Самый большой госдолг в мире 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самый большой госдолг в мире 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Национальный долг и ВВП по странам мира (таблица) 2021

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.

В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.

Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.

Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.

Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.

В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.

В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.

Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.

РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заёмщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы – их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 миллиарда»

Крупнейший государственный должник России – Белоруссия с $8,1 миллиарда на конец 2019 года («сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года» – РБК). В конце 2020 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску ещё $1 миллиарда российского кредита.

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

Кредит — это долг — это, по сути, обещание, часто договорное, и кредитный рейтинг определяет вероятность того, что заемщик сможет и будет готов погасить кредит в рамках кредитного соглашения без дефолта. Высокий кредитный рейтинг указывает на высокую вероятность возврата кредита в полном объеме без каких-либо проблем; плохой кредитный рейтинг говорит о том, что у заемщика были проблемы с погашением кредитов в прошлом, и он может следовать той же схеме в будущем. Кредитный рейтинг влияет на вероятность того, что предприятие будет одобрено для данного займа или получит благоприятные условия для этого займа.
Суверенные кредитные рейтинги применяются к национальным правительствам, в то время как корпоративные кредитные рейтинги применяются исключительно к корпорациям.
Краткосрочный кредитный рейтинг отражает вероятность дефолта заемщика в течение года. Этот тип кредитного рейтинга стал нормой в последние годы, в то время как в прошлом долгосрочные кредитные рейтинги рассматривались в большей степени. Долгосрочные кредитные рейтинги прогнозируют вероятность дефолта заемщика в любой момент времени в течение длительного периода времени.
Кредитные рейтинговые агентства обычно присваивают буквенные оценки для обозначения рейтингов. Например, Standard & Poor’s имеет шкалу кредитного рейтинга в диапазоне от AAA (отлично) до C и D. Долговым инструментом с рейтингом ниже BB присваивается спекулятивный рейтинг (мусорная облигация), что означает, что он с большей вероятностью возможен дефолт по кредитам.

Кому должны страны мира ?

Уровни долгов стран мира

На фоне разгорающегося очередного кризиса долгов давайте обсудим вместе вот и этот вопрос.

Вот такие данные совсем недавно очередной раз всполошили интернет-сообщества, неустанно следящие за успехами или провалами российских властей:

«Внешний долг России в прошлом году вырос на 83 млрд 408 млн долларов, или на 15,4% и на 1 января 2013 года составил 623 млрд 963 млн долларов по сравнению с 540 млрд 555 млн долларов на 1 января 2012 года, свидетельствуют данные Банка России.» (пруф)

Ужас ? Или нет ? Как это понимать ? Да чего только мы не слышим периодически: и про фискальные обрывы, и про периодический дефолт США , и про полное банкротство Греции, даже высчитывали, какой высоты будет гора денег, которые составляют госдолг США.

Каждый из вас наверное хотя бы один раз задумывался над таким вопросом: а кому они все должны ? Практически каждая страна что то должна, и многие из них должны уже непомерные суммы (мне кажется уже никто и не рассчитывает, что долг будет погашен ). Если обратиться к мозговитым экономистам они нам тут выдвинут свои теории, которые мы все равно не поймем. Давайте все вместе попробуем разобраться в этом как нибудь по проще, так сказать для обывателя и на ярких примерах .

Для начала напомню, как возникает государственный долг. Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитором и процентом по ним, выданным государством гарантиям, представляет собой государственный долг.

Каждое правительство в своей деятельности стремиться к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. В реальной действительности расходная часть превышает доходную, в результате чего образуется бюджетный дефицит. Самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 2-3 % ВВП).

Для покрытия дефицита бюджета правительства, государство обращается за кредитом к национальным банкам, а также выпуском государственных ценных бумаг – облигаций. В результате чего появляется и растет государственный долг, т.к. государственные облигации и кредит – это долговые обязательства государства.

Под внешним долгом понимаются обязательства государства, возникающие в иностранной валюте. Это могут быть кредиты правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, еще это могут быть иностранные инвестиции.

Последнее время в частности очень много говорят о тяжелой ситуации в Еврозоне. То там «бабахнет», то тут. Греция то выходит, то не выходит. Давайте посмотрим на взаимное проникновение долгов для начала в Европе. Данные немного устаревшие, но тенденция похода и понять суть вопроса будет достаточна .

Это официальное исследование ESCP Europe 2011 года о перекрестном проникновении долгов в Европе.

Стрелочки показывают, кто кому и сколько должен, толщина стрелок – размеры межгосударственных долгов, круги с названиями стран – общий объем долга (площадь круга пропорциональна размеру суммарного долга страны). Обратите внимание на Англию и Италию

Но среди прочего видно, что имеются и встречные долги. В современной банковской системе это считается нормальным – когда все должны всем. Любой разумный человек в такой ситуации предложит упростить картинку, произведя встречные взаимозачёты. Ну что же – давайте их произведем.

При этом надо понимать, что в реальности взаимозачесть долги нельзя – они выданы с разными условиями, разными сроками погашения и так далее, кроме того, такой взаимозачёт занулит или серьезно подрежет оборотные средства многих финансовых организаций – что вызовет коллапс платежей и последующий нарастающий ком всеобщего кризиса. Там много разных нюансов.

Но виртуально мы можем сделать такой – сугубо формально-цифровой – взаимозачёт. Посмотрим на результат:

Отлично видно, что долг Франции практически обнулился. А ей должны – очень много Италия, несколько меньше Германия, и еще меньше (но тоже много) Испания. В общем, если у кого с долгами все хорошо – так это у Франции.

А вот у кого совсем большие проблемы – тоже видно отлично, это Англия. Англия должна Германии и Испании гигантские (и примерно равные) суммы, а ей мало кто и мало что должен.

Плохое положение и у Италии – она много должна Франции, а ей никто ничего существенного не должен.

Как ни странно, у Испании всё не так уж безвыходно – она должна французам и немцам, но еще больше ей самой должны англичане, да и долги Португалии тоже немаленькие. Ну а у немцев и тем более практически аллес орднунг – да, долг перед Францией велик, но гораздо больше должны Германии та же Англия и Испания.

Конечно, сам по себе объём долга не важен – важно его соотношение с ВВП страны. Именно из-за этого соотношения катастрофа создалась сначала в Греции, Португалии и Ирландии (PIG). Но главный пузырь европейских долгов затаился в Англии. Он еще покажет себя.

данные за 2011 год

А вот про соотношение с ВВП это очень интересный и зачастую забываемый многими момент. Тут то мы как раз и подойдем к оценке новости, которая была в начале поста.

Возникают справедливые мысли, что США уже не смогут расплатиться со своим долгом, и что Америка де-факто чуть ли не банкрот. Ведь, к примеру, долговой кризис в Европе начался тогда, когда государственный долг Греции достиг 115% ВВП. Долг США уже сейчас больше и будет только расти.

Но мало кто знает, что общий объем государственного долга США можно разделить на две части — публичный и самим себе. Ведь значительной долей долга США владеют так называемые «внутриправительственные холдинги», самым крупным из которых является государственный «Social Security Trust Fund». Общая величина долга, которым владеют государственные фонды, на 18 февраля составляла $6 106 млрд.

За вычетом части долга, которым владеют сами США, то есть США должны сами себе, величина так называемого публичного долга составляет уже $21 815 млрд. или около 100% ВВП, а не 129,8% ВВП.

Нужно учитывать, что ФРС США владеет долгом в размере $4 824 млрд. Если вычесть и эту величину, то уровень чистого публичного долга упадет до $16 991 млрд., что уже составит около 80% ВВП. Таким образом, ситуация с долгом уже перестает быть критичной для Америки. Даже если в текущем году долг вырастет, то значительную его долю выкупит ФРС США. А значит объем чистого публичного долга не превысит 100% ВВП.

Важная деталь — США занимают под очень низкий процент. К примеру, сейчас доходность по десятилетним облигациям составляет 1,5% годовых. Средняя доходность этих облигаций за последние 10 лет — 2% годовых. По 5-летним облигациям текущая доходность равна 0,65%, по коротким облигациям сроком 6 месяцев — всего 0,05%.

В 2021 году в бюджете США заложены расходы по обслуживанию долга на уровне $378 млрд. Это 7,8% от расходов федерального бюджета или 1,7% ВВП США.

Для сравнения: в 2008 году, когда долг США был значительно меньше, а ставки выше, Штаты заплатили по долгу $252 млрд., что также было равно 1,7% ВВП. При этом общая величина долга тогда составляла менее 70% ВВП.

Нужно учитывать и то, что ФРС США хоть и получает проценты по купленным у казначейства облигациям, но в конце концов регулятор выплачивает свою прибыль обратно Казначейству США. А за счет этого весь портфель на балансе ФРС де факто имеет нулевую стоимость для Казначейства США.

К примеру, в прошлом году ФРС вернул Министерству финансов в виде своей прибыли $88 млрд. И, если учесть этот фактор, исключая операции с ФРС, то общий объем обременений сократится до $300 млрд. и 1,4% ВВП.

Поэтому на данный момент госдолг США не является проблемой для Америки. США могут жить, как сейчас, очень долго. Американский долг сейчас стоит не больше, чем 5 и 10 лет назад. А в конечном итоге важно не то, какова величина долга, а сколько стоит его обслуживание.

Конечно же, для США не все так гладко: при росте инфляции проблемы все же будут. Но возникнут они уже по новым долговым бумагам. Ведь даже если США в будущем уже не будут запускать новые программы помощи экономике, у бюджета страны все равно сохранится дефицит, который будет покрываться за счет новых займов.

Старые долговые бумаги будут гаситься и взамен Казначейству США необходимо будет выпускать новые бумаги, то есть рефинансировать долг. И все это властям США нужно будет делать уже по новым более высоким ставкам.

Около $5 трлн. долга США сконцентрировано в коротких облигациях сроком менее года. Соответственно, в течение года весь этот объем нуждается в рефинансировании. Также ежегодно Америке нужно рефинансировать и длинные облигации, которые размещаются на срок более года. А это примерно еще около $3 трлн. в год.

Нужно будет финансировать текущий дефицит бюджета на примерно триллион долларов. Всего, даже без учета программ помощи и без индексации на инфляцию, в предстоящие годы Америке ежегодно придется рефинансировать от 8 до 10 трлн. долларов долга. По новому долгу ставки, а значит и цена обслуживания, будут расти.

Но и тут для США нет катастрофы. Поскольку весь долг номинирован в долларах. А потому у Казначейства США всегда есть возможность получить помощь от ФРС США. ФРС всегда может напечатать еще долларов по очередной программе QE.

Да, возможно инфляция разгонится в будущие годы до 5% или 10%, а может и до 15% в год. ФРС будет повышать свою ставку, но одновременно с этим регулятор может проводить количественное смягчение (QE). То есть, одной рукой ФРС будет изымать ликвидность, а другой — печатать.

А с такой политикой ФРС, как и сейчас, создаст искусственный дополнительный спрос на долговые бумаги США. Доходность даже по новым выпускам облигаций, вероятно, будет ниже уровня инфляции. К примеру, инфляция будет 8%, а доходность по новым выпускам 10-летних облигаций — 7%. И тогда, как и сейчас, убыток будут получать держатели долга, а не США.

Но во всем этом есть другой минус. Именно из-за текущего огромного долга Америке будет сложно бороться с растущей инфляцией. Ведь, если бы не было большого долга, и на балансе ФРС не было бы казначейских бумаг, то изъять излишние доллары регулятор мог бы просто повысив ставку.

В текущей же ситуации доллары, которые были напечатаны для выкупа облигаций, невозможно изъять из системы путем повышения ставки. Чтобы изъять эти доллары, ФРС должен продать облигации со своего баланса, а этого не произойдет без ущерба для долгового рынка.

Поэтому ставка, как инструмент по регулированию объема ликвидности и как инструмент борьбы с инфляцией, сейчас уже не так важна. Можно даже сказать, что повышение ставки будет даже бесполезно, ведь это действие не сможет сократить объем денежной массы.

Плюс к этому при росте инфляции ФРС не просто не сможет изъять излишние доллары, а будет вынуждена напечатать их еще для поддержки долгового рынка США. Потому перед ростом инфляции финансовые власти США сейчас, можно сказать, безоружны из-за большого государственного долга. Более того, отчасти именно размер государственного долга и то, что ФРС стала его монетизировать, и станет причиной роста инфляции.

Возможно, власти США все это прекрасно осознают. А потому в данный момент тратят деньги и занимают с легкостью, пока эти займы стоят дешево. И поэтому ФРС, как мантру, повторяют, что ставки будут низкими длительное время, несмотря на рост инфляции.

Они видимо уже поняли, что инфляция неизбежна и они перед ней безоружны. Но это не проблема государственного долга для США. Это проблема для кредиторов США, потому что именно они и получат убыток.

Михаил Федоров

Внешний долг стран мира на 2021 год: таблица

В обзоре аналитика компании «Открытие Брокер» Андрея Кочеткова говорится о том, что пандемия коронавирусной инфекции, объявленная ВОЗ в начале марта минувшего года, только усугубляет и без того актуальную для многих стран мира проблему госдолга.

Весьма серьезные риски по обязательствам извне по-прежнему сохраняются сегодня в государствах, испытывавших определенные трудности с финансированием еще до пандемии, акцентирует внимание эксперт. Андрей Кочетков пояснил, что имеет в виду страны, в которых двойной дефицит бюджета и счетов текущих финансовых операций.

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2021).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Названа страна с самым большим госдолгом

    Яна Семелева

Привлечение денежных средств посредствам внешних займов – достаточно распространенная практика среди государственных экономических институтов. Иностранный капитал служит для улучшения финансовых показателей государства, формируя при этом внешний долг страны. Международные заимствования способны как оздоровить экономику отдельно взятого государства, так и привести ее к серьезным проблемам и стать причиной кризиса. Государственная задолженность влияет на размеры гражданских налогов и является одной из причин снижения темпов экономического развития.

Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.

Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.

Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.

Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.

Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:

  • корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
  • государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
  • текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
  • общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.

Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.

Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2021 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней
Макао
Республика Палау
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2
  • Опубликован список величайших барабанщиков в истории 29 августа, 2021
  • Обновлен рейтинг стран по военной мощи. Также создан архив данного рейтинга, где собраны показатели предыдущих лет 17 августа, 2021
  • Обновлена шапка сайта, добавлено мобильное меню и изменена строка поиска 16 августа, 2021
  • Обновлен рейтинг стран по уровню номинального ВВП за 2020 год 15 июля, 2021
  • Обновлен рейтинг миролюбивых стран 18 июня, 2021
  • 1. «Инвестиционно непривлекателен»: цена будет падать, доходность ушла в отрицательную зону
  • 2. Ошибки правительства «оголили» Америку перед кризисом: дефицит бюджета и госдолг продолжают расти
  • 3. Кредитная устойчивость пошатнулась
  • 4. Спрос не сойдется с предложением
  • 5. Политические риски выборочного дефолта или ареста активов

Антон Прокудин, ведущий методолог «Эксперт РА»

Российские банки традиционно размещали свои валютные резервы в низкорисковые активы за рубежом. В части облигаций на первом месте идут гособлигации развитых стран. Западный рынок госдолга был тихой гаванью для инвесторов на протяжении десятков лет, однако в последнее время система начала давать сбой. Резкий рост дефицита бюджетов многих западных государств пошатнул устои: инвесторы все чаще начали сомневаться в отсутствии рисков при вложениях в некогда надежные активы.

Почему инвесторы перестают доверять американским гособлигациям? Краткие выводы:

В отличие от европейского госдолга, гособлигации США все еще котируются с положительной доходностью. Однако в реальности вложения в эти бумаги не дают инвестору возможности заработать. Инфляция, которая является постоянным фоном экономики, «съедает» часть этой доходности: при купоне в 1% от номинала и инфляции в 2%, деньги, получаемые при погашении облигации, обесцениваются на 2% в год. Эмитент же выплачивает всего 1%. Выходит, что с учетом обесценения денег эмитент возвращает меньше, чем занял. Таким образом, реальная доходность трежерис оказывается отрицательной. Одалживать под такой процент невыгодно, более привлекательным выглядит вариант покупки защищающих от инфляции товаров (например, золота в слитках).

Реальная доходность гособлигаций США со сроками погашения от трех месяцев до пяти лет при инфляции в 1,9% была отрицательной последние 10 лет:

— средняя номинальная доходность трехмесячных облигаций составила 0,57 %;

— средняя номинальная доходность 12-месячных облигаций составила 0,74 %;

— средняя номинальная доходность пятилетних облигаций составила 1,65 %.

Реальную положительную доходность имели только 10- и 30-летние облигации — благодаря номинальной доходности в 2,4 и 3,2 % соответственно.

Инфляционные ожидания, закладываемые рынком на 30-летний горизонт, снизились с 1,8 % зимой 2021 года до 1,6 % в текущий момент (на 10-летний — до 1,3 %). При этом доходность 30-летних облигаций составляет сейчас 1,5 % (10-летних — 0,7 %), что не дает инвесторам надежды заработать. Зимой доходность 30-летних облигаций составляла 2,2–2,4 %, что еще позволяло рассчитывать на реальную доходность хотя бы в 0,4–0,6 %, но и такой результат теперь уже недостижим.

При этом исторически доходность трежерис всегда росла, а реальная доходность возвращалась в положительную зону после преодоления острой фазы паники на рынке. Так, после кризиса еврозоны в 2012 году номинальная доходность 30-летних американских гособлигаций выросла с 2,5 до 3,9 % (10-летних — с 1,5 до 2,9 %). После острой фазы мирового кризиса 2008 года номинальная доходность 30-летних облигаций выросла с 2,6 до 4,8 % (10-летних с 2,2 до 3,8 %).

Однако в текущий момент финансовые рынки все еще настроены пессимистично, а значит, ралли на рынках рисковых активов, которое будет давить на рынок госдолга, продолжается и далеко от завершения. Сегодня покупка долгосрочных гособлигаций США обернется убытками — из-за падения цены облигаций на фоне роста доходности в обозримом будущем.

Политика правительства США долгое время ошибочно не была контрциклической – то есть, не закладывала в надзорные меры задачи предотвратить возникновение кризиса или минимизировать его экономические последствия. Размер госдолга в период экономического роста не снижался, что позволило бы подойти к кризису с меньшим бременем расходов. При этом все последнее десятилетие бюджет США был дефицитным даже без учета расходов на обслуживание долга. Госдолг же все время рос относительно ВВП и за 20 лет добрался с 55–65 до 105 % ВВП на конец 2021 года.

Доходная часть федерального бюджета США с середины ХХ века составляла в среднем 17% ВВП (16,2% в 2021 году), и она уменьшалась на фоне рецессий и падения фондового рынка до 14,5–15,5% от ВВП в последние кризисы.

Расходная часть бюджета (без учета обслуживания долга) в спокойное время (как 20 лет назад) составляла 14–17 %, но в последние годы выросла до 18%, а в прошлые кризисы достигала 20–22% ВВП.

Таким образом, в ближайшие годы первичный дефицит бюджета (без учета средств на обслуживание госдолга) может составить до 7% ВВП при уровне поддержки экономики, аналогичном прошлому кризису. По оценкам экспертов, в 2021 году дефицит будет намного выше.

Способов покрыть нехватку денег в казне не так уж много. Можно урезать расходы государства, но такой вариант для США вряд ли приемлем — как из-за спада экономики, так и из-за политической ситуации в стране и за ее пределами. Другой вариант – продолжать наращивать пирамиду госдолга. Что и предпочитают делать США.

Проводили опросы среди местных граждан, которые показали, что они совсем недовольны стремительным ростом обязательств. Это обусловлено тем, что люди сами являются должниками по ним.

Ряд граждан связаны кредитами за авто, учебу, недвижимость. Они осознают тот факт, что в экстренной ситуации эти обязательства могут переложить за счет повышения налогов и сборов, тарифов, снижения зарплаты.

Более того, государство, отдавая кредиты, будет вынуждено уменьшать размер выделяемых средств на социальную поддержку населения. А также медицину и прочие значимые области.

У кого больше: названы страны с самым крупным госдолгом

Реальные долговые обязательства страны проистекают из финансового кризиса 2007-2008 гг. С того времени Штаты несколько раз повышали лимит обязательств, что провоцировало политические споры и прения Обамы и Конгресса.

В 2021 г. Трамп сказал, что решит проблему долга за 8 лет своего правления. Он утверждал, что пересмотрит торговые договора, произведет налоговые реформы, после чего экономика начнет расти, и США погасит госдолг наличными средствами.

Но с 2021 г. Трамп и его соратники стали увеличивать потолок долга, высказались за отмену процесса рассмотрения вопроса долговых обязательств Конгрессом.

С мая 2021 г. задолженности возросли на 1 трлн. долларов. Президент ответил, что его не заботит эта проблема, поскольку деньги выделены на борьбу с ковидом.

По итогам 2021 года долг федерального правительства США составил 650 % от доходов бюджета (или 105% от ВВП). Это один из самых высоких показателей в мире, и он в разы больше установленных международными институтами предельных значений. 1 Очевидно, что другие страны при таком объеме госдолга и хроническом дефиците бюджета уже оказались бы в ситуации дефолта. Это и происходило, что видно на исторических примерах, указанных в таблице. При этом госдолг США практически не имеет шансов сократиться из-за серьезного кризиса в экономике в 2021 году.

Страна, год Долг/доходы, % % расходы/ Доходы, % Дефицит/ВВП, %
Боливия, 1979 802 6
Уругвай, 1983 341 9
Перу, 1984 518 3
Пакистан, 1999 555 55 7
Уругвай, 2003 414 4
Белиз, 2006 355 24 6
Греция, 2012 364 15 11

Процентные расходы (расходы на обслуживание государственного долга) бюджета США пока близки к отметке в 10 % от доходов бюджета. Это, по общепринятым меркам 3, приемлемая процентная нагрузка. Несложно посчитать, что при долге в 140% от ВВП через пять лет (это 820% от доходов федерального бюджета) процентная ставка по долгу должна держаться на уровне 1,2%, чтобы процентная нагрузка на бюджет не превышала десятипроцентного порога. При этом, по прогнозам экономистов, в ближайшие 30 лет инфляция ожидается на уровне 1,6%. Получается, что ФРС должна проводить политику с отрицательными реальными процентными ставками многие годы только ради поддержания устойчивости пирамиды госдолга.

В марте 2021 г. ФРС США трижды смягчала монетарную политику. Значительный объем стимулирующих мер был ответом на стремительно ухудшающуюся из-за пандемии COVID-19 экономическую ситуацию. Экономический пожар тушили, прежде всего, дешевыми деньгами: 15 марта ключевая ставка была снижена до 0-0,25% (это было уже второе снижение ставки за месяц: ранее ее понизили с 1,5-1,75 до 1-1,25%). Кроме того, ФРС заявило о готовности приобретать ряд активов (казначейских облигаций правительства и обеспеченных ипотекой облигаций трех американских ипотечных агентств) на вторичном рынке практически в неограниченном объеме, а также о создании специального фонда для покупки корпоративных облигаций крупных эмитентов.

Дополнительно была введена мера для поддержания устойчивости финансовой системы в виде предоставления участникам рынка краткосрочной долларовой ликвидности по околонулевой ставке.

Соотношение госдолга к ВВП страны к 2020 году.

Какие страны имеют самый большой долг в мире? Вот список из 20 стран с наибольшим государственным долгом:

Япония, с населением 127,185,332, имеет самый высокий государственный долг в мире на 234.18% своего ВВП, за ней следуют Греция на 181.78%. В настоящее время госдолг Японии на ¥1,028 трлн (9.087 трлн долларов США). После того, как фондовый рынок потерпел крах в Японии, правительство выручило банки и страховые компании и предоставила им льготные кредиты. Банковские учреждения должны были быть объединены и национализированы через определенный период времени, чтобы помочь перезагрузить экономику. К сожалению, эти действия привели к увеличению долга Японии.

Государственный долг Китая в настоящее время 54.44% его ВВП, значительное увеличение по сравнению с 2014 г., когда государственный долг был 41.54% ВВП . Государственный долг Китая составляет в настоящее время свыше ¥38 трлн (свыше 5 триллионов долларов США). В докладе Международного валютного фонда 2015 года заявили, что долг Китая находится на относительно низком уровне, и многие экономисты отклонил опасения по поводу размера задолженности в ее общей численности и по отношению к ВВП Китая. В настоящее время Китай имеет крупнейшую экономику в мире и крупнейшую популяцию — 1,415,045,928 человек.

Соотношение долга России является одним из самых низких в мире в 19.48% своего ВВП. (На конец 2019г. 13.79%) Россия является девятым (Пятым на 2019) в списке стран-должников в мире. Долг России в настоящее время составляет в общей сложности более 15 трлн. руб (216 млрд долларов). Большая часть внешнего долга России-частная.

Государственный долг Канады в настоящее время в 83.81% своего ВВП. Государственный долг Канады в настоящее время около 1,2 трлн канадских долларов (925 млрд. долларов США). Происходило постепенное снижение долга после 1990-х годов до 2010 года, но долг снова начал расти.

В настоящее время соотношение долга Германии 59.81% от его ВВП. Общий долг Германии составляет примерно 2.291 трлн € (2.527 трлн долларов США). Германия является крупнейшей экономикой Европы.

Соотношение долга Украины от ее ВВП 62.03% Численность населения 43,733,762 человека. В долларах Госдолг составляет 241 миллиард.

Государственный долг Казахстана составляет 20.90% (101 миллиард долларов США) от ВВП этой страны, с населением 18,776,707 человек.

Данные в тексте и на графике разнятся. В статье данные МВФ от апреля 2018 года. На графике за октябрь 2019.

Эрих Мария Ремарк писал книгу « Жизнь взаймы » явно не про тех, о ком сегодня пойдет речь. Однако название бы отлично подошло. Забегая вперед, выдам один спойлер: на каждом жителе Люксембурга лежит долг в размере 6,5 миллионов долларов.

Лично сами люксембуржцы никому ничего не должны, но вот если долг их страны разделить на количество жителей – получится такая вот сумма.

Сегодня мы с Вами узнаем, какие страны привыкли занимать на собственные нужды у других и должна ли Россия кому-то.

Рад приветствовать Вас на своем канале! Мы начинаем😉

Госдолг стран мира 2021 таблица

Госдолг – задолженность государства перед своими иностранными кредиторами. Очевидно? Согласен. Но проговорить стоило. Возникает госдолг для того, чтобы покрывать дефицит бюджета. Альтернативой госдолгу могут быть такие меры, как повышение налогов или сокращение расходов на внутренние расходы . Но это вызывает недовольство населения. Поэтому многие страны прибегают к международным займам.

А кто чаще всего прибегает к займам, можете увидеть на следующей картинке

22% от всех долгов в мире, 22 триллиона долларов. Все это про США. Первоначально Трамп обещал, что остановит дальнейший рост госдолга, но видимо что-то пошло не так. За время его правления госдолг вырос на 2,5 триллиона долларов.

Американский долг активнее всего спонсируют Китай и Япония, они вложили по триллиону долларов. Причем Япония сама имеет долг в 4 триллиона. Занимают, чтобы вложиться что-ли.

Люксембург и Ирландия выглядят так, как будто они сами детишки и зашли в комнату, где разговаривают взрослые. Причем хлопнув при этом дверью и перебив говорящего. Не хочу принизить эти страны, просто на фоне мировых лидеров по ВВП, они выглядят немного странно.

Россия берет в долг аккуратно, в случае необходимости. Мы занимаем 26 место в мире по размеру государственного долга, он составляет 480 миллиардов долларов.

По оценкам Всемирного банка, госдолг становится проблемным, когда его размер составляет 77 и более процентов от годового ВВП государства. В России этот показатель равен всего лишь 16%, это очень мало по мировым меркам. Мы являемся незакредитованной и финансово устойчивой страной.

Что же с соотношением долга к ВВП в остальных странах? Смотрим.

США уже нет в десятке. Как и в двадцатке. Мы найдем штаты лишь на 30 мере с показателем 99,6%.

ТОП-3 у нас прямо-таки экзотический получился. Если кто забыл, напомню, Маврикий – это небольшое островное государство в Индийском океане, территориально его относят к Восточной Африке. Занимают они, скорее всего, на строительство инфраструктуры и медицинские услуги.

Нахождение в ТОП-10 Сингапура, Гонконга и Швейцарии объясняется тем, что это крупные финансовые центры и их займы связаны, соответственно, с финансовыми операциями. Эти страны занимают, чтобы затем более выгодно вложить.

Вот такой у нас обзор сегодня получился 😊

Примечательно, что ранее конгресс США регулярно устанавливал так называемый потолок госдолга. Речь идёт о лимите государственных заимствований, который правительство не имеет права превысить. Между тем в 2019 году власти страны решили на время полностью отказаться от любых ограничений.

«На данный момент потолок госдолга заморожен до 31 июля 2021 года. После этого Минфин США не сможет привлекать новые денежные средства путём размещения гособлигаций, и в его распоряжении останется денег лишь на несколько месяцев под погашение разных текущих обязательств», — отметил в беседе с RT шеф-аналитик ГК «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв.

На этом фоне в ближайшее время американским властям будет необходимо установить новый потолок долга или продлить действующую заморозку. В противном случае Соединённые Штаты рискуют столкнуться с дефолтом. Об этом 23 июня заявила министр финансов страны Джанет Йеллен. По её словам, такая ситуация «будет иметь абсолютно катастрофические экономические последствия».

«Это усилит финансовый кризис, поставит под угрозу рабочие места и сбережения американцев. И это в то время, когда мы всё ещё восстанавливаемся после пандемии», — предупредила Йеллен на слушаниях в комитете по ассигнованиям сената конгресса США.

  • Российский госдолг находится на невысоком уровне
  • Последствия пандемии: российский госдолг вырос, но меньше, чем в других странах
  • Распродажи ОФЗ в феврале-марте 2021 года компенсировались внутренним спросом
  • Необходимость в заимствованиях для бюджета невысока
  • Риск санкций уже во многом реализовался
  • Российский долг устойчив

Эксперт ЦСР перечислил страны с самым большим государственным долгом

В феврале-марте 2021 года на международных финансовых рынках повышается тревожность, растут доходности по трежерис. Причина связана с растущими инфляционными ожиданиями в США 1 , последующими за пакетом Байдена, а также большим объемом заимствований в отсутствии новых мер по предоставлению ликвидности. Значительно увеличились доходности длинных бумаг, в то время как доходности двухлетних казначейских облигаций сохранились на прежнем уровне.

На протяжении 2020 года федеральный бюджет сводился с дефицитом: нефтегазовые доходы значительно пострадали в первом полугодии в силу обвала нефтяных цен, ненефтегазовые доходы – из-за ограничений экономической деятельности, введенных для борьбы с пандемией COVID-19. Расходы, в свою очередь, выросли за счет введения фискальных мер поддержки экономики. Однако уже во втором полугодии 2020 года доходы – в первую очередь ненефтегазовые – начали постепенное восстановление за счет стабилизации цен на нефть, а также снятия существенной части ограничений экономической деятельности.

В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.

В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.

Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.

Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.

Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.

Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.

Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.

Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.

На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.

1 Ссылка на предыдущий доклад

2 Три лага дамми-переменной санкций статистически значимы.

3Для доли нерезидентов в ОФЗ эта переменная оказалась незначима.

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

  • Добавлен список стран по размерам ставки НДС 20 января, 2021
  • Добавлен новый рейтинг стран по уровню жизни пенсионеров 6 декабря, 2020
  • Добавлен новый рейтинг городов по стоимости жизни (по версии The Economist) 13 ноября, 2018
  • Обновлены рейтинги стран по уровню свободы 27 октября, 2020
  • Обновлен рейтинг лучших городов мира 24 октября, 2020

Эксперты считают, что позиция Сингапура в рейтинге будет улучшаться, так как экономика страны демонстрирует рост. Пока же на одного гражданина Сингапура приходится около $50 тысяч долларов госдолга – по этому показателю город-государство сравнялось с США. Кстати, 91% государственного долга страны покрывается международными резервами.

Банковский сектор страны пребывает в явном кризисе, что в совокупности с общеевропейскими проблемами негативно сказывается на объеме заимствований. До 2008 года долг Ирландии не превышал 30% от ВВП, эксперты же прогнозируют увеличение показателя до 120% в ближайшие год-два. По размеру госдолга в расчете на одного жителя страны Ирландия уступает только Японии.

Уровень государственного долга в стране составляет 123% от ВВП. На каждого итальянца сегодня приходится примерно $43 тысячи госзаимствований. Правда экономика Италии демонстрирует рост в объеме около 7% в год, поэтому значительного увеличения доли госдолга к ВВП не ожидается. Аналитики прогнозируют рост показателя на 1-1,5% к концу этого года.

Национальный банк Республики Казахстан является центральным банком первого уровня в стране.

Все государственные активы республики сконцентрированы в госхолдинге Самрук-Казына, который инвестирует крупные проекты, направленные на развитие Казахстана.

Технологичные производства совместно с западными компаниями. В Казахстане производят свои товары такие гиганты, как Chevrolet, LG, Samsung, Bosch, 3M, Panasonic.

Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.

На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.

Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.

Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).

Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.

Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:

  • В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
  • Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
  • Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
  • Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.

В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.

Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.

Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней 0 0
Макао 0 0
Республика Палау 0 0
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2

Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.

Эксперт перечислил страны с самым большим госдолгом

  • Курс валют
  • Каталог банков
  • Курс криптовалют
  • Финансовые графики
  • Займы онлайн
  • Кредит наличными
  • Кредитные карты
  • Дебетовые карты
  • Банки
  • Кредит
  • МФО
  • Финансы
  • Бизнес
  • Вклады
  • МФЦ
  • Инвестиции
  • Крипто
  • ЭПС
  • Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.

    Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.

    Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.

    Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.

    Внешние заимствования имеют типовые и периодические различия, по которым определяют:

    • корпоративный внешний долг – финансовые обязательства экономических субъектов выполняющих определенную деятельность внутри государства. Учитываются как частные компании, так и государственные. Данный вид принимается в расчет при определении общей суммы внешнего государственного долга страны, но не накладывает финансовых обязательств непосредственно на государство, за исключением случаем наличия госгарантий и обеспечения;
    • государственный внешний долг – совокупность обязательств, взятых на себя муниципальными и федеральными представительствами органов власти, в том числе гарантийное обеспечение частных и корпоративных займов;
    • текущий госдолг – обязательства, исполнение по которым ограничено периодом в 12 месяцев;
    • общегосударственная задолженность – совокупность всех обязательств, исполнение по которым намечено как на текущий период, так и на перспективу.

    Отдельно следует отметить сроки, на которые кредитор готов выделить средства. Существуют краткосрочные, среднесрочные, а также кредиты с большим сроком. В последнем случае кредитор предоставляет деньги на пять лет и более, в первых двух – это сроки до года и пяти лет, соответственно.

    Менее выгодными для государства считаются краткосрочные займы, отличающиеся высокими процентами и узкими временными рамками. Часто заемщик прибегает к пролонгации и консолидации, а также иным договорным уступкам со стороны кредитора. Таким образом именно займы на короткий срок могут составлять большую часть внешнего государственного долга страны и оказывать значительное давление на экономику и личное финансовое благополучие граждан.

    Государственная задолженность негативно сказывается на общем положении финансово-экономической системы государства. Наличие рычагов влияния на уникальные экономические характеристики и черты у рыночных конкурентов, предполагают существенные ограничения в плане системного развития государства. Определен ряд причин, делающих внешний долг государства самым обременительным, среди них:

    • доступ иностранных структур к льготным ценам на ресурсы должника;
    • высокие проценты, требующие оплаты любыми средствами, в том числе резервными;
    • возможность ущемления некоторых прав страны заемщика;
    • снижение основных рейтингов страны с внешним долгом значительного размера.
    Страна Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
    Бруней 0 0
    Макао 0 0
    Республика Палау 0 0
    Экваториальная Гвинея 174 1
    Алжир 3 389 2
    Иран 15 640 4
    Нигерия 15 730 5
    Фиджи 127 5
    Гаити 428 7
    Азербайджан 6 059 8,2

    Оценочный анализ кредитной нагрузки будет неполным без указания значений внешнего долга. Именно данный показатель способствует пониманию общего самочувствия изучаемой экономики. Стабильность и степень инвестиционной зависимости суверенной экономики – еще одни показатели, рассматриваемые через призму внешних кредитных обязательств. Минфин использует полученные при анализе сведения для моделирования дальнейших экономических сценариев и определения государственного экономического курса.

    Существуют два основных показателя, определяющие характеристики целых групп данных, эти показатели определяют остатки и динамику (потоки). Важное значение при расчетах размера внешнего долга страны, имеют коэффициенты платежеспособности отражающие такие аспекты как:

    • объем долга по отношению к ВВП;
    • баланс объема экспортной прибыли к платежам по процентам займа (в %);
    • индикатор устойчивости – указывает на степень потенциального риска, связанного с выплатами по кредиту;
    • уровень ликвидности и возможность платить.

    20% ВВП — это не какая-то объективная граница, при пересечении которой нарушается долговая устойчивость, замечает замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Категория безопасного уровня госдолга многомерна и очень условна: важны стоимость обслуживания, валютная структура и профиль погашения, какие держатели и другие факторы, добавляет он. «По большинству метрик долговой нагрузки Россия останется относительно далеко от уровней, которые обычно в мире начинают считать тревожными, даже после очень крупных заимствований 2020–2021 годов», — уверен Куликов.

    В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.

    Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.

    Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.

    В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.

    План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

    Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

    Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

    С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

    В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

    По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

    Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

    Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

    Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

    Так что же с государственными долгами? В уходящем году они не только в ЕС, но и по всему миру росли, как на дрожжах. Настолько быстро, что в парламенте Германии народные избранники в какой-то момент потребовали остановить займы, но пыл охладил главный экономист ОЭСР Лоуренс Бун, который убедил, что будущий 2021 год — не лучшее время для ограничений займов.

    В своём анализе он подчеркнул, что одалживать сегодня на международных рынках не только правильно для борьбы с последствиями пандемии, но и попросту дёшево. Сами деньги сегодня дешёвые, а значит не нужно себя ограничивать, считает эксперт.

    • Российские власти последнее время любят повторять – страна подошла подготовленной к кризису. Вся «подготовка» России заключается в изначально низком государственном долге – на начало 2020 года он не превышал 12,5% ВВП. Но всего за год суверенный долг вырос до 20% ВВП и теперь не является самым низким в мире.
    • В пересчете на рубли Россия должна 22 трлн руб. кредиторам, или чуть больше одного годового федерального бюджета. Но в 2021 году Россия должна будет уже 26,4 трлн руб. Это на 3,7% больше, чем было прописано в проекте бюджета, поскольку на финансирование дефицита бюджета уйдет 2,7 трлн руб., а на обслуживание госдолга – еще 1,7 трлн.
    • При этом в 2020 году Минфин уже занял почти 5,4 трлн руб., 4,4 трлн из которых пошли на латание дыры в бюджете, а 967 млрд руб. – на погашение предыдущих кредитов. Власти могли не использовать госдолг, а взять деньги из Фонда национального благосостояния, в котором находится 9 трлн руб. Но президент Владимир Путин поставил блок на использование средств «кубышки».
    • С одной стороны, госдолг России и в 24% ВВП можно считать не критичным. Однако нельзя забывать, что страна входит в число развивающихся стран и является сырьевой экономикой. Безопасным уровнем долга для такого типа стран считается 40% ВВП, для развитых же – 70%. При этом среди развивающихся стран средний уровень долга – 53,8%, по большей части из-за Бразилии (91,9%) и Индии (68,6%).
    • По словам министра финансов Антона Силуанова, долг в 20% ВВП для России – это «опасная черта» и правительству не очень хочется ее пересекать. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина предостерегала власти от «неаккуратного» наращивания госдолга. Преимуществом России всегда был низкий долг на контролируемом уровне. Но кризис, вызванный коронавирусом, это преимущество у страны отнимает.

    Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.

    Пополняется бюджет за счет:

    • налоговых поступлений;
    • ренты на природные ресурсы, такие, как нефть, газ, полезные ископаемые;
    • прибыли с экспорта товаров и услуг госпредприятий;
    • процентов от покупки Правительством ценных бумаг других стран и т.д.

    Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.

    Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.

    Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.

    Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.

    Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.

    Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.

    После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.

    Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).

    Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.

    Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *