Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Содержание и применение технических регламентов сообщение». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 30.12.2009 N 384-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 03.12.2012 N 236-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 238-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ, от 20.04.2015 N 102-ФЗ, от 29.06.2015 N 160-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 01.07.2017 N 141-ФЗ, от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 28.11.2018 N 449-ФЗ, от 22.12.2020 N 460-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 11.06.2021 N 176-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
15 декабря 2002 года
Одобрен
Советом Федерации
18 декабря 2002 года
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
оценке соответствия.
Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.
2. Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи. (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования, образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг, стандарты оценочной деятельности, стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации, минимальные социальные стандарты, стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг, профессиональные стандарты, стандарты социальных услуг в сфере социального обслуживания, стандарты медицинской помощи. (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 03.12.2012 N 236-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в сфере обращения лекарственных средств, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ, от 28.11.2018 N 449-ФЗ)
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)
безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность) — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры — обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;
декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
заявитель — физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия; (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;
Абзац одиннадцатый. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией;
Абзац 13. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)
недействительность декларации о соответствии — основание для прекращения органом государственного контроля (надзора), национальным органом по аккредитации действия декларации о соответствии в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Действие декларации о соответствии прекращается с момента внесения сведений о признании декларации о соответствии недействительной в реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее — реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии), включающий в себя в том числе национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза; (в ред. Федеральных законов от 22.12.2020 N 460-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Ещё о Техническом регулировании
1. Технические регламенты принимаются в целях:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность излучений;
биологическую безопасность;
взрывобезопасность;
механическую безопасность;
пожарную безопасность;
безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
радиационную безопасность населения; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ)
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений;
другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)
2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
3. Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности и ресурсосбережения. (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 18.07.2009 N 189-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
Оценка соответствия проводится в формах испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2011 N 255-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ)
Форму регламента рекомендуется разрабатывать в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [10].
Обязательными реквизитами регламента являются: наименование организации, наименование вида документа об утверждении, его дата и номер, место составления, гриф утверждения. Они помещаются в начале текста регламента.
Подписи лиц, согласующих проект регламента, помещаются либо в конце текста документа, либо на отдельном листе согласования, реквизиты которого должны однозначно определять, какой документ был согласован.
В конце текста регламента или на отдельном листе ознакомления заинтересованные работники проставляют свои подписи об ознакомлении с документом и получении его копии на руки.
В этом разделе описаны назначение, область применения регламента, ссылки на нормативные (в том числе, внутренние) документы, на основе которых разработан регламент, порядок утверждения, внесения изменения и дополнений в текст регламента, другая информация, мотивирующая сам регламент и кратко комментирующая регламентируемый процесс. Настоящий Регламент определяет порядок в (далее – Общество).
В этом разделе указываются документы-основания для разработки регламента:
Настоящий Регламент разработан в соответствии с: .
Среди документов-оснований указываются:
- документы с указанием их полных реквизитов, предписывающие или требующие разработку регламента (например: закон, подзаконный акт, приказ руководителя организации или требование стандарта);
- документы, являющиеся методической основой для разработки регламента (например: внешние или внутренние нормативные документы, специальная методическая литература);
- документы, описывающие смежные процессы, объекты и субъекты, определяющие требования к элементам регламентируемого процесса.
Правила оформления библиографических ссылок приведены в ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» [6].
В этом разделе определяется порядок утверждения регламента, внесения изменений и дополнений к нему: Настоящий Регламент, все изменения и дополнения к нему утверждаются и вводятся в действие .
Может быть указано, кто из работников организации имеет право выступить с инициативой изменения, дополнения или отмены регламента. Порядок рассмотрения таких инициатив также может быть приведен в регламенте, но правильнее описать такой порядок в отдельном документе, регламентирующем порядок разработки локальных нормативных актов организации.
Если в организации имеется регламент разработки локальных нормативных актов (в том числе и регламентов), то вопросы, регулируемые настоящим разделом, должны быть отражены в указанном регламенте; настоящий раздел тогда не включается в текст регламента.
Этот раздел содержит определения терминов 6 и разъяснение сокращений, используемых в тексте регламента.
На наш взгляд, этот раздел является одним из наиболее важных, поскольку характеризует предметную область, в которой разворачивается регламентируемый процесс 7. Однозначное понимание терминологии обеспечивает согласованность действий исполнителей для достижения цели регламентируемого процесса. Заметим, что правила разработки административных регламентов [27], [36] не предусматривают такого раздела.
В некоторых организациях словарь терминов и сокращений (глоссарий 8 или тезаурус 9) создается как отдельный документ. В случае его наличия данный раздел регламента может быть опущен, если он использует термины из текущей редакции словаря; если же в регламенте используются не вошедшие в действующий словарь понятия, то они должны быть описаны непосредственно в тексте регламента.
К терминам, определения которым должны быть даны в данном разделе регламента, относятся:
- термины, вводимые и используемые в регламенте впервые;
- термины, используемые исключительно в рамках данного регламента, в том числе, термины, используемые для сокращения текста;
- общеупотребительные термины, смысл которых специализирован или изменен применительно к данной организации или данному процессу;
- общеупотребительные, но редко используемые термины, применяемые в регламенте;
- общеупотребительные термины, если их определения необходимы для полноты и/или логической замкнутости словаря в целом или лучшего понимания других терминов.
Обычно термины приводятся в алфавитном порядке. В некоторых случаях термины перечислятся в порядке важности для описываемого процесса (например, если регламент посвящен процессу закупок, то вначале будет приведен термин «закупка», а уж потом – термины «акт приема-передачи» и «договор»). Такой способ упорядочения удобен, если «словарный» раздел регламента прочитывается вначале по порядку, но неудобен, если к словарю приходится обращаться по мере чтения документа. В качестве компромисса можно использовать группировку терминов по отдельным «участкам» предметной области с алфавитным упорядочением терминов внутри группы. Например, терминологию, связанную с организацией НИОКР, можно разделить на следующие группы:
- Виды научно-исследовательской деятельности
- Виды объектов интеллектуальной собственности
- Права на результаты интеллектуальной деятельности
- Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности
- Бухгалтерский учет НИОКР
- Организация процессов управления НИОКР
Как правило, термин выражается существительным единственного числа: акт, договор, контрагент, и т.п. Множественное число допустимо использовать, когда термина в единственном числе не существует или когда речь идет о вполне определенной совокупности объектов, например: Договорные документы – документы, отражающие возникновение, исполнение, прекращение обязательств по договору: договор, дополнительные соглашения к нему, договоры субподряда, протоколы, акты, счета, платежные поручения, счета-фактуры, накладные, письма и т.п.
Впрочем, за счет небольшого усложнения или изменения термина возможно соблюдение «правила единственного числа»: Комплект договорных документов – комплект документов, отражающих возникновение, исполнение, прекращение обязательств по договору:…
или Досье договора – комплект документов, отражающих возникновение, исполнение, прекращение обязательств по договору:…
Недопустимо употребление множественного числа при определении единичного объекта. Вместо Первичные документы – документы, подтверждающие исполнение обязательств по заключенным договорам.
следует писать: Первичный документ – документ, подтверждающий исполнение обязательства по заключенному договору 10.
Если термин представляет собой словосочетание, то, как правило, в начале словосочетания стоит наиболее общий термин, а далее – слова, указывающие на разновидности, атрибуты или статусы соответствующего объекта. Например:
- Ремонт – …
- Ремонт текущий – …
- Ремонт капитальный – ….
или
- Документ – …
- Документ согласованный – …
- Документ утвержденный – …
Для определяемого термина возможно указание его синонимов или кратких вариантов (жаргонизмы и просторечия не допускаются), однако для соблюдения строгости изложения рекомендуется использовать единственный вариант термина 11.
Источниками определений должны являться:
- действующее законодательство Российской Федерации, в том числе действующие государственные стандарты, отраслевые нормативные документы;
- словари общих, специальных терминов (аналогичные [2], [17]), иностранных слов, и т.п.;
- неоднократно издававшиеся учебники;
- обычаи, принятые в соответствующей профессиональной среде.
В этом разделе дается описание:
- требований к объектам, задействованным в процессе,
- отдельных подпроцессов, функций (действий) регламентируемого процесса,
- правил и методов работы.
Для корректного описания процесса15 необходимо указать:
- цель процесса;
- выход процесса;
- вход процесса;
- параметры, правила и методы выполнения процесса;
- событие, запускающее процесс;
- событие, завершающее процесс;
- срок выполнения процесса;
- место выполнения процесса;
- функции (действия), выполняемые в рамках процесса;
- исполнителей процесса (иногда полезно указать также права и ответственность исполнителей);
- средства документирования процесса;
- средства контроля выполнения процесса.
Перечисленные характеристики процесса показывают, что процесс разворачивается в физическом пространстве, во времени, в организационной структуре, в информационном поле, в множестве объектов и т.п. Соответственно, для точного описания процесса необходимо указать его границы во всех этих пространствах. Правильное определение границ процесса значительно облегчает работу организации. Неполное указание границ процесса является распространенной ошибкой, зачастую сводящей на нет регламентирующий документ.
Прокомментируем перечисленные характеристики процесса.
Цель процесса. Процесс должен иметь определенную цель. Как правило, цель процесса формулируется как задача оптимизации: необходимо найти наилучшее решение при заданных ограничениях. Например: для процесса производственного планирования – оптимизировать загрузку производственных мощностей при заданной производственной программе и заданной пропускной способности;
для процесса материально-технического снабжения – обеспечить производственные подразделения организации материально-техническими ресурсами по номенклатуре и в сроки, определенные производственной программой.
Даже если цель процесса не будет формулироваться явно в соответствующем разделе регламента, разработчик должен сформулировать эту цель прежде, чем приступать к описанию процесса.
Выход процесса – совокупность объектов, являющихся результатами выполнения процесса: материальных ценностей, документов и т.п. Выход процесса должен быть охарактеризован требованиями, которые к нему предъявляет потребитель результатов рассматриваемого процесса.
Границы процесса будут определены правильно, если его выходом является совокупность объектов, соответствие которых требованиям потребителя может быть независимо проверено. Если же, напротив, требования к выходным объектам процесса сформулированы нечетко или не поддаются объективной проверке, то переход от этого процесса к следующему чреват конфликтами исполнителей, потерей качества результатов всего процесса и другими нежелательными последствиями.
Поэтому мы еще раз обратим внимание на важность правильного определения статусов объектов, которые передаются из одного процесса в другой. Эти статусы должны быть зафиксированы на уровне терминов, используемых в регламенте: либо со ссылкой на существующие нормативные акты, либо определенных в рамках регламента.
Поясним сказанное на примере сервисной компании – компании, предоставляющей заказчику оборудование с бригадой (экипажем). Для того, чтобы услуга соответствовала требованиям заказчика, а также законодательно установленным требованиям, необходимо, чтобы оборудование приобрело последовательно следующие состояния: Юридическая готовность – состояние оборудования, при котором имеются все документы, удостоверяющие права компании на его безопасную эксплуатацию от своего лица.
Техническая готовность – состояние оборудования, при котором все его части и оборудование в целом находятся в исправном состоянии, получены все документы, подтверждающие возможность эксплуатации оборудования в требуемом заказчиком режиме.
Эксплуатационная готовность – состояние оборудования, при котором находящееся в технической готовности оборудование снабжено необходимым инвентарем, обеспечено энергией, укомплектовано бригадой (экипажем), члены которой (которого) имеют все документы, подтверждающие возможность эксплуатации оборудования в установленном заказчиком режиме.
Рабочее состояние – состояние оборудования, при котором находящееся в эксплуатационной готовности оборудование удовлетворяет требованиям, предъявляемым заказчиком, и выполняет необходимую работу (оказывает услуги).
Согласно действующим правилам, разработка технологического регламента должна осуществляться в соответствии с требованиями действующих в стране государственных стандартов. Именно ГОСТы устанавливают порядок составления ТР, его структуру и так далее. Оформленный по ГОСТ технологический регламент производства в обязательном порядке должен включать в себя конкретные сведения:
- Общее описание процесса производства;
- Данные о задействованных при производстве веществах, компонентах, полуфабрикатах, сырье;
- Режимы производства;
- Описание действий, связанных с запуском и остановкой работы предприятия;
- Требования безопасности к эксплуатации производственной линии;
- Экологические требования к выбросам предприятия. Порядок их утилизации или переработки;
- Описание эксплуатируемой техники;
- Список нормативной документации (инструкций);
- Необходимые схемы и чертежи.
Структура ТР может меняться в зависимости от вида изготавливаемой продукции.
Пишем регламент: рекомендации по разработке
Данный вид документации может потребоваться для:
- Оформления сертификатов и деклараций о соответствии изготавливаемой продукции тем или иным стандартам или техническим регламентам ЕАЭС;
- Прохождения инспекционных проверок со стороны надзорных органов;
- Заключения договоров с заказчиками;
- Организации эффективного и качественного производства товаров.
Чтобы точно определить, необходим ли вам технологический регламент безопасности, обратитесь к экспертам сертификационного центра «МОС РСТ». Наши консультативные услуги бесплатны!
В настоящий момент в России составляются следующие типы регламентов:
- Постоянный – в этом случае выпускаются изделия по уже проверенному технологическому процессу;
- Временный ТР – применяется при тестировании новой техники, или если в саму технологию были внесены глобальные изменения;
- Разовый ТР — используется при выпуске единичной партии товаров, а также во время проведения научно-исследовательской деятельности.
Для создания нового ТР или внесения изменений в уже существующую документацию свяжитесь с экспертами центра «МОС РСТ». Наша компания оказывает помощь в разработке подобных документов уже многие годы. Полученный нами опыт, а также налаженное взаимодействие с государственными структурами позволяют нам оформлять ТР быстро и строго в соответствии с утвержденными в стране требованиями. После оформления технологического регламента вы можете получить в центре «МОС РСТ» любые необходимые сертификационные разрешения и добровольные сертификаты качества. Официальный технологический регламент производства разрабатывается поэтапно:
- Вы обращаетесь в центр «МОС РСТ» и оставляете заявку;
- Подготавливаются все сведений о производстве и сбор необходимых документов;
- Разрабатывается проект ТР;
- Проект согласуется с вами и проходит регистрацию в государственных органах;
- Готовая документация передается вам.
Система нормирования в области стандартизации и сертификации продукции, процессов производства и услуг в России подвергается в последнее время коренным, если не сказать революционным преобразованиям. Это связано с вступлением в действие с 1 июля 2003 г. Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон). Следует отметить, что Закон носит не только технический характер, как это может показаться из его названия. Он имеет большое социально-экономическое значение так как устанавливает новые правила регулирования требований к продукции, процессам ее производства, к работам и услугам.
Можно отметить несколько мотивов принятия этого закона. Прежде всего – это дальнейшая дебюрократизация экономики, отказ от чрезмерного нормирования и мелочной административ-ной опеки со стороны федеральных органов исполнительной влас-ти, серьезное повышение уровня правового регулирования деятельности, связанной с оборотом продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Другой причиной появления Закона является предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и необходимостью выполнения требований этой и других международных экономических организаций. Так, в Соглашении по техническим барьерам в торговле указаны в качестве основных барьеров расхождение законодательств разных стран, различие стандартов и процедур проверки соответствия. При этом предусмотрено, что стандарты должны носить рекомендательный характер, что национальные стандарты в большей части должны соответствовать международным, а обязательные требования содержаться в технических регламентах.
Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области:
- разработки, принятии, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуата-ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – к продукции и процессам);
- установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- в области оценки соответствия.
В соответствии с Законом можно выделить следующие основные направления деятельности по техническому регулиро-ванию:
- технические регламенты;
- стандартизация;
- подтверждение соответствия.
Закон не распространяется на сферу деятельности, связанной с функционированием единой сети связи РФ, на государственные образовательные стандарты, положения о бухгалтерском учете, на стандарты эмиссии ценных бумаг и правила аудиторской деятельности.
Объектами обязательных требований являются:
- продукция;
- процессы производства продукции (требования к ее изготовлению);
- правила эксплуатации продукции (потребления, применения);
- правила хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.
Технические регламенты: понятие, цели, содержание и применение
В РФ действуют общие и специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции и процессам определяются совокупностью требований общих и специальных технических регламентов.
Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов. Эти регламенты применяются по вопросам:
- безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
- безопасной эксплуатации зданий, сооружений, пожарной безопасности;
- биологической и экологической безопасности;
- электромагнитной совместимости;
- ядерной и радиационной безопасности.
Требования специального технического регламента учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов. Они устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам, в отношении которых цели Закона не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.
Технический регламент принимается федеральным законом. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Оно должно содержать:
- информацию о том, в отношении какой продукции или процесса будут устанавливаться разрабатываемые требования;
- краткое изложение цели и обоснование необходимости разработки;
- информацию о способе ознакомления с проектом;
- фамилию, имя, отчество и почтовый адрес разработчика проекта.
Проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик проводит публичное обсуждение проекта.
Предусмотрен следующий порядок принятия технического регламента. Субъект права законодательной инициативы вносит в Госдуму проект федерального закона о техническом регламенте, который направляется Госдумой в Правительство РФ. На проект федерального закона Правительство в течение шести месяцев направляет в Госдуму отзыв для принятия проекта закона в первом и последующих чтениях с учетом заключения экспертной комиссии.
Существует особый порядок разработки и принятия технических регламентов:
- в исключительных случаях Президент РФ вправе издать технический регламент своим указом без его публичного обсуждения;
- технический регламент может быть принят международным договором, подлежащим ратификации. В таком случае он издается постановлением Правительства РФ.
Органами государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов контроля являются федераль-ные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение контроля. Государственный контроль осуществляется должност-ными лицами этих органов, причем, не любыми должностными лицами, а руководителями (или их заместитедями) государствен-ных организаций.
Объектами государственного контроля являются продукция, процессы ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Предметом контроля – соблюдение требований технических регламентов на них. В отношении продукции государственный контроль осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.
Органы государственного контроля вправе:
- требовать от изготовителя (продавца) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов;
- выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;
- принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции и приостановлении процессов, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
- приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
- привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
За нарушение требований технических регламентов и неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля изготовитель несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В Законе установлены четыре основания ответственности контролируемых субъектов:
- нарушение требований технических регламентов;
- неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля;
- причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
- возникновение угрозы причинения вреда.
Субъектами ответственности во всех случаях являются изготовитель, исполнитель, продавец. При нарушении требований к продукции наступает гражданско-правовая ответственность. Причем, определяющим является не сам факт нарушения, а его последствия, в частности, причинение вреда жизни или здоровью человека или имущественного ущерба. Реализуется ответственность путем возмещения убытков и взыскания неустойки. За нарушение требований к продукции может наступать и уголовная ответственность (ст. 238 УК РФ) в случае производства и обращения продукции, не отвечающей требованиям безопасности.
Субъектами ответственности по всем процессам являются исполнители. Основными требованиями к процессам должны обеспечивать их безопасность для людей и окружающей среды, сохранность продукции и имущества. За нарушение требований технических регламентов к производственным процессам, к эксплуатации продукции (оборудования, объектов строительства) возможна административная и уголовная ответственность.
В случае причинения вреда в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда впредь. Возмещение вреда регулируется ГК и Законом РФ «О защите прав потребителей». Изготовитель освобождается от ответственнос-ти, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы (наводнение, землетрясение и т.п.) или нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.
.
- О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе
- О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего назначения
- О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков
- Молоко и молочная продукция
- О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта
- О безопасности железнодорожного подвижного состава
- О безопасности машин и оборудования
- О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий
- О безопасности химической продукции
- Электромагнитная совместимость технических средств
- Парфюмерно-косметическая продукция[12]
- О безопасности пиротехнических изделий
- Соковая продукция
- Масложировая продукция
- Безопасность игрушек
- Безопасность упаковки
- О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах
- Безопасность лифтов
- Безопасность низковольтного оборудования
- О безопасности зерна
- Требования к бензинам, дизельному топливу и мазутам[13]
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерации приступили к созданию единой системы технического регулирования. Правительственные инстанции трех стран передают свои полномочия по принятию технических регламентов Комиссии Таможенного союза. Одновременно с этим эта Комиссия осуществляет и координацию усилий трёх стран во всей сфере технического регулирования. В момент вступления в силу технических регламентов Таможенного союза национальные нормы прекращают своё действие. К 1 января 2012 года должны были функционировать только наднациональные нормы. Технические регламенты имеют прямое действие на территории трёх стран.[14]
В график разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза на 2011 были включены 47 регламентов.[15]
В целях формирования нормативной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования создан единый перечень продукции[16], в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу технические регламенты Таможенного союза или технические регламенты Евразийского экономического сообщества, действуют нормы законодательства Таможенного союза и законодательств Сторон в сфере технического регулирования. Не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.[17]
- Машины и оборудование.
- Низковольтное оборудование.
- Высоковольтное оборудование.
- Аппараты, работающие на газообразном топливе.
- Оборудование, работающее под избыточным давлением.
- Сосуды, работающие под давлением.
- Оборудование для работы во взрывоопасных средах.
- Аттракционы, оборудование детских игровых площадок.
- Лифты.
- Колесные транспортные средства.
- Тракторы.
- Сельскохозяйственная техника.
- Машины для лесного хозяйства.
- Шины.
- Подвижной состав железнодорожного транспорта, в т.ч. высокоскоростной.
- Подвижной состав метрополитена.
- Легкий рельсовый транспорт, трамваи.
- Объекты морского транспорта.
- Объекты внутреннего водного транспорта.
- Маломерные суда.
- Здания и сооружения.
- Строительные материалы и изделия.
- Инфраструктура железнодорожного транспорта, в т.ч. высокоскоростного.
- Инфраструктура метрополитена.
- Автомобильные дороги.
- Пиротехнические составы и содержащие их изделия.
- Взрывчатые вещества гражданского применения и содержащие их изделия.
- Продукция легкой промышленности (готовые штучные изделия, ковры и ковровые изделия, изделия трикотажные, швейные и кожгалантерейные; обувь; меха и меховые изделия).
- Игрушки.
- Товары для детей и подростков.
- Изделия для ухода за детьми.
- Посуда.
- Изделия санитарно-гигиенического назначения.
- Парфюмерно-косметическая продукция.
- Средства гигиены полости рта.
- Тара и упаковка.
- Средства индивидуальной защиты.
- Средства обеспечения пожарной безопасности.
- Средства пожаротушения.
- Медицинские изделия.
- Изделия санитарно-технические.
- Мебельная продукция.
- Химическая продукция.
- Синтетические моющие средства.
- Товары бытовой химии.
- Лакокрасочные материалы и растворители.
- Удобрения.
- Средства защиты растений.
- Бензины, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и топочный мазут.
- Альтернативные виды топлива.
- Смазочные материалы, масла и специальные жидкости.
- Приборы и системы учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии.
- Приборы и системы учета нефти, продуктов ее переработки.
- Пищевая продукция.
- Алкогольная продукция.
- Корма и кормовые добавки.
- Зерно.
- Табачная продукция.
- Оружие охотничье и спортивное, боеприпасы к нему.
- Средства электросвязи.
- Уголь и продукты его переработки.
- С 15 февраля 2012
- ТР ТС 006/2011 О безопасности пиротехнических изделий[18]
- С 1 июня 2012
- ТР ТС 019/2011 О безопасности средств индивидуальной защиты[19]
- С 1 июля 2012
- ТР ТС 005/2011 О безопасности упаковки[20]
- ТР ТС 007/2011 О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков[21]
- ТР ТС 008/2011 О безопасности игрушек[22]
- ТР ТС 009/2011 О безопасности парфюмерно-косметической продукции[23]
- ТР ТС 017/2011 О безопасности продукции легкой промышленности[24]
- О безопасности кормов и кормовых добавок
- О безопасности рыбы и рыбной продукции
- Об информировании потребителя об энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств
- О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов её переработки
- О требованиях к колесным транспортным средствам по обеспечению их безопасной утилизации[25]
Структура и содержание технических регламентов
ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
Контроль над исполнением требований осуществляется должностными лицами государственных органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации.
Контроль может осуществляться, как по плану госорганов, так и при наличии жалоб со стороны потребителей. Проверка соблюдения требований может быть осуществлена на любом этапе производства, от начальной стадии до эксплуатации.
Проверяющий имеет право требовать сертификат продукции, что подтверждает соответствие требованиям технического регламента. В его компетенции также в случае выявленных нарушений и при отсутствии возможностей исправить ситуацию аннулировать действие данного документа. В случаях несоответствия товара требованиям, он может изыматься, как с производства, так и с полок магазинов.
В случаях причинения вреда здоровью потребителя ответственные лица за изготовление и распространения несут гражданско-правовую ответственность. Степень ответственности определяется не нарушением, а последствием.
feniks.help — Скорая помощь студентам
Технический регламент – это документ, изложенный особым образом и принятый по специальной процедуре. Основные формы принятия изложены в соответствующих федеральных законах. Издать указ о принятии данного нормативного акта, не придерживаясь установленной процедуры, вправе президент Российской Федерации, но только в особых случаях, когда возникают обстоятельства, которые приводят к непосредственной угрозе здоровья и жизни граждан или к нанесению вреда окружающей среде. Правительство РФ может издать временное постановление о ТР, которое может быть действительным до вступления в силу соответствующего федерального закона. В вопросах международных отношений установлено, что технический регламент не может приниматься международными договорами на уровне ведомств, министерств или субъектов федерации. Он может ратифицироваться только законодателями на федеральном уровне. Порядок принятия данного постановления полностью должен соответствовать требованиям, установленным в законе «О техническом регулировании».
Учитывая степень риска нанесения вреда, технический регламент устанавливает минимально необходимые требования, которые обеспечивают:
- биологическую безопасность,
- безопасность облучения,
- взрывобезопасность,
- безопасность пожарную,
- механическую безопасность,
- термическую безопасность,
- промышленную безопасность,
- безопасность электрическую,
- химическую,
- радиационную и ядерную безопасность,
- совместимость электромагнитную в сфере обеспечения безопасности работы оборудования и приборов.
- Сертификация в России
- Международная сертификация
- Знак соответствия
- Орган по сертификации
- Технические регламенты
- Техническое регулирование
- Таможенное оформление
- Таможенное декларирование
- Таможенный брокер
- Законодательство
- Саморегулирование
- обеспечения безопасности здоровья, жизни и имущества граждан, юридических, физических лиц, муниципального и государственного имущества;
- обеспечения охраны здоровья или жизни растений, животных и внешней окружающей среды;
- предупреждения действий, которые могут ввести приобретателей в заблуждение;
- обеспечения энергетической эффективности.
Принятие ТР в других целях не разрешается и не допускается.
Первоначальная разработка регламентов предполагала замену прежней и устаревшей системы стандартизации, состоящей из десятков тысяч СанПиНов и ГОСТов. Появление и разработка сотни новых технических регламентов подразумевало введение законов прямого действия для исключения возможности различных ведомств создавать дополнительные административные преграды и барьеры.
Одним из последних документов в области технического регулирования был принят в 2009 году законопроект о возможности использования иностранных регламентов (в том числе, принятых в ЕС) по желанию производителя.
- международными договорами РФ, ратифицированными в установленном законодательством порядке;
- межправительственными соглашениями;
- указом Президента РФ;
- федеральным законом;
- постановлением Правительства РФ.
С учётом создания единой системы технического регулирования правительственными инстанциями трёх стран (Россия, Беларусь и Казахстан) было образовано единое объединение, называемое «Таможенным Союзом», в рамках которого возникла единая структура нормативной разрешительной документации под названием технический регламент ТР ТС на продукцию и товар. Принятием и разработкой подобных документов занимается специально сформированная Комиссия ТС, выступающая координатором действий всех стран-участниц в сфере технического регулирования.
При формировании нормативной базы ТС был также создан единый перечень продукции, в отношении которой установлены обязательные требования. Сегодня данный перечень включает более 66 видовых групп продукции с разработанными и вступившими в силу техническими регламентами.
Последний технический регламент Таможенного союза 2014 года, вступивший в силу, был принят в отношении требований относительно смазочных материалов, специальных жидкостей и масел.
- основные понятия;
- область использования ТР и объекты техрегулирования;
- общие положения по размещению продукции на потребительских рынках РФ;
- требования к продукции;
- использование и применение стандартов (презумпция соответствия);
- подтверждения соответствий;
- государственный надзор (контроль);
- переходные и заключительные положения;
- дополнительные приложения.
- различные виды безопасности (механическую, промышленную, пожарную, химическую, термическую и др.);
- электромагнитную совместимость – в сфере обеспечения безопасной работы различных видов оборудования и приборов;
- единство измерений.
- ТР содержат исчерпывающую информацию и перечень процессов и продукции, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, имеющие прямое действие и влияние на всей территории России, включая:
- специальные требования на основании учёта степени риска по причинению вреда отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, инвалидов, беременных и др.);
- фитосанитарные и ветеринарно-санитарные меры – по отношению к продукции, происходящей из отдельных мест или стран, представляющую биологическую безопасность.
Не включенные в ТР требования не имеют обязательный характер.
В России разработаны и действуют специальные (вертикальные), макроотраслевые и общие (горизонтальные) техрегламенты. Обязательные требования макроотраслевых ТР к определённым видам продукции определяются совокупностью требований специальных и общих ТР.
Простыми словами: Техрегламенты
- Зачем нужна сертификация продукции?
- Сколько времени необходимо для получения сертификата?
- Какой вид сертификации мне нужен?
- Подлежит ли мой товар обязательной сертификации?
- Сергификат ГОСТ-Р или сертификат ЕАС?
- Что такое декларирование товара?
Технический регламент представляет собой документ, устанавливающий обязательные требования к продукции.
К целям использования технических регламентов относятся:
- Защита жизни и здоровья населения, имущества как частного, так и государственного;
- Охрана окружающей среды;
- Предупреждение отрицательных действий.
Технические регламенты делятся на два вида:
- Общие ТР;
- Специальные ТР.
Требования общих ТР обязательны к применению и соблюдению в отношении всех видов продукции и производственных процессов.
Общие ТР относятся к вопросам:
- Безопасности эксплуатации зданий, сооружений и прилегающих территорий;
- Пожарной безопасности;
- Электромагнитной безопасности;
- Радиационной и ядерной безопасности;
- Экологической безопасности;
- Биологической безопасности.
В специальных ТР прописаны требования к технологическим и иным особенностям отдельных товаров и процессов производства.
Специальные ТР применяются в отношении только отдельных видов продукции и процессов производства, уровень риска нанесения вреда которыми выше уровня риска нанесения вреда, учтенного в общем ТР.
Государственными органами, контролирующими исполнение технических регламентов, являются федеральные органы исполнительной власти, субъектов РФ, различные государственные учреждения, которые имеют право проводит контроль. Должностные лица перечисленных органов осуществляют государственный контроль РФ.
К объектам государственного контроля относится продукция, производственные процессы, эксплуатация, условия хранения, характер перевозов, реализации и утилизации продукции.
Предмет контроля – это соблюдение требований ТР к данной продукции и т.п.
Государственный контроль продукции проводится только на этапе ее обращения.
Контролирующие органы вправе:
- Требовать предъявления продавцом декларации о соответствии или же сертификата соответствия, которые могут подтвердить соответствие товаров требованиям ТР;
- Выдавать предписания на устранение выявленных нарушений;
- Принимать обоснованные решения о запрете реализации товаров и приостановлении их производства в случаях, когда невозможно устранить выявленные нарушения требований ТР другими способами;
- Приостанавливать действие сертификата соответствия или декларации и соответствии;
- Привлекать продавца к ответственности, предусмотренной законом РФ.
Во всех случаях субъекты ответственности – это производитель, поставщик и продавец. Если нарушаются требования к продукции, то имеет место гражданско-правовая ответственность, которую определяет не само нарушение, а его последствия. Например, причинение вреда здоровью и жизни людей. Реализация ответственности проводится посредством возмещения всех убытков, а также взыскания неустойки. В некоторых случаях за нарушение требований ТР к товарам наступает уголовная ответственность. Такими случаями являются производство и обращение продукции, которая не отвечает требованиям безопасности.
Технические регламенты: понятие, цели, содержание и применение.
Требования техрегламентов не могут создавать препятствия для осуществления коммерческой деятельности предприятиями в большей степени, чем минимально необходимо для реализации целей утверждения стандартов и норм. Другими словами, принятие актов может приводить к правомерному ограничению свободы предпринимателей, поскольку оно будет основываться на Федеральном законе и исполняться в соответствии с назначением. Ограничения при этом должны быть необходимыми и соразмерными в целях обеспечения защиты интересов и прав третьих лиц.
Технические регламенты используются в едином порядке. При этом не имеет значения страна либо место происхождения товара, выполнения процессов эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, выпуска, утилизации. Применение техрегламента осуществляется без учета особенностей и видов сделок, категорий юридических или физических лиц, выступающих в качестве изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей с учетом положений, присутствующих в ст. 7, п. 9 ФЗ о техническом регулировании.
Технический регламент, принятый правительственным постановлением либо Федеральным законом, вступает в действие не раньше шести месяцев с даты официального опубликования. Утвержденный документ обязателен для исполнения на всей территории страны, всеми категориями граждан и организациями разных форм собственности. За нарушение принятых норм и стандартов законодательством предусматривается ответственность. Российская Федерация подписала международный договор о техрегламенте, который был ратифицирован внутригосударственными нормативными актами. Это значит, что вопрос соответствия стандартам регулируется не только в пределах страны, но и за ее границами. Это, в частности, актуально для предприятий, занимающихся поставками своей продукции за рубеж, а также импортирующих товар в Россию. Принятие техрегламентов в некоторой степени ужесточило контроль над качеством, сделав при этом нормы и стандарты более доступными для понимания. Благодаря этому реализация предписаний стала более четкой. Эффективность исполнения требований достигается за счет установленных мер ответственности за те или другие нарушения.
- Технологический регламент производства. Положение о технологических регламентах производства
- Техническое регулирование: понятие, цели, принципы. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
- Федеральный закон «О техническом регулировании» простыми словами
- Главное требование к складским помещениям и территории складов. Требования к оборудованию складских помещений
- Декларирование соответствия. Декларация о соответствии продукции
- Сертификат соответствия Таможенного Союза. Реестр сертификатов соответствия Таможенного Союза
- Метрология, стандартизация и сертификация. Международная стандартизация. Стандартизация — это…