Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление опеки и попечительства над детьми оставшимися без попечения родителей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Оформление опеки и попечительства возможно в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии усыновителей. При этом сестры несовершеннолетнего подопечного, равно как и братья, бабушки, дедушки, имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Опека устанавливается над детьми от рождения до 14 лет. Попечительство — над детьми от 14 до 18 лет. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетие (достигшие 18-летнего возраста) и дееспособные лица. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ).
Как взять ребенка под опеку или на попечительство
Не могут быть опекунами (попечителями) (п. 2 ст. 35 ГК РФ; п. 1, 3 ст. 146 СК РФ; Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденный постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117):
- лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
- лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей);
- бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
- лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества;
- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
- лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых нельзя принять ребенка под опеку (попечительство);
- лица, не прошедшие подготовку к опекунству или попечительству (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
- лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами этого государства и не состоящие в браке.
Решение о возможности быть опекуном (попечителем) принимает орган опеки и попечительства. Основанием для принятия такого решения является заявление гражданина о назначении его опекуном или попечителем (ст. 31, п. 1 ст. 32, п. 1 ст. 33 ГК РФ; п. 1, 2 ст. 145 СК РФ; ч. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»; п. 4(1) Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423).
Имеет ли права опека отказать забрать сестру из детдома
Стать усыновителем можно только после прохождения на безвозмездной основе подготовки в качестве лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Пройти ее можно в органе опеки и попечительства или обратиться в организацию, осуществляющую такую подготовку. После обучения выдается свидетельство о прохождении подготовки (п. 6 ст. 127 СК РФ; п. 2, 4, 5, 18 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 N 235). Однако не требуется проходить подготовку отчиму, мачехе или близким родственникам усыновляемого ребенка, а также лицам, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицам, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (пп. 12 п. 1, п. 3 ст. 127 СК РФ).
Решение о возможности усыновления (удочерения) принимает суд на основании заявления гражданина, выразившего желание быть усыновителем. Дела об усыновлении рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора, а также усыновляемого ребенка в возрасте от 14 лет. Необходимо также заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления. При усыновлении ребенка, достигшего 10-летнего возраста, требуется его согласие (п. 1, 2 ст. 124, ст. 125 СК РФ; ст. 269, 273 Гражданского процессуального кодекса РФ; п. 2, 14, 15, 17, 18 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275).
Таким образом, оснований для отказа автору вопроса в желании стать законным представителем своей сестры, находящейся в организации для детей-сирот, не имеется. Более того, автор, являясь сестрой ребенка, в силу закона обладает преимущественным правом установления опеки или попечительства (в зависимости от возраста ребенка) над ним. Законодательство РФ в соответствии с международными нормами устанавливает безусловный приоритет семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства с учетом положений ст. 54, 123 СК РФ, а также п. 3 ст. 5 Федерального закона от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» обязаны продолжать работу по устройству или оказанию содействия в устройстве детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор практики рассмотрения в 2017 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей инос
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.05.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 26.12.2017)
«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»
Тема: Порядок установления опеки над несовершеннолетним ребенком
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 319-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
«Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
-
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
«Об опеке и попечительстве»
-
Федеральный закон от 29.07.2018 N 224-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 114 и 115 Семейного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.10.2017 N 302-ФЗ
«О внесении изменений в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 14.11.2017 N 321-ФЗ
«О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедуры взыскания алиментов»
-
Федеральный закон от 29.12.2017 N 438-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»
-
Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Согласно действующему законодательству, вся деятельность по подготовке документов ребёнка для усыновления или опеки лежит на органах опеки и попечительства. Запрещается требовать от потенциальных усыновителей или опекунов, попечителей какие-либо документы, связанные с усыновляемым или потенциальным подопечным. Все, абсолютно все документы на ребёнка должны быть подготовлены органом опеки и попечительства (вместе с организацией, где ребёнок находится).
Недопустимо (в том числе с точки зрения сохранения тайны усыновления) «поручать» усыновителям разыскивать «пропавших» родителей ребёнка, требовать от них получения каких-либо «отказов» или «согласий». Не вправе потенциальный усыновитель собирать медицинские документы на ребёнка, оформлять свидетельство о рождении и т.п. любые документы, связанные с ещё не усыновлённым им ребёнком т. к. до момента назначения их законными представителями ребенка они являются ему посторонними гражданами и не имеют никаких полномочий, и это может расцениваться как доступ к данным, составляющим информацию о частной жизни другого гражданина. То же можно сказать и про кандидатов в опекуны или попечители.
Данная таблица описывает возможность избрания той или иной формы семейного устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей в зависимости от причины, по которой ребёнок остался без родительского попечения, описаны возможности документального оформления таких причин. Отражены также необходимые юридические действия в отношении ребёнка.
Следует учесть, что в случае, если указана возможность передачи ребёнка под опеку, то применимы все формы опеки, включая собственно опеку, опеку по договору о приёмной или патронатной семье, а также попечительство.
В организацию для детей, оставшихся без попечения родителей ребёнок может быть передан лишь в случае, если невозможно передать его в семью.
Пакет документов кандидат в опекуны подает в органы опеки и попечительства. После изучения документов в течение 7 дней проводится проверка жилищных условий, в которых будет находиться подопечный. Важнейшее требование для ребенка — наличие отдельного спального места, а также места для занятий. Ребенку с инвалидностью необходимо предоставление отдельной комнаты.
На принятие решения об установлении опеки дается 15 дней.
Кандидат в опекуны получает заключение о разрешении или отказе в опекунстве. Если социальная служба отказала, ее заключение можно обжаловать в судебном порядке.
Постановление предоставляется:
- в школу;
- больницу, поликлинику;
- правоохранительным органам (при необходимости);
- во время поездок.
По сравнению с усыновлением оформить опекунство намного проще. Оно не приводит к утрате обязанности биологических родителей материально обеспечивать ребенка и заботиться о нем.
Размер пособий зависит от различных факторов. Условно субсидия предоставляется для обеспечения несовершеннолетнего, однако социальная служба не контролирует расходование средств.
Изучение отношения к велосипедному спорту
Оцените уровень проводимой работы по обеспечению законности и правопорядка, эффективности профилактики правонарушений в районе.
Какие методы борьбы с проявлениями коррупции в обществе на Ваш взгляд являются наиболее эффективными?
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2010 N 559, от 25.04.2012 N 391, от 12.05.2012 N 474, от 04.09.2012 N 882, от 14.02.2013 N 118, от 02.07.2013 N 558, от 10.02.2014 N 93, от 10.09.2015 N 960, от 30.12.2017 N 1716, от 19.12.2018 N 1586, от 21.12.2018 N 1622, от 15.11.2019 N 1458, от 10.02.2020 N 114)
В соответствии со статьями 6, 8, 10, 14, 16, 24 и 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;
Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;
Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;
Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;
Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;
форму отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 «О приемной семье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3721);
пункт 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560);
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.05.2012 N 474, от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организации).
2. В случае отсутствия или недостаточности у органов опеки и попечительства организационных, кадровых, технических и иных возможностей организации могут осуществлять следующие полномочия органов опеки и попечительства:
а) выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;
б) подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее — гражданин, выразивший желание стать опекуном).
3. Полномочия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, осуществляются организациями на возмездной или безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.
4. Для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление с приложением копий учредительных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены), копии штатного расписания, других документов по запросу органа опеки и попечительства, подтверждающих возможность организации выполнять возлагаемые на нее полномочия. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)
Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов направляет в налоговый орган по месту нахождения организации запрос о предоставлении сведений об организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)
Указанный запрос и ответ на него направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у соответствующего органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия — в форме документа на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.05.2012 N 474)
Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления указанных полномочий устанавливается Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)
Орган опеки и попечительства в течение 30 дней со дня получения указанных документов рассматривает их и принимает решение передать организации осуществление полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, либо отказать в такой передаче с указанием причин отказа. Копия решения направляется организации в течение 7 дней со дня подписания.
5. Орган опеки и попечительства вправе возложить на организацию осуществление как всех полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, так и одного из них.
Порядок контроля за деятельностью организации по осуществлению полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, устанавливается органом опеки и попечительства.
6. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей и форма акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.12.2018 N 1586)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем (далее — опекун) договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации, — договора о патронатной семье (патронатном воспитании) (далее — договор).
2. Договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный), так и в отношении нескольких подопечных.
Не допускается заключение договора через представителя опекуна.
3. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.
В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.
В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.
4. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423
1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.
2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.
Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.
3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.
4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.
5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.
6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.
7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.
9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.
Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.
10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.
11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2009 г. N 423
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее — опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).
3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.
4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
4(1). При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)
б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)
5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.
6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.
Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.
7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.
В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)
Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство – на детей в возрасте от 14 до 18 лет. После 18-ти лет ребенок признается полностью дееспособным, в следствии чего в попечительстве больше не нуждается. Исключением будет являться ребенок на инвалидности.
Отличительные особенности опекунства и попечительства:
- Опекаемое лицо. При опеке это могут быть дети до 14 лет, а также полностью недееспособные граждане, при попечительстве – дети от 14 до 18 лет, а также ограниченно дееспособные лица.
- Круг обязанностей. Опекун фактически заменяет ребёнку или недееспособному лицу родителей, попечитель же наделён значительно меньшими правами и обязанностями.
- Правила распоряжения имуществом. Опекун совершает важные сделки от имени опекаемого и, в определённых случаях, с согласия органов опеки и попечительства. Попечитель лишь даёт согласие подопечному на совершение тех или иных сделок.
- Круг лиц, входящих в правоотношения. При опеке это опекун и опекаемый, при попечительстве – попечитель и подопечный.
В целом, можно сделать вывод о том, что понятия опекун и попечитель весьма схожи между собой, хотя и имеют ряд определенных особенностей.
- малолетние;
- недееспособные;
- несовершеннолетние родители.
Отдельно необходимо выделить вариант, когда родители новорожденного не наделены полной дееспособностью. В этом случае также потребуется назначение опекунства.
Опека над малолетним назначается, ели родители не могут по уважительной причине или не желают исполнять родительские обязанности.
К уважительным причинам относятся:
- смерть;
- признание умершим;
- признание безвестно отсутствующим;
- розыск;
- отбывание наказания в местах лишения свободы;
- болезнь;
- лишение дееспособности.
Если родитель не желает исполнять обязанности в отношении ребенка, то перед назначением опеки необходимо:
- лишить его родительских прав;
- ограничить его в родительских правах.
Таким образом, опекун малолетнего, по сути, заменяет ему кровную семью.
Недееспособный
С момента достижения гражданином 18 лет он автоматически наделяется полной дееспособностью. То есть он может использовать гражданские права и нести гражданские обязанности в полном объеме.
В исключительных случаях закон предусматривает возможность лишения совершеннолетнего человека дееспособности. Среди них:
- психическое расстройство, при котором больной не может оценить последствия своих действий, угрожает жизни и здоровью других граждан;
- злоупотребление алкоголем или наркотиками, которое привело к расстройству психики.
Дееспособность может быть восстановлена в судебном порядке. В этом случае опекунство отменяется.
Несовершеннолетние родители
Если мать и отец новорожденного не достигли 18 лет, то целесообразно назначить над ним опеку. В соответствии со ст. 62 СК РФ несовершеннолетние мать и отец могут самостоятельно исполнять родительские обязанности, если достигли 16 лет.
Но если их возраст младше 16 лет, то требуется назначение опекуна, который будет защищать детские права наравне с его родителями.
Опека отменяется при достижении матерью или отцом 16 лет.
При назначении опеки над несовершеннолетним ребенком имеет значение его статус.
В 2020 году выделяются следующие варианты:
- родительский ребенок;
- выявленный несовершеннолетний
- ребенок, наделенный статусом оставшегося без родительского попечения.
В зависимости от статуса различается порядок оформления опекунства и перечень документации, который необходимо представить в уполномоченный орган.
Временная (по заявлению родителей)
Ст. 13 ФЗ от 2008 года № 48 устанавливает возможность оформления опеки над детьми, мать и отец которых временно не могут исполнять обязанности.
Особенности опекунства по заявлению:
- родительские права и обязанности сохраняются в полном объеме;
- постановление обязательно содержит срок действия;
- оформляется при наличии веских причин (обучение в другом городе, командировка, работа вахтовым методом);
- кандидатура опекуна выбирается родителями;
- необходимо согласие как матери, так и отца;
- ребенок не получает статуса, оставшегося без родительского попечения;
- опекун не получает выплат и льгот.
Предварительная
Ст. 12 ФЗ от 2008 года № 48 устанавливает возможность оформления опеки над несовершеннолетним, который только выявлен. Под выявлением понимается получения статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения.
В течение 30 дней с момента присвоения статуса, родные ребенка или посторонние граждане могут оформить опеку на льготных условиях. Данный вариант необходим, чтобы не помещать несовершеннолетнего в приют на период подготовки документации для постоянного опекунства. Особенности:
- оформляется по 3 документам (заявление опекуна, акт обследования жилищных условий и гражданский паспорт);
- действует 6 месяцев (в исключительных случаях дополнительно продлевается еще на 2 месяца);
- опекун не получает права на распоряжение имуществом подопечного; не может быть назначена на возмездной основе.
По окончанию предварительной опеки должна быть назначена постоянная.
Постоянная
Под постоянной опекой понимается форма семейного устройства ребенка, лишенного родительского попечения. Она действует до достижения воспитанником 14 лет. После чего автоматически переходит в попечительство. Попечитель исполняет свои обязанности до совершеннолетия воспитанника.
Законодательством предусмотрена возможность участия в семейном воспитании нескольких субъектов:
- опекунство над несколькими подопечными;
- опекунство над одним подопечным несколькими опекунами.
Несколько опекунов
Ст. 10 ФЗ от 2008 года № 48 предусматривает возможность назначению одному подопечному 2 и более опекунов. Это решение принимается отделом опеки в интересах недееспособного или несовершеннолетнего подопечного.
Представители могут самостоятельно разделить полномочия в отношении воспитанника или просить об этом специалистов отдела опеки. Если опека назначена на возмездных условиях, вознаграждение делится между представителями в любой пропорции (по их заявлению) или перечисляется в полном объеме одному из них.
Несколько подопечных
Один опекун может быть представителем 2 и более несовершеннолетних и недееспособных граждан. Законодатель рекомендует одновременную передачу в семью не более 8 детей (с учетом кровных).
Предельное число недееспособных подопечных законом не установлено.
В настоящее время предусматриваются установленные на законодательном уровне сроки, в течении которых осуществляется оформление разрешения на опеку. Как правило, заявка кандидата рассматривается в течение одного месяца с момента обращения. Дополнительно процесс разбирательства, который длится два месяца, а кроме того вступление постановления суда в законную юридическую силу, что происходит спустя три дня после его вынесения. Данная ситуация предусматривается согласно текущей нормативной базе, однако на практике сроки могут увеличиваться. Либо наоборот сокращаться при соответствующих обстоятельствах, либо необходимости представления дополнительной документации.
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423
Последствия отсутствия родительской опеки, требуемой в отношении несовершеннолетних, проявляются в установлении над ними опеки или попечительства, Основания и порядок установления опеки и попечительства отражены в ст. 121 СК.
Исключительным случаем установления опеки является назначение опекуна над ребенком родителя, который не достиг 16-летия. Такое правило установлено ст. 62 СК.
Ошибочным является мнение о том, что установить опеку или попечительство можно только в отношении такого несовершеннолетнего, у которого родители утратили свои права.
Ребенок может быть признан не имеющим родительского попечения в случаях:
- смерти родителей;
- наличия решения, которым родители лишены прав на ребенка;
- наличия болезни у родителя, препятствующей воспитанию ребенка;
- родительского бездействия.
Данный перечень не является окончательным. Главное значение обстоятельств должно заключаться в невозможности нормального воспитания ребенка, его обучения и развития, а также создании таких условий проживания, которые угрожают здоровью и существованию несовершеннолетнего.
Одним из нововведений действующего законодательства стала обязательная недопустимость передачи братьев и сестер под опеку различных опекунов, влекущую их разлучение.
Недопустимость такой разлуки является обеспечением интересов детей. Руководствуясь теми же интересами, орган опеки может назначить братьям и сестрам разных опекунов и попечителей, однако в документе, свидетельствующем о таком решении должны быть указаны причины такого действия, а также основания, по которым одно и тоже лицо не смогло получить опекунство в отношении всех несовершеннолетних, имеющих родство.
Практика показывает, что дети, объединенные родством и лишенные попечительства своих родителей, передаются под опеку одному лицу, что позволяет не разлучать их и демонстрировать семейные ценности, которые защищаются государством.
Порядок установления попечительства и опеки над детьми, которые имеют родственную связь, не отличается в иных процедурах от общего приказного назначения лиц.
Назначение опекунов и попечителей осуществляется в отношении несовершеннолетних детей с целью достижения индивидуально защищенности их интересов. Распоряжение органа опеки является основанием для такого назначения.
Граждане, изъявившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних, подают заявления от своего имени в орган опеки, который территориально соответствует месту жительства ребенка, в исключительных случаях, по месту собственного жительства.
Кандидат, прошедший процедуру назначения считается опекуном (попечителем) ребенка. Такое назначение подлежит обжалованию по заявлению заинтересованных лиц. Примером может послужить желание родственника стать опекуном ребенка после того, как в отношении последнего был назначен опекун, не имеющий общего родства с несовершеннолетним.
Обжалование производится в судебном порядке, а его завершением является судебное решение, которое выносится в интересах опекаемого.
Опекуны или попечители не имеют специальных удостоверений, их полномочия подтверждаются распоряжением о назначении, изданном органом опеки.
Существует ряд оснований, по которым опека или попечительство прекращаются в автоматическом порядке:
- достижение ребенком 14-летнего возраста в отношении опеки и совершеннолетия в отношении попечительства;
- эмансипация ребенка, основанная на получении дееспособности в полном объеме, что возможно в результате заключения брака;
- эмансипация 16-летнего ребенка по согласию попечителя;
- получение полной дееспособности родителем ребенка, в отношении которого назначен опекун. Поводом может стать совершеннолетие родителя, его эмансипация или заключение брака, в возрасте до 18 лет;
- судебное решение, которым родители ребенка восстановлены в своих правах на него. В случаях, когда родители не были лишены родительских прав, вопрос об отмене опеки (попечительства) разрешается органом опеки;
- судебное решение, прекращающее ограничение прав родителей на ребенка;
- усыновление несовершеннолетнего
Кроме того, опекун (попечитель) может быть освобожден от своих обязанностей на основании собственного заявления, а также отстранен от обязанностей в случае их ненадлежащего исполнения.
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Вопросы и ответы юристов
На основании п. 7 ст. 10 Федерального закона об опеке и попечительстве исполнение обязанностей опекуна/попечителя над несовершеннолетним ребенком, оставшимся без родителей, может быть возложено сразу на несколько лиц, например, обоими супругами при совместно поданном заявлении о желании взять под опеку. В случае расторжения брака, совместная опека/попечительство сохраняется за обоими супругами.
Федеральным законом об опеке попечительстве РФ предусмотрена норма, допускающая назначение, так называемой, предварительной опеки/попечительства. Особенность такой формы устройства несовершеннолетнего ребенка заключается в отсутствии необходимости всесторонней проверки гражданина, который принимает на себя исполнение обязанностей опекуна/попечителя. Соответственно, чтобы получить разрешение на опеку и попечительство, гражданину достаточно предъявить только документ, удостоверяющий личность, а специалисты органов опеки и попечительства должны проверить условия его жизни.
Семейное законодательство РФ предусматривает возможность назначения опеки и попечительства над несовершеннолетним ребенком единственным родителем, в случае его смерти. В этом случае родитель должен написать заявление и подать его в орган опеки и попечительства по месту проживания ребенка. Данное заявление может быть изменено или отменено путем предоставления нового заявления.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Опека и попечительство над детьми
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16
«О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»
-
Обзор судебной практики разрешения судами споров, связанных с принудительным исполнением требований исполнительных документов банками и иными кредитными организациями
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 02.07.2021 N 310-ФЗ
«О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.07.2021 N 358-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«Об актах гражданского состояния»
Все документы >>>
-
Распоряжение Президента РФ от 14.10.2020 N 255-рп
«О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов»
-
Письмо Президента РФ
«Заключение на проекты Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в статьи 193.1, 193.2 и 202 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях»
-
Письмо Президента РФ
«Заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»
Все документы >>>
Установление опеки и попечительства
-
Письмо ФНП от 21.06.2017 N 2664/06-08
«О дарении недвижимого имущества несовершеннолетнему»
-
Информация Минюста России от 20.07.2015
«Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
-
Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2015 N 227-О
«По запросу Ленинского районного суда города Смоленска о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации»
Все документы >>>
- Опека и попечительство как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 2016 / Жаглина Марина Евгеньевна, Костина Светлана Евгеньевна
- Природа договора об осуществлении опеки (попечительства) 2009 / Темникова Н. А.
- Правовое регулирование опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних: пробелы и противоречия 2011 / Товмасян Рарпи Вагановна
- Проблемы правового регулирования опеки и попечительства над детьми в Российской Федерации 2015 / Бурдо Евгений Петрович
- Опека и попечительство: вопросы организации 2010 / Джабуа И. В., Калина Е. А., Лапшова Е. В.
В Российской Федерации существуют формы семейного устройства для детей, оставшихся без попечения родителей:
- усыновление,
- опека или попечительство,
- приемная семья,
- патронат,
- гостевая семья,
- детский дом семейного типа.
Самыми популярными являются первые три: усыновление, опека и попечительство, приемная семья.
Применительно к опеке и попечительству над детьми нужно упомянуть и о таком варианте, как временная опека или попечительство. В том случае, если родители в течение какого-то времени по уважительным причинам не смогут выполнять свои обязанности, они могут обратиться в орган опеки с просьбой назначить временного опекуна или попечителя. Использование такой формы опеки или попечительства над детьми допускается на срок до 3 месяцев, в исключительных случаях – до полугода.
Также временная опека применяется и в случаях, когда ребёнок временно помещается в одно из специализированных (в частности, медицинских) учреждений, где постоянный опекун не может присутствовать. В этом случае задачи выполняет администрация учреждения. При этом полномочия постоянного опекуна не прекращаются, и после возвращения ребенка он продолжает осуществлять обязанности по опеке.
Похожие записи:
-