Закон о любительском рыболовстве 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о любительском рыболовстве 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности работников Федерального агентства по рыболовству, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 1394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7950);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1238 «О внесении изменения в пункт 8 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст. 5465).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее — государственный контроль (надзор).

2. Настоящее Положение не применяется при осуществлении государственного контроля (надзора) в части морских биологических ресурсов.

3. Предметом государственного контроля (надзора) являются:

а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее — контролируемые лица) обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», другими федеральными законами, в том числе федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «Об охране озера Байкал», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее — обязательные требования), включая:

требования о выполнении мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, в том числе требования о наличии эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях;

правила рыболовства и иные правила, регламентирующие добычу (вылов) и выпуск в водные объекты рыбохозяйственного значения водных биологических ресурсов;

условия освоения и представления отчетности по выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемым объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается;

условия выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

условия договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

соответствие документов, подтверждающих законность уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, выделенным квотам добычи (вылова) водных биологических ресурсов и рекомендуемым объемам добычи (вылова) водных биологических ресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается;

б) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

4. Контрольными (надзорными) органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы (далее — органы контроля).

5. Органы контроля осуществляют государственный контроль (надзор) в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Закон о рыболовстве) и Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон о государственном контроле).

6. От имени органа контроля государственный контроль (надзор) вправе осуществлять:

а) руководитель (заместитель руководителя) Федерального агентства по рыболовству;

б) руководители структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству и их заместители, в должностные обязанности которых в соответствии с настоящим Положением, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по государственному контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее — должностные обязанности);

в) начальники отделов структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству и их заместители в соответствии с должностными обязанностями;

г) федеральные государственные гражданские служащие ведущей и старшей групп должностей категории «специалисты» отделов структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству в соответствии с должностными обязанностями;

д) руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству;

е) начальники отделов территориальных органов Федерального агентства по рыболовству и их заместители в соответствии с должностными обязанностями, главные и старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы территориальных органов Федерального агентства по рыболовству;

ж) федеральные государственные гражданские служащие ведущей и старшей групп должностей категории «специалисты» территориальных органов Федерального агентства по рыболовству, не указанные в подпункте «е» настоящего пункта, в соответствии с должностными обязанностями.

7. Должностные лица органа контроля, указанные в подпунктах «б» — «г», «е» и «ж» пункта 6 настоящего Положения (далее — инспекторы), уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением органа контроля о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.

8. Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимают:

а) руководитель (заместитель руководителя) Федерального агентства по рыболовству;

б) руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству.

9. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий обладают правами и обязанностями в соответствии с Законом о государственном контроле и Законом о рыболовстве.

10. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля (надзора) объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее — категории риска):

а) высокий риск;

б) средний риск;

в) низкий риск.

11. Критерием отнесения объектов контроля к категории высокого риска является осуществление деятельности:

а) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

б) по разработке месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;

в) по эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, добыче, хранению и транспортировке нефти и нефтепродуктов на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне.

12. Критерием отнесения объектов контроля к категории среднего риска является осуществление деятельности:

а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

б) по изъятию объектов пастбищной аквакультуры из водных объектов рыбохозяйственного значения;

в) по сбросу сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

г) по разведке полезных ископаемых в водных объектах рыбохозяйственного значения и их водоохранной зоне;

д) по разработке общераспространенных полезных ископаемых на водных объектах рыбохозяйственного значения и (или) в их водоохранной зоне;

е) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

ж) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

з) по индустриальной аквакультуре на рыбоводных участках с использованием садков и (или) других технических средств, предназначенных для выращивания объектов аквакультуры в искусственно созданной среде обитания;

и) по мелиорации, рыбохозяйственной мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, в части проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.

13. Критерием отнесения объектов контроля к категории низкого риска является осуществление деятельности:

а) по добыче (вылову), приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

б) по сбросу сточных вод в водоемы, имеющие гидрологическую связь с водными объектами рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

в) по эксплуатации гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

г) по эксплуатации речных портов, причалов на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве;

д) по мелиорации на водных объектах рыбохозяйственного значения, которым присвоена высшая или первая категория в порядке, установленном в соответствии со статьей 17 Закона о рыболовстве, без проведения дноуглубительных работ и (или) работ по извлечению донного грунта.

14. При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к нескольким категориям риска, подлежит применению критерий, позволяющий отнести объект контроля к более высокой категории риска.

56. Государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

57. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и допустимые контрольные (надзорные) действия в составе каждого контрольного (надзорного) мероприятия включают в себя:

а) контрольную закупку, в ходе которой может совершаться осмотр;

б) инспекционный визит, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Инспекционный визит допускается проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи;

в) рейдовый осмотр, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

испытание;

экспертиза;

г) документарную проверку, в ходе которой могут совершаться следующие контрольные действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза;

д) выездную проверку, в ходе которой могут совершаться следующие контрольные действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

испытание;

экспертиза.

58. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 57 Закона о государственном контроле, следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

контрольная закупка;

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

59. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 57 Закона о государственном контроле, следующих внеплановых контрольных мероприятий:

документарная проверка;

выездная проверка.

60. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия:

а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

б) выездное обследование.

61. В ходе выездного обследования могут осуществляться:

осмотр;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование (с применением видеозаписи);

испытание;

экспертиза.

62. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия.

63. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя осуществляется с обязательным применением видеозаписи в следующих случаях:

предотвращение нанесения ущерба (вреда) водным биологическим ресурсам и среде их обитания;

предотвращение сокрытия доказательств нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).

64. В целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований инспектор, привлеченные им лица, соответствующие требованиям статей 33 и 34 Закона о государственном контроле (далее — эксперт, специалист), в ходе рейдового осмотра или выездной проверки могут проводить отбор проб (образцов) рыбной и иной продукции из уловов водных биологических ресурсов на предмет установления причинно-следственной связи нарушения обязательных требований с фактом причинения ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания (далее — отбор проб (образцов).

65. Отбор проб (образцов) в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов).

Отбор проб (образцов) осуществляется инспектором, экспертом или специалистом в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя. При отборе проб (образцов) также должна производиться видеозапись и (или) фотосъемка. Видеозапись и фотосъемка при отборе проб (образцов) проводятся в порядке, установленном в соответствии с пунктом 79 настоящего Положения. Видеозапись на носителе прилагается к протоколу отбора проб (образцов).

Контролируемое лицо или его уполномоченный представитель, присутствующий при отборе проб (образцов), информируются инспектором, экспертом или специалистом о целях отбора проб (образцов) и месте проведения экспертизы.

Суммарный вес единовременно отобранных проб (образцов) рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов не должен превышать 3 кг.

По результатам отбора проб (образцов) инспектором, или привлеченным им экспертом, или специалистом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов), использованные методики отбора проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).

69. Органами контроля обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с Законом о государственном контроле и настоящим Положением.

70. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета органы контроля (их территориальные органы) используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

71. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

72. В целях обеспечения организации и осуществления государственного контроля, в том числе в части учета объектов контроля, органами контроля создаются информационные системы.

73. Порядок создания и функционирования информационной системы утверждается органом контроля.

74. Порядок сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах контроля в информационных системах утверждается органом контроля.

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5270; 2007, N 50, ст. 6246; 2008, N 49, ст. 5748; 2011, N 1, ст. 32; N 50, ст. 7351; 2013, N 27, ст. 3440; 2014, N 45, ст. 6153; 2016, N 27, ст. 4282; 2018, N 49, ст. 7493; N 53, ст. 8401; 2019, N 18, ст. 2210; N 30, ст. 4145) следующие изменения:

1) в части 2 статьи 1 слова «понятие «иностранный инвестор» используется в значении, указанном в» заменить словами «понятия «иностранный инвестор» и «группа лиц, в которую входит иностранный инвестор» используются в тех же значениях, что и в статье 1 и»;

2) в статье 11:

а) часть 2 после слов «иностранного инвестора» дополнить словами «или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор»;

б) часть 3 после слов «иностранного инвестора» дополнить словами «или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор,»;

3) в части 2 статьи 13:

а) пункт 6 после слов «иностранного инвестора» дополнить словами «или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор,»;

б) пункт 7 после слов «иностранного инвестора» дополнить словами «или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор,»;

4) в статье 142:

а) наименование дополнить словами «или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор»;

б) в абзаце первом слова «иностранного инвестора (контролирующее лицо)» заменить словами «иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (контролирующее лицо),»;

в) в пункте 1 слова «более чем пятьюдесятью» заменить словами «двадцатью пятью и более», дополнить словами «(в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки)»;

г) в пункте 3 слова «более чем пятьдесят» заменить словами «двадцать пять и более»;

д) в пункте 5 слова «менее чем пятьюдесятью» заменить словами «пятьюдесятью и менее», после слов «или участников хозяйственного товарищества» дополнить словами «(в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки)».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940; 2011, N 47, ст. 6612; 2014, N 45, ст. 6153; 2017, N 27, ст. 3952; N 30, ст. 4445; 2018, N 23, ст. 3229; 2020, N 31, ст. 5014; 2021, N 11, ст. 1705) следующие изменения:

1) в статье 2:

а) часть 3 после слов «(далее также — пользование участками недр федерального значения)» дополнить словами «и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов»;

б) часть 7 после слов «пользование участками недр федерального значения» дополнить словами «и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов»;

2) пункт 3 части 1 статьи 3 после слов «пользование участками недр федерального значения» дополнить словами «и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов»;

3) часть 4 статьи 4 после слов «пользование участком недр федерального значения» дополнить словами «и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов»;

4) в статье 5:

а) абзац первый части 1 после слов «пользование участком недр федерального значения» дополнить словами «и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов»;

б) в части 2 слова «менее чем пятьюдесятью» заменить словами «пятьюдесятью и менее»;

в) абзац первый части 3 после слов «пользование участком недр федерального значения» дополнить словами «и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов»;

5) в статье 7:

а) в части 1:

абзац первый пункта 1 после слов «пользование участком недр федерального значения» дополнить словами «и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов»;

абзац первый пункта 2 после слов «пользование участком недр федерального значения» дополнить словами «и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов»;

пункт 3 после слов «пользование участком недр федерального значения» дополнить словами «и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов»;

пункт 5 после слов «пользование участком недр федерального значения» дополнить словами «и (или) добычу (вылов) водных биологических ресурсов»;

б) часть 5 дополнить словами «, а также в иных случаях, предусмотренных иными федеральными законами».

Статья 3

Закон о рыбалке в России в 2021 году предусматривает следующее.

На водоемах общего пользования нельзя брать плату за рыбалку. Каждый житель России имеет право здесь удить рыбу, и никакой частник или юрлицо не может за это брать деньги. Это, пожалуй, главное нововведение.

Водоемы общего пользования — это все водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.

Для любителей рыбалки есть перечень разрешенных снастей.

Жерлица и кружки Не более 10 штук на одного рыболова
Раколовки Диаметр — до 80 см, с ячейками сетки — до 22 мм. Не более 3 штук на одного человека
Спиннинги и удочки До 5 штук на рыболова, с общим количеством крючков до 10 штук
Переметы До 10 крюков на рыбака
Подъемники, черпаки Более 1 метра — в длину и ширину, сетка — не менее 10 мм

Закон о рыбалке в России в 2021 году

Закон о рыбалке в России в 2021 году четко указывает нелегальные способы. Запрещена ловля:

  • с использованием взрывчатых и химических веществ;
  • с применением электротока (электроудочки);
  • с применением сетей (исключение — для жителей Севера, Сибири, Дальнего Востока, о котором мы сказали выше).

— Помните, что в правилах для каждого рыбохозяйственного бассейна есть отдельный перечень запрещенных способов ловли для конкретного региона, — добавили в пресс-службе Росрыболовства.

Закон о рыбалке в России в 2021 году регулирует вылов всех видов рыб. Нормативы касаются как размера особей, так и общей массы улова. Практически по всей России он не должен превышать 5 кг на человека в сутки.

Запрещено ловить рыб, занесенных в Красную книгу. Если такая попалась на крючок, ее надо аккуратно освободить и отправить в водоем. Что касается лососевых и осетровых, то на них есть рыбалка на частных водоемах, где эти виды разводят специально и берут плату за возможность порыбачить.

В некоторых местах запрещен вылов раков и рыб, размеры которых не соответствуют промысловым. Это необходимо для сохранения молодых особей. Длина рыбы рассчитывается по боковой линии от рыла до основания средних лучей плавника в хвосте.

Во-первых, с 1 января 2021 года в стране должны вообще исчезнуть участки для платной рыбалки. Все договоры, которые были заключены владельцами рыбопромысловых участков, будут действовать до 31 декабря 2020 года. А потом — всё.

Во-вторых, подводная охота в местах массового отдыха граждан будет запрещена. А орудия, которые используются для подводной охоты, будет запрещено применять над поверхностью воды.

После публикации текста 475-ФЗ в информационном пространстве появились противоречивые сведения, иногда вводящие граждан в заблуждение. В частности, сообщение о том, что федеральный закон о любительском рыболовстве с 2021 года утверждает новые правила рыболовства, не соответствует действительности.

«Правила рыболовства» — отдельный правовой документ. В соответствии со ст. 8 нового ФЗ-475, именно они содержат конкретные принципы осуществления рыбной ловли. Согласно части 2 ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Правила рыболовства как нормативный документ утверждаются исполнительными органами власти в области рыболовства для каждого объединения водных объектов, специально утвержденных в законодательстве и именуемых рыбохозяйственными бассейнами (Азовский, Волжско-Каспийский, Байкальский и т. д.).

В этом плане новые правила любительского рыболовства ФЗ-475 не вводит, он, прежде всего, выделяет область любительской рыбной ловли в отдельную сферу регулирования и для нее устанавливает некоторые собственные принципы. При этом, «старый» закон ФЗ-166 «О рыболовстве…» 2004 года продолжает действовать, хотя и в новой редакции, с изменениями, утвержденными законом 475-ФЗ.

Поправки в закон №166-ФЗ «О рыболовстве…» внесены в целях единообразного применения законодательства.

Новый закон о продлении дачной амнистии до 2022 года – когда ждать принятия?

С этого года рыбаки любители получили следующие права, которыми рекомендуем активно пользоваться:

  • Право собственности на рыбу, теперь все попытки провести какие либо незаконные действия с вашим уловом посторонними лицами попадают под действие ГК и УК РФ.
  • Получать от органов государственной власти информацию о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, водных объектах, на которых осуществляется любительское рыболовство, нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области любительского рыболовства, и другую информацию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
  • Участвовать в осуществлении общественного контроля в области любительского рыболовства, в том числе в форме общественного обсуждения;
  • Участвовать в мероприятиях по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
  • Ловить рыбу на на рыбопромысловых участках при наличии путевки;
  • Можно ловить рыбу по принципу «поймал — отпусти».

Рекомендуем: Чем отличается охотничий нож от обычного, и можно ли его носить

Новое в Правилах рыболовства 2021: изменения, дополнения, корректировки правил

Можно выделить следующие особенности 475-ФЗ:

  1. Новый закон вносит изменения в некоторые уже действующие акты (например, в Водный кодекс, в ФЗ-166).
  2. Полный текст включает в себя 19 статей, то есть документ небольшой. В нем есть как декларативные и отсылочные нормы, так и вполне конкретные правила.
  3. Практически все статьи 475-ФЗ вступили в силу 1 января 2020 года.
  4. Только пункт 8 ст. 16 начал действовать с 1 января 2021 года (о закрытии всех промысловых участков для любительского рыболовства, кроме некоторых специальных зон на Дальнем Востоке, в Сибири и на Севере, к 31 декабря 2021 года).

Особенно активно протестовали любители рыбной ловли против существования таких участков и расширения прав арендаторов. Возмущение вызвали действия арендаторов водных объектов по введению специальных разрешений на осуществление рыбной ловли, добычи водных биоресурсов, что фактически сделало рыбалку платной. Тем не менее, их действия были основаны на законе, так как в 2011 году поправками в ФЗ-166 «О рыболовстве…» владельцы рыбопромысловых участков получили право заключать договоры не только на платное оказание туристических услуг, но и на заключение договоров по «оказанию возмездных услуг в области любительского и спортивного рыболовства».

Что касается новшеств, которые ждут рыбаков уже в начале 2020 года, то, в отличие от старого закона, учитываться будет вес пойманной рыбы, ее вид и размер. Доставляют любителям рыбной ловли беспокойство и новые штрафы, а они выросли в десятки раз. Зато ловить рыбу уже через несколько месяцев можно бесплатно, за исключением определенных водоемов, в число которых входят:

  • водоемы, предназначенные для искусственного разведения водных организмов, а сюда относятся, как речные, так и морские водные плантации.
  • водоемы, используемые в целях мелиорации сельскохозяйственных земель.
  • пруды и обводненные карьеры, используемые для товарного промысла рыбы.

Главной новостью для ценителей любительской и спортивной рыбалки является то, что, начиная с 2021 года, ловить рыбу в России на спиннинг или донку можно на любом водоеме, при условии соблюдения сроков.

Плата за рыбалку де-юре уже не взимается, но говорить о полном переходе на бесплатную рыбалку можно будет только после встречи 2020 года. До принятия закона примерно 90% российских водоемов были платными.

Хорошая новость! Если вес пойманной рыбы больше максимально разрешенного веса улова, по новым правилам ее не надо отпускать в водоем, а штраф за это не предусмотрен.

В законе установлены следующие правила и принципы любительской рыбной ловли:

  • рыболовство в личных целях осуществляется на всех объектах водного пользования свободно и бесплатно. Исключение составляют: частные водные объекты, особо охраняемые природные объекты, используемые для производства аквакультуры, и объекты на землях обороны и безопасности;
  • введено такое понятие, как суточная норма вылова. Нормы устанавливаются для каждого конкретного района и акватории. Норматив действует в течение суток, превышение грозит штрафами;
  • установлены ограничения для рыбаков: суточная норма, периоды добычи при помощи сетей и т. д.;
  • подводная охота запрещена в местах массового отдыха;
  • введен запрет на добычу рыбы сетями, кроме определенных районов Сибири, Севера и Дальнего Востока. При этом каждая сеть должна быть зарегистрирована и промаркирована;
  • полностью запрещено применение химических, взрывчатых веществ и электротока, аквалангов, подводных орудий при рыбной ловле над водой, электронных средств обнаружения рыбы под водой.

Реформа ФССП – принят новый закон о статусе судебных приставов с 1 января 2020 года

  • Правила рыболовства разные для каждого субъекта РФ;
  • Есть нормы вылова и ограничения на минимальный размер на промысловые рыбы и есть суммарные суточные нормы на всю рыбу, то есть нельзя ловить карасей в неограниченных количествах, но ловить мелких карасей можно, но не во всех регионах. При этом ловить подлещика размером с ладошку нельзя практически ни где, можно получить серьезный штраф;
  • В этом документе указаны запретные сроки рыбалки в нерестовый период, которые для каждого региона свои, в нем же можно найти перечень запретных мест для рыбной ловли.

Федеральный закон от 25.12.2018 г. № 475-ФЗ

Теперь, согласно вступившим поправкам, с 1 января 2021 года участков для платной рыбалки в нашей стране больше не будет, и ловить рыбку бесплатно можно будет везде. Авторы закона приложили немало стараний, чтобы уравновесить интересы арендаторов водоемов и рыбаков-любителей. Именно поэтому заключенные арендные договоры будут действовать еще год с момента вступления поправок в силу — до 31 декабря 2020 года. После этой даты рыбаки-любители получат беспрепятственный доступ к ранее «закрытой» воде, а нынешние владельцы различных баз для любительского и спортивного рыболовства смогут по-прежнему оказывать услуги по предоставлению рыбакам в аренду снастей, лодок, гостиничных услуг, питания, но без взимания платы за вылов.

Вместе с тем с уходом арендаторов остается нерешенным один из важнейших вопросов: кто и на какие средства будет теперь зарыблять водоемы? «У чиновников есть большой соблазн переложить эту ношу на плечи рыбаков-любителей», — констатирует член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Блоцкий.

Рыбаков также не на шутку встревожила обсуждавшаяся зимой новость о возможном введении обязательного удостоверения рыбака. Документ этот не новый, старожилы хорошо помнят его еще с советских времен. Выдавалось удостоверение рыболовными хозяйствами, на территории которых оно и позволяло рыбачить. Однако когда рыбхозяйства перешли в частные руки, оно стало абсолютно бесполезным.

Возрождение его сегодня, по мысли чиновников, должно включать вступление в рыбацкое общество с обязательными взносами, а также регистрацию приспособления для ловли рыбы.

Поправки вступили в силу с января 2020 года. Большое место здесь уделено суточным нормам вылова для рыбаков-индивидуалов, за нарушение которых предусмотрены штрафы.

Размеры суточного улова в каждом регионе разные. Утвержденные цифры учитывают состояние запасов, особенности рыболовства в конкретном регионе и мнение рыбаков. Например, в Мурманской области, где возможна морская рыбалка, суточная норма по вылову рыбы — 50 кг, а в Астраханской — 5-10 кг в зависимости от вида.

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 343-ФЗ)

1) водные биологические ресурсы (далее — водные биоресурсы) — рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы;

2) анадромные виды рыб — виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов в Российской Федерации, совершающих затем миграции в море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения;

3) катадромные виды рыб — виды рыб, воспроизводящихся в море и проводящих большую часть своего жизненного цикла во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;

4) трансграничные виды рыб и других водных животных — виды рыб и других водных животных, которые воспроизводятся и проводят большую часть своего жизненного цикла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и могут временно мигрировать за пределы такой зоны и в прилегающий к такой зоне район открытого моря;

5) трансзональные виды рыб и других водных животных — виды рыб и других водных животных, обитающих в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в прилегающих к ней исключительных экономических зонах иностранных государств;

6) далеко мигрирующие виды рыб и других водных животных — виды рыб и других водных животных, которые большую часть своего жизненного цикла проводят в открытом море и могут временно мигрировать в исключительную экономическую зону Российской Федерации;

7) сохранение водных биоресурсов — поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания;

8) добыча (вылов) водных биоресурсов — изъятие водных биоресурсов из среды их обитания;

9) рыболовство — деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

10) промышленное рыболовство — предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов; (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

10.1) прибрежное рыболовство — предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, транспортировке, хранению уловов водных биологических ресурсов, а также рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, если ее производство на судах рыбопромыслового флота предусмотрено настоящим Федеральным законом, и выгрузке уловов водных биоресурсов в живом, свежем или охлажденном виде в морские порты Российской Федерации, в иные места выгрузки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 349-ФЗ (ред. от 26.11.2018))

11) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

12) общий допустимый улов водных биоресурсов — научно обоснованная величина годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида; (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

1. Если международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, применяются правила этих международных договоров. (в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Конец платной рыбалке. Как изменится закон о любительском рыболовстве?

1. Законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

2. Договорные обязательства и иные отношения, связанные с оборотом водных биоресурсов, регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

1. Участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

1. Граждане и юридические лица могут осуществлять следующие виды рыболовства:

1) промышленное рыболовство;

2) прибрежное рыболовство;

3) рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях;

4) рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях;

5) рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ)

6) любительское рыболовство; (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 475-ФЗ)

7) рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

2. Водные биоресурсы могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов рыболовства, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

3. Рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

4. Рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, запрещается осуществлять иностранным лицам и указанным в части 3 настоящей статьи лицам с судов, принадлежащих иностранным лицам, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

5. Рыболовство осуществляется в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, или в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается. (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

6. Объем добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов. (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

1.Для изучения и сохранения водных биоресурсов, а также среды их обитания осуществляется рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях. (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

2. Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях осуществляется научными организациями на основании ежегодных планов проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов, решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование, а также выданных указанным организациям в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешений на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

3. Добыча (вылов) водных биоресурсов при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях осуществляется в объеме, необходимом для проведения научных исследований, в соответствии с ежегодными планами проведения ресурсных исследований водных биоресурсов. (в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

3.1. Добытые (выловленные) при осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях водные биоресурсы используются только для проведения работ в указанных целях. Такие водные биоресурсы подлежат возвращению в среду обитания после проведения этих работ. В случае, если физическое состояние таких водных биоресурсов не позволяет возвратить их в среду обитания, они подлежат уничтожению. (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

3.2. На судах, используемых для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов запрещается. (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ)

4. Порядок рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ)

Закон о рыбалке и новое в правилах рыболовства в 2021 и 2021 году

Мало кто задумывается о законодательстве, отправляясь на рыбалку. Но от ответственности, как известно, незнание закона не освобождает. Поэтому прежде чем складывать крючки, расчехлять спиннинги и копать червячков, следует изучить – где, как, чем и когда разрешено ловить рыбу. Чтобы потом не было мучительно больно за похудевший кошелек и испорченный отдых. Запрет на рыбалку 2021, сроки и штрафы.

Рыбалка в России останется свободной, исчезнут огороженные водоемы для платной рыбалки. Эти нормы указаны в федеральном законе №475, который вступает в силу с нового года.

«Любительское рыболовство на водоемах общего пользования должно быть и будет бесплатным и доступным для всех», — пояснили «Российской газете» в Росрыболовстве.

Исключением станут лишь водоемы, расположенные на землях обороны и безопасности и особо охраняемых природных территориях.

За 1 экз. независимо от размера и веса:

  • белуга 206625 руб.
  • русский осетр 138024 руб.
  • лосось атлантический ( семга) 13675 руб.
  • нельма 10811 руб.
  • миноги 5685 руб.
  • сима, кумжа 5128 руб.
  • судак 3305 руб.
  • хариус, жерех, сазан, карп, щука, белый амур, толстолобики, сом пресноводный 925 руб.
  • налим, берш, чехонь, линь, язь, лещ, густера, синец 500 руб.
  • плотва, елец, караси, голавль, подуст, окунь пресноводный 250 руб.
  • другие виды пресноводных рыб 100 руб.
  • рак 115 руб.

Икра / за 1 кг.:

  • белуги 82200 руб.
  • других осетровых видов рыб 54910 руб.
  • лососевых видов рыб 27455 руб.
  • других видов рыб 2288 руб.

Примечания:

При исчислении ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам в запрещенные для осуществления рыболовства периоды и (или) в запрещенных для рыболовства районах, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», дополнительно к таксам, предусмотренным настоящим документом, учитывается 100 процентов таксы за экземпляр (килограмм) соответствующего вида (подвида).

За каждый килограмм икры осетровых рыб дополнительно к таксам, предусмотренным настоящим документом, учитывается 100 процентов таксы за экземпляр осетровых рыб соответствующего вида (подвида), а за каждый килограмм икры лососевых рыб 50 процентов таксы за экземпляр лососевых рыб соответствующего вида (подвида).

Места, где ловить рыбакам-любителям нельзя, в законодательных документах обозначены четко:

  1. Под мостами и рядом с ними.
  2. Вблизи плотин и прочих гидротехнических сооружений.
  3. На территориях, признанных заповедными зонами.
  4. На участках, где рыба выращивается специально для производства аквакультуры.
  5. На водоемах, которые находятся на землях обороны и безопасности.

Среди приспособлений для рыболовства под запретом:

  1. Сети.
  2. Ловушки (исключение — раколовки).
  3. Пневматика.
  4. Колющие предметы (например, остроги).
  5. Электрические орудия (шокеры, электроудочки).
  6. Взрывоопасные вещества.

Отдельного рассмотрения требуют сети. На некоторых территориях РФ их применение оставят возможным в определенные периоды и строго по лицензии. Кроме того, запрещается не только рыбачить сетями, но и торговать подобными приспособлениями.

Использовать удочки и спиннинги можно только при условии, что количество крючков на них не превышает 10 штук.

В целях защиты интересов рыбоводных хозяйств устанавливаются ограничения для рыболовства на ряде водных объектов, используемых для товарной аквакультуры.

«По закону, так называемые платные участки будут упразднены», — уточнили в пресс-службе ведомства.

Но произойдет это в течение двух лет: договоры о предоставлении таких рыбопромысловых участков действуют лишь до 31 декабря 2020 года.

Участки, где будет контролироваться вылов рыбы, будут предусмотрены лишь для отдельных районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. И именно для вылова ценных видов рыб. То есть, эти участки будут носить природоохранный характер. Такие районы добычи будет определять Правительство России по представлению руководителей регионов.

«Важно, что с упразднением платных участков у рыбаков-любителей будет больше возможностей для бесплатной рыбалки. Но рыбаки не должны забывать о соблюдении правил рыболовства, которые направлены на бережное и ответственное отношение к водным биоресурсам», — отметили в пресс-службе Росрыболовства.

Например, пояснили там, есть определенные нормы суточного вылова разных видов рыб в разных регионах. Они введены для того, чтобы разграничить обычных рыбаков любителей от так называемых «заготовителей», которые под видом любителей бесконтрольно пытаются ловить чуть ли не в промышленных объемах. Все нормы вылова есть в открытом доступе, при необходимости также любой рыбак может обратиться в ближайшее территориальное управление Росрыболовства за разъяснением. Это также необходимо для сохранения запасов рыбы на водных объектах, расположенных рядом с большими городами, где наблюдается значительная промысловая нагрузка.

При проведении официальных физкультурных и спортивных рыболовных мероприятий суточная норма добычи водных биоресурсов не устанавливается.

«Закон о любительском рыболовстве также нацелен и на обеспечение норм безопасности: запрещается использование взрывчатых и химических веществ, электротока, а также применение сетных орудий лова, в том числе жаберных сетей для любительской рыбалки. Использовать сети можно будет в определенные периоды в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока», — рассказали в пресс-службе Росрыболовства.

Нормированность вылова продиктована целью сохранить от истребления биоресурсы водоемов. Лимиты объемов пойманной рыбы будут разграничены по территориальному признаку. Всего в РФ определено 8 территориальных зон:

  • Азово-Черноморский;
  • Байкальский;
  • Волжско-Каспийский;
  • Восточно-Сибирский;
  • Дальневосточный;
  • Западно-Сибирский;
  • Западный;
  • Северный.

Так, рыбаки центральных регионов должны ограничиться пятью килограммами на человека в сутки. Однако, если одна выловленная особь превышает это значение, штраф налагать не будут. Лимит по массе касается не только свежей рыбы, но также добычи, которую увозят с места улова в вяленом или соленом виде.

Некоторых поблажек по нормам вылова могут ожидать жители тех областей, где рыболовство признано основным видом деятельности. В рамках одной зоны нормы могут быть различными.

Значение имеет не только суммарный вес всей добычи, но также масса и размер рыбы по сортам. Это продиктовано тем, чтобы дать рыбе возможность вырасти до своих средних размеров. Так, щуку меньше 35 см в длину придется отпустить. Для леща минимальный размер установлен в 32 см, для карпа – в 25 см.

Штучный лимит тоже будет иметь место. В качестве живца одному рыбаку можно использовать только 30 штук мелкой рыбешки. Эта же цифра фигурирует и в нормах отлова раков: на 1 охотника – 30 членистоногих.

Любительская рыбалка стала бесплатной, но с некоторыми ограничениями

Узнать подробно о запретной рыбалке можно из соответствующих законов. Например, из ФЗ-№166 (прим. «О рыболовстве…»). Согласно данному закону, рыбачить можно бесплатно и свободно, если вы занимаетесь этим на водных объектах, для которых не установлен спец/режим пользования. Но даже при этих условиях вас могут коснуться ограничения, утвержденные законом.

Основной список ограничений регулируется федеральным органом – Росрыболовством.

  1. Запрет на рыбалку в определенных районах и запрет на ловлю определенных видов рыбы.
  2. Определенный вес и размер добываемой рыбы.
  3. Число, тип, размер и конструкция устройств для рыбалки и методы ловли.
  4. Разрешенные/запрещенные периоды для рыбалки.
  5. Размеры, количество и типы судов для ловли.
  6. Объем улова на 1 частное лицо или 1 судно.

…И прочие ограничения.

Что касается разрешенных конкретных мест для рыбалки в России, они определяются каждым регионом самостоятельно.

Новый федеральный законодательный акт собирает в одном документе все правила росрыболовства для любителей рыбалки, которые уже внедрили другие законы России и региональные постановления. Основные цели документа:

  • обеспечить свободный бесплатный доступ к водоемам общего пользования для каждого желающего половить рыбу не в промышленных целях;
  • ввести дополнительные нормы контроля вылова (вес, количество, размер) и увеличить штрафы при их нарушении с целью возобновления водных ресурсов страны.

То есть каждый человек имеет право ловить рыбу бесплатно в любом месте, за исключением частных рыбхозяйств и охраняемых объектов, но должен придерживаться определенных правил. Новое в текущем ФЗ: все объекты частной собственности, что сооружены на водоемах общего пользования, должны быть упразднены до 2021г.

Закон о рыболовстве 2021 года устанавливает ориентировочную норму вылова на одного рыбака-любителя – 5 кг в сутки, но в разных российских регионах допустимый объем может отличаться, тем более это зависит от вида рыбы. Рассмотрим некоторые региональные особенности:

  1. Максимально допустимый вес:
  • 10 кг – Астраханская, Волгоградская и Нижегородская обл., Алтайский Край;
  • 100 кг сайка, мойва и зубатка, пикши, треска, сайда, сельдь, камбала в Баренцевом море (50 кг в Белом море) – Мурманск и Архангельск;
  • 2 кг раков – Тюмень, Омск, Томск, Новосибирск.
  1. Количественные ограничения:
  • судак: максимально 3 штуки в Нижегородской обл. и Алтайском крае, 5 шт. в Псковской обл., 2 шт. в бассейнах Азовского и Черного морей;
  • щука: 3 шт. в Нижегородской обл.;
  • сазан: 3 шт. в Нижегородской обл., в бассейне Азовского моря;
  • карп: 5 шт. в Красноярском крае;
  • таймень: 1 шт. в Приамурье;
  • сом: 1 шт. в Калининградской обл., 2 шт. в бассейне Черного моря,
  • угорь: 3 шт. Калининград;
  • раки: 50 шт. в Краснодарской крае, 30 шт. бассейны Азовского и Черного моря;
  • 50 шт. устриц на острове Сахалин.
  1. Полный запрет на вылов:
  • породы, занесенные в Красную Книгу;
  • Астраханская обл. – осетр, форель, таймень, хариус, стерлядь;
  • Магаданская обл. – калуга, нерестовая корюшка, молодь лосося;
  • Якутия – таймень, ленок, хариус в период 25.05-25.06.

Если рыбаку повезло и одна рыба весит больше допустимой нормы, то ее можно забрать целую, но остальной улов придется выпустить.

В объем вылова учитывается не только сырая рыба, что вывозится с места отдыха, а и приготовленная там же. Если рыбалка длилась несколько суток, то дневную норму надо умножить на количество дней, но не больше двух.

Ограничения по длине рыбы введены с целью сохранения популяции отдельных видов и возобновления водных ресурсов страны. Если пойман молодой представитель вида, еще не достигший минимальных размеров, то его нужно выпустить назад в воду.

Минимально допустимая длина (показатели усредненные, в разных областях могут отличаться):

  • 9 см – рак;
  • 18 см – тарань, плотва;
  • 20 см – линь;
  • 24 см – чехонь;
  • 25 см – карп;
  • 30 см – сазан;
  • 32 см – лещ;
  • 35 см – щука;
  • 38 см – судак;
  • 40 см – толстолобик, белый амур;
  • 50 см – угорь.

Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ

Закон о любительском рыболовстве 2021 полностью запрещать вылов рыбы с помощью сетей, даже жаберных. Кроме того регулируется торговля этим снаряжением, каждая сеть должна иметь индивидуальный номер и ФИО владельца. Сетями можно ловить только в установленное время в водоемах Севера Сибири и Дальнего Востока.

Любительская рыбалка в основном осуществляется с помощью удочки, тут также введены ограничения – до 5 штук на одного человека.

Запрещенные инструменты ловли рыбы:

  1. Сети.
  2. Взрывчатка.
  3. Электро-удочка.
  4. Химические средства.
  5. Ловушки.
  6. Пневматическое и огнестрельное оружие.
  7. Капканы.
  8. Колющие средства.
  9. Спиннинги с 10 и более крючками.
  10. Самоловки.
  11. Заграждения.
  12. Донный невод.
  13. Жмыхоловки.
  14. Электрошокер.
  15. Инструменты для глушения рыбы.
  16. Подводное оружия и другое оборудования.
  17. Метод спуска воды.
  18. Незарегистрированные плавсредства.

Нововведения в сфере подводной охоты направлены на сохранения крупных рыб, крабов, гребешков, морских ежей и других морепродуктов: нельзя преследовать и вылавливать рыбу под водой с помощью специального оборудования:

  • акваланг;
  • эхолот;
  • подводное оружие;
  • инструменты подводного поиска рыбы.

Кроме того запрещается заниматься подводной охотой в местах, предназначенных для отдыха (пляжах).

В каждом рыбохозяйственном бассейне установлены свои правила, например:

  • в Ростовской области можно ловить рыбу на зимовальных ямах в период с 1 апреля по 14 ноября;
  • Башкирия и Нижнекамское разрешает ловлю на водохранилищах с 25.04-05.06;
  • в Ингушетии совсем нельзя рыбачить с 15.04-15.06;
  • в Дагестане 01.12-31.07 – период запрета на ловлю раков.

На некоторых водоемах ограничения относятся только к определенным видам рыб, все остальное можно ловить.

В местах нереста ловля разрешается вне нерестового периода.

Штраф грозит тем, кто выловил и пытается вывести свыше установленной весовой или количественной нормы, запрещенные виды рыб или особи, что еще не достигли минимальной длины. Если вылов происходил в запрещенном месте, то размер наказания умножается на два.

Размер штрафных санкций за некоторые виды рыб (рублей за 1 штуку свыше нормы):

  1. Калуга – 269 250 ₽.
  2. Осетр – 138 024 – 160 456 ₽.
  3. Лосось – 13 675 ₽.
  4. Кета – 2009 ₽.
  5. Камбала – 3452 ₽.
  6. Горбуша – 961 ₽.
  7. Сельдь – 685 ₽.
  8. Лещ, тарань, вобла – 500 ₽.
  9. Зубатка – 274 ₽.
  10. Сом, карась, плотва, пресноводный окунь – 250 ₽.
  11. Другая пресноводная рыба – 100 ₽.
  12. Другая морская рыба – 55 ₽.

Ниже представлена полная таблица с размерами штрафов за незаконную рыбалку в разрезе видов рыб и других водных жителей.

На самом деле, создатели закона слукавили в утверждении о общедоступной бесплатной рыбалке: мест, на которых ловля прямо разрешена, не так-то много:

  • На всех водных объектах общего пользования, кроме нижеозначенных исключений, любительское рыболовство разрешено свободно и бесплатно;
  • Если водный объект находится в собственности или в аренде у частного или юридического лица, то рыбалка на нем осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Технически, это означает запрет ловли без разрешения собственника или арендатора водного объекта;
  • Осуществление любительского рыболовства может быть запрещено или ограничено на водных объектах на землях обороны, или особо охраняемых природных территориях, или иных землях на которые ограничен доступ граждан. Эта оговорка оставляет состояние разрешения лова на водных объектах со сложным статусом на усмотрение местной администрации, фактически означая запрет.

А теперь перейдем к прямым запретам. Запрещен лов на:

  • Водоемах, используемых для прудовой аквакультуры, но не находящихся в собственности граждан и юрлиц карьерах, прудах, технических водотоках и водоемах используемых в процессе функционирования мелиоративных систем. Это также означает прямой запрет на ловлю в чеках, каналах, водосбросах и обводных водоводах;
  • Водных объектах, предоставленных для осуществления товарного рыбоводства, за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами на указанных водных объектах допускается осуществлять вылов водных животных и растений, не являющихся объектами аквакультуры.

Как видите, ловить без всяких оговорок можно лишь на объектах общего пользования. Формулировку таких объектов можно прочитать в “Водном кодексе”, но в общих чертах это государственные и муниципальные земли, не переданные в аренду третьим лицам и не находящиеся в статусе особого доступа к ним.

О перечне разрешенных и запрещенных способов любительской ловли можно прочесть в этой статье. Здесь же мы рассмотрим те запреты которые вступили в силу с 2021 года.

  • Ловля сетями теперь запрещена для всех регионов, кроме Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для этих регионов установлены определенные периоды, в которые сетный лов может осуществляться в целях личного потребления;
  • Запрещены любой лов при помощи электричества, химии или взрывчатки;
  • Подводная охота запрещена в местах массового отдыха, с применением электронных средств обнаружения, с использованием акваланга или подобных автономных устройств дыхания, а также запрещено охотится находясь над поверхностью воды.

Перед проведением любого культурно-спортивного мероприятия необходимо уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере рыбохозяйственной деятельности, то есть местное отделение Федерального агентства по рыболовству.

В уведомлении о проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий должны содержаться следующие сведения:

  • Место и сроки проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • Наименование, адрес и место нахождения (место жительства) организаторов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • Планируемое количество участников официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • Информация о включении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий или календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Закон о рыболовстве 2021 года устанавливает ориентировочную норму вылова на одного рыбака-любителя – 5 кг в сутки, но в разных российских регионах допустимый объем может отличаться, тем более это зависит от вида рыбы. Рассмотрим некоторые региональные особенности:

  1. Максимально допустимый вес:
  • 10 кг – Астраханская, Волгоградская и Нижегородская обл., Алтайский Край;
  • 100 кг сайка, мойва и зубатка, пикши, треска, сайда, сельдь, камбала в Баренцевом море (50 кг в Белом море) – Мурманск и Архангельск;
  • 2 кг раков – Тюмень, Омск, Томск, Новосибирск.
  1. Количественные ограничения:
  • судак: максимально 3 штуки в Нижегородской обл. и Алтайском крае, 5 шт. в Псковской обл., 2 шт. в бассейнах Азовского и Черного морей;
  • щука: 3 шт. в Нижегородской обл.;
  • сазан: 3 шт. в Нижегородской обл., в бассейне Азовского моря;
  • карп: 5 шт. в Красноярском крае;
  • таймень: 1 шт. в Приамурье;
  • сом: 1 шт. в Калининградской обл., 2 шт. в бассейне Черного моря,
  • угорь: 3 шт. Калининград;
  • раки: 50 шт. в Краснодарской крае, 30 шт. бассейны Азовского и Черного моря;
  • 50 шт. устриц на острове Сахалин.
  1. Полный запрет на вылов:
  • породы, занесенные в Красную Книгу;
  • Астраханская обл. – осетр, форель, таймень, хариус, стерлядь;
  • Магаданская обл. – калуга, нерестовая корюшка, молодь лосося;
  • Якутия – таймень, ленок, хариус в период 25.05-25.06.

Если рыбаку повезло и одна рыба весит больше допустимой нормы, то ее можно забрать целую, но остальной улов придется выпустить.

В объем вылова учитывается не только сырая рыба, что вывозится с места отдыха, а и приготовленная там же. Если рыбалка длилась несколько суток, то дневную норму надо умножить на количество дней, но не больше двух.

Мало кто задумывается о законодательстве, отправляясь на рыбалку. Но от ответственности, как известно, незнание закона не освобождает. Поэтому прежде чем складывать крючки, расчехлять спиннинги и копать червячков, следует изучить – где, как, чем и когда разрешено ловить рыбу. Чтобы потом не было мучительно больно за похудевший кошелек и испорченный отдых. Запрет на рыбалку 2021, сроки и штрафы.

Рыбалка в России останется свободной, исчезнут огороженные водоемы для платной рыбалки. Эти нормы указаны в федеральном законе №475, который вступает в силу с нового года.

«Любительское рыболовство на водоемах общего пользования должно быть и будет бесплатным и доступным для всех», — пояснили «Российской газете» в Росрыболовстве.

Исключением станут лишь водоемы, расположенные на землях обороны и безопасности и особо охраняемых природных территориях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *