Тарифные ставки по разрядам РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тарифные ставки по разрядам РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По нормам 27 Указа базовая ставка в Беларуси это основа для начисления зарплат работникам бюджетной сферы. Новая система расчета не отличается принципиально от прежней тарифной системы, но упрощает и структурирует методику начисления всех выплат.

Структура зарплаты будет такой:

Заработная плата = Оклад + Компенсирующие выплаты + Стимулирующие выплаты.

Оклад рассчитывается так: Базовая ставка х коэффициент разряда.

Компенсирующие выплаты складываются из доплат за особые условия труда, сверхурочные работы, ученые степени и пр..

Новая система оплаты труда работников бюджетной сферы с 2020 года

Эти два понятия во многом схожи, так как оба они отображают денежное выражение трудового вознаграждения. Сейчас сходство между ними больше, чем несколько десятков лет назад, поскольку в трудовом праве происходят значительные изменения. Однако, имеются и существенные различия

Общие черты оклада и тарифной ставки

  1. И то, и другое предусматривает минимальную сумму, которой может быть оплачен труд.
  2. Ниже установленного предела оплата опуститься не вправе.
  3. Имеют отношение к квалификации сотрудника.
  4. Учитываются без дополнительных выплат, надбавок, компенсаций, социальных начислений.

Различия тарифной ставки и должностного оклада

Сравним эти два понятия в следующей таблице.

Основание

Тарифная ставка

Должностной оклад

1

За что начисляется

За выполнение трудовой нормы за единицу времени

За исполнение функциональных обязанностей там, где норму установить нельзя

2

Единица времени расчета

Час, неделя, месяц (любая удобная временная единица)

Месяц

3

От чего зависит величина

От тарифного разряда (межразрядного коэффициента)

От квалификации, полученной сотрудником

4

Профессиональный круг

Реальные экономические сферы: строительство, добыча, обрабатывающая промышленность, производство и т.п.

Непроизводственные сферы труда: юристы, госслужащие, руководство и т.п.

  • Новости. Статистика. Аналитика
  • Экономика предприятия. Стратегия и тактика управления
  • Управление затратами и их учет
  • Налогообложение
  • Заработная плата
  • Таможенное регулирование и ВЭД

Особый интерес для нас представляет последний, шестой пункт, который касается премий. По факту, они перестали исполнять свою основную — стимулирующую — функцию. Ведь теперь они составляют всего 5 процентов от окладов. Остальные неиспользованные средства,предусмотренные на оплату труда, направляются на установление выплат: компенсирующих, стимулирующих — но не премиальных.

Установлены базовая ставка и тарифная сетка для расчета зарплат бюджетников

На самом деле, изменений в основном тексте указа не так уж и много. Во-первых, повышается размер премий: с 5 до 20 процентов от суммы окладов. В рамках, предусмотренных бюджетом.

Также увеличится единовременная выплата на оздоровление. Правда, придется подождать: до конца 2021 года она еще будет рассчитываться как 0,5 оклада. А уже с начала 2022 году будет соответствовать полной сумме оклада.

Стало ясно, что будет с неиспользованными деньгами, предусмотренными для оплаты труда. Они пойдут на премии, в том числе и те, что не были использованы за первые шесть месяцев 2021 года.

  • Яйца с черным перцем и чесноком. Что еще повезут предприятия Минской области на выставку в Сербию
  • Как отсрочка по кредитам поможет рыбхозам — рассказал директор предприятия в Минской области
  • В Беларусь за северным шелком – как страна вошла в мировой топ по производству льна
  • «Газовая» карта Союзного государства готова: у белорусов комфортная цена – Снопков
  • В Беларуси в сентябре подорожает мясо. На что цены останутся прежними?
  • В дипломатии должны быть убедительные основания. В МИД прокомментировали демарш Представительства ЕС
  • Беларусь и Россия планируют полностью восстановить курсирование пассажирских поездов между странами
  • Яйца с черным перцем и чесноком. Что еще повезут предприятия Минской области на выставку в Сербию
  • Ушел в джинсах хозяина через окно. Вора с поличным взяли в Борисове
  • Море, горы и знаменитые пляжи. «Белавиа» открывает новый рейс с 7 октября
  • ЧП в Фаниполе: на одной из скважин произошла авария
  • Глава МЧС Беларуси высказал соболезнования в связи с гибелью российского коллеги Евгения Зиничева
  • В Польше задержали группу пособников нелегальной миграции через Беларусь
  • В сентябре и октябре футбольному «Шахтеру» предстоит вернуть долги
  • Юбилейная встреча городов-побратимов Беларуси и России пройдет в Жодино
  • Технологии
  • Хобби и стиль
  • Происшествия
  • Общество
  • Образование
  • Новости партнеров
  • Недвижимость
  • Мультимедиа МЛЫН.BY
  • Люди
  • Это интересно
  • Здоровье
  • Еда
  • Диалог с властью
  • Дела житейские
  • В мире
  • Афиша

Приложение N 1. Размеры окладов (тарифных ставок) работников

Как и минимальная зарплата, это эффективный механизм социальной защиты. Он гарантирует, что работник получит зарплату не ниже установленного ставкой размера. Тарифную ставку регулирует Министерство труда и соцзащиты Беларуси, корректируя ее величину в соответствие с экономическими реалиями в стране.

Обычно тарифную ставку первого разряда в Беларуси пересматривают 1-3 раза в год. В первую очередь она важна для бюджетных организаций, а также для предприятий, получающих государственные дотации. На основании ставки:

  • повышаются оклады;
  • рассчитываются зарплаты принимаемых на работу новых сотрудников;
  • могут выплачиваться премии и вознаграждения как в государственных, так и в частных компаниях.

С историей изменения ставки первого разряда в РБ можно ознакомиться в размещенной ниже таблице.

В последний раз ставка менялась 1 сентября 2017 года. Тогда она выросла с 31 до 33 рублей, что соответствует примерно 6,5%. Как будет меняться данный параметр в 2018 году – пока неизвестно. Темпы роста тарифной ставки будут зависеть от:

  • уровня инфляции в Беларуси;
  • темпов роста производительности труда;
  • общего состояния экономики.

Тарифная ставка первого разряда — величина, являющаяся основанием для установления величины зарплаты для работников согласно присвоенным им разрядам. Каждой определенной профессии и квалификации в Единой тарифной сетке соответствует определенный разряд. Разряд определяет величину коэффициента, которая в совокупности с тарифной ставкой первого разряда сформирует абсолютное значение размера оклада конкретного работника.

Решение об изменении данной величины принимается постановлением Минтруда и соцзащиты. Вопрос повышения ставки рассматривается исходя из возможностей страны. Данный механизм обеспечивает минимальный гарантированный доход работникам определенной квалификации, то есть является механизмом социальной защиты.

  • Вопросы и ответы
  • Документы
  • Новости
  • Тарифы

Базовая ставка будет регулироваться централизованно, она станет элементом заработной платы и основным экономическим инструментом для определения размеров окладов (тарифной части оплаты труда) работников бюджетных организаций. Ее размер будет пересматриваться ежегодно (как правило, с 1 января) и определяться с учетом прогноза основных параметров социально-экономического развития страны на соответствующий год.

Постановлением также утверждена новая 18-разрядная тарифная сетка с распределением категорий работников по профессионально-квалификационным группам и диапазонам тарифных разрядов, с равномерной межразрядной дифференциацией тарифных коэффициентов в среднем не менее 6%.

Работники распределены по группам в соответствии с выполняемыми ими трудовыми функциями (учитывающими сложность и напряженность труда, ответственность специалистов), а также квалификационными требованиями, предъявляемыми к занятию должностей. Тарифная ставка первого разряда и 27-разрядная Единая тарифная сетка работников Беларуси с 1 января 2020 года утратят силу и в дальнейшем применяться в оплате труда работников не будут.

Тарифная ставка на 1.01.2020 г.

Министерство труда и соцзащиты установило тарифные разряды по должностям для работников бюджетной сферы. Об этом говорится в соответствующем постановлении от 3 апреля. Действовать же нововведения начнут только с 1 января 2020 года.

Напомним, с 2020 года изменится схема оплаты труда бюджетников. С 1 января следующего года тарифную ставку первого разряда заменят на базовую ставку, которая составит 180 рублей, а вместо 27-разрядной единой тарифной сетки введут 18-разрядную.

Так, в постановлении прописаны тарифные разряды по должностям научных работников из числа специалистов. Главный научный сотрудник получил 13-й тарифный разряд, ведущий — 12-й, старший научный сотрудник — 11-й тарифный разряд, научный сотрудник — 10-й, младший научный сотрудник — 9-й.

В документе также содержится инструкция по установлению тарифных разрядов по должностям бюджетников, в соответствии с которой доплата за каждый час работы в ночное время, то есть с 22 до 6 часов, или в ночную смену при сменном режиме работы, если рабочая смена длится не больше 12 часов, устанавливается в таких размерах часового оклада работника:

  • 60% — работникам организаций здравоохранения, медицинских подразделений воинских формирований и военизированных организаций, которые оказывают экстренную и неотложную скорую медицинскую помощь;
  • 50% — работникам, труд которых связан с чрезвычайными ситуациями, а также медработникам, которые оказывают помощь пациентам, нуждающимся в постоянном круглосуточном наблюдении.

Доплаты за совмещение профессий или должностей, расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также выполнение обязанностей временно отсутствующего работника могут быть до 100% оклада в зависимости от объема выполняемых работ. Конкретный размер доплаты устанавливается нанимателем.

Кроме того, постановлением утверждена инструкция, по которой оклады работников бюджетных организаций определяются путем умножения базовой ставки на коэффициенты тарифных разрядов тарифной сетки (кратные размеры базовой ставки). Часовые оклады будут высчитываться путем деления оклада на расчетную норму рабочего времени конкретного месяца. Если организация вводит почасовую оплату, то часовой оклад определяется путем деления оклада на среднемесячное количество рабочих часов с учетом годового баланса рабочего времени и др.

Зная тарифный разряд для конкретной специальности, можно посчитать, как по-новому будут высчитываться оклады. Прикинем, какие примерно оклады будут у научных работников из числа специалистов. Считать нужно по формуле: базовая ставка (180 рублей с 2020 года) умноженная на коэффициент тарифного разряда.

К примеру, главный научный сотрудник получил 13 тарифный разряд. Значит коэффициент тарифного разряда для него 2,17. 180 умножаем на 2,17, получается 390,6 рублей — это размер его оклада.

У младшего научного сотрудника тарифный разряд 9, коэффициент тарифного разряда — 1,68. Оклад получается 302,4 рубля.

К окладу бюджетники еще будут получать стимулирующие выплаты — премии и надбавки, к примеру, за стаж, и компенсирующие выплаты.

Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.

Ранее сообщалось, что в этом году повышение зарплат работников бюджетной сферы планируется в мае и сентябре этого года. Об этом говорил министр финансов Максим Ермолович. 2019 год для бюджетников начался с падения средних зарплат, в январе они получились на 112,4 рубля меньше по сравнению с декабрем.

Читать полностью: https://finance.tut.by/news635328.html?vk

Допускается любое использование публикаций сайта, при условии размещения прямой активной ссылки на источник. Эта ссылка должна быть размещена в первом абзаце перепечатанного материала в виде фразы: «Сообщает Деловой Гомель (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».

  • Правовая информация и комментарии
  • Законодательство о труде и заработной плате
  • Расчеты и начисления
  • Гарантии и компенсации
  • Бухгалтерский учет и налогообложение
  • Документарий
  • Справочная информация и статистика

Следует иметь в виду, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников» (в ред. от 26.01.2015) установлено, что в государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0. Собственникам имущества организаций негосударственной формы собственности, в т. ч. организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, рекомендовано не допускать опережения роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников над ростом производительности труда.

Обратите внимание! Законодательство о труде предоставляет право субъектам хозяйствования всех форм собственности самостоятельно решать вопрос о повышении тарифной ставки первого разряда при наличии на это средств. Это относится и к ситуациям, когда повышение тарифных ставок (окладов) работников осуществляется без применения тарифной ставки первого разряда.

Согласно подп. 2.2 Указа Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» тарифные ставки (оклады) работников коммерческих организаций повышаются нанимателями в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Порядок определения и повышения тарифных ставок (окладов) устанавливается нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правового акта (далее — ЛНПА), принятых в порядке, установленном законодательством, и трудового договора (контракта).

10 вопросов об оплате труда работников коммерческих организаций

Рекомендациями по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 (в ред. от 21.07.2014; далее — Рекомендации № 67), предложено повышать тарифные ставки (оклады) в убыточных организациях в ином порядке.

В соответствии с подп. 17.1.3 Рекомендаций № 67 в убыточных организациях (получивших чистый убыток за отчетный период нарастающим итогом с начала отчетного года), включая организации, получающие субсидии из бюджета, в т. ч. на возмещение убытков, возникающих при реализации продукции, товаров (работ, услуг), и (или) реализующие коммунальные услуги юридическим лицам с учетом перекрестного субсидирования, рекомендуется устанавливать повышение тарифной ставки первого разряда в зависимости от темпов снижения убытка нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.

Например, Рекомендациями о порядке повышения тарифной ставки первого разряда, утвержденными постановлением коллегии Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 09.09.2015 № 412, определено, что повышение тарифной ставки первого разряда устанавливается за каждый процентный пункт снижения убытка от реализации продукции, товаров, работ, услуг нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года с учетом применения следующих дифференцированных размеров ее повышения:

  • для организаций, у которых действующая тарифная ставка первого разряда установлена на уровне устанавливаемой Правительством Республики Беларусь для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее — правительственной), и ниже, — 1,0;
  • для организаций, у которых действующая тарифная ставка первого разряда превышает правительственную до двух раз включительно, — 0,9;
  • для организаций, у которых действующая тарифная ставка первого разряда превышает правительственную более чем в два раза, — 0,8.

Существуют и некоторые дополнительные ограничения, связанные с повышением тарифных ставок:

  • субъекты хозяйствования всех форм собственности, имеющие задолженность по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, не могут повышать тарифные ставки, должностные оклады, действующие размеры премий, надбавки и доплаты в период до погашения задолженности (п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики»; в ред. от 05.01.2011);
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели при невыполнении ими условий оказания государственной поддержки не могут повышать тарифные ставки (оклады) работников, если уровень среднемесячной заработной платы работников таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, исчисленной нарастающим итогом с начала года, превышает уровень среднемесячной заработной платы работников по соответствующему виду экономической деятельности по республике в целом, исчисленной нарастающим итогом с начала года, в течение периода действия государственной поддержки (п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2001 № 623 «Об оплате труда работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при получении от государства в индивидуальном порядке государственной поддержки»; в ред. от 11.06.2013).

Выводы:

  1. При наличии чистого убытка по итогам работы коммерческой организации повышение тарифной ставки первого разряда возможно в пределах имеющихся финансовых возможностей и в зависимости от темпов снижения убытка нарастающим итогом с начала года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года.
  2. В государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) работников допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0.

Статья опубликована в журнале «Заработная плата» № 7 (127), июль 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

С 1 января и с 1 июня в два этапа потяжелеют тарифы на жили -коммунальные услуги. Так, зимой на 4,2 доллара в эквиваленте выросла стоимость услуг по техобслуживанию и капитальному ремонту жилых домов, газо-, электро- и водоснабжению, водоотведению, обращению с твердыми коммунальными отходами, техобслуживанию лифта, а также размеры возмещения расходов на электроэнергию. Летом на 0,8 доллара станут дороже теплоснабжение и горячее водоснабжение. В расчете на типовую двухкомнатную квартиру с тремя проживающими стоимость коммунальных услуг повысится не более чем на 5 долларов в эквиваленте.

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

С 1 января изменились ставки утилизационного сбора для автомобилей. Ранее они устанавливались для категорий транспортных средств не старше 3 лет и старше 3 лет. Теперь вместо двух вводятся три категории: не старше 3 лет, от 3 до 7 лет, старше 7 лет. В результате ставка сбора за транспортное средство, которому более 7 лет и которое гражданин ввозит из-за границы, составит 1 225,1 рубля. Другие ставки для физических лиц не поменялись.
Дилеры, которые импортируют автомобили из-за пределов ЕАЭС, могут поднять цены. Для новых машин с моторами от 1 000 до 2 000 см3 ставка утильсбора вырастет с 1 459,3 рубля до 6 115,2 рубля.

С 1 января 2021 г. на полгода выросли пенсионный возраст (до 62,5 года для мужчин, до 57,5 — для женщин), а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Планомерное повышение продлится до 2023 г., когда мужчины станут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет. Изменится пенсионный возраст и для военнослужащих.
Трудовой стаж показывает, сколько времени вы официально работали, а страховой стаж — как долго вы или наниматель платили взносы в Фонд соцзащиты населения. Если при выходе на пенсию не хватило страхового стажа, то вместо пенсии по возрасту вам начислят маленькую социальную пенсию (сейчас она составляет 129 рублей). В 2021 г. порог страхового стажа достигнет 18 лет, а в 2025-м — 20 лет для женщин и мужчин.

Затраты на создание таких рабочих мест финансируются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Финансирование и компенсация затрат на выполнение этой задачи осуществляются за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь далее — бюджет фонда , направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.

Но вопросы появляются далее – при начислении доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (часть первая ст. 147 ТК) и выходные дни; за работу в ночное время или в ночную смену. Дело в том, что согласно ст. 69 ТК за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные (часть первая ст. 147 ТК) и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, работникам коммерческих организаций с повременной оплатой труда производится доплата не ниже часовых тарифных ставок (тарифных окладов).

Так, согласно ст. 61 ТК оплата труда работников – определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты заработной платы работникам за исполнение ими трудовых обязанностей в соответствии с настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами и трудовым договором.

В соответствии с постановлением Совмина от 18.11.2020 N 659 повышается базовая ставка для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Ее размер с 1 января 2021 г. составит 195 руб.

Республиканские органы госуправления, местные исполнительные и распорядительные органы, руководители бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, должны принять меры по реализации этого постановления.

количество обратившихся в центр за медико-психологической, юридической и другими консультациями, по вопросам профориентации, трудоустройства и другим вопросам, входящим в компетенцию центра, определяемое по количеству обратившихся детей, подростков и молодежи в течение календарного года.»;

  • пункт 1 постановления Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета»;
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 17 мая 2000 г. № 74 «О совершенствовании условий оплаты труда работников Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 54, 8/3534);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. № 92 «Об условиях оплаты труда приемных родителей в приемной семье» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 69, 8/3714);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 4 июля 2000 г. № 100 «О совершенствовании условий оплаты труда работников Белорусского республиканского театра юного зрителя» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 70, 8/3718);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 26 июля 2000 г. № 105 «О повышающих коэффициентах к тарифным ставкам и должностным окладам работников комбинатов Государственного комитета по материальным резервам Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 79, 8/3789);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 июля 2000 г. № 106 «О повышающих коэффициентах к тарифным ставкам, должностным окладам работников Научно-исследовательского института проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 82, 8/3882);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14 августа 2000 г. № 113 «О совершенствовании условий оплаты труда работников Государственной академической хоровой капеллы Республики Беларусь им. Г.Ширмы Белорусской государственной филармонии» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 85, 8/3948);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14 августа 2000 г. № 114 «О совершенствовании условий оплаты труда работников Национальной библиотеки Республики Беларусь, Президентской библиотеки Республики Беларусь и Республиканской научно-технической библиотеки» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 85, 8/3950);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 14 августа 2000 г. № 115 «О совершенствовании условий оплаты труда работников Белорусского государственного драматического театра имени Якуба Коласа» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 85, 8/3949);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 11 сентября 2000 г. № 121 «О совершенствовании условий оплаты труда работников высших учебных заведений и учебных заведений (подразделений) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов, финансируемых за счет средств бюджета» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 90, 8/4184);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 25 сентября 2000 г. № 124 «О повышающих коэффициентах к тарифным ставкам и должностным окладам работников организаций Государственного комитета по гидрометеорологии Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 99, 8/4235);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 20 октября 2000 г. № 135 «О внесении дополнения в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 109, 8/4330);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 2 ноября 2000 г. № 140 «Об утверждении повышающих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников (кроме научных) Центральной научной библиотеки Национальной академии наук Беларуси» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 116, 8/4458);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 15 декабря 2000 г. № 153 «О повышающих коэффициентах к должностным окладам и тарифным ставкам работников средних специальных учебных заведений, финансируемых из бюджета» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 9, 8/4653);
  • постановление Министерства труда Республики Беларусь от 15 декабря 2000 г. № 154 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников базы отдыха «Крупенино» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 14, 8/4726).

Коммерческие предприятия закон никогда не заставлял применять тарифную оплату труда. Решение оставалось за руководством. На больших заводах и в крупных организациях часто использовалась такая система. Это удобно при количестве сотрудников в несколько сот человек. Позволяет достаточно справедливо распределить фонд оплаты труда среди людей.

Вот именно с такими схемами и могла бы бороться тарифная оплата труда. При её использовании просто невозможно, чтобы официальные зарплаты директора и уборщицы были одинаковыми. Сам работник легко может разобраться, как насчитали ему зарплату, а значит, при необходимости отстоять свои права.

Дополнительно к окладам, указанным в сетке, применялись различные надбавки. Например, за ненормированный рабочий день, за выслугу лет, за работу с вредными условиями и т.д. Такая система действовала в стране с 1992 года. Но в 2008 году произошли изменения. Схема оплаты труда бюджетников поменялась. Тем не менее, полностью отойти от Единой сетки сразу не получилось. Она просуществовала до 1.06.2011.

Для каждой отрасли существуют тарифно-квалификационные справочники. В них каждый вид труда отнесён к определённому разряду. Данная классификация основывается на сложности работ и степени профессионализма сотрудника, как и это было в Единой тарифной сетке.

Таким образом, для коммерческих фирм обязательная тарифная сетка по разрядам на 2019 год не существует. Информация, указанная в справочниках разрядов, носит рекомендательный характер. Работодатель может по своему усмотрению принять иное значение для тарифной ставки. Тарифные коэффициенты также рассчитываются организацией самостоятельно.

Оплата труда работников в 2020 году: рекомендации

Тарифная система оплаты труда устанавливается с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда. Тарифной системой устанавливаются тарифные ставки по тарифным разрядам и тарифные коэффициенты.

Текущие тарифные ставки рассчитаны из фонда оплаты труда на 1 квартал 2021 г. в размере 28 104 руб. для 4 разряда работ (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.12.2019 г. № 1169 «Об индексации стоимости строительно-монтажных работ») и производственного календаря на 2021 год для работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан, разработанного Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Каждой определенной профессии и квалификации в Единой тарифной сетке, являющейся нормативным документом, поставлен в соответствие определенный разряд. Разряд определяет величину коэффициента, которая в совокупности с тарифной ставкой первого разряда сформирует абсолютное значение размера оклада конкретного работника.

С 1 января 2017 года тарифная ставка выросла до 31 рубля. Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 11 января 2017 года №2 в Беларуси установлены новые размеры ежемесячных дифференцированных доплат к заработной плате работников бюджетных организаций. Размеры доплат: с 1-го до 6-го разряда – Br8,60; с 6-го до 10-го разряда – Br8; с 10-го до 12-го разряда – Br7,50; с 12-го до 13-го разряда – Br7; с 13-го до 14-го разряда – Br6,50; по 14-му разряду – Br5,70.

Тарифная ставка первого разряда в организации устанавливается нанимателем и подлежит согласованию с профсоюзом. В случае, если организация является бюджетной либо привлекает государственные дотации, для нее действует данная величина, устанавливаемая на правительственном уровне.

Законодательство обязывает организации руководствоваться республиканскими тарифами при формировании размеров заработных плат. Данный механизм обеспечивает минимальный гарантированный доход работникам определенной квалификации, то есть является механизмом социальной защиты.

В связи с отменой с 1 января 2020 г. Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС) постановлением № 63 организации вынуждены отказаться от ЕТС и разработать собственную тарифную сетку. Многие специалисты не знают, что делать дальше.
Однако смеем вас заверить, что собственная тарифная сетка – это, скорее, благо, чем зло, поскольку позволяет наилучшим образом определить тарифную часть заработной платы работников с учетом сложности и напряженности их труда.

Одним из важнейших элементов заработной платы любого работника является его тарифная ставка (тарифный оклад). Оплата труда работников, за исключением работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, производится на основе тарифных ставок (тарифных окладов), определяемых коллективным договором, соглашением или нанимателем (часть вторая ст. 61 ТК).

— осуществляться единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь. Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций;

Анатолий Дашко отметил, что по указу вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников в Беларуси вводится 18-разрядная тарифная сетка для определения размеров оплаты труда работников бюджетных организаций. Соответствующие изменения претерпит и законодательство. При этом ее введение не допускает снижения зарплаты, заверил депутат .

В то же время расширяются полномочия отраслевых министерств и руководителей на местах. «Согласно законопроекту отраслевые министерства подзаконными актами устанавливают тарифные разряды и определяют перечни стимулирующих и компенсирующих выплат и их размеры. Кроме того, государственным органам и бюджетным организациям предоставляется право самостоятельно устанавливать размеры выплат работникам в зависимости от результатов труда и наличия средств», — отметил депутат.

— оказываться материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями с направлением на эти цели средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников. Размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

При этом коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕТС, могут устанавливать для некоторых работников (группы работников) фиксированные размеры тарифных ставок (окладов) или иные системы оплаты труда (например, при расчете оплаты труда рабочих применять ЕТС, а для руководителей, специалистов и других служащих устанавливать должностные оклады без применения ЕТС).

Системы и конкретные размеры оплаты труда работников, в т.ч. порядок определения и повышения тарифных ставок (окладов), наниматель может устанавливать на основании коллективного договора, иного локального нормативного правового акта, принятых в порядке, установленном законодательством, соглашения и трудового договора (контракта) (п. 3 Рекомендаций № 67).

Тарифные коэффициенты ЕТС показывают, во сколько раз тарифные ставки (тарифные оклады) работников 2-го и последующих разрядов выше тарифной ставки 1-го разряда. Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда показывают, во сколько раз тарифная ставка (тарифный оклад) работника определенной профессии (должности) выше тарифной ставки 1-го разряда.

Далее в соответствии с подп. 9.2 п. 9 Рекомендаций № 67 наниматель вправе применить коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям согласно приложению 2 «Коэффициенты повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям» к Рекомендациям № 67.

Вслед за выходом Указа № 181 были опубликованы Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67), в соответствии с которыми предлагается устанавливать тарифные ставки (оклады):

Система оплаты труда представляет собой совокупность главных условий, главным образом, в зависимости, от которых сотрудник имеет право рассчитывать на выплату денежных средств за осуществленную им работу.
Размер заработной платы каждого занятого на предприятии человека регулируется рядом важных факторов, среди которых важно отметить:

  • Уровень квалификации сотрудника.
  • Выплаты-компенсации, рассчитывать на которые могут сотрудники, осуществляющие профессиональную деятельность в условиях, отличных от нормальных или представляющих потенциальную угрозу для здоровья.
  • Специфические особенности выполняемой работы (в том числе, сложность, качество, условия).
  • Прочие стимулирующие премии, полагающиеся отличившимся сотрудникам.
  • Тарифная система оплаты труда.

Тарифная и бестарифная системы оплаты труда – это основные системы оплаты труда в организации, именно о них мы и расскажем в данной статье.

В Советском Союзе действовала единая тарифная сетка, в которой были установлены минимальные ставки (самого низкого квалификационного разряда для конкретной профессии) и ТК. В настоящее время такой сетки нет и возникает вопрос: что показывает тарифный коэффициент на практике и зачем он нужен.

Показывает он следующее: чем выше квалификация рабочего, трудоемкость работы, тем больше ТК, на который умножается минимальная ставка. Нужен он для дифференциации оплаты труда рабочих по одной профессии, но выполняющих работу разной степени сложности.

Сегодня государство регулирует минимальные ставки и ТК лишь в отношении бюджетников (базовый документ — так называемая Новая система оплаты труда и отраслевые соглашения). Остальные предприятия вправе создавать сетки и рассчитывать ТК самостоятельно. Для этого определяют:

  • сколько разрядов одной профессии (специальности) вы введете;
  • какой планируется разрыв между низшим и высшим уровнями квалификации;
  • как увеличивается ТК — равномерно (1; 1,2; 1,4; 1,6…) или прогрессивно (1; 1,2; 1,5; 1,9…).

Для расчета коэффициента с равномерным увеличением воспользуемся формулой:

(макс. коэф. – мин. коэф.) / (кол-во разрядов – 1).

Пример:

Решено для токарей ввести 5 разрядов: с 2-го по 6-ой. Разрыв в ТК — 2 (низший — коэф. 1, высший — коэф. 2).

Решение: (2 – 1) / (5 – 1) = 0,25.

Значит, ТК для разрядов будут:

2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
1 1,25 1,5 1,75 2

Прежде всего, она является системой, состоящей из разрядов, а также соответствующим им коэффициентов, разработанные для того, чтобы наглядно демонстрировать, во сколько раз тарифная ставка рассматриваемого разряда выше первого. Показатель первого разряда при этом принимается за своеобразную точку отсчета.

Тарифная ставка числено равна денежной выплате за фиксированную единицу трудового времени. Благодаря тарифной ставке можно легко рассчитать стоимость одного рабочего часа, дня, месяца либо иного временного отрезка.

Тарифно-квалификационные справочники дают возможность осуществлять присвоение сотрудникам ту или иную квалификационную категорию.

Третий компонент рассмотренной нами системы, Единый тарифно-квалификационный справочник содержит в себе все необходимые характеристики, затрагивающие виды профессий, в зависимости от их особенностей (сложности, условий исполнения и т.д.). К их числу относятся требования, предъявляемые к каждой из категории профессий, описание тарифных разрядов, список профессионально-значимых личностных качеств.

За разработку ЕТКС отвечает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а также государственные органы исполнительной власти, отвечающие за те или иные отрасли экономической сферы.

Введены для упрощения и систематизации выплат, осуществляемых работодателем сотрудникам. Расчет заработной платы в этом случае осуществляется путем умножения тарифной ставки на принятую норму времени. Поскольку тарифная ставка во многом зависит от квалификации сотрудника, она также служит мотивацией для профессионального роста и приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для трудового процесса.

Для регулирования размера ставок, а также степени влияния квалификации работника на выплаты, предприятия используют нормативно-правовую базу, включающую в себя тарифные соглашения, коллективные договоры и официальные документы федерального уровня. Немаловажную роль также играют собственные ресурсы организации и ее тарифные возможности.

В случае если сотрудники сталкиваются с необходимостью осуществления работы в тяжелых, а также опасных для жизни или здоровья условиях труда, размер ставок повышается согласно коллективному договору.

Минимальной ставкой, установленной Правительством РФ, признается 1-ый разряд. Он дифференцируется в зависимости от ряда факторов, в том числе:

  • Форм (для сдельщиков и повременщиков).
  • Профессиональных групп (например, с повышенной интенсивностью труда либо ответственностью и т.д).
  • Условий труда (вредные, тяжелые, особо тяжелые условия труда являются основанием для повышения уровня заработной платы).

Для большинства современных отраслей сегодня используется 18-разрядная система тарифных ставок. Однако стоит отметить, что законодательство дает большинству предприятий право самостоятельно вести политику в сфере оплаты труда.

В частности, помимо уже рассмотренных нами факторов, на стоимость рабочего дня может повлиять высокий спрос на изготавливаемую продукцию или предоставляемые услуги, а также социальные выплаты, премии, надбавки.

Затрагивая тему надбавок, необходимо отметить условия, чаще всего сказывающиеся на увеличение стимулирующей части заработной платы. К их числу относятся:

  • Производительность, превышающая установленную норму.
  • Личный вклад сотрудника в увеличение производительности.
  • Качество работы, высокая скорость выполнения ответственных заданий.

Отдельные премиальные выплаты также полагаются за:

  • Своевременное выполнение работы в установленный период.
  • Высокие результаты работы по итогам года.
  • Авторские разработки и нововведения.
  • Семейными обстоятельствами либо состоянием здоровья.
  • Наличие акций от предприятия.
  • Возможно также осуществление премиальных выплат сотрудникам за экономию материальных ресурсов предприятия, творческий вклад в результат работы и т.д.

Несмотря на то что и надбавки и премии являются мотивационными составляющими заработной платы и имеют немало общих черт, они различаются, главным образом, тем, что если надбавки представляют собой регулярные выплаты, премии выдаются в зависимости от того, насколько эффективно выстроена работа того или иного сотрудника либо группы работников предприятия.

Отдельные доплаты гарантируются сотруднику в трех основных случаях:

  • При тяжелых условиях труда.
  • За работу в ночное время суток.
  • При повышенной интенсивности труда во период рабочего дня.

Предоставлять работникам, освобожденным от основной работы в Организации вследствие избрания на выборные должности в выборный орган Профсоюза жизнеобеспечения, после окончания их выборных полномочий прежнюю работу должность , а при ее отсутствии — другую равноценную работу должность. Тарифная оплата труда может применяться и в частных компаниях, для которых нет обязательных тарифных сеток, введенных на законодательном уровне.

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на годы Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения А. Кочегаров Председатель Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения А. Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на годы. В редакции, введенной в действие Отраслевым тарифным соглашением от 7 декабря года. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на годы далее — Соглашение или ОТС заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Порядок применения Единой тарифной сетки

Бестарифная система оплаты труда ставит на первый план уровень квалификации сотрудника. В свою очередь, он определяется признаками, оговариваемыми сторонами трудового договора во время его заключения.

На сегодняшний день существует несколько разновидностей бестарифной оплаты труда:

  1. Оплата по диапазонам представляет собой систему, согласно которой заработная плата зависит от умения сотрудника грамотно воплощать в жизнь конкретные задачи и получать высокие результаты работы за установленный отрезок времени.
  2. Оплата согласно коэффициенту трудовой стоимости отличается тем, что главную роль здесь играет отношение заработной платы, получаемой сотрудником по факту к минимальному среднему уровню зарплаты за определённый период. Получившийся в итоге коэффициент является отражением деловых качеств сотрудника и того, насколько эффективно он справляется со своими обязанностями.

Основные признаки:

  • Наличие фонда оплаты труда, составленного из фиксированного процента заработка.
  • Долевое распределение средств фонда между работниками предприятия.
  • Учет личных результатов сотрудников, их достижений, а также качества реализации предъявляемых требований и социального заказа.

Основа тарифной оценки происходит из понимания того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, тем выше у него должна быть заработная плата.

При создании собственной тарифной системы специалисты кадровой службы совместно с руководителями подразделений определяют:

  • количество квалификационных уровней каждой профессии и специальности;
  • максимальный коэффициент для наивысшего разряда по каждой специальности;
  • промежуточные показатели (будут они расти равномерно или прогрессивно).

В результате формируется тарифная таблица, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого рабочего и служащего и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.

Пример расчета для водителя трамвая в Санкт-Петербурге.

Уровень квалификации — 5-ый. Вилка коэффициента — 1,63–2,06.

МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 18 000.

Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент: получим размер оклада водителя: 29 340–37 080 (без учета надбавок и компенсаций).

Определим ключевые основы определения тарифной сетки для работников бюджетной сферы. Итак, для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для своих подведомственных учреждений.

Структура оплаты труда бюджетников отвечает единым требованиям. Так, в первую очередь для тарифной системы определяется базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой будут применяться повышающие тарифные коэффициенты. Например, стажевой коэффициент, надбавка за квалификацию, доплата за переработку и прочее.

Далее идет тарифный профессиональный коэффициент. Цель применения — использовать как своего рода надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).

Пример тарифной системы для образовательного учреждения.

Должность

Базовая единица, руб.

Тарифный профессиональный коэффициент

Базовый оклад, руб.

Директор

10 000

3,0

30 000

Заместитель директора

10 000

2,7

27 000

Главный бухгалтер

10 000

2,5

25 000

Учитель

10 000

2,2

22 000

Педагог-библиотекарь

10 000

1,8

18 000

Завхоз

10 000

1,5

15 000

Рабочие

10 000

1,128

11 280

Далее к базовому окладу применяется следующая зависимость — наличие квалификации. Отраслевым положением может быть установлен надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент. Соответственно, если работник не подтвердил свой уровень квалификации, то и надбавки данной категории ему не положено.

Но может применяться и сложная форма. Например, когда работники одной должности могут получить несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.

Уровень квалификации

Базовый оклад, руб.

Размер коэффициента

Должностной оклад, руб.

Ученая степень

22 000

1,8

39 600

Наличие наград, орденов, присвоение звания «заслуженный» и аналогичные события

22 000

1,7

37 400

Высшая степень

22 000

1,6

35 200

Первая степень

22 000

1,5

33 000

Вторая степень

22 000

1,3

28 600

Третья степень

22 000

1,15

25 300

Дополнительно к базовому окладу могут применяться и иные виды надбавок. Например, стажевой коэффициент за общий стаж, надбавка за стаж работы на данном предприятии, территориальные надбавки и прочие факторы, определяющие род деятельности работника.

В каждой организации на локальном уровне закреплено, какая система оплаты труда в ней применяется. Если это тарифная система, правила использования которой в 2020-2021 годы регламентируются действующими нормами ТК РФ, то в локальном нормативном акте, например положении об оплате труда или коллективном договоре, прописываются все составляющие этой системы и принципы их применения. Так, работодатель должен расписать тарифную сетку, которая будет использоваться при начислении зарплаты сотрудникам.
В рамках тарифной сетки закрепляется привязка к тарифным разрядам, т. е. все должности на предприятии разбиваются на определенные группы — разряды. Обычно 1-й разряд присваивается наименее квалифицированным должностям, а с повышением уровня сложности работы повышается и разряд.

Обратите внимание! Естественно, что за более сложную работу, требующую определенных знаний и навыков, устанавливается более высокая оплата труда. Чтобы не устанавливать отдельно суммы для каждой группы должностей, используют тарифные коэффициенты. С их помощью оклад, назначенный для должностей 1-го разряда, автоматически увеличивается на установленный коэффициент для 2-го, 3-го и т. д. разрядов.

Тарифная ставка 1 разряда в Беларуси

Тарифный коэффициент представляет собой множитель, который применяется к заработной плате работника первого разряда. Это показатель, который увеличивает заработную плату работника с учетом таких показателей, как тарифный разряд, тарифный коэффициент. На предприятиях обычно применяется разрядная тарифная ставка, состоящая из шести разрядов. Таким образом, работник первого разряда имеет наименьший показатель заработной платы, а шестой, соответственно, самый высокий. Тарифный коэффициент 1 разряда соответствует минимальной зарплате, равен 1,0.

С конца 1992 года по 01.12.2008 в России действовала Единая тарифная сетка, по которой рассчитывалась зарплата бюджетникам. Основные вопросы были урегулированы в постановлении Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.1992 № 785. В этом акте утверждалась сама ЕТС, а также она признавалась обязательной для применения во всех бюджетных учреждениях.

Изначально Единая тарифная сетка состояла из 18 разрядов, в ней присутствовали коэффициенты от 1 до 10,7. Чтобы рассчитать тарифную ставку, например, для 5-го разряда, нужно было умножить ставку 1-го разряда на коэффициент 5-го разряда. Вопрос заключался только в том, какую ставку применять для 1-го разряда. А решался он следующим образом: она принималась Правительством РФ.

Тарифные разряды устанавливались в зависимости от сложности работ. Для того чтобы унифицировать распределение работников по тарифным разрядам, использовались 2 квалификационных справочника:

  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС);
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Оба справочника утверждены Правительством РФ. Они постоянно обновляются, поскольку уровень развития технологий повышается, вводятся новые стандарты работы.

До 2011 года тарифная система оплаты труда действовала во всех бюджетных учреждениях. В стране существовала Единая тарифная сетка РФ. В ней были указаны разряды для всех специальностей работников бюджетной сферы. Исключение составляли только высшие руководители страны (министры и их заместители). Единая сетка содержала 18 разрядов.

  • профессия рабочий относилась к 1-4 разрядам;
  • техники к 2-4 разрядам;
  • инженеры к 6-13 разрядам;
  • руководство к 14-18 разрядам.

Дополнительно к окладам, указанным в сетке, применялись различные надбавки. Например, за ненормированный рабочий день, за выслугу лет, за работу с вредными условиями и т.д. Такая система действовала в стране с 1992 года. Но в 2008 году произошли изменения. Схема оплаты труда бюджетников поменялась. Тем не менее, полностью отойти от Единой сетки сразу не получилось. Она просуществовала до 1.06.2011.

Коммерческие предприятия закон никогда не заставлял применять тарифную оплату труда. Решение оставалось за руководством. На больших заводах и в крупных организациях часто использовалась такая система. Это удобно при количестве сотрудников в несколько сот человек. Позволяет достаточно справедливо распределить фонд оплаты труда среди людей.

С 01.12.2008 Единая тарифная сетка была заменена на несколько иной способ тарификации зарплаты бюджетников. Это произошло после вступления в силу постановления Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений» от 05.08.2008 № 583.

Важно! По-прежнему в ходу квалификационные справочники, но вместо тарифного разряда сейчас используются категории «профессиональные квалификационные группы» и «квалификационные уровни». Кроме того, разработаны и внедрены системы компенсационных и стимулирующих выплат.

Теперь размер оклада и ставки устанавливается руководителем самого учреждения, для чего он должен учитывать сложность выполняемой работы и уровень квалификации работника. А от размера среднего заработка работников учреждения напрямую зависит и зарплата самого руководителя. Эта взаимосвязь должна помочь правильно распределять фонд заработной платы между всеми работниками, без перекоса в сторону руководящего звена.

Что такое тарифный разряд? Тарифный коэффициент является составляющей частью разряда по квалификационным характеристикам. Он характеризует уровень сложности работ. Тарифный разряд (тарифный коэффициент) является одним из важнейших составляющих тарифной сетки. Как он определяется? Его можно посмотреть в специальном справочнике характеристик рабочих по уровню квалификации.

В тарифной сетке отсчет всегда начинается с работников первого разряда. Они, как правило, имеют самый низкий оклад и уровень квалификации. Обычно уровень оклада работников первого разряда соответствует минимальному уровню заработной платы, определенному на государственном уровне.

Чтобы сохранить единство тарификации работ и определения квалификационного уровня рабочих профессий, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендует руководителям применять ЕТКС, который действовал и во время использования Единой тарифной сетки.

В этом справочнике содержится следующая информация:

  • характеристика основных видов работ;
  • сложность этих работ;
  • соответствие каждого вида работы тарифному разряду;
  • требования, которые должны предъявляться к уровню знаний работника и его навыкам в рамках квалификационного уровня;
  • примеры конкретных работ или профессиональные стандарты, которые действуют для определенного вида работ.

Сам справочник представляет собой не единый документ, а поделен на разделы. Каждый раздел посвящен определенной сфере деятельности, например швейному производству или рекламно-оформительским работам. Каждый раздел закреплен приказом министерства, регулирующего трудовые отношения в данной сфере в момент выпуска приказа. Поскольку многие приказы были изданы еще в СССР, в справочнике есть и приказы Госкомтруда СССР. Потом приказы издавались Минтрудом РФ, Министерством труда и соцзащиты РФ.

Система оплаты труда представляет собой совокупность главных условий, главным образом, в зависимости, от которых сотрудник имеет право рассчитывать на выплату денежных средств за осуществленную им работу.
Размер заработной платы каждого занятого на предприятии человека регулируется рядом важных факторов, среди которых важно отметить:

  • Уровень квалификации сотрудника.
  • Выплаты-компенсации, рассчитывать на которые могут сотрудники, осуществляющие профессиональную деятельность в условиях, отличных от нормальных или представляющих потенциальную угрозу для здоровья.
  • Специфические особенности выполняемой работы (в том числе, сложность, качество, условия).
  • Прочие стимулирующие премии, полагающиеся отличившимся сотрудникам.
  • Тарифная система оплаты труда.

Тарифная и бестарифная системы оплаты труда – это основные системы оплаты труда в организации, именно о них мы и расскажем в данной статье.

Бестарифные системы характеризуются тем, что здесь не важны расценки, тарифы. Заработок обусловлен иными критериями, в частности, он зависит от соглашения с работодателем, оплачивается итоговый результат. Порой подобное может создавать спорные ситуации.

При тарифном варианте трудящийся получает оклад – базовую величину. Добавочные выплаты исчисляются на основе оклада.

Тарифная система характеризуется устойчивостью и постоянством. Вне зависимости от качества труда трудящийся приобретает намеченную сумму. У руководства нет необходимости оценивать количество и качество трудовых операций.

Тарифный вариант является более прогнозируемым, но в меньшей степени учитывает вклад отдельного человека в совокупный результат. Тарифная форма направлена на анализ работы всего персонала, а бестарифная – на анализ каждого по отдельности.

Прежде всего, она является системой, состоящей из разрядов, а также соответствующим им коэффициентов, разработанные для того, чтобы наглядно демонстрировать, во сколько раз тарифная ставка рассматриваемого разряда выше первого. Показатель первого разряда при этом принимается за своеобразную точку отсчета.

Тарифная ставка числено равна денежной выплате за фиксированную единицу трудового времени. Благодаря тарифной ставке можно легко рассчитать стоимость одного рабочего часа, дня, месяца либо иного временного отрезка.

Тарифно-квалификационные справочники дают возможность осуществлять присвоение сотрудникам ту или иную квалификационную категорию.

Третий компонент рассмотренной нами системы, Единый тарифно-квалификационный справочник содержит в себе все необходимые характеристики, затрагивающие виды профессий, в зависимости от их особенностей (сложности, условий исполнения и т.д.). К их числу относятся требования, предъявляемые к каждой из категории профессий, описание тарифных разрядов, список профессионально-значимых личностных качеств.

За разработку ЕТКС отвечает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а также государственные органы исполнительной власти, отвечающие за те или иные отрасли экономической сферы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *