Лицензирование медпункта на предприятии требования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование медпункта на предприятии требования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);

перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

2. Выданные до дня вступления в силу настоящего постановления лицензии на осуществление медицинской деятельности подлежат переоформлению в части исключения работ (услуг), не предусмотренных приложением к Положению, утвержденному настоящим постановлением, не позднее чем до 1 сентября 2022 г., за исключением тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим постановлением.

Лицензирование медицинского кабинета: документы и порядок

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

2. Лицензирование медицинской деятельности, осуществляемой на территории международного медицинского кластера иностранными юридическими лицами — участниками проекта международного медицинского кластера, осуществляется в соответствии с настоящим Положением с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в отношении:

медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими и иными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, а также организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

медицинской деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;

медицинской деятельности, осуществляемой иными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий;

б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления выписок из реестра лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров предоставленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) в отношении:

медицинской деятельности, осуществляемой медицинскими и иными организациями, за исключением организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также за исключением медицинской деятельности, указанной в абзаце третьем подпункта «а» настоящего пункта;

медицинской деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, за исключением медицинской деятельности, указанной в абзаце третьем подпункта «а» настоящего пункта;

медицинской деятельности, осуществляемой иностранными юридическими лицами — участниками проекта международного медицинского кластера.

4. Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждается классификатор работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению. Предметом указанного классификатора является соотнесение видов работ (услуг) с видами и условиями оказания медицинской помощи, установленными соответствующими порядками оказания медицинской помощи, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, порядками проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, утвержденными в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Классификатор утверждается исключительно в целях его применения при оформлении лицензий и не устанавливает обязательных требований.

Работы (услуги), указанные в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» Работы (услуги), указанные в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
гигиена в стоматологии стоматология профилактическая
диабетология эндокринология
наркология психиатрия-наркология
судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическая, генетическая, медико-криминалистическая, спектрографическая, судебно-биологическая, судебно-гистологическая, судебно-химическая, судебно-цитологическая, химико-токсикологическая), судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа, судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц судебно-медицинская экспертиза
хирургия (абдоминальная) хирургия
бактериология, вирусология, лабораторная микология, паразитология медицинская микробиология
медицинские осмотры (предсменные, послесменные), медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) медицинские осмотры (предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые)
однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза, комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
однородная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза, комплексная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза (психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая) стационарная судебно-психиатрическая экспертиза
лабораторное дело лабораторная диагностика
лечебная физкультура и спортивная медицина спортивная медицина
рентгенэндоваскулярная диагностика и лечение рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение
медицинская генетика генетика

Итак, мы установили, что медицинский кабинет, в соответствии с условиями лицензирования, может быть арендованным или находиться в собственности. В учреждении должны работать врачи с профильным образованием, вспомогательный медицинский персонал.

Также обязательно наличие установленного перечня аппаратов, оборудования, материалов и инструментария. Но помимо этого, кабинет должен также отвечать требованиям пожарной безопасности и СанПиН 2.1.3.2630-10.

Минимальная площадь медицинского кабинета для лицензирования осуществляемой в нем частной врачебной практики:

  • терапевтический – 12 м2;
  • врача-психотерапевта – 18 м2;
  • психолога – 12 м2;
  • стоматологический – 14 м2;
  • УЗИ – 14 м2;
  • урологический – 18 м2;
  • оториноларинголога – 18 м2;
  • акушерско-гинекологический –18 м2.

Минздрав: Что изменится в лицензировании медицинской деятельности?

По нормативам СЭС медпункт на предприятии не может быть расположен в подвале или в полуподвальном помещении. Минимальный метраж медицинского кабинета — 12 м2.

Если мы рассматриваем опасное и/или вредное производство, в этом случае нужно заключить соглашение с терапевтом/фельдшером, способным профессионально оказывать первую медицинскую помощь.

Помимо указанных требований к организации медицинских кабинетов, связанных с собственностью или арендой помещения, наличием медперсонала с соответствующим образованием, необходимых инструментов и оборудования, следует также позаботиться о соблюдении правил пожарной безопасности и СанПиН 2.1.3.2630-10.

На основании требований СЭС, медкабинет предрейсового осмотра на предприятии нельзя размещать в подвале или в полуподвальном помещении. Минимальная площадь медицинского кабинета для лицензирования его деятельности — 12 м2.

В медицинском кабинете обязательно наличие окна как источника естественного освещения, а также раковины-умывальника.

В штате должны присутствовать:

  • один врач;
  • одна медсестра.

Для прохождения лицензирования медицинский кабинет должен быть оснащен:

  • фонендоскопом, чтобы врач мог прослушивать легкие и сердце обследуемых;
  • бактерицидным облучателем;
  • набором термометров;
  • прибором для измерения артериального давления (тонометром);
  • двумя медицинскими анализаторами паров этанола;
  • тест-полосками для обнаружения наркотических веществ.

Лицензирование медицинских учреждений входит в обязанности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, то есть лицензирующего органа.

Лицензиаты подают заявления в комитет по лицензированию. Перед выдачей специальных разрешений деятельность заявителей тщательно проверяют с целью установить соответствие лицензиата и его документации предъявляемым требованиям. Оценке при этом подлежат сведения об учредителе, документация, оборудование и т. д.

Для получения разрешения на оказание медицинских услуг лицензиаты должны выполнить все необходимые процедуры. Речь идет о подаче заявления и документов с соблюдением всех законодательных требований.

Вот основные этапы лицензирования:

  1. Лицензиат подает заявление вместе с документами.
  2. Проверка соответствия документов требованиям и условиям.
  3. Орган, выполняющий лицензирование медицинских кабинетов, устанавливает, выдать лицензию соискателю или нет. Принять решение орган обязан в течение месяца со дня получения документов. Оно оформляется в виде приказа.
  4. Лицензиату сообщают о решении в течение трех дней. Это делается в письменном виде, обязательно указывается номер счета для перечисления лицензионного сбора.
  5. Если решение о лицензировании отрицательное, проводится экспертиза. Ее инициатором вправе выступить сам заявитель, если не согласен с лицензирующим органом.
  6. В случае отказа в выдаче лицензии медицинскому кабинету также возможно проведение судебного разбирательства. Если же решение положительное, 5 и 6 пункты отсутствуют.
  7. Оплата госпошлины в размере 1000 рублей. Если лицензиат не оплачивает сбор, разрешение может быть аннулировано.
  8. Заключительный этап — предоставление лицензии.

То есть вам, как лицензиату, нужно подготовить всю необходимую документацию, написать заявление, уплатить сбор в бюджет и посетить Росздравнадзор.

Приготовьтесь к тому, что о нехватке хотя бы одной бумаги из установленного списка вам сообщат в течение 30 дней. Если это повторится, процедура лицензирования затянется. Из-за этого государственные органы в ходе проверок наложат штрафные санкции. Также у предприятия появятся иные издержки.

Отказать медицинскому кабинету в лицензировании могут из-за несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований, искаженной или недостоверной информации.

Конечно, самостоятельно готовить все документы для лицензирования — это долго и достаточно сложно, но при желании всё получится. Однако если вы не хотите тратить на это силы и время, воспользуйтесь услугами квалифицированных юристов.

Вносить изменения в лицензию нужно, если:

  • лицензиат перестал вести один или несколько видов деятельности, на которые получал бессрочную лицензию;
  • поменялось полное/сокращенное наименование компании или ее юридический адрес;
  • произошла реорганизация (слияние, преобразование) юридического лица;
  • изменились реквизиты паспорта или Ф. И. О. лицензиата (если это индивидуальный предприниматель);
  • если лицензиат прекратил оказывать услуги/выполнять работы по адресу/адресам, указанным в лицензии.

На основании Федерального закона о лицензировании (пункт 6 статьи 18 № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года) для переоформления медицинской лицензии вследствие реорганизации, носящей форму слияния юридических лиц, у этих предприятий обязательно должна быть лицензия на один и тот же вид деятельности на момент прохождения правопреемником государственной регистрации.

К необходимым здесь документам относится:

  • заявление о переоформлении лицензии на медицинскую деятельность;
  • оригинал действующей лицензии;
  • документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора (размер госпошлины составляет 750 рублей) (копия или оригинал с синей отметкой банка об исполнении).

Переоформление длится не больше 10 рабочих дней со дня подачи документации в лицензирующий орган.

Если медицинское учреждение намерено изменить место оказания услуг или расширить список видов деятельности, то также обязано переоформить лицензию.

В этом случае лицензиат предоставляет:

  • заявление о переоформлении разрешения на медицинскую деятельность;
  • оригинал действующей лицензии;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на помещение;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины в размере 3500 рублей, — копию или оригинал, в котором проставлена синяя банковская отметка о выполнении.

Переоформление длится не больше 30 рабочих дней с той даты, как заявитель подал документы в лицензирующий орган.

Материал для скачивания: Образец заявления на переоформление

На сегодня в вопросе о лицензировании мед. деятельности имеются противоречия в законодательстве. Они в свою очередь вызывают трудности в правоприменительной практике.

Сегодня действует Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

В медицинскую деятельность входят виды работ, которые перечислены в Приложении Положения (Постановление Правительства №291). При этом эти виды работ (услуг) должны выполнятся при следующих условиях:

  • при оказании первичной медико-санитарной,

  • при специализированной (в том числе высокотехнологичной),

  • скорой (в том числе скорой специализированной),

  • при паллиативной медицинской помощи,

  • при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении,

  • при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи,

  • при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291

В 2013 году Минздрав утвердил приказ №121н, в котором представлена расширенная номенклатура работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В свою очередь процедура лицензирования, в том числе лицензионного контроля, стала проходить с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе антимонопольного.

Помимо этого встаёт необходимость для уточнения лицензионных требований, которые предъявляются к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Также изменения в Положение о лицензировании позволит привести используемые понятия в соответствие с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Минздрав РФ предлагает пересмотреть требования к образованию и стажу работы руководителей медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности и руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности. Для этого формулировки уточнены и приведены в соответствие с действующими нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утверждённого приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.

Новое требование к медицинскому профильному образованию будет касаться только тех руководителей медицинский организаций и структурных подразделений, а также ИП, которые намерены осуществлять доврачебную помощь. Эта категория руководителей должны будут иметь высшее медицинское образование (уровень бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело») или среднее медицинское образование, а также сертификат специалиста по специальности или свидетельство об аккредитации.

Сегодня имеется Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В нем указано, что забор и заготовку органов и (или) тканей человека, а также их трансплантацию могут осуществлять только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В свою очередь этот момент будет включён в Положение о лицензировании.

После этого медицинская организация, которая изъявит намерения выполнять работы (услуги) по изъятию и хранению органов человека для трансплантации, по изъятию и хранению тканей человека для трансплантации и по хирургии (трансплантации органов и (или) тканей), должна будет сначала получить соответствующую лицензию, и лишь затем подавать заявку в Министерство здравоохранения Российской Федерации на внесение ее в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, и (или) в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека.

Лицензионные требованиям дополнятся и требованиями о соблюдении других правил:

  • Правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований,

  • а также Положений об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи,

  • Порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Другими словами, медицинские организации должны будут соблюдать требования следующих нпа:

  1. приказ Минздрава России от 24.03.2016 № 179н «Правила проведения патолого-анатомических исследований»,

  2. приказ Минздрава России от 26.12.2016 № 997н «Правила проведения функциональных исследований»,

  3. приказ Минздрава России от 06.12.2017 № 974н «Правила проведения эндоскопических исследований»,

  4. приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»,

  5. приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям»,

  6. приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»,

  7. приказ Минздрава России от 02.12.2014 № 796н «Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи»,

  8. приказ Минздрава России от 05.05.2016 № 279н «Порядок организации санаторно-курортного лечения»,

  9. приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н «Порядок организации медицинской реабилитации».

Уже разрабатываются нормативные правовые акты, утверждающие правила проведения лабораторных и рентгенологических видов диагностических исследований.

Работы (услуги) по лечебной физкультуре и спортивной медицине проектом постановления разделяются, что позволит медицинским организациям, работающим в области медицинского обеспечения спорта и не оказывающим услуги в области лечебной физкультуры, оптимизировать расходы и ресурсы, необходимые
для соблюдения лицензионных требований. То же касается и медицинских организаций, деятельность которых связана с лечебной физкультурой, медицинской реабилитацией, но не связана с медицинским обеспечением спорта.

Получение лицензии на медицинскую деятельность

Проект изменений предполагает исключить работы (услуги) по «авиационной и космической медицине».

Это связано с введением работ (услуг) по «медицинскому освидетельствованию авиационного персонала» и по «медицинскому освидетельствованию космонавтов, медицинскому обеспечению космонавтов и их реабилитации после выполнения космических полетов».

Так как медицинская деятельность в части оказания медицинской помощи авиационному персоналу и космонавтам не носит специфического характера, необходимого для выделения отдельной работы (услуги), а вводимые работы (услуги) по освидетельствованию указанных лиц будут регулироваться отдельными нормативными правовыми актами.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.09.2012 N 882, от 17.01.2013 N 9, от 15.04.2013 N 342, от 23.09.2016 N 956, от 08.12.2016 N 1327, от 21.02.2020 N 192, от 15.05.2020 N 688, от 01.08.2020 N 1154, от 28.11.2020 N 1961)

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

2. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6931) следующие изменения:

в абзаце втором подпункта «а» пункта 2 слова «организаций муниципальной и частной систем здравоохранения» заменить словами «медицинских организаций, подведомственных субъекту Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, индивидуальных предпринимателей»;

абзац третий раздела «Росздравнадзор» перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденного указанным постановлением, после слов «системы здравоохранения,» дополнить словами «за исключением медицинских организаций, подведомственных субъекту Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности,».

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 5, ст. 656);

пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 241 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст. 1551);

пункт 33 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 32 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. ПУТИН

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 апреля 2012 г. N 291

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.09.2012 N 882, от 17.01.2013 N 9, от 15.04.2013 N 342, от 23.09.2016 N 956, от 21.02.2020 N 192, от 15.05.2020 N 688, от 01.08.2020 N 1154, от 28.11.2020 N 1961)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

1.1. Лицензирование медицинской деятельности, осуществляемой на территории международного медицинского кластера иностранными юридическими лицами — участниками проекта международного медицинского кластера, осуществляется в соответствии с настоящим Положением с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.02.2020 N 192)

2. Лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в отношении: (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2016 N 956)

медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2016 N 956)

медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2016 N 956)

иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2016 N 956)

б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления выписок из реестра лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров предоставленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация) в отношении: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.09.2016 N 956, от 28.11.2020 N 1961)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.01.2013 N 9, от 08.12.2016 N 1327)

Работы (услуги) по:

авиационной и космической медицине

акушерскому делу

акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности) (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2016 N 1327)

акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий)

акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2016 N 1327)

аллергологии и иммунологии

анестезиологии и реаниматологии

бактериологии

вакцинации (проведению профилактических прививок)

вирусологии

водолазной медицине

военно-врачебной экспертизе

врачебно-летной экспертизе

гастроэнтерологии

гематологии

генетике

гериатрии

гигиене в стоматологии

гигиеническому воспитанию

гистологии

дезинфектологии

дерматовенерологии

детской кардиологии

детской онкологии

детской урологии-андрологии

детской хирургии

детской эндокринологии

диабетологии

диетологии

забору гемопоэтических стволовых клеток

забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов

заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.01.2013 N 9)

изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации

инфекционным болезням

кардиологии

клинической лабораторной диагностике

клинической микологии

клинической фармакологии

колопроктологии

косметологии

лабораторной генетике

лабораторной микологии

лабораторной диагностике

лабораторному делу

лечебной физкультуре и спортивной медицине

лечебной физкультуре

лечебному делу

мануальной терапии

медико-социальной экспертизе

медико-социальной помощи

медицинской генетике

медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)

медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным)

медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)

медицинским осмотрам (предсменным, послесменным)

медицинским осмотрам профилактическим

медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители

медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции

медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации

медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством

медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием

медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

медицинской оптике

медицинской статистике

Наименования нормативно-правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к медицинским организациям в целях лицензирования, на основании которых выдаются лицензии по каждой работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность

Нормативно-правовые акты, устанавливают общие требования к медицинским организациям в целях лицензирования по всем работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность

• Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности;

• Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

• Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

• Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в чатную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);

• Приказ Минздрава России от 11 марта 2013 г. № 121н Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной, (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях;

• Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2009 г. N 210н»О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»;

• Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н

«Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»;

• Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»;

• Постановление Губернатора Томской области от 13.09.2013 г. № 112 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) на территории Томской области».

• Приказ Минздрава России от 30.11.2017 N 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий»(Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 N 49577)

• Приказ Минздрава России от 30.03.2018 N 139н» О внесении изменений в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н (Начало действия документа — 28.08.2018)

п/п

Организация медицинского пункта на предприятии

Чтобы получить лицензию на медицинский центр у вас должно быть подготовленное по СанПину помещение, необходимое медицинское оборудование и сертифицированный персонал. Лицензию придется получать на каждый вид медицинских услуг, для этого необходимо направить документы в Росздравнадзор. Лицензия распространяется только по определенному адресу, но выдается бессрочно. При бизнес-планировании стоит учесть, что на ее получение уйдет от двух месяцев.

Основательница сети женских клиник «Медок» Лиза Маслова рекомендует:

Вы не сможете получить лицензию, если у вас не будет санитарно-эпидемиологического заключения от СЭС. Оно готовится в течение 30 дней после проведения проверки. Вместе с этим заключением вы подаете действующие сертификаты специалистов, которые будут вести прием и документы на оборудование. Для каждой категории специалистов существует свой перечень оборудования, ознакомиться с ним можно на сайте Минздрава РФ. Помните, что в рамках одного кабинета вы можете лицензировать сразу нескольких специалистов.

Не секрет, что, обращаясь в частное медицинское учреждение, клиенты рассчитывают получить высококвалифицированную помощь специалистов, качественный сервис и особое внимание к своей проблеме. И здесь работа вашей клиники будет напрямую зависеть от команды первоклассных специалистов. Найти соискателей вы можете на сайтах по поиску персонала или воспользоваться услугами кадровых агентств. Помните, что весь медперсонал должен иметь соответствующие дипломы и действующие сертификаты, необходимые для выполнения медицинских видов работ.

Основательница сети женских клиник «Медок» Лиза Маслова рекомендует:

Для своих клиник мы сформировали требования к нашему персоналу и разработали определенный формат собеседований, который проходит в несколько этапов. Сначала наши HR-специалисты проверяют навыки коммуникации у соискателя, потому что врач должен уметь просто и понятно объяснять пациенту о его здоровье. Затем соискатель проходит тест и решает кейсы у главного врача, где проверяется его клиническое мышление. Это позволяет нам найти именно тех специалистов, которые соответствуют политике наших клиник. После этого мы обязательно проводим адаптацию для нашего персонала, где обучаем стандартам коммуникации в наших клиниках.

Качество оказываемых медицинских услуг зависит не только от квалифицированных кадров, но и хорошего медицинского оборудования, способного предоставить максимально точные результаты при диагностике заболеваний. При этом вам стоить быть готовым, что техническое оснащение вашего центра потребует серьезных вложений. И здесь подспорьем для вас могут стать разработанные государством программы поддержки малого и среднего бизнеса. Например, в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Минэкономразвития РФ разработало программу кредитования, в которой ставка не превышает 8,5% годовых. А Корпорация МСП реализует льготный лизинг по ставке 6% годовых на отечественное и 8% на иностранное медицинское оборудование.

Заместитель генерального директора медицинских лабораторий «Хромcистемслаб» Светлана Якушева советует:

Поставщиков оборудования достаточно много, в основном, их выбор зависит от платежеспособности предпринимателя и вида оказываемых услуг. Закупая оборудование и мебель для медицинского центра, помните, что они должны иметь регистрационные удостоверения, которые позволяют использовать их в медицинской деятельности. Также необходимо заключить договор на обслуживание оборудования с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Основательница сети женских клиник «Медок» Лиза Маслова рекомендует:

Для начала закупите необходимый минимум оборудования, и докупайте его с расширением клиентопотока и перечня услуг. Найти поставщиков можно не только в интернете, но и на российских и международных выставках медицинского оборудования. Кроме того, практически все поставщики дают возможность сделать тест-драйв медтехники. Помимо всех сертификатов и гарантийных талонов не забудьте попросить поставщика настроить и ввести в эксплуатацию это оборудование. И желательно параллельно провести обучение кого-то из специалистов, кто сможет потом передать эти знания коллегам.

Сегодня сложно представить работу современного медицинского центра без медицинской информационной системы. Она позволяет автоматизировать работу медперсонала – внедрить электронные медицинские карты пациентов, организовать эффективную коммуникацию между всеми участниками лечебно-диагностического процесса, а также помогает организовать удобную онлайн-запись на прием, сформировать расписание врачей, вести электронный документооборот. В интернете представлено большое количество таких систем, и вы без труда сможете подобрать наиболее удобную для вашего центра.

Основательница сети женских клиник «Медок» Лиза Маслова рекомендует:

Преимущество таких систем в удобном ведении записи, возможности настраивать протоколы приема, тем самым контролируя деятельность врачей, их рекомендаций пациентам и постановку диагноза. А при разработке маркетинговой стратегии я рекомендую, в первую очередь, сосредоточить все силы на максимальном комфорте ваших пациентов. Например, мы поняли, что женщины в большинстве случаев боятся спрашивать врачей о том, что их беспокоит, поэтому мы разработали перечень потенциальных вопросов, ответы на которые они могут получить, даже их не задавая. Пожалуй, именно такое внимательное и даже заботливое отношение и есть преимущество частной медицины.

Генеральный директор медицинских лабораторий «Хромcистемслаб» Павел Глаговский отмечает:

В настоящее время идет реформа в сфере здравоохранения. Происходит стабильное улучшение в госсекторе, позволяющее пациентам в режиме онлайн записываться в очередь, что несомненно, облегчает им жизнь. И если вы предоставляете частные медицинские услуги, то вашим преимуществом должен стать индивидуальный подход к своим пациентам, персонализация. И те, кто выбирают данную стратегию для себя, в будущем, несомненно, выиграют.

Компания «Медкомиссия №1» имеет большой успешный опыт по организации работы медицинских пунктов на территории Заказчика для проведения предрейсовых осмотров водителей и оказания первой доврачебной помощи сотрудникам.
Все затраты на лицензирование, закупку и обслуживание оборудования, найм и обучение персонала мы амортизируем на срок действия договора, включая в ежемесячный платеж.
После заключения договора мы самостоятельно формируем пакет документов, в кратчайшие сроки (около 2 месяцев) получаем медицинскую лицензию и начинаем оказание услуг на вашей территории.

Позвоните нам по телефону +7 (812) 380-82-54 , и мы сформируем коммерческое предложение, соответствующее вашим потребностям.

  • Справка для водителей
  • Справка на оружие
  • Справка для бассейна и фитнеса
  • Справка в ВУЗ
  • Справки для госслужбы
  • Профосмотры
  • Медкнижки
  • Выездные профосмотры
  • Психиатрическое освидетельствование

Закон оговаривает безусловную необходимость здравпунктов для крупных и средних фирм. Другие предприниматели могут позаботиться о здоровье своих сотрудников по собственной инициативе, приняв в штат медработников и организовав для них рабочее место. Следует помнить, что это невозможно без получения двух важных разрешительных документов:

  • лицензии на медицинскую деятельность;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение.

ВАЖНО! При открытии медпункта без лицензии, что обнаружится при проверке, руководители получат серьезный штраф, а если случится что-то серьезное, то и уголовную статью.

Часто признается более целесообразным заключение договора с определенным действующим медицинским учреждением. В рамках которого и решается вопросы с медицинским обслуживанием персонала.

Нормы, предусмотренные в специализированных законодательных актах, требуют, чтобы для организации здравпункта руководством предприятия было выделено:

  • два помещения с площадью не менее 15-20 кв. м;
  • в обоих помещениях должны быть окна (дневное освещение);
  • пол и стены должны быть отделаны материалами, которые легко мыть;
  • хотя бы в одной из комнат должна быть канализация и доступ к водопроводной воде (холодной и горячей).

Потребуется набор мебели, хотя б минимальный:

  • стол;
  • стулья;
  • кушетка;
  • шкафчики для лекарств и документов;
  • холодильник для хранения медпрепаратов.

Оборудование должно включать в себя:

  • компьютер;
  • весы;
  • ростомер;
  • прибор для измерения артериального давления;
  • глюкометр;
  • аппаратуру для физиопроцедур;
  • другие медицинские аппараты по желанию и специфике организации.

Естественно, нужно будет периодически приобретать ряд медицинских препаратов, своевременно обновляя те, у которых истекает срок годности. В бюджете нужно предусмотреть затраты на оплату труда медицинского штата: обычно это врач (фельдшер) и медсестра.

Медпункт на территории заказчика

Если все необходимое имеется в наличии и предприниматель не хочет доверять организацию здравпункта сторонней организации, ему предстоит сделать ряд шагов:

  1. Собрать пакет учредительной документации организации.
  2. Обратиться в Роспотребнадзор за разрешением на открытие медицинского пункта.
  3. Получить лицензию на меддеятельность либо заключить договор с уже существующей медицинской организацией на оказание профильных услуг.
  4. Прописать в учетной политике организации Положение о медицинском (фельдшерском, врачебном, оздоровительном) пункте на предприятии. Разработать должностные инструкции для штатных медицинских работников.

Одной из задач здравпункта является поддержание здоровья работников. Поэтому заинтересованность в его работе должны проявлять работодатели, у которых на производстве имеется большое количество вредных факторов. Ведь именно они наиболее сильно влияют на здоровье работников. Речь идет, прежде всего, о предприятиях, занимающихся добычей нефти, газа и других полезных ископаемых в условиях Крайнего Севера, пустынных и отдаленных районах. Кроме того, существует ряд производств, в которых состояние здоровья сотрудника влияет на качество выпускаемой продукции. Например, производство продуктов питания, оказание услуг общепита, образовательных и транспортных услуг и проч.

Чтобы понять, какие основные функции может выполнять здравпункт на предприятии, необходимо обратиться к приложению № 1 приказа Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Вот основные из них:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи;
  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • организация направления по медицинским показаниям работников, обратившихся за медицинской помощью, на консультацию к врачам-специалистам;
  • выдача справок о факте обращения за медицинской помощью;
  • участие в подготовке списков контингентов и поименных списков работников, направляемых для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинских осмотров;
  • участие в контроле своевременного прохождения работниками предварительного и периодического медицинских осмотров;
  • проведение предрейсовых, послерейсовых, предсменых, послесменных осмотров;
  • организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации;
  • проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональных заболеваний и профессиональных отравлений, улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников организации;
  • охрана здоровья работников организации;
  • участие в разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе осуществлении контроля за выполнением рекомендаций по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации;
  • ведение учетно-отчетной документации по установленным формам, в том числе направление извещений о предварительном диагнозе профессионального заболевания;
  • участие в тренировках и учениях, имитирующих аварийные ситуации на территории организации;
  • оформление документов (выписок из журналов приема больных, актов освидетельствования) по запросам;
  • повышение квалификации медицинских работников здравпункта, участие в конференциях и семинарах;
  • изучение и соблюдение правил охраны труда;
  • предоставление регулярных отчетов о проводимой работе и полученных результатах.

Чтобы организовать здравпункт, необходимо руководствоваться Правилами организации деятельности врачебного здравпункта (приказ Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н).

Врачебный здравпункт создается в виде структурного подразделения организации, которое, наряду с основной (уставной), занимается медицинской деятельностью.

Для его размещения нужно выделить помещение. Требования к нему установлены в СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782).

Состав и площадь помещений врачебного здравпункта определены в таблице 5 СП 44.13330.2011.

Помещения, в которых будет осуществляться медицинская деятельность, также должны соответствовать СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2010 г. № 58).

Таблица 1. Состав и площадь помещений врачебного здравпункта

Помещения врачебных здравпунктов Площадь, м2
при категории здравпунктов при размещении здравпунктов в мобильных зданиях
I II
Вестибюль с местами для ожидания и регистратуры 24 18 15
Перевязочные – гнойная и чистая 36

(2 помещения)

36

(2 помещения)

16
Кабинеты для приема больных 48

(4 помещения)

24

(2 помещения)

12
Кабинет физиотерапии 24 18 12
Кабинет стоматолога 24

(2 помещения)

12 12
Процедурный кабинет 18 12
Комната временного пребывания больных 12 9 9
Кабинет заведующего здравпунктом 9 9
Кабинет гинеколога* 12 9
Кладовая лекарственных средств, с киоском 9 9 6
Помещение для автоклава и перевязочных материалов 9 9 6
Кладовая медицинского оборудования 6 6 6
Уборная с умывальником в тамбуре На 1 унитаз
Душевая На 1 душевую сетку
* В соответствии с примечанием 2 таблицы 4.

Примечание: На предприятиях, где предусматривается использование труда инвалидов, состав врачебного здравпункта может быть дополнен по согласованию с местными органами здравоохранения с учетом вида инвалидности, групп заболеваний и степени утраты трудоспособности работающих.

Структура здравпункта и его штатная численность устанавливаются руководителем организации, в составе которой он создан. Рекомендованные штатные нормативы и стандарт оснащения здравпункта установлены приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Однако они могут быть откорректированы по решению руководителя организации в зависимости от вида деятельности

Таблица 2. Рекомендуемые штатные нормативы врачебного здравпункта

№ п/п Наименование должности Количество должностей
1 Заведующий здравпунктом – врач-терапевт 1
2 Врач-терапевт 1 на рабочую смену*
3 Старшая медицинская сестра 1
4 Медицинская сестра 1 на рабочую смену*
5 Санитар 1 на рабочую смену для уборки помещений*
* Количество рабочих смен определяется соответственно графику работы организации

Стандарт оснащения врачебного здравпункта включает в себя 87 наименований оборудования. В это число входят:

  • пять аптечек первой помощи;
  • два набора для оказания экстренной медицинской помощи;
  • одна аптечка антиспид;
  • один электрокардиограф портативный, 6-канальный;
  • три фонендоскопа;
  • пять термометров медицинских;
  • три тонометра для измерения артериального давления;
  • два алкометра;
  • две медицинские кушетки;
  • десять стульев, включая стулья-вертушки;
  • один сейф для хранения сильнодействующих медикаментов;
  • два холодильника;
  • три кровоостанавливающих жгута;
  • десять перевязочных индивидуальных пакетов и проч. (приложение № 3 к приказу Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н).
  1. Здравпункт обязаны организовывать не все предприятия, а только те, для которых это требование установлено отраслевыми или межотраслевыми нормативными правовыми актами. Например, предприятия автомобильного транспорта.
  2. Здравпункт выполняет широкий перечень функций, в том числе, по оказанию первичной медико-санитарной помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи, участие в контроле своевременного прохождения работниками предварительного и периодического медицинских осмотров и многих других.
  3. Размер помещений здравпункта зависит от их вида. В нем не обязательно должны быть все помещения, которые рекомендованы приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н.
  4. Если лицензия на медицинскую деятельность не получена, в здравпункте можно оказывать только первую доврачебную помощь. Или же нужно заключить договор с медицинской организацией, которая будет оказывать медпомощь работникам.

В новом Положении о лицензировании указаны обновленные правила лицензирования производства и техобслуживания медтехники. Согласно новым требованиям, производителям и компаниям, деятельность которых связана с обслуживанием медтехники, придется переоформить лицензии до конца 2023 г. Исключения составят юридические лица и ИП, которые занимаются техобслуживанием медтехники для собственных нужд.

  1. Производство медицинской техники.
  2. В части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники:
    а) техническое обслуживание следующих групп медицинской техники класса 2а потенциального риска применения:
    • ортопедические медицинские изделия;
    • гастроэнтерологические медицинские изделия;
    • реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия;
    • медицинские изделия для пластической хирургии, дерматологии и косметологии;
    • вспомогательные и общебольничные медицинские изделия;
    • стоматологические медицинские изделия;
    • анестезиологические и респираторные медицинские изделия (мониторы, системы мониторирования анестезиологические, респираторные);
    • нейрологические медицинские изделия;
    • сердечно-сосудистые медицинские изделия (медицинские изделия для определения физиологических параметров, картирования сердца, мониторы, системы мониторирования кардиологические и сопутствующие изделия);
    • офтальмологические медицинские изделия;
    • медицинские изделия для оториноларингологии;
    • физиотерапевтические медицинские изделия;
    • медицинские изделия для in vitro диагностики (зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или законодательством Российской Федерации).

    б) техническое обслуживание групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения:

    • хирургические инструменты, системы и сопутствующие медицинские изделия;
    • сердечно-сосудистые медицинские изделия (за исключением медицинских изделий для определения физиологических параметров, картирования сердца, мониторов, систем мониторирования кардиологических и сопутствующих изделий);
    • медицинские изделия для манипуляций, восстановления тканей, органов человека;
    • медицинские изделия для акушерства и гинекологии;
    • анестезиологические и респираторные медицинские изделия (за исключением мониторов, систем мониторирования анестезиологических, респираторных);
    • радиологические медицинские изделия (в части оборудования для ультразвукового исследования);
    • радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии);
    • радиологические медицинские изделия (в части оборудования для магнитно-резонансной томографии);
    • радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенотерапии);
    • радиологические медицинские изделия (в части рентгеновского оборудования для компьютерной томографии и ангиографии);
    • радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии).

    в) техническое обслуживание групп медицинской техники класса 3 потенциального риска применения:

    • урологические медицинские изделия;
    • медицинские изделия, предназначенные для афереза.

Запомните главное

  1. Здравпункт обязаны организовывать не все предприятия, а только те, для которых это требование установлено отраслевыми или межотраслевыми нормативными правовыми актами. Например, предприятия автомобильного транспорта.
  2. Здравпункт выполняет широкий перечень функций, в том числе, по оказанию первичной медико-санитарной помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи, участие в контроле своевременного прохождения работниками предварительного и периодического медицинских осмотров и многих других.
  3. Размер помещений здравпункта зависит от их вида. В нем не обязательно должны быть все помещения, которые рекомендованы приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г.
    № 911н.
  4. Если лицензия на медицинскую деятельность не получена, в здравпункте можно оказывать только первую доврачебную помощь.

Примечание: На предприятиях, где предусматривается использование труда инвалидов, состав врачебного здравпункта может быть дополнен по согласованию с местными органами здравоохранения с учетом вида инвалидности, групп заболеваний и степени утраты трудоспособности работающих.

Структура здравпункта и его штатная численность устанавливаются руководителем организации, в составе которой он создан. Рекомендованные штатные нормативы и стандарт оснащения здравпункта установлены приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г.
№ 911н.

Однако они могут быть откорректированы по решению руководителя организации в зависимости от вида деятельности Таблица 2.

Примечание: На предприятиях, где предусматривается использование труда инвалидов, состав врачебного здравпункта может быть дополнен по согласованию с местными органами здравоохранения с учетом вида инвалидности, групп заболеваний и степени утраты трудоспособности работающих. Структура здравпункта и его штатная численность устанавливаются руководителем организации, в составе которой он создан. Рекомендованные штатные нормативы и стандарт оснащения здравпункта установлены приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г.

№ 911н. Однако они могут быть откорректированы по решению руководителя организации в зависимости от вида деятельности Таблица 2.

Мы хотим принять в штат медицинского работника, т. е. заключить договор с поликлинникой, у котрой уже есть лицензия. Тогда обязанность получения лицензии с нас снимается? или по факту услугу оказывает работодатель и лицензия все равно нужна?3.

при заключении гражданско-правового договора физическим лицом какой должен быть сертификат? Прошу ответить со ссылками на НПА по каждому пункту. Спасибо лицензирование медицинской деятельности Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.

ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Надо ли лицензировать медицинский кабинет при реорганизации предприятия?
  • Необходимо ли лицензировать спортивный клуб?

Ответы юристов (1)

  • Все услуги юристов в Москве Составление заявления на переоформление лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов Москва от 1700 руб.
  • Темы:
  • Медосмотры работников

Ключевые проблемы: Кому из работодателей необходим здравпункт? Что нужно для организации здравпункта? Нужна ли лицензия на медицинскую деятельность? Кому из работодателей необходим здравпункт Вряд ли кто станет спорить с утверждением, что одна из основных ценностей предприятия – его трудовой коллектив. И заботиться необходимо не только об укомплектованности штата, но и о здоровье работников. Одним из способов проявления такой заботы является организация здравпункта на предприятии.
С точки зрения трудового законодательства работодателю необходимо наладить медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК РФ). В этих целях работодатель оборудует помещения для оказания медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ).

Сколково») Здравпункты на предприятиях Врачебные или фельдшерские здравпункты являются ключевым звеном в медицинском обеспечении крупных предприятий.

Здравпункт предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам, в том числе для организации и проведения комплекса лечебно-профилактических Лицензирование здравпункта на предприятии При создании медкабинета следует учитывать три основные требования, предъявляемые к здравпункту: наличие квалифицированного персонала, запаса медикаментов с актуальным сроком годности и минимального медицинского оборудования для оказания неотложной доврачебной медицинской помощи.

Основные функции «местного» медпункта:

  • первая и неотложная помощь при необходимости;
  • организация плановых медосмотров сотрудников;
  • контроль над вакцинацией работников, а иногда и членов их семей;
  • учет медицинских документов, медкнижек;
  • покупка и учет лекарственных средств первой необходимости;
  • медицинское освидетельствование перед допуском к работе, если специфика деятельности это предусматривает (например, водителей перед выходом в рейс).

Но в чем преимущества здравпункта именно на предприятии перед привлечением услуг сторонней медорганизации?

  1. Экономия рабочего времени. Если для прохождения диспансеризации или оказания первой помощи сотрудникам не придется обращаться в другое медучреждение, это существенно сократит временные затраты.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗДРАВПУНКТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Таким образом, перед тем как получить лицензию на медицинский кабинет, необходимо собрать пакет документов и пройти экспертизу СЭС. Также потребуется оплатить государственную пошлину в размере 7 500 рублей. Если у руководителя предприятия нет опыта деятельности в данной сфере, рекомендуется обратиться к посреднику, который за дополнительную плату все сделает сам.

Частная врачебная практика

Законодательство предоставляет право на открытие медкабинета юридическим лицам и ИП без наличия профильного высшего образования у учредителей ООО либо индивидуального предпринимателя. Но для начала работы необходимо получить лицензию, иначе функционирование кабинета будет считаться незаконным. Виды услуг в сфере здравоохранения, подлежащие обязательному лицензированию, перечислены в Приложении к Постановлению Правительства N 291 от 16.04.2012.

За нарушение требования закона предусмотрена гражданская (ликвидация юридического лица на основании п.2, ч.3, ст.61 ГК РФ), административная (ст.14.1 КоАП РФ – наложение штрафа до 200 000 рублей или приостановка деятельности на срок до трех месяцев), уголовная (ст.171 УК РФ) ответственность.

Лицензирование медпункта на предприятии

Трудовой кодекс определяет обязанность работодателя предоставить работникам медобеспечение и санитарно-бытовое обслуживание (ст. 212). В рамках выполнения данного требования наряду с комнатами отдыха и санитарно-бытовыми помещениями необходим минимум один оборудованный кабинет первой медицинской помощи (ст. 223). На предприятии, численность сотрудников которого составляет свыше 300 человек, предусматривается наличие фельдшерского пункта (СНиП 2.09.04-87).

Работодатель вправе заключить договор на обслуживание с медучреждением либо организовать работу собственного медкабинет и нанять в штат соответствующих работников. В последнем случае прохождение лицензирования обязательно.

За отсутствие медицинского кабинета предприятия или предоставление услуг медпункта без лицензии на руководителя накладывается штраф.

Лицензирование медицинского кабинета образовательного учреждения

Школы, детские сады, интернаты, лицеи, колледжи, ВУЗы обязаны оказывать учащимся/воспитанникам доврачебную медицинскую помощь и проводить профилактические мероприятия. Организация такой деятельности возлагается на органы управления здравоохранением субъектов РФ. При этом у образовательного учреждения есть возможность отказаться от услуг поликлиники, получить лицензию на медкабинет и взять в штат необходимых врачей.

  • медицинский кабинет для частной врачебной практики

Закон РФ разрешает открывать медицинские кабинеты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без профильного высшего образования у учредителей ООО или ИП, однако получение специального разрешения для них обязательно. Если нет лицензии, подобное лечебное учреждение не может работать по закону.

Виды услуг в отрасли здравоохранения, для которых требуется лицензирование, указаны в Приложении к Постановлению Правительства № 291 от 16 апреля 2012 года.

Нарушение данного законодательного требования влечет за собой:

  • гражданскую ответственность (в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо могут ликвидировать),
  • административную (статья 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях — штраф до 200 тысяч рублей или приостановка деятельности до трех месяцев),
  • уголовную (статья 171 Уголовного кодекса РФ).
  • медицинский кабинет на предприятии

В статье 212 Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель обязан предоставить персоналу полное медицинское обеспечение и санитарно-бытовое обслуживание.

В рамках исполнения данного требования в медицинском учреждении должны быть не только комнаты отдыха и санитарно-бытовые помещения, но еще и как минимум один оборудованный кабинет медпомощи (статья 223 Гражданского кодекса РФ). В организации с численностью персонала свыше 300 сотрудников обязательно должен присутствовать фельдшерский пункт (СНиП 2.09.04-87).

У работодателя есть право на заключение договора на обслуживание с медицинским учреждением. Также руководитель может организовать работу собственного медицинского кабинета и набрать в штат персонал. В последнем случае лицензирование медицинского кабинета — обязательное условие.

Если лечебное учреждение предоставляет услуги без специального разрешения, на руководителя налагают штраф.

  • медицинский кабинет в детском саду, школе и т. д.

Обязательным является наличие лицензии медицинского кабинета в ДОУ: школе, интернате, лицее, колледже, вузе. Данные учреждения обязаны предоставлять ученикам/воспитанникам первичную медицинскую помощь и выполнять мероприятия по профилактике.Лицензирование медицинского кабинета в образовательном учреждении проводят органы управления здравоохранением субъектов РФ. При этом учебное заведение вправе отказаться от услуг поликлиники, получить лицензию на медицинский кабинет и набрать в свой штат необходимый персонал.

  • медицинский кабинет предрейсового осмотра водителей

Эксплуатация электротранспорта (в данную категорию входят трамваи, троллейбусы, автобусы, грузовые или легковые авто) предполагает, что предприниматели и учреждения должны заполнять путевые листы,где должны быть проставлены основные реквизиты, в частности отметка медицинского работника, что водитель прошел предрейсовый медосмотр.

Условие о том, что управление транспортным средством невозможно без предварительного медицинского освидетельствования водителя, прописано и в Федеральном законе № 196.

Предрейсовые и послерейсовые осмотры включены в список услуг, для оказания которых нужна лицензия Росздравнадзора (Постановление Правительства РФ № 291 «О лицензировании меддеятельности»).

Если лицензирование кабинета для организации предрейсовых/послерейсовых освидетельствований не входит в планы компании, она может воспользоваться альтернативным способом – заключить договор с медицинским учреждением имеющим лицензию, которое будет проводить осмотр водителей.

Осуществление медицинской деятельности, в силу п. 46 ч. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, предполагает обязательное получение лицензии. Исключение составляют лишь медучреждения на территории инновационного центра «Сколково», которые являются частью частной системы здравоохранения. Это означает, что открытие и организация любого медкабинета на территории РФ также требует оформления соответствующей лицензии.

Перечень медицинских услуг, осуществление которых возможно только при наличии специального разрешения, сформулирован в приложении к постановлению Правительства РФ «О лицензировании медицинской деятельности…» от 16.04.2012 № 291 (далее — Положение). Оказывать подобные услуги вправе как организации, так индивидуальные предприниматели. Важным условием осуществления законной деятельности при этом является получение лицензии на каждую из услуг (например, вакцинацию или дезинфектологию). Если запланировано оказание нескольких видов услуг, каждый из них должен быть указан в лицензии.

Контроль и учет выданных лицензий на медицинский кабинет в силу п. 1 постановления Правительства РФ «Об организации лицензирования…» от 21.11.2011 № 957 осуществляется Росздравнадзором. Выдача разрешений, переоформление и решение иных вопросов в регионах возложено на его территориальные органы.

Срок рассмотрения заявления на соискание лицензии для открытия медкабинета составляет 45 рабочих дней с момента регистрации заявки. При этом важно понимать, что общий срок получения лицензии, т. к. оформление всех документов требует дополнительного времени, может доходить до 6 месяцев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *