Система социальной помощи и защиты семей имеющих детей-инвалидов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Система социальной помощи и защиты семей имеющих детей-инвалидов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами

1.1. Целями ранней помощи являются:

— улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);

— повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;

— повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;

— включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.

1.2. Услуги ранней помощи детям и их семьям должны предоставляться при соблюдении следующих принципов:

— бесплатности (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей/законных представителей);

— доступности (услуги ранней помощи доступны для потребителей);

— регулярности (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) предоставляются потребителям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);

— открытости (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми целевой группы лиц);

— семейноцентрированности (специалисты организации-поставщика услуг ранней помощи содействуют вовлечению родителей и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, в составление и реализацию ИПРП, а также в оценку её эффективности);

— индивидуальности (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);

— функциональной направленности (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в ЕЖС);

— естественности (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в ЕЖС);

— этичности (услуги ранней помощи предоставляются потребителям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этно-культурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);

— командной работы (услуги ранней помощи предоставляются междисциплинарной командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье;

— компетентности (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);

— научной обоснованности (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно-обоснованные методы и технологии ранней помощи);

1.3. Права потребителей услуг ранней помощи

1.3.1. Дети — потребители услуг ранней помощи имеют право на:

— получение всех услуг ранней помощи, указанных в ИПРП;

— получение услуг ранней помощи в тех ЕЖС, в которые ребенок вовлечен;

— получение услуг ранней помощи ребенком в уважительной, чувствительной и отзывчивой манере;

— получение услуг ранней помощи ребенком с опорой на его ресурсы функционирования и его интересы;

— обеспечение поддерживающих влияний среды при получении услуг ранней помощи ребенком с учетом специфики ограничений его жизнедеятельности.

1.3.2. Родители (законные представители) детей-потребителей услуг ранней помощи имеют право на:

— получение информации о перечне услуг ранней помощи и о перечне поставщиков услуг ранней помощи;

— отказ от оценочных процедур, составления ИПРП и получения услуг ранней помощи;

— получение услуг ранней помощи в уважительной и отзывчивой манере;

— своевременное прохождение с ребенком оценочных процедур, разработку и утверждение ИПРП в течение 30 дней с момента обращения, если результаты оценки соответствуют критериям составления ИПРП;

— получения услуг ранней помощи в соответствии с ИПРП без взимания платы;

— участие в оценочных процедурах, составлении ИПРП, реализации ИПРП, во внесении изменений в ИПРП, в промежуточной (не реже чем 1 раз в 3-4 месяца) и итоговой оценке эффективности ИПРП;

— получение открытой информации о ходе и результатах проведения оценочных процедур, целях и задачах ИПРП, сроках, объемах, исполнителях, порядке реализации ИПРП, результатах оценки эффективности реализации ИПРП;

— своевременное получение предварительного уведомления о любых изменениях в реализации ИПРП, а также о необходимости проведения промежуточной или итоговой оценки её эффективности;

— строгое соблюдение конфиденциальности документации, которая содержит персональные данные;

— ознакомление с рабочей документацией, связанной с оказанием услуг ранней помощи ребенку и семье: с результатами проведения оценочных процедур, ИПРП, протоколами приемов;

— обращение к администрации с целью разрешения конфликтных ситуаций.

1.4. В случае причинения детям и их родителям при оказании услуг ранней помощи вреда их здоровью, имуществу или морального вреда они могут с целью защиты своих законных прав и интересов обращаться в суд с иском о возмещении причиненного вреда в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

1.5. Специалисты организации оказывающие услуги ранней помощи могут содействовать выявлению детей, потенциально нуждающихся в ранней помощи в медицинских организациях, в организациях социального обслуживания, в образовательных организациях, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в некоммерческих организациях, в семьях.

1.6. Организации оказывающие услуги ранней помощи обязаны разместить на своем интернет-ресурсе следующую информацию: положение об организации (подразделении), предоставляющем услуги ранней помощи, перечень и порядок получения услуг ранней помощи, расписание работы.

1.7. Информация о поставщике услуг ранней помощи должна быть внесена в реестр поставщиков услуг ранней помощи.

2.1. Порядок оказания услуг ранней помощи должен соблюдаться при всех формах предоставления услуг ранней помощи, и включает следующие этапы:

— обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи;

— прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;

— определение нуждаемости ребенка в ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум);

— в случае не выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи — предоставление разовой консультации по развитию ребенка;

— в случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи вне ИПРП — оказание этих услуг;

— в случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП:

— проведение оценочных процедур для составления ИПРП;

— разработка ИПРП;

— реализация ИПРП;

— промежуточная и/или итоговая оценка результативности

реализации ИПРП;

— пролонгация или завершение реализации ИПРП;

— содействие переходу ребенка в образовательную

организацию.

2.1.1 В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся поставщиками услуг ранней помощи, этапы обработки первичного обращения родителей (законных представителей), приема документов и заключения договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи — для воспитанников этих организаций пропускаются;

2.2 Обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи должна включать:

— регистрацию обращения;

— информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи;

— информирование о правах потребителей услуг (по запросу);

— предоставление информационных ресурсов об организации-поставщике услуг ранней помощи (по запросу);

— запись на первичный прием.

2.3. Прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка об оказании услуг ранней помощи осуществляется по записи в течение 5 рабочих дней от первичного обращения с предоставлением родителями (законными представителями) следующих документов:

— документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей);

— документы, подтверждающие законное представительство интересов ребенка (сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющий функции непосредственного ухода за ребенком, его воспитания и развития (воспитатель) действует на основании доверенности на представление интересов ребенка, выданной организацией — опекуном);

— копию свидетельства о рождении ребенка (предоставляется с предъявлением оригинала);

— а также при наличии:

— выписки из истории развития ребенка (форма 112/у);

— действующей справки, подтверждающей факт наличия инвалидности;

— копии индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида/ребенка-инвалида (с предоставлением оригинала ).

2.4. Определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи должно осуществляться на основе заключения междисциплинарного консилиума, составленного по результатам первичного приема.

2.4.1. Первичный прием, заключающийся в проведении оценочных процедур, должны проводить специалисты, имеющие соответствующие компетенции в сфере ранней помощи в срок со времени заключения договора об оказании услуг ранней помощи — 10 рабочих дней.

2.4.2. Первичный прием должен включать в себя проведение следующих оценочных процедур:

— оценку функционирования и выявление ограничений жизнедеятельности ребенка по ключевым категориям раздела «активность и участие» МКФ, определение взаимодействия и отношений ребенка с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в контексте влияния факторов окружающей среды;

— сбор и изучение анамнеза;

— сбор и анализ информации, об условиях жизни и семье ребенка, о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;

— анализ медицинской документации (при наличии);

— анализ индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии).

2.4.3. Оценочные процедуры на первичном приеме следует проводить в ситуациях, максимально приближенных к естественным, с участием родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.

2.4.4. Информация, полученная на первичном приеме, должна быть оформлена протоколом первичного приема и содержать:

— персональные данные о ребенке и семье (ФИО, дата рождения, возраст);

— состав семьи;

— данные о рождении и здоровье ребенка (вес и гестационный возраст при рождении, установленные диагнозы, состояние слуха и зрения);

— предмет беспокойства родителей в развитии или поведении ребенка;

— сильные стороны развития ребенка, отмечаемые родителями;

— язык общения с ребенком в семье;

— сведения о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах;

— ожидания и запросы родителей;

— описание функционирования и ограничений жизнедеятельности ребенка в соответствии с доменами МКФ в контексте влияния факторов окружающей среды;

— заключение о наличии или отсутствии у ребенка ограничений жизнедеятельности, основанное на сопоставлении результатов первичной оценки развития и функционирования ребенка с нормативом для данного возраста;

— готовность семьи к участию в реализации ИПРП (в случае, если есть показания для её разработки);

— решение о нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи;

— рекомендации родителям.

Льготы и социальные гарантии для семей, воспитывающих детей-инвалидов

5.1. В перечень сотрудников головного Подразделения могут входить (согласно приложения 4.2):

— руководитель (должностное лицо, выполняющее функции руководителя);

— администратор (должностное лицо, выполняющее функции администратора);

— специалисты (должностные лица, оказывающие услуги ранней помощи);

— врач-педиатр;

— другие должностные лица, обеспечивающие деятельность Подразделения.

5.2. В Подразделениях количество штатных единиц определяется количеством детей целевой группы и их семей, проживающих на этой территории.

5.3. Минимальное подчиненное Подразделение должно иметь не менее 2 специалистов разного профиля.

5.4. Специалисты Подразделения должны иметь профильное образование, дополнительную профессиональную подготовку в сфере ранней помощи и обладать профессиональными компетенциями, необходимыми для предоставления услуг ранней помощи, подтвержденными соответствующими документами.

6.1. Подразделение размещается в специально оборудованных помещениях (согласно приложений 4.3 и 4.4).

6.2. В небольших подразделениях допускается использование помещений с совмещенными функциями (помещение(я) для работы всех специалистов с документами, кабинет руководителя, помещение для работы администратора, туалет для взрослых с умывальником и специально оборудованный санитарный узел для детей, гардероб, помещения для ожидания детьми и семьями приема специалистов, санитарно-бытовые помещения для хранения предметов уборки), а также обходиться меньшим количеством помещений, необходимым и достаточным для оказания услуг потребителям, ведения и хранения документации.

7.1. Состав документации Подразделения, определяются локальными актами Организации.

7.2. Основные документы Подразделения:

— Положение о Подразделении;

— годовой план работы Подразделения;

— годовой отчёт о работе Подразделения;

— расписание работы Подразделения;

— графики работы работников;

— должностные инструкции работников Подразделения;

— журнал регистрации первичных обращений;

— журнал движения детей;

— приказы о зачислении и отчислении детей;

— журнал учёта рабочего времени специалистов Подразделения.

— другие основные документы.

7.3. Индивидуальная карта ребенка, содержащая:

— документы, предоставленные родителями (законными представителями) ребенка на первичном приеме;

— договор с родителями (законными представителями), согласие родителей (законных представителей) на обработку персональных данных;

— протокол первичного приема с заключениями специалистов Подразделения и/или протокол междисциплинарного консилиума с заключением (возможно наличие только протокола междисциплинарного консилиума, если он проводится в рамках первичного приема);

— протоколы проведения углубленных оценок;

— Индивидуальная программа ранней помощи;

— Рабочая документация специалистов по оказанию услуг ИПРП

— другую документацию, связанную с учётом и описанием работы с ребенком и семьей.

Приложение 4.1

  • Черным по белому
  • Белым по черному
  • Темно-синим по голубому
  • Коричневым по бежевому
  • Зеленым по темно-коричневому

До совершеннолетия ребенка все выплаты от государства направляются в пользу его родителей. В их состав входит:

— социальная пенсия ребенку-инвалиду;

— ЕДВ;

— родительское пособие по уходу за ребенком.

Пенсия по инвалидности подлежит ежегодной индексации. В последний раз она была проведена в апреле 2020 года, после чего размер социальных пенсионных выплат для детей-инвалидов составил 12577,42 рубля. При проживании в регионах с суровыми климатическими условиями данная сумма дополнительно корректируется с учетом районного коэффициента.

Родителю, которому состояние здоровья ребенка не позволяет выйти на работу, от государства положено пособие. Его размер зависит от характера родственных связей. Кровным родителям и опекунам ежемесячно положено 5500 рублей. Если за несовершеннолетним ухаживает иное лицо, независимо от того, родственник это или нет, ему причитается только 1200 рублей в месяц.При усыновлении ребенка с проблемами со здоровьем также положены повышенные выплаты. Вместо стандартных 16759,09 рубля такие усыновители могут рассчитывать на 128053,08 рубля.

Семьи с детьми-инвалидами, стесненные в жилищных условиях, могут рассчитывать на получение помощи от государства.

Меры государственной поддержки будут зависеть от даты постановки несовершеннолетнего инвалида на учет. Если это произошло до 2005 года, помощь с жильем ему полагается в соответствии со ст. 17 федерального закона № 181. Здесь возможно как обеспечение квартирой в рамках договора соц. найма, так и передача недвижимости в собственность. Все зависит от тяжести заболевания и политики местных органов власти.

Получить жилье от государства вправе не любая семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, а только те, кто действительно в этом нуждается:

— не имеющие собственной жилплощади;

— владеющие жильем, не отвечающим санитарным требованиям к проживанию;

— проживающие в стесненных условиях (менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, установленной в Санкт-Петербурге);

— имеющие в собственности только комнату в коммунальной квартире или общежитии.

Если семья отвечает одному из вышеуказанных требований, ей необходимо встать в очередь на получение жилплощади. Сделать это можно в местном муниципалитете (жилищный отдел). Требования по документам стоит уточнить на месте, так как они существенно различаются в отдельных регионах.

Дети из детских домов, стоящие на учете по инвалидности, получают собственное жилье при достижении совершеннолетия во внеочередном порядке.

Детям, вставшим на учет по инвалидности после 2005 года, помощь с жильем предоставляется уже в рамках федерального законодательства, а именно – ст. 57 ЖК РФ. Жилищный кодекс предусматривает обеспечение инвалидов жильем только по договору соц. найма. Квартиры предоставляются в порядке очередности, и часто ожидание растягивается на долгие годы.

Также существует категория лиц, которым жилплощадь положена вне очереди:

— проживающие в домах, официально признанных аварийными;

— страдающие от тяжелых форм заболеваний.

Во вторую категорию входят дети с психическими отклонениями, ДЦП, туберкулезом и другими серьезными проблемами со здоровьем. Список заболеваний, дающих право на внеочередное обеспечение жильем, представлен в приказе Министерства здравоохранения РФ № 987Н от 29.11.2012

Пока ребенок с инвалидностью не достиг совершеннолетия, его родители (опекуны) наделяются широким кругом трудовых льгот.

— Право на сокращенный рабочий день (ст. 93 ТК РФ)

Им могут воспользоваться оба родителя, предоставив по месту работы справку МСЭ. Новый рабочий график должен составляться исходя из потребностей работника. Работодатель не вправе отказать ему в реализации положенных по закону прав. Если это все же произошло, можно обратиться за помощью в трудовую инспекцию. Оплата труда за неполный рабочий день осуществляется исходя из фактически отработанного времени. Но на продолжительности отпуска и иных трудовых правах новый график сказываться не должен.

— Право на 4 дополнительных выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ)

Дополнительные выходные должны предоставляться по заявлению работника с сохранением заработной платы. Форма заявления утверждена приказом Минтруда № 1055н от 19.12.14. В полных семьях 4 выходных предоставляется сразу на двух родителей, поэтому к заявлению обязательно должна прикладываться справка с работы второго родителя о том, что он не израсходовал положенные по закону дни. Если в течение месяца все дни не были использованы, они не переходят на будущие периоды. Кроме того, их нельзя прибавить к ежегодному оплачиваемому отпуску. Родителям, воспитывающим сразу нескольких несовершеннолетних инвалидов, также положено только 4 дополнительных выходных дня.

— Право на дополнительные 14 дней отпуска (ст. 263 ТК РФ)

Родитель (опекун) может воспользоваться им только в том случае, если подобный пункт прописан в коллективном договоре организации. Дополнительный отпуск предоставляется по запросу работника и за его счет. Переносить неиспользованные дни на следующий год запрещено. Кроме того, ежегодный оплачиваемый отпуск один из родителей ребенка-инвалида может брать в удобное для себя время, независимо от графика отпусков (ст. 262.1 ТК РФ).

— Право отказаться от командировок, ночных смен и сверхурочной работы (ст. 259 ТК РФ)

Родителей детей с ограниченными возможностями к подобным работам можно привлекать только после ознакомления с правами, данными им по Трудовому кодексу (под подпись), и оформления их письменного согласия.

— Право на увеличение страхового стажа на период ухода за несовершеннолетним инвалидом (ст. 12 закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»)

Данным правом может воспользоваться только один из родителей (опекунов). Причем для этого необходимо написать соответствующее заявление в ПФР, так как зачет в стаж периода ухода за больным ребенком осуществляется только по инициативе заявителя.

— Право выйти на пенсию раньше срока (ст. 32 закона № 400-ФЗ)

Одному из родителей пенсия может быть назначена на 5 лет раньше, но только при соблюдении определенных условий: должны быть выполнены требования по страховому стажу (20 лет отцам и 15 лет матерям), индивидуальный пенсионный коэффициент должен иметь значение не менее 30 баллов, а ребенка-инвалида данный родитель должен воспитывать минимум до 8 лет.

Требования к опекунам аналогичны, но сокращение возраста выхода на пенсию в случае с ними происходит несколько иным способом. Им убирают по 1 году за каждые 1,5 года опеки над больным ребенком, но не более 5 лет в общей сложности.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, могут рассчитывать на ослабление налоговой нагрузки. Налоговые льготы родителям, прежде всего, касаются уплаты НДФЛ.

Им положен вычет в повышенном размере:

— 12000 рублей – при воспитании ребенка с инвалидностью биологическими родителями или усыновителями;

— 6000 рублей – для опекунов и попечителей.

Кроме того, таким родителям полагается и стандартный налоговый вычет за ребенка в размере 1400 рублей. Необходимость суммирования вычетов по двум основаниям подтверждается письмом Минфина РФ № 03-04-06/15803 от 20.03.2017 г.

В полной семье родитель с меньшей заработной платой может отказаться от своего права на вычет по НДФЛ. Тогда родитель с более высоким доходом сможет применять вычет в двойном размере.Право на льготы по подоходному налогу необходимо подтвердить в налоговой инспекции, предоставив туда свидетельство о рождении ребенка и подтверждающие инвалидность медицинские справки. Для начала применения налогового вычета также нужно написать заявление по месту работы. Пишется оно в свободной форме с приложением копий тех же документов, которые подавались в ИФНС.

Льготы по транспортному налогу

В ряде субъектов РФ семьи с детьми-инвалидами могут рассчитывать на освобождение от уплаты налога на транспорт. Этот налог идет в местные бюджеты, поэтому и установление по нему льгот находится в компетенции региональных властей. Возможность не платить налог за автомобиль получили семьи Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской и Волгоградской областей, а также ряда других регионов. Ознакомиться с действующими в субъекте налоговыми льготами можно в любом местном отделении налоговой службы.

Дети-инвалиды имеют право на зачисление в ВУЗ вне конкурса. Если абитуриенту уже исполнилось 18 лет, данное право сохраняется только при назначении 1 или 2 группы инвалидности. Инвалиды 3 группы поступают в ВУЗ на общих условиях. Зачисление вне конкурса не подразумевает освобождения от экзаменов. Результаты ЕГЭ абитуриентов-инвалидов также должны соответствовать проходному баллу по заявленной специальности. Но если количество бюджетных мест ограничено, инвалиду будет отдан приоритет.

Возможностью поступить в ВУЗ вне конкурса можно воспользоваться только раз в жизни, поэтому к выбору учебного заведения стоит отнестись максимально ответственно.

Вид транспорта Получатели льгот Виды льгот
Общественный транспорт городского и пригородного назначения (трамвай, автобус, троллейбус, метро, пригородный жд-транспорт) Дети-инвалиды, а также один сопровождающий (папа или мама, опекун, попечитель, социальный работник, ухаживающий за ребенком с ОВЗ)

Бесплатный проезд на неограниченное число поездок.

Исключение: такси, это частный вид транспорта, поэтому льгота не действует.

Поезд (междугороднее сообщение и поезда дальнего следования) Дети-инвалиды, а также один сопровождающий

1 раз в год — бесплатный проезд к месту оздоровления или лечения и обратно внутри страны в вагонах любых категорий, кроме двухместных купе и вагонов с повышенным комфортом.

Ребенок также в праве воспользоваться льготами, которые ОАО «РЖД» предоставляет всем семьям, независимо от статуса инвалидности:

— бесплатный проезд для детей до 5 лет, не занимающих отдельного места;

— скидка 50% для школьников старше 10 лет с 1 сентября по 31 мая при предъявлении справки из школы.

Автобус (пригородное и междугороднее сообщение) Дети-инвалиды, а также один сопровождающий 1 раз в год — бесплатный проезд к месту оздоровления или лечения и обратно внутри страны.
Самолет Дети-инвалиды, а также один сопровождающий

1 раз в год — бесплатный проезд к месту оздоровления или лечения и обратно внутри страны в эконом-классе при следующих условиях:

— отсутствие железнодорожного сообщения в нужном направлении;

— меньшая стоимость авиабилета в сравнении с билетом на поезд;

— наличие у ребенка-инвалида заболевания или травмы спинного мозга.

При перевозке самолетом дети-инвалиды будут пользоваться рядом нематериальных привелегий: обслуживание вне очереди, право первым занять место в салоне, предоставление коляски авиакомпанией.

Некоторые авиакомпании, участвующие в государственной программе, предлагают билеты по субсидированным тарифам для людей с ОВЗ по ряду маршрутов.

Дети-инвалиды являются получателями набора социальных услуг, в который, помимо ранее упомянутого проезда до места лечения, входит обеспечение бесплатными лекарствами и путевками в санаторно-курортные учреждения (закон № 178-ФЗ от 17.07.1999).

По рецепту врача ребенок-инвалид может бесплатно получать:

лекарственные препараты (их перечень ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минздравсоцразвития РФ);

— технические средства реабилитации (костыли, трости, опоры и пр.);

— кало- и мочеприемники;

— перевязочные материалы;

— глюкометры, тест-полоски и шприцы для больных диабетом;

— лечебное питание.

Чтобы получить льготный рецепт в поликлинике, необходимо предварительно подтвердить свое право в отделении ПФР. После предоставления туда свидетельства о рождении, СНИЛС и медицинского заключения МСЭ вам будет выдана справка, с которой уже можно направляться к врачу за рецептом на бесплатные препараты.

Льготные лекарства выдают далеко не во всех аптеках, а только в тех, которые заключили договор с государственными органами. С их перечнем и адресами вас обязаны ознакомить в поликлинике.

Воспользоваться рецептом может любое лицо, то есть брать с собой ребенка в аптеку нет необходимости. При отсутствии нужного лекарства вам обязаны предоставить его аналог либо заказать требуемый препарат в течение 10 дней. Бесплатные медикаменты выдаются без ограничений по количеству и стоимости, в соответствии с установленной доктором дозировкой.

Обеспечение жильеминвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семьи погибших инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и сохраняющих право состоять на данном учете на момент обеспечения их жилым помещением

Единовременная денежная выплата

  • на приобретение жилого помещения в собственность;
  • на строительство индивидуального жилого дома;
  • на участие в долевом строительстве многоквартирного дома

Для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильем заявитель (его законный представитель) представляет в министерство:

  1. Заявление на имя министра социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты с указанием направления ее использования и способа направления уведомления о принятом решении (по электронной почте или на бумажном носителе);
  2. паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность получателя государственной услуги и членов его семьи;
  3. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования получателя государственной услуги;
  4. документ, подтверждающий принадлежность заявителя к категории, определенной статьей 1 Закона края от 25.03.2010 № 10-4487 «О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий»;
  5. справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы -для заявителя и (или) членов их семьи, являющихся инвалидами;
  6. пенсионное удостоверение – для членов семьи заявителя, являющихся пенсионерами;
  7. документы, подтверждающие состав семьи и родственные отношения членов семьи;
  8. выписку из решения (копию решения) органа местного самоуправления о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  9. выписку из домовой книги и (или) финансового лицевого счета по месту жительства заявителя;
  10. документы о наличии или отсутствии у заявителя и члена его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества;
  11. документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;
  12. решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания — в случае проживания заявителя в жилом помещении, признанном непригодным для проживания;
  13. медицинскую справку из лечебного медицинского учреждения в случае, если заявитель и (или) члены его семьи страдают тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, согласно перечню, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  14. документ об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 172-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

Внеочередное получение жилья семьи с ребенком-инвалидом

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся:

1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты); государственный контроль (надзор) за исполнением требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов; (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 N 116-ФЗ)

3) заключение международных договоров (соглашений) Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов;

4) установление общих принципов организации и осуществление медико-социальной экспертизы и реабилитации, абилитации инвалидов; (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

5) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

6) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований к техническим средствам реабилитации, средствам связи и информатики, обеспечивающим доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

7-8) пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 184-ФЗ)

9) разработка и реализация федеральных целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

10) утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

11) создание федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их деятельностью; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

12) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

12(1)) создание условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы; (в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 392-ФЗ)

13) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

14) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

15) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

16) содействие в работе общероссийских общественных объединений инвалидов и оказание им помощи; (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 110-ФЗ)

17-18) пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза — признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015))

Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

2-3. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но vбольшей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Семья для ребёнка, как известно, является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности.

Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст.

Экологическая модель включает индивидуальные параметры организма и особенности среды вместе с социальными и психологическими характеристиками в единую систему. Системно-экологический подход позволяет оценить возможности семьи выполнять функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всё будет зависеть только от семьи.

Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

— показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

— рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;

— охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющие ребенка с ограниченными возможностями;

-раскрыть задачи семейного воспитания, где есть дети-инвалиды.

Объектом исследования является проблемы семей с детьми инвалидами.

Предметом -является основные направления социальной работы с семьями имеющими детей инвалидов

Гипотеза- Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

В данной курсовой работе были использованы работы- Антонова А.И, Олиференко Л.Я.,Шульга Т.И.,Холостова Е.И и др. В которых рассматриваются проблемы семей имеющих детей с ограниченными возможностями, основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощи семье имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Выплаты и льготы ребенку-инвалиду и его семье

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью», — поясняется в этом законе.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4 июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие «…значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».

Это определение вытекает из современной концепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для назначения инвалидности являются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той или иной психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальной дезадаптации. Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. — Т. 2.

Социальная дезадаптация — нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов — в результате социальной недостаточности или социальной дисфункции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения (в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IV раздел Международного руководства по оценке последствий болезни, ВОЗ, Женева 1989 г.):

ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом);

ограничение подвижности (передвигаться во времени и пространстве);

ограничение способности заниматься обычной деятельностью;

ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности;

ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.

Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.

Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание хронической патологии внутренних органов.

В развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Число детей-инвалидов в Российской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжает увеличиваться (из них 57,7% — мальчики, 42,3% — девочки). Согласно государственному докладу 2000 г. «О положении детей в Российской Федерации» самая многочисленная группа — дети 10-14 лет (47,1%), вторая по численности — дети 5 — 9 лет (29,4%) и дети в возраскогда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Бте до 4 лет (14%).

Инвалиды детства в РФ составляют более 12% от общего числа всех инвалидов, впервые зарегистрированных в органах социальной защиты, среди инвалидов до 39 лет — 55,6%.

В связи с большой значимостью этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла Всемирную программу действий по оказанию помощи «дезабильным лицам» (т.е. имеющим ограничение жизнедеятельности и социальных функций), в которой важное место уделяется профилактике здоровья, начиная с раннего возраста. Ассамблея объявила 1983- 1992 гг. десятилетием инвалидов, день 5 декабря стал Всемирным днем инвалидов, привлекая внимание мировой общественности к этой проблеме.

Учреждения, обслуживающие детей-инвалидов. Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умственного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с нерезко выраженными аномалиями физического и умственного развития обучаются в специализированных школах-интернатах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения. В 158 детских домах-интернатах находится 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками, половина из них — дети-сироты. Отбор в эти учреждения осуществляют медико-педагогические комиссии (врачи-психиатры, дефектологи, логопеды, представители социальной защиты населения), осматривая ребенка и устанавливая степень заболевания, затем оформляя документацию. На 1 января 1994 г. в 150 детских домах-интернатах находилось 31907 детей; их обучали по специально разработанным программам навыкам самообслуживания и труду с 12 лет. Овладевая некоторыми профессиональными навыками (швеи, плотника, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и т.д.), получали педиатрическую, неврологическую, психиатрическую помощь.

Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе. В России всего 6 таких учреждений, где на 1 января 1994 г. находилось 506 детей от 6 до 18 лет.

Медицинская реабилитация оставляет желать лучшего. В реабилитационных учреждениях дети обучаются по программе общеобразовательной школы. В соответствии с федеральной целевой программой «Дети-инвалиды», президентской программой «Дети России» создаются территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной защиты семье и детям.

В 1997 году в системе организаций социальной защиты действовало 150 специализированных центров, где находилось 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. 34,7% этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детскими церебральными параличами; 21,5% — с нарушениями умственного и психического развития; 20% — с соматической патологией; 9,6% — с нарушением зрения; 14,1% — с нарушением слуха. О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. — Калуга, 1997. с. 45-48.

Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России», предусматривает комплексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг-тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг, совершенствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обеспечение детей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическим повышением квалификации, укрепление материально-технической базы (строительство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.

В 1997 году в 70 регионах РФ действовали региональные программы. В ряде регионов создавались квотированные рабочие места для женщин, воспитывающих детей-инвалидов (Астрахань, Курск), в Москве создавались рабочие места для подростковин-валидов (профессиональное образование по 13 специальностям) и т.д.

В последнее время снизился уровень материально-технической базы детских домов из-за недостатка финансирования, приостановлено строительство новых детских домов.

Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими.

Органы народного образования проводят обучение ребенка (составление и коррекция индивидуальных программ, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства, оформлением в специализированные учреждения.

Органы здравоохранения берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией. Основы социальной работы. — М., 1998. с. 66.

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра профориентации (профориентация ребенка с ограниченными возможностями).

Юрист дает консультации по вопросам законодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической защите, вопросам трудоустройства и организации семейных предприятий.

Благотворительные организации, включая общество Красного Креста — материальная, натуральная помощь, организация общения; торговые организации — снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.

Городская и районная исполнительная власть занимается организацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилитационных центров.

Соседи — частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь.

Профсоюзы, турагентства организуют отдых и оказывают материальную помощь.

Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными семьями для совместного решения проблем.

Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. К началу 2004 года в системе органов социальной защиты населения РФ действовало 305 специализированных реабилитационных центров и 680 отделений реабилитации в качестве структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания семьи. В рамках федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центров реабилитации детей с ограниченными возможностями получили необходимое реабилитационное оборудование и авто-транспорт.

Но всё это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональный контакт с матерью, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок — инвалид должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь]

Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок является постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка.

Кроме того, хотелось бы отметить, что основная цель ранней социально-реабилитационной работы связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребёнка для обучения. Другая важная цель — предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цель состоит в том, чтобы адаптировать семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно. Социальная работа с семьей требует от профессионала отношения к родителям как к партнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом (в ред. от 06.08.2015) гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (ст.15).

В случае, если медицинская организация, либо другие вышеперечисленные органы отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно (ст.19).

При осуществлении медико-социальной экспертизы врачи-специалисты руководствуются Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2014 г. № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

  1. Пенсия
  2. Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)
  3. Ежемесячная компенсационная выплата (ЕКВ, пособие по уходу)

Размер некоторых выплат зависит от региона и обстоятельств в семье. Некоторым семьям положены только пенсия и ЕДВ. В каком случае что выплачивается, читайте ниже.

  1. Набор социальных услуг (НСУ)
  2. Получение технических средств реабилитации (ТСР)
  3. Социальное обслуживание
  4. Налоговые вычеты
  5. Налоговые льготы
  6. Компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг
  7. Компенсация за ОСАГО
  8. Компенсация законным представителям детей, обучающихся на дому
  9. Право на улучшение жилищных условий
  10. Право на первоочередное получение земельных участков
  11. Трудовые льготы
  12. Оплата больничного листа
  13. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости
  14. Право на беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры
  15. Право на бесплатную парковку

Также как и выплаты, льготы зависят от региона и обстоятельств в семье.

На каждой автостоянке выделяется не менее 10 % мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки автомобилей, которыми управляют инвалиды I, II групп, а также инвалиды III группы, имеющие ограничение способности к самостоятельному передвижению. Также бесплатно парковаться могут родители (или иные законные представители) детей-инвалидов.

На этих машинах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Информация о них должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.

Чтобы внести информацию об автомобиле в федеральном реестре инвалидов, нужно написать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации. Это можно сделать лично, через МФЦ или через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Вы хотите перейти на материал, адресованный специалистам. Обратите, пожалуйста, внимание, что информация, предоставленная далее, может относиться к лекарственным препаратам, отпускаемым по рецепту. В соответствии с действующим законодательством РФ доступ к такой информации может предоставляться только медицинским и фармацевтическим работникам. Нажимая «Подтверждаю», вы подтверждаете, что являетесь медицинским или фармацевтическим работником, и берете на себя ответственность за последствия, вызванные возможным нарушением указанного ограничения.

Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»

  1. Признание ребенка инвалидом
  2. Пособие на ребенка-инвалида в 2021 году
  3. Социальные льготы детям-инвалидам
  4. Реабилитационные меры
  5. Медицинское обслуживание детей-инвалидов
  6. Заключение
  7. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по социальной поддержке детей-инвалидов
  8. Список законов

Ребёнок, имеющий серьёзные проблемы со здоровьем – большая ответственность для родителей, которые должны принять все меры, чтобы он вырос полноценным членом общества. Государственная социальная помощь детям инвалидам призвана помочь в решение этой непростой задачи.

Дети инвалиды, как категория граждан с особыми потребностями, имею право на получение различных услуг бесплатной медицинской помощи, в частности:

  • Базовая медицинская помощь. Включает в себя основные диагностические и терапевтические мероприятия, а также мониторинг состояния ребёнка во время прохождения профилактического лечения.
  • Специализированная медицинская помощь. В случае необходимости ребёнок-инвалид может получить бесплатное лечение, требующее применения технических средств или особых методик.
  • Скорая медицинская помощь. Данный вид помощи также осуществляется абсолютно бесплатно, даже если требует специализированных мер.

Отдельно стоит отметить санитарно-профилактическое лечение. Дети, имеющие статус инвалида, обладают правом на ежегодную путёвку в рекреационные медицинские центры. В большинстве случаев продолжительность такого отдыха составляет 21 день, но при наличии заболеваний ЦНС этот срок может быть увеличен вплоть до 42 дней.

Ежегодно составляется список препаратов, которые ребёнок-инвалид может получить за счёт государственного бюджета. Для выдачи необходимых медикаментов необходимо получить рецепт. Если в аптечном пункте нет необходимых препаратов, фармацевт должен предложить замену или попросить отсрочку, срок которой не должен превышать 10 дней.

  1. Для получения статуса ребёнка-инвалида недостаточно диагностирования тяжкого заболевания, неотъемлемым условием является также нарушение жизнедеятельности.
  2. Присвоением статуса инвалида ребёнку занимается медико-санитарная экспертиза.
  3. Ребёнку-инвалиду полагаются ежемесячные выплаты, сумма которых на данный момент составляет более 15000 рублей.
  4. Ребёнок инвалид и его родители или опекуны имеют право на многочисленные льготы: трудовые, коммунальные, медицинские и жилищные.
  5. В России существует государственная программа по реабилитации инвалидов, которая действует по всей территории страны.
  6. Подавляющая часть медицинских услуг для детей-инвалидов должна оказываться бесплатно.

Вопрос: Мой сын имеет статус инвалида из-за серьёзных нарушений опорно-двигательной системы. Мы обращались в администрацию за предоставлением дополнительной комнаты для ребёнка-инвалида, так как я слышала, что это положено по закону. Но нам отказали на том основании, что мы имеем право на дополнительную жилплощадь только в том случае, если у нас в семье на человека приходится меньше 10 м2, а у нас квартира большая – 60 квадратных метров. Правомерен ли такой отказ и куда можно обратиться за помощью?

Ответ: Существует перечень заболеваний, которые могут послужить основанием для предоставления жилплощади. Но этот закон действует только при определении конкретных параметров предоставляемого вам жилища и не даёт вам права на поступление в очередь на квартиру, так как ваши условия соответствуют региональной учётной норме квадратных метров на одного человека.

Социальная поддержка инвалидов, в том числе детей-инвалидов

81-ый закон о социальной поддержке семей распространяется и на малоимущие семьи. Таковыми признаются семьи, в которых доход на одного члена не достигает минимума, необходимого для жизни, установленного на территории их пребывания. Продление статуса носит периодический характер и производится ежеквартально.

Льготы нуждающимся семьям заключаются в следующем:

  1. Привилегии в жилищной сфере, касающиеся коммунальных услуг, стоимость которых уменьшается на специальный региональный коэффициент.
  2. В случае подтверждения потребности в жилье или расширении площади, данная категория может претендовать на социальное кредитование или наем квартиры/дома.
  3. Психологическая и юридическая поддержка.
  4. Ряд выплат, в том числе: на обучающихся детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, малолетних членов семьи до двух лет, семьям с одним родителем, единоразовая годовая выплата на экстренное лечение либо похороны.
  5. Зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения на приоритетной основе со снижением размера родительских взносов.

Дети из малоимущих семей пользуются теми же привилегиями, что и члены многодетных семей.

Субсидии на услуги коммунальной направленности являются существенной поддержкой нуждающимся семьям. Данная льгота распространяется на определенную площадь от 12-ти до 18-ти квадратных метров. Превышающие это значение метры оплачиваются в полном объеме. Оформлением субсидии занимаются органы социальной защиты населения, там же она и пересчитывается, что делается раз в шесть месяцев. Порядок применения этой привилегии оговорен в 761-ом Постановлении, датированном декабрем 2005 года.

Период временной потери трудоспособности в связи с каким-либо заболеванием или другой причиной медицинской направленности приводит к тому, что сотрудник предприятия определенный период будет отсутствовать на работе.

Для подтверждения факта нетрудоспособности и предоставления возможности не выполнять свои обязанности на законных основаниях, такому гражданину выдается больничный лист.

Последний триместр беременности и роды полностью меняют жизнь будущей мамы. Это состояние ограничивает ее трудоспособность. Поэтому с 30-ой недели беременности женщина имеет право на оформление оплачиваемого больничного. Он предоставляется на такой срок:

  • 140 дней, если плод один;
  • 194 дня, если плодов несколько.

Это право, как и получение больничного на период ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, оговорено в 255-ой и 256-ой статье ТК. Данные виды социальной поддержки молодых мам предполагают наличие финансирования, размер которого рассчитывается в соответствии с установленными законодательными нормами. Основные аспекты этого обеспечения регулируются второй главой 81-ого документа, датированного маем 1995 года.

Существует еще один нюанс, который учитывается при оплате больничного листа – работа по совместительству. При этом не играет никакой роли, внутренним или внешним совместителем является сотрудник, временно потерявший трудоспособность. Порядок оплаты оговорен в 255-ом нормативном документе.

Государственная поддержка распространяется и на такой важный аспект, как жилье. Существуют специальные субсидии, позволяющие:

  • приобрести квартиру;
  • оплатить первоначальный взнос за жилую площадь;
  • взять ипотеку на покупку жилья;
  • начать возведение собственного дома.

Данная помощь может быть предоставлена как молодым семьям, так и многодетным родителям. При этом в первом случае один из супругов должен быть не старше 35-ти лет, наличие детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, не играет никакой роли. Во втором случае наиболее распространенный вид субсидии – социальное кредитование, то есть предоставление во временное пользование средств под минимальные проценты.

Размер выплаты зависит от количества членов семьи и составляет от 600 тысяч до 1 миллиона рублей. Многодетные семьи могут рассчитывать на 100% оплату жилого помещения.

Социальная поддержка семей и молодых родителей позволяет им жить полноценно. Государство помогает:

  1. Улучшить бытовые условия.
  2. Обеспечить полноценное питание и достойный внешний вид членов семьи.
  3. Культурно развиваться не только детям, но и их родителям.
  4. Получить квалифицированные услуги в плане оздоровления и медицинского обслуживания.
  5. Улучшить жилищные условия.
  • Указ №431 от 5 мая 1992 года «О поддержки малоимущих семей»;
  • ФЗ №81 от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • ст. 80-120 Семейного Кодекса;
  • ст. 255-256 Трудового кодекса.

Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ

Право женщин, указанных в части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ «О материнском капитале», на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал) прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства РФ или статуса лица без гражданства в случаях

  • смерти женщины,
  • объявления ее умершей,
  • лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал),
  • совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также
  • в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Новости Сибири: события, подробности, факты

Сетевое издание Эпиграф.инфо
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 70647 от 03.08.2017 г.

Распространяется бесплатно. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации. При перепечатке с сайта, гиперссылка на публикацию или указание источника обязательны

8 сент О разъяснениях по вопросам организации классного руководства (кураторства), осуществляемого педагогическими работниками СПО
26 июля Оплата труда педагогов: как изменить ситуацию к лучшему?
19 июля О вакцинации работников образовательных организаций против коронавирусной инфекции
5 мая Проведение ВПР на профсоюзном контроле
6 мар Заявление Международной Конфедерации Профсоюзов к Международному женскому дню 8 Марта 2021 года
27 фев Проведен мониторинг информационных ресурсов членских организаций.
4 янв План основных мероприятий Приморской краевой организации на 2021 год

Благотворительный фонд — это организация, которая создана для осуществления благотворительной поддержки тяжело больных людей. Они стараются обеспечивать помощь на протяжении длительного периода времени, до полного выздоровления подопечного.

Фонд помощи детям-инвалидам берет на себя серьезную ответственность за количество малышей, которые нуждаются в лечении и реабилитации. Каждый желающий может помочь и подарить им шанс на выздоровление, пожертвовав любую сумму денег в фонд.

Для ребенка-инвалида государство обязано выплачивать средства родителям (родителю) или опекуну. Так же дети становятся в очередь на льготу предоставления жилья. Кроме того, предоставляются дополнительные льготы на медицинское обслуживание и проезд в общественном транспорте. Размер выплат зависит от категории и срока инвалидности и региона проживания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *