Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система индивидуального персонифицированного учета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ)
2. Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе устанавливать особенности порядка и сроки представления страхователями до 31 декабря 2020 года (включительно) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ)
Действие положений пункта 2 статьи 2 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2020 (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ).
создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; (в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
учет сведений о трудовой деятельности для использования данных сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 436-ФЗ)
развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах: (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;
доступности для каждого зарегистрированного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет; (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
использования сведений о зарегистрированных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
соответствия сведении о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами прав на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, работодателями и зарегистрированными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)
Все наемные работники должны получить регистрацию в ПФР – стать застрахованным лицом. Оформить и проконтролировать этот процесс – обозначенная в законе обязанность работодателя.
Индивидуальный, он же персонифицированный учет – это система регистрации информации, производимой в Пенсионном Фонде РФ, касающейся страховой и накопительной долей будущей пенсии всех работников.
Он регламентируется Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также некоторыми другими нормативными актами.
Бланк для единого расчета предусматривает отражение в нем следующих данных:
информация об обязанностях плательщика взносов;
соответствующие суммы начислений по взносам;
выплаты по соцстраху в связи с больничными, материнством и другими обозначенными в законе поводами;
подробный расчет выплат за счет средств федерального бюджета;
личные данные застрахованных (ФИО, СНИЛС, ИНН).
ВАЖНО! Если в фирме за отчетный период по спискам числилось менее 25 наемных сотрудников, за которых производились страховые отчисления в ПФР, то допустима сдача этого отчета в бумажном варианте. Если персонал более многочислен, подавать отчет о нем необходимо в электронной форме.
Если раньше персонифицированный учет предоставлялся исключительно в ПФР, то с 2017 года часть функций контроля и администрирования взяла на себя ФНС. Поэтому теперь нужно будет подавать расчеты в оба этих органа:
в ПФР – ежеквартально форму СЗВ-М (сведения о застрахованных) – до середины следующего за отчетным месяца;
в ИНФС – ежеквартально Единый расчет (новая единая форма) – до 30 числа после каждого квартала.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2017 года потребуется ежегодный переучет сведений персонифицированного учета, впервые его нужно будет сдать за целый 2017 год. Сроки для сдачи ограничивают предпринимателя 1 марта следующего года, так что первый такой отчет поступит в ПФР только в 2018 году. Форма для него еще не разработана.
Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ
Проработав на рынке консалтинговых услуг более 15 лет, компания «Азбука Учета» профессионально предоставляет услуги ведения персонифицированного учета в Москве и Московской области предприятиям и ИП.
Специалисты компании – это профессионалы высокой квалификации в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, трудового законодательства и права. Имея огромный опыт ведения персонифицированного учета, мы гарантируем правильность и точность его составления на вашем предприятии и своевременное предоставление в органы ПФР. Передавая нам эту работу, вы можете быть уверены, что ведение персонифицированного учета на вашем предприятии будет соответствовать всем требованиям действующего законодательства.
1-20 сотрудников
150 руб. за каждого сотрудника
21-50 сотрудников
125 руб. за каждого сотрудника
51-100 сотрудников
100 руб. за каждого сотрудника
Свыше 100 сотрудников
Цена договорная
Заказать расчет
Профессиональное ведение индивидуального (персонифицированного) учета специалистами компании «Азбука учета» – это гарантия стабильности и отсутствия претензий контролирующих органов!
Может существовать несколько счетов на одного человека с одним и тем же присвоенным номером СНИЛС. При назначении пенсии это создает определенные проблемы, отмечают аудиторы Счетной палаты. По идее такие счета должны быть выявлены и объединены, чтобы была назначена правильная пенсия.
В счете недостаточно информации о застрахованном. Так, отсутствуют данные об индивидуальном налоговом номере, нет информации о фамилии при рождении, а это важно для женщин, сменивших ее после вступления в брак. Также нет сведений о правопреемниках застрахованного лица и долях распределения между ними средств пенсионных накоплений. Все это может повлиять на размер пенсионных выплат и привести к ошибкам в учете.
Не занесены все данные о стаже застрахованных лиц — например, у некоторых до сих пор не отражены сведения о работе за 2017 и 2018 годы. Кроме того, ошибки могут быть и в предоставляемых работодателем в ПФР отчетах. Это может приводить к нарушению пенсионных прав граждан.
Ошибки в системе учета могут возникать, если граждане допускают их при заполнении анкет — в фамилии, дате и месте рождения, а иногда человеку могут открыть новый индивидуальный счет при смене фамилии.
В негосударственных пенсионных фондах граждане России формируют накопительные пенсии. Для учета застрахованных лиц — клиентов фонда — используются данные СНИЛС, полученные от Пенсионного фонда России при переходе гражданина в фонд. Номер СНИЛС присваивается номеру индивидуального пенсионного счета накопительной пенсии.
Иногда встречается ситуация, возможно, связанная с недоработками в системе персонифицированного учета, что у одного человека есть два (а то и три) СНИЛС. Для НПФ это по сути разные застрахованные лица, потому что, как уже было сказано, идентификатор счета осуществляется по номеру СНИЛС. По идее данные счета должны быть объединены в один. Но дело в том, что негосударственные пенсионные фонды не могут сами объединять счета, даже если выявляют такую проблему, — это задача и прерогатива ПФР.
Примерно полтора года назад Пенсионный фонд России начал эту процедуру: фонды получали уведомление об объединении счетов и объединяли их. Отметим, что в НПФ «Сафмар» это были единичные случаи.
Есть еще процедура разделения счетов, когда совпадает номер СНИЛС, и на одном счете находятся взносы двух разных людей. В таком случае после уведомления ПФР фонд разделяет базовую часть накоплений и инвестиционный доход пропорционально взносам.
Негосударственные пенсионные фонды не могут изменить персональные данные клиентов в беззаявительном порядке. Это означает, что даже если фонд нашел ошибку, то для ее исправления нужно заявление клиента. НПФ «Сафмар» готов запустить верификацию персональных данных застрахованных лиц, указанных на индивидуальных лицевых счетах в ПФР и данных, указанных в счетах накопительной пенсии, и уже направил письмо в ПФР с предложением провести такую работу.
К сожалению, от ошибок никто не застрахован. По этому поводу придется заполнить 2-ую форму для ПФР. Кроме этого у сотрудника могут поменяться ФИО и даже пол. При изменения паспортных данных, например при смене документа в 20 и 45 лет, работодателю не требуется отправлять АДВ-2.
Для оформления потребуются те же документы и сведения, что и для первоначальной регистрации в системе персучета.
В анкете указываются прежние данные, затем новые. Информацию без изменений дублировать не нужно. Далее указываются адреса и паспортные данные.
Например, при смене фамилии в первом блоке указываются ФИО до смены, во второй части записываются только новая фамилия, имя и отчество не повторяем.
В какие сроки нужно внести изменения в систему индивидуального учета. Вернемся к примеру о смене фамилии. Гражданину дается 30 дней на смену паспорта, в противном случае его ждет административная ответственность. После получения новых паспортных данных включается двух недельный отсчет времени для уведомления ПФР. Но только за опоздание сотруднику штраф не грозит, а вот работодателя могут наказать на 500 рублей за недостоверные сведения в СЗВ-М.
Для чего нужен индивидуальный (персонифицированный) учет