Перспективы развития пенсионной системы РФ 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перспективы развития пенсионной системы РФ 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

11 изменений в пенсионной системе в 2021 году

Депутаты Госдумы от КПРФ предложили вернуть прежний пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, внеся соответствующий законопроект. Акция носит явно популистский и предвыборный характер: пенсионная реформа в России идет полным ходом и обратного пути нет.

Коммунисты внесли законопроект о возвращении возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, как это было до конца 2018 года.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что повышение пенсионного возраста приведет к таким негативным последствиям, как ухудшение здоровья граждан предпенсионного возраста, вынужденных работать, что в свою очередь увеличит нагрузку на Фонд социального страхования РФ, росту обращений граждан за инвалидностью, росту безработицы, а также «увеличит смертность людей старшего возраста из-за роста трудовой нагрузки, а также потому, что безработица и связанные с ней стрессы и самоубийства среди них наверняка умножатся», — уверены авторы документа.

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.

С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.

С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития). В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

С этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум рассчитываются исходя не из потребительской корзины, как раньше, а из медианного дохода россиян. Медианный доход означает, что половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше.

Размер МРОТ в 2021 году составляет 42% от медианной заработной платы (12 792 рубля), а прожиточный минимум в целом по РФ равен 11 653 рубля. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%.

Показатель прожиточного уровня пенсионера нужен для того, чтобы рассчитать размеры доплат к пенсиям. Если у неработающего пенсионера все доходы — страховая или социальная пенсия, дополнительные выплаты и льготы — не достигают величины минимума в регионе его проживания, то государство устанавливает ему федеральную или социальную доплату.

  1. Еще немного повысится пенсионный возраст, требования к стажу и накопленным баллам
  2. В 2021 году будут произведены индексации и корректировки пенсионных выплат
  3. Граждане теперь могут пожаловаться финомбудсмену на НПФ
  4. Граждан оградили от пенсионных агентов
  5. НПФ будут обязаны раскрыть состав своих портфелей по эмитентам
  6. НПФ будут инвестировать добровольные пенсионные сбережения россиян по новым правилам
  7. В России изменился срок дожития
  8. Для пенсионеров по-новому рассчитывают прожиточный минимум
1
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Возраст выхода на пенсию (65 лет — для мужчин, 60 лет — для женщин по итогам принятия закона) начал постепенно повышаться с начала 2019 года. Рост по планам будет происходить поэтапно в течение первых 10 лет реформы, с 2028 года увеличение будет реализовано в полном объеме.

Это значит, что пенсионный возраст в России с 2021 года уже будет видоизменен, и не все, кто планировал в этот год выйти на заслуженный отдых, смогут это сделать. Есть отдельные категории граждан, на которых будут распространяться льготы переходного периода.

С 1 января 2021 г. страховая пенсия неработающих пенсионеров увеличится в результате плановой индексации. Такое повышение уже закреплено в законе № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. и составит 6,3%. Так как повышение будет произведено не на фиксированную сумму, а на определенный процент, величина прибавки будет определяться индивидуально.

Можно заранее самостоятельно рассчитать, на сколько вырастет пенсия с 1 января. Для этого нужно умножить нынешний размер выплаты на 1,063. При этом умножать на этот индекс нужно только сумму пенсионного обеспечения (без ЕДВ, компенсации за коммунальные услуги, социальной доплаты и так далее).

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2019 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами. Повышение пенсионного возраста позволит уже с 2019 года обеспечить более высокий рост пенсий неработающих пенсионеров за счет индексации, превышающей уровень инфляции (в соответствии с Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года).

В 2021 году пенсионный возраст станет выше, чем был в 2020, все дело в переходном периоде пенсионной реформы: каждый год мужчинам и женщинам в России придется все дольше работать до назначения пенсии по старости.

2020-й – уже второй год, когда действовали новые правила выхода на пенсию. Но, по сути, все новые пенсионеры последних 2 лет вышли на пенсию лишь на полгода позже, чем сделали бы это по старому законодательству (то есть, женщины вышли на пенсию в 55 лет и 6 месяцев, мужчины – в 60 лет и 6 месяцев).

Это стало возможно, потому что еще в 2018 году президент Владимир Путин распорядился включить в законопроект о пенсионной реформе пункт о «льготе» в 6 месяцев для тех, чей возраст выхода на пенсию по старым правилам был бы достигнут в ближайшие 2 года.

Соответственно, в 2021 году на пенсию будут выходить:

  • женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1965 года (в возрасте 56,5 лет, то есть на полтора года позже, чем по старым правилам). Учитывая «льготу», их выход на пенсию приходится на даты между 1 июля и 31 декабря 2021 года – в соответствии с датой рождения;
  • мужчины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1960 года (в возрасте 61,5 года – на те же полтора года позже). Дата выхода на пенсию – с 1 июля по 31 декабря 2021 года.

Это пенсионный возраст в «стандартной» ситуации – когда пенсионер не имеет специального стажа, но набирает достаточно страхового стажа и пенсионных баллов.

Кстати, со стажем и пенсионными баллами произойдут очередные изменения – как и каждый год, их для выхода на пенсию будет нужно больше:

  • минимум 12 лет страхового стажа;
  • минимум 21 пенсионный коэффициент (балл).

Если для выхода на пенсию человеку не хватает баллов или стажа (и их дополнительно негде взять), то такому человеку придется ждать еще 5 лет, но и тогда он будет иметь право лишь на социальную пенсию.

Она в 2021 году будет назначаться для таких граждан:

  • женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1960 года (в возрасте 61,5 года – плюс полтора года к тому, что было раньше);
  • мужчины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1955 года (в возрасте 66,5 лет – на те же полтора года позже).

Правда, для таких людей есть возможность устроиться на работу и получить необходимый стаж и пенсионные баллы – а при желании даже «докупить» их, вступив в добровольные правоотношения с Пенсионным фондом.

Чуть позже выйдут на пенсию и государственные служащие – как известно, пенсионный возраст для них начали повышать еще до начала всей реформы.

И в 2021 году они будут выходить на пенсию так:

  • женщины – в 58 лет;
  • мужчины – в 63 года.

С другой стороны, госслужащий может уволиться, без проблем выйти на пенсию по обычным правилам, а затем снова устроиться на работу, сохранив за собой пенсию. А чтобы получать не страховую, а государственную пенсию, госслужащему к этому моменту нужно иметь минимум 17 с половиной лет выслуги на государственной службе.

Пенсионная реформа стартовала, соответствующие законы приняты и подписаны. Как гласят последние новости, нововведения продолжаются и осуществляются поэтапно. Правительство продолжает вести прежнюю политику, направленную на улучшение демографии.

  • Современный этап реформирования пенсионной системы России: оценка результатов и перспективы 2019 / Терентьева Ирина Викторовна
  • Основные проблемы системы государственного пенсионного страхования в Российской Федерации и направления ее совершенствования 2017 / Данилова Надежда Леонидовна, Кувшинова Евгения Васильевна
  • Альтернативы трансформации отечественной пенсионной системы в условиях параметрических изменений 2019 / Кравченко Елена Васильевна
  • Изменения в российском пенсионном законодательстве: обзор и оценка 2015 / Финогенова Юлия Юрьевна, Козлов Павел Алексеевич
  • Современные пенсионные системы: вызовы, тенденции, перспективы 2018 / Кравченко Елена Васильевна
  • Реформирование пенсионной системы РФ на современном этапе 2016 / Барбашова Светлана Александровна, Соколова Ирина Сергеевна, Щербаков Евгений Михайлович
  • Пенсионные реформы: векторы и итоги трансформации 2015 / Васильцова Л.И., Александрова Н.А., Земляков В.А.
  • Обзор изменений законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение в российской Федерации 2019 / Широких С.В.
  • Пенсионная реформа-2019: детерминанты, последствия, альтернативы 2019 / Иванов Сергей Феликсович
  • Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации: социальный эффект 2019 / Боброва Дарья Николаевна

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Urusova Avgustina Bilyalovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Finance and Credit, North-Caucasus State University of Humanities and Technology, Cherkessk, Republic of Karachay-Cherkessia

The prospects for reforming the pension system and its modernization in order to ensure a decent income for retirees in the long term are increasingly worrying the working-age population of Russia. All the acute question of the retirement age among the larger layer of the working population. The economic discussion around the problems of the pension system boils down to a discussion of a number of issues that were considered in the work. The impact of the new pension reform on the legislation and on the retirees themselves.

Keywords: pension system; reform prospects; modernization; labor experience; replacement rate; pension provision; efficiency of pension expenses.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ УДК 332.964

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВАК РФ 08.00.10

Перспективы реформирования пенсионной системы и ее модернизации с ©Урусова А.Б., 2019 целью обеспечить достойный доход пенсионерам в долгосрочной перспективе, все больше и больше волнуют трудоспособное население России. Все остро стоит вопрос о пенсионном возрасте среди большего слоя трудоспособного населения. Экономическая дискуссия вокруг проблем пенсионной системы сводится к обсуждению ряда вопросов, которые были рассмотрены в работе. Влияние новой пенсионной реформы на законодательство и на самих пенсионеров.

Ключевые слова: пенсионная система; перспективы реформирования; модернизация; трудовой стаж; коэффициент замещения; пенсионное обеспечение; эффективность пенсионных расходов.

Несмотря на то, что общественно-политическое обсуждение модернизации пенсионной системы продолжается уже 21 год, начиная с разработки «Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 790 от 7 августа 1995 года), где формулировались основные недостатки и принципы модернизации существующей пенсионной системы, вопрос о реформировании пенсионной системы будет оставаться на политической повестке дня и в среднесрочной перспективе.

Перспективы реформирования пенсионной системы и ее модернизации с целью обеспечить достойный доход пенсионерам в долгосрочной перспективе, который находился бы в зависимости от производительности труда потенциальных пенсионеров (трудового заработка), а также от длительности трудового стажа, на современном этапе затруднены тем, что пенсионная система как часть системы социальной поддержки населения, по существу, этой функции не выполняет, и с прогнозируемым сокращением коэффициента замещения, то есть отношения средней величины пенсии к средней заработной плате, пенсионное обеспечение все больше будет сводиться к функции пособия, защищающего население от бедности, а не обеспечивающего ему сопоставимого уровня жизни по отношению к величине получаемых средних доходов.

Российские власти пошли по своему пути: отказавшись от обязательной накопительной системы, они теперь ищут ей замену. Хорошую возможность поддержать благосостояние будущих пенсионеров дают добровольные накопительные пенсионные системы с автоматическим подключением – при условии достаточного охвата ими населения, указывал Всемирный банк. О разработке такой системы Минфин и ЦБ заявили в 2016 г. Предполагается, что в систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК) взносы будет делать работник – по умолчанию взнос будет увеличиваться с 0 до 6% на 1 п. п. в год, но человек может сам определить его размер – например, сохранить взнос нулевым. Накопления будут собственностью человека, а не государства. Принуждать к таким выплатам власти не будут, говорит замминистра финансов Алексей Моисеев, система будет полностью добровольной. Перечислять средства в негосударственные пенсионные фонды работодатель будет при посредничестве центрального администратора, который будет вести учет участников и выплат. Запустить ИПК власти планируют в 2020 г.

Но принудить людей копить будет непросто. Вызов пенсионной системе будущего бросает изменение поведения молодых поколений. Большинство миллениалов (люди, родившиеся в 1980–2000 гг.) при формировании накоплений не склонны думать о будущем, предупреждали аналитики ЦБ: в среднесрочной перспективе это может подрывать устойчивость существующей модели пенсионной системы, основанной на механизме межпоколенческого трансфера.

Чтобы стимулировать людей копить на старость, нужно создать для этого комфортные условия, говорит директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова. Существующая пенсионная система довольно устойчива и, в принципе, не должна сильно измениться в будущем, считает старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Минфина Татьяна Омельчук. Но власти должны развивать накопительную систему, убеждена она, так как большинству самостоятельные накопления недоступны. Для стимулирования работодателей нужно развивать корпоративные пенсионные системы, предоставляя им налоговые льготы, говорит Омельчук.

Например, Словакия, где к 2060 г., по прогнозам Еврокомиссии, пенсионные расходы будут самыми большими по отношению к ВВП, а пенсии – самыми низкими в ЕС, в 2015 г. отменила минимальный срок накоплений в 10 лет и разрешила их наследование, а также временно открыла вход в накопительную часть для всех – ранее выбор нужно было сделать до 35 лет.

В Чехии государственное софинансирование добровольных накоплений позволило сделать их массовыми: в них участвуют 4,9 млн работников против 80 000 выбравших накопительный взнос в госсистеме. В Новой Зеландии до запуска программы KiwiSaver в 2007 г., основанной на автоматическом подключении работающих и госсубсидиях, в добровольных накоплениях участвовало менее 10% граждан трудоспособного возраста, а к 2010 г. – уже 55%, сравнивают в обзоре о частных пенсионных системах эксперты ОЭСР.

В России для развития накопительных систем есть еще одно серьезное препятствие – низкие доходы населения, предупреждает Овчарова. По данным Росстата, в 2018 г. почти половине людей хватало денег лишь на еду и одежду. На сбережения же россияне направляют все меньше. Так, за первое полугодие 2018 г. они отложили лишь 5,9% своих денежных доходов – это минимум за последние 15 лет, оценивали аналитики РАНХиГС. Во второй половине 2018 г. и начале 2019 г. тенденция к сокращению сбережений сохранилась, указывают они. Мешает копить и недоверие, предупреждает Овчарова: решение человека отказаться от покупки сейчас ради пенсии через 20–30 лет – это вопрос доверия государству, а когда оно периодически забывает все, что обещало, доверию это не способствует. Главное – это гарантии сохранности накоплений, согласна Омельчук: копить может четверть населения, но без гарантий делать этого люди не будут.

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Если стоимость нефти составит критические для федерального бюджета 35 долл./барр., то вряд ли удастся избежать длительной рецессии, в течение которой экономика адаптируется к сложившимся внешним условиям. Чтобы сократить дефицит бюджета, правительство будет вынуждено усилить политику ограничения финансирования социальных программ, но даже такие непопулярные меры не позволят покрыть все расходы и дефицит составит не менее 500 млрд. руб.

Предлагается активизировать работу по заключению международных договоров в области пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности, принимая во внимание необходимость соблюдения пенсионных прав граждан и интересы Российской Федерации. В среднесрочной перспективе особое внимание следует уделить созданию общего пенсионного пространства в отношениях с государствами, имеющими с Российской Федерацией интеграционные проекты.

Какие пенсионные изменения ждут россиян в 2021 году

Вследствие того, что реформа достаточно непопулярна, затормозилось и введение индивидуального пенсионного капитала. Этот механизм предполагает добровольное внесение средств россиянами в течение всей жизни в Пенсионный фонд. Его внедрение в систему экономики анонсировалось еще в 2021 году. Напомним, что принятие новой пенсионной реформы, которая предполагает использование данного механизма, было перенесено на 2021 год.

• Третья компонента – также предназначена для сглаживания потребления. Однако, в отличие от второй компоненты, построена не на распределительном, а на накопительном принципе. Это делает связь между трудовыми доходами и пенсионными выплатами максимально полной.

Проведенная реформа соответствовала общим тенденциям, сложившимся в 1990-е годы и зафиксированным, в частности, в рекомендациях Всемирного банка. Эти рекомендации предусматривают включение в состав пенсионных систем нескольких дополняющих друг друга составных частей [2]:

— компенсацию заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

В 2021 году для того чтобы сократить зависимость от федерального бюджета была принята мера по замораживанию пенсионных накоплений, действие которой продолжается и в данный момент. Эта мера дала дополнительно около 0,5 трлн. рублей на выплату пенсий, но проблему не решила. Данная проблема напрямую связана с уровнем жизни российских пенсионеров.

В Российской Федерации современная накопительная пенсионная система не доведена до совершенства, в связи с этим, пенсионные накопления являются колоссальным инвестиционным ресурсом российской экономики, который недостаточно эффективно используется в процессе выполнения им своих функций. Согласно мораторию с 2021 года работодатели не делают отчисления на накопительную часть будущей пенсии. Еще в 2021 году Минфином была предложена система индивидуального пенсионного капитала, которая до сих пор находится на обсуждении. Данная система должна полностью заменить обязательную накопительную систему.

Кроме этого в последнее время обострилась проблема информатизации и правильного расчета величины пенсий. Дело в том, что в России десятки тысяч жителей регионов, где расположено много вредных производств, имеют право на дополнительные выплаты за неучтенный рабочий стаж. Но сами граждане об этом не догадываются, а ПФР отмалчивается, поскольку придерживается негласной установки на экономию.

  • Посткризисные тенденции развития российского рынка печатных СМИ
  • Развитие России и мира: перспективы в концепциях и сценариях в условиях устойчивого развития
  • Анализ российского рынка акции и перспективы его развития
  • Современное состояние банковской системы и перспективы ее развития (на примере региона, города, страны)
  • Международные санкции и экономика России

Осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.

До реформы пенсионная система России была построена по так называемому распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Долгое время представлялось, что распределительной системе практически нет никакой альтернативы, что обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет перераспределения ВВП между поколениями. Значение распределительного механизма увеличивалось не только в странах с экономикой советского типа, но и в странах, базирующихся на рыночной системе хозяйства.

Однако почти два десятилетия назад очевидность доминирования распределительной системы была явно поставлена под сомнение практически на всех континентах. В целом ряде стран мира в большей или меньшей степени используется иной принцип построения пенсионной системы – накопительный. В некоторых государствах накопительная система сочетается с распределительной. Но в других – осуществляются глобальные пенсионные реформы, под воздействием которых накопительный механизм постепенно вытесняет распределительный из системы пенсионного обеспечения пожилых людей.

Кроме того, пенсионное обеспечение — это базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население. В России в настоящее время проживает свыше 39 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

С достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка экономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 – 20% экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.

Законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему, привести ее в равновесие, заставить работать.

В СССР функционировала универсальная система по обязательному пенсионному страхованию распределительного типа. Долгое время в России она оставалась преобладающей формой обеспечения пенсиями, назначаемыми по старости. В основе распределительной системы лежит принцип покрытия пенсий текущих пенсионеров за счет отчислений от дохода трудящихся. Советская пенсионная система характеризовалась низким возрастом назначения пенсии по старости с множеством исключений из правил, которые применялись по профессиональному признаку, месту работы, количеству детей или этноса. Этим группам устанавливался более низкий возраст выхода на пенсию в силу ряда факторов:

  • опасность и вредность профессии;
  • подверженность воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;
  • выполнение важных социальных функций, ограничивающих возможность работы по найму (многодетность);
  • режим, принятый для коренных народов Крайнего Севера.

На 2013-2015 годы приходится следующий этап реформирования пенсионной системы России, который предусматривал введение новых правил при формировании страховой пенсии и пенсионных прав. Был введен новый порядок исчисления размера пенсии, который учитывал размер заработной платы, стаж и возраст для выхода на пенсию.

Формирование пенсий самозанятого населения предусматривало постепенное наращивание страховых платежей с целью их соответствия пенсионным выплатам. Были приняты меры для реформирования системы назначения досрочных пенсий.

Следующим этапом реформирования пенсионной системы России, запланированным на 2019 – 2024 гг., стало постепенное увеличение пенсионного возраста: для женщин — до 60 лет и для мужчин до 65 лет. Принятые изменения должны коснуться большей части населения, исключая определенные профессии (медицинские и педагогические работники, артисты и пр.), коренного населения Крайнего Севера, многодетным матерей.

Планируемое увеличение пенсионного возраста должно способствовать перенаправлению высвобождающихся средств Пенсионного фонда для увеличения пенсий на ежегодной основе. Решение о повышении пенсионного возраста связано с сокращением рождаемости и ростом продолжительности жизни. Старение население и вытекающее из него увеличение возраста назначения пенсии – это общемировая тенденция, происходящая практически в каждом развитом государстве.

Утвердить прилагаемые:

Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации;

план-график подготовки проектов федеральных законов по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Пенсионная реформа 2021, на первый взгляд, может показаться очень удачной, однако она обладает не только плюсами, но и существенными минусами. Самым большим из них является увеличение минимального стажа до 15 лет. Вторым «туманным» моментом стала накопительная система баллов. Так как она является новшеством, точный механизм работы данной системы остается не до конца понятным многим гражданам РФ. Чтобы вникнуть в особенности порядка подсчета и начисления баллов, следует быть хорошо информированным.

Помимо этого, необходимо снова упомянуть о разделении пенсии на два типа. Страховая пенсия будет продолжать начисляться, но уже по новой формуле. А вот накопительная пенсия, как в 2014, так и сейчас, остается в «подвешенном» состоянии. Все переводы на накопительный пенсионный счет были и остаются замороженными. Однако Пенсионный фонд утверждает, что никуда эти деньги не пропадут. Со временем они будут пересчитаны так же по ПК и перечислены на счета страховой пенсии.

Но с другой стороны, как говорит руководство страны, результаты новой реформы многообещающие. Данный законопроект уменьшит расходы государственной казны. Более того, люди могут теперь «дорабатывать» баллы, чтобы не получать минимальную заработную плату.


В современном ракурсе предполагается формирование пенсии из трех составляющих. Итоговая цифра к выплате будет получена за счет суммирования таких видов пенсионного обеспечения, как:

  • базовое;
  • накопительное;
  • страховое.

Эти правила коснуться граждан, родившихся после 1967 года. Работодатель по ним отчисляет 8% в страховой фонд и 6% в накопительный. Для тех лиц, которые родились в 1966 году и ранее актуальны только страховые удержания из дохода, по размерам которых и будет определяться величина будущей пенсии.

В 2020 году размер базовой пенсии после ее индексации на 6,6% составил 5686 рублей. Индексация затронула и пенсионные баллы, увеличив их до отметки 93 рубля.

Минимальная пенсия в 2020 году может быть выплачена только при выполнении условий:

достижение пенсионного возраста (для мужчин – 65 лет, для женщин – 60 лет);

наличие минимального страхового стажа, определяемого временным периодом, на протяжении которого работодатель отчислял средства в Пенсионный фонд (в 2020 году – 10 лет, с перспективой увеличения к 2025 году до 15 лет);

наличие минимального количества пенсионных баллов, привязанных к страховым взносам (планируется увеличение до отметки 30).

Для разных категорий граждан базовая пенсия неодинаковая. При смене категории пенсионером, она пересчитывается. На увеличение ее размера можно рассчитывать:

— при достижении пенсионером 80 лет — за счет удвоения базовой части пенсии;
— при появлении иждивенцев — дополнительно предоставляется 33,3% за каждого представителя, но не более, чем за трех;
— при наличии 15 лет стажа работы на Крайнем Севере – увеличивается базовая пенсия на 50%;
— при наличии 20 лет стажа ведения трудовой деятельности в районах, по характеристикам приравненных к Крайнему Северу – к пенсии добавляют 30%;
— при получении статуса инвалида – увеличение компенсации на 100%.


Оформление пенсии возможно в любой день после получения такого права и не раньше, чем за месяц до его появления. Заявление с пакетом документов можно подать в онлайн или офлайн режиме в ПФР и МФЦ лично или через работодателя. В нем отображаются персональные данные заявителя, а также информация из документов, подтверждающих право человека на пенсионное обеспечение, его страховой стаж и доходы. Пакет бумаг формируется из документации, подтверждающей отображенные в заявлении данные.

Поданные документы рассматриваются на протяжении 10 дней. Страховые выплаты начисляются со дня обращения за ее получением.

Перспективы развития пенсионной системы рф 2021


Не многие знают, что такое негосударственная пенсия, и кто на нее может рассчитывать. До начала пенсионной реформы люди могли повлиять на размер своей пенсии только за счет официального трудоустройства на работу с более высоким окладом. На сегодняшний день каждый человек может смоделировать уровень своей жизни в старости. В законе предусмотрена возможность переводить собственные средства на выделенный счет в Пенсионном Фонде, чтобы воспользоваться ими, когда уже не сможешь работать в полную силу. Перечислять средства в ПФ могут:

самозанятые лица;

индивидуальные предприниматели;

работодатели с официальной заработной платы.

Человек не может по собственной инициативе пополнять свой счет. При желании участвовать в программе негосударственного пенсионного обеспечения лица, которые не относятся к вышеперечисленным категориям, могут решить вопрос только в ракурсе софинансирования.

В будущем планируется придать негосударственным пенсиям более надежный и выгодный статус, чем у государственных. Основной задачей пенсионной реформы является такое перенаправление ориентиров и доведение до сведения народа, что государственное обеспечение является прерогативой Советского Союза вместе с различными программами поддержки для незащищенных слоев населения. Люди должны понять, что в развитых странах люди не живут за счет пособий от государства.

Плюсами негосударственных фондов являются возможности:

планирования будущих доходов;

накопления любой суммы и распоряжения в будущем ею по своему усмотрению;

увеличения вклада не только за счет собственных инвестиций в проект, но и за счет процентов, начисляемых банком за предоставляемое вкладчиком ему право пользоваться деньгами для получения инвестиционного дохода до момента, пока они полностью не будут выведены.

Из минусов программы можно отметить:

необходимость регулярного пополнения счета, что в некоторых жизненных обстоятельствах может вызвать финансовые затруднения;
риски потерять все инвестиции;

риски обесценивания сбережений ввиду падения курса национальной валюты.



В начале 2020 года уже была произведена индексация базовых пенсий и социальных выплат. На 7% проиндексировались пособия граждан, пенсионный возраст которых в связи с переходным периодом проводимой реформы начнется в 66,5 лет для мужчин и в 61,5 лет для женщин. Это коснулось тех пенсионеров, которые не заработали минимальный страховой стаж. На октябрь запланировано индексация в 3% для военных пенсионеров.

Пенсионеры, относящиеся к числу ветеранов Великой Отечественной войны, получат единоразовую помощь ко дню Победы в мае, в размере 75000. Труженикам тыла будет выплачено по 50000 рублей.

МРОТ 2021 составляет 12392 рублей. Показатель напрямую не привязан к размеру пенсионных выплат, однако его изменение приведет к росту прожиточного минимума. А пенсия не может быть ниже по значению, поэтому происходит ее увеличение. Если показатель будет увеличен, то можно ожидать корректировки пенсии.



В январе 2021 года планируется проведение индексации пенсий до 6,3%, в результате чего ее среднее значение достигнет отметки 17212 рублей. К концу 2021 года параметр будет увеличен до 18300 рублей. В областях, в которых прожиточный минимум превышает общий показатель по России, к основной пенсии будет произведена доплата в виде региональной социальной выплаты.

В 2020 году многие регионы выразили желание перейти на местное финансирование. Этот вопрос будет рассмотрен вероятнее всего в положительном ключе и реализован в 2021 году.

Главное изменение в пенсионной системе заключается в принципах оформления социальной пенсии. Для получения надбавки от государства необходимо будет обращаться в ПФ РФ. Если дотация будет выплачиваться из местной казны, то документы оформлять нужно будет в органах социальной защиты.

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу

Если в 2020 году россияне выходили на пенсию в 55,5 (женщины) и в 60,5 лет (мужчины), то со следующего года это будет происходить на год позже. В 2028 году для женщин пенсионный возраст будет установлен в 60 лет, для мужчин — в 65 лет. Но если человек никак не может найти работу, он сможет выйти на пенсию на два года раньше срока.

«Подтверждение того, что человек не может трудоустроиться, выдает центр занятости», — пояснили в ПФР. К тому же важную роль играет тот факт, что человек не сам уволился с прежнего места работы, а был сокращен или потерял место в связи с ликвидацией организации или предприятия.

При этом страховой стаж оставшегося без работы предпенсионера должен составлять не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

06.09.2021 Последние новости пенсионной реформы России — актуальная информация

В России с 1 января вводится прогрессивная шкала налогообложения вместо плоской. Это означает, что теперь не абсолютно все граждане будут платить НДФЛ по одной и той же ставке в 13%. Доходы россиян, зарабатывающих больше 5 млн рублей в год (это около 416 тысяч рублей в месяц) будут облагаться по повышенной ставке в 15%.

С предложением повысить НДФЛ для обеспеченных россиян до 15% выступил летом президент Владимир Путин. Тогда же он уточнил, что повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн рублей в год. Мера касается периодических и активных доходов, связанных непосредственно с трудовой деятельностью (включая зарплату и дивиденды). По ставке 13%, как и ранее, будут облагаться средства, вырученные с продажи личного имущества (за исключением ценных бумаг), и выплаты по договорам страхования и пенсионного обеспечения.

С 1 января распорядиться маткапиталом можно быстрее. Вступает в силу закон, согласно которому сокращены сроки рассмотрения обращений граждан.

Так, решение по заявлениям о распоряжении средствами сертификата Пенсионный фонд теперь будет принимать в течение десяти дней, а не целый месяц, как это было раньше. В отдельных случаях сроки могут продлеваться до пятнадцати и двадцати дней, если возникнет необходимость запросить информацию в других ведомствах. В случае принятия Пенсионным фондом положительного решения, деньги он перечислит в течение трех рабочих дней.

С 1 января вступает в силу еще одна часть списка отходов, которые запрещается захоранивать без переработки. Документ был принят правительством еще в 2017 году. Сам список состоит из трех частей: сначала вступили в силу требования, касающиеся металлолома, затем — макулатуры и пластика, теперь пришло время техники и элементов питания.

«На сегодняшний день на сортировочные мощности направляется 20% от всего объема твердых коммунальных отходов, — сказала вице-премьер Виктория Абрамченко, выступая на заседании Госсовета в декабре. — К 2024 году такой показатель составит более 50%, к 2030 году — 100%. На утилизацию к 2024 году будет направлено 12% твердых коммунальных отходов, к 2030 году — 50%». Запланированное увеличение произойдет, в том числе, за счет отправляемой на переработку электроники.

Вступают в силу правила, регулирующие особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов. Теперь их состоянию будет уделено особое внимание.

«Все расположенные в населенных пунктах лесопарки относятся к категории защитных лесов, — объяснили в Рослесинфорге. — В них запрещено вести заготовку древесины, а рубка деревьев возможна лишь в санитарных целях».

Новые правила охоты, вступающие в силу с 1 января, содержат в себе несколько очень важных изменений. Одно из главных новшеств — разрешение на использования луков и арбалетов. Раньше такое бесшумное оружие было под запретом.

Еще один блок касается правил охоты в темное время суток. С одной стороны, можно будет использовать световые устройства, тепловизоры, приборы ночного видения при охоте на копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, барсука, бобров. Но при этом самим охотникам надо будет облачиться в одежду со светоотражающими элементами. Это делается для уменьшения вероятности случайного ранения кого-либо из участников охоты.

В 2021 году России предстоит новая пенсионная реформа

С 1 января становится обязательной маркировка товаров легкой промышленности. В первую очередь под нее попадает мужская, женская, детская верхняя и спортивная одежда, а также домашний текстиль всех видов. Соответствующие таможенные коды перечислены в распоряжении правительства от 28 апреля 2018 года.

Согласно документу, под маркировку подпадают следующие виды товаров легкой промышленности: предметы одежды, включая рабочую, изготовленные из натуральной или композиционной кожи; блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.

Возраст выхода на пенсию (65 лет — для мужчин, 60 лет — для женщин по итогам принятия закона) начал постепенно повышаться с начала 2019 года. Рост по планам будет происходить поэтапно в течение первых 10 лет реформы, с 2028 года увеличение будет реализовано в полном объеме.

Это значит, что пенсионный возраст в России с 2021 года уже будет видоизменен, и не все, кто планировал в этот год выйти на заслуженный отдых, смогут это сделать. Есть отдельные категории граждан, на которых будут распространяться льготы переходного периода.

С 1 января 2021 г. страховая пенсия неработающих пенсионеров увеличится в результате плановой индексации. Такое повышение уже закреплено в законе № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. и составит 6,3%. Так как повышение будет произведено не на фиксированную сумму, а на определенный процент, величина прибавки будет определяться индивидуально.

Можно заранее самостоятельно рассчитать, на сколько вырастет пенсия с 1 января. Для этого нужно умножить нынешний размер выплаты на 1,063. При этом умножать на этот индекс нужно только сумму пенсионного обеспечения (без ЕДВ, компенсации за коммунальные услуги, социальной доплаты и так далее).

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2019 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами. Повышение пенсионного возраста позволит уже с 2019 года обеспечить более высокий рост пенсий неработающих пенсионеров за счет индексации, превышающей уровень инфляции (в соответствии с Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года).

В 2021 году пенсионный возраст станет выше, чем был в 2020, все дело в переходном периоде пенсионной реформы: каждый год мужчинам и женщинам в России придется все дольше работать до назначения пенсии по старости.

2020-й – уже второй год, когда действовали новые правила выхода на пенсию. Но, по сути, все новые пенсионеры последних 2 лет вышли на пенсию лишь на полгода позже, чем сделали бы это по старому законодательству (то есть, женщины вышли на пенсию в 55 лет и 6 месяцев, мужчины – в 60 лет и 6 месяцев).

Это стало возможно, потому что еще в 2018 году президент Владимир Путин распорядился включить в законопроект о пенсионной реформе пункт о «льготе» в 6 месяцев для тех, чей возраст выхода на пенсию по старым правилам был бы достигнут в ближайшие 2 года.

Соответственно, в 2021 году на пенсию будут выходить:

  • женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1965 года (в возрасте 56,5 лет, то есть на полтора года позже, чем по старым правилам). Учитывая «льготу», их выход на пенсию приходится на даты между 1 июля и 31 декабря 2021 года – в соответствии с датой рождения;
  • мужчины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1960 года (в возрасте 61,5 года – на те же полтора года позже). Дата выхода на пенсию – с 1 июля по 31 декабря 2021 года.

Это пенсионный возраст в «стандартной» ситуации – когда пенсионер не имеет специального стажа, но набирает достаточно страхового стажа и пенсионных баллов.

Кстати, со стажем и пенсионными баллами произойдут очередные изменения – как и каждый год, их для выхода на пенсию будет нужно больше:

  • минимум 12 лет страхового стажа;
  • минимум 21 пенсионный коэффициент (балл).

Если для выхода на пенсию человеку не хватает баллов или стажа (и их дополнительно негде взять), то такому человеку придется ждать еще 5 лет, но и тогда он будет иметь право лишь на социальную пенсию.

Она в 2021 году будет назначаться для таких граждан:

  • женщины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1960 года (в возрасте 61,5 года – плюс полтора года к тому, что было раньше);
  • мужчины, родившиеся с 1 января по 30 июня 1955 года (в возрасте 66,5 лет – на те же полтора года позже).

Правда, для таких людей есть возможность устроиться на работу и получить необходимый стаж и пенсионные баллы – а при желании даже «докупить» их, вступив в добровольные правоотношения с Пенсионным фондом.

Чуть позже выйдут на пенсию и государственные служащие – как известно, пенсионный возраст для них начали повышать еще до начала всей реформы.

И в 2021 году они будут выходить на пенсию так:

  • женщины – в 58 лет;
  • мужчины – в 63 года.

С другой стороны, госслужащий может уволиться, без проблем выйти на пенсию по обычным правилам, а затем снова устроиться на работу, сохранив за собой пенсию. А чтобы получать не страховую, а государственную пенсию, госслужащему к этому моменту нужно иметь минимум 17 с половиной лет выслуги на государственной службе.

Пенсионная реформа стартовала, соответствующие законы приняты и подписаны. Как гласят последние новости, нововведения продолжаются и осуществляются поэтапно. Правительство продолжает вести прежнюю политику, направленную на улучшение демографии.

Об изменениях в пенсионном и социальном обеспечении с января 2021 года

Объявление пенсионной реформы в день открытия чемпионата мира многие СМИ, эксперты и чиновники восприняли как попытку провернуть реформу под прикрытием футбола. «Пока мы радовались успехам наших футболистов, — негодовал глава КПРФ Геннадий Зюганов на думских слушаниях по поводу закона, — правительство решило забить гол всей стране».

Президент глубоко вздыхает и проникновенно смотрит в камеру: «Нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение. Прошу вас отнестись к этому с пониманием». В своем обращении к народу по поводу повышения пенсионного возраста Путин поведал о неотвратимости реформы, но пообещал смягчить ее. Срок выхода на пенсию женщин снижен до 60 лет, многодетные матери могут выйти на пенсию досрочно, а те, кого реформа должна коснуться в ближайшие два года, могут выйти на пенсию на полгода позже. Также президент ввел понятие предпенсионного возраста (пять лет до возраста выхода на пенсию), указал на необходимость ввести уголовную и административную ответственность бизнеса за увольнение предпенсионеров, обещал предпенсионерам специальную систему повышения квалификации и два дня бесплатной диспансеризации в год с сохранением зарплаты. По данным компании Mediascope, телетрансляцию, которую показали по федеральным каналам 29 августа, смотрели почти 7 млн человек.

Президент долго хранил молчание и не вмешивался. Вся ответственность за реформу легла на плечи правительства. Впервые о реформе президент высказался лишь через месяц после объявления правительства. На встрече с волонтерами ЧМ в Калининграде Путин уверял, что ни один из вариантов повышения пенсионного возраста ему не нравится и что окончательного решения по этому вопросу еще нет. Но ему все же пришлось поставить точку в этом вопросе. В правительстве, разумеется, ожидали бурной реакции общественности, но рейтинг президента падал просто сокрушительно. Через три дня после объявления реформы уровень одобрения работы Путина, по данным ФОМ, упал до 69% — абсолютный минимум за последние пять лет, но телеобращение ситуацию не спасло: к ноябрю рейтинг одобрения составлял уже 61%.

В том, как Путин отечески успокаивал нацию с экранов телевизоров и предложил смягченный вариант реформы, вновь заподозрили подвох — якобы и это тоже было срежиссировано заранее. В интервью радио «Коммерсантъ FM» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов предполагал, что такой сценарий мог быть продуман в общих чертах как вариант отступления при слишком негативной реакции общества. Но два источника Forbes в правительстве говорят, что как минимум для Минфина, продвигавшего жесткий сценарий, смягчение стало неожиданностью. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтверждает, что Голикова обсуждала с Путиным варианты смягчения. Именно поэтому после обращения Путина она стала официальным представителем президента по этому законопроекту и защищала поправки к нему в Госдуме и в Совете Федерации.

Секретность законопроекта о новой добровольной накопительной пенсионной системе в России раскритиковал депутат Госдумы Сергей Миронов. У себя в «Твиттере» он опубликовал пост-послание министру финансов Антону Силуанову – видимо, иного способа достучаться до небожителя уже нет:

Доверие граждан к власти подрывается именно такими реформами, которые проводятся без широкого общественного обсуждения, а потом навязываются как снег на голову. Призываю главу Минфина Антона Силуанова проинформировать депутатский корпус о том, что именно собирается разрабатывать Минфин в отношении накопительной пенсионной системы.

Чиновники уже не первый год ломают головы над очередной пенсионной реформой – то ли пятой, то ли шестой по счёту. Сначала с нами поделились проектом пенсионного капитала, потом слово «капитал» ушло, на его место пришёл «гарантированный пенсионный продукт» – в обществе его восприняли негативно, переименовали, и мы уже увидели «гарантированный пенсионный план». Все три инициативы вне зависимости от названия, по сути, одно и то же – ежемесячные отчисления процентов с заработной платы. Говорят, добровольные. Точнее, говорили. А теперь вообще ничего не говорят – гриф «секретно».

Эксперты называют три возможных причины, по которым законопроект ушёл в тень приватности. Вариант первый, самый безобидный – концепция, которую подготовил Минфин, ещё совсем сырая и, соответственно, какой-то единой государственной позиции на её счёт нет, а на нет, как известно, суда нет – народного. Вариант второй, менее безобидный, – чиновники посидели и решили, что на добровольных отчислениях далеко не уехать, поэтому решили перевести накопления в обязательно-принудительный порядок. Греф «секретно» наложили, дабы не волновать людей раньше времени, а если быть точными – до парламентских выборов. Вариант третий – самый «людоедский» – отмена государственной пенсионной системы как таковой, к нему склоняется экономист Антон Шабанов.

Это могут быть первые зародыши перехода с государственной пенсии на полностью частную с ликвидацией Пенсионного фонда. Это вполне возможно как вариант развития событий. Непонятно, что там будет по итогу, но в любом случае законопроект важный, потому что он будет касаться всех нас.

В Научно-исследовательском финансовом институте, который готовит справочные материалы для Минфина России, давно призывают к тотальной отмене государственных пенсий. Его директора Владимира Назарова не без оснований называют серым кардиналом федерального правительства. Его рекомендации сначала ложатся на стол для обсуждения, а затем обретают твёрдую форму закона:

Ничего хорошего пенсионная система человечеству сейчас не несёт. Она подрывает стимулы к труду, к накоплениям, снижает горизонты полноценной жизни человека, поэтому пенсионная система будет заменена добровольными накоплениями и инвестициями в человеческий капитал.

Мы можем быть благодарными Владимиру Назарову за то, что он открыто «сливает» планы своих коллег из правительства, которые обсуждаются за плотно закрытыми дверями. Кстати, именно Назаров и его институт подготовили проект о повышении пенсионного возраста. Одобрили, приняли, ничего не добились – дефицит как был, так и остался, а теперь на очереди новая реформа, к которой Назаров, конечно же, имеет непосредственное отношение.

Кроме того, директор научно-исследовательского финансового института открыто выступает за введение в России платного образования и здравоохранения. По словам Назарова, покупка услуг может заставить людей оставаться на рынке труда как можно дольше, фактически до гробовой доски.

Пенсионная реформа в России подразумевает ряд нововведений. Законодательно определено понятие «предпенсионный возраст» – пять лет до пенсии. В это время работодатель не имеет права уволить или не продлить контракт сотруднику по причине его возраста. Дополнительно для предпенсионеров предусматривается возможность бесплатного повышения квалификации или получение новой специальности через службу занятости или нанимателя.

Предусмотрены также новые льготы пенсионной реформы:

  • досрочная пенсия женщинам, родившим троих и более детей;
  • оформление пенсии на полгода раньше для тех граждан, кто должен выйти на заслуженный отдых в 2019–2020 гг.;
  • сохранение рабочих мест и создание новых для граждан предпенсионного возраста;
  • дополнительные 2 дня отпуска для прохождения диспансеризации;
  • досрочное назначение пенсии для лиц, имеющих продолжительный трудовой стаж.

Согласно действующему пенсионному законодательству, льготы многодетным матерям в виде досрочного назначения пенсии предоставляются, если они родили пятерых и более детей. С 2021 г. реформой предусмотрено новое правило:

  • родившие 3 детей – уходят на пенсию тремя годами ранее;
  • родившие 4 детей – выходят на отдых на 4 года раньше;
  • родившие 5 и более детей – на 5 лет раньше общеустановленного срока.

Выйти на пенсию в 50 лет, как и раньше, смогут женщины, которые родили двоих детей, официально отработали не менее 20 лет, в течение которых наниматель производил страховые взносы в ПФР и имеют спецстаж:

  • в РКС – минимум 12 лет;
  • в ПКС – минимум 17 лет.

Пенсионная реформа подразумевает установление нового пенсионного возраста. Повышаться он будет поэтапно, пока с 2028 г. мужчины не будут выходить на отдых в 65, а женщины в 60 лет. Первые два года (2019 и 2020) будет действовать льготный режим – увеличение на полгода:

2019 г.:

  • для мужчин – 60 с половиной;
  • для женщин – 55 с половиной;
  • минимальный страховой стаж – 10 лет;
  • минимальный ИПК – 16,2 баллов.

2020 г.:

  • для мужчин – 61 с половиной;
  • для женщин – 56 с половиной;
  • минимальный страховой стаж – 11 лет;
  • минимальный ИПК – 18,6 баллов.

С 2021 г. в Уголовный кодекс РФ вносится новая статья, по которой нанимателю грозит ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине преклонного возраста. Дополнительно предусматриваются:

  • для предпенсионеров – программы обучения, переквалификации и переподготовки;
  • для работодателей – программы стимулирования на прием на работу граждан, которым до пенсии осталось 5 и менее лет.

С 1 января 2021 года вносятся поправки в Трудовой кодекс, с учетом которых все работники будут иметь возможность раз в три года получать один оплачиваемый выходной для прохождения диспансеризации. Лицам предпенсионного возраста полагается 2 дня.

Свободный от работы день будет предоставляться по письменному заявлению. За гражданином на это время сохраняется рабочее место и средний заработок. Для прохождения диспансеризации понадобится паспорт и страховой медицинский полис.

  • В каких местах нельзя жарить шашлыки
  • Как сажать клубнику в августе
  • Программа тренировок в тренажерном зале для девушек

Окончательное решение пенсионного вопроса

С января 2021 года, согласно пенсионной реформе, устанавливается новый размер пособия по безработице. Он возрастет с 4,9 тыс. рублей до 11,2 тыс. рублей и сравняется с размером прожиточного минимума. Максимальный срок, в течение которого будет выплачиваться пособие, – 12 месяцев. Данную сумму смогут получать только граждане предпенсионного возраста.

Согласно реформе, с 2021 г. будут реализованы новые льготы по стажу. Претендовать на досрочное назначение пенсии на 2 года ранее общеустановленного срока смогут женщины, отработавшие 37 лет, и мужчины, трудившиеся минимум 42 года. Обратите внимание, что при исчислении стажа будут учитываться только периоды, когда гражданин был официально трудоустроен и за него уплачивались страховые взносы в ПФР.

Авторы законопроекта убеждены, что негативные последствия реформы будут продолжаться, но только усиленными темпами.

Депутаты КПРФ, направившие законопроект о восстановлении пенсионного возраста для граждан России, убеждены, что стране не нужны дополнительные работники. Недаром Дмитрий Медведев планировал сократить рабочую неделю на один день.

Пенсия (особенно государственная) — это наследие индустриальной эпохи. В условиях, когда большая часть населения стала работать на промышленных предприятиях, всю жизнь выполняя тупую техническую работу с невероятным уровнем отчуждения от труда, пенсия стала универсальным механизмом решения целого ряда проблем.

Важнейшая из этих проблем — среднестатистическая невозможность с определенного времени выполнять свою работу из-за дряхлости — сейчас практически потеряла свою важность, по крайней мере, до возраста 70 лет.

Что касается восприятия пенсии как «заслуженного отдыха», то обоснованность постановки такого рода вопроса для безусловно трудоспособных 55–65-летних мужчин и женщин скорее лежит за пределами социально-экономической логики, противоречит ценности труда как органичного человеческой жизни процесса.

Это легко решается в нормальной экономике персональным выбором и частным капиталом, определяется глобальными трендами развития современного общества.

В современном обществе подавляющая часть людей занята в третичном секторе экономики. Накопление становится важным фактором независимости от государства.

Современный человек практически в любой сфере имеет возможность двигаться вверх по служебной лестнице и со временем переходить из непосредственного производства товаров и услуг к управлению, образованию или наставничеству, аналитике и исследованиям. И это становится не только вопросом карьеры и дохода, но возможностью очень сильно продлить период продуктивной части жизни.

Даже если с возрастом человек не может заниматься физическим трудом в прежнем объеме, он трансформирует свой опыт в физически легкую, но дорогостоящую с точки зрения рынков работу, выстроенной на основании его опыта.

Как и любой социально и экономически значимый процесс пенсионная система в нормальной экономике всегда обоснована в первую очередь экономической логикой и экономической эффективностью.

Говоря проще, ни в одной экономически успешной (и, кстати, социально ориентированной) стране пенсия не выплачивается только потому, что людям нужна помощь, потому что они заслужили. Или потому, что так исторически сложилось. Пенсионная система развитых стран мира — это мощнейший и невероятно эффективный инвестиционный механизм.

В большинстве из них пенсионные фонды концентрируют большие объемы капиталов, чем банки, и являются важнейшим сегментом мировой экономики, который обеспечивает долгие инвестиции.

Понятно, что логика возникновения пенсионной системы, включая государственную, на политическом уровне может быть детерминирована и социальными задачами, и представлением о социальной справедливости. Но существование этой системы на базовом уровне вызвано именно ее эффективностью и основным функциональным назначением — обеспечением экономики «долгими» деньгами.

Пенсионная система России — историческое наследие распределительной и плановой системы народного хозяйства, распространенное на население, по роду занятости вырванное и из мирового разделения труда, и из объективности рыночных процессов.

Говоря проще, размер российской пенсии, как и стоимость труда человека работающего (или работавшего в советское время) на государство, чаще всего вообще никак не зависит ни от рынка труда, ни от рыночной стоимости произведенного им продукта.

То есть, кто и сколько должен получать, зависит не от того, сколько в реальности человек произвел в стоимостном выражении работы, а от того, насколько важным был в какой-то, выбранный государством, момент его труд для обороны, бюрократических задач, государственных представлений об инвестициях в основные фонды.

  1. Дата публикации 20.04.2021
  2. Страницы 224–228
  3. Раздел Экономические науки (08.00.00)
  4. УДК 336.233.2
  5. Журнал Фундаментальные исследования. – 2021. – № 4 (часть 1) – С. 224-228

Юзвович Л.И.

1 Кузнецова Е.П. 1 1 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. В связи с этим основной целью научной статьи является выявление и изучение основных проблем Пенсионного фонда РФ, такие как дефицит бюджета Пенсионного

В 2021 году изменится пенсионный возраст, вырастут пенсии и налоги для богатых

В конце 2021 г.

, однако, «Коммерсант», за 11 месяцев подали менее 1,5 млн заявлений. До конца года количество вряд ли увеличится, ПФР сообщает, что за ноябрь граждане подали заявлений на 9,5 тыс.

меньше, чем в октябре. В течение прошлых лет ПФР получал минимум 6 млн заявлений о переводе пенсионных накоплений в год. Большой популярностью в этом году пользовались подачи заявлений через курьеров в отделения ПФР.

Таким способом воспользовались 79% граждан. Но, как ранее писал Выберу.ру, такая форма приводила к фальсификации заявлений. В связи с этим , в котором прописал методы определения лиц, причастных к подделке заявлений. Это привело к тому, что в декабре ряд сократил взаимодействия с пенсионными брокерами.

Например, полностью отказался от такой формы приема заявлений.

Перестал принимать бумажные заявления и . НПФ работает с приемом заявлений через Единый портал госуслуг и личный кабинет застрахованного лица.

Вопросы пенсионного обеспечения касаются каждого человека.

Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеет четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знает об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.

Негосударственные пенсионные фонды в РФ являются необходимым инструментом финансового рынка.

Речь идет о том, что будет создан и предложен нашим гражданам такой накопительный элемент, который был бы гарантирован, который бы имел четкие понимания о наследовании.

Мы должны создать условия, когда эти средства могли бы быть потрачены в ходе накопления — по сути это пенсионный капитал, который может быть использован при необходимости в период его накопления» «Я думаю, что в этом и следующем году мы найдем оптимальный вариант развития накопительной системы и надеюсь, что с 2021 года мы можем ее запускать, чтобы она работала и приносила доходы тем гражданам, которые в ней участвуют.

Мы считаем, что создание условий для достойной пенсии граждан это дело граждан, но государство должно предложить хорошо работающую, надежную и гарантированную систему», — подчеркнул министр финансов.

По этой причине они станут перенаправлять свои деньги в нее, так как вклады, например, в недвижимость или банковские депозиты перестанут их привлекать.

ННПФ, а уже через шесть лет организация вышла на рынок пенсионного страхования. На настоящий момент клиентами ННПФ являются полмиллиона человек.

Сотрудники НПФ гордятся тем, что даже в сложных условиях кризисов 1998 г. и 2008 г. они выплачивали пенсии полностью и без задержек.

НПФ «Выбор» 0 141955 0 Некоммерческая организация «НПФ «Авиаполис» 0 1462867 0 Некоммерческая организация НПФ «Атомгарант» 0 11012594 0 НПФ «Империя» 0 291728 0 НПФ «ТРАДИЦИЯ» 0 291840 0 АО НПФ «Губернский» 0 246249 205971 Некоммерческая организация «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» 0 371711888 0 АО «НПФ «Пенсион-Инвест» 0 393945 195463 НПФ «ГАЗФОНД» 0 420929179 0 НПФ «Поддержка» 0 786921 0 НПФ «Титан» 0 343646 0 НПФ г.Тольятти «Муниципальный» 0 206211 0 НПФ «НЕФТЕГАРАНТ» 0 55326197 0 АО «НПФ «Внешэкономфонд» 0 3856697 745452 АО «НПФ «ВНИИЭФ-ГАРАНТ» 0 3654632 669841 НПФ «Корабел» 0 614803 0 НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ЭМЭНСИ» 0 14485878 0 НПФ «Газпромбанк-фонд» 0 9660985 0 АО «НПФ «Ингосстрах-Пенсия» 0 764778 490862 АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» -0.18 296364239 1224261 АО «НПФ электроэнергетики» -1.48 130942929 -1960003 Открытое АО «НПФ «РГС» -2.09 183017714 3132341 АО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» -2.41 276792343 1170075 5.

Однако российские НПФ такой возможности лишены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *