Очереди в детсадах исчезнут. Почта России будет торговать винишком. ЛДПР предложила увеличить МРОТ
197 0
Изменения в Закон о рекламе 08.07.2021 2021-08-29
Нюансы получения разрешения на работу в Беларуси 2021-08-12
Изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь 2021 2021-08-02
Дистанционная торговля 2021 Беларусь 2021-07-05
Реклама vs. закон в медицине
Комментируемая статья содержит требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения.
В соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» лекарственные средства — это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Фармацевтические субстанции — это лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность.
Лекарственные препараты — это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Особенности обращения наркотических лекарственных средств и психотропных веществ регулируются Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Итак, что же не должна делать реклама лекарственных средств?
Пункт 1 части 1 комментируемой статьи запрещает ей обращаться к несовершеннолетним.
Несовершеннолетние являются одной из наиболее незащищенных категорий граждан. Отсутствие опыта самостоятельного приема лекарственных средств, а также специальных знаний является отличительной особенностью несовершеннолетних в данном контексте. Практически все лекарственные средства имеют побочные действия. Но это только в том случае, если речь идет о приеме препарата в дозах, рекомендованных производителем. А ведь возможна и серьезная нежелательная реакция, которая представляет собой опасную реакцию организма, связанную с применением лекарственного препарата, приведшую к смерти, врожденным аномалиям или порокам развития либо представляющую собой угрозу жизни, требующую госпитализации или приведшую к стойкой утрате трудоспособности или инвалидности. Несовершеннолетние, не обладая специальными познаниями, не могут подойти правильно к выбору лекарственного средства, так как они не в состоянии правильно установить причины возникновения болезни в своем организме. Ведь врач, выписывая конкретное лекарственное средство конкретному человеку, исходит из определенных симптомов, обнаруженных у этого человека, показаний различных анализов, осмотра этого человека, отсутствия или наличия аллергических реакций на определенные вещества и еще многих факторов. Все это может привести к неоправданному принятию лекарственных средств ребенком и крайне нежелательным последствиям.
Учитывая все данные факты, законодатель запретил привлекать внимание несовершеннолетних к рекламе лекарственных средств.
Пункт 2 части 1 комментируемой статьи запрещает рекламе содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.
Как уже упоминалось, врач при лечении практикует индивидуальный подход к каждому пациенту. Лекарственное средство, которое подходит или помогает одному пациенту, может не подойти или помочь другому по целому ряду причин. Более того, оно может быть даже противопоказано данному пациенту. Поэтому даже если факт излечения либо улучшения состояния здоровья имел место и он зафиксирован лечебным учреждением, упоминание самого факта излечения или улучшения состояния здоровья в рекламе лекарственного средства незаконно.
Согласно пункту 3 части 1 комментируемой статьи реклама лекарственных средств не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.
«Благодарность» согласно Толковому словарю русского языка (под ред. Н.Ю. Шведовой) — это чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу. В контексте рекламы лекарственного средства выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием лекарственных средств направлено на создание четкой связи в сознании потребителей между использованием лекарственного средства и улучшением состояния здоровья.
Однако, как уже отмечалось, реклама лекарственного средства не может содержать утверждения, говорящие об излечении или улучшении состояния здоровья.
Создание представления о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования, запрещено пунктом 4 части 1 комментируемой статьи.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень исследований, указанных в упомянутом Законе, необходимых для регистрации лекарственного средства, весь��а широк. Он варьируется в зависимости от того факта, какой лекарственный препарат необходимо зарегистрировать — отечественный или зарубежный.
Екатерина Тиллинг
Руководитель практики по интеллектуальной собственности компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Существуют два основных правовых акта:
Федеральный закон РФ «О рекламе» от 3 марта 2006 г. No 38-ФЗ (ст. 5, 7, 24, 25)
Федеральный закон РФ «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г. No 86-ФЗ
Основные органы, рассматривающие дела о нарушении законодательства о рекламе это ФАС РФ, УФАС регионов (новые Правила рассмотрения дел):
по собственной инициативе;
по заявлению заинтересованных лиц;
в связи с обращением госорганов.
Суды общей юрисдикции:
по искам потребителей;
по искам авторов.
Арбитражные суды:
по искам компаний, в отношении которых вынесено решение ФАС;
по искам компаний-конкурентов;
по искам компаний правообладателей товарных знаков и авторских прав.
Ответственность за нарушение законов о рекламе и о конкуренции:
прекращение рекламы;
осуществление контррекламы;
уплата административного штрафа от 40 до 500 тыс. руб.;
возмещение убытков, морального вреда, репутационного вреда.
Общие требования к рекламе лекарственных средств и медицинского оборудования ( ст. 5 Закона о рекламе):
запрет на использование образов медицинских и фармацевтических работников (за исключением использования таких образов в рекламе для медицинских и фармацевтических работников);
запрет на указание, что товар одобрен органами государственной власти или местного самоуправления;
в рекламе не допускается указание на лечебные свойства , то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники (это типичная ошибка для рекламы БАД, которые не являются лечебным препаратом);
не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Запреты ( ст. 24 Закона о рекламе):
реклама наркотических средств или психотропных веществ , за исключением специализированных мероприятий и изданий (п. 9);
рекламные акции, сопровождающиеся раздачей образцов лекарственных средств , содержащих наркотические и психотропные вещества;
реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей , методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка (п. 8);
не допускается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия (ст. 7).
Требования законодательства к рекламе лекарственных средств и медицинского оборудования:
нельзя обращаться к несовершеннолетним;
запрет использования ссылок на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека;
запрет на создание представлений о преимуществах путем ссылки на факт проведения исследований, являющихся обязательными для объекта рекламирования;
недопустимо создание представления о ненужности обращения к врачу;
нельзя утверждать о наличии у потребителя заболеваний;
неправомерно гарантировать положительное действие, безопасность, эффективность, отсутствие побочных эффектов;
запрещено представлять лекарство как БАД или добавку, не являющуюся лекарственным средством;
недопустимо утверждать, что безопасность и/или эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
Обязательное требование : сопровождение рекламы лекарственных средств, в том числе методов лечения, медицинской техники предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультаций специалистов.
Обязательно как в отношении лекарственных средств, так и медицинских услуг и медицинской техники!
Законом предусмотрены формулировки: «Перед употреблением необходимо ознакомиться с инструкцией» или «Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом». При этом: закон оставляет право выбора указания одного из перечисленных предупреждений.
СИИ «Рекламный совет» представляет из себя широкий круг профессионалов маркетингового и медиарынков, работающих в таких областях, как маркетинговые коммуникации, креативная индустрия, связи с общественностью и медиа, а также в иных смежных областях.
Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом «О» с 1 января 2014 года реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Между тем, согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58, понятие » деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга». Таким образом, запрет распространения медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом «О рекламе» местах, не распространяется на рекламу деятельности.
Исходя из этого, с учетом мнения ВАС РФ, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные услуги, не подпадает в сферу действия Федерального закона «О», в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия.
Нарушения в рекламе: за что можно получить штраф от ФАС
Применительно к медицинским услугам следует отметить: в п.
22 Постановления Пленума ВАС РФ N 58 указано, что понятие и перечень услуг определены Номенклатурой медицинских услуг .
——————————— Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе». Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н.
Второй замысел законодателя – защита прав потребителей, путем исключения недобросовестных производителей и пр.
С тех пор он неоднократно редактировался, последние поправки и дополнения внесены в октябре 2015, актуальны и на текущий 2021 год.
1. В Федеральный Закон №264 – добавлено конкретики в статью 19 часть 17 (изменение понятия временные конструкции). 2. №270 запретил презентацию на платных каналах телевидения.
В новом законе существенно переработаны общие требования к рекламе. Детально описаны:
особенности различных способов распространения рекламы (при дистанционном способе их продажи, с использованием стимулирующих мероприятий, распространяемой по сетям электросвязи общего пользования и др.),
особенности рекламы для некоторых видов товаров (биологически активных и пищевых добавок, детского питания, лотерей, игр, пари, услуг по договору пожизненной ренты),
а также порядок осуществления госконтроля в сфере рекламы.
В перечень понятий, используемых в рекламном законодательстве, введены понятия «объект рекламирования», «товар», «социальная реклама», «спонсор». Определены общие требования, предъявляемые к рекламе, а также формы недобросовестной и недостоверной рекламы.
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ вступит в действие в основной своей части с 1 июля 2006, некоторые положения — с 1 июля 2007 года, а наиболее жесткие ограничения, касающиеся телевизионной рекламы, — только с 1 января 2008 года. Со дня вступления в силу нового закона утрачивает силу Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе».
Рассмотрим основные изменения и нововведения рекламного законодательства.
Требования к рекламе в телепрограммах, телепередачах и на радио стали более жесткими.
Основное новшество — сокращение рекламных пауз в прайм-тайм (с 19.00 до 24.00).
В 2006 и 2007 гг. телереклама будет размещаться на каналах по следующей схеме: не более 20 % (12 мин.) от эфира в час и не более 15 % от объема вещания в сутки.
С 2008 года допустимый объем рекламы в течение часа будет уменьшен до 9 мин. (15 %), а длина рекламного блока не должна превышать 4 минуты. Под общие ограничения рекламы подпадают и такие виды рекламы как телемагазины, бегущие строки и «наложение рекламного кадра».
Реклама медицинских услуг: что можно и нельзя?
С 1 января 2007 года реклама алкоголя и табака, табачных изделий и курительных принадлежностей покинет ТВ и наружные носители (монтируемые и располагаемые на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их).
Новый закон предусматривает запрет рекламы табака на радио, ограничивает проведение промоакций местами продаж, ужесточает ограничения по табачной рекламе вблизи детских, культурных и медицинских организаций и обязывает производителей сигарет вдвое (с 5 % до 10 %) увеличить долю рекламного сообщения, отводимую под предупреждение о вреде курения.
Реклама алкогольных напитков не должна размещаться на первой и последней полосах газет и журналов и на всех видах транспортных средств общего пользования.
Не допускается демонстрация в любой рекламе процессов курения и употребления спиртных напитков.
Закон запрещает совмещать рекламу с дорожными знаками как в попутном, так и в обратном движению автотранспорта направлениях.
С 1 января 2007 года предполагается запретить распространение рекламы посредством передвижных рекламных конструкций на автомобилях (т.н. «брэндмобилей»).
Российское законодательство запрещает рекламу крепкого алкоголя на ТВ, в печатных СМИ и наружной рекламе с 1996 года. Но их производители до сих пор находили способы обойти закон: крепкий алкоголь рекламировался под видом слабоалкогольных коктейлей, питьевой воды, конфет, книг, музыкальных дисков и проч. Достаточно вспомнить рекламу перца «Немирофф» и конфет «Гжелка».
Теперь так называемые «зонтичные» бренды под запретом. К недобросовестной рекламе дополнительно отнесена реклама, направленная на продвижение товара, в отношении рекламы которого установлены специальные требования или ограничения, если она осуществляется под видом рекламы другого товара. Если в эфире или на уличных рекламных конструкциях появится реклама чего-либо с водочным названием, телеканал или оператор рынка наружной рекламы автоматически получит предписание ее снять.
В целях ограничения распространения завуалированной рекламы товаров, запрещенных или ограниченных к рекламированию, специальные требования и ограничения в отношении рекламы отдельных товаров распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей и продавцов.
По-новому трактуют понятие «спонсор». Отныне «спонсором» может выступать физическое или юридическое лицо, а не производимая продукция. Поэтому с экранов телевизоров исчезнут сообщения о товарах — спонсорах той или иной программы.
Могут радоваться спортивные болельщики — трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований разрешается «перебивать» рекламой только в перерывах матчей (игр, боев, гонок) или во время их остановок.
Производителям пива запрещено спонсорство спортивных мероприятий, и это плюс к тому, что телереклама пива не может быть показана до 22.00, в ней нельзя использовать образы людей и животных.
Сообщается, что в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» с 1 января 2014 года реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Между тем, согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58, понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга». Таким образом, запрет распространения рекламы медицинских услуг, за исключением распространения такой рекламы в специально определенных Федеральным законом «О рекламе» местах, не распространяется на рекламу медицинской деятельности.
Исходя из этого, с учетом мнения ВАС РФ, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Проект N 266092-5
Вносится депутатом Государственной Думы А.В. Беляковым
О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рекламе» в части запрета рекламы лекарственных средств вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий
«Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг и методов лечения
1. Реклама лекарственных средств, методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
2. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования
3. Реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Предлагаемые законопроектом дополнительные ограничения в отношении допустимых мест распространения рекламы лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, содержат существенный запрет, который фактически лишит потребителей данного товара права на получение информации о лекарственных средствах даже в местах их продажи, а также будет способствовать развитию скрытых форм и методов распространения рекламы указанных товаров под видом иных товаров, не ограниченных к рекламированию.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона в представленной редакции.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации С.Собянин
Электронный текст документа подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по: рассылка
В России не существует отдельного закона о рекламе медицинских услуг и лекарств в 2019-2020 году. Однако в законодательстве представлены прочие правовые документы, на основании которых можно составить общий список требований, предъявляемых к рекламе в сфере медицины.
В российском законодательстве есть несколько основных юридических актов, на которые опираются специалисты для установления правовой деятельности в сфере рекламы медицинских товаров. Главными из них являются:
ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
ФЗ «О рекламе»;
ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
постановление Правительства РФ об утверждении Положения госконтроле за оборотом медицинских изделий.
Основным актом, на который опираются специалисты в рассматриваемом вопросе, является федеральный закон о рекламе от 13.03.2006 г. Информация о медицинских услугах содержится в статье № 24, в которой приведены требования к рекламной деятельности в этой сфере.
Последние изменения в действующем законопроекте существенно не повлияли на его смысловую составляющую. Поправки коснулись самого наименования и четырех частей ст. 24 ФЗ-38: 3, 3.1, 7 и 8.
Поправки официально запретили рекламировать вне мест проведения фармацевтических, медицинских выставок, семинаров, конференций и тому подобных мероприятий либо профильных печатных изданий следующие объекты медицинского предназначения:
рецептурные лекарственные препараты,
методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации,
медицинские изделия, для использования которых требуется спецподготовка.
Запрещено также рекламировать лекарственные средства, содержащие:
разрешенные к применению в медицинских целях наркотические, психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых установлены законом определенные меры контроля,
психотропные вещества, оборот которых в России ограничен и в отношении которых допущено исключение некоторых мер контроля.
Согласно внесенным поправкам, допустима реклама вышеперечисленного в том случае, если пропаганда ведется во время медицинских семинаров и выставок, которые посещают только квалифицированные специалисты.
В законодательном акте все требования к рекламе медицинских товаров делятся на две смысловые группы. В первую входят основные стандарты. Они определяют пропаганду все видов услуг, вне зависимости от того, входят ли они в сферу медицины либо нет. Реклама должна соответствовать нормам добросовестности и предоставлять правдивые сведения.
Вторая группа включает специальные правила, касающиеся только медицинских препаратов. На пропаганду в этой сфере накладываются определенные ограничения:
нельзя обращаться непосредственно к гражданам, которым еще не исполнилось 18 лет;
[2]
Для БАДов установлены отдельные запреты и ограничения, перечисленные в ст. 25 ФЗ-38.
Закон не просто определяет список правил, которые следует применять во время трансляции лекарственных препаратов, но и устанавливает штрафы для нарушителей правового акта (ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ). Для тех, кто не соблюдает законодательные нормы, предусмотрены следующие административные взыскания:
штраф от 2 до 2.5 тыс. руб. для физических лиц;
штраф от 10 до 20 тыс. руб. для госслужащих;
штраф от 200 до 500 тыс. руб. для организаций.
С 2021 года всю рекламу будут проверять на добросовестность
Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.
Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
рекомендации для судов по вопросам арбитражного процесса от
Взыскивать фискальную задолженность ИП можно только со счета для ведения предпринимательской деятельности
ВС запретил делать в приговоре имеющие преюдициальное значение выводы
особенности раздела совместно нажитого имущества, если часть его находится за рубежом
оценка добросовестности сторон при оспаривании сделок по продаже имущества должника
[Закон о рекламе] [Глава 3]
1. Реклама лекарственных средств не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
2. Требования пункта 6 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.
3. Требования пунктов 2 — 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
3.1. Требования пунктов 2 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины.
4. Требования пунктов 1 — 8 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.
5. Требования пунктов 2 и 3 части 1 настоящей статьи не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
6. Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.
7. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Федеральным законом № 29-ФЗ от 02.01.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что БАД относятся к пищевым продуктам и представляют собой природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов (ст. 1).
Одним из критериев, по которому БАД стоит отделять от лекарственных средств, выступает формальный критерий. В его рамках стоит дать ответ на вопрос: была ли произведена регистрация продукта в качестве лекарственного средства? Следовательно, в случае, если такая регистрация не была произведена, то реклама продукта, являющегося БАД, указание на какие-либо лечебные свойства иметь не может.
В рамках сравнения требований к рекламе лекарственных средств и БАД стоит обратить внимание на то, что в Федеральном законе «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) применительно к лекарственным средствам устанавливается требование об указании наличия противопоказаний (ст. 24). Рекламодатели освобождаются от указанного требования в случае, если такие требования распространяются в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Вышесказанное является приемлемым и для иной рекламы, потребителями которой выступают исключительно медицинские и фармацевтические работники. Для рекламы БАД подобного предупреждения не установлено, что свидетельствует о том, что законодатель рассматривает БАД как средство, не обладающее лечебными свойствами.
При несоблюдении требований законодательства о рекламе БАД в виде указания на лечебные свойства объекта рекламы, потенциальные покупатели вводятся в заблуждение относительно того, что БАД начинает расцениваться в качестве лекарственного средства. На этот счет существует решение Верховного Арбитражного Суда РФ, которым установлено, что: «…документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение. Между тем, если установлено, что тот или иной препарат зарегистрирован в качестве пищевого продукта, производится для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу и как лекарственное средство не зарегистрирован, то лекарственным средством он являться не будет, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства, в том числе профилактические» 2 .
В связи со сказанным выше, непрофессионалу также сложно отличить рекламу лекарственного средства от рекламы БАД. Достаточно часто на упаковках БАД можно встретить упоминание об их лечебных свойствах, что является несомненным нарушением закона, в связи с чем в понимании потребителей возникает путаница – что же такое БАД и каково его предназначение, и чем он отличается от лекарственного средства. Потребители зачастую ждут от БАД обещанного лечебного эффекта, теряя время при лечении своих болезней, и не получив его, обращаются с жалобами в государственные органы.
Так, в одном из арбитражных дел судом было установлено, что в рекламе создавалось впечатление о том, что БАД является лекарственным средством и обладает лечебным эффектом за счет упоминания патогенной бактерии, вызывающей заболевания, что в свою очередь требовало принятия лечебно-профилактических мер для предотвращения развития заболевания или его лечения. Суд также счел, что наличие создания впечатления о том, что рекламируемый препарат являлся лекарственным средством и обладал лечебным эффектом, подтверждалось также результатами социологического опроса3 .
Судебные разбирательства и разрешение споров
Сопровождение коммерческой деятельности
Международное торговое право и иностранные инвестиции
Недвижимость
Государственные и корпоративные закупки
Антимонопольное право
Здравоохранение и фармацевтика
Торговля
Транспорт и логистика
Банки и финансовые институты
Технологии, медиа и телекоммуникации (TMT)
Энергетика
Строительство
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.