Учет спонсорской помощи в бюджетном учреждении в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет спонсорской помощи в бюджетном учреждении в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вопрос: на лицевой счет автономного учреждения поступили пожертвованные денежные средства. Подскажите, как отразить их в учете?

Ответ. Безвозмездные денежные поступления от физических и юридических лиц (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) могут быть текущего и капитального характера — это подстатьи КОСГУ 155 и 165.

В Письме от 21.03.2019 № 02-05-10/18947В Минфин России разъяснил, что добровольные пожертвования от физических или юридических лиц в соответствии с пунктом 9.5.5 Порядка № 209н отражаются по подстатье 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».

Для учета пожертвований применяйте КФО 2.

На основании пп. 39, 40 СГС «Доходы» безвозмездные поступления денежных средств признаются в бухгалтерском учете:

  1. Полученные без условий — в качестве доходов текущего отчетного периода.
  2. Полученные на условиях — в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений.
  • без условий:
Проводка Что означает
Дт 2 205 5Х 56Х Кт 2 401 10 15Х в сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 10 16Х в сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Х пожертвования поступили на счет учреждения
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Х пожертвования поступили в кассу учреждения
  • с условиями:
Проводка Что означает
Дт 205 5Х 56Х Кт 2 401 40 15Х в сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 40 16Х в сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Х пожертвования поступили на счет учреждения
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Х пожертвования поступили в кассу учреждения
Дт 2 401 40 1ХХ Кт 2 401 10 1ХХ по мере реализации условий на доходы текущего периода
  • Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
  • Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь
  • Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь
  • Как компенсировать расходы по борьбе с коронавирусом за счет ФСС и отразить в учете и отчетности учреждения
  • 8 правил инвентаризации для бухгалтера учреждения: как действовать в условиях пандемии
  • Дайджест для бухгалтера госсектора за сентябрь

С 1 января 2021 года действует новый порядок применения КОСГУ, КВР, а также увязки этих кодов. Специалисты финансового ведомства выпустили методрекомендации к порядку применения КОСГУ, в которых обращают внимание на суть нововведений, отличия новых положений от ныне действующих (письмо Минфина России от 29 июня 2021 г. № 02-05-10/45153).

Одно из самых важных изменений – новый принцип применения кодов КОСГУ при начислении выплат и предоставлении соцгарантий сотрудникам. Так, все выплаты персоналу делятся на зарплату (код 211), социальные (коды 266, 267) и несоциальные (коды 212, 214). Одновременно эти же выплаты подразделяются на выплаты в денежной и натуральной форме.

С 1 января 2021 года финансовое ведомство планирует внедрение принципиально новой Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Причем порядок применения КОСГУ, подлежащий применению с 01.01.2021, уже утвержден отдельным приказом Минфина от 29.11.2021 N 209н. Из Указаний 65н соответствующие положения планируют исключить.

4. Для отражения на балансе стоимости учтенных на забалансовом счете 01 лицензий и других неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В частности, код 352 «Увеличение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком использования»

Возможность ее применения объясняется тем, что расходы на благотворительную помощь общественной организации отнести по другим группам, подгруппам и элементам в силу специфики соответствующих расходных обязательств бюджета не представляется возможным (раздел III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2021 г. № 65н).

дополнены новым КВР 815 «Субсидии юридическим лицам на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества». По данному элементу отражаются расходы бюджетов разных уровней на предоставление субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответствующим публично-правовым образованиям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества.

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 209н от 29.11.2021 к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам (населению), а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Указанные выплаты отражаются в 2021 г. по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме».

Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, должны вести учет, составлять планы и отчеты по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.

  • изменения кадастровой стоимости участков земли;
  • оприходования объектов нефинансовых активов с забалансового счета;
  • от оприходования имущества в связи с разукомлектацией объектов ОС;
  • безвозмездного приобретения нефинансовых активов;
  • оприходования излишков, обнаруженных в ходе инвентаризации.

Новый порядок применения КОСГУ (классификации операций сектора государственного управления) станет обязательным для учреждений государственного сектора уже с 1 января 2021 года. Согласно данному Порядку, единые правила использования кодов КОСГУ будут действовать в отношении составления финансовой, бюджетной и другой отчетности, а также ведения бухгалтерского учета. Из данной статьи вы узнаете про КОСГУ с 2021 года последние новости.

Если меняете старый счетчик на новый, расходы отразите так же. Ведь счетчик учета – это отдельный объект нефинансовых активов. И когда он сломается, вы его спишете, а другой счетчик установите как новый объект.

Картридж – это запасная часть к принтеру, ксероксу, сканеру, то есть расходный материал. Поэтому в бухучете его нужно отразить в составе материальных запасов по статье КОСГУ 340. А вот услуги по замене картриджа – по статье расходов КОСГУ 225.

С нового года в учете необходимо применять обновленные коды бюджетной классификации и принимать во внимание связанные с ними изменения:

  • в порядке формирования КБК № 85н – новые КВР (246, 247, 614, 624, 635 и 816);
  • действующий приказ № 207н для всех участников бюджетного процесса (и региональных, и местных) заменят новые перечни КБК № 99н;
  • внесены поправки в порядок применения КОСГУ № 209н. Например, добавлена подстатья 139 КОСГУ, по которой отражаются доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма, профзаболеваний и т.д.

Поправки следует учесть при обновлении учетной политики на следующий год.

  • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н
  • Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н
  • Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н
  • Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н

В связи с изменением системы счетов с 1 января в налоговых платежках необходимо указывать новые реквизиты. В поле, в котором сейчас отражается номер счета УФК, нужно будет указывать новый казначейский счет, начинающийся с 03100. Новый счет УФК (начинается с 40102) вносится на строку выше, в поле для номера счета банка получателя.

Также нужно указывать новые БИК и наименование банка получателя.

  • Письмо ФНС России от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504
  • Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ
  • Приказ Казначейства России от 13.05.2020 N 20н
  • Приказ Казначейства России от 15.05.2020 N 22н
  • Приказ Минфина России от 23.06.2020 N 119н

Согласно упомянутой выше ст. 582 ГК РФ, юрлица, принимающие пожертвования, должны вести отдельный учет операций, связанных с использованием пожертвованных средств и имущества. Если первичные документы (договоры) указывают на цели использования пожертвований, этим целям необходимо следовать.

Отсутствие раздельного учета – грубое нарушение ПБУ и действующего законодательства. Ошибки обязательно обнаружатся при проверке, возникнут вопросы у контролирующих органов, бюджетное учреждение и должностные лица будут вынуждены платить штрафы.

Действующее законодательство не дает четких указаний по организации раздельного учета. Бухгалтерии бюджетного учреждения предстоит руководствоваться ПБУ, нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения учета, самостоятельно решать, какие использовать регистры.


Бюджетные учреждения находятся под особым контролем. Во избежание споров следует позаботиться о подтверждении целевого использования пожертвованных средств, имущества. Порядок их использования рекомендуется закрепить в локальных нормативно-правовых актах. Там же стоит перечислить документы, подтверждающие обоснованность операций с пожертвованным имуществом и денежными средствами.


Отчитываться об использовании целевых пожертвований бюджетное учреждение должно прежде всего перед тем, кто передал ему средства или имущество. Отчетность для учредителя обязательной не является. А вот отчетность для налоговой как раз наоборот.

О целевом использовании полученных благотворительных пожертвований бюджетное учреждение отчитывается по окончании налогового периода. Соответствующие сведения включаются в декларацию по налогу на прибыль (НК РФ ст. 250). В составе доходов суммы пожертвований не учитываются. Но для этого должны быть соблюдены определенные условия:

  • Средства классифицируются как пожертвование, оформлен договор с благотворителем.

  • Пожертвование является целевым.

  • Бухгалтерия бюджетного учреждения ведет раздельный учет расходов и доходов по целевым средствам.

Если хотя бы одно условие не соблюдено, поступления включаются в состав доходов при налогообложении прибыли организации.


Давайте рассмотрим это правило на примере из практики.

Бюджетная организация получает ежемесячные пожертвования (например, взносы родителей в школе). Они являются целевыми, цели использования указаны в договорах с благотворителями. Поступления бухгалтер учитывает по Дт2.205.55 155Кт2.401.40.155. Когда специалисту относить пожертвования на счет 401.10?

Согласно действующему законодательству, основанием для признания доходов является достижение цели, на которую произведено пожертвование. Обязательным является документальное подтверждение этого факта. Есть первичка? Оформляйте бухгалтерскую справку для отражения текущих доходов.

Важно: форму подтверждающего документа бюджетная организация должна определить учетной политикой.


Нередко как пожертвование учитывается то, что им не является. Также довольно часто встречаются ошибки определения финансового обеспечения и нарушение законодательства о благотворительности. Последнее особенно актуально для учреждений, в которых есть регулярные взносы. Если сумма этих взносов фиксированная и утверждена локальными НПА, это, согласно письму Минобрнауки №ВК-2227/08 от 09.09.2015, нарушает нормы ФЗ №135 от 11.08.1995.

Если возникают сложности с определением вида финансового обеспечения, классификацией безвозмездных целевых поступлений, обращайтесь к специалистам. Ошибки при распределении доходов по видам деятельности бюджетного учреждения могут дорого обойтись. Приведем в пример финансирование литературной премии физлицом-нерезидентом. Средства переданы безвозмездно, с условием целевого использования в бюджетном учреждении. У бухгалтера возникли вопросы относительно выбора КОСГУ, классификации взноса (пожертвование, спонсирование и т.п.), оформления бухгалтерской первички.

Обратимся к нормативно-правовой базе. Порядок №209н указывает на необходимость применения КОСГУ только для юридических лиц при получении поступлений (пожертвований, грантов) от нерезидентов.

Что касается первичных документов, рекомендуется заключить стандартный договор пожертвования. Он станет основанием для признания доходов.

С 21.11.2020 перечень затрат по подстатье 211 КОСГУ «Заработная плата» дополнен следующими выплатами:

  • доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
  • месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным и муниципальным служащим;
  • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.

Отметим, что Минфин требовал отражать эти суммы по коду 211 КОСГУ и ранее.

Довольно много дополнений в подстатью 260 КОСГУ по затратам на социальное обеспечение. Приводим их ниже в таблице.

ПОДСТАТЬЯ КОСГУ РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ ДОБАВИЛИ
262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме» Выплата материальной поддержки безработным и гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах, временного трудоустройства

Выплата единовременной финансовой помощи на оказание содействия самозанятости безработных граждан

Выплата единовременного пособия при выпуске детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Выплата пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профобразования и научных организациях

Выплата органами госвласти (муниципальными органами) физлицам, в т. ч. работникам данных органов, социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами

263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» Закупка товаров, услуг для обеспечения бесплатным питанием, комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и лиц из их числа, а также компенсация указанных расходов

Оплата проезда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха и обратно

Компенсация стоимости проезда, найма жилого помещения гражданам, направленным на профобучение или получение дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости

Компенсация стоимости проезда и провоза багажа безработным при заселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости

264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам» Единовременное пособие в связи со смертью судьи

Ежемесячное возмещение судье в случае причинения ему увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью

Ежемесячное возмещение нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в случае его гибели (смерти)

Материальная помощь близким родственникам, членам семьи, супругу (супруге) служащего (работника) в связи с его смертью в период службы в случае, если выплата предусмотрена статусом сотрудника, условиями трудовых отношений

Оплата больничных листов за первые 3 дня нетрудоспособности бывшим работникам

265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» Возмещение расходов членам семьи бывшего работника, связанных с его погребением
266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» Оплата 4-х дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами

Единовременное денежное поощрение (пособие) при увольнении в связи с выходом на пенсию за выслугу лет

Благотворительные и безвозмездные взносы в виде денежной помощи или иного имущества получают не только коммерческие организации. Это разрешено и для учреждений бюджетной сферы. Но для бюджетников предусмотрены особые юридические аспекты. Например, чтобы получить помощь, условия и порядок передачи активов необходимо закрепить в специальном договоре. При составлении договора следует руководствоваться главой 32 ГК РФ.

Благотворительностью признают передачу таких видов активов:

  • денежных средств;
  • интеллектуальных прав;
  • имущественных активов (ОС, МПЗ, сырья, полуфабрикатов), как новых, так и бывших в употреблении;
  • выполнение работ, услуг безвозмездно либо на особых льготных условиях.

ВАЖНО! Учреждения вправе не только принимать активы в дар, но и оказывать безвозмездную поддержку. Например, автономное учреждение вправе оказать определенные виды услуг бесплатно либо передать основные средства в пользование. А вот бюджетному учреждению такие действия придется согласовать с учредителем.

Проводки по благотворительной помощи в бухгалтерском учете зависят от того, получает ли учреждение поддержку либо оказывает ее сторонней компании. Определим, как составить бухгалтерские записи для обоих случаев.

Ситуация № 1. Организация-благотворитель.

Автономная организация приняла решение оказать поддержку детскому саду в виде денежных средств. По плану финансово-хозяйственной деятельности, благотворительная помощь оказывается за счет средств предпринимательской деятельности.

ВАЖНО! Автономные учреждения вправе расходовать средства от предпринимательской деятельности по своему усмотрению.

Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) при условии ведения раздельного учета таких доходов (расходов). Разъяснения приведены в письме Минфина России от 25.03.2019 № 03-03-06/3/20078.

Имущество (в т. ч. денежные средства), полученное некоммерческой организацией в рамках целевых поступлений и использованное не по целевому назначению, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Пожертвования, наряду с меценатством, спонсорством и социальным инвестированием, являются одним из направлений благотворительной деятельности. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности отражения пожертвований в учете.

Под пожертвованиями понимают оказание безвозмездной помощи нуждающимся, а также для решения социальных проблем. Основным предметом безвозмездной передачи являются денежные средства, но также это могут быть основные средства (автомобили, техника, мебель) и прочие материальные ценности (одежда, предметы быта, медикаменты и т.п.)

Новые положения установлены в Приказе Минфина от 08.06.2021 № 132н (ред. от 30.11.2021) в части формирования кодов бюджетной классификации. Теперь бюджетные и автономные учреждения обязаны применять новый порядок при определении КВР по всем совершаемым операциям.

КВР и КОСГУ — это специальные шифры, которые необходимы для работы бухгалтеров бюджетной сферы. Поговорим об изменениях 2021 года в применении кодов видов расходов (КВР) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Специалисты Министерства финансов опубликовали Письмо от 10.08.2021 № 02-05-11/56735, в котором представили разъяснения, как применять новые коды ВР в 2021 году. Теперь список кодов дополнен новыми видами расходов, некоторые наименования групп изменены. Рассмотрим изменения в КВР и КОСГУ на 2021 год для бюджетных учреждений в виде таблицы.

Чтобы запланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

  • 211 — «Заработная плата»: сюда необходимо отнести расходы на все выплаты денежных средств в соответствии с договорными обязательствами; кроме этого, здесь отражают различные удержания из начисленной зарплаты сотрудника (членские профсоюзные взносы, НДФЛ, возмещение морального вреда, причиненного работником, алименты и пр.);
  • 212 — «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов на оплату не относящихся к зарплате дополнительных выплат, компенсаций (например, суточных при служебных командировках, компенсаций за использование автомобиля и пр.);
  • пособия, например, те, что выплачиваются за счет ФСС сотрудникам, относят на подстатью 213 (в т. ч. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми и т. д.).

Ежемесячно в каждой организации начисляются страховые взносы в ПФР, обязательные социальные взносы в ФСС и ФФОМС. Объектом обложения признаются выплаты и прочие вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу сотрудников.

Вопрос: бюджетное учреждение в следующем году получит денежное пожертвование от физического лица, гражданина другой страны на проведение литературной премии. Что значит вести раздельный учет средств? Как расходовать эти средства? Должны ли быть какие-то отчеты по расходованию этих средств перед учредителем или налоговой?

Ответ: юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Если в договоре пожертвования определены цели и порядок расходования денег, используйте пожертвование так, как указано в договоре с жертвователем.

Порядок расходования пожертвований в целом можно утвердить во внутренних документах учреждения. Рекомендуем прописать в локальном акте документы, которыми учреждение подтвердит целевое направление денежных средств. Отчитываться о целевом направлении средств следует перед тем, кто пожертвовал деньги на определенные цели (проведение литературной премии), а не перед учредителем.

По окончании налогового периода необходимо представить в налоговую отчет о целевом использовании полученного благотворительного пожертвования в составе налоговой декларации по налогу на прибыль (п. 14 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Пожертвование не учитывайте в составе доходов для налога на прибыль, если одновременно соблюдены три условия (п. 2 ст. 251 НК РФ):

  1. Деньги соответствуют определению пожертвования по гражданскому законодательству, договор заключили по правилам.
  2. Пожертвование имеет целевой характер.
  3. Учреждение ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым поступлениям.

Учреждения, которые получили целевые средства, обязаны вести раздельный учет таких доходов и произведенных за их счет расходов (абз. 1 подп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ).

  • Как организовать раздельный учет, в законодательстве не сказано. Поэтому учреждение решает самостоятельно, какие регистры использовать. Можно использовать данные аналитического учета: специальные ведомости, таблицы, справки и т.д.

Выбранный порядок ведения раздельного учета закрепите в учетной политике учреждения для целей налогообложения.

Вопрос: на лицевой счет автономного учреждения поступили пожертвованные денежные средства. Подскажите, как отразить их в учете?

Ответ. Безвозмездные денежные поступления от физических и юридических лиц (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) могут быть текущего и капитального характера — это подстатьи КОСГУ 155 и 165.

В Письме от 21.03.2019 № 02-05-10/18947В Минфин России разъяснил, что добровольные пожертвования от физических или юридических лиц в соответствии с пунктом 9.5.5 Порядка № 209н отражаются по подстатье 155 «Поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)».

Для учета пожертвований применяйте КФО 2.

На основании пп. 39, 40 СГС «Доходы» безвозмездные поступления денежных средств признаются в бухгалтерском учете:

  1. Полученные без условий — в качестве доходов текущего отчетного периода.
  2. Полученные на условиях — в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений.
  • без условий:
Проводка Что означает
Дт 2 205 5Х 56Х Кт 2 401 10 15Х в сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 10 16Х в сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Х пожертвования поступили на счет учреждения
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Х пожертвования поступили в кассу учреждения
  • с условиями:
Проводка Что означает
Дт 205 5Х 56Х Кт 2 401 40 15Х в сумме пожертвования на текущие цели на дату заключения договора
Дт 2 205 6Х 56Х Кт 2 401 40 16Х в сумме пожертвования на капитальные цели на дату заключения договора
Дт 2 201 11 510 Кт 2 205 ХХ 66Х пожертвования поступили на счет учреждения
Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Х пожертвования поступили в кассу учреждения
Дт 2 401 40 1ХХ Кт 2 401 10 1ХХ по мере реализации условий на доходы текущего периода

Добровольные пожертвования: как учесть?

Вопрос: музыкальная школа получает на счет учреждения целевые взносы — добровольные пожертвования, которые платят родители каждый месяц. С каждым родителем заключен договор пожертвования, в нем указаны цели, на которые эти деньги пойдут. Поступившие средства относим на счет Дебет 2.205.55 155 Кредит 2.401.40.155. А когда относить эти суммы на счет 401.10? Какой документ должен быть? Отчет? Есть какая-то форма?

Ответ: основание признания текущих доходов — это когда достигли цели, на которые произведены пожертвования.

Если вы можете документально подтвердить, что те цели, которые объявлены в договоре с родителем, действительно достигнуты, то этот документ и есть основание для бухгалтерской справки по отражению текущих доходов.

Никакой унифицированной формы в этом случае нет. Вам нужно определить этот документ своей учетной политикой.

Обратите внимание: если образовательное учреждение установит фиксированные суммы для пожертвований — это будет нарушение Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

Деятельность образовательных учреждений по привлечению пожертвований от физических и юридических лиц регулируется общими нормами гражданского законодательства, а также положениями федеральных законов от 11.08.1995 № 135-ФЗ и от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Делать пожертвования образовательным учреждениям разрешено, причем исключительно на добровольной основе и без принуждения (давления) со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, а также иных заинтересованных лиц (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).

Обратите внимание: установление фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвования могут быть осуществлены в виде (ст. 1, 5 Федерального закона № 135-ФЗ):

  • передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;

  • наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;

  • выполнения работ, предоставления услуг;

  • оказания иной поддержки учреждению.

Прием добровольных пожертвований от физических и юридических лиц оформляется соответствующим договором. Договор пожертвования является частным случаем договора дарения и должен совершаться в соответствующей форме.

Согласно ст. 574 ГК РФ такой договор следует заключать в письменной форме в случаях, когда:

  • дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб.;

  • договор содержит обещание дарения в будущем;

  • передается объект недвижимого имущества.

В остальных случаях дарение может быть совершено в устной форме.

Стоит отметить, что пожертвованное образовательному учреждению имущество должно использоваться по определенному назначению, обусловленному жертвователем. Именно цель является мотивом к заключению договора пожертвования, в отличие от договора дарения. При отсутствии цели указанное имущество используется учреждением в соответствии с его назначением (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Обратите внимание: не допускается использование добровольных пожертвований на цели, не соответствующие желаниям жертвователей и уставной деятельности образовательного учреждения.

Учреждение, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию соответствующего имущества. Порядок ведения такого учета целесообразно закрепить в учетной политике, формируемой как в целях бухгалтерского, так и налогового учета.

По факту использования пожертвований по целевому назначению, на нужды учреждения составляется письменный отчет, который представляется всем заинтересованным пользователям и может быть размещен на официальном сайте учебного заведения.

Дополнительно к договору пожертвования могут быть оформлены следующие документы:

  • заявление жертвователя на имя руководителя учреждения о передаче пожертвования, с указанием суммы пожертвования (если это денежные средства), цели его использования, реквизитов жертвователя, даты подачи заявления;

  • акт приема-передачи имущества;

  • акт сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг на добровольной и безвозмездной основе.

Согласно положениям п. 39, 42 СГС «Доходы» добровольные пожертвования от физических и юридических лиц в виде полученных денег, имущества, результатов выполнения работ, предоставления услуг являются иным доходом от необменных операций, который признается в бухгалтерском (бюджетном) учете на дату его получения.

При безвозмездной передаче денежных средств по безналичному расчету в платежном документе должно быть указано целевое назначение взноса.

Пожертвования наличными деньгами вносятся в кассу учреждения на основании заявления жертвователя с последующим зачислением их:

  • на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения;

  • в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, если получатель пожертвования имеет статус казенного учреждения.

Стоит отметить, что пожертвованные деньги, как и другие доходы, полученные бюджетными (автономными) учреждениями в рамках приносящей доход деятельности, поступают в их собственное распоряжение.

Что касается казенных учреждений, они не вправе самостоятельно расходовать средства пожертвований. Данные поступления в силу положений п. 1, 4, 5 ст. 41 БК РФ подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Наряду с этим, ст. 35 БК РФ предусмотрено, что расходы бюджета, согласно закону (решению) о бюджете, могут быть увязаны с определенными доходами бюджета в части, касающейся пожертвований. На основании п. 3 ст. 217 БК РФ в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения поправок в закон (решение) о бюджете.

Таким образом, при поступлении в бюджет пожертвований сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений казенному учреждению могут быть доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов (см. Письмо Минфина РФ от 17.05.2011 № 02-03-09/2016).

Благотворительность: учет и налогообложение

В силу п. 43 СГС «Доходы» доходы от пожертвований учреждению в виде выполненных работ, предоставленных услуг в бухгалтерском (бюджетном) учете не признаются.

Согласно п. 55 указанного стандарта и положениям инструкций № 33н, 191н сведения об основных видах безвозмездно полученных работ (услуг) указываются в разд. 2 текстовой части пояснительной записки к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С учетом изложенного при условии раскрытия информации о безвозмездно полученных услугах (работах) в пояснительной записке отражение данных операций на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета не осуществляется, в связи с чем показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности не формируются. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 22.05.2019 № 02-07-10/36688.

В 2019 году отнесение добровольных пожертвований на соответствующий код КОСГУ осуществляется на основании Порядка № 209н, положениями которого предусмотрено разграничение безвозмездных поступлений на капитальные и текущие.

Операции капитального характера связаны с формированием (увеличением) основных фондов: недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных и непроизведенных активов. Остальные операции носят текущий характер.

Для учета пожертвований применяются следующие статьи КОСГУ:

Денежные пожертвования

Неденежные пожертвования

капитального характера

текущего характера

капитального характера

текущего характера

Статья 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера»

Статья 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера»

Статья 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления»

Указанные статьи детализируются соответствующими подстатьями КОСГУ. Выбор той или иной подстатьи зависит от категории жертвователя. В частности, пожертвования, поступившие образовательному учреждению от физических лиц и коммерческих организаций, учитываются следующим образом:

  • денежные средства, пожертвованные на приобретение (создание) основных фондов, – по подстатье 165, на иные цели –по подстатье 155 КОСГУ;

  • имущество в виде основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, пожертвованное физическими лицами, – по подстатье 197, а коммерческими организациями – по подстатье 196 КОСГУ. Объекты, не признаваемые в целях бухгалтерского учета основными фондами (например, материалы), отражаются по подстатьям 193 и 192 КОСГУ соответственно.

Понятие благотворительной деятельности содержится в Федеральном законе № 135-ФЗ и понимается как оказание «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)» помощи тем, кто в этом нуждается.

Помощь осуществляется в виде добровольной «передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки». Кроме того, добровольные пожертвования разрешает статья 582 Гражданского кодекса РФ.

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели:

  1. Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».
  2. Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».
  3. Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.

В благотворительной деятельности участвуют как частные, так и юридические лица.

Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Разберемся, облагаются ли пожертвования налогом на добавленную стоимость. В силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС еще с 2016 года. Главное условие — надо, чтобы такая деятельность велась в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ и не касалась подакцизных товаров.

В 2020 году эту норму дополнили — при помощи по борьбе с коронавирусом обязанность восстанавливать НДС у благотворителя не возникает (пп. 51 п. 2 ст. 146 НК РФ, пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Но в части НДС при передаче имущества НКО льгот у благотворителей нет.

Чтобы применить льготное налогообложение благотворительной помощи по НДС, необходимо соблюдать определенные условия. Как было сказано, главным из них является оказание благотворительной помощи только в определенных законодательством целях.

ВАЖНО! Входной НДС по переданному на благотворительность имуществу к вычету не принимается, а если принят — восстанавливается (ст. 149 НК РФ).

Допустим, строительная организация на безвозмездной основе произвела работу по ремонту помещения школы с закупкой необходимых для ремонта материалов. Эти работы освобождаются от обложения НДС (см. письмо Минфина России от 10.05.2012 № 03-07-07/49). Также вручение обществом подарков работникам, уходящим на пенсию, относится к хозяйственным операциям, преследующим такую цель, как «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных», и освобождается от обложения НДС (см. постановление ФАС ЦО от 04.07.2012 № А14-2540/2011).

Безвозмездная передача детских подарков работникам предприятия для их детей с целью пропаганды и укрепления семейных ценностей, проявления заботы о подрастающем поколении, содействия защите материнства, детства и отцовства — это благотворительная помощь; налогообложение применяется льготное: организация освобождается от обложения НДС, так как налог на пожертвование физическому лицу не начисляется. Операции являются передачей товаров для собственных нужд налогоплательщика или как операция по реализации товаров (см. постановление ФАС МО от 06.04.2009 № КА-А40/2403-09).

Помимо соблюдения целей, организация, которая занимается благотворительностью, должна документально подтвердить такие операции для получения права на льготу. Примерный перечень документов, на основании которых это происходит, привел Минфин России в письме от 26.10.2011 № 03-07-07/66. Налоговые органы, оценивая правомерность того, что организация претендует на льготное налогообложение, примут в расчет такие документы:

  • договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
  • копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
  • документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Если благотворительную помощь получает физическое лицо, достаточно предоставить документ, подтверждающий фактическое безвозмездное получение гражданином товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 № 03-07-07/66).

Организации вправе добровольно отказаться от льготы по НДС. Об этом сказано в пункте 5 ст. 149 Налогового кодекса РФ: «отказ от льготного налогообложения может быть осуществлен только в отношении тех операций, которые предусмотрены п. 3 указанной статьи». При этом налогоплательщик должен предоставить заявление об отказе от льготы в налоговый орган по месту регистрации не позже первого числа того налогового периода (года), в котором он желает отказаться от льготы или приостановить ее использование.

Возможно, вы решили заняться благотворительностью всерьез и надолго и планируете приобретать для этого товар регулярно. В таком случае, отказавшись от льготы по НДС, согласно п. 1 ст. 172 и п. 1 ст. 171 Налогового кодекса, вы получите возможность принимать к вычету сумму входного НДС. Иногда это выгоднее самого освобождения от налога.

По нормам ст. 170 Налогового кодекса РФ, суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, передаваемых в рамках благотворительности, учитывают в стоимости и не подлежат вычету. Бухгалтерский учет НДС требует, чтобы, если товар изначально приобрели для деятельности, облагаемой НДС, и налог приняли к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Восстановлению подлежат суммы налога в отношении основных средств и нематериальных активов пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценок.

Таким образом, если имущество, по которому ранее входной НДС приняли к вычету, передается на благотворительность, налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором произошла операция в рамках благотворительной деятельности. В соответствии с порядком, предусмотренным абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов налогоплательщика, как это предусмотрено ст. 264 НК РФ.

Вся осуществленная благотворительность и налогообложение в 2021 году юридическими лицами отражается в бухгалтерском учете. Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (ПБУ 10/99).

В пункте 17 ПБУ 10/99 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, и от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, согласно пункту 4 ПБУ 10/99, подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Согласно п. 11 ПБУ 10/99, к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т. д.), связанных с благотворительной деятельностью, и расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Таким образом, с учетом положений плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, учет и налогообложение благотворительной помощи в бухгалтерском учете организации отражаются по счету 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с п. 4, 7 положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:

  • Дебет 76 Кредит 51 — перечислены денежные средства в форме пожертвований;
  • Дебет 76 Кредит 41 — переданы в рамках благотворительной помощи товары;
  • Дебет 91 Кредит 76 — расходы на пожертвование отнесены в состав прочих расходов;
  • Дебет 91 Кредит 76 — стоимость товаров, переданных на пожертвование, отнесена в состав прочих расходов;
  • Дебет 91 Кредит 68 — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных товаров;
  • Дебет 99 Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денежных средств, переданных товаров и суммы НДС.

Учет имущества в 2021 году: 10 “горячих” вопросов

3. Кто и на каких счетах должен учитывать земельные участки в различных ситуациях?

С 2021 года начал применяться Федеральный стандарт «Непроизведенные активы»*(6). С учетом п. 10 Федерального стандарта «Непроизведенные активы», а также пп. 36, 71, 76, 77, 78, 144, 333, 381, 383 Инструкции № 157н*(7), п. 16 Инструкции № 162н, п. 20 Инструкции № 174н, п. 20 Инструкции № 183н*(8) можно сделать следующий вывод о счетах, применяемых для учета земельных участков в различных ситуациях.

Учет у уполномоченного органа:

  • в части земельных участков, на которые не разграничена государственная собственность, которые не внесены в государственный кадастр недвижимости и не закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования, но которые используются (например, передаются в возмездное и безвозмездное пользование): счет 103 13, забалансовые счета 25 (возмездное пользование) или 26 (безвозмездное пользование);
  • в части земельных участков, на которые разграничена государственная собственность, как внесенных, так и не внесенных в государственный кадастр недвижимости, не закрепленных за организациями бюджетной сферы, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, независимо от факта их использования: счет 108 55;
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которые разграничена государственная собственность: счет 108 55 (до регистрации в ЕГРН) или забалансовый счет 26 (после регистрации в ЕГРН);
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которые не разграничена государственная собственность: счет 103 13 (до регистрации в ЕГРН) или забалансовый счет 26 (после регистрации в ЕГРН).

Учет у организации бюджетной сферы:

  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, до регистрации в ЕГРН: забалансовый счет 01*(9);
  • в части земельных участков, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, после регистрации в ЕГРН: счет 103 11.

4. Может ли имущество, отнесенное к материальным запасам, использоваться в течение периода, превышающего 12 месяцев?

Может. Объясняется это следующим образом.

Одним из критериев отнесения имущества к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции № 157н*(7) является срок использования, составляющий 12 месяцев и менее. Более того, для многих бухгалтеров при классификации имущества на основные средства или материальные запасы срок использования является ключевым критерием.

В то же время в п. 99 Инструкции № 157н представлен список имущества, относимого к материальным запасам независимо от срока службы. Это, например, бензомоторные пилы или предметы, предназначенные для выдачи напрокат.

Кроме того, как показала недавняя позиция судей (Решение АС Республики Карелия от 03.02.2021 по делу № А26-7090/2020), классификация имущества в качестве основных средств или материальных запасов относится к компетенции организации бюджетной сферы. И если должностные лица обоснованно определили срок использования имущества менее 12 месяцев и отнесли его к материальным запасам, тот факт, что имущество используется более 12 месяцев не означает, что при классификации было принято неправильное решение.

5. Нужно ли при формировании первоначальной стоимости материальных запасов обязательно использовать счет 106 04 «Вложения в материальные запасы»?

Использование счета 106 04 не обязательно.

Данный вопрос возникал у всех бухгалтеров при прочтении Методических рекомендаций по применению Федерального стандарта «Запасы», доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075. В данном письме счет 106 04 применяется повсеместно при принятии к учету материальных запасов.

Однако положения Инструкций №№ 162н, 174н и 183н*(8) содержат и «прямые» бухгалтерские записи для принятия к учету материальных запасов на соответствующий счет 105 00 сразу со счета 302 34 или 208 34 без использования счета 106 04 (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н). При этом, если необходимо сформировать первоначальную стоимость материального запаса, то необходимо сначала «собрать» ее именно на счете 106 04 и только потом отразить принятие к учету материального запаса по сформированной стоимости.

6. Можно ли учитывать материальные запасы по КФО «5»?

Запрета на учет материальных запасов, приобретенных за счет средств субсидии на иные цели (КФО «5»), по КФО «5» нормативно не установлено.

Сомнение по поводу возможности учета материальных запасов с указанием в 18 разряде номера счета КФО «5» возникает из-за запрета для учета по КФО «5» основных средств. Иными словами, основные средства, приобретенные за счет средств целевой субсидии, должны быть приняты к учету по КФО «4». Это следует из п. 11.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 №№ 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291 «О составлении и представлении годовой бюджетной отчетности, годовой консолидированной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2020 год». Аналогичная информация содержалась и ранее в письмах по отчетности.

В названном письме приведен список счетов, по которым не предусматривается формирование показателей в отчетности. Это счета 7 101 10 000, 7 106 10 000, 5 101 00 000, 6 101 00 000. Как видно, счета 5 105 00 000 среди них нет. Соответственно, материальные запасы можно отражать в учете и отчетности по КФО «5».

7. Нужно ли переводить запчасти со счета 0 105 36 346 на счет 0 105 36 347 при принятии решения о создании из них основного средства?

8. На какие коды КОСГУ отнести расходы по формированию первоначальной стоимости основных средств?

Согласно пп. 10.2.8, 11.1 Порядка № 209н*(11) расходы на приобретение основных средств относятся на статью 310 КОСГУ, а расходы, формирующие стоимость основного средства — на подстатью 228 КОСГУ. Таким образом, расходы, формирующие первоначальную стоимость основного средства и относимые в дебет счета 106 01, относятся на коды КОСГУ в следующем порядке:

  • на статью 310 КОСГУ в части стоимости самого основного средства;
  • на подстатью 228 КОСГУ в части стоимости работ, услуг, необходимых для доведения объекта основного средства до состояния, пригодного для эксплуатации. Например, расходы на доставку основного средства, включаемые согласно решению комиссии по поступлению и выбытию активов в его первоначальную стоимость (относимые в дебет счета 106 01), относятся на подстатью 228 КОСГУ, но не на подстатью 222 КОСГУ. На код 222 КОСГУ расходы по доставке основного средства могут относиться тогда, когда комиссией принято решение о том, что они не формируют первоначальную стоимость основного средства.

9. Как учитывать пожарную сигнализацию?

Согласно положениям пп. 38, 39, 45 Инструкции № 157н*(7) и пп. 7, 8 Федерального стандарта «Основные средства»*(12) пожарная сигнализация может быть учтена двумя способами:

  • если пожарная сигнализация содержит элементы, которые могут быть приняты к учету в качестве основных средств, то они учитываются на соответствующем счете 101 00 «Основные средства», а остальные расходы списываются на финансовый результат текущего года (в дебет счета 401 20 или счета 109 00).
  • если сигнализация не содержит элементов, удовлетворяющих критериям отнесения к основным средствам, то все расходы списываются на финансовый результат текущего года (в дебет счета 401 20 или счета 109 00).

Несмотря на изложенный общий порядок учета, основанный на положениях нормативных правовых актов, нельзя не отметить, что специалисты Минфина России предусматривают учет единых функционирующих систем, к которым в том числе относится и пожарная сигнализация, как самостоятельного объекта основного средства (письмо Минфина России от 16.05.2019 № 02-05-10/35563). Однако судебная практика показывает, что такой вариант учета нередко вызывает претензии контролирующих органов.

10. Как отразить в учете возврат сотрудником имущества, полученного в личное пользование?

Так как передача основных средств в личное пользование отражается в учете путем их внутреннего перемещения на счете 101 00 с увеличением забалансового счета 27*(13) , то возврат на склад отражается также путем внутреннего перемещения объекта основного средства с уменьшением забалансового счета 27:

Дебет 0 101 ХХ 310 (склад) Кредит 0 101 ХХ 310 (сотрудник) с одновременным уменьшением забалансового счета 27.

Если же речь идет о возврате материальных запасов, которые при передаче в личное пользование сотруднику списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 27*(14), то их возврат отражается с применением счета 0 401 10 172 и уменьшением забалансового счета 27*(15):

Дебет 0 105 ХХ 34Х Кредит 0 401 10 172 с одновременным уменьшением забалансового счета 27.

Итак, мы ответили на 10 «горячих» вопросов по теме учета имущества. Надеемся, что наша статья помогла Вам разрешить все сомнения!

1. Ведите раздельный учет

Согласно упомянутой выше ст. 582 ГК РФ, юрлица, принимающие пожертвования, должны вести отдельный учет операций, связанных с использованием пожертвованных средств и имущества. Если первичные документы (договоры) указывают на цели использования пожертвований, этим целям необходимо следовать.

Отсутствие раздельного учета – грубое нарушение ПБУ и действующего законодательства. Ошибки обязательно обнаружатся при проверке, возникнут вопросы у контролирующих органов, бюджетное учреждение и должностные лица будут вынуждены платить штрафы.

Действующее законодательство не дает четких указаний по организации раздельного учета. Бухгалтерии бюджетного учреждения предстоит руководствоваться ПБУ, нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения учета, самостоятельно решать, какие использовать регистры.


Бюджетные учреждения находятся под особым контролем. Во избежание споров следует позаботиться о подтверждении целевого использования пожертвованных средств, имущества. Порядок их использования рекомендуется закрепить в локальных нормативно-правовых актах. Там же стоит перечислить документы, подтверждающие обоснованность операций с пожертвованным имуществом и денежными средствами.


Отчитываться об использовании целевых пожертвований бюджетное учреждение должно прежде всего перед тем, кто передал ему средства или имущество. Отчетность для учредителя обязательной не является. А вот отчетность для налоговой как раз наоборот.

О целевом использовании полученных благотворительных пожертвований бюджетное учреждение отчитывается по окончании налогового периода. Соответствующие сведения включаются в декларацию по налогу на прибыль (НК РФ ст. 250). В составе доходов суммы пожертвований не учитываются. Но для этого должны быть соблюдены определенные условия:

  • Средства классифицируются как пожертвование, оформлен договор с благотворителем.

  • Пожертвование является целевым.

  • Бухгалтерия бюджетного учреждения ведет раздельный учет расходов и доходов по целевым средствам.

Если хотя бы одно условие не соблюдено, поступления включаются в состав доходов при налогообложении прибыли организации.


Давайте рассмотрим это правило на примере из практики.

Бюджетная организация получает ежемесячные пожертвования (например, взносы родителей в школе). Они являются целевыми, цели использования указаны в договорах с благотворителями. Поступления бухгалтер учитывает по Дт2.205.55 155Кт2.401.40.155. Когда специалисту относить пожертвования на счет 401.10?

Согласно действующему законодательству, основанием для признания доходов является достижение цели, на которую произведено пожертвование. Обязательным является документальное подтверждение этого факта. Есть первичка? Оформляйте бухгалтерскую справку для отражения текущих доходов.

Важно: форму подтверждающего документа бюджетная организация должна определить учетной политикой.


Нередко как пожертвование учитывается то, что им не является. Также довольно часто встречаются ошибки определения финансового обеспечения и нарушение законодательства о благотворительности. Последнее особенно актуально для учреждений, в которых есть регулярные взносы. Если сумма этих взносов фиксированная и утверждена локальными НПА, это, согласно письму Минобрнауки №ВК-2227/08 от 09.09.2015, нарушает нормы ФЗ №135 от 11.08.1995.

Если возникают сложности с определением вида финансового обеспечения, классификацией безвозмездных целевых поступлений, обращайтесь к специалистам. Ошибки при распределении доходов по видам деятельности бюджетного учреждения могут дорого обойтись. Приведем в пример финансирование литературной премии физлицом-нерезидентом. Средства переданы безвозмездно, с условием целевого использования в бюджетном учреждении. У бухгалтера возникли вопросы относительно выбора КОСГУ, классификации взноса (пожертвование, спонсирование и т.п.), оформления бухгалтерской первички.

Обратимся к нормативно-правовой базе. Порядок №209н указывает на необходимость применения КОСГУ только для юридических лиц при получении поступлений (пожертвований, грантов) от нерезидентов.

Что касается первичных документов, рекомендуется заключить стандартный договор пожертвования. Он станет основанием для признания доходов.


Давайте разберемся, как отражаются в бухучете средства, поступившие на счет учреждения и являющиеся пожертвованиями. Согласно нормативным требованиям и разъяснениям Минфина, для учета таких средств применяется КФО 2.

Особое внимание обратить бухгалтеру рекомендуется на условия пожертвований. Если безвозмездные поступления условий не имеют, их следует признавать доходами текущего отчетного периода. Учреждение получило пожертвование с определенными условиями? Признавайте их в бухучете как доходы будущих периодов. В проводках, соответственно, будут использоваться разные счета. Для пожертвований с условиями актуально отражение по мере реализации условий. Средства относятся на доходы текущего периода. Операция подтверждается проводкой Дт 2 201 34 510 Кт 2 205 ХХ 66Х.


Дата публикации 12.07.2021

Вопрос аудитору

Казенное учреждение в феврале заключило договор на приобретение «Комплект Dr.Web», а в июне — договор на установку этого комплекта. Какими проводками отразить расходы в бюджетном учете?

Комплект Dr.Web — это набор программного обеспечения для антивирусной защиты, который включает защиту серверов и рабочих станций под управлением различных операционных систем (Windows, Mac, Linux и Unix). Как правило, учреждению предоставляется неисключительное право пользования программой. Полагаем, в рассматриваемом случае имеет место аналогичная ситуация.

С 01.01.2021 вступил в силу СГФ «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н. В соответствии со стандартом, а также п. 151.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157 (далее — Инструкция № 157н), неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансе на счете 111 60 «Права пользования нематериальными активами». При этом права пользования нематериальными активами могут быть учтены на счете 111 60 при условии, что они соответствуют критериям признания в качестве нематериальных активов в соответствии с СГФ «Нематериальные активы» (п. 151.2 Инструкции № 157н).

НМА признается объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного или постоянного использования в деятельности учреждения более 12 мес. (п. 6 СГФ «Нематериальные активы»). Объект не имеет материально-вещественной формы, позволяет отделить его от другого имущества, в отношении которого у учреждения возникли исключительные права, права по лицензионным договорам либо иным документам, подтверждающим право на такой актив.

Из вопроса неясно, какой срок полезного использования имеет программа, поэтому рассмотрим несколько вариантов.

1. Если срок использования системы составляет 12 мес. или менее, объект не может быть принят к учету в качестве нематериального актива. Поскольку речь идет об оказании услуг, расходы на приобретение списываются на затраты текущего года в дебет счета 401 20 (п. 298 Инструкции № 157н, ч. 11 методических рекомендаций, направленных письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384).

Если срок использования системы составляет 12 мес. или менее, но затрагивает несколько отчетных лет, отметим следующее. Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам используется счет 401 50. На этом счете отражаются расходы, связанные (п. 302 Инструкции № 157н):

    • с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером;
    • освоением новых производств, установок и агрегатов;
    • рекультивацией земель и осуществлением иных природоохранных мероприятий;
    • со страхованием имущества, гражданской ответственности;
    • выплатой по ежегодному оплачиваемому отпуску, за неотработанные дни отпуска;
    • добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения;
    • неравномерно производимым ремонтом основных средств;
    • иными аналогичными расходами.

При этом пункт об отнесении платы при приобретении неисключительного права пользования НМА в течение нескольких отчетных периодов на счет 401 50 утратил силу с 17.10.2020 на основании приказа Минфина России от 14.09.2020 № 198н. В то же время перечень расходов, которые могут быть отнесены на счет 401 50, остался открытым. Полагаем, что расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами, срок полезного использования которого менее или равен 12 мес., но такое право используется в течение нескольких отчетных лет, могут быть учтены на счете 401 50 как иные аналогичные расходы.

Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования нематериальными активами отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее — Порядок № 209н).

Расходы на установку программного обеспечения в Порядке № 209н прямо не поименованы. В то же время расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 — 225, 227 — 229 КОСГУ, в т. ч. услуги в области информационных технологий, относятся на подстатью 226 КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н). Полагаем, что установку программы также можно оплатить по подстатье 226 КОСГУ. Такие расходы списываются на финансовый результат единовременно по факту их оказания.

Автономному учреждению ФГУП перечислило пожертвование на ремонт помещений. По окончании ремонта учреждение предоставило жертвователю отчет о выполнении ремонта.

Пожертвование на проведение капитального ремонта относится к поступлениям текущего характера, следовательно, отражается по КОСГУ из группы 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера».

В целях применения КОСГУ согласно пункту 9.5 Порядка № 209н унитарные предприятия входят в группу «Организации государственного сектора».

Согласно пункту 9.5.4 Порядка № 209н, с 01.01.2019 безвозмездные поступления текущего характера — гранты, пожертвования, в том числе денежные пожертвования, и др. безвозмездные поступления от унитарных предприятий — относятся на подстатью 154 «Поступления текущего характера от организаций государственного сектора» КОСГУ.

В рассматриваемом случае пожертвование получено на конкретную цель — ремонт помещений, то есть с условием при передаче активов.

Бухгалтерские записи по отражению в 2019 году доходов от безвозмездных поступлений, предоставленных автономному (бюджетному) учреждению на условиях при передаче активов в соответствии с договором, и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2, приведены в таблице.

Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) при условии ведения раздельного учета таких доходов (расходов). Разъяснения приведены в письме Минфина России от 25.03.2019 № 03-03-06/3/20078.

Имущество (в т. ч. денежные средства), полученное некоммерческой организацией в рамках целевых поступлений и использованное не по целевому назначению, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Напоминаем, что, согласно информации, установленной положениями 582 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации – под пожертвованием в 2021 году законодатель признаёт безвозмездное дарение имущества или прав, которое должно осуществляться исключительно в общеполезных целях!

При этом, бюджетные организации – представляют собой специально созданные государственные учреждения, основной целью которых не является извлечение материальной выгоды. Наоборот, данные формирования, в первую очередь, преследуют реализацию социально важных/первоочерёдных целей. В качестве жертвователей таким учреждениям – могут выступать не только юридические, но и физические лица.

Стоит также отметить, что законодателем на сегодняшний день не установлена обязательная форма оформления договоров пожертвования. А потому, стороны могут составить соглашение как устно, так и письменно (по их усмотрению).

При этом, договор пожертвования обязательно составляется в письменной в следующих случаях:

  1. В роли жертвователя выступает юридическое лицо, а фактическая стоимость предмета сделки превышает сумму в 3000 российских рублей;
  2. объект пожертвования будет передан не в момент заключения сделки, а спустя какое-то время.

После того как гражданин Горин прошёл успешно курс лечения в онкологическом отделении – он принял решение пожертвовать данному лечебному учреждению определённую денежную сумму для закупки редких лекарств для онкологических больных.

А потому, спустя несколько дней, между Гориным в роли жертвователя и местной больницей в лице её главврача Иванова, выступившего в роли благополучателя – был оформлен в простой письменной форме договор пожертвования, согласно условиям которого Горин жертвовал 150 000 российских рублей онкологическому отделению для приобретения лекарственных средств.

Спустя месяц Горину был предоставлен подробный отчёт трат/использования денежных средств, из которого было ясно, что 148 000 российских рублей было потрачено на лекарства, а 2000 российских рублей – осталось неиспользованными. После этого, Горин дал письменное согласие на то, чтобы оставшаяся сумма перешла в фонд больницы на обустройство главного здания.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Как мы уже упоминали в начале статьи, форма договора пожертвования – зависит от предмета сделки, а само соглашение может быть оформлено как письменно, так и устно. К примеру, если в качестве объекта соглашения выступает недвижимое имущество – договор должен быть обязательно составлен в простой письменной форме. При этом, регистрировать его, как например, в случае с дарственными – не требуется.

В нашей практике довольно часто встречаются случаи, когда в качестве назначения пожертвований-денежных средств, благодетели выбирают приобретение редких и дорогих лекарств или закупку оргтехники.

Согласно действующему законодательству, в 2021 году жертвователь может отдать средства:

  • Наличными. Лично обратившись к сотрудникам бухгалтерии бюджетного учреждения и составив письменный договор пожертвования.
  • Переводом на расчётный счёт учреждения. Каждая бюджетная организация в 2021 году имеет собственный счёт для приёма пожертвований от юридических и физических лиц, который можно узнать, зайдя на официальный сайт учреждения или обратившись к его администрации. Для этого варианта – благотворителю совершенно не обязательно оформлять договор пожертвования, ведь все его данные и цель использования денежных средств могут быть указаны в приходном ордере.

Стоит отметить тот факт, что в случае письменного оформления договора пожертвования денег – обязательно указывайте валюту и точную сумму (прописью и цифрами) такого пожертвования.

Договор пожертвования может быть заключен как устно, так и письменно, по усмотрению благотворителя и одаряемого. Обязательное заключение письменного договора пожертвования бюджетному учреждению:

Для того, что избежать проблем с налоговыми органами договор пожертвования нужно составлять в письменном виде. Если в тексте договора отсутствует условие благотворителя о пользовании предмета в конкретных целях, то такое пожертвование используется по назначению.

при предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств не указывать в договоре виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены спортивными организациями (выполнены, оказаны для них) за счет этих средств (п. 13 Указа № 191).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, определяют вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями такой помощи.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Средства удержанной заработной платы в целях оплаты коммунальных услуг за проживание в общежитии подлежат перечислению с отдельного лицевого счета бюджетного учреждения на «основной» лицевой счет с отражением в учете соответствующих корреспонденций счетов.

Возможность перечисления денежных средств с отдельного лицевого счета на «основной» лицевой счет бюджетного учреждения следует согласовать с казначейским органом.

Денежные пожертвования: изменения в учете в 2019 году

План счетов бухгалтерского учета регламентирует, что при начислении налога на прибыль должны применяться следующие счета:

  • Cчет 09 — используется для отражения отложенного налогового актива. Использование данного счета необходима когда существует разница между показателями прибыли в бухучете и по налоговым регистрам (налоговая прибыль больше бухгалтерской).
  • Счет 51 — применяется отражения перечисления налога в бюджет.
  • Счет 68 — используется для учета расчетов по начислению и уплате налога на прибыль. Аналитика на этом счете ведется в разрезе федеральной и региональной части налога.
  • Счет 77 — используется для отражения отложенного налогового обязательства. Использование данного счета необходимо когда существует разница между показателями прибыли в бухучете и по налоговым регистрам (бухгалтерская прибыль больше налоговой).
  • Счет 51 — применяется отражения перечисления налога в бюджет.
  • Счет 99 – используется при начислении налога на прибыль.
Дебет Кредит Обозначение операции
99 68 Начислен авансовый платеж по налогу на прибыль (ежемесячно или ежеквартально)
09 68 Начислен налоговый актив при превышении налоговой прибыль над этим показателем по данным бухучета
68 77 Начислено налоговое обязательство при превышении бухгалтерской прибыли над показателем по налоговому учету.
99 68 Начислен налог на прибыль за налоговый период, если прибыль по итогу года больше чем в отчетные промежутке времени авансовые платежи.
99 сторно 68 сторно Скорректирован налог на прибыль по итогу за год, в случае когда по итогам за год прибыль получена меньше, чем при расчете авансовых платежей (в том числе при получении убытка)

В установленных НК РФ случаях российская компания должна выступать налоговым агентом и производить удержание налога на прибыль у источника его образования. Примером такого случая является выплата дивидендов как российской фирме, так и организации, не имеющей представительства на территории РФ или когда перечисляется оплата арендной платы иностранной компании

Дебет Кредит Обозначение операции
84 75/2 Начислены дивиденды иностранной компании — участнику общества
75/2 68 Начислен налог на прибыль налоговым агентом по дивидендам иностранной фирме
75 52 Перечислены дивиденды учредителю — иностранной фирме
68 51 Оплачен налог на прибыль налоговым агентом
20 60 Начислена арендная плата поставщику – иностранной фирмы
60 68 Начислен налог на прибыль налоговым агентом в отношении арендодателя или лизингодателем
68 51 Перечислен в бюджет налог на прибыль налоговым агентом
60 52 Перечислена арендная плата поставщику — иностранной фирме

Обязанности по исчислению налога на прибыль в качестве налогового агента у компании возникают и в отношении процентов, начисленных по привлеченным от иностранных компаний (с государствами которых отсутствуют международные соглашения), не имеющих представительств в РФ, займам.

Дебет Кредит Обозначение операции
52 66,67 Поступили заемные средства от иностранной компании
91/2 66,67 Начислен проценты по привлеченным в займ средствам
66,67 68 Удержан налог на прибыль налоговым агентом с начисленных процентов по иностранным займам
68 51 Перечислен налог на прибыль налоговым агентом
66,67 52 Перечислены проценты по иностранным займам
66,67 52 Возврат ранее предоставленных займов иностранным компаниям


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *