Комиссия по легализации объектов налогообложения физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комиссия по легализации объектов налогообложения физических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:

  • Улучшение поступлений налогов.
  • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.
  • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.
  • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.
  • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.
  • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

  • Протокол заседания, который должен подписать секретарь, а также председатель комиссии. Представитель налогоплательщика знакомится с протоколом под расписку. Лицо может запросить копию протокола.
  • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:

  • На какой деятельности специализируется компания?
  • С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
  • Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
  • Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
  • Число сотрудников в компании и их специализация.
  • Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.

Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.

Что такое комиссия по легализации налоговой базы? Это способ понудить компанию самостоятельно доплатить налоги.

Как это работает? Инспекция с помощью собственных информационных ресурсов (прежде всего, АСК НДС-2) проверяет цепочки контрагентов компании. Цель проверки: найти разрывы в платежах по НДС. Налоговики ссылаются на ст. 54.1 Налогового кодекса.

Инспекция нашла разрыв в уплате НДС. Что дальше? Далее налоговая вызывает директора компании и настоятельно рекомендует доплатить.

Что именно происходит на комиссии? Формат работы комиссии — беседа. Председатель — заместитель начальника ИФНС или начальник контрольно-аналитического отдела, также в протокол вписываются и другие сотрудники инспекции, которые в силу занятости не присутствуют.

Инспекторы скажут, что ваш контрагент или несколько контрагентов, вероятно, недобросовестные, потому что АСК НДС-2 показывает разрыв в цепочке уплаты НДС. Покажут монитор компьютера с открытой программой, чтобы вы своими глазами увидели тревожные красные кружочки и почувствовали, что все действительно серьёзно.

Однако в последнее время на комиссиях всё чаще приводятся «формальные» недостатки контрагентов (массовый адрес, незначительная сумма налогов к уплате, минимальная штатная численность, отсутствие основных средств, склада и техники, транзитные платежи и т.д.). Также выясняются вопросы оплаты в адрес недобросовестных контрагентов (для тех кто покупал бумажный НДС сообщаем — банковские выписки у инспекторов имеются).

Так что без весомых аргументов о том, что ваши контрагенты реальны и добросовестны, а вы расплатились с контрагентом разговор будет не из приятных. Итоги «задушевной беседы» зафиксируют в протоколе.

На практике беседа в налоговой представляет собой монолог инспектора с наглядным подтверждением нарушений контрагентов компании. После этого директору скажут: доплатите налог по проблемному контрагенту (контрагентам). И будем считать вопрос закрытым. Не хотите? Вам же хуже, ваша несговорчивость может привести к выездной.

Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.

Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.

В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?

Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.

Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:

  • если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
  • у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
  • по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
  • деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.

Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.

Лучше не надо, потому что в соответствии с недавними требованиями, руководство требует от районных инспекций продолжать проверку, если в налоговой декларации будет произведена замена контрагента (при сохранении «схемных» операций) без доплаты, либо с минимальными суммами доплаты в бюджет.

А может, можно перейти из одной инспекции в другую?

Это временное решение проблемы. И очень неоднозначное. Не исключено, что новый инспектор получит сведения о компании уже при переходе. В любом случае через какое-то время информация о «вновь прибывшем» дойдет но новой налоговой. И прессинг только увеличится.

Миграцию можно попробовать, чтобы оттянуть время. Если налогоплательщик не пользуется ею с завидным постоянством.

  • Налоговая оговорка нужна налоговой инспекции, а не бизнесу

    1,3 тыс. 0

    • 41 оценили материалы

    • 46 в избранном

    • 85

      Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат – потрясающий. Все дело в том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть инспекции осознанно сокращают количество налоговых проверок, при этом увеличивая объем доначислений. Это очень важно для показателей их эффективности. Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что по результатам 2018 г. 25% всех налогов в бюджет поступило от добровольного уточнения налоговых обязательств (в том числе после комиссий). При этом комиссия может являться подготовкой к выездной налоговой проверке – это шанс выиграть время, провести встречную проверку и надеяться услышать интересующую информацию в ходе заседания комиссии.

      Процедура проведения комиссии по легализации четко регламентирована и прописана в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] Именно в Письме указано, на какие показатели необходимо обратить внимание налоговому органу, чтобы выявить недобросовестного налогоплательщика, какие действия нужно совершить перед вызовом на комиссию, а также как осуществить последующий контроль.

      Итак, комиссия проводится для выявления:

      • недостоверных сведений, указанных в налоговой и бухгалтерской отчетности;

      • выплаты «теневой» заработной платы;

      • нарушения сроков оплаты налога на доходы физических лиц;

      • нарушения сроков оплаты страховых взносов;

      • оплаты труда, выплачиваемой работодателями, ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;

      • не оформленных официально трудовых отношений между работодателем и работником.

      Нужно отметить, что комиссии по легализации могут проводиться:

      • налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете;

      • Управлением ФНС в субъекте РФ;

      • так называемыми межведомственными комиссиями, которые объединяют в себе представителей налогового органа, администрации субъекта и органов местного самоуправления.

      В состав комиссии могут быть включены специалисты отделов камеральных и выездных проверок, отдела предпроверочного анализа, отдела урегулирования задолженности. Помимо работников налогового органа в комиссию могут быть включены работники Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, инспекции по труду, а также представители правоохранительных органов и прокуратуры.

      Любая комиссия состоит из определенных этапов и действий налоговых органов:

      1) выбор налогоплательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии. Источником отбора служит информация, которой располагает налоговый орган, и информационные ресурсы, доступные инспекции;

      2) анализ деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на первом этапе подготовки к заседанию комиссии;

      3) информирование отобранных налогоплательщиков посредством направления писем. Цель рассылки – уведомить о выявленных нарушениях и предложить самостоятельно устранить их (например, уточнить отчетность или оплатить имеющуюся задолженность по НДФЛ или страховым взносам);

      4) подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

      5) проведение заседания комиссии;

      6) отслеживание исполнения налогоплательщиками рекомендаций, предложенных инспекцией по результатам комиссии;

      7) выявление плательщиков, не исправивших установленные налоговым органом нарушения, и принятие решения о дальнейших действиях: вызов на повторное заседание комиссии или включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

      На каждом из этих этапов налоговый орган осуществляет определенные действия. Понимать и знать то, на какие показатели налоговый орган обращает внимание, важно, чтобы успеть устранить недочеты до вызова на заседание комиссии, а также уметь объяснить и документально подтвердить обстоятельства, в связи с которыми показатели налогоплательщика не соответствуют ожидаемым инспекцией.

      1. ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (в случае применения общей системы налогообложения).

      2. Налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по налогу или снизившие поступления налога более чем на 10% относительно предыдущего отчетного (налогового) периода. Также налоговый орган вызовет тех налоговых агентов, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

      Особое внимание будут обращать на тех, кто выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума.

      1. ИП на общей системе, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы дохода.

      2. ИП, отразившие выручку по НДС от реализации, но при этом заявившие доход по 3-НДФЛ, равный нулю (либо не представившие декларации по НДФЛ).

      3. Физические лица, не задекларировавшие доходы.

      4. Плательщики страховых взносов:

        • имеющие не оплаченную задолженность;

        • уменьшившие поступления страховых взносов по сравнению с предыдущим отчетным периодом (число работников не изменилось);

        • снизившие число работников более чем на 30% (по сравнению с предыдущим отчетным периодом);

        • плательщики, исчисляющие страховые взносы по дополнительным тарифам (в случае, если ставка тарифа изменилась по сравнению с предыдущим периодом).

      1. Налогоплательщики-налоговые резиденты, в отношении которых имеется информация о том, что получены доходы за рубежом, подлежащие налогообложению в РФ.

      2. Плательщики, получившие доходы, информация о которых имеется в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

      Это общий перечень тех плательщиков, которые в первую очередь обратят на себя внимание налогового органа. Следующий этап – анализ деятельности этих налогоплательщиков для установления факта нарушения законодательства.

      Следующие источники информации используются налоговыми органами при анализе деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на этапе подготовки к заседанию комиссии:

      1. информационные ресурсы (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», АСК «НДС», СОУН);

      2. информация, полученная в рамках статьи 93.1 НК РФ;

      3. информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;

      4. сведения, полученные от банков, государственных фондов (ПФР и ФСС), правоохранительных органов, лицензирующих органов, таможенных органов, Роструда и т.д.;

      5. жалобы, заявления юридических и физических лиц;

      6. информация, полученная от сотрудников, акционеров организаций;

      7. информация из иных источников.

      По каждому из указанных выше «подозреваемых» налогоплательщиков налоговый орган проанализирует следующие показатели:

      1. расчет налоговой нагрузки в зависимости от применяемой системы налогообложения;

      2. выявление аналогичных налогоплательщиков, расчет их налоговой нагрузки;

      3. выявление налогоплательщиков с максимальной налоговой нагрузкой;

      4. сравнение налоговой нагрузки проверяемого налогоплательщика с налоговой нагрузкой аналогичного налогоплательщика и налогоплательщика с максимальной нагрузкой. В случае отсутствия таковых – сравнение со среднеотраслевыми значениями налоговой нагрузки.

      Затем действия налогового органа зависят от того, что выявлено при сравнении. Если ваши показатели в рамках среднеотраслевых или сопоставимы с показателями аналогичного налогоплательщика, то претензии налогового органа снимаются. Если же установлен факт низкого уровня налоговой нагрузки, то дальше налоговый орган анализирует финансовые потоки. Для этого:

      • проводится анализ банковских выписок;

      • выстраивается схема движения средств, составляется схема ведения бизнеса;

      • анализируются сделки, в том числе для выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика.

      Налоговый орган обязан сообщить о том, что он выявил в ходе подготовки к заседанию комиссии. То есть в адрес налогоплательщика направляется информационное письмо, в котором инспекция указывает на установленные факты, отклонения, противоречия, а также предлагает самостоятельно исправить выявленные нарушения. Такое информационное письмо должно быть направлено налогоплательщику за 1 месяц до планируемого проведения заседания комиссии. Срок, который налоговый орган дает для уточнения отчетности, погашения недоимки – 10 рабочих дней со дня получения информационного письма. Если прошло 10 дней, а отчетность не уточнена, недоимка не оплачена, то налоговый орган вызывает на комиссию.

      Тут нужно помнить самый важный нюанс – это игнорирование обойдется штрафом. Согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль, должностного лица организации, уполномоченной на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

      • на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;

      • на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.

      У плательщика есть уважительные причины не явиться на комиссию именно в этот день и в это время. На практике можно часто столкнуться с тем, что директор в отпуске, бухгалтер на больничном, поэтому сходить на заседание комиссии в инспекцию некому. При наличии таких уважительных причин и их обязательном документальном подтверждении необходимо ответить на уведомление с просьбой о переносе даты заседания. В такой ситуации дата комиссии может быть изменена, а у налогоплательщика не возникнет обязанности оплачивать штраф за неявку на комиссию.

      Изначально комиссии по легализации налоговой базы создавались с целью увеличения поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах. Их массово создавали при инспекциях и региональных управлениях ФНС, при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.

      Порядок работы комиссий по легализации налоговой базы впервые был прописан в письме ФНС от 17.07.2013 г. № АС-4-2/[email protected] В нем же налоговая служба перечислила критерии отбора налогоплательщиков для вызова на комиссии по легализации налогов.

      Согласно этому письму, налоговики отбирают кандидатов на комиссии по легализации налоговой базы по следующим основным критериям:

      • Наличие убытков за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
      • Низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу при «упрощенке», ЕСХН, НДФЛ, уплачиваемому ИП.
      • Низкая налоговая нагрузка по НДС (возникает при доле вычетов НДС более 89%).
      • Недоимка по НДФЛ или уплата налога на 10% меньше относительно предыдущего налогового периода.
      • Зарплата сотрудников меньше МРОТ или средней зарплаты по отрасли.

      В качестве дополнительных критериев в письме названы:

      • Применение налоговых льгот без должных оснований.
      • Заявление НДС к возмещению.
      • Нарушение налогового законодательства и др.

      Позднее письмом 21.03.2017 г. № ЕД-4-15/[email protected] ФНС частично отменила свое первое разъяснение о работе комиссий по легализации объектов налогообложения. В частности, ту часть письма, которая касалась работы комиссий по НДС, налога на прибыль и ряда других налогов. Зарплатные комиссии официально были отменены летом 2020 года – письмом ФНС от 07.07.2020 № БС-4-11/[email protected]

      Важно!

      Несмотря на все отмены регламентов проведения комиссий инспекции продолжают вызывать директоров, главбухов и финансовых директоров компаний на комиссии по легализации налогов. Причем после снятия запрета на проведение проверок (действовал в период пандемии коронавируса весной-летом 2020 года и закончился 1 июля) эти комиссии стали более жесткими, а сами инспекторы во время «беседы» применяют запугивание и способы психологического давления на представителей компании.

      Бояться комиссий не стоит, но к ним надо тщательно готовиться.

      Уведомление о вызове на комиссию

      Кого вызывают. Официально убыточные комиссии отменили, но налоговики продолжают вызывать представителей компаний, так как этот вид комиссий по легализации оказался намного эффективнее камеральных проверок (см. Статистику).

      Статистика – 2020

      В январе-марте 2020 года на убыточных комиссиях в ИФНС побывали представители более 2 тыс. столичных компаний. После встречи с налоговиками 80% из них убрали из отчетности 21,4 млрд руб. убытков – почти в 5 раз больше, чем налоговики сняли на камералках (4,3 млрд руб.).

      На комиссии приглашаются компании, которые показали убыток в декларации по налогу на прибыль – для дачи пояснений по какой причине возникли убытки. Причем сумма убытка значения не имеет – для инспекторов важен сам факт его наличия.

      Впрочем, сами причины убыточности инспекторов мало волнуют. Их больше тревожит вопрос – когда будет подана уточненная декларация и доплачен налог на прибыль. Тем не менее, компании стоит подготовить вразумительные пояснения. Не исключено, что вашему инспектору они покажутся убедительными. Если руководитель или бухгалтер теряются во время беседы, не могут привести внятных причин образования убытков, на них начинают давить и запугивать выездной проверкой и доначислениями. В итоге чаще всего комиссия по легализации заканчивается подачей уточненки.

      Компания, которая не явилась на комиссию либо не привела убедительных аргументов в обоснование полученных убытков, но при этом игнорирует требование подать уточненную декларацию, действительно рискует попасть в план выездных проверок налоговиков. Особенно, если убытки показаны в ее годовой отчетности по налогу на прибыль.

      Что ответить инспекторам. К заседанию налоговой комиссии надо подготовить письменные пояснения причин возникновения убытков. Для начала стоит написать, что в декларации противоречий нет, а убыток обоснован. На комиссии надо быть готовым назвать причины возникновения убытка, как долго в компании финансовый кризис и какие меры принимаются, чтобы выйти из ситуации.

      СОВЕТ 1С-WISEADVICE

      В ИФНС не идите с пустыми руками, подготовьте документы. Например, доказать отсутствие прибыли поможет расшифровка доходов и расходов, выписки со счетов, акты и договоры с поставщиками, клиентами, арендодателями и др. Документами можно подтвердить закупку дорогостоящего оборудование или затраты на модернизацию производства. В этом году финансовые потери вполне объяснимы приостановлением деятельности в период «коронавирусных» запретов, поэтому обязательно подготовьте соответствующий приказ и захватите его в инспекцию.

      Есть несколько аргументов, которые могут убедить инспекторов:

      • Убыточность всей отрасли.
      • Убытки только по отдельным видам деятельности компании (которые перекрывают прибыльность остальных).
      • Рост закупочных цен (например, у вас импортное сырье); нестабильность курса валют.
      • Снижение покупательской способности и, как следствие, — снижение продаж.
      • Открытие нового направления бизнеса, по которому отдача ожидается в лишь будущем (в этом случае налоговики могут попросить бизнес-план или прогноз о том, когда компания выйдет на прибыль).
      • Отказы покупателей от товара.
      • Неплатежеспособность покупателей.

      Из нашей практики

      «Одного из наших клиентов вызвали на убыточную налоговую комиссию. Мы письменно обосновали свою позицию. Инспектор ее принял, но потребовал также обосновать, как компания проявляла должную осмотрительность при работе с недобросовестными контрагентами. Мы подготовили письменный ответ (см. Приложение ниже), и инспекцию он устроил».

      Пояснения к убыточной комиссии

      Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала попросить письменных объяснений. Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга). Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.

      Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае надо постараться убедить инспекторов, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.

      Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.

      Комиссия по легализации объектов налогообложения физических лиц

      Поскольку принципы отбора компаний на комиссии по легализации налогов и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

      В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

      Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

      Не так давно появились комиссии по миграции бизнеса. На них налоговики вызывают руководителей и требуют объяснений – зачем компания уходит в другой регион. Цель таких комиссий – удержать добросовестных налогоплательщиков и не пускать в регион компании с нехорошей «налоговой историей».

      Конечно, компания обязана посещать налоговые комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой, удержанием и перечислением налогов. За неявку на любую комиссию генерального директора могут оштрафовать на 4000 руб. по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.

      Как правило, налоговики приглашают генерального директора и очень не любят, когда вместо него приходит представитель компании. Все очень просто – генерального директора гораздо проще напугать и, угрожая выездной проверкой, вынудить компанию доплатить налоги или поднять зарплату сотрудникам.

      Однако если интересы компании на налоговой комиссии представляет опытный эксперт в области налогообложения и налогового права, такие «фокусы» у налоговиков, как правило, не проходят.

      Если вас вызвали на комиссию – будем рады помочь! Мы объяснимся с инспекторами от имени вашей компании и дадим убедительные ответы на все вопросы проверяющих.

      Действующее налоговое законодательство не содержит понятия легализации объекта налогообложения или легализации налоговой базы. По сути это инструмент налогового контроля, который направлен на подтверждение полноты определения объектов налогообложения и исчисления налоговой базы. Легализация в данном случае – своего рода узаконивание, т. е. проверка и подтверждение законности установленных налогоплательщиком объектов налогообложения и налоговой базы.

      Реализуется этот механизм путем создания в налоговых органах специализированных комиссий, так называемых комиссий по легализации объектов налогообложения или комиссий по легализации налоговой базы.

      Цель работы таких комиссий — увеличение поступлений налоговых платежей.

      Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат – потрясающий. Все дело в том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть инспекции осознанно сокращают количество налоговых проверок, при этом увеличивая объем доначислений. Это очень важно для показателей их эффективности. Глава ФНС Михаил Мишустин сообщил, что по результатам 2018 г. 25% всех налогов в бюджет поступило от добровольного уточнения налоговых обязательств (в том числе после комиссий). При этом комиссия может являться подготовкой к выездной налоговой проверке – это шанс выиграть время, провести встречную проверку и надеяться услышать интересующую информацию в ходе заседания комиссии.

      Процедура проведения комиссии по легализации четко регламентирована и прописана в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] Именно в Письме указано, на какие показатели необходимо обратить внимание налоговому органу, чтобы выявить недобросовестного налогоплательщика, какие действия нужно совершить перед вызовом на комиссию, а также как осуществить последующий контроль.

      Итак, комиссия проводится для выявления:

      • недостоверных сведений, указанных в налоговой и бухгалтерской отчетности;
      • выплаты «теневой» заработной платы;
      • нарушения сроков оплаты налога на доходы физических лиц;
      • нарушения сроков оплаты страховых взносов;
      • оплаты труда, выплачиваемой работодателями, ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;
      • не оформленных официально трудовых отношений между работодателем и работником.

      Нужно отметить, что комиссии по легализации могут проводиться:

      • налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете;
      • Управлением ФНС в субъекте РФ;
      • так называемыми межведомственными комиссиями, которые объединяют в себе представителей налогового органа, администрации субъекта и органов местного самоуправления.

      В состав комиссии могут быть включены специалисты отделов камеральных и выездных проверок, отдела предпроверочного анализа, отдела урегулирования задолженности. Помимо работников налогового органа в комиссию могут быть включены работники Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, инспекции по труду, а также представители правоохранительных органов и прокуратуры.

      Любая комиссия состоит из определенных этапов и действий налоговых органов:

      1. выбор налогоплательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии. Источником отбора служит информация, которой располагает налоговый орган, и информационные ресурсы, доступные инспекции;
      2. анализ деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на первом этапе подготовки к заседанию комиссии;
      3. информирование отобранных налогоплательщиков посредством направления писем. Цель рассылки – уведомить о выявленных нарушениях и предложить самостоятельно устранить их (например, уточнить отчетность или оплатить имеющуюся задолженность по НДФЛ или страховым взносам);
      4. подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;
      5. проведение заседания комиссии;
      6. отслеживание исполнения налогоплательщиками рекомендаций, предложенных инспекцией по результатам комиссии;
      7. Эвыявление плательщиков, не исправивших установленные налоговым органом нарушения, и принятие решения о дальнейших действиях: вызов на повторное заседание комиссии или включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

      Как собирать 100% документов к проверкам?

      Все начинается с той информации, которая имеется в налоговом органе. Инспекция производит финансово-хозяйственный анализ показателей налогоплательщиков и выявляет кандидатов для вызова на заседание комиссии.

      Кто привлекает внимание?

      1. ИП, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ (в случае применения общей системы налогообложения).
      2. Налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по налогу или снизившие поступления налога более чем на 10% относительно предыдущего отчетного (налогового) периода. Также налоговый орган вызовет тех налоговых агентов, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание будут обращать на тех, кто выплачивает зарплату ниже прожиточного минимума.
      3. ИП на общей системе, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы дохода.
      4. ИП, отразившие выручку по НДС от реализации, но при этом заявившие доход по 3-НДФЛ, равный нулю (либо не представившие декларации по НДФЛ).
      5. Физические лица, не задекларировавшие доходы.
      6. Плательщики страховых взносов:
        • имеющие не оплаченную задолженность;
        • уменьшившие поступления страховых взносов по сравнению с предыдущим отчетным периодом (число работников не изменилось);
        • снизившие число работников более чем на 30% (по сравнению с предыдущим отчетным периодом);
        • плательщики, исчисляющие страховые взносы по дополнительным тарифам (в случае, если ставка тарифа изменилась по сравнению с предыдущим периодом).
      7. Налогоплательщики-налоговые резиденты, в отношении которых имеется информация о том, что получены доходы за рубежом, подлежащие налогообложению в РФ.
      8. Плательщики, получившие доходы, информация о которых имеется в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

      Это общий перечень тех плательщиков, которые в первую очередь обратят на себя внимание налогового органа. Следующий этап – анализ деятельности этих налогоплательщиков для установления факта нарушения законодательства.

      Налоговый орган обязан сообщить о том, что он выявил в ходе подготовки к заседанию комиссии. То есть в адрес налогоплательщика направляется информационное письмо, в котором инспекция указывает на установленные факты, отклонения, противоречия, а также предлагает самостоятельно исправить выявленные нарушения. Такое информационное письмо должно быть направлено налогоплательщику за 1 месяц до планируемого проведения заседания комиссии. Срок, который налоговый орган дает для уточнения отчетности, погашения недоимки – 10 рабочих дней со дня получения информационного письма. Если прошло 10 дней, а отчетность не уточнена, недоимка не оплачена, то налоговый орган вызывает на комиссию.

      Вызов на комиссию оформляется уведомлением, форма которого утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] При получении уведомления есть несколько вариантов, как можно отреагировать:

      1. Проигнорировать. Тут нужно помнить самый важный нюанс – это игнорирование обойдется штрафом. Согласно ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль, должностного лица организации, уполномоченной на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

      • на граждан – в размере от 500 до 1000 руб.;
      • на должностных лиц – от 2000 до 4000 руб.

      2. Не прийти по уважительным причинам. У плательщика есть уважительные причины не явиться на комиссию именно в этот день и в это время. На практике можно часто столкнуться с тем, что директор в отпуске, бухгалтер на больничном, поэтому сходить на заседание комиссии в инспекцию некому. При наличии таких уважительных причин и их обязательном документальном подтверждении необходимо ответить на уведомление с просьбой о переносе даты заседания. В такой ситуации дата комиссии может быть изменена, а у налогоплательщика не возникнет обязанности оплачивать штраф за неявку на комиссию.

      3. Собственно, явиться.

      По результатам заседания комиссии составляется протокол, в котором фиксируются рекомендации налогового органа и срок на их устранение. Срок на устранение – 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности на заседании. В случае неисполнения рекомендаций налоговый орган передает дело налогоплательщика в отдел предпроверочного анализа для дальнейшего включения в план выездных проверок.

      Важно помнить, что налоговый орган предоставляет возможность исправления зафиксированных нарушений как до заседания комиссии, так и после того, как оно пройдет. И только уклонение от комиссии или неисполнение требований инспекции может повлечь за собой выездную налоговую проверку.

      При наличии оснований контрольный орган может направить предпринимателю извещение о необходимости явиться в инспекцию. Хозяйствующие субъекты получают от ИФНС предписания с таким требованием по разным причинам. Наиболее распространены следующие поводы вызова:

      • Возникновение убытка по окончании отчетного периода.
      • Большой размер вычетов по НДС.
      • Получение минимального дохода по УСН.
      • Применение налоговых льгот.

      Собственно, процедура вызова именуется контрольными органами комиссией по вопросам легализации объектов налогообложения.

      Стоит сказать, что эта процедура стала для хозяйствующих субъектов, давно работающих на рынке, обычным явлением. Поэтому они, как правило, не испытывают никаких проблем при посещении ИФНС. Между тем многие предприниматели, впервые получающие приглашение на комиссию по легализации объектов налогообложения, начинают паниковать, поскольку не знают, чем это для них грозит. Попробуем разобраться с основными аспектами этой процедуры.

      Комиссия по легализации объектов налогообложения.

      На комиссии по легализации объектов налогообложения субъект может привести следующие пояснения по вопросам, связанным с возникновением убытков:

      • Лицо только начало предпринимательскую деятельность. Такое обоснование целесообразно приводить в случае, если убытки возникают с начала работы субъекта, а затраты выше доходов.
      • Проводится модернизация/ремонт активов, агрессивная политика захвата рыночного сектора, планируется расширение, идет освоение новых направлений в бизнесе. Эти причины обосновывают ситуации, когда темп увеличения затрат выше темпа роста доходов.
      • Снижение продаж вследствие изменения рыночной конъюнктуры или ожидаемым повышением стоимости реализуемого товара. Такое объяснение можно дать, если затраты остаются на одном уровне, а прибыль снижается.

      Прежде чем соглашаться на предложения налоговиков, необходимо учитывать, что позиция отдельно взятой группы инспекторов может существенно отличаться от мнения других служащих.

      К примеру, ИФНС потребовались пояснения по НДС. На комиссии по легализации объектов налогообложения субъекту предлагают перенести затраты на предстоящие периоды для учета налога с прибыли для дробления НДС и возмещения его по частям. Такие рекомендации идут вразрез с позицией инспекторов выездных проверок, пояснениями Минфина и положениям НК в целом.

      На практике существует 3 типа комиссий:

      1. При территориальной ИФНС.
      2. При управлениях Налоговой службы в регионах.
      3. При администрации субъекта и местных органов власти.

      Если инициатива вызова предпринимателя исходит от территориальной ИФНС, то на это будет прямо указано в уведомлении. Между тем желание пригласить субъекта на беседу может возникнуть и у администрации субъекта (города), независимо от решения местной инспекции. Более того, ИФНС вообще может не знать о такой комиссии. Дело в том, что обмен соответствующими документами возможен, если инспекция сама отправила предпринимателя в администрацию.

      Представителям ИФНС достаточно беседы с гл. бухгалтером или финансовым директором предприятия либо, соответственно, с предпринимателем-физлицом. Вопросы, которые задаются, непосредственно касаются финансовой деятельности. Гл. бухгалтер или финансовый директор, да и сам предприниматель вполне могут самостоятельно оценить уровень угрозы для бизнеса.

      Между тем далеко не всегда субъекты, вызванные на беседу, обладают достаточными знаниями законодательства. Соответственно, правомерность тех или иных вопросов им оценить затруднительно. В этой связи присутствие компетентного юриста будет как нельзя кстати. Разумеется, он должен ориентироваться в деятельности конкретного предпринимателя.

      Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение

      Федеральная налоговая служба в целях усиления аналитической составляющей в работе комиссий по легализации налоговой базы (далее — комиссии), сообщает следующее.

      Целью работы комиссии является увеличение поступлений налога на доходы физических лиц и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), несвоевременного (неполного) перечисления страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.

      Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) (далее — плательщики) НДФЛ и страховых взносов.

      Положения настоящего письма определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

      — отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

      — выплаты «теневой» заработной платы;

      — несвоевременного перечисления НДФЛ;

      — несвоевременного перечисления страховых взносов;

      — выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда;

      — выявление работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижается налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.

      Работа комиссий по легализации налоговой базы организуется в рамках:

      а) межведомственных комиссий, созданных при органах местного самоуправления;

      б) межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации.

      Комиссия осуществляет свою работу на основании межведомственного локального акта, утверждающего состав комиссии.

      В состав комиссии подлежат включению начальники (либо сотрудники, в должностные обязанности которых входит перечень вопросов, подлежащих рассмотрению) структурных подразделений налоговых органов, выполняющих следующие функции:

      — проведение камеральных налоговых проверок;

      — проведение выездных налоговых проверок;

      — проведение предпроверочного анализа;

      — принятие мер по урегулированию задолженности.

      В рамках работы комиссии должно обеспечиваться соблюдение налоговыми органами норм, предусмотренных статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), а также Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

      В состав комиссии также включаются представители органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

      Налоговый орган, при наличии оснований для вызова плательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии, письменно уведомляет о вызове на комиссию должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

      Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:

      — отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;

      — проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;

      — направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям;

      — подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

      — рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий;

      — мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;

      — подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

      Для Управлений ФНС России по субъектам (далее — Управления), находящихся на двухуровневой системе налогового администрирования в соответствии с приказом Минфина России от 03.10.16 № 171н «О внесении изменений в приложение № 3 и 4 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 № 61н «Об утверждении типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы»», полномочия нижестоящего налогового органа в целях применения настоящего письма осуществляются соответствующим структурным подразделением Управления, ответственным за проведение камеральных налоговых проверок.

      Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др.

      Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:

      — Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

      Налоговая нагрузка по НДФЛ определяется как отношение суммы исчисленного налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности (стр. 070 разд. 2 декл. 3-НДФЛ) к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период (стр. 110 Лист В декл. 3-НДФЛ).

      — Налогоплательщики — налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ):

      1) имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

      2) снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%.

      Отбор налоговых агентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется путем сопоставления за отчетный период показателей, отраженных в расчетах по форме 6-НДФЛ с данными расчетов по страховым взносам за аналогичный отчетный период (сравниваются общие суммы выплат в пользу работников и численность). Суммы, удержанные по данным расчетов 6-НДФЛ сравниваются с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом» за конкретный отчетный период. Дополнительно по итогам года анализируются показатели справок по форме 2-НДФЛ.

      Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного отчетного (налогового) периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в расчетах по форме 6-НДФЛ и в расчетах по страховым взносам.

      При отборе налогоплательщиков — налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» в целом по налоговому агенту.

      3) налогоплательщики — налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

      Отбор налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в расчетах по форме 6-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший отчетный (налоговый) период. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.

      Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

      — Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода.

      Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95 процентов.

      — Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

      Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (стр. 010 — 050 р. 3, сумма стр. 020 р. 4 и графа 2 р. 7).

      Из сформированного перечня отбираются индивидуальные предприниматели, не отразившие суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ (строка 110 листа В) или не представившие декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период.

      — Налогоплательщики — физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.

      Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное), с учетом особенностей налогообложения доходов в соответствии с положениями статьи 217.1 НК РФ. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.

      — Плательщики страховых взносов (далее — СВ):

      1) имеющие задолженность по перечислению СВ, в том числе на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;

      2) снизившие поступления СВ относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников;

      Отбор плательщиков СВ осуществляется путем сопоставления исчисленных и уплаченных сумм СВ за отчетный (расчетный) период, отраженных в расчетах по страховым взносам, представленных плательщиком СВ в налоговый орган, за период начиная с 01.01.2017, с поступлениями СВ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом».

      При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков страховых взносов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также мероприятия налогового контроля. Аналитические и контрольные мероприятия по каждой группе плательщиков проводятся в целом, на основе имеющейся в налоговом органе информации, по всем налогам независимо от оснований для включения в группы, определенных положениями данного письма.

      Анализ налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков страховых взносов, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, проводится на основании:

      — информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т.д.);

      — информации, полученной в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации;

      — информации, содержащейся в СМИ и сети Интернет;

      — сведений, полученных от кредитных организаций, правоохранительных органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Банка России и др.;

      — жалоб, заявлений юридических и физических лиц;

      — информации, полученной от сотрудников, акционеров (участников) организаций;

      — информации, полученной из иных источников.

      Анализ осуществляется по следующим направлениям:

      — анализ учетных данных и иных сведений, характеризующих налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов), по форме, рекомендованной в Приложении № 1;

      — анализ показателей бухгалтерской отчетности (баланса) — по форме, рекомендованной в Приложении № 2;

      — анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ — по форме, рекомендованной в Приложении № 3;

      — анализ показателей исполнения обязанностей по исчислению и перечислению страховых взносов — по форме, рекомендованной в Приложении № 4;

      — анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей — по форме, рекомендованной в Приложении № 5.

      На основании проведенного анализа выявляются налоговые риски. Сводные результаты анализа отражаются по форме, рекомендованной в Приложении № 6.

      Кроме того, в отношении плательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии, проводится анализ уровня налоговой нагрузки по форме, рекомендованной в Приложении № 7.

      Анализ включает в себя следующие этапы:

      — расчет налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения,

      — определение аналогичных налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков СВ), состоящих на учете в налоговом органе,

      — расчет их налоговой нагрузки (в случае отсутствия информации исследовать среднеотраслевые значения налоговой нагрузки),

      — определение аналогичного налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) с максимальной налоговой нагрузкой,

      — анализ отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) от максимального значения.

      В случае установления низкого уровня налоговой нагрузки проводится анализ финансовых потоков налогоплательщика.

      С этой целью налоговым органом:

      — проводится анализ предварительно запрашиваемых в рамках статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банковских выписок,

      — составляется схема движения денежных средств, схема ведения бизнеса,

      — проводится анализ сделок, в том числе с целью выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ).

      На следующем этапе осуществляется оценка соответствия показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика критериям оценки рисков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении концепции системы планирования выездных проверок» (далее — приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]).

      Для рассмотрения на заседании комиссии формируется досье налогоплательщика, в состав которого входят:

      — приложения по формам № 1-8, 10-17 к настоящему письму;

      — приложения и копии документов, подтверждающие предположительно налоговые нарушения (в том числе, полученные из внешних источников);

      — копии информационного письма и уведомления, направленных налогоплательщику;

      — иные имеющиеся документы (в том числе пояснения налогоплательщика).

      Налоговый орган доводит до членов комиссии информацию о налогоплательщике: учетные данные, среднесписочную численность работников, суммы исчисленных (уплаченных) налоговых платежей, их динамику, причины, послужившие основанием для вызова налогоплательщика на комиссию, а также досье налогоплательщика.

      Рассмотрение деятельности налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседании комиссии производится в индивидуальном порядке.

      Должностному лицу (представителю) организации, либо индивидуальному предпринимателю, либо физическому лицу предлагается представить пояснения по выявленным фактам, несоответствиям и уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм законодательства о налогах и сборах.

      По итогам рассмотрения комиссией формулируются рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы (баз), базы для исчисления страховых взносов, а также принятию мер, направленных на привлечение плательщика к уплате задолженности по НДФЛ, страховым взносам.

      Рекомендации должны содержать конкретный срок устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов. Рекомендуемый срок — 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии.

      В частности, может быть предложено представление уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам) за предыдущие налоговые периоды, в которых рекомендуется уточнить показатели отчетности, в том числе расходы индивидуального предпринимателя, расходы плательщика страховых взносов на оплату страхового обеспечения, суммы, не облагаемые страховыми взносами, размер дополнительных тарифов по страховым взносам и суммы взносов, исчисленные по данным тарифам, численность работников, в пользу которых начислен доход, перечислить сумму задолженности по НДФЛ и страховым взносам с учетом сумм пени, а также принять меры по исключению негативных тенденций в последующих отчетных периодах.

      По результатам рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются рекомендации налогоплательщику и срок для устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов.

      По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседании комиссии комиссия может направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы Федеральной миграционной службы, государственные инспекции труда и т.п.) для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

      Информацию о выявленных работодателях, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда, налоговым органам следует ежеквартально направлять: на территориальном уровне — органам местного самоуправления, на региональном уровне — органам по труду и занятости субъектов Российской Федерации и Государственной инспекции труда по субъектам Российской Федерации для принятия соответствующих мер.

      Секретарь комиссии ведет протокол заседания, при необходимости используя технические средства.

      Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии.

      С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под роспись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

      Рекомендуемая форма протокола заседания комиссии приведена в Приложении № 9 к настоящему письму.

      В случае неявки налогоплательщика, налогового агента, плательщика СВ на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

      Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии.

      В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      В отношении налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, следует решить вопрос о целесообразности проведения в отношении них следующих мероприятий:

      — повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;

      — вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов Российской Федерации (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала Российской Федерации соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований);

      — проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;

      — подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

      Комиссия по легализации налоговой базы

      Принимая во внимание, что основной целью работы комиссии является обеспечение дополнительного поступления в бюджет НДФЛ и страховых взносов, последующая работа в отношении всех плательщиков, рассмотренных на комиссии, заключается в проведении мониторинга по следующим направлениям:

      1. Ежеквартальный мониторинг в разрезе НДФЛ и страховых взносов:

      — анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам) с увеличением налоговых обязательств (увеличением суммы страховых взносов, исчисленных к уплате в бюджет) и определением сумм НДФЛ (страховых взносов), дополнительно поступивших в бюджет (по форме приложений № 10, 11, 15);

      — контроль за погашением задолженности по НДФЛ и страховым взносам (приложение № 12, 16);

      — динамика численности и заработной платы (по форме приложения № 13);

      — динамика показателей налоговой нагрузки (по форме приложения № 7).

      2. Ежемесячный мониторинг изменения поступления НДФЛ в бюджет, в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ и выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по коду видов экономической деятельности, по форме приложения № 14.

      3. Ежемесячный мониторинг изменения поступлений страховых взносов в бюджет, в отношении плательщиков страховых взносов, имеющих задолженность по перечислению страховых взносов и выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по коду видов экономической деятельности, по форме приложения № 17.

      В случае, если по результатам мониторинга, проведенного в отношении указанной категории плательщиков, положительных тенденций не выявлено и при этом должностными лицами (индивидуальными предпринимателями, физическими лицами) не представлено обоснованных пояснений, весь пакет документов по данным налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам страховых взносов), передается в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

      Одновременно Федеральная налоговая служба сообщает об отмене письма ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» (с учетом изменений, внесенных письмом ФНС России от 21.03.2017 № ЕД-4-15/[email protected]).

      Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

      Действительный
      государственный советник
      Российской Федерации 2 класса
      Д.В. Егоров
      N п/п Наименование показателя Сравниваемые периоды Рост (снижение), % Наличие риска
      предыдущий текущий
      1 Общая сумма дохода от предпринимательской деятельности (стр. 110 листа В 3-НДФЛ), тыс. руб.
      2 Общая сумма профессиональных налоговых вычетов (стр. 120 листа В 3-НДФЛ), тыс. руб., в т.ч.:
      сумма материальных расходов (стр. 050 листа В 3-НДФЛ)
      сумма амортизационных начислений (стр. 060 листа В 3-НДФЛ)
      сумма расходов на выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц (стр. 070 листа В 3-НДФЛ)
      сумма прочих расходов (стр. 090 листа В 3-НДФЛ)
      3 Удельный вес вычетов в составе доходов, % (2/1 * 100%)
      4 Реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога (стр. 010-050 раздела 3 Декларации по НДС), налоговая база (сумма строк 020 раздела 4 Декларации по НДС), стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), без НДС (гр. 2 раздела 7 Декларации по НДС), тыс. руб.
      5 Отклонение налоговой базы по НДФЛ и НДС, тыс. руб. (4 — 1)

      Анализ для ИП, заявивших профессиональные вычеты более 90% от общей суммы дохода, проводится по п.п. 1 — 3 таблицы. Анализ для ИП, отразивших по НДС выручку от реализации, при отсутствии доходов по 3-НДФЛ, проводится по п.п. 1, 4, 5 таблицы.

      Приложение № 6

      Критерии оценки рисков
      _______________________________________________________
      полное наименование налогоплательщика, ИНН, КПП

      Общее количество соответствия критериям налоговых рисков

      Более пяти лет назад ФНС России издала Письмо от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Деятельность таких комиссий была направлена на контроль уплаты почти всех видов налогов: НДФЛ, НДС, налогов на прибыль и на имущество организаций, земельного, транспортного налогов и др.

      В 2017 г. это письмо было отменено. Его сменило Письмо ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/[email protected] «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». Этим документом регулировалась деятельность уже «зарплатных» комиссий. В их зону контроля должны попадать только страховые взносы и НДФЛ. Вопросы уплаты других налогов в их компетенцию не входят. Однако налоговые органы продолжают организовывать комиссии для осуществления контроля за уплатой НДС и иных налогов, а потому налогоплательщикам приходится регулярно являться в инспекцию для дачи пояснений.

      Состав комиссии и порядок проведения ее заседания зависят от налога, по вопросам уплаты которого вас вызвали, и от суммы предполагаемой недоимки.

      Представим, что был выявлен небольшой разрыв по НДС у вашего контрагента либо, например, контрагента 2-го или 3-го звена цепочки. Скорее всего, вас пригласят в кабинет, в котором работают рядовые сотрудники инспекции. Они принимают налогоплательщиков, которые, как и вы, «попали на комиссию». Вы сядете рядом с вызвавшим вас сотрудником. Он расскажет, что у вашего поставщика выявлен разрыв по НДС, налог не уплачен в бюджет. Вам предложат самостоятельно сдать уточненную декларацию, исключив НДС-ные вычеты по данному контрагенту, или разобраться с ним, чтобы он сдал уточненную декларацию и уплатил причитающуюся сумму налога.

      Иногда приходить в инспекцию необязательно. Достаточно предоставить проверяющим копии интересующих их документов. Это можно выяснить, позвонив ответственному сотруднику инспекции, который указан в уведомлении.

      Однако, если инспекция в ходе аналитической работы установит крупную сумму налоговой недоимки, будет организовано заседание комиссии. Если речь идет о нескольких миллионах рублей предполагаемых начислений, вас пригласят в кабинет начальника или замначальника инспекции. Там вы окажетесь единственным гостем, и внимание проверяющих будет направлено только на вас. В такую комиссию помимо начальника или замначальника инспекции будут входить начальники профильных отделов инспекции (камеральных проверок, выездных проверок, предпроверочного анализа и др.). В состав комиссии также могут входить сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, инспекции труда, Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. В ходе таких встреч на предпринимателей порой оказывают психологическое давление. Скажем, вам наверняка напомнят о возможной уголовной ответственности.

      Как защищаться на комиссиях по легализации объектов налогообложения

      Написать комментарий

          • налоговая оптимизация и безопасность;
          • отношения между бизнес-партнерами;
          • защита активов бизнеса и собственника;
          • скрытое владение и другие темы.

          налоговая и
          управленческая
          безопасность владельческий
          контроль защита активов
          среднего бизнеса

          11 лет опыта структурирования бизнеса на 4К видео.
          Бесплатно. Без регистрации.

          Удивительно (или не очень), но в НК РФ о работе комиссий по легализации налоговой базы нет ни слова. В работе инспекторы руководствуются лишь упомянутым Письмом ФНС России. И как видим, это не мешает им вызывать на комиссии по легализации налоговой базы все больше организаций. Так, в прошлом году данный орган побил рекорды по количеству заседаний и приглашенных юрлиц. Об этом говорит статистика региональных управлений налоговиков.

          Возьмем для примера Пермский край. В 2017 г. зарплатные комиссии там посещало в среднем 290 компаний в месяц 2, в 2018 году – 270 3, а в 2019 – аж 371 4.

          Получить приглашение на комиссию может любая компания. И совсем не обязательно, что на заседании налоговики потребуют доплатить налоги или взносы. Возможно, инспекторы просто предупредят представителей организации о рисках работы с одним из контрагентов (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 24.05.2019 по делу № А33-3112/2019).


          Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *