Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Зарегистрированные юридические лица имеют признаки, которые позволяют считать их хозяйствующими субъектами в рамках правового поля:

  1. Организационное единство. Это понятие означает, что у каждого предприятия есть органы управления, занимающиеся определенными направлениями работы, учредительные документы, в которых прописана организационно-правовая форма, учредители, их полномочия, порядок выхода из состава Общества и т.д. Органы правления могут быть, как единоличными (Президент, Директор) или коллегиальными (Общее собрание, Правление, Совет директоров).
  2. Наличие на балансе юр лица обособленного имущества. Предприятие имеет уставной капитал, активы. Каждая фирма открывает банковский счет в одном из кредитных учреждений согласно выбранным тарифам.
  3. Имущественная ответственность юр лиц за результаты хозяйственной деятельности. В организации каждый из учредителей отвечает в рамках вложенной доли, несет субсидиарную ответственность. В отличие от ИП, не отвечает по долгам личным имуществом.
  4. В гражданско-правовых отношениях предприятие или организация выступает от своего имени, реализует указанные в законе и учредительных документах полномочия, выступает стороной судебного процесса. Наименование юридического лица уникально, оно позволяет идентифицировать конкретную организацию среди похожих, со сходным направлением деятельности. Этим объясняется требование закона о том, что нельзя вновь созданную фирму называть уже имеющимся наименованием у другой организации.

Признаки юридического лица, предусмотренные законодательством, проверяются ИФНС в процессе регистрации нового хозяйствующего субъекта. По итогам прохождения проверки налоговый инспектор может отказывать в регистрации.

Например, по причине того, что название, которое дано новому юридическому лицу, присутствует в реестре зарегистрированных.

Статья 48. Понятие юридического лица

  • Общества: хозяйственные
  • Товарищества: хозяйственные
  • Хозяйства: фермерские, крестьянские
  • Партнерства
  • Кооперативы: производственные
  • Предприятия: унитарные
  • Кооперативы: потребительские, кредитные, с/х.
  • Организации: общественные
  • Общественные движения
  • Союзы
  • Ассоциации
  • Товарищества, казачьи Общества, общины малочисленных народов РФ, фонды, госучреждения, религиозные организации, адвокатские палаты и образования, госкорпорации

Из коммерческих лиц выделяют Общества с ограниченной Ответственностью и Акционерные Общества. Последние могут быть публичными и непубличными: между ними существует принципиальная разница.

Обратите внимание: большинство АО – это крупные предприятия, которые составляют основу экономической деятельности России. Непубличные АО распределяют акции исключительно среди держателей, каждый из которых не имеет права осуществлять открытую подписку ценных бумаг. А в публичных АО эти ограничения отсутствуют, как и преимущественное право остальных акционеров на выкуп акций держателя, покидающего ЮЛ.

По умолчанию под возможностью компаний подразумевается преимущества, которые юридические лица имеют перед другой организационно-правовой формой собственности: ИП. Рассмотрим их:

  1. Ответственность учредителей в рамках вложенной доли в уставной капитал. Исключения составляют случаи злонамеренного банкротства предприятия.
  2. Возможность замены формы собственности в любой момент путем предоставления в ИФНС соответствующих документов.
  3. При отсутствии работы на предприятии, юр лицо не платит налоги, сдает нулевую отчетность. Этим выгодно отличается от ИП, который обязан выплатить внебюджетным фондам фиксированную сумму страховых вносов.

Ограниченные компании, которые заняты исключительно в сфере сельского хозяйства.

Налог:

Ставка 6%, но в некоторых регионах она может быть значительно снижена, вплоть до 0%

с 1 января 2021 отменен.

Важно: ОСНО – достаточно «тяжелый режим» для большинства предпринимателей. Если бизнесмен, регистрирующий бизнес, имеет возможность применять УСН, он может подать одновременно с документами соответствующее заявление. Либо сделать это в течение 30 дней со дня регистрации предприятия, но не позже!

Юридическое лицо — признаки, преимущество, виды, как получить статус

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Ч.3 статьи 48 ГК РФ

3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).

^К началу страницы

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

1

Формируем пакет документов

Перечень документов для государственной регистрации юридического лица установлен в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Внимание! С 01.01.2019 при направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется! 2

Определяем, в какой налоговый орган подать документы

Правила государственной регистрации установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Адресом регистрации юридического лица считается тот адрес, по которому находится его руководитель – директор, генеральный директор и т. п., или, выражаясь языком закона, «постоянно действующий исполнительный орган компании». В качестве адреса организации можно использовать адрес собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы. Адресом компании может быть и адрес арендованного помещения.

Статья 48 ГК РФ. Понятие юридического лица

  1. Определите лиц, входящих в состав учредителей вновь создаваемого ООО.

  2. Придумайте фирменное наименование ООО, которое соответствует требованиям законодательства.

  3. Определитесь с местом нахождения ООО и адресом.

  4. Выберите коды ОКВЭД, описывающие деятельность создаваемого вами ООО. Чтобы упростить эту задачу и не упустить ни одного кода, который может оказаться полезным впоследствии, воспользуйтесь подборкой кодов ОКВЭД по направлениям бизнеса, которую предлагает данный раздел

  5. Определитесь с размером уставного капитала. Минимальная сумма уставного капитала для ООО — 10 тысяч рублей (для некоторых типов бизнеса — больше). Внести уставный капитал можно вплоть до четырех месяцев со дня регистрации в налоговом органе юридического лица

  6. Определитесь с органом управления ООО – единоличный исполнительный орган/несколько лиц, действующих совместно или независимо друг от друга

  7. Оформите решение учредителя или протокол общего собрания и договор об учреждении ООО.

Итак, что нужно для регистрации фирмы в налоговой или Минюсте? Процесс создания организации и регистрации юридического лица можно описать пошагово следующим образом:

Размер госпошлины за регистрацию юрлица при создании — 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлина не уплачивается, если документы для госрегистрации юрлица подаются в форме электронных документов, однако для этого необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Реквизиты для уплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (на сайте данного органа). Отнеситесь внимательно к заполнению квитанции на уплату госпошлины, так как возврат неверно уплаченной пошлины занимает достаточно длительное время (не менее месяца).

Полный перечень документов, которые представляются на госрегистрацию юрлица при создании:

  • заявление по форме № Р11001
  • решение (протокол) о создании юрлица
  • учредительный документ
  • квитанция (платежка) об уплате госпошлины. Несмотря на то что этот документ указан в Законе, представлять его необязательно. ФНС России самостоятельно может получить соответствующие сведения в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем рекомендуем приложить его к комплекту документов, поскольку есть риск того, что в ГИС ГМП могут несвоевременно поступать сведения об оплате.
  • документы, подтверждающие право на использование “юридического адреса” (также не является обязательным документом, но желательно приложить)
  • если учредитель-иностранное юридическое лицо, представьте выписку из реестра иностранных юрлиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юрлица
  • нотариальная доверенность от заявителя, если документы подает представитель
  • паспорт заявителя/представителя (предъявляется при подаче документов)
  • если планируется применение упрощенной системы налогообложения, то рекомендуем при регистрации компании подать заявление о применении УСН

Подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения юрлица. Заявителями являются учредители юрлица или их представители на основании нотариальной доверенности от учредителя. Если учредителем является юрлицо, то от его имени выступает директор (руководитель) или управляющий (управляющая организация), либо также представитель по доверенности.

Место госрегистрации юрлица — населенный пункт, в пределах которого находится юрлицо (его постоянно действующий исполнительный орган). Место нахождения юрлица определяется местом его госрегистрации.

Регистрирующий орган (куда обращаться для регистрации юр лица):

  • для некоммерческих организаций — Министерство юстиции и его территориальные подразделения
  • налоговая инспекция, на которую возложены функции по государственной регистрации (например, в г. Москве для регистрации коммерческой организации необходимо обращаться в МИФНС № 46).

Способы подачи документов могут быть разными. Выберите один из следующих:

  • непосредственное обращение в регистрирующий орган
  • через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации юрлиц следует уточнить в конкретном МФЦ
  • почтовое отправление с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения
  • через Единый портал госуслуг или через интернет-сервис ФНС России — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью
  • через нотариуса. Этот вариант возможен только при личном обращении к нему заявителя (всех учредителей). За это нотариальное действие взимается отдельная плата.

Государственная регистрация юридических лиц — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

— учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

— документ об уплате государственной пошлины.

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Моментом государственно�� регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Государственная регистрация юридического лица

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рынке ценных бумаг»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

  • Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)

    «О банках и банковской деятельности»

  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 123.2. Основные положения о потребительском кооперативе

1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

3. Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.

Статья 123.3. Обязанность членов потребительского кооператива по внесению дополнительных взносов

1. В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

2. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Определение термина закреплено в законе – в статье 48 ГК РФ. Юридическим лицом является зарегистрированная организация, у которой есть в собственности и управлении обособленное имущество. Такая компания имеет свои гражданские права (имущественные и личные неимущественные) и обязательства, по которым отвечает своими денежными средствами. Кроме того, организация может присутствовать в суде в качестве истца и ответчика.

Юридическое лицо должно быть обязательно зарегистрировано в ЕГРЮЛ – едином государственном реестре юридических лиц. Таким образом, вне правового поля такая компания не существует.

О том, как создавать, вести деятельность и ликвидировать юридическое лицо, прописано в Гражданском кодексе РФ и других законах. Простыми словами, юридическое лицо – это объединение людей, которое носит формализованный характер. Если группа не занесена в реестр, то и юридическим лицом ее нельзя называть.

Компания, которая оформлена как юридическое лицо на территории России, имеет следующие признаки:

  • Является организацией и имеет подтверждающие документы

В компании может состоять как несколько людей, так и всего один участник – зависит от типа организации (ООО, ОАО, ЗАО). Основной целью компании может быть как получение прибыли, так и нечто некоммерческое – например, сохранение здоровья людей.

Но никакая организация не может существовать официально без учредительных документов. В них прописывается система органов управления, все подразделения и функции, которые они выполняют. Волю юрлица может выражать один человек (председатель правления, директор) или группа (правление, совет директоров). У организации также есть устав и юридический адрес, который может отличаться от фактического.

  • Имеет обособленное имущество

Имущество компании учитывается на самостоятельном балансе. Оно может состоять из уставного капитала, резервного и специальных финансовых фондов, нематериальных активов и другого имущества, которое требуется организации для осуществления деятельности.

Уставной капитал, как часть имущества, представляет собой сумму вкладов собственников или участников организации. По сути это источник собственных средств компании, за счет которого она покрывает затраты и обеспечивает свое функционирование.

  • Самостоятельно отвечает по обязательствам своим имуществом

Компания несет ответственность за результаты своей деятельности, и если требуется платить по долгам, использует принадлежащее ей обособленное имущество.

Следует помнить, что юридическое лицо не отвечает по личным обязательствам своих учредителей. И наоборот, учредители не несут ответственности за деятельность образованного за счет их вкладов юрлица (за исключением случаев, предусмотренных законом).

  • Может самостоятельно участвовать в гражданском обороте и защищать свои интересы в суде

Юридическое лицо – это самостоятельная единица гражданско-правовых отношений, которая исполняет обязательства от своего имени. Это же касается выступлений истцом и ответчиком в суде.

Например, работник решил выяснить, почему ему не выплачивали заработную плату, и обратился в суд. Ответчиком в этом случае будет та организация, наименование которой прописано в трудовом договоре.

В зависимости от цели создания различают компании:

  • Коммерческие – стремятся получить прибыль;
  • Некоммерческие – имеют целью всё что угодно, но не получение дохода.

Коммерческие юридические лица занимаются предпринимательской деятельностью. Заработанные средства распределяются между участниками организации.

Некоммерческие юрлица также могут извлекать прибыль, но эти деньги направляются на достижение основной цели компании. Этой целью может быть: развитие физической культуры и спорта, культурное просвещение, защита интересов граждан, научные исследования, обучение людей и пр.

Дальнейшее деление организаций выглядит следующим образом:

  • Коммерческими могут быть товарищества (полные или коммандитные), общества (ОАО и ЗАО, ОДО), производственные кооперативы, различные унитарные предприятия.
  • К некоммерческим организациям относится широкий круг общественных объединений: профсоюзы, органы общественного самоуправления, фонды, религиозные объединения, потребительские кооперативы, ассоциации и даже политические партии. Некоммерческими также могут быть государственные корпорации и компании.

В зависимости от характера отношений между юрлицом и учредителями различают три вида организаций:

  • В компаниях первого типа учредители сохраняют право собственности на вклады, которые внесли при создании юридического лица. А компания, напротив, не имеет прав собственности на внесенные средства. К этому типу относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые финансируются собственником.
  • В компаниях второго типа участники, сделав взнос, теряют на него право собственности, но наделяются обязательными правами в отношении юрлица. Это могут быть производственные и потребительские кооперативы, хозяйственные общества.
  • В компаниях третьего типа участники делают взнос, но никаких имущественных прав в отношении юрлица не получают. К этому типу относятся общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, различные ассоциации и пр.

По форме собственности юридические лица делятся на:

  • государственные компании – организации, которым государство предоставило имущество для выполнения определенных функций (больницы, университеты, министерства, суды);
  • частные компании – различные общества, союзы, фонды, которые сформировались в рамках рыночной экономики.

Юридическое лицо открывают для того, чтобы иметь возможность легально вести бизнес или заниматься некоммерческой деятельностью. Такая формальность требуется с точки зрения закона.

Но некоторые виды работ можно вести и без регистрации юрлица. Например, человек может заниматься предпринимательством, если оформит ИП – это даст ему особый правовой статус, отличный от статуса физического лица, и даже позволит отчислять государству меньше налогов, чем в случае с юрлицом. Однако у ИП есть ограничения – он не может выпускать акции, нанимать большое количество сотрудников в штат (зависит от выбранного налогового режима), а перед кредиторами и контрагентами ИП придется отвечать личным имуществом.

Юридическое лицо также не требуется оформлять, если человек устраивается в компанию в качестве наемного работника. Налоги за сотрудника в этом случае платит работодатель или, если у человека есть ИП, отчисления в пользу государства производит сам работник.

Выше упоминалось, что юридическое лицо может принимать формы ООО, ОАО, АО, ЗАО или ОДО. У каждой из этих организаций есть свои особенности и прописанные в законе обязательства перед государством и участниками компании.

Поэтому перед открытием юрлица следует учесть много факторов. Но главное – определиться с целью, ради которой создается компания.

Создание учетной записи юридического лица в ЕСИА

1. В связи с принятием огромного количества новых норм в комментируемый ГК изменения затронули практически все гражданское законодательство, однако представляется, что одними из самых значительных были изменения в правовом регулировании юридических лиц. Изменения были введены Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2014 года.

В п. 3 статьи 3 указанного Закона отмечено следующее.

«Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей».

О применении судами некоторых положений главы 4 комментируемого Кодекса см. п. п. 21 — 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В п. 1 комментируемой статьи дано определение юридического лица. Указанное определение содержит следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени.

Организационное единство заключается в том, что любое юридическое лицо имеет определенную внутреннюю структуру и органы управления. Данная организация выступает как единое целое, способное решать определенные социальные задачи и отличается наличием структурных подразделений, управляемых из единого центра.

Данный признак также выражается в определении целей и задач организации, в установлении компетенции органов управления и порядке их деятельности. Работники, руководители должны знать, что представляет собой юридическое лицо как единое образование, чем это образование будет заниматься, кто и каким образом управляет ими, что представляет собой имущество. Закрепляется организационное единство в уставе юридического лица, либо в учредительном договоре, либо в едином (типовом) уставе утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений такого рода.

Признак имущественной обособленности предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учредителей (участников), от имущества всех других субъектов гражданского права, в том числе государственных или муниципальных образований.

Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капитала (у хозяйственных товариществ), уставного фонда (у государственных, муниципальных унитарных предприятий); а ее учетно-бухгалтерским отражением может служить самостоятельный баланс или смета.

В указанном определении юридического лица не указывается, на основе какого права имущество одного юридического лица обособляется от имущества других лиц. В ранее действовавшей редакции говорилось о таких правах, как право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Наличие подобных изменений, очевидно, обусловлено тем, что имущество юридического лица, в особенности коммерческой организации, на практике далеко не исчерпывается объектами, принадлежащими ему на одном из перечисленных вещных прав. Некоторые юридические лица, например посредническая контора или туристическая фирма, могут не иметь имущества на основании одного из указанных вещных прав. Все их имущество может состоять в средствах на счетах в банках, а необходимое помещение и инвентарь они могут арендовать.

Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица — следствие его имущественной обособленности (см. комментарий к ст. 56 ГК). В новой редакции комментируемой статьи сохранено ранее действовавшее правило о том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Наличие подобного правила обусловлено тем, что для юридического лица, как отмечено выше, характерен принцип обособленного имущества (имущество юридического лица специально обособляется от имущества учредителей и имущества других лиц для того, чтобы ограничить ответственность учредителей стоимостью имущественных вкладов).

Прежде всего, следует отметить, что в законе установлен принцип раздельной ответственности участников и самого юридического лица. В соответствии с ним юридическое лицо отвечает само по своим обязательствам. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ либо учредительными документами юридического лица. Так, согласно п. 1 ст. 75 ГК (см. комментарий к ней) участники полного товарищества несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам товарищества как юридического лица.

Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица приобретают права и несут обязанности через свои органы, которые действуют на основе закона и учредительных документов.

  • Решение Верховного суда: Определение N 46-АПГ12-11, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Рассматривая настоящее дело, суд пришел к выводу о противоречии статьи 10 Устава, содержащей положения о долях членов в его имуществе, открытии лицевых счетов членов на его балансе, о правах членов персонально управлять фондами, статьям 48, 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, согласно которым члены профсоюзов не имеют прав на имущество профсоюза, а имущество профсоюза не подлежит разделению на доли…
  • Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ17-8766, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 23, 32, 169, 171, 172, 246, 252, 313 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 48, 49, 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию налогового органа и признали решение инспекции в обжалуемой части законным и обоснованным…
  • Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС15-3695, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Приладожский Кировского района Ленинградской области, в районе торгово-бытового центра, которое не участвовало в рассмотрении настоящего дела. По смыслу положений статей 48, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, только организация, признаваемая юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде…

Определение места нахождения юридического лица продиктовано несколькими факторами; отметим некоторые, наиболее важные из них.

Во-первых, место нахождения наряду с наименованием, организационно-правовой формой, является одним из важнейших идентификационных признаков юридического лица, позволяющих отграничить его от иных, схожих с ним, участников гражданского оборота. Необходимость четкого определения места нахождения юридического лица подчеркивается тем, что место нахождения должно быть определено в уставе (учредительных документах) юридического лица.

Во-вторых, место нахождения юридического лица обладает существенным влиянием на его налогообложение. Данное обстоятельство обусловлено тем, что, помимо федеральных налогов и сборов, которые действуют на всей территории Российской Федерации, установлены и взимаются налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы. При этом, многие элементы налогообложения (ставка налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей и т.д.), устанавливаются, соответственно, представительными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, подлежат применению на конкретных территориях. Таким образом, сумма налогов, уплачиваемая юридическими лицами, место нахождения которых находится в разных регионах (местностях), может существенно отличаться.

В-третьих, место нахождения юридического лица имеет, за некоторыми исключениями, решающее влияние на подсудность рассмотрения споров в суде, в случае их возникновения.

Так, по общему правилу, согласно статье 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), иск предъявляется по месту нахождения ответчика. В случае, если место нахождения ответчика не известно, иск предъявляется по выбору истца, т.е:

  • либо по месту нахождения имущества ответчика;
  • либо по последнему известному месту нахождения ответчика (статья 36 АПК РФ).

Аналогичная норма содержится в статье 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) – иск к организации предъявляется по месту ее нахождения.

Данные нормы подлежат применению в большинстве случаев, кроме т.н. «подсудности по выбору истца» (когда суд, в который подается иск определяется самим истцом), «исключительной подсудности» (когда суд, в который должен быть предъявлен иск определен законом) и «договорной подсудности» (когда суд, в котором будет рассматриваться спор, в случае его возникновения, определяется договором, соглашением между сторонами).

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, при которой указывается наименование населенного пункта или муниципального образования.

Как правило, государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа; в случае его отсутствия государственная регистрация производится по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 1 статьи 13 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

1. Глава 4 «Юридические лица» вступила в силу несколько ранее большинства положений части первой ГК РФ (с 8 декабря 1994 г. , другие положения части первой — с 1 января 1995 г.).

———————————
Российская газета. 08.12.1994.

По сравнению с ГК РСФСР и Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик само понятие «юридические лица» не претерпело значительных изменений. Вместе с тем очевидно, что динамика и «ассортимент» гражданского оборота изменились достаточно кардинально, что не могло не сказаться на создании и деятельности различных организационно-правовых форм юридических лиц.

Произошедшие в стране социально-экономические преобразования повлекли коренное изменение гражданского законодательства (и не только гражданского), в том числе о юридических лицах. Увеличилось (и весьма значительно) число организационно-правовых форм юридических лиц, изменились правила об их правосубъектности, видах юридических лиц и т.д. и т.п.

Особо следует отметить, что в отличие от ранее действовавшего законодательства, когда подавляющее число норм о юридических лицах (и не только о них) содержалось в подзаконных актах, в настоящее время соответствующие положения сосредоточены в федеральных законах, а наиболее важные из них — в Гражданском кодексе.

В п. 1 комментируемой статьи дается определение юридического лица. Данное определение относится ко всем юридическим лицам без исключения независимо от организационно-правовой формы и от того, коммерческая или некоммерческая это организация.

2. Существует ряд теорий в отношении юридического лица. Это и «теория фикции», и «теория целевого имущества», и «теория интереса», и «теория государства», и «теория коллектива», и «теория директора», и «теория организации», и «теория социальной реальности», и др. .

Признаки юридического лица.

1. Организационное единство предполагает, что юридическое лицо выступает и действует в гражданско-правовых отношениях как единое целое. Юридическое лицо имеет четкую устойчивую структуру, закрепленную в учредительных документах. Деятельность всех структурных подразделений юридического лица подчинена руководящим органам, которые формируют и выражают волю юридического лица вовне.

2. Имущественная обособленность означает, что юридическому лицу принадлежит имущество на каком-либо вещном праве: праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления. Данное имущество обособлено от имущества учредителей (участников) юридического лица, что оформляется наличием самостоятельного баланса или сметы.

Судебная практика.

В качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или ноу-хау. Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом.

Имущество в натуре, внесенное учредителем (участником) в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, принадлежит последним на праве собственности. Исключение составляют лишь случаи, когда в учредительных документах хозяйственного товарищества (хозяйственного общества) содержатся положения, свидетельствующие о том, что… передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования соответствующим имуществом.

Условия учредительного договора хозяйственного товарищества или устава хозяйственного общества, предусматривающие право учредителя (участника) изъять внесенное им в качестве вклада имущество в натуре при выходе из состава хозяйственного товарищества или хозяйственного общества, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда такая возможность предусмотрена законом (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.06.1996 N 6/8).

3. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность заключается в том, что по своим обязательствам юридическое лицо отвечает лично всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (участники) юридического лица или собственники его имущества по общему правилу не отвечают по обязательствам юридического лица. Исключения могут быть предусмотрены законом или учредительными документами.

4. Выступление в гражданском обороте от своего имени предполагает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, в том числе заключать гражданско-правовые договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Наука.

Теории юридического лица. Наиболее заметной по своему значению является теория фикции, высказанная в XIII веке римским папой Иннокентием IV. Он впервые установил положение, что корпорация как таковая есть бестелесное, мыслимое лишь существо, это есть не что иное, как юридическое понятие, не совпадающее с понятием связанных лиц; как бестелесное существо она не имеет способности воли и не может действовать сама, а только через своих членов. Сторонником данной теории был немецкий правовед К.Ф. Савиньи, который полагал, что юридическое лицо есть искусственный, фиктивный субъект, допускаемый только для юридических целей, и искусственная способность этого субъекта распространяется только на отношения частного права.

Кроме теории фикции правовая наука знает теорию интереса Иеринга, коллективной собственности Планиоля, теорию администрации Н.Г. Александрова и С.Ф. Кечекьяна, теорию директора Ю.К. Толстого, теорию коллектива А.В. Венедиктова, теорию организации О.А. Красавчикова, теорию правового средства Б.И. Пугинского, теорию персонифицированного имущества Е.А. Суханова, негативную концепцию В.В. Лаптева и множество других теорий.

1. В п. 1 комментируемой статьи указываются отличительные признаки юридического лица:

а) организационное единство;

б) имущественная обособленность;

в) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;

г) участие в гражданском обороте и в судебных инстанциях от своего имени.

Организационное единство выражается в том, что юридическое лицо представляет собой организацию, которая имеет самостоятельный правовой статус, не связанный с правовым статусом создавших или входящих в нее участников (учредителей). Такая обособленность юридического лица закрепляется в учредительных и локальных нормативных актах организации, определяющих порядок ведения ее дел.

Наличие организационного единства предполагает также существование определенной внутренней структуры организации, которая бы отвечала целям и задачам юридического лица и выражалась в наличии у нее органов управления.

Имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в том числе от имущества ее учредителей (участников).

Пункт 1 комментируемой статьи указывает, что такое имущество организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении (т.е. на основе вещного права). В связи с этим в юридической литературе иногда делается вывод о том, что не может быть признана юридическим лицом организация, у которой нет имущества на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако с подобным выводом согласиться нельзя — у организации может не быть имущества, закрепленного за ней на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, поскольку помещения арендуются, а деньги находятся на счетах в банке. Поэтому при обособлении имущества другим способом (не на основе вещного права) организация может быть признана юридическим лицом. В связи с этим представляется подлежащей расширительному толкованию указанная формулировка п. 1 ст. 48. Наряду с имуществом обособлены могут быть исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации выполняемых работ или услуг, не относимые к имуществу (ст. 128 ГК РФ).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 48 юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс (а учреждение — также и смету его расходов, утвержденную собственником). Порядок ведения бухгалтерского баланса установлен Законом о бухгалтерском учете. Находящееся на балансе организации имущество характеризует его обособленность от имущества учредителей (участников). Однако далеко не всегда балансодержатель является единственным собственником числящегося на его балансе недвижимого имущества (см. п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8). Структурное подразделение юридического лица также может составлять отдельный баланс, который не является самостоятельным, поскольку в нем не отражается ряд затрат, без которых деятельность данного подразделения невозможна. Кроме того, данные подразделения не вправе без согласия юридического лица распоряжаться каким-либо его имуществом.

Самостоятельная имущественная ответственность организации заключается в том, что по своим долгам юридическое лицо отвечает только принадлежащим ему имуществом. Из этого следует, что ни учредители (участники) юридического лица, ни третьи лица не отвечают по обязательствам данной организации. Об исключениях из указанного правила см. комментарий к ст. 56 ГК.

Участие в гражданском обороте и судебных инстанциях от своего имени означает, что юридическое лицо от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, т.е. выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта права, в том числе в качестве истца или ответчика в суде.

2. В соответствии с п. п. 2 и 3 комментируемой статьи в зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении данного юридического лица или его имущества, юридические лица подразделяются на:

— юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);

— юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения);

— юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).

Указанная классификация не основана на единых критериях. В первом случае имеется в виду отношение участников к организации как к субъекту права; во втором — отношение учредителей к имуществу юридического лица.

В соответствии с абз. 3 п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества, внесший в уставный (складочный) капитал не имущество в натуре, а лишь право владения и (или) пользования вещью, может сохранить за собой право собственности или иное принадлежащее ему вещное право при условии, что это прямо закреплено в учредительных документах организации.

Вместе с тем учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества при выходе из данной организации может изъять внесенное им имущество лишь при условии, что такая возможность предусмотрена законом.

3. Кодекс впервые (п. 2 ст. 48) закрепил тот факт, что п��авоотношения между юридическим лицом и его участниками (членами) по своей сути являются гражданскими правоотношениями.

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

2. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

3. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

2. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

Юридическое лицо – это организация, зарегистрированная в соответствии с законами, действующими на территории России, а также имеющая собственное имущество, рассчитывающаяся по задолженностям собственным имуществом и финансами.

К тому же данная компания может самостоятельно осуществлять покупку и продажу товаров или оказывать услуги. Она имеет обязанности и представляет самих себя в судебных и в прочих контролирующих органах. Понятие, признаки и виды юридических лиц достаточно разнообразны.

Юридическое лицо – что это такое и зачем нужно

Так называется сообщество нескольких партнеров, цель которых состоит в проведении общей хозяйственной деятельности.

Это коммерческие фирмы, поделенные на доли среди учредителей и обладающие собственным уставным капиталом.

Это такие хозяйственные общества, где его уставный капитал делится на некоторое число акций.

Это коммерческая фирма, которая создается путем добровольного сообщества граждан, имеющих членство с общей хозяйственной деятельности.

Это организация, которая не обладает правом иметь имущество, переданное ей во владение, в собственности. Такое имущество не делится на доли между учредителями или работниками компании.

К данному типу можно отнести политические партии, а также разнообразные профессиональные союзные организации, оформленные как самостоятельные компании. К ним также могут быть причислены организации самодеятельности и органы территориального управления.

Благотворительными можно обозначить унитарные некоммерческие сообщества, где не существует членства. Они организованы физическими лицами или прочими компаниями. Благотворительные фонды основываются на добровольном внесении взносов в форме имущества. Такие фонды занимаются благотворительностью, образованием, социальными и прочими общественными значимыми видами деятельности.

К этим органам относятся кооперативы жилья, владельцев гаражей и дачных участков, также сельскохозяйственные, кредитные и потребительские фонды.

Одним из примеров данных сообществ являются товарищества собственников жилья.

Это сообщества, которые включены в специальный государственный реестр казачьих обществ, располагающихся на территории России.

Юридическое лицо (юр лицо) — это организация, статус или фикция

Понятие юридического лица в новой редакции статьи 48 ГК РФ изложено лаконичнее, чем в действующей редакции. Согласно новой редакции статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В качестве обязательных условий существования юридическо лица указаны регистрация юридического лица в ЕГРЮЛ в одной из предусмотренных ГК организационно-правовых форм.

Легального определения понятия ЕГРЮЛ нет. Несмотря на то что ни в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ни в ГК РФ понятия реестра как такового нет, в ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» дано определение государственной регистрации, в соответствии с чем государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.

Из п. 6 ст. 6 этого же Федерального закона следует, что в регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с данным Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются частью соответственно Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Юридический акт государственной регистрации подтверждает законность существования вновь появившегося юридического лица, правомерность реализации его имущественных прав и законных интересов.

Таким образом, Единый государственный реестр представляет собой сборник, перечень актов государственного органа вместе с подтверждающими правильность принятия этих актов документами.

Согласно Правилам ведения ЕГРЮЛ, государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и представлен как на бумажных, так и на электронных носителях информации, так что более уместно говорить не о списке, а об информационной базе данных, совокупности сведений в бумажном и электронном виде.

Созданное в России юридическое лицо обладает правоспособностью, которая возникает с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ)) и прекращается в момент внесения записи об исключении его из ЕГРЮЛ. Ведение юридическим лицом общехозяйственной деятельности, заключение сделок, представление интересов в государственных органах, ведение им внешнеэкономической деятельности — все это возможно в том случае, если данное юридическое лицо включено в ЕГРЮЛ.

Таким образом, ЕГРЮЛ — полная официальная база данных обо всех юридических лицах на территории РФ, включая сведения об их создании (либо сведения о зарегистрированных ранее, до 1 июля 2002 г., юридических лицах) до прекращения их деятельности. Это список, база данных юридических лиц (сведений о них), которые реально существуют, обладают правоспособностью и могут легально вести свою деятельность, а также тех, кто ликвидирован, то есть свою правоспособность утратил.

Согласно Правилам ведения реестра собственником государственного реестра является Российская Федерация, т.е. ЕГРЮЛ — государственный реестр. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство РФ, а ведение реестра осуществляется Федеральной налоговой службой. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу — ФНС РФ.

Кроме того, ЕГРЮЛ — реестр единый, так как на всей территории РФ он ведется одним федеральным государственным органом, что обеспечивает территориальное единство данного реестра. Ведение ЕГРЮЛ подчиняется общим технологическим правилам формирования банков информационных ресурсов, что также обеспечивает его единство в плане возможности совместимости его с иными федеральными информационными системами. Как следует из самого ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», единство и сопоставимость сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра, что также отражено и в Правилах ведения реестра (п. 16 Правил ведения ЕГРЮЛ).

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) — единая по всей территории РФ полная официальная база данных в бумажном и электронном виде о правоспособности юридических лиц в РФ, содержащая решения, принятые уполномоченным государственным органом в отношении их создания, реорганизации, ликвидации, и иные предусмотренные законом сведения о юридическом лице, внесенные в реестр на основании представленных подтверждающих документов, а также и сами эти документы.

Одним из самых значимых критериев является классификация юридических лиц по цели деятельности:

Коммерческая организация — это организация, основной целью деятельности которой является получение прибыли.

Некоммерческая организация — это организация, основной целью деятельности которой является та или иная цель, не связанная с получением прибыли.

Юридически различие между коммерческой и некоммерческой организациями в современном Гражданском кодексе РФ сводится лишь к следующему: и та и другая организация может иметь прибыль, но в коммерческой организации эта прибыль может распределяться между учредителями (участниками), а в некоммерческой организации вся полученная прибыль расходуется на уставные цели.

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

Гражданским кодексом РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) были предусмотрены следующие организационно-правовые формы юридического лица:

  • полное товарищество;

  • товарищество на вере;

  • общество с ограниченной ответственностью;

  • общество с дополнительной ответственностью;

  • зактрытое и открытое акционерные общества;

  • дочерние и зависимые общества;

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

  • потребительский кооператив;

  • общественные и реглигиозные объединения;

  • фонд;

  • учреждение;

  • ассоциация;

  • союз.

Критериями разделения является цель деятельности и порядок образования.

В Законе № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» все юридические лица разделены на 2 категории:

  • корпорации — организации, основанные на началах членства их учредителей (участников). К таким юридическим лицам Проект ГК относит хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы;

  • унитарные организации — юридические лица, в которых ее учредители не становятся участниками и не приобретают прав членства (государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, религиозные организации).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *