Право постоянного бессрочного пользования земельным участком прекращается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право постоянного бессрочного пользования земельным участком прекращается». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог �� иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Как отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Получение права бессрочного пользования землей

Любой гражданин, который получает право постоянного (бессрочного) использования земельного участка или же пожизненного владения земельной территорией, получив ее в наследство, может добровольно отказаться от своих прав на участок.

В таком случае основанием для прекращения прав пользования станет отказ лица от права владения.

Данная процедура осуществляется путем подачи соответствующего заявления законным собственником конкретной территории, в котором указано желание отказа от права владения. Обращаться с такой документацией необходимо в государственный орган, который специализируется на проведении регистрации законных прав на любое недвижимое имущество, а также производит контроль данных сделок.

После подачи заявления право собственности на земельный участок прекращается с момента государственной регистрации факта прекращения соответствующего права. На основании составленного заявления государственный исполнительный орган или учреждение местного самоуправления в течение тридцати дней должен принять решение о прекращении права пользования землей.

Для принятия положительного решения о прекращении постоянного (бессрочного) права на использование земельного участка или права пожизненного владения территориями, которые получаются гражданами в качестве наследства, важно предоставить в исполнительный орган пакет необходимых документов:

  • заявление с добровольным отказом от законного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя (для физического лица), подтверждающего государственную регистрацию организации (для юридического лица);
  • кадастровый паспорт земельного участка, если в государственном кадастре присутствуют данные о таком участке и их достаточно для получения кадастрового паспорта;
  • документы, которые удостоверяют право собственности на землю;
  • копия решения исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления о факте предоставления земельной территории, если отсутствуют бумаги, удостоверяющие право на участок.

Важно запомнить, что указанный перечень документов запрашивается у заявителя только в том случае, если они отсутствуют в архивах ответственных органов государственной власти.

Помимо случаев добровольного отказа от использования земли на постоянной основе или же в случае наследуемого владения, могут возникнуть серьезные основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Такая ситуация может возникнуть в следующих случаях:

  • При ненадлежащем или нецелевом использовании земельной территории, что может заключаться в грубом нарушении правил грамотной эксплуатации, а также отступлении от целевого предназначения, а также случаях, последствиями которых является снижение плодородных свойств или очевидное ухудшение экологической обстановки территории;
  • При существенной порче земли, а также несоблюдении правил по выполнению мероприятий для улучшения свойств земли и охраны почвы;
  • В случае неисполнения предусмотренных законом обязанностей, которые предусматривают приведение земли в пригодное для использования состояние;
  • В случае неиспользования территории, предназначенной для выполнения сельскохозяйственных работ, организации производства или жилого строительства, в предусмотренных законом целях в течение трех или более лет. Данный срок исключает период, необходимый для освоения территории, или же период, в течение которого происходили стихийные бедствия;
  • При наличии фактов систематической неуплаты земельного налога, что является налоговым нарушением. Подобные действия подлежат налоговой санкции и облагаются соответствующими денежными штрафами;
  • В момент изъятия территории для любых государственных или муниципальных нужд, случаи которых предусмотрены действующим законодательством.

Законное прекращения предоставления права пожизненного наследуемого владения территориями или же права бессрочного использования участка возможно при возникновении серьезных оснований, предусмотренных действующей законодательной базой в сфере земельных отношений.

Подобные манипуляции возможны при наличии соответствующего судебного акта, который выносится в результате судебного производства. В соответствующем судебном заключении должны указываться все основания, которые стали причиной лишения права владения земельной территорией.

Важным нюансом подобных судебных производств является отсутствие факта устранения возможности эксплуатации земельной территории после назначения какого-либо административного наказания.

Судебный процесс по изъятию земельных участков из бессрочного пользования и владения на основе права наследования возможен после получения полной достоверной информации о фактах нарушения правил использования земли.

Необходимо также предоставление документов, предусмотренных законодательством, которые позволяют вынести справедливое судебное решение и осуществить кадастровые работы. После вынесения решения суда о прекращении права использования территории на постоянной основе, соответствующий договор подлежит обжалованию в судебном порядке.

В случае возникновения оснований, предусмотренных законом, прекращается право использования земель не только у физических лиц и частных владельцев, но и у всевозможных организаций, а именно:

  • государственных учреждений;
  • муниципальных заведений;
  • казенных предприятий.

Исключениями в данном случае являются государственные академии наук и их подведомственные организации, которые созданы академическими заведениями.

Решением подобных вопросов занимаются государственные исполнительные органы или учреждения муниципального самоуправления. После обработки документации государственный орган обязуется сообщить о прекращении права использования земельного участка.

Таким образом, существует определенный перечень оснований, которые могут стать поводом для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Владелец и пользователь земли может добровольно отказаться от имущества или же в принудительном порядке утратить свое право на распоряжение земельным участком.

Прекращение и ограничение прав на землю

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

В соответствии со статьей 39.9 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование только:

  1. Органам государственной власти.
  2. Органам местного самоуправления.
  3. Государственным и муниципальным учреждениям, например, бюджетным, казенным, автономным учреждениям.
  4. Казенным предприятиям.
  5. Центрам исторического наследия президентов РФ, прекратившим исполнение своих полномочий.

Таким образом, земельные участки гражданам, то есть — физическим лицам, в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Как оформить земельный участок под домом в собственность – этапы и цена вопроса

Решение о предоставлении земельного участка тому или иному органу, учреждению утверждается специальным уполномоченным органом — государственным или муниципальным органом власти (ст. 268 ГК РФ).

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное, бессрочное пользование, может осуществлять владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом или иными правовыми актами, актом о предоставлении участка в пользование.

Кроме того, учреждение или орган может использовать землю в целях, для которых она была предоставлена, включая возведение на участке строений ли недвижимости (ст.269 ГК РФ).

Все постройки на таком земельном участке, созданные этим лицом для себя, будут считаться его собственностью.

Согласно статье 40 ЗК РФ, права собственника земельного участка, предоставленного в постоянное пользование другому лицу, таковы:

  1. Собственник имеет право использовать для собственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, пруды, карьеры.
  2. Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые здания и другие сооружения в соответствии с целевым назначением земли, а также с разрешением использования его согласно нормам градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарных, противопожарных и иных правил.
  3. Осуществлять оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, если имеется на это разрешение.
  4. Строить пруды и другие не запрещенные законом водные объекты.
  5. Также собственник имеет право на сельхозкультуры, с/х продукция и доходы, полученные от ее реализации.

Все вышеуказанные права возможны, если они не прописаны в документации, и не нарушают оговоренных условий между владельцем участка и гражданином, с которым был заключен договор, подписан акт пользования землей.

Порядок оформления в собственность арендованного земельного участка – с постройками или без

Если данные права исключены, то собственник лишается их. Но он всегда может отменить действие договора, заключенного с учреждением или органом власти, если посчитает необходимым.

Стоит понимать, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком — это не право собственности. Распоряжаться землей будет так же, как и раньше, ее владелец — он сможет продать участок, обменять его, подарить, завещать или сдать в аренду.

Отметим еще один важный нюанс — с недавнего времени был наложен запрет на распоряжение земельными участками, переданными на правах постоянного, бессрочного пользования, для землепользователей (не собственников). Ранее землепользователи имели право с согласия собственника распоряжаться земельным участком путем сдачи его в аренду или передачи в безвозмездное срочное пользование (ст.270 ГК РФ). Теперь земельные участки могут быть предоставлены в аренду только их собственниками (п.2 ст.22 ЗК РФ).

  1. Отказ землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством (ч.1 ст.45 ЗК РФ).
  2. Использование участка с нарушением требований законодательства РФ (ч.2 ст.45 ЗК РФ).

Формула и калькулятор земельного налога – как рассчитать налог на землю для физических и юридических лиц, в зависимости от категории земель?

Каждый землевладелец либо землепользователь вправе добровольно отказаться от принадлежащего ему права на земельный участок.

Распоряжение земельным участком, от которого отказался землевладелец или землепользователь, осуществляют исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления с учетом их полномочий, указанных в земельном законодательстве (ст. 29 ЗК РФ).

Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. В нем установлены возможности досрочного расторжения договора по требованию арендодателя (ст. 619 ГК РФ) и досрочного расторжения договора по требованию арендатора (ст. 620 ГК РФ). Помимо указанных в ГК РФ оснований, договором аренды могут быть установлены другие основания его досрочного расторжения по требованию арендодателя или арендатора.

Одновременно ЗК РФ предусматривает ряд оснований, по которым аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя. Ими признаются:

  • использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренных земельным законодательством;
  • использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической остановки. Это основание не применяется в период проведения сельскохозяйственных работ и в иных случаях, установленных федеральными законами;
  • неустранение последствий совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека и окружающей среде;
  • неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование;
  • изъятие или реквизиция земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными ЗК РФ.

Данное право может быть прекращено по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, либо по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон.

Когда земельный участок был предоставлен в качестве служебного надела, право на него прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми ему был предоставлен служебный надел, за исключениями, указанными в законе. Так, право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Данное право сохраняется также за одним из членов семьи, когда работник призван на действительную срочную военную или альтернативную службу, — на весь срок прохождения службы, когда работник поступил на учебу, — на весь срок обучения в образовательном учреждении, когда работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей.

Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников — до их совершеннолетия.

Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Действующее законодательство различает частный и публичный сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, он может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым сервитут был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (ст. 276 ГК РФ).

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Данный сервитут может прекратиться также при изъятии органа- Ф ми государственной власти или местного самоуправления земельного участка (п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

Правом бессрочного пользования наделом земли называют своеобразную разновидность вещного права, подразумевающую возможность использования ресурсов земли бесплатно и неограниченно по времени, но невозможность отчуждения такой земли.

Особенностями бессрочного права использования земли являются:

Бессрочное право на землю в СССР заменяло право собственности, и граждане могли пользоваться государственной землёй как своей. В настоящее время гражданам-физическим лицам не предоставляется земля на таких правах, а уже имеющим такое право предлагается оформить право собственности.

Для юридических лиц оформление собственности на наделы земли, на которые у таких лиц имеется право бессрочного пользования, является обязательной процедурой, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137.

Право бессрочного пользования земельным участком

N 137-ФЗ от 2001 года устанавливает упрощенный порядок переоформления земли в собственность. Включает три этапа:

  1. Написание заявления о предоставлении земли в местную администрацию. Все зависит от того, в чьей собственности находится территория.
  2. Ответ от указанной инстанции.
  3. Регистрация права в Росреестре (территориальное подразделение), либо в МФЦ (любом, вне зависимости от того, где находится недвижимость).

Каждый этап – это выполнение действий. Заявление подается вместе с комплектом бумаг, которые обязательно исследуются местной администрацией. Помимо разрешения от местного органа, необходимо подписать с ним договор купли-продажи участка земли.

Перечень документов, который относится вместе с заявлением в местный орган власти, утвержден приказом Минэкономразвития под №370. Комплект следующий:

  • паспорт (копия) заявителя;
  • если от имени юридического лица действует представитель, то его паспорт, а также доверенность;
  • ОГРН свидетельство (копия);
  • выписка из ЕГРП;
  • паспорт на землю;
  • основания приобретения режима на бессрочное пользование (документ).

Несмотря на то, что перечень является обязательным и местный орган вправе отказать в регистрации, если хотя бы одна бумага отсутствует, судебная практика говорит несколько об ином.

Так, по одному рассматриваемому судом делу (Постановление от 22.06.

2009 N Ф04-3634/2009(9107-А03-37), было заявлено, что отсутствие в списке бумаг правоустанавливающего документа, доказывающего факт бессрочного пользования землей, не может считаться основанием к отказу в регистрации.

За нарушение сроков переоформления на юридическое лицо налагается штраф: от 20000 до 100000 рублей. После оплаты штрафа, необходимо переоформить режим бессрочного пользования. Но учитываем, что право покупки земли по льготной стоимости, нарушитель утратил!

  1. Через Росреестр. Личное посещение регистрирующего органа.
  2. Обращение в МФЦ.
  3. Почта. Необходимо отослать документы заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Заполнение электронной заявки через официальный сайт Росреестра, но с наличием у гражданина усиленной электронной подписи (далее, по тексту ЭЦП).

Примерно 2 недели уходит на то, чтобы оформить собственность. Регистрирующий орган принимает документы, оценивает их на предмет соответствия закону. В кадастровую базу вносятся данные об участке земли по его характеристикам, а также информация о правообладателе. В результате собственник получает выписку из ЕГРН.

Именно этот документ подтверждает то, что человек владеет землей по праву собственности.

Название указанного права уже во многом отражает его основную суть. Постоянное бессрочное пользование участком дает право использовать выделенный надел в течение неопределенного временного отрезка.

При этом официально он будет находиться во владении государственного или муниципального органа. Из-за этого привилегии распоряжаться вверенными квадратами земли лишены граждане и юридические лица.

Упомянутые ограничения действуют с даты внедрения обновленного Земельного Кодекса РФ. У лиц, обладающих возможностью использовать землю бесплатно без временных ограничений, раньше было право отдавать агровладения в свободное безвозмездное использование или аренду.

На данный момент доступно только владение и эксплуатация в своих целях, но никак не продажа.

Справка! Как уже упоминалось, некоторые граждане получили предоставление права на постоянное бессрочное пользование наделами до начала работы обновленной версии ЗК РФ. Технически обозначенная привилегия за ними остается, но предпочтительнее для них будет оформить указанную территорию в Росреестре на себя.

Объектом права, связанного с вверенной бесплатно и на долгий срок территорией, числится земельный фонд. И уже для него определяются взаимоотношения земельного характера. Конкретным объектом будет являться оговоренный надел, лежащий в зафиксированных границах.

Указанное право нельзя называть арендованием по нескольким причинам:

  • в сравнении арендой, эксплуатация земли на протяжении неограниченного периода осуществляется абсолютно бесплатно;
  • лицу, обладающему привилегией на постоянное бессрочное пользование наделом, не требуется оформлять письменный договор, необходимый при аренде.

Регламентирование процесса передачи указанного права проводится с помощью двух нормативных актов — ЗК РФ и ГК РФ. В статье 39.9 ЗК РФ отражен полный список тех, кому земля может быть отдана в бессрочную эксплуатацию.

В статье 269 ГК РФ регламентировано, что лица, получившие по данному праву свой кусок земли, вольны пользоваться им, но не распоряжаться.

Но только за исключением ситуаций:

  • заключение соглашения, определяющего сервитут;
  • передача участка по упомянутому праву в формате служебного надела по нормам, не противоречащим ЗК РФ.

Причины прекращения права постоянного бессрочного пользования земельным участком

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Правом бессрочного постоянного землепользования могут обладать только привилегированные категории собственников. Такие земли могут использоваться:

  • центрами, сохраняющими историческое наследие бывших президентов РФ;
  • органами государственной и местной (администрациями, муниципальными управлениями) власти;
  • предприятиями, управляемыми государством (заводами, фабриками, исследовательскими институтами);
  • учреждениями социального назначения (школами, ВУЗами, детскими садами, больницами, музеями и т.д.).

В судебной практике достаточно много подобных прецедентов. Например, споры о передаче дома вместе с участком наследнику. В такой ситуации суд, скорее всего, признает переход права собственности на постройку к новому владельцу, но не на земельную территорию. Это происходит из-за того, что по закону собственником участка бессрочного использования остается орган местного самоуправления, а лицо, которое им пользовалось, не имеет права на распоряжение землей.

Если же на таком участке нет построек, то передать его по наследству будет еще сложнее: только при оформлении права собственности на эту территорию.

Еще один вариант решения проблемы — это договориться с администрацией о продолжении права БП уже на наследника, потому как для него действует переуступка прав аренды.

Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.

Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.

Такими правоустанавливающими бумагами являются:

  • акты о предоставлении территории;
  • свидетельство “старого” вида на участок;
  • выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
  • иные документы о факте предоставления участка.

Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.

Срок действия документов устанавливается для того, чтобы знать в течении какого периода времени они будут юридически дееспособными. Действующий регламент установил необходимость менять документы с внесенными изменениями каждые 5 лет. За это время государственный кадастровый учет проводит ревизионные работы.

Для собственников же срок имеет значение при проведении имущественных сделок. Если последнее обновление документации было больше 5 лет назад или не проводилось вообще, то предстоит процедура перерегистрации.

Важно: план межевания участка не имеет срок давности, но чтобы его подтвердить нужна перерегистрация с добавлением информации.

Срок действия правоустанавливающих документов признается регламентом бессрочным и не подлежит проведению перерегистрации.

На основании Закона о государственной регистрации прав документы старого образца являются действительными и на сегодняшний день. Обменивать их на новые не нужно. Это правило действует только для тех документов, которые являются основанием имущественного права гражданина или организации на ЗУ.

При утрате документов нужно обратиться в Росреестр за восстановлением либо получением выписки из кадастра, что равно по юридической силе оригиналу свидетельства. Если сведения в Росреестре не найдены, то нужно сделать запрос в архив муниципалитета через главу администрации. Истребование данных происходит не бесплатно.

1. Статья 287 ГК РФ закрепляет норму о том, что прекращение прав на земельный участок, принадлежащих арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Положения комментируемой статьи устанавливают перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. С одной стороны, закрепление этих оснований в законе является гарантией обеспечения стабильности реализации указанных прав на землю, а с другой стороны, возможность прекращения прав служит цели обеспечения публичных интересов, если землепользователи или землевладельцы не выполняют требования земельного законодательства.

Все основания, перечисленные в комментируемой статье, делятся на две группы. К первой группе относятся случаи, когда право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения прекращаются по волеизъявлению их обладателя. Это случаи отказа от права на земельный участок. Условия и порядок отказа от права на земельный участок урегулированы в ст. 53 ЗК РФ.

Ко второй группе относятся случаи принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Всего предусмотрено семь таких оснований, указанных в п. 2 комментируемой статьи. Особо следует отметить, что решение о прекращении прав на землю по этим основаниям может быть принято по общему правилу только в судебном порядке. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка определены в ст. 54 ЗК РФ.

2. Действует ряд законодательных актов, которые развивают положения ЗК о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Так, согласно ст. 15 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам или юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, аренды, их изъятие для размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, осуществляется путем прекращения этих прав.

При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком юридического лица, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка, такое право оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на 49 лет. При проведении оценки рыночной стоимости права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком гражданина, которое прекращается в связи с изъятием у него этого земельного участка в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, такое право оценивается как право собственности на указанный земельный участок.

В случаях изъятия земельных участков путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения предоставление других земельных участков взамен изымаемых осуществляется на праве собственности гражданам, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность. Предоставление земельных участков в указанных случаях осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объектов.

Пункт 2 ст. 47 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает, что садовод, огородник или дачник может быть лишен прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования либо аренды земельного участка за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены ЗК.

Право постоянного (бессрочного) пользования является отголоском советского прошлого, когда подобный вид землевладения являлся единственно возможным.

Сегодня это право не даёт гражданам практически ничего кроме факта пользования, и собственник в достаточной степени ограничен в своих имущественных правах на землю. Собственнику, по большому счёту, приходится делать выбор в пользу отказа или выкупа земельной собственности.

Основанием для прекращения, в данном случае, будет отказ от земельного участка или его выкуп. При этом собственник планирует желаемый для себя результат, но определяет его уполномоченный комитет администрирования.

23. ПРАВО ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ (СЕРВИТУТ)

Согласно соответствующим законодательным и правовым актам, коммерческим фирмам и предприятиям запрещено предусматривать возможность эксплуатировать участок постоянно и учитывать это в уставной или другой учредительной документации.

Но указанным юридическим субъектам предоставляется возможность переоформления недвижимости в свою полноправную собственность или для последующей сдачи его в аренду.

Церковные организации процедуру переоформления должны проводить в начале настоящего года.

Фирмы и предприятия, работающие на коммерческой основе, не успевшие в установленный срок провести процедуру переоформления права вечного использования земли на какое-то иное, к примеру, арендовать надел, могут подлежать административной ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Постоянная эксплуатация земли – единственная форма обладания земельной недвижимостью, существовавшая в советские времена. Сейчас граждане должны выразить отказ в сторону используемой земли либо оформить ее в свою собственность.

Решение о возможном переоформлении участка принимает наделенный соответствующими полномочиями комитет по земельным делам.

В случае выявления местной администрацией нарушений при эксплуатации участка в адрес инициатора оформления надела может поступить отказ в осуществлении указанной процедуры. Какие могут быть нарушения:

  • несоблюдение санитарных норм и правил, которое может повлечь за собой вред почве и привести к отсутствию плодородия;
  • негативное воздействие на экологию, охраняемые природные территории и достояния культуры и подобные обстоятельства.
  • Только на основании постановления, выпущенного местной административной властью, возможно проводить мероприятия по оформлению участка земли в свою полноправную собственность.
  • Затем необходимо получить в Федеральном управлении Росреестра, который ведет учет земельных участков, единый номер и выписку из ЕГРП.
  • Работник кадастровой палаты может заняться оформлением плана, паспорта, а также зарегистрировать землю, поставив ее на учет.

После проведения вышеперечисленных мероприятий составляется акт, подтверждающий согласование с соседями разграничения территории.

В случае отсутствия добровольного согласия со стороны соседствующих лиц рекомендуется прибегнуть к вмешательству арбитражного суда.

По завершению регистрационных мероприятий в части участка земли гражданин получает выписку из ЕГРП. Указанный документ, а также паспорт на имущество и бумаги, удостоверяющие владение правом на участок по форме пожизненной эксплуатации, нужно подать в местную администрацию.

Органы регионального самоуправления уполномочены принимать решение о переводе имущества в частную собственность.

Договор, который рассматривает постоянное бессрочное пользование аграрной недвижимостью, заполняется на специальном бланке по предоставленному шаблону и должен состоять из следующего:

Вводная часть Указываются сведения, касающиеся обеих сторон
Предмет договора Основания для оформления прав на земельный участок, местоположения, назначение и т. п.
Права и обязанности сторон Временные рамки, в которые производится передача земли от собственника к пользователю.
Правильное отношение к участку.
Ход ведения мероприятий по использованию водных ресурсов.
Запрет или разрешение на строительство зданий, направленных на какую-то деятельность, при условии соответствия санитарным, пожарным правилам и нормам.
Учитывается безвредная эксплуатация участка по отношению к среде обитания и деятельности человека и т. д.
Ответственность сторон Правила осуществления компенсационных мероприятий за нанесенный ущерб
Изменение и прекращение договора Правила и порядок окончания действия соглашения. Например,

эксплуататор земельного участка может высказать отказ от надела, учитывая при этом Земельный кодекс. Тогда договор прекращается

Разрешение споров При возникновении конфликтов и споров разрешение их необходимо проводить посредством мирных переговоров. Если такое невозможно, предусматривается обращение в суд с исковым заявлением
Заключение Соглашение составляется в двух экземплярах, подписывается и визируется печатями. Каждая из сторон получает свой договор

Образцы договора представлены в интернете.

Для совершения процедуры перевода земельного надела в полноправную собственность следует предоставить в местную администрацию следующие документы:

  1. Заявление, содержащее все важные сведения, также данные паспорта заявителя, идентификационный номер налогоплательщика, общая площадь надела в квадратных метрах, а также основания и цель для перевода участка в личную собственность.
  2. В качестве приложения дополнить документацией, подтверждающей право на бесконечную эксплуатацию рассматриваемой земли.
  3. При наличии предоставляется кадастровый и технический паспорта.
  4. Бумага из ЕГРП, свидетельствующая о регистрации имущества или ограниченных прав на него.

После того как будут подготовлены все требуемые бумаги и поданы в администрацию на рассмотрение, лица, которые наделяются соответствующими полномочиями, должны принять свое решение по поступившему заявлению не дольше двух недель. В случае оглашения положительного результата орган местного самоуправления создает постановление, содержащее в себе даты и всю необходимую информацию, касающуюся приближающейся процедуры оформления.

24. ПРАВО БЕЗВОЗМЕЗДНОГО СРОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Приказ Ростуризма от 11.06.2021 N 219-Пр-21 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.08.2013 N 14-42/34327 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 07.02.2012 N 14-42/05514 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.12.2009 N 14-42/58920 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ ФАС России от 28.06.2021 N 640/21 (ред. от 30.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 14.07.2014 N 14-40/32861 (ред. от 30.08.2021)
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 460 (ред. от 27.08.2021)
  • Приказ Росрыболовства от 03.12.2020 N 648 (ред. от 27.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 24.06.2019 N 14-40/37084 (ред. от 27.08.2021)
    1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.

    2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:
      1) при ненадлежащем использовании земельного участка, а именно при:
      использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
      порче земель;
      невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
      невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
      неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
      2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;
      3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
      3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
    2. Наряду с указанными в пункте 1 настоящей статьи основаниями аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
    3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, не допускается:
      1) в период полевых сельскохозяйственных работ;
      2) в иных установленных федеральными законами случаях.
    1. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
      1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
      2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
    2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
    3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
    4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
      1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
      2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования;
      3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.
      Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
    5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
    6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

    Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

    Статья 51 ЗК РФ. Реквизиция земельного участка

    1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
    2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 настоящего Кодекса.
    3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
    4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
    5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
    6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.
    1. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.
    2. Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
    3. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
      3.1. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы:
      копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица);
      кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);
      документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
      Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
      Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
    4. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
      Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
    5. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.
      В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
    6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.
    1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

    2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка).

    3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

    4. В случае выявления при осуществлении государственного земельного надзора предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса нарушений требований земельного законодательства федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, выдают землепользователям, землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
      Форма предписания об устранении выявленного нарушения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    5. В случае неустранения указанных в предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи предписании нарушений в установленный срок федеральный орган исполнительной власти, выдавший такое предписание, направляет копию акта проверки выполнения землепользователем, землевладельцем такого предписания с приложением копии такого предписания и иных связанных с результатами проверки документов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

    6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, после получения материалов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

    7. В случае наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

    8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

    9. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

    Законодательное регулирование процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования землей происходит в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации.

    В рамках этого нормативного акта рассматриваются основания для прекращения такого права, а также варианты ответственности за нарушение условий договора.

    Если говорить о порядке прекращения такого права, то следует отметить статью 53, в которой рассматривается весь пошаговый процесс, но в том случае, если отказ от права происходит на добровольной основе.

    Если же речь идет об изъятии участка из обращения у того лица, которому он был предоставлен, то здесь необходимо рассматривать положения статьи 54, которая тщательно регламентирует весь процесс.

    Так как при оформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком происходит составление договора использования (он сродни договору аренды, однако вопрос размера и порядка выплаты арендной платы рассматривается отдельно, возможно, даже в рамках отдельного соглашения), регулирование этой стороны взаимоотношений между пользователем и государством происходит в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

    Глава 29 посвящена изменению и расторжению заключенного договора.

    Соответственно, именно эта часть данного нормативного акта будет выступать в качестве еще одного регулятора процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования на выделенный земельный участок.

    Кроме двух указанных законов, регулирование вопроса прекращения права постоянного бессрочного пользования происходит с помощью Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” в той его части, которая касается именно земель, используемых для организации сельскохозяйственного производства.

    Кроме того, говоря о процессе регулирования процедуры прекращения права постоянного бессрочного пользования на землю, необходимо упомянуть также и местное законодательство, которое также может контролировать весь процесс.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *