Федеральный конституционный закон о референдуме РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный конституционный закон о референдуме РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Референдум Российской Федерации (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также — гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

2. Порядок и сроки назначения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом. Порядок и сроки подготовки и проведения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимаемыми в пределах ее полномочий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

3. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимаются в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума.

Федеральный Конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6-7) пункты утратили силу. (в ред. Федерального конституционного закона от 24.04.2008 N 1-ФКЗ)

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) пункт утратил силу. (в ред. Федерального конституционного закона от 24.04.2008 N 1-ФКЗ)

10) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. (в ред. Федерального конституционного закона от 24.04.2008 N 1-ФКЗ)

6. Часть утратила силу. (в ред. Федерального конституционного закона от 24.04.2008 N 1-ФКЗ)

7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

1. При подготовке и проведении референдума используется русский язык как государственный язык Российской Федерации, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, используются и государственные языки республик в составе Российской Федерации, а также языки народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

2. Формулировка вопроса (вопросов) референдума, текст проекта нормативного акта, выносимого на референдум, бюллетень, решения, принятые на референдуме, документы органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, касающиеся проведения референдума, составляются (публикуются) на русском языке и на государственных языках республик в составе Российской Федерации, а в случае необходимости — и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Номер документа: 5-ФКЗ
Дата принятия: 28/06/2004
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 30/06/2004
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 18/06/2017 документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 30 Федерального конституционного закона О референдуме… № 1-ФКЗ от 18/06/2017
Вступила в силу с: 18/06/2017


Редакция от 06/04/2015, принята документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 47 Федерального конституционного закона О референдуме… № 2-ФКЗ от 06/04/2015
Вступила в силу с: 18/04/2015


Редакция от 22/12/2014, принята документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 19 Федерального конституционного закона… № 17-ФКЗ от 22/12/2014
Вступила в силу с: 03/01/2015


Редакция от 24/04/2008

Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О внесении изменений в статью 19 Федерального конституционного закона…»

Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О внесении изменения в статью 47 Федерального конституционного закона «О референдуме…»

Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О внесении изменения в статью 30 Федерального конституционного закона «О референдуме…»

Ссылка на Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 19 Федерального конституционного закона…

Ссылка на Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 47 Федерального конституционного закона О референдуме…

Ссылка на Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 30 Федерального конституционного закона О референдуме…

Ссылка на Конституция Российской Федерации

Ссылка на Конституция Российской Федерации :: Статья 135

Ссылка на редакцию документа от 24/04/2008 :: Статья 19. Проверка соблюдения порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума,

Ссылка на редакцию документа от 06/04/2015 :: Статья 30. Полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Ссылка на редакцию документа от 22/12/2014 :: Статья 47. Контрольно-ревизионные службы

Референдум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа. Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным — «да» или «нет».

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию — так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум. Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов. Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки. Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных. По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны. В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума. Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству голосов его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами.

Написать комментарий

      Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
      Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
      Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

      Это ложь.

      Частью 3 той же статьи 13 Конституции установлено политическое многообразие. Хочешь быть патриотом – будь им, хочешь быть либералом – будь им.

      Посмотрите любое «политическое» ток-шоу на федеральных каналах и убедитесь, что уж часть 3 статьи 13 Конституции в нашей стране соблюдаются, как никакие другие законы.

      Миф № 4 развеян.

      25 апреля 1993 года был проведен референдум с целью разрешить конфликт между Борисом Ельциным и Верховным Советом — парламентом РСФСР, с которым президент не мог поделить полномочия.

      На референдум были вынесены четыре вопроса:

      1. Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?

      2. Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?

      3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации?

      4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

      Сторонники Ельцина призывали голосовать «Да-Да-Нет-Да». Сам Ельцин, однако, говорил, что не против досрочных выборов президента и парламента — он предпочитает «все четыре Да».

      — Что вы думаете по поводу того, что в своей экспертной оценке выдало движение «Голос»? Одно из главных обстоятельств в том, что голосование было проведено с нарушением указа президента. Потому что голосование могло начаться только спустя месяц после подписания указа президента. Поскольку голосование началось 25-го числа, то есть за неделю до того, как голосование было назначено, то здесь речь идет — с точки зрения «Голоса» — о явном нарушении.

      С формальной точки зрения это, безусловно, явное нарушение. С другой стороны, вы Конституцию читали? Вы к реальной жизни эту Конституцию относили? Граждане России имеют право на жизнь, но при этом гарантированного прожиточного минимума не имеет никто. Имеют некоторые категории. Но о том, чтобы всем гражданам России дать гарантированный прожиточный минимум, государство даже не заикается. Оно даже не мыслит про это.

      Беседовал Вадим Горшенин

      Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

      Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

      В ми­ровой практике референдум — это осуществляемое путем тайно­го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не­согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу­дарства или правительства.

      Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

      Другой распространенный повод проведения референдума — же­лание государственной власти получить одобрение какого-то сво­его акта, когда она не решается брать на себя ответственность.

      Исход референдума может иметь императивное значение, и тогда следует утверждение законодательного акта или отклонение его, отставка правительства и т. д. Такие референдумы, если они предусмотрены конституциями, иногда называют «контрольны­ми».

      Пример

      Например, таковыми были в 1970-1980-е гг. референдумы в Великобритании, Дании и других западноевропейских странах по поводу вступления в Европейское экономическое сообщество. Но встречаются и консультативные референдумы, исход которых не носит обязательного характера. Например, в Швеции в 1956 г. в ходе референдума только 15% принявших в нем участие одоб­рили перевод транспорта на правостороннее движение, но, не­смотря на это, парламент все же принял такой закон.

      Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимизации того или иного государственно­го лидера или действий органов власти. Часто так называют оп­рос населения с целью определения судьбы какой-либо террито­рии. По своей процедуре плебисцит практически не отличается от референдума. К плебисцитам часто прибегали авторитарные правительства, добивавшиеся поддержки народа.

      Инициатива референдума может исходить и от избирателей (Италия, США) или субъектов федерации (Швейцария). В этих случаях он часто приобретает антиправительственную направлен­ность. Возможна ситуация, когда референдум носит чисто фа­культативный характер.

      Референдум РФ (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

      Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ

      Термин «референдум» имеет множество различных значений. Референдум может быть обязательным или рекомендательным. В некоторых странах для этих двух типов референдума используются разные названия. Референдумы можно классифицировать по тому, кто их инициирует.

      Обязательный референдум класс референдума должен быть на голосование , если определенные условия или определенные действия правительства должны быть приняты. Они не требуют подписей от общественности. В областях, где проводятся референдумы, обязательный референдум обычно используется в качестве юридически необходимого шага для ратификации конституционных изменений, ратификации международных договоров и присоединения к международным организациям, а также некоторых видов государственных расходов.

      Типичные типы обязательных референдумов включают:

      Конституционные изменения: некоторые страны или местные органы власти предпочитают принимать любые поправки к конституции с помощью обязательного референдума. К ним относятся Австралия , Ирландия , Швейцария , Дания и 49 из 50 штатов США (единственное исключение — Делавэр ).

      Финансовые решения: во многих населенных пунктах требуется референдум, чтобы правительство могло выпустить определенные облигации, поднять налоги выше определенной суммы или взять на себя определенные суммы долга. В Калифорнии, например, правительство штата не может занимать более 300 000 долларов без публичного голосования по предложению облигаций на уровне штата .

      Международные отношения: в Швейцарии проводятся обязательные референдумы о принятии международных договоров , касающихся коллективной безопасности и присоединения к наднациональному сообществу. Референдум такого типа проводился только один раз в истории страны: неудачная попытка Швейцарии в 1986 году присоединиться к Организации Объединенных Наций .

      Военный референдум: гипотетический тип референдума, впервые предложенный Иммануилом Кантом , представляет собой референдум для одобрения объявления войны на военном референдуме . Она никогда не принималась ни одной страной, но обсуждалась в Соединенных Штатах в 1930-х годах как поправка Ладлоу .

      Факультативный референдум класс референдумов , который ставится на голосование в результате спроса. Это может исходить от исполнительной власти, законодательной власти или по запросу людей (часто после выполнения требования подписи).

      Типы необязательных референдумов включают:

      Плебисцит властей : также известный как обращение в законодательные органы, инициируется законодательным органом или правительством. Это могут быть рекомендательные вопросы для оценки общественного мнения или обязательные вопросы права.

      Референдум по инициативе : процесс, проводимый гражданами для внесения предложений и голосования по новым законам.

      • Народный референдум : гражданский процесс противодействия существующим законам и их отмены.
      • Отзыв референдума : процедура отстранения выборных должностных лиц до истечения срока их полномочий . В зависимости от области и положения отзыв может быть для конкретного лица, например, отдельного законодательного органа, или более общего, например для всего законодательного органа.

      Некоторые территории могут провести референдум о том, стать ли независимым суверенным государством . Этот тип референдума может быть юридически санкционированным и обязательным, например, референдум 2011 года о независимости Южного Судана , или в некоторых случаях может не санкционироваться и считаться незаконным, например, референдум 2017 года о независимости Каталонии .

      «Референдум» — это герундийная форма латинского глагола refero , буквально «нести» (от глагола fero , «нести, приносить, нести», плюс неотделимая приставка « ре-» , означающая здесь «назад»). Поскольку герундив — это прилагательное , а не существительное , оно не может использоваться отдельно на латыни и должно содержаться в контексте, связанном с существительным, например Propositum quod referendum est populo , «Предложение, которое должно быть донесено до людей» . Добавление глагола sum (3-е лицо единственного числа, est ) к герундиву обозначает идею необходимости или принуждения, то есть того, что «должно» быть сделано, а не того, что «пригодно» для выполнения. Его использование в качестве существительного в английском языке не считается строго грамматическим использованием иностранного слова, а скорее представляет собой недавно придуманное английское существительное, которое следует грамматическому использованию английского языка, а не латинскому грамматическому использованию. Это определяет форму множественного числа в английском языке, которое согласно английской грамматике должно быть «референдумом». Использование «референдума» как формы множественного числа в английском языке (трактовка его как латинского слова и попытка применить к нему правила латинской грамматики) не поддерживается в соответствии с правилами как латинской, так и английской грамматики. Использование слова «референдум» во множественном числе гипотетически позиционируется как герундий или герундий в Оксфордском словаре английского языка , который исключает такое использование в обоих случаях следующим образом:

      Это тесно связано с повесткой дня , «теми вопросами, которые нужно продвигать», с давних пор , гнать (скот); и меморандум , «то, что нужно помнить», от memoro , чтобы вспомнить, corrigenda , от rego , чтобы управлять, исправлять, те вещи, которые необходимо исправить (исправить) и т. д.

      В Австралии «референдум» часто называют голосованием по изменению федеральной конституции и «плебисцитом» — голосованием, которое не влияет на федеральную конституцию. Однако это ошибочно, поскольку не все федеральные референдумы проводились по конституционным вопросам (например, референдум о призыве в австралийской армии 1916 года ), а голоса штатов, которые аналогичным образом не влияют ни на федеральную конституцию, ни на конституцию штата, часто называются референдумами (например, в 2009 году Референдум о переходе на летнее время в Западной Австралии ). Исторически сложилось так, что они используются австралийцами как синонимы, и плебисцит считался еще одним названием референдума.

      В Ирландии под «плебисцитом» понимается голосование за принятие конституции, но последующее голосование с целью внесения поправок в конституцию называется «референдумом», как и опрос электората по неконституционному законопроекту.

      Федеральный конституционный закон под номером 5 ФКЗ «О референдуме в РФ» одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года. С момента вступления документа в силу в него вносились определенные изменения, призванные устранить неточности в формулировках. Последние поправки были введены 18 июня 2017.

      Структурно Федеральный закон «О референдуме РФ» состоит из следующих глав:

      • общие положения — включают в себя принципы проведения, основные понятия и термины, используемые законодательством, а также отдельные организационные аспекты;
      • инициатива проведения и начало референдума – регулируется порядок организации, сбор подписей и их проверку, решение о назначении;
      • комиссии – систематизация их организации и правовой статус, процедура формирования и сроки, подразделения комиссий и полномочия;
      • статус наблюдателей и представителей средств массовой информации, регламент их участия в проведении голосования;
      • списки участников референдума, порядок составления и ознакомления с ними по закону;
      • финансирование проводимого голосования, учреждение специальных фондов и отчетность;
      • информационное обеспечение – порядок информирования участников, опубликование опросов и правовых актов и законов, выносимых на голосование, агитация и условия ее проведения;
      • процедура голосования – выбор помещений, бюллетень и открепительное удостоверение, порядок голосования, в том числе досрочного и вне отведенных помещений;
      • подсчет голосов и определение итогов – ведение протокола, подсчет бюллетеней и определение результатов;
      • опубликование итогов и юридическая сила принятого голосованием решения для принятия соответствующего закона;
      • рассмотрение нарушений, зафиксированных в ходе голосования;
      • ответственность за нарушения данного закона.

      В заключительные положения документа включаются статьи о порядке исчисления сроков, переходные правовые нормы и порядок вступления закона в силу. В последнем вопросе учитываются и документы, которые в соответствии с принятием ФЗ 5 «О референдуме РФ» утрачивают свою силу.

      В Федеральный конституционный закон под номером 5 кроме основных статей включены два приложения. Первое – утвержденная форма подписного листа. Второе – контрольное соотношение сведений, вносимых в итоговый протокол.

      Два разных парламента – два разных ФКЗ «О референдуме»

      Инициатива проведения референдума регламентируется статьей 14 Федерального конституционного закона «О референдумах РФ». По ее предписаниям голосование инициируется:

      • двумя миллионами граждан Российской Федерации, поставившими свои подписи за проведение;
      • Конституционным Собранием;
      • федеральными органами государственной власти.

      Каждая инициатива имеет определенные условия для ее реализации. Отдельно закон касается вопросов, которые могут выдвигаться на голосование. К таковым согласно статье 6 ФКЗ 5 относятся:

      • проект новой Конституции РФ;
      • правовой акт или вопрос, выдвинутый в соответствии с заключенным международным договором;
      • вопросы государственного значения при соблюдении предусмотренного порядка.

      На референдум не выносятся следующие вопросы:

      • о смене статуса субъектов РФ, который уже закреплен в Конституции;
      • о пребывании на государственных постах временно замещающих лиц;
      • о прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ или Государственной Думы;
      • о составе государственных органов, а также об органах, сформированных согласно международным договоренностям;
      • о принятии чрезвычайных мер для обеспечения здоровья и безопасности граждан.

      Скачать Федеральный конституционный закон «О референдумах Российской Федерации» можно здесь. Документ предлагается в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Текст будет востребован гражданами, знакомящимися со своими правами, а также должностными лицами, задействованными в подготовке и реализации голосования.

      Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” был одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года и спустя двенадцать дней, 23 июня того же года получил одобрение Совета Федерации. Законодательство было подписано президентов и вступило в силу 28 июня 2004 года.

      Настоящим законодательством референдум определяется как высшая форма прямого выражения воли народа наряду со свободными выборами. Государство гарантирует свободу волеизъявления граждан Российской Федерации на референдуме, защиту демократических прав и правовых норм. Референдум запрещается использовать для принятия решений, которые противоречат положениям Конституции РФ, а также отменяют и умиляют права и свободы человека или препятствуют их реализации.

      Вам будет интересно: ФЗ 73 в новой редакции. Подробнее по ссылке:

      ФКЗ-5 состоит из 93 статей и 15 глав, которые регулируют следующие основы проведения референдума:

      • Гл. 1 содержит общие положения о принципах и основания для осуществления всенародного опроса, нюансы организации и проведения, а также язык и финансирования референдума, включая использование государственной автоматизированной системы “Выборы”;
      • Гл. 2 устанавливает порядок определения инициативы для проведения референдума и её реализации, а также назначение цели всеобщего опроса;
      • Гл. 3 предусматривает полномочия комиссии, включая систему её работы, а аткже порядок избрания;
      • Гл. 4 описывает статус и полномочия наблюдателей и представителей СМИ;
      • Гл. 5 определяет правила формирования участков для проведения всенародного голосования;
      • Гл. 6 устанавливает правила составления списков участников референдума;
      • Гл. 7 предусматривает особенности финансирования данного мероприятия, включая порядок формирования фонда и контроля за его использованием;
      • Гл. 8 описывает особенности информационного обеспечения;
      • Гл. 9 определяет правила голосования;
      • Гл. 10 устанавливает требования к подсчёту голосов и подведению итогов голосования;
      • Гл. 11 предусматривает порядок обнародования результатов референдума;
      • Гл. 12 определяет правила и сроки хранения документов опроса;
      • Гл. 13 описывает особенности направления и рассмотрения обращений о нарушениях положений настоящего законодательства;
      • Гл. 14 устанавливает ответственность за несоблюдение требований текущего закона;
      • Гл. 15 содержит заключительные положения о переходных вопросах и вступление законодательства в силу.

      Текст закона дополняется двумя приложениями, которые определяют правила оформления подписного листа и подсчёта контрольных соотношений протокольных данных.

      Вам будет интересно: ФЗ об ОРД в новой редакции. Подробности по ссылке:

      На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос. Формулировка вносимого вопроса должна исключать возможность неоднозначного толкования и множественного ответа. Ответ должен быть однозначным и прямым для исключения неопределённости принятых решений. Для составления бюллетеней используется государственный язык, а также допускается формулировка положений на языках входящих в состав Российской Федерации республик и на языках национальных меньшинств в регионах их плотного проживания.

      Проведение референдума Российской Федерации осуществляется на основании следующих принципов:

      • свободное и прямое волеизъявление граждан на тайном голосовании;
      • всеобщее участие, независимо от половых, языковых, национальных, расовых, религиозных, имущественных и других признаков;
      • равные условия участия и одинаковое количество голосов;
      • голосование непосредственно за или против вынесенного вопроса;
      • добровольное участие. Запрещается кому-либо оказывать влияние на граждан с намерением принудить к участию или неучастию в голосовании, а также препятствовать свободному изъявлению своего мнения;
      • тайное голосование, исключающее сторонний контроль или наблюдение за результатом голосования.

      В ходе последних изменений настоящего законодательства, состоявшихся 18 июня 2017 года, в статью 30, предусматривающую перечень полномочий центральной избирательной комиссии РФ, был внесён пункт 16, который определяет установление порядка доставки документов о подготовке и проведении референдума, а также согласование с уполномоченным в архивной области органом вопросов о хранении, передаче и уничтожении данной документации.

      Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” был одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года и спустя двенадцать дней, 23 июня того же года получил одобрение Совета Федерации. Законодательство было подписано президентов и вступило в силу 28 июня 2004 года.

      Настоящим законодательством референдум определяется как высшая форма прямого выражения воли народа наряду со свободными выборами.

      Государство гарантирует свободу волеизъявления граждан Российской Федерации на референдуме, защиту демократических прав и правовых норм.

      Референдум запрещается использовать для принятия решений, которые противоречат положениям Конституции РФ, а также отменяют и умиляют права и свободы человека или препятствуют их реализации.

      ФЗ 73 в новой редакции. Подробнее по ссылке:

      ФКЗ-5 состоит из 93 статей и 15 глав, которые регулируют следующие основы проведения референдума:

      • Гл. 1 содержит общие положения о принципах и основания для осуществления всенародного опроса, нюансы организации и проведения, а также язык и финансирования референдума, включая использование государственной автоматизированной системы “Выборы”;
      • Гл. 2 устанавливает порядок определения инициативы для проведения референдума и её реализации, а также назначение цели всеобщего опроса;
      • Гл. 3 предусматривает полномочия комиссии, включая систему её работы, а аткже порядок избрания;
      • Гл. 4 описывает статус и полномочия наблюдателей и представителей СМИ;
      • Гл. 5 определяет правила формирования участков для проведения всенародного ания;
      • Гл. 6 устанавливает правила составления списков участников референдума;
      • Гл. 7 предусматривает особенности финансирования данного мероприятия, включая порядок формирования фонда и контроля за его использованием;
      • Гл. 8 описывает особенности информационного обеспечения;
      • Гл. 9 определяет правила ания;
      • Гл. 10 устанавливает требования к подсчёту и подведению итогов ания;
      • Гл. 11 предусматривает порядок обнародования результатов референдума;
      • Гл. 12 определяет правила и сроки хранения документов опроса;
      • Гл. 13 описывает особенности направления и рассмотрения обращений о нарушениях положений настоящего законодательства;
      • Гл. 14 устанавливает ответственность за несоблюдение требований текущего закона;
      • Гл. 15 содержит заключительные положения о переходных вопросах и вступление законодательства в силу.

      Текст закона дополняется двумя приложениями, которые определяют правила оформления подписного листа и подсчёта контрольных соотношений протокольных данных.

      ФЗ об ОРД в новой редакции. Подробности по ссылке:

      На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос. Формулировка вносимого вопроса должна исключать возможность неоднозначного толкования и множественного ответа.

      Ответ должен быть однозначным и прямым для исключения неопределённости принятых решений.

      Для составления бюллетеней используется государственный язык, а также допускается формулировка положений на языках входящих в состав Российской Федерации республик и на языках национальных меньшинств в регионах их плотного проживания.

      Федеральный закон №214 в новой редакции.

      Проведение референдума запрещается при следующих обстоятельствах:

      • во время военного положения;
      • при чрезвычайных обстоятельствах;
      • в последний год полномочий президента;
      • в течении временного промежутка между объявлением о проведении референдума и обнародованием его результатов, не может быть выдвинута инициатива о проведении нового ания;
      • повторной всенародный опрос, содержащий те же вопросы, не может быть проведён в течении двух лет после объявления его результатов.

      Референдум, инициатива которого была выдвинута в соответствиями с требованиями конституционного законодательства, не отменяется при наступлении экстремальных обстоятельств или военного времени, он переносится и осуществляется в течение 3 месяцев после снятия особого положения.

      Проведение референдума Российской Федерации осуществляется на основании следующих принципов:

      • свободное и прямое волеизъявление граждан на тайном ании;
      • всеобщее участие, независимо от половых, языковых, национальных, расовых, религиозных, имущественных и других признаков;
      • равные условия участия и одинаковое количество ;
      • ание непосредственно за или против вынесенного вопроса;
      • добровольное участие. Запрещается кому-либо оказывать влияние на граждан с намерением принудить к участию или неучастию в ании, а также препятствовать свободному изъявлению своего мнения;
      • тайное ание, исключающее сторонний контроль или наблюдение за результатом ания.

      Правом на участие в референдуме РФ обладают все граждане государства, достигшие 18 лет. Они также могут выдвигать инициативу проведения всенародного опроса и принимать участие в подготовке и проведении ания в порядке, установленном настоящим законодательством.

      Граждане, находящие на момент проведения референдума в иностранном государстве, вправе также участвовать в ании, в чём им обязаны содействовать дипломатические и консульские организации.

      Не обладают правом на участие во всеобщем ании лица, которые признаны судебными инстанциями недееспособными и находящие в местах лишения свободы по вступившему в силу судебному приговору.

      Подробнее о ФЗ о конституционном суде тут:

      Статья 136 Конституции РФ гласит, что поправки к главам 3–8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия .

      Это значит, что для их принятия требуется не менее двух третей депутатов Государственной думы и не менее трех четвертей членов Совета Федерации.

      Далее в статье 136 говорится, что поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ.

      Между тем принятый закон о поправках предусматривает, что после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ вступает в силу только третья статья этого закона.

      В ней говорится, что президент направляет в Конституционный суд (КС) запрос о соответствии закона первой, второй и девятой главам Конституции.

      КС, в соответствии с данной статьей, обязан дать заключение в семидневный срок.

      Референдум субъекта РФ: 268 попыток за 5,5 лет

      Сама по себе идея проведения общероссийского ания по поправкам, вероятно, не противоречит статье 136. А вот конституционность конкретного алгоритма, который предложен в законе, сомнительна.

      Принципиальный вопрос: в какой момент проводится ание? Если бы оно проводилось, скажем, после одобрения Советом Федерации, но до ания в региональных парламентах, никакого противоречия с Конституцией не было бы заметно. Люди голосуют, выражают свое мнение.

      И на основе волеизъявления жителей каждого региона законодательные органы этих регионов принимают решения — одобрить или нет. Было бы и демократично, и юридически безупречно.

      Но ать предлагается тогда, когда свое слово скажут уже все органы, в чьей компетенции одобрение поправок. Если народ проголосует за, то проблемы не будет.

      А если против? Ведь мы хотя бы теоретически должны предполагать такую возможность. Закон говорит, что в этом случае поправки в силу не вступят.

      Но статья 136 Конституции не предполагает возможность невступления в силу поправок, одобренных Госдумой, Советом Федерации и двумя третями региональных парламентов.

      Проблема с заключением Конституционного суда аналогична: оно тоже предусмотрено на слишком поздней стадии. Но с КС есть и другая проблема.

      Его деятельность регламентируется статьей 125 Конституции РФ и соответствующим федеральным конституционным законом, которые не дают суду таких полномочий. К тому же сомнительно требование о недельном сроке.

      Вопрос слишком серьезный, чтобы диктовать такие сжатые сроки.


      • Разное
      • Английский язык
      • Астрономия
      • Алгебра
      • Биология
      • География
      • Геометрия
      • Детские презентации
      • Информатика
      • История
      • Литература
      • Математика
      • Медицина
      • Менеджмент
      • Музыка
      • МХК
      • Немецкий язык
      • ОБЖ
      • Обществознание
      • Окружающий мир
      • Педагогика
      • Русский язык
      • Технология
      • Физика
      • Философия
      • Химия
      • Шаблоны, картинки для презентаций
      • Экология
      • Экономика
      • Юриспруденция

      Референдум Российской Федерации (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. 1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также — гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.6. Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

      1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.2. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.

      Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»

      Дата подписания: 28.06.2004

      Дата публикации: 30.06.2004 00:00

      Одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года
      Одобрен Советом Федерации 23 июня 2004 года

      Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

      Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Референдум Российской Федерации

      Референдум Российской Федерации (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

      Статья 2. Принципы проведения референдума

      1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

      2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

      3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

      4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

      5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также — гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

      6. Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

      Статья 3. Законодательство Российской Федерации о референдуме

      1. Законодательство Российской Федерации о референдуме составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, другие федеральные конституционные законы, федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, другие федеральные законы.

      2. Порядок и сроки назначения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом. Порядок и сроки подготовки и проведения референдума устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимаемыми в пределах ее полномочий, установленных настоящим Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

      3. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принимаются в целях обеспечения единообразного применения настоящего Федерального конституционного закона, федеральных законов при подготовке и проведении референдума.

      Статья 4. Основные термины и понятия

      1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Федеральном конституционном законе, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

      • А
      • Б
      • В
      • Г
      • Д
      • Е
      • Ё
      • Ж
      • З
      • И
      • Й
      • К
      • Л
      • М
      • Н
      • О
      • П
      • Р
      • С
      • Т
      • У
      • Ф
      • Х
      • Ц
      • Ч
      • Ш
      • Щ
      • Э
      • Ю
      • Я

      Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

      Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

      Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран[a].

      Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

      Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

      В тот же день — 17 марта 1991 года на территории РСФСР прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента РСФСР. В нём приняло участие 75,09 % граждан РСФСР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РСФСР был избран Борис Ельцин.

      25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *