Государственная защита прав потребителей и благополучия человека

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная защита прав потребителей и благополучия человека». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с третьим разделом вышеупомянутого документа, жители Украины имеют возможность объединяться в специальные некоммерческие организации (например, комитет по защите прав потребителей) с целью контроля качества оказания услуг и свобод клиентов.

Если сделать короткий обзор, то общество защиты прав потребителей может:

  • Исследовать характеристики продукции, определять уровень востребованности на нее и проводить соответствующие опросы населения;
  • Проводить тестирования продукции самостоятельно или с обращением в государственные органы;
  • Получать тематические данные от государственных организаций и использовать их для решения своих задач;
  • Помогать госучреждениям контролировать качество продукции и сервиса;
  • Консультировать людей на юридические темы, в том числе и для участия в судах;
  • Вносить предложения на предмет разработки соответствующих нормативных документов или по поводу других действий, направленных против некачественной продукции;
  • Подавать исковое заявление в судебные инстанции на предпринимателей, которые не берут во внимание ключевые потребности клиентов;
  • Информировать украинцев про законодательные акты по данной теме;
  • Способствовать совершенствованию международного сотрудничества в данной сфере.

Любая служба защиты прав потребителей работает в статусе общественной неприбыльной организации и должна действовать по букве Закона Украины «Про Объединение граждан».

Общества защиты прав потребителей в Киеве

К сожалению, многие покупатели даже понятия не имеют о своих возможностях во время приобретения той или иной товарной единицы. Именно поэтому они часто соглашаются на некачественную вещь только лишь по причине отрицательного решения продавца заменить его на соответствующий нормам вариант. А многие и вообще никуда не обращаются. Но ведь есть выход — защита прав потребителей, горячая линия на базе ее организаций.

Законодательство Украины детально описывает механизмы взаимодействия с представителем магазинов и компаний в случае ненадлежащего оказания услуги. И вот основные положения о том, как функционирует защита прав потребителей — возврат товара или его обмен.

Это – законный шаг любого клиента, при условии соблюдения некоторого количества требований:

Чек. Всегда должно быть наличие печатного или рукописного чека. С приобретениями на рынке или на улице с рук будет гораздо сложнее – нет доказательной базы о факте осуществления сделки. Итак, понадобится документ, в котором есть подтверждение факта покупки и ее точной даты, это может быть:

  • Кассово-товарный чек;
  • Товарный чек, написанный вручную;
  • Технический паспорт;
  • Электронная квитанция;
  • Двухсторонний договор.

Обмен либо возврат этой категории покупок вполне возможен, при соблюдении следующих условий:

  • Прошло не боле 14-ти дней;
  • Наличие чека;
  • Наличие фабричной упаковки;
  • Полная комплектация;
  • Товар не имеет следов носки;
  • Отсутствие видимых результатов от попытки ремонта.

Иногда продавец также обращает внимание на запах возвращаемой вещи – по правилам, его не должно быть вообще.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322

Существует ряд продукции, которые не могут быть возращены или обменены:

  • Медицинские препараты;
  • Нательное белье;
  • Продукция для личной гигиены;
  • Носочно-чулочные изделия;
  • Перчатки;
  • Косметика и парфюмерия;
  • Продукция в аэрозольных упаковках;
  • Ювелирные украшения;
  • Детские мягкие и резиновые игрушки;
  • Вещи для новорожденных;
  • Маникюрные и педикюрные принадлежности.

Все остальное можно вернуть, придерживаясь простого алгоритма действий:

  1. Обращение к продавцу с полным пакетом документов;
  2. При неудачном разговоре с продавцом, обращение в местный орган с тематической компетенцией;
  3. В крайнем случае – подача заявления в суд.

Возврат средств производится тем же способом – наличным или безналичным – как и в момент осуществления покупки. Обычно покупатель получает деньги в день обращения, но не позднее, чем через неделю после возникновения спора.

Так что, знание законодательной базы – это всегда хорошее подспорье для установления справедливости при любой ситуации некачественно предоставленных услуг, не поленитесь разобраться!

Пpaвo пoлyчaть кaчecтвeнныe ycлyги и пpиoбpeтaть кaчecтвeнный тoвap – зaкoн oбязывaeт пpoдaвцa тщaтeльнo cлeдить зa кaчecтвoм мaтepиaльнoй или нeмaтepиaльнoй пpoдyкции.

Пpaвo нa инфopмиpoвaниe – пpиoбpeтaтeль впpaвe пoлyчить дocтoвepныe cвeдeния o тexничecкиx и кaчecтвeнныx xapaктepиcтикax ycлyг или тoвapa, пoлyчaть cвeдeния o cocтaвe пpиoбpeтeния, пpoизвoдитeлe, гapaнтийнoм cpoкe, нaличии cepвиcныx цeнтpoв, кoтopыe пpeдocтaвляют ycлyги oбcлyживaния и гapaнтийнoгo peмoнтa. Пpoдaвeц или иcпoлнитeль ycлyги oбязaн пpeдocтaвить зaпpaшивaeмyю инфopмaцию пoлнocтью бeз yтaйки и зaмaлчивaния.

Пpaвo нa пpиoбpeтeниe бeзoпacныx тoвapoв и ycлyг – пpeдлaгaeмыe пoтpeбитeлям тoвapы и ycлyги дoлжны иcключaть вepoятнocть пpичинeния вpeдa пoльзoвaтeлю, eгo имyщecтвy и oкpyжaющим людям.

Пpaвo нa бecплaтный peмoнт и зaмeнy тoвapa в тeчeниe гapaнтийнoгo cpoкa – y кaждoгo тoвapa ecть oпpeдeлeнный пpoизвoдитeлeм cpoк cлyжбы. Этo вpeмя, в тeчeниe кoтopoгo тoвap дoлжeн paбoтaть. Кpoмe тoгo, y тexничecки cлoжныx вeщeй ecть гapaнтийный cpoк – в тeчeниe этoгo пepиoдa пpeдмeт дoлжeн paбoтaть бeз пoлoмoк. Ecли oн вce жe выйдeт из cтpoя, пpoдaвeц oбязaн oбecпeчить бecплaтный peмoнт пpeдмeтa или зaмeнить нeиcпpaвнyю вeщь нa paбoтaющий.

Пpaвo нa вoзмeщeниe yбыткoв – ecли пoтpeбитeль пoнec yбытки в xoдe экcплyaтaции пpиoбpeтeннoгo тoвapa или иcпoльзoвaния peзyльтaтa oкaзaния ycлyги, пpoдaвeц (иcпoлнитeль) oбязaн кoмпeнcиpoвaть эти yбытки в пoлнoм oбъeмe. Пpичeм ecли дoгoвopoм, зaключeнным мeждy пpoдaвцoм и пoтpeбитeлeм, пpeдycмoтpeнa бoльшaя cyммa кoмпeнcaция, нeжeли ycтaнoвлeннaя зaкoнoм, выплaтa дoлжнa быть cдeлaть в cooтвeтcтвии c ycлoвиями дoгoвopa.

Ecли пpиoбpeтeннoe издeлиe или ycлyгa oкaзaлиcь нeкaчecтвeнными, a пpoдaвeц или иcпoлнитeль нe жeлaют дoбpoвoльнo выпoлнить тpeбoвaния, пpeдycмoтpeнныe зaкoнoм o зaщитe пpaв пoтpeбитeля – зaмeнить тoвap или вepнyть дeньги, пpиoбpeтaтeль мoжeт oбpaтитьcя в тe инcтaнции, ктo зaщищaeт пpaвa пoтpeбитeлeй.

Нeкoтopыe люди нaзывaют этoт opгaн «кoмиccия пo зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй», нo этo нeвepнo.

Глaвнaя зaдaчa O3ПП — зaщищaть пpaвa и зaкoнныe интepecы любoгo гpaждaнинa или юpидичecкoгo лицa пpи пoтpeблeнии тoвapoв или ycлyг, ypeгyлиpoвaниe кoнфликтныx cитyaций в cyдax и дocyдeбнoм пopядкe. Кpoмe тoгo, oбщecтвo дoлжнo вecти пpocвeтитeльcкyю и paзъяcнитeльнyю дeятeльнocть, чтoбы пoтpeбитeли бoльшe знaли o cвoиx пpaвax и cпocoбax иx зaщиты.

Oбщecтвo пo зaщитe пpaв пoтpeбитeлeй:

  • нaпpaвляeт пpeтeнзии, иcки и жaлoбы в cyды и дpyгиe opгaны;
  • aнaлизиpyeт дoгoвopы, чтoбы ycтaнoвить, нe пpoтивopeчaт ли oни тpeбoвaниям зaкoнa в oблacти зaщиты пpaв пoтpeбитeлeй;
  • пpoвoдит экcпepтизy c выдaчeй экcпepтнoгo зaключeния;
  • opгaнизyeт oбyчaющиe ceминapы и кoнфepeнции, a тaкжe дaeт гpaждaнaм юpидичecкиe кoнcyльтaции пo вoпpocaм зaщиты иx пpaв.

Eщe oднa opгaнизaция, кoтopaя зaщищaeт пpaвa пoтpeбитeлeй в cфepe ЖКX, – гocyдapcтвeннaя жилищнaя инcпeкция. Нaпpимep, тyдa млeдyeт oбpaщaтьcя, ecли pecypcocнaбжaющиe opгaнизaции нeпpaвильнo нaчиcлили кoммyнaльныe плaтeжи и oткaзывaютcя иcпpaвлять oшибкy. Или ecли yпpaвляющaя кoмпaния внecлa в квитaнцию нa oплaтy дoпoлнитeльный плaтeж, нe oбъяcнив, зa чтo влaдeлeц жилья дoлжeн зaплaтить.

Peгиoнaльныe дeпapтaмeнты здpaвooxpaнeния зaнимaютcя зaщитoй пpaв пoтpeбитeлeй мeдицинcкиx ycлyг. Иx тeлeфoны ecть нa caйтax и инфopмaциoнныx дocкax в любoм yчpeждeнии здpaвooxpaнeния. Ecли пaциeнт cчитaeт, чтo eмy oкaзaли мeдицинcкyю ycлyгy плoxoгo кaчecтвa, oн мoжeт пoдaть cooтвeтcтвyющyю жaлoбy или cooбщить o фaктe нapyшeния нa гopячyю линию. Дeпapтaмeнт здpaвooxpaнeния пpoвeдeт cлyжeбнoe paccлeдoвaниe и пpивлeчeт винoвныx к диcциплинapнoй oтвeтcтвeннocти.

Pocкoмнaдзop зaщищaeт пpaвa пoтpeбитeлeй, пoльзyющиxcя мoбильными и пpoвoдными тeлeфoнaми, интepнeтoм, кaбeльным и cпyтникoвым тeлeвидeниeм. Пoэтoмy нa плoxyю тeлeфoннyю или мoбильнyю cвязь, пpoпaдaющий интepнeт и oткaз кoмпaнии-пpoвaйдepa вce пoчинить мoжнo пoжaлoвaтьcя имeннo в этo вeдoмcтвo. To жe caмoe кacaeтcя oшибoчныx нaчиcлeний пo тapифaм зa пoльзoвaниe cвязью и интepнeтoм.

Вы имеете право на возврат любого товара, если он куплен дистанционно, т.е. через Интернет или по телефону. В данном случае не действует даже список из пункта выше. Вернуть можно всё. Срок для возврата – 7 дней.

Чтобы вас убедить, я написал запрос в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Вот цитата из ответа:

«В соответствии с п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила), покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от отвара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Данным пунктом Правил не предусмотрен конкретный перечень оснований и видов непродовольственных товаров для возврата, следовательно, в него входят все виды непродовольственных товаров, реализация которых осуществляется дистанционным способом».

Как видите, Роспотребнадзор тоже так считает.

Все слышали про гарантийный срок товаров. И многие думают, что за его пределами нет никакой защиты – например, если после истечения гарантии в автомобиле сломался двигатель, то придется делать дорогой ремонт за свой счет.

Но помимо гарантийного срока есть еще срок службы, например у автомобилей – в среднем 6 лет. В течение этого срока товар можно вернуть при наличии существенных недостатков.

У процедуры возврата товара с неистекшим сроком службы есть три особенности:

  • первая – претензия и требования предъявляются производителю (изготовителю, импортеру), а не продавцу;
  • вторая – перед тем как требовать возврата денег, обязательно нужно попросить отремонтировать товар; на ремонт производителю дается 20 дней, и, если он не уложится в этот срок, можно требовать деньги;
  • третья – вы должны доказать, что поломка имеет производственный характер.

Защита прав потребителя: пособие для чайников

Статья 9 ЗОЗПП регулирует порядок предоставления информации о продавце. Так, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя: наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Информация эта размещается на вывеске. Продавец – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о госрегистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Например, в магазине может размещаться доска «Информация для покупателей» со свидетельствами, где все это указано. Информация эта нужна для того, чтобы вы могли правильно предъявить претензию – надлежащему лицу и по надлежащему адресу.

А теперь представьте, что вы купили у частного лица товар, но он сломался. Либо пришли в магазин, а он закрылся. Вот поэтому вам и надо знать, как найти изготовителя товара.

В ст. 10 ЗОЗПП указано, что информация о товарах должна включать адрес и наименование изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Эта информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Иногда такая информация размещается прямо на упаковке.

Товар должен быть вывезен и доставлен вам после ремонта силами и за счет продавца – это правило распространяется на все товары независимо от вида поломки. Для примера: если у вас в автомобиле на гарантии возникла мелкая поломка, автодилер должен пригнать за машиной эвакуатор, а после ремонта привезти ее назад. И при этом он обязан уложиться в сроки для ремонта.

Это право подкреплено штрафными санкциями для продавца. Например, за задержку передачи предоплаченного товара – 0,5% от суммы покупки в день (п. 3 ст. 23.1 ЗОЗПП).

Право отказаться от работ и услуг в любое время (ст. 32 ЗОЗПП)

Только придется возместить исполнителю работ или услуг фактически понесенные расходы. Но он еще должен доказать, что их понес.

Часто услуги навязывают при покупке товаров в кредит. Чтобы покупатель согласился подписать договор на ненужные услуги, продавец вводит его в заблуждение, утверждая, что если он их не оплатит, то банк не одобрит кредит. Будьте внимательны: на решение о выдаче кредита купленная у неизвестного лица услуга повлиять не может.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, от 14.12.2006 N 767, от 29.09.2008 N 730, от 07.11.2008 N 814, от 16.07.2009 N 584, от 08.08.2009 N 649, от 20.02.2010 N 67, от 15.06.2010 N 438, от 24.03.2011 N 210, от 17.10.2011 N 845, от 24.10.2011 N 859, от 19.06.2012 N 612, от 30.01.2013 N 65, от 21.05.2013 N 428, от 02.11.2013 N 988, от 27.12.2014 N 1581, от 23.07.2015 N 744, от 01.07.2016 N 616, от 24.01.2017 N 61, от 20.09.2017 N 1129, от 24.04.2018 N 501, от 26.03.2019 N 313, от 13.07.2019 N 895)

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2004 г. N 322

СИСТЕМА ОРГАНОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, от 14.12.2006 N 767, от 29.09.2008 N 730, от 07.11.2008 N 814, от 16.07.2009 N 584, от 08.08.2009 N 649, от 20.02.2010 N 67, от 15.06.2010 N 438, от 24.03.2011 N 210, от 17.10.2011 N 845, от 24.10.2011 N 859, от 19.06.2012 N 612, от 30.01.2013 N 65, от 21.05.2013 N 428, от 02.11.2013 N 988, от 27.12.2014 N 1581, от 23.07.2015 N 744, от 01.07.2016 N 616, от 24.01.2017 N 61, от 20.09.2017 N 1129, от 24.04.2018 N 501, от 26.03.2019 N 313, от 13.07.2019 N 895)

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2013 N 65, от 21.05.2013 N 428)

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в том числе: (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2019 N 895)

5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров; (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.1.5. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 N 845)

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, от 19.06.2012 N 612)

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, от 19.06.2012 N 612)

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.2015 N 744)

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)

5.2.1-5.2.2) подпункты утратили силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)

Законодательство Российской Федерации призвано защищать потребителей от недобросовестных действий продавцов в соответствии с Законом о защите прав потребителей. На основании действующих положений Закона исполнение данного нормативного правового акта возлагается на следующие структуры:

  • • органы Роспотребнадзора;
  • • Прокуратуру РФ;
  • • судебные органы, органы надзора (мировые судьи, районные суды, органы федеральной службы судебных приставов);
  • • общественные организации как регионального, так и государственного характера;
  • • органы исполнительной власти и местного самоуправления. Государственные органы не только наделены правом привлекать

правонарушителей к ответственности, но и осуществляют контроль по защите прав и интересов потребителей.

В соответствии со ст. 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с Постановлениями Правительства РФ №65 от 30.01.2013 г., а также №428 от 21.05.2013 г. главной задачей Роспотребнадзора является защита прав потребителей и благополучия человека. РПН – это федеральный орган исполнительной ветви власти в стране, который осуществляет:

  • выработку и реализацию гос. политики и правового надзора в сфере защиты прав граждан в вопросах потребления;
  • выработку и утверждение санэпидемиологических, а также гигиенических нормативов;
  • организацию государственного санитарного надзора.

Выражаясь языком не административным, РПН – это та служба, куда граждане обращаются в том случае, если им продали некачественный товар, или же если они понесли какой-либо ущерб вследствие пользования товаром или услугой, который они приобрели на розничном рынке. При этом целью Роспотребнадзора является сведение таких обращений к нулю (в идеале) посредством создания разумной и эффективной системы контроля производителей и продавцов в российской юрисдикции.

Однако РПН контролирует далеко не все аспекты работы хозяйствующих субъектов в России. К примеру, упомянутая выше СанЭпидемСтанция является его структурным подразделением, а вот пожарная служба – уже нет. Кроме того, в функционале РПН отсутствуют какие-либо позиции, которые могли бы делать ее работу похожей на деятельность советского ОБХСС: выявление преступлений, связанных с хищениями – прерогатива полиции, но вот если на пачке с сахаром будет написан вес в 900 гр., а при взвешивании выяснится, что там всего лишь 870 гр., то Роспотребнадзор имеет все полномочия существенно осложнить жизнь такому недобросовестному производителю или продавцу.

Роспотребнадзор: что это такое, чем занимается, функции

Полное название РПН – федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ее функциональные обязанности обширны и объединяют функции нескольких внутриструктурных образований. Вот самые главные из них:

  • Осуществление санитарно-эпидемиологического контроля предприятий общественного питания, а также розничных продовольственных торговых точек (в том числе, магазинов, в структуре которых присутствуют продовольственные отделы).
  • Отслеживание процессов проектировки и строительства зданий, регулирование соблюдения эксплуатационных требований.
  • Инспектирование рабочих условий на предприятиях.
  • Контроль за состоянием воздуха и воды (то есть, экологической обстановки).
  • Контроль за должной утилизацией отходов.
  • Инспектирование работы ДОУ и образовательных учреждений.
  • Надзор за соблюдением потребительских прав граждан.
  • Инспектирование предприятий на предмет их соответствия санитарным нормам (с выдачей соответствующего заключения).
  • Контроль деятельности собственных структурных подразделений.

Вообще, название «Роспотребнадзор» – говорящее само за себя. Основной задачей ведомства является обеспечение порядка на рынке. Чтобы вся продаваемая гражданам и организациям продукция была качественной (сюда входит даже и сервисные услуги, как неотъемлемые части сделок). Просто невозможно продавать, к примеру, качественные продовольственные товары в антисанитарных условиях. Поэтому во время проверок РПН контролю подлежит не только первичная бухгалтерская документация (накладные и наличие сертификатов качества), но также и условия работы всего предприятия в целом:

  • насколько компетентны его сотрудники (документация, подтверждающая квалификацию персонала);
  • у всех ли есть корректно оформленные санитарные книжки;
  • каков режим поддержания чистоты во всех помещениях предприятия;
  • каковы технологические процессы: от принятия продукции на подсобный склад торговой точки до ее отпуска покупателям;
  • даже такие разделы кадровой политики, как профилактика незаконного трудоустройства лиц, не имеющих на это права.

РПН исходит из того, что невозможно осуществлять производство и продажу качественных товаров в некондиционных условиях, не соответствующих технологическим картам. Представляется невозможным «выловить» весь некачественный товар на прилавках, но гораздо эффективнее будет выявить предприятия, которые допускают у себя грубые нарушения условий производства и торговли, и пресечь их деятельность. Тогда и некондиционный товар исчезнет сам собой. Поэтому в рамках указанной логики Роспотребнадзор осуществляет следующие функции:

  • Разрабатывает нормативы и требования для производителей и продавцов товаров и услуг (в том числе, образовательных и медицинских).
  • Осуществляет контроль за соблюдением указанных требований на предприятиях и торговых точках.
  • Отслеживает деятельность собственных подразделений на местах для формирования единообразного стандарта качества во всех сферах.
  • Принимает сигналы от граждан по подтвержденным фактам нарушения законодательства в области прав потребителей.
  • Выявляет и изымает партии некачественного (в том числе, контрафактного, то есть, просто незаконного) товара.
  • Привлекает к ответственности предприятия и конкретных должностных лиц, которые допускают злостные нарушения технологических требований, в результате чего на рынок попадает некачественная продукция.

Отдельно необходимо выделить борьбу с коррупцией в собственных рядах. Многие недобросовестные руководители предприятий предпочитают не вкладывать средства в совершенствование технологических процессов, а «откупаться» от приходящих к ним проверяющих. Именно такая ситуация в конечном итоге приводит к радикальному ухудшению качества продукции на рынке, и именно на профилактику таких действий в собственных рядах направлены основные усилия руководства Роспотребнадзора.

Ведь если руководитель предприятия в своих действиях прав и уделяет максимум усилий поддержанию качества продукции на должном уровне, то и давать взятки здесь становится бессмысленным занятием.

Роспотребнадзор – это ведомство, которое следит за соблюдением порядка и законности на розничных рынках страны. Данное ведомство было создано специально для того, чтобы контролировать все аспекты деятельности производителей и продавцов, которые влияют на качество предлагаемой ими продукции. И чтобы конечный потребитель имел на них эффективный рычаг воздействия.

С июля 2004 года создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, являющаяся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Деятельность службы регламентируется Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». В Положении сказано, что служба «организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок» (п.5.12 Положения).

Роспотребнадзор по Белгородской области

При местных администрациях созданы отделы по защите прав потребителей.

Местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить — это приостановка реализации товаров с просроченными сроками годности.

Однако эти органы могут принимать достаточно эффективные меры к нарушителям закона:

  • создавать «черные списки» магазинов и фирм, в которых обманывают потребителей и публиковать эти списки;
  • выявлять нарушения прав потребителей и направлять эту информацию в соответствующие федеральные органы для принятия мер;
  • обращаться в суд в интересах потребителей.
Чем они могут Вам помочь

Каждый человек, у которого есть претензии к конкретному магазину, к качеству товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.

Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их уставами (п.1 ст.45 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Общественные объединения потребителей (общества потребителей) создаются во всем мире, сейчас в России зарегистрировано уже около 200 таких обществ. Это некоммерческие организации потребителей, они независимы от государства, от политики и бизнеса и выступают а защиту прав потребителей. Важное направление их деятельности — информационное: общества выпускают свои газеты, журналы , через радио, телевидение и компьютерные сети разъясняют людям их права.

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел.

В губерниях имелись подчиненные медицинскому департаменту врачебные управления, осуществлявшие врачебно-полицейские задачи «по предотвращению причин, служивших источниками болезней населения», врачебно-хозяйственную деятельность «по лечению больных путём устройства больниц и обеспечения их работы», а также судебно-медицинскую деятельность.

Работа врачебных управлений регламентировалась сперва Инструкцией 1797 года, данной врачебным управам, а затем созданным на её основе Врачебным уставом 1857 года, в котором значились вопросы санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здоровья» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за помещениями и жильём рабочих, пищей, напитками.

Штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор. В городах эту работу осуществляли городские врачи, количество которых зависело от полицейских участков города.

Во второй половине XIX века забота о народном здравоохранении (в основном, в сельской местности) перешла к органам земской медицины. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. В процессе деятельности земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации.

Первая земская санитарная организация в России была организована в Перми в 1872 году. К 1913 году из 93 губерний только в 30 были санитарные организации, в которых работало 257 врачей: 70 участковых санитарных врачей, 24 эпидемиолога, в 49 городах из 1063 работали лаборатории.

  • Федеральный научный центр гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана[30]
  • Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья[31]
  • Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека[32]
  • Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий[33]
  • Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии[34]
  • Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены имени профессора П. В. Рамзаева[35]
  • Новосибирский НИИ гигиены[36]
  • Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены[37]
  • Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения[38]

Государственная защита прав потребителей и благополучия человека

История организации берёт начало от Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах Республики» от 15 сентября 1922 года. Вплоть до 2004 года в России функционировали 2218 санитарно-эпидемиологических станций (центров).

Современная структура организации образована указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Сегодня в Службе занято 76 тысяч человек.

Дополнено Положение о Роспотребнадзоре Изменения в актах Правительства в части полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере образования Изменения в актах Правительства в связи с отнесением к функциям Роспотребнадзора разработки и утверждения государственных СанПиНов Вносятся изменения в акты Правительства в связи с изменением организации деятельности Роспотребнадзора Постановление Правительства о внесении изменений в некоторые акты в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию Положение о Федеральной службе по аккредитации Постановление Правительства об организации деятельности, связанной с учреждением геральдических знаков федеральных органов исполнительной власти Добавление в функции ряда органов исполнительной власти организации и ведения гражданской обороны В обязанности руководителей органов исполнительной власти включено право предлагать кандидатуры на представление к госнаградам

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Председатель Правительства Российской Федерации

М. Фрадков

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (Управление Роспотребнадзора по Белгородской области) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уполномоченным осуществлять государственный надзор и контроль за исполнением требований Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные отделы, расположенные в городах Алексеевка, Валуйки, Губкин, Новый Оскол, Старый Оскол, Строитель и Шебекино.

Является юридическим лицом, возникшим в результате реорганизации в форме слияния ФГУ «Центр госсанэпиднадзора в Белгородской области» с территориальным управлением Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Белгородской области и является их правопреемником в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными полномочиями должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Белгородской области являются:

  • осуществление государственного надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей;
  • осуществление деятельности по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применению мер административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателя и юридическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организация и проведение мероприятий по санитарной охране территории Белгородской области от заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также от ввоза на территорию области и реализации на территории Белгородской области товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;
  • осуществление на основании распоряжений, издаваемых в установленном порядке, мероприятий по контролю в целях проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства в области защиты прав потребителей, а также правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • осуществление расследований, обследований, санитарно-эпидемиологических экспертиз и выдача санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, на новые виды продукции, а также на виды деятельности, работ и услуг;
  • привлечение к участию в мероприятиях по контролю специалистов Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» для выполнения необходимого объема мероприятий по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей;
  • осуществление изъятия товаров для проведения исследований их качества, выдачи предписаний изготовителям о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам), в том числе о снятии с реализации товаров, опасных для жизни, здоровья и имущества граждан;
  • осуществление государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров, выполнением работ, оказанием услуг, правильностью пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях при нарушении законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и наложение административных взысканий на юридических лиц, должностных лиц и граждан. Согласно КоАП РФ размер штрафа на юридических лиц составляет от 3000 до 1000000 рублей, на должностных лиц — от 300 до 50000 рублей, на граждан — от 100 до 5000 рублей;
  • составление протоколов за невыполнение в установленный срок законного предписания, постановления, представления и передача их на рассмотрение в суд;
  • предъявление исков в суд о признании действий продавца, исполнителя, изготовителя противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий, а также вступает в судебное дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
  • Должностные лица Управления Роспотребнадзора по Белгородской области несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в поряд��е, установленном законодательством Российской Федерации.

Какие органы осуществляют защиту прав потребителей?

Основная деятельность Роспотребназора заключается в контроле над соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм. В первую очередь это касается детских оздоровительных и учебно-воспитательных заведений.

Кроме комиссионных обследований, во время внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) за учреждениями, обслуживающими потребителей, на организации лежит ответственность за лабораторные испытания, измерения в местах общественного питания и торговли.

Помимо этого, специалисты управления постоянно проводят санитарно-просветительскую работу, которая предотвращает возникновение вспышек ОКИ, пищевых отравлений и т.п. Для этого применяются:

  • выступления на радио, телевидении;
  • публикации в СМИ и интернет-изданиях.

Проверки Роспотребнадзора обеспечивают безопасность посетителей в местах общественного питания и магазинах.

Роспотребнадзор имеет право контролировать все субъекты хозяйствования. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами, которые утверждаются контролирующим органом не позднее первого декабря года, предшествующего плановому. Внесение поправок в годовые планы не допускается, кроме случаев изменения наименования субъекта хозяйствования и исправления технических ошибок.

Информация о планах публикуется на официальных сайтах контролирующих органов.

Если предприятие попало в планы проверок нескольких подобных служб, то они одновременно проводят комплексную ревизию.

Контролирующий орган обязан оповестить предприятие о проведении проверки, направив заказное письмо и/или уведомление по электронной почте или лично под расписку руководителю.

В сообщении обязательно должны быть указаны:

  1. Дата начала и окончания проверки.
  2. Наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица – предпринимателя, деятельность которых будет проверяться.
  3. Наименование контролирующего органа.

Как субъект хозяйствования, так и проверяющий орган имеют право фиксировать исследования. Представители органов государственной власти могут выносить предписания и применять штрафные санкции в рамках установленных полномочий. Любое предприятие вправе обжаловать подобные решения.

Проверки проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности предприятия или его подразделений. Плановые и внеплановые проверки выполняются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное правилами его внутреннего трудового распорядка.

Региональные подразделения осуществляют контроль на местах. Сотрудники, проводящие проверку, должны действовать в рамках полномочий.

Государственный инспектор управления по ЗПП имеет право провести внеплановое мероприятие государственного надзора. Заявление потребителя становится правовым основанием для проверки. После обработки запроса государственные органы принимают решение о правомерности проверки.

Кто контролирует Роспотребнадзор

К сожалению, контроль данной организации не предусмотрен. По нормам действующего законодательства, Роспотребнадзор имеет права выносить постановления, если по результатам проверки фирмы будут зафиксированы те или иные нарушения в правах потребителей. Обжалование таких решений происходит через суд.

Каике основные функции и полномочия у Роспотребнадзора

Инспекторы Роспотребнадзора осуществляют разные виды проверок.

Данный вид ревизии проводится в соответствии с ежегодным планом, с которым можно ознакомиться на официальном сайте ведомства. Там можно найти информацию о том, когда, кем и в отношении кого будет осуществляться проверка, а также указывается ее продолжительность.

Проверяемый должен быть уведомлен о планируемой ревизии не позднее, чем за 3 дня до ее начала путем направления заказного письма с уведомлением о вручении или личным вручением документа.

Плановые проверки осуществляются каждые три года.

Такие проверки проводятся в следующих случаях:

  • Истек срок для исполнения выданных рекомендаций.
  • В ведомство поступило обращение от физического лица.
  • Произошло нарушение прав потребителей.

Если при обращении не будут указаны конкретные факты нарушения либо она будет подана анонимно, в проверке будет отказано. Также следует учитывать, что внеплановые проверки действительны только с разрешения прокуратуры, как надзорного органа.

Уведомление о внеплановой проверке должно быть вручено за сутки до ее начала. В экстренных случаях допускается ее полное отсутствие.

Можно, если в обращении будет указано основание для проверки, реквизит заявителя и перечислены произошедшие нарушения.

  • Как быстро проверить диплом официально? Проверка по номеру онлайн — все способы.
  • Путевой лист: как правильно заполнить образец, пример заполненного листа.
  • В чем различие мнимой и притворной сделки? Последствия заключения и примеры.
  • Онлайн проверка и оплата штрафов ГИБДД: наиболее полный перечень и сравнение сервисов от сайта ТопЮрист.
  • Как правильно вести наличные расчёты между физлицом и юрлицом? Схемы, ограничения, суммы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *