вычислительных машин, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза и которые должны быть предварительно установлены, и порядок их предварительной установки, включая требования к функционированию, определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020))

Предварительно установленные программы для электронных вычислительных машин, используемые потребителем на отдельных видах технически сложных товаров для доступа к информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны обеспечивать возможность использования без дополнительных настроек (по умолчанию) поисковой системы, страной происхождения которой является Российская Федерация или другие государства — члены Евразийского экономического союза, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к указанной поисковой системе и порядок ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 22.12.2020))

5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

6. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2435);

постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2018 г. N 967 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 35, ст. 5558);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 1536 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8639);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 895 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4038);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. N 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 37, ст. 5725).

3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (далее — государственный контроль (надзор).

2. Государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — контрольный (надзорный) орган).

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются должностные лица контрольного (надзорного) органа, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Для целей настоящего Положения под контролируемыми лицами понимаются лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 4.

Для целей настоящего Положения инспекторами являются должностные лица, указанные в подпунктах «в» — «и» пункта 5 и подпунктах «в» — «ж» пункта 6.

9. Объектами государственного контроля (надзора) (далее — объект контроля) являются:

а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с соблюдением ими обязательных требований, регламентированных соответствующими правилами продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), в том числе в части заключения и (или) исполнения договоров с потребителями на предмет выявления в них условий, ущемляющих права потребителей;

б) товары (непродовольственная и продовольственная продукция), работы и услуги как результаты деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, к которым предъявляются обязательные требования, в том числе в части информации о товарах (продукции), работах (услугах).

10. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет объектов контроля.

11. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольный (надзорный) орган использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

12. В ходе осуществления государственного контроля (надзора) могут быть привлечены свидетели, специалисты, эксперты, экспертные организации.

Правила торговли в 2021 году (изменения)

13. Контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

меры стимулирования добросовестности;

объявление предостережения;

консультирование;

самообследование;

профилактический визит.

Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные контрольному (надзорному) органу, в рамках обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом работы контрольного (надзорного) органа, а также по отдельным поручениям контрольного (надзорного) органа вправе проводить консультирование и профилактический визит.

14. Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет профилактических мероприятий.

15. Итоги обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля (надзора) после публичных обсуждений включаются в государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 283 «О государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации».

Доклад размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

16. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее — меры стимулирования).

Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится в случае их обращения при условии осуществления ими деятельности не менее 3 лет и при представлении подтвержденных сведений о реализации следующих мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований:

реализация контролируемым лицом мероприятий по предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;

добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

Критериями добросовестности контролируемого лица являются следующие параметры:

соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, а также иных требований, соблюдение которых оценивается контрольным (надзорным) органом в рамках иных видов контроля (учитывается отсутствие нарушений требований, выявленных по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, производств по делам об административных правонарушениях, привлечение к уголовной ответственности, отсутствие случаев объявления контролируемому лицу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований);

своевременность представления контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган обязательной информации;

отсутствие исковых заявлений о защите прав потребителей, удовлетворенных судебными органами;

реализация мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, указанных им при обращении в контрольный (надзорный) орган с целью оценки его добросовестности;

наличие декларации соблюдения обязательных требований.

Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за три года.

Для поощрения и стимулирования добросовестных контролируемых лиц могут применяться следующие меры:

выдвижение представителей контролируемых лиц в общественные и иные органы при контрольном (надзорном) органе;

возможность проведения инспекционного визита, выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия;

присуждение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, и предоставление контролируемому лицу права публично размещать данную информацию в открытых источниках, в том числе в информационных и рекламных.

Информация об оценке контролируемых лиц предоставляется заинтересованным лицам посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

Срок действия репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, составляет 3 года со дня присвоения указанного статуса.

Репутационный статус, обозначающий добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, аннулируется при установлении контрольным (надзорным) органом несоответствия контролируемого лица критериям добросовестности, о чем контролируемое лицо уведомляется в течение одного месяца.

21. Государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

22. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом:

контрольная закупка;

мониторинговая закупка;

выборочный контроль;

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся:

наблюдение за соблюдением обязательных требований;

выездное обследование.

23. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут быть:

наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках контроля (надзора) за исполнением законов, соблюдением прав гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения предписания контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случае непредставления документов и сведений контролируемым лицом, представление которых установлено этим предписанием, или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении указанного предписания.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольного (надзорного) органа на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, указанных в пункте 6 настоящего Положения, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.

Инспектор определяет вид контрольных (надзорных) мероприятий с учетом характера нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) действий, необходимых для оценки их соблюдения.

В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспектором оценивается соблюдение обязательных требований в отношении объектов государственного контроля (надзора), к которым предъявляются обязательные требования, указанные в предмете контрольного (надзорного) мероприятия.

24. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках государственного контроля (надзора) размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

25. В ходе проведения контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

эксперимент.

26. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

эксперимент;

инструментальное обследование;

истребование документов;

испытание;

экспертиза.

27. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

28. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

29. В ходе рейдовых осмотров могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

30. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

31. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

32. В ходе контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) действия совершаются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и пунктами 36 — 39 настоящего Положения.

46. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности государственного контроля (надзора).

47. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты прав потребителей, который рассчитывается как отношение общего объема возмещенного ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, к общему объему ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей.

Ключевой показатель государственного контроля (надзора) приведен в приложении.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

(процентов)

Наименование ключевого показателя Годы и целевые (плановые) значения ключевого показателя
2021 2022 2023 2024 2025 2026
Показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей 33 34 35 36 37 38
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Новые правила: какие законы изменят ретейл и рестораны в 2021 году

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О теплоснабжении»

    • Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

    • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 512

      «О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313»

    • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 511

      «О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2021 г. N 97»

    • Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 510

      «О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»

    • Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1461

      «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2130»

    • Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1459

      «О внесении изменений в Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации»

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 N 2417-р

      «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 21.09.2004 N 1222-р»

    Права потребителей в 2021 году

    Аналогичные права предоставляются потребителю в случае оказания некачественной услуги, нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг) или в случае выполнения работ с недостатками (ст. 15, п. 1 ст. 18, ст. 19, п. 1 ст. 23, ст. ст. 28, 29 Закона N 2300-1).

    Право потребителя на качество товара включает в себя также следующие права (ст. 6, п. 1 ст. 18, ст. 21, п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):

    • на ремонт и техническое обслуживание товара в течение срока его службы;

    • замену товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества;

    • соразмерное уменьшение стоимости товара в случае обнаружения в товаре недостатков, о которых продавец не сообщил;

    • безвозмездное устранение недостатков товара;

    • отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы.

    Право потребителя на качество работы (услуги) включает в себя, в частности, следующие права (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):

    • на безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги), безвозмездное изготовление другой вещи или повторное выполнение работы;

    • уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги) при обнаружении в ней недостатков.

    Небольшие магазины обяжут принимать карты

    Принят Государственной Думой 15 июля 2020 года

    Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

    Статья 1

    Внести в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 52, ст. 5275; 2006, N 31, ст. 3439; N 43, ст. 4412; N 48, ст. 4943; 2007, N 44, ст. 5282; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; N 48, ст. 5711; 2011, N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 27, ст. 3477; N 51, ст. 6683; 2014, N 19, ст. 2317; 2015, N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4198; 2017, N 18, ст. 2665; 2018, N 17, ст. 2430; N 24, ст. 3400; N 31, ст. 4839; 2019, N 12, ст. 1228; N 29, ст. 3858; N 49, ст. 6984; 2020, N 17, ст. 2722) следующие изменения:

    1) в абзаце тринадцатом преамбулы слова «путем перевода денежных средств владельцу агрегатора» заменить словами «путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора»;

    2) в пункте 1 статьи 161:

    а) в абзаце первом слово «(исполнитель)» заменить словами «(исполнитель, владелец агрегатора в случае использования в своей деятельности наличных расчетов с потребителем)»;

    б) в абзаце втором:

    слово «(исполнителя)» заменить словами «(исполнителя, владельца агрегатора)», слова «от реализации товаров (работ, услуг)» заменить словами «от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг)»;

    слова «сорок миллионов» заменить словами «двадцать миллионов».

    Статья 2

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, за исключением абзаца третьего подпункта «б» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.

    2. Абзац третий подпункта «б» пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2021 года.

    3. В период с 1 марта до 30 июня 2021 года включительно обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), у которого выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий календарный год превышает тридцать миллионов рублей.

    Президент Российской Федерации В. Путин

    Если покупатель имеет какие-то требования к продавцу, то ему можно направляться сразу в суд, так как законодательство защиту прав в обязательном претензионном порядке не предусмотрело.

    Однако большинство покупателей почему-то предпочитает сначала как-то уладить спор с помощью досудебных претензий. До определенного момента закон не предусматривал обязанность магазина отвечать на претензию, хотя некоторые это делали по своей воле.

    Теперь такое требование необходимо будет выполнять обязательно. Если продавцы получают от покупателей претензии, то они обязаны направлять свои ответы по существу заявленных требований (п. 5 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» из вышеназванного Постановления).

    В первую очередь это будет полезным для покупателей даже в том случае, если дело дойдет до самого суда. Просто покупатели уже будут иметь соответствующие подтверждения, что продавцы отказались выполнять требования добровольно.

    Да, вы не ослышались! Ранее в магазинах случалось множество конфликтов по поводу того, что покупатели фотографировали товар. Желающие сделать фотографию товара частенько ссылались на п. 4 ст. 29 Конституции, где было указано, что все товары имеют право свободно собирать информацию.

    Сотрудники магазинов в свою очередь сетовали то на коммерческие тайны, то на отсутствие разрешения от администраторов, то на отсутствие специальных разрешающих норм в законодательстве.

    Теперь такая норма существует – её можно увидеть в п. 2 вышеупомянутых правил. У покупателей есть право на сбор доступной о товарах информации. Сюда же относится разрешение на фотографирование товаров. Однако не стоит забывать, что это право не распространено на служебные помещения.

    Внесены изменения в закон о защите прав потребителей

    Действующий закон регулирует отношения, которые возникают между потребителем – он же клиент или покупатель, и изготовителем, исполнителем или продавцом. В качестве второй стороны выступают:

    • импортеры;
    • исполнители, продавцы;
    • владельцы агрегаторов, которые занимаются поиском информации о продукте, услугах.

    Отношения возникают, когда первая сторона оплачивает продукт, услугу, а вторая предоставляет товар или соответственно услугу заявленного качества.

    Главным в подобном роде взаимодействиях является честность. Продавец заявляет о качестве, характеристиках объекта, а покупатель соглашается оплатить его.

    В 2020 году были внесены правки в основной акт. По сути, существует не новый закон, а его дополнение. Оно вступит в силу с 1 июля. Основная правка:

    • она касается только продавцов и владельцев агрегаторов с годовой выручкой 20 млн. рублей и больше;
    • они обязаны обеспечить возможность безналичного расчета за продукцию;
    • для проведения средств будут использованы национальные платежные системы.

    Обновленный закон вступил в силу в ноябре прошлого года, а вот положения про оплату начнут действовать только в июне 2021 года.

    В 2020 году были внесены поправки, которые значительным образом не повлияют на основные отношения между продавцом и потребителем. К примеру, изменение формулировки определенных процессов, таких как перевод денежных средств на наличные расчеты.

    Возврат товара и приобретенной продукции регулируется 25 статьей. В ней говорится об обмене товара, но только ненадлежащего качества. Возраст и обмен товара имеет свои нюансы. В 25 статью существенные поправки не были внесены.

    Когда можно обменять или вернуть товар:

    • в 14-дневный срок;
    • если товар не был в использовании, сохранился его товарный вид;
    • на продукции должны быть пломбы, ярлыки.

    Новые нормы, которые были добавлены в 2021 году в ЗоЗПП, корректируют сферы отношений между покупателем и продавцом.

    Новшества касаются:

    • обязательств российских магазинов принимать национальные платежные документы;
    • требований к качеству отдельных товаров;
    • государственного контроля в области защиты прав потребителей.

    Все участники со стороны торговых организаций и предприятий по оказанию работ, услуг должны знать основные нормы, регулирующие их отношения с простыми гражданами. Это позволит на должном уровне регулировать качество оказываемых услуг.


    Право на качество обеспечивает потребителю извлечение из товара (работы, услуги) заявленных потребительских свойств.

    Любой товар или услуга должны соответствовать заявленным характеристикам. Если же приобретенные товар, работа, услуга не имеют четкого описания, то они должны быть пригодны для тех целей, для которых обычно используются (ст. 4 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

    Наличие неоговоренных недостатков в товаре является основанием для того, чтобы вернуть товар и предъявить в установленные сроки к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) следующие требования: возместить убытки, причиненные вследствие покупки товара ненадлежащего качества, компенсировать моральный вред, а также выплатить неустойку.

    (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г., 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня 2009 г., 23 ноября 2009 г., 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014, 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 01 мая 2017 г., 18 апреля 2018 г., 04 июня 2018 г, 29 июля 2018 г, 18 марта 2019 г, 24 апреля 2020 г., 31.07.2020г.).

    Основание. Пункт 2 статьи 16 ЗоЗПП.

    Зачем. Некоторые хитрые продавцы товаров и услуг заставляют платить не только за то, что нужно клиенту, но и за что-то сверху. А если человек отказывается, ему вообще ничего не продают. Например, заманивают клиента в медцентр дешевым обследованием, а на приеме говорят, что нужно заплатить в три раза больше за анализы. Или не дают кредит без покупки страховки. Или к обязательной страховке навязывают ненужную добровольную. Иначе полис вообще не оформят. Все это нарушение закона и ваших прав.

    Как реализовать. Не платите за то, что вам навязывают. Если продавец говорит, что один товар нельзя купить без другого или без допуслуг, — ваши права нарушают. К ОСАГО необязательно покупать страхование жизни, к смартфону — защитное стекло, а к автомобилю — фирменную резину. Требуйте продать только необходимое, пишите претензию и жалуйтесь в Роспотребнадзор. Вам вернут всю сумму, компенсируют моральный ущерб, а через суд можно получить 50% сверху. За такое нарушение ваших прав продавца могут оштрафовать на 10—20 тысяч рублей.

    Но не все дополнительные услуги считаются навязанными. Когда банк снижает ставку по кредиту при покупке страховки или повышает из-за отказа — это законно. Если вас предупредили о платной услуге, а вы согласились, это тоже не навязывание.

    См. также:

    • Можно ли приходить в аквапарк со своей едой
    • Как автодилеры навязывают допуслуги
    • Как отказаться от ненужной страховки
    • Как разводят покупателей Айфонов

    Пpaвo пoлyчaть кaчecтвeнныe ycлyги и пpиoбpeтaть кaчecтвeнный тoвap – зaкoн oбязывaeт пpoдaвцa тщaтeльнo cлeдить зa кaчecтвoм мaтepиaльнoй или нeмaтepиaльнoй пpoдyкции.

    Пpaвo нa инфopмиpoвaниe – пpиoбpeтaтeль впpaвe пoлyчить дocтoвepныe cвeдeния o тexничecкиx и кaчecтвeнныx xapaктepиcтикax ycлyг или тoвapa, пoлyчaть cвeдeния o cocтaвe пpиoбpeтeния, пpoизвoдитeлe, гapaнтийнoм cpoкe, нaличии cepвиcныx цeнтpoв, кoтopыe пpeдocтaвляют ycлyги oбcлyживaния и гapaнтийнoгo peмoнтa. Пpoдaвeц или иcпoлнитeль ycлyги oбязaн пpeдocтaвить зaпpaшивaeмyю инфopмaцию пoлнocтью бeз yтaйки и зaмaлчивaния.

    Пpaвo нa пpиoбpeтeниe бeзoпacныx тoвapoв и ycлyг – пpeдлaгaeмыe пoтpeбитeлям тoвapы и ycлyги дoлжны иcключaть вepoятнocть пpичинeния вpeдa пoльзoвaтeлю, eгo имyщecтвy и oкpyжaющим людям.

    Пpaвo нa бecплaтный peмoнт и зaмeнy тoвapa в тeчeниe гapaнтийнoгo cpoкa – y кaждoгo тoвapa ecть oпpeдeлeнный пpoизвoдитeлeм cpoк cлyжбы. Этo вpeмя, в тeчeниe кoтopoгo тoвap дoлжeн paбoтaть. Кpoмe тoгo, y тexничecки cлoжныx вeщeй ecть гapaнтийный cpoк – в тeчeниe этoгo пepиoдa пpeдмeт дoлжeн paбoтaть бeз пoлoмoк. Ecли oн вce жe выйдeт из cтpoя, пpoдaвeц oбязaн oбecпeчить бecплaтный peмoнт пpeдмeтa или зaмeнить нeиcпpaвнyю вeщь нa paбoтaющий.

    Пpaвo нa вoзмeщeниe yбыткoв – ecли пoтpeбитeль пoнec yбытки в xoдe экcплyaтaции пpиoбpeтeннoгo тoвapa или иcпoльзoвaния peзyльтaтa oкaзaния ycлyги, пpoдaвeц (иcпoлнитeль) oбязaн кoмпeнcиpoвaть эти yбытки в пoлнoм oбъeмe. Пpичeм ecли дoгoвopoм, зaключeнным мeждy пpoдaвцoм и пoтpeбитeлeм, пpeдycмoтpeнa бoльшaя cyммa кoмпeнcaция, нeжeли ycтaнoвлeннaя зaкoнoм, выплaтa дoлжнa быть cдeлaть в cooтвeтcтвии c ycлoвиями дoгoвopa.

    Ecли пpaвa пoтpeбитeля были нapyшeны и пocтpaдaвший пpeдпoлaгaeт, чтo этo пpoизoшлo в peзyльтaтe мoшeнничecтвa, нeoбxoдимo oбpaтитьcя в пoлицию. Нyжнo oбpaтитьcя в дeжypнyю чacть любoгo oтдeлeния пoлиции, нeзaвиcимo oт мecтa пpoживaния пocтpaдaвшeгo. 3aявлeниe oбязaны пpинять вeздe, нaпиcaть eгo мoжнo в cвoбoднoй фopмe или зaпoлнить cпeциaльнyю фopмy.

    3aявлeниe пишeтcя нa имя нaчaльникa oтдeлa или oтдeлeния пoлиции. B нeм cлeдyeт oпиcaть вce oбcтoятeльcтвa пpoиcшecтвия, пoпpocить пpoвecти пpoвepкy в cooтвeтcтвии cт. 140, 141 УПК PФ и вoзбyдить yгoлoвнoe дeлo пpи нaличии cocтaвa пpecтyплeния, пpeдycмoтpeннoгo cт. 159 УК PФ, a тaкжe yвeдoмить зaявитeля o peзyльтaтax.

    В преамбуле к ЗоЗПП РФ (ФЗ №2300-1) даётся определение потребителя как конечного звена в перемещении товаров или услуг. Это такое лицо, которое использует товар или услугу для личных целей, а не для перепродажи. Конечно, при защите прав такого лица трудно проконтролировать использование потребляемого продукта. Однако закон этого и не требует. Достаточно признака приобретения в розницу.

    Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

    Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

    потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

    изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

    исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

    продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

    абзац седьмой утратил силу;

    недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

    существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

    безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

    уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

    импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации;

    владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее — владелец агрегатора) — организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

    • Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»
    • Глава 1. Общие положения
      • Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
      • Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
      • Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
      • Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
      • Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
      • Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
      • Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
      • Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
      • Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)
      • Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
      • Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
      • Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
      • Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
      • Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
      • Статья 15. Компенсация морального вреда
      • Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
      • Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
      • Статья 17. Судебная защита прав потребителей
    • Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям
      • Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
      • Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
      • Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
      • Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
      • Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
      • Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
      • Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
      • Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
      • Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
      • Статья 26. Утратила силу.
      • Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
      • Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров

      Любой гражданин, покупая всевозможную продукцию и используя ее, а также используя в жизни различные услуги – потребитель, обладающий потребительскими правами. Рассмотрим самые распространенные виды их нарушений и способы как от них защититься.

      1. Добровольно-принудительный сервис

      Довольно часто потребителю, желающему купить полис ОСАГО, практически навязывают дополнительную услугу такую, как оформление страхования имущества или жизни клиента. В случае несогласия компания затягивает в лучшем случае, или же полностью отказывается продать страховой полис на автомашину.

      Что в данном случае должен знать потребитель? Его потребительские права серьезно нарушены, так как страхование жизни, имущества в России является абсолютно необязательным, оно осуществляется исключительно по желанию клиента. Если контрагент не изъявил такого желания, страховая компания не имеет права отказывать в оформлении данного полиса. По закону служащий учреждения обязан осуществить оформление страхового полиса на автомобиль в отношении каждого потребителя, обратившегося по данному вопросу в страховую компанию.

      За необоснованный отказ на должностных лиц возлагаются штрафные санкции. Однако потребитель должен знать, что для привлечения компании к ответственности необходимы веские доказательства, например, письменный отказ сотрудника.

      2. Качество/цена

      Отсутствие горячей воды в квартире – серьезная проблема, выбор бойлера – не менее важный предмет обсуждения. Неопытному покупателю может показаться, что предлагаемые товары, практически, идентичны между собой. Вот только цена достаточно разнится.

      От чего это зависит? Такой параметр, как форма корпуса, влияет на стоимость изделия. Круглые бойлеры – одни из дешевых видов, но места занимают довольно много в отличие от плоских эргономичных конструкций. Цилиндрические бойлеры разных диаметров также будут иметь разную цену. Узкий бойлер стоит больше, чем обычный цилиндрический за счет более быстрого нагрева воды. Не отдавайте предпочтение изделиям с низкой ценой.

      Здесь может таиться подвох и как только закончится срок официальной гарантии, зачастую обнаруживается изъян агрегата. Если вам предлагается бойлер с кратким сроком гарантии, это свидетельствует лишь об одном – желании продавца побыстрее освободить себя от ручательства за качество товара. Массивность бойлера, магниевый анод – важные детали качественного бойлера. Потребитель законодательно обладает правом на качественный приобретаемый товар. И это право закреплено статьей 4 Закона «О правах потребителя». В том случае, когда потребитель выявляет недостатки, изъяны, различные повреждения, он законно может воспользоваться статьями данного нормативного документа.

      Защита прав потребителей в 2021 году – что говорит закон

      Если после покупки товара покупатель обнаруживает погрешности, дефекты, о которых не был предупрежден продавцом, возврат такого товара является законным мероприятием. Некачественный товар можно заменить на хороший продукт, или покупателю обязаны вернуть уплаченные за покупку деньги (ст.18).

      Также предоставляется право потребителю вернуть в магазин товар, если он по каким-либо параметрам или соображениям оказался непригодным покупателю. (ст.25). Данный закон предусматривает полную ответственность продавца, который нарушил права потребителя. Низкосортный продукт может быть заменен на доброкачественный товар той же марки, или другого бренда, но при этом должен быть произведен перерасчет стоимости продукции.

      Процедура замены товара не должна превышать недельного периода с того дня, когда потребитель обратился в магазин по вопросу замены.

      Если же товар нуждается в дополнительной проверке на предмет выявления дефектов, на которые указывает покупатель, замена происходит в срок до 20 суток. Если на момент замены в наличии нет данного товара придется ждать целый месяц для его замены (ст.21).

      Покупатель также имеет право обратиться с просьбой о замене продукции (не продовольственной группы) хорошего качества на идентичную лишь в том магазине, и у того работника, где сделана покупка. Такой обмен может быть произведен в течение недели. Главным условием данного обмена является сохранность товарного вида, всех необходимых этикеток, лейбл, а также, если этим предметом не пользовались. Обязателен документ, подтверждающий, что данный продукт был куплен именно здесь.

      Альтернативой выступают подтверждения факта покупки свидетелями. Следует знать, какие товары не подлежат возврату или обмену. Замена недоброкачественного изделия, по желанию покупателя, может быть изменена процедурой возврата суммы, потраченной на покупку во время действия срока гарантии на данную продукцию. Нарушивший права клиента сотрудник торговой организации может привлекаться как к административной, так и к уголовной ответственности.

      Приобретенные недоброкачественные товары — уже свидетельство нарушений прав покупателя. Однако, для их восстановления необходимы веские доказательства. Желательно, чтобы потребитель ориентировался в нужной терминологии. Попробуем разобраться с погрешностями:

      Если товар не соответствует необходимым требованиям, то это характеризуется как недостаток товара;

      Неисправность, либо изъян, влекущий большие расходы и временные затраты при его устранении, квалифицируется уже как существенный недостаток изделия;

      Срок службы для каждого изделия предполагает поручительство производителя за качественную продукцию;

      Гарантийный срок определяет отрезок времени, предполагающий по первому требованию потребителя заменить товар, в котором были обнаружены какие-либо недостатки.

      1. В ситуации, когда после окончания гарантийного срока на приобретенный товар, обнаруживаются погрешности, которые носят производственный характер, потребитель законно имеет право предъявить претензии по качеству товара, но не более, чем в течение 2 лет со дня его покупки.

      2. Доказательство не качественности товара по вине производителя и то, что возник он до продажи предоставляет потребитель. В данной ситуации аргументом выступает надлежащее Экспертное заключение, которое выдает независимая организация по экспертизам. Также в качестве доказательств можно предоставить фотографии изъянов, или же их видеосъемка, квитанции, чеки кассовых аппаратов, которые являются подтверждением приобретения товаров.

      С момента вступления людей в гражданские правоотношения, которые возникают в различных сферах (чаще всего это торговля и предоставление различных услуг) появились и споры между потребителем и продавцом/исполнителем по вопросу прав каждого. Различные договора (купля-продажа, поставки, оказание всевозможных услуг) составлялись сторонами таким образом, чтобы было удобно и выгодно именно ей.

      Вполне, нужно лишь хорошо представлять различные мошеннические механизмы. Самым распространенным фактором является полное несоответствие присланной продукции характеристикам и изображениям, которые продавец демонстрирует на своем сайте. Часто покупатель сталкивается с ситуацией, когда в аннотации товара указана более низкая цена, нежели в квитанции, которая вручается вместе с доставленным товаром. Нередко полученный товар практически не подлежит эксплуатации из-за отвратительного качества. Очень большой процент мошенничества выглядит следующим образом: оформлен и оплачен заказ, но в указанный адрес не доставлен.

      Данных проблем можно частично избежать, если внимательно изучить представленный сайт продавца, прежде чем соглашаться на покупку.

      Закон «О защите прав потребителей» — изменения на 2021 год

      Довольно часто наши люди прибегают к услугам соответствующих органов по вопросам консультаций или же с просьбой о защите своих потребительских прав после их нарушения. Зачастую процесс восстановления с применением различных средств зашиты и необходимых способов длится довольно долго.

      Юридический опыт сотрудников организаций свидетельствует об абсолютном незнании своих прав. Зачастую такое нарушение совершается фактически, а не юридически. В таких случаях процесс защиты очень затруднен. Это говорит о том, что при покупке продукции, или ее заказа потребитель абсолютно не владеет основами в данной области.

      Это приводит к тому, что покупатель затрудняется сделать правильный выбор и в случае необходимости самостоятельно не может отстаивать свои права, да и для профессионалов возникают немаленькие преграды.

      В чем проявляется такое невежество:

      В апломбе или нерадивости покупателя в процессе приобретения товара;

      В невнимательном отношении к покупаемому продукту;

      В излишней поспешности покупки того или иного изделия

      В излишнем доверии к подаваемой продавцом информации.

      На различных мероприятиях, проводимых юристами, ведется разъяснительная работа по вопросам надобности данных знаний и их важность. Делается акцент на важном факторе – это получение от продавца исчерпывающей и достоверной информации о товаре, его особенностях, производителе и т.д.

      Обмен или возврат по ст. 25 ЗоЗПП закон не связывает с наличием недостатков у продукции. При этом товар должен сохранить все свои свойства и средства идентификации в неприкосновенности, возвращать бывший в употреблении товар нельзя. В магазине также вправе потребовать кассовый и товарный чек, чтобы убедиться в том, какой именно продавец продал товар (возвращать нужно именно тому продавцу, у которого товар приобретен).

      Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату в течение 14 дней, не применяется в случае покупки товара путем использования дистанционного способа. Это установлено в ст. 26.1 ЗоЗПП. То есть, в интернет-магазин можно вернуть товар без существенных недостатков, а точнее – любой качественный товар.

      Срок отказа привязан к моменту передачи. До передачи товара потребитель вправе отказаться от него в любое время (следовательно, продавец обязан вернуть ему уплаченные за товар деньги). После получения продукта – в течение недели, семи дней. Здесь также указаны календарные дни, в соответствии с общим правилом ст. 192 ГК РФ.

      Правила возврата товара при обнаружении в нем недостатков установлены ст. 18 ЗоЗПП. Потребитель вправе вернуть товар, потребовать его замены, уменьшения стоимости или устранения недостатков при обнаружении любых недостатков в товаре. В отношении технически сложных товаров это правило не действует. В случае обнаружения в нем недостатков (любых, не обязательно существенных) покупатель вправе потребовать возврата, замены на аналогичный товар (с перерасчетом цены или без зависимости от марки) только в течение 15 календарных дней после поступления к нему продукции. По истечении этого срока возврат и замену можно осуществить только при обнаружении существенных недостатков.

      Существенным в соответствии с преамбулой к ЗПП является фактически неустранимый недостаток. То есть, даже если он и может быть устранен, но только при несоразмерных вложениях средств. Существенным также признается недостаток, который появляется после его устранения или неоднократно. Признак в определенной степени оценочный.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *