Выслуга лет учителям в 2021 году оплата труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выслуга лет учителям в 2021 году оплата труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для россиян, осуществляющих педагогическую деятельность в детских образовательных организациях (педагогов, учителей, воспитателей, методистов и т.п.), пенсионным законодательством РФ предусмотрена возможность оформить льготную пенсию по выслуге лет. Право на досрочное оформление такой пенсии предоставляется при наличии определенного количества лет стажа профессиональной (педагогической) деятельности, рассчитываемого в определенном порядке, и независимо от общего страхового стажа и возраста.

Как изменится заработная плата учителей и воспитателей в 2021 году?

Пенсионная реформа для учителей будет заключаться в введении периода отсрочки для оформления положенной им льготной пенсии по выслуге лет. Согласно принятому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. возможность стать пенсионером педагогическим работникам будет отложена на 5 лет после выработки льготного стажа.

Такие изменения будут производить постепенно, с поэтапным увеличением предусмотренной отсрочки:

  • Ежегодно этот норматив будет увеличиваться на 1 год, пока в 2023 г. не закрепится окончательная величина (5 лет).
  • В 2019 и 2020 годах будут действовать льготные условия по выходу на пенсию — предусмотрено оформление выплат на полгода раньше предусмотренных сроков. Это значит, что для выработавших стаж в 2020 году получение пенсии будет отложено только на полтора года вместо двух.

Определить, в каком году учителям и педагогам можно будет оформить досрочную пенсию в зависимости от года приобретения специального педагогического стажа, можно по таблице, представленной ниже:

Для того, чтобы период работы был включен в педагогический стаж, занимаемая в это время должность должна совпадать с наименованием, предусмотренным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г.

Определить место работы и наименование занимаемой должности, период работы на которых будет включен в льготный стаж, можно по таблице ниже:

Наименование организации Наименование должности
Общеобразовательные учреждения (школа, гимназия, училище и т.п.) 1. Директор (заведующий, начальник).

2. Зам. директора (заведующего, начальника).

3. Зав. учебной частью.

4. Старший преподаватель.

5. Преподаватель.

Что изменится в работе педагогов в 2021 году?

Размер финансирования школ в разных регионах РФ сильно отличается, поэтому мы можем наблюдать, что уровень зарплат учителей отличается по субъектам.

Так, больше чем в других регионах получают московские педагоги. В среднем, размер их заработной платы составляет около 51,6 тыс. рублей. В Екатеринбурге средняя зарплата педагога равна 29,8 тыс. рублей. В Казани это — 29-30 тыс. рублей, в Перми зарабатывают чуть меньше — 27,5 тыс., в Омске наблюдаем понижение — 26,9 тыс. рублей. Иркутские учителя в среднем получают 26,5 тыс. рублей, в Красноярске — 26,5 тыс., в Краснодаре на руки выдают порядка 25,9 тыс. рублей. Хуже всего обстоят дела у учителей Воронежа, которым платят порядка 21,7 тыс. рублей, затем Новосибирска —21,1 тыс. и на третьем месте Волгоград с зарплатой — 20,6 тыс. рублей.

Ввиду вышеперечисленных проблем вопрос с увеличением размера заработной платы учителей в 2021 в России как никогда актуален.

Список профессий педагогических работников: воспитатель, учитель, воспитатель детского сада (дошкольный воспитатель), преподаватель, дефектолог, коррекционный педагог, логопед, мастер производственного обучения (мастер ПО), методист — педагог, нейропсихолог, олигофренопедагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, психолог, социальный педагог, сурдопедагог, тифлопедагог, тьютор, учитель начальных классов, фонопедагог, педагог-библиотекарь.

Список должностей учебно-вспомогательного персонала: секретарь учебной части, старший дежурный по режиму, дежурный по режиму, диспетчер образовательного учреждения, лаборант, вожатый, младший воспитатель, помощник воспитателя.

11 декабря вышел приказ №713 Минпросвещения России, по которому педагогическим работникам продлевается действие квалификационных категорий до 31 декабря 2021 года. Однако, опасаясь введения новых правил аттестации с 1 сентября 2021 года, большинство педагогов стараются аттестоваться до этой даты.

Будут ли наконец введены изменения? Что об этом думают коллеги и кому лучше пройти аттестацию сейчас? Разбирали в новой статье.

В соответствии с пунктом 2(1) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 33, ст. 3852; 2017, № 47, ст. 6985), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее — Примерное положение).

2. Рекомендовать федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям сферы образования, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа Министерством юстиции Российской Федерации системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.

3. Признать не подлежащим применению приказ Федерального агентства научных организаций от 21 апреля 2015 г. № 10н «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы образования, подведомственных Федеральному агентству научных организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный № 37218).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр В.Н. Фальков

Льготы и выплаты учителям: какие преференции имеют педагоги в 2021 году

12. Системы оплаты труда работников учреждения устанавливаются с учетом:

единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций;

продолжительности рабочего времени педагогических работников (норм часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю, в год);

государственных гарантий по оплате труда;

особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 822 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2008 г., регистрационный № 11081), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 738н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный № 13145), от 17 сентября 2010 г. № 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный № 18714) и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. № 103н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2014 г., регистрационный № 32284) (далее — Перечень видов выплат компенсационного характера);

перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 818 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2008 г., регистрационный № 11080), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 739н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2009 г., регистрационный № 13146) и от 17 сентября 2010 г. № 810н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный № 18714) (далее — Перечень видов выплат стимулирующего характера);

Положения;

единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878);

отраслевого соглашения;

мнения представительного органа работников;

систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, рекомендуемые штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы).

13. Размеры окладов работников, размеры ставок заработной платы, установленные за норму часов педагогической работы в неделю (в год), представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Размеры окладов, ставок заработной платы работников учреждений устанавливаются на основе отнесения их профессий (должностей) к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ).

Нормы часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников определяются в соответствии с приложением 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204) с изменениями, внесенными приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 755 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2016 г., регистрационный № 42884) и Министерства просвещения Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 234 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2019 г., регистрационный № 54675).

В случае если профессии (должности) работников, включенные в ПКГ, не структурированы по квалификационным уровням, то размеры окладов, ставок заработной платы устанавливаются по ПКГ.

Минимальные размеры окладов, ставок заработной платы по ПКГ (уровням) приведены в приложении к Положению.

14. Оклады, ставки заработной платы пересматриваются учреждением в случае, если они установлены в меньшем размере, чем Положением. Принятие Положения не является основанием для снижения окладов, если они установлены в большем размере.

15. Оклады заместителей руководителей (начальников) структурных подразделений учреждения, за исключением окладов заместителей главного бухгалтера, рекомендуется устанавливать на 10-20 % ниже окладов руководителей (начальников) соответствующих структурных подразделений.

31. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

32. Финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется за счет финансового обеспечения.

33. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в учреждениях самостоятельно в пределах фонда оплаты труда.

34. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Положением, коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, и конкретизируются в трудовом договоре работника.

Максимальным размером выплаты стимулирующего характера не ограничены.

35. Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с целью мотивации работников учреждений к повышению уровня квалификации. Рекомендуется применять повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, почетного звания с наименованием «заслуженный», ученого звания и ученой степени к окладу, а для педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, — к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема учебной (преподавательской, педагогической) работы.

Повышающие коэффициенты к окладу за квалификационную категорию, почетное звание, ученое звание и ученую степень суммируются по каждому из оснований.

36. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении формализованных показателей и критериев оценки эффективности труда работников.

При этом рекомендуется учитывать:

36.1. Для педагогических работников учреждений:

реализацию программ по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольных и общеобразовательных организациях, участие в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;

участие педагогического работника в разработке и реализации основной общеобразовательной программы;

работу с детьми из социально неблагополучных семей;

использование в деятельности современных образовательных технологий;

долю направлений подготовки и специальностей высшего образования, образовательные программы по которым реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий;

наличие разработанных и утвержденных основных образовательных программ (рабочих учебных планов) по всем специальностям и направлениям подготовки высшего образования, реализуемым учреждением;

наличие учебно-методических комплексов, в том числе на сайте учреждения;

работу по финансируемой теме научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работы, либо подготовку заявки на научный конкурс, принятой к рассмотрению;

публикационную активность в рецензируемых отечественных и ведущих зарубежных периодических изданиях, в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных;

присуждение ученой степени и (или) ученого звания и (или) почетного звания;

издание учебников, учебных пособий, публикацию монографии либо проведение персональной творческой выставки;

участие в международных, всероссийских, региональных научных мероприятиях (конференциях, научных семинарах (форумах), конгрессах, симпозиумах) с докладом;

наличие подготовленных преподавателем (по дисциплинам кафедры, на факультете) студентов-победителей и призеров всероссийских (международных) олимпиад, конкурсов и соревнований;

руководство научно-исследовательской работой студента, представленной на международный, всероссийский, региональный научный конкурс, либо подготовка студента к выступлению с научным докладом;

публикацию научной статьи в сборнике научных трудов (материалов конференций) в соавторстве со студентом;

наличие и выполнение программы развития учреждения;

организацию, проведение или участие в профориентационных мероприятиях, организованных кафедрой (факультетом, учреждением);

количество долгосрочных (не менее 3 лет) договоров с юридическими и физическими лицами о практической подготовке студентов, обучающихся по очной форме обучения по всем реализуемым учреждением направлениям подготовки, специальностям высшего образования;

количество выпускных квалификационных работ, выполненных студентами очной формы обучения по официальным заявкам работодателей, под руководством педагогического работника;

наличие объектов интеллектуальной собственности, получение охранных документов, патентов на них;

участие в инновационной деятельности учреждения;

долю ставок, занятых научно-педагогическими работниками, имеющими ученую степень кандидата (доктора) наук;

использование новых эффективных технологий в процессе работы;

работу с лицами с ограниченными возможностями здоровья;

применение в работе иностранного языка;

другие показатели и условия.

36.2. Для работников учреждений, осуществляющи�� трудовую деятельность по профессиям рабочих:

особый режим работы (связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения);

выполнение особо важных и срочных работ;

другие показатели и условия.

42. Условия оплаты труда руководителей учреждений определяются трудовым договором, заключаемым в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 16, ст. 1958; 2018, № 47, ст. 7262).

43. Размер оклада руководителя учреждения определяется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, и отражается в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.

44. Оклад президента учреждения определяется решением ученого совета учреждения, либо по представлению руководителя учреждения, в размере до 30% ниже должностного оклада руководителя учреждения и устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в трудовом договоре либо в дополнительном соглашении к трудовому договору с президентом учреждения.

45. Оклады заместителей руководителей и главного бухгалтера учреждения устанавливаются на 10-30% ниже оклада руководителя учреждения приказами по учреждению.

46. Руководителю учреждения устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:

за интенсивность и высокие результаты работы;

премиальные выплаты по итогам работы.

47. Выплата за интенсивность и высокие результаты работы руководителю учреждения осуществляется по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за достижение высоких результатов работы руководителя учреждения с указанием размера такой выплаты.

48. Премиальные выплаты по итогам работы осуществляются руководителю учреждения по решению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности учреждений и их руководителей.

49. Руководителю учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера в соответствии с главой III Положения в зависимости от условий труда.

50. Заместители руководителя учреждения, президент учреждения и главный бухгалтер имеют право на получение выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с главами III и IV настоящего Положения в зависимости от условий труда.

51. Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) не может превышать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера), установленный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. № 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный № 52945).

52. Выплата материальной помощи руководителю учреждения производится на основании подтверждающих документов в следующих случаях:

а) вступление в брак руководителя учреждения (в размере оклада);

б) рождение ребенка у руководителя учреждения (в размере оклада);

в) смерть супруга, супруги, родителей, детей руководителя учреждения (в размере оклада);

г) утрата или повреждение имущества руководителя учреждения в связи с несчастным случаем, стихийным бедствием (в размере оклада);

д) 50-летие, 60-летие руководителя учреждения и далее каждые пять лет (в размере оклада);

е) болезнь руководителя учреждения свыше одного месяца подряд (в размере оклада).

53. В случае смерти руководителя учреждения материальная помощь выплачивается семье умершего (супруге (супругу), родителям, детям) на основании подтверждающих родство документов (в размере оклада).

54. Решение о выплате материальной помощи руководителю учреждения оформляется приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

55. Условия выплаты материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам, ее конкретные размеры устанавливаются локальным актом с учетом мнения представительного органа работников.

56. Решение об оказании материальной помощи президенту учреждения, заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру учреждения и работникам принимается руководителем учреждения после рассмотрения мотивированного письменного заявления работника, заместителя руководителя учреждения или главного бухгалтера учреждения и документов, подтверждающих наличие оснований для получения материальной помощи.

57. Работникам учреждения при наличии средств по фонду оплаты труда могут выплачиваться иные выплаты социального характера (в том числе в связи с выходом на пенсию, к юбилейным датам и праздникам, в связи с получением государственных наград Российской Федерации и ведомственных наград Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).

Льготная пенсия для педагогов в 2021 году: условия, стаж, размер, ответы юриста

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

з) настоящих рекомендаций;

и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.

28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

Льготная пенсия для педагогов по выслуге лет в 2021 году: последние изменения

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.

Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.

Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:

размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;

размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;

уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);

размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);

размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

Каждый год в феврале-марте правительство проводит индексацию зарплат бюджетников, чтобы она обгоняла темпы инфляции. В прошлом году из-за коронавируса индексацию перенесли на октябрь и увеличили зарплаты всего на 3 процента, что было ниже инфляции.

В этом году зарплату проиндексируют на 6,8 процентов, в следующие два года также обещают индексировать выше темпа инфляции. Получается, что педагог получающий МРОТ, то есть 12 792 рублей, будет получать в этом году на 6,8 процентов выше, то есть на 869 рублей больше, 13 661 рубль.

Федеральные власти предоставляют всем работникам образования:

  • —надбавку к заработной плате за категорию, которая присваивается по итогам аттестации педагогического работника (размер надбавки регулируется локальными нормативными актами);
  • —сокращение рабочего времени (до 18 часов);
  • —право на дополнительное образование, связанное с профессиональной деятельностью (минимум один раз в три года);
  • —увеличенный ежегодный отпуск (до 56 дней);
  • —дополнительный неоплачиваемый отпуск до года один раз в десять лет (в случае непрерывного педагогического стажа) с сохранением за ним текущей должности;
  • —компенсацию оплаты за ЖКХ, куда входят расходы на отопление, электроэнергию, как частично, так и в полном объеме, в зависимости от решения региональных властей;
  • —надбавку за классное руководство и дополнительные занятия;
  • —досрочный выход на пенсию при выслуге 25 лет с сохранением положенных выплат;
  • —доплата за вредные условия учителям химии.

При наличии звания «Заслуженный учитель РФ» полагается доплата как к зарплате, так и к пенсии педагога. Получить ее можно:

  • —при обеспечении высокого уровня образования обучающихся;
  • —при применении собственных методик для обучения детей;
  • —при подготовке победителей олимпиад по школьным предметам;
  • —при стаже работы более 20 лет.
  • —Доплата составляет не менее 15% от оклада. Кроме того, учителя с таким статусом при выходе на пенсию могут получить звание «Ветеран труда» и в связи с этим дополнительные льготы и ежемесячные выплаты, размер которых варьируется в зависимости от региона. Например, размер ЕДВ ветеранам труда в Москве – 1000 рублей, а для этой же категории льготников Краснодарского края — 551 рубль, — отметила эксперт.

Льготная пенсия для педагогов с 2021 года: выслуга учителям, досрочные пенсии

Для привлечения молодежи в образовательную сферу государство предоставляет ряд преференций. Выпускники вузов могут получить «подъемные». Для этого нужно;

  • —устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
  • —заключить трудовой контракт не менее чем на три года.

Для педагогов, отработавших 25 лет по профессии, действуют особенные правила начисления пенсионного обеспечения. Они могут досрочно завершить карьеру и написать заявление на ежемесячные выплаты. Но такое право на досрочную пенсию дается не всем.

Чтобы получать пенсию раньше времени, надо:

  1. Иметь больше 25 лет льготного педагогического стажа. Норматив указан в ст. 30 №400-ФЗ. В учет берут только периоды профессиональной деятельности у конкретных специалистов из определенных учреждений. Работа без документов не засчитывается.
  2. Пройти минимальный порог ИПК. Его размер установлен ч.3 ст. 8 №400-ФЗ. Для пенсионеров 2021 года он составляет 21 балл, 2022 года – 23,4 балла, в 2025 году и позднее – 30 баллов.

Пенсия педагогам назначается через фиксированный отрезок времени, регламентированный ФЗ-400.

Как только преподаватель отработает 25 лет, он может подать запрос на льготную пенсию. Порядок оформления и требования к заявителю указаны в ФЗ №350 от 3 октября 2018 года. Согласно документу пенсию по выслуге лет для педагогических работников утверждают с задержкой. Отсрочка зависит от даты выработки:

  • 2021 г. – три года;
  • 2022 г. – четыре года;
  • 2023 г. и позднее – пять лет.

Пример:

Если педагогический работник достигает выслугу в 25 лет в сентябре 2022 года, он сможет оформить выплаты только через 4 года – в 2026 году. Специалист может продолжать работать по специальности, переквалифицироваться или закончить карьеру.

Как только специалист наработает двадцатипятилетний стаж он сможет досрочно стать пенсионером. При этом учитываются только те отрезки трудовой деятельности, когда он числился в должности с полным нормативным количеством часов в учреждениях из упорядоченного списка.

По закону учителю для досрочной пенсии нужно отработать в СОШ, гимназии, училище или другом учебном заведении. При этом он должен занимать одну из руководящих должностей, оказывать образовательные услуги. К таким специальностям относят не только учителей, но и старших воспитателей, заместителей директора, музработников, соцпедагогов, узких специалистов. Посмотреть специализации, по которым выдают соцльготы, можно в ПП РФ №781 от 2002 года. Там же зафиксировано в каких учебных заведений, кроме школ, детских садов и интернатов должны работать физические лица для пособия. Все они являются государственными.

Условиями получения льгот являются:

  1. Трудовая деятельность в госучреждении при полной занятости в соответствии с образовательными стандартами.
  2. Каждое место работы гражданина подтверждено документально.

Льготный стаж для учителей в 2020 году

Педагогический стаж – количество отработанных лет в образовательной отрасли. Для его расчета суммируются все отработанные дни. Учитываются только те периоды, когда специалисты работали в образовательных организациях.

Так, повару в ДОУ педстаж не считают. Воспитателям, лаборантам, старшим воспитателям и всем, кто связан с образовательной деятельностью, стаж для выхода на пенсию учтут.

Кроме отработанных часов в педагогический стаж зачтут официально подтвержденные больничные листы, испытательные сроки и время, когда специалист был временно нетрудоспособен. К последним относят:

  1. Время, потраченное на переквалификацию, допобразование, если они нужны для качественного исполнения своих обязанностей.
  2. Отпуск, потраченный на учебу.
  3. Основной и дополнительный отпуск, если он оплачивался.
  4. Оплачиваемые прогулы из-за незаконного увольнения и восстановления в старой должности.
  5. Время, потраченное на проведение государственной итоговой аттестации, в том числе ОГЭ и ЕГЭ.
  6. Испытательный срок.

Декретный отпуск засчитают не всем пенсионерам. Учитываются только периоды до 1992 года.

Принесите трудовую книжку, если в ней перечислены все места работы, подходящие под требования. Проверьте, каждая запись должна быть оформлена по нормативу. Обязательно наличие места работы, занимаемой должности, даты начала и завершения рабочего периода, номер приказа, подтверждающего запись.

Если в трудовой книжке записаны не все места работы, у пенсионера есть право подтвердить квалификацию другими документами. Принимаются справки с подписью и печатью. Письма Минобрнауки № АФ-947, № 96 от 2004 года содержат требования к документам: обязательно подтверждение официальными документами. Например, приказами с места работы или архивными папками.

Нельзя отрицать, что наименование некоторых должностей со временем могут меняться. Это же в свое время коснулось педагогов, работавших в 90-е годы. По этой причине, у некоторых граждан начали возникать проблемы при оформлении пенсионных выплат. Суть в том, что новое наименование может просто отсутствовать в установленном списке (хотя суть работы осталась прежней), а значит период времени, проработанный в этой должности, не может засчитываться для получения льготной пенсии.

Именно поэтому, в свое время, были разработаны специальные законодательные акты, которые предусматривают тождественное наименование должностей:

  1. Согласно Приказу Минздравсоцразвития № 440 от 5 июля 2005 года введены такие обозначения должностей, как воспитатели:
  • школьной группы;
  • дошкольной группы;
  • дошкольного отделения;
  • логопедической группы;
  • специальной (коррекционной) группы;
  • речевой группы;
  • школьного интерната;
  • ясельной группы;
  • подготовительной группы и так далее.
  1. Постановление Министерства труда № 39 от 23 июня 2003 года коснулось должностей учителей музыки. В частности было введено наименование «музыкальный работник», который соотносится с должностью «музыкальный руководитель».

Необходимо понимать, что профессии, которые были признаны тождественными установленным в списке по Постановлению № 781, имеют те же права и льготы. К этому же выводу пришли и судебные инстанции, рассматривающие подобного рода ситуации и процессы. К примеру, можно обратиться к Апелляционному определению Астраханской области № 33‑1416/2013 от 15 мая 2013 года, по которому должность истца «воспитатель группы продленного дня», была признана тождественной «воспитателю».

Помимо всего прочего, не стоит забывать, что преподаватели, вышедшие на пенсию, имеют право на получение и иных льгот и социальных форм поддержки. В частности это касается оплаты услуг ЖКХ (для заслуженных педагогов), бесплатный проезд на общественном транспорте, доступные лекарства и так далее. По вопросу государственной поддержки следует обращаться в отделение УСЗН или МФЦ, что касается преподавательского стажа и пенсии, то заявление и проверка документов проводится через ПФР РФ по месту проживания человека.

22 февраля 2021 г.

Льготная пенсия для педагогов (последние новости)

По общему правилу, в 2021 году граждане имеют право завершить свою трудовую деятельность и начать получать пенсионные выплаты по достижении ими определенного возраста (55,5 лет для женщин и 60,5 лет для мужчин).

Но некоторые категории работников имеют законное право выйти на пенсию раньше, вне зависимости от того, достигли ли они необходимого возраста или нет. Такой преференцией пользуются педагоги и медики. Также это касается и работников, которые трудятся на вредных производствах или осуществляют трудовую деятельность в областях со сложными климатическими условиями.

Для назначения пенсии по льготе работник должен осуществлять профессиональную деятельность в области просвещения не менее 25 лет. Право на выплаты возникает только по факту выслуги лет, возраст не имеет никакого значения.

В то же время рассчитывать на раннее пенсионное обеспечение могут не все лица, которые работали в образовательных учреждениях, а лишь те, кто имели следующие должности:

  • учителя школ (общеобразовательных, коррекционных, музыкальных и т. д.);
  • воспитатели в детских садах и яслях;
  • социальные педагоги и логопеды;
  • административные работники школ, осуществляющие непосредственный контроль учебного процесса (директора, завучи).

Данные категории педагогических работников вправе рассчитывать на вышеозначенную льготу при условиях работы в следующих типах организаций:

  • школы, в том числе: общеобразовательного профиля, гимназии, лицеи;
  • учреждения дополнительного образования;
  • коррекционные и реабилитационные образовательные учреждения;
  • детские дома;
  • дошкольные учреждения;
  • училища, колледжи, предусматривающие обучение в рамках профессионального образования.

Приведенные выше списки не являются исчерпывающими, поэтому для уточнения частных случаев следует обратиться к законодательству, в частности важному нормативному акту, устанавливающему порядок назначения льготной пенсии – Постановлению Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года. Именно в нем имеются сведения относительно должностей и типов образовательных учреждений, труд в которых входит в педагогический стаж.

Трудовая деятельность идет в зачет выслуги только при условии, что работник исполнял свои обязанности в рамках полной педагогической нагрузки, которая установлена в соответствии с утвержденными учебными планами и стандартами. Кроме непосредственной работы в учреждениях образования на определенных законом должностях, в педстаж входят следующие периоды:

  1. Временная нетрудоспособность по состоянию здоровья (на основании больничных листов);
  2. Нетрудоспособность в связи с беременностью и декретным отпуском (только до того момента, когда ребенку исполнится полтора года).
  3. Обучение, связанное с улучшением квалификации и получением дополнительного образования педагогического профиля.

выполнявшейся до 1 сентября 2021 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2021 года — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.

В 2021 году Правительством России была инициирована масштабная реформа всей системы пенсионного обеспечения.

Мнение эксперта

Семенов Вячеслав Денисович

Юрист-практик с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Член ассоциации юристов.

Она была крайне негативно воспринята многими слоями населения в нашей стране. При этом многие педагоги задаются вопросом, что изменится и останутся ли льготы.

В текущем году для работников образования практически ничего не меняется. Выслуга остается той же, равно как и иные основания для начисления выплат. Изменения коснутся лишь возможности использования рассчитанной льготной пенсии.

Если педагог выработал необходимый страховой стаж в 2019 году, то и пенсия ему будет рассчитана в текущем году, однако на сами выплаты следует рассчитывать только в следующем. С каждым годом подобная отсрочка будет увеличиваться на 12 месяцев, пока не достигнет 8 лет.

Новые условия выхода на досрочную пенсию по выслуге лет учителям в 2021 году

Для оформления льготной пенсии следует произвести обращение в отделение ПФ по месту регистрации. Необходимые действия может произвести не только сам заявитель, но и его представитель. Для этого у последнего на руках должна быть доверенность, заверенная в нотариальном порядке.

На основании данных, представленных заявителем или его доверенным лицом, сотрудники ПФР примут решение о назначении пенсии либо в отказе в удовлетворении заявления. В последнем случае педагог вправе обжаловать его в порядке искового производства в суде.

В комплекте с заявлением в пенсионный фонд следует подать документы, подтверждающие право на назначение соответствующей льготы. Бумаги следует собирать заранее, примерно за 3 месяца до примерной даты выхода на пенсию.

В ПФР следует предоставить:

  1. Паспорт. Документ, который подтверждает личность заявителя. Сотрудника ПФР интересуют личные данные, адрес регистрации, а также реквизиты самого паспорта.
  1. Трудовая книжка. Является документом, в котором отражается вся трудовая деятельность с указанием места и периодов работы.
  1. Справка по форме 2 НДФЛ. В ней отображаются доходы работника за последний год.
  1. Справка, подтверждающая особый характер работы. Данный документ выдается работодателем и является подтверждением того, что трудовая деятельность работника имела особую специфику, а именно это дает право на начисление льготной пенсии.

ПФР может потребовать и иные бумаги. Так, мужчины предоставляют военный билет для подтверждения службы в армии, а женщины свидетельства о рождении детей.

Законы РФ позволяют людям, которые занимаются педагогической деятельностью, выходить на пенсию на льготных условиях. Так, для учителей и педагогов предусмотрен выход на пенсию независимо от возраста по выслуге лет в определенных законом должностях, занимаемых в детских учреждениях. Льготный стаж учителя необходимый для досрочного выхода на пенсию — 25 лет. Исчисление специального стажа для назначения льготной пенсии для педагогов регулируется Постановлением правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года. В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.

Помимо списка организаций и должностей, работа в которых является необходимым условием льготного выхода на пенсию для педагогов, постановление № 781 так же содержит свод правил исчисления льготного стажа для педагогов. Согласно этим правилам различные должности могут иметь ограничения или преимущества при расчете педагогического стажа.

Рассмотрим основные из этих правил.

  1. С 1 сентября 2000 года в педагогический стаж засчитывается только работа на полную ставку. При этом возможно совмещение нескольких должностей в один период времени, и если работа по ним суммарно составляет полную ставку, этот период засчитывается в специальный стаж. Работа педагога до 1 сентября 2000 года засчитывается независимо от выработки нормы.
  2. Для сотрудников ряда учреждений (социального обслуживания, для детей нуждающихся в специальной помощи), а также для музыкальных руководителей обязательна выработка нормы рабочего времени, независимо от периода выполнения работы.
  3. Работа учителей начальной школы и учителей сельских школ засчитывается в педагогический стаж независимо от выполнения нормы рабочего времени.
  4. Работа в должности директора образовательного учреждения с 1 сентября 2000 года засчитывается только при условии ведения преподавательской деятельности не менее 240 часов в год для общеобразовательных учреждений и 360 часов в год для среднего специальных. До 2000 года такая работа включается в педагогический стаж независимо от преподавания.
  5. Работа в должностях списка в учреждениях среднего специального и начального профессионального образования, вечерних школах засчитывается в педагогический стаж при условии, что в учреждении в указанный период обучалось не менее 50% детей до 18 лет.

Пенсия по выслуге лет учителям в 2021 году: изменения, последние новости

Расчет педагогического стажа в 2020 году производиться согласно законодательным актам пенсионного законодательства разных лет и федеральному закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., в зависимости от периодов работы каждого конкретного педагога. В основе расчета используются список должностей и учреждений и свод правил исчисления педагогического стажа, которые содержатся в постановлении № 781.

Рассмотрим некоторые примеры расчета.

1. Заявитель закончил педагогический ВУЗ в 1995 году.
1995 — 2012 г.г. — работа учителем средней школы.
2012 — 2015 г.г. — работа заведующим учебной частью.
2015 г. — начало 2020 года — работа в должности директора средней школы с ведением преподавательской деятельности.
В данном случае заявитель имеет педагогический стаж в 25 лет, при условии выработки нормы рабочего времени равной ставке в должности учителя и завуча и ведения преподавательской деятельности в должности директора не менее 240 часов в год. Период обучения в ВУЗе не включается. Может претендовать на досрочный выход на пенсию во втором полугодии 2021 года (отсрочка) при наличии 21 пенсионного балла.

2. Заявительница имеет следующие периоды:
с 15 августа 1991 года по 17 января 1992 года – работа учителем в средней школе;
с 18 января 1992 года по 1 сентября 1993 года — декретный отпуск;
с 1 сентября 1993 года по 20 августа 2000 года — работа учителем в средней школе;
с 21 августа 2000 года по 23 августа 2004 года — работа учителем в средней школе на ½ ставки;
с 24 августа 2004 года по 20 августа 2020 года — работа учителем в средней школе.

В данном случае общий стаж составляет 29 лет, но педагогический — также 25. В него включен период декретного отпуска, так как он начался до октября 1992 года, но не включен период работы на 0,5 ставки. Заявительница может выйти на пенсию в первом полугодии 2022 года и должен иметь при этом 23,4 пенсионных балла.

Повышение квалификации

Теоретические и методические аспекты подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ по истории

от 1 968 руб Подробнее

Повышение квалификации

Информационная безопасность обучающихся

от 2 343 руб Подробнее

Повышение квалификации

Антитеррористическая защищенность образовательных организаций

от 1 781 руб Подробнее

Повышение квалификации

Методика преподавания биологии и инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС

от 1 968 руб Подробнее

Повышение квалификации

Теория и методика преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в условиях реализации ФГОС НОО

от 1 968 руб Подробнее

Повышение квалификации

Методика преподавания химии и инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС

от 1 968 руб Подробнее

Повышение квалификации

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса по английскому языку в условиях реализации ФГОС

от 1 781 руб Подробнее

Учителя, воспитатели и другие граждане, осуществляющие педагогическую деятельность смогут оформить пенсию досрочно, независимо от их возраста, проработав 25 лет по профессии. Как уже было отмечено ранее, новая пенсионная реформа для учителей не затронет норматив стажа, позволяющего оформить льготную пенсию — он по-прежнему будет составлять 25 лет.

Для того, чтобы период работы был включен в педагогический стаж, занимаемая в это время должность должна совпадать с наименованием, предусмотренным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г. Определить место работы и наименование занимаемой должности, период работы на которых будет включен в льготный стаж, можно по таблице ниже:

Наименование организации Наименование должности
Общеобразовательные учреждения (школа, гимназия, училище и т.п.)
  1. Директор (заведующий, начальник).
  2. Зам. директора (заведующего, начальника).
  3. Зав. учебной частью.
  4. Старший преподаватель.
  5. Преподаватель.
  6. Старший воспитатель.
  7. Воспитатель.
  8. Учитель
  9. Учитель-логопед.
  10. Логопед.
  11. Учитель-дефектолог.
  12. Музыкальный руководитель.
  13. Военный руководитель.
  14. Социальный педагог.
  15. Педагог и другие.
Общеобразовательные школы-интернаты (гимназия-интернат, кадетская школа-интернат и т.д.)
Образовательные учреждения для детей-сирот (детский дом, школа-интернат и т.п.)
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторная школа-интернат)
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии (детский сад, школа и т.д.
Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа — детский сад, прогимназия)
Образовательные учреждения среднего проф. Образования (ССУЗы: техникум, училище-интернат, музыкальная школа, школа-лицей и т.п.) и другие учреждения
Учреждения доп. образования детей (центр доп. образования для детей, развития творчества детей, внешкольной работы и т.д.)
  1. Директор (заведующий, начальник).
  2. Зам. директора (заведующего, начальника).
  3. Тренер-преподаватель.
  4. Преподаватель.
  5. Старший тренер-преподаватель по адаптивной физ. культуре.
  6. Педагог доп. образования и другие.
Дворец детского (юношеского) творчества, учащейся молодежи, детского и юношеского туризма, детской культуры, станция юных натуралистов и другие

Каждый проведенный урок – это маленькая жизнь, интересная и познавательная, которая проходит на одном дыхании, цель которой – воспитание достойного, прогрессивного поколения.

Своего учителя многие помнят всю жизнь, ведь он сопровождает нас со школьной скамьи во взрослую жизнь, помогает узнать новое, раскрыть способности, найти свой путь, тем самым делая нас мудрее и взрослее.

В качестве компенсации за свой благородный труд учителя, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, имеют право досрочного выхода на пенсию после приобретения необходимой выслуги лет (специального стажа) независимо от возраста. Минимально необходимый стаж для педагогических работников с 1 января 2019 года не увеличивается и, как и раньше, составляет 25 лет.

Сам стаж сохраняется, но исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, согласно Закону № 350-ФЗ от 03.10.2018, для данных граждан право выхода на досрочную пенсию повышается на 5 лет, с учетом переходного периода. То есть, дата выхода на пенсию будет исчисляться от даты выработки специального стажа с учетом увеличения общеустановленного пенсионного возраста.

Для тех граждан, которые должны выйти на пенсию в 2020-2022 годах с учетом выработанного специального стажа предусмотрена особая льгота – выход на пенсию на полтора года раньше срока, определенного для назначения досрочной страховой пенсии по старости.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *