Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не пропустил скорую наказание 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- 1. Как правильно пропускать скорую?
- 2. Какое наказание грозит в 2021 году за непропуск скорой помощи?
- 3. Что признается непропуском скорой помощи?
- 4. Что нужно делать при приближении скорой?
- 5. Когда скорая может нарушать ПДД?
- 6. Заключение
- 7. Видео по теме:
Проблема непропуска скорой помощи в России стоит довольно остро, этим и были вызваны поправки в закон. В то же время ведутся ожесточенные дискуссии вокруг нововведений, юристы требует конкретики, которой не хватает в некоторых моментах.
В любом случае, каждый водитель должен знать, что ему грозит в случае игнорирования сигналов скорой, и как правильно вести себя в подобной ситуации. Это поможет избежать последствий и, возможно, сохранит жизнь человеку.
- Автокредитование
- Все о ОСАГО
- Все о КАСКО
- Автострахование
- Налоги на авто
- ДТП — что делать?
- Все о каршеринге
- Штрафы
- Регистрационные действия
- Общение с ГИБДД
- В помощь водителям
- Купля-продажа
- Тонировка
- Лишение прав
Скорая помощь: штрафы для тех, кто не пропускает карету и мешает работе врача
Первое, на что обратили внимание специалисты-правоведы, – отсутствие перечня действий, которые могут расцениваться как воспрепятствование врачам скорой помощи. Закон о непропуске скорой помощи прямых указаний по этому поводу не содержит. Это значит, что суд может расценивать любые действия водителей, как нарушение и привлекать их к уголовной ответственности.
Второе, что вызвало обеспокоенность, когда вводилась уголовная ответственность за непропуск скорой помощи, привязывание меры наказания к состоянию больного. И тут сложно сказать, что стало прямой или косвенной причиной тяжелого вреда или смерти пациента – действия водителя или некомпетентность врачей.
С другой стороны, выезд скорой помощи сам по себе не всегда происходит своевременно. Есть целый перечень причин, по которым врачи могут опоздать на вызов, в том числе и недобросовестность, беспечность медперсонала. А в итоге им достаточно показать видео с регистратора и всю вину переложить на водителя.
Конечно, грамотный адвокат сможет разобраться и доказать, что основная причина тяжелого состояния или смерти больного – это вовсе не результат действий его подзащитного. Тем самым он смягчит наказание за непропуск скорой помощи, или позволит избежать его. Но это будет непросто, и за работу такого специалиста подозреваемому, обвиняемому или подсудимому придется заплатить крупный гонорар.
05.12.201905.12.2019
06.12.201906.12.2019
09.12.201909.12.2019
Штраф за непропуск скорой помощи в 2021 году: опасения и рекомендации юристов
Изменение внесено в часть 2 статьи 12.17 КоАП:
2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом —
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года.
На водителя, который не пропустил спецавтомобиль с включенными специальными световыми (мигалками) и звуковыми сигналами, может быть наложено одно из следующих наказаний:
- штраф;
- лишение прав.
С 6 августа 2019 года увеличены как размеры штрафов, так и сроки лишения:
Было | Стало | |
Штраф | 500 рублей | 3 000 — 5 000 рублей |
Лишение прав | от 1 до 3 месяцев | от 3 до 12 месяцев |
Таким образом максимальный штраф увеличился в 10 раз, а максимальный срок лишения — в 4 раза.
Обратите внимание, в данной статье речь идет только об автомобилях со специальными цветографическими схемами, то есть об окрашенных в цвета соответствующего ведомства (полиция, скорая помощь, пожарная охрана и т.п.). Если синяя мигалка установлена на гражданский автомобиль, то водителю грозит штраф по части 1 статьи 12.17 — предупреждение или 500 рублей.
В 2021 году пропуск Скорой без правовых последствий может быть совершен только при наличии достаточного места для маневра. Транспортное средство служб обязано выполнить все предъявляемые ей требования по наличию специальных сигналов, чтобы получить привилегии на дороге. Только при соблюдении всех условий водитель Скорой помощи не будет привлечен к ответственности.
Приоритет движения для машин, на которых установлены спецсигналы, включая скорую, прописан в пункте 3.1 действующий правил движения.
Чтобы спецмашина получила преимущество, она обязана сначала включить соответствующий маячок установленного синего цвета, а также активировать звуковой сигнал. Воспользоваться полагающимся приоритетом можно лишь в ситуации, когда водитель скорой убедился в том, что ему уступили дорогу.
Важно учитывать, что для получения приоритета требуется соблюдать одновременно два условия. А именно включённый световой маячок и звуковой спецсигнал. Если скорая просто сигналит с помощью обычного клаксона, это не накладывает на других водителей предоставлять преимущество.
Порядок, согласно которому автомобилист должен уступить дорогу специальной машине, то есть скорой помощи в рассматриваемой ситуации, прописан в пункте 3.2 ПДД. Когда ТС с маячком и звуковым сигналом приближается, другие водители обязуются уступить дорогу и предоставить преимущество.
Действующие правила фактически основаны на терминах, утверждённых ПДД, касающихся преимущества и понятия уступить дорогу.
Преимуществом или приоритетом называют право, обеспечивающее первоочередное движение по намеченному направлению перед другими автомобилистами и участниками дорожного движения;
Уступить дорогу или же не создавать помехи определяют как требование. Согласно ему, участники движения не должны продолжать, возобновлять или начинать двигаться и осуществлять какие-либо манёвры, если эти действия заставят машину с приоритетом (преимуществом) поменять собственное направление или же скорость.
По действующим законам, опираясь на термины ПДД, водитель обязан действовать именно таким образом. Представленная терминология актуальна при пересечении перекрёстков, поворотах, перестроениях и прочих манёврах. Но в правилах не рассматривается отдельный случай, где речь идёт о приближении сзади машин, оснащённых спецсигналами.
Теперь стоит затронуть тему штрафов за непропуск скорой помощи. Соответствующие штрафные санкции регламентируются КоАП. За штраф, связанный с невыполнением требований уступить дорогу, отвечает статья 12.17 часть 3.
Важно учесть одну ключевую деталь. Наказание за то, что водитель не пропустил спецмашину, то есть скорую помощь, возможно только при непредоставлении преимущества. Если водители пропускают карету скорой, но не обеспечивают беспрепятственное движение, за это штраф никто не выпишет. В законе нет таких норм. А если нет правил и требований, но и штрафных санкций существовать не может.
В настоящее время существует два варианта административных наказаний за то, что автомобилист не уступил дорогу карете скорой помощи. Не уступивший в такой ситуации водитель может получить штраф. Какой именно, зависит от конкретного случая.
- Если водитель ТС не уступает машине, оснащённой спецсигналами (синий маячок и звуковая сирена), а также имеющей специальную графическую схему скорой помощи, и сами сигналы включены, тогда штраф составит 500 рублей.
- Вторая ситуация распространяется на машины со спецсигналами, но без графических схем. Это касается автомобилей депутатов, спецслужб и пр. Тут размер штрафа будет варьироваться от 100 до 300 рублей.
Уже достаточно давно правительство рассматривает вопрос о необходимости повышения штрафов и наказаний для тех, кто не уступает скорой помощи, а также иным видам спецтранспорта. Они считают, что 300-500 рублей это слишком мало, и водители попросту не бояться нарушать, понимая, в какую сумму им обойдётся штраф.
В июле 2019 года были приняты поправки в Административный и Уголовный кодекс. Они касаются именно ужесточения наказаний всем тех, кто не позволяет врачам оказать медицинскую помощь пострадавшим и больным.
Поправки были приняты во втором чтении. Согласно им, в УК должна появиться новая статья под пунктом 124.1. В ней речь идёт о воспрепятствовании законной деятельности медработников. К числу тех, кто будет подвержен серьёзному наказанию, отнесли водителей, не дающих скорой проехать в узких дворах. Отказавшись пропускать спецмашину, придётся заплатить денежный штраф в размере до 80 тысяч рублей. А также есть риск оказаться в тюрьме сроком на 2 года. Это возможно при условии, что его действия повлекут за собой тяжкий ущерб здоровью человека, к которому скорая не успела вовремя доехать. Если пациент умрёт, срок увеличится до 4 лет.
Четкого правила пропуска скорой помощи на дороге в ПДД нет. Чтобы пропустить скорую, стоя в пробке или перед стоп-линией и не нарушить ни одного правила, водитель вместе с машиной должен фактически раствориться в воздухе. Вот как такую ситуацию прокомментировал сотрудник ГИБДД для одного из автомобильных изданий:
«В пункте 1.2 ПДД объясняется, что значит уступить дорогу — не создавать помех, не начинать движение, маневры, останавливаться, если эти действия вынуждают других снижать скорость или изменять траекторию движения. Если вы стоите на светофоре — никаких действий совершать не нужно. Въезжать в плотный поток машин или давить пешеходов, пропуская скорую, точно не стоит.
Еще раз: если ваша машина стоит на светофоре, а позади стоит скорая, то пропускать ее, с выездом за стоп-линию вы не обязаны. Штраф за скорую помощь сотрудник ГИБДД вам не выпишет».
А вот как ситуацию комментирует автоюрист:
Утром 27 января 2021 года водитель, ехавший на своём автомобиле марки «Suzuki SX4» по проспекту Энгельса к улице Рашетова, не уступил дорогу машине скорой помощи. Медицинский автомобиль мчался с включенной сиреной и проблесковым маячком, однако автомобилиста не смутил этот факт, и мужчина не освободил дорогу для скорой помощи.
Обсуждения того, как пропускают скорую помощь в России, являются одними из самых горячих. Кто-то предлагает судить хамов по уголовной статье за убийство, если их поступок привел к трагедии и медики не успели помочь заболевшему или пострадавшему в ДТП.
Кто-то пытается найти оправдания, по традиции обвиняя медицину, – якобы медработники ни по каким вызовам не едут, а лишь пользуются служебным положением, чтобы без проблем передвигаться по загруженным дорогам.
А кто-то не устает демонстрировать, как тот или иной водитель не пропустил скорую помощь в видео, размещая ролики с регистраторов или смартфонов в пабликах и личных страницах. Кадры, надо признаться, вопиющие, – водители не уступают дорогу не из-за невозможности это сделать, а намеренно, специально притормаживая перед каретой скорой или даже «блокируя» ее прямо на дороге, чтобы выскочить из авто и наброситься на водителя-наглеца, сидящего за рулем машины с проблесковыми маяками.
Пока страсти накаляются, у Госдумы никак не дойдут руки рассмотреть законопроект, который приравнивает хамское поведение по отношению к транспорту со спецсигналами (скорой, пожарной, аварийной и пр.) к управлению автомобилем в состоянии алкогольного опьянения – самому серьезному преступлению на дороге.
Среди обсуждаемых предложений ужесточения наказания для автохамов:
- в тысячи раз поднять штрафы;
- пожизненно лишать прав;
- судить по уголовной статье за убийство, если из-за опоздания неотложки скончался человек.
Российский Минздрав настаивает: не пропустил скорую помощь – штраф 30 тысяч рублей или лишение прав за полтора года.
По действующему закону наказание для тех, кто не пропустил скорую помощь, – штраф в 2017 году составляет всего 500 рублей (ч.2, ст.12.17 КоАП). Нарушителя также могут лишить права управлять транспортным средством максимум на 3 месяца.
По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, подобное поведение не примета сегодняшнего времени. Хамы были всегда и «такие безобразия» происходили в ее практике еще в 1993 году, когда она работала в реанимации Первой градской больницы. Просто сегодня, благодаря соцсетям и интернету, об этом стали говорить чаще и масштабнее.
Если законопроект будет наконец-то принят, то для доказательства правонарушения достаточно будет:
- снять на смартфон госномер и марку автомобиля автохама;
- отправить информацию онлайн в ГАИ.
На заметку! Необходимость повышения ответственности начали обсуждать не вчера. Еще в 2015 думский комитет по транспорту предлагал поднять штраф до 10 тысяч рублей, но «воз остался и ныне там».
За непропуск скорой помощи будет грозить уголовная ответственность
Кроме «блокировки», некоторые водители пытаются «доказать» свою правоту находящимся в скорой людям. Обычно ситуацию разрешают другие участники дорожного движения, помогая шоферу неотложки.
После таких случаев звучит предложение оснащать спецмашины вооруженной охраной, но, по словам министра здравоохранения, подобная защита нецелесообразна и слишком дорога.
Пропускать скорую помощь правила обязывают и это закреплено в третьем разделе ПДД. В частности, там говорится, что увидев автомобиль с синими «мигалками» и услышав предупреждающее «кряканье», водитель:
- обязан уступить дорогу, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорта;
- при приближении спецтранспорта снизить скорость;
- не совершать обгон неотложки, пожарной машины и пр.
В свою очередь, для получения преимущества водители спецсредств должны включить проблесковые маячки синего цвета и спецсигналы. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
Зеркальным отражением того, как ведут себя на дорогах российские водители, становятся ролики, как пропускают скорую помощь в Европе. Например, в одном из немецких городов для спешащих к месту ДТП машин создают абсолютно свободный коридор по центру дороги. Тоже происходит и в других европейских городах для спецтранспорта с включенными проблесковыми маячками.
Спецтранспорт не обращает внимания на дорожную разметку и свободно движется перед быстро расступающимися влево и вправо автомобилями. И даже если дорога сильно загружена, скорой удается «просочиться» между рядами, потому что другие участники движения находят возможность убрать своё авто с пути.
На заметку! Другой вариант движения спецтранспорта в Европе – специальные линии для такси. Проезд по ним для спецмашин в экстренных случаях разрешен правилами.
И в заключение еще одно распространенное мнение из соцсетей: повышать надо не штрафы, а культуру, тогда никому и в голову не придет «запирать» на дороге автомобиль, который мчится спасти жизнь. И, вероятно, не придется ломать голову, какой штраф, если не пропустил скорую помощь, окажется действенным и поможет изменить удручающую ситуацию.
За последние десять лет количество машин на дорогах России увеличилось на 14,3 млн, то есть выросло на треть. Это особенно заметно в крупных городах. Часто через пробку скорая не успевает добраться до больного. И дело в не том, что водитель на дорогом авто не пожелал пропустить скорую — свернуть просто некуда, со всех сторон такие же люди в этой же пробке.
Однако, чтобы наказывать тех, кто нарочито не пропустил машину спецслужбы, государство придумало штрафы, и с августа 2021 года они выросли в 10 раз.
Было. Штраф 500 рублей или лишение прав до трех месяцев — если водитель не пропустил скорую помощь с включенным маячком и сиреной. Об этом написано в статье 12.17 КоАП.
Стало. С 6 августа штраф за такое нарушение ПДД уже от 3000 до 5000 рублей. Срок лишения прав тоже увеличили — до одного года. Такой разбег в наказаниях потому, что обстоятельства рассматриваются в каждом конкретном случае. Судья или должностное лицо учитывает характер нарушения, имущественное положение и привлекалось ли ранее лицо к ответственности. Если не привлекалось, то в 99% человека просто предупреждают, ведь ответственность по КоАП носит не карательный характер, а предупредительный.
Штраф за непропуск скорой помощи в 2021 году — до 5000 рублей
Дополнительно. В КоАП появилась статья 6.36 — за любую помеху медработникам, в том числе, непропуск скорой — штраф от 4000 до 5000 рублей. То есть, кроме нарушения ПДД и штрафа, водитель может получить дополнительное наказание. Например, если его машина помешала проезду скорой во дворе или он просто не пускал врачей к больному. В этой же статье есть ссылка на 124 ст. УК РФ — за помеху медработникам, которая привела к тяжкому вреду здоровья или смерти штраф:
80 000 рублей или до четырех лет лишения свободы за помеху медработникам
А если гражданин нанес вред здоровью медработника — штраф 40 000 рублей или лишение свободы до двух лет. Раньше, если кто-то мешал медицинскому работнику или его избивали — наказание регламентировала ч. 1 ст. 119 УК РФ. Наказанием были обязательные работы — чистить общественные туалеты, убирать мусор или снег в свободное от основной работы время, но не больше четырех часов в день. Если была доказана угроза убийства или тяжкий вред медработнику можно получить до пяти лет лишения свободы.
От пяти тысяч до пяти лет. За непропуск «мигалки» накажут по-новому
На самом деле, он не новый. Его разработали ещё 2 года назад 2 депутата: Яровая и Морозов. Но проект ФЗ был отложен уже в июне 2017 года после его принятия в первом чтении. И вот в 2021 году к нему вернулись и выносят на обсуждение.
Данным законопроектом вносится изменение в Уголовный кодекс РФ, который инициаторы предлагают дополнить статьёй 1241. Эта статья будет предусматривать ответственность по нарастающей за то, что водитель гражданского автомобиля не уступит дорогу машине скорой медицинской помощи, в зависимости от последствий, к которым привело такое нарушение ПДД:
- если непропуск скорой повлёк среднюю тяжесть здоровью больному, к которому ехала машина неотложки,
- если неуступление дороги привело к смерти или тяжкому вреду здоровью больного.
При приближении «Скорой» водители обязаны «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
Фото: Андрей ЦЫГАНОВ
В интернете полным-полно видео, как в Европе или Японии пропускают едущую с включенными мигалками «Скорую». Дисциплинированно, синхронно, как будто это специально срежиссированная постановка. У нас же, если сзади воет сирена, часто отодвигаются как бы нехотя, соседи по потоку редко смещаются, чтобы дать место уступающим дорогу. Начнете где-нибудь прилюдно возмущаться, так сразу найдется утверждающий, будто не больной там внутри, а кто-то за деньги пробки объезжает. А пожарные, естественно, за пивом торопятся. Некрасиво звучит, гадко, ведь речь идет о спасении жизней, в таком деле каждая секунда дорога. Только не все примеряют это на себя… А ведь всегда есть куда отодвинуться, нужно только постараться.
Арифметика простая
Предположим, «Скорая» пытается протиснуться на дороге, где встречные направления разделяет барьер. Так бывает обычно на широких трассах — в три полосы и шире. Обычно автомобилист ведет машину посередине полосы, чтобы боковые интервалы были побольше. Но ширина стандартной гостовской полосы на таких дорогах 3,5 — 3,7 м. Правая полоса в городах, где ходят троллейбусы, может запросто быть и 4-метровой. Но даже если полоса в ширину всего три метра, такое бывает на нескоростных дорогах, то две полосы будут не уже шести метров. А обычно шире, даже больше семи. При этом стандартная легковушка с учетом боковых зеркал в ширину немногим превышает 2 м. Без учета зеркал обычно 1,7 — 1,8 м. Суммируем и получаем, что три машины по ширине запросто помещаются на двух полосах.
Только для того, чтобы уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине едущие в правых рядах должны осторожно сместиться по возможности правее (см. схему). Мало кто так делает, обычно едут по принципу «моя хата с краю», пусть уворачивается тот, кто мешает мигалкам. Но если включить голову и отключить безразличие, даже в самых узких местах и самых плотных заторах можно пропустить машину.
Как правильно уступить дорогу автомобилю скорой помощи и пожарной машине
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Уступай правильно
Если вы стоите на светофоре, а сзади с мигалкой и сиреной стоит скорая помощь — не торопитесь пересекать стоп-линию. Дождитесь зеленого сигнала светофора и только тогда пропускайте. Помните, что штраф за непропуск скорой в 2021 году — 5000 рублей. А еще есть риск получить реальный срок, если вы помешали врачам и ваши действия повлекли тяжкий вред здоровью или смерть человека. Такие наказания появились неспроста — кто-то принципиально не пропускал скорую, и та не доезжала к умирающему. Помните, что скорая едет спасать чью-то жизнь — достаточно им просто не мешать.
Все статьи автора: Евгений Леснов
За последние десять лет количество машин на дорогах России увеличилось на 14,3 млн, то есть выросло на треть. Это особенно заметно в крупных городах. Часто через пробку скорая не успевает добраться до больного. И дело в не том, что водитель на дорогом авто не пожелал пропустить скорую — свернуть просто некуда, со всех сторон такие же люди в этой же пробке.
Однако, чтобы наказывать тех, кто нарочито не пропустил машину спецслужбы, государство придумало штрафы, и с августа 2021 года они выросли в 10 раз.
Пропустил скорую получил штраф: водители требуют объяснений от ГИБДД
На самом деле, он не новый. Его разработали ещё 2 года назад 2 депутата: Яровая и Морозов. Но проект ФЗ был отложен уже в июне 2017 года после его принятия в первом чтении. И вот в 2021 году к нему вернулись и выносят на обсуждение.
Данным законопроектом вносится изменение в Уголовный кодекс РФ, который инициаторы предлагают дополнить статьёй 1241. Эта статья будет предусматривать ответственность по нарастающей за то, что водитель гражданского автомобиля не уступит дорогу машине скорой медицинской помощи, в зависимости от последствий, к которым привело такое нарушение ПДД:
- если непропуск скорой повлёк среднюю тяжесть здоровью больному, к которому ехала машина неотложки,
- если неуступление дороги привело к смерти или тяжкому вреду здоровью больного.
Четкого правила пропуска скорой помощи на дороге в ПДД нет. Чтобы пропустить скорую, стоя в пробке или перед стоп-линией и не нарушить ни одного правила, водитель вместе с машиной должен фактически раствориться в воздухе. Вот как такую ситуацию прокомментировал сотрудник ГИБДД для одного из автомобильных изданий:
«В пункте 1.2 ПДД объясняется, что значит уступить дорогу — не создавать помех, не начинать движение, маневры, останавливаться, если эти действия вынуждают других снижать скорость или изменять траекторию движения. Если вы стоите на светофоре — никаких действий совершать не нужно. Въезжать в плотный поток машин или давить пешеходов, пропуская скорую, точно не стоит.
Еще раз: если ваша машина стоит на светофоре, а позади стоит скорая, то пропускать ее, с выездом за стоп-линию вы не обязаны. Штраф за скорую помощь сотрудник ГИБДД вам не выпишет».
При приближении «Скорой» водители обязаны «уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
Фото: Андрей ЦЫГАНОВ
В интернете полным-полно видео, как в Европе или Японии пропускают едущую с включенными мигалками «Скорую». Дисциплинированно, синхронно, как будто это специально срежиссированная постановка. У нас же, если сзади воет сирена, часто отодвигаются как бы нехотя, соседи по потоку редко смещаются, чтобы дать место уступающим дорогу. Начнете где-нибудь прилюдно возмущаться, так сразу найдется утверждающий, будто не больной там внутри, а кто-то за деньги пробки объезжает. А пожарные, естественно, за пивом торопятся. Некрасиво звучит, гадко, ведь речь идет о спасении жизней, в таком деле каждая секунда дорога. Только не все примеряют это на себя… А ведь всегда есть куда отодвинуться, нужно только постараться.
Арифметика простая
Предположим, «Скорая» пытается протиснуться на дороге, где встречные направления разделяет барьер. Так бывает обычно на широких трассах — в три полосы и шире. Обычно автомобилист ведет машину посередине полосы, чтобы боковые интервалы были побольше. Но ширина стандартной гостовской полосы на таких дорогах 3,5 — 3,7 м. Правая полоса в городах, где ходят троллейбусы, может запросто быть и 4-метровой. Но даже если полоса в ширину всего три метра, такое бывает на нескоростных дорогах, то две полосы будут не уже шести метров. А обычно шире, даже больше семи. При этом стандартная легковушка с учетом боковых зеркал в ширину немногим превышает 2 м. Без учета зеркал обычно 1,7 — 1,8 м. Суммируем и получаем, что три машины по ширине запросто помещаются на двух полосах.
На самом деле, он не новый. Его разработали ещё 2 года назад 2 депутата: Яровая и Морозов. Но проект ФЗ был отложен уже в июне 2017 года после его принятия в первом чтении. И вот в 2019 году к нему вернулись и выносят на обсуждение.
Данным законопроектом вносится изменение в Уголовный кодекс РФ, который инициаторы предлагают дополнить статьёй 124 1 . Эта статья будет предусматривать ответственность по нарастающей за то, что водитель гражданского автомобиля не уступит дорогу машине скорой медицинской помощи, в зависимости от последствий, к которым привело такое нарушение ПДД:
- если непропуск скорой повлёк среднюю тяжесть здоровью больному, к которому ехала машина неотложки,
- если неуступление дороги привело к смерти или тяжкому вреду здоровью больного.
В ПДД перечислен ряд моментов, когда спецтранспорт имеет право использовать мигалки в качестве преимущества на дороге. Водители спецтранспорта обязаны соблюдать общие положения и общие обязанности водителей (ПДД).
Стоит рассмотреть подробнее какие автомобили могут использовать специальные знаки:
- ГИБДД — используют маячки красного и синего цвета.
- Полиция — используют маячки синего цвета.
- Скорая помощь — синий маячок.
- Пожарные — синий маячок.
- Автомобили госслужащих — проблесковые синие маячки.
- Автомобили перевозящие крупногабаритные грузы — должны быть оснащены желтыми или оранжевыми маяками.
- Транспорт, применяемый для ремонта дорог, эвакуации автомобилей и перевозящие опасные грузы (токсичные взрывоопасные вещества).
Не все автомобили, которые оснащены спецзнаками имеют привилегии на дороге. При виде автомобиля с мигалками водители автомобиля должны освободить полосу движения для свободного проезда спецтранспорта. Однако, перестроиться и пропустить автомобиль нужно исключительно по правилам. Если некоторые маневры приведут к нарушению движения других автомобилей, что собственно противоречит правилам, то уступать дорогу нельзя. Даже если спецавтомобиль настойчиво требует уступить дорогу можно спокойно доказать, что в такой ситуации предоставить преимущество было невозможно.
Самые распространенные ситуации, когда появляется потребность уступить дорогу:
- При движении спецтранспорта на перекрестке.
- Если спецтарнспорт перестраивается в полосу, по которой передвигается автомобиль.
- В случае если спецтранспорт должен выполнить маневр поворота.
Важно! В ПДД есть масса спорных моментов касаемо понятия «уступить дорогу». Если водитель получает постановление незаслуженно, то его можно оспорить в суде.
Итак, автомобилист не пропустил машину со спецсигналом, какое наказание будет в том или ином случае зависит от характера нарушения.
Существует 2 вида административного наказания, которое применимо в случае таких нарушений:
- Если водитель не уступил дорогу по требованию автомобиля, который имеет на кузове специальную цветографическую схему (например, авто скорой помощи) и включенный сигнальный маяк, водитель получит штраф в размере 500 рублей.
- В случае если водитель не уступил дорогу и спецтранспорт со включенным сигнальным маяком не имеет цветографической схемы (авто депутатов, силовых структур и т.д), тогда предусмотрен штраф в размере от 100 до 300 рублей.
Важно! Закон не предусматривает никаких временных рамок, в течение которых водитель обязан уступить дорогу спецтранспорту.
На практике встречается очень много спорных моментов, когда работники госслужб требует уступить дорогу, тогда как спецсигнал не включен. Данный правовой вопрос можно направить в любое нужное русло. С одной стороны, водитель не обязан уступать дорогу если не был включен маяк сигнала. Однако, техника просто может быть неисправна, а закон гласит что спецтранспорт имеет определенные привилегии наряду с обычными автомобилями.
Водители, в случае приближении скорой помощи сзади должны также выполнять требование «уступить дорогу», а именно не должны продолжать движение и маневрировать, нажать на тормоз и остановиться. Правилами дорожного движения установлен прямой запрет дальнейшего движения и маневрирования. С другой стороны водителям предъявляется неопределенное требование беспрепятственного проезда.
Водитель де-юре выполняя требование уступить дорогу, понимает, что обеспечивает беспрепятственный проезд. Именно для этого оно и предъявляется: …уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда. Вариантов для рассуждений нет. Требование «Уступить дорогу» определено. Как его выполнение произойдет на практике всем понятно. Скорая помощь не сможет проехать.
Полный перечень предусмотренных наказаний изложен в статье 12.7 КоАП. Следует отметить что в некоторых случаях при непредставлении преимущества спецтранспорту может грозить не только штраф, но и лишение прав сроком до 3 месяцев.
Лишить прав могут только, когда правонарушение зафиксировано инспектором ГИБДД. Поэтому в основном прав лишают, если не было предоставлено преимущество автомобилям ГИБДД либо машинам других силовых структур.
Лишить удостоверения могут исключительно, если водитель не уступил дорогу автомобилю, у которого был включен маяк спецсигнала. В противных случаях постановление легко обжаловать. Кроме того, лишение право предусмотрено если во время маневра для предоставления преимущества водитель нарушил другие правила ПДД (осуществил обгон, задел соседнюю машину, пересек пешеходную зону и т.д).
Как инспектор ГИБДД визуально определяет нарушение? Что грозит за отказ от медосвидетельствования читайте тут.
О лишении прав за вождение в нетрезвом виде узнайте по ссылке:
Бесспорно, если водитель находился за рулем в нетрезвом состоянии или же обогнал машину спецтранспорта со включенным маяком, то последует более серьезное наказание в форме денежного взыскания либо изъятия удостоверения на срок от 1 до 3 лет.
Обжаловать постановление можно обратившись в ГАИ или суд. Большинство граждан предпочитают сразу же направлять иск именно в суд, так как на деле ГИБДД не решает проблем в пользу водителя. Жалоба подается в канцелярию суда в течение 10 дней после получения постановления. К жалобе также необходимо прикрепить само постановление, дополнительные справки, фото или видеозаписи с места событий. Составить иск правильно поможет любой автоюрист.
Сразу по умолчанию скажу о том, что у полиции и скорой подразумеваются полосы указывающие на их принадлежность к спецслужбам. Это значит, что в случае не пропуска таких машин будет применяться статья 12.17 КоАП РФ, часть 2.
2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года.
Если полос на машине нет, то это часть 1 и там предупреждение или минимальный штраф. Но это уже более относится не к полиции и скорым, а скажем к машине всевозможных депутатов и власть имущих.
Правила как нужно уступать дорогу спецтранспорту изложены в законе. В законе говорится, что предоставлять преимущество по требованию автомобиля с мигалками и цветографической схеме, необходимо не нарушая ПДД и не создавая преград для других машин в потоке.
Далее подробнее разбирается, как вести себя если на горизонте появляется автомобиль со включенными мигалками:
- Если ваш автомобиль стоит, нужно не начинать движения, до того момента как проехал спецтранспорт.
- Если автомобиль двигался, то необходимо остановиться для того, чтобы пропустить спецтранспорт.
- Если для того, чтобы пропустить спецтранспорт нужно перестоится в другую полосу, то маневр нужно осуществлять по правилам, при этом не создавая неудобства для других машин.
Изменять направление езды и скорость нужно согласно ПДД. Сотрудники ГИБДД любят создавать ловушки для выявления нарушителей на перекрестках либо осуществляя обгон сзади. В потоке может находиться несколько машин и не всегда все успевают сориентироваться. Иногда из-за неосторожного маневра происходят даже аварии, виновником которой окажется водитель, уступавший дорогу, а не спецтранспорт.
Санкции за непредставление преимущества автомобилям с цветографической схемой не очень велики. Тем не менее в определенных ситуациях можно и вовсе остаться без прав. Если данное нарушение было зафиксировано повторно, то во второй и последующие разы размер наложенного штрафа равен 500 рублей.
Что нужно знать о пропуске скорой помощи и какое наказание грозит за непропуск
Большинство водителей начинают теряться, когда на проезжей части появляются спецмашины с сигналами. Стараясь освободить дорогу, они нередко нарушают ПДД или же вовсе замирают как вкопанные, создавая препятствия для специального автомобиля. Чтобы избежать неприятностей, автомобилист обязан знать, как необходимо поступать в данной ситуации.
Если же вы уже совершили нарушение, предусмотренное ст. 12.7 КоАП РФ, о мы рекомендуем заручиться поддержкой опытного автоюриста. Позвоните по номерам на горячую линию и задайте вопрос специалистам прямо сейчас!
Спецмашины могут использовать маячки и специальные цветографические схемы, чтобы получить особые права на дороге, только в тех моментах, которые отражены в ПДД. При этом граждане обязуются соответствовать общим требованиям подзаконного акта.
Использование специальных сигналов разрешается:
- ГИБДД — красный и синий сигнал;
- Полиция, ФСБ, следственный комитет, военная полиция, скорая помощь, противопожарная служба – синий сигнал;
- Машины госслужащих высших эшелонов власти – синий проблесковый сигнал;
Также на дорогах можно встретить транспорт, осуществляющий перевозку крупного или опасного груза, отвечающие за ремонт дорожных путей, эвакуацию авто – желтые или оранжевые маяки. Эти автомобили никаким преимуществом не пользуются.
Стоит отметить, что не все машины со спецзнаками, имеют преимущества на дороге. Автомобилисты должны освободить полосу движения машинам со спецзнаками, однако это необходимо делать в соответствии с правилами ПДД. Если освобождение дороги приведет к нарушению движения остальных автомобилей, то уступать нельзя.
В случае, когда спецтранспорт по-прежнему продолжает настаивать на освобождении проезжей части, можно спокойно отстоять свою позицию, доказав, что это невозможно было сделать.
Особыми правами на проезд с правом преимущества наделяются:
- Полиция;
- ГИБДД;
- Транспортные средства государственных органов;
- Скорая помощь;
- Противопожарная служба.
Иные категории средств в этот перечень не включаются, следовательно, освобождать дорогу им не нужно.
Итак, если на сегодняшний день водителя ждёт наказание по статье 12.17 КоАП в виде штрафа или лишения прав, то в будущем автолюбителя привлекут либо к более высокому штрафу, либо обязательным работам, либо даже лишению свободы, если больной, к которому едет скорая помощь, в итоге погибнет.
Сравнительная таблица наказаний за непропуск скорой
Ответственность по УК по новому | Как было по старому? |
1. Воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи путём удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. | 2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трёх месяцев. |
2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. | 2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трёх месяцев. |
При этом, остаётся непонятным, как будет доказываться причастность именно непропуска скорой помощи к вреду здоровью или смерти больного.
То есть, представим, если судья поставит вопрос: «Какова вероятность, что больной остался бы жив или получил меньший вред здоровью, если бы водитель не совершил преступление, не уступив дорогу машине неотложки?».
Непропуск спецавто характеризуется как действия участников дорожного движения, при которых специальный транспорт не может беспрепятственно проехать к месту назначения даже при использовании звукового и светового сопровождения. Такая формулировка представлена в пункте 3.2 Правил.
Однако в законе есть некоторые проблемы. Автомобилисты в некоторых случаях имеют право нарушить ПДД. Водитель обязан дать машине Скорой помощи первоочередное право на проезд, но он не может редактировать свой маршрут и изменять его, если рядом находятся другие авто. Внезапная смена направления может привести к аварийной ситуации.
Данное правило применимо только на перекрестке, где водитель стоит и ждет разрешающего сигнала светофора, а специальное авто с мигалками проезжает спереди. Если же спецтранспорт находится позади водителя, маневр для предоставления проезда Скорой помощи будет нарушением ПДД.
Пропуск Скорой не дает право нарушать закон. Автовладелец должен и пропустить специальный транспорт, и остаться в правовом поле.
Когда водитель дает Скорой помощи возможность проезда, он не должен:
- пересекать стоп-линии, полосы на дороге;
- мешать другим участникам ДД;
- набирать слишком высокую скорость;
- нарушать иные правила движения.
В последнее время российским автомобилистам все чаще приходят штрафы за нарушения ПДД, которые были совершены во время пропуска авто спецслужб. Обжалование штрафов не дает результатов. Власти аргументируют взыскание тем, что даже пропуск Скорой должен быть совершен в соответствии со всеми предписаниями.
В таком ключе можно рассматривать пропуск скорой помощи как своеобразный риск. Однако лучше уступить дорогу и заплатить штраф, исходя из соображений морали. Также смерть пациента Скорой может привести к уголовной ответственности.
Машина, спешащая на помощь больному, имеет право на нарушение определенных правил дорожного движения. Такая возможность появляется при одновременном функционировании звукового и светового сигналов.
При выполнении указанного условия Скорая помощь может проезжать на красный свет или не пропускать пешеходов на переходе.
Ниже речь пойдет об особенностях, которые имеют машины Скорой помощи при езде на дороге:
- Все преимущества Скорая помощь получает, только при условии, что нуждается в этом. Нужда в проезде возникает при необходимости доставки пострадавшего в больницу или спешке на вызов.
- Управляющий автомобилем спецслужбы может использовать свои привилегии, только удостоверившись, что дорогу ему и вправду уступают. При этом фельдшер не должен создавать опасной ситуации при движении.
- Сигналы, посылаемые регулировщиком, Скорая игнорировать не может. Даже если у авто включены все специальные сигналы, только регулировщик может контролировать проезд автомобилей.
Транспорт Скорой имеет серьезные основания для нарушения определенных ПДД. Однако это возможно только в экстренных ситуациях. Если водитель машины при движении не включит хотя бы один из специальных сигналов при проезде на запрещающее предписание светофора, действия будут расценены как полноправное нарушение. Скорая помощь получит штраф.
Вступил в силу закон, ужесточающий наказание за непропуск скорой
Редакция zakon.kz обратилась за разъяснениями в Департамент полиции Алматы. Там напомнили, как поступать водителям при приближении скорой помощи или объезде препятствий.
Нужно ли уступать дорогу спецтранспорту с маячками и СГУ?
Согласно пункту 2 раздела 6 ПДД РК, при приближении спецтранспорта с включенными маячками и звуковыми сигналами водители должны уступить дорогу.
В случае наложения штрафа за вынужденный съезд с полосы для пропуска спецтранспорта или при объезде препятствия в виде неподвижного дорожного объекта, нарушение подлежит прекращению.
Однако дорожный затор или транспортное средство, остановившееся на полосе, не является препятствием.
Является ли объезд стоящего на полосе автомобиля аварийной ситуацией?
Согласно правилам, аварийной ситуацией называется действие участника дорожного движения, повлекшее к вынужденному резкому изменению скорости либо направления движения других участников.
Штраф за создание аварийной ситуации – 10 МРП.
В ДП также отметили, что в случае обнаружения ситуаций, исключающих вину водителя, полицейский ЦОУ должен предпринять меры по не наложению взыскания и отмены зафиксированного события.
Известный казахстанский юрист, адвокат Жангельды Сулейманов заявил корреспонденту zakon.kz о незаконности и несовершенстве системы «Сергек».
По его словам, закон о дорожном движении не предусматривает использование, установку и применение каких-либо средств.
В законе предусмотрены информационные системы, которые регулируют поток движения и нагрузку. В их число входят светофоры, но ни слова не говорится о том, что могут применяться камеры «Сергек» или иные средства. Они легализованы путем включения в КОАП, но там ни слова не говорится о порядке их применения, — рассказал Сулейманов.
Адвокат заявил, что сейчас наблюдается большое количество жалоб, и не только со стороны алматинских водителей.
В Павлодаре жалуются, что стоп-линий не видно вообще. Водитель фактически не видит линию, но камера ведь настроена на точку. Вообще есть такой принцип в мировом праве – если идет ошибка со стороны системы, то система не работает. Это видно не только по Павлодару, но и по всему Казахстану. Это говорит о несовершенстве системы, — отметил он.
Кроме этого, юрист высказался и о сроках уведомления водителей. По его словам, само уведомление не должно приходить через SMS. Текст должен дублировать предписание и состоять из минимум 600 слов вместо четырех.
По закону в течение 10 суток должны приходить письма, но они приходят через месяц. В случае, если вы получили SMS и там написано — обращаться на портал Qamqor, необходимо подать жалобу, — рекомендовал Сулейманов.
Жалобу необходимо подавать через Судебный кабинет. Адвокат привел несколько примеров:
1) Я получил СМС по истечению 10 суток, прошу отменить предписание.
2) Я пропускал скорую, я не видел стоп-линию, у меня не было умысла, и так далее, прошу отменить предписание.
При подаче жалобы водитель имеет право, и он должен подать ходатайство об обеспечении адвокатом. В жалобе нужно писать «просим обеспечить меня бесплатным адвокатом». Он лучше сможет обжаловать предписание, — подчеркнул он.
Жангельды Сулейманов заключил, что все вышеперечисленные трудности, с которыми сталкиваются добросовестные водители, говорят о несовершенстве системы.
К слову, в Алматы к концу года планируют установить еще 362 поста «Сергек».
Преимуществом в движении пользуются не все машины скорой помощи, а только те, у которых включен проблесковый маячок на крыше и сирена. Если, к примеру, только моргают маячки, то такой машине можно не уступать (хотя важно помнить о технических факторах — сигнал у скорой мог попросту сломаться).
Правила пропуска автомобиля со спецсигналами (не только скорой помощи, но и машин пожарной службы, полиции и т.д.) описаны в пункте 3.2 ПДД. В нем сказано, что в случае приближения транспортного средства с включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом водитель обязан уступить дорогу этой машине для беспрепятственного движения.
Уступать дорогу машиной скорой помощи нужно аккуратно, не создавая аварийной обстановки. Конечно, человеческая жизнь дороже искореженной машины, но в ДТП также могут пострадать люди.
Какие возможны варианты:
- Если ваш автомобиль не двигается, дождитесь, пока проедет скорая помощь, а потом начинайте движение.
- Если ваш автомобиль движется, при приближении скорой помощи нужно снизить скорость.
- Нельзя обгонять машины со спецсигналами.
- Если скорая помощь приближается к светофору, нельзя пересекать перекресток, пока не проедет машина, даже если она движется на запрещающий сигнал.
Машина скорой помощи может обгонять по встречной полосе. Конечно, водитель спецтранспорта также несет ответственность за аккуратное и безопасное движение, но другие автолюбители должны создать условия для беспрепятственного проезда врачей, например, прижаться к обочине или освободить один ряд.
В Европе отношение к машинам скорой помощи совсем другое. Там водители всегда создают на дороге коридор, по которому врачи могут беспрепятственно проехать к пациенту. Возможно, такая слаженность связана с тем, что в Европе медики не пользуются своим служебным положением, чтобы проехать светофор на красный свет.
Наказание за несоблюдение правил пропуска машины скорой помощи рассматривается в статье 12.17 КоАП. В части 1 этого нормативного акта сказано, что за непредоставление преимущества автомобилю с включенными спецсигналами водителю придется заплатить штраф в размере 500 рублей. В части 2 сказано, что за непредоставление преимущества машинам с включенными спецсигналами и нанесенными на кузов специальными цветографическими схемами водителю придется заплатить штраф в размере 500 рублей или лишиться прав на срок до 3 месяцев.
Как видите, наказание за нарушение не такое уж и большое, поэтому автохамы продолжают игнорировать машины со спецсигналами.
В Госдуму неоднократно вносились предложения об увеличении наказания за данное нарушение. Так, предполагалось увеличить штраф до 30 000 тысяч рублей и дополнительно лишать водителей прав на срок минимум в 12 месяцев. Пользователи соцсетей предлагают сажать в тюрьму тех водителей, по чьей вине умер пациент, не дождавшись медиков. Эти предложения поступают уже несколько лет, но пока Кодекс остается без изменений.
Конечно, если по вине водителя погибает человек, родственники могут подать в суд и наказание будет достаточно суровым вплоть до лишения свободы. Но придется доказать, что именно эти 3-5 минут решили судьбу их близкого человека.
Пока штрафы за непропуск скорой небольшие. Но не стоит забывать о моральном аспекте. Ведь именно в этой машине может ехать ваш родственник или друг. Или стоит представить ситуацию, что вам самому потребовалась медицинская помощь, но машина скорой не смогла вовремя приехать к дому. Чтобы пропустить спецтранспорт потребуется не больше 2 минут, которые помогут спасти жизнь человеку.
Новый закон о защите жизни и здоровья пациентов и медицинских работников подготовлен группой депутатов во главе с Ириной Яровой. Вопрос о его необходимости остро встал в начале года после громкой истории на Камчатке: путь бригаде скорой помощи перегородила упрямая автомобилистка, из-за чего медики не могли добраться до больного, и он скончался.
Законотворцы предусмотрели ответственность в том числе за такие тяжкие последствия упрямства и предлагают дополнить УК РФ статьей 1241 «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Если помеха привела к причинению пациенту вреда здоровью средней тяжести, то создателю помехи грозит штраф в размере до 40 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до 4 месяцев.
В случае, если пациент умер или его здоровью нанесен тяжкий вред, то создателю помехи светят принудительные работы на срок до 4 лет либо лишение свободы сроком до 4 лет. Виновный может быть также лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Новая статья (6.21) с аналогичным названием появится и в КоАП РФ, она предусматривает ответственность за сам факт воспрепятствования законной деятельности медицинского работника: штраф в размере от 4000 до 5000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. В статье 12.17 появится пункт 3, в котором говорится о том, что если водитель не уступил дорогу скорой и она из-за этого не успела вовремя оказать помощь больному, то создавшему помеху грозит штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
В сообщении на официальном сайте Госдумы, кроме того, обозначено намерение депутатов повысить уголовную ответственность за угрозу убийством и за причинение вреда здоровью в отношении лиц, находящихся при исполнении служебных обязанностей. Вот как комментирует его Ирина Яровая:
«Мы повышаем данную ответственность, прежде всего, для того, чтобы каждый понимал, что любые насильственные действия в отношении врача, в том числе и причинение легкого вреда здоровью и сам факт угрозы убийством, будут нести серьезную повышенную уголовную ответственность: за угрозу убийством — до 5 лет лишения свободы, за причинение легкого вреда здоровью — до 2 лет лишения свободы».
Возможно, ко второму и третьему чтению новые законы еще как-то поменяют, но общий их вектор уже ясен и сомнению не подлежит.
- На этой неделе стало известно о том, что МВД с подачи депутатов Госдумы планирует ужесточить ответственность для пешеходов, нарушающих ПДД. Инициатива исходила от единоросса Александра Сидякина, того самого, который первым в январе этого года предложил сажать водителей в тюрьму за непропуск скорой.