Установление опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Черным по белому
  • Белым по черному
  • Темно-синим по голубому
  • Коричневым по бежевому
  • Зеленым по темно-коричневому

Изучение отношения к велосипедному спорту

Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.

Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?

Перед тем как приступить к оформлению опеки над пожилым человеком, необходимо рассчитать свои силы. После соблюдения всех формальностей гражданин будет иметь право осуществлять следующие действия от имени престарелого гражданина:

  • распоряжаться его пенсией, пособиями;
  • оплачивать услуги ЖКХ;
  • покупать одежду, продукты, иные товары;
  • осуществлять другие действия от имени подопечного.

Ст. 41 ГК РФ определяет правила при оформлении патронажа над престарелыми лицами:

  • необходимо отсутствие психических расстройств (при их наличии устанавливается только полное опекунство);
  • необходимо согласие помощника и его подопечного;
  • помощником или опекуном не назначается сотрудник органа соцзащиты, помогающий престарелому по хозяйству;
  • помощником может назначаться любое лицо (чаще назначают родственников);
  • необходимо заключение договора поручения, агентского договора, доверительного управления имуществом или иного гражданско-правового договора;
  • если инвалид не имеет расстройств психики, над ним устанавливается патронаж.

Пакет документов кандидат в опекуны подает в органы опеки и попечительства. После изучения документов в течение 7 дней проводится проверка жилищных условий, в которых будет находиться подопечный. Важнейшее требование для ребенка — наличие отдельного спального места, а также места для занятий. Ребенку с инвалидностью необходимо предоставление отдельной комнаты.

На принятие решения об установлении опеки дается 15 дней.

Кандидат в опекуны получает заключение о разрешении или отказе в опекунстве. Если социальная служба отказала, ее заключение можно обжаловать в судебном порядке.

Постановление предоставляется:

  • в школу;
  • больницу, поликлинику;
  • правоохранительным органам (при необходимости);
  • во время поездок.

По сравнению с усыновлением оформить опекунство намного проще. Оно не приводит к утрате обязанности биологических родителей материально обеспечивать ребенка и заботиться о нем.

Размер пособий зависит от различных факторов. Условно субсидия предоставляется для обеспечения несовершеннолетнего, однако социальная служба не контролирует расходование средств.

Сентябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет

Опека над совершеннолетними недееспособными гражданами

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей
Администрация
Совет народных депутатов
Сельсоветы района
Коллегия
Противодействие коррупции
Информационное общество
Административная комиссия
Профилактика правонарушений
Антитеррористическая комиссия Свободненского района
Планы мероприятий
Открытый муниципалитет
Вакансии
Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров.
Оказание бесплатной юридической помощи
Финансы
Отдел жизнеобеспечения
Градостроительство
Транспорт
Экономика
Отдел по мобилизационной работе
ГЗ и ПБ
Управление имуществом
Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами
Сельское хозяйство
Культура
Образование
Общественная палата Свободненского района
Территориальная избирательная комиссия
Как получить 1 гектар на Дальнем Востоке
Муниципальный контроль
Контрольно-ревизионная комиссия
Свободненская городская прокуратура
Налоговая инспекция информирует
Сведения находящееся в распоряжении МСУ
Роспотребнадзор

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 N 474, от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).

2. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:

а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном).

3. Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

4. Для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия — в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)

Орган опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения указанных документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия решения направляется организации в течение 7 дней со дня подписания.

5. Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как всех полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, так и одного из них.

Порядок контроля за деятельностью организации по осуществлению полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, устанавливается органом опеки и попечительства.

6. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей и форма акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем (далее — опекун) договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации, — договора о патронатной семье (патронатном воспитании) (далее — договор).

2. Договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный), так и в отношении нескольких подопечных.

Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

3. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

4. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423

Порядок установления опеки над недееспособным гражданином

1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее — опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).

3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

4(1). При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

Оформление опеки и попечительства возможно в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии усыновителей. При этом сестры несовершеннолетнего подопечного, равно как и братья, бабушки, дедушки, имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Опека устанавливается над детьми от рождения до 14 лет. Попечительство — над детьми от 14 до 18 лет. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетие (достигшие 18-летнего возраста) и дееспособные лица. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ).

Не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117):

  • лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
  • лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
  • лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
  • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых нельзя принять ребенка под опеку (попечительство);
  • лица, не прошедшие подготовку к опекунству или попечительству (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
  • лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами этого государства и не состоящие в браке.

Решение о возможности быть опекуном (попечителем) принимает орган опеки и попечительства. Основанием для принятия такого решения является заявление гражданина о назначении его опекуном или попечителем (ст. 31, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 ГК РФ; п. 1, 2 ст. 145 СК РФ; ч. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»; п. 4(1) Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423).

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами

Усыновление возможно в отношении детей, единственный родитель или оба родителя которых, в частности, умерли, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, неизвестны. Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, за исключением предусмотренных законом случаев (п. 1 ст. 127 СК РФ).

Не могут стать усыновителями (п. 1, 3 ст. 127 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью):

  • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;
  • лица, лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;
  • бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка;
  • лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают такие лица (за исключением отчима (мачехи) ребенка);
  • лица, не имеющие постоянного места жительства, кроме лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющим места, где они постоянно или преимущественно проживают, в случае усыновления ими ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ;
  • лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
  • лица, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка;
  • лица, имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, не относящиеся к преступлениям, указанным выше;
  • лица, не прошедшие психолого-педагогической и правовой подготовки в соответствии с предусмотренным законом порядком (за исключением близких родственников ребенка, его отчима (мачехи), а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
  • лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, по общему правилу, должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными (например, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.), указанная разница в возрасте может быть сокращена при условии, что такое сокращение позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие (п. 2 ст. 124, п. 4 ст. 127, п. 1 ст. 128 СК РФ); п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 2, 4, 5, 18 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235). Однако не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).

Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие (п. 1, 2 ст. 124, ст. 125 СК РФ; ст. 269, 273 Гражданского процессуального кодекса РФ; п. 2, 14, 15, 17, 18 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).

Таким образом, оснований для отказа автору вопроса в желании стать законным представителем своей сестры, находящейся в организации для детей-сирот, не имеется. Более того, автор, являясь сестрой ребенка, в силу закона обладает преимущественным правом установления опеки или попечительства (в зависимости от возраста ребенка) над ним. Законодательство РФ в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства с учетом положений ст. 54, 123 СК РФ, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Процедура оформления предварительного устройства различается в зависимости от возраста потенциального подопечного:

  • в отношении малолетнего ребенка (от 0 до 13 лет) и совершеннолетнего лица, лишенного дееспособности, назначается опека;
  • в отношении несовершеннолетнего ребенка (от 14 до 18 лет) и ограниченно дееспособного гражданина назначается попечительство.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами. Патронаж.

Предварительное опекунство может быть назначено только в отношении несовершеннолетнего, лишенного родительского попечения,

Для получения статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения, родители несовершеннолетнего должны быть:

  • лишены или ограничены в родительских правах;
  • в розыске или признаны безвестно отсутствующими;
  • мертвы или признаны судом умершими;
  • осужденными на отбывание наказания в местах лишения свободы;
  • бросить несовершеннолетнего в роддоме либо другой медицинской или социальной организации.

В случае назначения опекунства предварительно над несовершеннолетним, подопечный должен проживать с опекуном, даже в период предварительного устройства. Однако опекун не имеет право распоряжаться его имуществом.

Данная форма устройства назначается над совершеннолетним гражданином, признанным судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

В отношении совершеннолетнего подопечного потребуется решение суда, вступившее в силу, которое лишает его дееспособности или ограничивает ее.

В случае предварительного устройства, опекун не обязан проживать совместно с подопечным. Даже если он нуждается в постоянном постороннем уходе, достаточно ежедневно посещать и обеспечивать его потребности.

Закон освобождает специалистов отдела опеки от траты времени на проверку предварительного кандидата. Поэтому устройство назначается в большинстве случаев благополучно.

№ п/п Причины для отказа
1 Отказ от кандидатуры опекуна ребенком в возрасте от 10 лет и ограниченно дееспособным лицом
2 Несоответствие жилого помещения санитарным нормам
3 Проживание заявителя с родителями ребенка (лишенными родительских прав, ограниченных в родительских правах, в отношении которых вынесено решение об отобрании ребенка)
4 Отсутствие гражданского паспорта или его недействительность

Законодательство России предусматривает, что каждый гражданин имеет две важные правовые характеристики:

  • Правоспособность – способность иметь права и обязанности, предусмотренные законодательством.
  • Дееспособность – возможность осуществлять эти права, создавать обязанности, выступать самостоятельно в правоотношениях.

Правоспособность установлена для каждого человека, она возникает при рождении и исчезает в момент смерти. А вот с дееспособностью всё совсем по-другому:

  • В полном объёме она появляется лишь с определённого возраста (совершеннолетия);
  • Она может быть ограничена по установленным в законе основаниям. В некоторых случаях человек может её полностью лишиться. Тех, для кого применена процедура лишения, называют недееспособными.

Если человек ограничен в дееспособности или же полностью её лишен, он не может совершать некоторые или все сделки, вступать в правоотношения, обращаться в государственные органы и суд. От его имени действуют специально назначенные представители – попечители и опекуны.

Основания и порядок установления опеки и попечительства регулируются законодательством.

В частности, предусмотрено, что в некоторых случаях ни опекуны, ни попечители не могут быть назначены. Это касается случаев, когда подопечные помещаются в медицинские или социальные учреждения, предназначенные для сирот, психически больных и т. д. В этом случае опеку или попечение над детьми и взрослыми осуществляет администрация таких учреждений, и сама организация осуществляет функции по представлению интересов подопечных. Её полномочия будут теми же, что и у назначенных опекунов или попечителей.

Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ

Осуществляя свои полномочия, опекуны и попечители руководствуются следующими принципами:

  • Добровольность. Никто не может быть назначен опекуном или попечителем против своей воли, а назначенный вправе в любой момент отказаться исполнять свои функции;
  • Подконтрольность. Деятельность органов опеки и попечительства как раз и состоит в надзоре за тем, как опекуны и попечители реализуют свои полномочия. В частности, попечитель и опекун не имеют права осуществлять или давать согласие на осуществление сделок, в результате которых имущество подопечного уменьшается (продажа, дарение, долгосрочная аренда и т. д.), без согласия органа опеки. Также есть правовые ограничения на осуществление сделок между опекуном или попечителем и подопечным: допускаются лишь те их виды, в результате которых имущество опекуна безвозмездно передается подопечному в дар или пользование;
  • Максимум защиты прав и интересов тех, от чьего имени они выступают, реализуя свои полномочия;
  • Поддержка государством попечителей и опекунов. В частности, в ряде случаев государство выплачивает пособия при опеке над детьми и т. д.

Достаточно часто устанавливается опека и попечительство над несовершеннолетними. Происходит это обычно тогда, когда юные подопечные по каким-то причинам оказываются без родительской помощи: родители умерли, лишены прав или ограничены в них, в силу болезни не могут полноценно заниматься детьми и т. д.

Как уже было сказано, опека устанавливается над детьми до 14 лет, и в полномочия опекуна входит полная замена своих подопечных во всех правоотношениях. После 14 лет и до достижения 18 над детьми устанавливается уже попечительство, при котором на совершение сделок лишь даётся разрешение, а совершает их (и, соответственно, несёт ответственность) уже сам подопечный.

Комплекс мер для несовершеннолетних вводится в месячный срок после того, как соответствующая организация (орган опеки) устанавливает, что ребёнок остался без родительской заботы. В случае, если за указанное время опекун или попечитель не был найден, ребенок передается в воспитательное либо медицинское учреждение соответствующего профиля.

Применительно к опеке и попечительству над детьми нужно упомянуть и о таком варианте, как временная опека или попечительство. В том случае, если родители в течение какого-то времени по уважительным причинам не смогут выполнять свои обязанности, они могут обратиться в орган опеки с просьбой назначить временного опекуна или попечителя. Использование такой формы опеки или попечительства над детьми допускается на срок до 3 месяцев, в исключительных случаях – до полугода.

Также временная опека применяется и в случаях, когда ребёнок временно помещается в одно из специализированных (в частности, медицинских) учреждений, где постоянный опекун не может присутствовать. В этом случае задачи выполняет администрация учреждения. При этом полномочия постоянного опекуна не прекращаются, и после возвращения ребенка он продолжает осуществлять обязанности по опеке.

Кроме опеки над детьми, допускается её установление и над взрослыми. Условия для этого очень просты: подопечный должен быть в судебном порядке лишён дееспособности. Процедура эта проводится в том случае, если человек страдает психическим заболеванием и не может сам отвечать за свои действия.

Полномочия и задачи опекуна при совершеннолетнем подопечном будут следующими:

  • выступать от имени подопечного во всех сделках;
  • обращаться в медицинские учреждения с целью оказания подопечному помощи;
  • требовать выплаты причитающихся подопечному пособий, пенсий и иных выплат;
  • обращаться в суд и другие государственные органы с целью защиты прав подопечного;
  • защищать имущество подопечного;
  • не допускать причинения гражданином вреда самому себе, окружающим либо их имуществу;
  • в случае, если психическое состояние больного улучшилось, и это подтверждает медицинская организация, ходатайствовать о возвращении ему частичной или полной дееспособности.

Как и опека, над взрослыми людьми может устанавливаться и попечительство. Его правовые особенности заключаются в том, что она применяется к подопечным, не лишённым, но ограниченным в дееспособности. Задачи и функции попечителя, назначенного совершеннолетнему подопечному, схожи с теми, что имеет попечитель над подростком, но условия назначения будут совсем другими:

  • попечитель подростку назначается в любом случае, исключительно в силу возраста;
  • взрослому попечитель назначается лишь на основании судебного решения об ограничении дееспособности.

Наконец, существует ещё такая дополнительная форма помощи гражданам, как патронаж. Его особенности заключаются в следующем: взрослый и дееспособный гражданин, который по состоянию здоровья не имеет возможности сам защищать свои права или исполнять обязанности, имеет право воспользоваться услугами помощника, которого ему назначат органы опеки.

При этом назначение помощника производится с обоюдного согласия как самого гражданина, так и лица, которое будет осуществлять патронаж.

Правовые особенности такой формы помощи, как патронаж, заключаются в следующем:

  • В отличие от опеки над недееспособными, помощник совершает действия от имени человека на основании договора. Сам по себе гражданин, которому назначен помощник, дееспособности не лишается и при необходимости имеет право действовать самостоятельно;
  • Помощник может распоряжаться имуществом подопечного лишь с его согласия и лишь в пределах, установленных заключенным между ними соглашением;
  • Помощник назначается лишь с согласия опекаемого. В том случае, когда используется патронаж, опекаемый в любой момент вправе отказаться от его помощи.

Эти особенности во многом связывают патронаж с представительством или оказанием услуг.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Опека устанавливается для ухода за маленькими детьми или лицами, которые вследствие психических расстройств были признаны судом недееспособными.

Люди, занимающиеся опекунством, производят все необходимые действия в социальной жизни за своих подопечных. Они совершают все сделки, а также при необходимости выступают от имени подопечного человека в суде.

Так как дети от 6 до 14 лет считаются ограниченно дееспособными, то можно сказать, что опекуны выступают в интересах не только недееспособных граждан, но и дееспособных.

Патронаж над дееспособными гражданами представляет собой постоянное оказание помощи и осуществление их прав в связи с тяжелым физическим состоянием данных людей. Это может быть выражено преклонным возрастом или тяжелейшей болезнью.

Патронаж за данными гражданами устанавливается независимо от того, есть ли у этих людей дети или родственники.

Опекаемые люди – это граждане, которые решением суда признаны недееспособными.

Опекунами являются достигшие совершеннолетия дееспособные граждане. Их назначают органы, занимающиеся вопросами в сфере опеки и попечительства, для решения жизненных вопросов недееспособных опекаемых лиц и для того, чтобы опекуны действовали от их имени в решении юридических вопросов.

В некоторых муниципальных образованиях полномочия по организации заботы о гражданах возложены на органы местного самоуправления. Но в большинстве случаев этим делом занимаются государственные отделы, которые тесно взаимодействуют с администрациями сельских поселений и районов, учреждениями, организациями и предприятиями, являющимися муниципальными, а также с федеральными органами.

Российским законодательством не предусмотрена оплата за труд помощникам, однако все равно есть определенные выплаты и льготы, которые они получают.

  1. Компенсации гражданам, которые официально не трудоустроены.
  2. В договоре патронажа могут оговариваться суммы вознаграждения.
  3. Пополняется страховой стаж помощника.

Если попечение оформлено со всеми соответствующими требованиями, и подопечным является пожилой человек, то можно обратиться в отделение Пенсионного фонда с заявлением о получении выплат за предоставление ему помощи.

Помощник отчитывается в органы социальной защиты обо всех действиях, произведённых с денежными и материальными ценностями своего подопечного.

Если необходимо совершить сделку имущественного характера, то все действия согласовываются с органами опеки, родственниками подопечного и им самим.

Попечитель имеет право совершать сделки касательно имущества от имени своего подопечного, однако наследником он быть не может.

Над совершеннолетними гражданами может быть установлена как опека, так и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них — ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Но я считаю, что нужно расширить этот перечень. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности и другими непродуманными действиями.

В Российской Федерации существуют формы семейного устройства для детей, оставшихся без попечения родителей:

  • усыновление,
  • опека или попечительство,
  • приемная семья,
  • патронат,
  • гостевая семья,
  • детский дом семейного типа.

Самыми популярными являются первые три: усыновление, опека и попечительство, приемная семья.

Применительно к опеке и попечительству над детьми нужно упомянуть и о таком варианте, как временная опека или попечительство. В том случае, если родители в течение какого-то времени по уважительным причинам не смогут выполнять свои обязанности, они могут обратиться в орган опеки с просьбой назначить временного опекуна или попечителя. Использование такой формы опеки или попечительства над детьми допускается на срок до 3 месяцев, в исключительных случаях – до полугода.

Также временная опека применяется и в случаях, когда ребёнок временно помещается в одно из специализированных (в частности, медицинских) учреждений, где постоянный опекун не может присутствовать. В этом случае задачи выполняет администрация учреждения. При этом полномочия постоянного опекуна не прекращаются, и после возвращения ребенка он продолжает осуществлять обязанности по опеке.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423

1. Усыновление. Психологи, изучая детскую и подростковую природу, выявили особенности восприятия детьми попадание в новую семью. Для совсем маленьких детей, грудничков рекомендуют усыновление. Такой малыш становится полноценным членом семьи, приобретает новую фамилию, и те же права и обязанности, какие бывают между кровными детьми и родителями.

Если взрослый человек страдает психическим заболеванием и не может сам отвечать за свои действия, то в этом случае над ним устанавливается опека. При этом лишение дееспособности должно быть установлено в судебном порядке.

Права и обязанности опекуна взрослого человека:

• выступать от имени подопечного во всех сделках;

• обращаться в медицинские учреждения с целью оказания подопечному помощи;

• требовать выплаты причитающихся подопечному пособий, пенсий и иных выплат;

• обращаться в суд и другие государственные органы с целью защиты прав подопечного;

• защищать имущество подопечного;

• не допускать причинения гражданином вреда самому себе, окружающим либо их имуществу;

• в случае, если психическое состояние больного улучшилось, и это подтверждает медицинская организация, ходатайствовать о возвращении ему частичной или полной дееспособности.

Как и опека, над взрослыми людьми может устанавливаться и попечительство. Его правовые особенности заключаются в том, что она применяется к подопечным, не лишённым, но ограниченным в дееспособности.

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Наконец, существует ещё такая дополнительная форма помощи гражданам, как патронаж, который является разновидностью попечительства (ст. 41 ГК РФ).

Его особенности заключаются в следующем: взрослый и дееспособный гражданин, который по состоянию здоровья не имеет возможности сам защищать свои права или исполнять обязанности, имеет право воспользоваться услугами помощника, которого ему назначат органы опеки. При этом, опекаемый в любой момент вправе отказаться от его помощи.

Правовые особенности такой формы помощи, как патронаж, заключаются в следующем:

• В отличие от опеки над недееспособными, помощник совершает действия от имени человека на основании договора. Сам по себе гражданин, которому назначен помощник, дееспособности не лишается и при необходимости имеет право действовать самостоятельно;

• Помощник может распоряжаться имуществом подопечного лишь с его согласия и лишь в пределах, установленных заключенным между ними соглашением;

При этом назначение помощника производится с обоюдного согласия как самого гражданина, так и лица, которое будет осуществлять патронаж. Эти особенности во многом связывают патронаж с представительством или оказанием услуг.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *