Кто такой попечитель ребенка и опекун

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой попечитель ребенка и опекун». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Разница между опекунством и попечительством состоит в следующем. Опекун самостоятельно решает все вопросы над опекаемым, несет полную ответственность за свои действия. Попечитель решает все вопросы опекаемого вместе с ним, согласовывая с подопечным все планируемые действия.

Стать опекуном или попечителем вправе исключительно дееспособный человек старше 18 лет.

Законодательство устанавливает категорию лиц, которые не могут оформить опекунство или попечительство:

  • несовершеннолетние лица (даже если они приобрели полную дееспособность – например, оформили ИП или зарегистрировали супружеский союз);
  • лица, которых лишили родительских прав (или ограничили в них);
  • люди, у которых диагностирована наркотическая/алкогольная зависимость;
  • люди, которые в прошлом уже были опекунами/попечителями, но в дальнейшем их отстранили от выполнения данных обязательств;
  • люди, которые в прошлом были усыновителями, однако из-за совершения противоправных действий они лишились данного статуса;
  • люди, страдающие от тяжелого заболевания, в результате чего они не могут обеспечить полноценный уход за ребенком.

Желающему взять под опеку или попечительство необходимо предоставить в территориальное отделение соцзащиты населения следующие документы:

  • заявление;
  • справка с места работы, содержащая информацию о должности, среднем заработке за год;
  • справка о других источниках доходов для нетрудоустроенных лиц (например, о получении пенсии);
  • выписка из домовой книги или другая правоустанавливающая документация на жилье;
  • ксерокопия финансового лицевого счета с адреса проживания;
  • справка о том, что у заявителя нет судимости (оформляется в ОВД);
  • медицинское заключение о текущем состоянии здоровья;
  • ксерокопия свидетельства о регистрации супружеского союза;
  • согласие в письменном виде на оформление опекунства/попечительства со стороны других членов семьи (включая детей старше 10 лет);
  • справка о том, что жилое помещение соответствует всем нормам и требованиям;
  • автобиография заявителя.

Опекун и попечитель могут быть освобождены от выполнения своих обязанностей в следующих случаях:

  • ребенок был усыновлен или вернулся к родителям;
  • человек ненадлежащим образом исполняет возложенные на себя обязательства, оставляет ребенка без надзора и помощи (в этом случае его не только лишат соответствующего статуса, но и привлекут к ответственности в зависимости от тяжести последствий);
  • сам опекун или попечитель попросил освободить от выполнения обязательств перед ребенком.

Помимо опеки и попечительства, есть и другая форма обеспечения людей – патронаж. Такая форма устанавливается в отношении лиц старше 18 лет, которые страдают от серьезных проблем со здоровьем и не могут защищать свои интересы, пользоваться правами. Патронатные отношения не связаны с ограничением дееспособности или с полным ее лишением, нет необходимости осуществлять полный контроль над подопечным. Решения принимает человек самостоятельно, без получения разрешений, а помощник только способствует их выполнению.

С помощником оформляется гражданско-правовой договор, формат которого зависит от оказываемых услуг. Так, может заключаться договор доверительного управления, поручения. Договор оформляется на ограниченный срок, услуги оказываются на платной основе. Как только срок действия договора подходит к концу, патронаж больше не действует.

Для оформления патронажа необходимо обратиться в территориальное отделение органов опеки с заявлением и документами.

Правовой статус опекунов и попечителей одинаковый – то же самое относится к требованиям, правам и обязательствам. Однако время опекун делает все вместо опекаемого, а попечитель – вместе с ним. Различаются и объемы полномочий для каждой формы обеспечения опекаемого. Для оформления опекунства/попечительства необходимо обратиться в соцзащиту населения с определенным пакетом документов. Также при необходимости можно оформить патронаж, обратившись в отделение органов опеки.

Основная задача попечителя — не позволить своим подопечным совершать глупые и необдуманные поступки, защитить их от посягательств со стороны третьих лиц, дать хорошее воспитание и позволить получить достойное образование.

Подопечные могут сами совершать мелкие бытовые сделки, например, покупать продукты питания, предметы гигиены и т.д. Могут самостоятельно устроиться на работу, тратить на определенные нужны свою зарплату или стипендию. Однако на более крупные соглашения потребуется разрешения попечителя, и сделку совершать надо будет вместе с ним. При необходимости подопечный будет представлять интересы вышеуказанных граждан. Государство создало такую форму как попечительство для защиты лиц, которые в силу юного возврата или одурманивания сознания не всегда дают точную оценку своим действиям.

Попечительство можно оформить и по уходу за пожилым человеком по его инициативе, если гражданин по состоянию здоровья ограничен. Это форма больше приобретает форму патроната.

С 14 до 16 лет проживание с подопечным обязательное. А после 16 лет возможно и раздельно после получения разрешения от органов опеки, если это отвечает интересам ребенка, например, поступление в колледж в городе.

По аналогии с опекой требуется заполнять и сдавать ежегодный отчет.

Рассмотрим основные отличия между опекуном и попечителем, опекой и попечительством:

  1. Во-первых, разница в названиях субъектов. В случае опеки — это опекун и опекаемый, а в случае с попечительством – попечитель и подопечный.
  2. Во-вторых, отличие в самих субъектах, т.е. над кем осуществляется уход. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство – старше 14 лет и до совершеннолетия. Опекаемый – недееспособный взрослый, подопечный – ограниченно дееспособный.
  3. Опекун представляет интересы своего опекаемого полностью, совершает сделки от его имени (кроме крупных сделок и сделок с недвижимостью), а попечитель только дает разрешение на определенные сделки, советует, как поступать в определенных случаях, но не заменяет полностью самого подопечного.
  4. Опекун несет полную материальную и имущественную ответственность за действия малолетнего или недееспособного гражданина, а в случае попечительства ответственность солидарная, отвечают оба.
  5. Проживание с опекаемым обязательно в случае опеки, а в отношениях попечительства после 16 лет в интересах ребенка возможен разъезд при разрешении органа опеки.

На практике опекун заменяет родителя для маленького ребенка, поэтому государство предоставляет ему более широкий круг возможностей, прав, но также и обязанностей больше, нежели чем у попечителя.

В законодательном плане вопросы отличия опеки от попечительства регулируются:

  1. Федеральным законом РФ N 48 «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г.
  2. Семейным кодексом РФ (главы 18-20)
  3. Гражданским кодексом РФ (статьями 31-40)
  4. Постановлением правительства РФ N 117 от 14.02.2013 г. (медицинские аспекты)
  5. Постановлением правительства РФ N 423 от 14.05.2009 г. (вопросы выплат)

Права и обязанности сторон становятся законными после того, как будет заключен договор между потенциальным опекуном и органами опеки.

Как взять ребенка под опеку или на попечительство

Оформление опеки и попечительства возможно в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии усыновителей. При этом сестры несовершеннолетнего подопечного, равно как и братья, бабушки, дедушки, имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Опека устанавливается над детьми от рождения до 14 лет. Попечительство — над детьми от 14 до 18 лет. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетие (достигшие 18-летнего возраста) и дееспособные лица. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ).

Не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117):

  • лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
  • лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
  • лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых нельзя принять ребенка под опеку (попечительство);
  • лица, не прошедшие подготовку к опекунству или попечительству (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
  • лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами этого государства и не состоящие в браке.

Решение о возможности быть опекуном (попечителем) принимает орган опеки и попечительства. Основанием для принятия такого решения является заявление гражданина о назначении его опекуном или попечителем (ст. 31, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 ГК РФ; п. 1, 2 ст. 145 СК РФ; ч. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»; п. 4(1) Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423).

Усыновление возможно в отношении детей, единственный родитель или оба родителя которых, в частности, умерли, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, неизвестны. Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, за исключением предусмотренных законом случаев (п. 1 ст. 127 СК РФ).

Не могут стать усыновителями (п. 1, 3 ст. 127 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью):

  • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
  • лица, лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка;
  • лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают такие лица (за исключением отчима (мачехи) ребенка);
  • лица, не имеющие постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющим места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ;
  • лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
  • лица, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка;
  • лица, имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным выше;
  • лица, не прошедшие психолого-педагогической и правовой подготовки в соответствии с предусмотренным законом порядком (за исключением близких родственников ребенка, его отчима (мачехи), а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
  • лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, по общему правилу, должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными (например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.), указанная разница в возрасте может быть сокращена при условии, что такое сокращение позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124, п. 4 ст. 127, п. 1 ст. 128 СК РФ); п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

Имеет ли права опека отказать забрать сестру из детдома

Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 2, 4, 5, 18 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235). Однако не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).

Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие (п. 1, 2 ст. 124, ст. 125 СК РФ; ст. 269, 273 Гражданского процессуального кодекса РФ; п. 2, 14, 15, 17, 18 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).

Таким образом, оснований для отказа автору вопроса в желании стать законным представителем своей сестры, находящейся в организации для детей-сирот, не имеется. Более того, автор, являясь сестрой ребенка, в силу закона обладает преимущественным правом установления опеки или попечительства (в зависимости от возраста ребенка) над ним. Законодательство РФ в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства с учетом положений ст. 54, 123 СК РФ, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Перед тем как приступить к оформлению опеки над пожилым человеком, необходимо рассчитать свои силы. После соблюдения всех формальностей гражданин будет иметь право осуществлять следующие действия от имени престарелого гражданина:

  • распоряжаться его пенсией, пособиями;
  • оплачивать услуги ЖКХ;
  • покупать одежду, продукты, иные товары;
  • осуществлять другие действия от имени подопечного.

Ст. 41 ГК РФ определяет правила при оформлении патронажа над престарелыми лицами:

  • необходимо отсутствие психических расстройств (при их наличии устанавливается только полное опекунство);
  • необходимо согласие помощника и его подопечного;
  • помощником или опекуном не назначается сотрудник органа соцзащиты, помогающий престарелому по хозяйству;
  • помощником может назначаться любое лицо (чаще назначают родственников);
  • необходимо заключение договора поручения, агентского договора, доверительного управления имуществом или иного гражданско-правового договора;
  • если инвалид не имеет расстройств психики, над ним устанавливается патронаж.

Пакет документов кандидат в опекуны подает в органы опеки и попечительства. После изучения документов в течение 7 дней проводится проверка жилищных условий, в которых будет находиться подопечный. Важнейшее требование для ребенка — наличие отдельного спального места, а также места для занятий. Ребенку с инвалидностью необходимо предоставление отдельной комнаты.

На принятие решения об установлении опеки дается 15 дней.

Кандидат в опекуны получает заключение о разрешении или отказе в опекунстве. Если социальная служба отказала, ее заключение можно обжаловать в судебном порядке.

Постановление предоставляется:

  • в школу;
  • больницу, поликлинику;
  • правоохранительным органам (при необходимости);
  • во время поездок.

Опека и попечительство. Основные понятия

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Статья 6. Органы опеки и попечительства

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства

1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями

1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.

2. В целях получения сведений о личности предполагаемых опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

4. Сведения о личности предполагаемых опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).

5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.

7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.

Статья 11. Назначение опекунов и попечителей

1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.

2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей

1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

2. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

3. Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.

4. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя.

Статья 25. Отчет опекуна или попечителя

1. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.

5. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 26. Ответственность опекунов и попечителей

1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.

2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.

3. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.

4. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица.

Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства

Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства

1. Опека или попечительство прекращается:

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

6. В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.

7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.

Статья 30. Последствия прекращения опеки и попечительства

1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 настоящего Федерального закона.

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

3. В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства, заключенный в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, прекращается.

Опекун ребенка и родители — права, обязанности, споры

Статья 31. Формы государственной поддержки опеки и попечительства

1. Подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.

2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

3. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.

4. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.

2. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.

3. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

24 апреля 2008 года

N 48-ФЗ

Опекуном недееспособного гражданина чаще всего становятся его близкие родственники. Если они проживали вместе более десяти лет, то никакого обучения не требуется, документы сразу подаются в органы опеки и попечительства по месту жительства.

Сделать это можно как непосредственно в государственный орган, так и через портал государственных услуг или МФЦ. Необходимо предоставить (помимо удостоверения личности и заявления):

  • подтверждение родства;
  • медицинское решение о здоровье будущего опекуна.

Для полностью недееспособных граждан назначается опекун. Недееспособный гражданин, за которым сохранены некоторые права (ограниченно недееспособный) получает для присмотра за собой – попечителя.

Ответ на вопросы: чем отличаются опекун и попечитель, в чем разница недееспособным гражданам от этих форм ухода, заключается в различии прав у самих недееспособных.

Недееспособными признаются люди вследствие различных психических заболеваний, при которых они в полной мере не могут осознавать совершаемые ими поступки, а значит, и нести за них ответственность. Лишают гражданина дееспособности только по решению суда. Для такого человека назначается опекун. Опекун выполняет все сделки за своего подопечного. Закон ограничивает опекуна только в некоторых случаях, чтобы исключить вероятность действий не в интересах опекаемого. Так опекун не может отчуждать имущество недееспособного (продавать, дарить и т.д.) и отказываться от наследства.

Можно сделать вывод, что попечительство является более лёгкой формой опеки.

Суть ответа на вопрос: опекун и попечитель – в чём разница? – кроется в правах подопечного. Если в четырнадцать лет подросток приобретает дополнительные права и свободы, соответственно, опекун теряет часть своих прав и переходит в разряд попечителей. Но, в то же время, снижается и степень ответственности у попечителя за действия своего подопечного. Аналогично происходит и с родителя любого подростка. Только в этом случае не меняется название. Поэтому, такая замена скорее формальная. Через постепенное увеличение прав с возрастом проходят все дети, независимо живут они с родными родителями или с опекунами. Чаще всего такой процесс не заметен для жизни в семье.

Примерно также опекун и попечитель (какая разница) – соотнесены для совершеннолетних. У опекуна больше прав, но он несёт полную ответственность за действия своего подопечного. У попечителя прав немного меньше, но и ответственность не лежит полностью на нём. В данном случае обычно не происходит смены одной формы опеки на другую. Исключение – если человек приобрёл психическое заболевание после многих лет алкоголизма или наркомании.


Поэтому в жизни термины опека и попечительство всегда идут вместе. Разница между ними невелика и обусловлена указанными небольшими формальностями. Опекун и попечитель обычно хорошо ознакомлены со своими и обязанностями, поэтому путаницы при их исполнении не должно возникать.

Требования, предъявляемые к опекунам и попечителям

Оценивая ситуацию, чем отличается на практике опекун от попечителя, предстоит рассмотреть основные различия данных вариантов, чтобы более детально провести параллель между терминами. В данном случае присутствуют следующие различия между попечительством и опекой:

  1. Прежде всего, следует выделить различные нормативные акты, которые регулируют порядок.
  2. Дополнительно присутствуют существенные отличия в правах, которыми наделяются граждане, получившие статус.
  3. Присутствуют различия в обязанностях, которые присущи для соответствующего гражданина в определенном статусе.
  4. Кроме того, отличие опеки от попечительства в наличии конкретных полномочий и привилегий от государства.
  5. Отличие опекуна от попечителя в том, что эти граждане имеют разные возможности над подопечным.

В целом присутствует такое сходство, как обязательство оформить опеку или попечительство, в противном случае законодательством такое не будет регулироваться и станет квалифицироваться, как незаконные деяния. На данный момент оба этих вида регулируются конкретной инстанцией, которая устанавливает порядок и дозволение выполнять соответствующие действия.

Важно. Дополнительное отличие этих двух разновидностей в том, что для каждого варианта в отдельности присвоен свой законный статус с определенной, установленной терминологией.

На территории РФ, относительно подобной деятельности все моменты закреплены в действующем законодательстве. Все установленные моменты регламентированы следующими нормативно правовыми актами:

  • ГК РФ статья № 31.
  • ГК РФ статья № 32.
  • ГК РФ статья № 33.
  • ГК РФ статья № 34, и дополнительно некоторые положения Семейного Кодекса страны.

Отдельно следует выделить некоторые положения нормативно правовых актов, которые установлены местными аппаратами власти на местах в субъектах РФ, и дополнительно положения ряда Федеральных законов страны.

Важно. На практике все это необходимо, чтобы существенным образом разграничить два этих термина, которые приближены друг к другу, однако имеют конкретные различия в возможностях, правах и обязательствах.

На территории РФ присутствуют определенные слои населения, которые нуждаются в конкретной заботе и защите собственных интересов. Разумеется, все эти лица не объединены в одну конкретную группу, а относятся к абсолютно разным слоям общества. Именно поэтому для них предусматривается соответствующее оказание ухода и поддержки, которое выказывается не только законодательными органами, но и также соответствующими лицами. Эти представители делают все необходимое, чтобы сделать жизнь своих подопечных полноценной, за, что получают определенные установленные привилегии от государства.

Разница между опекой и попечительством заключается в нескольких принципиальных моментах. Чтобы разобраться в вопросе, чем отличается опека от попечительства, следует определиться с терминологией. В первую очередь нужно сказать, что существует несколько форм опеки. Указанный институт может разделяться на категории в зависимости от ряда признаков.

Основными видами опеки согласно положениям закона являются следующие:

В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» труд опекуна и попечителя не оплачивается, он может пользоваться некоторыми льготами и компенсациями. Однако в отдельных случаях и в интересах ребенка органы опеки могут заключить договор о выплате ему пособия. Средства на пособие могут быть выделены из доходов от имущества подопечного, фондов помощи или из бюджета области. Размеры пособия устанавливаются Правительством РФ. В каких случаях и как выплачивать такие пособия – решают местные власти.

Попечитель имеет меньше полномочий в сравнении с опекуном. Последний получает полный контроль над опекаемым и право подписывать документы от его имени, принимать решения и распоряжаться его имуществом. Возможности и обязанности попечителя устанавливаются Семейным Кодексом РФ и предполагают следующее:

  1. Защиту интересов подопечного в суде и перед людьми, способными своими действиями нанести ему вред.
  2. Создание условий, приемлемых для проживания ребенка или инвалида.
  3. Обеспечение возможности для проведения учебного процесса (детский сад, школа), личностного роста, культурного и физического развития.
  4. Помощь в адаптации к социуму, в выполнении своего общественного долга.
  5. Осуществление помощи в принятии решений. Последнее слово при этом остается за подопечным.
  6. Пользование имуществом в период действия попечительства, но не распоряжение им.

Таким образом, подопечный сохраняет право голоса касательно любых спорных вопросов. Попечитель способен лишь высказать свое мнение, согласившись или не согласившись с ним, помочь принять верное решение. Он должен действовать в интересах опекаемого, но не от его имени.

В большинстве случаев попечительство предполагает совместное проживание сторон. Местом жительства при этом может быть как жилплощадь несовершеннолетнего, так и квартира его опекуна. Однако допускается и раздельное проживание, которого можно добиться при соответствующем решении органов опеки. Обычно поводом для этого является достижение опекаемым 16-тилетнего возраста и его возможность полностью себя обслуживать. Таким образом, попечительство чаще всего имеет временный характер, и прекращается в следующих случаях:

  • по достижении подопечным 18-тилетнего возраста;
  • при возвращении дееспособности лицу, страдающему от серьезного нервного срыва, алкоголизма или наркомании;
  • по решению органов опеки и попечительства;
  • при соответствующем заявлении попечителя, который по каким-либо причинам не может или не хочет выполнять свои обязательства.

В первых двух случаях попечитель должен самостоятельно обратиться в органы опеки с целью снять с себя полномочия. Если этого не произойдет, то его действия могут быть впоследствии расценены, как корыстные.

В чем разница опекуна и попечителя

Итак, кто такой попечитель и что представляет из себя процедура попечительства должен знать каждый претендент на данную роль:

  • попечительство – это такая форма защиты нуждающихся граждан, которая проявляется в материальной, духовной и интеллектуальной и правовой защите
  • попечитель — это человек осуществляющий защиту прав и интересов ребенка или иного лица который в этом нуждается.

Подобное покровительство назначается, как лицам, осиротевшим и не достигшим возраста совершеннолетия, так и тем родители которых были лишены прав на несовершеннолетнего.

Все вопросы, связанные с опекой и попечительством, регулируются на законодательном уровне, такими актами, как:

  1. ФЗ-48 от 24 апреля 2008 года
  2. СК РФ, а в частности гл. с 18 по 20
  3. ГК РФ с 31 по 40 ст.
  4. Постановления РФ 117 от 14.02.13г. и 423 от 14.05.09 г.

Данные документы содержат права и обязанности опекунов, попечителей, а также перечень требований предъявляемый к кандидатам.

Многих граждан интересует вопрос в чем же отличия между опекой и попечительством:

  • самое главное отличие — это возраст лиц, попадающих под покровительство, то есть для граждан чей возраст меньше 14 лет назначают опекуна, а попечительство устанавливается над ребенком старше 14 и по достижению им 18 лет
  • опекун является лицом, представляющим интересы несовершеннолетнего гражданина полностью и в данном случае сделки, совершаются опекуном от имени воспитанника, а попечитель же дает свое одобрение или запрет на те или иные действия его воспитанника
  • опекунство возлагает полную материальную ответственность за действия воспитанника, а в случае с попечительством ответственность ложиться на обе стороны
  • при наличии опеки проживание совместно является обязательным, а вот при попечительстве по достижению подопечным 16 летнего возраста законом предусмотрено по желанию с разрешения уполномоченной организации и в интересах несовершеннолетнего раздельное проживание.

Оба вида покровительства над несовершеннолетними лицами наделяют их представителей рядом обязанностей и прав.

Чтобы установить статус попечителя заинтересованному лицу, необходимо собрать ряд документов. Они будут выступать в качестве подтверждения возможности человека получить указанный статус.

В такой перечень входят:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Страховой номер индивидуального лицевого счета.
  3. Справка о заработной плате за последние двенадцать месяцев профессиональной деятельности.
  4. Свидетельство, договор или выписка из ЕГРН, которая подтверждает наличие у попечителя жилья на праве собственности или найма.
  5. Сведения из ОВД об отсутствии судимостей и уголовного преследования за совершенное преступление.
  6. Справка о состоянии здоровья претендента. Она необходима для того, чтобы подтвердить отсутствие у попечителя опасных для подопечного заболеваний.
  7. Свидетельство о заключении брака, выданное органами ЗАГСа, если попечительство хотят установить супруги.
  8. Согласие лиц старше десяти лет, которые будут проживать на одной площади с подопечным,
  9. Свидетельство о прохождении специального обучения.
  10. Автобиография кандидата.
  11. Копия рабочей книжки.
  12. Справка о регистрации по месту жительства.
  13. Заключение о соответствии помещения требованиям санитарных норм.

Документы могут представляться в виде оригиналов или заверенных копий. Также потребуется оформить заявление.

Действующими нормативными правовыми актами определены случаи, когда попечительство может быть установлено. При этом указанные обстоятельства отражены как в Гражданском, так и в Семейном кодексе РФ, поскольку процедура касается и детей, и взрослых.

К таким причинам отнесены:

  1. Смерть кровных родителей.
  2. Признание их таковыми или безвестно отсутствующими.
  3. Лишение родителей прав или ограничение в них.
  4. Тяжелое заболевание, вследствие которого человек утрачивает возможность реализовывать свои права и исполнять обязанности. Это касается в первую очередь расстройств психики, когда индивидуум не понимает смысла своих действий и не может ими руководить.
  5. Объявление родителей розыск.
  6. Длительная командировка по роду профессиональной деятельности.
  7. Отказ родителей от ребенка. Это актуально для случаев, когда решается вопрос о передаче малыша усыновителям или в приемную семью.

Попечительство может устанавливаться и в других случаях, когда это необходимо сделать в интересах ребенка.

Обратите внимание!Каждый из поводов для передачи человека попечителю, должен быть документально подтвержден.

По общим правилам претендент на попечительство должен соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, это возрастной критерий. Человек не должен быть младше восемнадцати лет. Другим требованием является состояние кандидата. Он не может быть лишен или ограничен частично в своей дееспособности.

Для претендентов на попечительство законом установлены ограничения, которые касаются случаев как с детьми, так и со взрослыми.

Указанный статус не смогут получить следующие категории лиц:

  1. В отношении которых вынесено решение суда о лишении родительских прав или ограничении в них.
  2. Поставленные на специальный учет как хронические алкоголики или наркоманы.
  3. Находившиеся под следствием за совершение преступлений, а равно и имеющие непогашенную либо неснятую судимость.
  4. Ранее отстранявшиеся от исполнения попечительских обязанностей.
  5. Вступившие в однополый брак.
  6. Не имеющие свидетельства или сертификата об окончании специальных курсов.
  7. Страдающие туберкулезом, инфекционными болезнями, злокачественными образованиями, психическими расстройствами и другими недугами, которые могут представлять угрозу для подопечного.
  8. Инвалиды первой группы.

Каждое из указанных ограничений в обязательном порядке подтверждается документально.

Обратите внимание!Данные причины имеют касаются как попечительства над детьми, так и над взрослыми.

Такие структуры являются промежуточным звеном между приемным ребенком и его новыми родителями, их представители должны отвечать за то, чтобы эти люди воспитывали его и обеспечивали всеми необходимыми благами. В случае если они этого не делают, их лишают прав. Подобные органы являются исполнительной властью в отношении семейных вопросов рассматриваемой направленности. В некоторых регионах существует даже свое Министерство опеки и попечительства, которое призвано защищать права детей-сирот.

Помимо опеки и попечительства, есть и другая форма обеспечения людей – патронаж. Такая форма устанавливается в отношении лиц старше 18 лет, которые страдают от серьезных проблем со здоровьем и не могут защищать свои интересы, пользоваться правами. Патронатные отношения не связаны с ограничением дееспособности или с полным ее лишением, нет необходимости осуществлять полный контроль над подопечным. Решения принимает человек самостоятельно, без получения разрешений, а помощник только способствует их выполнению.

С помощником оформляется гражданско-правовой договор, формат которого зависит от оказываемых услуг. Так, может заключаться договор доверительного управления, поручения. Договор оформляется на ограниченный срок, услуги оказываются на платной основе. Как только срок действия договора подходит к концу, патронаж больше не действует.

Для оформления патронажа необходимо обратиться в территориальное отделение органов опеки с заявлением и документами.

Что такое попечительство над ребенком, мы выяснили, перейдем к вопросу усыновления, то есть приема несовершеннолетнего в свою семью на правах ее полноправного члена. В данном случае взрослые несут полную ответственность за него во всех сферах.

Несмотря на усовершенствованную законодательную базу и наличие соответствующих структур, стать приемными родителями зачастую не так просто. Очень часто они сталкиваются с серьезными бюрократическими помехами, которые мешают оформить данную процедуру.

Что такое опекун и попечитель?

Перечень документов зависит от того, имеется ли у соискателя на руках одобрение (заключение о возможности стать опекуном/попечителем). Если такое заключение есть, что перечень будет коротким:

  1. Паспорт.
  2. Заключение .
  3. Заявление.
  4. Согласие всех совершеннолетних членов семьи, а также детей старше 10 лет.

Если же такого заключения нет, то готовится следующий пакет документов:

  1. Паспорт.
  2. Заявление.
  3. Справка с места работы о заработной плате за 12 месяцев.
  4. Характеристика с места работы.
  5. Выписка из или иной документ, доказывающий право пользования жилым помещением.
  6. Справка из об отсутствии судимости.
  7. Заключение о медицинском освидетельствовании.
  8. Копия свидетельства о браке (если есть).
  9. Согласие всех совершеннолетних членов семьи, а также детей старше 10 лет.
  10. Копия свидетельства о том, что заявитель прошел установленную местным органом исполнительной власти обязательную подготовку для будущих опекунов или попечителей.
  11. Автобиография.
  12. Копия пенсионного удостоверения или справка из .

Документы нужно подавать в территориальный ООП. Сегодня это можно сделать любым из доступных в данном населенном пункте способов:

  1. Лично в отделении .
  2. Воспользовавшись порталом госуслуг.
  3. Через сайт .
  4. В местном .

Если речь не идет о конкретном, заранее выбранном ребенке, ограниченно дееспособном или недееспособном лице, то поиск начинают с , а также местных детских домов и приютов.
При этом обращать необходимо внимание не только на внешние данные и состояние здоровья потенциального опекаемого, но и на его историю.

Также могут иметься и другие родственники, которые не изъявили желания взять на себя опеку или усыновление, но при этом не отказывающиеся от общения с племянником, братом, сестрой и т.д.

Если же по месту проживания найти ребенка, соответствующего индивидуальным критериям, не удалось, что всегда можно подать заявление региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без родителей либо в банк данных федерального уровня при Минобразования и науки РФ. обязаны оказывать любое содействие в поиске, включая предоставление соответствующих документов.

Когда кандидатура подопечного выбрана, остается последний шаг — подать заявление в об оформлении опеки.
Решение оформляется специальным актом. В дальнейшем этот акт служит подтверждений полномочий опекуна во всех инстанциях. Опираясь на этот акт, оформляется и выдается удостоверение опекуна/попечителя, которое и предъявляется по месту требования.

Для определения попечителя перед учреждением по опеке ставится задача оценить потенциал кандидата, чтобы понять, что именно с этим представителем все вопросы и проблемные моменты подопечного будут решаться в его интересах. Попечитель, в отличие от приемного родителя, не заключает договор с государственным органом и не получает за воспитание детей ежемесячное вознаграждение.

ВАЖНО! Установление этого статуса влечет за собой полную отчетность за денежные средства и имущество ребенка, его сохранность и целесообразность расходов.

Для кандидатов на такую должность имеются определенные требования, которым они должны соответствовать. Для назначения попечителем родственнику необходимо собрать пакет документов и предоставить их в управление по опеке, уполномоченное решить, подходит ли данная кандидатура на роль представителя.

В соответствии с законодательством труд опекунов и попечителей никак не оплачивается, но такие лица могут пользоваться некоторыми компенсациями и льготами. Однако в отдельных ситуациях и в интересах детей органы опеки могут заключить соглашение о выплате определенного пособия. Средства на него могут выделяться из доходов от имущества подопечного, фонда помощи либо из областного бюджета. Размеры выплат устанавливает Правительство РФ. В каких ситуациях и как выплачивать средства, решают непосредственно местные власти.

Порой по просьбе опекунов органами опеки представителям разрешается в личных интересах пользоваться имуществом подопечного. При этом в обязательном порядке заключается договор, в котором указывают, чем именно может распоряжаться опекун, на какой период и на каких условиях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *