ДТП это административное правонарушение или уголовное

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП это административное правонарушение или уголовное». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По КоАП РФ нарушитель ПДД привлекается уполномоченным органом в случае, если в результате аварии граждане не получили тяжкий вред здоровью, и никто из них не погиб. На сегодняшний момент к лицам, виновным в дорожно-транспортном происшествии, применяются следующие виды административных наказаний:

  • штраф на сумму от 0,5 до 30 тыс. рублей;
  • лишение специального права (управления грузовым или легковым автомобилем либо иным ТС, в т. ч. мотоциклом) на срок от 1 месяца (но не более 3-х лет);
  • арест на срок не более 15 суток (лицам, которые в соответствии с КоАП могут отбывать такой арест — ст. 3.9);
  • выполнение обязательных работ — до 200 часов.

Ответственность водителей за нарушение ПДД

Важно учесть, что в соответствии со ст. 76.2 УК РФ гражданина освобождают от ответственности при совершении преступления небольшой либо средней тяжести случае, если он возместил ущерб либо по-другому загладил причиненный потерпевшему лицу вред. К преступлениям небольшой тяжести (ст. 15 УК РФ) относится деяния, где максимальный размер наказания для виновника не превышает 3-х лет лишения свободы, средней тяжести – до 5 лет (если оно совершено умышленно), до 3 лет (по неосторожности).

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Уголовная ответственность при ДТП для его виновника, согласно Уголовному Кодексу РФ, наступает, когда в следствии нарушения правил дорожного движения:

  • причинён тяжкий вред здоровью человека;
  • наступила смерть другого человека;
  • авария унесла жизни двух и более людей.

В зависимости от обстоятельств, меры наказания при ДТП с пострадавшими могут сильно варьироваться.

Степень причиненного вреда человеческому здоровью определяется исключительно судебным медицинским экспертом. Он, в свою очередь, основывается на проведённом им осмотре самого пострадавшего и длительности восстановительного периода в результате проведения лечения.

Признаки и классификацию степеней тяжести наглядно можно посмотреть в нижеприведённой таблице.

Таблица. Возможные последствия травм для каждой степени тяжести причинённого вреда здоровью участника движения

Степени тяжести Признаки Результат
Легкая Восстановление более на 95% и более
  • Расстройство здоровья не более чем на 21 день.
  • Утрата трудоспособности пострадавшего не более, чем на 5 %.
Средняя
  1. Восстановление здоровья на 70% и более.
  2. Нет опасности для человеческой жизни.
  • Расстройство здоровья более чем на 21 день.
  • Утрата трудоспособности пострадавшего не более, чем на 30 %.
Тяжёлая
  1. Тяжкие
    последствия.
  2. Опасность для жизни.
  • Полные слепота, немота или глухота.
  • Потеря какого-либо органа или же нарушение его работоспособности.
  • Общее тяжелое состояние в результате развития патологий.
  • Бесплодие.
  • Обезображивание лица.

Нарушения требований ПДД, создающие угрозу безопасности движения, здоровью и жизни участников, вызывают проявления административной ответственности, степень которой определяется в зависимости от наступивших последствий в соответствии с соответствующими пунктами КоАП. Дорожное происшествие подразумевает нанесение материального ущерба, вреда здоровью или смерть потерпевшего. Юрисдикция административной ответственности распространяется от причинения различной степени материального ущерба до нанесения здоровью лёгкого и среднего вреда.

При нанесении лёгкой степени вреда административная ответственность ограничивается штрафом от 2500 до 5000 рублей или отлучением от управления транспортом на 1-1,5 года на основании ст.12.24 ч.1 КоАП. При нанесении средней степени вреда ч.2 этой же статьи Кодекса определяет штраф в сумме 10-25 тыс. рублей или отстранение от вождения автомобилей на 1,5-2 года.

Степень причинённого вреда здоровью может определять только судмедэксперт на основании проведённого осмотра и длительности периода восстановления в результате проведения документально зафиксированного лечения. Под вредом здоровью лёгкой степени понимаются легкие сотрясения, гематомы, ушибы, вывихи и другие повреждения, когда потеря трудоспособности пострадавшего, подтверждённая больничным листом, составляет от 1 до 20 дней. Ущерб здоровью средней тяжести фиксируется при средних сотрясениях мозга, переломах и других травмах, когда потеря трудоспособности превышает 21 день.

Введённое в России обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев позволяет пострадавшим получить материальную компенсацию за причинённый ущерб, включая и вред здоровью, в сумме до 500 тысяч рублей от страховых компаний. Если понесённый ущерб превышает установленную максимальную страховку, то остальную сумму должен выплатить пострадавшему виновник ДТП со своего кармана.

Законом предусмотрено два вида задержания

  1. административное задержание. Срок задержания не более 3-х часов, применяется в случае административного правонарушения или для выяснения личности;
  2. уголовно-процессуальное задержание. Срок задержания до 2-х суток, применяется в случае подозрения в совершение уголовного преступления. По истечение этого срока задержанный либо должен быть освобожден, либо ему должно быть представлено обвинение и тогда он может быть задержан вплоть до суда.

При возбуждении уголовного дела автомобиль может быть арестован и на основании постановления изъят как вещественное доказательство.

Ответственное хранение машины может быть доверено родственникам, организации или другим лицам под расписку о гарантии сохранности. Хранение вещественного доказательства длится до вынесения приговора суда и истечения его срока. Решением суда может проводиться конфискация авто в качестве возмещения ущерба пострадавшим. Арест транспорта производится только при наличии такой необходимости и производится с оформлением протокола, в котором указываются стоимость авто, перечень имущества и оборудования. Копия протокола передаётся владельцу машины.

Административная и уголовная ответственность при ДТП

Алексmup 2021-06-08 07:03:59

Приглашаю в Закрытый Клуб Админов РФ, сайтов и форумов! В Клубе: — размещаем прайсы на реклам…

Виктория 2021-05-17 07:25:25

Перезвоните пожалуйста для уточнения деталей. Телефон +79098763649…

  • Что делать если наехал на пешехода? Наказания и штрафы при ДТП, советы юриста.
  • Что делать, если вы сбили пешехода или животное? Инструкция к действию и советы юриста.
  • Какие наказания, ответственность и штрафы при ДТП. Советы юриста.
  • Как можно получить страховку после ДТП. Порядок получения выплат по ОСАГО, КАСКО
  • Как взыскать ущерб при ДТП с виновного лица. Пошаговая инструкция по возмещению ущерба.

Если выполняется разбор ДТП в ГИБДД, работа ведется в несколько этапов:

  1. Сотрудники сформированной группы изучают документы об аварии. Процедура проводится без участия лиц, оказавшихся в происшествии.
  2. Водителей оповестят о дате и месте прохождения процедуры. Лица обязаны посетить ГИБДД в установленный срок.
  3. В назначенное время участников аварии пригласят в ГИБДД. Здесь им предоставят возможность еще раз описать особенности сложившейся ситуации. Автомобилисты могут предъявить доказательства своей правоты. В их качестве рассматриваются свидетельские показания, результаты фото и видеосъемки. Допустимо выдвижение требований о проведении экспертизы. Просьба оформляется в виде ходатайства. Ответ на него группа разбора должна дать незамедлительно. Бумага оформляется в письменном виде.
  4. Если назначена экспертиза, участники происшествия обязаны дождаться её результата. Затем будет установлен виновник аварии.
  5. Оформляется постановление.

Водители могут посетить группу разбора совместно или по одному. Первый вариант больше походит на очную ставку. Однако нарушение законодательства при этом не возникает. Иногда так проще докопаться до истины.

На практике может быть проблематично установить все обстоятельства аварии. В этом случае проводится административное расследование ЛТП. Работа ведется по следующей схеме:

  1. Инспектор прибывает на место аварии, осматривает его и транспортные средства, участвовавшие в ДТП.
  2. Оформляется определение об административном расследовании.
  3. Назначается группа разбора. Ей передают все материалы по делу. Если оба водителя считают себя потерпевшими, к процедуре привлекается дознаватель.
  4. Изучаются все обстоятельства аварии. Водителей приглашают в ГИБДД для дачи показаний, проводятся независимые экспертизы.
  5. Учитываются представленные доказательства, показания свидетелей, итоги экспертиз.
  6. Если причинен телесный вред, представители группы разбора могут запросить информацию в медицинском учреждении, оказывавшем помощь потерпевшему. Иногда инициируют экспертизы. Заключение о телесных повреждениях является предварительным и используется только для определения статьи КоАП РФ, по которой будут предъявлены обвинения.
  7. Выносится итоговое постановление. Виновник происшествия должен исполнить предписание документа или обжаловать вынесенное решение административного расследования ДТП.

Когда в авариях погибли люди, или нанесен тяжёлый ущерб здоровью, расследование дела усложняется. Заводится уголовное расследование и процедура выполняется по следующей схеме:

  1. Инспектор ГИБДД прибывает на место дорожно-транспортного происшествия. Узнав о присутствии погибших или тяжело пострадавших, лицо вызывает скорую помощь, если действие ещё не было выполнено ранее, пожарных, если потребность в их услугах присутствует, и следственную группу. Дело рассматривается как уголовное.
  2. Криминалист и следователь, входящие в состав группы, осматривают место аварии. Учитываются все нюансы произошедшего.
  3. Следователь открывает уголовное дело и проводит расследования. В рамках разбирательства допрашивают участников и свидетелей произошедшего, назначаются экспертизы. По поручению следователя работает дознаватель.
  4. Когда удается выявить виновника аварии, дело передают в суд.

Если нанесён лишь имущественный урон, изучение аварии происходит несколько по-другому, чем в ситуациях, когда имеются пострадавшие. Однако такие происшествия порой не менее запутанные и требуют административного расследования.

Если оба водителя отказываются признавать вину, инспектор выносит определение об административном расследовании ДТП. Изначально сотрудник ГИБДД сам проводит ряд мероприятий. В первую очередь он выполняет осмотр места происшествия. Изучение происходит с той точки, где присутствуют следы от ДТП, или с участка, по которому двигались транспортные средства.

Во внимание принимаются:

  • особенности местности;
  • присутствующие предметы, бордюры, знаки и деревья;
  • состояние дорожного покрытия.

Обязательно опрашивают свидетелей. У них узнают местоположение машин и препятствий на пути до того, как произошла авария. Дополнительно свидетелей попросят сообщить реакцию участников ДТП на обострение ситуации на дороге и описать места автомобилей после аварии. Все следы, касающиеся происшествия, анализируются. Представитель уполномоченного органа выполнит необходимые замеры. Специалисты ознакомятся с частицами краски, оставшейся на дороге и окружающих предметах, изучат следы автомобильных жидкостей, отметины от колёс. Производится фотофиксация. Иногда с отметин колёс делают слепки.

Административное расследование дорожно-транспортного происшествия может потребовать проведения ряда экспертиз. Инициатором осуществления могут стать участники происшествия или лица, входящие в состав группы, занимающейся выяснением обстоятельств произошедшего. Оплату берёт на себя участник дела, направляющий ходатайство о проведении экспертизы. Также он может указать в документе, что денежные средства должна будет внести та сторона, которая проиграет дело и будет признана виновной. Экспертиза, назначаемая по инициативе группы, занимающейся расследованием произошедшего, оплачивается в равных частях. В последующем лицо, которое будет признано невиновным, может в судебном порядке истребовать затраченные денежные средства.

Цена экспертизы зависит от срочности и сложности произошедшего. Стоимость начинается от 5000 руб и может превышать 25000 руб. Экспертиза может быть выполнена бесплатно, если задействованы государственные специалисты. Однако обычно они очень сильно загружены. Поэтому лицо заранее должно быть готово к тому, что ему придется оплачивать проведение экспертизы.

Работа группы разбора административного расследования связана с изучением доказательств вины того или иного водителя. Разбирательство упростится, если на одном из автомобилей присутствовал видеорегистратор. Он позволяет определить истинную причину инцидента и понять поведение водителей в момент столкновения.

Не всегда представитель Госавтоинспекции, прибывший на место события, опрашивает свидетелей. Однако их показания имеют важное значение. Поэтому рекомендуется контролировать выполнение административного расследования ДТП самостоятельно.

Гражданин может попытаться продлить время, установленное для обжалования решения разбора ГИБДД. Однако на практике выполнить манипуляция сложно. Решающее значение имеет оперативность сбора доказательств и подача заявления в вышестоящую структуру или иска в районный суд.

Законом предусмотрено 3 основных вида юридической ответственности. Каждый вид обладает своими особенностями и возникает только при определенных условиях. Однако возможно единовременное привлечение виновного лица сразу ко всем видам ответственности.

Существуют следующие виды юридической ответственности:
  • административная ответственность возникает при нарушении норм, закрепленных КоАП. Является самой распространенной для водителей, поскольку охватывает практически все виды нарушений в области дорожного движения. Чаще всего это правонарушения незначительные, в результате которых не наступает тяжких последствий. Например,штраф за аварии на трамвайных путях и задержка транспорта. Несмотря на это наказания могут быть достаточно серьезными вплоть до ареста, либо лишения водительского удостоверения;
  • уголовная ответственность наступает только при наступлении тяжких последствий. К таким закон относит причинение тяжкого вреда здоровью, либо наступление летального исхода. Санкции за преступления могут быть различными, но во всех случаях они гораздо более серьезныепо сравнению с административной ответственностью;
  • гражданско-правовая – возникает исключительно в отношениях между гражданами и вмешательство органов государственной власти минимально. С ее помощью пострадавшая сторона получает возможность требовать возмещения причиненного имущественного ущерба, а также компенсации морального вреда. Характерной чертой гражданской ответственности является отсутствие санкций в привычном понимании.

Первые 2 вида ответственности носят цель наказать виновного и привлечь его к ответственности, в связи с чем санкция исходит от государства.

ВНИМАНИЕ !!! Гражданская ответственность не имеет такой цели, а ее ключевая задача – компенсировать причиненный ущерб.

Поскольку в большинстве случаев за каждое нарушение закона предусмотрена своя ответственность и свое наказание имеет смысл разобрать отдельно административную , уголовную, гражданско-правовую ответственность. При это стоит помнить,что гражданская чаще всего возникает параллельно и реализуется в рамках конкретного судопроизводства.

Практически любое дорожное происшествие является результатом невыполнения правил дорожного движения. При этом обязательно наличие вины в действиях водителя. На практике аварий, когда ни одна из сторон аварии не нарушала правил дорожного движения, и соответственно, не является виновной, крайне мало.

Поэтому за сам факт возникновения ДТП можно привлекать к ответственности только виновную сторону. Чтобы квалифицировать нарушение, необходимо установить все объективные обстоятельства произошедшего. Авария может произойти по различным причинам и в зависимости от нее будет возникать состав конкретного правонарушения.

ВС разъяснил вопросы ответственности за дорожно-транспортные нарушения

Гражданско-правовая ответственность может возникать как самостоятельно, так и в рамках уже существующего судопроизводства. К первому случаю следует относить ситуации, когда в результате ДТП не были нарушены конкретные правила дорожного движения, либо произвести квалификацию не представляется возможным. Незначительные столкновения без вреда для здоровья людей обычно происходят на парковке в РБ. В таком случае нет оснований для возникновения административной или уголовной ответственности.

Так, штраф за ДТП на парковке при движении задним ходом, равно как и штраф за ДТП при движении задним ходом во дворе отсутствует, поскольку конкретной нормы в КоАП нет. Однако был причинен имущественный вред по вине одного из водителей и для произведения компенсации возникает ГО. Ее предназначение заключается не в наказании, а в предоставлении выплат для возмещения ущерба. Такие выплаты могут происходить как в добровольном, так и в судебном порядке.

Во втором случае ответственность возникает по иску заинтересованной стороны, когда уже имеет административное или уголовное производство. Например, с целью возмещения ущерба при отсутствии страховки у виновного, либо, когда есть основания для взыскания компенсации за причиненный моральный вред. Этот вид ответственности является исключительно имущественным и не предполагает санкции для нарушителя.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Если на дороге произошло это неприятное событие, нужно быть готовым понести наказание. Каким именно оно будет, решит суд на основании оформленных материалов на месте происшествия.

К нарушителю обычно применяется следующие виды ответственности:

  1. Гражданско-правовая.
  2. Административная.
  3. Уголовная.

Каждая из них применяется в определенном случае.

Наказание за ДТП с пострадавшими будет зависеть сугубо от степени нанесенных увечий человеку. Когда пассажиры машины тоже пострадали, уровень применяемых санкций к виновному будет также определяться этим принципом.

Существует три степени нанесения ущерба организму человеку:

  1. Легкий.
  2. Средний.
  3. Тяжкий.

В подразделах статьи дадим формулировку всех понятий, чтобы читатель мог разграничивать объем тяжести нанесенных увечий потерпевшему.

Этот вид нарушения карается жестче административным Кодексом ввиду высокой степени ущерба здоровью (ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ). Нарушителю нужно быть готовым к серьезным неприятностям.

Несоблюдение ПДД и нарушения правил использования автомобиля, которые повлекли причинение пострадавшему травм средней тяжести, карается наложением штрафа в размере от 10 тыс. до 25 тыс. рублей.

Причем законом предусматривается, что водитель, виноватый в аварии может лишится права управлять автомобилем от 1.5 до 2 лет. Причем обжаловать это наказание в суде или смягчить маловероятно.

Верховный суд рассказал, как найти виновника ДТП

При получении серьезных увечий, угрожающих жизни и здоровью, наказание предусмотрено значительно более суровое.

Ведь из-за ДТП потерпевший может всегда остаться инвалидом и потерять трудоспособность. Поэтому законодателем предусмотрена уголовная ответственность за указанное правонарушение. Это оправдано исходя из складывающейся ситуации.

Наказание виновника за это преступление осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 264 УК РФ.

Законом предусмотрены следующие санкции к нарушителю:

  • ограничение свободы до 3 лет;
  • работы исправительные до 2 лет;
  • запрет занимать руководящие должности до 3 лет;
  • арест до полугода;
  • тюремное заключение до 2 лет.

Если правонарушитель находился в этот момент в состоянии алкогольного опьянения, то это послужит отягчающим обстоятельством. Безусловно, данный факт ужесточит в отношении него санкции УК РФ.

Временные рамки обуславливаются степенью сложности аварии и повреждений организма потерпевшего. При условии, что нет пострадавших, вся процедура завершается в течение одного месяца.

Когда речь идет о причинении легкого и среднего вреда здоровью, то сроки значительно увеличиваются. Они могут составлять от одного до шести месяцев.

Если пострадавший умер или получил тяжелые увечья, то время следствия по уголовному делу регулируется ст. 162 УПК РФ. Оно может быть от двух месяцев. В особых случаях этот период может быть продлен до года.

Действующее законодательство наделило указанное должностное лицо максимальным перечнем юридических инструментов при расследовании данного происшествия.

Ведь когда людям причинен вред здоровью или есть погибшие, разбирательство должно вестись предельно грамотно и быстро.

Полномочия дознавателя:

  • инициировать и контролировать оперативно-розыскные мероприятия;
  • изучает все предоставленные материалы;
  • осуществляет допрос свидетелей и участников происшествия;
  • направляет повестки свидетелям или обвиняемому.

Он также вправе назначить дополнительную экспертизу. Это делается для более точного выяснения деталей случившегося инцидента.

Примите к сведению! Если дознаватель бездействует или есть вероятность того, что он договаривается с другими участниками происшествия, а дело пущено на самотек, незамедлительно пишите жалобу в прокуратуру.

Рассматриваемый термин сугубо медицинский. Приказ МЗ РФ № 194н от 2008г. определяет критерии оценки полученных травм организмом в результате аварии.

Этот нормативный акт разграничивает их по трем категориям, как было отмечено выше: легкие, средние и тяжелые.

Каждому из этих значений присуще конкретные признаки, которые можно зафиксировать только путем проведения специальной экспертизы.

Они классифицируются следующим образом:

  1. Влияние повреждений на дальнейшую жизнь человека.
  2. Какое время потребуется для лечения и реабилитации.
  3. Теряются ли важнейшие функции организма (слух, обоняние, зрение).
  4. Как скажутся последствия аварии на трудоспособности и выполнении или иных работ.
  5. Возникают ли не поддающиеся коррекции уродства на теле или лице.
  6. Меняется ли психика пострадавшего.

Ниже дадим определение каждому значению, чтобы читатель мог ясно разграничить уровень полученного вреда. Исходя из этого, станет ясно, какое наказание ожидает водителя.

Какая ответственность или штраф за ДТП предусмотрены?

После того как мы с Вами побывали в роли медиков, уже не так страшно примерить на себя мантию юриста. Что должен знать водитель о своей ответственности за нарушение ПДД и правил эксплуатации транспортных средств?

Во-первых, наше законодательство предусматривает четыре вида ответственности – уголовную, административную, гражданскую (ее второе название – материальная) и дисциплинарную. Уголовные наказания за различные преступления прописаны в Уголовном кодексе (УК РФ), ответственность за административные правонарушения – в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), вопросы возмещения вреда регламентируются Гражданским кодексом (ГК РФ) и, наконец, вопросы, касающиеся трудовой дисциплины, – Трудовым кодексом (ТК РФ). Нам предстоит рассмотреть каждый вид ответственности применительно к водителям транспортных средств.

Начнем с дисциплинарной ответственности. Это ответственность за допущенные нарушения трудовой и производственной дисциплины, которую работник несет перед своим работодателем. Виды дисциплинарной ответственности, предусмотренные статьей 192 Трудового кодекса, – замечание, выговор и увольнение «по статье». Индивидуальные автовладельцы, которые не работают по найму, дисциплинарной ответственности не подвергаются, поэтому рассматривать её подробно мы не будем.

Как сочетаются остальные виды ответственности друг с другом? Поскольку законодательство четко разграничивает преступления и менее тяжкие деяния – административные правонарушения, человека невозможно подвергнуть одновременно уголовной и административной ответственности за одно и то же нарушение закона. В зависимости от характера проступка и тяжести его последствий, действия нарушителя попадают либо под уголовную, либо под административную статью. Но в обоих случаях с правонарушителя не снимается бремя гражданской ответственности, суть которой состоит в том, что лицо, причинившее своими противоправными действиями тот или иной вред, должно возместить этот вред потерпевшей стороне.

Где проходит граница между уголовной и административной ответственностью для участников дорожного движения? Если произошло ДТП, в котором пострадали люди, то степень тяжести данного происшествия (а значит, и степень вины того, кто его совершил) оценивается в зависимости от того, какие наступили последствия. Пострадавшим могут быть причинены телесные повреждения – легкие, средние или тяжкие. В крайнем случае, наступает смерть пострадавшего. Если водитель (или другое лицо) признаётся судом, либо иным уполномоченным органом виновником ДТП, то уголовная ответственность наступает за причинение тяжких телесных повреждений или в случае смерти одного или нескольких потерпевших. Если же пострадавшим причинены легкие или средней тяжести телесные повреждения, то наступает не уголовная, а административная ответственность.

Решение о том, насколько тяжелый вред причинен здоровью потерпевших, принимает судебно-медицинская экспертиза. Как правило, к тяжким телесным повреждениям относятся травмы, влекущие (сразу или в перспективе) наступление инвалидности. Средней тяжестью характеризуются травмы, требующие длительного лечения.

Травмы, повлекшие расстройство здоровья на срок не более 21 дня, относятся к легким телесным повреждениям. Погибшими в ДТП считаются лица, чья смерть наступила вследствие полученных травм в течение тридцати суток после происшествия.

Уголовная ответственность для водителей ТС предусмотрена статьей 264 УК РФ. Состав преступления формулируется в ней так – «нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем, либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации ТС…» Меры наказания, в зависимости от тяжести последствий и с учетом наличия или отсутствия состояния опьянения у водителя, предусмотрены шестью частями этой статьи. Для наглядности мы свели их в таблицу:

Перейдем к административной ответственности. Ее виды, предусмотренные статьей 3.2.1 КоАП для водителей транспортных средств, – это предупреждение, штраф, лишение водительских прав на определенный срок, а в некоторых случаях – обязательные работы, административный арест и конфискация приспособлений и устройств, незаконно установленных на транспортное средство.

Мы не будем рассматривать в этой главе все статьи Административного кодекса. Во-первых, мы уже неоднократно обращались к ним, изучая темы нашего курса. Во-вторых, информация о штрафах и других видах административной ответственности обычно издаётся вместе с текстом ПДД, и Вы легко можете найти её самостоятельно. Остановимся только на некоторых моментах.

Чтобы закрыть вопрос об ответственности водителя за совершение ДТП с пострадавшими, нам нужно заглянуть в статьи 12.24.1 и 12.24.2 КоАП. Они предусматривают следующие виды наказания:

— за причинение легких телесных повреждений – штраф от 2500 до 5000 рублей или лишение прав на 1 – 1,5 года;

— за причинение телесных повреждений средней тяжести – штраф от 10 000 до 25 000 рублей или лишение прав на 1,5 – 2 года.

Необходимо четко понимать, что штрафы, назначенные в качестве наказания, поступают в бюджет, а не к тем, кто пострадал от неправомерных действий водителя. Помимо штрафа, виновник ДТП обязан возместить вред, причиненный здоровью потерпевших, в рамках гражданской ответственности.

Наказания для водителей транспортных средств сосредоточены в 12-й главе КоАП, которая называется «Административные правонарушения в области дорожного движения». Главы 5 – 11 и 13 – 21 Кодекса регулируют административную ответственность в других областях нашей жизни. Однако КоАП предусматривает не только размер наказаний за конкретные нарушения, но и определенную процедуру оформления, рассмотрения и исполнения решений по административным делам.

Органами внутренних дел, в том числе представителями ГИБДД, может быть наложено только два вида административных взысканий – предупреждение и штраф. Если между автоинспектором и водителем, нарушившим Правила, нет разногласий, то штраф налагается на месте нарушения и протоколом не оформляется. Для уплаты штрафа выписывается постановление по делу об административном правонарушении. На обороте постановления должны быть разборчиво указаны банковские реквизиты подразделения ГИБДД, которое является получателем платежа. Уплатить штраф можно только через банк или платежный терминал. Попытка расплатиться на месте «без квитанции» называется на языке юристов «предложением взятки должностному лицу», что составляет уголовное преступление. Оно может повлечь лишение свободы и очень большой штраф.

Если водитель, обвиняемый в нарушении Правил, не согласен с назначаемым наказанием, то автоинспектор обязан составить протокол об административном правонарушении и назначить административное расследование. В этом случае окончательное решение будет приниматься в подразделении ГИБДД после разбора ситуации, в ходе которого автоинспектор будет аргументировать свое мнение, а водитель – свое. Чьи доводы окажутся весомее – тот и победит. Поэтому не следует бояться составления протокола – если Вы не виноваты, то именно записи, сделанные в нем, позволят доказать впоследствии Вашу правоту.

Некоторые нарушения Правил (превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал, выезд на встречную полосу и другие) могут быть выявлены специальной фото или видео аппаратурой, установленной на дороге и производящей съемку в автоматическом режиме. Эта аппаратура фиксирует номерной знак ТС – нарушителя, однако она не способна определить, что за человек сидит за рулем. Поэтому в таких случаях в соответствии со статьей 28.6.3 КоАП к ответственности привлекается владелец транспортного средства, то есть лицо, на имя которого зарегистрировано данное ТС. (Сведения о владельцах всех зарегистрированных транспортных средств – физических и юридических лицах, как Вы помните, хранятся в базе данных Госавтоинспекции). При оформлении нарушений, выявленных таким способом, протокол не составляется, нарушитель в известность не ставится, решение выносится заочно, а копия постановления и фотография, подтверждающая факт нарушения, направляются владельцу ТС заказным письмом в течение трех дней с момента рассмотрения (практикуются также уведомления автовладельца посредством электронной почты и sms-сообщений). При автоматической регистрации нарушений в качестве меры наказания возможен только штраф, причем минимальный в рамках соответствующей статьи Административного кодекса – об этом сказано в статье 4.1.3-1 КоАП. Если же в ходе проверки по заявлению владельца ТС выяснится, что в тот момент, когда нарушение было зафиксировано, его транспортное средство находилось в пользовании другого лица или числилось в угоне, владелец от ответственности освобождается.

Если нарушитель не уплатил штраф в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу (такой срок установлен статьей 32.2.1 КоАП), то, согласно статье 20.25.1, ему грозит штраф в двойном размере, но не менее 1000 рублей, либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов. При этом уплата двойного штрафа не освобождает нарушителя от обязанности уплатить первоначальный штраф, поэтому, в конечном счете, сумма штрафа получится не двойной, а тройной.

Необходимо также запомнить, что у не оплаченных шт��афов практически нет срока давности. Если нарушитель не желает платить, то исполнение постановления о штрафе прерывается на неопределенное время. Даже если старые грехи «всплывут» через несколько лет, все равно придется нести ответственность – как за само нарушение, так и за неуплату штрафа в установленные сроки.

Рассматривая вопросы, связанные с административной ответственностью, необходимо сказать и о том, что помимо самих административных наказаний, КоАП предусматривает и определенные меры, облегчающие должностным лицам оформление документов и сбор доказательств. Эти меры, называемые также административными процедурами, перечислены в статье 27.1.1 Кодекса. К водителю ТС, а в ряде случаев – и к его пассажирам может быть применено:

— отстранение от управления транспортным средством – при отсутствии прав, подозрении на опьянение или при наличии неисправностей, с которыми запрещено дальнейшее движение;

— освидетельствование на состояние опьянения;

— осмотр и досмотр транспортного средства и личных вещей, изъятие вещей и документов – при поисках орудия совершения административного правонарушения или орудия преступления;

— доставление в органы внутренних дел и административное задержание на срок не более трех часов, а в исключительных случаях – не более 48 часов. Такие меры применяются в том случае, если без них невозможно установить личность нарушителя, составить протокол об административном правонарушении или провести иные необходимые действия.

К транспортному средству, принадлежащему нарушителю или подозреваемому, может применяться задержание с перемещением этого ТС на штрафную стоянку и хранением до момента устранения причины, по которой оно было задержано. Эта мера применяется при отстранении водителя от управления, а также при неправильной парковке на проезжей части. При этом услуги эвакуатора и хранение являются для владельца платными. Расценки и порядок оплаты устанавливают в каждом регионе местные органы власти. При невозможности доставки ТС на штрафную стоянку допускается применение устройств, блокирующих его самостоятельное движение.

Во всех случаях, когда сотрудники органов внутренних дел применяют перечисленные меры, необходимо присутствие понятых (не менее двух), а при их отсутствии должна проводиться видеосъемка. Уполномоченные должностные лица обязаны составить протокол соответствующей формы, либо сделать запись в протоколе об административном правонарушении (при осмотре ТС вместо протокола составляется акт). Копии протоколов должны быть выданы на руки лицу, в отношении которого они составлены. При нарушении законности, превышении полномочий со стороны сотрудников полиции их действия можно обжаловать в установленном порядке на основании этих копий. Лица, пострадавшие от незаконных действий должностных лиц, имеют право на возмещение причиненного им вреда.

Вы изучили последнюю тему нашего курса. После решения проверочных задач у Вас будет вся необходимая информация для успешной сдачи теоретического экзамена в ГИБДД. Желаем Вам успеха на экзаменах и скорейшего получения заветного водительского удостоверения.

Уголовный кодекс РФ:

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека

— наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека

-наказывается принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Составы административного правонарушения и уголовного преступления во многом имеют схожие составы и различаются лишь по тяжести наступивших последствий. Упрощенно говоря, административное правонарушение – это преступление-недоросток.

Например, мелкое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст.20.1 КоАП РФ, вполне может перерасти в уголовное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст.213 УК РФ, достаточно «мелкому хулигану» взять в руки обычный камень и кинуть его в потерпевшего. То есть грань, как мы видим, достаточно тонкая.

В отношении нарушений ПДД ответственность водителя будет определяться по последствиям этих нарушений, то есть по тяжести этих последствий. Например, проезд на красный сигнал светофора, не повлекший тяжких последствий, будет квалифицироваться как административное правонарушение. Точно такой же проезд, но повлекший за собой ДТП, в котором был причинен тяжкий ущерб здоровью людей или гибель людей, влечет за собой уже уголовную ответственность.

При этом мы отметим, что применение как уголовной, так и административной ответственности возможно исключительно при наличии вины водителя.

Следует отличать понятие вины от расхожего понятия «виновник ДТП». Вина – это юридический термин, обозначающий отношение «виновника» к наступившим последствиям.

В юриспруденции существуют два вида вины, дифференцируемые по умыслу. Умысел, в свою очередь, это желание или отсутствие желания правонарушителя или преступника добиться наступления последствий.

Если умысел направлен на достижение преступных последствий, то говорится о прямом умысле либо об умышленном преступлении или правонарушении. Если же «виновник», действуя противоправно, не желал наступления преступных последствий и самонадеянно полагал, что последствий не будет, то принято говорить о неосторожном преступлении либо правонарушении.

Как правило, нарушение ПДД – это всегда неосторожная форма вины, при которой виновник знал или должен был знать и полагать, что последствия могут наступить.

И сейчас мы вновь отмечаем тонкую грань между наличием вины и ее отсутствием. Отметим эти слова – «знал или должен был знать». Это означает, что если водитель не знал и не мог знать о том, что нарушает правила, то его вины в нарушении ПДД нет.

Например, на проезжей части стерта дорожная разметка и не установлены дорожные знаки, дублирующие эту разметку. Естественно, водитель не знает, и не может знать о том, что нарушает правила дорожной разметки. А это означает, что даже если в результате нарушения произойдет ДТП, вины водителя в этом не будет и, соответственно, не будет и ответственности.

Гражданская ответственность водителя не может возникнуть с чистого листа. То есть для возникновения гражданской ответственности должно иметь место виновное нарушение ПДД, в результате которого водитель причинил имущественный либо иной вред.

Такой вид ответственности предполагает обязанность виновника ДТП возместить потерпевшему причиненный вред в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ). Она напрямую установлена гражданским законодательством РФ. В ряде случаев закон или договор обязывают виновника ДТП выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда, например упущенную выгоду, утраченный заработок и т.п.

Для защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, был принят Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств и всех водителей, допущенных к их управлению (ОСАГО).

С этого момента каждый водитель обязан застраховать свою гражданскую ответственность, прежде чем начать управлять автомобилем (п. 1 ст. 4 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ). Это в значительной степени решило проблему возмещения вреда потерпевшим от негативных последствий ДТП.

Однако при определенных обстоятельствах, например при оставлении виновником места ДТП, нахождении его в момент ДТП в состоянии опьянения, отсутствии у виновника права управления автомобилем, умышленном ДТП, страховая компания после осуществления потерпевшему страхового возмещения имеет право предъявить виновнику регрессное требование в размере осуществленного возмещения и понесенных при этом убытков (п. 1 ст. 14 Закона N 40-ФЗ).

Какая ответственность может быть за ДТП

Уголовная ответственность наступает для виновника ДТП когда в результате ДТП потерпевшему (потерпевшим) причинен тяжкий вред здоровью либо наступила его (их) смерть (ст. 264 УК РФ).

В зависимости от количества потерпевших и состояния водителя в момент ДТП (состояние опьянения является в данном случае отягчающим вину обстоятельством) закон предусматривает различные виды уголовного наказания — ограничение свободы на срок до трех лет, принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до девяти лет.

Эти наказания могут быть также дополнены лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кроме того, уголовная ответственность для виновника ДТП наступает в следующих случаях:

  • виновник ДТП подвергался административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • виновник ДТП имел судимость за указанные выше нарушения либо за нарушение ПДД или эксплуатацию транспортного средства, совершенное в состоянии опьянения и повлекшее тяжкий вред здоровью либо смерть человека или двух и более лиц (по неосторожности).

Что делать сразу после ДТП? Узнать →

Как оформить ДТП без вызова ГИБДД? Узнать →

Чем вам поможет автоюрист по ДТП и прочим административным спорам:

  1. Проконсультирует вас по телефону, либо, встретится с вами в другом оговоренном месте и в оговоренное время.
  2. Проведет переговоры с участниками дела, свидетелями, сотрудниками страховой компании, инспекторами ГИБДД и иными лицами, имеющими отношение к вашему вопросу.
  3. Составит все необходимые документы и направит их в соответствующие организации и госорганы: страховую компанию, ГИБДД, милицию, суд, налоговые органы и т.д.
  4. Урегулирует спор со страховыми компаниями и иными органами и организациями.
  5. Посодействует во внесудебном разрешении вопросов о привлечении к административной ответственности.
  6. Представит ваши интересы в суде.
  7. Обжалует постановление о привлечении к административной ответственности.
  8. Обжалует решение судов в кассационном и надзорном порядке.
  9. Представит ваши интересы в исполнительном производстве.

Совершить административное правонарушение – очень легко, и никто от этого не застрахован. Сделать это можно по незнанию, по неосторожности, или просто, по нелепому стечению обстоятельств. Ответственность же может быть довольно высока, начиная от штрафов, и заканчивая административным арестом, лишением специального (например, водительского) права или лишением возможности заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.

Разумеется, правонарушитель хочет этой ответственности избежать, либо минимизировать, а пострадавший хочет защитить свои права и компенсировать понесенный ущерб. Во всех этих случаях поможет адвокат. Стоит только позвонить ему и договориться о встрече.

Вы можете позвонить в наш консультационный центр по телефону 400-5-400 и договориться о встрече в любое удобное для Вас время.

Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Протокол — это процессуальный документ, фиксирующий факт совершения конкретного правонарушения.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Статья 247. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40.1 — 40.24, 46.1, 49, частью четвертой статьи 56.1, частью четвертой статьи 56.2, частью второй статьи 56.3, частью второй статьи 57.1, частью второй статьи 84.5, частью второй статьи 84.6, 137, 150, 150.2, 151, 158, частью третьей статьи 162, статьями 165 — 165.3, 165.5, 165.8, 166.1, 167, 171.1 — 171.3, 183 — 183.3 настоящего Кодекса, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае его уклонения без уважительных причин от явки по вызову органа внутренних дел, органов пограничной службы Российской Федерации или народного судьи это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу.

Определение ДТП из правил дорожного движения выглядит так. «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Иными словами, если пешехода сбил автомобиль — это ДТП. Если авто столкнулся на дороге с другим (другими) автомобилем (автомобилями) — это ДТП. Если авто съехал с дороги и столкнулся с деревом — это тоже ДТП.

В общем случае, если вы управляли автомобилем, который попал в ДТП, вы обязаны (пункт 2.5 ПДД РФ):

  1. Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки;
  2. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Если в ДТП вред причинен только имуществу, вы обязаны:

    Если автомобиль создает препятствие для других автомобилей — освободить проезжую часть.

Предварительно обязательно зафиксируйте на телефон или камеру:
• положение автомобилей по отношению друг к другу;
• положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
• следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.);
• повреждения транспортных средств.

  • Если водители-участники ДТП не согласны друг с другом по поводу обстоятельств происшествия, то вам нужно записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию.
  • Если у вас нет разногласий с другими участниками ДТП по поводу его обстоятельств, то вы или другие водители не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае вы можете оставить место ДТП и оформить документы по Европротоколу.
  • По КоАП РФ нарушитель ПДД привлекается уполномоченным органом в случае, если в результате аварии граждане не получили тяжкий вред здоровью, и никто из них не погиб. На сегодняшний момент к лицам, виновным в дорожно-транспортном происшествии, применяются следующие виды административных наказаний:

    • штраф на сумму от 0,5 до 30 тыс. рублей;
    • лишение специального права (управления грузовым или легковым автомобилем либо иным ТС, в т. ч. мотоциклом) на срок от 1 месяца (но не более 3-х лет);
    • арест на срок не более 15 суток (лицам, которые в соответствии с КоАП могут отбывать такой арест — ст. 3.9);
    • выполнение обязательных работ — до 200 часов.

    К гражданской ответственности водитель, который является виновником дорожно-транспортного происшествия, привлекается в независимости от того – получили участники травмы и/или погибли, либо нет. Так как при привлечении в этом случае, предполагается возмещения потерпевшим лицам ущерба – материального, морального, физического. Если в результате ДТП причинен вред транспортному средству, то возникает материальная ответственность. Сумму ущерба погасит страховая компания виновника, но если участник ДТП скрылся с места произошедшей аварии, находился в пьяном виде, у него отсутствовали полис ОСАГО или ВУ, то возмещать ущерб ему придется за собственный счет.

    Для привлечения виновника ДТП, потерпевшее лицо составляет и подаёт в суд исковое заявление. Иск потерпевший гражданин пишет самостоятельно или обращается за помощью к юристу либо адвокату. К иску потребуется приложить доказательства, подтверждающие факт причинения вреда (справки из лечебного учреждения, копии протоколов ГИБДД и т.д.) и сумму ущерба. Когда иск составлен, он передается в суд – лично, через представителя или направляется по почте.

    В суде в течение 5 рабочих дней обращение рассматривают, после чего решают – принять к производству или нет. В случае принятия к производству выносится соответствующее определение, а стороны вызываются в процесс. В процессе каждая сторона отстаивает свою позицию, затем судья выносит решение – удовлетворить исковые требования (в полном объеме либо частично) или же отказать.

    По истечении срока на обжалование при условии, что ни одна из сторон не подала апелляционную жалобу в вышестоящий суд, судебный акт вступает в силу, а истцу выдается исполнительный лист — его требуется передать в УФССП РФ, сотрудники которой произведут действия, направленные на взыскание указанной судьей суммы. Срок обжалования составляет – при вынесении очного решения 1 месяц, заочного – 1 месяц и 7 дней. Очное решение выносится в случае, когда ответчик (или представитель) явился в процесс или не явился, но выразил согласие на рассмотрение в его отсутствие. Заочное же решение выносится, если ответчика известили, но не явился в процесс и никаких пояснений по поводу неявки не предоставил.

    Возбуждение дела происходит на месте ДТП либо в рамках административного расследования, сотрудник полиции составляет материалы, собирает данные и направляет их в суд. Здесь дело рассматривается, выносится решение: назначение наказание или прекращение процесса. Нередко в действиях виновника наблюдается состав уголовного преступления, тогда все материалы передаются в следственные органы.

    Избежать административного преследования не удастся, даже если вы помирились с пострадавшим, и он написал отказ, штрафа не избежать. Суд учитывает все смягчающие обстоятельства, наличие взысканий в течение года и выносит решение.

    Виновником ДТП признается водитель, нарушение которого послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. Если перед столкновением правила нарушили оба водителя, то виновниками могут быть признаны и тот, и другой.

    При этом не любое нарушение правил делает водителя виновником автоматически.

    Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный сигнал светофора, а водитель машины 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение допущено каждым из водителей, однако причиной ДТП стал именно проезд на красный свет.

    С другой стороны, если водитель автомобиля 3 выезжает со второстепенной дороги, а водитель 4 едет по перекрестку задним ходом, то виновниками могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае.

    В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ при выявлении нарушения, предусмотренного главой 12 (Административные правонарушения в области дорожного движения), сотрудник ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении.

    Этот документ не оформляется только в случаях, прямо указанных в КоАП РФ (например, при выявлении нарушений ПДД РФ камерами, работающими в автоматическом режиме, а также, при выявлении дорожным инспектором полиции нарушения, за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, когда нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка).

    Административный протокол о нарушении ПДД, составляется в присутствии лица, — водителя, пешехода или иного лица, привлекаемого к ответственности.

    Нарушителю разъясняются его права и обязанности, порядок, время и место рассмотрения нарушения.

    В протоколе отражаются все доказательства, подтверждающие факт нарушения, формулируется фабула нарушения, дается правовая квалификация действий, указываются очевидцы нарушения и понятые, привлеченные к участию в деле.

    Лицо, в отношении которого составлен протокол за нарушение ПДД, вправе давать пояснения в письменном виде.

    Объяснения нарушителя в обязательном порядке прилагаются к материалам административного производства.

    Также нарушитель ПДД вправе ходатайствовать о рассмотрении его дела по месту жительства или по месту пребывания. Такое ходатайство подлежит внесению в бланк протокола за подписью нарушителя. Копия протокола вручается нарушителю ПДД и потерпевшему (при его наличии) под роспись.

    В дальнейшем, именно на основании сведений, содержащихся в протоколе, рассматривается дело об административном правонарушении и выносится постановление.

    При составлении протокола, нарушитель имеет право пользоваться помощью защитника.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *