Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «402 ФЗ о бухгалтерском учете с изменениями на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.11.2013 N 292-ФЗ, от 21.12.2013 N 357-ФЗ, от 28.12.2013 N 425-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ, от 18.07.2017 N 160-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 28.11.2018 N 444-ФЗ (ред. от 26.07.2019), от 26.07.2019 N 247-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
22 ноября 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
29 ноября 2011 года
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):
1) коммерческие и некоммерческие организации;
2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)
3) Центральный банк Российской Федерации;
4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);
5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций бюджетной сферы, распространяются на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)
3. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета.
4. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
5. Настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего Федерального закона.
Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:
1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)
2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.
3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты: (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 292-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
1) субъекты малого предпринимательства; (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)
2) некоммерческие организации; (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 292-ФЗ)
5. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты: (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы; (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы); (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
4) микрофинансовые организации; (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ)
5) организации бюджетной сферы; (в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 26.07.2019 N 247-ФЗ)
Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:
- утверждает рабочий план счетов;
- определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
- определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.
Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.
Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.
Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.
Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.
Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
- Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
- Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.
Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.
Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.
Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:
- изменилось законодательства о налогах и сборах;
- компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).
Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года
- Электронная сдача отчётности
Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.
- Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01
Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).
Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.
- Разрешили к применению ФСБУ 6/2020
Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.
- Обособленные подразделения
С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.
- Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли
С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.
- Инвестиционный вычет по НИОКР
С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.
- Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС
Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.
- Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.
С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:
— 6% на обязательное пенсионное страхование;
— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— 0,1% на обязательное медицинское страхование.
- Льгота по социальным взносам для МСБ
Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.
- Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций
Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.
- указывает, как раскрывать информацию о капитальных вложениях;
- не используется для бюджетных организаций и по желанию используется малыми предприятиями;
- применяется для накопления расходов на создание, приобретение или восстановление основных средств;
- не применяется для активов, которые будут проданы.
Мы сделали обзор последних изменений в бухгалтерском учете. Кто-то уже внедрил их в компании заранее, а кто-то только начал разбираться в хитросплетениях новых стандартов, срок обязательного использования которых наступил в 2021 году.
Пусть эта статья станет своеобразным чек-листом для проверки того, какие нововведения вы учли, а над чем еще надо поработать.
Бухгалтерский учет (далее — БУ), как и любая другая сфера, нуждается в надлежащем правовом регулировании со стороны государства. И ведущую роль здесь играет Федеральный закон о бухгалтерском учете 402-ФЗ. Он был принят 06.12.2011, но начал действовать с некоторой отсрочкой — с 01.01.2013. Основные цели этого закона — установить единые требования к БУ и отчетности, закрепить правовой механизм регулирования бухучета. Им и посвящены 2-я и 3-я главы закона.
Итак, о чём же говорит нам 402-й федеральный закон о бухгалтерском учете?
Прежде всего, он:
- раскрывает само понятие бухучета, определяя его как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете, в соответствии с установленными им же требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО);
- очерчивает круг лиц, на которых распространяется его действие.
Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, узнайте здесь.
В числе объектов БУ закон указывает:
- факты хозяйственной жизни;
- активы и обязательства;
- финансовые источники;
- доходы и расходы.
Перечень объектов является открытым. А в качестве лиц, обязанных вести учет, называются все экономические субъекты в РФ. Не вести БУ дозволяется лишь ИП и некоторым подразделениям иностранных организаций.
Помимо этого, закон о бухгалтерском учете закрепляет:
- порядок организации БУ экономическим субъектом;
- требования к первичным документам и бухрегистрам;
В силу особой важности первички ей посвящена отдельная рубрика нашего сайта.
- правила инвентаризации;
- «отчетные» вопросы;
- порядок хранения документов БУ.
За недолгий срок существования закон о бухгалтерском учете уже не раз изменялся и дополнялся. Последние существенные изменения (начали действовать с 16.11.2014) коснулись упрощенных способов ведения БУ и БФО. В частности, был определен круг субъектов, у которых нет права на бухгалтерскую упрощенку. Это:
- организации, занятые в определенных сферах деятельности, например, жилищные и кредитные потребительские кооперативы, субъекты адвокатуры и нотариата, юридические консультации и др.;
- организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту независимо от того, в какой области они заняты;
- некоторые некоммерческие организации.
Подробнее о них см. здесь.
Никаких изменений в 2015 году в закон не вносилось. А в 2016 году единственным новшеством в этом документе (закон «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 149-ФЗ) стало исключение государственных академий наук из понятия «организации государственного сектора» (п. 9 ст. 3 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). В 2017-2018 годах в закон № 402-ФЗ были внесены незначительные поправки, касающиеся в основном кредитных организаций.
ВНИМАНИЕ! Минфин подготовил поправки в закон № 402-ФЗ. Подробности см. здесь.
Федеральный закон о бухгалтерском учете — акт основополагающий, но не единственный. Его положения развиваются и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Согласно самому закону иерархия таких НПА следующая:
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
Стандарты первой — федеральной — группы в настоящее время не утверждены и вместо них пока применяются всем нам хорошо известные ПБУ, определяющие порядок учета отдельных объектов БУ. Отраслевые стандарты закрепляют правила для отдельных сфер деятельности. Рекомендации призваны обеспечить правильное применение стандартов, снизить расходы на организацию БУ, внедрять передовой бухгалтерский опыт, исследования и разработки. Применение рекомендаций — дело сугубо добровольное. Внутренние стандарты предназначены для организации и ведения БУ у конкретного экономического субъекта. Он сам решает, какие стандарты разрабатывать, как их утверждать, изменять или отменять.
Изменения в бухгалтерском учете: резюме за 2020 год и нововведения 2021
Новый стандарт ввел понятие «дата составления первичного учетного документа». Речь идет о дате, когда документ был подписан совершившим хозяйственную операцию лицом или тем, кто отвечает за оформление этого факта. Если в этой процедуре участвуют несколько человек, то датой составления первичного учетного документа (ПУД) считается дата подписания документа лицами, совершившими сделку (операцию) и ответственными за ее оформление.
Дата составления ПУД может отличаться от даты хозоперации, подтверждаемой этим документом. В таком случае в документе следует отображать обе даты, чтобы соблюсти требование закона № 402-ФЗ о составлении документа в момент свершение факта или сразу после окончания.
Одним первичным документом компания вправе зафиксировать несколько связанных фактов хоздеятельности, а также ряд сделок, заключенных участником торгов на бирже, по договорам с разными контрагентами.
Длящиеся (амортизация, начисление процентов, изменение стоимости активов и т. д.) или периодически повторяющиеся (поставки в разное время в рамках одного договора) факты деятельности компания вправе фиксировать не при их совершении, а за определенный период (например, за сутки, за неделю, за месяц и т. д.). Однако первичный учетный документ должен быть составлен на отчетную дату.
ФСБУ 27/2021 ввел еще один новый термин — «оправдательный документ», то есть документ-основание, реквизиты которого вносятся в ПУД. Оправдательными документами признаются:
- документы, оформляющие отношения ГПХ с любыми контрагентами (поставщиками, заказчиками, работниками, госструктурами);
- документы, используемые для управления компанией.
Оправдательный документ отличается от первичного учетного тем, что не оформляет хозоперацию и не содержит все обязательные реквизиты. Если в оправдательном документе отображены все обязательные реквизиты первички, то компания вправе использовать такой документ как первичный в целях бухучета.
Документы могут составляться как в бумажном, так и в электронном виде. Так как нет требований к виду электронной подписи, организация определяет его самостоятельно или совместно с контрагентами. Исключение составляют отдельные цели, требования к электронному документообороту в отношении которых регламентированы федеральным законодательством.
Основные требования к оформлению документов и ведению документооборота в бухучете в соответствии с ФСБУ 27/2021:
- Документы необходимо составлять на русском языке, в противном случае требуется построчный перевод. Требование не распространяется на документы, подготовленные на иностранном языке по законодательству той страны, где ведется деятельность. В таких ситуациях построчному переводу подлежат регистры.
- Валюта в регистрах — российский рубль вне зависимости от валюты сделки и государства, на территории которого совершена сделка и ведется деятельность. Если стоимость указана в инвалюте, запись в регистре необходимо произвести в двух валютах: иностранной и рублях.
- ПУД принимается к бухучету один раз.
- ПУД должен содержать информацию, с помощью которой можно идентифицировать оправдательный документ, на основании которого указаны обязательные реквизиты.
- Перечень подписантов определяет руководитель компании. Эти лица отвечают за корректность указания объектов бухучета в документах.
- При составлении бухдокументов электронно необходимо предусмотреть возможность распечатать эти документы на бумаге.
- Храниться документы должны в том виде, в каком они подготовлены. Бумажные документы хранить электронно запрещено.
- Хранить документы и бухгалтерские базы данных необходимо на территории России. Исключение составляют случаи ведения деятельности за рубежом. Если законодательство того государства требует хранить документацию на его территории, то компания должна выполнять такое требование. Современные технологии это позволяют.
- В случае необходимости предоставить доступ к бухгалтерским документам другим лицам об этом необходимо оповестить главного бухгалтера. В остальном порядок доступа к документам компания разрабатывает и утверждает самостоятельно.
По ФСБУ 27/2021 документы должны соответствовать требованиям Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и собственно ФСБУ 27/2021. Таким образом, ФСБУ 27/2021 уточняет и дополняет нормы Закона № 402-ФЗ.
ФСБУ 27/2021 определено следующее.
Документы бухгалтерского учета (первичные документы и регистры) должны быть составлены на русском языке. Первичный учетный документ, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык.
Исключение составляют случаи, когда законодательство или правила страны (места ведения деятельности организации за пределами Российской Федерации) требуют составления документов бухгалтерского учета на языке этой страны. Такие документы составляются на соответствующем иностранном языке. Однако регистр бухгалтерского учета, составленный на иностранном языке (в котором отражены иностранные документы), должен содержать построчный перевод на русский язык.
Денежные величины в регистрах бухгалтерского учета должны указываться в рублях. Денежные величины по объектам бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, записываются в регистрах одновременно в такой валюте и в рублях (за исключением случаев, когда иное установлено ФСБУ, принимаемыми в соответствии с Законом № 402-ФЗ).
Первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, которые установлены Законом № 402-ФЗ. Одним из обязательных реквизитов является дата составления документа.
Стандарт уточняет, что датой составления документа в общем случае признается дата его подписания. Наряду с обязательными реквизитами организация вправе включать в первичный учетный документ дополнительные реквизиты.
ФСБУ 27/2021 вводит понятие оправдательного документа. Это документ, который содержит информацию о факте хозяйственной жизни, но не всегда отвечает критериям первичного учетного документа в соответствии с Законом № 402-ФЗ.
Примерами оправдательных документов могут служить договор, кассовый чек, квитанция об оплате, авансовый отчет, судебный акт, торговый товарный счет и др.
В первичный учетный документ, обязательные реквизиты которого указаны на основании оправдательного документа, необходимо включить информацию, позволяющую идентифицировать указанный оправдательный документ.
ФСБУ 27/2021 разрешает использовать в качестве первичных учетных документов оправдательные документы, только если они содержат все обязательные реквизиты первичного документа.
Первичный учетный документ можно оформлять на несколько связанных фактов хозяйственной жизни. По длящимся и повторяющимся фактам хозяйственной жизни (например, начисление амортизации, процентов, поставка товаров, продукции партиями в разные даты по одному долгосрочному договору и др.) первичный документ можно оформлять с периодичностью раз в сутки, в неделю, месяц, квартал. Периодичность организация определяет самостоятельно.
Перечень лиц, имеющих право подписания документов бухгалтерского учета, устанавливает руководитель организации.
Организация может составлять документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Требований к электронной подписи Закон № 402-ФЗ и ФСБУ 27/2021 не содержат. Поэтому виды электронной подписи документов бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно соглашением с другими участниками (контрагентами) электронного взаимодействия. ФСБУ 27/2021 уточняет, что при составлении документов бухгалтерского учета в виде электронных документов должна быть обеспечена возможность изготовления копий таких документов на бумажном носителе.
Федеральный закон о бухгалтерском учете (402-ФЗ)
Организация должна хранить подлинники документов бухгалтерского учета, составленных на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.
Стандартом установлено, что документы бухгалтерского учета должны храниться в том виде, в котором они были составлены.
Перевод документов, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения не допускается.
Если законодательство или правила страны (места ведения деятельности организации за пределами Российской Федерации) требуют хранения документов бухгалтерского учета на территории этой страны, то такое хранение должно быть обеспечено.
В случае утраты документов бухгалтерского учета (в частности, гибели, пропажи), а также их порчи, приводящей к невозможности использования, организация должна принять все возможные меры по их восстановлению.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 512
«О внесении изменения в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313»
-
Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 511
«О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2021 г. N 97»
-
Указ Президента РФ от 02.09.2021 N 510
«О внесении изменения в Порядок подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при осуществлении их закупок для государственных нужд, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 558»
-
Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/[email protected] (ред. от 25.08.2021)
«Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»
-
Информация Росалкогольрегулирования от 10.08.2021
«О требованиях к документам, сопровождающим оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе фармацевтической субстанции»
-
Приказ Росстата от 27.11.2019 N 711 (ред. от 13.07.2021)
«Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»
Это содержащий информацию о факте хозяйственной жизни документ, на основании которого в первичный учетный документ включают обязательные реквизиты (ранее определение не формулировалось).
Оправдательными документами являются, в частности, документы:
- оформляющие гражданско-правовые отношения с контрагентами, работниками, госорганами;
- используемые для управления компанией.
Например, договор, кассовый чек, квитанция об оплате, судебный акт, торговый товарный счет.
В отличие от первичного учетного документа оправдательный документ не предназначен для оформления факта хозяйственной жизни и не содержит все обязательные реквизиты.
В первичный учетный документ, обязательные реквизиты которого указаны на основании оправдательного документа, включают информацию, позволяющую идентифицировать оправдательный документ (ранее такое требование не формулировались).
Составленный или полученный в процессе деятельности оправдательный документ можно использовать в качестве первичного при условии, что первый содержит все обязательные реквизиты первичного учетного документа (ранее такая возможность не формулировалась). То есть, документ, не являющийся изначально первичным, но содержащий все обязательные реквизиты первичного, можно использовать в качестве первичного для целей бухучета. При этом оформлять на его основе специальный первичный учетный документ не нужно.
Новый федеральный стандарт «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (ФСБУ 27/2021, утвержден Приказом Минфина от 16 апреля 2021 г. № 62н) посвящен порядку оформления, исправления и хранения первичных учетных документов и регистров бухучета.
Он вводит такие основные понятия, как документы бухгалтерского учета и документооборот в бухгалтерском учете.
Документы бухгалтерского учета — это:
- первичные учетные документы;
- регистры бухгалтерского учета.
Документооборот в бухгалтерском учете — это движение документов бухгалтерского учета с момента их составления или получения до завершения исполнения. При этом завершением исполнения бумаги считается:
- использование для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- отправка;
- сдача в архив.
Срок вступления этого ФСБУ 27/2021 в силу – 1 января 2022 г. Но можно начать применять его уже сейчас.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установил, что вид подписи для заверения электронного первичного бухгалтерского документа должен быть определен ФСБУ. До принятия ФСБУ 27/2021 подписывать электронную первичку можно было любой ЭП.
Теперь же определено, что вид ЭП фирма определяет сама, из тех, которые предусмотрены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ, если нет обязательного требования об использовании конкретного вида подписи.
Если же документ совместный с другими компаниями, то вид используемой подписи они должны определять по соглашению.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.11.2013 N 292-ФЗ, от 21.12.2013 N 357-ФЗ, от 28.12.2013 N 425-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ, от 18.07.2017 N 160-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
22 ноября 2011 годаОдобрен
Советом Федерации
29 ноября 2011 годаФедеральный закон «О бухгалтерском учёте» (402-ФЗ) 2021, 2020
ФЗ 402 был принят федеральным парламентом в 2011 голу. Действующий законопроект определяет, что такое бухгалтерский учет и отчетность, а также устанавливает, какие требования должны предъявляться к финансовой деятельности организаций. В правовом документе используются и рассматриваются следующие понятия:
- бухгалтерская отчетность определяется, как сведения о финансовом состоянии конкретной компании;
- стандарт бухгалтерского учета – это документ, регламентирующий правила ведения финансовой отчетности;
- отчетный период представляет собой срок, в течение которого должна быть оформлена отчетность;
- государственные ведомства определяются, как муниципальные структуры, которые оказывают воздействие на финансовую деятельность.
Последние изменения в федеральный законопроект были внесены в 2017 г. Некоторые разделы правового документа были дополнены новыми формулировками, а также видоизменены.
Депутаты Государственной Думы не один раз вносили поправки в действующее законодательство. Правовой акт, определяющий требования к ведению бухгалтерской отчетности, также постоянно дополняется и изменяется. Действующая редакция законопроект была принята в 2017 году. Тогда парламентарии внесли некоторые изменения в документ. В значительной мере они коснулись 21 статьи.
Также в последнюю редакцию внесли дополнения в 1 пункт 1 раздела 23 статьи. В нем установлена ссылка на 6 часть 21 статьи, наделяющей Центробанк обширными полномочиями. Другие поправки касаются 30 статьи. В ней содержится положение, согласно которому требования к бухучету, одобренные Министерством финансов, становятся государственными нормативами.
Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона
1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Новый ФСБУ 27/2021 о документах и документообороте в бухгалтерском учете
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;
2) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
3) стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;
4) международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;
5) план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета;
6) отчетный период — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;
7) руководитель экономического субъекта — лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;
8) факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;
9) организации бюджетной сферы — государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.
Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету
Статья 5. Объекты бухгалтерского учета
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
1) факты хозяйственной жизни;
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.
3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.
4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:
1) наименование регистра;
2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;
3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.
8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.
1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.
2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
- ПЗ-10/2012 О вступлении в силу Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
- ПЗ — 11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
- ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»
- Постатейное сопоставление устаревших и новых норм и требований Законов «О бухгалтерском учете» (402-ФЗ и 129-ФЗ)
ГЛАВА 1. Общие положения
Ст.1 Цели и предмет настоящего Федерального закона
Ст.2 Сфера действия настоящего Федерального закона
Ст.3 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Ст.4 Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете
ГЛАВА 2. Общие требования к бухгалтерскому учету
Ст.5 Объекты бухгалтерского учета
Ст.6 Обязанность ведения бухгалтерского учета
Ст.7 Организация ведения бухгалтерского учета
Ст.8 Учетная политика
Ст.9 Первичные учетные документы
Ст.10 Регистры бухгалтерского учета
Ст.11 Инвентаризация активов и обязательств
Ст.12 Денежное измерение объектов бухгалтерского учета
Ст.13 Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Ст.14 Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Ст.15 Отчетный период, отчетная дата
Ст.16 Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица
Ст.17 Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица
Ст.18 Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности
Ст.19 Внутренний контроль
ГЛАВА 3. Регулирование бухгалтерского учета
Ст.20 Принципы регулирования бухгалтерского учета
Ст.21 Документы в области регулирования бухгалтерского учета
Ст.22 Субъекты регулирования бухгалтерского учета
Ст.23 Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета
Ст.24 Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета
Ст.25 Совет по стандартам бухгалтерского учета
Ст.25.1 Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов
Ст.26 Программы разработки федеральных стандартов
Ст.27 Разработка и утверждение федеральных стандартов
Ст.28 Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом
ГЛАВА 4. Заключительные положения
Ст.29 Хранение документов бухгалтерского учета
Ст.30 Особенности применения настоящего Федерального закона
Ст.31 О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ
Ст.32 Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
2. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):
1) коммерческие и некоммерческие организации;
2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами;
3) Центральный банк Российской Федерации;
4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);
5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Похожие записи:
-