Самовольное занятие земельного участка зк РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самовольное занятие земельного участка зк РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Самовольное занятие земельного участка – это противоправное, нелегальное завладение территорией чужого надела или его части без согласия правообладателя. Завладение чужой землей без законных оснований не только повлечет комплекс мер по защите нарушенного права, но и приведет к наложению административного штрафа. Самовольный захват земельного участка это серьезное правонарушение, за совершение которого предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Согласно законодательству Российской Федерации земельный участок предоставляется гражданину или организации в пользование в следующих вариантах: получение в собственность; взятие в аренду; сервитут; наследуемое владение и т.д.

Вариантов законного приобретения земельного участка много, однако случаи самовольного занятия земельного участка встречаются часто. Вопрос оборота земель это тема, находящаяся в сфере особого внимания органов власти. Причиной этому является стоимость земельного участка, так как, земля, как и любая другая недвижимость, достаточно дорогой объект, и собственнику в результате незаконного пользования может быть причинен немалый ущерб. Кроме того, нужно учитывать и статус земель, например земли сельскохозяйственного назначения, которые являются одной из основ экономики России, или земельные участки, которые относятся к другой охраняемой категории.

Чаще всего в отношении лиц, уличенных в самовольном занятии земельного участка, применяется ответственность, установленная административным законодательством. Она представляет собой штраф, размер которого будет зависеть от того, поставлен ли участок на кадастровый учет и определена ли его кадастровая стоимость. Так, в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование земельного участка лицом, которое не имеет предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа.

Нужно отметить, что индивидуальные предприниматели в случае самовольного захвата земельного участка рассматриваются как организации, соответственно, и размер штрафа к ним применяется аналогичный. Если самовольное занятие земельного участка совершено в отношении части надела, то расчет стоимости, от которой зависит исчисление штрафа, производится исходя из отношения той площади, что была незаконно занята, к общему размеру участка.

Применение административной ответственности за самовольный захват земельного участка строится следующим образом: уполномоченный государственный орган фиксирует факт правонарушения и устанавливает срок нарушителю для устранения правонарушения. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа.

Необходимо помнить, что применение административного наказания не означает, что нарушитель избежит других мер ответственности.

За самовольное занятие земельного участка нарушитель может быть привлечен и к уголовной ответственности. Напрямую самовольный захват преступлением в Российской Федерации не является, однако если он оказался связан с совершением другого уголовно наказуемого деяния, виновному надо готовиться к наказанию по УК РФ.

Уголовная ответственность за самовольное занятие земельных участков может наступать в тех случаях, когда такие действия были, например, частью мошенничества. В этом случае виновный, в силу ст. 159 УК РФ может лишиться свободы на срок до 2 лет, если он был один, либо до 5 лет, если преступление было совершено преступной группой, либо до 6 лет с использованием служебного положения.

Помимо этого, за самовольное занятие земельного участка ответственность по уголовному законодательству может наступить и в отношении особых видов преступлений, связанных с нарушениями правил оборота недвижимости. В частности, если самовольный захват сопровождался регистрацией незаконной сделки или умышленной подстановкой ложных данных в межевые документы, это будет отдельным составом преступления.

Важно отметить, что это всего лишь часть возможных преступлений, частью которых может быть самовольный захват земли.

1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

7. Субъективная сторона — умышленная вина.

8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:

  • выделение земельных участков во временное арендное пользование;
  • приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
  • получение земли по наследству;
  • выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
  • иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.

В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.

Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:

  1. противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
  2. вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
  3. размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
  4. эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
  5. использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.

Законными владельцами земли (гражданами, предприятиям, публичными образованиями), при установлении самозахвата земли могут предъявляться требования об устранении указанного нарушения. Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав.

Законодательные акты предусматривают гражданскую и административную ответственность за самовольное занятие земли. Меры ответственности по ГК РФ включают в себя:

  • предъявление устного или письменного требования об освобождении чужой земли (целесообразно сразу подготовить и вручить письменное требование, так как это потребуется на стадии судебного обращения);
  • направление претензии о компенсации убытков и упущенной выгоды от незаконного использования чужой земли;
  • предъявление искового заявления в суды общей юрисдикции о принудительном освобождении земли, взыскании расходов на устранение нарушения (например, возмещение затрат на снос самовольно построенных объектов на чужой территории), взыскание убытков и упущенной выгоды.

Для обращения в суд нередко приходится подтверждать свое право на землю. Если у истца отсутствуют правоустанавливающие документы (например, если участок выделялся по правилам СССР и архивы не сохранились), может потребоваться предъявить заявление о признании права собственности. После вынесения такого судебного акта собственник сможет надлежащим образом зарегистрировать свое право в службе Росреестра и предъявить претензии нарушителю.

Расчет суммы убытков осуществляется исходя из затрат, понесенных на восстановление нарушенного права – снос незаконных ограждений и построек, восстановление межевых знаков, рекультивация почвенного слоя после нарушения правил землепользования и т.д. Упущенная выгода заключается в недополученных доходах от эксплуатации земли (например, отсутствие возможности выращивать сельхозпродукцию).

Если при самовольном захвате земли нарушаются требования к целевому использованию земли, виновное лицо также будет обязано возместить правообладателю все расходы, и подлежит привлечению к административной ответственности. В таких случаях целесообразно обратиться к земельным инспекторам службы Госземнадзора, которые могут составлять протоколы о нецелевом использовании земли и самовольном ее захвате.

Специальные правила установлены для привлечения захватчиков земли к административной ответственности. Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает не только санкционные меры за самовольное занятие надела или его части, но и за эксплуатацию земли без надлежащих разрешительных документов. Под такие случаи подпадают даже законные арендаторы, не обратившиеся своевременно за продление срока арендного договора.

Административные санкции за самовольный захват участка по статье 7.1 КоАП РФ будут различаться в зависимости от наличия или отсутствия у надела утвержденной кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется по итогам государственной оценке земли и служит для целей налогового учета и взыскания штрафов. Если участок имеет определенную кадастровую стоимость, штраф будет взыскан в следующих пределах:

  • для физлиц – от 1 до 1.5% от кадастрового стоимостного показателя (сумма штрафа не может быть менее 5000 рублей);
  • для должностных лиц – от 1.5 до 2%, но не менее 20 000 рублей;
  • для юрлиц – от 2 до 3%, но не менее 100 000 рублей (нудно учитывать, что в рамках этой статьи частные предприниматели приравнены к предприятиям).

Если показатель кадастровой стоимости земли не определен, суд взыщет штраф в денежной форме. Для граждан сумма санкции составит от 5000 до 10 000 рублей; для должностных лиц – от 25 000 до 50 000 рублей; для юрлиц и предпринимателей – от 100 000 до 200 000 рублей. Если самовольно захвачена только часть земельного надела, определение суммы штрафа будет происходить в пропорциональном отношении захваченной площади к кадастровой стоимости земли.

Разбирательство административных дел происходит на основании процессуальных документов, оформленных земельными инспекторами Госземнадзора. Основаниями для составления протоколов являются собственные плановые и внеочередные проверки, либо заявления заинтересованных лиц.

Взыскание административных санкций не устраняет иные меры ответственности. Даже после взыскания и уплаты штрафа самовольный захватчик обязан освободить чужой надел, снести незаконные постройки и возместить причиненный ущерб. При отказе добровольно устранить нарушение и выплатить взысканные санкции, принудительное исполнение судебных актов будет осуществляться должностными лицами ФССП.

Соседние участки СНТ, находящиеся в муниципальной собственности, были получены гражданами А. и В. в конце 80-х годов при вступлении в товарищество. По состоянию здоровья А. несколько лет не мог посещать садовый участок, при этом являлся членом СНТ и регулярно оплачивал все взносы. В этот период А. воспользовался правом, предусмотренным пунктами 3, 4 статьи 39.5 171-ФЗ от 23.06.2014, и обратился в органы исполнительной власти, чтобы получить и узаконить право собственности на полученный участок.

После смерти А., его сын Б. вступил в наследство на участок, но обнаружил, что часть его территории самовольно захвачена В. и отделена забором. Гражданин В. сообщил, что считает свои действия законными, так как документы СНТ, определяющие границы участков, были утрачены во время пожара и при установке ограждения В. был вынужден приблизительно определить границы своей территории. После направления требования и предъявления правоустанавливающих документов, гражданин В. согласился на перенос ограждения в соответствии с границами участков, но при условии, что ему компенсируют затраты на общий забор и стоимость сарая, построенного на занятой территории.

Собственник самозанятого участка счел поставленные условия незаконными и обратился в районный суд с исковым заявлением с просьбой обязать гражданина В. освободить участок и демонтировать незаконную постройку. В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ, суд вынес решение о восстановлении нарушенного права собственности на земельный участок и в полном объеме удовлетворить исковые требования. Гражданин В. воспользовался правом оспорить решение суда, подав апелляционную жалобу. После рассмотрения апелляции, суд вынес определение сохранить решение суда 1-й инстанции без изменения.

Приведенный пример явно доказывает, что любые действия правильно начинать только после согласования с собственником земли. Отсутствие документов на земельный участок не является основанием для эксплуатации чужой недвижимости в своих интересах.

Судебная практика показывает, что в некоторых ситуациях, самозахваченные территории могут быть узаконены, тем не менее, нарушитель все равно не освобождается от административной ответственности, и обязан заплатить штраф. Прежде чем захватить, на первый взгляд никем незанятую территорию, нужно узнать кому она принадлежит (очень часто земли находятся в распоряжении лесного фонда). Для получения бесхозной земли в личную собственность необходимо обратиться с соответствующим заявлением к властям, которые, если пойдут на встречу, поставят землю на учет в муниципалитет и уже после сдадут ее в аренду.

  • Семейное право
  • Наследственное право
  • Земельное право
  • Трудовое право
  • Автомобильное право
  • Уголовное право
  • Недвижимость
  • Финансы
  • Налоги
  • Льготы
  • Ипотека

Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2019 N 304-АД18-23986 по делу N А02-1278/2017

общество с ограниченной ответственностью «Новострой» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Республики Алтай по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай от 04.07.2017 по делу N 03/28 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 000 рублей штрафа.

Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 301-КГ18-25680 по делу N А43-47603/2017

Согласно статье 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации использование земельного участка без оформленных документов является административным правонарушением. В целях реализации исключительного права на приобретение земельного участка в собственность или аренду в соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ необходимо осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2019 N 44-АД19-3

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Иванова Анатолия Николаевича на вступившие в законную силу постановление от 19.10.2017 N 304/8/48-2017, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Кунгурского, Кишертского, Березовского, Ординского, Суксунского районов и города Кунгура Пермского края по использованию и охране земель, решение судьи Суксунского районного суда Пермского края от 13.12.2017 N 12-69/2017, решение судьи Пермского краевого суда от 24.01.2018 N 7-131/2018 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 24.05.2018 N 44а-728/2018, состоявшиеся в отношении Иванова Анатолия Николаевича (далее — Иванов А.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2019 N 35-АД19-2

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Шкабаро Юрия Ивановича (с учетом представленных дополнений, в том числе ходатайств) на вступившие в законную силу решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 28.09.2018 N 12-191/2018, решение судьи Тверского областного суда от 05.12.2018 N 21-296/2018 и постановление председателя Тверского областного суда от 06.03.2019 N 4-а-89/2019, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шкабаро Юрия Ивановича (далее — Шкабаро Ю.И.),

  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
  • Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
  • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Что такое самовольное занятие земельного участка

Иногда граждане предполагают, что не использующийся ЗУ является заброшенным и его можно использовать в собственных интересах. Такое понимание основ правопорядка ошибочно. Признание надела бесхозным требует проведения специальной процедуры, после которой регламентируются действия по его обработке и использованию. Кроме этого, существует определённый отрезок времени – 3 года, который допускает перерыва или отсутствия работ на земле, без объяснения причин.

Некоторые случаи допускают промедление на вступление в наследство, которым является участок. Но и в данном случае требуется следовать регламенту, защищающему права собственника. Захватывать участок, который имеет вид бесхозного, недопустимо. Если лицам, захватившим земли, заведомо известно, что у участка есть законный владелец, их действия могут привести не только к административной, но и уголовной ответственности, рассматриваясь как бытовое рейдерство.

Административное правонарушение вменяет имущественную ответственность в адрес нарушителя в виде штрафа. Он составляет:

  • 500 – 1000 рублей физическим лицам;
  • 1-2 тысячи рублей должностным лицам;
  • 10-20 тысяч рублей юридическим лицам.

Кроме начисления штрафа, нарушителям выдаются предписания, с резолюцией об освобождении самовольно занятого ЗУ. При этом возвращаемый надел требуется вернуть в изначальное состояние, в котором он находился до момента нарушения права собственности. Это означает, что все работы, проведённые на участке, потребуется ликвидировать. Их ликвидацию должен провести субъект, незаконно воспользовавшийся землями, затратив на ликвидацию собственные средства.

А также, если в результате проводимых несанкционированных работ был нанесён имущественный вред постройкам или насаждениям, принадлежащим собственнику, он вправе взыскать материальный и даже моральный ущерб отдельным гражданским иском.

Итак, об ответственности за самовольное занятие земельного участка вы узнали. Теперь мы расскажем как правильно защитить свой участок.

КоАП РФ, в статье 7.1 определяет наказание за незаконное использование земельного надела. Так, статья указывает, что самовольное занятие, а также использование надела при отсутствии прав, может повлечь за собой:

  • штраф в размере от 1 до 1.5 процентов от кадастровой стоимости, но не менее пяти тысяч рублей — если нарушителями являются физлица, от 1.5 до 2 процентов, но не менее двадцати тысяч, если норму нарушают должностные лица, от 2 до 3, но не менее ста тысяч, если закон нарушают организации;
  • штраф в размере от пяти до десяти тысяч на граждан, от двадцати до пятидесяти на должностных лиц и от ста до двухсот на организации, если кадастровая стоимость не определена.

Если лицо ведёт предпринимательскую деятельность, но при этом не регистрирует соответствующий статус, то налог будет платить, как юридическое лицо.

Ответственность не ограничивается только применением административных норм. Если занятие чужой земли привело к финансовым потерям, то убытки могут быть возмещены через суд. Так, статья 76 Земельного кодекса гласит, что ущерб, причинённый земельными нарушениями, возмещается в полном объёме.

В ситуации, когда участок незаконно занимается иными лицами, собственнику рекомендуется осуществить ряд последовательных действий, направленных на возврат своих прав и возмещение ущерба:

  1. попытаться мирно урегулировать ситуацию. В некоторых случаях нарушитель земельных границ может просто не знать о том, что чьи-то права ущемлены. Например, когда участки не имеют видимых ориентиров. В таких случаях имеется высокий шанс для решения проблемы без суда и обращения в иные органы;
  2. подготовить официальную претензию с требованием об освобождении занятого надела с указанием действительных границ земли;
  3. зафиксировать факт нарушения. В зависимости от ситуации, это может быть Росприроднадзор или Росреестр;
  4. подготовить заявление в суд;
  5. подать заявление и принять участие в судебном процессе.

После вынесения судебного акта остаётся дождаться его вступления в силу. Затем нужно получить исполнительный лист и обратиться в службу судебных приставов, которые будут содействовать принудительному исполнению решения.

Если ранее границы участка не были определены или не был произведён вынос точек на местность, рекомендуется сделать это до обращения в суд. В противном случае доказать свою позицию будет сложнее.

Если прекращение нарушения (самовольного занятия надела) будет невозможно, суд может принять решение о его выкупе. Цена рассчитывается в таком случае по сложившимся в регионе рыночным показателям.

Возмещение ущерба за самовольное занятие земли производится только в гражданско-правовом порядке.

Собственник может подать заявление с требованием о возмещении вреда сразу с иском об освобождении территории или отдельно. В каждом случае нужно правильно рассчитать сумму иска.

Ущерб может включать в себя не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Однако рассчитать и доказать её сложнее. Необходимо собрать документальное подтверждение того, что прибыль не получена именно из-за того, что надел был незаконно захвачен, а также тот факт, что при иных обстоятельствах имелись все факторы для её получения, например, имеется договор поставки зерна, но из-за невозможности его выращивания соглашение не было исполнено.

Взыскание средств производится через суд. Если и после этого должник не отдаёт землю и не возмещает ущерб добровольно, необходимо обратиться в службу приставов для начала процедуры принудительного взыскания.

Участок, который был незаконно захвачен, все равно будет изъят у захватившего его лица. При этом добровольное его освобождение позволит избежать не только участия в деле судебных приставов, но и дополнительных затрат.

Для реализации своих полномочий сотрудники ФССП могут привлечь сторонних специалистов, например, сотрудников Росреестра для определения границ на местности. Нарушителю будет сначала предложено добровольно освободить территорию, а потом уже последуют принудительные действия.

Самовольное занятие земельного участка

Под самовольным захватом понимаются активные мероприятия с целью установления владения над не принадлежащей на правах собственности или аренды землей.

Они могут быть связаны со следующими манипуляциями:

  • огораживание территории;
  • возведение препятствий;
  • размещение сооружений;
  • посев и посадка растений.

Самовольным захватом признаются действия по лишению доступа к территории лиц, которые обладают правами на данный земельный участок. Наказание также грозит в случае, если гражданин организует различного рода препятствия представителям органам власти или местного самоуправления.

На практике самовольным признается следующие обстоятельства пользования участком:

  1. До принятия решения со стороны органа исполнительной власти решения в части предоставления, продажи или выделения земельного надела;
  2. До момента заключения договора по отчуждению или иных юридически значимых документов, который способны подтвердить переход права собственности;
  3. До завершения процедуры регистрации и получения полного комплекта правоустанавливающих документов;
  4. До определения границ территории, предусмотренных нормативными актами местного самоуправления или иными регламентирующими документами;
  5. Использование земельного надела не по назначению, то есть игнорирование правил выделения участка под сельскохозяйственные цели, индивидуальное строительство, производственной и иного вида деятельности.

Светлана
Эксперт по недвижимости

В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушение в виде самовольного занятия территории наказуемо. Занявшее его лицо несет соответствующий вид наказания, а земельный участок обязан быть освобожден в соответствии с предписаниями.

Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.

Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:

  • недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
  • обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
  • создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.

Законодательством предусмотрены предупредительно-восстановительные меры и юридическая ответственность за нарушение земельно-правовых нормативов.

Для оформления права собственности на землю, ссылаясь на приобретательную давность, требуется выполнение пяти условий:

1. Давность существования земельного владения – 15 лет. Исчисляться данный срок владения землей начинается в момент появления у правообладателя этого владения. Если же участок земли еще может быть истребован у его владельца юридическим собственником земли, то срок владения начинается уже по окончанию срока исковой давности.

2. Непрерывность владения землей. Данное условие, предусмотренное в российском гражданском кодексе, означает, что участок земли весь период (то есть минимум в течение указанных 15 лет) не выходил из владения конкретного лица, претендующего на оформление права собственности. Владение землей, которое то появляется, то прекращается, не влечет возникновение приобретательной давности на участок земли. Исключения составляют лишь те случаи, когда участок земли выбывал из законного владения помимо воли его правообладателя.

