Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Паспорт сделки при импорте из Казахстана». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Инструкцией № 181-И не предусмотрено оформление справки о валютных операциях. Как вы помните, справки о валютных операциях требуется составлять резидентам при расчетах по ВЭД-контрактам.
Новая Инструкция № 181-И, отменяя справку о валютных операциях, тем не менее сохраняет для некоторых случаев необходимость представления в банк информации, которая сейчас указывается в этой справке.
Паспорт сделки отменен, валютный контроль остался
Казахстан входит в ЕАЭС, как и Россия, Белоруссия, Армения и Киргизия. Между этими странами нет таможенной границы, а правила перемещения товаров внутри таможенного союза установлены «Договором о ЕАЭС».
Справка. Импорт из третьих стран подчиняется таможенному законодательству и проходит через таможню. НДС начисляется в момент вывоза и, соответственно, уплачивается в адрес таможни.
Между странами ЕАЭС действуют правила:
- импортер рассчитывает НДС самостоятельно и уплачивает его в свой налоговый орган;
- налоговая база по НДС определяется на момент принятия импортированного товара к учету;
- по итогам каждого месяца, в котором импортированы товары, в ИФНС нужно представить набор документов;
- ввозной НДС можно принять к вычету.
До даты уплаты ввозного НДС подготовьте и сдайте в налоговую:
- Декларацию по косвенным налогам. Эта декларация нужна для импорта товаров из стран таможенного союза. Она включает сведения об НДС и акцизах и заполняется за месяц, в котором импортированные товары отражены в учете. Для товара, не облагаемого акцизами, заполните только первый раздел и титульный лист. Форма декларации утверждена приказом ФНС РФ от 27.09.2017 № СА-7-3/[email protected]
- Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов — это еще один документ, необходимый для импорта из стран ЕАЭС. Заполните его по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/[email protected], и сдайте в налоговую 4 бумажных экземпляра и один электронный или только один электронный, но заверенный ЭП. Второй раздел заполнять не нужно, это сделает налоговая. В течение 10 рабочих дней они рассмотрят заявление и вернут вам заверенные экземпляры. Один оставьте себе, чтобы получить вычет, а два отдайте иностранному поставщику, чтобы он подтвердил ставку 0% по экспортному НДС.
Кроме этого подготовьте:
- выписку из банка или другой документ, подтверждающий уплату налога;
- транспортные и сопроводительные документы;
- счета-фактуры или иные документы, подтверждающие стоимость
- внешнеторговый контракт или другой договор, подтверждающий основание приобретения;
- договоры поручения, комиссии или агентские;
- Полный список дополнительных документов и основания для их подготовки перечислены в п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.
Вместо оформления паспортов сделки Инструкцией № 181-И предусмотрен учет банками внешнеэкономических контрактов. То есть банки должны будут сами осуществить постановку контракта на учет (раздел II Инструкции № 181-И).
Банк должен принять на учет экспортный или импортный контракт в течение одного рабочего дня и присвоить ему уникальный номер в специальном порядке, который направляется резиденту-экспортеру или импортеру.
Однако не все контракты должны ставиться на учет. Требование о постановке на учет касается кредитных договоров, а также экспортных и импортных контрактов, предусматривающих:
- ввоз или вывоз товаров, за исключением ввоза-вывоза ценных бумаг в документарной форме;
- куплю-продажу товаров и (или) оказание услуг, связанных с куплей-продажей товаров, необходимых для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки. Исключение составляет купля-продажа запасных частей и оборудования;
- аренду, лизинг движимого и (или) недвижимого имущества;
- оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, исключительных прав на них, за исключением некоторых видов договора.
Помимо видов договоров, необходимо иметь в виду ценовой лимит.
Если речь идет об импортном контракте или кредитном договоре, то его нужно поставить на учет, если сумма обязательств по нему 3 млн руб. и более.
Если речь идет об экспортном контракте, то его нужно поставить на учет, если сумма обязательств по нему 6 млн руб. и более.
Рублевый эквивалент по контрактам и кредитным договорам определяют на дату заключения соглашения или дату его последних изменений (п.4.2 Инструкции № 181-И).
Чтобы поставить на учет экспортный, импортный контракт, а также кредитный договор, необходимо представить в обслуживающий банк определенный пакет документов.
Для постановки экспортного контракта на учет резиденту-экспортеру необходимо подать в банк:
- экспортный контракт либо выписку из экспортного контракта, или его проект, содержащие информацию, необходимую банку для постановки на учет экспортного контракта;
- общие сведения об экспортном контракте: вид экспортного контракта, дата, номер, наименование валюты экспортного контракта, сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата исполнения обязательств, а также реквизиты нерезидента, являющегося стороной по экспортному контракту.
Если резидентом представлены сведения или проект экспортного контракта, то сам экспортный контракт должен быть представлен в банк резидентом-экспортером не позднее 15 рабочих дней после даты его постановки.
Для постановки импортного контракта или кредитного договора на учет резиденту-импортеру или стороне кредитного договора необходимо представить в банк импортный контракт или кредитный договор либо выписку, либо проект и иную информацию, необходимую для постановки импортного контракта или кредитного договора.
Для постановки на учет кредитного договора, по которому резидент предоставляет заем нерезиденту, резидент дополнительно к названным документам должен представить в банк информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты. Напомним, что репатриация — это возврат резидентом валютной выручки, которую он получил по внешнеэкономическому контракту.
Если в банк представлен проект импортного контракта либо кредитного договора, то сам контракт либо кредитный договор необходимо представить не позднее 15 рабочих дней с даты его подписания.
Необходим ли паспорт сделки при торговле с Казахстаном?
Если не соблюсти сроки постановки внешнеэкономического контракта, кредитного договора на учет, то резидентов могут оштрафовать. Так, за нарушение срока постановки на учет контракта более чем на 90 дней после окончания срока, компания и предприниматели, а также должностные лица компании, могут быть привлечены к административной ответственности по п.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ. В этом случае штраф составит:
- для предпринимателей и компаний — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
- для должностного лица компании — от 4 тысяч до 5 тысяч рублей.
А повторное нарушение карается более сурово. Повторный штраф для предпринимателей и компаний составит от 120 тысяч до 150 тысяч рублей, а для должностного лица компании — от 12 тысяч до 15 тысяч рублей.
-
Сделки с криптовалютой
124 0
НДС — известный как налог на добавленную стоимость, при ввозе товаров станет еще одним таможенным платежом, который придется заплатить для таможенной «очистки» товаров. Если вы применяете спец.режим и раньше в своей деятельности не сталкивались с НДС, то при ввозе иностранных товаров эта привилегия не действует.
Проверьте по Налоговому кодексу, не освобождён ли от налогообложения НДС ввозимый вами товар (ст. 150 НК РФ). Если не освобождён:
Найдите код ввозимого товара в Едином таможенном тарифе Таможенного союза.
Сопоставьте этот код с перечнями Правительства РФ, в котором перечисленные товары облагаются по ставке 10%. Всего существует 4 перечня, в которых продовольственные товары, товары для детей, медицинские товары и книги по образованию, науке, культуре.
Если товар в перечне найдёте, то он облагается по ставке 10%, если в перечне его нет, то по ставке 20%.
Вам нужно заплатить НДС до выпуска товаров из-под таможенной процедуры. Налог уплачивается непосредственно в таможенный орган. Исключение составляют товары, импортируемые из Беларуси и Казахстана. В этом случае вы платите НДС не на таможне, а в своей налоговой в стандартные для НДС сроки. Но об этом подробнее в конце статьи.
Если вы находитесь на общей системе налогообложения, то уплаченный НДС сможете принять к вычету. Если применяете УСН, то уплаченный налог является вашим расходом.
Нужен ли паспорт сделки и как осуществляется валютный контроль?
35. Уполномоченный банк, являющийся банком учетной регистрации, направляет в Национальный Банк информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 4 к Правилам в течение 3 (трех) рабочих дней со дня присвоения учетного номера, снятия с учетной регистрации, возобновления процедур контроля выполнения требования репатриации по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером.
При внесении изменений и (или) дополнений в валютный договор по экспорту или импорту, изменяющих ранее направленную информацию, уполномоченный банк, являющийся банком учетной регистрации, направляет в Национальный Банк информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 4 к Правилам в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия документов, согласно которым вносятся такие изменения и (или) дополнения.
36. Национальный Банк ежедневно направляет в орган государственных доходов информацию по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 4 к Правилам для ежедневной загрузки органом государственных доходов в свою информационную систему.
При таможенной очистке товаров уполномоченное должностное лицо территориального подразделения органа государственных доходов по валютному договору по экспорту или импорту, требующему присвоение учетного номера в соответствии с Правилами, сверяет учетный номер валютного договора по экспорту или импорту, заявленный в декларации на товары, с полученной в соответствии с частью первой настоящего пункта Правил информацией по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером.
При несовпадении с фактической информацией экспортер или импортер вносит соответствующие корректировки в декларацию на товары в порядке, установленном таможенным законодательством Республики Казахстан.
37. Уполномоченный банк, являющийся банком учетной регистрации, направляет в Национальный Банк информацию об исполнении обязательств по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 6 к Правилам в следующие сроки в случае исполнения обязательств:
1) в отчетном месяце путем осуществления платежей и (или) переводов денег через банковские счета экспортера или импортера в уполномоченном банке (его филиале) без использования платежных карточек – в срок до 15 (пятнадцатого) числа (включительно) месяца, следующего за отчетным периодом;
2) путем осуществления платежей и (или) переводов денег с использованием платежной карточки и (или) иным способом – в срок до 15 (пятнадцатого) числа (включительно) месяца, следующего за месяцем представления подтверждающих информации и (или) документов экспортером или импортером либо банком, не являющимся банком учетной регистрации валютного договора.
По валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером, предусматривающему вексельную форму расчетов, информация об исполнении обязательств по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 6 к Правилам направляется уполномоченным банком в случаях, указанных в подпунктах 1), 2) и 3) части первой пункта 58 Правил.
38. Уполномоченный банк, являющийся банком учетной регистрации, сверяет полученные от экспортера или импортера документы валютного контроля путем направления Национальному Банку электронного запроса на получение информации по декларациям на товары, электронным счетам-фактурам, заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме согласно приложению 10 к Правилам (далее – электронный запрос).
Национальный Банк перенаправляет органу государственных доходов полученный от уполномоченного банка, являющегося банком учетной регистрации, электронный запрос в течение 1 (одного) рабочего дня.
Орган государственных доходов направляет Национальному Банку в течение 1 (одного) рабочего дня после получения электронного запроса:
1) информацию о движении товаров по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 7 к Правилам с указанием сведений по декларациям на товары;
2) информацию по электронным счетам-фактурам по форме согласно приложению 8 к Правилам;
3) информацию по заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме согласно приложению 9 к Правилам.
39. Национальный Банк перенаправляет уполномоченному банку, являющемуся банком учетной регистрации, информацию по декларациям на товары, электронным счетам-фактурам, заявлениям о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в течение 1 (одного) рабочего дня после ее получения от органа государственных доходов.
47. Уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка, являющийся банком учетной регистрации, снимает валютный договор по экспорту или импорту с учетной регистрации после завершения процедур контроля выполнения требования репатриации.
При наличии оснований, указанных в пункте 48 Правил, снятие валютного договора по экспорту или импорту с учетной регистрации осуществляется уполномоченным банком (его филиалом) или территориальным филиалом Национального Банка, являющимся банком учетной регистрации, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления заявления экспортера или импортера в произвольной форме о снятии валютного договора по экспорту или импорту с учетной регистрации за исключением случаев, предусмотренных пунктами 30 и 34 Правил.
При наличии оснований, указанных в подпунктах 5), 6), 7), 8), 15), 16), 18), 19), 20) и 22) пункта 48 Правил, снятие валютного договора по экспорту или импорту с учетной регистрации осуществляется без соответствующего заявления экспортера или импортера.
Досье по валютному договору по экспорту или импорту, снятому с учетной регистрации, хранится в уполномоченном банке (его филиале) или территориальном филиале Национального Банка, являющемся банком учетной регистрации, в течение 5 (пяти) лет со дня снятия валютного договора по экспорту или импорту с учетной регистрации.
52. Участие резидента в качестве третьего лица-плательщика по валютному договору по экспорту или импорту возможно в следующих случаях:
1) предоставления третьим лицом-резидентом займа нерезиденту;
2) осуществления платежей и (или) переводов денег по валютному договору по экспорту или импорту третьим лицом-резидентом в рамках договора о совместной деятельности либо агентского договора, заключенных между импортером и третьим лицом-резидентом;
3) зачета требований экспортера к нерезиденту и нерезидента к третьему лицу-резиденту;
4) финансирования третьими лицами приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг и иных сделок, а также исполнение третьими лицами обязательств должника перед кредитором, в результате которых возникает обязанность лица, за которое исполнено обязательство, по возврату денег и иного имущества с вознаграждением или без такового лицу, предоставившему такое финансирование и (или) осуществившему такое исполнение.
53. Если валютный договор по экспорту или импорту подлежит учетной регистрации, уполномоченный банк (его филиал), обслуживающий резидента, выступающего в качестве третьего лица по валютному договору по экспорту или импорту, (далее – банк третьего лица) осуществляет платеж и (или) перевод денег только после присвоения учетного номера уполномоченным банком (его филиалом), обслуживающим валютный договор по экспорту или импорту.
Банк третьего лица в течение 3 (трех) рабочих дней со дня осуществления третьим лицом-резидентом платежа и (или) перевода денег на основании письменного согласия третьего лица-резидента направляет в уполномоченный банк (его филиал), являющийся банком учетной регистрации информацию об исполнении обязательств по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 6 к Правилам.
Банк экспортера или импортера осуществляет контроль выполнения требования репатриации по валютному договору по экспорту или импорту с учетом платежей и (или) переводов денег, осуществленных банком третьего лица по такому договору.
При снятии валютного договора по экспорту или импорту с учетной регистрации уполномоченный банк (его филиал), являющийся банком учетной регистрации, в течение 3 (трех) рабочих дней направляет в банк третьего лица извещение в произвольной форме о снятии такого договора с учетной регистрации.
54. Если сумма требований резидента к нерезиденту либо нерезидента к резиденту в результате уступки права требования или перевода долга экспортером или импортером другому резиденту по валютному договору по экспорту или импорту превышает 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте, резидент в порядке, установленном главой 2 Правил, обращается в уполномоченный банк (его филиал) для присвоения учетного номера договору об уступке права требования или договору о переводе долга.
При наличии на договоре об уступке права требования или договоре о переводе долга отметки уполномоченного банка (его филиала), обслуживающего резидента, о принятии на контроль договора путем присвоения учетного номера либо при наличии извещения о присвоении договору об уступке права требования или договору о переводе долга учетного номера, уполномоченный банк (его филиал), обслуживающий экспортера или импортера:
1) продолжает осуществление контроля выполнения требования репатриации по валютному договору по экспорту или импорту на сумму требований или обязательств экспортера или импортера, уменьшенную на сумму уступленного требования или переведенного долга в соответствии с договором об уступке права требования или договором о переводе долга, если в результате уступки права требования или перевода долга у экспортера или импортера сумма требований к нерезиденту или обязательств перед нерезидентом превышает 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте;
2) завершает процедуры контроля выполнения требования репатриации по валютному договору по экспорту или импорту, если в результате уступки права требования или перевода долга у экспортера или импортера сумма требований к нерезиденту или обязательств перед нерезидентом не превышает 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте.
Уполномоченные банки (их филиалы), обслуживающие экспортера или импортера, отражают сумму уступки права требования или сумму долга по валютному договору по экспорту или импорту и по договору об уступке права требования либо договору о переводе долга в информации об исполнении обязательств по валютному договору по экспорту или импорту с учетным номером по форме согласно приложению 6 к Правилам.
Уполномоченный банк (его филиал), обслуживающий резидента, осуществляет валютный контроль по договору об уступке права требования либо по договору о переводе долга с учетом срока репатриации по валютному договору по экспорту или импорту, если договором об уступке права требования либо договором о переводе долга не предусмотрен иной срок исполнения обязательств нерезидентом перед резидентом или резидентом перед нерезидентом.
62. По действующим на 1 июля 2019 года валютным договорам по экспорту или импорту, которым присвоены учетные номера до введения в действие Правил, получение новых учетных номеров не требуется.
63. Если экспортер или импортер имеет действующий по состоянию на 1 июля 2019 года валютный договор по экспорту или импорту работ, услуг без учетного номера на сумму, превышающую 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США в эквиваленте:
1) уполномоченный банк (его филиал) отказывает в проведении платежа и (или) перевода денег по такому договору;
2) экспортер или импортер обращается за получением учетного номера в уполномоченный банк (его филиал) или территориальный филиал Национального Банка в срок не позднее 6 (шести) месяцев со дня введения в действие Правил, но до начала исполнения обязательств по такому договору.
Приложение 1
к Правилам осуществления
экспортно-импортного
валютного контроля в
Республике КазахстанФорма ЦБ отменил паспорт сделки. Но валютный контроль останется
1. Строка «Наименование уполномоченного банка (его филиала) или территориального филиала Национального Банка Республики Казахстан» заполняется с учетом следующего:
1) если в качестве банка учетной регистрации выступает уполномоченный банк, указывается полное наименование уполномоченного банка;
2) если в качестве банка учетной регистрации выступает филиал уполномоченного банка или территориальный филиал Национального Банка Республики Казахстан, указывается полное наименование филиала.
2. В строке «Страна» указывается двухбуквенный код страны нахождения иностранного покупателя или поставщика согласно национальному классификатору НК РК ISO 3166-1-2016 «Коды для представления названий стран и единиц их административно-территориальных подразделений. Часть 1. Коды стран».
3. Строка «Срок репатриации» состоит из двух частей, разделенных точкой:
в первой части указываются количество дней срока репатриации;
во второй части указываются количество полных лет срока репатриации.
4. В графе «Код вида валютного договора по экспорту или импорту» указывается:
«1» – валютный договор по экспорту или импорту, условиями которого предусмотрено перемещение товаров через границу Республики Казахстан;
«2» – валютный договор по экспорту или импорту, условиями которого предусмотрено выполнение работ, оказание услуг;
«3» – валютный договор по экспорту или импорту, условиями которого предусмотрено как перемещение товаров через границу Республики Казахстан, так и выполнение работ, оказание услуг.
5. Строка «Отметки банка учетной регистрации» предназначена для служебной информации банка учетной регистрации.
6. Если в валютном договоре по экспорту или импорту на дату его заключения не указана сумма валютного договора, то сумма по такому договору указывается как 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов Соединенных Штатов Америки и 1 (один) цент в эквиваленте.
7. Раздел «1. Получение учетного номера» заполняется при получении учетного номера по валютному договору по экспорту или импорту, раздел «2. Принятие на валютный контроль валютного договора с учетным номером» заполняется при переходе экспортером или импортером в другой банк учетной регистрации.
Приложение 2
к Правилам осуществления
экспортно-импортного
валютного контроля в
Республике КазахстанОрганизация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
- Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
- Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
- Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
- Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
- Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
- Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
- Последующий, проводимый после завершения сделки.
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Что должно быть вместо паспортов сделки?
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка
Юридические лица
Должностные лица и ИП
до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб. от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб. более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб. При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:
- операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
- операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
- операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.
ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.
Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:
- при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
- при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.
Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).
Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.
Те, кто ввозят товар из Белоруссии и Казахстана, платят НДС, но не платят пошлины и сборы. Это главное отличие импорта из этих стран.
Казахстан и Белоруссия входят в Таможенный союз — это несколько стран, между которыми торговля ведется без пошлин. К союзу также относятся Армения и Киргизия. Если ввозите товары из этих четырех стран, платите только НДС. И акцизы, если товар подакцизный.
Закупка товара за границей: НДС и таможенное оформление
Для целей налоговых проверок, в том числе НДС, подлежащего возврату, налогоплательщик просит Вас разъяснить, что признается экспортом товаров из Республики Казахстан в Российскую Федерация?
Какими документами должен быть надлежащим образом подтвержден экспорт товара из Республики Казахстан в Российскую Федерация?
Главный документ при экспорте и импорте — внешнеэкономический контракт. Он регулирует права и обязанности сторон в ходе осуществления сделок ВЭД. Контракт заключается в простой письменной форме, так как одной из сторон сделки является российская организация (п. 2 ст. 1209, п. 3 ст. 162 ГК РФ). При этом в нем содержится письменная договоренность сторон о поставке товара, обязательство компании-продавца передать определенный контрактом товар в собственность покупателя и обязательство покупателя принять его и уплатить за него определенную в контракте сумму в определенный срок.
Внешнеэкономический контракт отличается от других договоров следующими чертами:
- одним из его участников является нерезидент;
- к таким контрактам могут применяться нормы не только российского законодательства, но и международного частного права и законодательства иностранного государства.
Паспорт сделки — ключевой документ, регламентирующий проведение процедур валютного контроля сделок ВЭД (ст. 20 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Паспорт сделки заполняют компании-резиденты по валютным операциям с иностранными партнерами (нерезидентами) в соответствии с требованиями валютного законодательства РФ (Инструкция Банка России от 04 июня 2012 г. № 138-И, Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). В нем содержится вся существенная информация о сделке ВЭД. Излагается она в стандартизированной форме, чтобы агенты валютного контроля, в том числе уполномоченные банки, могли оперативно проверить законность и правильность проведения операций. Уполномоченные банки являются в сделках ВЭД важным звеном, так как именно через их счета проходят международные расчеты.
По каждому экспортному или импортному договору оформляется 1 самостоятельный паспорт сделки (кроме случаев, указанных в п. 6.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И).
С оформлением документов ВЭД некоторые банки готовы помочь в режиме онлайн.
В Росбанке действует специальное предложение для представителей среднего бизнеса и предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, которое позволяет получать широкий спектр услуг на специальных условиях. Речь идет об открытии счетов в любой валюте, экспортном и импортном валютном контроле, оформлении и переоформлении паспортов сделок, в том числе срочном, платежах в иностранной валюте клиентам других банков, конвертации валюты по курсу банка, подключении и использовании «Интернет Клиент-Банка».
Также в качестве документов валютного контроля выступают:
- справка о валютных операциях в одном экземпляре и обосновывающие документы (кроме случаев, перечисленных в п. 2.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
- справка о подтверждающих документах в одном экземпляре и сами подтверждающие документы (кроме случаев, перечисленных в пп. 9.5, 9.6, 9.8 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
- другие документы, предусмотренные п. 4 ст. 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
- номер ПС и дата оформления;
- данные о резиденте;
- данные об иностранном контрагенте;
- сведения о сделке ВЭД: дата, номер контракта, сумма и валюта сделки, дата окончания действия договора;
- данные об уполномоченном банке, в котором оформлен паспорт сделки и через счета которого осуществляются расчеты по сделке;
- сведения о переоформлении ПС (основаниях его закрытия).
Согласно российскому законодательству, есть ряд ситуаций, в которых паспорт сделки обязателен, а есть и такие, когда его оформление не требуется.
Наличие ПС обязательно при заключении с нерезидентами следующих видов договоров, сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США (по курсу ЦБ РФ в момент заключения валютного контракта), предусматривающих:
- ввоз (вывоз) товаров на (с) территорию Российской Федерации;
- предоставление (получение) резидентами займов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации;
- продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива);
- выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
- передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договору финансовой аренды (лизинга).
Требования по оформлению ПС не распространяется на:
- физических лиц;
- сделки, которые заключаются между нерезидентом и российским банком (например, от банков не требуется оформление паспорта сделки при получении кредитов от иностранных фирм);
- договоры, сумма обязательств по которым менее эквивалента 50 тыс. долларов США (по курсу ЦБ РФ в момент заключения валютного контракта).
Валютный контроль 2021: что нужно знать
Паспорт сделки по импорту оформляется в банке, где открыты счета резидента. Расчеты могут осуществляться как в рублях, так и в иностранной валюте. Одновременно с ПС в финансовую организацию, как и в случае с экспортом, нужно предоставить оригинал контракта ВЭД (или надлежащим образом заверенную копию). Сотрудники банка проверяют достоверность сведений из контракта и ПС и законность сделки, после чего подписывают ПС, и по импортному контракту можно проводить платежи.
Важным моментом при осуществлении внешнеэкономической деятельности как по экспортным, так и по импортным контрактам является соблюдение репатриации резидентами валюты, т. е. возврат в Российскую Федерацию денежных средств или товаров, причитающихся за авансовые платежи или авансовые поставки (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
За несоблюдение валютного законодательства резиденты несут ответственность.
Ответственность за нарушение валютного законодательства может наступать по нормам гражданского, административного, уголовного права. Всё зависит от степени тяжести нарушения.
Например, если сделка признается недействительной, наступает гражданская ответственность (по ГК РФ). В такой ситуации стороны должны вернуть друг другу полученные по сделке деньги. Если сумма до 5 млн рублей не возвращается в Россию, наступает административная ответственность (штрафы), а если свыше 5 млн рублей, то даже уголовная (руководитель фирмы-резидента наказывается лишением свободы (до 3 лет)).
Впрочем, ответственность вам не грозит, если вы проведете сделку корректно и оформите документы по ВЭД правильно.
Росбанк готов помочь вам в этом вне зависимости от того, в каком регионе вы работаете. Росбанк предлагает широкий выбор специальных программ для клиентов по ВЭД и качественное сопровождение бизнеса компаний на всех этапах сделки. Еще в начале года банк запустил проект по децентрализации валютных контролеров в регионах присутствия. Проект ориентирован на повышение качества обслуживания представителей среднего бизнеса и предпринимателей, занимающихся ВЭД. Валютные контролеры банка могут оформлять и сопровождать паспорта сделок, консультировать клиентов в регионах по вопросам валютного регулирования, а также на этапе переговоров с иностранными партнерами.
- Налоговым Кодексом России
- Законом № 150-ФЗ от 30.05.2016
- Протоколом «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля их уплаты при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, приложение №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.
Оформление зачета Налога на Добавленную Стоимость при вывозе в Казахстан
Начиная с 01.07.2016 — право на зачет входящего НДС, иными словами — на возврат Налога на добавленную стоимость от суммы сделки, при осуществлении экспортных поставок, возникает у налогоплательщика в момент оформления входящей СФ, а не после предоставления требуемого комплекта бухгалтерских документов. Подтверждение 0% ставки Налога на добавленную стоимость для вывоза в Казахстан необходимо завершить в течение шести месяцев с момента отгрузки продукции.
- Внешнеэкономический договор (копия);
- Учетный номер контакта (бывший Паспорт Сделки);
- Товаросопроводительные документы (копии) (счет-фактуры, накладные по форме ТОРГ-12, товарно-транспортные накладные либо CMR);
- Заявление (оригинал) об оплате налогов от импортера, или уведомления из налоговой инспекции государства импортера о принятии и об оплате налогов в своей стране.
Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц
Не взирая на упрощенный порядок оформления экспортно-импортных операций в государствах ЕАЭС, существует масса особенностей. Например:
- При отсутствии подтверждения 0% ставки Налога на добавленную стоимость в определённый срок экспортеру может быть доначислен Налог по внутренней ставке на сумму отпущенного на экспорт в Казахстан товара.
- Проверка налоговой инспекцией — нужно подготовиться к серьезной камеральной проверке компании-экспортера и ее контрагентов.
- Некоторые товары попадают в контрольные списки, и для их экспорта требуется получение разрешений или лицензий в различных государственных организациях. Установить принадлежность продукта к контрольным спискам сможет лишь опытный таможенный представитель.
Наша компания гарантирует выполнение принятых на себя обещаний по организации ВЭД. Таможенное оформление вывоза вашей продукции в Казахстан из России с нашей помощью будет лёгким и прозрачным, а так же существенно расширяет количество потенциальных партнеров в обоих государствах.
Консультация по услуге
-
Персональный кабинет позволяет осуществлять большинство процедур без личного присутствия, от выгрузки документов до наблюдения за ходом таможенного оформления. Декларация на товары подается в таможню по безопасному каналу с применением технологии Электронного Декларирования (ЭД-2).
-
Благодаря огромному опыту взаимодействия с таможней, мы сформировали четко определенный регламент взаимодействия, который позволяет проходить процедуру таможенного оформления с наименьшими затратами времени.
-
Наши клиенты получают Экспортную Декларацию, и транспортные документы по единой цене, определенной в Договоре, дополнительных расходов.
-
Если предприятие платит или получает платежи от нерезидентов, то банк обязан контролировать такие операции, а организация обязана предоставлять в банк документы по экспортным и импортным контрактам.
1 марта 2018 года валютное законодательство изменилось. Теперь не нужно оформлять паспорта сделок. Но когда компания платит нерезидентам, каждая операция проходит через банковский контроль, и организация должна предоставить в банк контракт, по которому она проводит эти платежи. А если сумма кредитного договора/договора займа или контракта по импорту в пересчете на рубли составляет 3 млн руб. и более, или сумма экспортного контракта составляет 6 млн руб. и более, необходимо поставить контракт на специальный учет в банке. При постановке на учет контракту присваивается уникальный номер. По таким контрактам организации потребуется предоставлять в банк документы, подтверждающие исполнение обязательств*.
Кроме этого ЦБ РФ сформулировал признаки внешнеэкономических операций, которые банки должны отслеживать и предотвращать как операции, которые проводятся в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Это:
- операции, связанные с неправомерным возмещением НДС при экспорте товаров
- переводы резидентов в пользу нерезидентов по договорам, предусматривающих оказание услуг без одновременной уплаты НДС
- переводы за покупку ценных бумаг нерезидентов, которые не обращаются на открытом рынке
- переводы за товары, приобретаемые у нерезидентов на территории РФ или за пределами РФ, но не пересекающими таможенную границу**.
ЦБ указывает и на другие признаки, которые банки должны отслеживать по платежам и контрактам с нерезидентами:
- получателем средств либо товаров по договору является третье лицо
- получатель платежа зарегистрирован на территориях с льготным налоговым режимом или не раскрывающих информацию о финансовых операциях
- авансовые платежи в пользу нерезидента по договору об импорте товаров, если условия расчетов и поставок не соответствуют сложившейся внешнеторговой практике***.
* Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», глава 4, глава 8.
Если контракт не поставлен на учет в банке, или документы по платежу в адрес нерезидента не предоставлены вовремя, банком данный платеж будет отклонен в рамках исполнения валютного законодательства. В этом случае для продолжения работы по договору компании нужно будет устранить все замечания валютного контролера и повторно направить документы в банк. Это может занять время и привести к задержке отгрузки и получения товаров от поставщиков.
При нарушении порядка и сроков представления подтверждающих документов и информации, установленных Инструкцией Банка России № 181-И, например, при нарушении сроков постановки контракта на учет, компания может быть привлечена к административной ответственности и штрафу.
Административная ответственность ожидает компанию также в случае неисполнения или несвоевременного исполнения требований Федерального закона № 173-ФЗ, например, за невозврат авансового платежа, перечисленного ранее нерезиденту, либо за несвоевременное зачисление экспортной выручки**.
Если платеж будет иметь признаки сомнительного, банк может запросить документы по деятельности, ограничить доступ к интернет-банку или отказать в проведении платежа. Это может привести к задержке сроков поставки товаров или оказания услуг и негативно отразится на взаимоотношениях компании с партнерами.
Об отказах в операциях на основании 115-ФЗ банк в обязательном порядке должен сообщать в РосФинМониторинг, который передаст эту информацию в Центробанк, а Центробанк проинформирует все другие банки*. Эту информацию банки обязаны учитывать при определении риска клиента и могут отказать в открытии счета.
* Положение Банка России от 30 марта 2018 года № 639-П «О порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом»
** Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, статья 15.25
Казахстан вводит сопроводительные накладные для прохождения границ
Она варьируется от 10 до 18% – всё зависит от вида товара. Налоговая база определяется в зависимости от даты платежа по лизинговому договору. Не имеет значения то, какой будет дата перечисления платежа.
Не происходит начисление и оплата НДС по импортируемой продукции в том случае, если товар был отгружен поставщиком, но до российского импортера так и не дошёл. К учёту такой товар принят не был – налоговой базы не существует.
Цена продукции, которая импортируется в Россию, может быть определена по договору купли-продажи. Учитывается цена сделки, которая отражается в договоре, и та, которая платится продавцу покупателем. Налоговая база по НДС не увеличивается на фоне наличия расходов на перевозку товаров.
Итоговая налоговая сумма, которая выплачивается в бюджет, может быть рассчитана по следующей формуле:
цена ввозимой продукции + акцизы (актуально для подакцизной продукции) х налоговая ставка (10–18%).
Налоговая сумма выставляется продавцом по документации, в соответствии с действующим законодательством.
На этом фоне человек, приобретающий товары, определяет НДС самостоятельно, и затем вносит оплаты в ФНС.
Налоговая база обязательно рассчитывается на дату, когда товары были приняты к учёту.
Исходить надо из конечной цены продукции. Если она приобреталась за инвалюту, то сумма в рублях может быть определена посредством пересчёта в валюте по курсу Центробанка. При этом учитывается дата, когда импортируемая продукция была принята к учёту.
Эта база умножается на налоговую ставку. Затем определяется сумма, которую требуется внести.
Порядок представлен в табличке:
Операция Дебет Кредит Цена товаров, которые импортируются из РК 42 61 Оплаченная импортируемая продукция 61 52 Налог начислен к оплате 20 69 Отдача выручки от продажи 63 90-2 Требуется предоставление:
- транспортной документации;
- таможенной декларации;
- инвойса;
- сертификатов и лицензии на груз;
- квитанции об уплате таможенных сборов.
Эти же документы нужны при подтверждении импорта товаров в Казахстан.
Смотрите в видео: что нужно делать при получении импорта из ЕАЭС.
С 10.01.2016 г. ФТС России начала выполнять функции уполномоченного органа, ответственного за ведение статистики в отношении продукции, перемещаемой в рамках торгового оборота со странами ЕАЭС (ранее уполномоченным органом был Росстат). Обязанность представлять «статформу» о торговле со странами ЕАЭС в таможенные органы, прописано в Законе о таможенном регулировании в РФ (Статья 278 Закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ЗоТР). Кто обязан предоставлять — Российское лицо, которое:
- заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств — членов Союза или вывозятся из РФ на территории государств — членов Союза,
- а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Ранее такие лица были названы лишь в Постановлении Правительства, утвердившем Правила ведения статистики торговли товарами в рамках ЕАЭС (Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 (далее — Постановление N 1329)).Т.о. при ведении внешнеэкономической деятельности со странами ЕАЭС, с которыми при перемещении товаров, у нас в рамках Единого таможенного союза (Евразийского экономического союза) нет электронного декларирования – всегда требуется заполнять статистическую форму учета товаров:
- если они заключили сделку о ввозе товаров в Россию с территории стран ЕАЭС (вывозе товаров из России в страны ЕАЭС);
- если от их имени (по их поручению) заключена такая сделка;
- если сделка не заключалась, но им принадлежит право владения, пользования и (или) распоряжения ввозимыми (вывозимыми) товарами.
К общим существенным условиям валютных договоров, заключаемых между резидентами и нерезидентами, относится указание срока исполнения обязательств нерезидентами:
• при экспорте — по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг, что соответствует условиям расчетов, обязательность указания которых предусмотрена в абз.5 подп.1.16 п.1 Указа № 178.
Пример договорного условия
«Покупатель обязуется оплатить Товар в порядке предварительной оплаты не позднее 10 (десяти) банковских дней от даты подписания Сторонами инвойса, если иное не предусмотрено в инвойсе»;
• при импорте — по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг (ч.2 п.1 ст.10 Закона № 226-З).
Пример договорного условия
«Производитель обязуется вернуть перечисленные Покупателем суммы предварительной оплаты в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров не позднее ______________, если иное не согласовано Сторонами путем заключения дополнительного соглашения к Контракту».
При этом Законом № 226-З не предусмотрены предельные сроки исполнения нерезидентом соответствующих обязательств, которые не могут превышать сроки, указанные сторонами в валютном договоре.
В соответствии с общим правилом п.2 ст.392 ГК, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, валютные договоры, которые заключены до 9 июля 2021 г., нужно привести в соответствие с новыми требованиями законодательства путем заключения дополнительных соглашений к ним.
Исключения
Не требуется приводить в соответствие с новыми нормами валютного законодательства договоры, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
• заключены до 9 июля 2021 г.;
• предусматривают проведение валютных операций с использованием иностранной валюты в случаях, установленных нормами, которые действовали до 9 июля 2021 г.;
• срок действия которых не будет продлен (увеличен) (ст.4 Закона от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»).
Любой валютный договор является гражданско-правовым договором конкретного вида (поставки, аренды, возмездного оказания услуг и т. д.), поэтому должен согласно ч.2 п.1 ст.402 ГК также содержать существенные условия гражданско-правового договора соответствующего вида:
1) условие о предмете договора;
2) условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для данного вида договора;
3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это могут быть любые условия, не противоречащие законодательству (ст.391 ГК).
Похожие записи: