Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о прохождении медосмотра на предприятии общественного питания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Прохождение профилактических медицинских осмотров может быть как обязанностью работников предприятий и организаций, так и добровольным мероприятием.
Обычно в обязательном порядке обследования должны проходить:
- сотрудники медицинских и образовательных учреждений;
- те, кто работает с продуктами питания (вне зависимости от того, в производстве, торговле или общепите);
- работники организаций, занимающихся обслуживанием водопроводных сетей и коммуникаций.
Существуют и иные категории наемного персонала, для которых прохождение медосмотров является основным условием допуска к работе – все они указаны в законодательстве РФ.
В некоторых случаях руководство предприятий настаивает на медосмотре сотрудников, даже если эта обязанность в отношении данной группы специалистов в законе не прописана. Особенно такая практика распространена в крупных компаниях, где организовано медицинское обслуживание персонала по полисам добровольного медицинского страхования.
Приказ о прохождении медосмотра на предприятии
Частота прохождения медосмотров может быть различной. Условно можно разделить обследования на несколько основных видов:
- предварительные (когда медосмотр необходим для того, чтобы человек был допущен до исполнения своих рабочих обязанностей);
- периодические (когда медосмотры проводятся с определенной регулярностью для подтверждения здоровья работников);
- внеплановые;
- все оставшиеся.
Следует отметить, что если в компании работает система периодических медицинских осмотров, то должен быть разработан их график и все сотрудники должны ему следовать.
Частота прохождения персоналом организации медицинского освидетельствования определяется сферой деятельности и спецификой организации.
Приказ о прохождении медосмотра относится ко внутренней распорядительной документации фирмы и обязывает работников к прохождению этой процедуры, а также знакомит их с ее условиями, сроками и порядком.
На что опираться при формировании приказа
Приказы, издаваемые на предприятии, во всех случаях должны чем-то обосновываться и на чём-то основываться. В качестве обоснования обычно значится объективная причина для создания документа (здесь это может быть необходимость контроля за здоровьем сотрудников) и пишется она после слов «В связи с…». Основание же – это прямая отсылка к закону РФ или к внутренним локально-нормативным актам компании.
Если на вас возложена функция по формированию приказа о прохождении медицинского осмотра, а вы не знаете, как к нему подступиться, ознакомьтесь с приведенными ниже рекомендациями и посмотрите на образец документа.
Приказ о прохождении медицинского осмотра не имеет стандартной, обязательной к применению формы. Работники компаний имеют возможность составлять его в произвольном виде или, если у них есть образец документа, действующий в организации – по его шаблону.
При этом в документ должны быть включены некоторые необходимые сведения, такие как:
- наименование организации;
- дата, номер и место (населенный пункт) составления приказа;
- обоснование и основание для него.
В описательную часть вносятся:
- дата или период прохождения медосмотра;
- медицинская организация, которая его проводит;
- условия – место, время (часы, минуты) и пр. параметры;
- должности и ФИО сотрудников (эти данные допустимо оформить также отдельным списком, приложенным к приказу);
- санкции за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Можете дополнить приказ любыми другими сведениями, в зависимости от конкретных особенностей предприятия.
Приказ Минздрава РФ от 28.01.2021 N 29Н
В соответствии с частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2015, N 29, ст. 4356), пунктом 6 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2013, N 48, ст. 6165), пунктом 14 части 2 статьи 14, частью 3 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724), подпунктами 5.2.55, 5.2.87 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:
1. Утвердить:
Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно приложению N 1;
Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, согласно приложению N 2.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2021 г. и действует до 1 апреля 2027 г.
Министр
М.А. МУРАШКО
1. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
2. Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее — предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе.
3. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — периодические осмотры) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
4. Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее — медицинские организации).
Периодичность и объем медицинских осмотров устанавливается в соответствии с приложением к настоящему Порядку .
Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).
Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования.
5. Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.
В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «профпатология».
Возглавляет врачебную комиссию врач-профпатолог.
Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
6. Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя .
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации.
Медицинская организация обязана качественно осуществить проведение предварительных и периодических осмотров работников.
7. При проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра.
Медицинские организации, проводящие предварительные или периодические осмотры, вправе получать необходимую информацию о состоянии здоровья работника или лица, поступающего на работу, с использованием медицинской информационной системы из медицинской организации, к которой работник прикреплен для медицинского обслуживания.
18. Частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ. Периодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, предусмотренные приложением к настоящему Порядку.
В случае введения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проведение периодических осмотров, указанных в приложении к настоящему Порядку, за исключением пунктов 23 — 27, а также случаев, когда условия труда отнесены к подклассам 3.3 и 3.4 в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» , по решению работодателя может быть отложено, но не более чем на 6 месяцев.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 14, ст. 2028.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2019, N 52, ст. 7769.
Работники в возрасте до 21 года, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят периодические осмотры ежегодно.
19. Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании выданного работодателем направления на внеочередной медицинский осмотр при наличии медицинских рекомендаций по итогам медицинских осмотров и/или после нетрудоспособности работника.
20. Периодические медицинские осмотры проходят работники:
занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта ;
Приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 N 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» (зарегистрирован Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62278).
организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей;
выполняющие работы, предусмотренные приложением к Порядку.
21. В списке работников, подлежащих периодическим осмотрам, указывается:
наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.
22. Список работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, которые проходят медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний , разработанный и утвержденный работодателем, не позднее 10 рабочих дней направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя.
Часть вторая статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации.
23. На основании списка работников, подлежащих периодическим осмотрам, составляются поименные списки работников, подлежащих периодическим осмотрам (далее — поименные списки).
В поименных списках указываются:
фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;
профессия (должность) работника, стаж работы в ней;
наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);
наименование вредных производственных факторов или видов работ.
Вопросов, как провести предварительный и периодический медосмотр по новым правилам сейчас очень много, масса расхождений, недопонимания в трактовании приказа №29н.
На фактические вопросы Минтруд и Минздрав если и дают ответы, то крайне размытые, либо ссылаются друг на друга, либо вообще на Роспотребнадзор, а со вступлением в силу приказа, медосмотры никуда не денутся их нужно будет проводить в кратчайшие сроки.
А у некоторых работодателей медосмотр назначен уже в первые числа апреля, то есть подготовиться нужно заранее и нужно знать заблаговременно актуальную информацию, либо принять какое-то решение, направлять или нет работников.
Но так как очень много споров и различных мнений, разных видений и трактовок приказа №29 н, то сейчас я расскажу вам о своей позиции и понимании нового порядка. Не говорю,что оно основное и на него нужно делать упор при направлении на медосмотр, но вы можете его принять к сведению и далее основываясь на финансовые возможности компании, основываясь на свое видение этого приказа принимать какое-то решение.
Возможно, вы решите, да не будем “заморачиваться” всех на медосмотр, и проще, и предписаний точно не будет. Но к сожалению, так далеко не у всех дело обстоит.
Поэтому сейчас необходимо узнать обо всех нюансах, деталях и, возможно, у вас появится какое-то своё отличное от моего видение. Или же вы со мной согласитесь и поступите именно так, как мне подсказывает моя практика и мой опыт.
Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года
Первое, что сейчас нужно сделать работодателю – это составить списки работников и поименные списки по новым образцам. Теперь мы руководствуемся Приказом №29н и необходимо эти документы переработать, а также пересмотреть локальные нормативные акты, приказы, положения системы управления охраной труда, чтобы ссылки на приказы были актуальные и “свежие”.
Далее, согласовываем график проведения медосмотров по новым спискам с медицинской организацией, после этого, обязательно, нужно ознакомить под подпись работников с календарным планом. Это требование обязательно, причём разрабатывает его медицинская организация, а вам направляет на согласование.
Выдаете направление работнику под подпись, потому как обязательно учет выданных направлений, обязательно ведение журнала.
Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.
Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!
Именно поэтому я за то, чтобы лишний раз провести медосмотр, чем найти сто причин, чтобы от него отказаться.
На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.
Желаю безопасной и эффективной работы!
Форма, которой должен соответствовать рассматриваемый документ, законодательно не определена. На практике приказы о медосмотрах на предприятии включают:
- наименование фирмы;
- дату составления, номер, название документа;
- текстовый блок, который содержит формулировки, обосновывающие издание приказа («В соответствии с…»);
- текстовый блок, содержащий резолютивные формулировки («Приказываю…»);
- текстовый блок с перечнем указаний руководителя фирмы, утверждаемых приказом;
- приложения (посредством них могут быть, к примеру, сформированы списки сотрудников, которым необходимо пройти медосмотр).
Приказ должен быть подписан руководителем фирмы. Если документ используется в целях информирования сотрудников о календарном плане периодических медосмотров, сотрудники должны расписаться на нем (или на одном из приложений к нему) для удостоверения факта их ознакомления с документом.
Об особенностях медосмотра водителей узнайте из статьи «Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году».
Приказ о проведении медосмотра может пригодиться работодателю в целях информирования работников о необходимости пройти соответствующую процедуру, а также сроках ее проведения. Документ может дополняться различными приложениями, например перечнем сотрудников, которые должны проходить медосмотр.
- Трудовой кодекс РФ
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н
\n\n
Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.
Приказ о прохождении медосмотра на предприятии — образец
\n\n
Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).
\n\n
Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).
\n\n
В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.
\n\n
Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).
\n\n
Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).
Цель любого медосмотра — определить пригодность человека для выполнения поручаемой ему работы и предупредить профзаболевания путем выявления их на начальной стадии. Также медосмотры нужны, чтобы установить медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ и обнаружить ранние признаки воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников. На основе этих данных формируются группы риска развития профессиональных заболеваний.
Можно выделить три стадии проведения такого медосмотра. На первой — предварительной — составляется список поступающих на работу лиц, для которых обязателен медосмотр. Этот список носит обобщенный, а не поименный характер: в нем указываются должности (профессии) или работы, при поступлении на которые нужно иметь медицинское заключение, и соответствующие вредные производственные факторы (п. 9 и 10 Порядка № 29н).
Далее, с учетом этого списка работодатель заключает договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (последний абз. п. 12.4 и п. 14 Порядка № 29н). Здесь заметим, что проводить медосмотры может любая медицинская организация, имеющая соответствующую лицензию (п. 4 Порядка № 29н).
В этом случае на предварительной стадии работодатель также сначала составляет обобщенный список работников, которые обязаны посетить медкомиссию (п. 20 Порядка № 29н). На основании этого списка заключается договор с медицинской организацией.
Потом формируется второй, уже поименный, список работников, направляемых на медосмотр (п. 24 Порядка № 29н). В нем указываются данные о каждом работнике: ФИО, профессия или должность, стаж работы в компании, повод для медосмотра (вредные факторы) и структурное подразделение организации, если таковое имеется (п. 23 Порядка № 29н).
Поименный список не позднее чем за два месяца до согласованной в договоре даты начала проведения периодического медосмотра направляется в медорганизацию. На основе этого списка формируется календарный план-график медосмотров (п. 24 и 26 Порядка № 29н). Подготовленный медучреждением план-график согласовывается с работодателем и утверждается руководителем медорганизации (п. 26 Порядка № 29н). С утвержденным планом нужно ознакомить всех указанных в нем работников не позднее чем за 10 рабочих дней до согласованной даты начала проведения осмотра (п. 27 Порядка № 29н).
Приказ об обязательном прохождении медосмотра
Вопросы | Ответы | ||||||||||||||||||||||||
1. Какой специалист должен вести работу по медосмотрам в организации и выдавать бланки направлений?
Кто должен направлять заключения в медицинские учреждения по месту жительства работника? |
Законодательством не определена профессиональная ответственность за выдачу и учет направлений на медицинский осмотр.
На практике же установлено следующее негласное распределение обязанностей: специалист по охране труда (иное ответственное лицо) составляет списки на прохождение медосмотров, кадровый работник — выдает и учитывает направления на медосмотр. Может быть установлено, что всю работу выполняет специалист по охране труда. Медицинская организация самостоятельно должна направить заключение в медицинское учреждение, к которому прикреплен работник. |
||||||||||||||||||||||||
2. Какой именно список направлять в Роспотребнадзор — поименный или с перечнем профессий?
Каким организациям необходимо отправлять список в Роспотребнадзор? Изменилась ли форма поименного списка? Зачем детским садам отправлять список в Роспотребнадзор? Нужно ли отправлять список школам? Если нет вредных факторов, составляем списки на предварительный, только с профессией? В Порядке не расшифровывается понятие «детские учреждения», что делать? Список в Роспотребнадзор должна направлять медицинская организация (как раньше) или работодатель? |
В соответствии с п.22 Порядка №29н Составленный список работников, подлежащих периодическим осмотрам, теперь должны направлять в Роспотребнадзор организации, принадлежащие к следующим отраслям:
Форма списка отличается лишь тем, что теперь не нужно указывать периодичность прохождения медосмотра по тому или иному фактору. Детские сады и школы относятся к детским учреждениям, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. Поэтому необходимо направлять список работников, подлежащих периодическим осмотрам, в Роспотребнадзор. Согласно пунктам 9 и 21 Порядка №29н необходимо составить список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам, а на периодический — список работников, подлежащих периодическим осмотрам. Если при составлении списков отсутствуют вредные факторы, то списки составляются с указанием видов работ. Список в Роспотребнадзор направляет работодатель (учреждение) самостоятельно. |
||||||||||||||||||||||||
3. Есть ли обязанность проводить послерейсовый осмотр водителей? | Согласно п.5 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. | ||||||||||||||||||||||||
4. Как мы можем согласовать списки с медицинской организацией, если организация проводит услугу проведения медосмотров через процедуру закупки? | Данное действие выполняется после заключения договора с медорганизацией-победителем «торгов». Учтите, что на основании п.26 Порядка №29н «медики» должны предоставить Вам календарный план не позднее чем за четырнадцать рабочих дней до согласованной даты проведения медосмотра. | ||||||||||||||||||||||||
5. Если медицинская организация утверждает, что направления им не нужны, должны ли мы работникам их выдавать?
Обязателен ли журнал регистрации выдачи направлений на медосмотр? Должны быть направления оформлены на предварительный профосмотр?
Периодические медосмотры в 2021 позволяют минимизировать риск возникновения профзаболеваний. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 ТК РФ регламентируется частью 3 Приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. N 29н. Периодически проходить обязательные медосмотры должны работники (п.20 Порядка):
Скачать Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н в формате docx с приложениями Смотрите Перечни работ и опасных производственных факторов, которые требуют обязательных периодических профосмотров. В этом же документе указана периодичность проведения медицинских осмотров работников предприятия. Сотрудники возрастом до 21 года, работающие на работах с вредными и опасными факторами должны проходить медосмотр ежегодно.
Скачать совместный приказ Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н в формате docx Составьте список работников подлежащих прохождению медосмотра. В списке укажите:
Список контингентов с 1 апреля не составляется. В Роспотребнадзор не позднее 10 рабочих дней напрявляют списки работников организации, если они перечислены в в приказе Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402:
На базе списка работников, подлежащих прохождению медосмотра, составляют поименный перечень фамилий конкретных работников, которым необходимо пройти медосмотр в этом году. В списке указываются:
Офисных сотрудников снова отправляют на медосмотры, но не всех, а только тех, на которых на которых воздействует электромагнитное поле широкополосного спектра частот 5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц. Специалисты Минтруда разъяснили — если на работников воздействуют вредные и опасные факторы с превышением предельно допустимых концентраций и уровней, на медосмотр нужно направлять только сотрудников, подкласс условий труда которых 3.1 и выше, а также тех, кто выполняет работы, которые есть в разделе 6 Перечня. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 марта 2021 г. N 15-2/ООГ-654 Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 марта 2021 г. N 28-4/3016355-2108 Это значит, что если офисные сотрудники не выполняют вид работы из перечня, и условия их труда оптимальные и допустимые, направлять их на медосмотр не нужно. Действующее трудовое законодательство защищает права работников на безопасность и сохранение их здоровья при выполнении должностных обязанностей. Основным инструментом достижения этой цели становится организация регулярного контроля их состояния, если характер их работы представляет потенциальную угрозу для здоровья. Обязанность по организации такой работы установлена требованием о медосмотрах в приказе 302н от 12.04.2011 г. с приложениями и указаниями для работодателей. Приказ № 302н предусматривает два основных типа осмотров, выполняемых для минимизации риска негативного воздействия производственных факторов на персонал:
Сейчас приказ Минздрава 302н о медосмотрах применяется в двух случаях: если сотрудник подвергается воздействию вредных и опасных факторов, перечисленных в приложении № 1 к этому приказу, или он работает на одной из должностных позиций, указанных в приложении № 2. Во всех случаях проведение необходимых диагностических процедур осуществляется за счет работодателя. Частота проведения периодического обследования в ходе дальнейшей работы определяется характером обязанностей сотрудника и вредоносных факторов, которые воздействуют на него. Вне зависимости от установленной частоты сотрудники, не достигшие возраста 21 года, должны проходить осмотры ежегодно, — уточняет пункт 17 порядка, утвержденного приказом № 302н. Проведение таких обследований осуществляется группами: для этого работодатель составляет поименный список, в котором указываются вредные и опасные факторы, воздействующие на сотрудников. Информация о включении в такой список в 10-дневный срок направляется в территориальный орган Роспотребнадзора. Не позже чем за два месяца до планируемой даты обследования такие списки направляются в медицинскую организацию, где оно будет проходить. На этом основании она составляет календарный план выполнения необходимых процедур. Сейчас по приказу Минздрава 302н направление на медосмотр по профессиям предполагает следующие исследования:
В этой ситуации заключение по результатам выполненного обследования составляется в пяти экземплярах, в отличие от предварительного медосмотра. Здесь изменение заключается в том, что дополнительный пятый экземпляр с письменного согласия сотрудника направляется в Фонд социального страхования. Если по итогам периодического обследования у сотрудника были выявлены противопоказания к дальнейшей работе на этой должностной позиции, его направляют на экспертизу профессиональной пригодности в уполномоченную организацию. Пункт 40 порядка, утвержденного приказом № 302н: «В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией». Сейчас приказ 302н с изменениями от 07.01.2020 является основным нормативным документом, который регулирует порядок проведения обязательных обследований для работников предприятий. Этот приказ состоит из трех основных разделов:
Скачать приложение 1 и 2 к приказу 302н о медосмотрах с изменениями 2021 года Этот правовой акт вступил в силу с 1 января 2012 года, то есть почти 10 лет назад. Ясно, что за это время ситуация в экономике и здравоохранении претерпела значительные изменения, что обусловило необходимость пересмотра положений этого документа. Справедливости ради следует отметить, что вопрос изменения нормативной базы коснулся не только порядка проведения осмотра персонала компаний, но и других сфер деятельности. Дело в том, что сейчас Правительство реализует проект так называемой регуляторной гильотины – масштабной ревизии действующих правовых документов. По результатам значительную их часть упразднят как содержащую избыточные, дублирующиеся или устаревшие требования. Пока приказ 302н по медосмотрам с изменениями на 2021 год продолжает действовать. Но Министерство здравоохранения РФ в течение нескольких месяцев разрабатывало и в конце января представило доработанный текст нового нормативного акта, который предполагает не только внесение серьезных изменений в порядок проведения медицинских осмотров, но и пересмотр самой структуры документа. Теперь решение принято окончательно: 29 января 2021 года Минюст зарегистрирован Приказ Минздрава № 29н от 28.01.2021 года. Это значит, что приказ Минздрава 302н по профосмотрам с изменениями на 2021 год отменен с 1 апреля 2021 года. Вместо трех приложений остается всего два: порядок организации медосмотров и объединенный перечень противопоказаний к выполнению конкретных видов работ. Эксперты указывают, что наиболее важными изменениями, зафиксированными в тексте проекта, можно считать следующие. Уже в ближайшем будущем работники станут проходить медосмотр по новым правилам, содержащимся в приказе №29н. Новый нормативный документ, регулирующий правила медицинских осмотров работников, имеет ограниченный срок действия: его окончание запланировано на 1 апреля 2027 года. Основными изменениями, внесенными в порядок проведения обследований по сравнению с прежним, стали:
Для работников, которые трудятся во вредных условиях или на опасных позициях, прохождение медосмотра является обязательным – обязанность проводить профосмотр по приказу 302н перенесли и в новый документ. Положения статьи 5.27.1 КоАП РФ в этом отношении не претерпят изменений: они предусматривают серьезные санкции для нарушителей этого требования:
Все медосмотры оплачивает работодатель. Заставлять работников разбираться самим и вычитать расходы из зарплаты ему запрещено. Работодатель платит, даже если сотрудник не прошёл испытательный срок, уволился через две недели или обнаружил болезнь, которая препятствует трудоустройству. Единственное исключение — работник прошел специалистов по своей инициативе. Ну, вдруг решил проверить своё здоровье за счёт компании. В этом случае компенсировать расходы не нужно. Диспансеризация и медосмотр — это разные услуги с разными целями. Во-первых, медосмотр обязателен, а диспансеризация добровольна. Она связана только с желанием человека узнать, здоров ли он, но не с работой. Во-вторых, по результатам медосмотра врач-профпатолог делает вывод о профпригодности. В заключении по результатам диспансеризации об этом ничего не сказано. Если работник идет на диспансеризацию, работодатель обязан освободить его от работы на 1 день с сохранением среднего заработка. Но вместо медосмотра отправлять на диспансеризацию нельзя. Если работник не прошел медосмотр и приступил к работе, то на работодателя наложат штраф по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП. 15 000-25 000 рублей на должностное лицо, 15 000-25 000 рублей на ИП, 110 000-130 000 рублей на организацию. Помните, что:
Ответы на вопросыПеречень контингентов и поименный перечень лиц, направляемых на медосмотры в новом документе заменены на:
Оба списка абсолютно одинаковы, за исключением названия документа, и включают в себя следующую информацию:
По новому Приказу №29н вредные факторы в списках лиц проставляются в любом случае и не зависят от наличия и результатов СОУТ. Важно внимательно изучить новое Приложение к Приказу с перечнем факторов, так как многие факторы переработаны, изменены и добавлены. Также нововведением стал тот факт, что теперь работодателям, у которых нет декретированного контингента, требующих наличия личных медицинских книжек, список лиц в Роспотребнадзор можно не подавать вовсе. Во-первых, направление на медосмотр теперь может выдаваться в электронном виде и должно заноситься в электронный журнал выдачи направлений. Если нет технической возможности выпускать и передавать электронные заключения (нет ЭЦП у вас или у сотрудника, или не организован защищенный канал связи), допускается применение бумажных направлений. А вот журнал выдачи направлений в электронном виде вести придется точно. Во-вторых, в направлении теперь в обязательном порядке необходимо указывать номер страхового полиса ОМС или ДМС направляемого на медосмотр сотрудника. Поэтому, если у вас в штате имеются иностранные сотрудники, они должны будут иметь хотя бы минимальный полис ДМС. Когда соискатель или сотрудник приходит на медосмотр, медицинская организация вправе войти в систему ЕМИАС для получения данных из медицинской карты. Это необходимо для того, чтобы такой сотрудник не смог скрыть информацию о своем здоровье. Высокое давление или пульс сотрудника может быть просто реакцией на белый халат, а может быть следствием давней гипертонической болезни, с которой сотрудник наблюдается в районной поликлинике. Поэтому врачам с такой возможностью будет проще отследить проблемы со здоровьем, инвалидность и скрытые заболевания пришедшего на медосмотр. Конечно, такой доступ на данный момент есть не у всех медучреждений, но закон уже активно смотрит вперед в направлении всеобщей цифровизации. С одной стороны, понятие мобильной медицинской бригады в новом Приказе №29н узаконено. И, казалось бы, теперь проведение выездных медицинских осмотров теперь разрешено. Но есть там одна формулировка, которую нельзя оставить без внимания: «Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов в медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования». Это значит, что ПЕРЕД таким выездным медосмотром, например, на территории работодателя, сотрудник должен сдать все анализы и пройти необходимые диагностические исследования в медицинской организации, что в принципе сложно достижимо и проверяемо, поэтому выездным медосмотрам БЫТЬ! Например, пришла проверка, инспектор задает вопрос: Где ваши работники сдавали анализы? Какие исследования делались выездной бригадой, а какие – в клинике? Соответственно, работодателю нужно заранее планомерно проводить надлежащее информирование работников о том, чтобы своевременно сотрудники предоставляли результаты анализов, которые были получены по месту прикрепления к медучреждению в рамках ОМС, либо результаты анализов сданных в той организации, с которой на медосмотры заключен договор у работодателя. Согласно новому Приказу №29н, медицинские организации при проведении как предварительного, так и периодического медосмотра, должны учитывать результаты ранее проведенных медосмотров, данные диспансеризации или иных осмотров (проведенные не позднее 1 года), подтвержденных медицинскими документами в установленном порядке либо путем электронного обмена между медицинскими организациями. Поэтому работодатель перед грядущим периодическим медосмотром теперь может вежливо попросить своих сотрудников обратиться в поликлинику по месту жительства или регистрации для прохождения диспансеризации. Ее результаты нужно приложить к направлению на медосмотр. Эти результаты должны принять в медицинской организации, с которой заключен договор на проведение медосмотров, и не учитывать их в стоимости медосмотров. Точно по такой же схеме медицинская организация должна принять результаты прошлого медосмотра (например, с предыдущего места работы) или в случае, если направляемый сотрудник недавно лежал в стационаре и проходил часть обследований (ЭКГ, общий анализ крови, мочи и т.д.). Конечно, если при осмотре терапевта выявлены симптомы какого-либо заболевания, медучреждение имеет право отправить на повторное проведение обследования такого сотрудника. Например, если у обследуемого в течение прошлого года была проведена ЭКГ и все показатели в норме, но пульс выше нормы – в таком случае врач имеет право отправить на повторное ЭКГ такого сотрудника. Да, не все медицинские организации заинтересованы принимать заключения от сторонних/конкурирующих медучреждений. Но, согласно Приказу № 29н, обязаны! Если у вас заключен договор с медорганизацией на 2021 год согласно Приказу № 302н, и работники начали проходить его по графику, после 1 апреля перезаключать договор не нужно! Достаточно заключить доп.соглашение, зафиксировать цены на дополнительные исследования – на осмотр невролога и УЗИ малого таза. В идеале переработать спецификацию услуг по позициям, чтобы не платить за те исследования, которые сотрудник предоставит из сторонней медицинской организации. Согласно новому Приказу №29н, теперь работодатель имеет право отправить на внеочередной медосмотр при наличии рекомендаций по итогам медицинских осмотров или после нетрудоспособности работника. Бывали ситуации, когда после прохождения медосмотра, сотрудник уходил на длительный больничный с нехорошим диагнозом. И по выходу с больничного у работодателя были сомнения о возможности выполнения им обязанностей на рабочем месте с вредными и опасными факторами, но официально такого сотрудника нельзя было отправить на внеочередной медосмотр. А теперь можно. Это в разы снизит трудовые споры с сотрудником, в случае его отстранения от работы с последующим увольнением в связи с профнепригодностью после внеочередного медицинского осмотра. Организация медицинских осмотров работников 2021
Обязанность руководителя предприятия организовать проведение обязательных медицинских осмотров (освидетельствований, диспансеризации, или профосмотра, как часто называют это мероприятие) предусмотрена ТК РФ, в частности, ст. 212. Медосмотры бывают как предварительными, то есть при приеме на работу, так и периодическими. Основными нормативными документами, наряду с ТК РФ, регламентирующими медосмотры, являются:
Совместным приказом Минтруда и Минздрава утвержден перечень работ или вредных факторов, при наличии которых на предприятии обязательно проводить медосмотры сотрудников. В отдельном приказе Минздрава установлено, как часто надо проходить медосмотр на работе, каких специалистов посещать, какие исследования проходить. Цели обязательных диспансеризаций установлены в ст. 213 ТК РФ, в соответствии с которой:
Следует учитывать, что медосмотры сотрудников оплачиваются из собственных средств работодателя в соответствии со ст. 212 ТК РФ. Законодательством не регламентировано, каким образом и в рамках каких договоров работодатель обязан их оплачивать. Оплата разрешена и за счет средств по договору добровольного медицинского страхования, заключенного в пользу работников. На время прохождения сотрудником обязательного профосмотра за ним сохраняется средней заработок в соответствии со ст. 185 ТК РФ. Итак, если ваша организация обязана организовывать периодический осмотр работников предприятия, вам необходимо:
Приказом от 31.12.2020 № 988н/1420н утверждается два перечня, а именно:
Именно приказом № 988н/1420н полностью отменяется действующий приказ 302н со всеми изменяющими его документами и с 1 апреля 2021 года будет применяться только новый приказ 29н. Причём срок его действия ограничен в соответствии с существующим порядком шесть годами — до 1 апреля 2027 года. Обращаем внимание, что трактовка некоторых видов работ и указания условий, при которых ВОПФ вносится в списки, в ряде случаев изменены, но не стоит переживать, поскольку это тот редкий случай, когда всё стало проще и понятнее! Ниже мы выбрали несколько таких вариантов:
Приказ от 28.01.2021 № 29н является основным, поскольку содержит не только те же самые перечни, утверждённые приказом № 988н/1420н (документ № 1), но и сам порядок проведения предварительных (при поступлении) и периодических (в процессе трудовой деятельности) медицинских осмотров. Честно говоря не совсем понятно, зачем вообще надо было издавать два практически идентичных документа?! Может лыжи не едут… Приказ № 29н также вступает в законную силу с 1 апреля 2021 года и действует до 1 апреля 2027 года. Внимание! Те, у кого сроки периодического медосмотра работников истекают в апреле 2021 года, могут попасть в тупиковую ситуацию! Согласно п. 24 Приказа 29н (новый Порядок МО) поимённые списки должны быть составлены, утверждены работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра должны быть направлены работодателем в указанную медицинскую организацию, если иной срок не установлен договором между РАБОТНИКОМ и работодателем. Мы полагаем, что разработчики ошиблись и тут имеется ввиду договор между работодателем и медицинской организацией! Вот именно эта ошибка и формирует тупиковую ситуацию. Приказ Миздрава от 28.01.2021 № 29н вступает в силу 1 апреля и с этой же даты отменяется приказ № 302н (отмена предусмотрена совместным приказом Минтруда и Минздрава от 31.12.2020 № 988н/). То есть самая ранняя дата, когда вы вправе утвердить переработанные списки — 1 апреля 2021 года. А в медицинскую организацию его надо направить за 2 месяца до даты проведения медицинского осмотра, то есть медосмотр ранее 1 июня вы провести не сможете — это будет нарушением Порядка. Разработать и утвердить списки по новому порядку ранее 1 апреля тоже нельзя. Приказ ещё не вступит в силу. То есть, если срок периодического медосмотра истекает в апреле, то до июня вы его провести не сможете. По закону, всех, кто медосмотр не прошёл по истечении сроков, нужно отстранить от работы и это будет простой, причём оплачиваемый. Но если Порядок давал бы возможность регулировать это срок договором, уменьшить его до 1 месяца, например, то все бы встало на свои места! По ходу сравнительного анализа мы дадим пошаговый алгоритм действий, примеры заполнения форм документов по новым требованиям и вы сможете сразу скачать их электронные версии.
Теперь разберём подробнее каждый из шагов. Самая воодушевляющая новость — никаких существенных изменений не произошло, и все виды медосмотров проводятся всё в той же последовательности: Создаём списки на медосмотр > Согласуем график с медицинской организацией (с которой у нас заключен договор) > Выдаём направление > Получаем результат > Фиксируем и принимаем решение о допуске до работы Как правило, все сопровождающие эту процедуру документы уже есть в документообороте предприятия. Их придётся проверить на соответствие новым требованиям. Обязанности по организации, как и ранее, возлагаются на работодателя (ст.212.213 ТК РФ). Сохраняются виды медосмотров, а также их цели и принцип определения сроков проведения с некоторыми изменениями. И они вас точно порадуют! Важно! Периодический медицинский осмотр может быть проведён мобильными бригадами врачей-специалистов, но диагностические обследования в этом случае работник всё равно должен будет пройти в медицинской организации. На этом этапе также предоставлена возможность обмена документами в электронной форме. Порядок действий в случае выявления признаков профзаболеваний или наличия противопоказаний также остались неизменными, как и сроки хранения документов. Вопросы и ответы об организации и прохождении медицинского осмотра (приказ №29н)Законодательно установленной формы распоряжения не существует, поэтому оно составляется в произвольной форме. Типовой образец приказа о прохождении медосмотра на предприятии:
Распоряжение подписывается руководителем предприятия. После этого с ним следует под подпись ознакомить сотрудников, направляемых на проверку. Похожие записи: |