Поминают ли умершего в день его рождения у христиан ответ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Поминают ли умершего в день его рождения у христиан ответ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В современном мире традиции немного упрощены, но есть церковные рекомендации, которыми не стоит пренебрегать в день, когда родился отошедший.

  • Разрешается поехать на место вечного упокоения, давать милостыню нуждающимся. Категорически запрещается организовывать застолья, и пить алкоголь.
  • Необходимо контролировать свои эмоции, можно принести искусственные или живые цветы, зажечь свечу.
  • Не стоит рыдать на могиле умершего, это может растревожить усопшего и вынудит его душу страдать.
  • Поминать сына или дочь, отца или мать можно в какой угодно день. По этому поводу нет никаких ограничений, это близкие и родные люди.
  • Если же речь идет о не таком близком родстве, то лучше всего проводить поминальные обряды в отведенные для этого дни памяти.
  • Если потеря случается у женщины в положении, то ей разрешается отсутствовать на церемонии похорон, даже если усопший являлся ей близким родственником или супругом. Беременность это важное и ответственное время, не стоит заряжаться негативными эмоциями. Разрешается позже пойти в храм, произнести моление и поставить свечу за душу покойного.

Раздумывая над тем, нужно ли каким-то образом отмечать день рождения покойного лучше следовать поверьям предков и советам церкви, тогда вы сможете получить аргументированные ответы на подобные вопросы.

Традиции и молитвы к усопшему в день его рождения

Не является необходимостью самостоятельное чтение молений. Как говорилось выше, можно попросить священника, чтобы он молился об обретении покоя душой усопшего. После молитвы категорически запрещено организовывать застолья. Это никоим образом не поможет душе близкого человека, а только растревожит и расстроит. Лучше поговорить с умершим. Поделиться планами на будущее, рассказать о прошлом, поделиться своими переживаниями.

Молитва помогает установить связь с душами. Нашим близким людям необходима помощь в обретения покоя, поэтому рекомендуется часто читать молитвы подобного рода.

Есть множество заупокойных молитв. Они разделяются по времени прочтения. Есть молитвы, которые принято читать до истечения сорока дней. Есть те, которые читают по истечению сорока дней. Есть разновидность молитв, именуемая акафистами – это молитвы, которые читают первые девять дней после смерти человека. На год читают молитвы из тропаря.

Рекомендуем ознакомиться с некоторыми подобными молениями:

Данная молитва читается до истечения сорока дней.

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.»

Эта молитва читается после сорока дней.

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Данная молитва читается на год со дня смерти.

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина.»

Никто не застрахован от смерти и бывают случаи, что у супруга умирает жена. В молении по жене следует также обращаться к Иисусу Христу.

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.»

День рождения умершего человека — что делают, отмечают ли

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.

Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим, (имя) , душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.

Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.

Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившей и воспитавшей мя материю моею, (имя) – , душу же ея, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъята бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от нея милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшую незабвенную для мене рабу Твою, матерь мою (имя), но отпусти ей вся согрешения ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная ею в житии ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй ю и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши ю в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.

Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоей Твоей (имя) теплую молитву мою сию и воздай ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя ею о мне моления пред Тобою и за все дары, ею испрошенные мне от Тебе, воздай ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Принять решение о том, посещать могилу умершего человека в его день рождения или нет, каждый должен принимать сам. Правильного ответа нет – как и особых запретов. Если у вас появилась потребность сходить на погост, вы можете навестить покойного. Обратите внимание: приносить с собой сладости, напитки (в том числе и алкогольные) запрещено. Если вам хочется порадовать душу покойного, на его могиле вы можете оставить зажженную свечу или лампаду, цветы – подойдут как искусственные, так и живые, предмет, который усопший ценил при жизни, красивую открытку с теплыми словами. Запрещается в этот день сквернословить, курить и ругаться или ссориться – как на кладбище, так и за его пределами.

Как сегодня отмечается день рождения умершего человека? Посещение кладбища, где похоронен усопший, в его день рождения в наши дни стало обычаем, которому следуют многие. Однако, если прийти на погост не получается, ничего страшного не происходит, не стоит слушать суеверий, касающихся этого. Вместо этого можно обратиться в храм, заказать панихиду, которая принесет покойному успокоение, помолиться вместе со священником, а затем со светлыми мыслями отправиться домой, куда уже приглашены родные и друзья покойного, его коллеги и соседи. Домашние поминки позволяют привлечь к умершему внимание, чтобы члены семьи и друзья могли помолиться за упокой его души.

Можно ли отмечать дни рождения умерших людей по православию

У современной православной церкви другой взгляд на это: церковь говорит, что поминать человека в этот день можно и даже нужно, то есть поминки следует устраивать на девятый и сороковой дни после смерти человека, также на годовщину его смерти; а кроме того – и на день рождения. Служители церкви говорят, что на кладбище можно убраться, а также принести цветы – живые (для вазы) или просто искусственные, а также поставить у памятника свечку или лампадку. Священнослужители говорят, что нельзя устраивать на могиле поминки с алкоголем, но мы сделаем примечание о том, что так не стоит делать в принципе, а не только на день рождения усопшего.

Как ни странно, предки понимали некоторые жизненные законы больше, чем современные люди, живущие в прогрессивное время. Они обладали мудростью и хорошей интуицией, имели тесную связь с природой. Как относились к поминовению в давние времена:

Раньше традиции были немного другие, и люди поступали так, как сейчас уже не принято. Например, на могилу усопшего не носили поминальную еду. А также не проводили обряд поминовения в честь дня появления на свет покойного. И тем более не решались праздновать его именины.

Пока человек был жив, его день рождения как правило отмечался. В большинстве случаев сценарий примерно такой: в доме наводится порядок, приходят близкие люди, накрывается стол. Имениннику дарят подарки, говорят теплые слова.

Когда человек переходит в иной мир, он лишается тела. Но у духа сохраняются те же привычки, интересы, привязанности и предпочтения, что и у живого. Поэтому день рождения умершего человека строится по тем же принципам — сделать имениннику приятное, одарить, покормить.

Человек всю жизнь привыкал к своему дому, к любимым местам, людям, с которыми общался. После смерти он будет скучать и по инерции приходить туда, где ему было хорошо. Он даже может пытаться напомнить о себе, чтобы вызвать в близких чувства и эмоции. А те, кому он был дорог при жизни, своими чувствами и эмоциями призывают покойного. Так происходит взаимный обмен, притяжение. Именно через чувства с покойным устанавливается связь. В этом главный смысл поминания в день рождения умершего.

Если человек был верующим, то заказывают службу в храме, служат заупокойную мессу, панихиду или сорокоуст, вкушают просфору за упокой, ставят свечу. Обычно посещение храма идет в первую очередь, по дороге на кладбище. Если у кладбища имеется своя часовня, можно провести службы в ней.

Общую информацию о посещении кладбища можно узнать из моей статьи «Правила посещения на кладбище — как вести себя на кладбище». Сейчас же речь пойдет о дне рождения умершего.

Посещение кладбища в день рождения умершего очень важно для него. Если живые люди делают уборку дома для себя, то уборка могилы и территории делается для покойного. Кладбище это уже не дом, а лишь временное пристанище, но внимание к покойному, чистота и уборка будут ему приятны.
Это делается чтобы усилить связь с покойным, которая была при жизни. Поэтому важно вложить во все, что вы делаете в день рождения умершего, все чувства к нему. Так легче привлечь умершего, и ему проще дать вам весточку, что он вас видит и радуется вашему приходу. Я писал о том, видят ли нас умершие на кладбище, здесь.

Придя на могилу, ее тщательно убирают, приводят в порядок. Мертвому приятна такая забота. Подробно про благоустройство могилы на кладбище здесь. После уборки могилку украшают, ставят цветы и подношения, зажигают свечу, чтобы умерший легче видел дорогу в темноте и мог согреться. Разговаривают с ним, рассказывают новости, что произошло за это время, хорошее или плохое. Лишенному связи с миром покойному будет все интересно. Вспоминают общие события, показывая что помнят о нем, что он по-прежнему дорог и любим, хоть и находится теперь в ином мире. Уместно в день рождения умершего повеселить его шутками и смешными историями.

При жизни мы все наслаждаемся самым доступным удовольствием — едой. Ушедший в иной мир не может позволить себе эту роскошь, поэтому близкие могут порадовать его. Чтобы дать покойному ощущение сытости, с собой приносят хлеб, или кусочек того блюда, которое он любил при жизни. Сладости, конфеты. Детям часто несут кусочек тортика, в который можно воткнуть свечу. Сам торт остается дома, для поминающих. Детки при жизни любят сами задувать свечки на именинном торте. Дух ребенка может таким образом подать вам знак и немного развлечься.
Из продуктов, которые любят ушедшие в иной мир, можно принести кофе. Если день рождения умершего приходится на церковный праздник, например на Пасху, несут кусочек пасхи или яйцо. Очень хорошо принести освященную еду, дать причаститься. Освящение еды помогает уменьшить прегрешения человека, дает более чистую энергию.

Курившему при жизни можно прикурить сигарету или табак и оставить тлеть. Запах дыма порадует покойного. Алкоголь для взрослых ушедших ставят в стакан и накрывают куском хлеба. Можно принести водку, коньяк или вино. Алкоголь бодрит и веселит покойного, как и при жизни. Кроме того, виноградное вино можно разбавить водой и окропить могилу. Вино это сок растения, которое имеет приятный запах и свойство очищать. Такое орошение почистит погост от плохой энергии.

Можно ли поминать усопших в день их рождения?

На могилу в день рождения умершего нельзя нести соль. Покойные не любят соль и боятся ее. Соль разъедает все, включая кости. Это качество соли используется магами в чистках для защиты от мертвых. Поэтому не солите мясо, котлеты и другую еду, которую принесете на могилу.
Не любят умершие и кровь. Она напоминает им о разложении, о потерянной плоти. Кроме того, она вызывает в них агрессию. Это свойство тоже применяется в черной магии, чтобы управлять темными духами. Поэтому если вы готовите на поминки, и особенно несете в день рождения умершего на могилу мясо — важно хорошо прожарить его.

После посещения могилы близкие возвращаются домой и завершают поминание в день рождения умершего. Накрывают стол, желательно чтобы он включал и блюда, любимые покойным при жизни. Готовить и кушать их лучше, вспоминая близкого человека добром и теплым словом. Для покойного отдельно накрывают столик, где ставят все «по-сухому»: бутылка или стакан водки, кусок хлеба, немного любимой еды. Можно и тут зажечь тлеющую сигарету.
Собравшиеся кушают и поминают именинника хорошими словами, наполняют добрыми эмоциями застолье, показывая ушедшему что он не забыт.

Если человек был неблагополучным: алкоголик, наркоман, преступник, самоубийца — пышных поминаний не устраивают. Помянуть в день рождения усопшего с такой судьбой не собираются толпы, и даже компании. Как правило это только самые близкие люди, чаще всего мать или дети. Тут не до увеселений.

Обычно близкие приходят на могилу, убирают ее, ставят зажженную свечу, оставляют нехитрую еду — хлеб или бутерброд, и уходят. Поминать добрым словом и делать приятное человеку, который при жизни причинял родным боль и страдания, мало у кого найдутся силы. Даже старая мать, если это был ее непутевый сын, скорее будет скорбеть о своей одинокой старости, и о его загубленной жизни.

Дома такого человека поминают только самым ограниченным кругом, и без затей. Приглашать в дом его не нужно.

Пока о человеке помнят — он наполняется силами, продолжает жить в потустороннем мире. Поэтому если вы заботитесь о посмертии близкого — отмечать его день рождения нужно всегда.
Если умерший чувствует что о нем забывают, он может озлобиться, обидеться, разозлиться. Попытается привлечь ваше внимание, создавая помехи и неприятности. Или еще хуже — перестать вам помогать. Перешедшие в иной мир могут знать то, что от нас скрыто, и стараются защищать нас. Но когда о них забывают, они теряют силы. Им самим становится сложно существовать.

Тонкие миры живут по тем же принципам и законам что и земные. Для существования в них нужна пища(энергия). И пищей могут служить те сущности и духи, которые там обитают. Поэтому если о духе забывают, он становится перед выбором: идти в новое воплощение, тихо угаснуть от «голода» или начать пожирать свое окружение. Такие духи становятся падальщиками.

Порядочные при жизни люди предпочтут не портить вам жизни не пожирать других, более слабых, и будут тихо угасать. Те же, кто здесь был склонен к обману и насилию, быстрее адаптируются к стрессу и начнут воровать энергию с тех мертвых, которые не могу постоять за себя.

Господь создал человека для вечной радостной жизни в райском саду. Однако греховный яд, который вкусили первые люди, отравил человеческий организм тлением и смертью. Как сказано в ветхозаветной книге Премудростей Соломоновых:

«Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его» (Книга Премудростей Соломоновых, 2–23, 24).

Человек обрек себя на вечные муки вдали от Бога и Его Любви. Но все меняется с приходом в мир Христа. Дверью в рай стал Крест. Орудие казни, на котором Иисус Христос добровольно принёс себя в жертву за грехи человечества.

«Смерть Гос­по­да да­рова­ла нам бес­смер­тие; сой­дя в ад, Он сок­ру­шил его си­лы и раз­ру­шил его мо­гущес­тво» (святитель Иоанн Златоуст).

Воскресший Христос упразднил смерть, даровав верующим в Него бессмертие души.

«Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор. 15:55) — торжественно восклицает христианский мир устами апостола Павла. И сквозь два тысячелетия звучат ободряющие слова:

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин.11:25–26).

Иисус Христос взял на себя греховное бремя, удаляющее людей от Бога. Он дал ключ к бессмертию души:

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5,24).

Слушающий Христа — это тот, кто старался соблюдать Его заповеди. Дарил любовь, совершал дела милосердия, участвовал в Таинствах и раскаивался в своих грехах. Человека, на земле непрестанно идущего навстречу Господу, в загробной жизни встретит Христос.

«Тщательно подвизающиеся в добродетели, переселяясь от здешней жизни, поистине как бы отпускаются на свободу от страданий и уз» (святитель Иоанн Златоуст).

Душа же, которая в земной жизни пряталась от Божественного Света, будет ослеплена, оказавшись с Ним лицом к лицу. Ее будет притягивать привычный мрак страстей и греховных наклонностей.

«Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело, со всех сторон бывают освещаемы им, однако являются вне света, будучи удалены от него чувством и зрением. Так и Божественный свет Троицы есть во «всём». Но грешники, заключённые во тьме, и среди него не увидят его и совершенно не имеют божественного познания и чувства, но опаляемые и осуждаемые своею собственною совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Однако окончательная участь души не решена до дня Страшного Суда. Именно тогда грешные люди навсегда будут отделены от праведников и удалены от Господа.

«Покой праведников и скорбное состояние грешников, до дня всеобщего суда, не есть мздовоздаяние полное, но каждая отшедшая душа, после предуготовительного суда над нею, остается еще в ожидании или полного обилия вечных радостей или более тяжких вечных мучений» (митрополит Сергий (Ляпидевский).

После расставания с телом душа уже не может принести плоды покаяния. Но сделать это за усопших родных может наша молитвенная память о них.

Смерть как переход от земной жизни к вечности не прекращает существования души.

«Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31). Многие имеют в своем опыте подтверждение этих слов. Ведь наша любовь к ушедшим людям не заканчивается в момент их физической смерти. Она находит своё выражение в нашей молитвенной памяти об усопших.

Недаром Православная Церковь установила специальные дни поминовения усопших.

Это третий, девятый, сороковой день с даты смерти, родительские субботы, Радоница. Кроме того, принято особенно вспоминать ушедших родных в день их смерти. То есть в момент их рождения для новой вечной жизни. В день Крещения, когда на свет родился новый христианин. И в день рождения усопшего, когда его душа явилась в этот мир.

«В день рождения или в день Ангела мы молимся за усопших, потому что помним и любим их. И если при жизни мы молились о здравии наших близких, то после их смерти просим Бога об их спасении» (иерей Иоанн Коханов).

День рождения — это первый пункт на пути следования человека к Богу. И человек всегда будет трепетно относится к тому моменту, когда его глаза впервые увидели этот мир. Поминовение в день рождения усопшего — дань памяти и уважения, духовное соединение и молитвенная поддержка. Это проявление нашей любви, которая не заканчивается даже после смертной разлуки. Священник Георгий Харин подчёркивает:

«Самое важное – не потерять внутренней связи с этим человеком. Не забывать его, делать что-то доброе в память о нем».

День рождения усопшего — ещё один повод проявить любовь к нему и молитвенно почтить его память.

«Долг любви к ближним обязывает нас молиться за усопших, которые отошли в вечность. Совершая молитвы за усопших, мы тем самым свидетельствуем свою любовь к ним, выражаем сострадание, милосердие» (архимандрит Кирилл (Павлов).

Потому на вопрос: «как отмечается день рождения умершего человека?» имеется однозначный ответ — нужно молиться. Молятся как в частной домашней молитве, так и соборно в церкви.

Апогей всей церковной жизни — Божественная Литургия. На ней хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, принесённые в жертву во искупление грехов. Потому, как пишет святитель Кирилл Иерусалимский:

«превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит Святая и Страшная Жертва».

Традиция поминать усопших родственников восходит ещё к апостольским временам, о чем напоминает святитель Иоанн Златоуст:

«Не напрасно узаконили апостолы творить память об умерших при совершении Страшных Таинств. Они знали, что умершим будет великая выгода, что они получат от этого много пользы. Когда весь народ стоит, простирая руки, и сонм священников с ними; когда предлежит Страшная Жертва — как мы можем не умилостивить Бога, молясь за тех людей?».

Кроме поминовения на проскомидии можно заказать панихиду. Это особое богослужение, в котором молятся о прощении грехов усопших и дарования им упокоения в Небесном Царстве.

О важности и необходимости церковного поминания усопших образно говорит священник Филипп Ильяшенко:

«Можно сравнить это (поминание в Церкви) с тем, как необходимо руки мыть, когда ты пришел домой, но этого недостаточно, нужно рано или поздно идти в душ или в баню. Так, венцом и смыслом всего, что происходит в Церкви, является таинство Божественной Евхаристии, литургии, когда мы поминаем живых и умерших, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой».

Ушедшие из земной жизни люди нуждаются только в одном — искренней молитве за них. Поэтому помимо молитвы в Церкви в день рождения усопшего, необходимо вспомнить его и в келейном обращении к Господу.

«Когда будешь молиться об упокоении души усопшего, принудь себя помолиться о нем от всей души, памятуя, что это существенный долг твой, а не одного священника и клирика» (праведный Иоанн Кронштадтский).

Существует благочестивая традиция читать по усопшим Псалтирь. Эта книга состоит из духовных песен-псалмов, написанных ветхозаветным царем Давидом и другими авторами.

«Чтение псалтири в память усопших несомненно приносит им великое утешение. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело» (святитель Афанасий Сахаров).

Уместным будет посещение кладбища в день рождения умершего. Там можно совершить чин литии — краткое последование панихиды, которое может читаться мирянами. Также мы можем почтить память усопшего подаянием от его имени милостыни.

«Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, Спасительная Жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели, сколько заслужили они по грехам своим» (блаженный Августин).

Как отмечают день рождения умершего человека в православии

Как поминать усопшего в его день рождения в церкви? Конечно же, заказать соответствующий дате молебен. Для этого вовсе не нужно вникать в тонкости православных традиций, достаточно лишь побеседовать с батюшкой или работниками церковной лавки. Они обязательно объяснят, какой именно молебен требуется.

Однако если заказать поминовение возможности нет, то отказываться от посещения храма не нужно. Помолиться за усопшего вполне можно и самостоятельно, используя собственные, простые, понятные и искренние слова.

В современном мире достаточно актуален вопрос о том, поминают ли усопших в их день рождения оставшиеся на этом свете супруги в том случае, если с покойными они находились в разводе. У церковнослужителей единого мнения в данном вопросе нет. С точки зрения церкви, развод является нонсенсом, из ряда вон выходящим событием и допускается лишь при наличии объективных причин. К примеру, физиологической несостоятельности одного из супругов. Но мирская регистрация отношений и браком не является в принципе. То есть для священника пара не обвенчанная – не муж и жена. С другой стороны, православное духовенство в нашей стране не проявляет особой жесткости в вопросах брака ввиду того, что народ перенес десятилетия безверия.

Поминовение бывшего супруга не возбраняется, как и любого другого человека. Однако молиться за него нужно просто, не делая акцент на близости. То есть достаточно обычного текста.

Священнослужители рекомендуют заказать молитву, или панихиду. Некоторые люди даже оплачивают приезд священника на могилу, чтобы провести соответствующий молебен за упокоение души.

Что делают в день рождения умершего человека, мнение священника:

  • То же самое можно сделать не на кладбище, а посетив храм, и купив свечку. Если нет средств на заказ молитвы об упокоении, можно прийти в церковь помолиться, и просто поставить свечу.
  • Вы вспомните об умершем, и сможете успокоиться. Есть несколько моментов, на которые делают ударение священнослужители. Ни в коем случае нельзя приходить на погост, устраивать бурных поминок.

Согласно канонам православия, после смерти устраивают поминки покойника. Причем некоторые даты являются наиболее важными. Это обусловлено процессами, которые происходят с душой при переходе от земной жизни к вечной. Родные обеспечивают поддержку умершему близкому: читают молитвы, а еще выполняют простые ритуалы. Отмечают особые даты, определенные православной церковью:

  • день похорон (третий день после смерти): душа усопшего только начинает осознавать себя в новом качестве, ближе ко дню погребения уже приходит осознание произошедшего, в это время бесплотную оболочку сопровождают ангелы, пока душа обреталась на земле, посещала знакомые места, после похорон она появляется перед престолом Господним;
  • девятый день смерти: душа повторно предстает перед Отцом Небесным, причем 9 день является важным, потому что бестелесная оболочка отправляется в ад для прохождения тяжких мытарств 30 дней;
  • сороковой день после кончины: нужно помянуть христианина, т. к. на 40 день он в третий раз предстает перед Богом, но теперь уже с целью проведения над ним частного суда – определяют, перевешивают ли грехи добрые деяния, как результат, нетленная оболочка попадает в ад или рай;
  • годовщина смерти: для покойного даты после 40 дней уже не существуют, ощущение времени отсутствует, на землю души уже не возвращаются, поэтому будет правильно проводить поминки так, чтобы успокоить собственную душу, умерить боль, вместе с тем и помянуть покойного;
  • день рождения усопшего: для бестелесной оболочки усопшего день рождения тела не так существенен, как для его родственников, большее значение имеет возрождение к новой жизни, по этой причине поминание покойника в такой день – это способ почтить память усопшего, для самой же души он не так важен (с точки зрения трансформации).

Чтобы определить день поминок, необходимо взять календарь, отметить дату, когда умер близкий человек. Затем отсчитывают необходимое количество дней, начинают с того, когда наступила смерть родственника. Для сравнения многие пропускают его, что приводит к ошибкам при проведении поминок.

Совпадения, при которых день поминовения (дата смерти умершего) приходится на дату его рождения, случаются редко. Но мало кто знает, что при этом делать: надо ли ехать на кладбище, посещать могилу, следует ли собраться дома, чтобы отметить такой день. Нужно учесть, что у человека сразу 3 даты рождения, причем каждая из них символизирует разное:

  • дата появления на свет: при рождении основным является тело, благодаря ему формируются привычки, происходит мыслительный процесс, случаются различные события, этот день считается днем рождения человека;
  • крещение: во время таинства происходит возрождение Святого Духа в жизнь духовную, при этом происходит своеобразная смерть человека, но лишь для жизни неправедной (плотской, греховной), после чего появляется возможность принимать участие в различных таинствах христианства;
  • дата смерти: в конце концов, за свою жизнь человек рождается в третий раз, но при этом возрождение касается уже его души, она переходит в новую форму существования (покидает тело, обретается в вечности).

Это один из способов сохранить триединство, которое, прежде всего, проявляется в виде Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух).

Как поминать умершего в день его рождения и в другие даты

На день рождения покойного родственники должны вести себя так, будто устраивается праздник для живого. При этом подразумевается, что необходимо создать похожую атмосферу: спокойствия, положительных эмоций. Это подчас проблематично выполнить, особенно если поминки приходятся на день рождения вскоре после похорон. Однако соблюдение некоторых правил позволит проявить уважение к душе покойника.

При посещении церкви следует уточнить у священника, в какую из суббот проводят панихиду. По возможности нужно выстоять службу. После этого появится много возможностей для совершения поминовения: можно поставить свечу в церкви или совершать все действия дома (также ставится свеча, но перед образами, произносится молитва). Чтобы при проведении службы упомянули и умершего, необходимо подать записку с именем (через церковную лавку).

В поминальные дни, а также любой другой (за исключением религиозных праздников) можно отправиться на кладбище. Там проводится легкая уборка, т. к. более тщательное вторжение на кладбище может быть чревато последствиями (если дух умершего ощутит, что его вещи уносят, выбрасывают). Чаще всего подобная опасность возникает при посещении могилы до 40 дня, когда бестелесная оболочка еще находится между мирами. Позднее можно убирать, как того требует ситуация (выбрасывают старый венок, сухие цветы и т. д.). Причина более свободного поведения на кладбище – завершение цикла трансформации бестелесной оболочки.

Проявление сильных эмоций может привлечь душу умершего, она будет испытывать страдания вместе с живыми родственниками, поэтому каждый пришедший на кладбище должен постараться избегать надрыва чувств, сохранять спокойствие.

Ездить на кладбище можно вне зависимости от повода: поминовение недавно преставившегося родственника или почтение памяти давно почившего близкого человека. В обоих случаях рекомендуется поставить в вазу / положить на могилу цветы / посадить живые растения. Ответ на вопрос, можно ли ходить на кладбище в день рождения умершего, будет положительным, как и в любое другое время: на 9, 40 день, первую и последующие годовщины.

Молитвенное слово очень сильное. По этой причине родственники поминают умершего, читая священные тексты. Такой способ считается достаточным, если речь идет о помощи усопшему, когда он проходит мытарства. Не имеет значения, в какой день читаются молитвы: в день рождения усопшего, одну из поминальных суббот, сразу после похорон. Эффект всегда одинаково сильный. Вот почему не рекомендуют употреблять спиртное, заниматься чревоугодием на кладбище – это ненужные атрибуты поминок, которые не приносят пользы ни живым, ни мертвым.

Как правильно отмечать день рождения умершего

Традиция поминовения умерших сложилась достаточно давно. Согласно византийско-христианскому обряду, как писалось выше, проводились поминки три раза:

  1. В день похорон, что на самом деле третий день со дня смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи.
  2. На девятый день со дня смерти.
  3. На сороковой день (так называемые сороковины).

Далее процедуру повторяют каждый год в день смерти, а не раз в полгода, вопреки мнению некоторых людей. Сам обряд уходит своими корнями далеко в древность.

Некое подобие поминок есть и в вероисповедании других народов, так как многие связывают свою веру с бессмертием в другом мире. По христианским традициям вся процедура в конечном итоге сводится к поминальной трапезе.

В славянских странах принято отмечать знаковые даты для живых людей, такие как именины и дни рождения, а после гибели – поминки.

Такая дата чрезвычайно значима для христиан, так как они чистосердечно веруют в бесконечную жизнь, и наедятся на встречу с Богом. Именно по этой причине, по мнению христиан, для человеческой души не существует никакого завершения.

Кроме молебна, на один год смерти в церкви часто заказывают:

  1. Поминание в процессе проведения богослужения утром. Проводят следующий обряд: из кусочка хлеба все извлекают небольшие части за новопреставленного.
  2. Сорокоуст – поминание на сорока церковных службах.
  3. Панихиду – обычно производится в субботу, но много договориться и выбрать любой другой день. К такому обряду можно обращаться хоть каждые 7 дней, но один год – дата серьезная.
  4. Литию – следующий тип службы за упокой души. Она намного короче вышеупомянутой и производится в любое время.

На любом мероприятии за упокой молиться должны все пришедшие, так как считается, что у батюшки не будет достаточно сил, чтобы вложить в молитвы все переживания, которые испытывают близкие покойника.

Поминать можно не только в общепоминальные дни. Чтением молитв и вспоминанием людей заниматься разрешается в абсолютно любой день, но правильнее всего делать это на:

  1. Третий, девятый и сороковой дни после кончины. Именно в это время человек держит ответ перед Богом и его душа ожидает перехода к вечной жизни, так как, по мнению христиан, душа не может умирать. В эти дни она нуждается в помощи от родных, а именно в молитве и воспоминаниях.
  2. Годовщину с момента кончины. Уход в другой мир ничуть не менее важное событие, чем день рождения. Для многих это второе рождение и переход в бесконечное бытие. Обязательно нужно помянуть умершего человека в этот день добрым словом. Неважно, какой это месяц: октябрь, ноябрь или июнь.

Церковь не запрещает проводить молитву каждый день. Кроме индивидуальных дат есть еще и общие, когда помянуть родственников считается обязательной процедурой.

По мнению христиан, молитва облегчает прохождение человека в другой мир и спасает даже самых безнадежных грешников. Чтобы панихида была отслужена по правилам, необходимо прийти в храм, а именно в лавку свечей. Там можно записать имя умершего человека.

При подаче записки нужно принести какие-нибудь продукты на специальный столик панихиды. Кто-то считает, что это еда для усопших, но к православию это не имеет никакого отношения. Покойным людям совершенно ни к чему простая пища, которую они ели, будучи живыми. Им нужна молитва родственников.

Важно не только оставить записку с именем человека, но и лично присутствовать на поминании и служении. Молитва имеет особую силу только в том случае, когда она выражает личное прошение близкого человека о помиловании за грехи и упокое. Именно тогда она будет приносить максимальную позу.

Часто панихиды и другие служения заказывают перед похоронами, а затем на третий, девятый и сороковой день. Помимо этого, важной датой считается и годовщина смерти, а также день рождения и именины.

Как отмечается день рождения умершего человека

Традиция оставлять водку с хлебом на могиле умершего осталась со времен язычества и не одобряется православием. Нельзя помочь душе попасть в рай выпивкой или едой. Нужно проявлять терпение, выдержку и молиться для покойников, за прощение их грехов, за путь к вечной жизни.

Обряд, согласно которому около портрета усопшего ставят рюмку с водкой и лежащим на ней куском хлеба, также проводить не стоит. Душе это никак не поможет. Подаяниями с водкой проявляют «уважение» к людям, но забывают самое главное – молитвы.

Людей, которые не захотели соединить себя с Богом и Церковью, поминать нельзя. Их участь после смерти останется на рассмотрении Бога и на ситуацию повлиять не сможет никто. Некрещеных людей можно поминать дома, молиться о них, делать добрые дела в их память, попытаться говорить о том всем хорошем, что сделал этот человек за свою жизнь.

Церковь настаивает на том, что поминовения необходимо производить как можно чаще: в особые и обычные дни. Главные слова люди произносят на Божественной литургии, на которой приносится бескровная жертва Богу.

После литургии рекомендуется провести панихиду. Панихида служится перед кануном, представляющим собой столик с распятием и несколькими подсвечниками. Сюда же приносят пожертвования на храм и его ремонт. Заказывают и сорокоуст до и после пришествия 40 дней с момента кончины.

Таким образом, было рассказано, как помянуть усопшего и когда поминают усопших после кончины. Дни повиновения приходятся на третье, девятое и сороковое число дней после смерти.

При этом совершается ряд русских православных обрядов и молебнов, несущих в себе цель помолиться за усопших родителей, детей или друзей.

Сегодня «Так Просто!» расскажет тебе правила поминания близких в их день рождения. А в конце статьи смотри молитву, которую нужно читать на именины.

В православной церкви принято поминать усопших в день похорон, на 9 и 40 день после смерти и на годовщину. Также существуют особые дни в году, когда каждый верующий должен вспомнить близких, ушедших в мир иной. Такие дни в церковном календаре называются родительскими субботами. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде жизни вечной усопшую раба Твоего (имя), и как Благой и Человеколюбец, прощающий грехи и беззакония, отпусти и прости все вольные его согрешения и невольные, избавь его от вечных мук и огня геенского, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечными Твоими благами, уготованных любящим Тебя: ведь хотя и согрешил он, но не отступил от Тебя, и без сомнения в Отца и Сына и Святого Духа, Бога в Троице славимого, веровала, и Троицу Единосущную православно даже до последнего своего издыхания исповедовала.

Поэтому будь милосерден к нему, и веру в Тебя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, как Щедрый, упокой: ибо нет человека, который поживет и не согрешит. Но Ты Единый безгрешный, и правда Твоя вечна, и Ты Единый Бог милостей и щедрот и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Как поминать усопшего в его день рождения: традиции и правила, молитвы

Это известное и на первый взгляд парадоксальное утверждение содержится в ветхозаветной «Книге Екклесиаста или Проповедника». Полностью, в современном русском переводе фраза звучит так: «Доброе имя лучше благовонного масла, день смерти лучше дня рождения».

Смысл высказывание таков: при рождении человек, подобно драгоценному благоухающему маслу, существует только телесно. Его естественный потенциал, как и благовоние, может быть израсходован на самые разные цели и улетучивается столь же неотвратимо и быстро, как аромат масла. Но если человек в течение своей жизни приобретёт доброе имя, оно останется навсегда, пребудет с ним в день смерти и определит благополучие его души.

Таким образом, итог жизни оказывается более ценным и значимым, чем её начало. По-прежнему отмечать день рождения умершего — значит сосредотачиваться на воспоминании о посеве, забывая о том, что урожай уже собран.

В иудаизме отношение к дню рождения как таковому заметно изменилось со временем. В течение многих веков эту дату не отмечали вовсе, так как не усматривали в Торе подобных указаний. Однако постепенно, начиная с XVI века, в еврейских семьях стали записывать даты рождения, а к XIX веку обычай устраивать пир в такие дни достаточно распространился. Вместе с тем, никогда не было принято как-либо отмечать день рождения умершего в еврейской традиции. Для годовщины смерти (йорцайт), напротив, предусмотрены особые действия и обряды.

Последователи ислама не празднуют дни рождения даже при жизни. Тем более, не отмечают такие даты после смерти. Мусульманин сверяет свою жизнь с Кораном и жизнью Пророка. В Коране же, как и в наставлениях Мухаммада, не говорится о том, что отмечать день рождения необходимо или желательно. Годовщину смерти, однако, отмечают.

Как быть, если всё-таки есть желание отметить день рождения близкого человека, уже ушедшего из жизни?

В таком случае надо последовать этому стремлению и в соответствующую дату вспомнить всё хорошее, что было сделано человеком при жизни. В православии предусмотрены определённые действия, которые приносят особую пользу душе усопшего.

Что лучше делать в день рождения усопшего православного?

Для покойного наиболее благодатны молитвы всей Церкви, молитвы близких людей и дела милосердия, совершаемые ими. В храме подают записку об упокоении души усопшего, совершают литию на кладбище, жертвуют на церковный канун, раздают милостыню, собирают родных и близких за чинной и спокойной трапезой.

Есть ли не религиозные доводы в пользу того, что день рождения умершего не нужно отмечать?

С точки зрения психолога, стойкое намерение отмечать день рождения покойного свидетельствует о том, что его смерть ещё не принята как свершившаяся. Получается, что в каждый день рождения умершего символически возвращают в жизнь и стараются удержать там, где остаться уже невозможно. Это явно не приносит утешения родным и близким.

Читать все отзывы >>> 27 августа 2021

Спасибо Вам большое за то, что взяли на себя решение всех вопросов в такой тяжёлой жизненной ситуации. Очень благодарны Гурко Алексею за его работу, помощь и понимание, приятно работать с…

Юлия Александровна 21 августа 2021

Спасибо агенту Каверину Андрею Юрьевичу. Всё было сделано, как нам хотелось.

Очень редко бывают такие случаи, когда человек умирает в день своего рождения. Иногда бывает и так, что родственники по некоторым причинам хотят помянуть усопшего на день раньше, а эта дата по случайности выпадает на его день рождения. В таких случаях многие теряются и не знают можно ли поминать в день рождения умершего.

Нужно отметить, что наши предки несмотря на то, что в истории считается что они были безграмотными по сравнению с современным человеком, почитали православные традиции намного правильней и знали намного больше толку в житейских вопросах чем современные люди. Они особо относились к погибшим и умершим.

Лучшая статья для Вас, переходите: Обряд крещения ребенка и взрослого в православии, правила

В те времена никогда, и никто не носил на кладбище полотенце и поминальную еду в день рождения покойного. Этот день абсолютно никак не отмечали. И связанно это было с тем, что в старину отдавали предпочтение мнению о том, что после смерти умершего человека дня рождения, когда душа была в этом теле нет. Как только душа покидает тело так дата смерти сразу и становится датой его рождения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *