Ответственность за распространение экстремистских материалов в сети интернет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за распространение экстремистских материалов в сети интернет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Уголовная ответственность за распространение экстремистских материалов в сети Интернет

Объективную сторону преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) образует то, что пользователи размещают в сети Интернет материалы, которые признаны экстремистскими по решению суда, либо признаются таковыми в ходе расследования уголовного дела по результатам психолого-лингвистической экспертизы.

Часть 1 статьи 282 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 282 УК РФ совершаются только с прямым умыслом, то есть лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. В данном случае лицо, виновное в совершении преступления распространяет экстремистские материалы с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

Распространение экстремистских материалов по другим мотивам образует состав административного правонарушения и в уголовно-правовом порядке не преследуется.

Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды понимаются, в частности, высказывания, обосновывающие или утверждающие необходимость применения насилия, геноцида, массовых репрессий, депортаций и иных противоправных действий в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии.

Не образует состава указанного преступления высказывание суждений и умозаключений в ходе дискуссий (политических, научных), и не преследующих умысел на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 282 УК РФ, то есть за действия, направленные возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Сеть Интернет сама по себе не является средством массовой информации, однако размещение экстремистских материалов в сети Интернет, что связано с неограниченным доступом к ним неопределенного количества пользователей, свидетельствует о публичности указанных действий.

Квалификация преступления не зависит от того, какое количество пользователей сети Интернет ознакомилось с размещенными материалами. Преступление считается оконченным с момента публичного распространения хотя бы одного материала независимо от того, удалось возбудить у пользователей чувство вражды или ненависти.

Ефремовский межрайпрокурор

Карасев А.В.

1. Статья 20.29 является новой и была введена в главу 20 настоящего Кодекса Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в массовом распространении экстремистских материалов, а равно в их производстве либо хранении в целях массового распространения.

Под массовым распространением экстремистских материалов следует понимать деятельность, направленную на ознакомление с экстремистскими материалами неопределенного круга читателей, зрителей, радиослушателей, телезрителей. Массовое распространение экстремистских материалов рассчитано на неопределенный круг потребителей. Не является массовым распространением передача экстремистских материалов определенному субъекту для осуществления профессиональной деятельности, когда данные материалы выступают предметом профессиональной деятельности. Не является массовым распространением передача экстремистских материалов определенному субъекту для ознакомления без цели последующего массового распространения.

Установление экстремистских материалов носит абсолютно определенный характер. Материал считается экстремистским, если он содержится в опубликованном федеральном списке экстремистских материалов. Настоящий Кодекс не предусматривает правовой формы данного списка. Однако исходя из смысла статьи 55 Конституции РФ, представляется, что федеральный список экстремистских материалов должен иметь форму федерального закона.

3. Субъектами вышеуказанного правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

4. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, совершается умышленно.

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон № 114) экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, которые вносятся в федеральный список экстремистских материалов и подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

В соответствии со ст. 13 Закона № 114 на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Административная ответственность в соответствии со ст. 20.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает при условии массового распространения экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно за их производство либо хранение в целях массового распространения и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 148-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 10.05.2007 N 71-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 29.04.2008 N 54-ФЗ, от 25.12.2012 N 255-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.06.2014 N 179-ФЗ, от 21.07.2014 N 236-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 23.11.2015 N 314-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 02.12.2019 N 421-ФЗ, от 31.07.2020 N 299-ФЗ, от 15.10.2020 N 337-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 01.07.2021 N 280-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
27 июня 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2002 года

Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

законность;

гласность;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение общественному или религиозному объединению либо иной организации выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором. Предупреждение общественному или религиозному объединению может быть вынесено также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций (далее — федеральный орган государственной регистрации), или его соответствующим территориальным органом. (в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 54-ФЗ)

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

В случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.

Предупреждение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

1. Комментируемая статья введена в Кодекс в целях реализации Федерального закона от 15 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.), нормы которого направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации.

В ст. 1 указанного Закона даны определения понятия экстремистской деятельности (экстремизма), экстремистской организации, экстремистских материалов.

Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие либо оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Закон предусматривает ответственность общественных и религиозных объединений (ст. 9), средств массовой информации (ст. ст. 8 и 11) за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности.

Предусмотрена также ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 14), а также граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, за осуществление экстремистской деятельности (ст. 15).

2. Статья 13 упомянутого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24 июня 2007 г. N 211-ФЗ) устанавливает, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной сети Интернет на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Решение о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

3. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, составляет деятельность по распространению экстремистских материалов, их производству и хранению в целях распространения.

В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения суда такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции РФ и подлежащий опубликованию.

4. Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.

В ст. 15 (ч. 4) упомянутого Закона указывается, что автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ст. 1 данного Федерального закона, признается лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность.

5. Данное деяние следует характеризовать в качестве противоправного, совершенного с прямым умыслом.

6. Дела такого рода рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).

Протоколы об административных правонарушениях также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

Слышал, что в России сажают за репосты. Как это возможно? Объясните

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Написать комментарий

      Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

      Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

      Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

      При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

      Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

      Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

      Согласно статье 20.29 КоАП РФ массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения —

      влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;

      на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;

      на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

      Сотрудниками ЦПЭ УМВД России (Центра по противодействию экстремизму УМВД России) проводится мониторинг сети Интернет и осмотр сетевых ресурсов. В их число попадают и социальные сети: Вконтакте, Одноклассники, Твиттер и т.д. При выявлении экстремистских материалов составляется акт осмотра страницы пользователя, делаются скриншоты, производится так называемый сбор образцов для сравнительного исследования. Далее составляется протокол об административном правонарушении и дело предается в суд для назначения наказания, предусмотренного статьей 20.29 КоАП РФ.

      Комментируемая ст. 20.29 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за производство и распространение экстремистских материалов.

      Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

      Объективную сторону правонарушения по ст. 20.29 КоАП РФ составляют действия по массовому распространению экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производству либо хранению в целях массового распространения.

      Экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (п. 3 ст. 1 Закона N 114-ФЗ).

      Согласно ст. 13 Закона N 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

      Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

      Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

      Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в 3-дневный срок в федеральный орган государственной регистрации.

      Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.

      Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.

      Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

      Субъектами административного правонарушения по ст. 20.29 КоАП РФ могут быть граждане, должностные и юридические лица.

      С субъективной стороны правонарушение по ст. 20.29 КоАП РФ характеризуется прямым умыслом.

      Антиэкстремистское законодательство существует в России с 2002 года и продолжает расширяться. Оно основывается на рамочном законе «О противодействии экстремистской деятельности» и на июнь 2016 года включает в себя целый ряд статей Уголовного кодекса (УК), несколько статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и целый ряд положений, относящихся к гражданскому праву. Это законодательство касается:

      — терроризма,

      — попыток свержения власти и нападений на ее представителей,

      — общеуголовных преступлений, совершаемых по мотиву национальной, религиозной и прочей вражды,

      — нескольких разновидностей публичных высказываний (см. ниже),

      — организационной активности, касающейся перечисленного выше,

      — мелких правонарушений — изображения свастики и прочих запретных символов, распространения запрещенных материалов и т.д.

      Это очень широкое законодательство, но мы здесь сосредоточимся только на тех нормах, которые касаются публичных высказываний, причем сделанных именно в интернете.

      Количество людей, осужденных за преступления (это УК) или правонарушения (это КоАП) «экстремистской направленности», то есть за все, о чем говорилось выше, исчисляется сотнями в год и продолжает расти. По данным мониторинга Центра «Сова» (пусть и неполным), все большую долю в уголовном антиэкстремистском правоприменении занимают именно приговоры за высказывания. Например, в 2015 году за «экстремистские высказывания» было осуждено почти вдвое больше людей, чем за прочие «преступления экстремистской направленности». И из этих высказываний 85% в 2014–2015 годы были сделаны в интернете. По мнению Центра «Сова», от 5% до 10% таких приговоров явно неправомерны, но есть и немало спорных.

      Практика антиэкстремистского правоприменения вызывает в российском обществе все большее беспокойство.

      Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ

      Казалось бы, если власти злоупотребляют антиэкстремистским законодательством в сравнительно небольшой части случаев и при этом вы сами считаете, что вы что-то пишете в интернете не с целью призвать к погромам, убийствам или перевороту, то не лучше ли исходить из того, что риск для вас невелик? Он сравним с риском попасть в авиакатастрофу, но ведь на самолетах мы все (или почти все) летаем.

      Так обстоят дела, если вы не привлекли к себе чем-то неприязненное внимание полиции или иных органов власти. Впрочем, если и не привлекли, точнее, не думаете, что привлекли, риск не сводится к нулю, как и с самолетами, — и полезно хотя бы знать, что делает этот риск выше или ниже и каковы могут быть последствия.

      Существует мнение, что эти законы направлены против «плохих парней» и нас с вами коснуться не могут. Но людей, разделяющих такое мнение, все меньше.

      Куда популярнее точка зрения, что привлечь могут любого и за что угодно. Но и она, судя по собранным нами данным, неверна: не любого и точно не за что угодно. Ваше высказывание — будем называть этим словом демонстрацию взглядов в любой форме, будь то слова, рисунок, фото, видео, аудио или что-то еще — должно подходить под хотя бы одну из многочисленных норм антиэкстремистского законодательства. Нет такого правонарушения — «экстремизм», хотя в обыденной и журналистской речи так часто и говорят. Нарушить можно только конкретную норму закона.

      Если вы делаете публичное высказывание, касающееся какой-то большой группы людей, которую можно описать в терминах национальности, гражданства, религии, языка и так далее, постарайтесь отнестись к нему внимательнее.

      Возможно, какая-то из таких групп вас раздражает или пугает, а возможно, даже вызывает у вас более сильные враждебные чувства, и вы готовы выразить эти чувства или высказать какие-то соображения, явно направленные против этой группы. Центр «Сова» выступает за толерантность, но мы отдаем себе отчет в том, что все и всегда толерантными быть не могут, так что проявления интолерантности — вещь неизбежная. Вынося за скобки нравственные оценки, заметим, что подобные высказывания — это ваше право, но оно ограничено (что, кстати, само по себе обычно в мировой практике), и вам самим решать, насколько вы считаете нужным покуситься на эти ограничения.

      Как уголовно наказуемые рассматриваются высказывания, направленные против людей, объединенных по признакам национальности (в смысле этничности, а не гражданства) и религии. Прочие объединяющие признаки, упомянутые в статье 282 УК, не используются, но речь может пойти практически о любой группе людей, объединенных каким-то признаком, — об «определенной социальной группе», как сказано в УК.

      В принципе, разъяснения Верховного суда ограничивают применение статьи 282, но полагаться на эти ограничения в полной мере нельзя. Например, на данный момент дел о возбуждении ненависти к «социальной группе» представителей власти или политических деятелей нет, но нельзя исключить, что они могут появиться снова (как это не раз бывало до разъяснений ВС).

      Верховный суд разъяснил, что в деле должно фигурировать именно возбуждение ненависти и вражды к людям, но не к их организациям (религиозным, национальным, политическим и прочим) или лидерам таковых, не к идеям, взглядам и обычаям. Это очень верные разъяснения, но в состав статьи 282 УК входит, помимо «возбуждения ненависти», еще и «унижение» людей по тем же групповым признакам, — и Верховный суд не разъяснил, какого рода унижение криминально, а какое нет. Поэтому на практике мы видим, что резкие высказывания в адрес религиозных идей, национальных обычаев и т.п. могут рассматриваться как криминальные в смысле статьи 282 УК.

      Определение экстремистской деятельности — длинное (см. ниже), но его надо хотя бы в общих чертах запомнить, поскольку публичный призыв к любому из действий, входящих в это определение, — довольно тяжкое преступление. Если призыв сделан в интернете, то наказание за него — до пяти лет принудительных работ (то есть работы там, куда пошлет суд) или лишения свободы.

      Призыв необязательно должен иметь четкую грамматическую форму, соответствующую призыву, всякого рода намеки на необходимость сделать то-то и то-то тоже могут быть сочтены призывом. Возможно, вы решили пошутить, но имейте в виду, что ваш юмор могут не понять.

      Так что не следует намекать на желательность (и тем более необходимость) переворота, сепаратизма, терроризма, возбуждения вражды к каким-то группам (см. выше) или их дискриминации, создания любых силовых помех органам власти (включая, естественно, полицию, но также избиркомы), совершения любых преступлений по мотивам вражды к какой-то национальной, религиозной и т.п. группе, демонстрации запрещенной символики (см. подробнее ниже) или финансирования всего перечисленного.

      Честно говоря, список столь длинен, что запомнить его непросто, но он интуитивно понятен и дает представление о том, какого рода действия считаются экстремистскими и к каким, соответственно, нельзя призывать. Есть, однако, три нюанса, на которых следует остановиться подробнее.

      Во-первых, об упомянутой в этом перечне дискриминации. За саму по себе дискриминацию в нашей стране почти никогда не преследуют, вопрос этот мало обсуждается, поэтому многим непонятно, что именно следует считать дискриминацией. Тема эта, действительно, сложная, но, чтобы избежать обвинения по статье 280 УК, следует избегать высказываний о желательности нарушения чьих-то прав или законных интересов в зависимости именно от его/ее/их расы, национальности, вероисповедания (или отсутствия такового), языка и социального происхождения.

      Во-вторых, запрет на возбуждение вражды в определении экстремизма (там почему-то используется слово «рознь») сформулирован гораздо шире, чем в статье 282 УК: запрещается еще и «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека» по групповым признакам. В совокупности, кажется, эти термины охватывают все мыслимые негативные высказывания, связанные с групповыми признаками, как, впрочем, и «унижение достоинства», предусмотренное в статье 282. Так вот, избегайте хотя бы наиболее явных негативных высказываний, как написано выше применительно к статье 282, но главное — не говорите, что другим стоит пренебрежительно или негативно относиться к другим людям по таким групповым признакам. В конце концов, если вашей целью не является действительно спровоцировать конфликт, не следует учить других людей относиться к кому-то плохо: другие люди и сами это умеют не хуже вас.

      В-третьих, призывы к сепаратизму выделены теперь в отдельную статью 2801 УК. Наказание по ней — то же, что и по статье 280. И учтите: судя по практике, речь не идет именно о призывах к сепаратистскому мятежу, по ней могут преследовать за любое высказывание о желательности уменьшить территорию Российской Федерации, как она изображена на официальной карте.

      Статья 20.29 КоАП РФ. Производство и распространение экстремистских материалов

      Кавычки здесь обозначают название статьи, а также тот факт, что ее состав названию не соответствует. Применительно к высказываниям эта новая — так что практики пока очень мало — статья УК включает в себя несколько разных составов разной степени понятности.

      Первый — отрицание или одобрение преступлений, установленных Нюрнбергским трибуналом. Большинство из нас не знает списка этих преступлений, но в целом речь идет о наиболее массовых преступлениях, совершенных германскими властями в годы Второй мировой, так что, в общем, понятно, о чем речь.

      Второй состав можно только процитировать: «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны». Насколько широкое понимание здесь возможно, сказать нельзя — практики нет. Напрашиваются опасения насчет криминализации исторических дискуссий. Но поскольку использована формулировка «заведомо ложных», вашей защитой при такого рода обвинении может служить указание на источник, по возможности наименее маргинальный.

      Наказание по первым двум составам варьирует от штрафа до 300 тысяч рублей до трех лет лишения свободы.

      Третий состав менее тяжкий — от такого же штрафа до года исправительных работ (то есть вычета из зарплаты), — и речь идет о грубых высказываниях или осквернении памятных дат и символов, связанных с российской военной историей. Все эти даты и символы мало кто помнит, но если вы о них пишете, вы ведь понимаете, что они относятся к военной истории, — и в этом случае просто будьте вежливы. Быть вежливым вообще неплохо, но в данном случае еще и более безопасно.

      УДК 343.59

      ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ

      ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

      Халиуллина Л.И.

      В настоящей статье предпринята попытка обозначить проблему доказывания и привлечения к ответственности за распространение экстремистской информации посредством социальных сетей в Интернете. Автором констатируется сложность однозначной интерпретации умысла на распространение экстремистской информации при использовании специфических инструментов коммуникации, используемых в виртуальных социальных сетях

      An effort to identify the problem of proving and prosecution for spreading extremist information through social networks on the Internet is attempted in this paper. The author notes the complexity of the unambiguous interpretation of the intent to distribute extremist information using specific communication tools used in virtual social networks

      Ключевые слова: социальные сети; Интернет; экстремизм; доказывание; умысел; оборот экстремистской информации

      Keywords: .social networks; Internet; extremism; proof; intent; turnover of extremist

      information

      Многообразие современных средств коммуникации и способов получения информации, интенсивно развивающаяся сфера сетевого обмена информацией (блоги, форумы, мессенджеры, социальные сети) привело к увеличению масштабов распространения криминальных практик и послужило причиной активизации научных исследований в сфере противодействия экстремизму.

      Несмотря на большое количество публикаций в средствах массовой о привлечении пользователей социальных сетей к уголовной и административной ответственности за распространение экстремистской информации, данное направление научных исследований приобрело изотерический характер. Повторяющаяся в исследованиях характеристика «магии Интернета», а именно легкодоступность распространения, поиска и доступа к экстремистским материалам, необходима и востребована. Но вместе с тем, квалификация действий при распространении экстремистских материалов в социальных сетях должна проводиться с учетом нестандартных инструментов обмена информацией (репост, лайк, аватор, девиз, комментарий и т.д.), характеристике которых, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание.

      Персонифицированные формы виртуальных аналогов личности в социальных сетях1 становятся все более популярными в России. Измерения активности аудитории сети Интернет за 2014 год показывают, что ежемесячно к социальным сетям обращается более 90 % аудитории сети, в результате 35 млн человек размещают хотя бы одно публичное (общедоступное) сообщение в месяц и оборот личных (адресных) сообщений оценивается в 30 млн2. Полагаем, что особенности криминального пространства совершения преступлений экстремистской направленности, а именно в сети Интернет, а также применяемые технологии обмена информацией в социальных сетях влияют на их результативность.

      Как показывают результаты опроса общественного мнения, самыми востребованными источниками новостей в интернете выступают социальные сети, блоги и форумы, которыми пользовались две трети респондентов от суточной аудитории сети Интернет; новостные интернет-ресурсы — две пятых; сайтами государственных СМИ — пятая часть и негосударственных — примерно десятая3. В этой связи не случаен выбор социальных сетей в качестве инструмента для создания общественного резонанса с негативным окрасом относительно тех или иных событий: распространение ложной информации для распространения призывов к противоправным действиям и оказания давления на политических оппонентов4 либо для устранения конкурентов в коммерческой деятельности5.

      Наиболее подвержена деструктивному влиянию экстремистской идеологии молодежная среда, поэтому популярные в этой целевой аудитории блоги (социальные сети) используются для распространения идеологии экс-тремизма6 и терроризма7. Потребление общедоступной экстремисткой информации провоцирует эффект вторичной преступности, то есть совершения

      1 Латышева О.В. Веб-среда как пространство формирования диалога между властью и обществом // Известия Тульского университета. 2011. № 3. С. 290.

      Объективную сторону преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) образует то, что пользователи размещают в сети Интернет материалы, которые признаны экстремистскими по решению суда, либо признаются таковыми в ходе расследования уголовного дела по результатам психолого-лингвистической экспертизы.

      Часть 1 статьи 282 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

      Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 282 УК РФ совершаются только с прямым умыслом, то есть лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. В данном случае лицо, виновное в совершении преступления распространяет экстремистские материалы с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

      Распространение экстремистских материалов по другим мотивам образует состав административного правонарушения и в уголовно-правовом порядке не преследуется.

      Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды понимаются, в частности, высказывания, обосновывающие или утверждающие необходимость применения насилия, геноцида, массовых репрессий, депортаций и иных противоправных действий в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии.

      Не образует состава указанного преступления высказывание суждений и умозаключений в ходе дискуссий (политических, научных), и не преследующих умысел на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

      Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 282 УК РФ, то есть за действия, направленные возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Сеть Интернет сама по себе не является средством массовой информации, однако размещение экстремистских материалов в сети Интернет, что связано с неограниченным доступом к ним неопределенного количества пользователей, свидетельствует о публичности указанных действий.

      Квалификация преступления не зависит от того, какое количество пользователей сети Интернет ознакомилось с размещенными материалами. Преступление считается оконченным с момента публичного распространения хотя бы одного материала независимо от того, удалось возбудить у пользователей чувство вражды или ненависти.

      Прокурор района А.А. Дубейко

      Возврат к списку

      Текст комментария: Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1» Авторы: Чистякова Л.В. Амелин Р.В. Добробаба М.Б. Капитанец Ю.В. Капитанец М.Э. Мильшина И.В. Мошкина Н.А. Плещева М.В. Челпаченко О.А Издание: Издательство «РосБух», 2019 год

      Комментируемая ст. 20.29 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за производство и распространение экстремистских материалов.

      Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

      Объективную сторону правонарушения по ст. 20.29 КоАП РФ составляют действия по массовому распространению экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производству либо хранению в целях массового распространения.

      Экстремистские материалы — предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы (п. 3 ст. 1 Закона N 114-ФЗ).

      Согласно ст. 13 Закона N 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

      Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

      Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

      Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в 3-дневный срок в федеральный орган государственной регистрации.

      Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.

      Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.

      Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

      Субъектами административного правонарушения по ст. 20.29 КоАП РФ могут быть граждане, должностные и юридические лица.

      С субъективной стороны правонарушение по ст. 20.29 КоАП РФ характеризуется прямым умыслом.

      • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

      • Бюджетный кодекс РФ

      • Водный кодекс Российской Федерации РФ

      • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

      • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

      • ГК РФ

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

      • Земельный кодекс РФ

      • Кодекс административного судопроизводства РФ

      • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

      • Кодекс об административных правонарушениях РФ

      • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

      • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

      • НК РФ

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

      • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

      • Трудовой кодекс РФ

      • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовный кодекс РФ

      • ФЗ об исполнительном производстве

      • Закон о коллекторах

      • Закон о национальной гвардии

      • О правилах дорожного движения

      • О защите конкуренции

      • О лицензировании

      • О прокуратуре

      • Об ООО

      • О несостоятельности (банкротстве)

      • О персональных данных

      • О контрактной системе

      • О воинской обязанности и военной службе

      • О банках и банковской деятельности

      • О государственном оборонном заказе

      • Закон о полиции

      • Закон о страховых пенсиях

      • Закон о пожарной безопасности

      • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      • Закон об образовании в Российской Федерации

      • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

      • Закон о защите прав потребителей

      • Закон о противодействии коррупции

      • Закон о рекламе

      • Закон об охране окружающей среды

      • Закон о бухгалтерском учете

        • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

          «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

        • Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)

        • Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)

        Все документы >>>

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

        • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29 (ред. от 29.06.2021)

          «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»

        • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 (ред. от 29.06.2021)

          «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»

        Все документы >>>

        Уголовное право, исполнение наказания

        • Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

        • Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

        • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

        Все документы >>>

        В современной России широкую актуальность приобрела проблема распространения экстремизма, в особенности в среде несовершеннолетних. В настоящее время политика государства направлена на искоренение данной проблемы путем установления юридической (административной и уголовной ) ответственности за деяния экстремистского толка.

        Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации содержит ряд статей устанавливающих ответственность за деяния в данной сфере:

        ч.6 ст.13.15 КоАП РФ производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 настоящего Кодекса, —

        влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

        статья 20.3КоАП РФ пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами

        1. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, —

        влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

        1. Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, —

        влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

        статья 20.29 КоАП РФ Производство и распространение экстремистских материалов

        Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения —

        влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

        Уголовным Кодексом Российской Федерации также предусмотрена ответственность за совершения деяний в данной сфере:

        статья 280 УК РФ Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

        1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности —

        наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

        1. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

        наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

        На законодательном уровне регламентировано, что нельзя публиковать в соцсетях и правила использования и обнародования фотографий – это прописано в ст. 152.1 ГК. Если лицо с фотоснимка, на котором оно изображено, не дает разрешение на его размещение, то сделать это возможно лишь при наличии таких оснований:

        1. Позирование гражданина осуществлялось за материальное вознаграждение.
        2. Снимок используется в общественных или государственных интересах.
        3. Фотография была сделана на мероприятиях публичного характера или местах, которые открыты для свободного посещения граждан. Есть исключения – это случаи, когда данный кадр является основным объектом использования.

        При наступлении любых других ситуаций, когда фото гражданина было распространено в сети без его разрешения, он имеет право потребовать компенсации морального вреда и удаления данного изображения. Также он имеет право требовать пресечения или запрещения распространения фото в дальнейшем – об этом сказано в п. 3 статьи 152.1 ГК РФ. Согласно статье 137 УК РФ, может наступить более суровое наказание в виде уголовной ответственности в том случае, если имеет место незаконный сбор или распространение о частной жизни гражданина, которые составляют его семейные тайны или тайны личного характера.

        Для того чтобы защитить чувства верующих, в том числе и в социальных сетях и других ресурсах на просторах сети, в 2013 году был принят Федеральный Закон №136-ФЗ от 29.06.2013 года «О внесении изменений в статью 148 УК Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан».

        Этот закон сделал более жесткими административную и уголовную ответственность за неуважение к чувствам верующих граждан, которое выражается в действиях или словах к артефактам религиозного значения, святым лицам, верованиям и обычаям. Данный закон на сегодняшний день активно работает, и с его помощью блокировке подверглись многие антирелигиозные интернет сообщества, и большинство были привлечены к уголовной и административной ответственности – обвиняемых было несколько сотен.

        Если обратиться к ст. 5.26 КоАП РФ, то там обозначено, что за умышленное публичное осквернение богослужебной и религиозной литературы, атрибутики, эмблем и знаков мировоззренческой символики (сюда также относятся деяния в сети Интернет), нарушителя закона ждет наказание административного характера. Обвиняемому грозит:

        • штраф в размере от 30000 до 50000 рублей;
        • обязательные работы на срок до 120 часов.

        Если обратиться к статье 148 УК РФ, то там сказано, что действия публичного характера, которые совершаются для оскорбления религиозных чувств верующих и выражающие явное неуважительное отношение к российскому обществу, влекут за собой уголовное наказание. Оно может быть следующим:

        1. Штрафные санкции в размере заработной платы или иного дохода виновного за период до двух лет;
        2. Штраф в размере до 300000 рублей.
        3. Принудительные работы на срок до 1 года.
        4. Обязательные работы на срок до 240 часов.
        5. Лишение свободы на срок до 1 года.

        Изменение в перечне общественных объединений и религиозных организаций Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 337-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 299-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» Дополнение в перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Федеральный список экстремистских материалов Федеральный список экстремистских материалов Федеральный список экстремистских материалов Федеральный список экстремистских материалов Федеральный список экстремистских материалов Список запрещенных организаций и объединений, осуществляющих экстремистскую деятельность Перечень объединений, чья деятельность приостановлена в связи с экстремистской деятельностью Изменения в статьи 1 и 15 закона «О противодействии экстремистской деятельности»

        Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года

        Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

        Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

        Статья 1. Основные понятия

        Список экстремистских материалов


        1. Комментируемая статья введена в Кодекс в целях реализации Федерального закона от 15 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.), нормы которого направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации.

        В ст. 1 указанного Закона даны определения понятия экстремистской деятельности (экстремизма), экстремистской организации, экстремистских материалов.

        Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие либо оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

        Закон предусматривает ответственность общественных и религиозных объединений (ст. 9), средств массовой информации (ст. ст. 8 и 11) за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности.

        Предусмотрена также ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 14), а также граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, за осуществление экстремистской деятельности (ст. 15).

        2. Статья 13 упомянутого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24 июня 2007 г. N 211-ФЗ) устанавливает, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

        Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

        Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.

        Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере юстиции.

        Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной сети Интернет на сайте федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

        Решение о включении информационных материалов в федеральный список экстремистских материалов может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

        3. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, составляет деятельность по распространению экстремистских материалов, их производству и хранению в целях распространения.

        В качестве характеристики состава административного правонарушения указаны два важных условия: информационные материалы должны быть признаны экстремистскими по решению суда, на основании решения суда такие материалы должны быть включены в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции РФ и подлежащий опубликованию.

        4. Субъектами административных правонарушений по данной статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.

        В ст. 15 (ч. 4) упомянутого Закона указывается, что автор печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных ст. 1 данного Федерального закона, признается лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность.

        5. Данное деяние следует характеризовать в качестве противоправного, совершенного с прямым умыслом.

        6. Дела такого рода рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

        7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4).

        Протоколы об административных правонарушениях также вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

        26.03.2012 12:09 1

        ваша ссылка бита!))

        26.03.2012 12:11 — гость —

        ну 3 тысячи не проблема заплатить, как и 15 суток отсидеть за убеждения, вопрос в другом, ограничатся ли этим, речь конечно идет о свободе слова в интернете, а не о распространении литературы 3 Рейха, кому она нужна, закон то именно против свободы слова направлен

        26.03.2012 12:43 — гость —

        Конституция является экстремистским материалом в нашем Гандурасе.

        Адвокат Горобец Игорь Юрьевич

        Позвоните сейчас и получите предварительную консультацию:

        8-912-343-72-22 8

        По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

        В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

        1. Комментируемая статья введена в Кодекс в целях реализации Федерального закона от 15 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. и доп.), нормы которого направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечение целостности и безопасности Российской Федерации.

        В ст. 1 указанного Закона даны определения понятия экстремистской деятельности (экстремизма), экстремистской организации, экстремистских материалов.

        Под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие либо оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

        Предусмотрена также ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 14), а также граждан, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, за осуществление экстремистской деятельности (ст. 15).

        2. Статья 13 упомянутого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 24 июня 2007 г. N 211-ФЗ) устанавливает, что на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

        В статье 1 вступившего в силу с 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства отсутствует, по моему мнению, достаточно важный вид административных дел: дела о признании экстремистскими и включении в Федеральный список тех или иных материалов.

        Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *