Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.

Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:

  • необходимость разместить объекты государственного и муниципального значения, если отсутствует возможность их размещения на другом участке земли;
  • необходимость разметить объекты обороны и безопасности государства;
  • необходимость провести размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
  • необходимость разместить объекты, обеспечивающие ведение космической деятельности;
  • необходимость провести размещение объектов, обеспечивающих защиту границ Российской Федерации;
  • необходимость строительства дорог федерального, регионального или муниципального уровня.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:

  • имеющих федеральное значение;
  • имеющих региональное значение;
  • имеющих муниципальное значение.

При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.

Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:

  • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
  • развитие высокотехнических отраслей экономики;
  • развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
  • развитие транспортной инфраструктуры.

Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.

В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.

Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет. Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.

Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.

Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:

  • документ о планировании территорий;
  • документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
  • программы по проведению геологического изучения недр.

К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.

На законодательном уровне выделяется следующие сроки резервирования земель:

  • два года, если речь идет о резервировании земель, находящихся в особой экономической зоне;
  • семь лет, если речь идет об обычном резервировании;
  • двадцать лет, если речь идет о земле, не предоставленной в пользование ни физическим, ни юридическим лицам и на которой происходит ремонт транспорта и прочих линейных объектов.

В земельном законодательстве установлены следующие виды обстоятельств, на основании которых резервирование может быть прекращено:

  • истечение срока, предусмотренного решением;
  • предоставление участка для удовлетворения нужд государства и субъектов государства. Участок при этом должен быть освобожден от прав третьих лиц;
  • государственный орган принял решение об отмене резервирования;
  • участок был изъят в установленном законом порядке;
  • резервирование было отменено на основании решения суда.

Документ об окончании резервирования должен быть передан в кадастровую палату и государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, чтобы снять все ограничения, установленные на данный объект недвижимости.

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)

    «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54

    «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»

  • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ

    «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

Резервирование для государственных и муниципальных нужд

Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее. Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность. Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.

На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.

Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.

Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.

Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:

  • федеральный транспорт;
  • оборона страны и безопасность государства;
  • энергетика;
  • высшее образование;
  • здравоохранение,

решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру, Правительство Российской Федерации.

При размещении объектов регионального значения, таких как:

  • транспорт;
  • предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • энергетика;
  • физическая культура и спорт,

решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.

При размещении объектов муниципального значения, таких как:

  • электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
  • автомобильные дороги местного значения;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • физическая культура и массовый спорт;
  • обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,

решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.

Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.

В решении содержатся следующие сведения:

  1. Цели и сроки резервирования земель;
  2. Реквизиты документов-оснований для резервирования;
  3. Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
  4. Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.

К решению в обязательном порядке прилагается:

— Схема резервируемых земель:

Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.

Процедура резервирования регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561 «Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд» и имеет следующие этапы:

◊ Сначала, уполномоченный орган РФ, субъекта РФ или орган местного самоуправления должен принять решение о резервировании земель. Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти; для государственных нужд субъекта РФ — исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; для муниципальных нужд — уполномоченным органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:

  • документами территориального планирования;
  • решением об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
  • государственной программой геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

◊ Должны быть составлена схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Схема и кадастровые номера в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании.

Вынесенное решение о резервировании земельного участка должно содержать:

  • цели и сроки резервирования земель;
  • реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
  • ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
  • сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

◊ Решение о резервировании земель обязательно должно быть опубликовано в СМИ для того, чтобы с ним можно было ознакомиться широкому кругу лиц. Вступает такое решение в силу не ранее его опубликования.

◊ Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны быть направлены в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничении прав в отношении зарезервированных земельных участков (их частей).

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд имеет определенные сроки, которые отличаются, в зависимости от ряда причин.

По общему правилу, земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 3 года.

А вот резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов, допускается на срок до 20 лет.

Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

  • истечение указанного в решении срока резервирования земель;
  • предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
  • государственный орган или орган местного самоуправления принял решение об отмене резервирования;
  • участок был изъят в установленном порядке;
  • резервирование было отменено на основании решения суда.

Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.

Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.

Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.

Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.

Далее выполняется оценочная экспертиза. По ее окончании земля считается предварительно зарезервированной. Этот статус она утратит в одном из двух случаев:

  • начнется процедура выкупа участка;
  • исчезнет потребность в резервировании в результате пересмотра стратегических планов.

При этом необходимо учитывать установленный максимальный срок бронирования надела.

Существует немало причин для госрезервирования, поэтому каждому владельцу земли нужно быть готовым к тому, что процедура бронирования надела может начаться в любой момент. Список основных причин указан в ст.49 ЗК РФ:

  1. Основания, связанные со строительством либо реконструкцией:
    • инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, газо- и электроснабжения:
    • линейных объектов, обеспечивающих функционирование субъектов естественных монополий и космической отрасли;
    • объектов инфраструктуры авто- и Ж/Д транспорта;
    • объектов безопасности государства и обороны страны;
    • энергетических систем и объектов использования атомной энергии.
  2. Основания, связанные с выполнением принятых Россией обязательств по межгосударственным договорам.

Резервирование также необходимо при создании водохранилищ, организации природоохранных зон, оборудовании специальных объектов, формирующих инфраструктуру ОЭЗ (Особой экономической зоны).

Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.

Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:

  • по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
  • содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
  • подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.

После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:

  • сведения о целях резервирования;
  • предельные сроки окончания процедуры;
  • перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
  • кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.

Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.

В ст.70.1 ЗК РФ сказано, что:

  • земли для муниципальных и государственных потребностей могут бронироваться на срок, не превышающий 3 года;
  • земли, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней, и те, на которых планируется создать ОЭЗ, резервируются на срок до 2 лет. Для этого в заявке на бронирование следует указать решение высшего органа государственной власти административно-территориальной единицы РФ;
  • на срок до 20 лет можно резервировать участки, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней для строительства и реконструкции:
    • автомагистралей федерального значения;
    • пересадочных узлов метрополитена;
    • объектов воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта и так далее.

Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Хотя использование земель призвано решать проблемы государственного или регионального уровня, это не отменяет требование обеспечить защиту интересов собственников резервируемых участков.

Однако это не распространяется на неприватизированные наделы. Их владельцы сталкиваются, как правило, со следующими ограничениями:

  • приватизировать зарезервированные земли нельзя;
  • не допускается строительство объектов коммерческого назначения и жилых зданий, поскольку их стоимость в случае изъятия, скорее всего, компенсирована не будет;
  • запрещается возводить ирригационные сооружения, предназначенные для производства мелиоративных работ, и иные объекты.

В случае возникновения убытков от резервирования земельного участка, его владелец может подать исковое заявление на их возмещение в судебную инстанцию.

Согласно отечественному законодательству, процедура резервирования может производится только по отношению к землям, которые расположены в специально выделенных зонах, имеющих муниципальное, региональное и федеральное значение. Обязательное изъятие надела в данном случае не предусмотрено. Решение о резервировании вступает в силу только после его публикации в СМИ.



* АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ *

Проблемы законодательства о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд

Е. Л. Минина

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой способ перераспределения земельных ресурсов, форму реализации государственно-властных полномочий в сфере земельных отношений, поэтому совершенствование правового регулирование данного института в конечном счете направлено на поиск оптимального сочетания публичных и частных интересов в землепользовании.

Чаще всего резервирование земельного участка осуществляется в целях его последующего изъятия, и тогда эти две процедуры представляют собой как бы две стадии одного процесса перехода земельного участка к использованию иным лицом и в иных целях по сравнению с теми, для которых он был предоставлен. Однако если изъятие земель для государственных и муниципальных нужд — институт земельного законодательства, существовавший в советский период, воспринятый ЗК РСФСР 1991 г., затем ГК РФ (нормы которого регламентируют порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника) и, наконец, закрепленный действующим ЗК РФ, со времени принятия которого сложи-

Минина Елена Леонидовна — заместитель заведующего отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук.

лась правоприменительная практика и появились научные разработки по вопросам изъятия земель, то «резервирование земель» — понятие в законодательстве достаточно новое.

Федеральное законодательство о резервировании земельных участков до последнего времени практически отсутствовало, за исключением отдельных упоминаний о резервировании в ЗК РФ и некоторых других федеральных законах. При этом на протяжении ряда последних лет велась разработка проекта федерального закона, направленного на регулирование вопросов резервирования земель; в результате было принято решение не принимать специальный Федеральный закон, а внести ряд изменений в некоторые законодательные акты РФ в части установления порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

С этой целью Правительством РФ был внесен в Государственную Думу ФС РФ и в октябре 2006 г. принят ею в первом чтении проект федерального закона № 321847-4, в соответствии с которым предполагалось дополнить ЗК РФ специальной главой «Резервирование земельных участков», в которой содержались бы статьи, определяющие задачи резервирования земельных участков, органы, осуществляющие резервирование земельных участков, порядок принятия решений о резервировании

земельных участков, сроки резервирования земельных участков, ограничения прав на земельные участки в связи с их резервированием, основания прекращения действия решения о резервировании земельного участка.

Однако Федеральным законом от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 69-ФЗ) в ЗК РФ включены только две полновесные статьи (не считая уточнений и дополнений, внесенных в иные статьи), посвященные резервированию земельных участков: ст. 561 «Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» и ст. 701 «Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с последней из названных статей порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд устанавливается Правительством РФ.

Таким образом, уровень законодательного регулирования вопросов, связанных с резервированием земель, оказался ниже, чем, например, регулирование порядка перевода земель из одной категории в другую, который достаточно подробно определяется специальным федеральным законом. Логика законодателя представляется в данном случае не совсем ясной. Кстати, предложения о принятии федерального закона, который регулировал бы порядок изъятия земель для государственных или муниципальных нужд, также неоднократно высказывались. И если порядок резервирования предполагается урегулировать постановлением Правительства РФ, то в отношении изъятия земельных участков принятие на федеральном уровне аналогичного нормативного правового акта даже

не планируется. Определенные процедурные моменты, касающиеся порядка и срока принятия решения о резервировании или об изъятии земельного участка, перечня прилагаемых к ходатайству о резервировании земельного участка документов и подобные, могут быть решены на уровне постановления Правительства РФ, но ряд вопросов, как нам представляется, должен решаться только на законодательном уровне. В частности, применительно к резервированию земель, это должны быть понятие; объект, цели и сроки резервирования; ограничения прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при резервировании земельных участков и условия возмещения убытков, понесенных вследствие резерви��ования.

Что такое резервирование земель?

Подводя итоги статьи нужно выделить несколько важных моментов:

  1. Минимальный период резервирования земельного участка – 2 года, а максимальный – 20 лет.
  2. Решение о резервировании обретает силу после его публикации в СМИ.
  3. По окончании периода резервирования, земельный участок исключается из перечня зарезервированных.

Говоря о процессе резервирования, нужно понимать, какие основания используются в данном случае. В положениях статьи 49 земельного законодательства отражены причины и основания, на которых строиться процедура резерва. Изначально поводом для закрепления участка за государственными органами выступает то, что необходимо приводить в исполнение соглашения международного типа, а также обязательства, которые взяты на себя государственными органами. Также, если кратко, резервирование участков реализуется при сооружении или преобразовании границ наделов или неподалеку от них.

Это касается таких объектов, как системы энергетического типа, которые разработаны федеральными или региональными органами. Также это объекты, отнесенные к атомной энергетике или обеспечению безопасности государства. В последнем случае подразумеваются строения и системы разного рода коммуникаций, а также помещения, которые необходимы для охраны границ страны. Касаться это может и объектов, где развивается транспорт. В частности, региональной или федеральной значимости. На наделе могут проходить ж/д пути или располагаться объекты космического типа. Это могут быть магистрали для автомобилей или системы, посредством которых производится снабжение территории холодной или горячей водой.

Данная схема не ограничивается тем, что отражено в правовых актах. Законодатель указывает на возможность использования в качестве основания для резерва и других направлений применения. Это касается участков, которые находятся в собственности региональных органов или муниципалитетов. В этом случае нужно учитывать территориальное планирование.

ВНИМАНИЕ !!! Нужно отметить, что в отношении наделов, которые отнесены к собственности государственного или муниципального органа, устанавливается, что эти земли не могут быть предоставлены для использования сторонними субъектами. Главное условие – чтобы на этом участке располагались объекты, входящие в транспортную, инженерную или социальную инфраструктуру.

Также к категории резерва отнесены наделы, где расположены сооружения, обеспечивающие безопасность и защиту всего государства. Кроме того, это площади, которые предназначены для расположения на них объектов природного значения и сооружений водного типа. Эти местности подлежат охране со стороны государственных органов.

Рассматриваемая процедура урегулирована при помощи положений, отраженных в постановлении Правительства под №561. В данном акте прописаны вопросы, касающиеся реализации процесса резерва для нужд органов муниципалитета и государства. Этот документ выступает основанием для принятия решений относительно перехода выбранной местности в категорию резерва. Такие решения уполномочен принимать органы, отнесенные к исполнительной ветви властей. Они могут функционировать на уровне федерации, региона или муниципального образования. На это влияет то, где расположен объект, подлежащий включению в резерв.

Основанием для принятия постановления становятся сведения, которые включены в государственный кадастр недвижимого имущества. Не допускается проведения данной процедуры, когда у конкретного надела отсутствует кадастровая нумерация и паспорт. На начальной стадии уполномоченные органы занимаются рассмотрением проекта, на котором отражено закрепление земельного наделаю.

Основываются должностные лица на специальных актах.

В положениях статьи 70.1 земельного законодательства отражено, что процедура резервирования не может производиться на срок более трех лет. Этот процесс в полной мере касается участков, которые отнесены к собственности властных органов. Цели могут заключаться в том, чтобы воздать зону экономического значения. В этой ситуации сроки сокращаются до пары лет. Здесь дополнительным условием выступает то, чтобы в заявке на резерв было указание, вынесенное высшим органом государства.

ВАЖНО !!! Когда участок отнесен к собственности государства или муниципального образования и в этой местности нет наделов, которые передавались в использование другим лицам – срок резерва может достигать 20 лет. Тогда целью проведения данного процесса становится возведение магистралей для авто, а также ветвей ж/д дорог, метро.

Когда указанный период закончился – в течение месяца гос. органы должны передать сведения об этом в отделение Росреестра. Это нужно для того, чтобы данные были исключены из базы. В остальных ситуациях у государства есть возможность в окончательном виде провести изъятие надела у граждан. Это производится при использовании процесса выкупа.

Земля может быть изъята и зарезервирована государством

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

1. Резервирование — одна из функций по управлению земельными ресурсами. Она является способом обеспечения запланированного в будущем использования земель. Действия по резервированию осуществляются органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий (см. ст. ст. 9 — 11 Кодекса и комментарии к ним).

Земельный надел резервируется на основании принятого соответствующим органом решения. Помимо этого, потребуются:

  • документ, подтверждающий план развития территории;
  • документ о планировании разработки недр на территории такого участка;
  • документ о планировании создания особой зоны или оборонительных сооружений.

Также прикладываются схемы территорий, на которых располагаются соответствующие участки.

Изъ­яты могут быть не толь­ко уже рас­пре­де­лен­ные земель­ные участ­ки, но и те, кото­рые нахо­дят­ся в госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных фон­дах. Осно­ва­ния такие же, как и в ста­тье 49 ЗК РФ, но добав­ля­ют­ся ещё:

  • стро­и­тель­ство объ­ек­тов соци­аль­ной и инже­нер­ной инфраструктуры;
  • созда­ние при­род­ных охра­ня­е­мых зон, водо­хра­ни­лищ и водоемов;
  • созда­ние осо­бых эко­но­ми­че­ских зон (ОЭЗ) и объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры, пред­на­зна­чен­ных для обу­строй­ства, осна­ще­ния тех­ни­кой и дру­ги­ми мате­ри­аль­ны­ми ресур­са­ми ОЭЗ и тер­ри­то­рии, при­ле­га­ю­щие к ним;
  • раз­ра­бот­ка и исполь­зо­ва­ние недр.

Резервирование земли и ее изъятие для государственных или муниципальных нужд

Статья 49 Земельного Кодекса освещает основные причины, выступающие основанием для резервирования земли. В первую очередь, поводом для закрепления территории за государством может являться необходимость выполнения международных соглашений и обязательств страны.

Кроме того, резерв земельных наделов осуществляется в случае возведения, преобразованияв их границах либо неподалеку от них следующих объектов:

  • энергетические системы регионального либо федерального масштаба;
  • объекты эксплуатации атомной энергии;
  • объекты, относящиеся к обороне и безопасности РФ, включая технические строения, коммуникации, системы, возведенные для охраны границ государства;
  • объекты транспорта и связи как региональной, так и федеральной значимости, а также системы железнодорожных путей всеобщего использования;
  • объекты космического назначения;
  • объекты систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, а также системы теплоснабжения, газоснабжения и электросети;
  • автомобильные магистрали.

Территории подлежат бронированию исключительно в том случае, если отсутствуют иные варианты для сооружения объектов государственного, либо регионального значения. При этом закон оговаривает, что в списке причин для резервирования земли, находящейся во владении субъектов РФ либо в муниципальной собственности, допустимы иные варианты, основанные на вновь возникших обстоятельствах.

Стоит дополнить, что земли, считающиеся собственностью государства и местных органов власти, закрепляются за таковыми и не предоставляются в пользование сторонним лицам в случае расположения на них объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Кроме того, в резерв входят территории с возведенными на них сооружениями по безопасности и защите страны, а также площади, отведенные под создание охраняемых природных объектов и водных сооружений.

На основании статьи 70.1 Земельного Кодекса резервирование территории для муниципальных и государственных потребностей не может превышать 3 года. При этом если процедура касается земельных площадей, находящихся в собственности органов власти, а ее целью выступает создание особой экономической зоны – срок не может превышать 2 года. В этом случае дополнительным условием является наличие в заявке на бронирование земли указаний от высшего органа государственной власти субъекта РФ.

В случае если земли находятся в собственности государства, либо муниципалитета и на их территории нет участков, переданных в пользование третьим лицам, при этом целями резервирования выступает строительство автомагистралей, железных дорог, метрополитена и прочих линейных объектов, срок резерва может достигать 20 лет.

По истечении установленного периода, уполномоченный орган обязан в течение 30 дней оповестить кадастр недвижимости и Росреестр о прекращении действия ограничений на использование земли, с целью исключения из информационной базы сведений о забронированных участках. В ином случае государство может окончательно изъять земли, но лишь посредством выкупа и передачи собственнику суммы, составляющей стоимость надела.

Резервирование территории для муниципальных и государственных нужд осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ, где четко освещен порядок процедуры, основания для таковой и сроки бронирования земли. В случае нарушения какого-либо пункта, а также при отсутствии регистрации решения о резервировании конкретной площади, документ не имеет юридической силы и закрепление участков за государством либо муниципалитетом считается недействительным.


Резервирование земли является процедурой, предполагающей введение ограничений на пользование участком гражданами или организациями. В дальнейшем эта территория должна использоваться для достижения глобальных целей в интересах государства и народа. Резервирование земельных участков будет иметь юридическую силу только тогда, когда обеспечено соблюдение всех требований, приведенных в ст. 70.1 ЗК РФ.

Ограничения на пользование участком могут быть наложены как на организацию, так и на гражданина. Земля в итоге будет изъята у законного владельца, но ее собственник получит компенсацию.

Если территория зарезервирована, это не означает ее немедленное изъятие у владельца. Такой участок может быть отчужден у собственника в будущем. Иначе говоря, органы государственной или муниципальной власти посредством включения надела в резерв получают гарантию, что он в случае необходимости может быть использована в интересах страны.

Хозяин землевладения ощутит последствия изменения статуса объекта еще до начала его использования в глобальных интересах. Так, после признания надела зарезервированным он не сможет на его территории:

  • построить дом или объекты хозяйственного назначения, даже если они соответствуют назначению земельной площади;
  • организовать размещение искусственного водоема;
  • свободно реализовывать проекты, направленные на реализацию мелиорации и ирригации.

В случае включения территории в резерв гражданин или организация не могут оформить ее в собственность.


В ст. 49 ЗК РФ приведены основания для резервирования земельных площадей. К ним относятся:

  1. Необходимость исполнения страной обязательств, вытекающих из сущности международных соглашений РФ.
  2. Возведение или реконструкция сооружений, имеющих государственное или региональное значение, а также значение местного масштаба в случае отсутствия иных вариантов осуществления работ по строительству и реконструкции таких объектов. К их числу законодатель относит:
  • объекты энергетической системы федерального или регионального уровня;
  • объекты, для эксплуатации которых необходима атомная энергия;
  • объекты, используемые для обеспечения обороноспособности и безопасности РФ (таковыми конструкциями считаются инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации);
  • объекты, позволяющие осуществлять транспортное сообщение и связь на уровне федерации и регионов;
  • инфраструктура, организованная для функционирования железнодорожного сообщения общего пользования;
  • объекты, благодаря которым производится освоение космического пространства;
  • региональные и федеральные линейные объекты (ЛЭП, автодороги, линии связи), использующиеся для функционирования субъектов естественных монополий;
  • системы, обеспечивающие бесперебойное получение коммунальных услуг (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, подачу тепла);
  • автодороги.
  1. Законодательством могут определяться и другие основания. В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование производится также для:
  • размещения сооружений, относящихся к социальной инфраструктуре;
  • присвоения землям статуса особо охраняемых природных территорий (заповедники, памятники природы, национальные парки);
  • сооружения водохранилищ и прочих водных объектов искусственного происхождения;
  • создания инфраструктуры, необходимой для организации особой экономической зоны;
  • выполнения задач, связанных с использованием недр (ведение разработки полезных ископаемых и поиск их залежей).

В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ сроки резервирования могут различаться в зависимости от оснований процедуры:

  1. В общем случае участок бронируется на период не дольше 3 лет, если иное не определено законом.
  2. Если резервируемый участок принадлежит государству или населенному пункту, а в заявке указан высший орган исполнительной власти субъекта РФ, либо планируется организация особой экономической зоны, срок резервирования не может превышать 2 лет.
  3. До 20 лет отводится на возведение и реконструкцию:
  • федеральных автодорог;
  • метрополитена;
  • объектов, имеющих отношение к различным видам транспорта дальнего следования (воздушного, железнодорожного, морского).

Резервирование прекращается, когда земельный надел предоставлен для использования в целях, для которых он был выделен.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд что это значит

Земельный кодекс (п. 1 ст. 49, ст. 70.1) устанавливает перечень оснований для резервирования земель и изъятия земельных участков. К ним в том числе относятся:

  1. выполнение международных обязательств Российской Федерации;
  2. размещение следующих объектов государственного или муниципального значения:
  • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • объекты использования атомной энергии;
  • объекты обороны и безопасности;
  • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
  • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
  • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
  • автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В том случае если земля не предоставлена юридическим и физическим лицам, то резервирование земли также допускается в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. При этом следует помнить, что резервирование и изъятие для государственных или муниципальных нужд производятся в исключительных случаях при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Порядок резервирования земель регулируется Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 (далее — Положение). В соответствии с п. 2 Положения решение о резервировании земель для федеральных нужд принимает федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в установленной сфере деятельности. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов:

  • документов территориального планирования (схемы территориального планирования) либо, при наличии, документации по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории, градостроительные планы земельных участков);
  • решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, регионального или местного значения;
  • государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.

Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости. При этом границы резервируемых земель могут не совпадать с границами земельных участков. То есть межевания земель и выделения земельных участков в целях резервирования не требуется. Следует отметить, что в решении о резервировании земель должны содержаться сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

В соответствии с Положением решение о резервировании земель может быть принято в отношении земельных участков, находящихся в пределах одного кадастрового округа. Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории (Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, далее — Правила).

После принятия решения о резервировании земель исполнительный орган направляет копию решения и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (п. 8 Правил). Государственная регистрация ограничения прав осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Заметим, что обязательной государственной регистрации подлежит не акт органов государственной власти или местного самоуправления о резервировании или изъятии, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения о таком резервировании (изъятии).

На основании п. 1 ст. 56.1 ЗК РФ в связи с резервированием для государственных или муниципальных нужд могут быть ограничены права собственников(землевладельцев, землепользователей, арендаторов):

  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения;
  • проводить оросительные, осушительные, культуро-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты.

Ограничение прав устанавливается на срок резервирования. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок до 7 лет, а в случае если они не переданы гражданам или юридическим лицам, — на срок до 20 лет (п. 3 ст. 70.1 Земельного кодекса). Срок установления публичного сервитута и срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ограничены сроком резервирования таких земель (п. 4.1 ст. 23 и п. 3.1 ст. 22 Земельного кодекса).

В случае осуществления строительства или иных улучшений земельного участка в границах зарезервированных земель после информирования о резервировании земель собственники (землевладельцы, землепользователи, арендаторы) несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством или иным улучшением (п. 8 ст. 31 Земельного кодекса).

Судебная практика. При рассмотрении дела N А41-К1-1408/05, касающегося определения выкупной цены за изымаемый земельный участок с находящимся на нем недвижимым имуществом, Десятый арбитражный апелляционный суд указал в Постановлении от 04.04.2007, 11.04.2007: в силу ст. 280 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Резервирование земель позволяет ограничить отдельные права собственников (землевладельцев, землепользователей, арендаторов) как государственных (муниципальных), неразграниченных земель, так и частных земель. Изъятие, в том числе путем выкупа, производится по аналогичным основаниям в целях прекращения прав граждан и юридических лиц на земельные участки для государственных или муниципальных нужд.

Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.

Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.

Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.

Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.

Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Не все зарезервированные территории в будущем действительно изымаются из оборота. Такая необходимость может со временем просто перестать быть актуальной.

На смену выбранной территории может подобраться другой земельный участок, более подходящий по характеристикам. Кроме того весь резерв имеет срок своего действия. Когда срок подходит к концу, бронь земли аннулируется.

Резервирование может быть прекращено:

  1. При окончании срока резерва, указанного в решении.
  2. Надел уже предоставлен для государственных или муниципальных нужд.
  3. Орган, принявший решение о резервировании, отменил его из-за нахождения более подходящего участка или из-за прекращения планируемой деятельности.
  4. Участок был изъят на законных основаниях.
  5. Резервирование было отменено судебным решением.

Орган, занимающийся резервированием земель, при прекращении резерва должен обязательно передать соответствующие сведения в Росреестр для изменения имеющейся там записи о резерве.

Существует немало причин для госрезервирования, поэтому каждому владельцу земли нужно быть готовым к тому, что процедура бронирования надела может начаться в любой момент. Список основных причин указан в ст.49 ЗК РФ:

  1. Основания, связанные со строительством либо реконструкцией:
      инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, газо- и электроснабжения:
  2. линейных объектов, обеспечивающих функционирование субъектов естественных монополий и космической отрасли;
  3. объектов инфраструктуры авто- и Ж/Д транспорта;
  4. объектов безопасности государства и обороны страны;
  5. энергетических систем и объектов использования атомной энергии.
  6. Основания, связанные с выполнением принятых Россией обязательств по межгосударственным договорам.

Резервирование также необходимо при создании водохранилищ, организации природоохранных зон, оборудовании специальных объектов, формирующих инфраструктуру ОЭЗ (Особой экономической зоны).

Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.

Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:

  • по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
  • содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
  • подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.

После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:

  • сведения о целях резервирования;
  • предельные сроки окончания процедуры;
  • перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
  • кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.

Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.

В ст.70.1 ЗК РФ сказано, что:

  • земли для муниципальных и государственных потребностей могут бронироваться на срок, не превышающий 3 года;
  • земли, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней, и те, на которых планируется создать ОЭЗ, резервируются на срок до 2 лет. Для этого в заявке на бронирование следует указать решение высшего органа государственной власти административно-территориальной единицы РФ;
  • на срок до 20 лет можно резервировать участки, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней для строительства и реконструкции: автомагистралей федерального значения;
  • пересадочных узлов метрополитена;
  • объектов воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта и так далее.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *