Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на свободу самовыражения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС16-20725, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Между тем такие выводы судов являются ошибочными. Положения статьи 29 Конституции Российской Федерации и статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) гарантируют каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации…
- Решение Верховного суда: Определение N 307-ЭС17-7414, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Причиной может стать… поведение в социальных сетях, а также внимание будет уделено «активности на форумах типа «Подслушано в СПбГУП»; «Решение СПбГУПа посягает на свободу слова и мысли гарантированные статьей 29 Конституции РФ. Также, действия администрации СПбГУП имеют признаки административного правонарушения». Данные утверждения не соответствуют действительности…
- Решение Верховного суда: Определение N 50-КГ16-6, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 2). В соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (часть 1). Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации (часть 1). Каждый имеет право свободно искать, получать…
Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Свобода самовыражения, в соответствии с обоими Международными пактами, является одним из фундаментальных аспектов культурных прав. Она предполагает свободу искать, получать и распространять любую информацию и идеи «в художественной форме», право «наслаждаться искусством» и творчеством других, а также обязательства государств «уважать свободу, необходимую для… творческой деятельности».
Ниже представлена многолетняя тематическая деятельность в рамках мандата, связанная с этим правом, а также вклад других органов системы ООН и полезные ссылки.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Право на свободу мысли и слова
- Ст. 1: обязательство соблюдать права человека (3)
- Ст. 2: Право на жизнь (3)
- Ст. 3: Запрещение пыток (6)
- Ст. 4: Запрещение рабства (1)
- Ст. 5: Право на свободу и личную неприкосновенность (3)
- Ст. 6: Право на справедливое судебное разбирательство (3)
- Ст. 6 Гражданский процесс (49)
- Ст. 6 Уголовный процесс (47)
- Ст. 6 Производство об административных правонарушениях (7)
- Ст. 6 Исполнительное производство (4)
- Ст. 6 Производство в конституционном суде (1)
- Ст. 6-1 Справедливое разбирательство (3)
- Ст. 6-1 Доступ к суду (3)
- Ст. 6-1 Гражданские права и обязанности (2)
- Ст. 7: Без закона нет наказания (3)
- Ст. 8: Право на уважение частной и семейной жизни (3)
- Ст. 9: Право на свободу мысли, совести и религии (1)
- Ст. 10: Право на свободу выражения мнения (1)
- Ст. 11: Право на свободу собраний и объединений (2)
- Ст. 12: Право на вступление в брак (1)
- Ст. 13: Право на эффективное средство правовой защиты (1)
- Ст. 14: Запрещение дискриминации (1)
- Ст. 15: Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях (1)
- Ст. 16: Ограничения на политическую деятельность иностранцев (1)
- Прот. 1-1: Защита собственности (1)
- Прот. 1 ст. 2 Право на образование (1)
- Прот. 1 ст. 3 Право на свободные выборы (1)
- Прот. 4 ст. 2: Право на свободу передвижения (3)
- Прот. 6-1: Отмена смертной казни (2)
- Прот. 7 ст. 2 Право на обжалование по уголовным делам (1)
- Прот. 7-3 Компенсация в случае судебной ошибки (1)
- Прот. 7-4 Право не привлекаться к ответственности или быть наказанным дважды (2)
- Кто мы
- Права человека
- Демократия
- Верховенство права
- Европейская конвенция о правах человека
- Трудоустройство и стажировки
- Посещение Совета Европы
- Лента новостей
- Видеоканал «Права человека»
- Фотогалереи
- Книжный интернет-магазин
- Бесплатные публикации
- Информационные кампании
- Архивы
- Архив веб-страниц
- Ассоциация сотрудников
- Административный суд
- Доступность веб-сайта
- Карта веб-сайта
- Схема проезда
Один из примеров функционального подхода свободе мысли и слова можно встретить в книге Дж. Ст. Милля «О свободе» (впервые опубликованной в 1859 г.), в которой свобода выражения представляется в качестве инструмента поиска истины. Возможность каждого человека свободно излагать свои взгляды рассматривается как предварительное условие проявления истины. На свободном рынке идей мнения конкурируют друг с другом. Чтобы определить, где находится правда, общество должно прислушиваться к неортодоксальным и даже провокационным мнениям, которые ставят под сомнение преобладающие воззрения по отдельным вопросам. Замалчивание определенных высказываний или мнений, кажущихся спорными или вызывающих беспокойство, — это путь к ложному спокойствию и неразрешенным проблемам:
Если мнение правильно, то запрещать выражать его значит запрещать людям знать истину и препятствовать им выйти из заблуждения; если же мнение неправильно, то препятствовать свободному его выражению — значит препятствовать достижению людьми не меньшего блага, чем и в первом случае, а именно: более ясного уразумения истины и более глубокого в ней убеждения, как это обыкновенно имеет своим последствием всякое столкновение истины с заблуждением.
Еще один подход к свободе слова сосредотачивает внимание на ее связи с демократией. Сторонники этого подхода рассматривают свободу слова как необходимое условие для функционирования демократии и самоуправления. Чтобы иметь возможность осуществлять свои права на участие и контролировать осуществление государственной власти, граждане должны иметь доступ ко всем видам информации и идей. Это позволяет им формировать собственные суждения по общественно значимым вопросам, основанные на полном понимании проблем, имеющих отношение к жизни сообщества.
Свободу мысли и слова также можно рассматривать как средство усиления индивидуальной автономии. Возможность выражения своих мыслей и идей позволяет человеку проявить свою личность. В то же время свобода выражения способствует автономии получателя, поскольку для развития собственной идентичности человеку необходимо ознакомится со всеми взглядами, суждениями, точками зрений.
Международные организации склонны подчеркивать взаимосвязь между свободой слова и демократией. Межамериканский суд по правам человека резюмирует эту связь следующим образом:
Свобода выражения является краеугольным камнем, на котором построено демократическое общество. Она крайне необходима для формирования общественного мнения. Она также conditio sine qua non (непременное условие) для развития политических партий, профсоюзов, научных и культурных обществ и, в целом, для тех, кто хочет влиять на общественность. Она представляет собой средство для осуществления возможности общественности при принятии решений быть в достаточной мере информированной. Следовательно, можно утверждать, что общество надлежащим образом неинформированное, не может считаться действительно свободным.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Право на свободу мысли и слова включает в том числе:
- право каждого человека придерживаться своего мнения;
- право публично выражать свои мыли, идеи и убеждения, а также распространять их любыми законными способами без вмешательства со стороны государства;
- право на доступ к информации, имеющей общественное значение или затрагивающей личные интересы граждан;
- право на создание и использование органов массовой информации, обеспечивающее реализацию свободы выражения мнений.
Свобода мысли — это свобода человека формировать и иметь собственное мнение, свою точку зрения, развивать свой внутренний духовный мир независимо от мнения других. Свобода мысли включает в себя гарантии невмешательства в процесс формирования собственных мнений и убеждений человека, недопущение идеологического и политического диктата, насилия и контроля над личностью.
Свобода мысли суть абсолютная свобода, которая никоим образом не должна ограничиваться внешними силами. Каждый имеет право придерживаться или менять свое мнение по любым вопросам, в том числе по политическим, научным, историческим, моральным или религиозным вопросам.
Государство обязано сохранять нейтралитет и беспристрастность в отношении убеждений лиц, находящихся в его юрисдикции, и обеспечивать равное правовое положение для носителей любых убеждений.
Право на доступ к информации — это право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Информационная открытость власти позволяет получать адекватное представление о функционировании органов публичной власти, принимаемых ими решениях. Атмосфера открытости и гласности дисциплинирует субъектов власти, в значительной степени способствуя предотвращению коррупции и других злоупотреблений, повышая эффективность управленческой деятельности. Таким образом, можно утверждать, что право на доступ к информации обеспечивает механизм народовластия и функционирование демократии.
Для реализации права на доступ к информации государства должны размещать в открытом доступе правительственную информацию, представляющую общественный интерес, и вводить в действие необходимые процедуры, посредством которых можно получить к ней доступ, например, посредством законодательства о свободе информации.
Хотя пресса прямо не упоминается ни в одной из международных конвенций по правам человека, свобода печати и других средств массовой информации, таких как радиовещание и телевидение, является важным аспектом международной защиты свободы слова.
Поскольку СМИ имеют возможность обращаться к большому количеству людей, вмешательство государства оказывает значительное влияние на процесс коммуникации внутри гражданского общества. СМИ, являющиеся средством реализации права всех граждан на получение информации и идей всех видов, жизненно важны для функционирования представительной демократии, поскольку они могут собирать и публиковать самую разнообразную информацию и мнения.
Свобода средств массовой информации требует независимости СМИ от контроля государства. Однако свободному выражению мнения еще больше угрожает концентрация собственности на СМИ в частных медиа-холдингах. Таким образом, государство имеет позитивное обязательство не допускать чрезмерной монополизации СМИ.
Всеобщая декларация прав человека
Принцип нравственного и глобального гуманизма. От него производны остальные принципы, опирающиеся на такие его ценности, как добро, справедливость, человечность.
Принцип уважения человеческого достоинства утверждает значимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса. Он сформулирован как максима основных законов всех демократических государств: «Человеческое достоинство ненарушимо»; предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства.
Принцип свободы прав человека выражает идею защиты человека от произвола сильных или наделенных властью, освобождения от патерналистской опеки и диктата с чьей-либо стороны. Стремление людей к свободе возникло не из-за желания избавиться от социальных ограничений (что в принципе невозможно), а из потребности иметь существование, где был бы простор для утверждения и развития собственного «Я». Человек свободен, только если способен сообразовывать свое поведение с законами человеческой природы. Абсолютная несвобода порождает полную безответственность.
Принцип равноправия. Это важное условие межличностных отношений, в которых проявляется признание в каждом человеке личности и полноправного члена человеческого союза.
Правовое равенство — универсальный способ выражения юридического равновесия, т.е. сочетания интересов отдельных людей, отдельных социальных групп и слоев населения, разных народов и национальностей.
1. Свобода мысли и слова, мнения и информации относится к сравнительно новым приобретениям цивилизации. Большая часть человеческой истории протекала в условиях отрицания такой свободы и ограничения тех мнений и речей, которые считались большинством населения или правящими классами вредными, опасными или ложными. Начало свободе слова положил английский Билль о правах 1689 г. Затем она нашла отражение в первой поправке к Конституции США 1787 г. и постепенно к началу ХХ в. большинство европейских стран, включая Российскую империю, гарантировали эту свободу в своих конституционных актах.
Комментируемая статья 29 КРФ закрепляет находящиеся между собой во взаимосвязи и системном единстве права и свободы, направленные на развитие равных возможностей каждого человека для самовыражения и общения между людьми на основе конкуренции идей и мнений. Все свободы, перечисленные в данной статье: слова, мысли, пропаганды, агитации, мнения, убеждения, информации, массовой информации, свобода от цензуры имеют одинаково большое значение и не могут применяться без учета существующей между ними системной связи.
В литературе высказывались мнения, что некоторые свободы, упомянутые в ст. 29, являются более широкими и даже включают в себя другие свободы. Так, утверждается, что свобода слова является «составной частью свободы информации»*(297), «частным проявлением свободы распространять информацию, свободы выражения своего мнения»*(298) либо что право на получение информации относится к обеспечению свободы слова.*(299) Но, вероятно, эти разночтения свидетельствуют о том, что ни одна из упомянутых в ст. 29 Конституции Российской Федерации свобод не может рассматриваться как более общая или более значимая, но все они вместе являются частями какой-то более общей и не имеющей наименования в Конституции свободы, сущность которой находит свое отражение как в разных частях комментируемой статьи 29 Конституции России, так и в корреспондирующих ей нормах международного права. Но для удобства изложения авторы неизбежно должны использовать для обозначения этого более общего понятия один из существующих терминов. Эту функцию у разных авторов выполняют термины: «свобода слова», «свобода информации» и «свобода выражения мнения».
В норме закреплены основные положения, связанные со свободой слова. При этом установлены как запреты, так и права. В частности в части 2 ст. 29 Конституции РФ запрещены пропаганда или агитация, направленные на возбуждение национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды. Не допускается пропаганда языкового, национального, социального, религиозного превосходства.
В ч. 3 закреплен запрет на принуждение человека к выражению своих убеждений, мнений либо отказу от них.
Согласно части 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый человек может свободно искать, передавать, распространять, производить, искать информацию, используя законные способы. В федеральном законодательстве закрепляется перечень данных, являющихся государственной тайной.
В ст. 29 Конституции РФ закреплена свобода слова СМИ. Цензура в России запрещена.
Во 2 части ст. 29 Конституции закреплены юридические барьеры, препятствующие злоупотреблениям свободой слова. Несмотря на то что они сформулированы в общем виде, они вполне определенно задают направление поведения индивида. Нарушение запретов, установленных ст. 29 Конституции, влечет ответственность.
В частности, в 282 статье УК предусмотрено наказание за действия, направленные на разжигание вражды или ненависти, унижение достоинства отдельного человека или социальной группы по расовым, половым признакам, отношению к религии, принадлежности к какому-либо объединению, совершенные с использованием СМИ либо публично.
В преамбуле ФЗ № 1807-1 присутствует указание на недопустимость пропаганды пренебрежительного отношения или вражды к любому языку, используемому на территории России, создания препятствий или привилегий, противоречащих закону, при использовании языков, а также иного нарушения действующих норм.
Производной от права на свободу слова является возможность осуществлять поиск, распространение сведений, распространять и получать их, гарантированная ст. 29 Конституции РФ (4 часть статьи). Она может реализовываться разными способами: в процессе межличностного общения, через СМИ, путем использования материальных носителей данных, в учебных заведениях, на митингах, собраниях, клубах, на сходах граждан и пр.
Основным условием реализации права, установленного в п.4 ст. 29 Конституции РФ, является законность способов. Законными действия признаются, если не нарушают предписания, закрепленные в нормативных актах. Речь, в частности, о законах, регламентирующих деятельность СМИ, организацию и проведения массовых мероприятий и пр.
Права, закрепленные ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, конкретизируются в различных федеральных законах. К примеру, в ФЗ № 2124-1 содержится ст. 38. В ней указано, что все граждане имеют право оперативно получать через СМИ достоверную информацию о работе госструктур, организаций, их должностных лиц и пр. Эти данные предоставляются по запросам редакций, на пресс-конференциях и так далее.
Конституция гарантирует свободную передачу, распространение, производство сведений законными способами. Соответственно, всякая монополия госвласти на это исключена.
Средства распространения сведений могут быть государственными, общественными или частными. Это подтверждается положениями федеральных законов. К примеру, в 7 статье ФЗ № 2124-1 предусматривается право гражданина, организации или госоргана стать учредителем СМИ, если соответствует установленным требованиям.
Не может выступать в качестве учредителя СМИ:
- несовершеннолетний гражданин;
- лицо, признанное недееспособным или отбывающее тюремное заключение по судебному приговору;
- общественная организация, учреждение, объединение граждан, деятельность которых законом запрещена;
- иностранец или лицо, не имеющее гражданства, не проживающее на территории РФ постоянно.
Смотрите также: Свобода слова по странам
Подобно вышеупомянутым универсальным инструментам защиты художников и свободы творчества, «[в] национальных конституциях (…) свобода художественного творчества часто находится в пределах строго охраняемого права на свободу выражения мнения».[13] Некоторые страны также «признают свободу художественного выражения в рамках права на науку и культуру».[13] Следующие национальные законодательные меры перечислены в алфавитном порядке. Список будет дополнен.
Версия для печати
Статья 29 Конституции РФ провозглашает:
«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Едва ли найдутся на человеческом языке еще другие три слова, которые произвели бы столько путаницы в понятиях, напустили бы столько туману в человеческие умы и распространили бы в массах народных столько гибельного обольщения. Вначале они служили только девизом политической партии безумных людей, возмечтавших силою преобразовать человечество. Но этот девиз мало-помалу превратился в ученье,
сделался
словом завета,
которое и безумные правительства понемногу привыкли бросать в народную массу, забыв о том, что масса народная, не способная к уразумению философских и политических учений во всей их целости, принимает брошенное ей сверху понятие не разумом, а страстью и инстинктом ежедневной нужды и усваивает его себе
чувством
и
слепою верой.
Так мало-помалу три обольстительные слова сделались для масс народных заветом мечтательного и неопределенного блаженства, которого они считают себя вправе требовать от властителей; стали
знаменем,
под которым всякий агитатор может собирать неразумную толпу для низвержения существующего правительства. Из этих слов и понятий составилась уже какая-то особая религия, смутная, неопределенная; вступая то в соперничество, то во вражду, то в союз с христианским верованьем, она приобретает оттого новую силу над умами и составляет в наши дни одну из самых значительных и тонких духовных сил, с которыми должны считаться многие правительства. Во Франции, овладев народными массами, эта новая религия привела уже к погибели государство, возмечтавшее, что может с нею справиться ее же оружием. Эта религия слагается от времени до времени, при помощи философских школ, в определенные формы, из коих самую замечательную составляет в наши дни так называемая
позитивная
философия Августа Конта1 и его последователей. Прививаясь к другим историческим религиям, она проникает их и изменяет их сущность. Ей удавалось преобразовывать христианское учение в систему оптимизма с удержанием некоторых терминов церковной теологии в извращенном значении. Она успела уже глубоко проникнуть в политику и законодательство и извратить понятия самих консерваторов о самых основных предметах и правилах государственного управления, так что под влиянием ее самые непреклонные консерваторы действуют как самые яростные радикалы, к низвержению тех самых принципов, которые провозглашают еще по имени, но которых уже не чуют и не разумеют. Можно назвать эту новую религию гуманитарною, религией человечества, как провидит и называет ее Август Конт. Основное ее верованье состоит в том, что род человеческий во всей совокупности призван на земле к осуществлению всеобщего благосостояния и блаженства и что прямой путь к достижению этих судеб состоит в устранении всякого стеснения личной человеческой деятельности во всех ее желаниях и проявлениях, в признании безусловного и существенного равенства между всеми человеческими существами и в братстве всеобщей взаимной любви. Вот догматы этой новой религии, за которые многие из ее последователей готовы идти на кровавую брань и на конечное истребление, из-за которых иные решились бы разрушить вселенную со всем ее порядком, чтобы на развалинах воздвигнуть свое знамя: «Liberté, égalité, fraternité,
ou la mort!»
2.
Учение это распространяется быстро, тонкими путями, так что им заражаются невольно и многие из его философских противников. Было бы в высшей степени важно для отрезвления многих положительных умов разъяснение догматов этого учения посредством глубокого, беспристрастного и полного их анализа, ясного не только для специалистов школы, но и для массы, стоящей вне школы. Такого анализа еще нет покуда, хотя и есть частные к тому попытки. Один из самых замечательных опытов философской полемики с гуманитарным учением представляет появившееся нынешнею весною сочинение, заглавие которого выписано выше. Оно принадлежит перу известного в Англии политического мыслителя Стифена3 и направлено главным образом против положений, распространенных в публике сочинениями Джона Стюарта Милля «О свободе», «Об утилитаризме» и «О подчинении женщины». К сожалению, книга Стифена появилась уже по смерти Милля, когда знаменитый философ свободы не мог уже отвечать своему противнику.
Стифен начинает свою книгу с анализа известной формулы, выведенной Миллем для определения отношений общества к отдельному лицу в кругу его личности. По мнению Милля, при одном только условии или для одной только цели оправдывается принуждение, или стеснение личной свободы, каким бы то ни было способом – физическою силой, законным прещением или нравственным действием общественного мнения, именно тогда только, когда это требуется для самозащиты (self protection), чтобы предупредить положительный вред. Стеснение свободы никоим образом не оправдывается желанием добра, нравственного или материального, стесняемому лицу. Ради его добра или счастья можно убеждать, но никак не стеснять его; для принуждения необходимо, чтобы со стороны его последовало действие, угрожающее вредом другому лицу.
Свобода мысли и слова. Свобода массовой информации
Свободу слова закрепляет статья 19 «Всеобщая декларация прав человека» 1948г.:
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Статья 10 «Свобода выражения мнения» Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.):
-
Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует Государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
-
Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Первым национальным правовым актом, закрепившим свободу выражения мнения (правда только в отношении членов парламента) стал Билль о правах 1689г., который по настоящее время является частью неписанной конституции Великобритании.
Свобода слова, вместе со свободой распространения информации непосредственно указывается еще в статье 11 французской Декларации прав человека и гражданина 1789г.:
Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
Одна из самых влиятельных международных организаций, отстаивающих естественные права человека. Основная деятельность сводится к документированию нарушений прав и свобод, чтобы никто не чувствовал свою безнаказанность. В отдельных случаях для защиты человека организовываются крупные медийные кампании с привлечением как местных, там и международных СМИ; используются дипломатические связи. На основании докладов Human Rights Watch ведутся работы по привлечению международного внимания к нарушениям и оказывается давление на правительства стран. Если каждый, подвергшийся преследованию или дискриминации, сообщит об этом в «Страж прав человека», на конкретную проблему в конкретной стране обратят внимание намного быстрее. А основные действующие лица, в том числе и просто исполнители, просто выполняющие приказы, попадут «на карандаш» и, возможно, однажды сами предстанут перед законом.
«Репортёры без границ» — ещё одна очень влиятельная международная неправительственная организация. Это и понятно: члены организации работают или сотрудничают с журналистами из многих мировых СМИ, они прекрасно осведомлены о происходящем в мире и имеют колоссальный ресурс для освещения неотложных проблем. Основное направление «репортёров» — защита свободы прессы, журналистов и сетян во всём мире, борьба против цензуры. Сетяне — это свободные журналисты, публикующие свои работы в Сети, и даже обычные блогеры.
Reporters Without Borders публикуют ежегодный отчёт о положении свободы прессы в мире. В прошлом году Россия заняла 149 место из 180, и это не чей-то злобный заговор. Вспомни: пару лет назад блогера потянули за пост с цитатой из «Незнайки» — это довольно красноречиво свидетельствует о положении дел. В общем, если проблемы начнутся из-за поста в социальных сетях или ролика на YouTube, об этом следует сообщить «репортёрам». Денег, в отличие от ЕСПЧ, через них получить нельзя, но попасть в нужные списки и обозначить проблему — можно.
Ещё в юности я очень сильно хотела уехать из маленького городка, в котором мы тогда жили с родителями, начать самостоятельную жизнь, кем-то стать, чего-то добиться, реализовать себя. Однако в другой город меня не отпускала мама, а без поддержки родителей я не могла никуда уехать.
И тогда я решила выйти замуж, чтобы стать самостоятельной. Потом получила высшее финансовое образование. Работа в этой сфере была восстребованной и за неё платили. А мне очень не хотелось испытывать трудности с деньгами, как это было в моей семье. Поэтому я решила, что обязательно буду жить по-другому.
Позже я развелась. Ранний брак не сложился. А душа просила любви. И вышла замуж второй раз, чтобы любить и быть любимой. И здесь уже началась другая история- мой путь осознания себя. Взаимоотношения выстраивались таким образом, чтобы я вспомнила по чьим ценностям я живу, на какие ориентиры опираюсь, делая тот или иной выбор, слушаю ли я себя. Моё духовное преображение началось именно в этих отношениях.
Сейчас, я наконец приблизилась к тому, кто я есть на самом деле. Мне не неудобно говорить о себе правду, такую, какая она есть. Например, о том, что когда-то я работала кредитным инспектором в банке и главным бухгалтером, о том, что я была дважды замужем, о том, что моя первая любовь была страданием в пять долгих лет, и о том, что почти до 33 лет не понимала, что такое быть женщиной по-настоящему…
Зато теперь я знаю, что, как-бы далеко мы не ушли от себя, всегда есть шанс вернуться. И каждый опыт, который мы получаем, призван служить нам.
Из своего опыта я поняла, что иметь деньги- не значит уметь получать удовольствие от жизни. Выйти замуж- не значит обрести свою половинку. А сохранять семью и отношения ради ребёнка- не значит быть истинной женщиной.
Каждый раз, когда я пишу статью, я встречаюсь с собой, с новой глубиной, неизвестной мне до сих пор. И уже в процессе написания, изложения своих чувств, независимо от темы и того, что я хочу сказать, какой вопрос освещаю, я чувствую нечто, что приближает меня к моему изначальному состоянию гармонии.
Так происходит с каждым, кто открывается потоку своего творчества и свободе самовыражения, разрешает жизненной энергии течь через себя.
Похожие чувства я испытывала на уроках литературы в школе, когда зачитывала вслух тексты из книжек всему классу, и тогда, когда сочиняла шутливые стихи-дразнилки в честь друга-ботаника. Разве могла я тогда подумать, что именно то, что так легко мне даётся и почти ничего не стоит, чтобы красиво проявиться наружу, и есть инструмент для моего творчества и самовыражения. А я настоящая- основа этого творчества.
Вначале моей деятельности в проекте “Секреты Гармонии”, я была очень сосредоточена на том, что говорю и как, что пишу и кому это нужно, кто это прочтёт, что я этим хочу сказать и кто это поймёт. Нужно ли это кому-то кроме меня самой? К какой теме это относится и на каком уровне владения этой темой я нахожусь?
Мой процесс самовыражения был похож изнурительную гонку за результатом, хотя в целом я понимала, что нашла себя и то, чем сейчас занимаюсь- это действительно моё. Со временем, я поняла, что так происходит с каждым, кто решился быть собой, но пока ещё не понимает, как это свободно проявлять себя.
Свобода, право и правила
А потому оставалась одна неразрешимая задача- как почувствовать свободу в этом процессе и получать удовольствие.
Как-то прочла статью моих хороших друзей о желаниях. Если кратко, то в ней о том, что обрести желаемое можно только если ты заплатил за него. А заплатить необходимо не деньгами, а расставаясь со всем тем, что мешает тебе быть самим собой, при этом обретая желаемое.
Мне очень понравилась эта аналогия, я вдруг вспомнила обо всем, что прошла, прежде чем, вот так просто, сесть и написать то, о чём я думаю, то, что чувствую.
Я приблизилась к пониманию как разрешается эта задача- свободно и с удовольствием заниматься тем, что тебе по душе и быть той, кто ты есть на самом деле. Просто как-то сошлось всё в единую картинку.
Если образно, то вся суть сводится к тому, что вначале ты чувствуешь себя чашей, которая черпает воду из бесконечного источника, а потом вдруг осознаешь, что ты и есть этот источник. И вот здесь появляется свобода. Свобода быть собой при любых обстоятельствах, со всеми людьми, в любом месте.
Хочу особенно выделить три пункта, которые очень помогли мне приблизиться к состоянию свободы, к твёрдой опоре внутри, к ощущению “кто я есть на самом деле”. А уже из этого состояния появилось и непреодолимое желание делиться своим внутренним миром, чувствами и опытом с окружающими меня людьми.
Так, я стала писать стихи, говорить о себе свою правду, быть честной, появилось ощущение стержня, опоры, основания внутри, чувство безопасности. Именно в этом состоянии можно выдохнуть и сказать себе: “Я дома.” Именно из этого состояния делаются смелые шаги и принимаются жизненно-важные решения.
Быть в контакте со своим телом- ключевой и очень важный момент, для многих он является камнем преткновения на пути к себе настоящей, к своей свободе самовыражения и творчества.
Существует очень много заблуждений относительно тела, которые не дают энергиям, которые заложены в нас, через это самое тело проявится.
Например, если вы живёте с мыслью, что тело смертно, а душа вечна, и забота о душе должна многократно превышать заботу о теле, то почти наверняка у вас будут проблемы с самовыражением. Непринятие своего тела тянет за собой “уникальную” способность не прислушиваться к его сигналам, игнорировать, даже когда оно нам кричит о чём-то.
Вторым важным шагом, который следует после того, как вы признаете свое тело- это ваши чувства. Чувства живут внутри тела и ждут нашего принятия и признания. Чувства- это музыка тела, поэтому пока мы их не признаем, своего настоящего звучания нам не услышать.
Вам знакомо такое состояние, когда хочется убежать и спрятаться от того, что чувствуешь?
Вот оно, неприятное чувство, отзывается в какой-то части тела, а вам хочется тут же убежать от него.
Сделать всё, лишь бы не испытывать, не приближаться, не погружаться в него.
Тут же приходит мысль о том, что нужно как-то избавиться от этого неприятного ощущения, что-то сделать. Потому что жить с ним невозможно, испытывать очень обременительно. И дальше следуют поиски убежища от своих чувств, которые “угрожающе”преследуют.
В зависимости от того, как долго мы бегаем от самих себя и от своих чувств, во внешнем мире мы получаем ситуации, которые всё более четко и концентрированно будут помогать нам эти чувства рассмотреть и увидеть в себе.
Чем быстрей бежим и не хотим признавать и испытывать своё чувство, тем ярче и интенсивнее оно будет высвечиваться и “выползать” в разных жизненных ситуациях, при помощи разных людей.
Как часто вы отказывались от своих желаний, сомневались в своих мечтах и идеях, находя в своём окружении кого-то более «продвинутого» и переключаясь на более «удачное», взамен своего неуклюжего и непонятного?
Испытывали ли вы при этом чувство завершенности, успокоения и умиротворения, доверяя кому-то больше чем себе?
Если да, то вопросов нет. А если же внутри вас так и оставалось чувство недосказанности, как будто вы недочитанная до конца книга, то это говорит только о том, что мечты, которые вы предали, желания, которым до конца не поверили, ждут выхода. И отказаться от них совсем, означает предать и потерять себя.
Очень непросто держать фокус внимания на чём-либо, управлять своей жизнью, делать выбор и совершать действия, если раз за разом вы предаете себя, свои идеи и мечты, отказываетесь от своих желаний в пользу более правильных, рациональных, логичных, реалистичных. При этом оценивая себя как напрасного мечтателя, который витает в облаках, тогда как реальная жизнь сурова и в ней всё не так просто.
Наши желания и мечты, то, к чему нас неудержимо тянет, от чего возникает живой интерес и вдохновение, от которых поёт душа и сил прибавляется, приходят к нам из более тонких слоёв сознания для того, чтобы материализоваться в более плотных, и изменить нашу реальность.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
- Значение конституционной свободы слова для реализации прав и свобод человека, развития гражданского общества и правового государства 2018 / Большаков Лев Михайлович
- Соотношение свободы слова и свободы информации 2011 / Эктумаев А. Б.
- Характеристика права каждого на свободу слова как основного права 2015 / Колмакова Т.Н.
- Роль уполномоченного по правам человека в Российской Федерации при защите конституционных прав граждан на свободу мысли и слова 2013 / Федоров Алексей Дмитриевич
- Ограничение конституционной свободы слова в период предвыборной агитации 2018 / Большаков Лев Михайлович
- Čeština
- Deutsch
- Español
- Français
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
- Previous article
- Billboard Hot 100 номер один 1993 года — List of Billboard Hot 100 number ones of 1993″>Next article
- я буду с ними воевать, бороться, отстаивая свою свободу;
- я перестану с ними общаться, например, уеду от них в другое место;
- я попытаюсь с ними договориться на взаимовыгодных условиях.
Смотрите также: Свобода слова по странам
Подобно вышеупомянутым универсальным инструментам защиты художников и свободы творчества, «[в] национальных конституциях (…) свобода художественного творчества часто находится в пределах строго охраняемого права на свободу выражения мнения». Некоторые страны также «признают свободу художественного выражения в рамках права на науку и культуру». Следующие национальные законодательные меры перечислены в алфавитном порядке. Список будет дополнен.
Словосочетание «законы свободы» не привычно для русского языка, и потому кажется каким-то искусственным, так как «закон» и «свобода» обычно мыслятся россиянами как полные противоположности: закон – это предел, ограничение, даже насилие, а свобода − беспредельное, неограниченное, вольное. Поэтому философское понятие «закона свободы» нужно разъяснять и обосновывать самым тщательным образом, чтобы преодолеть устоявшийся стереотип их не сочетаемости. А от преодоления этого стереотипа будет зависеть и понимание оснований или «фундамента» ценностного самоопределения человека: будут ли этим «фундаментом» законы свободы или что-то иное, например, религиозные авторитеты или народные обычаи и привычки. В любом случае ценностное самоопределение предполагает ценностный выбор, от которого будет зависеть стратегия человеческой жизни.
Как уже доказал И.Кант в своей «Критике чистого разума», свобода является особой причинностью, отличной от причинности природы [3]. Если в материальной природе все явления и процессы подчинены пространству и времени, то источник свободы нужно мыслить вне пространства и времени, т.е. в самом человеческом разуме, в спонтанном волеизъявлении человека.
Любая причинность должна иметь свои законы, т.е. общие последовательно повторяющиеся отношения между явлениями. Если законы природы заданы каждому живому существу помимо его воли, то законы свободы создаются самими людьми, и на протяжении человеческой истории они постоянно переосмысливаются и совершенствуются.
Законы свободы должны упорядочить, организовать человеческое поведение, общение, формы и средства коммуникации, чтобы каждый человек мог стать достойным счастья. Это будет зависеть от самих людей, принимающих и утверждающих эти законы.
Так как свобода разделяется нами на внешнюю и внутреннюю, то мы должны рассмотреть сначала законы внешней свободы, а затем законы внутренней свободы. Прежде всего, речь пойдёт о законах внешней свободы, с помощью которых индивидуальная человеческая воля может найти себе предметное выражение в конкретном пространстве и времени и при этом допустить возможные волеизъявления других индивидов. Законы внешней свободы есть законы права.
Что такое внешняя свобода? Точное, философско-правовое определение даёт известный российский юрист, правозащитник Сергей Егоров в книге «Аксиоматические основы теории права»: «Внешняя свобода − свобода (способность, возможность) действовать в обществе в соответствии со своей внутренней свободой тем или иным образом, преследуя те или иные цели» [2;31]. Внешняя свобода возможна только в обществе, среди других людей, стремящихся к своим жизненным целям.
Переходя к рассмотрению законов внешней свободы, т.е. необходимых предписаний, общеобязательных норм человеческого поведения, мы также можем сослаться на 5 аксиому С.Н. Егорова, согласно которой «Все люди имеют равные права на внешнюю свободу» [2;32]. Пожалуй, эта аксиома, действительно, является основой разумного, справедливого регулирования современной общественной жизни. Конечно, потребовались тысячелетия, чтобы человечество пришло к этой мысли, к пониманию её общечеловеческого значения и основополагающей роли в областях морали, права, политики и религии. После того, как она стала достоянием всего человечества, мы уже не можем от неё отказаться ни под каким предлогом. И это обстоятельство заставляет нас искать справедливую формулу согласования равных прав на внешнюю свободу.
Эта, почти математическая задача, предполагает 6 аксиому Егорова: «Внешняя свобода людей должна быть ограничена». Только при условии ограничения животного произвола каждого человека, можно обеспечить и гарантировать право на личную внешнюю свободу. Без такого ограничения задача согласования равных прав на внешнюю свободу будет не разрешима.
Обратимся к кантовскому всеобщему закону права. Он гласит: «Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произволения было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом» [4; 254]. Сравним кантовскую формулировку с 7 аксиомой Егорова: «Внешняя свобода человека может ограничиваться только требованиями обеспечения внешней свободы других людей» [2;37].
Обе формулировки предполагают, что другие люди могут препятствовать моей внешней свободе (у Канта − «свободному произволению»), и тогда у меня есть три варианта поведения:
Первый вариант может быть смертельно опасным для всех, а потому от него лучше отказаться, ведь разумные люди не хотят умирать. Второй вариант менее опасен для всех, но он не даёт возможности для взаимовыгодного сотрудничества и порождает недоверие, изоляционизм, догматизм, т.к. без постоянного общения с другими людьми замедляется, а то и вовсе прекращается процесс совершенствования человека. Отказ от общения может быть лишь временным тактическим приёмом в решении конфликтной ситуации.
Наилучшим способом согласования моей внешней свободы с внешней свободой других людей будет договор, полезный для всех. В основе такого договора должен находиться естественный, прагматический интерес каждого человека − «жить хорошо» и «по-своему». Подтверждение этому мы находим во 2 аксиоме Сергея Егорова «Каждый человек хочет жить хорошо» и вытекающем из неё 1 следствии «Только сам человек решает, что для него хорошо».
Взаимовы��одный договор в свою очередь предполагает, что каждый из его участников действует добровольно, сознавая свою личную выгоду, т.е. реализуя с его помощью свои жизненные цели.
Написать комментарий
В философии это понятие представляет собой одно из центральных понятий, которое не имеет конкретного определения до сих пор. Причина этому – двоякая интерпретация термина. Например, родившийся человек по определению свободен (в нашей стране точно): он не раб и никому ничем не обязан.
Но с другой стороны, он несвободен, так как все равно связан с социумом (мамой-папой, обществом) и природой (мы зависим от кислорода и климата). Родители растят и кормят ребенка, обеспечивают одеждой, образованием, а, например, наводнение может лишить жизни не только его, но и тысячи других людей.
Спасибо за хороший и понятный материал!
Это главное богатство в жизни, без свободы человек просто не может быть счастливым, согласитесь. Однако понятие свободы в разных странах существенно отличается, порой выходя за грани…
Если ты можешь физически разбить стекло, но тебя за это оштрафуют, значит штраф — это стоимость твоей свободы.