Зарплата социального работника в 2021 году в Ростовской области

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зарплата социального работника в 2021 году в Ростовской области». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Социальные работники помогают различным группам незащищенных людей. В них включены:

  • Пенсионеры,
  • Дети-сироты,
  • Инвалиды,
  • Беженцы.

В большинстве своём, это престарелые люди, либо инвалиды, которые не в состоянии себя обслуживать. Кроме этого, в обязанности специалистов входит психологическая поддержка и помощь в быту. Поэтому, одно из важнейших качеств, помимо профессиональных, — это доброжелательность. От их способности поддерживать эмоциональный фон незащищенных людей зависит их желание жить и сотрудничать с социальными службами.

Заработная плата социального работника: данные по регионам

Чтобы начать работать социальным работником, высшее образование не требуется. Однако, если вы хотите предварительно получить компетенции и получить набор базовых знаний, рекомендуем пойти и получить среднее образование в колледже по специальности «Социальный работник или социальная работа» или «Право и организация социального обеспечения».

Наибольшие зарплаты у социальных работников в Западной Сибири и на Крайнем севере. Там к окладам назначаются высокие северные и районные коэффициенты. Самое низкое вознаграждение за свой труд получают в Северной Осетии, Ставропольском крае, Республике Калмыкия и в Республике Дагестан.

Сложная ситуация с оплатой труда в сельских местностях. Вознаграждение может составлять всего 10000 рублей в месяц за восьмичасовой рабочий день. Один специалист, в среднем, курирует 10 своих подопечных. Ежедневно приходится обслуживать 6-7 человек. Там, где нет социальных работников, их функции возложены на местных медицинских специалистов.

Наименование Среднемесячная зарплата соцработника
Алтайский край 15203 руб
Амурская область 12629 руб
Архангельская область 18643 руб
Астраханская область 12763 руб
Белгородская область 22893 руб
Брянская область 11420 руб
Владимирская область 14792 руб
Волгоградская область 16421 руб
Вологодская область 18358 руб
Воронежская область 12955 руб
г. Москва 37874 руб
Еврейская автономная область 36843 руб
Забайкальский край 16653 руб
Ивановская область 12870 руб
Иркутская область 15996 руб
Кабардино-Балкарская Республика 14985 руб
Калининградская область 15948 руб
Калужская область 15327 руб
Камчатский край 43481 руб
Кемеровская область 16469 руб
Кировская область 17346 руб
Костромская область 15967 руб
Краснодарский край 17359 руб
Красноярский край 23758 руб
Курганская область 16860 руб
Курская область 19344 руб
Ленинградская область 19359 руб
Липецкая область 14230 руб
Магаданская область 11982 руб
Московская область 35221 руб
Мурманская область 12434 руб
Нижегородская область 16838 руб
Новгородская область 14621 руб
Новосибирская область 18956 руб
Омская область 15330 руб
Оренбургская область 12376 руб
Орловская область 13146 руб
Пензенская область 21148 руб
Пермский край 13787 руб
Приморский край 20865 руб
Псковская область 16427 руб
Республика Адыгея (Адыгея) 20848 руб
Республика Башкортостан 12455 руб
Республика Дагестан 12767 руб
Республика Ингушетия 8421 руб
Республика Калмыкия 11244 руб
Республика Карелия 19024 руб
Республика Коми 21264 руб
Республика Крым 16349 руб
Республика Марий Эл 2103 руб
Республика Северная Осетия — Алания 16766 руб
Республика Татарстан 16754 руб
Республика Хакасия 18965 руб
Ростовская область 13254 руб
Рязанская область 19434 руб
Самарская область 14674 руб
Санкт-Петербург 27650 руб
Саратовская область 22355 руб
Сахалинская область 29463 руб
Свердловская область 17453 руб
Севастополь 17654 руб
Смоленская область 12152 руб
Ставропольский край 1565 руб
Тамбовская область 11115 руб
Тверская область 13698 руб
Томская область 18364 руб
Тульская область 18345 руб
Тюменская область 13945 руб
Удмуртская Республика 16554 руб
Ульяновская область 16322 руб
Хабаровский край 24976 руб
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 24634 руб
Челябинская область 14899 руб
Чеченская Республика 20890 руб
Чувашская Республика — Чувашия 18543 руб
Ямало-Ненецкий автономный округ 30996 руб
Ярославская область 19211 руб

Какую зарплату может получать социальный работник

Категория сотрудников Размер доплат
Врачи, непосредственно, лечащие COVID-19 60000 руб
Врачи, работающие в социальных учреждениях 40000 руб
Медицинский и административный персонал, оказывающий помощь инфицированным COVID-19 35000 руб
Работники педагогической и социальной сферы 25000 руб
Административный и медицинский персонал средней категории 25000 руб
Младшие медицинские работники, вовлеченные в работу с COVID-19 пациентами. 20000 руб
Технические сотрудники, контактировавшие с пациентами COVID-19 15000 руб
Младшие медицинские работники 15000 руб
Технические специалисты 10000 руб

В этом году планируется сократить 15% социальных работников, и, скорее всего, это произойдет ближе к концу года, когда коронавирусная инфекция будет полностью побеждена. За счёт освободившихся средств от увольнения персонала, планируют повысить заработную плату оставшимся работать специалистам. Рабочую нагрузку перераспределят на оставшихся работников.

При этом каждый сотрудник социальной сферы деятельности подвергается риску, который связан с его работой. Проблема профессионального риска для социальных работников изучена мало, но уже доказан тот факт, что такие люди постоянно попадают стрессовые ситуации, особенно в том случае, если приходится регулярно взаимодействовать с подопечными.

Обсуждая последние новости о повышении окладов соцработникам в России нельзя не заметить того, что с целью повышения эффективности труда в этой сфере ещё в 2015-м году были утверждены некие нормы социального обслуживания.

Зафиксирован объем необходимых услуг, а также количество человек, которые закрепляются за одним социальным работником. Число людей рассчитывается из объема работы, а также количества осуществляемых услуг. В среднем на одного социального работника в месяц приходится около 20 человек, каждая услуга имеет свой временной норматив, но это довольно условно, потому что здесь главную роль играет человеческий фактор.

По данным Росстата заработные платы социальных работников могут достигать 78 000 рублей. Однако в данном случае речь идёт о Москве, потому что сложно себе представить, что такие деньги получает социальный работник, который трудится в сельской местности. Относительно стимулирующих выплат, то власти той же Москвы недавно выделили премии для данной категории населения, которые работали в тяжелых условиях труда, в размере 25 000 рублей.

Откровенно говоря, профессия социального работника появилась относительно недавно – в девяностые годы. Однако она играет очень большую роль в развитии общества, и отрицать это уже просто бессмысленно.

Пусть ставка соцработника на 2021 год в РФ кардинальным образом не изменится, но власти прекрасно осознают важность подобного труда, поэтому правительство Российской Федерации ещё в 1995-м году приняло законопроект по поводу того, что можно получить почётное звание социального работника. Оно входит в государственную наградную систему России, то есть дает некие привилегии и повышает престиж профессии в целом.

Процедура индексации заработной платы начинается с 1 февраля, и проводится с учетом уровня инфляции прошлого года и роста потребительских цен, который становится известен именно к этому времени.

Согласно информации Росстата, уровень инфляции за прошлый год составил 4,9%, в связи с чем рассчитан минимальный размер оплаты труда в сумме 12 792 рубля, что на 662 рубля больше предыдущего.

Поэтому в марте все бюджетные работники должны получить повышенную заработную плату.

Кроме того, будут проиндексированы все выплаты, начисляемые в процентном соотношении от оклада. К примеру, дополнительная оплата за сверхурочную работу.

Возможны ситуации, когда предприятие в силу объективных причин окажется неспособным в полной мере провести индексацию, это будет учтено в ходе специальных проверок, но это не будет являться оправданием, позволяющим отказаться от индексации.

Работники бюджетных организаций попадают под индексацию в обязательном порядке – она будет рассчитана в соответствии с ростом инфляции. Что же касается коммерческих организаций, то здесь вопрос обстоит несколько сложнее.

По мнению юристов, повышение заработной платы строго с 1 февраля не может являться обязательной для коммерческих предприятий, поскольку для них не предусмотрен единый, принятый для всех, способ индексации.

Помимо зарплаты, в коммерческих организациях часто предусмотрены премии и другие виды поощрения сотрудников, поэтому каждая компания вправе руководствоваться собственным порядком индексации и самостоятельно устанавливать размер дополнительных выплат, в соответствии со своим уставом и нормативами, утвержденными советом компании. Но все эти условия обязательно должны быть прописаны в локальном акте.

Несмотря на обязательную индексацию, некоторые категории останутся без повышения:

  • госслужащие;
  • судьи.

В первом случае речь идет о должностях федеральной гражданской службы. Ограничение не коснется региональных чиновников, для которых порядок повышения заработной платы установлен местным законодательством.

Повышение зарплаты бюджетникам в 2021 году в России

Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).

Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:

  • для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
  • для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
  • для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.

По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).

И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:

  • правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
  • для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
  • основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
  • были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.

Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).

Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.

Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.

Как мы уже написали выше, все работодатели обязаны ежегодно индексировать зарплаты не величину не ниже официальной инфляции. И, поскольку государство – тоже работодатель для бюджетников, его это тоже касается. Но особенность в том, что повышение окладов для таких работников производится на основании постановления правительства. Например, в 2020 году с 1 октября все оклады были повышены на 3% – причем и бюджетникам, и чиновникам, и силовикам.

То есть, решение о повышении окладов – скорее политическое. Конечно, на уровне конкретного бюджетного учреждения зарплаты могут подниматься и локальными нормативными актами, но основное повышение всегда связывается с индексацией окладов решением правительства.

Но что делать, если правительство утвердило индексацию, а зарплату не подняли? В этом случае работодатель будет отвечать перед законом согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ему грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (для юридических лиц). Хоть такие ситуации бывают не очень часто, работник может пожаловаться непосредственному руководителю, или в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие контрольно-надзорные ведомства.

Актуально на

Согласно статистическим данным, наиболее высокие оклады зарабатывают жители:

  • Дальнего Востока;
  • Сибири;
  • Москвы;
  • Санкт-Петербурга;
  • Крайнего Севера.

Меньше всего получают специалисты, работающие в:

  • Калмыкии;
  • Северной Осетии;
  • Дагестане.

Размер их окладов варьируется в пределах 9000-11000 руб. Нагрузка при этом остается стабильно высокой.

Соцработники являются сотрудниками государственных бюджетных учреждений социального обслуживания.

Главной их обязанностью является оказание помощи следующим категориям граждан:

  • малообеспеченным;
  • нетрудоспособным;
  • пострадавшим от стихийных бедствий;
  • престарелым.

Сотрудники этой службы оказывают как материальную, так и психологическую помощь. Многие утверждают, что им часто приходится выполнять обязанности рабочей силы.

18152

Фото Видео 19473

Фото 47950

Фото 32085

Фото Видео 30989

Фото 29550

Написать комментарий

      Обещания Президента России Владимира Путина, прозвучавшие в майских указах 2012 года о повышении зарплаты бюджетникам на 100% и 200% выполнить не удалось из-за сложной экономической ситуации в стране. Повышение происходит постепенно и поэтапно для разных категорий работников.

      В 2021 году будет произведена индексация зарплаты всех без исключения бюджетников на 6,8%. Размеры дополнительных выплат будут определяться в зависимости от оклада работника и сферы его деятельности.

      Наибольший размер повышения с 1 января 2021 года назначен для:

      Зарплата соцработников в 2021 году

      Соцработники являются сотрудниками государственных бюджетных учреждений социального обслуживания.

      Главной их обязанностью является оказание помощи следующим категориям граждан:

      • малообеспеченным;
      • нетрудоспособным;
      • пострадавшим от стихийных бедствий;
      • престарелым.

      Сотрудники этой службы оказывают как материальную, так и психологическую помощь. Многие утверждают, что им часто приходится выполнять обязанности рабочей силы.

      Актуально на

      Обязательна ли индексация заработной платы в 2021

      Как посчитать индексацию заработной платы: пример

      Размер индексации заработной платы в 2021 году

      Положение об индексации заработной платы – образец

      Как оформить индексацию заработной платы

      Четырем ведомствам – Минкультуры, Минздраву, Минпросвещения и Минобразования – поручено до 1 апреля текущего года представить в Министерство труда РФ конкретные цифры, какой должна быть индексация заработной платы бюджетников в 2021 году по курируемым им направлениям. Обратим внимание, что именно работники этих сфер упомянуты в «майских» указах Президента, изданных в 2012 г. Во многих публикациях говорится об индексации их зарплат на 6,8%. Однако эта цифра примерная и преждевременная, и следует дождаться официальных решений.

      Социальные работники помогают различным группам незащищенных людей. В них включены:

      • Пенсионеры,
      • Дети-сироты,
      • Инвалиды,
      • Беженцы.

      В большинстве своём, это престарелые люди, либо инвалиды, которые не в состоянии себя обслуживать. Кроме этого, в обязанности специалистов входит психологическая поддержка и помощь в быту.

      Поэтому, одно из важнейших качеств, помимо профессиональных, — это доброжелательность.

      От их способности поддерживать эмоциональный фон незащищенных людей зависит их желание жить и сотрудничать с социальными службами.

      Зарплата социального работника в 2021

      Все соцработники, которые участвуют в борьбе с коронавирусной эпидемией получат из государственного бюджета Российской Федерации доплаты за 3 месяца (15 апреля – 15 июля). Это связано с тем, что все эти люди работают в зоне повышенного риска и прикладывают значительные усилия в лечении и помощи пациентов.

      Категория сотрудников Размер доплат
      Врачи, непосредственно, лечащие COVID-19 60000 руб
      Врачи, работающие в социальных учреждениях 40000 руб
      Медицинский и административный персонал, оказывающий помощь инфицированным COVID-19 35000 руб
      Работники педагогической и социальной сферы 25000 руб
      Административный и медицинский персонал средней категории 25000 руб
      Младшие медицинские работники, вовлеченные в работу с COVID-19 пациентами. 20000 руб
      Технические сотрудники, контактировавшие с пациентами COVID-19 15000 руб
      Младшие медицинские работники 15000 руб
      Технические специалисты 10000 руб

      В этом году планируется сократить 15% социальных работников, и, скорее всего, это произойдет ближе к концу года, когда коронавирусная инфекция будет полностью побеждена. За счёт освободившихся средств от увольнения персонала, планируют повысить заработную плату оставшимся работать специалистам. Рабочую нагрузку перераспределят на оставшихся работников.

      В бюджетных организациях индексация — явление само собой разумеющееся. Зарплата ежегодно подрастает на уровень инфляции. Бывает, что прибавка выходит и больше.

      Что касается коммерческих организаций, то здесь всё-таки стоит руководствоваться локальными нормативами и уставом конкретно взятой компании. Во-первых, процесс индексации происходит не всегда непосредственно с 1 февраля.

      Зачастую зарплату повышают до конца первого квартала текущего года, и это нормальная практика.

      Во-вторых, в нынешних экономических условиях позволить себе даже пятипроцентную прибавку для каждого сотрудника могут далеко не все компании, — говорит Павел Уткин.

      По его мнению, это чревато уводом зарплатного фонда в тень и новым витком перехода в серую бухгалтерию. Поэтому маловероятно, что все 100% предприятий, особенно коммерческих, в обязательном порядке поднимут зарплату сотрудникам. Но в следующем году, считает юрист, за этим могут очень пристально следить и Роструд, и ФНС.

      Бюджетные организации проводят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами.

      При этом отсутствие установленного порядка не может являться основанием для отказа от индексации. Работодатель в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платёжеспособности вправе определить периодичность перерасчёта.

      Он также может установить сумму прибавки и перечень выплат, подлежащих индексации.

      Таким образом, работодатель (не бюджетная организация) вправе в локальном нормативном акте компании самостоятельно установить размер коэффициента индексации зарплаты, — рассказал Эрдни Манджиев.

      В целом вопрос заработной платы в бизнесе острый. Малый и средний бизнес в большей своей части по-прежнему устанавливает минимальную заработную плату, ориентируясь на МРОТ. После его повышения проводит индексацию, чтобы не привлекать внимание ИФНС.

      Цена вопроса — 3–5% от окладов — объём несущественный. Компании, заботящиеся о персонале, регламентируют размер обязательной индексации внутренними актами и, как правило, конкретными цифрами, а не процентами — и проводят её планово. Причём размер прибавки может быть больше, чем уровень инфляции.

      Допустим, у сотрудника оклад 50 000 рублей. Если ориентироваться на индексацию, прибавка должна быть порядка 5%, это 2500 рублей.

      Те, у кого всё же кризисное положение, возможно, выпустят “приказ” о частичном выборочном поощрении персонала или об индексации на минимальном уровне, — говорит основатель и руководитель консалтингового агентства “Одинград” Елена Одинцова.

      В Конституции говорится, что каждый человек имеет право на оплату своего труда. И размер этой оплаты не может быть ниже, чем МРОТ. МРОТ – это минимальный размер оплаты труда. Его показатели устанавливаются правительством. Обычно происходит ежегодное повышение МРОТ.

      Такие действия направлены на балансировку уровня доходов населения и инфляции валюты в стране. Если уровень жизни в стране по каким-то причинам стремительно падает, то повышение МРОТ может происходить несколько раз в год.

      Потому то, насколько поднимут зарплату бюджетникам в 2021 году, интересует всех в первую очередь.

      Говоря о повышении размера оплаты труда, актуальным становится вопрос, каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году. Пример прошлого года показал, что индексация не была предусмотрена для таких работников бюджетной сферы, как судьи, сотрудники ряда силовых структур и прочие.

      Однако продолжается выполнение указов Президента от 2012 года по обеспечению мероприятий в области социальной политики и поддержки детей. Данными указами было предусмотрено увеличение зарплаты бюджетникам в 2021 году на 100%. В некоторых случаях это повышение составит 200%.

      Но не так давно Президент выступил с предложением, чтобы индексация в 2021 году проводилась с учетом тех групп населения, которые не были упомянуты в «майских указах».

      Зарплата социального работника в 2021 в Ростовской области

      К категории госслужащих относятся:

      • таможенники;
      • налоговые инспекторы;
      • специалисты погранслужбы ФСБ;
      • Роспотребнадзор;
      • сотрудники миграционной службы.

      В 2012 году президент РФ подготовил указ о повышении зарплаты государственный служащих. Рост заработной платы таких специалистов планировался значительный. За несколько лет на эту программу предполагалось потратить 4,6 трлн рублей. Часть из них покрывал федеральный бюджет, а часть региональный. Однако очередной кризис внес в эту программу свои коррективы. Нет, индексация зарплат госслужащих действительно будет, но плавная. Однако в ближайшие месяцы повышения окладов ждать не стоит.

      Премьер-министр уверяет, что повышение оклада бюджетников в этом году – дело решенное. Поэтому повышения доходов стоит ждать медикам, учителям и преподавателям вузов и ССУЗов.

      Министерство финансов предполагает, что повышение зарплат составит минимум 16%. Но повышение будет неравномерным. Это связано с разницей в уровне зарплат в стране, трудовым стажем, категорией работника и прочее. При повышении зарплаты конкретному работнику будут учитываться его обязанности, дополнительная нагрузка, рейтинг заведения и прочее. Так, некоторые специалисты могут ждать прибавки в полтора раза.

      Заморозить индексацию пенсий правительство не решилось. Пенсионеры являются самой незащищенной категорией населения. Они сами оплачивают лекарства, ЖКХ, продукты и многое другое. Поэтому индексации пенсии стоит ждать, но вполне вероятно, что от темпов инфляции она все равно будет отставать. По предварительным данным, индексацию пенсий работающих граждан все-таки заморозят. Индексация произойдет только после увольнения пенсионера с работы.

      Работать представителям этой профессии приходится в центрах социального обслуживания населения, в домах престарелых или детских домах, в органах, которые занимаются опека и попечительства, иногда в колониях, а также в службах психологической помощи.

      Требования, которые позволяют называть человека профессионально пригодным для выполнения подобной работы, довольно высокий. Сотрудники обязаны знать государственные законы, которые регулируют социальные отношения, разбираться в основах правоведения психологии и даже медицины, имеет навыки решения вопросов по профессиональной ориентации и умеют грамотно работать с документации, а также всем, что с этим связано – знать делооборот, компьютерные программы для внесения данных учёта и так далее.

      Работа отнюдь непроста, поэтому нет ничего удивительного, что увеличение зарплаты соцработникам стоит таким острым вопросом.

      Обсуждая последние новости о повышении окладов соцработникам в России нельзя не заметить того, что с целью повышения эффективности труда в этой сфере ещё в 2015-м году были утверждены некие нормы социального обслуживания.

      Зафиксирован объем необходимых услуг, а также количество человек, которые закрепляются за одним социальным работником. Число людей рассчитывается из объема работы, а также количества осуществляемых услуг. В среднем на одного социального работника в месяц приходится около 20 человек, каждая услуга имеет свой временной норматив, но это довольно условно, потому что здесь главную роль играет человеческий фактор.

      По данным Росстата заработные платы социальных работников могут достигать 78 000 рублей. Однако в данном случае речь идёт о Москве, потому что сложно себе представить, что такие деньги получает социальный работник, который трудится в сельской местности. Относительно стимулирующих выплат, то власти той же Москвы недавно выделили премии для данной категории населения, которые работали в тяжелых условиях труда, в размере 25 000 рублей.

      Относительно роста заработных плат можно сказать, что повышение будет. Однако, здесь как всегда есть «но».

      Рост окладов обеспечит индексация заработных плат соцработникам в России, но повышение будет не очень большим – в пределах 6 %. К примеру, если заработная плата составляет 15 000 рублей – оклад имеется ввиду, то размер прибавки будет равен примерно 900 рублей. Не стоит забывать о том, что индексации подвергаются исключительно чистые оклады бюджетников, без премий, надбавок за дополнительную работу и других стимулирующих выплат. Полностью зарплата может быть и 20 000, но оклад меньше, именно он умножается на коэффициент индексации.

      Дополнительно средства из государственного бюджета на рост заработных плат для этой категории государственных служащих выделять не планируется.

      Информация о том, будет ли сокращение соцработников в 2021 году, в прессе не обсуждается. Не так давно вся бюджетная сфера претерпела волну сокращений на фоне реорганизации многих служб, но на 2021 год масштабное сокращение сотрудников в социальной сфере точно не планируется.

      Естественно, возможна обычная текучка кадров, и есть вероятность того, что будут меняться некоторые должности, в результате чего людей могут переводить на другую работу, но сокращать соцработников не планируют.

      Откровенно говоря, профессия социального работника появилась относительно недавно – в девяностые годы. Однако она играет очень большую роль в развитии общества, и отрицать это уже просто бессмысленно.

      Пусть ставка соцработника на 2021 год в РФ кардинальным образом не изменится, но власти прекрасно осознают важность подобного труда, поэтому правительство Российской Федерации ещё в 1995-м году приняло законопроект по поводу того, что можно получить почётное звание социального работника. Оно входит в государственную наградную систему России, то есть дает некие привилегии и повышает престиж профессии в целом.

      Статистика зарплат Социальный работник в Ростовской области

      В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством они подразделяются на разные категории:

      • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
      • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

      Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое предстоит повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в России.

      Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в мае 2012 года. Основной документ — Указ Президента о повышении зарплаты бюджетникам (Указ Президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

      Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

      • от 07.05.2012 № 597;
      • от 01.06.2012 № 761;
      • от 28.12.2012 № 1688.

      Повышение является поэтапным. В конце концов:

      • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
      • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.

      К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

      Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

      Педагоги детских садов и общего образования

      Педагоги дополнительного образования

      Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

      Преподаватели вузов

      Врачи

      Средний и младший медицинский персонал

      Социальные работники

      Работники культуры

      Научные сотрудники

      Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

      Специалисты по кадрам

      Специалисты по комплексной реабилитации

      Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений

      Социальные психологи

      Юристы

      Бухгалтеры и экономисты

      Инженеры

      Программисты

      Следователи

      Пожарные

      Судьи, прокуроры

      Военнослужащие и приравненные к ним

      Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 4%

      1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

      2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

      При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

      Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

      3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

      6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

      а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

      б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

      в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

      10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

      а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

      б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

      в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

      г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

      д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

      е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

      ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

      з) настоящих рекомендаций;

      и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

      11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

      12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

      Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

      13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

      Кому и на сколько поднимут зарплату в 2021 году в России

      21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

      22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

      23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

      24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

      25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

      Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

      26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

      для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

      для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

      для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

      27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

      Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

      В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.

      28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

      29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

      30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

      Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

      а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

      б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

      в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

      г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

      31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

      36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.

      Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

      В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

      Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

      Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.

      Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

      При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:

      размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;

      размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;

      уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);

      размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);

      размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

      Каждый раз, когда мы пишем что-то о зарплатах работников бюджетной сферы и ссылаемся на официальные данные Росстата, в комментариях обязательно кто-то напомнит, как далеки эти цифры от реальности. Пока Росстат отчитывается о зарплатах учителей выше 45 тысяч рублей в среднем по стране, и о зарплатах врачей, которые перевалили за 85 тысяч, многие совершенно справедливо напоминают, что в реальности такие цифры можно увидеть разве что в Москве и еще в паре регионов-доноров.

      Индексация заработной платы бюджетникам в 2021 году

      Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).

      Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:

      • для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
      • для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
      • для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.

      По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).

      И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:

      • правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
      • для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
      • основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
      • были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.

      Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).

      Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.

      В 2020-м была еще одна достаточно неоднозначная идея – ввести почасовой МРОТ. Авторы идеи обосновали это тем, что с установленным почасовым МРОТ будет проще устанавливать оплату труда для тех, кто трудится по краткосрочным трудовым договорам.

      Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.

      Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.

      Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.

      То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.

      Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.

      В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.

      Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.

      Но уже точно можно сказать, что повышение ждет тех, кто работает за минимальную зарплату (или чья зарплата рассчитывается от МРОТ). До настоящего времени МРОТ определялся как прожиточный минимум для трудоспособных граждан за II квартал предыдущего года. Например, в 2020 году МРОТ составляет 12 130 рублей. За II квартал 2020 года Минтруд насчитал прожиточный минимум в размере 12 392 рублей, что дает прибавку всего на 2,16%.

      Видимо, это не понравилось никому, и МРОТ теперь решили рассчитывать по-новому. Со следующего года МРОТ будет составлять определенный процент от медианной зарплаты (это такая зарплата, меньше и больше которой получает равное количество людей). И по подсчетам, в 2021 году при доле МРОТ в 42% он составит 12 792 рубля. И это уже на 5,5% больше текущего года – что вполне нормально, и даже больше инфляции, которая планируется на уровне 4% по итогам года.

      Точно по такой же схеме будет рассчитываться и прожиточный минимум, только там будет учитываться медианный среднедушевой доход по стране. В обоих случаях соотношения между медианными доходами, прожиточным минимумом и МРОТ будет устанавливать правительство на каждый год отдельно.

      Как мы уже написали выше, все работодатели обязаны ежегодно индексировать зарплаты не величину не ниже официальной инфляции. И, поскольку государство – тоже работодатель для бюджетников, его это тоже касается. Но особенность в том, что повышение окладов для таких работников производится на основании постановления правительства. Например, в 2020 году с 1 октября все оклады были повышены на 3% – причем и бюджетникам, и чиновникам, и силовикам.

      То есть, решение о повышении окладов – скорее политическое. Конечно, на уровне конкретного бюджетного учреждения зарплаты могут подниматься и локальными нормативными актами, но основное повышение всегда связывается с индексацией окладов решением правительства.

      Но что делать, если правительство утвердило индексацию, а зарплату не подняли? В этом случае работодатель будет отвечать перед законом согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ему грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (для юридических лиц). Хоть такие ситуации бывают не очень часто, работник может пожаловаться непосредственному руководителю, или в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие контрольно-надзорные ведомства.

      Куда чаще бывают ситуации иного рода. Например, когда для медиков в период пандемии ввели специальные доплаты за работу с больными коронавирусом, некоторые медработники их так и не увидели. Здесь пожаловаться будет куда проще ¬– для этого на Госуслугах открыли целый раздел. Правда, тогда проблема была в том, что руководители на местах просто неправильно поняли распоряжение о доплатах и выплачивали их буквально в произвольном порядке – но с точки зрения закона нарушение было под вопросом.

      Хуже всего, когда сотруднику бюджетной организации платят меньше, чем того требуют «Майские указы». Здесь жаловаться бессмысленно – зарплаты рассчитываются согласно всем нормативным актам, а сами по себе указы не предполагают ответственности за их неисполнение.

      Стоит сказать о том, что в России профессия социального работника считается еще относительно молодой, потому что выпускать специалистов этого профиля стали только после 91 года. Однако в Европе и США она получила свое развитие уже довольно давно, поэтому план современное обучения соцработников стандартизирован по другим странам.

      Освоить данную профессию могут только люди с тонкой душевной организацией, ведь в профессиональные обязанности ее представителей входит предоставление ряда необходимых услуг одиноко проживающим людям, пенсионерам или инвалидам.

      Обычно такие люди предоставляют государством, которое и платит им заработную плату, и во время работы они обязуются покупать и доставлять для своего подопечного продукты питания, готовить еду, при необходимости даже кормить людей, а также просто выполнять какие-то их поручения.

      Увеличение зарплаты соцработникам является необходимостью, потому что средний оклад в данной сфере составляет 20 000 рублей. Однако на практике социальные работники зарабатывают еще меньше – в некоторых регионах 10-15 000 рублей.

      Наиболее высокую заработную плату в этой сфере получают представители столичной элиты, потому что здесь средняя зарплата превышает 30 000 рублей.

      Правда, здесь стоит сказать, что и уровень жизни в Москве намного выше, чем в глубинке, поэтому соотношение трат и прибыли получается примерно одинаковым.

      Важно! Точны оклад социального работника зависит от стажа работы, уровня профессиональных обязанностей, квалификации и рабочей нагрузки.

      Обсуждая вопрос о том, какой будет ставка соцработника на 2021 год в РФ, стоит уделить внимание тому, что сегодня на одного полностью занятого представителя данной профессий приходиться около 8 подопечных.

      В сельской местности из-за больших расстояний межу населенными пунктами на одного человека может приходиться четыре человека. Ставка будет зависеть от числа работников и качеств обязанностей.

      Однако здесь может возникнуть такая проблема, что какому-то подопечному придется уделить только 2 часа в неделю, а для кого-то необходим ежедневный уход. И власти должны принимать этот факт во внимание.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *