Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

^К началу страницы

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

^К началу страницы

Начиная с 2021 года (за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды) налогоплательщики-организации налоговые декларации по земельному налогу не представляют.

Уточненные налоговые декларации за налоговый период 2019 года и ранее представляются в налоговый орган по месту учета организации по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Для предпринимателей и физических лиц налоговый орган самостоятельно производит расчет налога на землю на основании информации, переданной из Росреестра. Инспекция направляет гражданину извещение об уплате налога на почтовый адрес либо в личный кабинет налогоплательщика.

Организации обязаны самостоятельно производить расчет налога, уплачивать его частями в виде авансов и представлять налоговую декларацию по итогам года, подтверждающую правильность исчисленного и уплаченного налога.

В ситуации, когда право на землю было приобретено или утрачено в течение года, налог рассчитывается особенно, исходя из числа месяцев владения участком. В расчет включается количество полных месяцев. Для включения месяца в расчет либо его исключения необходимо исходить из следующих условий:

Основание Период Учет при расчете
Появление права собственности включительно до 15 числа месяца учитывается
после 15 числа месяца не учитывается
Утрата права собственности включительно до 15 числа месяца не учитывается
после 15 числа месяца учитывается

Пример расчета земельного налога при возникновении права собственности

На земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного использования, получено право собственности 14 марта 2016 года. Стоимость участка по кадастру на начало 2016 года – 3650000 рублей. Ставка налога – 0,3 %.

Поскольку земельный участок находился в собственности неполный год, то в порядке исчисления земельного налога необходимо учитывать число месяцев владения участком. В расчете будет применяться коэффициент 10/12 (март учитывается в качестве полного месяца).

3650000 х 0,3 % х 10 / 12 = 9125 рублей.

Эту сумму налога необходимо оплатить за 2016 год. В случае, если владельцем земельного участка является юридическое лицо, то земельный налог распределяется на 4 квартала и уплачивается авансами.

Написать комментарий

      Часть IV. Земельный налог: основные понятия

      B cooтвeтcтвии co cт. 388 НК PФ, cyбъeктaми нaлoгooблoжeния являютcя гpaждaнe, в чьeй coбcтвeннocти нaxoдитcя зeмeльный yчacтoк (3У), a тaкжe тe гpaждaнe, в пoльзoвaнии кoтopыx yчacтoк нaxoдитcя бeccpoчнo.

      Cyбъeктaми мoгyт выcтyпaть кaк физичecкиe, тaк и юpидичecкиe лицa.

      Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

      Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

      Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

      Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

      • Юpидичecкиe лицa (opгaнизaции) caмocтoятeльнo paccчитывaют нaлoг в cooтвeтcтвии c дaнными из EГPН. Пocлe чeгo yплaчивaют eгo пo peзyльтaтaм кaждoгo нaлoгoвoгo и oтчeтнoгo пepиoдa;
      • Физичecкиe лицa пoлyчaют pacчeты oт нaлoгoвыx opгaнoв в видe yвeдoмлeния, пocлe пoлyчeния кoтopoгo, oплaчивaют eгo. НБ paccчитывaeтcя нaлoгoвыми opгaнaми в cooтвeтcтвии c дaнными, пoлyчeнными из EГPН.

      B cooтвeтcтвии co cт 393 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд пpиpaвнивaeтcя к oднoмy кaлeндapнoмy гoдy, нaчинaя c пepвoгo янвapя.

      Oтчeтный пepиoд — этo квapтaлы гoдa (пepвый, втopoй и тpeтий). Oднaкo, пo peшeнию влacтeй, ycтaнoвкa тaкиx пepиoдoв нe являeтcя oбязaтeльнoй.

      Cтaвкa нaлoгa нa зeмлю

      • 3eмeльныe ceльxoзнaзнaчeния, жилыe фoнды, cтpyктypы ЖКX, личныe пoдcoбныe и дaчныe xoзяйcтвa, CНT (caдoвoдчecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo) и OНT (oгopoдничecкoe нeкoммepчecкoe тoвapищecтвo), 3У иcпoльзyeмыe для oбopoны и бeзoпacнocти (в т.ч. в пoгpaничныx и тaмoжeнныx зoнax) oблaгaютcя нaлoгoм пo cтaвкe 0,3% oт КC зeмли;
      • Для вcex ocтaльныx кaтeгopий зeмeльныx yчacткoв cтaвкa cocтaвляeт 1,5% oт КC зeмли.

      Как рассчитать земельный налог в 2021 году

      • B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:

        Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;

      • Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
      • Дeти-инвaлиды;
      • Инвaлиды c дeтcтвa;
      • Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
      • Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
      • Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
      • Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
      • Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.

      Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.

      Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.

      B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:

      • Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
      • Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
      • Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
      • Peлигиoзныe opгaнизaции;
      • Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
      • Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
      • Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
      • Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
      • Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
      • Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).

      Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.

      ^К началу страницы

      Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать:

      0,3 процента исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих земельных участков:

      • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
      • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
      • не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

      1,5 процента исходя из кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

      Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

      В случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода, применяется коэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

      Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2020 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2020 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

      Произведем расчет земельного налога в 2020 году:

      980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

      где:

      11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2020 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

      Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:

      • авансовый платеж за 1 квартал 2020 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
      • по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2020 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
      • по итогам 2020 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).

      ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.

      Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.

      Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).

      Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.

      Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.

      Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.

      • Определим налоговую базу:

      (980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.

      • Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):

      784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.

      Подробнее о льготах, установленных НК РФ, читайте в статье «Объект налогообложения земельного налога».

      Физическим лицам и индивидуальным предпринимателям

      Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.

      Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.

      Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).

      А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.

      С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

      Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/[email protected]):

      • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
      • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

      Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда организация хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

      Если организация заявит о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды путем подачи заявления, то ИФНС попросту его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/[email protected]).

      Во всех вышеперечисленных случаях организации должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утв. приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected], а по земельному налогу – по форме, утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

      В связи с отменой налоговых деклараций для организаций – плательщиков транспортного и земельного налогов был введен заявительный порядок предоставления льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). То есть, чтобы рассчитывать на применение полагающихся льгот, организация должна направить в ИФНС заявление по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/[email protected]

      В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

      В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причем заявление допускает одновременное указание в нем разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/[email protected] от 03.02.2020).

      Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

      Непредставление заявления само по себе не лишает организацию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет иметься в наличии информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учетом этих льгот. Но если налогоплательщик сам не заявит о налоговых льготах, то не исключено, что расчет налогов к уплате будет произведен налоговиками неверно и сообщение о начисленных суммах налогов поступит налогоплательщику с завышенными показателями. Поэтому всем организациям в течение I квартала 2021 года рекомендуется направить в ИФНС заявление об имеющихся льготах по транспортному и земельному налогам за 2020 год (информационное сообщение ФНС от 14.01.2021).

      Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

      Не являются объектом налогообложения:

      • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
      • участки из состава земель лесного фонда;
      • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

      Земельный налог для юридических лиц

      Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

      Сумма земельного налога за год = Кадастровая стоимость земельного участка X Ставка налога

      Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

      Сумма земельного налога за неполный год = Сумма земельного налога за год Х Количество полных месяцев владения участком в году 12

      Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа.

      Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

      Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

      • Организации
      • Физические лица и ИП

      Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

      С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:

      • по итогам года не получат сообщение из налоговой об исчисленных суммах земельного налога,
      • не заявляли льготы по этим участкам.

      Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.

      Например, а 2021 году организация купила землю, которая облагается налогом. В 2022 году сообщение от инспекции не пришло. Тогда до 31.12.2022 года нужно сообщить налоговикам о покупке.

      Советуем попытаться!

      1. Для начала необходимо проверить право владельца на федеральную либо местную льготу. Для получения льготы в налоговую инспекцию нужно представить заявление и подтверждающие документы.
      2. Необходимо проверить соответствие кадастровой стоимости земли и рыночной. Если разница существенная, то можно через суд снизить кадастровую стоимость земли.
      3. Если земельный налог оплачивается по уведомлению, то нужно проверить расчет суммы. Например, правильно ли определена налоговая ставка.

      Глава 31. Земельный налог (ст. 387 — 398)

      Земельный, как и многие другие виды, относится к налогу местного типа. Денежная сумма, уплаченная за него, направлена целиком и полностью в бюджет местного типа, в зависимости от того, где располагается ваш участок земли.

      Итак, что же такое налог, который взимается за пользование землей? Налог, который обязаны уплачивать как физические, так и юридические лица, которые владеют землей на основании официального документа, который называется «право собственности».

      Кадастровая стоимость земли определяется в порядке правил проведения государственной кадастровой оценки земляного участка, которые были определены и закреплены еще в 2000 году.

      Для начала территориальный субъект нашей страны обязан решить и принять окончательное решение, касающиеся проведения оценки кадастрового типа по земельным участкам, прилегающих и относящихся к его территории.

      Ставка также является достаточно важным значением. Ведь именно из этого показателя, а также из кадастровой стоимости вычисляется стоимость налога на тот или иной земельный участок.

      Как уже отмечалось ранее, ставка земельного налога определяется местными властями, одна не могут превышать и противоречить ставкам, установленным действующим налоговым законодательством на территории Российской Федерации.

      Ввиду этого, всего выделяется два вида ставки земельного налога: 0,3 и 1,5 %. Для какого вида земли какой процент ставки применим? Давайте разберемся.

      Итак, условно земли делятся на два вида и соответственно к каждому из этих видов применимы процентные ставки. Физические лица, обычно используют земли для населенного пункта или же для сельскохозяйственного назначения. Для физических лиц процентная ставка не может быть более 0,3 %.

      Юридические же лица используют земли для разных целей:

      • Для ведения производства и промышленности.
      • Для застроек.
      • Для создания прилегающей территории к офисному сооружению.

      В таком случае для юридических лиц устанавливается процентная ставка в размере 1,5%.

      Итак, разбираясь в налоговом деле, нужно понимать, что существует определенный порядок уплаты того или иного налога. В нашем случае, речь пойдет о порядке уплаты земельного налога.

      Условно, порядок уплаты земельного налога условно подразделяется на два периода:

      • уплата налога, которая была определена и введена в практику до 2015 года;
      • уплата налога, которая была закреплена после 2015 года.

      Давайте разберемся, в чем отличия уплаты налога были установлены до 2015 года и после 2015 года:

      • До 2015 года. Дело все в том, что до 2015 года сроки уплаты земельного налога были сокращены до 1 месяца.
      • После 2015 года. После 2015 года ситуация немножко изменилась. Теперь срок увеличен и есть возможность оплачивать налог различными способами (при помощи банковских мобильных систем, терминалов и пр.).

      Согласно налоговому кодексу Российской Федерации, от уплаты налога на землю, освобождены такие граждане:

      • Герои России и советского союза, социального труда, такие как кавалеры орденов, достойные звания трудовой славы и Славы. Эта категория граждан на полном праве может не уплачивать налог на землю. Согласно званиям, которые им присуждены за их заслуги в годы войны, а также в период становления Советского Союза, они освобождены от уплаты такого вида налогообложения.
      • Участники войны (1941-1945), лица, которые на полном праве могут быть приравненными к ним. Участники Великой Отечественной войны и лица, которые на полном праве могут быть приравнены к данной категории населения, в праве не уплачивать данный вид налогообложения.
      • Чернобыльцы, другие лица, которые признаны пострадавшими от катастроф радиационного типа и испытаний. Лица, которые относятся к участникам последствий взрыва на Чернобыле, а также пострадавшие от различных катастроф радиационного характера и испытаний также вправе не уплачивать налог на землю.
      • Граждане, которые организуют крестьянское хозяйство впервые, освобождаются от оплаты на период пяти лет. Граждане, занимающиеся крестьянско-хозяйственной деятельностью вправе не уплачивать в период пяти лет.
      • Лица, занимающиеся народным промыслом. Лица, чья деятельность направлена на развитие народного промысла, освобождены от уплаты земельного налога.

      Как рассчитать земельный налог за 2020 год в 2021 году (пример)?

      Льготы по своему назначению подразделяются на два вида:

      • льготы на местном уровне;
      • льготы федерального значения.

      Пенсионеры могут получать льготы, касающиеся уплаты лишь в том случае, если они входят в такую категорию граждан, как:

      • Инвалиды, получившие первую или же вторую группу.
      • Герои, получившие звания героя советского союза.
      • Группа лиц, пострадавшая от радиации и лица, которые перенесли болезни лучевого типа.

      Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.1 ст.388 НК РФ).

      Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п.2 ст.388 НК РФ).

      Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

      Физические лица — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Физические лица могут быть индивидуальными предпринимателями.

      Индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

      Следует иметь в виду, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (ст.11 НК РФ).

      Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает организации от уплаты земельного налога, поскольку единый налог заменяет собой только уплату налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, который уплачивается при ввозе товаров на территорию России), налога на имущество организаций и единого социального налога (ст.346.11 НК РФ).

      Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями освобождает их от уплаты:

      — налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

      — налога на имущество (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

      — единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу работников.

      Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость, который они платят при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

      Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (УСН) и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ, являются плательщиками земельного налога, то есть исчисляют и уплачивают его на общих основаниях.

      При определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий УСН, может уменьшить полученные доходы на сумму уплаченного им земельного налога (пп.22 п.1 ст.346.16 НК РФ).

      В соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ не освобождаются от уплаты земельного налога и плательщики ЕНВД.

      Согласно статье 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение от уплаты:

      — налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

      — налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

      — единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

      Индивидуальные предприниматели при уплате единого налога на вмененный доход освобождаются от уплаты:

      — налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

      — налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

      — единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, начисляемых физическим лицам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД).

      Организации и предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, который они платят на таможне.

      Исчисление и уплата иных налогов и сборов, в том числе и земельного налога, осуществляются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.

      Согласно главе 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ плательщиками земельного налога также признаются и организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.

      В соответствии со статьей 346.1. НК РФ переход на уплату единого сельскохозяйственного налога освобождает организации от уплаты:

      Если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о существующих правах на земельные участки, плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ. Они имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

      В частности, на сегодняшний день признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре следующие документы:

      — государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493;

      — свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 года N 177;

      — свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

      И еще. В письме ФНС России от 29 апреля 2005 года N 21-4-04/[email protected] «О земельном налоге» сообщается, что земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых на организации и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрированы права, указанные в пункте 1 статьи 388 НК РФ. Следовательно, обязанность по уплате земельного налога организациями и физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей, возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки. Об этом же говорится и в письме Минфина России от 25 мая 2005 года N 03-06-02-04/33.

      До момента государственной регистрации указанных прав плательщиком земельного налога остается прежний правообладатель, — подчеркивается в упомянутом выше письме Минфина России.

      Из этих писем можно сделать вывод, что если право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок не зарегистрировано, то обязанность по уплате земельного налога у нового правообладателя не возникает.

      Следует иметь в виду, что представители налоговой службы в своем письме N 21-4-04/[email protected] дали понять, что собираются штрафовать организации, не принимающие меры по государственной регистрации земельных участков. В данном случае согласно статье 110 НК РФ должны применяться меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения, предусмотренные статьей 120 (или 122) НК РФ. При этом налоговые органы на местах должны учитывать нормы Гражданского кодекса РФ и Закона N 122-ФЗ, а также условия договоров (в том числе в отношении сроков государственной регистрации объектов и ответственности сторон).

      А представители финансового ведомства обратили внимание на следующее. В соответствии с пунктом 3 статьи 551 Гражданского кодекса РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

      Объектом обложения земельным налогом согласно статье 389 НК РФ являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в Москве и Санкт-Петербурге — в пределах города), на территории которого введен налог.

      Земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами (ст.1 Земельного кодекса РФ).

      Для выявления границ земельного участка, как правило, используются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объекта землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Более же полно географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка закреплены в документах государственного земельного кадастра.

      Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в системе государственного земельного кадастра путем внесения сведений о земельном участке в Единый государственный реестр земель.

      Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет земельных участков — это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

      В Едином государственном реестре земель содержатся следующие сведения о земельном участке:

      — кадастровый номер;

      — местоположение (адрес);

      — площадь;

      — категория земель и разрешенное использование земельного участка;

      — зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);

      — описание границ земельного участка, его отдельных частей;

      — экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;

      — качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;

      — наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

      В силу пункта 2 статьи 6 ЗК РФ для включения земельного участка в земельно-правовые отношения и, как следствие, признания его объектом налогообложения он должен быть индивидуально определен: иметь закрепленные в правоустанавливающих документах границы, местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование. Все эти данные учитываются в системе земельного кадастра.

      Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п.3 ст.14 Закона N 28-ФЗ).

      Следовательно, если земельный участок не включен в Государственный земельный кадастр в порядке, установленном статьей 70 ЗК РФ и Федеральным законом от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», то, по мнению автора, объектом налогообложения он признаваться не может.

      Кроме того, согласно пункту 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения все земельные участки, изъятые из оборота, а также земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не все, а только:

      — занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

      — предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

      — в пределах лесного фонда;

      — занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами).

      Это означает, что, например, земли, предоставленные для нужд связи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, или земли, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли, хоть и ограничены в обороте согласно подпунктам 8 и 12 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, все равно признаются объектом налогообложения, поскольку они не указаны в пункте 2 статьи 389 НК РФ.

      Или, например, земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых в пределах горного отвода. Они не указаны в пункте 2 статьи 389 НК РФ, следовательно, признаются объектом обложения земельным налогом (письмо ФНС России от 20 января 2005 года N 21-4-04/[email protected]).

      К землям, изъятым из оборота, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 ЗК РФ относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

      — государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);

      — зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

      — зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

      — объектами организаций федеральной службы безопасности;

      Экономический механизм регулирования земельных правоотношений

      С 1 января 2006 года постановлением Правительства Москвы от 24 мая 2005 года N 356-ПП «Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2004 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2005 год» как кадастровая, так и нормативная цена земли существенно увеличены.

      Нормативная цена земли в кадастровом квартале г.Москвы N 77-01-01001 с 1 января 2006 года будет уже не 49089 рублей за квадратный метр, а 60698 рублей (прирост стоимости — 24%).

      Цена квадратного метра земли в кадастровом квартале N 77-01-01001 под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности постройки составит с 1 января 2006 года не 22 972 рубля, а 37 426 рублей (прирост кадастровой стоимости — 63%), под обособленными водными объектами не 3572 рубля, а 6875 рублей (прирост кадастровой стоимости — 92%).

      Это означает, что в 2006 году в Москве при прежних ставках земельного налога его сумма за счет переоценки кадастровой стоимости земель значительно вырастет.

      Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).

      Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

      Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

      Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, также определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п.3 ст.391 НК РФ).

      Налоговая база для физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, поступающих в налоговую инспекцию от служб, которые ведут государственный земельный кадастр и регистрируют права на недвижимое имущество и сделки с ним, а также от органов муниципальных образований (п.4 ст.391 НК РФ).

      Это означает, что для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (либо являющимися, но не использующими землю в предпринимательской деятельности) налоговая база определяется налоговыми органами.

      Обратите внимание на новшество, установленное главой 31 НК РФ.

      Согласно пункту 5 статьи 391 НК РФ налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

      — Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

      — инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

      — инвалидов с детства;

      — ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

      — физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

      — физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

      — физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.

      Указанное уменьшение налоговой базы производится на основании подтверждающих это право документов, которые налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговый орган по месту нахождения земельного участка (п.6 ст.391 НК РФ).

      Документами, подтверждающими право на уменьшение налоговой базы, для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров орденов Славы являются соответствующие книжки Героев и орденские книжки.

      Инвалидам право на уменьшение налоговой базы предоставляется на основании Удостоверения инвалида, Пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии.

      Согласно статье 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица:

      — принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий;

      — проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

      К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

      — военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

      — военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

      — лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

      — сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

      Статья 65. Платность использования земли

      1. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
      2. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
      3. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
        Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
        Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
      4. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65, применяется нормативная цена земли (Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
      5. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

      Статья 66. Оценка земли

      1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
      2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
        Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
      3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

      Одним из базовых принципов государственного земельного права является платность использования земли. Согласно действующей законодательной базе финансовая плата за эксплуатацию территории – это обобщенное правовое наименование, которое используется для названия всех разновидностей обязательных денежных платежей.

      Соответственные взносы должны уплачиваться на основе права частной собственности или же любых других материальных прав на земельные территории. В соответствии с законодательными актами существуют следующие виды земельных взносов:

      • платежи, которые должны вноситься владельцами за предоставление или приобретение земельных участков в частную собственность. Такие выплаты начисляются при заключении сделки купли-продажи;
      • плата непосредственно за реализацию своих эксплуатационных прав и использование территорий.

      Как рассчитывается земельный налог

      Использование земель является платным и расценивается не только как мера административного наказания и юридического контроля всех пользователей земельными участками, но и способ регуляции правоотношений между государством и владельцами земель, а также стабилизации законодательной базы в земельной сфере. Таким образом, передовыми целями платности использования земельных ресурсов являются:

      • максимальное стимулирование пользователей земельных территорий к рациональному распоряжению имуществом, а также принятию мер по охране и качественному освоению земель. Такие мероприятия позволяют значительно повысить плодородные свойства почвы;
      • повышение интересов производителей и пользователей в эффективности и оптимизации использования земельных природных ресурсов;
      • в качестве регулирующего инструмента, который способствует нормализации социально-экономических условий эксплуатации на земельных территориях, качество которых существенно отличается между собой;
      • создание материального интереса пользователей и владельцев в максимальном сохранении и восстановлении земли;
      • всяческое развитие социальной и транспортной инфраструктуры в населенных пунктах;
      • в качестве финансового источника для осуществления мероприятий по восстановлению и улучшению свойств земельных ресурсов;
      • формирование финансовых фондов, которые занимаются оплатой возведения проектов инфраструктуры.

      Основными формами платы за использование земли являются следующие разновидности финансовых взносов, которые отличаются между собой кругом лиц, которые вносят взносы, и периодичностью отчисления:

      • Обязательный земельный налог – форма земельных взносов, которая вносится ежегодно всеми владельцами земельных территорий (собственниками и пользователями), за исключением арендаторов.

      Сумма налога на оплату земли абсолютно не зависит от вида и результатов хозяйственной деятельности, а также особенностей эксплуатации территорий всеми владельцами – собственниками и пользователями. Налог выступает в форме стабильных взносов за определенную единицу земли за календарный год;

      • Арендная оплата взимается арендодателем за все территории, которые предоставляются в пользование арендаторам на основе условий договора об аренде;
      • Нормативные цены на земельные территории предусматриваются для использования при заключении любых сделок с земельной недвижимостью (покупки или продажи), которые предусмотрены законодательством.

      Помимо этого, нормативная цена используется в процессе получения финансового кредита в банковских заведениях, если залогом выступают земельные участки. Нормативная плата вычисляется с учетом качества почвы и места расположения участка, а также исходя из будущего возможного дохода в процессе использования, который может получить пользователь за определенный срок окупаемости.

      Земельный налог контролируется и устанавливается согласно с действующим земельным законодательством. Право контролировать и требовать оплаты земельного налога имеют право следующие организации:

      • муниципальные субъекты государства;
      • органы государственной власти городов федеративного значения.

      Стороной, которая должна уплачивать все налоговые взносы с соблюдением всех сроков и нормативов, являются следующие лица:

      • юридические лица, промышленные предприятия и организации или физические лица, которые владеют земельными территориями на праве законной собственности, бессрочного использования на постоянной основе или наследуются на пожизненной основе, которые были признаны объектом налогообложения;
      • компании и организации, которые являются владельцами паевых инвестиционных фондов, состоящих из отдельных земельных участков;

      Не являются налогоплательщиками физические и юридические лица, которые используют земельные территории на основе договора аренды или же владеют участками, которые предоставляются на праве бесплатного пользования на определенный срок.

      Плательщиками арендной платы являются все юридические и физические лица, которые пользуются и распоряжаются земельными территориями на основе договора об аренде в качестве арендатора. Арендная плата за использование земельных территорий устанавливается следующими учреждениями:

      • Правительством РФ;
      • органами государственной власти и федеральными субъектами;
      • муниципальными органами местного самоуправления.

      Порядок уплаты земельного налога предусматривает не только внесение взносов, но и предоставление налоговых льгот, а также установление размера не облагаемой налогом суммы для определенного круга плательщиков.

      Сроком выплаты налогов является налоговый период, который соответствует календарному году.

      Для индивидуальных предпринимателей отчетным периодом является первый, второй и третий квартал календарного года. Порядок исчисления и уплаты налога на землю устанавливается законодательной базой и нормативными актами муниципальных органов самоуправления, на территории которых налог будет обязателен к оплате всеми плательщиками.

      Лицами, которые обязаны регулярно вносить налоговые выплаты за земельные участки, являются все группы пользователей (собственники, владельцы, эксплуататоры), кроме арендаторов земельных участков.

      МНС и Минфин разъяснили особенности исчисления земельного налога в 2021 году

      Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

      Вопросы и ответы юристов

      Объектом признаются земельные участки, расположенные в районе Муниципального образования, на территории которого введен налог. 04

      Какие земельные участки не признаются объектом налогообложения?

      — изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
      — на которых расположены особо ценные объекты культурного и археологического наследия;
      — на которых находится лесной фонд;
      — занятые водными объектами государственной собственности;
      — входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. 05

      Отчетным периодом является год для всех категорий плательщиков. 06

      Что является налоговой базой?

      Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
      Организации определяют налоговую базу и исчисляют земельный налог самостоятельно.
      Земельный налог для ФЛ исчисляется налоговой службой. При этом данные о кадастровой стоимости налоговые органы получают от органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии — Россреестра. Кадастровую стоимость можно узнать по письменному запросу в Управление Россреестра или в земельной кадастровой палате по месту нахождения участка. 07

      Налоговые ставки устанавливаются Решениями Муниципальных образований. Федеральным же законом установлены предельные их величины.

      Категория земель Ставка налога
      Сельскохозяйственного назначения Не больше 0,3%
      Земли под жилищным фондом Не больше 0,3 %
      Земли подсобного личного хозяйства (сады, огороды, дачи) Не больше 0,3 %
      Земли для обеспечения обороны, безопасности, таможни Не больше 0,3 %
      Прочие земельные участки Не больше 1,5 %

      От уплаты налога освобождаются коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока и их общины.
      Налоговая база уменьшается на 10000 руб. следующих категорий граждан:
      — героев СССР, полных кавалеров ордена Славы,
      — инвалидов 1 и 2 группы,
      — инвалидов с детства,
      — ветеранов и инвалидов ВОВ и боевых действий,
      — ФЛ, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных катастроф,
      — ФЛ, принимавших участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия,
      — ФЛ, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате подобного рода испытаний. 09


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *