Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 и пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149), подпунктом 5.2.21(1) пункта 5.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2020, N 6, ст. 698), программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 — 2021 гг., утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 83н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2019 г., регистрационный N 55062), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (далее — Стандарт).

2. Установить, что Стандарт применяется с 1 января 2022 года. Организация может принять решение о применении настоящего Стандарта до указанного срока.

Министр А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июня 2021 г.

Регистрационный № 63814

Утвержден приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 16.04.2021 № 62н

Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера

1. Настоящий федеральный стандарт бухгалтерского учета (далее — Стандарт) устанавливает требования к документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы.

2. Для целей настоящего Стандарта:

а) под документами бухгалтерского учета понимаются первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета;

б) под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив).

3. В случаях, установленных нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2019, N 30, ст. 4149) (далее — Федеральный закон «О бухгалтерском учете»), кредитные и некредитные финансовые организации, регулирование деятельности которых осуществляет Центральный банк Российской Федерации, не применяют пункты 5-7, 22 настоящего Стандарта.

4. Документы бухгалтерского учета должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также настоящим Стандартом.

5. Документы бухгалтерского учета должны быть составлены на русском языке, за исключением случаев, установленных абзацем вторым настоящего пункта и в абзацем первым пункта 6 настоящего Стандарта.

Первичный учетный документ, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык, за исключением случая, установленного абзацем первым пункта 6 настоящего Стандарта.

6. В случае если законодательство или правила страны — места ведения деятельности за пределами Российской Федерации требуют составления документов бухгалтерского учета на языке данной страны, то такие документы составляются на соответствующем иностранном языке.

При этом регистр бухгалтерского учета, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык.

7. Величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета записывается в регистрах бухгалтерского учета в рублях независимо от валюты факта хозяйственной жизни и (или) места ведения деятельности экономическим субъектом, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, записывается в регистрах бухгалтерского учета одновременно в такой валюте и в рублях, если иное не установлено федеральными стандартами бухгалтерского учета, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

8. При указании реквизитов, предусмотренных частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее — обязательные реквизиты), в первичном учетном документе:

а) в качестве даты составления первичного учетного документа указывается дата его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами), ответственным (ответственными) за оформление совершившегося события;

б) в случае отличия даты составления первичного учетного документа от даты совершения факта хозяйственной жизни, оформляемого этим первичным учетным документом, указывается также информация о дате совершения факта хозяйственной жизни;

в) в случае включения обязательных реквизитов в первичный учетный документ на основании другого документа, содержащего информацию о факте хозяйственной жизни (далее — оправдательный документ), указывается информация, позволяющая идентифицировать соответствующий оправдательный документ.

9. При составлении экономическим субъектом первичных учетных документов допускается:

а) оформлять несколько связанных фактов хозяйственной жизни одним первичным учетным документом;

б) оформлять длящиеся факты хозяйственной жизни (в частности, начисление процентов, амортизация активов, изменение стоимости активов и обязательств), а также повторяющиеся факты хозяйственной жизни (в частности, поставка товара, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору) первичными учетными документами, составляемыми с периодичностью, определяемой экономическим субъектом исходя из существа факта хозяйственной жизни и требования рациональности, предусмотренного Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 106н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2008 г., регистрационный N 12522)1 (в частности, сутки, неделя, месяц, квартал), при условии их составления на отчетную дату;

в) оформлять ряд сделок, заключенных участником биржевых торгов, по договорам с разными контрагентами одним первичным учетным документом;

г) использовать в качестве первичных учетных документов документы, составленные или полученные в процессе деятельности экономического субъекта, в частности, для оформления его гражданско-правовых отношений с контрагентами, работниками, государственными органами, для управления экономическим субъектом (в частности, договор, кассовый чек, квитанция об оплате, авансовый отчет, судебный акт, торговый товарный счет) при условии, что указанные документы содержат все установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязательные реквизиты первичного учетного документа.

10. Система регистров бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом, должна обеспечивать:

а) полноту информации (получение информации, необходимой всем заинтересованным пользователям);

б) отражение объектов бухгалтерского учета в хронологической последовательности (далее — хронологическая запись) и систематическое накапливание информации о них на счетах бухгалтерского учета (далее — систематическая запись);

в) ведение бухгалтерского учета на синтетических счетах (далее — синтетический учет) и аналитических счетах (далее — аналитический учет);

г) системность информации (взаимосвязь хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета, учетной и отчетной информации);

д) обоснованность учетных записей (соответствие данным первичных учетных документов);

е) достоверность информации (полнота и точность представления объектов бухгалтерского учета);

ж) своевременность информации (формирование информации об объектах бухгалтерского учета в период, когда эта информация необходима ее пользо��ателям);

з) юридическую значимость учетных записей (свойство учетных записей выступать в качестве подтверждения объектов бухгалтерского учета, включая свершившиеся факты хозяйственной жизни).

18. Допустимые способы исправления документов бухгалтерского учета устанавливаются экономическим субъектом с учетом требований настоящего Стандарта, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации или принятыми в соответствии с ним правилами внесение исправлений в документы бухгалтерского учета запрещено.

19. Исправление в документе бухгалтерского учета производится таким образом, чтобы были ясны ошибочные и исправленные данные. Оно должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра бухгалтерского учета), внесших это исправление, с указанием их должностей, фамилий и инициалов, либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

20. Допускается исправление документа бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа, путем составления нового (исправленного) электронного документа. При этом новый (исправленный) документ должен содержать указание на то, что он составлен взамен первоначального электронного документа, дату исправления, а также электронные подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра бухгалтерского учета), с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Средства воспроизведения нового (исправленного) электронного документа должны обеспечить невозможность использования его отдельно от первоначального электронного документа.

21. Исправление в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, производится путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым.

Зачеркивание производится чертой таким образом, чтобы можно было прочитать ошибочный текст или сумму.

Исправление в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, должно сопровождаться надписью «Исправлено» и содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении первичного учетного документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра бухгалтерского учета), в котором произведено исправление, с указанием их должностей, фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Исправления в виде подчисток (в частности, замазывания, стирания) в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, не допускаются.

22. Исправление в регистре бухгалтерского учета может также производиться путем внесения в него исправительной записи по счетам бухгалтерского учета. Исправительная запись производится в форме записи на ту же сумму, что и ошибочная запись (часть суммы ошибочной записи), но со знаком минус (сторнировочная запись), либо в форме записи на сумму, дополняющую сумму ошибочной записи до правильной величины (дополнительная запись).

Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции


Минфин утвердил федеральный стандарт бухучета, который устанавливает требования к первичным учетным документам и регистрам бухучета, порядок их исправления и хранения, а также правила документооборота в бухучете. Он не распространяется на организации бюджетной сферы.

Стандарт вступает в силу с 1 января 2022 г., но организация вправе принять решение о его применении до этого срока.

По ФСБУ 27/2021 документы должны соответствовать требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и собственно ФСБУ 27/2021. Таким образом, ФСБУ 27/2021 уточняет и дополняет нормы Закона № 402-ФЗ.

ФСБУ 27/2021 определено следующее.

Документы бухгалтерского учета (первичные документы и регистры) должны быть составлены на русском языке. Первичный учетный документ, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык.

Исключение составляют случаи, когда законодательство или правила страны (места ведения деятельности организации за пределами Российской Федерации) требуют составления документов бухгалтерского учета на языке этой страны. Такие документы составляются на соответствующем иностранном языке. Однако регистр бухгалтерского учета, составленный на иностранном языке (в котором отражены иностранные документы), должен содержать построчный перевод на русский язык.

Денежные величины в регистрах бухгалтерского учета должны указываться в рублях. Денежные величины по объектам бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, записываются в регистрах одновременно в такой валюте и в рублях (за исключением случаев, когда иное установлено ФСБУ, принимаемыми в соответствии с Законом № 402-ФЗ).

Первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, которые установлены Законом № 402-ФЗ. Одним из обязательных реквизитов является дата составления документа.

Стандарт уточняет, что датой составления документа в общем случае признается дата его подписания. Наряду с обязательными реквизитами организация вправе включать в первичный учетный документ дополнительные реквизиты.

ФСБУ 27/2021 вводит понятие оправдательного документа. Это документ, который содержит информацию о факте хозяйственной жизни, но не всегда отвечает критериям первичного учетного документа в соответствии с Законом № 402-ФЗ.

Примерами оправдательных документов могут служить договор, кассовый чек, квитанция об оплате, авансовый отчет, судебный акт, торговый товарный счет и др.

В первичный учетный документ, обязательные реквизиты которого указаны на основании оправдательного документа, необходимо включить информацию, позволяющую идентифицировать указанный оправдательный документ.

ФСБУ 27/2021 разрешает использовать в качестве первичных учетных документов оправдательные документы, только если они содержат все обязательные реквизиты первичного документа.

Первичный учетный документ можно оформлять на несколько связанных фактов хозяйственной жизни. По длящимся и повторяющимся фактам хозяйственной жизни (например, начисление амортизации, процентов, поставка товаров, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору и др.) первичный документ можно оформлять с периодичностью раз в сутки, в неделю, месяц, квартал. Периодичность организация определяет самостоятельно.

Перечень лиц, имеющих право подписания документов бухгалтерского учета, устанавливает руководитель организации.

Организация может составлять документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Требований к электронной подписи Закон № 402-ФЗ и ФСБУ 27/2021 не содержат. Поэтому виды электронной подписи документов бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно соглашением с другими участниками (контрагентами) электронного взаимодействия. ФСБУ 27/2021 уточняет, что при составлении документов бухгалтерского учета в виде электронных документов должна быть обеспечена возможность изготовления копий таких документов на бумажном носителе.

Ошибки, допущенные при оформлении документов бухгалтерского учета, подлежат исправлению.

Исправление в документе, составленном на бумажном носителе, производится путем зачеркивания ошибочного текста, или суммы и указания исправленного текста, или суммы над зачеркнутым. Исправление должно сопровождаться надписью «Исправлено» и содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении такого документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра). Вместе с подписями соответствующих лиц должны быть указаны их должности, фамилии и инициалы либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.

Исправление первичного учетного документа и регистра, составленного в виде электронного документа, допускается путем составления нового (исправленного) электронного документа.

При этом новый (исправленный) документ должен содержать указание на то, что он составлен взамен первоначального электронного документа, дату исправления, а также электронные подписи лиц, составивших первичный учетный документ (при исправлении такого документа) или ответственных за ведение регистра бухгалтерского учета (при исправлении регистра).

Также должны быть указаны должности, фамилии и инициалы либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц. При этом средства воспроизведения нового (исправленного) электронного документа должны обеспечить невозможность использования его отдельно от первоначального электронного документа.

Ошибки по счетам бухгалтерского учета, допущенные в регистрах, могут исправляться путем внесения исправительных записей по соответствующим счетам.

Если при исправлении ошибки необходимо исключить сумму (часть суммы) из регистра, то ошибка исправляется сторнировочной записью по соответствующим счетам. Если в регистре отражена сумма меньше, чем нужно, то сумма до правильной величины доводится дополнительной записью по соответствующим счетам.

Организация должна хранить подлинники документов бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.

Стандартом установлено, что документы бухгалтерского учета должны храниться в том виде, в котором они были составлены.

Перевод документов, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения не допускается.

Если законодательство или правила страны (места ведения деятельности организации за пределами Российской Федерации) требуют хранения документов бухгалтерского учета на территории этой страны, то такое хранение должно быть обеспечено.

В случае утраты документов бухгалтерского учета (в частности, гибели, пропажи), а также их порчи, приводящей к невозможности использования, организация должна принять все возможные меры по их восстановлению.

Общая информация. Реформирование

ФСБУ 27-21 применяют почти все экономические субъекты за небольшим исключением.

ВАЖНО! ФСБУ 27/2021 не применяют организации бюджетной сферы.

Некоторые пункты стандарта ФСБУ 27/2021 также не применяются финансовыми кредитными и некредитными организациями. К таковым относятся пункты 5, 6, 7, 22. Ниже по мере описания правил, установленных новым стандартом, отдельно будет указано, что именно это за пункты, то есть будет дано пояснение, что к финансовым организациям правило не относится.

Документы бухучета должны быть составлены таким образом, чтобы можно было обеспечить его долгосрочную сохранность. Поэтому заполнять первичку, например, простым карандашом недопустимо. Таким образом, такой вариант исправления документа, как стереть надпись и вписать заново верные данные, не годится. Также нельзя применять средства механической коррекции — коррекционные карандаши, стирательные резинки, замазки и прочее. Как же можно исправить документ при необходимости?

ВАЖНО! Не каждый документ можно исправлять! Не допускается вносить корректировки в кассовые и банковские документы.

В прочие документы бухучета могут быть внесены правки.

Новый ФСБУ 27/2021 включает в себя всю основную информацию о работе с бухгалтерскими документами. Но это, конечно, не значит, что ранее данная область никак не регулировалась.

До 2020 года в РФ действовало Положение о документах и документообороте, утвержденное ещё приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105. Кроме того, отдельные правила работы с документами содержатся в Положении о бухучете, утвержденном приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

Теперь в части регулирования работы с документами приоритет получает новый ФСБУ 27/2021. В соответствии с письмом Минфина РФ от 09.06.2021 № 07-01-09/45392 другие нормативные акты о бухучете могут применяться наряду с федеральным стандартом, если они:

  1. Усиливают требования, установленные стандартом.
  2. Конкретизируют способы реализации требований стандарта для отдельных видов экономической деятельности.

Впрочем, многие положения ФСБУ 27/2021 повторяют ранее действовавшие нормы приказов № 105 и 34н. Однако есть и изменения, а также нововведения. Подробнее об этом расскажем далее в соответствующих разделах.

Новый стандарт действует для всех экономических субъектов, кроме бюджетных организаций. В частности, его действие распространяется и на банки (п. 1 ФСБУ 27/2021).

Ранее бюджетные организации подчинялись общим правилам регулирования документооборота, а банки, напротив — не подчинялись.

Правда, для банков и сейчас остались особенности. ЦБ РФ может принять свои нормативные акты по отдельным вопросам документооборота, и тогда банки получат право не применять отдельные положения ФСБУ 27/2021. Это касается языка составления документов, отражения валюты платежа, а также внесения исправлений (п. 3 ФСБУ 27/2021).

Новый стандарт относит к бухгалтерским документам «первичку», а также учетные регистры (п. 2 ФСБУ 27/2021).

ФСБУ 27/2021 вступает в силу для всех, кто обязан его применять, с 1 января 2022 года. Но по желанию экономические субъекты могут начать использовать новый стандарт и раньше (п. 2 приказа № 62н).

Обязательные реквизиты

Пункт 4 ФСБУ 27/2021 определяет, что при оформлении бухгалтерских документов нужно использовать не только сам данный стандарт, но и нормы закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухучете».

В частности, речь идет об обязательных реквизитах первичных документов (ПД) и учетных регистров (УР), которые приведены в ст. 9 и 10 закона № 402-ФЗ:

  1. Наименование документа (регистра).
  2. Экономический субъект, который составил документ (регистр).
  3. Дата составления (для ПД) или период (для УР).
  4. Сущность хозяйственной операции (для ПД) или группировка объектов учета (для УР).
  5. Денежное измерение хозяйственной операции или объектов учета.
  6. ФИО, должности и подписи лиц, которые отвечают за составление документа или регистра.

Далее, говоря о бухгалтерских документах, будем в общем случае подразумевать под ними и учетные регистры.

В бухгалтерские документы при необходимости можно, кроме перечисленных обязательных, включать и дополнительные реквизиты.

Язык составления документа и валюта

В общем случае бухгалтерские документы нужно составлять на русском языке, а суммы в них отражать в рублях.

Если с учетом места ведения бизнеса требуется составлять бухгалтерские документы на иностранном языке, то такой документ должен содержать построчный перевод на русский язык.

Если операция выражена в иностранной валюте, то ее нужно записать в документ одновременно в этой валюте и в рублях по курсу ЦБ РФ на дату операции.

Дата составления документа

Под датой составления первичного документа ФСБУ 27/2021 подразумевает дату его подписания ответственным лицом или лицами (п. 8а ФСБУ 27/2021).

В общем случае первичный документ нужно составить непосредственно при совершении хозяйственной операции или сразу после нее. Но бывают ситуации, когда сделать это невозможно. Если дата операции и дата составления ПД не совпадают, то в документе нужно указать обе даты (п. 8б ФСБУ 27/2021).

Оправдательный документ и его использование в бухучете

ФСБУ 27/2021 ввел новое понятие «оправдательный документ». Это документ, содержащий информацию о факте хозяйственной жизни, который компания получила в процессе работы, например: кассовый чек, товарный счет, решение суда и т.п.

Оправдательный документ не должен обязательно включать в себя все реквизиты, определенные законом для первичного документа. Использовать оправдательный документ в бухучете можно двумя способами:

  1. Составить на его основе стандартный первичный документ. Тогда в первичном документе следует указать сведения, позволяющие идентифицировать оправдательный документ: наименование, номер, дату и т.п. (п. 8в ФСБУ 27/2021).
  2. Если оправдательный документ содержит все реквизиты, установленные ст. 9 закона № 402-ФЗ, то его можно сразу использовать в качестве первичного. Оформлять дополнительные документы при этом не нужно (п. 9г ФСБУ 27/2021).

Особые варианты оформления хозяйственных операций

Пункт 9 ФСБУ 27/2021 разрешает бизнесменам в отдельных случаях составлять обобщенные первичные документы, т.е. оформлять одним документом несколько операций:

  1. При оформлении длящихся фактов хозяйственной жизни (ФХД), например, начислении процентов или амортизации.
  2. При оформлении повторяющихся ФХД, связанных между собой, например — несколько отгрузок по одному договору.
  3. При оформлении участником биржевых торгов нескольких сделок.

В данном случае бизнесмен может самостоятельно определять периодичность составления документов с учетом принципа рациональности.

Например, если по договору в среднем проходит 2-3 отгрузки в месяц, то логично оформлять обобщенный документ ежемесячно, а если несколько отгрузок в неделю — то еженедельно.

Это новое положение, которого не было в ранее действовавших нормативных актах о документообороте.

Требования к системе регистров бухучета

В п. 10 ФСБУ 27/2021 впервые сформулированы требования к системе учетных регистров.

Указанные регистры должны обеспечивать соблюдение базовых принципов бухучета: полнота, достоверность, хронологическая запись, системность и т.п.

Логично, что документооборот, как и другие составные части бухучета, должен гарантировать соблюдение основных учетных принципов. Но ранее это правило не было сформулировано в нормативных актах, посвященных работе с документами.

Оформление и подписание бухгалтерских документов

При заполнении и подписании бумажных бухгалтерских документов нужно учитывать их срок хранения. Для большинства видов учетной документации он составляет 5 лет, но для документов, связанных с начислением и выплатой зарплаты – 50 лет.

Поэтому оформлять документы на бумаге следует так, чтобы в течение срока хранения можно было без проблем прочитать информацию. Например, бухгалтерские документы можно заполнять с помощью шариковой ручки, чернил или краски. Делать записи в бухгалтерских документах простым карандашом нельзя (п. 13 ФСБУ 27/2021).

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Ошибки в первичных документах, составленных на бумаге, нужно исправлять путем зачеркивания. При этом должна быть хорошо видна как первоначальная неверная запись, так и исправленная. Нельзя использовать подчистки, замазывания и другие подобные способы, при которых нельзя будет прочесть исходную запись.

Необходимо указать дату исправления и заверить его подписями лиц, которые отвечают за составление документа с указанием их ФИО и должностей (п. 19, 21 ФСБУ 27/2021).

Ошибки в регистрах бухгалтерского учета можно исправить как путем зачеркивания, так и с помощью корректировочных проводок (п. 22 ФСБУ 27/2021). Здесь возможны два варианта:

  1. Если была проведена лишняя операция, то дополнительную проводку нужно сделать по тем же счетам, но со знаком минус (сторнирование).
  2. Если же необходимая запись по счетам отсутствует (полностью или частично), то нужно сделать прямую проводку на необходимую сумму.

Сотруднику была начислена зарплата 10 000 рублей. С нее нужно было удержать НДФЛ по ставке 13% в сумме 1 300 рублей. Но бухгалтер допустил опечатку и сделал проводку ДТ 70 — КТ 68.1 на сумму 1 030 рублей. Чтобы начислить налог без ошибок, следует сделать дополнительную проводку по тем же счетам на сумму 270 рублей.

При ошибке в электронном документе нужно составить новый исправленный документ, который должен соответствовать следующим требованиям (п. 20 ФСБУ 27/2021):

  1. Содержать указание на то, что составлен взамен ошибочного.
  2. Быть заверенным электронными подписями тех же лиц, которые составили исходный документ.
  3. Бухгалтерская программа должна обеспечивать возможность использования исправленного электронного документа только вместе с исходным.

В общем случае бумажные и электронные бухгалтерские документы следует хранить в виде подлинников (п. 23 ФСБУ 27/2021). Другие варианты допускаются только в особых ситуациях.

Например, при восстановлении бухучета бизнесмен может запросить у контрагентов дубликаты утраченных документов и далее хранить их.

Место хранения бумажных бухгалтерских документов и баз данных с электронными документами в общем случае — территория РФ. Но если бизнесмен работает и за пределами РФ, то, с учетом требований законов конкретной страны, он должен обеспечить параллельное хранение документов в месте ведения деятельности (п. 25 ФСБУ 27/2021).

Хранить документ нужно в том формате (бумажном или электронном) в котором он был составлен первоначально (п. 24 ФСБУ 27/2021). Нельзя переводить бумажный документ в электронный формат для хранения или распечатывать электронный с той же целью.

Конечно, сама по себе «оцифровка» или распечатка бухгалтерских документов, например, для отправки контрагенту или создания резервной копии, не запрещена. Но юридическую силу будет иметь только тот документ, который хранится в первоначальном формате.

Порядок доступа к бухгалтерским документам устанавливает руководитель организации. О каждом факте такого доступа следует сообщить главбуху или иному лицу, которое ведет бухучет в компании (п. 26 ФСБУ 27/2021).

В новом стандарте впервые сформулированы требования к организации документооборота (п. 28-30 ФСБУ 27/2021):

  1. Своевременное отражение фактов хозяйственной жизни в первичных документах и их передачу в бухгалтерию. За своевременность оформления и сдачи в бухгалтерию «первички», а также за достоверность данных в ней отвечают сотрудники, которые подписали эти документы.
  2. Своевременный перенос первичных учетных данных в регистры и составление бухгалтерской отчетности. Соблюдение этого правила должно обеспечить лицо, которое ведет бухучет в компании.
  3. Предотвращение несанкционированного доступа к бухгалтерской информации. За этот аспект отвечает руководитель компании, он же несет ответственность за документооборот в целом.

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Новый ФСБУ 27/2021 о документах и документообороте в бухгалтерском учете

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Номер ПБУ

Наименование ПБУ

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

1/2008

«Учетная политика организации»

От 06.10.2008 № 106н

2/2008

«Учет договоров строительного подряда»

От 24.10.2008 № 116н

3/2006

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

От 27.11.2006 № 154н

4/99

«Бухгалтерская отчетность организации»

От 06.07.1999 № 43н

5/01

«Учет материально-производственных запасов»

От 09.06.2001 № 44н

6/01

«Учет основных средств»

От 30.03.2001 № 26н

7/98

«События после отчетной даты»

От 25.11.1998 № 56н

8/2010

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

От 13.12.2010 № 167н

9/99

«Доходы организации»

От 06.05.1999 № 32н

10/99

«Расходы организации»

От 06.05.1999 № 33н

11/2008

«Информация о связанных сторонах»

От 29.04.2008 № 48н

12/2010

«Информация по сегментам»

От 08.11.2010 № 143н

13/2000

«Государственная помощь»

От 16.10.2000 № 92н

14/2007

«Нематериальные активы»

От 27.12.2007 № 153н

15/2008

«Расходы по займам и кредитам»

От 06.10.2008 № 107н

16/02

«Информация по прекращаемой деятельности»

От 02.07.2002 № 66н

17/02

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

От 19.11.2002 № 115н

18/02

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

От 19.11.2002 № 114н

19/02

«Финансовые вложения»

От 10.12.2002 № 126н

20/03

«Информация об участии в совместной деятельности»

От 24.11.2003 № 105н

21/2008

«Изменения оценочных значений»

От 06.10.2008 № 106н

22/2010

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

От 28.06.2010 № 63н

23/2011

«Отчет о движении денежных средств»

От 02.02.2011 № 11н

24/2011

«Затраты на освоение природных ресурсов»

От 06.10.2011 № 125н

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

5 апреля 2020 года вступил в силу приказ Минфина России от 25.12.2019 № 252н, которым утверждена новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020 – 2023 гг. (далее – Программа). Программа на 2019 – 2021 гг., утв. приказом Минфина России от 19.03.2019 № 45н, утратила силу (приказ Минфина России от 27.11.2019 № 204н).

Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

  1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
  2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
  3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
  4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

Функции ЦБ РФ:

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Рассмотрение вопроса, какими нормативными документами регламентируется ведение бухучета, будет неполным без упоминания о методических указаниях и рекомендациях, которые регулярно выпускает Минфин. В их числе отдельную нишу занимают письма Минфина, в которых чиновники отвечают на вопросы и высказывают позицию по различным ситуациям, прямо не урегулированным законодательством. Хотя такие письма Минфина и не являются НПА (п. 2 правил, утвержденных постановлением правительства от 13.08.1997 № 1009), они реально помогают бухгалтерам в разрешении спорных ситуаций и иногда даже помогают отстоять свою позицию перед контролирующими органами.

Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:

  • учетная политика;
  • инструкции;
  • приказы.
  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011г.;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. (с изм. от 29.03.2017г.);
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. приказом №94н от 31.10.2000г. (с изм. от 08.11.2010г.);
  • «Положение по бухгалтерскому учёту долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160);
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Учетная политика организации.

Особую группу нормативных документов министерство финансов РФ, регламентирующих порядок ведения учета по отдельным участкам образует стандарты:

  • Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они разрабатываются с учетом основных положений международных стандартов бухгалтерского учета.
  • ПБУ 1/2008 Учетная политика организации, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н;
  • ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда, утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н;
  • ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств в иностранной валюте, утв. приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н;
  • ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации, утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н;
  • ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н;
  • ПБУ 6/01 Учет основных средств, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н;
  • ПБУ 7/98 События после отчетной даты, утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н;
  • ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и активы, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н;
  • ПБУ 9/99 Доходы организации, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н;
  • ПБУ 10/99 Расходы организации, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н;
  • ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах, утв. приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н;
  • ПБУ 12/2010 Информация по сегментам, утв. приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н;
  • ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи, утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н;
  • ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов, утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н;
  • ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н;
  • ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности, утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н;
  • ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н;
  • ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н;
  • ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений, утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н;
  • ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности, утв. приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н;
  • ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н;
  • ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бух. учете и отчетности, утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н;
  • ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств, утв. приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н;
  • ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов, утв. приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н;

Основным законодательным актом регулирующим ведения бухгалтерского учета является федеральный закон «О бухгалтерском учете», N 402-ФЗ от 06.12.2011. Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:

  • Определяет объекты и основные требования к ведению бухгалтерского учета;
  • Раскрывает основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
  • Устанавливает права и обязанности должностных лиц предприятия, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
  • Определяет основные задачи бухгалтерского учета, требования к оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
  • Устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательств предприятия;
  • Устанавливает сроки, общие требования и порядок представления бухгалтерской отчетности;

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2021, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Если образно представить, какими документами регламентируется бухгалтерский учет в России, получится своеобразная пирамида из пяти уровней, во главе которой находится Федеральный закон от 06.12.2011 № 402. Рассмотрим, как выглядят на схеме уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета 2020, а потом рассмотрим каждый из уровней в отдельности.

План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:

Номер ПБУ

Наименование ПБУ

Реквизиты приказа Минфина России, утвердившего ПБУ

1/2008

«Учетная политика организации»

От 06.10.2008 № 106н

2/2008

«Учет договоров строительного подряда»

От 24.10.2008 № 116н

3/2006

«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

От 27.11.2006 № 154н

4/99

«Бухгалтерская отчетность организации»

От 06.07.1999 № 43н

5/01

«Учет материально-производственных запасов»

От 09.06.2001 № 44н

6/01

«Учет основных средств»

От 30.03.2001 № 26н

7/98

«События после отчетной даты»

От 25.11.1998 № 56н

8/2010

«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

От 13.12.2010 № 167н

9/99

«Доходы организации»

От 06.05.1999 № 32н

10/99

«Расходы организации»

От 06.05.1999 № 33н

11/2008

«Информация о связанных сторонах»

От 29.04.2008 № 48н

12/2010

«Информация по сегментам»

От 08.11.2010 № 143н

13/2000

«Государственная помощь»

От 16.10.2000 № 92н

14/2007

«Нематериальные активы»

От 27.12.2007 № 153н

15/2008

«Расходы по займам и кредитам»

От 06.10.2008 № 107н

16/02

«Информация по прекращаемой деятельности»

От 02.07.2002 № 66н

17/02

«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

От 19.11.2002 № 115н

18/02

«Расчеты по налогу на прибыль организаций»

От 19.11.2002 № 114н

19/02

«Финансовые вложения»

От 10.12.2002 № 126н

20/03

«Информация об участии в совместной деятельности»

От 24.11.2003 № 105н

21/2008

«Изменения оценочных значений»

От 06.10.2008 № 106н

22/2010

«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»

От 28.06.2010 № 63н

23/2011

«Отчет о движении денежных средств»

От 02.02.2011 № 11н

24/2011

«Затраты на освоение природных ресурсов»

От 06.10.2011 № 125н

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:

1) нормативное правовое регулирование — осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;

2) методическое (нормативно-техническое) регулирование — осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.

Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).

К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» *(2) и нормативные правовые акты Минфина России. *(3) Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

Функции ЦБ РФ:

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Законом регулярно производит издание рекомендации по ведению бухгалтерского учета. Они так же могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтерии. Рекомендации не считаются обязательными к использованию – это решение вполне добровольное работодателя. Она использовать их необходимо, так же существуют они для того чтобы решить следующие задачи:

  • Правильно понимать и использовать принятые стандарты;
  • Понижение затрат по ведению бухгалтерскому учету;
  • Распорядительность прогрессивного ведения учета;
  • Применения новых разработок в области бухгалтерского учета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не обязаны мешать деятельности организации.

Локальные документы – это акт нормативный четвертого уровня. Она включает в себя такие документы, как:

  • Политика учетная организации;
  • Учетная первая документация;
  • График документов движения;
  • План счетов бухгалтерского учета;
  • Форма отчетности локальной.

Все внутренние документы обязаны быть утверждены работодателем.

Федеральная структура в согласовании с правами наделена следующими возможностями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

Функции Центробанка России:

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законодательствам.

Также система бухгалтерского учета формируется и силами негосударственных структур. Например, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными службами. То есть система регулирования формируется вместе.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  1. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  2. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
  3. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Последние годы система регулирования и ведения бухгалтерского учета подвергается значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, бухгалтерский учет контролируется государством. В настоящее время происходит снижение роли государства в регулировании бухгалтерского учета. В разработке национальных стандартов принимают участие профессиональные организации. При совершенствовании национальной системы используются нормы учета из международных стандартов. При этом развитие учета должно идти как одна система, включающая статистический, бухгалтерский, оперативный учет. Развитие должно отражать экономические изменения в стране. Перед развитием бухгалтерского учета и отчетности стоят такие задачи, как формирование информации о деятельности предприятий, которая была бы полезна внутренним и внешним пользователям. Основные направления развития – повышение качества информации, создание условий для применения международных норм, усиление контроля качества отчетности, изменение системы с разумным сочетанием деятельности государственных органов и сообщества профессионалов.

Функции бухгалтерского учета:

1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;

2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;

3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;

4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;

5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.


Бухгалтерский учет заключается в следующих принципах:

1) принцип денежного измерения – в бухгалтерских отчетах информация всегда должна быть выражена в едином денежном измерителе (в валюте страны нахождения предприятия);

2) принцип обязательного документирования – непрерывное, сплошное, документально обоснованное и достоверное отражение учитываемых объектов, которые вытекают из одновременно совершающихся в организации различных операций. Эти операции, в свою очередь, отражают постоянно возобновляемый кругооборот всех средств организации и непрерывную смену их форм;

3) принцип двусторонности или двойной записи – заключается по источникам формирования и по признаку размещения с выполнением равенства в обеих группах бухгалтерского учета;

4) принцип автономности организации – в целях сохранения объективности учета бухгалтерских счетов, на которых отражаются все хозяйственные операции организации, ведется обособленно от счетов, которые предназначены непосредственно для учета лиц, связанных с данной организацией. Разделение бухгалтерских счетов организации и ее владельцев (юридических лиц) считается принципом автономности организации;

5) принцип действующей организации – любая создаваемая организация должна существовать (функционировать) и быть постоянно действующим производством;

6) принцип учета по стоимости – активы учитываются по цене приобретения, т. е. по стоимости. Она является основной базой для учета актива в бухгалтерском учете в течение всего времени его существования. Ориентируясь на эти правила, собственные активы и в балансе числятся по первичной цене (по цене приобретения), и независимо от срока их нахождения на предприятии он не переоцениваются, а вновь создаваемая продукция оценивается по сложившейся стоимости затрат в момент ее выпуска;

7) принцип учетного периода: бухгалтерский учет ведется по учетным периодам, которыми принято считать календарные периоды;

8) принцип консерватизма (осторожности) – несомненно, руководители предприятия всегда хотят дела производства представлять в лучшем виде. Но это не всегда согласуется с реальностью. Предварительное поступление доходов в течение отчетного периода нельзя засчитывать в доходы, уже принадлежащие предприятию, если окончательное исполнение операции выходит за пределы отчетного периода. Их лучше отнести к доходам будущих периодов. В случае, если предприятие понесло расходы, а документально не определена окончательность операции (возможно, эти затраты будут возвращены), то их следует засчитывать в расходы будущих периодов, чтобы не искажать истинные показатели по прибыли. Значит, при получении прибыли или выполнении расходов нужно иметь веские доказательства их правомерности. Отсюда следует, что принцип консерватизма имеет две стороны:

а) доход признается только тогда, когда имеется на то обоснованная уверенность;

б) расход признается, как только возникает обоснованная возможность;

[flat_ab id=»11″]

9) принцип реализации – определяет сумму дохода, которая должна быть признана от конкретной продажи в этот период. Так как товар может быть продан по цене выше его стоимости и ниже, в рассрочку и до оплаты, то сумму реализации следует корректировать на предполагаемую сумму безнадежных долгов;

10) принцип увязки – указывает на следующее: если какое-либо событие влияет как на доход, так и на расходы, то воздействие на каждый из них должно быть признано в одном учетном периоде. Затраты на производство продукции входят в себестоимость продукции того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты, а прибыль определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на ее производство. Из вышесказанного следует, что затраты на производство должны быть включены в себестоимость в том периоде, в котором определена выручка от реализации;

11) принцип последовательности – предприятия могут самостоятельно выбирать метод учета, но с условием соблюдать его в течение достаточно долгого времени (не менее года), пока не возникнут достаточно веские причины для его изменения. В противном случае возникнет ситуация несоизмеримости показателей;

12) принцип существенности – устанавливает, что незначительные события могут не приниматься во внимание, но вся важная информация должна быть раскрыта полностью.

В системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерской отчетности можно выделить четыре уровня. К первому относятся указы Президента, законы, постановления Правительства и Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету. Третий уровень включает в себя методические рекомендации и инструкции, имеющие нормативный характер и дающие пояснения к документам первого и второго уровней, и указания отраслевых органов, которые носят рекомендательный характер. Четвертый уровень включает в себя внутренние документы предприятий и организаций, которые формируют их учетную политику.

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику.

Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета.

Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:

  • Правильного понимания и использования принятых стандартов.
  • Снижения трат на ведение бухучета.
  • Распределения прогрессивного ведения учета.
  • Применения новейших разработок в области бухучета.

ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.

Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:

  • Учетная политика компании.
  • Первичная учетная документация.
  • График движения документов.
  • План счетов бухучета.
  • Форма локальной отчетности.

Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.

ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.

Об основных отличиях российских и международных стандартов по бухучету читайте в статье «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в статье «План счетов бухгалтерского учета на 2015 год (скачать)».

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  1. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  2. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
  3. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Последние годы система регулирования и ведения бухгалтерского учета подвергается значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, бухгалтерский учет контролируется государством. В настоящее время происходит снижение роли государства в регулировании бухгалтерского учета. В разработке национальных стандартов принимают участие профессиональные организации. При совершенствовании национальной системы используются нормы учета из международных стандартов. При этом развитие учета должно идти как одна система, включающая статистический, бухгалтерский, оперативный учет. Развитие должно отражать экономические изменения в стране. Перед развитием бухгалтерского учета и отчетности стоят такие задачи, как формирование информации о деятельности предприятий, которая была бы полезна внутренним и внешним пользователям. Основные направления развития – повышение качества информации, создание условий для применения международных норм, усиление контроля качества отчетности, изменение системы с разумным сочетанием деятельности государственных органов и сообщества профессионалов.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система нормативного регулирования— это совокупность актов, регламентирующих организацию и ведение учета на предприятиях и определяющих компетенцию государственных органов. Методологическое руководство по бухгалтерскому учету осуществляется Правительством РФ. Приоритет регулирования предоставлен Министерству финансов, которое осуществляет разработку, утверждение документов по методике организации учета и отчетности. Утвержденные им документы составляют основу системы нормативно-правового регулирования, обязательны для применения. Другие органы не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие указаниям МинФина РФ. Одни из норм обязательны к применению, другие носят рекомендательных характер.

Изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве с 2021

Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций. Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством. Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву. В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.

Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.

Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.

Финансовая отчетность подается организациями ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным.

Подать отчетность можно разными способами:

  1. Непосредственно в ИФНС. Датой подачи в этом случае будет считаться день представления отчетности.
  2. По почте. В этом случае день сдачи отчетности — дата почтового отправления (обычно это ценное письмо с описью).
  3. В электронной форме по ТКС. Днем подачи будет считаться дата, указанная в подтверждении отправки.

Бухгалтерский баланс. Является основным отчетом, отражающим результаты финансовой деятельности организации. Он состоит из 5 разделов:

  1. Внеоборотные активы.
  2. Оборотные активы.
  3. Капитал и резервы.
  4. Краткосрочные обязательства.
  5. Долгосрочные обязательства.

В каждом из них показатели отражаются построчно. При этом указываются данные на конец отчетного года и года, предыдущего отчетному. То есть в балансе за 2020 год указываются данные на 31 декабря 2019 года и на 31 декабря 2020 года.

Отчет о финансовых результатах. Включает информацию о доходах и расходах юридического лица, а также о прибыли или убытке. Приводятся данные за отчетный и предыдущий годы.

Отчет об изменении капитала. Отражает движение капитала организации. Особенность — указываются данные за отчетный год, а также два предшествующих года. Таким образом, в отчете за 2020 год будут присутствовать показатели 2018—2019 годов.

Отчет о движении денежных средств. Отражает движение финансов организации и их эквивалента. Включаются данные за отчетный и предыдущий годы.

Пояснительная записка. Содержит пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах. Может иметь вид текста или таблицы. В последнем случае состав пояснений определяется самим юридическим лицом.

При заполнении форм годового финансового отчета нужно придерживаться следующих правил:

  1. Все поля заполняются только на русском языке.
  2. Все суммы отражаются в рублях.
  3. Суммовые показатели отражаются в зависимости от оборотов в тысячах либо в миллионах рублей без десятичных знаков.
  4. Числовые показатели указываются за вычетом регулирующих величин, то есть в нетто-оценке.
  5. Если в каких-то полях показатель отсутствует, ставится прочерк. Документы отчетности не должны содержать пустых полей.
  6. Не допускаются исправления и помарки.
  7. Показатели, которые вычитаются, или отрицательные величины указываются в круглых скобках.
  8. Оценка статей отчетов производится согласно правилам, установленным ПБУ.
  9. Не допускается зачет активов и пассивов в балансе, прибыли и убытка в отчете о финансовых результатах.
  10. Данные должны быть сопоставимы с аналогичными показателями предыдущих годов.
  11. Отчет подписывается руководителем организации. Подпись главного бухгалтера не нужна.

Бухучет должен достоверно и полно отражать информацию о состоянии имущества и обязательств организации и их изменений. Все хозяйственные операции должны быть учтены методом двойной записи, то есть по дебету и кредиту соответствующих счетов бухгалтерского учета. В итоге актив баланса должен быть равен его пассиву. Если это тождество не исполняется, в учете были допущены ошибки, и баланс составлен неверно.

Контролирующие органы проверяют формы отчетности на их сопоставимость, то есть правильную увязку между собой. Подобные контрольные соотношения есть и в налоговой отчетности — ФНС их регулярно публикует. А вот по бухгалтерской отчетности Налоговая служба такие публикации не делает. Поэтому контрольные соотношения разрабатываются экспертами. В следующих таблицах даны некоторые из них.

Баланс Отчет о движении денежных средств
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» за 2019 год = Строка 4500 за 2019 год
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» за 2020 год = Строка 4450 за 2019 год
Строка 1250: «Денежные средства и эквиваленты» значение на 31 декабря 2020 года минус значение на 31 декабря 2019 года = Строка 4400 «Сальдо денежных потоков за отчетный период»
Баланс Отчет об изменении капитала
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» на 31.12.2020 = Строка 3300 «Итого величина капитала»
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» на 31.12.2019 = Строка 3200 «Итого величина капитала»
Строка 1300 «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» на 31.12.2018 = Строка 3100 «Итого величина капитала»
Строка 1300: «Итого по разделу 3 баланса «Капитал и резервы» значение на 31.12.2020 минус значение на 31.12.2019 = Строка 3310 минус строка 3320

Как должны соотноситься данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций? Прямой взаимоувязки между ними нет — это обусловлено различиями бухгалтерского и налогового учета. Но все же определенные контрольные соотношения должны исполняться. Например, в отчете о финансовых результатах строка 4322 содержит информацию о выплате дивидендов. Если в ней присутствует показатель, то аналогичные данные должны содержаться и в декларации по налогу на прибыль.

Прежде чем составить годовой бухгалтерский отчет, организация проводит инвентаризацию. Это делается в обязательном порядке всеми юридическими лицами для обеспечения достоверности отчетности.

Суть инвентаризации заключается в проверке наличия и состояния, оценке имущества и обязательств компании, а также в их документальном подтверждении. Проверка носит сплошной характер, то есть проверяются все активы и обязательства.

Инвентаризация проводится на основе соответствующего положения, утвержденного руководителем компании, в течение отчетного года.

Этапы инвентаризации:

  • создается инвентаризационная комиссия;
  • получаются последние документы по приходу и расходу имущества и обязательств;
  • у материально ответственных лиц берутся расписки;
  • готовятся инвентаризационные описи (акты);
  • проводится проверка наличия и состояния активов и обязательств;
  • результаты инвентаризации обобщаются и утверждаются;
  • результаты инвентаризации отражаются в учете.
  • В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.
  • 1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;
  • 2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  • 3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;
  • 4 – й уровень – рабочие документы организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *