Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец претензии о срыве загрузки по вине заказчика». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Эти случаи предусмотрены пунктами 1 и 2 статьи 34 УАТиГНЭТ и именуются “невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки” и “непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования” соответственно. Согласно пункту 2 статьи 9 УАТиГНЭТ, грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза и взыскать с перевозчика штраф за невывоз груза в случае предоставления перевозчиком транспортных средств, контейнеров, непригодных для перевозок соответствующего груза, или подачи транспортных средств, контейнеров в пункт погрузки с опозданием.
Пригодными считаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием (п. 25 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом).
Грузоотправитель имеет полное право отказаться от погрузки автомобиля, при погрузке которого будет превышена максимальная разрешенная масса, указанная в свидетельстве о регистрации автомобиля. В этом случае срыв погрузки и все негативные последствия будут отнесены на перевозчика.
Опозданием является подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если в договоре перевозки или фрахтования стороны не предусмотрели иного (п. 27 ППГАТ).
Претензии и акты в грузоперевозках
В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта такие случаи предусматриваются пунктами 1 и 2 статьи 35 и обозначаются как “непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки” или “отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования” соответственно.
Пунктом 4 статьи 10 УАТиГНЭТ устанавливаются случаи, в которых груз считается не предъявленным к перевозке:
- предъявление груза для перевозки с опозданием;
- предъявление для перевозки груза, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки груза;
- предъявление для перевозки груза, не предусмотренного договором перевозки груза;
- несоответствие состояния предъявленного для перевозки груза требованиям, установленным правилами перевозок грузов, и неприведение груза грузоотправителем в соответствие с указанными требованиями в срок, установленный договором перевозки груза.
Правилами перевозки грузов не устанавливается время, в течение которого предъявление груза для перевозки не будет считаться опозданием, следовательно, им считается любое опоздание при предъявлением груза. Также законом не раскрывается понятие “предъявление груза к перевозке”, что даёт возможность вольной трактовки понятия. Помимо прочего, следует понимать, что сроки предъявления и погрузка грузов — различные понятия, смешивать которые недопустимо.
Согласно п. 32 ППГАТ состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:
- груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару и упаковку;
- при перевозке груза в таре или упаковке груз маркирован в соответствии с установленными требованиями;
- масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.
Говоря проще, если перевозчик приезжает на погрузку и ему говорят: “Пиво/масло/напитки не разлиты” (шоколадки не упакованы, мешки не запаллечены), это является непредъявлением груза к перевозке.
Во всех случаях Устав автомобильного транспорта предусматривает возможность сторонам самостоятельно установить размер штрафа за срыв погрузки в договоре, а в случае, если договором перевозки или фрахтования размер штрафа не установлен, то он составляет 20% от стоимости перевозки. Размер штрафа не ограничен и может быть как больше, так и меньше 20% от цены перевозки, он может выражаться в твёрдой сумме (например, 10000 рублей), а также иметь привязку к иным ценам — например, объявленной стоимости груза.
Также Устав автомобильного транспорта прямо предусматривает право каждой из сторон договора перевозки или фрахтования требования у другой стороны возмещения причинённых убытков (затрат на топливо, зарплату водителя, “холостая” аренда погрузочных механизмов и прочее).
Особое внимание хотелось бы уделить договорам, заключаемых между посредником и перевозчиком. На них в полной мере не распространяется действие 34-ой и 35-ой статей УАТиГНЭТ, так как диспетчер не является ни фрахтователем, ни грузоотправителем, поэтому заключённый между диспетчером и перевозчиком договор не является ни договором перевозки, ни договором фрахтования, поэтому, во избежание возможных споров о праве, штраф за срыв погрузки в должен быть прямо обозначен в договоре или заявке. Если в заявке или в договоре с посредником размер штрафа не указан, то при определенных условиях стороны этого договора могут рассчитывать только на возмещение причинённых убытков в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса. Доказать эти убытки — задача нетривиальная, требующая правильной фиксации всех фактов, имеющих отношение к срыву погрузки. Однако, Верховный Суд РФ разделил понятия «договорный перевозчик» и «фактический перевозчик», создав тем самым возможность для применения положений норм, регулирующих договор перевозки, к смешанным договорам, заключаемым в том числе перевозчиками с экспедиторами.
Один из частых вопросов от перевозчиков — вправе ли экспедитор выставить штраф за срыв погрузки, если грузовладелец не предъявлял экспедитору никаких претензий. Экспедиторы также нередко задаются аналогичным вопросом в отношении перевозчика — правомерно ли требование перевозчика об уплате штрафа за непредъявление груза к перевозке, если он даже не приехал на погрузку.
Ответ прост. Гражданское законодательство устанавливает, что неустойкой является денежная сумма в обеспечение исполнения сторонами соглашения своих обязательств. Частью 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ прямо предусмотрено, что по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Таким образом, если договором или заявкой предусмотрен штраф за срыв погрузки, ни перевозчик, ни экспедитор не обязаны доказывать, что в результате действий (бездействия) контрагента они понесли убытки.
В это же время если размер штраф за срыв погрузки у экспедитора перед клиентом выше, чем тот же штраф перевозчика перед экспедитором, то экспедитор вправе требовать от перевозчика уплатить неустойку и убытки в части, не покрытой неустойкой, то есть, фактически, полную сумму уплаченного грузовладельцу штрафа (ст. 394 ГК РФ). В этом случае экспедитор должен будет доказать факт уплаты и размер штрафа грузовладельцу.
Статьей 15 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность возмещения убытков лицом, нарушившим обязательство. Применительно к невывозу груза перевозчиком такими убытками могут являться:
- простой или холостая аренда погрузочно-разгрузочной техники (кран, манипулятор и т.п.);
- простой бригады грузчиков, сборщиков, комплектовщиков;
- упущенная выгода от несостоявшейся продажи партии товара;
- штрафы за недопоставку партии товара, предъявленные от покупателя поставщику (продавцу).
Убытки и штраф имеют различную правовую природу и могут взыскиваться как раздельно, так и по отдельности. Возмещение убытков не является основанием для освобождения от уплаты штрафа, и наоборот — оплаченный штраф не означает, что с перевозчика нельзя взыскать понесенные убытки.
Для взыскания убытков необходимо доказать следующий состав:
- факт понесения убытков;
- размер понесенных убытков (с разумной степенью достоверности);
- нарушение перевозчиком обязательств (факт невывоза груза и наличие у перевозчика такой обязанности);
- причинно-следственная связь между нарушением и понесенными убытками.
Указанные обстоятельства должны быть доказаны полностью. Недоказанность хотя бы одной составляющей из вышеперечисленного состава является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Обратите внимание: доказывание этих обстоятельств возможно только квалифицированным юристом, который установит круг доказательств, обладающих критериями относимости и допустимости, пояснит суду основания для привлечения перевозчика к гражданской ответственности. То же касается и защиты от взыскания убытков — только грамотный юрист по транспортному праву может выстроить линию защиты, найти в доводах истца слабые места и защитить перевозчика. Попытка сэкономить на юристе может стоить дороже.
Претензионный порядок урегулирования спора обязателен в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ). Применительно к соглашениям по перевозке грузов обязательный досудебный порядок предъявления претензии к перевозчику предусмотрен статьей 797 ГК. Правила регулируются соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Закон или устав | Раздел НПА |
---|---|
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) |
ст. 118 |
Федеральный закон №18-ФЗ от 10.01.2003 (ред. от 08.06.2020) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» | ст. 95, 107 |
Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007 (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» | ст. 34 |
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации №24-ФЗ от 07.03.2001 (ред. от 08.06.2020) (с изменениями и дополнениями вступил в силу 14.06.2020), статья 43 «Вина судов в столкновении» | ст. 44, 114, 117 |
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации №81-ФЗ от 30.04.1999 (ред. 13.07.2020) | ст. 169, 190 |
Иск подается:
- грузоотправителем — им может выступать юридическое или физическое лицо, действующее от своего имени или по поручению собственника, выполняющее обязанности стороны в договоре перевозки;
- грузополучателем — это сторона, которой адресован груз в пункте назначения.
Для формирования претензии отправитель (получатель) должен иметь на руках:
- транспортную накладную с отметками о несохранности;
- акт.
Например, при предъявлении претензии наземной транспортной компании нужно учесть следующее:
- обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ (ФЗ-259 от 08.11.2007);
- срок исковой давности равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ).
В качестве дополнительных доказательств позиции следует подготовить и приложить:
- акты обследований;
- расчет (например, при работе на биржах перевозчиков он готовится с учетом их требований, авторизованные пользователи «Автотрансинфо» используют платформенный образец обоснования суммы претензии в АТИ и имеют возможность при подготовке расчета получить консультацию экспертов);
- квитанции;
- дополнительные соглашения;
- фотографии;
- ссылки на видеофайлы.
Кроме положений гражданского и арбитражного процессуального кодексов, при составлении образца претензии к перевозчику о повреждении груза при перевозке автомобилем используется «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», введенный ФЗ-259 от 08.11.2007.
От кого: ООО «Пивоварня» ИНН 12332132321, КПП 123321123 ОГРН 3211230012 Адрес: г. Пиво, ул. Пенная д. 77, склад 21 телефон +71233212301 Кому: ООО «Транспорт» (наименование перевозчика) ИНН/КПП 321000123/11332122 ОГРН 1211230012 Адрес: г. Стекло, ул. Стеклодувная д. 11, склад 15 телефон +71233212301 Требование (претензия) о возмещении стоимости поврежденного груза и о возврате провозной платы Между ООО «Пивоварня» (грузополучатель) и ООО «Транспорт» (перевозчик) заключен договор перевозки груза №021 от 10.06.2020, в соответствии с которым 19.06.2020 по товарно-транспортной накладной №123 от 19.06.2020 отправлен груз — литровые бутылки с бугельными пробками в пластиковых ящиках, 300 ящиков по восемь бутылок (2400 бутылок). Стоимость составляет 360 000 (триста шестьдесят тысяч) рублей. Согласно пункту 3.1 договора доставка осуществляется по адресу: г. Пиво, ул. Пенная, д. 77, склад 21, 19.06.2020 в 16:00. В установленное время получен частично поврежденный (испорченный) груз. Факт наличия повреждений подтверждается актом №54 от 19.06.2020, составленным замдиректора ООО «Пивоварня», заведующим терминалом ООО «Тара» и представителем перевозчика ООО «Транспорт». Провозная плата по договору в размере 30 000 рублей была уплачена получателем, что подтверждается п/п №321 от 17.06.2020. Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность перевозимых материалов, происшедшую после принятия к перевозке и до выдачи получателю или лицу, управомоченному на получение, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Как составить претензию к перевозчикуПисьмо-претензия не имеет стандартного унифицированного образца, обязательного к применению. Оно может составляться в свободном виде или по разработанному внутри предприятия шаблону. Тем не менее, существует ряд правил, которые в любом случае необходимо соблюдать в процессе его написания. Письмо-претензия всегда должно включать в себя
Если в письме приводятся какие-то суммы и сроки, их нужно вписывать как цифрами, так и прописью. При наличии каких-либо дополнительных доказательств, их можно присовокупить к письму в виде приложений (это могут быть чеки, квитанции, доп.соглашения, фото, ссылки на видео файлы и т.д.). При этом в самом письме нужно обязательно отразить факт приложений, с указанием их количества и, если они письменные — числа страниц (по каждому из них отдельно). Писать письмо-претензию можно как от руки, так и в печатном виде, но вне зависимости от того, какой путь будет предпочтен, послание нужно заверить «живым» автографом руководителя. При этом ставить на нем оттиск печати не обязательно (предприятия и организации с начала 2016 года освобождены от обязательства штамповать документы). Экземпляров у письма-претензии может быть столько, сколько требуется, здесь нет никаких ограничений, но все они должны быть заверены должны образом. Письмо необходимо зарегистрировать в журнале исходящей документации. Вверху документа указывается отправитель, т.е. в нужных строках пишется полное название предприятия (в соответствии с регистрационными бумагами), адрес и телефон для связи. Далее вписывается получатель: его наименование и конкретное лицо, к которому напрямую происходит обращение (должность, фамилия, имя и отчество). Затем ставится дата составления письма и его номер по внутреннему документообороту, а также пишется название документа с коротким обозначением его смысла (например, «о нарушении по договору поставки»). В данном разделе следует описательная часть.
Письмо-претензию можно отправить несколькими способами.
Наиболее простые и быстрые варианты: через электронную почту или факс. Но наиболее надежный путь – консервативная отправка через почту России. Она интересна тем, что дает возможность передать послание заказным письмом с уведомлением о вручении, которое в свою очередь будет свидетельствовать о том, что адресат гарантированно его получил. Минус здесь тоже вполне очевидный – при таком способе нужно обладать запасом времени. Самым эффективным будет совмещение двух вариантов: например, отправка копий письма через обычную и электронную почту. о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору поставки К сожалению, до настоящего времени до конца не решены все вопросы, касающиеся нашего договора на поставку . Коротко излагаю суть наших разногласий: «»2021 года между Организацией и Предприятием заключен договор № в соответствии с которым Организация (Продавец) продала, а Предприятие (Покупатель) купило . Организация в точном соответствии с Договором обеспечила доставку поставляемого товара в порт , а также оплатила доставку груза из порта в . Таким образом, Организация свои обязательства по поставке выполнила полностью и в обусловленные Договором сроки. Более того, несмотря на то, что в соответствии с условиями Поставки CIP в обязанности продавца не входит осуществление таможенной очистки и любые иные действия по разгрузке товара и доставке его грузополучателю, после прибытия товара в порт, Организация в целях предотвращения убытков (и в первую очередь убытков ) направила своих представителей в с целью осуществления контроля за отправкой контейнеров в . Опять-таки в целях предотвращения убытков, связанных с простоем автотранспорта в , представители Организации вынуждены были выполнить часть работы по таможенной очистке товара и переадресовке части его на , который был указан Покупателем в качестве второго грузополучателя уже после того, как контейнеры стали прибывать в . Таким образом, Организация не только полностью и в срок выполнила свои обязательства, но также была вынуждена частично выполнить работу Покупателя. Однако, несмотря на это сотрудниками Предприятия не были приняты все необходимые (и возможные в той ситуации) меры для выполнения обязательств по Договору, что привело к задержке контейнеров в порту , а также к несвоевременной оплате полученного товара, чем Организации были причинены существенные убытки. Нарушения Договора, допущенные Предприятием выразились в следующем. Так, в соответствии с п. Договора Приемка должна быть оформлена у грузополучателя в течение часов с момента прибытия товара к грузополучателю. В соответствии с п. Договора Покупатель производит оплату поставляемой партии товара путем перечисления денег на счета Продавца в течение дней с даты приемки товара. Как известно, уже к «»2021 года было поставлено более товара, а к «»2021 года весь груз был получен грузополучателем полностью. Однако Предприятие в нарушение п. Договора оплату поступающих партий товара не производило. Первые платежи начали осуществляться лишь с «»2021 года после наших неоднократных напоминаний. Как известно, в соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств в размере учетной ставки банковского процента, на день исполнения обязательства. Учетная ставка ЦБ РФ на тот период составляла % годовых. По нашему мнению, в настоящее время мы вправе требовать уплаты процентов за пользование нашими средствами в размере, определяемом в приводимой ниже таблице. Платежи за поставленный товар осуществлялись следующим образом: Кроме того, согласно статье 393 ГК РФ Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Под убытками в соответствии со статьей 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Средства, полученные за поставку , Организация разместила частями на депозитных счетах на различные сроки под различные проценты (от % до % годовых). Средняя процентная ставка составляет % годовых. В связи с просрочкой платежей убытки в виде упущенной выгоды составили следующие суммы: Гражданский кодекс в случае простоя по вине заказчика предоставляет подрядчику возможность:
Когда клиент не предоставляет материалы, оборудование или необходимую документацию, исполнитель вправе отказаться от договора. В таких ситуациях, помимо убытков и издержек, он вправе потребовать уплаты стоимости фактически выполненных работ. Стороны могут договориться, как будет оплачиваться период простоя. Если такая договоренность в подрядном соглашении присутствует, сумму оплаты простоя можно взыскать. Чтобы вопросы простоя можно было решить быстро и полюбовно, необходимо на этапе заключения предусмотреть в соглашении сторон:
Если возник простой и исполнитель получил основания для взыскания с клиента, первым делом следует направить официальную письменную претензию. Даже если претензионный порядок не оговорен в договоре, его соблюдение необходимо для последующего обращения в суд. В претензии должны содержаться основания взыскания: необходимо кратко обрисовать, что именно нарушил заказчик и по какому пункту договора подрядчик выставляет требования, расчет суммы взыскания за простой, порядок погашения, например, можно указать реквизиты для перечисления компенсации и срок для добровольного перечисления. Завершить претензию можно напоминанием о том, что при отказе клиента от перечисления требуемой суммы подрядчик готов обратиться в суд. Если ответа на претензию не последовало или клиент с претензией не согласен, можно приступать к судебному взысканию. Таким документом фиксируют факт простоя. Он поможет доказать, что подрядчик какое-то время не мог работать по вине своего контрагента. Акт, в числе прочих документов, потребуется для взыскания компенсации с заказчика. Составление акта о простое не исключает письменного уведомления клиента о невозможности исполнителя следовать своим обязанностям. Более того, к письменному уведомлению желательно приложить копию акта. Акт составляется в письменной форме сотрудниками подрядчика. Лучше задействовать сотрудников, занятых в разных подразделениях и, насколько это возможно, независимых друг от друга. Они не обязательно должны относиться к руководящему составу организации. В комиссию должны входить не менее двух-трех человек, предельная численность не ограничена. В акте необходимо отразить:
В конце акта все члены комиссии расписываются, подтверждая тем самым свое согласие с изложенной информацией. Инструкция: как действовать при простое по вине заказчикаПростой техники по вине заказчика — закономерное следствие неисполнения клиентом обязанностей по договору: если исполнитель не способен выполнять работы, техника в этом время стоит без дела. Невостребованность техники влечет издержки:
Все эти издержки подрядчик вправе предъявить клиенту к возмещению. Чтобы возмещение было более вероятно, составляя акт простоя и уведомляя клиента о необходимости исполнения его обязательств по договору, желательно указать, какая техника простаивает и какие издержки претерпевает подрядчик. Простой грузов возникает, например, когда транспортная организация привозит груз заказчику и вынуждена ждать, пока клиент его выгрузит. Срок выгрузки, измеряемый в часах, должен быть предусмотрен договором перевозки. Часто заказчики предусматривают длительный, до суток, период выгрузки. Чтобы минимизировать период бесплатного простоя, следует еще на этапе согласования договора обратить внимание на эту величину. Срок выгрузки начинает исчисляться с момента предъявления водителем товарно-транспортной накладной заказчику по факту прибытия в место разгрузки. Если в том, что погрузка не состоялась, виновата компания-перевозчик, претензию нужно направить ее руководителю. В документе нужно указать реквизиты договора о доставке и обязательства, которые не выполнил перевозчик. Скачать готовую претензию о срыве погрузки по вине перевозчика можно в формате Word или PDF. С этим шаблоном часто используют:
Популярные документы и процедуры:
Согласно договору на оказание услуг, за просрочку на выгрузке Клиент оплачивает Исполнителю неустойку в виде штрафа в размере, согласованном Сторонами в Заявке. На бланке организации Исх. № _____ от ________202__г. Как составить претензию и акт о срыве погрузки?Акт о срыве погрузки относится к тем документам, которые помогают урегулировать спорные ситуации при нарушениях хода работ. В акте подробно описывается, какие именно обязательства не выполнены стороной, нарушения каких правил погрузки-разгрузки привели к ущербу. Акт составляется при условии, что между сторонами заключен договор погрузки. Ознакомьтесь образцом акта, перейдя по ссылке. Как видно из образца, фирма не выполнила все пункты в договоре, и это случается в реальности. Приведем пример. При погрузке металлолома применяют специальную технику, но фирма вовремя не предоставила ее. По этой причине автомобиль простоял несколько часов. В таком случае, к фирме предъявляется претензия о срыве погрузки. Претензия о срыве погрузки — основной документ, который позволяет урегулировать споры. Они возникают при нарушении порядка работ. К претензии прилагается копия договора, в которой указывают стоимость погрузки и обязательства сторон. Также прилагают акт о срыве погрузки. Претензия составляется на основании непредоставления исполнителем техники, указанной в договоре, или других нарушений. Например, исполнитель указал в акте приема стоимость вывоза снега с погрузкой, но провел работы ручным способом, и это привело к задержке работ. В таком случае в претензии указывается размер издержек, которые предстоит компенсировать недобросовестному исполнителю. Образец претензии смотрите тут. Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит |
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
> > Этот срок установлен статьёй 42 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Отсчёт срок давности начинается со дня наступления события, служащего причиной предъявления претензии заказчику или перевозчику. Все претензии предъявляются в письменном виде.
Статья 88 Постановления Правительства от 15.04.
2011 №272 определяет следующие сведения, которые должны содержаться в претензии: а) дату и место составления; б) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию; в) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия; г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии; д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию; е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.); ж) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись, заверенную печатью.
Под срывом погрузки понимается ситуация, когда грузоотправитель не предъявил груз в сроки, либо транспортное средство не было подано перевозчиком в назначенное время. Ответственным за срыв погрузки могут быть как отправитель груза, так и перевозчик.
Распространенная причина срыва — несвоевременная товаров, в результате чего партия пришла получателю позже, чем ожидалось. В таком случае отправитель вынужден заплатить условленный процент от суммы фрахта. Вот почему лучше воспользоваться , которые предоставляют надежные фирмы.
Прежде чем перевезти груз, оформляют и заключают договор с фирмой, которая предоставляет такие услуги.
Типовой предусматривает срыв погрузки и определяет степень ответственности сторон. Такой договор заключают, чтобы застраховать себя от неприятных сюрпризов, если фирма не выполнит все пункты в договоре.
›
Срыв погрузки — общее понятие, включающее в себя несколько предусмотренных Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта понятий, объединённых единым смыслом, который можно выразить простой, но ёмкой фразой “груз никуда не поехал”.
Другими словами, это событие, в результате которого не произошло перемещения товарно-материальных ценностей, предусмотренного договором перевозки, фрахтования или другого, смешанного договора, предметом которого является доставка товарно-материальных ценностей.
Срыв может случиться по вине перевозчика или фрахтовщика, грузоотправителя или фрахтователя.
Кому ________________________ (наименование организации) от ________________ (ФИО ) ПРЕТЕНЗИЯ «____» ________________ 20____ года между _________________________________ и (дата) (наименование стороны-заявителя) _______________________________________ была достигнута договорённость о перевозке (наименование стороны-ответчика) по маршруту ___________________________________________________________________ (маршрут перевозки) груза «________________________________________________________________________» (наименование груза для перевозки согласно договорённости)
Что делать, если груз прибыл повреждённым или с недостачей?
Какие действия должны последовать, если транспорт прибыл с опозданием или вообще не прибыл, сорвав погрузку? Как действовать перевозчику, если от пользования его транспортное средство, прибывшее на погрузку, отказываются грузить или если на выгрузке отказываются от груза?
Выход во всех этих ситуациях один – составлять акт, а затем претензию и направлять их перевозчику или заказчику.
Давайте разберёмся – что это за документы и почему вообще их надо составлять. В постановлении Правительства от 15 апреля 2011 года №272 претензиям и актам отведена VII глава.
Статья 79 устанавливает случаи, в которых составляется акт, это: а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;е) просрочка доставки груза;ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
Срыв погрузки по вине перевозчика или грузовладельца
Что делать, если груз прибыл повреждённым или с недостачей?
Какие действия должны последовать, если транспорт прибыл с опозданием или вообще не прибыл, сорвав погрузку? В постановлении Правительства от 15 апреля 2011 года №272 претензиям и актам отведена VII глава.
Статья 79 устанавливает случаи, в которых составляется акт, это: а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;е) просрочка доставки груза;ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку. В транспортной накладной и заказ-наряде делаются отметки о составлении акта.
Нормы законодательного регулирования в части задержек автотранспорта установлены в нескольких законодательных актах. В частности, статья 794 ГК РФ устанавливает право перевозчика привлечь грузоотправителя к ответственности.
Причинами взысканий могут стать задержки грузов, неиспользование поданного транспорта по иным причинам. Нормативы и порядок взыскания определяются в индивидуальном порядке, в соответствии с уставами и кодексами компаний, и по соглашению сторон, в соответствии с договорами и контрактами.
Помимо ГК РФ, вопрос урегулирован и в Федеральном законе № 259-ФЗ от 08.11.2007. П. 4 ст. 35 закона устанавливает юридическую ответственность как грузоотправителя, так и грузополучателя.
Простой транспортного средства можно охарактеризовать следующими признаками:
- Задержка транспорта может быть только в период загрузки или разгрузки товаров, продукции и иных категорий грузов. Ответственность определяется условиями договора между сторонами. На общих основаниях за погрузку отвечает грузоотправитель, а за разгрузку — грузополучатель. Но если за погрузку и разгрузку отвечает перевозчик, то претензии должны быть выставлены в его адрес.
- Простой транспорта по факту — это задержка, то есть неисполнение или просрочка исполнения исполнителем сроков поставки и иных договоренностей, закрепленных контрактом или соглашением. Следует понимать, что время необходимой стоянки, заправки, технического обслуживания не может быть включено в период задержки; нормативный простой транспортного средства под погрузкой также не учитывается.
- За фактическое время задержки предусмотрены штрафные санкции. Размер штрафа определяется договором и исчисляется за каждый час задержки. Если в договоре между сторонами отсутствуют условия об оплате простоя, то исчисление производится по нормативам, закрепленным в законе № 259-ФЗ.
Регламентированные нормы неустоек закреплены в п. 4 ст. 35 закона № 259-ФЗ. За простой при городском и пригородном сообщении штраф взимается в размере 5% от провозной платы. При междугородном сообщении — 1% от среднесуточной провозной платы, если иное не предусмотрено условиями контракта.
Если срок поставки в договоре не обозначен, то задержку рассчитывают по ст. 63 Правил перевозки грузов. В соответствии с ними, каждые 300 километров приравниваются к одним суткам простоя.
- В одном случае, заказчик оформил заявку на доставку груза из одного пункта в другой, по причине поломки транспорта, авто не было подано в указанное время под погрузку. Заказчик оформил письмо, и отправил перевозчику акт о неподаче авто и требовании оплатить штраф в размере 20 процентов от ставки за перевозку;
- Заказчик оформил заявку на определенный транспорт, заключили договор, но данный транспорт так и не нашли;
- Водитель застрял в пробке, тем самым опоздал на погрузку;
- У транспортной компании нет пропуска, либо просто истек срок;
- Водитель заболел и не выехал на погрузку, не предупредив, тем самым нарушив договор;
- Перегруз по вине заказчика-в договоре был прописан один вес, а по факту совсем другой.
Причин неподачи заказов очень много, важнопредусмотреть каждый аспект, когда заключаете договор и четко следовать ему,чтобы избежать штрафов.
Акт о непредъявлении груза к перевозке
Фактическая задержка транспорта при перевозках отражается в транспортных накладных, путевых листах и иной сопроводительной документации. Следовательно, дополнительной документации не требуется. Период задержки будет отражен в первичке. И этой информации достаточно для расчета и выставления штрафа.
По условиям договора между сторонами перевозки может быть оформлен специальный акт о простое. Унифицированной формы документа не предусмотрено. Но компании могут определить форму в качестве приложения к договору. В таком случае следует оформлять только утвержденный бланк. В остальных случаях допускается оформить акт в произвольной форме.
Специальных требований к формуляру нет. В акте раскройте следующую информацию:
- Сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе. А также обозначьте реквизиты иных участников сделки, в соответствии с условиями договора (при наличии).
- Ф.И.О. и должность лица, составившего акт.
- Реквизиты договора, на основании которого осуществлялась поставка.
- Пункт отправления и пункт назначения.
- Наименование товара, продукции, груза, отправленного по договору. Обозначьте объем, вес, иные характеристики.
- Стоимость услуг доставки для расчета суммы неустойки.
- Сведения о транспортном средстве, которое было подано для загрузки, выгрузки.
- Пункт, в котором произошла задержка транспортного средства.
- Причины простоя.
- Конкретное время задержки.
Акт должен быть подписан обеими сторонами. То есть документ подписывает представитель грузоотправителя и грузополучателя.
Отразите в бухгалтерском учете следующие проводки по начислению неустойки за простой транспорта:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Признана претензия на неустойку за задержку транспортного средства от контрагента |
91-2 «Прочие расходы» |
76-2 «Расчеты по претензиям» |
Отражена оплата неустойки |
76-2 |
50 — наличными деньгами 51 — безналичным перечислением |
- Гражданские споры
- Сделки
- Наследственные споры
- Трудовые споры
- Жилищные споры
- Семейные споры
- Брак
- Алименты
- Дети
- Особое производство
- Судебный приказ
- Восстановление срока
- Судебные расходы
- Ходатайства в ходе исполнения
- Ходатайства по экспертизам
«___» ____________ 20 _ года между мной и Страховой компанией _______________ (далее — Страховщик) был заключен договор страхования автотранспортного средства N ________ от «___» ____________ 20 _ года (далее — Договор).
В соответствии с условиями указанного договора, Страховщик взял на себя обязательства по страхованию принадлежащего мне автотранспортного средства марки (модель) ____________________________, регистрационный знак ______________, идентификационный номер (VIN) __________________________, год выпуска _______, организация-изготовитель (страна) __________________, N двигателя _____________, № шасси (рама) _________________, кузов (кабина, прицеп) N ____________, цвет кузова (кабины, прицепа) ________________, свидетельство о регистрации серия ______ N ___________, на срок с «___» ____________ 20 _ года по «___» ___________ 20 _ года.
В соответствии с данным договором общая страховая сумма по договору составляет _____________(____________________________________) рублей.
«___» ____________ 20 _ года произошел угон принадлежащего мне автотранспортного средства, по факту которого возбуждено уголовное дело N ______________ от «___» ____________ 20 _ года. В связи с данным обстоятельством, «___» ____________ 20 _ года я обратился к Страховщику с заявлением о наступлении страхового случая, предусмотренного п. ____ Договора страхования (копия заявления прилагается). К заявлению был приложен пакет документов, предусмотренный п. ___ Договора (копии документов прилагаются).
В соответствии с п. ____ Договора заявление Страхователя о наступлении страхового случая и о _____________ рассматривается в срок, не превышающий _______ дней. Документы, подтверждающие результат рассмотрения заявления должны быть направлены Страхователю в срок ________ дней. Выплата страховой суммы должна быть осуществлена в срок не позднее _____________ дней (п. ____ договора).
Как автоперевозчику выставить правильно претензии заказчику
Из этой статьи вы узнаете, как решить все вопросы, связанные с простоем грузового транспорта. Даны полезные советы.
Простой автомобилей с грузом – это крайне негативное явление, которое, увы, случается довольно часто.
Как правило, простой автотранспорта происходит по вине заказчика перевозки. Он должен обязательно сообщить об этом перевозчику (транспортной компании) и водителю. Причины могут быть разными: нет грузчиков, погрузочно-разгрузочных механизмов, не сформирован еще груз, не получена оплата от покупателя и т.д.
Но эти причины не должны особо волновать перевозчика. Если он доставил груз в оговоренные сроки, его обязаны разгрузить. В противном случае за сверхнормативный простой заказчик должен заплатить. Но тут нужно учитывать несколько важных моментов.
Срок и время погрузки и разгрузки обязательно должны быть указаны в договоре на перевозку груза. В этом же договоре должны быть прописаны условия оплаты простоя.
Многие заказчики поступают довольно хитро, указывая в договоре время на погрузку и разгрузку 24 часа с момента подачи транспортного средства под погрузку/разгрузку. Время прибытия грузовика под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия под выгрузку – с момента предъявления водителем ТТН в пункте выгрузки.
Таким образом, если у вас в договоре указана дата выгрузки 1 июня 9.00, то говорить о простое перевозчик может только со 2 июня 9.00.
Некоторые грузовладельцы идут еще дальше и указывают в договоре время, отведенное на погрузку/разгрузку, 48 часов (двое суток).
Советуем перевозчикам крайне внимательно читать условия договора и обсуждать с клиентами особенности оплаты ими простоя, если он будет. А еще лучше – составить свой договор, в котором будут указаны те сроки загрузки/разгрузки, которые устраивают транспортную компанию.
Стоимость сверхнормативного простоя также должна быть указана в договоре на перевозку груза. Следует отметить, что не существует четко установленной стоимости оплаты простоя. Грузовладелец и перевозчик могут указать любую сумму, которая их устраивает. Как правило, при международных перевозках простой стоит в 2 (два) раза дороже, чем при внутренних перевозках.
Простой оплачивается за сутки (даже неполные). То есть если транспорт по вине заказчика простоял в пункте выгрузки 25 часов, то заказчик должен оплатить сумму, равную двум суткам простоя.
А тут уже все зависит от адекватности заказчика грузоперевозки и перевозчика. Обычно все непредвиденные ситуации решаются в телефонном режиме. Мало кто хочет специально задерживать автомобиль на погрузке или разгрузке. Хотя бывают и исключения.
К примеру, очень часто люди, заказывающие транспорт для перевозки сельхозпродукции с полей на рынки (арбузы, лук, картофель и пр.), на этих рынках торгуют с грузовиков, в которых этот груз и был доставлен. Естественно, за сутки продать 20 тонн арбуза вряд ли получится, поэтому они заранее оговаривают, сколько дней собираются стоять на рынках вместе с водителем, оплачивая при этом каждый день простоя. Иногда такая торговля затягивается даже на неделю.
В принципе, адекватные заказчики сразу предупреждают, что возможны сверхнормативные простои и озвучивают сумму оплаты суток простоя. Поэтому перевозчик сразу знает стоимость простоя автотранспорта.
Некоторые заказчики могут упорно отказываться оплачивать простой, или предлагать смешную сумму. В этом случае перевозчик может поступить двумя способами:
- Взять предложенные деньги, забыть об этом заказчике и поехать работать дальше.
- Начать спорить, выслать заказчику претензию (вместе с копией договора, путевых листов, ТТН, где указаны оговоренные сроки погрузки/выгрузки и факт сверхнормативного простоя). Если заказчик не оплатит прописанную в договоре стоимость простоя, подать на него в суд.
Первый и самый важный документ для перевозчика и заказчика — договор между ними о предоставлении услуги. Именно в нём должны быть указаны все особенности претензионной деятельности заказчика и права перевозчика:
- основания для составления требований к перевозчику;
- документальные обязательные подтверждения факта;
- процедура подачи требований;
- время и длительность рассмотрения;
- основания для отказа.
Претензию по договору аренды транспорта для осуществления перевозки необязательно включать в текст договора, поскольку есть прямая норма Гражданского кодекса — статья 797. Она расписывает обстоятельства подачи документа исполнителю заказа, сроки подачи, основания.