Трудовая миграция в России в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовая миграция в России в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

Миграционная ситуация в России 2021

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Шойгу нашел работу мигрантам в России

Иностранному гражданину не нужно обращаться в МВД, если:

  • по состоянию на 16 июня 2021 г. у иностранного гражданина есть действительная виза, документы с проставленными отметками о разрешенном сроке пребывания, или подтверждающие временное либо постоянное проживание иностранца в России;
  • окончание сроков временного пребывания иностранного гражданина приходилось на период после 15 марта 2020 г. и течение этих сроков было приостановлено без необходимости обращения в территориальные органы МВД России.

В этих случаях срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации продлевается без необходимости обращения в территориальные органы МВД.

С полным текстом Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» вы можете ознакомиться на этой странице.

Пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна статья о новом указе президента № 364 о временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан в России в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции до 31 декабря 2021 года или поделитесь информацией о продлении сроков действия документов мигрантов с 15 июня в соц. сетях:

Выделяют следующие категории иностранных граждан, в соответствии с их миграционным статусом:

  • постоянно проживающие — вид на жительство (ВНЖ), обратите внимание — ВНЖ не является документом, удостоверяющим личность;
  • временно проживающие — разрешение на временное проживание (РВП);
  • временно пребывающие — виза, разрешение на работу, патент, или на основании международных договоров — например, для граждан ЕАЭС.
  • иностранные работники делятся на большее количество категорий, чем иностранные граждане:
  • граждане Беларуси;
  • граждане стран ЕАЭС;
  • ВКС;
  • временно и постоянно проживающие;
  • граждане стран с безвизовым въездом;
  • граждане стран с визовым въездом;
  • студенты очных отделений.

В отношении граждан Беларуси существует двоякая позиция относительно необходимости уведомления о заключении/расторжении трудового /гражданско-правового договора и оформления полиса ДМС.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» заказчик работ или услуг обязан уведомить миграционные органы о заключении/расторжении с иностранным гражданином трудового / гражданско-правового договора в течение трех рабочих дней с даты заключения договора.

Cуществует альтернативная позиция о том, что необходимости уведомлять миграционные органы нет. Данная позиция основана на Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России подтверждена Постановлением Верховного Суда РФ.

В то же время, несмотря на наличие данной позиции, миграционные органы продолжают настаивать на необходимости уведомления о заключении и расторжении трудового /гражданско-правового договора с гражданами Беларуси, и в случае отсутствия подобного уведомления могут привлечь компанию к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ — для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) с наложением административного штрафа на компанию до 1 000 000 рублей и административным приостановлением деятельности до 90 суток. В связи с этим, в случае договора с гражданином Беларуси для минимизации рисков мы рекомендуем уведомить миграционные органы.

С оформлением полиса ДМС сложилась такая же противоречивая ситуация. Согласно позиции Минтруда РФ полис ДМС не требуется для граждан Беларуси, но при этом есть судебная практика, которая говорит об обратном. В связи с этим эксперты рекомендуют в отношении граждан Беларуси как подавать в соответствующие органы уведомления о заключении/расторжении договора, так и оформлять для них полис ДМС.

Обязательными условиями в трудовом договоре с иностранным работником являются:

  • полное имя и паспортные данные работника (они должны быть указаны одинаково во всем оформляемых документах, в том числе и в случае изменения);
  • место заключения договора (миграционные органы могут проверить фактическое нахождение работодателя в России на момент заключения договора);
  • место работы. Если иностранный работник работает по патенту в нескольких регионах России, то необходимо получать патент в каждом регионе. Если же иностранный работник работает по разрешению на работу, то в разрешении необходимо указать все регионы, в которых он работает; при этом в договоре указывается одно место работы — по месту нахождении компании;
  • трудовая функция (некоторые миграционные органы требуют указывать должность иностранного работника согласно классификатору должностей);
  • условия о разъездном или дистанционном характере работы (есть ограничения на командировки иностранных граждан в том регионе, где у них нет разрешения на работу или патента; также есть ограничения на работу дистанционно за пределами России);
  • реквизиты разрешения на работу, патент, РВП или ВНЖ, полиса или договора ДМС. Все изменения в них должны быть внесены и в оформляемые на иностранного работника документы.

В 2020-2021-м годах в связи с пандемией коронавируса в России был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов в сфере миграционного права, регулирующих въезд и выезд, трудоустройство, пребывание, карантин и т. п. В качестве ключевых можно выделить следующие документы:

  1. Указ Президента РФ от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ № 364).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019».
  5. Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».

Также внесены изменения в те документы, которые подаются в миграционные органы. Новые формы документов для привлечения иностранных граждан:

  1. Приказ МВД России от 30.07.2020 № 356 — Уведомление о заключении трудового договора, уведомление о расторжении трудового договора, уведомление о выплате вознаграждения ВКС;
  2. Приказ МВД России от 29.09.2020 № 677 — Ходатайство о выдаче приглашения на въезд;
  3. Приказ МВД России от 10.12.2020 № 856 — Уведомление о прибытии иностранных граждан или лиц без гражданства в место пребывания;
  4. Приказ МВД России от 21.12.2020 № 23235 — Цели поездок в Россию — указываются в визе иностранного гражданина;
  5. Памятка об ответственности — в памятке об ответственности, которая подается в УВМ ГУ МВД России по г. Москве при аккредитации компании добавлены обязанности согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428.

Рассмотрим наиболее значимый из них с точки зрения миграционного законодательства.

В практике миграционных органов Москвы также произошли изменения:

Собеседование при подаче документов на приглашение

При постановке компании-приглашающей стороны на учет в миграционных органах в них требуется прийти генеральному директору (главному бухгалтеру) для прохождения собеседования.

Место рождения иностранного работника

Ранее место рождения необходимо было указывать согласно паспорту иностранного работника. Сейчас у иностранного работника необходимо запрашивать свидетельство о рождении, если в его паспорте указана только страна рождения или место рождения не указано.

Сведения об образовании и местах работы высококвалифицированных специалистов (ВКС)

Ранее миграционные органы принимали документы без данных сведений. Сейчас в ходатайстве о прибытии необходимо указывать сведения о наиболее высокой имеющейся ступени образования и опыте работы за последние 10 лет.

Согласование профильного министерства для приглашения иностранных граждан

Ранее миграционные органы требовали согласование профильного министерства для подачи документов на приглашение ВКС и работников техобслуживания из «открытых» стран. Сейчас для приглашения иностранных граждан из «открытых» стран не требуется предварительное согласование вне зависимости от цели въезда.

Процесс привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов из «закрытых стран» теперь несколько усложнился. Отныне требуется согласование въезда работника и сопровождающих членов семьи в профильном министерстве. Таким образом, увеличился общий срок привлечения высококвалифицированных специалистов. Примерно до 2,5 месяцев.

Пошаговый план привлечения работников ВКС:

  1. Заключение трудового договора и подача уведомления;
  2. Согласование въезда работника и членов семьи в профильном министерстве;
  3. Подача документов для оформления разрешения на работу;
  4. Подача документов для оформления визовых приглашений на въезд для работников и членов их семей;
  5. Получение виз в российском визовом центре или Консульстве;
  6. Въезд в Россию и получение разрешения на работу.

То есть теперь необходимо пройти еще один шаг — согласовать въезд работника и членов его семьи в профильном министерстве. Такой «усложненный» режим в настоящее время сохраняется, например, для граждан Китая и Израиля.

После принятия решения о создании филиала, представительства иностранного юридического лица, необходимо представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства (ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

В заявлении об аккредитации филиала, представительства, указывается точное число иностранных работников филиала, представительства, которые будут работать в филиале, представительстве. Если количество иностранных работников меняется, то это необходимо согласовывать через Торгово-промышленную палату РФ, затем зарегистрировать изменения в налоговой службе.

В случае превышения числа иностранных работников есть риск аннулирования аккредитации в связи с тем, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит законодательству ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и привлечение филиала, представительства к административной ответственности за несоблюдение ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

По налоговому законодательству иностранный гражданин в случае длительного нахождения за пределами РФ теряет статус налогового резидента и ставка НДФЛ для него становится 30% (вместо 13%, либо 15%).

Миграционные последствия (при нахождении более 6 месяцев за пределами РФ) включают в себя риск аннулирования разрешения на работу, либо патента.

Законодательством не урегулирован вопрос относительно того, являются ли это 6 месяцев подряд, либо суммарно в течение календарного года. Эксперты рекомендуют ограничивать пребывание иностранного работника за пределами России шестью месяцами в течение календарного года. Необходимо отметить, что на практике подобная мера применяется миграционными органами крайне редко.

Что касается административной ответственности, то если иностранный работник работает на основании трудового договора, то согласно позиции Минтруда работодатель в этом случае не может обеспечить для него безопасные условия труда за пределами РФ. Поэтому работа иностранного работника на основании трудового договора за пределами России запрещена.

В случае нарушения этого запрета есть риск привлечения работодателя к административной ответственности. Эксперты рекомендуют в таких случаях заключать с иностранными работниками договор ГПХ.

С 16.06. 2021 года и до 30.09. 2021 года в отношении иностранцев, которые находятся в РФ, санкции, а именно их выдворение с территории страны на административной основе, приниматься не будут. Дополнение говорит о том, что граждане других стран не будут выдворяться за территорию России в принудительной форме. Также иностранцам не придется совершать самостоятельный выезд на контролируемой основе. Кроме того, контролирующие органы власти в этот период не будут принимать решения о передаче иностранных граждан властям другого государства.

Если данный указ был проигнорирован контролирующими органами, и вас по какой-либо причине принуждают покинуть страну, вы имеете полное право обращаться в суд. Также стоит отметить, что решения о нежелательности или запрете въезда на территорию России также приниматься не будут.

Заметка! Данная поправка не касается граждан, которые были освобождены из мест лишения свободы или были замечены в нарушении государственных границ. Также под поправку не попадают граждане, которые открыто заявляют о том, что активно поддерживают свержение государственного строя.

+7 967 157 18 71 WatsApp

+7 968 355 08 94 WatsApp

Трудовой миграцией называют переезд граждан в другой город, регион или за пределы государства с целью поиска работы с достойной заработной платой. Помимо оплаты целью может быть самореализация человека в определённой области.

Выделяют внешнюю и внутреннюю миграцию:

  1. В процессе внешней миграции (иммиграции и эмиграции) граждане одной страны переезжают жить в другую. Иногда иммигрантов привлекает социальная программа государства, в котором они собираются жить на пособия. Но чаще всего переезд связан с возможностью трудоустройства на высокооплачиваемую должность;
  2. Внутреннее мигрирование представляет собой изменение места жительства внутри своей страны: переезд из села в город или наоборот, переселение в другой регион.

Среди причин переезда трудоспособного населения выделяют экономические и неэкономические. К экономическим относятся:

  • Низкая оплата труда;
  • Отсутствие рабочих мест;
  • Невозможность устроиться по профессии или на желаемую должность;
  • Отсутствие перспектив для карьерного роста.

Большое количество трудовых мигрантов появляется после закрытия градообразующего или другого крупного предприятия регионального значения, когда сразу сотни людей оказываются без работы.

По мнению российских иммигрантов, в большой стране много возможностей, чтобы заработать и содержать семью. Массовый приток в страну неквалифицированной рабочей силы связан с возможностью дать работу дворникам, грузчикам и разнорабочим. Такие профессии оплачиваются невысоко, но даже этот доход значительно превышает уровень заработной платы на родине. Миграции также способствует отсутствие языкового барьера.

Для высококвалифицированных специалистов привлекательны российские технологии.

Среди факторов, которые заставляют россиян переезжать в другие страны, выделяют:

  1. Потребность в профессиональном росте. Особенно это касается жителей регионов, перед которыми стоит вопрос переезда в столицу или за границу. Также в зарубежные страны уезжают учёные, труд которых там ценится выше, чем на родине;
  2. Усложнившаяся политическая ситуация в связи с наложенными на Россию санкциями;
  3. Экологическая обстановка и невысокая продолжительность жизни. Трудоспособное население, которое уезжает по этой причине, эмигрирует в Израиль или Японию.

Помимо названных проблем существует мнение, что в европейских странах уровень безопасности и социальных гарантий выше российского, поэтому есть отток из страны и по этой причине.

Трудовые мигранты: опасность и возможность в одном флаконе

Данные о количестве иностранных граждан, приезжающих в Россию для заработка, сообщает Росстат. Большое количество трудовых переселенцев устраиваются на работу нелегально. На законных основаниях работают иностранные граждане, получившие вид на жительство или временную регистрацию на срок, превышающий 9 месяцев.

Большую часть иммигрантов в РФ составляют граждане бывшего СССР.

В таблице представлены данные по количеству прибывших иностранцев в 2021 году.

Государство Количество мигрантов, млн.чел
Украина 3,3
Казахстан 2,5
Узбекистан 1,1
Белоруссия 0,76
Азербайджан 0,77
Грузия, Армения, Таджикистан, Китай, Вьетнам, Афганистан, Турция, Южная Корея, страны ЕС и др. 3,47

Общее количество иммигрантов в 2019 году — 11,9 миллионов человек. Нелегально находились на территории России половина из них. Этих людей депортируют из страны по закону.

Наиболее популярные города, в которые приезжают иностранцы в поисках работы:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Новосибирск;
  • Красноярск;
  • Екатеринбург.

По данным статистики, на начало 2020 г за год из РФ уехали 300 тысяч человек. Большинство из них (около 250 тысяч) переселились в страны СНГ. Среди государств, не принадлежащих постсоветскому пространству, популярностью у россиян пользуется Германия, Канада и Китай. Точных цифр нет, но известно, что граждане России переезжают в страны Латинской Америки, а также Израиль и Турцию.

На первой позиции среди российских городов по количеству эмигрантов находится Омск, на втором — Москва и Московская область.

Главной проблемой иностранных граждан, приехавших трудиться в РФ, считается сложность получения регистрации по месту жительства. Владельцы сдают квартиру мигрантам, но в регистрации отказывают, так как у них нет желания разбираться с миграционным законодательством.

Часто хозяин квартиры не оформляет договор аренды, чтобы не платить налоги. Пребывание иностранного гражданина в России трактуется как нелегальное, и ему грозит депортация. В случаях же если договор заключён, дополнительные расходы ложатся на мигранта.

Другие сложности проживания и работы иностранцев в РФ:

  • Расовая дискриминация;
  • Низкая оплата труда;
  • Небольшое количество и выбор рабочих мест;
  • Проблемы с адаптацией к обществу и культуре;
  • Незнание языка.

Мигранту не только требуется очень быстро оформить документы и устроиться на работу, но и научиться правилам поведения в обществе и русскому языку.

Миграционная ситуация в стране ежегодно меняется, также совершенствуется законодательство в этой сфере. Есть надежда, что будут созданы комфортные условия для труда как местного населения, так и мигрантов.

В Российской Федерации, как и во множестве других государств, выделяется внутренняя и внешняя трудовая миграция. Внутренняя предполагает перемещение жителей одной страны исключительно в рамках территории такого государства. Внешняя миграция, напротив, предусматривает смену места постоянной дислокации лицами, преследующими цель трудоустройства, путем пересечения государственной границы.

Также существуют виды миграции населения, которые характеризуют продолжительность трудовой деятельности, нахождение мигрантов в своем или иностранном государстве на основании трудовой деятельности. Речь идет о таких ее видах, как эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная.

Внутренняя трудовая миграция в россии 2021 тенденции

Согласно данным пресс-службы МВД РФ, с начала 2019 года с территории страны было выдворено практически одиннадцать тысяч иностранцев. Наряду с этим, согласно статистике, за первый квартал указанного года в Россию, в целях трудоустройства, въехало около полутора миллионов мигрантов. Упомянутые данные, в сравнении с аналогичным периодом, говорят о спаде притока трудоспособных иностранных граждан на 6,2 процента.

Кроме того, миграционный поток в РФ значительно упал по сравнению с 2019 годом, а именно на двадцать процентов. Так, за последние два года количество украинских граждан, желающих посетить Россию, уменьшилось в два с половиной раза. В то же время трудовая миграция в РФ из стран Средней Азии, наоборот, стремительно идет вверх.

В 2020 году мигрантов, желающих трудоустроиться к российским работодателям, ожидает широкий спектр изменений в нормативной базе РФ, а именно:

  1. Практически во всех областях Российской Федерации увеличена стоимость патента на получение работы для иностранных граждан.
  2. В связи с проведением чемпионата мира по футболу, ужесточены порядки регистрации как российских, так и граждан других стран в городах, которые проводят футбольные матчи. В самых крупных из них, таких как Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, срок постановки на учет – двадцать четыре часа с момента прибытия. Указанное правило действует на период 25.05.18 – 16.07.18.
  3. Для иностранцев и лиц без гражданства возникнет необходимость в получении новых полисов медицинского страхования, так как с 01.01.18 старые потеряли свою актуальность.
  4. Существенно сократилась квота на получении РВП. В сравнении с 2019, в текущем году планируется выдача девяноста тысяч разрешений на временное проживание, что практически на двадцать тысяч меньше прошлогодней нормы.

Важно отметить, что каждый регион имеет право самостоятельно принимать решение об ограничении принятия трудовых мигрантов в ту или иную сферу.

Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.

Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622) – «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации» – отдал целый ряд поручений.

По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.

Общий порядок понятен, как и раньше.

Упрощённый применяется к лицам, «близким нам в социокультурном отношении» (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии «позитивных социальных связей» в РФ (родственники), «уязвимого положения» (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только «экономические» (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.

При особом порядке решение принимает президент РФ.

Теперь Комиссия по вопросам гражданства при президенте будет рассматривать материалы «об отмене решений о приёме в гражданство Российской Федерации, принятых как Президентом Российской Федерации, так и МВД России, и МИД России», если будет установлено, что получивший гражданство предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения.

Что имеется в виду? Заведомо ложные сведения относятся к тому, что мигрант давал обещание соблюдать законы РФ, а, например, начал торговать наркотиками или заниматься террористической деятельностью. В таком случае, как разъясняется на сайте МВД, «решение о приобретении гражданства Российской Федерации… подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации».

В МВД сейчас трудятся над новой концепцией миграционной политики. Когда закончат — выпустят совершенно новый закон для мигрантов. Основные изменения, которые планируются на ближайшие год-два:

  • РВП совсем уберут из процесса легализации. Этот статус в России больше не нужен — так считают и в МВД, и в правительстве;
  • Появится больше оснований для получения ВНЖ;
  • Мигрантам начнут выдавать ID-карты. Документ будет включать все данные о своем владельце, в том числе отпечатки пальцев, номер патента и даже места работы.

В 2021 году работу над новым законом уже планируют завершить, но действовать он начнет не раньше 2022 года. Поэтому иностранцам еще как минимум год придется «помучиться» с оформлением РВП.

Проект о биометрическом и медицинском контроле граждан из стран с безвизовым режимом уже внесли в нижнюю палату. Министерство внутренних дел России разрабатывает новый закон на рассмотрение Государственной думы. В нем говорится о создании отдельных реестров для трудовых мигрантов и работодателей.

Ведомство предлагает задачи по трудоустройству и медицинскому страхованию передать в управление компетентных органов. Это значит, что будет разработан целый пакет документов с регламентом деятельности иностранных граждан.

Упрощение процедуры въезда связывают с нехваткой трудовых ресурсов. Статистика за предыдущий год показывает снижение доли работающего населения на 40 %. Об этом заявил действующий вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, ситуация с пандемией негативно отразилась на некоторых важных отраслях и как следствие всей экономике страны. Например, катастрофически не хватает людей для работы в строительстве.

Заместитель главы Министерства сельского хозяйства не раз обращал внимание на острую нехватку рабочей силы в данной отрасли. Он отметил, что крупные фермерские хозяйства и аграрии нуждаются в опытных и квалифицированных помощниках и предложил воспользоваться услугами специалистов из других стран.

— Речь идет о внедрении современных цифровых технологий в сфере контроля миграционных процессов, — объясняет руководитель научного центра евразийской интеграции и сотрудничества, бывший замдиректора Федеральной миграционной службы России Вячеслав Поставнин. По его словам, перед государством стоит задача по созданию единой цифровой платформы, куда предполагается внести все ключевые сведения о мигранте и его положении в России.

Существующий порядок оформления трудовой деятельности иностранца сложно назвать идеальным. О бюрократической цепочке действий, которые должен предпринять законопослушный иностранный работник, «Известиям» рассказала член Ассоциации юристов России (АЮР) Мария Спиридонова.

— В настоящее время, чтобы легально устроиться на работу, необходимо иметь загранпаспорт (если его нет, то необходимо его получить на родине), оформить на границе миграционную карту (заполняется самостоятельно, что зачастую вызывает определенные затруднения), в день приезда оформить карту медицинского страхования, встать на миграционный учет, оформить патент (на это дается 30 дней), — пояснила юрист.

Заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московского городского педагогического университета Александр Ростокинский считает, что авансовый налог может стать существенной преградой для честных, но бедных жителей сопредельных государств.

— Мотивация приезда в Россию — отсутствие заработка на родине. Проще говоря, отсутствие денег, которые в том числе нужны и на проезд, и на авансовый налог. В данной ситуации можно предположить, что некоторая часть потенциальных мигрантов откажется от поездки, а некоторая поедет нелегально. Напрашивается прогноз об изменении баланса официально и неофициально въезжающих. В таком случае мы столкнемся с проблемой уменьшения собираемости налогов с работающих в РФ мигрантов, — считает член АЮР Ростокинский.

В 2018 году МВД сообщало о 2 млн нелегальных мигрантов, проживающих на территории России, тогда как всего в стране находилось около 10 млн иностранцев. По подсчетам Александра Ростокинского, реальное число нелегалов в стране, ушедших от полицейского учета, могло быть в несколько раз больше. Он напомнил, что в 2019 году Генпрокуратура подсчитала, что по вине мигрантов произошло 31 010 преступлений. Криминологи считают, что большая их часть на совести нелегалов.

Число трудовых мигрантов в России на 2021 г составило

Россия ввела ограничение и запрет въезда для всех иностранцев и лиц без гражданства на свою территорию с 18 марта по 1 мая 2020 года из-за чрезвычайной ситуации и риска распространения короновируса COVID-19. Об этом сообщил премьер-министр страны Михаил Мишустин говорится на официальном сайте правительства России.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших в Россию с целью получения постоянного места жительства, составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2021 году.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов. На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия – страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Граждане этой страны всерьёз опасаются за свои жизнь и здоровье из-за боевиков ИГИЛ. На северо-востоке страны действует лагерь для беженцев, и там ежедневно умирает от недоедания до 30 человек. Всего дожидаются помощи 24 000 жителей Нигерии — и, естественно, некоторые пытаются действовать своими силами.

Само явление не является чем-то необычным и уникальным. Именно посредством миграции человечество, возникнув на территории Африки, заселило все земные континенты, кроме Антарктиды. В II–V веках нашей эры массовый военно-миграционный процесс, известный под названием Великое переселение народов, привёл к крушению Западной Римской империи. Тем не менее современная картина Европы была бы вряд ли возможна без этого крупнейшего исторического события.

Однако у правозащитников немало претензий к действиям властей — они неоднократно заявляли, что правоохранители идут на различные уловки, не давая мигрантам возможности на защиту. Так, повестки часто содержат неправильные адреса или посылаются слишком поздно, чтобы не дать времени подготовиться к заседанию.

Что касается регионов, в России 2021 год не стал исключением: как и раньше, главным магнитом остаются Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Определенный прирост наблюдается в южных районах страны, особенно в Краснодарском крае. Едут люди и в Татарстан, а вот в Сибирском Федеральном округе и на Дальнем Востоке происходит постепенный отток населения.

 Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире проблема миграции занимает особое место и требует постоянного внимания исследователей. Ученые и специалисты различных отраслей знаний активно разрабатывают модель регулирования миграционных процессов, включающую в себя весь многообразный спектр этой общемировой проблемы.

Наибольшие показатели по выбытию в государства ближнего зарубежья продемонстрировала Украина — 122954 человека в 2018 году. Затем с большим отрывом идут Казахстан — 45625 человек и Таджикистан — 36901 человек. Среди стран дальнего зарубежья лидирующие позиции по выезду из РФ удерживали Китай (7544), Северная Корея (6038), Индия (5217) и Германия (5209).

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

Сейчас данные о приезжих также собирает Росстат. Информация разнится – не всегда работающие в России иностранные граждане указывают точную цель своего прибытия. Приток мигрантов обеспечивает увеличение населения государства – в среднем 200-220 тысяч человек за год.

Отметим, что согласно официальной статистике, с 2010 года отмечается медленный, но стабильный прирост численности граждан. Общая численность населения России на 1 января 2021 года составляет 146 544 710 человек (с Крымом) по данным Росстат (согласно данным от 09.03.2016 об оценке численности населения на 01.01.2016). Численность населения России на 1 января 2015 года составляла 146 267 288 человек. Увеличение численности населения за январь-октябрь 2016г. сложилось за счет естественного и миграционного приростов. При этом миграционный прирост составил 91,5 % от общего прироста населения.

С 2006 г. в России начала уменьшаться численность населения в трудоспособном возрасте. Но если за 2006 г. убыль населения в трудоспособном возрасте была небольшой и составила 176 тыс. чел., то уже за 2009 г. она превысила 900 тыс. чел. – 1% от всей численности российского трудоспособного населения, которая на 1 января 2010 г. равнялась 88360 тыс. чел. В дальнейшем убыль трудоспособного населения будет продолжаться: согласно среднему варианту прогноза Росстата, с 2011 г. по 2025 г. она превысит 10 млн чел. По мнению многих экспертов [15], такую огромную потерю численности трудоспособного населения (более 12%) за такой короткий срок невозможно будет возместить только за счет повышения производительности труда, реструктуризации экономики, вывода на рынок труда части экономически неактивного населения – домохозяек, пенсионеров, инвалидов и т.д. Не решит проблемы и более активное использование потенциала внутренней трудовой миграции – ведь дефицит работников постепенно затронет все российские регионы. Таким образом, без использования иностранной рабочей силы, причем во все более возрастающих масштабах, России в ближайшее 10–15 лет не обойтись.

Еще с работой тяжело в Чувашии — на заработки уезжают 13,6% работников; Калмыкии — 12,8%; Марий Эл — 11,7%; Еврейской автономной области — 11,4%; Мордовии — 11%. Но число трудовых мигрантах здесь впечатляет, даже если говорить не только об экономически активном, а обо всем населении региона.

Число мигрантов, переселяющихся в пределах России, сократилось на 108,5 тыс. человек, или на 5,6%, по сравнению с 1-м полугодием 2018 г. В прошлом году, напротив, отмечался рост данного показателя. В целом число мигрантов в пределах России в последние годы незначительно увеличилось, хотя год от года имеет место то рост, то сокращение числа переселений. По-видимому, полагают авторы анализа, порядок передачи данных о внутренних мигрантах от МВД Росстату не претерпевал изменений, в отличие от данных о международных мигрантах.

В целом увеличение миграционного прироста населения России вкупе с его снижением по Москве и Санкт-Петербургу привело к сокращению числа регионов, испытывающих миграционную убыль населения. В 1-м полугодии 2018 г. их было 57 из 85, в 2019 г. — 39 из 85. Более определенные выводы о тенденциях изменения направлений миграции, считают ученые ИНСАП, можно будет делать по итогам года. Возможно, полагают аналитики, годовые данные сгладят и всплеск миграционного прироста, отмеченный в России в начале года.

На 1 августа 2019 г. в РФ пребывало 4,46 млн трудовых мигрантов — иностранцев, указавших при въезде цель «работа по найму». Это почти на 300 тыс. больше, чем на 1 августа 2018 г. — 4,17 млн (на 1 августа 2017 г. — 4,22 млн). 97% всех трудовых мигрантов — граждане стран СНГ. Рост трудовой миграции обеспечили в основном три страны Средней Азии — Узбекистан, Таджикистан и Киргизия; трудовая миграция из Азербайджана и Казахстана также выросла, но не так значительно. При этом трудовых мигрантов из Молдовы стало на четверть меньше, чем в ��рошлом году, а из Украины — почти на 20%.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 г. в абсолютных цифрах более всего выросла численность иностранцев из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана. Одновременно продолжает сокращаться присутствие в России граждан Молдовы и Украины. Если еще в прошлом году в середине лета численность граждан Украины и Узбекистана была почти равной (а в 2015—2017 гг. Украина заметно лидировала), то в этом году разрыв составил около 400 тыс. человек в пользу Узбекистана.

По официальным данным Организации Объединённых Наций на 2019 год общее количество мигрантов в мире составило 232 миллиона человек. Процентное соотношение мигрантов ко всему населению Земли составляет 3,2%. При этом тогда были выделены крупнейшие мировые миграционные коридоры, по которым происходит перемещение населения. К ним относятся:

У каждого народа свои критерии выбора страны для ПМЖ и отдыха. Именно поэтому, мы подготовили список стран для переезда российских граждан, а также подданных бывших СНГ. Европа, Азия, Восток или Америка. Куда лучше и безопаснее отправиться в��ей семьей с возможностью освоить новые горизонты, дать детям образование встретить безбедную старость и спокойно путешествовать по другим юрисдикциям без каких-либо проблем?

При установлении дальнейших показателей использовалась статистика миграции в России 2014 года, в частности, за период с января по август. После анализа данных был составлен следующий рейтинг регионов Российской Федерации по привлекательности для мигрантов.

Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.

Однако, общий миграционный прирост достигается только за счёт приезжих из стран СНГ. Со государствами дальнего зарубежья миграционная убыль для России за 2018 год составила 4222 человека. В Россию из стран этой категории прибыло 54961 человек, а убыло из нашей Родины в государства вышеуказанной категории 58913. Это говорит о том, что россияне продолжают стремиться выехать за рубеж.

Если говорить о полученных РВП, то за первые 5 месяцев 2021 года их было выдано 60 413. Количество выданных ВНЖ составило 103 023. В прошлом году эти цифры выглядели как 98 221 и 77 755 соответственно. Можно заметить, что выдача ВНЖ в 2021 году стала масштабнее, несмотря на пандемию. Ниже приведена сравнительная таблица по годам:

К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно – политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

Экономическую и социальную роль трудовой миграции для России, несмотря на распространенную в российском обывательском сознании нелюбовь к мигрантам, особенно из стран Средней Азии, трудно переоценить. В течение последней четверти века именно мигранты во многом спасали Россию от провала в демографическую яму, компенсируя естественную убыль населения.
Правила миграционного учета, или как его еще называют регистрации, в 2021 году изменились и в этом году их необходимо соблюдать.

По сравнению с 2014 годом в России на миллион человек сократилась численность мигрантов, приезжающих в страну на временную работу – всего в 2021 году в России работали около 10 млн иностранцев (см. «НГ» от 09.01.19). В связи с резким обвалом рубля поток трудовых мигрантов уменьшился вдвое по сравнению с 2014-м.

Эксперты утверждают, что уже возникла нехватка трудовых ресурсов, особенно в строительной отрасли. По статистике МВД, вдвое сократилось число выданных на работу лицензий — со 127 тысяч до 63 тысяч. Примерно на такое же число уменьшилось и количество оформленных разрешений на временное проживание, патентов на работу и видов на жительство.

  1. Невозможность конкурировать местного населения с теми кадрами, которые приезжают, в том числе и в разрезе готовности получать низкую заработную плату;
  2. Эпидемии. Люди могут привозить с собой вирусы и инфекции не свойственны данному региону, поэтому болезненность населения будет увеличиваться;
  3. Социальные и политические конфликты на основе разного восприятия мира, религиозных и политических убеждений;
  4. Повышение криминальной обстановки, вызванной низким уровнем воспитания, уровнем жизни и т.д.

В 2021 году РФ ждет роста потока трудовых мигрантов – прогноз

В широком понимании трудовая миграция – это перемещение населения в рамках определенной страны или между несколькими государствами, связанное с занятостью или поиском работы. В свою очередь, трудовой мигрант – это лицо, которое с целью трудоустройства меняет место своего проживания как внутри своей родной страны, так и путем выезда из нее в другое государство.

  • демпинг в сфере рынка труда, вызванный увеличением количества рабочей силы, что влечет за собой снижение заработной платы;
  • рост конкуренции, что усложняет возможность получения рабочих мест местными жителями;
  • большой приток неработающих мигрантов может спровоцировать повышение уровня безработицы;
  • создание дополнительной нагрузки на социальную инфраструктуру, например, на школы, больницы и т. д.
  • трудовая эмиграция из России высококвалифицированных специалистов может повлечь за собой ухудшение развития в научных, технических и других сферах деятельности страны.

Согласно данным пресс-службы МВД РФ, с начала 2019 года с территории страны было выдворено практически одиннадцать тысяч иностранцев. Наряду с этим, согласно статистике, за первый квартал указанного года в Россию, в целях трудоустройства, въехало около полутора миллионов мигрантов. Упомянутые данные, в сравнении с аналогичным периодом, говорят о спаде притока трудоспособных иностранных граждан на 6,2 процента.

В Российской Федерации, как и во множестве других государств, выделяется внутренняя и внешняя трудовая миграция. Внутренняя предполагает перемещение жителей одной страны исключительно в рамках территории такого государства. Внешняя миграция, напротив, предусматривает смену места постоянной дислокации лицами, преследующими цель трудоустройства, путем пересечения государственной границы.

  1. Практически во всех областях Российской Федерации увеличена стоимость патента на получение работы для иностранных граждан.
  2. В связи с проведением чемпионата мира по футболу, ужесточены порядки регистрации как российских, так и граждан других стран в городах, которые проводят футбольные матчи. В самых крупных из них, таких как Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, срок постановки на учет – двадцать четыре часа с момента прибытия. Указанное правило действует на период 25.05.18 – 16.07.18.
  3. Для иностранцев и лиц без гражданства возникнет необходимость в получении новых полисов медицинского страхования, так как с 01.01.18 старые потеряли свою актуальность.
  4. Существенно сократилась квота на получении РВП. В сравнении с 2019, в текущем году планируется выдача девяноста тысяч разрешений на временное проживание, что практически на двадцать тысяч меньше прошлогодней нормы.

Первая новость касается иностранных граждан, у которых в России есть близкие родственники — граждане Российской Федерации. Согласно статье 2 Семейного кодекса близкими родственники у нас являются:

  • дети,
  • родители,
  • супруг или супруга.

Для них могут сделать исключение в миграционном законодательстве. Соответствующий законопроект внесён на рассмотрение в Госдуму 14 января 21 года.

Вкратце, законопроект предлагает дополнить статью 7 и 9 закона “ О Правовом положении иностранных граждан”.

Эти статьи касаются аннулирования вида на жительство, при наличии двух и более административных штрафов. А также дополнить пункт 11 статьи 27 закона “О порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию”. Очень многие с ним уже сталкивались или возможно что ещё столкнуться пока этот законопроект будут рассматривать. Он дает возможность за два и более штрафов оформить запрет на въезд в Российскую Федерацию.

Второе, как сообщается ТАСС, Федеральные органы власти поддержали инициативы Минэкономразвития по представлению вида на жительство для иностранных инвесторов.

Согласно проекту для получения вида на жительство по данному основанию иностранный гражданин должен вложить в предпринимательство от 10 миллионов или владеть недвижимостью стоимостью от 30 миллионов рублей.

В министерстве рассчитывают, что в ближайшее время данный законопроект будет рассмотрен. Ранее директор департамента Минэкономразвития, который связан именно с проектами и странами СНГ сообщил, что вступление в силу данного закона планируется не ранее середины 2021 года.

Также глава МВД по миграции заявляла, что готовится серьёзные изменения в закон о правовом положении иностранных граждан. Которые должны быть приняты летом 2021 года

Будем надеяться, что появятся новые основания для оформления вида на жительство. Напомним, что в прошлом году в марте месяце прошлого года было анонсировано поручение президента об отмене РВП.

Скорее всего, по всей информации, которая поступает из МВД, к середине лета будем надеяться, что данный вопрос будет решен и действительно будет реформирован закон о правовом положении иностранных граждан, которому уже более 18 лет.

На 19 января 21 года запланировано рассмотрение в первом чтении проекта закона о запрете государственным и муниципальным служащим иметь второе гражданство/вид на жительство. Данный законопроект внесён в Госдуму президентом России Владимиром Путиным.

Новые правила рассмотрения заявлений на квоты РВП

В связи с постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря № 2345 утверждены новые правила распределения квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства РВП. Постановление вступило в силу 14 января 2021 года

Там перечислены критерие, которые принимает во внимание комиссия по принятию решения о выдаче РВП:

  • официальное трудоустройство;
  • наличия образования;
  • специальности по профессии;
  • наличие официального источника дохода;
  • наличии родственников граждан Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории России;
  • наличие жилого помещения;
  • отсутствие судимости.

А также были ли случаи привлечения к административной ответственности в течение года.

Заметим, что основным критерием является работа с официальным трудоустройством в России не менее 6 месяцев на протяжении трёх последних лет. До даты обращения с заявлением на квоту (2017- 2020 годы). То есть вы должны оценить работали вы не менее 6 месяцев в указанные периоды.

Посмотрите эти критерии прежде, чем подавать заявление на квоту и оцените свои шансы. Теперь это постановление вступило в силу. Это значит, что теперь в МВД должны разработать новую форму заявки-анкеты.

По отзывам во многих регионах сейчас не принимают заявление на квоту и ждут эту новую форму и перечень документов.

Так что внимательно следите за сайтами ваших территориальных управлений по миграции. Уточняйте информацию, когда будет дата приема заявлений на квоту в ваших регионах.

Подчеркнём, что теперь заявление на квоту рассматривается в течение 30 рабочих дней. Решения принимаются голосованием членов комиссии и оформляются протоколом. Извещают вас по фактическому адресу или по электронной почте.

Министерство труда и социальной защиты собирается рассматривать вопрос введения ограничения работы в такси для иностранных граждан. Депутат Заксобрания Петербурга Андрей Анохин направил соответствующее обращение к главе Минтруда.

Он попросил министра продумать меры, которые способны ограничить возможности трудоустройства таксистами для иностранных граждан в связи с ростом ДТП и других происшествий.

Ранее уже не раз поднималась и данный вопрос, как депутатами, так и другими госслужащими и обсуждался в Госдуме. В этом вопросе есть две позиции:

  1. Разрушить только гражданам Российской Федерации работать в такси;
  2. Иностранцы должны получить водительские права российского образца, на основании которых можно будет работать такси.

Вот данных две позиции, которые фактически обсуждаются в Госдуме, но пока это только обращение. Решение вопроса остается открытым.

Статистическими данными по трудовой миграции за 2021

Главный документ, дающий право трудовому мигранту в России работать легально это патент, и он ежегодно дорожает. Наряду с ним часто повышается стоимость и сопутствующих справок, которые необходимо получить для оформления патента.

Правила миграционного учета, или как его еще называют регистрации, в 2021 году изменились и в этом году их необходимо соблюдать. Теперь иностранный гражданин\трудовой мигрант обязан вставать на миграционный учет только там, где проживает. При этом сложно стало не только мигрантам, но и работодателям, которые ранее могли поставить на учет иностранного работника по адресу офиса, но сам сотрудник не проживал там.

На одном страхе новую империю не построить. Россия без притока трудовых мигрантов может столкнуться с дефицитом кадров и проблемами нормального развития собственных территорий — ежегодно с карты России и так исчезают десятки населенных пунктов. Привлекательность российского рынка труда для мигрантов из стран СНГ более четверти века оставалась важнейшим фактором влияния России на постсоветском пространстве. Этот фактор Россия загубила своими руками. И никаким новейшим оружием это не исправить.

Экономическую и социальную роль трудовой миграции для России, несмотря на распространенную в российском обывательском сознании нелюбовь к мигрантам, особенно из стран Средней Азии, трудно переоценить. В течение последней четверти века именно мигранты во многом спасали Россию от провала в демографическую яму, компенсируя естественную убыль населения. В последние два года на фоне увеличения оттока мигрантов и затяжного экономического кризиса с падением доходов населения в России вновь стала уменьшаться и рождаемость. В результате в 2021 году в России возобновилась естественная убыль населения и составила 99,7 тысячи человек. Причем она отмечалась в 60 регионах страны, тогда как увеличилась численность населения лишь в 15 регионах.

В 2021 году казалось, что Россия теряет свою привлекательность, а отечественный рынок труда оказался под угрозой из-за внешних и внутренних проблем. Тогда эксперты Института Гайдара и РАНХиГС фиксировали самый низкий приток мигрантов за всю историю постсоветской России, а из страны стали уезжать в 10 раз больше людей, чем это было в нулевые. По сравнению с 2021 годом в России на миллион человек сократилась численность мигрантов, приезжающих в страну на временную работу – всего в 2021 году в России работали около 10 млн иностранцев (см. «НГ» от 09.01.19). В связи с резким обвалом рубля поток трудовых мигрантов уменьшился вдвое по сравнению с 2021-м.

Эксперты отмечают «забуксовавший» процесс легализации трудовых мигрантов: общее число оформленных разрешительных документов выросло за первые пять месяцев только на 2%, тогда как в 2021–2021 годах в этот же период показатель увеличивался на 8–10%.

О том, что миграционный прирост населения России резко увеличился в начале 2021 года, сообщили ведущие научные сотрудники РАНХиГС Никита Мкртчян и Юлия Флоринская в июльском выпуске обзора «Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития». Число прибывших в первом квартале 2021 года было наибольшим за все последнее десятилетие, а динамика по сравнению с предыдущими годами выглядит «аномальной», подчеркивали исследователи. Первым на публикацию обратил внимание РБК.

В январе-апреле прирост составил 98 тысяч человек, тогда как в январе-апреле 2021 года — 57,1 тысяч. Рост был полностью обеспечен увеличением числа прибывших в страну — 218,6 тысячи против 177,3 тысячи за соответствующий период прошлого года. При этом число выбывших практически не изменилось, следует из данных Росстата.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Трудовой миграцией называют переезд граждан в другой город, регион или за пределы государства с целью поиска работы с достойной заработной платой. Помимо оплаты целью может быть самореализация человека в определённой области.

Выделяют внешнюю и внутреннюю миграцию:

  1. В процессе внешней миграции (иммиграции и эмиграции) граждане одной страны переезжают жить в другую. Иногда иммигрантов привлекает социальная программа государства, в котором они собираются жить на пособия. Но чаще всего переезд связан с возможностью трудоустройства на высокооплачиваемую должность;
  2. Внутреннее мигрирование представляет собой изменение места жительства внутри своей страны: переезд из села в город или наоборот, переселение в другой регион.

По мнению российских иммигрантов, в большой стране много возможностей, чтобы заработать и содержать семью. Массовый приток в страну неквалифицированной рабочей силы связан с возможностью дать работу дворникам, грузчикам и разнорабочим. Такие профессии оплачиваются невысоко, но даже этот доход значительно превышает уровень заработной платы на родине. Миграции также способствует отсутствие языкового барьера.

Для высококвалифицированных специалистов привлекательны российские технологии.

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

С 2006 г. в России начала уменьшаться численность населения в трудоспособном возрасте. Но если за 2006 г. убыль населения в трудоспособном возрасте была небольшой и составила 176 тыс. чел., то уже за 2009 г. она превысила 900 тыс. чел. – 1% от всей численности российского трудоспособного населения, которая на 1 января 2010 г. равнялась 88360 тыс. чел. В дальнейшем убыль трудоспособного населения будет продолжаться: согласно среднему варианту прогноза Росстата, с 2011 г. по 2025 г. она превысит 10 млн чел. По мнению многих экспертов [15], такую огромную потерю численности трудоспособного населения (более 12%) за такой короткий срок невозможно будет возместить только за счет повышения производительности труда, реструктуризации экономики, вывода на рынок труда части экономически неактивного населения – домохозяек, пенсионеров, инвалидов и т.д. Не решит проблемы и более активное использование потенциала внутренней трудовой миграции – ведь дефицит работников постепенно затронет все российские регионы. Таким образом, без использования иностранной рабочей силы, причем во все более возрастающих масштабах, России в ближайшее 10–15 лет не обойтись.

Главным итогом прошедшего десятилетия в области трудовой миграции можно считать достигнутое, наконец, и в экспертном сообществе, и среди лиц, принимающих решения, согласие по поводу необходимости такой миграции для развития российской экономики. Теперь на очереди обсуждение более сложных вопросов. Речь идет, в первую очередь, об оценке численности и состава необходимых России трудовых мигрантов. В условиях отсутствия реальных механизмов определения количественных потребностей российского рынка труда в работниках вообще и в мигрантах, в частности, да еще и в разрезе определенных профессий и квалификаций, эта задача без специальных серьезных исследований решена быть не может.

Кроме того, на сегодняшний день неизвестно общее количество уже находящихся и работающих в России трудовых мигрантов. А получить статистически верные оценки их численности невозможно без существенного сокращения нелегального сегмента трудовой миграции, т.е. нужны будут серьезные законодательные меры по выводу иностранных работников из тени. Отчасти эти меры уже заложены в подготовленной и принятой Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г.

В России планируют сократить почти на 40 тысяч количество иностранцев, которые приезжают в страну по рабочей визе.

Об этом говорится в законопроекте, размещенном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Если в 2020 году квоту предоставили более чем 144 тысячам человек, то в 2021-м эту цифру планируют уменьшить до 104 993 человек.

Квоту должны сформировать к 15 ноября. Пока проект находится на стадии обсуждения.

Сократить иностранных работников планируется в следующих сферах:

Если посмотреть данные опросов Росстата, самая популярная профессия у мигрантов — продавец. Из 2,5 млн человек, отвечавших на вопросы статистиков, в торговле заняты 240,3 тысячи. Чуть меньше — в промышленной сфере: 237,1 тысячи. На третьем месте — водители: 230,7 тысячи. Интересно, что 165,5 тысячи приезжих занимают руководящие должности.

В 2021 году статистикой был зафиксирован очередной всплеск эмиграционной волны. Но если до 2021 года данные говорили о том, что, в основной массе, из страны уезжают лица, недовольные политическим режимом, считающие беженство единственным способом обезопасить себя от преследования властей, то с 2021 года в число выехавших за рубеж мигрантов все чаще входят учителя, инженеры, ученые, а также работающая молодежь до 24 лет.

Ежегодно выписывается штрафов более чем на 7 миллионов рублей. Ужесточаются правила. Нелегалы высылаются из страны. К тому же государство может запретить возвратный въезд нелегалу в течение определенного срока и даже посадить в тюрьму, если вскрывается неоднократное или злостное нарушение миграционной политики.

Сегодня прогнозируется некоторый иммиграционный спад, но это лишь в сравнении с насыщенными событиями 2021-2021 годов. По сравнению с 2021, 2021 и 2021 в нынешнем году в РФ иммигрировало большее количество человек.

  • избыток дешевой рабочей силы;
  • рост безработицы;
  • недополучение бюджетом налогов;
  • разводы;
  • расширение теневой экономики;
  • перенаселение жилья;
  • рост коррупции. Статистика по миграции МВД отмечает всплеск взяточничества среди сотрудников правоохранительных органов и работников соответствующих служб;
  • обострение социальной напряженности в обществе;
  • расширение криминальной среды.

Чаще всего россияне меняют место жительство в возрасте 17—21 года , во время поступления в вуз. В 2021 ученые Высшей школы экономики опубликовали результаты исследования молодежной миграции. Оказалось, что если в среднем по стране уровень миграции составляет 200 человек на 10 тысяч населения, то для молодежи этот показатель в пять раз выше — больше 1000 на 10 тысяч.

По мнению читателей, главный плюс столицы — высокий доход по сравнению с провинцией. Но, по данным Росстата, только пятая часть трудовых мигрантов — россиян отправляется работать в столицу. В этой статье расскажем, в какие регионы переезжают россияне и почему они срываются с насиженных мест.

Будущие студенты переезжают не только в большие города, но и в университетские центры, а это не только города-миллионники. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга абитуриентов привлекают Томск, Воронеж, Новосибирск, Иваново, Волгоград, Краснодар и Нижний Новгород.

Миграция рабочей силы или трудовая миграция населения – это перемещение людей по стране или за ее пределы в поисках работы. При этом работники могут менять свое постоянное место жительства или постоянно к нему возвращаться. Если такое перемещение происходит внутри государства, это называется внутренней миграцией, а если для того, чтобы устроиться на работу, нужно пересекать границу, имеет место внешняя или международная трудовая миграция. О перспективах трудовой миграции можете прочитать по ссылке.

В борьбе с нелегалами и терроризмом США за последние десятилетия ужесточили миграционную политику, но и теперь поток мигрантов в эту страну велик. Его условно можно разделить на две составляющие. Первая – это «мировые мозги», люди с образованием, их поставляют Западная Европа, Россия, Индия. Низкоквалифицированный персонал едет из Латинской Америки, Азии.

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Первое, что может постичь нарушителя миграционного законодательства, – депортация. Она подразумевает высылку иностранного лица. В Российской Федерации ответственность за данную процедуру возложена на ГУВМ МВД РФ (бывшая ФМС).

В 2021 году снизился миграционный приток и из стран дальнего зарубежья. Большая часть иностранных граждан, посетивших Российскую Федерацию в прошлом году, были из Китая, Грузии, Индии. Если сравнивать с 2021 годом, то увеличилось количество прибывших из Афганистана, Турции, Финляндии.

Территориальное перемещение людей, которое происходит по разным причинам, влияет на экономику, политику, демографическую ситуацию любого государства, в том числе и РФ. В отдельные исторические периоды миграция населения в России и ее регионах протекала по-разному: менялись направление, масштабы, структура. Одна из последних тенденций – увеличение населения Российской Федерации за счет миграционного обмена с другими странами. Попробуем разобраться, в какие государства едут россияне, а из каких прибывают мигранты.

  • за счет мигрантов, которые переводят заработанные деньги на родину, осуществляется социальная поддержка малообеспеченных граждан;
  • мигранты получают высокую зарплату, возможность для карьерного роста и профессионального развития;
  • работодатели выбирают среди соискателей наиболее талантливых специалистов;
  • страны, которые принимают мигрантов, получают экономическую выгоду от притока инвесторов, а также работоспособных, умных и одаренных работников.

Основные причины международной миграции рабочей силы – экономические. Это нехватка трудовых ресурсов в одних странах, и их переизбыток в других. Также стимулирует поток миграции большая разница в уровне заработных плат и уровне жизни. Специалисты с большим опытом и простые рабочие не заинтересованы в вакансиях у себя на родине, если в соседнем государстве их работа оплачивается лучше.

Мигранты же согласны взять на себя «грязную» работу, и, при условии, что этот труд будет хорошо оплачиваться, в Европе к 2021 году может разместиться до 40 миллионов иностранцев. Засилье беженцев приведёт к конфликтам на национальной почве, накалу обстановки и ещё большему снижению рождаемости среди коренного населения.

Граждане этой страны всерьёз опасаются за свои жизнь и здоровье из-за боевиков ИГИЛ. На северо-востоке страны действует лагерь для беженцев, и там ежедневно умирает от недоедания до 30 человек. Всего дожидаются помощи 24 000 жителей Нигерии — и, естественно, некоторые пытаются действовать своими силами.

13. Здесь и далее в этом разделе используются данные выборочных опросов мигрантов, проведенных Центром миграционных исследований в 2021–2021 гг., знаний языка при посещении магазинов, аптек; около половины из них испытывает трудности при заполнении документов.

Кроме официальной статистики и выборочного обследования Росстата косвенно оценить неудовлетворенную потребность в работниках в различных сегментах российского рынка труда позволяют результаты социологических опросов работодателей. По данным одного из таких опросов [21], около 30% работодателей имели незаполненные вакансии в своих организациях в 2021 г. [22] В этих организациях в равной степени требовались специалисты высокой и средней квалификации (больше половины работодателей заявили о такой потребности), и примерно пятая часть нуждалась в неквалифицированных работниках.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *