Учетная политика по мсфо на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика по мсфо на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пытаясь улучшить представление информации в финансовой отчетности, Совет сделал «Улучшение представления финансовой отчетности» (Better Communication in Financial Reporting) центральной темой своей деятельности по установлению стандартов в последние годы.

Инициатива по раскрытию информации (Disclosure Initiative) является частью этой темы и направлена ​​на улучшение эффективности раскрытия информации в финансовой отчетности. Поправки 2021 года к IAS 1 и IFRS PS 2 являются частью инициативы.

Практические рекомендации (PS) №2 представляют собой необязательное руководство, которое было впервые выпущено IASB в сентябре 2017 года, чтобы помочь организациям делать существенные суждения.

PS описывают четырехэтапный процесс определения существенности и включают в себя указания о том, как формировать суждения о существенности в определенных обстоятельствах.

В виду отсутствия в МСФО определения термина «основные» (significant) Совет решил заменить его «существенными» (material) в контексте раскрытия информации об учетной политике.

«Существенный» (material) — это определенный термин в МСФО, который по мнению Совете широко известен пользователями финансовой отчетности.

В соответствии с новыми поправками существенная информация об учетной политике определяется в параграфе IAS 1:117 следующим образом:

«Информация об учетной политике является существенной, если, при рассмотрении вместе с другой информацией, включенной в финансовую отчетность организации, она по обоснованным ожиданиям могла бы повлиять на решения, которые основные пользователи финансовой отчетности общего назначения делают на основе этой отчетности».

Совет добавил к поправкам руководство, чтобы помочь организациям определить, когда информация об учетной политике является существенной и, следовательно, требует раскрытия.

При оценке существенности информации об учетной политике, организации должны рассмотреть как размер операций, прочих событий или условий, так и их характер.

Совет также внес поправки ​​в IFRS PS 2, чтобы уточнить, что оценка существенности для информации об учетной политике должна соответствовать тому же порядку, который применяется для оценки существенности другой информации, то есть с учетом как качественных, так и количественных факторов.

В PS 2 добавлена схема, иллюстрирующая, как организации должны включать различные факторы при определении существенности информации об учетной политике.

Совет объяснил, что, хотя операция, прочее событие или условие, с которым связана информация об учетной политике, может быть существенным (сама по себе), это не обязательно означает, что соответствующая информация об учетной политике является существенной для финансовой отчетности организации.

С другой стороны, поправка IAS 1 подчеркивает, что другие раскрытия, требуемые МСФО, могут быть существенными, несмотря на то, что соответствующая информация об учетной политике является несущественной.


Например, если компания определила, что информация об учетной политике по налогу на прибыль является несущественной для ее финансовой отчетности, другие раскрытия о налоге на прибыль, требуемые IAS 12, могут быть существенными.


Совет включил в поправки примеры обстоятельств, при которых организация может рассматривать учетную политику как существенную:

  • Изменение учетной политики приводит к существенному изменению информации в финансовой отчетности.
  • Выбранные положения учетной политики разрешены МСФО.
  • Организация разрабатывает учетную политику в соответствии с IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», в отсутствие специально предназначенных МСФО.
  • Применение учетной политики требует значительных суждений или допущений
  • Трудно определить существенность операций, прочих событий или условий, поскольку они требуют сложного бухгалтерского учета, например, при применении более чем одного МСФО.

Совет уточнил, что список примеров не является исчерпывающим, но он считает, что эти примеры помогут компаниям определить, является ли информация об учетной политике существенной или нет.

Исправленный IAS 1 явно подтверждает, что раскрытие несущественной информации об учетной политике может быть приемлемым, хоть оно и не требуется.

Однако, если организация решает раскрыть информацию об учетной политике, которая не является существенной, она должна обеспечить, чтобы несущественная информация не маскировала существенную информацию, например, путем размещения несущественной информации в более заметном месте.

В исправленном стандарте удалены ссылки «базу оценки» (measurement basis). Совет счел их избыточными после введения руководства по определению существенности в информации о бухгалтерской политике.

Информация о базе оценки может быть существенной, но это требует суждений, аналогичных тем, которые применяются к другой информации об учетной политике.

Поправки к МСФО (IAS) 1 будут применяться к отчетным периодам, начинающимся 1 января 2023 года или после этой даты. Ранее применение допускается при раскрытии этого факта.

Поскольку поправки к PS предоставляют собой необязательные указания по применению определения существенности к информации об учетной политике, Совет пришел к выводу, что переходные положения и дата вступления в силу этих поправок не требуются.

Замена «основных положений» на «существенные положения» учетной политики в МСФО (IAS) 1 и соответствующее новое руководство в IAS 1 и PS может повлиять на раскрытие компаниями своей учетной политики.

Определение того, являются ли учетная политика существенной, теперь требует большего использования суждений. Следовательно, организациям рекомендуются пересмотреть свои раскрытия информации об учетной политике для обеспечения согласованности с измененным стандартом.

На практике наблюдается использование «заготовок» для раскрытия этой информации.

Компании должны тщательно рассмотреть вопрос о том, является ли «стандартизированная информация или информация, которая только дублирует или обобщает требования МСФО» существенной информацией, и если нет, следует ли удалить эти раскрытия для повышения полезности финансовой отчетности.

Начиная с 2005 года почти все предприятия мира согласились с официальным принятием и переходом на МСФО. Компании почти всех стран мира решили использовать МСФО за основу для составления финансовой документации. С этого момента количество государств, которые внедрили международные стандарты, стремительно увеличивается.

В 2005 году число желающих осуществить переход на МСФО составляло 90. Через год количество этих стран было уже 100. По прогнозам главы Совета по МСФО, которые он высказал в 2007 году, в 2015 году требовать или разрешать использовать МСФО будут уже в 150 странах мира. И его предсказания сбылись. На январь 2013 года уже более 120 стран требуют или разрешают применять МСФО.

Согласно официальным данным Совета по МСФО на 12 декабря 2016 года в 149 странах для формирования финансовой отчетности применяются международные стандарты, а с 2019 года составлять отчетность по МСФО уже обязаны компании в 166 странах мира. Речь идет о банках, страховых компаниях, открытых акционерных обществах (ОАО), предприятиях, добывающих полезные ископаемые общегосударственного значения, а также компаниях, акции которых котируются на биржах.

Внедрение МСФО, как и любой другой процесс, тесно связан с трудностями и сопутствующими неприятностями. Первая проблема, с которой сталкиваются компании, желающие осуществить переход на МСФО, — психологический фактор специалистов. Существенные различия понятий в терминах международных и национальных стандартов ведут за собой необходимость психологической перестройки работников. По требованиям Комитета по МСФО государства, принявшие решение внедрить международные стандарты, не имеют право комментировать или изменять исходный текст. Другими словами, страны, которые согласились перейти на международные стандарты финансовой отчетности, должны обязать все предприятия, компании и организации работать с оригинальным текстом. Если организации не могут разъяснить определенные моменты, они должны самостоятельно или с помощью профессиональных компаний получить ответы на свои вопросы.

В англоязычной версии МСФО (в оригинале) очень много понятий, которым нет точного соответствия и эквивалента во многих странах. И специалистам, работающим с международными стандартами, приходится либо пользоваться новой системой терминов и понятий, либо принимать в лексику англоязычные варианты названий. К тому же нет определенного и регламентированного механизма получения разъяснений в случае недоразумений или неясностей в условиях функционирования предприятия с МСФО. Стоимость консультации иностранных профессионалов очень высокая, перевод и прочие объяснения международных стандартов сопутствуются немалыми затратами.

Поэтому основная проблема внедрения МСФО компаниями — несоответствие международных стандартов психологии специалистов и действующей бухгалтерской практике.

Вторая проблема — трансформация финансовой отчетности в МСФО. Многие экономики стран, перешедшие на МСФО, очень отличаются от западной. Это состоит в отсутствии финансовых рынков или их неразвитости. А это в свою очередь сопровождается невозможностью применения международных концепций ведения бухгалтерского учета. И некоторые практические расчеты становятся относительными.

Чем вызвана необходимость перехода на МСФО Приобретаемые плюсы в результате перехода
компания работает с иностранными банками снижение процентной ставки, так как инвесторы могут объективно оценить риски
требованием владельца бизнеса — МСФО обеспечивает объективность и прозрачность отчетов;
— возможность использовать отчет в управленческих целях;
желанием руководителя повысить эффективность бизнеса — возможность использовать отчет в управленческих целях;
— нет необходимости создавать принципы учета хозяйственных операций;
— МСФО значительно упрощает проблему ведения учета и его регламентации.

Чтобы оставаться ценным специалистом, когда компания переходит на МСФО, нужно обладать практическими навыками работы с МСФО и такими международными дипломами, как АССА DipIFR(rus) и IPFM. Они не только решительно подтверждают квалификацию в данной области, но и повышают статус специалиста и усиливают шансы на карьерный рост.

Изучить международный язык финансовой отчетности, научиться уверенно работать с МСФО и подготовиться к сдаче экзаменов на международные дипломы АССА и IPFM можно по собственному графику на курсах академии.

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.

Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.

Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:

  • увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
  • увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
  • введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
  • принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
  • уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
  • введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.

Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:

  • появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
  • ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
  • изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
  • обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
  • увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
  • регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
  • страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
  • определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
  • шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.

В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:

  • скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
  • с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
  • дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
  • на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
  • изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
  • покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
  • ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.

О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.

Изменения, вступившие в силу с 2019 года, оказались не менее значимыми, чем предшествовавшие этому году.

В части бухучета изменений не произошло. Исключение — бюджетные учреждения, которые с января 2019 года обязаны публиковать учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности.

А в сфере налогового законодательства новшества есть. Среди значимых обновлений:

  • увеличение ставки НДС с 18% до 20% — подробности см. здесь;
  • спецрежимники на ЕСХН стали плательщиками НДС — подробности в этом материале;
  • установлен норматив в 700 руб. по НДФЛ с полевого довольствия;
  • отменен налог на движимое имущество — о нюансах читайте здесь.

О наиболее значимых налоговых обновлениях-2019 читайте здесь.

Работая над учетной политикой на 2020 год помимо вышеперечисленных нужно было учитывать также нововведения 2019 года, в т.ч.:

  • введение нового ограничения на изменение метода амортизации ОС: переходить с линейного метода на нелинейный теперь тоже можно не чаще раза в 5 лет;
  • продление действия 50%-ного ограничения на перенос убытков до 31.12.2021 включительно;
  • возможность применять инвествычет к ОС восьмой — десятой амортизационных групп, кроме зданий, сооружений, передаточных устройств;
  • многочисленные изменения по имущественным налогам и др.

Подробнее о налоговых изменениях с 2020 года мы рассказали в этой статье.

И конечно, не забывайте, что с 2020 года введены изменения в порядок сдачи бухгалтерской отчетности.

Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

  • Обособленные подразделения

С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

  • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

  • Инвестиционный вычет по НИОКР

С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

Изменения в учётной политике в 2021 году

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

Формировать УП для целей налогообложения обязаны налогоплательщики, которые применяют ОСНО. Упрощенцам этот документ важен, когда нужно выбирать способ учёта конкретных операций при применении УСН или ЕСХН.

УП для целей налогообложения предполагает выбор из возможных вариантов налогового учёта, предложенных законом, например:

  • метод определения доходов и расходов (кассовый или начисления);
  • способы признания, оценки и распределения доходов и расходов;
  • выбор других показателей, без которых учёт будет неполным или неверным. Например, показателя для расчёта доли прибыли по обособленному подразделению.

Пример 1.

Организация в бухучёте применяет унифицированные бланки документов, а налоговый учёт ведет в самостоятельно разработанных регистрах. Поэтому в её УП будет записано: «Налоговый учёт ведётся обособленно от бухгалтерского в аналитических регистрах налогового учёта, разработанных организацией самостоятельно. Перечень регистров налогового учёта и их формы приведены в приложении № 1 к Учётной политике для целей налогообложения».

Также в УП для целей налогообложения определяется порядок налогового учёта в тех случаях, когда Налоговый кодекс отдаёт его «на откуп» налогоплательщику. Например:

  • состав прямых расходов, уменьшающих выручку от реализации;
  • порядок формирования стоимости незавершенного производства;
  • организация раздельного учёта при исчислении НДС.

Предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учёт и не обязаны формировать учётную политику для бухгалтерского учёта. В налоговом учёте таких исключений нет ни для кого. Если ИП платит налоги в рамках ОСНО, он обязан формировать учётную политику.

И только если деятельность ИП не предполагает использования разных вариантов учёта и ведения раздельного учёта, предприниматель вправе не утверждать учётную политику для целей налогообложения. Например, такое может быть при применении УСН (доходы) или патентной системы налогообложения (ПСН).

Как составить учётную политику на 2021 год

  1. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется. Исключите неприменяемые документы из перечня обязательных для составления. Помните: аудиторы и налоговые инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые в УП документы.
  2. Не детализируйте рабочий план счетов подробнее субсчетов. Аналитические счета часто меняются в течение года. В этом случае реальный учёт не будет соответствовать рабочему плану счетов.
  3. Не нужно составлять новую учётную политику каждый год. Достаточно при необходимости редактировать пункты, которые действительно изменились.
  4. Не описывайте методы учёта, однозначно определенные законодательством. Нет смысла описывать ставки налогов или расписывать как работает линейный способ амортизации.
  5. Не описывайте правила учёта гипотетически возможных направлений бизнеса, которых нет на начало года. При открытии новых направлений всегда можно внести изменения в УП с даты начала деятельности по ним.
» data-prop.id=»2308″>

Правилам внесения изменений в УП в целях бухгалтерского учёта посвящён третий раздел ПБУ 1/2008. Корректировать учётную политику нужно, если:

  • изменилось законодательство или бухгалтерская нормативка. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • существенно изменились условия хозяйствования организации, например, произошла реорганизация или изменились виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента изменения условий хозяйствования;
  • организация разработала новый способ учёта, который повышает качество бухгалтерской информации. Изменения в УП действуют с начала следующего года.

Пример 2.

C 1 января 2021 года вступил в силу ФСБУ 5/2019 «Запасы». Этот факт нужно отразить в УП организации следующим образом.

  1. Исключить упоминание нормативных актов, которые утратили силу: ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов (приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические указания по бухгалтерскому учёту специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (приказ Минфина от 26.12.2002 № 135н).
  2. Выбрать метод перехода на новый стандарт. Пунктом 47 ФСБУ 5/2019 предусмотрен ретроспективный (корректировка входящих остатков по новым правилам как если бы новый стандарт применялся всегда) и перспективный (новые правила применять только к новым фактам хозяйственной деятельности) варианты перехода.
  3. Указать какие отступления от требований стандарта будут использоваться, если организация имеет право на такие отступления. Например, пункт 2 ФСБУ 5/2019 разрешает не применять стандарт для запасов, которые предназначены для управленческих нужд, и списывать их стоимость на расходы периода. Если такое решение принято, нужно отразить его в учётной политике.
  4. Скорректировать правила признания и оценки запасов в соответствии с новым стандартом. Например, если незавершенное производство в 2020 году оценивалось по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, нужно выбрать другой метод, так как в ФСБУ 5/2019 этот способ отсутствует. То же относится к списанию общехозяйственных расходов на себестоимость выпуска.

В соответствии со ст. 313 НК РФ, корректировать учётную политику для налогового учёта нужно, если:

  • изменилось законодательство о налогах и сборах. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • появились новые виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента появления новых видов деятельности;
  • изменились методы учёта. Изменения в УП действуют с начала следующего года.

Пример 3.

С 1 января 2021 года действует дополнение к ст. 288 НК РФ о том, что если налогоплательщик применяет пониженные ставки налога на прибыль и у него есть обособленные подразделения, нужно определять долю прибыли каждой обособки для каждой налоговой базы отдельно. Поэтому в УП необходимо внести дополнительный пункт о выборе показателя для расчёта:

  • среднесписочная численность;
  • расходы на оплату труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *