Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гит 37 плановые проверки на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Разные инспекторы не будут проверять соблюдение одних и тех же требований
Закон госконтроле исключает проверку соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
Проверки Роструда и других ведомств стали короче
Закон о госконтроле изменил срок проведения документарной и выездной проверок. С 1 июля 2021 года он не может превышать 10 рабочих дней. Для сравнения, до 1 июля был установлен максимум — 20 рабочих дней.
Как и прежде, срок для выездных проверок малых предприятий — не более 50 часов, микропредприятий — не более 15 часов, а если проверку микропредприятия проводят на основании программы проверок — не более 40 часов (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона о госконтроле).
Если у компании есть обособленные подразделения в нескольких субъектах РФ, срок выездной проверки устанавливают по каждому из них отдельно.
Сроки ожидания поступления документов при подсчёте продолжительности документарной проверки. Это период с момента, когда инспектор направил вам требование представить необходимые документы до момента, когда вы их представили не учитывается при подсчёте длительности проверки и между тем, как инспектор сообщил вам об ошибке и противоречиях в документах либо о несоответствии сведений в них сведениям, которые есть у ГИТ, и потребовал письменные пояснения до момента представления указанных пояснений (ч. 7 ст. 72 Закона о госконтроле).
Время, которое инспектор затратил на подготовку проверки и оформление её результатов в продолжительность выездной плановой проверки также не включается (п. 62 Регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160).
Новые сроки действуют для плановых проверок, которые пройдут после 30 июня 2021 года (п. 4 постановления Правительства от 30.11.2020 № 1969).
Если инспектор превысит срок проведения проверки, грубо нарушит процедуру её проведения, обжалуйте результаты проверки Роструда. Теперь это можно сделать только через личный кабинет на сайте Госуслуг.
- Низкий риск — не проводятся.
- Умеренный риск — не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее — не реже 1 раза в 6 лет).
- Средний риск — не менее 1 КНМ в 6 лет и не более 1 КНМ в 3 года (ранее — не реже 1 раза в 5 лет).
- Значительный риск — не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее — 1 раз в 3 года).
- Высокий риск — не менее 1 КНМ в 4 года и не более 1 КНМ в 2 года (ранее — 1 раз в 2 года).
- Чрезвычайно высокий риск (новая категория) — не менее 1 КНМ, но не более 2 КНМ в 1 год.
Виды и периодичность проведения плановых проверок для каждой категории риска также указываются в Положении о виде контроля соответствующего контрольного (надзорного) органа (пп.5 ч.5 ст.3, ч.1 ст.25 Закона о госконтроле). Для охраннотрудовых проверок она осталась прежней. Поскольку на сегодняшний день нового положения пока нет, то периодичность проведения проверок останется прежней, что не противоречит Закону о госконтроле.
Новый закон предусмотрел механизмы, с помощью которых можно сократить количество проверок или вообще получить карт-бланш от ревизоров в виде освобождения от плановых проверок.
В отдельных сферах деятельности КНМ органов надзора заменят альтернативные институты:
- независимая оценка соблюдения обязательных требований;
- страхование ответственности;
- участие в саморегулируемых организациях.
К примеру, компания может быть освобождена от проведения плановых проверок, если заключить договор страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона о госконтроле) или станет членом СРО, у которого с надзорным органом заключено соглашение о том, что проверки деятельности членов организацией приравниваются к плановым проверкам органа надзора.
Ещё один способ снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, который предлагает закон, — мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и надзорным органом.
Мониторинг предполагает автоматическую фото- и видеосъёмку на объекте компании, при котором собранные материалы направляются контролирующему органу. А лицо, находящееся под таким контролем, будет освобождено от плановых проверок (ст. 96 Закона о госконтроле).
Проверки Роструда: Новый порядок после 1 июля 2021 года
При проверке инспекторы могут запросить только определённый перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.
Плановые проверки будут проводиться на основе проверочных листов, которые будут автоматически формироваться из перечня нормативных актов и их частей, содержащегося в реестре обязательных требований (ст.15 постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 128 №Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований№). Иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе.
Внеплановые проверки органы надзора инициирую, если:
- у них сведений имеются сведения о причинении вреда или достижении критериев риска нарушения обязательных требований;
- имеется поручение Президента или Правительства о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требует прокурор после обращения к нему с жалобой;
- истечение срока исполнения предписания (п.1, 3 — 6 ч.1 ст.57 Закона о госконтроле, ч.1 ст.66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
В настоящее время индикаторы риска нарушения обязательных требований федеральными органами исполнительной власти не разработаны, следовательно, положения об использовании органами государственного контроля (надзора) для определения необходимости проведения внеплановых проверок и иных мероприятий по контролю индикаторов риска нарушения обязательных требований не могут быть применены (п.14 письма Росприроднадзора от 11.01.2017 № АС-09-01-36/143).
В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:
- наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
- поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
- требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
- поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.
Проведение внеплановой проверки требует согласования с прокуратурой и уведомления работодателя. О проведении такой проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении проверки не позднее, чем за 24 часа до ее начала (п. 49 Положения).
Однако если проверки требуют поступающие в ГИТ сообщения о совершаемых работодателем нарушениях, то инспекция может провести внеплановую проверку незамедлительно. То есть в течение 24 часов после получения ГИТ соответствующих сведений с извещением об этом органа прокуратуры в тот же срок. В этом случае уведомление работодателя о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.
Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.
Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).
Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).
Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.
Выделяются несколько категорий риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Речь идет о таких ценностях, как жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок зарплаты.
Если работодатель отнесен к категории низкого риска, то хотя плановая проверка Роструда ему не грозит, внеплановая вполне может случиться.
Основания для проведения внеплановой проверки следующие:
- истечение срока исполнения работодателем выданного Рострудом предписания об устранении выявленного нарушения ТК;
- обращения граждан с жалобами на работодателей, поступление соответствующей информации от органов власти, из СМИ о фактах нарушения трудовых прав.
В частности речь идет о следующих нарушениях трудовых прав:
- невыплата работникам зарплаты;
- непредставление оплачиваемых отпусков;
- нарушение режима труда и отдыха;
- уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;
- необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медосмотры, психиатрические освидетельствования;
- отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
- непроведение СОУТ;
- непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам СОУТ.
-
Я иду тебя искать: как не разориться на поиске сотрудников
1,2 тыс. 2
Список проверок ГИТ на 2021 год
Инспекция труда проверяет работодателя, если:
- имеется большая угроза нарушений или их последствия масштабны. Таких работодателей ГИТ регулярно контролирует и проводит плановые проверки;
- стало известно о нарушении трудовых прав: поступило обращение от граждан, произошел несчастный случай на рабочем месте или Роструду стало известно о нарушениях из общедоступных источников. В таких случаях назначают внеплановое расследование.
Периодичность плановых проверок зависит от категории риска, которая присвоена компании.
- в категории умеренного риска проверки проходят 1 раз в 6 лет;
- в категории среднего риска — 1 раз в 5 лет;
- в категории значительного риска — 1 раз в 3 года;
- в категории высокого риска — 1 раз в 2 года.
Плановых проверок можно избежать, снизив категорию риска или воспользовавшись новыми возможностями из предыдущего раздела с 1 июля 2021 года.
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Плановые проверки выполняются с соблюдением установленного графика, который утверждается заранее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 ежегодный план должен быть утвержден до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля. Этот план должен быть согласован с Генеральной прокуратурой РФ. После его окончательного утверждения план проведения контроля соблюдения требований трудового законодательства размещается в открытом доступе на сайте прокуратуры, Роструда и самого контролирующего ведомства. Территориальные подразделения ГИТ публикуют планы проверок по конкретным субъектам Федерации на соответствующих региональных порталах инспекции.
Составление плана осуществляется в соответствии с правилами, описанными в постановлении Правительства от 1 сентября 2012 года N 875. Сейчас в Российской Федерации в области государственного контроля применяются принципы риск-ориентированного подхода. Он предполагает, что деятельность по организации проверок коммерческих компаний осуществляется с учетом степени риска нарушения ими требований трудового законодательства. Для определения этой степени принимаются во внимание три основных критерия:
- добросовестность работодателя в отношении соблюдения трудовых прав работников. Обнаружение факта таких нарушений снижает этот показатель вплоть до нуля;
- потенциальная степень вреда здоровью работников, обусловленная особенностями производства в отрасли. Этот показатель рассчитывается отдельно для каждой сферы деятельности;
- вероятность распространения негативных последствий. Указанный критерий зависит от численности сотрудников предприятия.
На основании перечисленных параметров компании присваивается определенная категория риска.
График плановых проверок публикуется на сайте ответственных государственных органов в табличном виде. Обычно ее можно скачать в формате Excel. Каждая строка этой таблицы содержит все основные сведения, позволяющие достоверно идентифицировать компанию, включенную в план. В их число входят:
- название предприятия;
- место ее государственной регистрации;
- основные реквизиты, включая ИНН и ОГРН;
- дата регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- цель проведения проверки;
- дата начала предыдущей проверки, которая позволяет оценить соблюдение установленных законодательством сроков организации планового контроля;
- дата начала запланированной проверки;
- число дней, отведенных на проведение контроля;
- тип запланированной проверки – в соответствии с действующим законодательством она может быть выездной или документарной;
- название государственного органа, ответственного за выполнение контроля.
Для аккумулирования информации о выполненных задачах постановлением Правительства от 28 апреля 2015 года N 415 в Российской Федерации предусмотрено ведение Единого реестра проверок. Каждый запланированный визит инспекторов вносится в указанный реестр с присвоением индивидуального номера.
Права юридических лиц и предпринимателей при выполнении обязательного государственного контроля защищены действующим законодательством. Такие ограничения введены для того, чтобы обезопасить предприятия от необоснованно длительных визитов проверяющих, которые часто негативно отражаются на нормальном жизненном цикле предприятия. Работодатель вынужден отвлекать сотрудников от основной работы для подготовки нужных документов, сопровождения инспекторов и выполнения других операций. Для этого иногда даже требуется останавливать производственные линии, что отражается на объеме производства, а следовательно – на прибыли компании.
Действующие ограничения при проведении контроля определены федеральным законом № 294-ФЗ. Основная их часть сформулирована в главе 2 этого нормативного документа. Они включают следующие правила:
- проверка может проводиться только на основании соответствующего распоряжения или приказа уполномоченного сотрудника ГИТ. Проводить контроль имеют право только инспекторы, указанные в документе;
- срок проведения проверки для организации не может превышать 20 дней в год, для малого предприятия — 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов в год.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
2. Органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», после 1 июля 2021 г., но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год (далее — ежегодный план), может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита.
3. О проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения, указанного в пункте 2 настоящего постановления.
4. Указываемый в ежегодном плане срок проведения плановых проверок по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., не может превышать 10 рабочих дней с учетом особенностей исчисления предельных сроков проведения проверок, установленных частью 7 статьи 72 и частью 7 статьи 73 указанного Федерального закона.
5. Плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», проводятся в соответствии с положениями об указанных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Включенные в ежегодный план плановые проверки, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат исключению из ежегодного плана, в случае, если на дату начала их проведения признаны утратившими силу положения федерального закона, устанавливающие вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого планируется проведение проверок, или изменены федеральными законами наименование и (или) предмет соответствующего вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, кроме случаев, когда указанные проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
7. За исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего постановления, при формировании ежегодных планов в них не включаются плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты малого предпринимательства).
Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлен до конца 2021 г. Это не касается компаний, чья деятельность сопряжена с рисками причинения вреда окружающей среде или здоровью людей.
Ряд положений направлен на снижение административной нагрузки. Контролирующий орган сможет заменить многодневную выездную проверку коротким инспекционным визитом. Закреплена возможность вести надзор в дистанционном формате — с помощью аудио- и видеосвязи. Эти послабления затронут как небольшие, так и более крупные компании.
Принятое решение позволит ускорить восстановление бизнеса, а также сократит количество личных контактов между контролерами и предпринимателями, что особенно важно в условиях пандемии.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Какие компании проверит Роструд: где искать списки
Роструд утвердил регламент трудовых проверок
Проверки / 10:50 18 октября 2019\n\n
Новое Положение, как и прежнее, предусматривает два вида проверок: документарные и выездные. При этом сроки проведения этих мероприятий сокращены. Раньше продолжительность любой проверки не могла превышать 20-ти рабочих дней, теперь — 10-ти рабочих дней.
\n\n
Для малых и микропредприятий установлены отдельные сроки. Проверять малое предприятие можно не более 50 часов в год, микропредприятие — не более15 часов в год. Данные лимиты действовали прежде и сохранены сейчас.
\n\n
В Положении № 1230 есть целый раздел, посвященный мероприятиям по профилактике нарушений трудового законодательства (отметим, что в прежнем положении о профилактике ничего не говорилось). К таким мероприятиям, в частности, относятся:
\n\n
- \n\t
- информирование;
- консультирование;
- предостережение;
- профилактический визит.
\n\t
\n\t
\n\t
\n
\n\n
Предостережение сделают в том случае, если инспекторы получат информацию о возможных и (или) готовящихся нарушениях. Но доказательств у них не будет. Работодатель, в свою очередь, вправе направить возражение. На это ему отводится 10 дней с момента, когда поступило предостережение. Инспекторы рассмотрят возражение и в течении 20 рабочих дней ответят на него.
\n\n
Перечислены мероприятия, посредством которых инспекторы осуществляют государственный контроль (надзор). К ним относятся: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (раньше были только проверки). Отметим, что инспекционный визит проводится на территории работодателя без предварительного уведомления. Срок визита на один объект — один день. Инспекторы могут проводить осмотр, опрос, запрашивать объяснения и требовать документы, которые должны быть у работодателя (п. 39, 40 Положения № 1230).
\n\n
Установлено, что в ходе выездной проверки инспекторы вправе проводить фото, аудио и видеосъемку с фиксацией даты, времени и места.
\n\n
Закреплено право работодателя-ИП обратиться с заявлением о переносе плановой проверки в случае его нетрудоспособности.
\n\n
Обращения и запросы работников, заявления граждан, юрлиц или ИП больше не могут служить основанием для назначения внеплановой проверки.
Новое Положение, как и прежнее, предусматривает два вида проверок: документарные и выездные. При этом сроки проведения этих мероприятий сокращены. Раньше продолжительность любой проверки не могла превышать 20-ти рабочих дней, теперь — 10-ти рабочих дней.
Для малых и микропредприятий установлены отдельные сроки. Проверять малое предприятие можно не более 50 часов в год, микропредприятие — не более15 часов в год. Данные лимиты действовали прежде и сохранены сейчас.
План проверок предпринимателей на 2021 год
В Положении № 1230 есть целый раздел, посвященный мероприятиям по профилактике нарушений трудового законодательства (отметим, что в прежнем положении о профилактике ничего не говорилось). К таким мероприятиям, в частности, относятся:
- информирование;
- консультирование;
- предостережение;
- профилактический визит.
Предостережение сделают в том случае, если инспекторы получат информацию о возможных и (или) готовящихся нарушениях. Но доказательств у них не будет. Работодатель, в свою очередь, вправе направить возражение. На это ему отводится 10 дней с момента, когда поступило предостережение. Инспекторы рассмотрят возражение и в течении 20 рабочих дней ответят на него.
Перечислены мероприятия, посредством которых инспекторы осуществляют государственный контроль (надзор). К ним относятся: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки (раньше были только проверки). Отметим, что инспекционный визит проводится на территории работодателя без предварительного уведомления. Срок визита на один объект — один день. Инспекторы могут проводить осмотр, опрос, запрашивать объяснения и требовать документы, которые должны быть у работодателя (п. 39, 40 Положения № 1230).
Установлено, что в ходе выездной проверки инспекторы вправе проводить фото, аудио и видеосъемку с фиксацией даты, времени и места.
Закреплено право работодателя-ИП обратиться с заявлением о переносе плановой проверки в случае его нетрудоспособности.
Обращения и запросы работников, заявления граждан, юрлиц или ИП больше не могут служить основанием для назначения внеплановой проверки.
- Об использовании информации сайта
- Об использовании персональных данных пользователей информации
- О разработке и администрировании сайта
- Технические сведения
- Написать разработчику
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 утверждены Правила подготовки государственными органами и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Пункт 7 этих правил устанавливает случаи, когда в ежегодный план проверок могут быть внесены изменения.
Так, особенности проведения проверок в 2020 году были утверждены Постановлением Правительства от 3 апреля 2020 г. № 438.
Постановлением № 438 установлено, что в отношении компаний и ИП, включенных в единый реестр субъектов МСП, допустимы только внеплановых проверки.
Плановые проверки возможны только в отношении лиц, чья деятельность и используемые ими производственные объекты относятся к категории высокого или чрезвычайно высокого риска.
Также была определена общая форма проверок — дистанционная, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.
В конце 2020 года правительство определило, как должен быть составлен план проверок компаний и ИП на 2021 год, и как проводить отдельные плановые контрольные мероприятия.
Итак, в пункте 8 Постановления № 1969 дан перечень тех, кого не касаются ограничения плановых проверок. Их несколько групп. Начнем с тех представителей МСП, кто рискует быть включенными в план проверок.
Это, во-первых, те малые предприятия-нарушители, в отношении которых у надзорного органа есть информации о ранее вынесенном и вступившем в силу постановлении или решении о:
- назначении административного наказания за совершение грубого нарушения;
- административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности;
- приостановлении действия лицензии, аннулировании лицензии.
При этом с даты окончания проверки, по результатам которой вынесено такое постановление или решение, должно пройти менее 3 лет. В ежегодном плане проверок эту информацию нужно отразить.
Следующая группа МСП — это те, кого проверяют в рамках федерального надзора:
- обеспечения радиационной безопасности;
- защиты государственной тайны;
- качества работы аудиторских организаций;
- использования атомной энергии.
Если же малое предприятие не входит ни в одну из этих групп, они должны быть исключены из сводного плана проведения плановых проверок на 2021 год. За этим проследит генпрокуратура.
Что нужно знать бухгалтеру про проверки ГИТ в 2021 году
Никаких ограничений в плановых проверках нет для лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к :
- категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков или 1, 2 классам (категориям) опасности;
- I, II и III классу опасности опасных производственных объектов;
- I, II и III классу гидротехнических сооружений;
- режиму постоянного государственного контроля (надзора).
Установлено, что уже утвержденные ежегодные планы проверок все госструктуры должны привести в соответствие с требованиями Постановления № 1969 не позднее 15 декабря 2020 г. Ищите себя в планах.
Непосредственно в 2021 году никаких значительных изменений в рамках проверки работодателей Государственной инспекцией по труду нет. Однако, еще не все субъекты хозяйствования столкнулись и с внедренными в деятельность Роструда ранее изменениями. Наиболее важными и значимыми из них, начавшими действовать с 2018 года, можно назвать следующие аспекты деятельности проверяющих:
Статья 35 Положения № 1230 определяет перечень надзорных мероприятий ГИТ:
-
выездная проверка;
-
инспекционный визит;
-
рейдовый осмотр;
-
документарная проверка.
Работодателям важно знать следующее:
1. Выездная проверка ГИТ бывает плановая и внеплановая. Без предупреждения инспектор работодателю «на голову не свалится». План проверок размещается на сайте ГИТ, а на внеплановый визит в большинстве случаев нужно решение прокуратуры.
Исключения указаны в пп. 1.3-1.6 ст. 57 и п. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ о контроле (надзоре). Например, работодателя могут не уведомить о визите, если ГИТ придет по жалобе на грубое нарушение трудового законодательства.
2. Выездная проверка не может длиться больше 10 дней (п. 49 Положения). Для малых и микропредприятий сроки общения с инспектором еще короче — 50 часов и 15 часов соответственно.
3. Плановая проверка проводится по проверочным листам (чек-листам). Они размещены на сайтах ГИТ для того, чтобы работодатели могли подготовиться. Инспектор не имеет права выходить за рамки чек-листа. Но это не значит, что требования, которых в них нет, выполнять не нужно.
Роструд уже придумал, как обходить ограничение: инспектор инициирует внеплановую проверку, если заметит нарушение при плановом визите. А в ходе нее ГИТ посмотрит все, до чего «дотянутся ручки». Смотрите письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15 января 2021 г. № 57-ТЗ.
Этот вид внеплановой проверки проводится без предварительного уведомления предприятия или ИП. Инспектор имеет право провести осмотр, опрос, затребовать документы и письменные объяснения. Основания для визита ГИТ по месту нахождения работодателя:
-
информация о нарушении предпринимателем требований законодательства (например, жалоба);
-
поручение Президента РФ, Правительства РФ;
-
требование прокурора;
-
истек срок выполнения мероприятий по результатам надзорных проверок.
Инспекционный визит не может длиться дольше одного рабочего дня.
«Сводный план проверок Юридических лиц на 2021 год»
Новое правило — документарная проверка ГИТ проводится только на внеплановой основе (п. 35 Положения). Она не может длиться дольше 10 рабочих дней, но в этот срок не включают периоды:
-
подготовки документов по запросу ГИТ;
-
устранения ошибок в представленных сведениях, уточнений и письменных объяснений со стороны проверяемого работодателя.
Инспектор ГИТ имеет право фиксировать нарушения с помощью фотосъемки, аудио- и видеозаписей при выездной проверке, инспекционном визите и рейдовых осмотрах.
С 1 июля 2021 года вступили в силу поправки в Закон № 248-ФЗ о контроле (надзоре). Нормотворцы решили снизить нагрузку на судей и ввели обязательный досудебный порядок обжалования действий надзорных органов.
Предприниматель, который не согласен с результатами проверки, сначала подает жалобу через Единый портал госуслуг (ст. 40 Закона № 248-ФЗ). Рассматривать обращение будут:
-
руководитель ГИТ — при жалобе на инспектора;
-
Роструд — при оспаривании решения ГИТ.
Срок рассмотрения обращения предпринимателя через ЕГПУ — два рабочих дня.
Скачать Постановление Правительства РФ № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства…».
Регулярность проверок зависит от категории риска или определенного класса опасности деятельности организации:
Категория риска Регулярность высокая 1 раз в 2 года значительная 1 раз в 3 года средняя не чаще 1 раза в 5 лет умеренная не чаще 1 раза в 6 лет К какой категории риска относится предприятие, можно узнать на сайте Роструда.
Классификация происходит в автоматическом режиме, исходя из данных о задолженностях по зарплате, травматизме на предприятии, численности сотрудников и некоторых других параметров.
Работодатель имеет право подать запрос в Роструд о снижении класса риска. Для этого достаточно направить в ведомство документы, подтверждающие категорию риска.
Сроки рассмотрения запроса:- 15 рабочих дней на принятие решения;
- 3 рабочих дня на отправку ответа.
Если проверка плановая, то чаще она выездная.В обязанности инспекции входит обязательное оповещение работодателя минимум за 3 рабочих дня до проверки.
Уведомлением считается копия распоряжения (приказа), направленная одним из следующих способов:
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- письмом по электронной почте на официальный адрес предприятия;
- другим доступным способом передачи письма.
В уведомлении о проверке обязательно указываются номера проверочных листов, по которым будет проходить контроль, из Приказа Роструда № 655 от 10.11.2021 г.
При проведении плановой проверки используется чек-лист.
Новым регламентом предусмотрена обязанность ГИТ на запрос только определенных документов, доказывающих соблюдение требований закона по охране труда и обеспечение прав работников.Согласно Регламенту № 160, работодатель может не предоставлять инспекции следующие документы, которые:
- не относятся к теме проверки (п. 59);
- инспекция может получить в других ведомствах (п. 14);
- предприятие не обязано оформлять;
- были отправлены ранее и в которые не вносились изменения.
Например, если разработанный год назад СУОТ предприятия не менялся, его не надо повторно отправлять в инспекцию.
Сроки отправки документов составляют 10 дней после получения запроса инспекции.Трудовые проверки в 2021 году – кого проверит ГИТ?
Чтобы подготовиться к проверке, нужно привести в соответствие требования проверочных листов и их исполнение на предприятии.
Возможные вопросы инспектора:- Наличие на предприятии ответственного за охрану труда.
- Своевременность проведения инструктажей и обучения сотрудников.
- Соответствие проводимых медосмотров требованиям законодательства.
- Обеспечение работников необходимыми СИЗ.
- Проведение на предприятии СОУТ – специальной оценки условий труда.
Факты несчастных случаев на предприятии и меры по устранению их причин.
По окончании проверки организация получает следующие документы:
- Акт, в котором указываются объекты проверки.
- Предписание с описанием выявленных нарушений и сроками по их устранению.
Если в ходе проверки часть нарушений была устранена, то они все равно вносятся в Предписание с пометкой об их устранении.
Сроки направления Акта работодателю – 3 рабочих дня.Получить документ можно сразу на месте проверки под расписку или в инспекции.
В случае отказа от получения Акта представителями предприятия документ направляется в организацию заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней.
На предприятие налагается штраф, если Предписание не выполнено или выполнено не полностью.
Размеры штрафа (по ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ):- для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет;
- для предпринимателей – от 30 000 до 50 000 рублей;
- для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.
Электронный ресурс онлайнинспекция.рф дает возможность работодателям пройти самопроверку на предмет соответствия требованиям трудового законодательства. В 2021 году такую самопроверку прошли около 550 тысяч компаний. Результаты самопроверки не радужные.
Результат большой трудовой проверки: у трети компаний зафиксированы критические нарушения в вопросе трудовых отношений.
32 % компаний успешно прошли проверку,
35% компаний получили замечания,
33 % компаний имели критические нарушения.
Похожие записи: