Срок амортизации автомобиля легкового 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок амортизации автомобиля легкового 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. — автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. — начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Амортизационная группа автомобиля

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

    Для расчета используется формула:
    среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

  • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

    Для проведения расчетов используется следующая формула:
    остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

    Для расчетов применяется следующая формула:
    начальная стоимость ТС * норма амортизации.

    Расчеты производятся по следующему алгоритму:

    1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
    2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
    3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
    4. Выполнение расчетов.

    Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

    ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

    Амортизация — это процесс периодического переноса начальной стоимости основного средства или нематериального актива на производственные, коммерческие или общехозяйственные расходы — в зависимости от того, как этот актив используется.

    Есть несколько способов амортизации, но юрлицам на УСН, вероятно, стоит выбирать самый простой — линейный способ амортизации.

    Линейный способ заключается в том, что в течение всего срока полезного использование основное средство или нематериальный актив списываются равными долями. Амортизацию начисляют ежемесячно, начиная со следующего месяца после введения имущества в эксплуатацию, и до тех пор, пока не амортизируют полностью первоначальную стоимость основного средства или нематериального актива.

    ООО «Ромашка» купила легковой автомобиль за 600 000 руб 22.02.2018 и ввела его в эксплуатацию 10.03.2018.

    На 01.01.2021 необходимо определить сумму амортизации за период использования.

    Автомобили легковые согласно классификатору относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования от 3х до 5 лет. Мы выбираем, например, 5 лет — автомобиль надежный, и мы собираемся долго его эксплуатировать.

    Годовая норма амортизации получается равна: 100% / 5 лет = 20 %

    Ежегодная сумма амортизации равна 600 000 руб * 20 % = 120 000 руб.

    Ежемесячная сумма амортизации равна 120 000 руб / 12 мес. = 10 000 руб.

    Ввели основное средство в эксплуатацию 10.03.2018, таким образом, до 01.01.2021 оно эксплуатировалось в течение 9 + 12 + 12 = 33 полных месяцев.

    На 01.01.2021 сумма амортизации составит 33 мес. * 10 000 руб = 330 000 руб.

    Дата публикации 10.02.2021

    Смотрите также

    Вопрос аудитору

    Учреждению из казны субъекта РФ выделено служебное жилье для сотрудников (квартиры в многоэтажном доме). Жилые помещения получены в оперативное управление и поставлены на баланс. Присвоен код по ОКОФ 100.00.20.19, десятая амортизационная группа — свыше 30 лет. Правильно ли рассчитывать амортизацию исходя из 1% в год (100 лет), т.е. 1200 мес.? Есть ли льготы, применяемые к служебному жилью? При начислении налога на имущество новое жилье значительно увеличивает его сумму. Учреждение несет большие расходы.

    Объект передается между организациями бюджетной сферы, поэтому в бухгалтерском учете принимающей стороны (бюджетного учреждения) такие основные средства признаются в оценке, определенной передающей стороной по стоимости из передаточных документов. Одновременно принимается к учету (в случае наличия) сумма начисленной на объект амортизации (п. 24 федерального стандарта «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, п. 29 Инструкции № 157н). Кроме того, при передаче объекта основных средств передается его инвентарная карточка, в которой указан срок полезного использования.

    При наличии соответствующих сведений учреждение ставит на учет жилые помещения по данным передающей стороны. В ином случае необходимо руководствоваться следующими нормами законодательства.

    В соответствии с п. 53 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), основные средства группируются по видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее — ОКОФ).

    Срок полезного использования определяется учреждением на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом классификации, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (п. 35 СГС «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н).

    До 01.01.2021 по объектам, включенным в 10 амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утв. постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 (далее — Постановление № 1072). С 01.01.2021 этот документ утратил силу. Однако в п. 35 СГС «Основные средства» изменения пока не внесены, в нем по-прежнему есть ссылка на Постановление № 1072.

    При ведении бухгалтерского учета учреждения должны руководствоваться принципом осмотрительности (п. 3 Инструкции № 157н). Он означает, что учреждение обеспечивает приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, отражая объекты учета по самым консервативным оценкам, не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы.

    Исходя из целей недопущения завышения расходов, связанных с амортизационными начислениями (занижения облагаемой базы по налогу на имущество), при выборе кодов ОКОФ для определения амортизационной группы в соответствии с классификацией, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, целесообразно выбрать амортизационную группу с наибольшим сроком полезного использования. Такое мнение выражено в письме Минфина России от 21.09.2017 № 02-06-10/61195.

    По нашему мнению, до внесения изменений в нормативные акты в сфере бухгалтерского учета учреждений или издания Минфином России соответствующих разъяснений наиболее безопасно придерживаться консервативного подхода и устанавливать срок полезного использования для основных средств, относящихся к 10 амортизационной группе, на основании Постановления № 1072.

    Согласно Постановлению № 1072 к жилым зданиям применяется норма амортизационных отчислений от 0,7 до 6,6% в зависимости от материалов, из которых они построены, видов перекрытий и др. (особо капитальные, кирпичные, деревянные, монолитные, сборно-щитовые, каркасно-камышитовые и др.)

    Таким образом, жилым помещениям следует присвоить норму амортизационных отчислений согласно описанию здания. Норму амортизации 1% в год, т.е. срок полезного использования 1200 мес. можно установить, если жилой дом относится:

      • к зданиям со стенами облегченной кладки из кирпича, монолитного шлакобетона, легких шлакоблоков, ракушечника с железобетонными или бетонными перекрытиями;
      • зданиям со стенами крупноблочными или облегченной кладки из кирпича, монолитного шлакобетона, мелких шлакоблоков, ракушечника с деревянными перекрытиями.

    По российскому законодательству, амортизации подлежит имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности хозяйствующего субъекта. Такие объекты должны находиться в собственности компании, использоваться для извлечения дохода и эксплуатироваться не менее 12 месяцев.

    Различают два вида такого имущества:

    • основные средства;
    • нематериальные активы.

    Остановимся на том, как определяются нормы амортизации основных средств. Для бухгалтерского и для налогового учетов в РФ установлены разные правила.

    Амортизация автомобилей в 2021 году Что об этом стоит знать?

    Классификатор предусматривает деление всех ОПФ на десять амортизационных групп. По группам ОС норма амортизации определяется с учетом длительности эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, иных объектов. Организация вправе устанавливать продолжительность полезного использования исходя из временного интервала.

    Если в классификаторе не упомянуто ОС, которое организация вводит в эксплуатацию, срок его использования устанавливается на основании рекомендаций производителей и технических условий.

    Налогоплательщиком может быть изменена годовая сумма и норма амортизации. Это допускается, если срок использования увеличивается в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения.

    При применении нелинейного метода норма амортизации находится в прямой зависимости от того, к какой амортизационной группировке относится объект. Установлены они в пункте 5 статьи 259.2 НК РФ.

    Группа

    Срок полезного использования основных средств, лет

    Нормы амортизации по группам, %
    1 От 1 до 2 включительно 14,3
    2 От 2 до 3 8,8
    3 От 3 до 5 5,6
    4 От 5 до 7 3,8
    5 От 7 до 10 2,7
    6 От 10 до 15 1,8
    7 От 15 до 20 1,3
    8 От 20 до 25 1,0
    9 От 25 до 30 0,8
    10 Свыше 30 0,7

    ООО PPT приобрело сервер стоимостью 120 000 руб. По классификатору из постановления правительства № 1 от 01.01.2002, такое оборудование относится ко второй амортизационной группе (СПИ от 2 до 3 лет включительно). Применяется линейный метод. Организация приняла решение установить СПИ равным 25 месяцам. Чтобы рассчитать норму амортизации в процентах за месяц, используйте формулу:

    Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2021 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2021 г., не требуется.

    К примеру, в июне 2021 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

    Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

    Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.

    Теперь разберемся, как рассчитывается амортизация автомобиля. Чтобы сделать расчет, первым делом определите срок полезного использования основного средства. Для этого используйте таблицы с амортизационными группами.

    Срок амортизации — это и есть срок полезного использования, т.е. отрезок времени, когда машина приносит пользу компании. Именно в этот период вы будете начислять амортизацию. Срок определите на дату ввода в эксплуатацию.

    Для подтверждения даты ввода в эксплуатацию основного средства, составьте такой акт. В частности, это необходимо для своевременного начисления налога на имущество, вычета НДС со стоимости приобретения объекта, начала амортизации. А также для подтверждения первоначальной стоимости, срока полезного использования, амортизационной группы и т. д., которые установлены для объекта.

    Налогоплательщики имеют право применять к основной норме амортизации специальные коэффициенты — повышающие или понижающие (ст. 259.3 НК РФ).

    В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

    Легковые автомобили
    СПИ легковых автомобилей можно определить в зависимости от габаритов и объема двигателя машины:

    от семи до девяти лет – большие автомобили объемом двигателя от 3,5 литров;
    от пяти до семи лет – небольшие машины для людей с инвалидностью;
    от трех до пяти лет – прочие легковые машины.
    В качестве примера узнаем СПИ б/у автомобиля Toyota Auris 2008 года выпуска. Объем двигателя данного автомобиля – 1,6 литров.

    Значит, его СПИ может составлять от трех до пяти лет.

    Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору
    В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

    Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

    У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

    Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

    №п/п Амортизационная группа СПИ, лет Вид транспорта
    1 2 от двух до трех Грузопассажирские подъемники с платформами
    2 3 от трех до пяти
    1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
    2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
    3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
    4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
    3 4 от пяти до семи
    1. Автомобили, используемые инвалидами;
    2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
    3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
    4. Троллейбусы;
    5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
    6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
    7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
    8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
    4 5 от семи до девяти
    1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
    2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
    3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
    4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
    5. Прицепы и полуприцепы.

    Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте тут.

    Амортизационные группы основных средств (2019) определяйте по Классификации. И только если в ней не нашли свое основное средство, смотрите в ОКОФ. В нем определите, какому коду соответствует имущество. Он состоит из девяти цифр. Нужную амортизационную группу в Классификации вы найдете по первым шести цифрам кода.

    Подгруппировки

    Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.

    1. 310.29.10.51 — Автокраны
    2. 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
    3. 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
    4. 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие

    Амортизационные группы

    Группа Подгруппа Сроки Примечание
    Четвертая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно автокатафалки
    Пятая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно автомобили-тягачи седельные

    Переходные ключи

    ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
    Код Наименование Код Наименование
    153410198 Автомобили грузовые общего назначения. Шасси 310.29.10.5 Средства автотранспортные специального назначения
    153410200 Автомобили грузовые прочие
    153410201 Автомобили грузовые электромобили
    153410210 Автомобили-тягачи седельные
    153410211 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т
    153410212 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т
    153410213 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т
    153410214 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т
    153410215 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т
    153410216 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т
    153410040 Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040
    153410340 Автомобили-фургоны со специализированными кузовами
    153410341 Автомобили-фургоны для перевозки промтоваров
    153410342 Автомобили-фургоны для перевозки скоропортящихся продуктов (авторефрижераторы, изотермические)
    153410344 Автомобили-фургоны для перевозки хлебобулочных изделий
    153410345 Автомобили-фургоны для перевозки почты
    153410346 Автомобили-фургоны медицинской службы и для перевозки медикаментов
    153410349 Автомобили-фургоны для перевозки прочих грузов
    153410351 Автомобили-фургоны ветеринарной службы
    153410359 Автомобили-фургоны специализированные прочие
    153410360 Автоцистерны
    153410364 Автоцистерны для воды
    153410366 Автоцистерны-муковозы (в том числе на полуприцепах)
    153410367 Автоцистерны-сахаровозы
    153410379 Автоцистерны прочие
    153410443 Автокатафалки
    153410449 Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040, прочие

    20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

    Соответственно и «полная» амортизация, т.е. списание всей стоимости объекта произойдет быстрее.

    Поэтому налог на имущество будет уплачиваться в меньшей сумме и в течение меньшего количества периодов. С точки зрения налога на прибыль, амортизация – это затраты.

    Просто в этом случае списание происходит быстрее и налог на прибыль снижается более существенно в первые годы после приобретения объекта. Т.е. по сути экономия здесь связана с понятием временной стоимости денег – с точки зрения этой концепции лучше уменьшить платежи текущего года, чем предполагаемые в будущем.

    Организация приобрела в лизинг автомобиль стоимостью 1 млн руб.

    В бухгалтерском учете допускаются такие способы (п. 8 ПБУ 6/01):

    линейный способ;
    способ уменьшаемого остатка;
    способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
    способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
    При этом в бухгалтерском учете способ амортизации должен быть один для всех транспортных средств, входящих в группу однородных объектов, а в налоговом учете – вообще для всех амортизируемых активов (кроме тех, по которым амортизация независимо от выбранного метода в отношении иных активов всегда начисляется только линейным способом) (п. 18 ПБУ 6/01, п.п.1,3 ст. 259 НК РФ).

    Требования к амортизационным группам
    К примеру, теперь нет отдельных строк по уникальным видам различного ПО, а появился общий объект «Информационные ресурсы в электронном виде прочие». Одновременно классификатор ОФ содержит новые объекты, аналогов которым в ранее действовавшей версии не было. К ним относится и оборудование, которого не существовало в прошлом веке.

    В числе изменений оказалось новое расположение некоторых ОС по отношению принадлежности к амортизационной группе.

    Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

    В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

    В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

    В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

    Разберемся что такое амортизация, как её просчитать и использовать для оптимизации бизнеса. Сам термин «амортизация» (в переводе с латинского «amortisatio») означает ничто иное как «погашение». Нормативно правовые документы государственного регулятора – Министерства Финансов Российской Федерации указывают на то, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Иными словами, амортизация – это постепенное перенесение стоимости основных средств на себестоимость (работ, услуг, продукции). Раньше данный вид учета был применим только к коммерческим организациям, теперь же, амортизация для некоммерческих компаний начисляется в общем порядке.

    Амортизация основных средств это, как минимум, порядок в отчётности, как максимум – минимальные убытки и экономически выгодное функционирование бизнеса. Виды амортизации различны для бухгалтерского учета (БУ) и налогового учета (НУ), о чем мы поговорим далее.

    Прежде чем понять, как считается амортизация, разберемся с объектами, на которые она распространяется.

    Амортизируется имущество и результаты интеллектуальной деятельности, которыми на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления владеет компания и использует для целей извлечения прибыли. В соответствии со ст. 256 НК РФ, срок полезного использования такого имущества должен превышать 12 месяцев, а первоначальная стоимость – 100 000 рублей.

    Основные средства компании обладают рядом признаков:

    • Во-первых, они многократно участвуют в производственном процессе;
    • Во-вторых, им характерен перенос стоимости на готовую продукцию постепенно, по мере износа;
    • В-третьих, отсутствие изменений в своей натурально-вещественной форме.

    Считать срок полезного использования можно тоже не одним единственным способом:

    • рассчитывать, как время, в течение которого использование приносит прибыль. Несмотря на отсутствие требования в законе, рекомендуем установить его в месяцах;
    • рассчитывать, как количество продукции или объем работ (натуральное выражение), которые планируете получить. Рекомендуем установить в штуках, квадратных метрах и т.п.

    Для определения срока полезного действия необходимо учитывать ожидаемый период эксплуатации, уровень физического износа, а также планов по замене (техническому перевооружению) основных средств.

    Важно помнить о том, что при консервации, реконструкции, модернизации – начисление амортизации приостанавливается.

    Срок полезного пользования для целей дальнейшего исчисления амортизации может определяться двумя видами расчетов: через деление объектов ОС на виды, либо рассчитываться по каждому виду отдельно.

    Далее, полученные показатели всех типов средств производства объединяются в единое число и уже в этом виде используются для подсчета амортизации оборудования.

    Срок полезного использования автомобиля

    Самый распространенный способ подсчета – линейный. По статистике его практикуют около 3/4 бизнесов в России. Также, на практике, он самый простой. Линейный способ распространяется на такие объекты, как сооружения, здания, передаточные устройства и нематериальные активы.

    Сущность линейного метода просчета амортизации заключается в снятии амортизационных средств в равных частях в течение всего срока полезного использования. Расчет начинается с первоначальной стоимости ОС из отчетных документов – сумма, потраченная на приобретение актива.

    Ключевой показатель для данного способа – коэффициент ускорения. Он установлен в законе, но с ограничениями.В соответствии со ст. 259 НК РФ, способ уменьшаемых остатков не позволяет снизить остаточную стоимость до 0, а остаток 20% от первоначальной стоимости актива – фиксированная величина. Далее каждый месяц стоимость группы ОС снижается на сумму, которую вычисляют, разделив остаток суммы на количество оставшихся до конца срока полезной эксплуатации месяцев.

    Ключевой показатель для расчета – временной период использования.

    Для учета данным способом нужно вычислить годовое соотношение оставшегося срока службы объекта (Т ост.) ко всему полезному сроку, по следующей формуле:

    Σ амортизации = Σ первоначальной стоимости х (Тост. / Т полезного использования (Т полезного использования + 1) / 2)

    Учитывается объем выпущенной продукции (выполненных работ) за установленный период (V прод.) и первоначальную стоимость соответствующего основного средства. Формула расчета:

    Σ амортизации = Σ первоначальной стоимости / V прод.

    Выбирать этот метод учёта стоит тогда, когда амортизация в большей степени зависит от частоты использования основного средства.

    В конструкцию тягача входят мощный двигатель и седельно-сцепное устройство, позволяющие присоединять к транспортному средству полуприцепы различного назначения:

    • Бортовые и открытые платформы (в том числе низкорамные), на которых можно перевозить строительные материалы и конструкции, промышленное оборудование, металлопрокат и другие грузы, не требующие специальных условий.
    • Промтоварные фургоны, которые обеспечивают надежную защиту перевозимых грузов от неблагоприятных природных явлений. В них перевозят бытовую технику, продукцию предприятий легкой промышленности, цемент и сухие строительные смеси.
    • Самосвальные прицепы. Их используют для доставки и разгрузки сыпучих материалов.
    • Рефрижераторы, предназначенные для перевозки охлажденных и замороженных товаров, в том числе продуктов питания.

    Конечно, производители при маркировке моделей указывают класс стойкости и амортизационный срок. Считается, что первая цифра в маркировке говорит об этом. Однако все понимают, что такой способ определения срока эксплуатации автомобиля сомнителен. В идеале нужно смотреть на реальный опыт использования авто другими водителями, читать отзывы и получать прочие практические данные. Принято считать, что новые автомобили с первым, вторым или третьим классом служат от 3 до 5 лет, машины четвертого класса будут ездить 5-7 лет, пятого — рассчитаны на 7-10 лет службы.

    Седельные тягачи подразделяются на два вида: американские и европейские. Деление подразумевает не страну производства, а конструктивные особенности кабины:

    • Американская (капотная). Длинная кабина по уровню комфорта может успешно конкурировать с небольшой квартирой-студией. Если вы выбираете современную капотную модель, можете рассчитывать на большое спальное место, холодильник и еще множество опций, способных скрасить дальнюю дорогу. Недостаток такой конструкции – сравнительно низкая маневренность. Некоторые водители считают, что у «американцев» жесткая подвеска. Кабину садят на сайлентблоки, пружины или резиновые подушки – при движении по неровному дорожному полотну ощущается тряска. Последнее характерно для отдельных моделей, ряд производителей предлагают американские тягачи в более чем комфортном исполнении.
    • Европейская (бескапотная). Такие кабины могут несколько отставать по площади и набору полезных опций от американских, но удобство водительского кресла и технические характеристики седельного тягача будут на высоте. Они выигрывают у «американцев» по маневренности. Пневмоподвеска седельного тягача европейского типа обеспечивает хорошую амортизацию. Характерный недостаток таких кабин – небольшой крен во время торможения и при прохождении ям на дороге.

    Однозначного ответа на вопрос, какой седельный тягач лучше – американский или европейский – не существует. Выбор чаще всего основывается на личных предпочтениях.

    К Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

    — Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)

    — Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)

    К Четвертой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

    — Средства автотранспортные грузовые (автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)) (Код ОКОФ 310.29.10.4).

    К Пятой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:

    — Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112)

    — Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113)

    — Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112)

    — Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113)

    — Средства автотранспортные специального назначения (автомобили-тягачи седельные) (код ОКОФ 310.29.10.5)

    — Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270)

    — Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.29.10.59.390)

    Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

    Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

    Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

    К какой амортизационной группе относится основное средство?

    Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

    Легковой автомобиль — Большая часть легковых автомобилей относится к Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет). В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

    Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

    Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

    • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
    • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
    • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

    Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

    • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
    • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

    Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

    Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

    П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

    При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

    То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

    В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

    • сферу применения автомобиля;
    • планируемое время эксплуатации;
    • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
    • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

    Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

    В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

    В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

    В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

    Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.
    Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

    Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

    Рекомендуем: Онлайн калькулятор расчета амортизации автомобиля. Онлайн калькулятор стоимости 1 км пробега.

    Нормы амортизации основных средств

    В указанном Классификаторе предусмотрено 10 категорий. У каждой из этих категорий есть установленный срок полезного использования (СПИ). Например:

    • В первой группе находятся все активы, с СПИ от 1 до 2 лет.
    • Во второй, от 2 до 3 лет.
    • Последняя группа имеет максимально возможный срок использования — до 30 лет.

    Получается, более длительный срок эксплуатации устанавливается для долговечного имущества.

    Рассмотрим легковые транспортные средства, опираясь на данные классификатора. Получается, что для этого актива подходят сразу три группы: 3, 4 и 5.

    Зная технические параметры автомобиля, можно определить точную группу ТС. При этом учитывают его тип (вид), объем двигателя. Аналогичные правила действуют и для грузового транспорта.

    Заметим, что большинство легковых автомобилей относятся к 3-й группе амортизации. Следовательно, срок их полезного использования составляет от 3 до 5 лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев.

    Данные о типе транспортного средства, объеме его двигателя и разрешенной массе берите из ПТС.

    Кроме того учтите, что в силу новой редакции абзаца 4 п. 1 ст. 259 НК РФ (внёс Закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ) с 1 января 2020 года организации получили право переходить с одного метода (линейного или нелинейного) начисления амортизации на другой, но не чаще одного раза в 5 лет.

    Отметим, что ранее закон устанавливал 5-летний срок только при переходе с нелинейного на линейный метод учета амортизации.

    Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2021 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2021 г., не требуется.

    К примеру, в июне 2021 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

    Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

    Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.

    СПИ легковых автомобилей можно определить в зависимости от габаритов и объема двигателя машины:

    • от семи до девяти лет – большие автомобили объемом двигателя от 3,5 литров;
    • от пяти до семи лет – небольшие машины для людей с инвалидностью;
    • от трех до пяти лет – прочие легковые машины.

    В качестве примера узнаем СПИ б/у автомобиля Toyota Auris 2008 года выпуска. Объем двигателя данного автомобиля – 1,6 литров.

    Значит, его СПИ может составлять от трех до пяти лет.

    В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

    Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

    У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

    Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

    №п/п Амортизационная группа СПИ, лет Вид транспорта
    1 2 от двух до трех Грузопассажирские подъемники с платформами
    2 3 от трех до пяти
    1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
    2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
    3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
    4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
    3 4 от пяти до семи
    1. Автомобили, используемые инвалидами;
    2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
    3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
    4. Троллейбусы;
    5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
    6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
    7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
    8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
    4 5 от семи до девяти
    1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
    2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
    3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
    4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
    5. Прицепы и полуприцепы.

    Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте тут.

    Существует несколько методов расчета амортизации:

    • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

      Для расчета используется формула:
      среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

    • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

      Для проведения расчетов используется следующая формула:
      остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

    • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

      Для расчетов применяется следующая формула:
      начальная стоимость ТС * норма амортизации.

      Расчеты производятся по следующему алгоритму:

      1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
      2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
      3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
      4. Выполнение расчетов.

      Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

      ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

      Амортизационная группа автомобиля в 2021 году

      ВАЖНО! До недавнего времени выбранный принцип начисления амортизации нельзя было поменять на другой на протяжении всего срока отчислений по этому объекту. С 01 января 2014 года организация вправе осуществить переход с нелинейного метода на линейный один раз в пятилетку

      Для обратного перехода – с линейного на нелинейный – какие-либо временные ограничения отсутствуют, сделать это разрешено в любой момент, предварительно внеся поправки в положение об учетной политике предприятия.

      — методы начисления амортизации основных средств: Как рассчитать амортизацию основных средств линейным способом Для определения величины месячных амортизационных отчислений линейным способом необходимо знать первичную стоимость объекта, его эксплуатационный срок и рассчитать амортизационную норму. 1.

      Поэтому так важно правильно начислять амортизацию по каждому объекту. Существуют линейный и нелинейный способы расчета амортизации

      Компаниям и организациям законом дано право самостоятельного выбора способа начисления износа имущества. В учетной политике компании применение метода расчета амортизации фиксируется обязательно.

      Законом установлено право перехода с одного метода начисления износа на другой только раз в пять лет.

      Амортизация бывшего в употреблении имущества Часто в распоряжение организации попадают объекты, бывшие в употреблении, например:

      • объекты, приобретенные уже в не новом состоянии;
      • имущество, полученное как взнос в уставный капитал;
      • основные средства, перешедшие к предприятию на основании правопреемства после реорганизации юридического лица.

      Схема и порядок начисления амортизации линейным способом для таких объектов будут такими же, как и с новым имуществом. Единственное отличие для основных средств, бывших в эксплуатации состоит в расчете срока полезной службы. Для того чтобы его определить нужно от срока эксплуатации, установленного предыдущим владельцем, вычесть количество лет (месяцев) его фактического использования.

      Стоимостной критерий, равный 600 000 рублей, действует с 1 января 2008 года. Ранее специальный коэффициент 0,5 применялся по легковушкам стоимостью свыше 300 000 рублей. В связи с чем возникли сомнения: как быть с машинами промежуточной стоимости (от 300 000 до 600 000 руб.), которые были куплены и введены в эксплуатацию до 2008 года? Нужно ли по ним продолжать применять понижающий коэффициент? Специалисты Минфина России считают, что да. В своих разъяснениях финансисты подчеркивают, что «организация не может менять выбранный метод начисления амортизации». Таковы требования пункта 3 статьи 259 Кодекса. А значит, амортизация по указанным транспортным средствам в 2008 году должна начисляться с применением коэффициента 0,5(*2). Однако не совсем понятно, причем тут метод начисления (линейный и нелинейный), когда речь идет именно о норме амортизации, которая и применяется со спецкоэффициентом. В рассматриваемой ситуации ни метод начисления амортизации, ни сама норма амортизации не меняются. Изменения касаются лишь суммы, которую компания ежемесячно учитывает при расчете базы по налогу на прибыль.

      На наш взгляд, пользоваться указанными письмами финансового ведомства не следует. Хотя не исключено, что, прекратив применение понижающего коэффициента, фирма столкнется с претензиями проверяющих. Арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась. В качестве аргумента в свою пользу организация может привести следующее. Начисление амортизации по нормам, ниже установленных статьей 259 Кодекса, допускается исключительно по решению руководителя организации. Оно должно быть закреплено в приказе по учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала и в течение всего налогового периода(*3). Так что вышеуказанные письма еще и противоречат тексту Кодекса, поскольку применять понижающий коэффициент, который не установлен ни приказом о налоговой политике, ни законодательством, просто неправомерно.

      Компания может приобрести дорогой автомобиль, как новый, так и бывший в употреблении. Рассмотрим особенности начисления амортизации в обеих ситуациях.

      Легковые автомобили относятся к 3-й амортизационной группе со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно. Это следует из положений статьи 258 Налогового кодекса и классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы(*4). С новыми автомобилями все просто. Компания самостоятельно устанавливает полезный срок использования автомобиля на дату ввода его в эксплуатацию в рамках указанного интервала.

      С б/у-автомобилями дело обстоит сложнее. При расчете нормы амортизации по такому имуществу фирма вправе уменьшить общий срок полезного использования на количество лет (месяцев) его эксплуатации предыдущими собственниками. Период службы машины у прежних владельцев нужно документально подтвердить. С этим у компании могут возникнуть проблемы. Например, если автомобиль будет куплен у физлица. В таком случае подтверждающим документом может служить паспорт транспортного средства(*5). В нем будут указаны все предыдущие хозяева машины, а также периоды, в течение которых она находилась у них в собственности (т. е. теоретически эксплуатировалась).

      Если выяснится, что автомобиль использовался прежними хозяевами 5 лет и более, то компания вправе самостоятельно определить срок его полезного использования. Только следует учесть требования техники безопасности и другие факторы(*6). Кроме того, новый срок использования транспорта должен быть не менее 12 месяцев. В противном случае такое ��сновное средство не будет отвечать критериям амортизируемого имущества(*7).

      Применение понижающего коэффициента приводит к тому, что фирма фактически не сможет списать стоимость автомобиля в установленный срок полезного использования. Рассмотрим на примере.

      Первоначальная стоимость автомобиля может увеличиваться. Например, в результате проведенной модернизации, дооборудования и т. п. В итоге стоимость машины может превысить норматив, установленный статьей 259 Кодекса. Значит ли это, что компания должна будет применять спецкоэффициент? Данный момент в Кодексе не прописан. Налоговое ведомство настаивает, что в этом случае фирма должна со следующего после модернизации месяца начислять амортизацию с применением коэффициента 0,5(*8).

      Однако с данными выводами можно поспорить. Коэффициент 0,5 применяется в случае, если первоначальная стоимость автомобиля превысит установленный лимит. Данная стоимость формируется именно в момент приобретения машины. Как она будет меняться в дальнейшем, увеличиваться или уменьшаться, не важно. На наш взгляд, измененная стоимость не может называться первоначальной. Поэтому применять спецкоэффициент в данном случае не нужно. Аналогичной логики придерживаются и специалисты столичного налогового ведомства. Так, в одном из своих разъяснений они рассмотрели ситуацию, когда стоимость автомобиля превысила установленный предел в результате переоценки. По мнению ведомства, применение понижающего коэффициента не зависит от того, как изменяется в дальнейшем восстановительная стоимость объекта(*9).

      При реализации основного средства полученные доходы можно уменьшить на остаточную стоимость проданного имущества. Она равна разнице между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации(*10). Не исключено, что в результате такой операции фирма может получить убыток. Его включают в расходы равными долями в течение срока, который определяют как разницу между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента продажи(*11).

      Получили убыток от продажи дорогостоящей машины? Минфин России рекомендует списывать его с учетом коэффициента 0,5

      Как мы уже отмечали, по мнению Минфина России, применение спецкоэффициента увеличивает срок полезного использования автомобиля в 2 раза. В данном случае разъяснение ведомства невыгодно компаниям. Ведь по логике финансистов получается, что списывать убыток от реализации машины компании также придется в 2 раза дольше.

      Начислять амортизацию по переданному (полученному) в лизинг автомобилю должна та сторона, которая учитывает машину на своем балансе. Рассмотрим порядок расчета амортизационных отчислений по дорогостоящим авто, являющимся предметом лизинга.

      В этом случае компания рассчитывает амортизацию с учетом сразу 2 коэффициентов: понижающего, равного 0,5, и повышающего, равного 3. Получается, что если автомобиль стоимостью более 600 000 рублей является предметом лизинга, то компания должна рассчитывать амортизацию по нему с применением совокупного коэффициента 1,5 (0,5 x 3).

      Отметим, что применение повышающего коэффициента является добровольным. Фирма вправе установить свой повышающий коэффициент, но не выше 3. Свое решение компания должна зафиксировать в приказе по учетной политике для целей налогообложения. Повышающий коэффициент должен быть установлен на дату ввода предмета лизинга в эксплуатацию. При этом возможность изменения размера данного коэффициента в течение срока амортизации лизингового имущества Кодексом не предусмотрена. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 6 октября 2006 года N 03-03-04/1/682. То есть логика финансового ведомство по вопросам применения понижающих и повышающих коэффициентов совпадает.

      Предметом лизинга может выступать имущественный комплекс, в состав которого могут входить и автотранспортные средства, в том числе дорогостоящие. В этом случае применение коэффициента ускоренной амортизации не выше 3 возможно в отношении каждого амортизируемого объекта основных средств, входящего в комплекс. Исключение составляет имущество, относящееся к 1, 2 и 3-й амортизационным группам, если амортизация по данным объектам начисляется нелинейным методом(*14). В любом случае амортизация по дорогостоящему авто, входящему в состав комплекса, должна определяться с учетом понижающего коэффициента 0,5.

      Рассмотрим следующую ситуацию. Лизингополучатель в период действия договора лизинга передает свои права и обязанности другому лицу (перенаем). При этом предмет лизинга (в нашем случае дорогостоящий автомобиль) будет учитываться у лизингодателя. Сможет ли он в таком случае продолжать применять при амортизации данного основного средства специальный коэффициент не выше 1,5? Минфин России дает положительный ответ на данный вопрос.

      При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

      Пример: ООО «Вектор» приобрело компьютер стоимостью 50 000 рублей в марте 2016 года и ввело его в эксплуатацию в том же месяце. Объект имеет срок полезного использования от 2 до 3 лет (от 24 до 36 месяцев) и относится ко второй амортизационной группе. Организация приняла срок полезного использования — 36 месяцев.

      Месячная норма амортизации: (1: 36) х 100% = 2,77777%

      Месячная сумма амортизации: 50 000 руб. х 2,77777% = 1 388,89 руб.

      Бухгалтерские проводки: Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. Кредит 02 — начислена амортизация объекта основных средств.

      При данном способе годовая сумма амортизации зависит от первоначальной стоимости, суммы чисел лет срока полезного использования и числа лет, оставшихся до его конца.

      Пример: Стоимость объекта основного средства составляет 200 000 рублей. Срок полезного использования 5 лет. Сумма чисел лет полезного использования составит 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15.

      Первый год:

      Коэффициент соотношения 5/15

      Амортизация составит: 200 000 х 5/15 = 66 666,66 руб.

      Второй год:

      Коэффициент соотношения 4/15

      Амортизация составит: 200 000 х 4/15 = 53 333,33 руб.

      Третий год:

      Коэффициент соотношения 3/15

      Амортизация составит: 200 000 х 3/15 = 40 000 руб.

      Четвертый год:

      Коэффициент соотношения 2/15

      Амортизация составит: 200 000 х 2/15 = 26 666,66 руб.

      Пятый год:

      Коэффициент соотношения 1/15

      Амортизация составит: 200 000 х 1/15 = 13 333,33 руб.

      При данном способе начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

      Пример: Стоимость машины по изготовлению мороженого 80 000 руб. Предполагаемое количество мороженого 100 000 штук. В первый год использования с помощью машины изготовлено 20 000 штук мороженого.

      Рассчитаем амортизацию за первый год использования.

      80 000 / 100 000 х 20 000 = 16 000 руб.

      Амортизация за весь период составит:

      100 000 х 80 000 / 100 000 = 80 000 руб.

      • Как начать изучать МСФО с нуля и какой способ лучше?
      • Как правильно провести инвентаризацию
      • Дайджест по налогам № 45. Изменения по бухгалтерскому учету
      • Путеводитель по страховым взносам: кто и за что платит
      • Дайджест по налогам № 40. Новая декларация по прибыли и письма про расходы
      • Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить

      Исключено понятие «присоединённой стоимости» ввиду отсутствия понятия «присоединенная стоимость» в Национальном стандарте бухгалтерского учета и отчетности «Финансовая аренда (лизинг)», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2018 № 73 (далее – Стандарт № 73). В соответствии с нормами Стандарта 73 затраты по доставке, монтажу и установке, а также другие расходы, связанные с получением предмета лизинга учитываются в первоначальной стоимости предмета лизинга, по которой он принимается к бухгалтерскому учету лизингополучателем. Соответственно, такие затраты амортизируются в составе первоначальной стоимости.

      Уточнена терминология, применяемая при начислении амортизации при исполнении договоров аренды и лизинга – в соответствие с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.08.2014 № 526 «Об утверждении Правил осуществления лизинговой деятельности», Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2014 № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности», Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Финансовая аренда (лизинг)» (в части терминов «предмет лизинга», «вид лизинга», «срок лизинга»).

      Из Инструкции исключено требование о необходимости обязательной разработки Положения о комиссии по проведению амортизационной политики в организации.

      При создании комиссии с целью исключения дублирующих документов предусмотрено утверждение одного документа, предусматривающего состав и порядок работы комиссии, который утверждается приказом руководителя организации (уполномоченным им лицом). Такой документ может быть составлен в произвольной форме.

      Расширены права организаций по установлению и пересмотру амортизируемой стоимости, нормативных сроков службы, сроков полезного использования и методов амортизации

      Амортизируемая стоимость нематериальных активов может изменяться в случае выявления ошибки в определении амортизируемой стоимости.

      При установлении нормативного срока службы:

      — предусмотрено право комиссии по амортизационной политике по объектам основных средств, не включенным в классификацию амортизируемых основных средств, определять нормативный срок службы на основании проектной документации. В случае, если в указанной документации содержится информация о сроке службы, такой срок может быть применен в качестве нормативного срока службы. Данная норма может быть актуальна для капитальных строений (зданий, сооружений);

      – по объектам основных средств, ранее находившихся в эксплуатации, организациям предоставлена возможность применения одного из подходов корректировки их нормативных сроков службы:

      — учесть фактический срок использования объекта до момента поступления в организацию. Такое право может быть применено, когда достоверно известен срок фактической эксплуатации объекта у предыдущего(их) балансодержателя(ей) или собственника(ов). Данное право позволяет организациям установить срок, наиболее соответствующий реальному остаточному нормативному сроку службы;

      – понизить нормативные сроки службы объектов (за исключением, перешедших при реорганизации) вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до трех лет — по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и двух лет — по другим объектам основных средств.

      Предоставлены дополнительные права по пересмотру сроков полезного использования:

      • в отношении нематериальных активов – с начала отчетного года (без дополнительных условий), а также при осуществлении вложений, связанных с внесением изменений в нематериальный актив, не влекущих за собой создание нового объекта (в том числе, в течение отчетного года);
      • в отношении основных средств, перешедших в организацию в процессе реорганизации.

      При реорганизации баланс создаваемой организации формируется на основании данных из баланса реорганизуемой организации. Таким образом, в балансе созданной организации находит отражение, как первоначальная стоимость основных средств, так и сумма амортизации, начисленной за весь период их эксплуатации, а также остаточная стоимость.

      В связи с указанным, в Инструкции предусмотрено продолжение начисления амортизации создаваемой организацией исходя из определенной в балансе передающей стороны первоначальной (переоцененной) передаваемых объектов основных средств, а также ранее установленного нормативного срока службы (срока полезного использования) и метода амортизации (приложение 2).

      При этом вновь создаваемая организация наделяется правом (пункт 24 и 37 Инструкции) пересмотра срока полезного использования и метода начисления амортизации по объектам основных средств, перешедшим при реорганизации. В случае такого пересмотра, амортизационные отчисления производятся в дальнейшем от остаточной (недоамортизированной) стоимости и остаточного срока полезного использования.

      Исключена возможность пересмотра сроков и методов начисления амортизации в течение отчетного года при возникновении убытков

      Из Инструкции исключен пункт 46, предусматривавший право организации пересмотреть сроки и методы начисления амортизации в течение отчетного года при возникновении убытков, как несоответствующий пункту 6 статьи 9 Закона № 57-З Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» о неизменности учетной политики организации в течение отчетного года.

      Вместе с тем, с начала любого отчетного года организации имеют право пересмотреть сроки и методы в общеустановленном порядке.

      ��редусмотрена возможность начисления амортизации в рамках исполнения договоров лизинга не ежемесячно, а с иной периодичностью, что должно найти отражение в договоре лизинга (непосредственно или в графике лизинговых платежей) (пункт 50).

      Амортизация в 2021 – Как рассчитать? Отвечает бухгалтер

      К какой амортизационной группе относится Легковой автомобиль?

      Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

      Большая часть легковых автомобилей относится к Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

      В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

      При подсчете износа бухгалтерия самостоятельно устанавливает сроки, в которые был использован тот или иной актив. При этом все имущество распределяют по группам амортизации. Согласно п. 1 стат. 258 НК. С 2020 года на территории РФ действуют специальный Классификатор. Он помогает составить подсчет износа легкового транспорта.

      Классификатор от 2020 года утвержден Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г. (ред. – от 28.04.18 г.).

      В указанном Классификаторе предусмотрено 10 категорий. У каждой из этих категорий есть установленный срок полезного использования (СПИ). Например:

      • В первой группе находятся все активы, с СПИ от 1 до 2 лет.
      • Во второй, от 2 до 3 лет.
      • Последняя группа имеет максимально возможный срок использования — до 30 лет.

      Получается, более длительный срок эксплуатации устанавливается для долговечного имущества.

      Рассмотрим легковые транспортные средства, опираясь на данные классификатора. Получается, что для этого актива подходят сразу три группы: 3, 4 и 5.

      Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:

      • виды транспортных средств;
      • соответствующая амортизационная группа (АГ);
      • СПИ;
      • коды ОКОФ.

      Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:

      • 3 (срок 3-5 лет);
      • 4 (срок 5-7 лет);
      • 5 (срок 7-10 лет).

      Для проведения расчетов, бухгалтер или владелец предприятия самостоятельно определяет АГ и сроки полезного использования. Рассмотрим конкретные примеры:

      [1]

      1. Организация закупила машину «Kia Rio» с бензиновым двигателем, объемом 1,8 литра. Получается, данный актив можно отнести к третьей группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.
      2. Предприятие приобрело два джипа:
      • Первый: «Toyota Land Cruiser 100», с дизельным двигателем 4.8 литра.
      • Второй: «Toyota Land Cruiser Prado», с бензиновым ДВС, объем 2.5 литра.

      Для первого случая подходит 5 группа. СПИ будет находиться в пределах от 84 до 120 месяцев. Включая последний месяц пользования.

      Во втором случае транспортное средство соответствует 3 группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.

    • На фирму купили автомобиль «Ford Excursion» с бензиновым ДВС. Объём двигателя 5.5 литра. По первым признакам данное ТС можно отнести к 5 группе. Но здесь кроется небольшой подвох. Дело в том, что масса данного джипа превышает 3.5 тонны. Получается, он уже попадает под классификацию грузового транспорта. Его нельзя учитывать как легковой автомобиль.
    • Обоснованием того или иного периода использования ТС послужит акт ввода объекта в эксплуатацию. В нем нужно указать:

      • группу, к которой относится автомобиль;
      • отметить его стоимость;
      • способы расчета амортизации;
      • а также сумму ежемесячного износа.

      Все эти данные можно получить из документов при покупке машины. Обязательно сохраняйте всю документацию на автомобиль на весь срок владения!

      Сделать подсчеты и определить АГ легкового транспортного средства может как сам собственник, так бухгалтерия. Для этого потребуется точные данные по техническим характеристикам автомобиля. Также важно точно знать массу авто и год выпуска автомобиля. Эти данные можно посмотреть в документах на ТС.

      Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

      Как определить амортизационную группу легкового автомобиля? Срок полезного использования и расчет


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *