Закон о нотариате РК 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о нотариате РК 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 1. Нотариат в Республике Казахстан

1. Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

2. Правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах, установленных настоящим Законом, обладают:

1) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (государственные нотариусы), и нотариусы, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы);

2) должностные лица аппаратов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, уполномоченные на совершение нотариальных действий;

3) лица, исполняющие консульские функции от имени Республики Казахстан;

3-1) (исключен)

4) иные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий.

Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными законами РК от 24.12.2001 № 276; от 05.05.2003 № 408; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 26.12.2011 № 516-IV (вводится в действие по истечении 10 календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство о нотариате

Законодательство о нотариате состоит из норм Гражданского кодекса, настоящего Закона и иного законодательства Республики Казахстан, регулирующего нотариальную деятельность.

Статья 3. Нотариальная деятельность и ее гарантии

1. Нотариальная деятельность — это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

В случаях и пределах, установленных настоящим Законом, отдельные нотариальные действия могут совершать специально уполномоченные должностные лица.

Нотариальная деятельность в Республике Казахстан основывается на принципах законности, независимости, беспристрастности, тайны нотариальных действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью.

2. В осуществлении нотариальной деятельности нотариусы и другие уполномоченные на совершение нотариальных действий лица независимы и подчиняются только закону. При этом они руководствуются настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, регулирующими такую деятельность.

3. Физическим и юридическим лицам гарантируется тайна совершенных ими нотариальных действий.

3-1. Нотариальной тайной являются сведения, полученные при совершении нотариального действия или обращении к нотариусу, уполномоченному должностному лицу, в том числе о личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях.

4. Обеспечение тайны нотариальных действий обязательно для лиц, прекративших работу в качестве нотариуса.

4-1. Обязанность соблюдения нотариальной тайны распространяется на стажеров, помощников нотариусов, свидетеля, переводчика, лицо, подписавшее вместо гражданина нотариальный документ вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности последнего, а также работников нотариальных палат и лиц, осуществляющих сопровождение и системно-техническое обслуживание единой нотариальной информационной системы.

5. Сведения о нотариальных действиях, копии или дубликаты выданных нотариусом документов выдаются только юридическим и физическим лицам, по поручению которых совершались нотариальные действия, либо их уполномоченным лицам.

6. Сведения о нотариальных действиях и документы выдаются по письменному требованию суда, органов следствия и дознания, по находящимся в их производстве делам, судебных исполнителей по находящимся в их производстве делам исполнительного производства органам прокуратуры, также органам юстиции и нотариальным палатам, уполномоченным настоящим Законом осуществлять проверку деятельности нотариусов.

Сведения о нотариальных действиях, необходимые для осуществления адвокатской деятельности, выдаются также по письменному запросу адвоката, выступающего в качестве защитника или представителя доверителя, обратившегося к нему за юридической помощью.

Получение из единой нотариальной информационной системы сведений о нотариальных действиях, необходимых для оказания юридической помощи, осуществляется адвокатами путем направления адвокатского запроса в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, через единую информационную систему юридической помощи.

Сведения о наследниках умершего лица, имевшего налоговую задолженность, выдаются по письменному запросу органов государственных доходов.

Статья 30. Оплата нотариальных действий

1. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, и должностное лицо аппарата акима города районного значения, поселка, села, сельского округа за совершение нотариальных действий взимают государственную пошлину по ставкам, установленным Налоговым кодексом Республики Казахстан.

2. Оплата нотариальных действий, совершаемых частным нотариусом, осуществляется по ставкам, соответствующим размерам государственной пошлины, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан.

3. (исключен)
Примечание РЦПИ!
Пункт 4 вводится в действие с 01.01.2010.

4. Должностное лицо консульского учреждения Республики Казахстан за совершение нотариальных действий взимает консульский сбор в порядке и размерах, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

5. Льготы по оплате нотариальных действий для физических и юридических лиц, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан, распространяются на этих лиц и при совершении нотариальных действий нотариусом, занимающимся частной практикой.

6. При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места его работы заинтересованные лица возмещают ему фактические транспортные расходы.

7. (исключен)
Сноска. Статья 30 с изменениями, внесенными законами РК от 24.12.2001 № 276; от 05.05.2003 № 408; от 20.12.2004 № 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.11.2009 № 200-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).

Статья 30-1. Оплата услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частным нотариусом

Статья 81. Удостоверение факта нахождения гражданина в живых

1. Нотариус удостоверяет факт нахождения гражданина в живых.

2. Удостоверение факта нахождения в живых несовершеннолетнего производится по просьбе его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), а также учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний. В подтверждение указанного факта заинтересованным лицам выдается свидетельство.

Статья 82. Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте

1. Нотариус по просьбе гражданина удостоверяет факт нахождения его в определенном месте.

2. Удостоверение факта нахождения в определенном месте несовершеннолетнего производится по просьбе его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), а также учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний. В подтверждение указанного факта заинтересованным лицам выдается свидетельство.

Статья 83. Удостоверение времени предъявления документов

Нотариус удостоверяет время предъявления ему документа. Удостоверительная надпись об этом делается на документе с указанием фамилии, имени, отчества предъявившего его лица.

Закон «О нотариате» РК: пояснения, обзор

Нотариат призван юридически помогать тем, кто в этом нуждается. Выполнять нотариальную деятельность могут только:

  • частные и государственные нотариусы;
  • уполномоченные лица местных органов власти;
  • консулы.

Когда был принят закон РК «О нотариате»? Основные положения закона утверждены 14 июля 1997 года, но в 2020 году представлена обновленная редакция документа. В соответствии с ним каждый нотариус обязан хранить тайну дела, над которым работает. Это правило также действует после окончания его службы.

  • 03:41 09-09-2021Как суд в Акмолинской области «соблюдает» Конвенцию ООН о правах детей и инвалидов
  • 20:16 08-09-2021Хулиганы, наркоманы, мошенники и скотокрады в Усть-Каменогорске не желают исправляться
  • 20:14 08-09-2021В Минздраве РК прокомментировали ситуацию с нехваткой врачей в поликлиниках
  • 20:13 08-09-2021В Акмолинской области эпидситуация по коронавирусу стабилизируется
  • 20:12 08-09-2021Заведующая шымкентским роддомом осуждена за дачу взятки
  • 20:10 08-09-2021Покупайте акции несработавшей термомодернизации
  • 20:04 08-09-2021Бензовоз попал в аварию в ВКО: на дорогу выливается горючее
  • 19:58 08-09-2021На дискриминацию «платников» и «бюджетников» в школе пожаловалась жительница Шымкента
  • 18:18 08-09-2021В Шымкенте группа граждан потребовала не преследовать видеоблогера Куата Ахметова
  • 18:16 08-09-2021Нур-Султан ответил на призывы родителей разрешить платки в школах
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

1. Нотариальное делопроизводство ведется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о языках.

2. Если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не владеет языком, на котором ведется делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть ему переведены по его просьбе за плату в соответствии со статьей 80 настоящего Закона.

1. Основания отказа в выдаче лицензии нотариуса устанавливаются законодательством о лицензировании.

2. При отказе в выдаче лицензии нотариуса заявителю дается мотивированное решение в письменной форме с указанием причин отказа в течение трех дней со дня его принятия.

3. Решение об отказе может быть обжаловано в суде.

Нотариус обязан:

1) совершать нотариальные действия в соответствии с требованиями настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих деятельность нотариата;

2) разъяснять гражданам и юридическим лицам права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

3) хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности;

4) отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Республики Казахстан;

5) соблюдать профессиональную этику;

6) представлять по жалобам на свое действие в органы юстиции и (или) нотариальную палату сведения о совершенном нотариальном действии, иные документы, а в необходимых случаях — личные объяснения, в том числе по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

1. Нотариус и должностные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий, в случае совершения ими неправомерных действий несут уголовную, административную, материальную, дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

2. Нотариус, занимающийся частной практикой, в случае нарушения своих профессиональных обязанностей и норм этики может быть привлечен к ответственности нотариальной палатой в соответствии с Кодексом чести нотариуса.

Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении рассматриваются судами в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.

Глава 3. НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

Статья 26. Нотариальная палата

1. Нотариальная палата является некоммерческой, профессиональной, самофинансируемой организацией, создаваемой для выражения и защиты прав и законных интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, а также для осуществления контроля за соблюдением законодательства о нотариате при совершении нотариальных действия.

2. Деятельность нотариальной палаты регулируется настоящим Законом и уставом. Нотариальная палата является юридическим лицом и подлежит регистрации в установленном законом порядке.

3. На территории каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан образуется одна нотариальная палата.

4. Территориальные нотариальные палаты вправе объединяться в Республиканскую нотариальную палату в форме ассоциации (союза).

1. Деятельность Республиканской нотариальной палаты определяются настоящим Законом и ее уставом. Республиканская нотариальная палата подлежит регистрации в установленном законом порядке.

2. Республиканская нотариальная палата:

1) осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;

2) представляет интересы нотариальных палат и нотариусов в государственных органах, негосударственных организациях, в том числе иностранных и международных;

3) участвует в законопроектной и экспертной деятельности Министерства юстиции Республики Казахстан по вопросам нотариата;

4) организует обучение нотариусов;

5) принимает участие в разработке нормативных правовых актов и разрабатывает методические материалы по вопросам нотариата;

6) разрабатывает и утверждает Кодекс чести нотариуса;

7) осуществляет иную деятельность, не противоречащую законодательству и международным договорам.

3. Республиканская нотариальная палата представляет ежегодно Министерству юстиции Республики Казахстан информацию о своей деятельности.

Внесены изменения в ряд законов по вопросам нотариальной деятельности

Предусмотрена возможность совершения нотариусами новых нотариальных действий:

  • исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке в виде электронного документа;
  • принятие на хранение электронных документов;
  • удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу[1].

Предусмотрена возможность совершения некоторых нотариальных действий с помощью сети Интернет удаленно, то есть без личной явки обратившегося лица к нотариусу.
На текущий момент Законом установлен следующий перечень нотариальных действий, которые могут быть совершены удаленно:

  • свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой;
  • передача электронных документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
  • принятие в депозит и на депонирование безналичных денежных средств;
  • совершение исполнительной надписи в виде электронного документа;
  • принятие на хранение электронных документов;
  • обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети Интернет;
  • получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
  • удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.

Новеллой станет размещение на ряде нотариальных документов, изготовленных на бумажных носителях специальной машиночитаемой маркировки (QR-кода), с помощью которой можно будет осуществлять проверку информации о нотариальном документе.
QR-код будет содержать дату, регистрационный номер и вид нотариального действия, ФИО и нотариальный округ нотариуса, данные о заявителях, их представителях.
Предполагается, что любое лицо сможет просканировать QR-код на нотариальном документе с помощью смартфона и проверить, действительно ли выдавался этот документ.
Перечень документов, предусматривающих проставление QR-кода, является исчерпывающим и включает в себя удостоверяемую сделку (в том числе, доверенность), свидетельство, протест векселя, исполнительную надпись, документ, обеспечивающий доказательства, документ, время предъявления которого удостоверено нотариусом.

Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

43. Отчуждение собственником имущества, находящегося в совместной либо долевой собственности, производится с согласия всех участников.

При совершении сделок, требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации, нотариус истребует согласие остальных участников совместной собственности на совершение сделки, которое подлежит нотариальному засвидетельствованию.

Сноска. Пункт 43 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

44. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается согласие другого супруга, если брачным договором не установлен иной режим имущества.

Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению (приобретению) или расторжению сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законодательством порядке, необходимо истребовать нотариально удостоверенное согласие другого супруга, либо заявление о том, что собственник отчуждаемого имущества в браке не состоит, за исключением сделки по отчуждению имущества, приобретенного супругом на основании безвозмездных сделок, до регистрации брака или в порядке наследования, а также за исключением сделки по отчуждению имущества, которое принадлежит супругу в режиме раздельной собственности на основании брачного договора. В последнем случае нотариусу предъявляется брачный договор.

При этом в тексте договора указывается, что имущество приобретается с согласия супруга (и) с указанием полностью его (ее) фамилии, имени и отчества (при его наличии), индивидуального идентификационного номера, даты и места рождения либо, что приобретатель на момент заключения договора в браке ни с кем не состоит, а в случаях наличия брачного договора указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) нотариуса, удостоверившего брачный договор, дату и место удостоверения, реестровый номер и правовой режим имущества.

Брачные отношения супругов нотариус проверяет по свидетельству о браке или через Единую нотариальную информационную систему (далее — ЕНИС) в государственной базе данных «Физические лица», информационной системе «регистрационный пункт ЗАГС», о чем также производит запись на согласии и указывает номер, дату выдачи свидетельства и наименование органа, выдавшего документ.

При удостоверении сделки по отчуждению имущества на основании выданной доверенности правообладателя имущества, заявление об отсутствии брачных отношений отбирается от поверенного, в случае если оно уполномочено на совершение данного вида нотариального действия.

Не подлежат нотариальному удостоверению договора по приобретению квартир, жилых домов (статья 9 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев»), земельных участков (указанных в статье 23 Земельного кодекса Республики Казахстан) если один из супругов является иностранным гражданином, не имеющим вида на жительство в Республике Казахстан, а также, если брачным договором между супругами не установлен режим раздельной собственности.

Сноска. Пункт 44 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

45. В случае, если в согласии на отчуждение имущества указано кому отчуждается имущество, его цена и другие условия, нотариус при удостоверении сделки по отчуждению имущества проверяет соблюдение этих условий.

Сноска. Пункт 45 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

46. При отчуждении доли в праве долевой собственности нотариус руководствуется нормами статей 216 и 501 ГК РК.

Доказательствами извещения других участников общей долевой собственности о продаже доли являются:

1) заявление участника общей долевой собственности об отказе от права преимущественной покупки, подлинность подписи которого нотариально засвидетельствована;

2) заявление продавца доли, подлинность подписи которого нотариально засвидетельствована, переданная нотариусу для уведомления участников общей долевой собственности о намерении продажи доли, а также почтовое или иное уведомление о том, что данное заявление было вручено участнику общей долевой собственности.

Сноска. Заголовок главы 4 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

69. Нотариус удостоверяет договоры о порядке пользования имуществом, находящимся в общей (совместной или долевой) собственности физических и (или) юридических лиц.

Нотариус удостоверяет договор о порядке пользования общим имуществом, установленном соглашением сторон. При наличии спора нотариус разъясняет порядок обращения в суд.

Сноска. Пункт 69 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.12.2012 № 406 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

70. В договоре о порядке пользования в отношении каждого участника общей собственности указываются части недвижимого имущества, которыми он вправе пользоваться согласно технической документации, их порядковый номер и размер.

При удос��оверении договора о порядке пользования имуществом стороны устанавливают порядок пользования находящимся на земельном участке жилым домом как с определением порядка пользования земельным участком, так и без такого определения.

Закон «О нотариате»: что упростили

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

УТВЕРЖДЕН
решением
Правления Федеральной
нотариальной палаты
от 28 августа 2017 года N 10/17



УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
юстиции Российской Федерации
от 30 августа 2017 года N 156



Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования

(с изменениями на 30 сентября 2020 года)

1. Нотариус получает и фиксирует информацию о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, в том числе фактов, имеющих юридическое значение, необходимых для совершения нотариального действия (далее — обстоятельства).

Наличие или отсутствие обстоятельств подлежит установлению нотариусом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в объеме, предусмотренном Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее — Регламент).

2. Источниками информации, необходимой для совершения нотариальных действий, являются:

1) документы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе судебные акты, органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме;

2) государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, в том числе находящиеся в открытом доступе;

3) единая информационная система нотариата (далее — ЕИС);

4) заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий (далее — заявитель), и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;

5) документы и сведения, исходящие от физических и юридических лиц, в том числе информационные ресурсы.

3. Если представленный нотариусу документ составлен на языке, которым нотариус не владеет, нотариусу должен быть представлен перевод документа на русский язык, выполненный переводчиком, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом, или перевод указанного документа, выполненный нотариусом, знающим иностранный язык, с которого осуществляется перевод.

4. Нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.

5. Фиксирование информации, необходимой для совершения нотариального действия, осуществляется следующими способами:

1) внесение информации в:

а) реестры регистрации нотариальных действий, ведущиеся на бумажном носителе: реестр регистрации нотариальных действий или реестр регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, либо реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества, представленных нотариусу на бумажном носителе (далее — бумажные реестры);

б) реестры нотариальных действий, ведущиеся в ЕИС: реестр нотариальных действий или реестр нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами (далее — РУДС), либо реестр уведомлений о залоге движимого имущества (далее -также РУЗДИ), (далее — реестры ЕИС);
(Подпункт 1 в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230.

2) внесение информации в текст нотариально оформленного документа, в том числе в удостоверительную надпись, свидетельство, если указание такой информации в удостоверительной надписи, свидетельстве предусмотрено формой удостоверительной надписи, свидетельства соответственно;

3) помещение в дела нотариуса документа или его копии;

4) помещение в дела нотариуса образа электронного документа на бумажном носителе без удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 26 июля 2019 года приказом Минюста России от 5 июля 2019 года N 134.

5) составление протокола фиксирования информации;

6) помещение электронных документов в ЕИС.
(Подпункт дополнительно включен с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230)

Нотариус самостоятельно определяет способ фиксирования информации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Регламентом. При совершении нотариального действия может быть использовано несколько способов фиксирования информации.

6. Информация, полученная из государственных реестров, федеральных информационных ресурсов, государственных регистров, находящаяся в открытом доступе, фиксируется нотариусом в тексте нотариального документа (документа удостоверенного, засвидетельствованного, совершенного, выданного нотариусом) или в виде отображения на бумажном носителе полученной информации, либо в протоколе фиксирования информации с указанием источника информации, даты и времени ее получения.

7. Информация, полученная нотариусом со слов заявителя или иных лиц, участвовавших в совершении нотариального действия, фиксируется нотариусом в тексте нотариального документа, или протоколе фиксирования информации, или в заявлении.

15. Правоспособность юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации, нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в:

Едином государственном реестре юридических лиц;

учредительном документе юридического лица.

16. Правоспособность иностранного юридического лица нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в выписке из реестра юридических лиц соответствующей страны, где учреждено иностранное юридическое лицо, и (или) иных равных по юридической силе доказательств юридического статуса иностранного юридического лица.

17. Специальная правоспособность юридического лица при удостоверении сделок, предмет которых связан с лицензируемыми видами деятельности, деятельностью, в связи с которой обязательно членство в саморегулируемой организации, устанавливается нотариусом в объеме, определяемом соответствующей лицензией или свидетельством саморегулируемой организации о допуске юридического лица к определенным видам деятельности.

18. Адрес российского юридического лица нотариус устанавливает по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о месте нахождения российского юридического лица — по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц либо учредительного документа, а для иных юридических лиц — по сведениям выписки из реестра юридических лиц соответствующей страны, где учреждено иностранное юридическое лицо, и (или) иных равных по юридической силе доказательств юридического статуса иностранного юридического лица.

19. Информацию о наименовании органа юридического лица, действующего без доверенности от имени юридического лица, и порядке его формирования нотариус устанавливает на основании:

сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, за исключением случаев подтверждения полномочий органа юридического лица для внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в выписке из реестра юридических лиц соответствующей страны, где учреждено иностранное юридическое лицо, и (или) иных равных по юридической силе доказательств юридического статуса иностранного юридического лица;

учредительного документа юридического лица, договора с управляющей организацией или управляющим, документа (протокола, решения) о назначении лица на соответствующую должность, судебного акта о назначении арбитражного управляющего, иного документа о наделении лица полномочиями представителя, либо документов, предусмотренных личным законом иностранного юридического лица.

20. Информация о юридическом лице и его органе, действующем без доверенности, фиксируется в реестрах ЕИС и (или) бумажных реестрах в порядке, установленном Требованиями и Порядком.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230.

23. Гражданскую дееспособность гражданина Российской Федерации, достигшего совершеннолетия, нотариус устанавливает в соответствии со статьями 21, 26-30 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2012, N 53, ст.7627) на основании документа, удостоверяющего личность, подтверждающего его возраст (пункт 10 Регламента).

Гражданскую дееспособность иностранного гражданина и лица без гражданства нотариус устанавливает в соответствии со статьями 1195, 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст.4552) на основании документа, удостоверяющего личность.

Полная гражданская дееспособность несовершеннолетнего гражданина устанавливается нотариусом на основании:

1) документа, удостоверяющего личность и подтверждающего возраст несовершеннолетнего;

2) решения органа опеки и попечительства об объявлении несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным;

3) судебного акта об объявлении несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным;

4) документов органов записи актов гражданского состояния или сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния о заключении брака несовершеннолетним.

Дееспособность несовершеннолетних граждан Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нотариус устанавливает на основании документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его возраст.

24. Наличие или отсутствие производства по делу о банкротстве в отношении заявителя нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

25. Наличие зарегистрированного брака у заявителя нотариус устанавливает из документа органов записи актов гражданского состояния и (или) сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, или из установленного документа иностранного государства, подтверждающего регистрацию брака.

26. Информацию о наличии согласия на совершение сделки, выданного физическим или юридическим лицом, органом юридического лица, органом опеки и попечительства, финансовым управляющим, нотариус устанавливает по сведениям из представленных нотариусу документов (например, согласий, решений, распоряжений). В установленных законодательством Российской Федерации случаях указанная информация может быть получена только из документов, удостоверенных нотариусом, или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

32. При удостоверении договора нотариус посредством ЕИС запрашивает из Единого государственного реестра недвижимости информацию о наличии (отсутствии) судебного акта о признании заявителя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Нововведение с защитой документа QR-кодом делает бессмысленным использование поддельных нотариальных документов, ведь выявить фальшивку сможет любой человек, у которого есть смартфон. Для проверки потребуется всего лишь войти в приложение и просканировать QR-маркировку — и на экране появится ссылка, после открытия которой можно прочитать все данные документа. Если они не совпадают с теми, что указаны в тексте, — это фальшивка. Генерить QR-код в другой программе и помещать его на подделываемый документ тоже не вариант, поскольку при совершении каждого нотариального действия нотариус вносит сведения о нём в Единую информационную систему (ЕИС) нотариата и это закрепляется присвоением специального номера, который входит в реквизиты документа. Проверка по QR-коду сразу покажет, есть ли такой документ в системе и совпадают ли его данные с теми, что указаны на бумажном носителе.

Само собой, нововведения не касаются тех нотариальных документов, которые были составлены до 2021 года и не имеют QR-кода. Законом установлено, что их переоформлять не нужно: они сохраняют свою юридическую силу.

Точно так же QR-код не предусмотрен для нотариально удостоверенных электронных документов. Ведь при их заверении нотариус всегда использует свою усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), что само по себе уже является электронной меткой, исключающей подделку.

Новации в действиях нотариусов коснулись не только цифровых и прочих гарантий для граждан, но и наделили их новыми обязанностями. Среди особо значимых можно выделить две. Первая: теперь нотариусы в течение пяти дней обязаны уведомлять Федеральную налоговую службу (ФНС) о выданных свидетельствах о праве на наследство в части унаследованной гражданами недвижимости и любых транспортных средств. Согласно новым поправкам нотариусы должны передавать эту информацию в электронном виде через ЕИС нотариата, такое положение призвано ускорить оперативность получения данных структурами ФНС.

При этом, хотя согласно Налоговому кодексу наследники при получении причитающегося им наследства и освобождены от уплаты подоходного налога, со дня открытия наследства у них возникает обязанность по уплате ежегодного налога на унаследованное недвижимое имущество и транспортные средства, так как они становятся их собственниками. Вторая особенность заключается в том, что теперь Росреестр может представлять нотариусу сведения о правах на недвижимость не только наследодателя, но и его пережившего супруга. Это особенно важно в делах о разделе наследства и возможных спорах по этому поводу. Для наследников остаётся только не забыть заявить нотариусу о необходимости сделать соответствующий запрос.

При этом надо иметь в виду, что нотариус обязан отправить в Росреестр документы на регистрацию права собственности наследника или пережившего супруга и соблюсти ряд непреложных условий. Во-первых, документы отправляются после оформления, в тот же день. Предпочтительный способ отправления для отражения в ЕИС нотариата — электронное сообщение с усиленной электронной подписью. Если каналы связи не работают, нотариус должен организовать отправку на бумаге, на это у него есть не более двух дней. Во-вторых, если наследник не заявил отказа от данного действия, то нотариус обязан его выполнить в любом случае и отдельная плата за это не берётся (даже за технические или правовые услуги), так как само действие — это часть сделки вступления в наследство.

  • Нотариусам утвердили пять административных регламентов
  • Изменен порядок регистрации обращений к нотариусам
  • Для нотариусов введут административные регламенты
  • Приостанавливать действие лицензии нотариуса будут квалификационные комиссии
  • Во сколько обойдутся дополнительные услуги нотариуса
  • Равнозначность электронного и бумажного документов подтвердит нотариус

В Мажилисе Парламента РК рассматривается проект нового Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», разработанный Министерством юстиции РК, одновременно с ним в качестве сопровождающего законопроекта, в Мажилисе проходит обсуждение проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – проект, законопроект). Если о первом законопроекте известно фактически все, он активно обсуждается в экспертном, адвокатском сообществах, его основные положения очень подробно освещены в СМИ, то о втором законопроекте фактически ничего не известно, специальные дискуссии по нему не ведутся, научные обсуждения не проводятся. Это не заслуженное положение, поскольку проектом предусматривается крупнейшее за последние шесть лет реформирование института нотариата.

Повышение качества оказания нотариальных услуг предполагает совершенствование института нотариата в нескольких ключевых направлениях: пересмотр порядка и условий доступа в профессию нотариуса; повышение квалификации и методическое сопровождение деятельности нотариусов; ужесточение ответственности нотариусов за недобросовестное выполнение функций. Законопроектом предполагается решение части выделенных вопросов в области организации нотариата. Рассмотрим важнейшие аспекты проекта.

Цель работы состоит в том, чтобы представить для обсуждения современные актуальные проблемы нотариата. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд следующих задач: изучить теоретические аспекты правового регулирования нотариата, получившие приоритетное развитие в Республике Казахстан; осуществить анализ норм действующего законодательства Республики Казахстан, определяющих реализацию функций и организацию нотариата; исследовать современные направления законотворческого процесса в области нотариата; предложить новые направления совершенствования правового обеспечения института нотариата.

Методологическую основу исследования составили диалектический, логикоправовой, социально-правовой, системноструктурный методы. Значительное внимание в работе уделено применению специально-юридических методов исследования – сравнительно-правовому и историко-правовому.

  • Новости
  • Пресс-центр
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Публикации в СМИ

Порядок ведения нотариального делопроизводства разрабатывается на основе единой государственной системы делопроизводства, а также требований стандартов на управленческую документацию.

На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации.

Образец описи наследственных дел, оконченных в соответствующем году. — Утратило силуПриложение N 18. Образец описи дел постоянного срока хранения, передаваемых в архивПриложение N 19. Образец журнала учета приема-передачи полномочий, дел нотариуса и печатиПриложение N 20. Образец акта приема-передачи делПриложение N 21. Образец книги учета наследственных делПриложение N 22.

Федеральная нотариальная палата (ФНП) – это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования. Она объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ.

Образец книги учета заявлений (поручений) о принятии мер по охране наследственного имуществаПриложение N 24. Образец книги учета заявлений (поручений) о принятии мер по управлению наследственным имуществомПриложение N 25. Образец обложки наследственного делаПриложение N 26. Образец алфавитной книги учета завещанийПриложение N 27. Образец справки об изъятии документаПриложение N 28.

Сноска. Пункт 43 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 150 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Сведения о наследниках умершего лица, имевшего налоговую задолженность, выдаются по письменному запросу органов государственных доходов.

Пункт 47 Правил дополнить словами «, за исключением дел, книг, журналов и реестров, хранящихся в ЕИС».

Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, «нотариусы не только обеспечат защиту прав и законных интересов участников этих правоотношений, но и предоставят новые возможности комфортного и быстрого совершения юридически значимых действий, обеспеченных правовыми гарантиями нотариата».

В числе новелл, применение которых должно регулироваться приказами Минюста, входят не только удаленные и дистанционные нотариальные действия, но и такие востребованные в ближайшем будущем возможности, как, например, хранение у нотариуса электронных документов (по сути — файлов с информацией в любом формате).

ГОСТом Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Нотариат рассматривается как институт «предупредительного» правосудия по гражданским делам, в пределах бесспорной гражданской юрисдикции, придающий нотариальному акту особую доказательственную силу.

Правила регулируют документирование и документооборот с момента создания или получения документов до передачи их в архив или уничтожения, включая порядок работы с документами, контроль, ведение и заполнение документов, связанных с совершением нотариальных действий, составление номенклатуры дел, подготовку документов к хранению или уничтожению.

Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

I), ст. 5021; 2002, N 28, ст. 2780; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2696; 2009, N 46, ст. 5417; 2011, N 1, ст. 1; 2013, N 30 (ч. I), ст. 4022; 2014, N 11, ст. 1088; 2017, N 52 (ч.

Нотариусов переводят на «удаленку». С 29 декабря 2020 года вступают в силу изменения в Основы законодательства РФ о нотариате, регулирующие порядок совершения нотариальных действий в электронной форме. В журнал вносятся сведения о вынесенном нотариусом постановлении об отказе в совершении нотариального действия.

При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 100 Правил, комиссия, созданная для передачи дел нотариуса, передает в установленные указанным пунктом сроки печать нотариуса с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации в территориальный орган.

Заявитель подписывает своей КЭП заявление о совершении нотариального действия удаленно, а также весь комплект предоставляемых документов (заявление + приложения).

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем к нотариусу в форме электронного документа, или в письменной форме — по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем к нотариусу в письменной форме.

  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Приказ Ростуризма от 11.06.2021 N 219-Пр-21 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.08.2013 N 14-42/34327 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 07.02.2012 N 14-42/05514 (ред. от 31.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 08.12.2009 N 14-42/58920 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ ФАС России от 28.06.2021 N 640/21 (ред. от 30.08.2021)
  • Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Токаев подписал закон о нотариате

    У алматинца Сергея Марченко возник спор с поставщиком воды. Ему приписали долг в 76 тысяч тенге, который он не признает. Марченко доказывает это квитанциями об оплате за воду и договор с поставщиком.

    Однако с помощью нотариуса поставщик воды вынес решение о наличии долга и заблокировал счета Марченко.

    При этом Марченко:

    • не признавал свой долг, как того требует закон;
    • готов оспорить этот долг и доказать свою невиновность с помощью платежных документов;
    • не подписывал документов о досудебном урегулировании спора.

    Таким образом, действия нотариуса в этой ситуации кажутся спорными.

    Сейчас Марченко через суд пытается оспорить действия нотариуса Гаухар Оршабековой.

    Мы также пытались взять у нотариуса комментарий по этой ситуации, но Оршабекова ответила предельно кратко: «Раз совершила исполнительную надпись, значит, все с ней в порядке». Права, потому что права.

    Статья 1.

    Внести в Республики Казахстан от 14 июля 1997 года «О нотариате» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 13-14, ст. 206; 1998 г., № 22, ст. 307; 2000 г., № 3-4, ст. 66; 2001 г., № 15-16, ст. 236; № 24, ст.

    338; 2003 г., № 10, ст. 48; № 12, ст. 86; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 11, ст.

    55; 2007 г., № 2, ст. 18; 2009 г., № 8, ст. 44; № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; № 23, ст.

    100; 2010 г., № 17-18, ст. 111; 2011 г., № 11, ст. 102) следующие изменения и дополнения: 1) статьи 1 изложить в следующей редакции: «1.

    Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.»; 2) в : изложить в следующей редакции: «1. Нотариальная деятельность — это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

    Сноска.

    В тексте после слова «Раздел» цифры «I — II» заменить соответственно цифрами «1 — 2» — Законом РК от 20.12.2004 (вводится в действие с 01.01.2005). Сноска. По всему тексту слова «отзыва», «отзыву», «Отзыв», «отзыве», «об отзыве» заменены соответственно словами «лишения», «лишению», «Лишение», «лишении», «о лишении» Законом РК от 12.01.2007 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); слова «личной печати», «личную печать», «личных печатей» заменены соответственно словами «печати», «печать», «печатей» Законом РК от 28.06.2012 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

    Сноска. По всему тексту слова «аулов (сел)», «аульных (сельских)», «аула (села)», «аульного (сельского)» заменены соответственно словами «сел», «сельских», «села», «сельского» Конституционным Законом РК от 03.07.2013 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Статья 1.

    1. Наши проекты:

    / / Состояние базы:

    1. На казахском языке: 124970
    2. На русском языке: 124106
    3. Дата обновления: 26.03.2019
    4. Всего документов: 249622
    5. Документы по состоянию на: 23.03.2019
    6. На английском языке: 546

    Русский язык с изменениями на: 21.01.2021 Сноска.

    В Мажилисе Парламента РК рассматривается проект нового Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», разработанный Министерством юстиции РК, одновременно с ним в качестве сопровождающего законопроекта, в Мажилисе проходит обсуждение проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – проект, законопроект). Если о первом законопроекте известно фактически все, он активно обсуждается в экспертном, адвокатском сообществах, его основные положения очень подробно освещены в СМИ, то о втором законопроекте фактически ничего не известно, специальные дискуссии по нему не ведутся, научные обсуждения не проводятся. Это не заслуженное положение, поскольку проектом предусматривается крупнейшее за последние шесть лет реформирование института нотариата.

    Повышение качества оказания нотариальных услуг предполагает совершенствование института нотариата в нескольких ключевых направлениях: пересмотр порядка и условий доступа в профессию нотариуса; повышение квалификации и методическое сопровождение деятельности нотариусов; ужесточение ответственности нотариусов за недобросовестное выполнение функций. Законопроектом предполагается решение части выделенных вопросов в области организации нотариата. Рассмотрим важнейшие аспекты проекта.

    Цель работы состоит в том, чтобы представить для обсуждения современные актуальные проблемы нотариата. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд следующих задач: изучить теоретические аспекты правового регулирования нотариата, получившие приоритетное развитие в Республике Казахстан; осуществить анализ норм действующего законодательства Республики Казахстан, определяющих реализацию функций и организацию нотариата; исследовать современные направления законотворческого процесса в области нотариата; предложить новые направления совершенствования правового обеспечения института нотариата.

    Методологическую основу исследования составили диалектический, логикоправовой, социально-правовой, системноструктурный методы. Значительное внимание в работе уделено применению специально-юридических методов исследования – сравнительно-правовому и историко-правовому.

    Качество выполнения нотариальных действий обусловлено уровнем квалификации нотариуса, поэтому для повышения качества нотариальной деятельности необходимо пересмотреть существующие условия по входу в профессию. Рассматривая вопросы доступа к осуществлению нотариальной деятельности, следует учитывать, что отбор на должность нотариуса направлен на выявление наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, навыки и способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав граждан и организаций. Обладая хорошими теоретическими знаниями, претендент на осуществление нотариальной деятельности должен иметь практический опыт работы по специальности, подтверждающий его профессиональную пригодность.

    Принимая во внимание правовую природу нотариальной деятельности, требующую оказание квалифицированной юридической помощи, проектом усилииваются квалификационные требования к претендентам на осуществление нотариальной деятельности, пересматривается требование к юридическому стажу с двух до пяти лет. Двухлетний стаж работы по юридической специальности недостаточен для получения практических навыков и их надлежащего закрепления со способностью самостоятельно решать профессиональные задачи различной степени сложности. Закрепляются меры ответственности действующих нотариусов путем установления невозможности возврата в профессию после ухода из нее не только при совершении правонарушений, связанных с профессиональной деятельностью, но также при ряде иных дополнительных юридических фактов.

    Действующее законодательство не регламентирует вопросы квалификационных требований к помощникам нотариусов. В целях укрепления правового статуса помощника нотариуса вводится обязательность наличия у него юридического образования с определением круга его прав и обязанностей. Вводятся положения, направленные на четкое закрепление правового статуса помощника нотариуса и его разграничения от функционала стажера. Устанавливаются меры по предотвращению подмены стажерами и помощниками функций нотариуса.

    Одним из требований, предусмотренных ЗРК «О нотариате» является прохождение стажировки у нотариуса сроком не менее одного года. Целью прохождения стажировки является приобретение стажером профессиональных знаний и практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. Программа стажировки рассчитана на один календарный год с возможностью ее сокращения не менее чем до трех месяцев. Срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа юстиции и нотариальной палаты для лиц, имеющих стаж по юридической специальности не менее пяти лет. В целом, возможность по сокращению срока прохождения стажировки умаляет значение стажировки, как этапа практической подготовки претендента к осуществлению нотариальной деятельности. При этом следует учитывать, что нотариальная деятельность специфична и наличие стажа работы по юридической специальности не означает наличие у претендента достаточных практических навыков для осуществления нотариальной деятельности. В целях осуществления качественной практической подготовки стажеров необходимо исключить возможность пересмотра сроков прохождения стажировки.

    Впервые проектом предполагается установить срок действия заключения о прохождении стажировки, поскольку приобретенные стажером знания могут устареть, а навыки быть утраченными. Кроме того, это соответствует логике ст. 7-2 Закона РК «О нотариате», предусматривающей срок действия решении комиссии об аттестации: решение комиссии об аттестации является действительным в течение трех лет с момента вынесения (п. 9 ст. 7-2 Закона). В связи с этим предлагается установить 3-летний срок действии заключения прохождении стажировки по аналогии.

    Для обеспечения получения стажером профессиональных знаний и практических навыков представляется необходимым установить квалификационные требования к руководителю стажировки. В частности, предлагается законодательно предусмотреть возможность прохождения стажировки только у нотариусов, имеющих стаж нотариальной деятельности не менее пяти лет.

    Одной из мер, способных оказать положительное влияние на повышение качества нотариальной деятельности, является повышение квалификации нотариусами. В законодательстве о нотариате на сегодняшней день отсутствует норма, предусматривающая обязательное повышение квалификации действующих нотариусов республиканской и территориальными нотариальными палатами. В настоящее время оно носит добровольный характер. Законопроектом предусматривается, что повышение квалификации нотариусом должно быть обязанностью нотариуса, а организация подобного профессионального обучения должна являться обязанностью нотариальных палат.

    Остаются неопределенными статус нотариальных палат, полномочия их руководителей, отдельных выборных органов. Складывается практика несменяемости руководителей нотариальных палат, большинство из которых являются несменяемыми с момента образования палат [1]. Вопросы внутренней структуры нотариальной палаты, функций и организаций органов управления, контроля закрепляются ЗРК «О нотариате» не подробно, устанавливаются лишь обязательные положения устава палаты и ее полномочия, а такие ключевые вопросы, как порядок избрания и сроки полномочий органов управления палаты, основания приостановления и прекращения членства в палате не регламентируются. Вместе с тем, важнейшие принципы организации и функционирования нотариата должны быть определены нормативным правовым актом в форме закона. В целях обеспечения сменяемости председателей нотариальных палат проектом вводится норма, устанавливающая, что одно и то же лицо не может занимать должность председателя Республиканской или территориальной нотариальной палаты более одного срока.

    Статья 98. Обеспечение доказательств, необходимых в случае возникновения дела в суде или другом компетентном органе

    1. По просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или другом компетентном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.

    2. Нотариус не обеспечивает доказательств по делу, которое в момент обращения заинтересованных лиц к нотариусу находится в производстве суда или другого компетентного органа.

    Статья 99. Действия нотариуса по обеспечению доказательств

    1. В порядке обеспечения доказательств нотариус опрашивает граждан, производит осмотр вещественных, письменных и электронных доказательств, при необходимости назначает экспертизу.

    2. При выполнении процессуальных действий по обеспечению доказательств нотариус руководствуется соответствующими нормами гражданского процессуального законодательства Республики Казахстан.

    3. Нотариус извещает о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц, однако неявка их не является препятствием для выполнения действий по обеспечению доказательств.

    4. Обеспечение доказательств без извещения одной из сторон и заинтересованных лиц производится лишь в случаях, не терпящих отлагательства, или когда нельзя определить, кто впоследствии будет участвовать в деле.

    5. В случае неявки свидетеля или эксперта по вызову нотариус сообщает об этом в суд по месту жительства свидетеля или эксперта для принятия мер, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

    6. Нотариус предупреждает гражданина и специалиста об ответственности за дачу заведомо ложного показания или заключения и за отказ или уклонение от дачи показания или заключения.

    К сожалению, не все потенциальные наследники общаются и поддерживают родственные отношения между собою. Особенно, когда дело доходит до получения наследства. Тому есть разные причины, но мы не будем сегодня заниматься «разбором полетов».

    С принятием нового закона упрощается процедура получения сведений об открытии дела по наследству. Если раньше об этом можно было узнать только при личном посещении нотариальной конторы, которая работала по адресу последнего места проживания наследодателя, то теперь в этом нет необходимости.

    Потенциальному наследнику достаточно зайти на сайт федеральной нотариальной палаты и открыть раздел «реестр наследственных дел», где следует указать Ф.И.О. наследодателя, даты его рождения и смерти. После этого появится уведомление, открыто ли наследственное дело и у какого нотариуса.

    Ранее нотариусы не владели точной информацией, имел ли наследодатель имущество, приобретенное в браке. А ведь такое имущество является совместно нажитым независимо от того, на чье из супругов имя оно было оформлено документально.

    По закону, половина такого имущества причитается вдове/вдовцу наследодателя. Но, поскольку нотариус не владел такими данными изначально, — это вызывало массу споров между наследниками, и нередко такие разногласия приходилось решать через суд.

    С 2021 г. Росреестр будет предоставлять в нотариат сведения о наличии совместно нажитого имущества наследодателя и его супруга.

    До принятия нового закона, нотариусы делали запросы в основные банковские учреждения, такие как Сбербанк, ВТБ и т.п. Таким образом, наследники платили за нотариальные услуги, но не имели гарантий, что получат необходимую информацию о вкладах и накоплениях умершего родственника.

    Теперь ситуация меняется. Обусловлено это тем, что все без исключения банки обязаны будут предоставлять в ФИНС РФ сведения об открытии вкладов гражданами. Кроме того, нотариусы без труда смогут получать информацию из ПФР о наличии неполученной пенсии наследодателем.

    Следовательно, сделав запрос в данные учреждения, нотариус получит необходимую информацию о вкладах и пенсионных накоплениях наследодателя, что упростит саму процедуру наследования, и родные умершего человека получат все причитающееся им имущество и денежные средства.

    Предпосылкой к усиленной защите наследственных сделок стало предупреждение ФСБ РФ, заинтересовавшихся статистикой уголовных дел, число которых с каждым годом возрастает.

    Сотрудники федерального ведомства акцентировали внимание нотариусов на необходимости тщательной проверки документов у граждан, претендующих на получение наследства. Проверке подлежат не только паспорта, но и различные свидетельства, документы из Росреестра и т.д.

    Теперь в обязанности работников нотариальных контор входит:

    1. проверка личности обратившихся граждан по единой биометрической системе ЦБ РФ;

    2. нанесение на свидетельства о праве на наследство специальных QR-кодов, подделать которые достаточно сложно.

    Тем не менее ранее выданные нотариусами документы без QR-кодов сохранят юр. силу и менять их будет не обязательно.

    Нотариат призван юридически помогать тем, кто в этом нуждается. Выполнять нотариальную деятельность могут только:

    • частные и государственные нотариусы;
    • уполномоченные лица местных органов власти;
    • консулы.

    Когда был принят закон РК «О нотариате»? Основные положения закона утверждены 14 июля 1997 года, но в 2020 году представлена обновленная редакция документа. В соответствии с ним каждый нотариус обязан хранить тайну дела, над которым работает. Это правило также действует после окончания его службы.

    Тем, кто хочет связать свою жизнь с юриспруденцией наверняка интересно, кто же может стать частным нотариусом. Давайте рассмотрим основные требования:

    • возраст от 25-ти лет;
    • высшее юридическое образование;
    • стаж работы по специальности от 2-х лет;
    • нотариальная практика не менее 1-го года;
    • аттестация в комиссии юстиции;
    • лицензия для занятий нотариальной деятельностью.

    Государственный нотариус — это административный служащий. Требования, изложенные выше, к нему также относятся, кроме пункта о лицензии. А вот, кто не может занять подобную должность:

    • судимый;
    • уволенный с государственной службы;
    • правонарушитель, срок давности преступления которого составляет менее 3-х лет;
    • уволенный либо лишенный лицензии нотариус.

    Независимо от того, к какому нотариусу обратитесь — государственному или частному, Закон «О нотариате» утверждает: оформленные документы имеют одинаковую силу. Нотариальная лицензия выдается без срока давности с указанием личных данных работника, даты выдачи и номера документа. Отказ в выдаче лицензии сопровождается мотивацией, которая объясняет решение. Отказ можно обжаловать в суде.

    Для определенных нотариальных действий теперь не понадобится личное присутствие клиента в нотариальной конторе.

    Среди таких действий: выписка о залоге машины, удостоверение перевода и прочие. Но нотариусу для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.

    Оплатить услуги нотариуса также можно будет удалённо.

    (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 01.07.2005 N 78-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 05.07.2010 N 154-ФЗ, от 03.12.2011 N 386-ФЗ, от 06.12.2011 N 405-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 02.10.2012 N 166-ФЗ, от 05.04.2013 N 43-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ, от 21.07.2014 N 267-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 13.07.2015 N 259-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 03.07.2016 N 332-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 31.12.2017 N 486-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ, от 23.05.2018 N 117-ФЗ, от 23.05.2018 N 119-ФЗ, от 29.06.2018 N 171-ФЗ, от 03.08.2018 N 338-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 26.07.2019 N 197-ФЗ, от 26.07.2019 N 226-ФЗ, от 26.07.2019 N 253-ФЗ, от 12.11.2019 N 370-ФЗ, от 27.12.2019 N 480-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

    Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

    Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее — реестр нотариусов), ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в порядке, им установленном. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции (далее — территориальный орган юстиции) выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    Право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют следующие должностные лица местного самоуправления: (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

    1) в поселении, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

    2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

    3) во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, — уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

    Сведения о должностных лицах местного самоуправления, указанных в части четвертой настоящей статьи, направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

    Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

    Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

    Для организации квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции образуется квалификационная комиссия. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    В состав квалификационной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее чем десять лет. Представители федерального органа юстиции вправе принимать участие в работе квалификационной комиссии. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.

    Апелляционная комиссия образуется при федеральном органе юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.

    Нотариус не вправе:

    заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

    Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    ЗАКОН

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

    (с изменениями на 30 декабря 2020 года)

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001);
    Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003);
    Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ (Российская газета, N 252, 16.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);
    Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);
    Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ (Российская газета, N 138, 01.07.2004);

    Электронные документы от нотариусов стали равнозначны бумажным в Казахстане

    В соответствии с подпунктом 4-4) статьи 27 Закона Республики Казахстан от 26 ноября 2012 года «О микрофинансовой деятельности», пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» и в целях реализации Закона Республики Казахстан от 3 июля 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста» Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка утверждены:

    1) Правила лицензирования микрофинансовой деятельности, согласно приложению 1 к постановлению;

    Документы предоставляются услугополучателем на бумажном носителе либо в электронном виде посредством веб-портала «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz (далее — портал) в соответствии со стандартом государственной услуги «Выдача лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности» согласно приложению 1 к Правилам (далее — Стандарт). При направлении услугополучателем заявления через портал в «личном кабинете» автоматически отображается статус о принятии запроса на оказание государственной услуги с указанием даты и времени получения результата.

    Информация о стадии оказания государственной услуги обновляется в автоматическом режиме в информационной системе мониторинга оказания государственных услуг.

    Для получения лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности услугополучатель представляет услугодателю заявление о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности по форме согласно приложению 2 к Правилам (далее — заявление о выдаче лицензии) и документы, предусмотренные пунктом 8 Стандарта.

    Документы, предоставляемые на бумажном носителе, состоящие из нескольких листов, представляются пронумерованными и прошитыми с указанием количества прошитых листов на ярлыке, наклеенном на обороте последнего листа на узел прошивки.

    Копии документов заверяются подписью руководителя исполнительного органа услугополучателя либо лица, исполняющего его обязанности (с представлением копии подтверждающего документа о возложении исполнения обязанностей), с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии) с указанием на верность копии.

    Услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства» сведения, указанные в документах, удостоверяющих личность физического лица — резидента Республики Казахстан, подтверждающие отсутствие неснятой или непогашенной судимости у физического лица — резидента Республики Казахстан, а также о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица.

    Документы, выданные компетентными органами или должностными лицами иностранных государств, подлежат легализации либо апостилированию в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, (за исключением документов, удостоверяющих личность физического лица — нерезидента Республики Казахстан). Указанные документы переводятся на казахский и русский языки и подлежат нотариальному засвидетельствованию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о нотариате.

    Работник услугодателя, уполномоченный на прием и регистрацию корреспонденции, в день поступления заявления о выдаче лицензии осуществляет его прием, регистрацию и направление на исполнение в структурное подразделение услугодателя, ответственное за оказание государственной услуги (далее — ответственное подразделение).

    При поступлении заявления услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявления осуществляется следующим рабочим днем.

    Работник ответственного подразделения в течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления и регистрации заявления о выдаче лицензии проверяет полноту представленных документов.

    При установлении факта неполноты представленных документов работник ответственного подразделения в указанный срок направляет услугополучателю мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления.

    При установлении факта полноты представленных документов работник ответственного подразделения в течение срока оказания государственной услуги рассматривает представленные документы на предмет их соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан, готовит и направляет на рассмотрение уполномоченному лицу услугодателя проект приказа о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированного отказа в выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. Уполномоченное лицо услугодателя подписывает проект приказа о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированный отказ в выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности.

    Также на этой неделе вступают в силу поправки в:

    • Налоговый кодекс Республики Казахстан
    • Трудовой кодекс Республики Казахстан
    • Закон Республики Казахстан «О государственных закупках»

    и в ряд других основополагающих кодексов и законов.

    В связи с масштабностью изменений в данных нормативно-правовых актах, нами разработаны персонализированные сравнительные таблицы к каждому из них. Скачать сравнительные таблицы и ознакомиться с нововведениями можно здесь.

    С 29 декабря 2020 года вступают в силу изменения в ряд законов и нормативных актов они, которые позволят сторонам договора (продавцу и покупателю, дарителю и одаряемому и др.) находящимся в разных городах и (или) регионах, одновременно прийти в нотариальные конторы и удостоверить сделку.

    На удостоверяемых нотариусом сделках (включая доверенность), свидетельствах, протестах векселя, исполнительной надписи, обеспечивающем доказательства документе, а также документах, время предъявления которых удостоверено нотариусом, будет возможно размещение машиночитаемой маркировки.

    Машиночитаемая маркировка будет формироваться средствами ЕИС и наноситься на нотариальный документ на бумажном носителе. Она позволит лицу, в чьем распоряжении будет такой документ, сформировать запрос о действительности этого нотариального документа и получить соответствующее подтверждение.

    Юридически значимые документы в электронном формате получают всё большее распространение. Поэтому уже с 29 декабря 2020 года нотариусы начнут принимать на хранение в ЕИС нотариата электронные документы. Получить переданный на хранение электронный документ можно будет у любого нотариуса на территории РФ.

    Напоминаем, что уже сейчас существует нотариальное действие по удостоверению равнозначности бумажного документа его электронному аналогу с сохранением юридической силы.

    Электронную версию документа можно в считанные минуты переслать в любую точку страны или же при необходимости через нотариуса передать во многие государственные службы и ведомства, так как нотариат является активным участником Системы межведомственного электронного взаимодействия.

    Статья 1.

    Нотариус обязан:

    1) совершать нотариальные действия в соответствии с требованиями настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих деятельность нотариата;

    2) разъяснять гражданам и юридическим лицам права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

    3) хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности;

    4) отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Республики Казахстан;

    5) соблюдать профессиональную этику;

    6) представлять по жалобам на свое действие в органы юстиции и (или) нотариальную палату сведения о совершенном нотариальном действии, иные документы, а в необходимых случаях — личные объяснения, в том числе по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

    1. Нотариус и должностные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий, в случае совершения ими неправомерных действий несут уголовную, административную, материальную, дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

    2. Нотариус, занимающийся частной практикой, в случае нарушения своих профессиональных обязанностей и норм этики может быть привлечен к ответственности нотариальной палатой в соответствии с Кодексом чести нотариуса.

    Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении рассматриваются судами в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.

    Источник: Налоговый Кодекс РК, часть 617, подпункт 4

    Нотариальная деятельность – это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

    Нотариусом может быть гражданин РК, имеющий высшее юридическое образование, прошедший аттестацию в аттестационной комиссии юстиции, стажировку у нотариуса сроком не менее одного года и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.

    Законодательство о нотариате состоит из норм Гражданского кодекса, Закона РК «О нотариате» №155 и иного законодательства РК, регулирующего нотариальную деятельность.

    Правом совершать нотариальные действия обладают:

    1) государственные нотариусы и частные нотариусы;
    2) должностные лица местных органов власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий;
    3) консулы.

    Оплата нотариальных действий осуществляется по ставкам, соответствующим размерам государственной пошлины. В оплате этих услуг есть льготы для одного из родителей особенного ребенка. Для этого такое лицо должно предъявить все соответствующие документы нотариусу.

    Важно! Освобождение от уплаты касается лишь тех документов, которые связаны непосредственно с заявителем, относящимся к данной категории.

    Автор проекта «Тұлға.kz» Нурлан Бектаев

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *