Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому написать жалобу на налоговую инспекцию в вышестоящий орган». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Для начала отметим, что далеко не каждое действие налогового органа можно успешно обжаловать.
Налоговый кодекс Украины (НК) закрепил право налогоплательщиков на обжалование решений, действий или бездействия контролирующих органов (должностных лиц) в административном или судебном порядке (пп. 17.1.7. ст. 17 НК, п. 56.1. ст. 56 НК).
Вот неполный перечень действий (бездействия) и решений органов государственной налоговой службы (ГНС), которые могут быть предметом обжалования:
1) налоговые уведомления-решения об определении сумм денежного обяза- тельства налогоплательщика обжалуются в административном и судебном порядке;
2) решения об аресте имущества налогоплательщика (п. 94.11. ст. 94 НК) обжалуются в административном и судебном порядке;
3) отказ органа ГНС в принятии налоговой декларации (пп. 49.12.2. ст. 49 НК) обжалуется в административном и судебном порядке;
4) решения об аннулировании регистрации плательщика НДС (п. 5.6 Поло- жения о регистрации плательщиков НДС от 07.11.2011 г.) обжалуются в административном и судебном порядке;
5) приказы о проведении проверок (см. письмо Высшего административного суда Украины (ВАСУ) от 27.07.2010 р. N 1145/11/13-10) обжалуются в судебном порядке;
6) налоговые консультации, изложенные в письменной форме (п. 53.3. НК) обжалуются в судебном порядке. Признание судом налоговой консультации недействительной является основанием для предоставления новой кон- сультации с учетом выводов суда.
В то же время не подлежат самостоятельному обжалованию, к примеру,акты, составленные по результатам проведения налоговых проверок. Данные документы всего лишь фиксируют результаты проверок, а потому не являются решениями, порождающими правовые последствия (см., например, определение ВАСУ от 05.10.2010 г. N К-12392/07).
Жалуемся на налоговое уведомление-решение в административном порядке
Административное обжалование
Первичные жалобы на решения местных налоговых инспекций подаются в государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (согласно подведомственности).
Если налоговая администрация по итогам рассмотрения первичной жалобы принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, он имеет право обратиться в контролирующий орган высшего уровня, т.е. в Государственную налоговую администрацию Украины.
Решение ГНАУ, принятое по результатам рассмотрения повторной жалобы, считается окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
Судебное обжалование
Решения налоговых органов обжалуются в порядке административного судопроизводства в соответствии с правилами Кодекса административного судопроизводства Украины (КАС).
Административные дела в отношении обжалования правовых актов индивидуального действия (а именно к таковым относятся налоговые уведомления-решения и т.п.), а также действий или бездействия субъектов властных полномочий, которые приняты (совершены, допущены) в отношении конкретного физического или юридического лица, решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном порядке месту проживания (пребывания, нахождения) этого лица-истца, или административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных КАС. Если такое лицо не имеет места проживания (пребывания, нахождения) в Украине, тогда дело решает административный суд по местонахождению ответчика.
В письме от 18.01.2012 г. N 165/11/13-12 ВАСУ разъяснил, что иски о противоправности решений об определении денежных обязательств плательщиков налогов, об уменьшении суммы бюджетного возмещения по налогу на добавленную стоимость, о взыскании административно-хозяйственных и иных штрафных санкций и т.п. являются иму- щественными. Это имеет принципиальное значение для определения размера судебного сбора, который уплачивается истцом при подаче иска в суд. Для имущественных споров в административном судопро- изводстве размер судебного сбора составляет 1 % от размера имущественных требований, но не менее 0,1 размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января текущего года, и не более 2 размеров минимальных заработных плат.
Материал подготовлен по состоянию на 19.01.2012 г.
09 сентября 2021 года
- оформленная доверенность на представительство Ваших интересов в налоговом органе на нашего специалиста;
- документы, связанные с действиями (бездействием) сотрудников налоговой службы и/или налоговой милиции.
Чтобы Ваша жалоба на действия и бездействия работников налоговой была рассмотрена, а Ваши требования – удовлетворены, нужно приложить немало усилий, чтобы ваше заявление попало в департамент внутреннего контроля. Только при таких условиях неправомерные действия сотрудников районной ГНИ будут пресечены, а виновные понесут адекватное наказание.
Налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и охраняемых законом интересов, при этом, предварительное обращение в налоговый орган не является обязательным условием для предъявления заявления в суд и его принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу. Пропущенный по уважительным причинам трехмесячный срок обжалования по заявлению лица может быть восстановлен судом первой инстанции.
- первичный анализ действий (бездействия) сотрудников налогового органа на предмет соответствия требованиям действующего законодательства и подзаконным нормативно-правовым документам, перспектив и результатов их обжалования;
- подготовка и подача жалобы на действия и бездействия работников налоговой;
- сопровождение дела в органах налоговой службы во время процедуры обжалования.
- получение решения налогового органа по результатам рассмотрения жалобы на действия и бездействия работников налоговой.
Я хочу подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов
Отмена решений налоговых органов может происходить двумя способами: в административном порядке или в суде. Причем обжалование в административном порядке считается досудебным способом урегулирования.
В НКУ очерчен круг ситуаций, когда допускается обращение в вышестоящий налоговый орган, а именно:
- если налоговый орган неправильно рассчитал сумму, необходимую для уплаты налога;
- если налоговый орган принял решение, противоречащее закону, или оно находится вне компетенции принявшего его органа.
Оспаривание налоговых уведомлений-решений, актов и иных решений, может быть осуществлено в течение 10 дней после получения такого решения. В ходе административного разбирательства обязанность по доказыванию правомерности своего решения лежит на налоговом органе, а в случае с судебным разбирательством доказывание проходит по правилам процессуального судопроизводства.
Затевая споры с налоговой, важно не пропустить срок, на протяжении которого можно обжаловать решение или действие. Порой сделать это бывает достаточно трудно. Поскольку существуют две процедуры, в рамках которых может происходить отмена уведомлений-решений налоговой, то речь идет не только о различных спорах, но и о различных законодательных источниках, где эти споры регулируются. Привлеченный для защиты ваших прав адвокат, благодаря доскональному знанию законов и обобщенной судебной практики, сможет провести процедуру обжалования в требуемый срок, не дав, таким образом, Министерству доходов повода для дальнейшего нарушения прав налогоплательщиков.
Следует также учитывать, что могут быть применены оба способа обжалования одного и того же решения, тогда сроки приостанавливаются и возобновляются в зависимости от проводимых процедур.
Если вы решили оспаривать решение налогового органа в административном порядке, тогда жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган, а вот если и его решение вас не удовлетворило, то можно подать еще одну жалобу в контролирующий орган высшего уровня. То есть жалоба на местную налоговую инспекцию подается в ГУ Миндоходов области, а затем непосредственно в Миндоходов. Таким образом, система обжалования решений налоговой сегодня на Украине является двухуровневой.
Налоговые органы – это субъект властных полномочий, а правоотношения с их участием имеют публичный характер, следовательно, судебное разбирательство проходит в рамках административного процесса. А вот иски, в которых речь идет о размере денежных обязательств перед бюджетом, а также о штрафных санкциях, имеют имущественный характер, поэтому при их подаче размер судебного сбора устанавливается в зависимости от размера требований.
Обратившись в юридическое объединение «Наказ», вы получите квалифицированные консультации на тему налоговых споров. Опытный юрист, работающий в нашей команде, проанализировав сложившуюся ситуацию, предложит вам оптимальное решение по всем вопросам, и произведет обжалование решения налоговой в кратчайшие сроки.
Налоговая проводит выездные и камеральные проверки. При выездных приезжают в офис, просматривают отчетность, разговаривают с сотрудниками, осматривают помещение. Иногда приглашают в инспекцию, если, например, ИП работает дома. Камеральная проверка проходит в налоговой.
По результатам проверок инспекторы могут доначислить налоги или пени за просрочку, взыскать штраф. Это законно, но можно попробовать оспорить, если предприниматель считает, что прав. Еще инспекторы могут ошибиться не только на проверке — например, начислить налог, хотя предприниматель его уже заплатил. Или, например, нарушить процедуру проверки.
Под незаконной предпринимательской деятельностью понимается деятельность, которую гражданин ведет без регистрации юридического лица или ИП (речь идет о систематическом получении прибыли от ведения предпринимательства), или деятельность без лицензии, когда таковая должна быть обязательно.
Штрафы за такие нарушения установлены ст. 116 НК РФ, ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 171 УК РФ. Также нарушителю могут грозить исправительные работы или лишение свободы. Все зависит от тяжести нарушения.
На предпринимательскую деятельность могут указывать показания контрагентов, клиентов, проведение оптовых закупок, размещение рекламы, наличие бумаг о реализации товаров и услуг и т.д., поэтому именно эти факторы будет проверять ФНС после получения обращения о незаконном предпринимательстве.
Горячая линия налоговой службы Украины
В Межрайонную ИФНС №8 г. Ижевска по УР,
адрес: 426053, г. Ижевск, ул. Ворошилова, д. 35
от Гусевой Валентины Ивановны,
зарегистрированной по адресу: 426032, г. Ижевск,
ул. Дубовая, д. 53, кв. 22
тел.: 8 (3412) 12-34-56
Жалоба
Я, Гусева Валентина Ивановна, паспорт серии 9400 № 123123, выдан Индустриальным РОВД г. Ижевска 12 мая 1997 года, проживающая по адресу: 426032, г. Ижевск, ул. Дубовая, д. 53, кв. 22, сообщаю об известном мне факте ведения незаконной предпринимательской деятельности Сидоровой Ольгой Юрьевной, проживающей по адресу: 426032, г. Ижевск, ул. Дубовая, д. 53, кв. 25. Сидорова О.Ю. занимается предоставлением образовательных услуг (репетиторством) на протяжении 3 лет, не встав на учет в налоговый орган.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 116 НК РФ прошу принять меры и сообщить результат рассмотрения моего обращения почтовым отправлением по адресу: 426032, г. Ижевск, ул. Дубовая, д. 53, кв. 22.
Гусева / В.И. Гусева
20 октября 2020 года
Жаловаться в вышестоящую налоговую инспекцию имеют возможность любые лица (физические, юридические, а включая ИП), чьи права нарушены ненормативными актами (касающимися конкретных лиц) либо действиями (бездействием) сотрудников нижестоящей ИФНС. С ней вправе обратиться и любой, кто выявил, что налоговое законодательство нарушено.
Конкретные причины для обжалования —- это ошибка в начислении налогов, штрафа, отказ в учете положенных льгот и т. п. Все это является поводом написать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя. Регламентируют этот вопрос отдельные положения гл. 19, 20 НК. В частности, это ст. 137 — 140 которые помогут сориентироваться в конкретной ситуации.
Структура письменной претензии с подписью обращающегося (его представителя) состоит из следующих элементов:
- Ф.И.О. и место жительства физлица, которое жалуется, либо наименование и адрес в случае с юридическим лицом.
- Действия (бездействие) сотрудников налоговой инстанции либо ее ненормативный акт, по поводу которых протестуют.
- Наименование органа — нарушителя прав налогоплательщика.
- Лицо, чьи права нарушены, указывает причины, по которым оно так считает.
- Запросы обратившегося.
- Как удобно получить результат разбора (бумажный почтой или электронный по интернету либо через личный кабинет налогоплательщика).
Кроме того, здесь прописывают контактные номера телефонов (факс), адрес электронной почты, иные данные, которые будут способствовать рассмотрению.
Приложениями здесь будут документы, которые подтверждают позицию автора и соответствующая доверенность при подаче через представителя. Вот так выглядит жалоба в налоговую инспекцию: образец можно использовать в качестве шаблона.
У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом. По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, аналогично пролонгируют. Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее обжалуют в суде. Напомним, что в ст. 139.3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.
При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению). Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению.
Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.
В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
- чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
- это бесплатно;
- это несложно и не требует помощи юристов;
- вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
- если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
- если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
- копию свидетельства о регистрации организации;
- обжалуемый акт;
- документы, на которые ссылается налогоплательщик;
- документы о направлении заявления в налоговые органы;
- доверенность представителя;
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
- подтверждение оплаты госпошлины.
Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.
Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.
Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.
Уважаемые посетители!
Электронные обращения граждан (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, поступающие в налоговые органы по вопросам разъяснения налогового законодательства, исчисления и уплаты обязательных платежей в бюджет в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, декларирования физическими лицами доходов и имущества рассматриваются первоначально в инспекциях МНС по районам, городам, районам в городах, где возникли вопросы, изложенные в обращениях.
Электронные обращения граждан (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, поступающие в налоговые органы по вопросам предпринимательской и ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассового оборудования, игорного бизнеса, производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборота табачного сырья, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, обращения нефтяного жидкого топлива рассматриваются первоначально в инспекциях МНС по областям и г.Минску, где возникли вопросы, изложенные в обращениях.
Обращаем внимание, что для оперативного рассмотрения электронных обращений граждан (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц необходимо их первоначально направлять в инспекции МНС, где возникли вопросы, изложенные в обращениях.
Граждане (индивидуальные предприниматели) и юридические лица Республики Беларусь направляют электронные обращения с использованием специальной формы, размещенной на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет (www.nalog.gov.by) в рубрике «Электронные обращения».
Обращаем внимание, что рубрика «Электронные обращения» не предназначена для подачи жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов или на решение налогового органа. Такие жалобы подаются в электронной форме (для субъектов хозяйствования с ЭЦП, для физических лиц без ЭЦП) через Личный кабинет плательщика или в письменной форме на бумажном носителе. |
Электронные обращения излагаются на белорусском или русском языке.
Электронные обращения граждан (индивидуальных предпринимателей) должны содержать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);
- изложение сути обращения;
- адрес электронной почты.
Электронные обращения юридических лиц должны содержать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- полное наименование юридического лица и его место нахождения;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;
- адрес электронной почты.
Таким образом, подать жалобу на налоговую инспекцию в режиме онлайн можно при помощи специального сервиса обратной связи в личном кабинете налогоплательщика. При этом в связи с отсутствием регламентации на уровне правовых актов формирование такой жалобы осуществляется по правилам сайта налоговой службы.
Также про обжалование читайте:
- «Порядок обжалования решения налогового органа в суде»;
- «Основные правила разрешения налоговых споров».
Отправленная по ТКС жалоба должна быть подписана усиленной квалификационной подписью подающего жалобу и направлена через оператора электронного документооборота.
В ответ налоговый орган сообщит по ТКС:
- время и место ее рассмотрения;
- информацию о приостановлении или об отказе в приостановлении исполнения решения ИФНС;
- сведения о продлении срока рассмотрения жалобы;
- решение по ней.
В процессе электронного документооборота при представлении в налоговый орган жалобы и направлении решения (извещения) по ней по ТКС также участвуют следующие технологические электронные документы:
- подтверждение даты отправки электронного документа;
- квитанция о приеме;
- уведомление об отказе в приеме;
- извещение о получении (формируется автоматически программным обеспечением получателя для последующей передачи отправителю на каждый документ и технологический электронный документ из указанных выше);
- информационное сообщение о представителе в налоговых отношениях.
Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец
Все электронные документы с усиленной квалифицированной подписью и квалифицированные сертификаты ключей её проверки, применявшиеся для формирования подписи в жалобах и технологических электронных документах нужно хранить в течение 5 лет с даты получения или отправки.
Как часто проверять
Участники информационного обмена (вы и ИФНС) не реже 1 раза в течение рабочего дня должны проверять поступление жалоб, решений (извещения) по ним и технологических электронных документов.
Направление и получение жалобы, решения (извещения) по жалобе в электронной форме по ТКС допустимо при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной подписи, позволяющих:
- идентифицировать владельца ключа проверки;
- установить отсутствие искажения информации в указанных документах.
При этом какие-либо специальные квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи не нужны.
Разумеется, направление жалобы и в ответ решения (извещения) по ней в электронной форме по ТКС происходит в зашифрованном виде.
Датой представления жалобы в налоговый орган по ТКС считается день, зафиксированный в подтверждении даты отправки электронного документа, сформированном оператором электронного документооборота.
Дата принятия
Жалоба считается принятой налоговым органом, если подавшему её поступила квитанция о приеме электронного документа, подписанная усиленной квалифицированной подписью ИФНС.
Датой получения жалобы налоговым органом по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приеме электронного документа.
Жалоба не считается принятой в случае:
- подачи в налоговый орган, не выносивший оспариваемых актов в отношении лица, нарушение прав которого обжалуется;
- если жалоба не соответствует утвержденному формату;
- отсутствия в жалобе усиленной квалифицированной подписи подавшего жалобу или несоответствия электронной подписи усиленной квалифицированной подписи лица, подавшего жалобу;
- направление жалобы представителем без приложения информационного сообщения о представительстве в налоговых отношениях.
Жалобы на действия и бездействия работников налоговой
После того как жалоба будет подписана ЭЦП, ее нужно передать оператору ЭДО для отправки в ИФНС. В течение 1 рабочего дня от оператора должно поступить подтверждение даты отправки электронного документа и квитанция о его приеме (отказе в приеме).
В течение 3 рабочих дней с даты получения жалобы по ТКС налоговая инспекция передаст ее на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган — Управление ФНС. УФНС после вынесения решения по жалобе в течение 2 рабочих дней обязано «спустить» его обратно ИФНС.
Сегодня при несогласии с решением органа власти или действиями должностного лица в большинстве случаев можно сразу обратиться в суд с жалобой и потребовать отменить решение как незаконное или признать действия чиновника противоправными. Лишь по некоторым категориям дел до обращения в суд необходимо подать жалобу в вышестоящий орган власти. Так, если межрайонная налоговая инспекция неправильно посчитала размер транспортного налога, требуется обратиться в управление налоговой инспекции по региону, и только после отказа в удовлетворении жалобы можно идти в суд. Обязательное досудебное обжалование применяется по спорам с Росреестром, например в случае отказа в совершении регистрационных действий.
Новый порядок распространяется только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рядовые граждане по-прежнему смогут обжаловать решения органов власти и действия чиновников сразу в суд. Кроме того, нововведения коснутся только контрольно-надзорной деятельности, в других сферах споры с властными инстанциями будут решаться по-старому.
Хотя Закон о государственном и муниципальном контроле вступает в силу в июле текущего года, полностью порядок обжалования решений чиновников изменится только 1 января 2023 г. С этой даты по всем без исключения спорам с органами власти, в том числе с местными, перед обращением в суд необходимо будет подать жалобу в вышестоящий орган. Лишь после вынесения им решения об отказе в удовлетворении требований можно идти в суд.
Однако по некоторым делам досудебный порядок станет обязательным уже с 1 июля 2021 г., например в области государственного пожарного надзора. Все виды контроля, для которых досудебный порядок должен применяться уже в этом году, Правительство РФ определило в Постановлении от 28 апреля 2021 г. № 663. В перечень включены 62 вида федерального госконтроля (надзора), который осуществляют 19 ведомств, в том числе ФНС, ФССП, МЧС, Ростехнадзор, Ростуризм, Роструд, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Минпромторг, Рособрнадзор и др.
Очевидным достоинством преобразований является приведение к единству досудебного порядка обжалования решений государственных органов и действий их должностных лиц. Теперь процедура подачи всех жалоб руководству чиновников и порядок их рассмотрения регулируются одним законом. Это очень удобно: не нужно перечитывать многочисленные разрозненные законы и постановления, чтобы понять, как и куда обращаться с жалобой. И все же необходимость оперирования несколькими нормативными документами отчасти сохранится. В любом случае потребуется обращаться к положениям о конкретных видах государственного контроля – в основном в них будут содержаться правовые нормы о досудебном оспаривании.
Добавит комфорта электронное взаимодействие с государственными органами. Однако ощутимым недостатком могут стать последствия ведомственной солидарности. Как показывает практика, руководство редко отменяет решения своих подчиненных. В таких случаях для восстановления нарушенных прав все равно придется обращаться в суд. И тут досудебное обжалование лишь задержит решение проблем, приведет к затруднениям при судебном рассмотрении дела из-за давности событий и меньшей эффективности защиты прав.
В заключение рекомендуем всем, на кого распространяются изменения, уже сейчас задуматься о создании и настройке личного кабинета гражданина или юридического лица на портале госуслуг. При частом взаимодействии с региональными и местными контролирующими органами следует организовать работу с региональным порталом государственных и муниципальных услуг.
1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Обжалование решения налогового органа
Налоговый кодекс содержит 17 оснований для внеплановой проверки. Укажем те, которые чаще всего используются для инспекций малого и среднего бизнеса. Таких можно выделить девять.
- Налоговым органом получено информацию о нарушении Вами налогового законодательства.
- Вами нарушены сроки подачи налоговой декларации.
- Выявлена недостоверность данных, указанных Вами в налоговой декларации.
- Начата процедура ликвидации Вашего предприятия (предпринимательства) или банкротства.
- Вами подано декларацию о возмещении НДС на сумму более 100.000 грн. (или декларацию с таким же отрицательным значением).
- Контрагентом на Вас подано жалобу о нарушениях при заполнении или регистрации налоговой накладной по НДС.
- Имеется судебное решение о проверке Вашего предприятия или ФОП.
- Налоговиками получена информация о том, что Вы используете труд неоформленных работников или ведете деятельность без государственной регистрации.
- Вы не предоставили ответ налоговому органу на запрос связанный с проверкой, которую они проводят у Вашего контрагента.
По общему правилу о проведении внеплановой проверки налогоплательщики заранее не уведомляются.
В определенных случаях (пункты 1, 3, 6) налоговики должны обязательно направить Вам запрос о предоставлении интересующей их информации о “якобы” установленных ими нарушениях. Это делается до начала проверки. На подготовку ответа законом отводится 15 дней.
Совет. Обязательно предоставляйте ответ на данный запрос. Фискалы рассылают такие письма-запросы методом спама, не вникая в суть ситуации. Как показывает практика, после получения мотивированного ответа, налоговый орган может отказаться от проведения проверки. Если ответ не предоставить — проверка будет обязательно.
- Приказ о проведение проверки.
- Направление на проверку (в нем указывается кого проверяют, по каким вопросам, место проведения проверки, сроки проверки, Ф.И.О проверяющих и т.д.).
- Служебные удостоверения проверяющих.
Направление на проверку обязательно вручается под роспись.
Совет. Внимательно проверяйте данные документы. При всей простате их оформления налоговики часто допускают ошибки. Допустим, указывают неправильный адрес местонахождение предприятия. Это существенная причина для отказа в допуске сотрудников налоговой к проверке. А если проверка проведена — основание для отмены решения о наложении санкций.
Этот вопрос очень индивидуальный. Универсального ответа нет.
Если все очень упростить, то законодательство построено таким образом, что в случае безосновательного недопуска налоговиков к проверке, правомерность их доводов будет признаваться автоматически. Это приведет к тому, что они насчитают санкции и это будет невозможно оспорить. Также существуют дополнительные негативные меры, которые применяются при недопуске к проверке (налоговый арест имущества и т.д.).
Совет. Не допускать налоговиков к проверки можно только если существуют 100 % основания для этого или этого требуют “иные” интересы. Без консультации с юристом таких решений лучше не принимать.
Срок проверки.
- для ФОП, которые не используют наемный труд — 3 дня;
- для субъектов малого предпринимательства (до 50 работников и 70 млн. дохода) — 5 дней.
- для всех иных — 10 дней.
При определенных обстоятельствах эти сроки могут быть продлены.
Проверка документов.
- имеют право изучать все, что связанно с тематикою проверки.
- перечень полученных копий документов оформляется описью, которая удостоверяется налогоплательщиком.
- изымать оригиналы документов запрещено.
Опрос сотрудников.
требовать письменные пояснения от сотрудников запрещено
Совет. Необходимо максимально ограничить возможность общения проверяющих с сотрудниками предприятия. Информация, которую они могут дать проверяющим (даже не умышленно), всегда используется в целях противных налогоплательщику.
Обжалование налоговых уведомлений – решений в административном порядке
По результатам проверки составляется акт. Срок его подготовки — 5 рабочих дней после окончания инспектирования. Акт представляется на подпись налогоплательщику.
Налогоплательщик имеет право на протяжении 10 рабочих дней подать возражения на акт проверки. Срок их рассмотрения — 7 дней.
В случае если Вы не подали возражения на акт или их не удовлетворили, налоговый орган принимает налоговое уведомление-решение (НУР). Срок его вынесения — 15 рабочих дней после вручения акта (если не было возражений на акт проверки).
НУР предоставляет право налоговикам взыскивать задолженность по налогам и штрафным санкциям в принудительном порядке.
НУР можно обжаловать в административном или судебном порядке.
Административная жалоба должна быть подана вышестоящему налоговому органу в течение 10 рабочих дней после получения НУР.
Исковое заявление об отмене НУР можно подать на протяжении 1095 дней после того, как Вам вручили НУР.
Совет. Максимально используйте возможности обжалования решений налогового органа на всех этапах. Обжалование НУР останавливает возможность принудительного взыскания налогового долга до рассмотрения Вашей жалобы или судебного иска по сути.
- Во-первых, возможно налоговики самостоятельно отменять свое решение. Да, такое бывает не часто, но бывает.
- Во-вторых, это выгодно с чисто экономической целью. Указанное называется эффектом Оливера — Танзи, согласно которому, сознательное затягивание сроков внесения налоговых платежей в госбюджет ведет к фактическому обесцениванию налогового долга. Это связано с тем, что в период “затяжки” происходит естественный рост инфляции.
Есть вопросы? Пожалуйста, заполните форму ниже и Вы получите развернутый ответ в течение 30 минут.
После налоговых проверок субъекты хозяйствования зачастую бывают вынуждены обжаловать принятые налоговыми органами решения. Рассмотрим порядок их обжалования в соответствии с нормами НКУ.
Какие решения налоговых органов обжалуются
В соответствии с действующим законодательством, обжалованы могут быть все решения субъектов властных полномочий. В целом могут быть обжалованы следующие решения налоговых органов:
1) налоговые уведомления-решения об определении сумм денежных обязательств налогоплательщика;
2) любые другие решения органов ГНС по налогам и сборам, а также относительно законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на органы ГНС;
3) налоговые консультации;
4) постановления по делу об административных правонарушениях, принятых налоговым органом.
Основы правового регулирования
Налоговым кодексом установлен ряд норм-принципов, которые необходимо принимать за основу рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решения налоговых органов. В их числе:
1) презумпция правомерности решения налогоплательщика (в соответствии с пп. 4.1.4 НКУ, эта презумпция относится к основным принципам налоговой системы);
2) обязательность решения коллизий норм налогового законодательства в пользу налогоплательщика;
3) возложение обязанности доказательства правомерности решения налогового органа не на налогоплательщика, а на налоговый орган (п. 56.4 НКУ).
Как мы уже отмечали на страницах «ДК», НКУ подробнее урегулировал процедуры обжалования решений налоговых органов: некоторые вопросы, которые раньше были урегулированы в подзаконных актах, — теперь урегулированы Кодексом. Кроме того, процедура административного обжалования несколько упрощена — ликвидирован бессмысленный, по нашему мнению, этап, когда первичная жалоба подавалась органу ГНС, вынесшему обжалуемое решение, и на практике нередко рассматривалась тем же заместителем начальника ГНИ, который и вынес обжалуемое решение.
Возражения и жалобы
Напомним, что представление налоговому органу возражения на акт проверки и обжалование решения, принятого по ее результатам, — разные административные процедуры.
Законодательство не устанавливает зависимость между подписанием акта с возражениями или без возражений и правом на обжалование решения, принятого по результатам проверки. То есть, даже подписав акт проверки без возражения, налогоплательщик имеет право обжаловать принятое по ее результатам решение — как в административном, так и в судебном порядке.
Возражения на акт
С одной стороны, право на представление возражений к акту — не обязанность, а именно право, гарантированное пунктами 81.3, 86.7 НКУ плательщику, который не согласен с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке), составленном по результатам проверки.
А с другой стороны, согласно п. 86.1 НКУ, в случае несогласия плательщика с выводами акта проверки он обязан подписать его с замечаниями, которые имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта или отдельно.
Исходя из этого, в случае когда плательщик не согласен с выводами акта проверки или приведенной в нем информацией, считаем целесообразным все же подписать акт с возражениями (замечаниями)1.
Установленный законом срок для предоставления возражений — 5 рабочих дней со дня получения акта (справки).
Пример Акт проверки получен 16 февраля. Последний день предоставления возражений — 22 февраля (16 февраля учитывается, 18 — 19 февраля — выходные дни).
Обратим внимание, что в соответствии с п. 86.7 НКУ налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений, о чем он указывает в возражениях (см. образец 1).
- «Дебет-Кредит» 2021
- «Дебет-Кредит» 2020
- «Дебет-Кредит» 2019
- «Дебет-Кредит» 2018
- «Дебет-Кредит» 2017
- «Дебет-Кредит» 2016
- «Дебет-Кредит» 2015
- «Дебет-Кредит» 2014
- «Дебет-Кредит» 2013
- «Дебет-Кредит» 2012
- «Дебет-Кредит» 2011
Решение вышестоящего налогового органа по жалобе может быть следующим:
- не удовлетворять обжалование регионального отделения;
- потребовать дополнительную проверочную процедуру в связи с аннулированием обсуждаемого акта;
- закрыть производство по случаю о нарушении и аннулировать решение, принятое региональным отделением;
- внесение коррективов по делу и вынесение своего решения.
После рассмотрения ситуации вышестоящая инстанция должна оповестить апеллирующую сторону о своем решении в течение ближайших 3 суток после завершения процедуры обсуждений.
Подача жалобы — непростая процедура с массой подводных камней. Чтобы не допустить ошибок и избежать длительной волокиты, разумнее заручиться поддержкой опытного юриста.
Куда жаловаться на налоговую
Существующие отношения между налогоплательщиками и ИФНС далеко не всегда являются мирными, особенно часто сталкиваются с проблемами те, кто ведет собственный бизнес и вынужден ежеквартально предоставлять ведомству огромное количество документации. В некоторых случаях плательщики совершают ошибку и оплачивают налоги в большем размере, чем это изначально требовалось. Кто-то не обращает на это никакого внимания, а кто-то предпринимает все усилия для того, чтобы вернуть собственные деньги, чаще всего это зависит от суммы платежа.
Даже если у вас есть подробная информация о том, куда именно нужно подать ваше обращение, важно знать, как написать жалобу на налоговую инспекцию правильно, чтобы она была рассмотрена и удовлетворена. Согласно пункту 2 статьи 139.2 Налогового кодекса, ваше обращение должно содержать подробную информацию об организации, которая не согласна с действиями государственных инспекторов: адрес регистрации и полное наименование.
Если вы являетесь физическим лицом, необходимо указать адрес вашей прописки и полное Ф.И.О. Также в жалобе необходимо отметить название той инспекции, сотрудники которой, по вашему мнению, допустили серьезную ошибку и нарушили тем самым ваши права. Далее следует указать информацию о том, чем именно вы недовольны, важно подкрепить это данными из законодательных актов. После чего можно обозначить ваши требования, а также указать способ уведомления о результате рассмотрения вашего обращения (письмом, с помощью личного кабинета на портале ФНС, или же с помощью ТКС).
Можно использовать стандартную инструкцию о том, как написать жалобу на налоговую инспекцию, однако опытные плательщики рекомендуют дополнительно указывать в документе контактный номер телефона, а также адрес электронной почты, который может понадобиться специалистом вышестоящей инстанции для связи с инициатором обращения. При необходимости вы можете приложить к своему письму дополнительные бумаги, которые будут являться подтверждением ваших слов, данная возможность регламентируется существующими законодательными актами, а именно НК РФ.
Подписать жалобу должен тот человек, который подает ее в УФНС. Если по каким-то причинам инициатор обращения не может сделать это, достаточно будет автографа его законного представителя. Очень важно, чтобы последний при посещении налоговой инстанции имел при себе нотариально подтвержденную доверенность, которая позволяет ему совершать определенные действия вместо инициатора жалобы. Только в этом случае обращение будет зарегистрировано.
Если вы знаете, куда можно жаловаться на налоговую инспекцию, но не имеете физической возможности обратиться в соответствующие органы, можно воспользоваться официальным сайтом ФНС РФ. При посещении портала система автоматически определяет ваше местоположение, однако в его работе могут происходить сбои, поэтому важно проконтролировать этот момент. Если отображается неверный город, выберите правильный, после чего продолжайте работу с сайтом.
Чтобы зарегистрировать обращение, нужно выбрать раздел «Физические лица», после перехода на соответствующую страницу необходимо будет спуститься в ее нижнюю часть. Именно там будет располагаться интересующая нас строка «Подача жалобы в налоговые органы». Данный раздел позволяет не только зарегистрировать собственное обращение, но и провести процедуру обжалования по уже принятым ранее решениям, а также получить дополнительную информацию о возможных дальнейших действиях по текущим вопросам.
Если вы хотите подать жалобу на бездействие налоговой инспекции, образца ее составления как такового на текущий момент не существует. Причина этого достаточно проста — абсолютно у каждого заявителя имеются собственные претензии по работе государственного ведомства. Однако существуют определенные стандарты, которых можно придерживаться при составлении данного обращения.
Речь идет об указании как можно большего числа параметров, способных помочь специалистам вышестоящей инстанции разобраться в проблеме. Очень важно оставлять в вашей претензии контактные данные, поскольку формулировка обращения может быть неясна, а сотрудники управления могут закрывать такие жалобы в статусе необоснованных. Исключение составляют те ситуации, когда можно позвонить автору обращения и получить дополнительную расшифровку по интересующему вопросу.
Если вы решили направить жалобу в суд на налоговую инспекцию, обратите внимание на то, что это можно сделать только после обращения в региональное управление ФНС. Также следует помнить о том, что срок рассмотрения вашей претензии, связанной с бездействием представителей ведомства, может быть увеличен до 45 дней. Это происходит в том случае, когда для принятия решения необходимо осуществить ряд дополнительных запросов, связанных с налоговой историей заявителя.
Если вы живете в столице, то вопрос о том, куда жаловаться на Налоговую инспекцию в Москве, может стать актуальным в любой момент. Поскольку в крупнейшем городе страны проживает большое количество плательщиков, им часто приходится сталкиваться со сбоями в работе различных систем, и налоговая — не исключение. Для решения всех возникающих претензий можно обратиться в Управление ФНС РФ по Москве, расположенное по адресу — Хорошевское шоссе, 12а. Учреждение работает с 9:00 до 18:00 с понедельника по четверг, а по пятницам с 9:00 до 16:45, суббота и воскресенье являются выходными.
Теперь, когда вы знаете, куда жаловаться на налоговую инспекцию в Москве, вам будет намного проще сделать это. Проще всего добраться до главного московского управления на метро или электропоезде. Рядом с учреждением располагается станция “Беговая” Таганско-Краснопресненской линии и одноименная железнодорожная станция, где останавливаются поезда, следующие к Белорусскому и Савеловскому вокзалам. Общественный транспорт останавливается на близлежащей остановке “Платформа Беговая”, через нее курсируют троллейбусы № 20 и № 35, а также автобусы М6, Т86, 27, 39 и 64.
Бытует мнение, что претензии, сформированные юридическими лицами, рассматриваются намного быстрее, но это не так. Главное – нужно знать, кому жаловаться на налоговую инспекцию, физические лица находятся в одинаковых условиях с крупными компаниями. Региональные управления налоговой службы обязаны принять решение по итогам рассмотрения жалобы за 15 дней с момента получения претензии. Несмотря на то что данный срок достаточно четко определен существующим законодательством, он может быть увеличен вдвое по различным причинам.
УФНС имеет право оставить вашу претензию нерешенной, а также признать некорректную работу подконтрольной организации полностью или частично. В случае неудовлетворенности решением стоит уточнить, куда жаловаться на действия налоговой инспекции и ее вышестоящего органа, и куда следует подать апелляцию. Управление обязано предоставить ответ налогоплательщику за три рабочих дня, с момента завершения рассмотрения претензии и принятия решения.
В ситуации, когда существует возможность, к примеру, частично возвратить выплаченный ранее НДФЛ, важно разобраться, куда адресовать заявление. Когда сотрудники ИФНС решили проигнорировать по закону возвращаемый налогоплательщику доход, то нужно учитывать конкретные обстоятельства, принимая решение, куда обжаловать их действия (бездействие).
Возможно, что положение удастся исправить на месте, не переводя разбирательство на более высокий уровень. Ведь проблема могла заключаться просто в недостаточной компетентности или небрежности конкретного сотрудника. Не исключено, что обстоятельства сложатся так, что для решения проблемы придётся подключать региональное управление или вовсе ФНС.
Подавая письменную жалобу в налоговый орган, придерживаемся порядка, указанного в ч. 1 ст. 139 НК. Это можно сделать:
- самостоятельно;
- через представителя.
Предполагается использование:
- окна приёма документов;
- канцелярии;
- почтового сообщения.
Не исключено, что в привлечении к разбирательству вышестоящих налоговых органов необходимость исчезнет. Это происходит в случае, предусмотренном в п. 1.1 ст. 139 НК, когда нарушение устранят на месте в трёхдневный срок. О чём и оповестят, приложив по возможности документы, вышестоящее руководство.
Заявитель направляет жалобу в сроки, предусмотренные п. 2 ст. 139.