Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расследование аварий и инцидентов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
- Создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (создаются на основании Федерального закона «О гражданской обороне» и Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержденного Приказом МЧС от 23.12.2005 №999) или заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами/формированиями (их деятельность регламентируется Федеральным законом от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
- Проводить обучение работников ОПО действиям в случае аварии или инцидента.
- Иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством.
- Создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать их в рабочем состоянии.
- Страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО.
Организация, планирующая эксплуатировать опасный производственный объект должна произвести оценку готовности к эксплуатации и возможности проведения действий по локализации и ликвидации последствий аварии. Порядок проведения данной процедуры установлен Методическими указаниями по проведению анализа риска опасных производственных объектов утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 №30.
Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Положение о расследования причин аварий и инцидентов
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 17.06.2019 N 186)
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321) приказываю:
Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30 (ч. I), ст. 4058.
1. Утвердить прилагаемое Положение о расследовании аварий или инцидентов на море.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 14 мая 2009 г. N 75 «Об утверждении Положения о порядке расследования аварийных случаев с судами» (зарегистрирован Минюстом России 4 сентября 2009 г., регистрационный N 14718).
Министр
М.Ю.СОКОЛОВ
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 8 октября 2013 г. N 308
1. Положение о порядке расследования аварий или инцидентов на море (далее — Положение) разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (далее — КТМ);
Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29, (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29 ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. I), ст. 4590, ст. 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. I), ст. 4058.
Международной конвенцией о грузовой марке 1966 года ;
Заключительный акт Конференции, Международная конвенция о грузовой марке 1966 года, подписанная в Лондоне 5 апреля 1966 г., и Рекомендации Конференции. — М.: Международная конференция о грузовой марке, 1968. с. 4 — 143. Конвенция вступила в силу 21 июля 1968 г. СССР подписал Конвенцию 4 июля 1966 г. с заявлением. Конвенция вступила в силу для СССР 22 июля 1968 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769).
Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней ;
Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с. 127).
Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (далее — СОЛАС-74);
Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 «О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1979, ноябрь, с. 4).
Постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. N 319 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1978, апрель, с. 5).
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2768).
Поправками в главу XI-1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (Резолюция MSC.257(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации);
Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5493, N 51, ст. 5720.
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву вступила в силу в Российской Федерации с 11 апреля 1997 г. (Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1013).
Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации А.987(24) «О Руководстве по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии»;
Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
9. Органом расследования аварийных случаев является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее — Ространснадзор).
Для расследования аварии Ространснадзор создает комиссию, в состав которой включаются представители организации/организаций, уполномоченной/уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, представители капитана морского порта, расположенного вблизи места аварийного случая, и/или представители капитана морского порта регистрации судна/судов, с которым/которыми произошел аварийный случай.
10. Для проведения экспертизы или анализов к работе комиссии по согласованию привлекаются представители научных организаций и/или эксперты, имеющие соответствующую квалификацию.
При расследовании очень серьезной аварии в состав указанной комиссии по согласованию включаются представители Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта.
При расследовании очень серьезной аварии с судном рыбопромыслового флота в состав комиссии по согласованию включается представитель Федерального агентства по рыболовству (далее — Росрыболовство).
11. Ространснадзор во время проведения расследования аварийного случая:
беспрепятственно посещает суда, береговые организации, проводит опрос очевидцев, запрашивает любую информацию, имеющую отношение к аварийному случаю, привлекает в ходе расследования соответствующих специалистов для проведения анализов и экспертиз;
на основе установленных фактов определяет причины аварийного случая, разрабатывает рекомендации по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем.
12. Капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае:
Государственному морскому спасательно-координационному центру (далее — ГМСКЦ) или морскому спасательно-координационному центру (далее — МСКЦ), морскому спасательному подцентру (далее — МСПЦ) при нахождении судна в поисково-спасательном районе Российской Федерации;
судовладельцу;
в Ространснадзор;
капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации;
в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота;
Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна в акватории Северного морского пути. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 17.06.2019 N 186)
Если аварийный случай произошел в территориальном море или во внутренних морских водах иностранного государства, капитан судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, также обязан сообщить о произошедшем в ближайший иностранный МСКЦ/МСПЦ при нахождении судна в поисково-спасательном районе иностранного государства и продублировать сообщение в адрес ближайшего российского МСКЦ/МСПЦ, в Ространснадзор, в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота и в ближайшее консульское учреждение Российской Федерации.
13. ГМСКЦ, МСКЦ или МСПЦ незамедлительно направляет в Ространснадзор имеющуюся информацию о каждом аварийном случае, произошедшем в поисково-спасательных районах Российской Федерации.
14. При повреждении средств навигационного оборудования (далее — СНО) в результате аварийного случая капитан судна обязан незамедлительно сообщить о таком повреждении:
судовладельцу;
в Ространснадзор;
капитану морского порта Российской Федерации, на территории или в акватории которого находится СНО;
в Росрыболовство при аварийном случае с судном рыбопромыслового флота;
Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и администрации Северного морского пути при аварийном случае, произошедшем при плавании судна в акватории Северного морского пути. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 17.06.2019 N 186)
15. В сообщении об аварийном случае содержится следующая информация:
тип, название и идентификационный номер Международной морской организации (далее — номер ИМО) судна;
фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна;
судовладелец и его номер ИМО (при его наличии), адрес, телефон, факс;
морской порт (место) регистрации судна;
дата и время аварийного случая;
место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);
географические координаты места аварийного случая;
географические координаты местонахождения судна, дата и время составления сообщения об аварийном случае;
краткое описание аварийного случая;
число получивших тяжкие телесные повреждения и/или погибших людей;
идентификационные данные любого другого вовлеченного в аварийный случай судна;
дата и время составления сообщения об аварийном случае.
16. Ространснадзор в течение двух рабочих дней с даты получения сообщения об аварийном случае в соответствии с главой III настоящего Положения регистрирует аварийный случай и начинает его расследование.
17. В течение 10 рабочих дней с даты получения сообщения об аварийном случае в соответствии с главой III настоящего Положения судовладелец судна, с которым произошел аварийный случай (далее — судовладелец), или представитель судовладельца направляет в Ространснадзор следующие из имеющихся в наличии материалы и документы:
акт об аварийном случае;
выписки из журналов, ведущихся на судне, относящиеся к аварийному случаю;
копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, в котором произошел аварийный случай;
данные судового прибора регистрации данных о рейсе (ПРД) или судового упрощенного прибора регистрации данных о рейсе (У-ПРД);
планы, схемы маневрирования, столкновения;
заверенные судовой печатью копии актов организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный случай;
заверенные судовой печатью копии судовых документов, за исключением журналов, ведущихся на судне;
заверенную судовой печатью копию таблицы маневренных элементов;
схематический чертеж аварийного случая;
чертежи повреждений;
протоколы опроса очевидцев (далее — протоколы опроса) капитаном судна, и/или старшим помощником капитана, и/или судовладельцем, и/или представителем судовладельца;
радиограммы, телексы, относящиеся к аварийному случаю;
акты осмотров судна;
планшеты глубин;
схемы заводки буксирных тросов;
результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;
фотографии на бумажном или электронном носителе (файлы в формате jpg или pdf), относящиеся к аварийному случаю, в том числе фотографии с экранов навигационных приборов с данными на момент аварийного случая;
подробную информацию о судне, с которым произошел аварийный случай, включающую в себя: наибольшие размерения судна с точностью до 0,1 метра, вместимость судна (валовую/чистую), тип и мощность судовой энергетической установки, скорость полного хода в узлах (маневренного/морского), число и конструкцию гребных винтов, конструкцию руля, сведения об электрорадионавигационных приборах, мощность судовой радиостанции/других средств связи и радиус их действия, число и производительность водоотливных средств, сведения о противопожарных средствах, категорию ледовых усилений судна, сроки действия судовых документов; род; количество груза (в метрических тоннах) и его размещение в грузовых помещениях судна, численность экипажа, количество пассажиров, осадку судна носом, кормой и среднюю (с точностью до 0,1 метра) на момент аварийного случая.
В акте об аварийном случае указываются:
фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, составивших акт;
информация о судне, с которым произошел аварийный случай (название, флаг, номер ИМО судна, порт (место) регистрации и номер регистрации), место и год постройки;
информация о судовладельце с указанием его адреса и номера ИМО (при наличии);
вид (посадка на мель, столкновение, опрокидывание судна, затопление судна, разрушение/повреждение конструкций и/или механизмов судна, загрязнение окружающей среды, гибель человека, тяжкий вред, причиненный здоровью человека), место аварийного случая с указанием его географических координат, дата и время аварийного случая;
подробное описание повреждений судна (при наличии);
причины аварийного случая;
информация о пострадавших людях (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство) с указанием количества детей в возрасте до 16 лет (при наличии);
перечень утраченного и/или поврежденного имущества (при наличии);
в случае инцидента — причины инцидента, выводы и предложения капитана судна по предупреждению подобных инцидентов в будущем.
В протоколах опросов указываются:
дата и время опроса;
фамилия, имя и отчество (при наличии) опрашиваемого;
число, месяц и год рождения опрашиваемого;
должность, занимаемая на судне (для члена экипажа судна, вовлеченного в аварийный случай);
стаж работы опрашиваемого, в том числе всего на морском транспорте и в последней должности на судне, с которым произошел аварийный случай;
32. Аварийный случай, произошедший с иностранным судном в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, подлежит расследованию Ространснадзором в соответствии с настоящим Положением и Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
33. Ространснадзор обязан незамедлительно сообщить об аварийном случае с иностранным судном, произошедшем в пределах территориального моря или внутренних морских вод Российской Федерации, морской администрации государства флага иностранного судна.
34. Если аварийный случай с иностранным судном произошел за пределами территориального моря Российской Федерации, Ространснадзор расследует такой аварийный случай только по просьбе капитана иностранного судна, судовладельца или морской администрации государства, под флагом которого плавает данное судно.
35. Представитель иностранного судна (морская администрация государства флага), с которым произошел аварийный случай, может принимать участие в расследовании с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
36. Задержание причастного к аварийному случаю иностранного судна производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации).
37. Судовладелец иностранного судна или морская администрация государства флага иностранного судна, с которым произошел аварийный случай, может в двухмесячный срок со дня получения заключения обжаловать его в Ространснадзор.
38. Ространснадзор ведет статистический учет аварийных случаев, за исключением инцидентов.
39. Аварийные случаи, произошедшие с иностранными судами, к статистическому учету не принимаются.
40. Ространснадзор учитывает расследованные Ространснадзором аварийные случаи в журнале учета аварийных случаев на море с судами.
В журнал учета аварийных случаев на море с судами подлежат включению следующие сведения:
номер аварийного дела;
информация об отнесении аварийного случая к инциденту, аварии или очень серьезной аварии в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения;
тип и название судна, с которым произошел аварийный случай;
номер ИМО судна, с которым произошел аварийный случай;
информация о судовладельце судна, с которым произошел аварийный случай, — номер ИМО (при наличии), адрес, телефон, факс;
фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна, с которым произошел аварийный случай;
тип и название другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай;
номер ИМО другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай;
информация о судовладельце (судовладельцах) другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай, — номер ИМО (при наличии), адрес, телефон, факс;
фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана(ов) другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай;
дата и время аварийного случая;
место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море);
географические координаты места аварийного случая;
вид аварийного случая (посадка на мель, столкновение, опрокидывание судна, затопление судна, разрушение/повреждение конструкций и/или механизмов судна, загрязнение окружающей среды, гибель человека, тяжкий вред, причиненный здоровью человека);
причина аварийного случая;
последствия аварийного случая;
информация о лице, проводившем расследование аварийного случая;
даты начала и окончания расследования;
сведения о продлении срока расследования;
информация о мероприятиях по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем;
другие относящиеся к аварийному случаю сведения.
Журнал учета аварийных случаев на море с судами ведется на бумажных носителях или в электронной форме. Журнал, оформленный на бумажном носителе, должен иметь пронумерованные страницы, а также даты начала и окончания ведения журнала (число, месяц, год).
Документы о расследованных аварийных случаях подлежат хранению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. Ространснадзор разрабатывает рекомендации по предупреждению аварийных случаев и доводит их до сведения судовладельцев, капитанов морских портов и других заинтересованных органов и организаций, направляет в Министерство транспорта Российской Федерации копии заключений по расследованиям очень серьезных аварий на море на русском и английском языках для обобщения и последующего направления в Международную морскую организацию.
42. Росрыболовство учитывает аварийные случаи, произошедшие с судами рыбопромыслового флота, расследованные Ространснадзором, обобщает причины аварийных случаев, разрабатывает рекомендации по предупреждению аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота и доводит их до сведения судовладельцев и экипажей судов рыбопромыслового флота, капитанов морских портов, других заинтересованных органов и организаций.
Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
— Быстрый и полный ответ на вопрос клиента
— Четкие сроки выдачи документа
— Приемлемые цены
Отправить заявку