Стоит отметить, что непрерывность владения участком земли сохраняется при замене законного владельца его правопреемником (статья 234 пункт 3 ГК РФ). Правопреемство на землю устанавливается согласно нормам гражданского законодательства. Для физических лиц применяются чаще всего положения наследственного права. Однако и здесь есть нюансы. Поскольку наследодатель-владелец участка земли не являлся по юридическим документам собственником этого участка, то и оставить его по завещанию он не имел права. Поэтому правопреемство в указанной ситуации возможно лишь для наследников по закону.

Исходя из вышеуказанных норм, фактический владелец участка земли, претендующий на вступление в собственность в силу гражданско-правового института приобретательной давности, для расчета срока законного владения вправе присоединить к времени своего владения участком земли и срок владения этим участком, которое осуществлял его умерший родственник-наследодатель, при условии, что законный наследник вступил в наследство и продолжил пользоваться землей после смерти наследодателя.

Кроме того, непрерывность давностного владения сохраняется при передаче владельцем земли своего участка во временное владение третьему лицу.

3. Владение участком земли осуществляется лицом, не считающимся собственником участка, как своим собственным. Данное положение означает, что владелец земли должен извлекать для себя полезные свойства участка земли соответственно его назначению. К примеру, владелец использует участок земли, предназначенный для садоводства, для выращивания на нем сельскохозяйственных культур для своей семьи.

При установлении данного условия для приобретательной давности законодателем предполагается, что владение участком земли как своим собственным значит владение не по договору. Следовательно, положения статьи 234 российского Гражданского кодекса о приобретательной давности не должны применяться в ситуациях, когда владение землей происходит в результате договорных обязательств (хранения, безвозмездного пользования, аренды и других соглашений).

В судебной практике наиболее распространенным случаем, когда возможно использование института приобретательной давности для оформления собственности владельцем участков земли, является передача этих участков юридическим собственником иному лицу без надлежащего правового оформления.

К примеру, гражданин приобрел еще до введения в действие российского Земельного кодекса участок земли, но письменный договор купли-продажи сторонами сделки не был составлен, и регистрация прав, естественно, не производилась. Приобретатель, владеющий участком, был убежден, что купил землю, поскольку оплатил бывшему хозяину определенную денежную сумму, а тот освободил соответствующий участок земли. В реальности же формальным собственником данной земли остался прежний хозяин.

В ситуации, когда участок незаконно занимается иными лицами, собственнику рекомендуется осуществить ряд последовательных действий, направленных на возврат своих прав и возмещение ущерба:

  1. попытаться мирно урегулировать ситуацию. В некоторых случаях нарушитель земельных границ может просто не знать о том, что чьи-то права ущемлены. Например, когда участки не имеют видимых ориентиров. В таких случаях имеется высокий шанс для решения проблемы без суда и обращения в иные органы;
  2. подготовить официальную претензию с требованием об освобождении занятого надела с указанием действительных границ земли;
  3. зафиксировать факт нарушения. В зависимости от ситуации, это может быть Росприроднадзор или Росреестр;
  4. подготовить заявление в суд;
  5. подать заявление и принять участие в судебном процессе.

После вынесения судебного акта остаётся дождаться его вступления в силу. Затем нужно получить исполнительный лист и обратиться в службу судебных приставов, которые будут содействовать принудительному исполнению решения.

Если ранее границы участка не были определены или не был произведён вынос точек на местность, рекомендуется сделать это до обращения в суд. В противном случае доказать свою позицию будет сложнее.

Если прекращение нарушения (самовольного занятия надела) будет невозможно, суд может принять решение о его выкупе. Цена рассчитывается в таком случае по сложившимся в регионе рыночным показателям.

О чем нужно знать владельцам земельных участков, ставшим жертвой «захватчиков»

В некоторых случаях незаконных владельцев попросту выгоняются с захваченной территории, обязав уплатить штрафы. Другим везет несколько больше. Самопроизвольное расширение границ своей территории бывает разным.

  • В одних случаях активные владельцы земельных участков на протяжении нескольких лет разрабатывают прилегающую бесхозную территорию. Они могут расширяться совсем ненамного. Бывают варианты дружбы с соседями.
  • Одни отдают часть своего участка по доброте душевной или в обмен на что-то. По прошествии нескольких лет и смене хозяев на данных участках возникают споры ввиду несоответствия документам.
  • Есть и третий вариант. Люди просто огораживают бесхозный участок. Разрабатывают его и возводят постройки.

Первые два случая попадают под определение прирезки земли к своему участку.

Если вы обнаружили на собственном участке непрошенных хозяев, которые незаконно им распоряжаются, следует в максимально корректной форме оповестить их о том, что участок принадлежит вам. Не следует начинать решение вопроса с развязывания конфликта. Стоит иметь в виду, что мошенничество с недвижимостью – распространённое явление. Возможно, оказавшиеся на участке граждане были введены в заблуждение недобросовестными риэлторами или мошенниками.

С документацией, подтверждающей право использования ЗУ, обратитесь к главе местной администрации, написав заявление о том, что участок захвачен.

Копии документов прилагаются к заявлению. Запросите составить соответствующий акт и возвратить вам надел, используя административный ресурс. По регламенту, административная комиссия вправе решить данный вопрос на основании положений Кодекса об административных правонарушениях.

В случае отказа, администрация выдаёт письменный документ, в виде выписки из протокола административной комиссии. С этим документом можно обращаться в районный суд по месту расположения ЗУ. В исковом заявлении указывают:

  1. На каком документальном основании истец считает себя владельцем этой категории земли.
  2. Каким образом и когда возник переход права собственности (пользования) ЗУ.
  3. Обстоятельства, связанные с захватом участка.
  4. Каковы предпринятые владельцами ЗУ действия по возвращению земель и результаты досудебного урегулирования вопроса.

В завершение формулируется цель искового производства в виде просьбы к суду о возвращении незаконно занятого надела. Если присутствуют притязания на материальное или моральное возмещение вреда, обосновываются позиции истца и доказательства правомерности его взыскания.

На основании административного постановления или решения суда, законная собственность возвращается.

О том как узаконить самовольное занятие земельного участка читайте здесь.

22217

Много людей попадают в ситуации, когда из-за незнания своих прав и обязательств они могут нарушить закон или лишиться своего имущества.Такое часто происходит в сфере земельных отношений, а особенно в случае самовольного занятия земельного участка.

Именно поэтому нужно немного ориентироваться в этой области, знать определение, уметь распознавать противоправные действия и быть осведомленным о наказании, которое последует за этим.

Самозахват проявляется в таких случаях:

  • отсутствие документов на землю (использование земли без документов, оформляемых в нужном порядке, которые устанавливают право собственности на объект или же разрешают владельцу вести хозяйственную деятельность). Такими документами могут быть представлены договоры купли-продажи, аренды, решение суда, документ, подтверждающий право на наследство и т.д. В противном случае отсутствие подобных документов будет рассматриваться как самовольное занятие и административное правонарушение;
  • выходы за пределы границ территории (попытки владельца расширить границы путём застройки объекта, новые сооружения которого выходят за установленные черты, документально зафиксированные. К этому также относится складирование за границами участка);
  • незаконная деятельность. Ведение незаконной деятельности является не просто обычным административным правонарушением. Лица, которые совершают подобные действия, могут быть притянуты к уголовной ответственности;
  • окончание срока действия документов. Данный случай на практике происходит очень часто. Характеризуется тем, что по окончании срока действия документов, подтверждающих право собственности, деяния арендатора будут незаконными и будут рассматриваться как правонарушение;
  • произведение действий на земельном участке, не упомянутых в договоре. В случае, если арендатор использует землю в целях и способами, которые не были обговорены с владельцем и не занесены в договор, то его действия являются правонарушениями. Назначение земель обязательно должно быть занесено в кадастровый реестр.

Самовольное занятие земельного участка – это правонарушение, которое определяется в соответствии со статьей 7.1 Кодекса об административно-правовых отношениях РФ.

Самозахват земельного участка, к примеру соседом, характеризуется несанкционированным занятием со стороны граждан, земель, относящихся к муниципальной собственности.

Осуществляется без каких-либо гражданско-правовых гарантий в сторону нарушителей и не имеет никакой юридической основы — значит является незаконным.

Степень риска вложения денег в такие участки значительна. Однако гражданско-правовая система допускает признания прав на них в судебном порядке, если административные органы нарушают регламент использования земель и выдачи их населению.

Обозначенная статья, а так же ст. 60 ЗК РФ, предусматривают правовые последствия самовольного захвата, которые выражаются:

  • в виде наложения штрафа;
  • в выдаче предписания об освобождении ЗУ.

Штрафы ограничиваются следующими суммами для различных видов собственности инициатора захвата:

  • физ.лицам – 500-1000 руб.;
  • юр.лицам – 10000-2000 руб.;
  • должностным лицам – 1000-2000 руб.

Так как разные категории земель имеют различную стоимость, предусматриваются возможности начисления штрафа в пропорциональном отношении к кадастровой стоимости ЗУ.

Предписание об освобождении предусматривает возврат участка в изначальном, существовавшем до самовольного распоряжения, состоянии. Это означает, что все насаждения и возведённые застройки потребуется снести за счёт средств нарушителя.

Ранее мы упоминали о том, что делать, если произошло самовольное занятие вашего надела. Ознакомиться с инструкциями наших специалистов можно в этой статье.

Несмотря на обозначенные нормы законодательства, такие участки допускают оформление в собственность, а значит ваши действия по самозахвату можно легализовать. Не стоит рассчитывать на приватизацию ЗУ, но купли-продажа такого участка возможна.

Исходя из законодательных норм, не следует финансировать строительство и начинать возводить дом, так как это окажется дополнительным элементом нарушения.

Для того чтобы оформить самозахват земельного участка, целесообразно обратиться к главе местного исполкома с просьбой о выкупе заброшенной земли.

Может оказаться, что у администрации имеются собственные планы на эту территорию, в таком случае заявителю обязаны представить мотивированное заключение административной комиссии с отказом.

В таком случае лучше отказаться от своих планов.

Если исполком выдал положительное заключение по запросу – можно оформлять захваченный участок в собственность на основании выданного административного акта приема-передачи ЗУ, путём выплаты его кадастровой стоимости и регистрации имущественных прав в Росреестре.

Если был дан отказ на основании невразумительных причин – допускается оспорить решение исполкома в суде. Для этого составляется исковое заявление, в котором ответчиком определяют главу местной администрации, на имя которого подавалось заявление. Им же должен быть подписан документ об отказе. Иск подаётся в районный суд по месту расположения ЗУ.

К заявлению прилагают:

  • копии паспорта;
  • копии выданной выписки с отказом;
  • копию подаваемого заявления;
  • госпошлину в размере 300 рублей.

Остальные приложения должны подтверждать неправомерность отказа. К их числу стоит приложить заключение эксперта о том, что ЗУ имеет вид заброшенного, бесхозного имущества. Заинтересованное в его оформлении лицо привело земли в надлежащий вид и обязуется распоряжаться ими добросовестно, в соответствии с санитарными и иными нормами и правилами.

Если на участке возведено капитальное строение или объект незавершённого строительства, ситуация затруднится. Однако стоит форсировать ситуацию за счёт того, что:

  1. застройка не противоречит градостроительному плану;
  2. решает жилищные проблемы лица, которые невозможно решить иным путём;
  3. в строительство вложены средства из личного или семейного бюджета.

При этом потребуется подтверждение свидетельских показаний о том, что строение действительно возводилось истцом. Если иск признают, заинтересованное лицо получит решение суда, на основании которого следует оформлять самозахват.

Для оформления нужно обратиться в местное отделение кадастра и картографии, с выпиской из решения суда и гражданским паспортом. Предварительно, на основании того же решения, администрация выдаст техническую документацию на ЗУ, которую так же следует приложить, во избежание топографической ошибки.

Пошлина за регистрацию в Росреестре составляет 2 000 рублей для граждан, а для предприятий и организаций – 22 000.

Регистрацию завершат в течение 21 рабочего дня, результатом станет постановка участка на кадастровый учет и внесение сведений об участке и о его владельце. Собственнику выдадут правоустанавливающие документы, подтверждающие законность владения участком.

Если ЗУ в собственности, а его владелец захватил прилегающие к наделу бесхозные части земли, их оформление не требует обращения в администрацию, на основании ФЗ № 171-ФЗ от 23.06.14 г.

Статья 7.1 КОАП РФ. Самовольное занятие земельного участка

Всех собственников земельных участков закон наделяет полномочиями по восстановлению и защите прав, нарушенных при самозахвате (статьи 59, 60 ЗК РФ). На свое усмотрение законный владелец может предпринять действия по выдворению «захватчика» со своей территории самостоятельно или с привлечением контролирующих и судебных органов:

  1. Самозащита (статья 14 ГК РФ). Под этим термином понимаются самостоятельные активные действия собственника недвижимости, в том числе применение физической силы. Например, демонтаж или перенос ограждения, установленного с нарушением границ соседних участков (подробнее о том, как определить границы земельного участка). Важно, чтобы при этом действия пострадавшего владельца недвижимости не выходили за рамки законов.
  2. Жалоба в надзорные органы. Обращаться потребуется в отдел Росреестра, который обязан контролировать законность регистрации и использования подведомственных ему земельных участков. По заявлению инспектора Росреестра проведут проверку и составят протокол, на основании которого будет начато административное разбирательство. Помимо этого, контроль могут осуществлять органы Россельхознадзора и Росприроднадзора.
  3. Направление требования правонарушителю. Передача официального письма с требованиями прекратить совершение незаконных действий по использованию земли обязательно должна быть зафиксирована и иметь подтверждение. Например, требование может быть отправлено по почте заказным письмом. Одновременно собственник земли может дополнить письмо претензией о возмещении ему ущерба, полученного в результате самовольного занятия участка.
  4. Обращение в суд (статьи 301, 304 ГК РФ). Следующий шаг после отказа или игнорирования требования собственника участка к правонарушителю — подача искового заявления в суд. Вместе с восстановлением нарушенного права на участок земли, в иск могут быть включены требования о компенсации ущерба и выгоды, упущенной из-за невозможности пользоваться участком.

В пакет документов собственника должны входить:

  • правоустанавливающая документация — основание для получения прав на недвижимость (свидетельство о вступление в наследство, решение муниципалитета о передаче участка земли или договор, подтверждающий приобретение собственности);
  • правоподтверждающие документы: свидетельство Росреестра о госрегистрации прав на землю, выписка, кадастровый паспорт.

Прежде чем разбираться с ответственностью при самозахвате земельного участка, следует выяснить, что это такое? Граждане обладают целым перечнем прав, на которые они вправе претендовать. Это:

  • аренда;
  • сервитут;
  • наследуемое владение;
  • собственность.

Все они объединены одним фактором – юридическим основанием. Во всех случаях присутствует или договор или решение органов власти о передаче земельного участка. Может случиться, что решения принимались, но по каким-то причинам оформление прав не было завершено. Люди в нашей стране в силу негативного отношения к государству склонны пренебрегать формальными правилами. В случаях частичного присутствия комплекта документов ответственность при самозахвате земельного участка не предусматривается.

Если было незаконно присвоено нежилое помещение на самовольно занятом земельном участке, то собственник должен обратиться в суд с иском по восстановлению его прав на основании ст. 209 ГК РФ.

Если в помещении была произведена перепланировка либо другие изменения, то они подлежат уничтожению.

Земля не может быть «ничьей». Если участок не оформлен в собственность, то это означает, что он является государственной или муниципальной собственностью. Самовольное использование таких земель является нарушением Кодекса об административных правонарушениях (ст. 7.1).

Лицо, незаконно захватившее чужой земельный участок, будет вынуждено заплатить штраф.

Если на наделе были возведены какие-либо постройки, то их придется уничтожить за свой счет. Также в случае производства изменений на участке земля должна быть приведена в изначальное состояние.

В случае, когда в действиях лица, самовольного занявшего землю, усматриваются мошеннические действия, то наступает уголовная ответственность. Согласно ст. 159 УК РФ может быть назначено наказание до 2 лет лишения свободы, а при групповом правонарушении либо при злоупотреблении служебным положением – до 6 лет.

КоАП (ст. 7.1) определяет такие размеры штрафа за захват земли:

  • физическому лицу – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 5000 руб.;
  • должностному лицу: 1,5-2%, но не менее 20000 руб.;
  • юридическому лицу или предпринимателю – 2-3%, но не менее 100000 руб.

Неправомерные действия по использованию земли, не принадлежащей физическому или юридическому лицу, наказуемы со стороны Земельного и Гражданского кодексов. В отдельных случаях наступает уголовная ответственность.

Лицо, осуществившее незаконный захват земли, подвергается штрафу согласно КоАП. В дальнейшем необходимо привести участок в изначальное состояние.

А если на нем было возведено строение, то его придется уничтожить.

Каким бы ни был текущий курс валют на мировых фондовых рынках, самым ценным имуществом на сегодняшний день является недвижимость. Ценность земельной площади в каждом регионе России достаточно высока, и позволить ее приобретение в личное пользование может далеко не каждый.

Разъясняет: заместитель прокурора Центрального административного округа г.Курска Дудина Ирина Генриховна

Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная и имущественная ответственность. Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена, как известно, статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на:

граждан в размере — от 500 до 1000 рублей;

должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;

юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Текст указанной статьи, помимо самовольного занятия земельного участка, содержит в себе дополнительно ещё два состава административного правонарушения: использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника.

Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.

Самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях.

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со статьёй 16 Земельного кодекса РФ земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.

Также к самовольному занятию земельного участка относятся действия собственника (арендатора) направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии со статьёй 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

[3]

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю:

В соответствии со статьёй 131 Гражданского кодекса РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Таким образом, имея на руках постановление о предоставлении земельного участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратится в органы Росреестра для регистрации своего права на земельный участок, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть оформлены установленном порядке, т.е. зарегистрированы.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, охватывает целый ряд норм действующего законодательства Российской Федерации. Это может быть ведение строительства без разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами строительства и архитектуры; ведение мелкорозничной торговли без разрешения органов местного самоуправления, проведение земельных работ без согласования Государственного архитектурно-сроительного надзора и т.д.

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное использование земельного участка, не принадлежащего занявшему его лицу – это лишь общее описание того, что описывает статья 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Имеется огромное количество различных частных случаев, каждый из которых рассматривается отдельно.

  • Использование земли, принадлежащей физическому лицу, другим физическим лицом, или самовольный захват земли соседом. Как правило, такие ситуации возникают из-за длительного отсутствия хозяина участка: предприимчивые соседи могут воспользоваться этим, надеясь избежать ответственности. Кроме того, причиной судебных тяжб по данному случаю обращения часто служат ситуации неверной установки забора между участками, границы которых определены кадастровыми паспортами.
  • Самовольное использование земли, принадлежащей физическому лицу, юридическим лицом. Данный факт совсем не означает, что на участке владельца возникает чужой магазин или целое предприятие. Захваченные предпринимателем земли частных собственников могут использоваться для банального складирования инвентаря/материалов или утилизации мусора.

Любое административное правонарушение влечет за собой материальную и административную ответственность. Самовольное использование чужих земельных наделов без наличия подтверждающих это право документов (договоры аренды и т.п.) влечет за собой административную ответственность за самовольный захват земли по статье 7.1 КоАП Российской Федерации.

Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации существуют некие нормы и постулаты по использованию земельных участков:

  • стоит учитывать значимость земельного участка при его использовании;
  • одной из основополагающих норм является приоритетность защиты её от негативного воздействия со стороны окружающей среды и, в частности, человека;
  • земельный участок обязательно должен не нести вреда для здоровья человека, а также любая деятельность на нём;
  • земельные участки должны использоваться на платной основе;
  • обязательно должно быть равенство законов и интересов граждан, которые претендуют на землю;
  • делится земля согласно её целевому предназначению, которое прописано в законодательстве.

Гражданин Российской Федерации имеет законное право на использование участка земли только после оформления его в частную собственность или если имеет право использовать землю на безвозмездной основе. Данные права должны быть зафиксированы в государственной регистрации. У гражданина должно быть свидетельство об использовании участка земли – это гарантия его прав.

Обязательно должны быть определены границы территории, которые в ходе проведения регистрации прав гражданин закажет в кадастровой палате. Любые действия на земельных участках считаются незаконными и несут административную ответственность, если гражданин использует её вне закона.

Нарушителями могут быть как обычные граждане, так и правоохранительные органы или должностные лица.

Самовольное занятие (самозахват) земельного участка

Нередко граждане интересуются, есть ли возможность оформить самозахват земли в России. Стоит отметить, что даже само выражение обозначает, что действие не имеет законности и за него предусмотрено наказание. Не советуем таким образом обходить закон.

Согласно статье 7 Кодекса об административных правонарушениях наказание за незаконное использование земельного участка присутствует. А также стоит отметить, что данное правонарушение может попасть и под уголовную ответственность, если заявителю удастся доказать незаконное присвоение и использование земельного участка.

Штрафы зависят от степени нарушения:

  • есть ли кадастровый номер и межевание территории данного участка земли;
  • какая оценочная стоимость согласно средней цене на рынке земли.

В случае если судом постановлено незаконное использование земельного участка исходя из надела будет определяться размер штрафных санкций:

  • для юридических лиц штраф будет в размере 2-3% от стоимости земли;
  • для должностных лиц – 1,5-2% от стоимости земельного надела;
  • для физических лиц – 1-1,5%.

Если же ранее не была проведена оценочная стоимость земельного участка, который использовался правонарушителем, то штраф имеет фиксированную сумму:

  • для физических лиц – до 10 000 рублей;
  • для юридических лиц – 200 000 – 300 000 рублей;
  • для должностных лиц – 40 000 – 50 000 рублей.

Владеть землей могут гражданские и юридические лица, при чем владение может быть, как временным, так и постоянным, и происходить на безвозмездной или платной основе.

Законом предусмотрено несколько законных прав на владение землей:
  • Аренда территорий;
  • Покупка территории по договору купли-продажи;
  • Приобретение земли по наследству;
  • Выкуп территории у властей или муниципалитета на аукционе;

Есть также и другие основания, дающие право на владение землей. Описаны они в ЗК РФ и Гражданском Кодексе РФ.

Каждое перечисленное законное основание владение землей, даже несмотря на то временный владелец территории либо же постоянный, дает ему право защищать свои права от нежелательных и противозаконных действий третьих лиц. И защита от самовольного захвата территории также входит в это право.

Как гласит Земельный Кодекс и Гражданский Кодекс РФ, самовольный захват земли имеет место быть в таких ситуациях:
  • Правообладатель территории действует против закона. Это может быть незаконное расширение территории земельного надела (примеры—перенос ограждений на смежную территорию без законных оснований);
  • Постройка здания, часть которого выходит на чужой земельный надел либо осознанное строительство на его территории;
  • Размещение личного имущества на территории чужого земельного надела без согласия его собственника;
  • Ведение деятельности на территории чужого земельного надела, без наличия соответствующих документов, дающих на это право;
  • Ведение коммерческой деятельности на земле без предварительно оформленного документа, дающего право заниматься предпринимательством;

ВАЖНО !!! Законные правообладатели территорий, на которых был выявлен самовольный захват, имеют право выдвигать нарушителям требования устранить законные нарушения. Если же просьба не удовлетворяется, то законные владельцы земли обладают полным правом воспользоваться защитой своих личных прав.

Физические лица, не ведущие коммерческой деятельности, обязываются к выплате штрафа в сумме, равной 1 – 1,5% от кадастровой оценки недвижимости.

Однако минимальная величина штрафа, в соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 5000 рублей.

При захвате чужого участка должностным лицом, такое лицо обязано выплатить штраф в размере 1,5 – 2% от оценки земли по кадастру, но сумма его должна быть не менее, чем 20000 рублей. Организации, совершившие подобного рода нарушение, обязываются оплатить сумму, составляющую 2 – 3% от кадастровой оценки недвижимости, но не меньше 100000 рублей.

Суть заявления Решение Верховного суда
Требование: отменить решение о притягивании к ответственности по ст.7.1 КоАП 16.05. 2021 № 32-АД16-14 Требование не удовлетворять, подтверждение правонарушения, назначены санкции согласно закону
Требование: отменить документы о притягивании к ответственности за самочинное завладение земельным участком 01.03.2016 №18-АД16-6 Прекращение производства по причине окончания срока давности для привлечения к ответственности

Практика судов показывает, что подобные споры широко распространены. Причинами служат противоречия, существующие в разных близких отраслях права, расхождения в его понимании и недостаточная осведомленность участников данных споров.

Правонарушения, которые совершили юридические лица, рассматриваются органами земельного надзора (Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор).

Самозахват земли: кто несет ответственность в 2020 году

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки, которые согласно ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу (недвижимости). В свою очередь, ст. 261 ГК РФ содержит характеристики земельного участка как объекта права собственности. Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Между тем такое определение не совсем точно. Дело в том, что не учтены положения ст. 261 ГК РФ — ничего не сказано о части воздушного пространства, располагающегося над поверхностью, занимаемой, например, многолетними насаждениями, или же о той части земли под поверхностью почвы, где могут залегать минералы. Более широкое определение содержится в Федеральном законе от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре» (далее — Закон о государственном земельном кадастре): земельный участок — часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также то, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами. Согласно ст. 40 ЗК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, замкнутые водоемы, расположенные на нем многолетние насаждения, если иное не установлено законом . Вместе с тем в соответствии со ст. 130 ГК РФ и ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации) часть земельного участка (например, согласно ст. 340, 552, 553, 652, 653 ГК РФ) в случае, если ее границы не описаны и не удостоверены в установленном порядке, не относится к перечню недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, и, как следствие, не может считаться объектом недвижимости.

——————————— Федеральный закон от 2 января 2000 года «О государственном земельном кадастре» // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582. См. также: Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. 2002. N 10. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 16. Ст. 1533; 2002. N 15. Ст. 1377; 2003. N 24. Ст. 2244; 2004. N 27. Ст. 2711.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, т.к. самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, использованию земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

К правоустанавливающим документам на земельный участок относятся копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают предоставление земельного участка.

В этом отношении небезынтересным является следующий пример.

Независимо от того, частично либо полностью был осуществлен захват территории, принадлежащей другому владельцу, нарушитель обязан будет понести ответственность, предусмотренную законами РФ. Штраф за нелегальное использование чужой земли начисляется с учетом площади всего участка, а также стоимости, которая была указана в кадастровом паспорте. Кроме того, размер штрафа также зависит и от того, каким субъектом было произведен захват.

Так, по состоянию на 2021 год, сумма штрафа равна:

  1. Для гражданских лиц— 1,5% от стоимости земли, указанной в кадастровом паспорте и 5 тысяч рублей.
  2. Для должностных лиц— 2% от стоимости земли и 20 тысяч рублей.
  3. Для юрлиц— от 2 до 3% от кадастровой цены и 100 тысяч рублей.

Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели считаются не физическими лицами, а организациями, и поэтому штраф будет составлять ту же сумму, что и для юридических лиц.

Помимо штрафа нарушитель обязан будет вернуть захваченную землю в ее первоначальный вид. Такое правило действует в тех случаях, если на земле наглядно присутствуют какие-либо изменения. По решению суда виновник обязан устранить все строения, возведенные на чужой земле либо же пострадавшему лицу, будут переданы построенные объекты в виде компенсации.

Также в отдельных случаях нарушитель может привлекаться и к уголовной ответственности.

Такое может произойти если:
  • самозахват напрямую связан с другим правонарушением;
  • самозахват произошел в результате обмана или действий мошеннического вида;
  • были не соблюдены правила, по которым нужно распоряжаться недвижимостью;

Как показывает судебная практика, дела, касающиеся самовольного захвата территории практически во всех случаях, решаются в пользу пострадавшей стороны. Кроме того, нарушитель привлекается не только к гражданской, административной, а даже иногда и к уголовной ответственности, но и при необходимости он по требованию пострадавшего обязан выплатить компенсацию.

В случае самовольного занятия земель, отнесенных к лесной зоне, либо эксплуатация таких земель в целях раскорчевывания, лесопереработки, размещения складов, строительной деятельности, устройства пашен и использование в прочих целях, при отсутствии разрешительной документации по землепользованию – грозит административной ответственностью в виде штрафа.

Размер штрафных санкций в этом случае:

  • физическим лицам – 20000 – 50000 рублей;
  • должностным лицам – 50000 – 100000 рублей;
  • организациям – 200000 – 300000 рублей.
Захват чужой территории, согласно действующему законодательству влечет следующее:
  • Получение письменного либо устного требования освободить земельный надел другого владельца;
  • Получение претензии, в которой выдвинуто требование возместить убытки от упущенной выгоды владельца, в то время, пока его земля находилась в эксплуатации у нарушителя;
  • Получение повестки в суд. В ходе судебных разбирательств нарушитель в принудительном порядке должен освободить землю, а также с него будут взысканы средства на устранение произведённых им нарушений. К примеру, могут взиматься деньги на снос незаконно построенного забора.

Для того чтобы суд занялся рассмотрением дела о самовольном захвате территории, необходимо подтвердить свое законное право на земельный надел. В том случае, если истец не может предоставить суду правоустанавливающие документы на землю, так как у него их нет (такое может случиться, если земля была получена по правилам, действующим еще в СССР, а архивы об распределении земель не были сохранены), то ему необходимо будет написать заявление с просьбой признать его права на собственность.

ВАЖНО !!! После того, как суд установит законные права на владение землей, истец должен обратиться в Росреестр для регистрации своей собственность по всем необходимым правилам.

После того, как владелец земли с уже имеющимися правоустанавливающими документами на землю, придет в суд для защиты своих прав от самовольного захвата территории иным лицом, нарушитель будет призван к административной и гражданской ответственности.

КоАП РФ, а именно его статья 7.1, устанавливает правила, по которым нарушитель будет привлечен к административной ответственности. При чем под санкции попадают не только лица, которые осознано произвели самовольный захват чужой территории, но и те, кто сделал это неосознанно. К примеру, арендатор земли, который вовремя не продлил договор аренды с владельцем также может быть подвергнут санкциям.

Захват чужой земли представляет собой использование участка принадлежащему другому лицу в личных целях путем размещения объектов строительства, установления ограждений, для возделывания сельскохозяйственных культур.
Наиболее распространенные способы захвата чужой территории осуществляются при следующих обстоятельствах:

  • присвоение части земельного надела, находящегося в собственности другого физического лица (данная ситуация актуальна при длительном отсутствии соседей по участку или в том случае, когда имеются споры по поводу установления границ смежных наделов между собственниками);
  • захват части земельного надела юридическим лицом для размещения оборудования, коммуникаций или хранения отходов производства;
  • присвоение физическим лицом части территории, находящейся в распоряжение у организации (для возделывания сельскохозяйственных культур или для парковки автомобиля);
  • присвоение части территории земли, собственник которой неизвестен.

Земельные участки, признанные бесхозными, по умолчанию являются собственностью государства. Использовать подобные наделы в личных целях без разрешения уполномоченного государственного органа запрещено.

Фактическое изменение границ существующих наделов требует юридического закрепления (обоснования увеличения или уменьшения площади участков). В противном случае, все действия, направленные на преобразование размеров действующих территорий, будут признаны незаконными.

Контроль за оборотом земель в рамках действующего законодательства осуществляется кадастровой палатой.

В результате внесения изменений в земельное законодательство, с 1 марта 2015 появилась процедура, предусматривающая упрощенный режим оформления дополнительной к существующему участку территории. Данный процесс носит платный характер, но расценки на регистрацию прирезок к наделам в этом случае применяются минимальные. Подобная процедура применяется, как правило, к участкам (за чет которых планируется увеличение собственного надела), признанными бесхозными.

Если же надел земли принадлежит физическому лицу или организации, то данный вариант законного преобразования существующего участка реализовать проблематично.

В рамках требований статьи 60 Земельного Кодекса РФ, в случае незаконного захвата чужой территории виновное лицо обязано восстановить нарушенные права владельца участка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *