Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство в сфере инвалидности по слуху и зрению включает в себя указ президента». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
2-3. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных организаций и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных организаций является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек — расходным обязательством органа местного самоуправления. Приобретение указанной в настоящей части литературы для федеральных государственных образовательных организаций и библиотек является расходным обязательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Перевод русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) осуществляют переводчики русского жестового языка (сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики), имеющие соответствующие образование и квалификацию. Порядок предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 296-ФЗ)
Уполномоченные органы оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, тифлосурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 30.12.2012 N 296-ФЗ)
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 296-ФЗ)
Обеспечиваются подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и переводчиков русского жестового языка, развитие русского жестового языка. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 296-ФЗ)
Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))
1) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))
6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
7) организации обучения инвалидов новым профессиям.
Порядок проведения специальных мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))
Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))
Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. (в ред. Федерального закона от 09.06.2001 N 74-ФЗ)
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ
Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: (в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; (в ред. Федерального закона от 23.02.2013 N 11-ФЗ)
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
3. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ)
Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
- Черным по белому
- Белым по черному
- Темно-синим по голубому
- Коричневым по бежевому
- Зеленым по темно-коричневому
Для II группы показателем является отклонение от нормы в 70-80%. Человек в состоянии совершать простые действия (в том числе прибегая к спецсредствам или помощи иных лиц). Он работает, несмотря на физические или психические отклонения, но в особых условиях. Среди заболеваний:
- каловый свищ;
- хроническая легочная недостаточность или отсутствие одного легкого;
- необратимое ухудшение зрения;
- цирроз печени;
- психические заболевания;
- дефекты черепа;
- паралич ног.
Скачать полный список заболеваний на инвалидность II группы
«РГ» публикует законы, подписанные накануне
Принят Государственной Думой 18 ноября 2020 года
Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года
Внести в часть четырнадцатую статьи 111 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2003, N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 49, ст. 7033; 2014, N 49, ст. 6928; 2016, N 52, ст. 7493) изменение, дополнив ее после слов «по месту их жительства» словами «(месту пребывания, фактического проживания)».
Президент Российской Федерации В. Путин
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Вид документа: Закон Принявший орган: Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Номер документа: 217-I Дата: 09.01.1998
З N 217-I
Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений
Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.
(в ред. Федерального закона от 04.01.1999 N 5-ФЗ)
Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
(часть вторая введена Федеральным законом от 04.01.1999 N 5-ФЗ)
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 34.
Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Статьи 21, 22, 23 (кроме части первой), 24 (кроме пункта 2 части второй) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 1995 года; статьи 11 и 17, часть вторая статьи 18, часть третья статьи 19, пункт 5 статьи 20, часть первая статьи 23, пункт 2 части второй статьи 24, часть вторая статьи 25 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1996 года; статьи 28, 29, 30 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1997 года в части расширения действующих в настоящее время льгот.
Статьи 14, 15, 16 настоящего Федерального закона вступают в силу в течение 1995 — 1999 годов. Конкретные сроки вступления в силу указанных статей определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
До приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин
Москва, Кремль
24 ноября 1995 года
N 181-ФЗ
Инвалидность одной из трех групп может быть установлена при различных повреждениях слуха, причем в сфере медицины самостоятельными диагнозами выступают врожденная или приобретенная глухота. Поскольку гражданам полагается пенсия по инвалидности по слуху, к ее подтверждению предъявляются специальные требования.
Учреждение МСЭК при проведении освидетельствования потенциальных инвалидов по слуху руководствуется. В нем указано, что для подтверждения одной из групп инвалидности требуется установить стойкое ограничение жизнедеятельности пациента по следующим категориям:
- • общение с другими людьми;
- • ориентация в пространственном окружении;
- • полное или частичное снижение способности к трудовой деятельности;
- • затрудненное самообслуживание или передвижение;
- • контроль собственного поведения.
Для установления 2 группы инвалидности должна быть установлена третья степень потери слуха (этот показатель устанавливается для уха, которое слышит лучше второго, либо двусторонняя глухота с детства). Наличие третьей степени инвалидности по слуху устанавливается, если по итогам официального обследования выявляется неспособность преодолеть тугоухость с использованием слуховых аппаратов.
Ребенку
Инвалидность ребенку по слуху будет установлена, если у него выявлена двусторонняя глухота с детства. Также на общих основаниях будет применяться критерий по 3 степени потери слуха, который распространяется и на взрослое население.
Определение указанных медицинских показателей осуществляется в рамках медосвидетельствования, причем такая глухота будет является основанием для бессрочного установления инвалидности. При полной потере слуха фиксируется лишь II группа инвалидности, поскольку указанный диагноз не устраняет возможность трудиться.
Пенсионеру
Порядок установления инвалидности пенсионерам по слуху будет осуществляться по тем же критериям, что и остальным категориям граждан. Нужно учитывать, что проблемы со слухом не позволяют получить инвалидность максимальной I группы, поэтому для подтверждения иных групп пенсионеру предстоит регулярно проходить переосвидетельствование. Исходя из объективных возрастных изменений в организме, пройти повторную комиссию в МСЭК намного проще.
Взрослому
Для совершеннолетних трудоспособных граждан установление инвалидности может происходить только при тугоухости 3 и 4 степени. Полная потеря слуха на одно ухо однозначно дает возможность установить инвалидность II или III группы.
Инвалидность по слуху 3 степени дает право на получение пенсионных и социальных выплат, а также обеспечение специальными аппаратами на льготных условиях. Однако для этого инвалиду предстоит регулярно проходить переосвидетельствование и представлять соответствующие справки в пенсионные органы и учреждения соцзащиты населения.
В соответствии с нормами закона о государственных пенсиях (ФЗ №166), определение необходимости присвоения степени инвалидности любому человеку входит в компетенцию исключительно врачей, а точнее – медико-социальной экспертизы. Вердикт экспертов выносится на основе комплексной оценки здоровья человека, которая проводится в соответствии с официальными критериями (ФЗ №181).
Как следует из приказа Минтруда №1024 н, нарушение слуха относится к основным видам стойких нарушений деятельности организма. Для определения степени нарушения функций применяется классификация по категориям жизнедеятельности человека.
Как обеспечить обоснованность обращения
Первоначальное решение об оформлении инвалидности принимает лечащий врач, который
наблюдал пациента на протяжении определённого времени или констатировал резкое падение функций в результате травмы или тяжёлого заболевания.
Врач принимает решение при обследовании пациента, а комиссия – по заключению врача и записям в медицинской карте. Следовательно, записей в карте должно быть много. В этом случае комиссия не заподозрит врача в ангажированности, а пациента – в симуляции.
Куда и с каким заявлением обращаться
Поскольку первоначально решение зависит от лечащего врача, с просьбой о направлении следует обращаться именно к нему. Если врач не желает давать направление на комиссию, то можно подать на него жалобу главврачу. Однако проще обратиться к другому специалисту.
Если сам врач проявляет инициативу или согласен с мнением пациента, то сначала необходимо пройти полное обследование. После этого врач пишет заключение, с которым нужно будет зарегистрироваться в медико-социальной комиссии. Там назначат время приёма и рассмотрения дела.
Поскольку тугоухость хорошо диагностируется в амбулаторных условиях, на заседании МСЭ обязательно будет проведена проверка состояния органов слуха.
Пакет документов
- При регистрации и записи на очередь в МСЭ взрослому пациенту следует предоставить:
- • Паспорт;
- • Медицинскую карту;
- • Направление на комиссию;
- • Справку от сурдолога.
Если нужно оформлять документы на ребёнка, то необходимо предоставить ещё свидетельство о рождении и справку о составе семьи.
Результаты обследования и заключение врача – это главные документы, которые влияют на решение комиссии. Однако большое значение имеет и сама встреча пациента с экспертами.
Претенденты на инвалидность часто впадают в две крайности – «переигрывают», гипертрофируя симптомы своей болезни, или, наоборот, по привычке стараются отвечать на вопросы, тщательно прислушиваясь и читая по губам.
Несмотря на честность больного человека, ознакомиться предварительно со всеми симптомами, возникающими при потере слуха, всё же следует. Нужно сразу попросить членов комиссии задавать вопросы письменно.
Если врачи всё же будут обращаться устно, то нужно переспрашивать, а потом воспроизводить вопрос с искажениями. Можно задавать встречные вопросы с просьбой повторить какое-то слово.
Следует помнить, что при существенной потере слуха у человека меняется речь. Если слух потерян в позднем возрасте, то человек не теряет способности разговаривать. Однако меняется тембр голоса, интонации и манера разговора. Всё это происходит от того, что человек не слышит себя, поэтому не может управлять разговором. Задача пациента заключается в том, чтобы показать не только потерю слуха, но и трансформацию речи.
Как опротестовать решение МСЭ
Если отказали в инвалидности или изменили группу, а человек с этим не согласен, то следует действовать по правилам, описанными в четвёртом разделе этого документа, где подробно описан алгоритм действий при обжаловании:
- 1. Сразу же после вынесения вердикта нужно подать заявление на бланке, который должны предоставить в том учреждении, где проводилась экспертиза;
- 2. В течение трёх дней все документы сотрудниками МСЭ направляются в главное бюро. Там принимают решение о признании решения МСЭ верным или возобновляют процедуру прохождения комиссии с новым составом экспертов;
- 3. Решение Главного бюро можно обжаловать в Федеральном бюро, а действия любой инстанции можно обжаловать в суде.
Для выработки аргументов нужно использовать письменное заключение МСЭ, которое выдаётся на руки в день обследования. В качестве аргументов можно использовать:
- • Отсутствие в заключении анализа ряда симптомов;
- • Игнорирование некоторых показателей предварительного обследования;
- • Отсутствие учёта особенностей жизни пациента.
Серьезное нарушение слуховой функции либо ее полная утрата ведут к возникновению ряда неудобств, значительно усложняющих жизнь человека. Прежде всего, патология препятствует возможности нормально общаться с окружающими, в частности, верно трактовать их поведение. Нередко проблемы со слухом ведут к полной либо частичной потере трудоспособности.
Для людей с какими-либо отклонениями от нормы, установленной для показателей здоровья, предусмотрена масса льгот и привилегий со стороны государства. Но чтобы обрести право на таковые, прежде требуется доказать тот факт, что для этого имеются основания. В конкретном случае – пройти медкомиссию и получить группу инвалидности, официально задокументировав присутствие патологии слуха.
Сейчас инвалидность по этому направлению присваивается при наличии одного из следующих диагнозов:
- 1. Двусторонняя глухота с детских лет.
- 2. 3 степень тугоухости, под которой понимают случаи, когда одно ухо слышит лучше другого. Здесь возраст получения диагноза роли не играет.
Последний вариант, подразумевающий приобретенное расстройство слуха, встречается наиболее часто. К основным причинам возникновения нарушения относят:
- • инфекционные заболевания;
- • болезни носоглотки, в частности, осложнения на фоне недуга;
- • невриты;
- • воспалительные процессы в зоне среднего уха;
- • травмы головы;
- • ухудшение слуха в результате длительной работы на шумном производстве.
На практике же случаев, провоцирующих нарушение слуха, намного больше. Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке, в результате чего и ставится диагноз, а затем присваивается категория инвалидности. При этом обычно предоставляется 3 группа, реже вторая. Последний вариант характерен для ситуаций, когда внезапная потеря слуха приводит к утрате трудоспособности.
2 группа обычно устанавливается на 1 либо 2 года, в течение которых человека обязуют пройти реабилитационные мероприятия, например, обучиться языку жестов или чтению с губ. После очередного освидетельствования категория изменяется на 3-ю.
А вот 1 степень инвалидности при расстройствах слуха не присваивается практически никогда. Это связано с тем, что человек даже при полной невозможности слышать, может вести нормальную жизнь, объясняясь с окружающими посредством жестов и понимая их аналогичным образом либо по чтению губ. В остальном же такие люди ничем не отличаются от обычных граждан, то есть, могут осуществлять действия по самообслуживанию без помощи со стороны третьих лиц и в целом вести нормальную жизнь, насыщенную событиями.
Исходя из буквы закона относительно существующего законодательства РФ, инвалидность может быть предоставлена (определена) исходя из следующих диагнозов:
- • третья степень тугоухости (имеется в виду, на то ухо, которое слышит лучше второго, причем возраст не имеет значения);
- • двухстороння глухота с детства;
Также существует еще один очень важный нюанс, который необходимо учитывать. Нужно иметь при себе документ, в котором будет указано, что слуховой аппарат не способен компенсировать тугоухость до достаточного уровня.
И первый и второй случай, подразумевает под собой то, что инвалиду будет предоставлена 3 группа, однако в некоторых случаях определяется 2 (вторая), когда человек обладает внезапной или полной глухотой, что в свою очередь повлекла потерю работы.
В том случае, когда предоставляется 2 (вторая) группа инвалидности, она действительна 12-24 месяца, до того момента пока инвалид не пройдет реабилитационный курс, после чего его группа будет изменена на 3 (третью).
Что касается I группы, она не предоставляется практически ни в одном из случаев. Это обусловлено тем, что даже абсолютное отсутствие слуха, подразумевает под собой возможность вести нормальную жизнь.
Алгоритм оформления инвалидности
Тугоухость – нарушение восприятия звука. Оно может возникать при патологиях работы органов слуха. Тугоухость приводит к тому, что человек перестает воспринимать звуки низкой частоты. А именно с помощью низкочастотных звуков происходит общение между людьми.
Чем дольше прогрессирует тугоухость, тем больше становится порог слышимости, а это опасно абсолютной глухотой.
В зависимости от места, где произошло нарушение, выделяют три вида тугоухости:
- 1. Нейросенсорная. Она еще называется сенсоневральной. В этом случае восприятие звуков нарушается в области внутреннего уха. Именно там происходит передача колебаний звуков к слуховому нерву. При нейросенсорная тугоухости происходят нарушения не только во внутреннем ухе, но и в центрах слуха, расположенных в височных долях мозга. В большинстве случаев снижение слуха происходит из-за нарушения кровоснабжения во внутреннем ухе или повышения там давления.
- 2. Кондуктивная тугоухость. Из-за нарушения работы звукопроводящего аппарата. По этой причине звуковые волны не могут попасть во внутреннее ухо, где происходит передача сенсорной информации в большие полушария мозга. Очень часто кондуктивная тугоухость развивается из-за неправильного развития наружного уха и барабанной полости или из-за опухолевых образований.
- 3. Смешанная тугоухость. В этом случае нарушения происходят во всех отделах органа слуха. Причин возникновения смешанной тугоухости всегда бывает несколько.
По степени восприятия звука выделяют четыре стадии хронической тугоухости.
- При тугоухости 1 степени слух снижен незначительно. Нормой является 20 Дц. А при тугоухости 1 степени порог повышается до 40 Дц. В этом случае человек нормально воспринимает звуковую информацию на расстоянии в несколько метров, но если ему не мешают какие-то посторонние звуки и шумы. На расстоянии двух метров человек не может различить, что говорят ему шепотом.
- Тугоухость 2 степени характеризуется тем, что порог восприятия звуков повышается до 55 Дц. Слух снижается гораздо быстрее, и человеку становится трудно воспринимать звуки даже при отсутствии постороннего шума. Оптимальное расстояние для различения звуков составляет не более четырех метров, а шепот становится различим только на расстоянии не больше одного метра.
- При тугоухости 2 степени человек очень часто вынужден переспрашивать собеседника, приходится увеличивать громкость телевизора или радиоприемника. Дети тоже начинают жаловаться на ухудшение слуха.
- На этой стадии необходимо срочно обратиться к врачу, поскольку медикаментозное лечение еще будет действенным, и можно избежать полной потери слуха.
- Тугоухость 3 степени развивается в том случае, если на предыдущих стадиях не было проведено должного лечения или оно оказалось неэффективным. В этом случае порог составляет 70 Дц. Человек не воспринимает звуки на расстоянии больше двух метров и не может различить, что говорят ему шепотом.
Тугоухость 3 степени считается тяжелым заболеванием, поскольку затруднено общение, становится сложно работать и учиться. На этой стадии медикаментозное лечение малоэффективно.
Но наиболее тяжелая форма заболевания – это тугоухость 4 степени. В большинстве случаев она переходит в глухоту. Порог слышимости составляет более 70 Дц. Человеку трудно различать даже очень громкие звуки на расстоянии одного метра, а шепот он не различает вообще. Основная цель врачей при тугоухости 4 степени – это не допустить, чтобы порог увеличился до 90 Дц, поскольку в этом случае грозит полная потеря слуха.
Статья 12 прямо предусматривает требование обеспечения доступности: 1. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. 2. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры. Кроме того вопросы обеспечении доступности содержатся и в требованиях к проектной документации, в которой потребности инвалидов должны быть обязательно учтены.
Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями: 7. Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. 14. В проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.
Статья 5. Вносит изменения в №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» Новая редакция Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурноспортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Руководство по созданию безбарьерной среды / Accessibility for the Disabled — A Design Manual for a Barrier Free Environment (Solidere/United Nations, 1998) Стандарт ISO 21542:2011 Building construction — Accessibility and usability of the built environment Международные строительные нормы и правила, 2009 г. / International Building Code® (IBC), 2009 Руководство Международного паралимпийского комитета по доступности/IPC Accessibility Guide. An Inclusive Approach to the Olympic & Paralympic Games
Российские нормативные документы
Постановление Правительства Российской Федерации N 599 от 17 июня 2015 г. «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»
Приказ Минтруда России от 30.07.2015 N 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи», Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 августа 2015 г. № 565 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Минэкономразвития России, подведомственных ему федеральных служб и агентств, их территориальных органов и находящихся в их ведении организаций (за исключением осуществляющих деятельность в сфере образования и здравоохранения) и предоставляемых ими услуг, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи”, Приказ Министерства внутренних дел РФ от 30 июля 2015 года N 809 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи», Приказ Министерства спорта РФ от 24 августа 2015 г. № 825 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи” и др.
Людям с инвалидностью станет проще получить соцподдержку
Санкции за неисполнение Федерального Закона 181-ФЗ Согласно статье 16 Закона «.. юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) Статья 5.43. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей. Статья 9.13 КоАП — Уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.
Статья 9.14. КоАП — Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами. Отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей. Статья 11.24. КоАП — Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 рублей.
Статья 5.41. Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение. Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Статья 19.5. ч.1 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства . Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Статья 19.7. Непредставление сведений (информации).
Согласно пункту 5.2.3 ГОСТ Р 54738-2011 «Услуги по социальной реабилитации инвалидов», психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида. Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией инвалида. Форма проведения — различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.
Психологическая коррекция необходима при нарушении (недоразвитии, несформированности, искажении) высших психических функций различной степени выраженности.
Целью психологической коррекции является максимально возможная компенсация имеющихся нарушений и предотвращение последующих негативных изменений психических процессов.
В зависимости от структуры и степени нарушения могут быть использованы различные коррекционные подходы, в том числе патопсихологические и нейропсихологические.
Психологическая коррекция не всегда ограничивается работой с инвалидом (ребенком-инвалидом) и может включать в процесс все социальное окружение подопечного.
Психологическая коррекция может подразделяться на симптоматическую (направленную на симптомы отклонений в развитии) и устраняющую причины (устраняющую источник отклонений в развитии).
Мероприятия психологической коррекции могут быть направлены на сенсорно-перцептивную и интеллектуальную деятельности, эмоциональную сферу, поведение, личность.
Цели психологической коррекции могут быть связаны с оптимизацией социальной ситуации развития, развитием отдельных сторон деятельности подопечного, формированием психологических новообразований.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 54738-2011 «Услуги по социальной реабилитации инвалидов», психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.
Методическим и теоретическим фундаментом психотерапии являются такие направления, как: психоаналитическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое, гештальт-терапия и др.
Согласно пункту 5.2.6 ГОСТ Р 54738-2011 «Услуги по социальной реабилитации инвалидов», социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды, но необходимых для успешной адаптации в новых социальных условиях, на формирование способностей, позволяющих успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности.
В рамках проведения социально-психологического тренинга осуществляется работа с переживаниями инвалида (ребенка-инвалида), производится активное психологическое обучение (результатом которого является повышение психологической, коммуникативной компетентности), формирование новых копинг-стратегий.
Групповая форма работы в виде психологического тренинга может быть эффективным средством помощи инвалидам (детям-инвалидам) вне зависимости от возраста и имеющейся патологии. Включение психологического тренинга наряду с другими формами социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) рекомендуется в тех многочисленных случаях, когда имеются специфические личностные реакции на ситуацию боления и новый социальный статус «инвалид» и/или когда стоит задача формирования отдельных социальных навыков, умений, повышения социальной активности и т.д.
Cоциально-психологическая реабилитация у детей-инвалидов, как правило, включена в педагогический процесс и реализуется соразмерно с целями и задачами этого процесса.
Тяжелое заболевание в детском возрасте создает предпосылки, затрудняющие психическое развитие ребенка.
Особенности социально-психологической реабилитации или абилитации детей инвалидов заключаются в специфичной системе средств достижения целей реабилитации.
Целью социально-психологической реабилитации становится создание условий для планомерного развития ребенка, в том числе путем формирования умственных действий и компенсации дефицитарных сторон психической деятельности.
Церебрально-органическое поражение центральной нервной системы в детском возрасте — одна из наиболее частых причин задержки психического развития. Структура и степень нарушения психических функций при данном виде патологии зависит от нозологической принадлежности, стадии заболевания, вида и степени выраженности нарушений психических процессов (по органическому или астеническому типам — психоорганический и астенический синдромы соответственно), наличия и степени выраженности синдромов личностного регистра (неврозоподобных, психопатоподобных расстройств) и сопутствующей симптоматики (психотической, аффективной, пароксизмальной и иных видов симптоматики), наличия и степени снижения интеллекта, нарушений языковых и речевых функций, а также уровня социальной адаптации в основных сферах жизнедеятельности (семейно-бытовой, социально-средовой, в ситуации обучения).
Выделяют следующие формы задержки психического развития церебрально-органического генеза:
- легкая форма задержки психического развития церебрально-органического генеза, при которой на первый план выходит неравномерность проявлений познавательной активности и продуктивности;
- задержка психического развития церебрально-органического генеза, характеризующаяся парциальным выраженным дефицитом отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса праксиса) с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но со сформированной познавательной активностью;
- тяжелая форма задержки психического развития церебрально-органического генеза, для которой типична первичная дефицитарность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и др., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, с характерным сочетанием низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активностью.
Степень недоразвития предпосылок интеллектуальной деятельности у детей с церебрально-органической задержкой психического развития (памяти, внимания, умственной работоспособности и др.) определяет основную стратегию психокоррекционной работы, которая заключается в формировании сложных форм психической деятельности с учетом дефицитарных сторон. Особое внимание специалисты уделяют формированию навыков самоконтроля и регуляции психической деятельности.
Форма занятий с детьми данной группы предполагает использование групповых и индивидуальных занятий.
Особое внимание заслуживает проведение социально-психологической реабилитации при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ). Дефицитарность психического развития при данном синдроме носит парциальный и неустойчивый характер.
В структуре психологических отклонений при СДВГ в наибольшей степени выделяется нарушение умственной работоспособности, обусловленное слабостью регуляторной функции, а также патологические эмоциональные состояния (повышенная тревожность, раздражительность). Влияние этих отклонений на образовательный процесс даже при отсутствии основного инвалидизирующего заболевания проявляется в повышенной утомляемости и истощаемости с быстрой потерей цели деятельности, трудностями в межличностных взаимодействиях и др.
Социально-психологическое сопровождение детей-инвалидов с сопутствующим заболеванием СДВГ предполагает использование психокоррекционных техник, направленных на стимуляцию ослабленных психических процессов, формирование отдельных высших психических функций (внимание). При поступлении в школу, когда впервые предъявляются особые требования к произвольности ребенка, необходима помощь такому ребенку в освоении социальных ориентиров, поддержании самооценки и т.п.
Таким образом, использование методов социально-психологической реабилитации или абилитации в комплексе реабилитационных или абилитационных мероприятий у детей-инвалидов с сопутствующим заболеванием СДВГ позволяет повысить шансы на гармоничное развитие ребенка и избежать невротизации, которая часто осложняет школьный период развития ребенка.
Заболевания внутренних органов и систем, способные привести к значительным функциональным нарушениям и инвалидизации ребенка, оказывают влияние на состояние его психической деятельности. Функциональные нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции способны оказать влияние на познавательную, эмоционально-волевую и личностную сферы ребенка-инвалида.
Наиболее частым последствием является астеническое состояние. Астенические состояния у детей могут встречаться при различных заболеваниях, в том числе соматических, при которых могут наблюдаться массивные интоксикации (например, при заболевании почек, печени) а также онкологических заболеваниях и явлениях гипоксии (легочные и сердечно-сосудистые заболевания).
При необратимых клинико-функциональных изменениях организма психологический статус ребенка является значимой переменной при формировании индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, которая включает мероприятия по социально-психологической реабилитации или абилитации.
В соответствии с основными формами астенических состояний (гиперстения, синдром раздражительной слабости, синдром истощения) конкретизируются основные задачи социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе задачи профилактики влияния хронического заболевания на психику ребенка-инвалида.
Признаки астенического состояния ярко проявляются у младших школьников, что связано со значительным увеличением нагрузки.
Экспериментально-психологическое исследование способно предоставить объективные данные о динамических характеристиках психической деятельности, которые, в свою очередь, конкретизируют условия жизнедеятельности ребенка, в том числе в сфере обучения.
В отсутствие данных экспериментально-психологического исследования, школьная характеристика частично отражает психологические проблемы ребенка и, как правило, содержит указания на пассивность, повышенную утомляемость, крайне низкую мотивацию к учебной деятельности, что может проявляться в вялости ребенка при освоении учебных программ, отсутствие интереса к изучаемым предметам.
Подобное состояние может осложняться частыми госпитализациями, ранней социальной депривацией в связи с болезнью. Вторичные нарушения могут быть обусловлены неправильным взаимоотношением ребенка-инвалида и его окружения.
Восприятие собственной болезни у детей зависит от характера и течения заболевания, болевых ощущений, реакции родителей на их болезнь и/или отдельные симптомы и др.
Социально-психологическая реабилитация или абилитация детей-инвалидов с заболеваниями внутренних органов и систем предполагает использование широкого круга методов, которые подбираются в зависимости от ведущей деятельности ребенка. Важное значение приобретают техники, направленные на формирование отдельных высших психических функций (памяти, внимания), нейропсихологические методы коррекции, проектные формы сопровождения, телесно-ориентированные техники и др.
Социально-психологическая реабилитация или абилитация детей с признаками астенизации психических процессов осуществляется с опорой на сохранную мотивационную составляющую деятельности и направлена на формирование регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Даже короткий перерыв в привычной повседневной активности (плановая или внеплановая госпитализации, инфекционные заболевание и т.п.) способен привести к регрессу познавательных возможностей ребенка, состоянию динамических сторон психической деятельности. Психолого-педагогическое и социально-психологическое сопровождение детей-инвалидов с подобной картиной заболевания, пусть и осуществляемое только в критические периоды их развития, является значимым средством реабилитации или абилитации.
Одним из частных следствий хронической соматической патологии у детей является задержка психического развития, которая характеризуется общим инфантилизмом и требует расширения средств социально-психологической реабилитации или абилитации с включением психокоррекционных мероприятий.
Обращаем внимание, что иногда развитие таких детей идет вопреки сложившимся условиям, что отражает высокая траектория их развития (хорошие отметки в школе, посещение дополнительных кружков, секции и т.п.). Высокая учебная мотивация в подобных случаях компенсирует дефицит динамического компонента психической деятельно.
При этом следует отметить, что успехи таких детей связаны с их кропотливой работой по освоению учебных дисциплин.
Обычно тугоухость возникает после 40 лет, а причины, приводящие к ней, бывают приобретенными и врожденными. У взрослых людей в основном встречается первая категория факторов, которые возникают в результате:
- инфекционного заболевания;
- патологий носоглотки;
- травмы головы;
- неврита;
- вредных условий труда.
Но в целом причин, из-за которых может появиться нейросенсорная тугоухость гораздо больше, потому каждый случай рассматривается индивидуально. Исходя из тяжести функционального нарушения, степень заболевания может быть легкой, умеренной, значительной и тяжелой. Инвалидность могут присвоить на последних двух стадиях.
Правоведение Законодательство в сфере инвалидности по слуху и зрению
Назначают, если из-за проблем со слухом человек теряет способность самостоятельного обслуживания, передвижения, общения. Но при этом группу дают на конкретный срок, в течение которого больной проходит реабилитацию и обучается чтению по губам или языку жестов. Также вторую категорию присваивают в случае профнепригодности в результате заболевания.
Всем остальным при выраженной потере слуха дается третья группа. А благодаря реабилитационным мерам такие пациенты продолжают вести активную жизнь, трудиться и общаться. Кроме того, им не нужна помощь близких.
В каких случаях дают инвалидность по слуху в 2020 году
Задумываться о присвоении особого статуса следует в том случае, если нормальная слуховая чувствительность не восстановится или требуется длительная реабилитация. То есть заболевание должно быть стойким, а не лёгким и быстро проходящим.
Процедура назначения статуса регулируется законом, так что члены комиссии опираются на конкретные предписания и критерии. К примеру, не рассматриваются случаи проблем со слухом, спровоцированные совершением противозаконных деяний или членовредительством.
Определённая группа и, соответственно, помощь от государства гарантируются инвалиду по слуху на основании следующих нормативных актов:
Номер и дата принятия документа | Что содержит |
Постановление правительства №95 от 20.02.2006 год | Основные правила и понятия, связанные с инвалидностью |
ФЗ-181 от 24 ноября 1995 год | Гарантирует инвалидам социальную помощь и поддержку, также устанавливает объем этих мер в зависимости от группы. |
Приказа Минтруда № 101 от 23.12.2009 год | Порядок определения группы инвалидности в зависимости от степени утраты способностей. |
Кроме того, специалисты учитывают определённые параметры:
– способность обследуемого трудиться;
– присутствие сопутствующих недугов;
– влияние проблем со зрением на образ жизни;
– перспектива восстановления утраченных функций;
– умение ориентироваться без посторонней помощи.
Справку об инвалидности обычно выдают при фиксации хотя бы нескольких вышеописанных критериев.
Инвалиды по слуху имеют разные критерии приобретения заболевания.К глухим относятся категории людей, потерявших слух в раннем детстве, когда не произошло становление речи. Сюда относятся глухонемые, не имеющие возможность самостоятельно понимать речь людей, овладеть разговором. Понимание других происходит при помощи считывания информации с губ, путем использования специализированной техники во время обучения на курсах, направленных на адаптацию инвалидов в социуме.
К тугоухим относятся люди с неполной потерей слуха. Исходя из степени, у слабослышащих сохраняется возможность самостоятельного овладения речью, которая нуждается в коррекции в ходе обучения. Исходя из тяжести выделяется 4 степени тугоухости. К позднооглохшим относятся больные, которые утратили возможность слышать после овладения речью. Этот вид отличается степенью проблемы и сохранностью речевой способности. Данная категория обладает возможностью зрительного общения.
Обычно все категории нарушенного слухового восприятия подразумевают присвоение инвалидности 3 группы. Критерием для ее установления считается тугоухость 4 степени обоих ушей. Когда диагностирована тугоухость 3 степени с нормальной компенсацией слуха аппаратами, то инвалидность не назначают.
Если пациенту назначается инвалидность по тугоухости, то он получает документ, который подтверждает неполную компенсацию при помощи слухового аппарата.
Вторую категорию дают в случае внезапной утери возможности слышать двумя ушами, что приводит к утрате возможности работать. Присвоение инвалидности при тугоухости 2 группы производится на год, до тех пор, пока пациент не пройдет реабилитационный период. Далее обязательно присваивается 3 группа. Назначение инвалидности первой категории не предоставляют. Поскольку даже при полной глухоте сохраняется возможность нормальной социальной адаптации.
Инвалидность по слуху присваивается на основании решения комиссии МСЭ. Направление на нее выдает лечащий врач, в том случае если он считает, что больной:
- плохо ориентируется в пространстве;
- не может полноценно общаться с окружающими людьми;
- нуждается в помощи социальных работников;
- не может выполнять трудовые обязанности;
- плохо контролирует свое поведение.
Конечно же, самыми важными условиями предоставления инвалидности является тугоухость или полное отсутствие слуха. Врач осматривает пациента, присваивая ему определенную степень ограничения жизнедеятельности:
- незначительные слуховые нарушения, не отражающиеся на жизни человека в целом;
- первая степень, нарушения носят умеренный характер;
- вторая степень, слуховые нарушения явно выражены;
- третья степень, имеются сложные нарушения слуха.
При нарушениях первой, второй и третьей степенях присваивается определенная группа инвалидности. Как уже говорилось выше, в большинстве случаев граждане получают третью группу.
Вопрос № 1. Законодательство в сфере инвалидности по слуху и зрению
Задумываться о присвоении особого статуса следует в том случае, если нормальная слуховая чувствительность не восстановится или требуется длительная реабилитация. То есть заболевание должно быть стойким, а не лёгким и быстро проходящим.
Процедура назначения статуса регулируется законом, так что члены комиссии опираются на конкретные предписания и критерии. К примеру, не рассматриваются случаи проблем со слухом, спровоцированные совершением противозаконных деяний или членовредительством.
Определённая группа и, соответственно, помощь от государства гарантируются инвалиду по слуху на основании следующих нормативных актов:
Номер и дата принятия документа | Что содержит |
Постановление правительства №95 от 20.02.2006 год | Основные правила и понятия, связанные с инвалидностью |
ФЗ-181 от 24 ноября 1995 год | Гарантирует инвалидам социальную помощь и поддержку, также устанавливает объем этих мер в зависимости от группы. |
Приказа Минтруда № 101 от 23.12.2009 год | Порядок определения группы инвалидности в зависимости от степени утраты способностей. |
Согласно статистической информации, опубликованной в открытом доступе, в Российской Федерации проживает порядка 300 тысяч тотально глухих граждан и около 13 миллионов людей, испытывающих проблемы со слухом. На самом деле, слабослышащих людей, не учтенных министерством здравоохранения и Федеральной службой государственной статистики, гораздо больше. Особенно остро эта проблема касается людей старше 65 лет, которые страдают от нарушения слуха в три раза чаще людей более молодого возраста.
На сегодняшний день зафиксировано большое количество заболеваний, имеющих тесную взаимосвязь с постепенной потерей слуха, — это и рецидивирующие инфекции среднего и внутреннего уха, и хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, и сахарный диабет, и различные аутоиммунные заболевания, и некоторые виды вирусов, а также опухоли и травмы. Врожденная потеря слуха напрямую связана с генетической предрасположенностью или в качестве осложнения в процессе родов.
Присвоение инвалидности производится комиссией МСЭ, на которую направляет врач. Основанием для этого является плохая пространственная ориентация, отсутствие возможности полноценного общения с окружающими, надобность получения помощи социального работника, нетрудоспособность, плохой контроль за собственным поведением. Важным показателем возможности получения льгот является полное или частичное отсутствие слуха.
После осмотра пациента, ему присваивается определенная степень ограничений, влияющих на качество жизни:
Дают ли инвалидность после удаления щитовидной железы
- незначительное нарушение не отражается на жизнедеятельности больного;
- первая степень свидетельствует об умеренных нарушениях качества жизни;
- второй стадии характерны выраженные нарушения слуха;
- третья степень несет за собой сложное нарушение.
При нарушениях с первой по третьей степени присваивают третью группу. Такие пациенты могут подобрать подходящую работу для инвалидов.
Бывает, когда происходит потеря слуха на одно ухо. В этом случае получение инвалидности невозможно. Исключением является момент, при котором у второго уха также имеется нарушение получения информации. Если больной на одно ухо полностью оглох, при этом второе слышит благодаря слуховому аппарату, то он может получить третью группу инвалидности.
Когда второе ухо слышит без использования техники, пациенту не производится присвоение льгот. Так как он может жить без присвоения пенсии по инвалидности. К сведению, оформление инвалидности зависит от лечащего врача, после осмотра, выставления степени ограничения он направляет больного на комиссию.