Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила проживания иностранных граждан на территории России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В порядке информации:
- суммарный срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации по многократной визе устанавливается при оформлении визы уполномоченным государственным органом, но не более чем 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, за исключением случаев, предусмотренных Положением об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 335.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан
Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, может быть продлен в следующих случаях:
- выдано разрешение на временное проживание,
- приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание,
- принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»,
- территориальным органом МВД России принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту,
- получено ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого гражданина;
- в случае подачи ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу или продления срока рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;
- в случае подачи заявления о предоставлении временного убежища или продления срока предоставления временного убежища по решению территориального органа МВД России.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче патента либо при продлении срока действия патента.
Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, может быть продлен в следующих случаях:
- когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы
- выданы новая виза, или разрешение на временное проживание,
- территориальным органом МВД России принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,
- при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона,
- получено ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить в ближайшем территориальном подразделении МВД России.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
приглашающая сторона — федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ)
миграционная карта — документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007))
разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007))
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 389-ФЗ, от 30.12.2015 N 466-ФЗ)
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 42-ФЗ)
2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее — подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007), от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ (ред. от 28.12.2013), от 20.04.2014 N 71-ФЗ, от 30.12.2015 N 466-ФЗ, от 31.12.2017 N 493-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
1. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007), от 02.08.2019 N 257-ФЗ)
2. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Правила определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации, установления и использования ее резерва, порядок распределения указанной квоты соответствующими комиссиями, формируемыми в субъектах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 15.10.2020 N 329-ФЗ)
Комиссии, указанные в абзаце втором настоящего пункта, образуются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ)
Представители заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации включаются в состав комиссий по согласованию с руководителями указанных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ)
Порядок образования и организации работы комиссий утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 274-ФЗ)
3. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину: (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)
1) который указан в пункте 2 статьи 8 настоящего Федерального закона и которому вид на жительство выдается без получения разрешения на временное проживание; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)
2) который не достиг возраста восемнадцати лет и родитель (усыновитель, опекун, попечитель) которого является иностранным гражданином и временно проживает в Российской Федерации, — на срок временного проживания его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя); (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)
3) не достигшему возраста восемнадцати лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) — иностранным гражданином; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)
4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, — в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой); (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)
1. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007))
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)
8) в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание. Действие настоящего положения не распространяется на иностранного гражданина:
размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание. Среднемесячный доход иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
1. Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: (в ред. Федерального закона от 06.05.2008 N 60-ФЗ)
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо в течение десяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, или за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)
8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
11) находился за пределами Российской Федерации более шести месяцев суммарно в течение календарного года, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию иностранного государства по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью данного иностранного гражданина или со смертью его близкого родственника, проживавшего на момент смерти в иностранном государстве, а также случаев нахождения иностранного гражданина за пределами Российской Федерации в связи со служебной необходимостью; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 257-ФЗ)
Правила пребывания иностранных граждан на территории РФ в 2021 году
Для регистрации по месту пребывания после въезда в РФ иностранцы должны обращаться в территориальные органы УВМ МВД, если планируется оставаться в стране дольше положенного срока.
Какие документы понадобятся:
- Уведомление о прибытии.
- Паспорт.
- Виза (для визовых стран).
- Миграционная карточка.
Все материалы предоставляются в виде оригиналов. Специалист миграционного отдела делает ксерокопии и дает уведомление о регистрации документов. Срок принятия решения – до 10 календарных дней.
По окончании действия РВП иностранцы могут оформить ВНЖ, а в дальнейшем – получить российское гражданство.
Какими правами могут пользоваться лица с ВНЖ:
- Трудовая деятельность в РФ без получения патента или разрешения на работу.
- Возможность кредитования в банках (детальную информацию необходимо узнавать в финансовых учреждениях).
- Пользоваться практически всеми благами, предусмотренными для россиян.
В большинстве случаев для приобретения ВНЖ необходимо предварительное оформление РВП и проживание в РФ не менее 360 дней. Исключением являются высококлассные специалисты, беженцы, резиденты Беларуси и лица, владеющие русским языком на хорошем уровне – им получать разрешение не нужно.
Ошибка №1. Утеря миграционной карты.
До получения РВП иностранцы всегда должны иметь ее при себе, в противном случае при возникновении вопросов со стороны контролирующих органов придется либо оплачивать штраф, либо покинуть РФ.
Ошибка №2. В России можно работать без соответствующих документов.
Теоретически это так, но при любой проверке к ответственности будет привлечен и работодатель, и иностранец, осуществляющий трудовую деятельность, не имея для этого документов. Это является нарушением миграционного законодательства, предусмотрена административная ответственность.
Новый регламент был необходим, чтобы привести в соответствие все изменения, которые были внесены другими нормативными документами. Например, с 1 января 2021 года действует приказ МВД, в соответствии с которым изменились (№536 от 30.07.2020 г.):
- формы и порядок уведомления МВД о заключении и расторжении договора с иностранцем;
- формы и порядок заполнения ходатайства иностранца о привлечении его в качестве ВКС.
То есть с 1 января 2021 г. работодатели должны заполнять бланки об увольнении мигрантов и о трудоустройстве мигрантов по новой форме. Изменилась и форма заявлений, которые должны заполнять сами иностранцы.
Кроме того, пандемия внесла свои коррективы в порядок и сроки миграционного учета.
Так, не нужно продлевать миграционный учет, если срок нахождения иностранца в России истекает в периоде с 15.03.2020 г. по 15.06.2021 г.
Напомним, что в общем случае постановка на миграционный учет должна быть осуществлена в течение 7 рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания. Исключения по срокам сделаны для граждан стран из ЕАЭС и граждан Таджикистана.
Действия по постановке на миграционный учет осуществляет принимающая сторона. Например, принимающей стороной могут выступать: гражданине России, постоянно проживающий в России иностранец или лицо без гражданства, компания, его филиал или представительство, у которых иностранец проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Принимающая сторона должна подать уведомление в ГУВМ МВД о прибытии иностранца не позднее, чем через 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
Важно!
В том случае если принимающая сторона подала уведомления о прибытии, либо уведомления об убытии не по той форме, а текст не поддается прочтению, то в приеме уведомления могут отказать.
Такое же требование было и в «старом» регламенте (Приказ МВД от 30.07.2019 г. №514).
Новый регламент содержит измененные формы, касающиеся:
- заявления иностранца или лица без гражданства о регистрации по месту жительства;
- заявления о снятии иностранца или лица без гражданства по месту жительства;
- уведомления о прибытии иностранца или лица без гражданства в место пребывания.
Регламентом изменены формы отметки:
- о регистрации/снятии иностранца или лица без гражданства по месту жительства;
- о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранцем действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания;
- о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранцем действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемой МФЦ.
Рассмотрим изменения по сравнению с предыдущим регламентом.
1. Заявление иностранца или лица без гражданства о регистрации по месту жительства.
Это заявление заполняет иностранец – в течение 7 рабочих дней с даты получения вида на жительство.
Заявление можно подать в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения, которое он избрал в качестве своего места жительства на территории РФ либо в электронной форме с использованием портала госуслуг либо через МФЦ.
Что изменилось по сравнению со «старой» формой?
Графа «Отметка о регистрации по месту жительства» дополнена графой «Принятое решение», где указывается информация о дате, ФИО и подписи должностного лица.
2. Заявление иностранца или лица без гражданства о снятии по месту жительства.
В «старом» регламенте формы такого заявления не было. Заявление заполнялось в свободной форме. Теперь форма заявления установлена. В заявлении, например, указывается основание для снятия с регистрации по месту жительства.
3. Уведомление о прибытии иностранца или лица без гражданства в место пребывания.
Обновленная форма уведомления теперь состоит из 4 страниц – ранее заполнялась на двух страницах. Это уведомление заполняет принимающая сторона. Уведомление заполняется отдельно на каждого прибывшего иностранца.
Работодателю возвращают отрывную часть бланка, которая впоследствии должна быть передана иностранцу.
Памятка: правила пребывания иностранных граждан на территории РФ
-
Сделки с криптовалютой
131 0
Согласно новому указу на 90 суток с даты снятия введенных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством для его граждан приостанавливается течение сроков пребывания на территории РФ. Что это значит? Будет считаться, что в течение 90 суток с момента возобновления транспортного сообщения с иностранным государством его граждане находятся в нашей стране законно. За это время они должны либо выехать из страны, либо легализоваться в России.
Многие считают, что всем иностранцам продлили срок пребывания в России на 90 суток. Это не так. Однозначно действие этого пункта указа распространяется только на иностранных граждан тех государств, с которыми не открыто транспортное сообщение (Украина, Молдова и др.). На граждан государств, с которыми транспортное сообщение возобновлено, это положение нового указа не распространяется, так как, согласно прежнему указу, они уже должны были выехать из России. А те, кто этого не сделал и при этом не легализовался, находятся в стране с нарушением миграционного законодательства.
Напомню: если к 15 декабря 2020 г. транспортное сообщение со страной было восстановлено1, ее граждане должны были выехать из России не позднее 90 суток начиная с указанной даты. Если транспортное сообщение со страной возобновлено позднее, ее граждане обязаны были выехать в течение 90 суток с момента открытия границ. Таким образом, граждане Азербайджана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и др. уже должны были либо легализоваться, либо покинуть Россию. На практике тех, кто этого не сделал, суды начали привлекать к ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ2. Действие их разрешительных документов не продлевалось.
Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения. Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус. Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода.
Еще раз обращаю внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2021 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.
В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.
А если уже приняты постановление суда о выдворении и решение о запрете на въезд в Россию, иностранный гражданин может легализоваться?
В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2021 г. При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда. Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.
А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.
Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2021 г. № 364
- Решение проблем миграционной политики, а также вопросов политики и экономики.
- Получение точных данных о миграционных потоках в РФ, которые нужны для ведения статистики миграции и осуществления прогнозов.
- Планирование демографического развития страны.
- Управление положением в случае чрезвычайных ситуаций.
- Защита конституции и интересов граждан РФ.
В соответствии с этими целями и формируются Правила миграционного учета в Российской Федерации. Главными среди них являются:
- После прибытия на территорию РФ, иностранец должен уведомить об этом Главное управление по вопросам миграции МВД России (далее – ГУВМ). В этой организации ведется специальный журнал регистрации иностранцев. В своей деятельности ГУВМ опирается на Административный регламент по миграционному учету.
- Свидетельство того, что иностранный гражданин поставлен на учет – это отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов.
- Не имеет места жительства.
- Работает вахтовым методом.
- Проходит лечение.
- Поселился в отель, гостиницу, пансионат и др.
- Пребывает в местах заключения.
Несмотря на то, что правила миграционного учета граждан Киргизии, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана можно назвать более лояльными, чем для других государств постсоветского пространства, нарушать их не рекомендуется.
Особое значение в процессе учета приехавших иностранцев имеет принимающая сторона. При этом нужно понимать, в чем заключается разница между принимающей и приглашающей стороной. Эти два понятия отличаются по смыслу:
- Принимающая сторона – та, у которой иностранец живет или осуществляет трудовую, коммерческую деятельность.
- Приглашающая сторона – та, что просто приглашает иностранца. После заселения иностранца приглашающая сторона может стать принимающей.
Принимающей стороной в процессе регистрации иностранцев могут называться:
- Граждане, уже прошедшие регистрацию по месту жительства в России или имеющие свое жилье, в котором можно оформить приехавшего иностранного гражданина.
- Граждане, имеющие ВНЖ Российской Федерации.
- Иностранный гражданин, у которого есть жилищная собственность в РФ, также имеет право самостоятельно встать на миграционный учет.
- Иностранец, имеющий статус высококвалифицированного специалиста, патент на работу, или у которого есть собственное жилье, также может самостоятельно встать на учет и оформить всех членов своей семьи.
- Работодатель или другое юридическое лицо.
- Представители иностранных организаций или их филиалов, имеющих разрешение на работу в РФ.
- Представители государственной власти РФ.
1. При пересечении государственной границы Российской Федерации студент получает бланк миграционной карты (исключение — граждане Республики Беларусь). Миграционная карта является документом, подтверждающим право на временное пребывание на территории Российской Федерации. Иностранные студенты в миграционной карте в поле о цели прибытия отмечают слово «УЧЕБА».
2. По прибытии к месту учебы студент должен сообщить о своем приезде:
— в деканат своего Института или Колледжа;
— специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 209).
3. Согласно миграционному законодательству Российской Федерации все иностранные граждане подлежат постановке на миграционный учёт по месту пребывания в течение:
30 дней — граждане республик Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстана;
15 дней — граждане Таджикистана;
7 рабочих дней — граждане всех остальных стран, включая граждан, въезжающих в порядке, требующем получения визы с момента прибытия.
Информируем, что с 08.07.2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Согласно изменениям уточнено понятие места пребывания:
— место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон).
Статья 21 Закона:
Основание для учета по месту пребывания
1. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В связи с этим, обязанность по постановке на миграционный учет возлагается на принимающую сторону иностранного студента. Согласно Закону сторона, принимающая иностранного гражданина, или лицо без гражданства в Российской Федерации — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Закона.
Новый регламент по миграционному учету
Для первичной постановки иностранного студента или лица без гражданства после въезда в Российскую Федерацию и прибытия в г. Санкт-Петербург принимающая сторона иностранного студента обязана обратиться в соответствующий территориальный отдел Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел или Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставить следующие документы:
1) Действительный паспорт иностранного студента или лица без гражданства, по которому осуществлялся въезд в Российскую Федерацию, и его копию;
2) Миграционную карту и её копию;
3) Заполненное Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.
Для получения разрешения на продление срока временного пребывания иностранный студент должен не позднее, чем за 20 рабочих дней до окончания имеющегося срока временного пребывания обратиться к специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 209) с копией всех страниц паспорта иностранного гражданина. После получения данного разрешения, в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения о продлении срока пребывания в Российской Федерации, принимающая сторона иностранного студента обязана предоставить в территориальный отдел Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел или Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту пребывания следующие документы:
1) Действительный паспорт иностранного студента или лица без гражданства, по которому осуществлялся въезд в Российскую Федерацию, и его копию;
2) Заполненное Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания;
3) Отрывную часть бланка Уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, подтверждающее постановку на миграционный учет;
4) Разрешение на продление срока пребывания, выданное специалистами по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 209) в виде штампа о продлении срока временного пребывания в РФ на оборотной стороне миграционной карты и копию.
Иностранный гражданин должен находиться только по месту (постановки на миграционный учет) пребывания в г. Санкт-Петербург и места фактического проживания. В случае необходимости убытия из г. Санкт-Петербург в страну постоянного проживания или за пределы Российской Федерации необходимо письменно предупредить специалистов по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров за три рабочих дня до предполагаемого отъезда.
Выезжать из г. Санкт-Петербург в другой регион Российской Федерации разрешается без постановки на миграционный учет только на 7 дней при условии, что 7-й день – день возвращения в г. Санкт-Петербург. Обязательно предупредить специалистов по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров о планируемом выезде и сроках.
Для граждан, пребывающих из стран, в порядке, требующем получения визы для въезда в Российскую Федерацию:
В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 сентября 2017 г. № 735, СПбУТУиЭ является приглашающей стороной и осуществляет оформление приглашений для абитуриентов и студентов.
Для оформления приглашения студенту или его представителю требуется предоставить специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 209):
1) Заполненную анкету на приглашение.
2) Копию лицевой страницы паспорта.
3) Договор об образовании на обучение.
4) Подтверждение оплаты за обучение.
Срок оформления приглашения на въезд составляет 20 рабочих дней. На основании приглашения, направленного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, оформляется обыкновенная учебная виза на срок до 3 месяцев, дающая право пересечь границу Российской Федерации однократно.
По прибытии иностранного студента в Российскую Федерацию, срок его пребывания продлевается путем выдачи многократной визы на период обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, но не более чем на один год для каждой последующей визы.
Для оформления многократной учебной визы иностранный студент обязан не позднее, чем за 20 рабочих дней до окончания срока действующей визы, предоставить специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 209) следующие документы:
1) Действительный заграничный паспорт.
2) Фотографии размером 3 x 4 см, матовые.
3) Миграционную карту.
4) Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства.
5) Договор об образовании на обучение.
6) За предоставление государственной услуги взимается государственная пошлина в размере – 1600 рублей (для многократного пересечения границы Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации до его представления.
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию влечет наложение административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Напоминаем также, что в соответствии с договорами об образовании на обучение, заключаемыми с иностранными студентами, они обязаны своевременно (в течение 3-х рабочих дней) с момента пересечения границы Российской Федерации, предоставить специалистам по учётно-регистрационной работе студенческого отдела кадров (каб. 209) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации и на весь период обучения.
Таким образом, во исполнение законодательства Российской Федерации и условий договоров об образовании на обучение студенты обязаны своевременно предоставить договоры (полисы) добровольного медицинского страхования, действующие на территории Российской Федерации на весь период пребывания и обеспечивающие оказание скорой помощи, экстренной госпитализации, репатриации, прохождение в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров в связи с занятиями физической культурой и спортом.
Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
Миграционный учет иностранных граждан
Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:
- лично в территориальном органе МВД;
- через интернет посредством портала «Госуслуги» — для этого нужна ЭЦП заявителя;
- через многофункциональные центры «Мои документы».
Якутия является многонациональным субъектом РФ, в котором проживают более 120 национальностей. Миграционные процессы играют значительную роль в социально-экономическом и демографическом развитии Якутии. Наибольший миграционный поток образуют граждане государств – участников СНГ. Основной целью прибытия иностранных граждан в республику является осуществление трудовой деятельности.
В целях обеспечения законности и правопорядка на территории республики миграционные процессы должны осуществляться в строгом соответствии с федеральным законодательством. О том, какие права и обязанности возникают у граждан иностранных государств в сфере миграции, а также у приглашающих их лиц, поговорим с _______________
Каковы размеры миграции?
В 2018 году на миграционный учёт в республике поставлено более 73 тыс. иностранных граждан (снизилось на 9,9% по сравнению с 2017 годом), в 1 полугодии 2019 года — более 34 тыс. граждан (рост на 5,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). На рынке оказания услуг осуществляют деятельность свыше 500 субъектов предпринимательской деятельности, привлекающих мигрантов, в том числе в г. Якутске – 255.
В связи с увеличением притока иностранных граждан считаем необходимым сделать акцент на усилении информирования иностранных граждан, находящихся на территории России, о совокупности лежащих на них обязанностей и необходимости их соблюдения.
Где закреплён правовой статус иностранных граждан, приезжающих на территорию России, в частности в Якутию?
Их правовой статус определён Конституцией РФ и Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан».
На основании каких документов иностранные граждане и лица без гражданства могут находиться на территории России?
Виза, трудовой патент, разрешение на временное пребывание, вид на жительство.
Какие у них есть права?
Иностранные граждане имеют такие же права, что и российские, за исключением отдельных моментов: они не могут работать на государственных или муниципальных должностях, не участвуют в референдумах как избиратели или в качестве кандидатов, не служат в составе вооруженных сил РФ, но могут наниматься по контракту, при этом не имеют права входить в командный состав военных экипажей.
А какие обязанности?
Правовое положение иностранцев в России и порядок постановки их на учет регулируются следующими нормативными актами:
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» В законе установлены правила проживания в стране, оформления приглашений. Отдельно определены вопросы получения РВП и ВНЖ. Дополнительно определены вопросы получения разрешений на осуществление трудовой деятельности. ФЗ «О гражданстве» Разъяснены случаи получения и отказа от российского подданства. Требуется получить РВП, затем ВНЖ. В ряде случаев возможно получение паспорта РФ в упрощенном порядке при указании такого требования в государственной программе. Указ Президента РФ №1289 от 14.09.2012 Регулируется вопросы предоставления документов о переселении в Россию. Действует на основании специальной государственной программы. ФЗ «О порядке въезда в РФ » Определяет порядок предоставления документов, оформления виз для отдельных категорий иностранных граждан. Раскрывает вопросы заполнения миграционных карт и постановки на регистрационный учет. Важно! Обязательным документом вне зависимости от страны проживания иностранца является миграционная карта. Она заполняется при пересечении границы, где указывается дата и время въезда. По ней можно находиться в России не более 7 календарных дней, после чего следует встать на миграционный учет. Общий срок действия карточки – 90 суток.
Одним из главных документов, подтверждающих легальное пребывание на территории РФ, является миграционная карта. Она заполняется всеми иностранцами, приезжающими из-за рубежа в Россию с паспортами иностранного подданства. Исключение сделано только для лиц с удостоверениями личности Республики Беларусь. Важное значение имеет цель пребывания на территорию РФ – это может быть работа, восстановление с семьей, деловая или туризм.
Ланцев Д.Д., инспектор подразделения ГУ МВД РФ по Свердловской области
Правила пребывания иностранных граждан на территории РФ
Особенности миграционного режима в РФ заключаются в следующем:
- При нахождении в стране более 7 календарных дней – обязательна постановка на учет по месту проживания. Для этого нужно обратиться в УВМ МВД РФ по месту нахождения.
- Соблюдение срока пребывания в стране – не более 90 дней каждые пол-года по визе. По РВП – до 1 года, по ВНЖ – до 5 лет, допускается продление.
- Для постоянного нахождения в стране необходимо оформление РВП. Документ дает право на оформление трудового договора со сроком действия до 3 лет с продлением каждый год. После этого есть возможность получить вид на жительство. ВНЖ действует в течение 5 лет и может продляться на тот же период.
Для продления разрешения на проживание иностранцу или ответственному за его пребывание на территории РФ резиденту необходимо обратиться в миграционную службу не позднее, чем за 2 месяца до момента окончания срока действия регистрации.
Для приглашения иностранного работника из-за рубежа предварительно организации требуется получить разрешение на выделение квоты от российских властей. Для этого необходимо соблюсти следующие этапы:
- Запрос на предоставление рабочей силы в Центр занятости в регионе ведения коммерческой деятельности с указанием профессий, количества специалистов, назначенному окладу. Заявление подается за год, в котором планируется привлечение иностранцев.
- Если нужные кадры не найдены с установленными условиями, то организации выдается заключение об отсутствии сотрудников по заданным характеристикам.
- Подается заявление на выдачу квоты на привлечение сотрудников из-за рубежа в ГУВМ МВД РФ. К нему прикладывается документ из Центра занятости в обоснование отсутствия нужных кадров в России в обозначенном количестве специалистов и необходимости приглашения их из-за рубежа. Минимальны уровень заработной платы должен быть установлен не менее прожиточного минимума в регионе нахождения юридического лица.
- Ходатайство с приложенными документами рассматривается в течение 30 дней миграционным органом субъекта России. ПО итогу выдается решение в предоставлении квоты на следующий год либо предоставляется отказ с указанием причин.
- На основании свидетельства о привлечении иностранной рабочей силы оформляются разрешения на каждого сотрудника из-за рубежа, который привлекается для осуществления определенного вида трудовой деятельности. Их выдают в индивидуальном порядке в отделении ГУВМ МВД РФ на каждого работника. Срок их действия составляет 1 год с правом продления.
- После пересечения иностранными сотрудниками границы России необходимо подать уведомления в миграционную службу об их прибытии с указанием точного места проживания и характеристик пригласившей в РФ организации.
- По окончанию действия разрешения на квоту и документов на работу на каждого сотрудника из-за границы необходимо выслать сотрудников за рубеж.
Для регистрации иностранцев в России по прибытию необходимо в обязательном порядке предоставить в миграционную службу следующие документы:
- уведомление о прибытии – по форме, утвержденной ГУВМ МВД РФ в актуальной форме;
- копия удостоверения личности принимающей в РФ стороны и иностранного гражданина;
- виза – в случае, если въезд осуществился подданным страны, которым требуется для поездки в РФ предварительно получить разрешение;
- миграционная карта – оформляется на пограничной службе.
Все документы подаются в копиях с предоставлением оригиналов с целью сверки их сотрудниками госучреждения и подтверждения подлинности при личной подаче извещения в ФМС РФ. В случае отправки Почтой России требуется отправить дубликаты, заверенные кадровым или другим отделом организации-работодателя, либо подписью руководителя компании и синей печатью.
Обязательна подача бумаг, подтверждающих наличие сведений о регистрации юридического лица в госреестре. К ним относятся свидетельства ОГРН, о присвоении ИНН, приказ о назначении директора, доверенность на сотрудника компании, ответственного за оформление миграционных бумаг от имени организации, приказ о назначении его на должность. В случае, если интересы компании представляет сторонний посредник – юрист или адвокат, то на него необходимо оформление доверенности в нотариальном порядке с указанием всех полномочий.
Если иностранец планирует длительное время находится на территории России, то ему необходимо получить разрешение на временное проживание (РВП). Оформление осуществляется на основании квоты. Получить документ могут вне очереди следующие категории иностранных граждан:
- рожденных от россиян;
- зарегистрированных в официальном браке с подданными РФ;
- имеющих на территории России детей;
- с местом рождения – РСФСР или СССР.
Оформление РВП осуществляется также в УВМ МВД РФ по месту пребывания. Для получения разрешения необходимо предъявить помимо заявления сертификат на знание русского языка, миграционную карту, чек об оплате госпошлины и паспорт.
Согласно указу президента № 364, с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно:
- иностранные граждане из стран ЕАЭС могут заключать трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) без учета требований к заявленной цели въезда в РФ;
- иностранные граждане, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, могут обратиться с заявлением о выдаче или переоформлении патента на работу без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и к заявленной цели въезда в РФ;
Другими словами, иностранные граждане из Азербайджана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины до 31 декабря 2021 г. могут обращаться за патентом на работу без учета требований к сроку подачи документов и заявленной цели въезда в страну.
Важно! Напоминаем, что с 1 мая авансовый платеж для продления патента на работу необходимо вносить по новым реквизитам казначейства.
Помимо этого, согласно новому указу президента № 364, с 16 июня до 31 декабря 2021 года работодатели мигрантов и заказчики работ или услуг, которые получили разрешение на привлечение и использование иностранных работников, вправе обратиться с заявлением о выдаче или продлении разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в РФ по визе, без учета требований к заявленной цели въезда в РФ.
Таким образом, иностранные граждане смогут легально работать до истечения сроков действия трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), патентов или разрешений на работу.
Правила поведения пользователей на сайте
До 30 сентября 2021 г. иностранному гражданину необходимо обратиться в территориальные органы МВД России с заявлением в произвольной форме об урегулировании своего правового положения в случае, если:
- иностранец прибыл в Россию до 15 марта 2020 года и по состоянию на 16 июня 2021 года у него нет законных оснований для пребывания на территории РФ;
- иностранец не выехал из России после возобновления транспортного сообщения с его государством.
При обращении таких граждан с заявлениями, к ним не будут применяться санкции, в том числе депортация, запрет на въезд и т.д.
Это же относится и к иностранным гражданам, у которых закончились сроки временного пребывания, временного или постоянного проживания в России в связи с истечением 90 дней с момента открытия границы РФ с их страной.
Важно! Иностранные граждане, которые урегулировали свой правовой статус в России, могут обратиться в территориальные органы МВД Росси для оформления разрешительных документов на работу в России или временного или постоянного проживания в стране.
Иностранные граждане, которые не урегулируют свой правовой статус в РФ, должны уехать из России до 30 сентября 2021 года.
Иностранному гражданину не нужно обращаться в МВД, если:
- по состоянию на 16 июня 2021 г. у иностранного гражданина есть действительная виза, документы с проставленными отметками о разрешенном сроке пребывания, или подтверждающие временное либо постоянное проживание иностранца в России;
- окончание сроков временного пребывания иностранного гражданина приходилось на период после 15 марта 2020 г. и течение этих сроков было приостановлено без необходимости обращения в территориальные органы МВД России.
В этих случаях срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации продлевается без необходимости обращения в территориальные органы МВД.
С полным текстом Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» вы можете ознакомиться на этой странице.
Пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна статья о новом указе президента № 364 о временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан в России в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции до 31 декабря 2021 года или поделитесь информацией о продлении сроков действия документов мигрантов с 15 июня в соц. сетях:
Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется целым рядом нормативно-правовых актов:
- ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
- ФЗ № 62 «О гражданстве Российской Федерации»;
- ФЗ № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
- ФЗ № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В перечисленных нормативно-правовых актах устанавливаются ключевые моменты пребывания иностранных граждан в России.
В этой статье мы расскажем вам «человеческим» языком о том, что должен знать иностранный гражданин находящийся на территории РФ, чтобы не нарушать закон и не рисковать получением запрета на въезд в РФ.
По общему порядку срок пребывания иностранца на территории России ограничен действием оформленной ему визы при ее наличии. Но стандартное правило гласит, что этот временной промежуток не должен превышать 90 суток в течение каждых 180. То же самое касается и тех, кто прибыл на территорию РФ в рамках безвизового режима. По завершению указанного срока иностранец обязан покинуть территорию страны.
Похожие записи: